Этапы развития культуры месопотамии. Месопотамия периодизация и основные этапы развития Древнее двуречье периодизация

Культура Двуречья 4 - 3-го тыс. до н. э.

Памятники нового каменного века, сохранившиеся на территории Передней Азии, весьма многочисленны и разнообразны. Это культовые статуэтки божеств, культовые маски, сосуды. Неолитическая культура, сложившаяся на территории Двуречья в 6-4 тыс. до н. э., во многом предшествовала последующей культуре раннего классового общества. Видимо, северная часть Передней Азии занимала важное положение среди других стран уже в период родового строя, о чем говорят остатки монументальных храмов и, сохранившиеся (в поселениях Хассуна, Самарра, Телль-Халаф, Телль-Арпагия, в соседнем с Двуречьем Эламе) керамические изделия, употреблявшиеся при погребальных церемониях 2 . Тонкостенные, яравильнюй формы, нарядные и стройные сосуды Элама были покрыты четкими коричневато-черными мотивами геометризированной росписи по светлому желтоватому и розоватому фону. Такой узор, нанесенный уверенной рукой мастера, отличался безошибочным чувством декоративности, знанием законов ритмической гармонии. Он всегда располагался в строгом соответствии с формой. Треугольники, полоски, ромбы, мешочки стилизованных пальмовых ветвей подчеркивали вытянутое или округлое строение сосуда в котором красочной полосой особо выделялись дно и горловина 3 . Порой комбинации узора, украшавшего кубок, повествовали о важнейших, для человека того времени, действиях и событиях - охоте, жатве, скотоводстве. В фигурных узорах из Суз (Элам) без труда можно узнать очертания стремительно несущихся по кругу гончих псов, горделиво стоящих козлов, увенчанных огромными крутыми рогами. И хотя пристальное внимание, проявляемое художником к передаче движений животных, напоминает первобытные росписи, ритмическая организованность узора, его подчинение строению сосуда говорят о новой, более сложной стадии художественного мышления 4 .

Во в.п. 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла.

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Шумерийцы придумали способ увековечивать свои записи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне. Письменность широко распространила законодательства, знания, мифы и верования. Записанные на табличках мифы донесли до нас имена божеств покровителей разных племен, связанных с культом плодоносящих сил природы и стихий.

Каждый город чтил своих богов. Ур чтил бога Луны Нанну, Урук - богиню плодородия Инанну (Иннин) - олицетворение планеты Венеры, а так же ее отца бога Ана, владыку небосвода, и ее брата - солнечного бога Уту. Жители Ниппура почитали отца бога Луны - бога воздуха Энлиля - создателя всех растений и животных. Город Лагаш поклонялся богу войны Нингирсу. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. В Шумере окончательно утвердились и основные черты храмового зодчества.

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные в обход холма, лестницы и пандусы по которым жители города поднимались к святилищу. Медленное восхождение давало возможность увидеть храм с разных точек зрения. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Даже по сохранившимся развалинам видно, что это были строгие и величественные здания. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Каждое из этих сооружений было выделено из окружающих строений не только подъемом ввысь, но и окраской. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание (оно, видимо, служило местом народных собраний) было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Этот пестрый и дробный орнамент, напоминавший вблизи ковровое плетение, издали сливаясь приобретал единый мягкий красноватый оттенок, что и дало повод для его современного наименования.

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные и разработанные типы зодчества. Города, беспрерывно воюющие друг с другом, ограждали себя оборонительными сооружениями. До сих пор видны остатки этих мощных и суровых крепостных стен с башнями и укрепленными воротами. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы. Хотя здания возводились из сырцового кирпича, в их декоративном оформлении проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи. Поэтому особую роль стали играть мозаика, а так же инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй 5 . В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен, в свою очередь, имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность, соответствующую красочности самих обрядов. Храм богини “матери всех богов” и “богини лесистых гор” Нин Хурсаг, воздвигнутый в Убайде близ города Ура в середине 3-го тыс. до н. э., отмечен целым рядом подобных нововведений.

Культ плодородия, столь значительный для древних сельскохозяйственных племен, определил и тематическую направленность и символику убранства храмов. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы (символы финиковых пальм), обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов, вдавленных в асфальтовую обмазку. Их сюжеты повествовали о повседневных сх занятиях, которые приобрели значение ритуала, - дойке коров, сбивании масла. Плоские, вырезанные из желтоватой известняковой плиты фигуры, сочетающиеся с фоном из черных шиферных пластин, сами по себе были грубоваты и приземисты, но каждое их движение, метко схваченное и точно найденное, было исполнено большой значительности и показывало, что все изображение фиксирует не случайное событие, а имеет важный смысл. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых, выполненные в форме цветов с красно-белыми лепестками, служили символами богини плодородия. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков, движущихся ко входу в торжественном ритме. Сам вход был обрамлен двумя деревянными фигурами львов-охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями, что дополняло их живость и яркость. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей - своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин.

Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки, своеобразные обсерватории, где жрецы наблюдали за небесными светилами и жизнью Вселенной 6 . От древнейших времен до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле, 2 тыс. до н. э.) и Борсины (близ Вавилона, середина 1-го тыс. до н. э.). Ныне частично отреставрировали один из самых древнейших зиккуратов царя Ур-Намму в Уре конца 3-го тыс. до н. э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Но и она производит ошеломляющее впечатление грандиозностью своих размеров. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

Столь же величественными как и культовые постройки были и дворцы правителей, начавшие строиться с середины 3 тыс. до н. э. Примером их может служить дворец в городе Кише, один из самых древних в Передней Азии. Подобно другим дворцам он воспроизводил в своем плане тип светского жилого дома с рядом глухих, лишенных окон, помещений. Стены его колонного зала были инкрустированы композициями из перламутра, воспроизводившими сцены битв.

На протяжении многих веков постепенно сложились и разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах каменных стел были запечатлены их деяния и победы. При проведении параллели с развитием скульптуры Египта, несомненно, можно увидеть сочетание наивности приемов с уверенным мастерством, грубоватости с утонченностью. Но тем не менее, мастера Шумера и Аккада стремились к совершенству. Они отбирали, подобно египтянам, из фасного и профильного положений самые выразительные и отчетливые аспекты, соединяя их воедино и составляя из плоскости многофигурные повествовательные композиции.

Повествовательный рельеф зародился очень рано в культуре Двуречья. Темы рельефов во втор. пол. 3-го тыс. до н. э. воскрешают перед нами круг основных забот древних обитателей долины Тигра и Евфрата, связанных с урожаем. Это, по большей части, обряды поклонения богине плодородия Инанне, показ тучных стад домашних животных, налитых соками созревших колосьев. Подобная процессия жертвователей, идущих с дарами к богине Инанне, запечатлена в рельефах, заполняющих поверхность монументального алебастрового сосуда из Урука начала 3 тыс. до н. э. (ныне хранится в музее в Багдаде). Форма кубка расчленена на ряд поясов, что позволило мастерам развернуть свое повествование по этапам. На внешнем фризе обозначены мотивы речного сельского пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий показывает вереницу мерно двигающихся по берегу реки баранов. Выше расположено столь же мерное шествие людей, несущих блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящен церемонии поклонения богине и приношения ей даров. Фризообразное распределение фигур на плоскости, развернутое поясом, расположение нескольких поясов друг над другом, подобно строчкам текста стали принципом построения рельефных композиций, утвердившимся в искусстве Передней Азии на многие века. Этот же принцип был использован и резчиками цилиндрических печатей-амулетов, знаков личной собственности. Самые ранние печати воспроизводили то, что более всего занимало воображение людей того времени - сцены охоты, стада животных, лесных зверей. Миф, эпос, басня, сказка находят многообразное отражение в печатях. Фантастика в изображении людей и животных сочеталась с точным знанием облика, умением передать естественную красоту движений.

Вместе с укреплением рабовладельческих деспотий искусство стало служить и задачам аллегорического прославления власти правителя, божества. Уже ранний медный рельеф сер. 3-го тыс. до н. э., помещенный над входом храма в Убайде, центральная фигура которого - львиноголовый орел, держащий лапами двух оленей, приобрел характер своеобразного герба-эмблемы силы и могущества. Строго симметричный по своей композиции, выделяющий центральную фигуру. как важнейшую, рельеф храма в Убайде открыл собой целый ряд скульптурных геральдических композиций, повторяющихся в печатях, посвятительных рельефах, подобных палетке жреца Дуду из Лагаша, и во многих других памятниках Передней Азии 7 .

Повествовательное изображение проявилось и на стеле, названной исследователями “Стелой Коршунов” (ок. 2500 г. до н. э., хранится в Лувре). Небольшая по размерам (75 см) каменная плита, посвященная победе правителя города Лагаша Эанатума над соседним городом, как-бы заложила основы нового вида повествования - исторического рельефа. На одной из сторон изображена огромная фигура верховного бога города Лагаша - Нингирсу, который заносит палицу над сетью с барахтающимися в ней врагами. На другой стороне, в четырех размещенных друг над другом регистров, показаны Эанатум и его войско, сцена оплакивания погибших, сцена терзания коршунами трупов поверженных врагов. В самом рассказе нет ни пафоса, ни страсти, ни упоения победой. Собственно, изображаются не лица, а лишь одно лицо, воспроизведенное множество раз. Это нерасчлененность людской массы, выявленная в нем грубая сила и производят на зрителя устрашающее впечатление готовностью снести все живое на своем пути, абсолютностью своего повиновения власти вождя 8 .

Говоря об искусстве древнего Шумера, необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс. до н.э. искусство уже имело разные художественные направления, следовательно, и задачи. Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. В то же время и те и другие, как бы родственны между собою. Все в них: поза, возведенные к небу глаза, сложенные на груди ладони, - направлены на выявление внутреннего состояния просветленности. Таковы базальтовая фигура начальника житниц города Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих - Иля (из г. Мари) и каменная статуя бога Аб-У из г. Эшнуна. Наивные и несложные образы, воплощенные в этих небольших раскрашенных статуях, отмечены единой печатью духовного подъема, незамутненной веры, светлого чистого порыва,

Еще в большей мере полны духовной значительности выполненные для храмов в технике высокого рельефа головы высших божеств. Хотя сохранилась лишь единственная, восходящая к началу 3 тыс. до н.э., скульптурная голова богини Инанны, высокое мастерство обработки ее мраморной поверхности, красота и совершенство образа, свидетельствует о том, что это явление не было случайным в художественной жизни. Плоско срезанная сзади, это выполненная почти в натуральную величину голова, прикреплялась к стене и, видимо, являлась частью рельефной и живописной композиции Лицо богини с огромными, ранее инкрустированными глазами, поражает мягкостью своих объемов, значительностью строгого и спокойного выражения.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. Его правитель Саргон 1 (Шаррукин - “ Истинный царь”), названный учеными Древним, объединил почти весь север и юг, слив их в единое Аккадское государство. Его преемник Наран - Суэн продолжил борьбу за объединение Двуречья. Будучи не царского рода, Саргон, волевой и энергичный деятель, после подавления шумерийской аристократии окружил себя столь же активными людьми неаристократического происхождения. Это дало свои результаты. В литературу и искусство Аккада проникли новые веяния, новые образы и темы. Именно в это время сложился облик мужественного героя - полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше” является первым литературным заимствованием. Согласно утверждениям древних писцов этот цикл состоял из 12 сказаний или песен, около 300 строк каждая. В библиотеке Ашшурбанипала каждое сказание было начертано на отдельной табличке. Проблемы и устремления, о которых идет речь в эпосе, близки народам всех времен. Это потребность в дружбе, восхваление верности, жажда личной славы, страсть к подвигам и приключениям, неистребимый страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее стремление к бессмертию. При сравнении вавилонского эпоса и шумерских текстов можно выделить шесть эпизодов:

  • 1. “Гильгамеш и страна живых”
  • 2. “Гильгамеш и небесный бык”
  • 3. “Потоп”
  • 4. “Смерть Гильгамеша”
  • 5. “Гильгамеш и Агга из Киша”
  • 6. “Гильгамеш, Энкиду и подземное царство” 9 .

Многие эпизоды вавилонского эпоса бесспорно восходят к шумерским поэмам о Гильгамеше. Даже в тех случаях, когда у нас нет прямых аналогий, можно отыскать примерные темы и мотивы, заимствованные из шумерских мифологических и эпических источников. Но вавилонские поэты никогда не копируют шумерский текст. Что же касается линии сюжета - неудержимого рокового хода событий, которые приводят мятущегося, дерзающего героя к неизбежному горестному прозрению, - то здесь вся заслуга, несомненно, принадлежит не шумерам,а вавилонянам.

Гильгамеш не был единственным героем Шумера. Его предшественники, Эннеркар и Лугальбанда, пользовались у шумерских поэтов не меньшей популярностью. Можно сказать, что у шумеров была целая эпоха героев. На этом стоит остановиться подробнее. Все историки вынуждены считаться, главным образам благодаря трудам английского ученого М. Чадвина, с тем, что “ героические эпохи”, относящиеся у разных народов к разным периодам, вовсе не являются литературным вымыслом, а представляют для истории цивилизации этап общественного развития.

Есть все основания полагать, что древние эпические сказания Шумера были впервые записаны на глиняных табличках только через 5 -6 столетий после окончания “героического века” и, разумеется, после значительной переработки, проделанной жильцами и писцами. И поскольку самые древние героические сказания появились в Шумере, можно предположить, что родиной эпической поэмы было Двуречье. Разумеется, между эпосом шумеров, греков, индийцев и германцев существует ряд немаловажных различий. Например, шумерские героические сказания, независимо от их величины, повествуют о каком-нибудь одном подвиге, одном эпизоде и совсем не связаны друг с другом. Впервые объединили сравнительно короткие и отрывочные поэмы в довольно сложный, длинный, но единый эпос вавилонские поэты. Однако, в этих поэмах не найдешь пластичности и динамизма, которыми славятся, например, гомеровские “Илиада” и “Одиссея”. В отличие от индоевропейского героического эпоса в шумерских эпических поэмах женщины, во всяком случае смертные, не играют почти никакой роли. И, наконец, чисто формальное отличие: шумерские поэты добивались ритмического рисунка прежде всего путем повторов с небольшими вариациями. Они не пользовались строками определенного размера.

Общий обзор литературы и искусства позволяет сделать вывод о грандиозном значении этих памятников древнейшей цивилизации, анализ которых выявляет непосредственное воздействие шумерской литературы и искусства на вавилонскую и воздействие ее через посредствующие звенья на литературу и культуру греков, евреев и даже народов Западной Европы.

Двуречье, или Междуречье (греческая Месопотамия), т.е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древнейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел естественные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. По своим природным данным Двуречье не представляло собой единого ландшафтного целого, климат Двуречья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с резкими сменами дневных и ночных температур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтропикам.

Периодизация.

Время

Событие

IV тыс. до н. э.

Время распада первобытнообщинного строя.

III тыс. до н. э.

Образование Шумеро-Аккадского царства.

XXVII-XXV вв. до н. э.

Возвышение шумерийских городов-государств.

XXIV-XXIII вв. до н. э.

Власть переходит к семитскому городу Двуречья - Аккаду.

XXIII-XXI вв. до н. э.

Новое усиление шумерийских городов Ура и Лагаша.

II тыс. до н. э.

Возвышение Вавилона.

XIX-XII вв. до н. э.

Объединение Месопотамии под властью Вавилона.

IX-VII вв. до н. э.

Усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.

VII-VI вв. до н. э.

Новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.

539 г. до н. э.

Завоевание Вавилона Киром - персидским царём.

IV-II вв. до н. э.

Господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.

Кратко историю Древней Месопотамии можно изложить так: с VII по IV тысячелетие до н. э. шло разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества. В начале III тысячелетия до н. э. образовались первые небольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер. Период, охватывающий XXVIII-XXIV вв. до н. э., носит название Раннединастического. Следующий период (последняя треть III тысячелетия до н. э.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий. В XXIV-XXIII вв. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившее под своей властью также Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству.

В начале II тысячелетия до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делится на несколько периодов: старовавилонский, или аморейский (XIX- XVI вв. до н. э), средневавилонский, или касситский (XVI-XII вв.), период политического ослабления Вавилонии и борьбы за независимость (XII-VII вв.) и, наконец, нововавилонский кратковременный период подъема и возрождения (VII-VI вв.), завершившийся завоеванием страны Персией.

С XVI по XIII в. до н. э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митанни. В восточной ее части еще в III тысячелетии до н. э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассирийский (XX-XVI вв. до н. э.), среднеассирийский (XV-XI вв. до н. э.) и новоассирийский (X-VII вв. до н. э.). В этот последний период государство Ассирия путем завоеваний разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу.

1) Отсчёт эпохи древних цивилизаций ведётся с 4 – 3 тыс. до н.э.

Исторически первой цивилизацией считается Месопотамия , которая в переводе с греческого означает Междуречьем или Двуречьем, так как сложилась эта цивилизация в бассейне двух рек: Тигр и Евфрат. Именно здесь возникли первые города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Аккад и др. Сначала они существовали самостоятельно, позже объединились в единое государство.

Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии:

I –й этап - 4 – 3 тыс. до н.э. – шумеро-аккадский период;

II – й этап - 2 тыс. до н.э. – вавилонский период;

III – й этап – с конца 2 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. до н.э. – ассирийский период. В VI в. до н.э. Месопотамию завоевали персы и на её территории сложилось Древнеиранское государство. Вследствие завоевания и ассимиляции самобытная древняя культура Месопотамии прекратила своё существование.

2) Организация системы власти

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси или лугаль. Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась, и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата (наместники в городах и областях, военачальники, послы), смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Особенности месопотамской деспотии: наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц. Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Суд . До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).

3) Статус царя в Законах Хаммурапи

Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов. Хаммурапи назывался “богом царей”.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата, смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

Билет 1.

Периодизация древней Месопотамии.

1) Эль-Убейская цивилизация (последняя треть 5 -сер.4 тыс. до н.э.)

2) Урукская культура (начало-конец 4 тыс.)

3) Джамдет-насер (Конец 4 – начало 3 тыс.)

1. Протописьменный период (2900-2700 гг. до н.э.) – г. Ниппур – центр появления клинописи.

2. Раннединастический (3-2 тыс. до н.э.) – Найден список со всеми Династиями. Лугальство – царственность в Мессопотамии. Эриду – первый город, куда была опущена царственность.

Первый (28-27 века);

Второй (27-26 века);

Третий (225-24 века);

3. Первое централизованное деспотическое гос-во. Царство Шуммера и Аккаде (последняя треть III тысячелетия до н. э. 24-23 вв. до н.э);

4. Вавилонское царство (начало 2 тысячелетия до н. э.);

5. Старовавилонский или аморейский (19- 18 вв. до н. э. – Хамураппи объединил Мессопотамию. Кочевники свергли власть.

6. Средневавилонский или касситский (17-10 вв. до н.э);

7. Новоассирийский период(период ослабления Вавилонии) (9-7 вв. до н.э.);

8. Нововавилонский (7-6 вв. до н.э) – Ассирия пала.

9. Мировая Персидская империя (6-4 вв. до н.э.) – захват Вавилона Тиром Вторым.

Возникновение мировой Персидской империи. Кир и Камбис.

Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н. э. в области Парсуа к юго-западу от озера Урмии. Оттуда на рубеже IX-VIII вв. они передвинулись на юг и к VII в. до н. э. заняли эламскую территорию на юге Ирана, которая по их имени получила название Персия (от древнеиранского Парса).

Уже в конце VIII в. до н. э. персы составляли племенной союз, возглавляемый вождями из знатного рода Ахеменидов, названного так по имени основателя. Постепенно персы стали расширять свою территорию, занимая все новые эламские области.

В 639 г. до н. э . ассирийцы нанесли поражение Эламу, царь персов Кир I признал власть Ассирии. Приблизительно с 600 по 559 г. до н. э. в Персии царствовал Камбиз I , находившийся в зависимости от царей Мидии, и был женат на дочери мидийского царя, и, таким образом, их сын Кир II являлся внуком Астиага, мидийского царя.

Кир II Великий: В 553 г. до н. э. поднимает восстание против Мидии, разгромляет ее и захватывает столицу(в 550 г. до н. э.). Далее захватывает соседний Элам(549 г. ) и Лидию(547 г. ), а после этого берет силой все греческие города, кроме одного – его правитель решил сдаться сам. Потом уходит завоевывать Среднюю Азии (545 - 539 ), после нее – Вавилон (539 г. до н. э .). Серия завоевательных походов оканчивается на смерти Кира в битве с массагетами (530 г .). Его сын, Камбиз II , почти без боев взял Египет, но дальше не продвинулся – по возвращению из Египта в Персию был убит. Итогом стало подностью захваченная Азия.

Важная деталь: Персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).

Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы, который попытался уйти от архаичной системы Персии. Но его методы – убийтсва, разрушения храмов и т.д. вызвали лишь результат его убийства. Выбирают Дария, который по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным.

Билет 2.

Периодизация истории Древнего Египта.

1.Додинастический I – начало 4 тысячилетия. Разложение родо-племенных отношений.

2.Додинастический II – середина 4 тыс. Ирригация. Первые Номы.

3.Раннее царство – 0-2 династии. Единый Египет. 33-29 вв.

4.Древнее царство – централизация власти, 3-6 династии. 28-23 вв.

5.Первый переходный период – распад на номы. 7-10 династии. 23-21 вв.

6.Среднее царство – 11-13 династии. Середина 21-18вв.

7.Второй переходный период – 14-17 династии. Конец 18 – середина 16 вв. Ослабление Египта, народные восстания, захват гексосами.

8.Новое царство – Рассвет. 18-20 династии. Середина 16-11 вв. Создание египетской империи. Деление на 42 области.

9.Третий переходный период – 11-10 вв. 21 династия. Упадок.

10.Позднее царство – Египет под властью иноземцев. 22-25 династии. Ливифйская, Эфиопская. 11.Сиррийское завоевание. Возрождение при Саидской династии (26 династия). 7-6 вв.

12.Завоевание Египта персией. Конец 6 – начало 4 вв. 27-30 династии.

Персидская империя при Дарии 1.

Дарий I (др.-перс. Дараявауш, что означает «Держащий добро», «Добронравный») - персидский царь, правил в 522 - 486 годах до н. э. Представитель младшей линии Ахеменидов, сын Виштаспы (греч. Гистаспа). Дарий был провозглашён царём заговорщиками после убийства Гауматы. По вступлении на престол ему исполнилось 28 лет. Для окончательного закрепления своих прав на царскую власть Дарий женился на дочери Кира II Атоссе.

Реформы Дария:

1. Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами, судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т.д.

2. Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

3. Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

4. Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

5. Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

6. Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.

Внешняя политика:

В царствование Дария I Персидская держава достигла расцвета. Упрочив свою власть и завершив реформы, он приступил к расширению владений.

Около 517 г. до н. э. персы покорили северо-западную часть Индии. В тот же год было захвачено крупное государство на острове Самос, в Эгейском море.

В 516 году до н.э. Дарий I собрал большой флот и направился к берегам Черного моря. Находившиеся там племена и греческие города подчинились персам, не оказав сопротивления.

Затем персидская армия направилась в поход против скифов, которые жили к северу от Черного моря, но скифы решили не принимать бой в открытую, а постепенно отступая выжигали траву и засыпали источники, периодически нападая на врага. Долгое преследование скифов в глубине их территории истощило армию Дария, и он решил отступить.

К 514 г. до н. э. времени границы Персидской державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого нильского порога на юге.

Персия после захвата греческих городов на побережье Малой Азии (Милет, Эфес) стала оказывать поддержку их правителям, располагавшим единоличной властью и называвшимися тиранами.

В 500 г. до н. э. в Милете восстание, предводитель - Аристагор. Обратился за помощью к Грецие, оказана незначительно. 498 г. до н. э. персы разгромили греков у г. Эфес. Весной 494 г. до н. э. персы осадили с моря и суши Милет, сожги город и увели в рабство жителей. В 493 восстание было окончательно подавлено.

После этого Дарий начал приготовления к походу против Балканской Греции. Первый поход закончился неудачей и разгромом на Маарафонской долине персидских войск.

В октябре 486 г. до н. э. в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства, и в то же время умер сам Дарий I, не успев восстановить свою власть в Египте.

Билет 3.

Билет 4.

Образование первого централизованного государства в Месопотамии. Саргон Древний. Нарам-Суэн.

Образование централизованного государства:

Саргон (24-23 века), именуемый также как Шаррун-кен (царь истинный), был основателем Аккадского царства. Он взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

Вел войны с Лугальзаггеси, одержал победу над 50-ю правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива. Совершил походы Северо-Запад (Мари, Эбла) и Север Месопотамии.

Экономическое развитие государства:

1) Была создана общая ирригационная сеть в Южной и Средней Месопотамии

2) Происходило строительство дорог, гаваней

3) Была введена общегосударственная система мер и весов

Социально-политическое развитие государства:

1) Утверждена власть царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин.

2) Формировалась служилая аристократия – опора царской власти

3) Царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

4) Храмовое хозяйство переходит в руки правителя

5) Предоставлялись дополнительные льготы жречеству

6) Происходит имущественное расслоение в общине, появляютсяе зажиточные и разорившиеся общинники

7) Было недовольство среди «старейшин», мятеж в общинном войске

Нарам-Суэн (23 век)

Внутренняя политика:

Подавлял вспышки недовольства

Наместниками в городах были сыновья Нарам-Суэна

- «Энси» были понижены до уровня чиновников

Ведущей линией политики была опора на жречество

Признание Нарам-Суэна «богом Аккада»

Внешняя политика:

Успешные походы на Северо-Запад (Эбла)

На Север (Субарту, верховья Тигра)

На Вовток (Элам, страны Персидского залива)

В горы Загрос (луллубеи)

Он даже именовался «царем четырех стран света». В конце правления – упадок ирригации, конфликты с жречеством, голод.

Билет 5.

Территориальный вопрос.

Территория Месопотамии располагается от гор Армении на севере до Персидского залива на юге, и от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе.

Месопотамия расположена на открытом пространстве и в центре Ближнего Востока, что обеспечивало ей издревле ведущую роль в международной торговле, ибо многие сухопутные дороги проходили через нее. Торговля шла также по рекам и по Персидскому заливу.

Водный вопрос.

Евфрат и Тигр берут начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив, в древности - двумя раздельными устьями, а сейчас - одним. Питаемые горными ручьями, в верхнем течении Евфрат прорезает малоазийские горные хребты Тавр и Антитавр, а Тигр – район Курдистана. В среднем и нижнем течении текут по глинистой равнине. На подступах к месту своего впадения в Персидский залив они разливаются по плоской территории, образуя обширное заболоченное пространство.Тигр был значительно полноводнее Евфрата и имел более быстрое

течение. Разливы Тигра и Евфрата зависят от таяния снегов на Армянском нагорье. Обычно их разлив приходится на март - апрель.

Воды рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Поэтому земли Месопотамии отличались исключительным плодородием. Однако для занятия земледелием необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии с древнейших времен рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с Персидского залива и гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям.

Климат.

Климат Месопотамии был неодинаков на севере и юге. На севере, в зоне сухих субтропиков, зимой иногда выпадал снег, весной и осенью бывали дожди. Юг отличался исключительно жарким и сухим климатом.

Билет 6.

Борьба Чу и Хань

Цель антициньского восстания была достигнута. Территория империи оказалась поделенной между наиболее крупными предводителями отдельных повстанческих отрядов. Лю Бан стал именоваться «ваном Хань», а руководитель другой армии становился «ваном Чу». Вскоре между бывшими союзниками вспыхивает ожесточенная борьба за власть. В январе 202 г. Лю Бан одержал решающую победу. На территории Древнего Китая возникла империя Хань.

Начало восстания

С возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во II в.

Одна из общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Против «ученых» выступили приближенные к императору евнухи.

В 169 г. император Лин-ди, подстрекаемый евнухами, отдал приказ об аресте наиболее активных «ученых». Репрессии обрушились на учащихся столичной академии, являвшейся оплотом конфуцианцев. Более ста человек было убито.

Ранней весной 184 г. восстание «желтых повязок» (последователей даосского учения) вспыхнуло одновременно в разных частях империи. Восставшие повязали головы платками желтого цвета - символ новой эры великого благоденствия. На подавление восстания была брошена сорокатысячная армия, но основную роль в разгроме повстанцев сыграли отряды крупных землевладельцев. В результате учиненной после этого расправы погибло не менее 80 тыс. человек.

Несмотря на поражение основных сил повстанцев, в 185 г. восстание вспыхивает с новой силой. Армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ в непосредственной близости от столицы. Однако несогласованность действий отдельных групп приводит к тому, что правительственным

войскам удается разбить их. Восстания жестоко карались, но от нанесенного повстанцами удара Хань так и не смогла оправиться. После смерти императора Лин-ди на престол всходит его малолетний сын, которого потом убивают. За этим последовала ожесточенная борьба между военачальниками и в конце концов междоусобицы приводят к крушению единой империи. Начинается Эпоха троецарствия.

Билет 7.

Процесс объединения.

Заключается договор о разделе сфер влияния между Цинь и Ци: после победы циньский правитель становится «Западным императором», а циский – «Восточным»

В 246 году до н.э. на престол в Цинь взошел тринадцатилетний Ин Чжэн (будущий Цинь Шихуанди). Он подавил заговор против своей власти, укрепил свое положение. Цинь наносит решительное поражение Хань, Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь.

221 году до н.э. процесс объединения страны завершился, Ин Чжэн принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»)

Административное деление

1. - 36 крупных административных округов – во главе их начальники и окружные управления, командующие войсками.

2. - Уезды во главе с начальниками.

3. - Волости

4. - Общины во главе с выборными старейшинами.

Политическое управление.

1. - Полновластный наследный правитель страны – император.

2. - У императора есть два советника, которым подчиняются центральные ведомства

3. - Есть Ведомства (военное ведомство, судебные ведомства, финансовые ведомства, личное специальное ведомство императора)

Введение единого законодательства (система поручительства для простолюдинов). Наказания отличались особой жестокостью.

Административные

a. Уничтожены границы прежних царств, а так же уничтожены все укрепления внутри страны.

b. Разделение на 36 областей (+4 были присоединены позже), во главе каждой области 2 чиновника (гражданский и военный), назначаемые из столицы

Экономические

a. Проведена денежная реформа – единая монета Цинь, все прежние – уничтожались

b. Разрешение купли-продажи земли

c. Строились дороги и транспортные каналы, унифицированы повозки (для поддержания дорог)

d. Унифицирована система мер и весов

Социальные

a. Единое название всех народов – хеншоу (черноголовые)

b. Прежние аристократические титулы уничтожены, знатность по богатству и помощи государству

c. Введена «семейная порука» - за преступление карался не только преступник, но и его семья, наказание с особой жесткостью

d. Из-за свободной купли продажи земли и высокого налогового гнета развивается рабство

e. Введена единая письменность.

Билет 8.

Третий этап XXV – XXIV вв.

Наблюдается тенденция к объединению (нужда в общей ирригационной сети, ведении захватнических войн и обороны от горных и степных племен).

Выдвигается I династия Ура, храмовое хозяйство подчинено правителю.

Завоевание Египта Кушем:

VIII в. до н.э. - на территории Куша (Нубии) образовалось государство со столицей Напата, перенявшее религию и традиции египитян. К середине VI в. до н.э. столица переместилась в Мероэ, стоявший на пересечении торговых путей, имевший железорудные месторождения. Напата – культурный и религиозный центр.

Середина VIII в. напатский правитель Кашта совершил успешный поход на Египет и оставил в Фиваиде кушитские военные отряды, сделал свою дочь – верховной жрицей Фив, «супргой бога» Амона.

Сын Кашты – Пианхи одержал ряд побед (Фивы, Гераклеополь, Гермополь) и заставил покориться Тефнахта (правитель Саиса, начавший объединение Египта) и других номархов

XXIV династия

После ухода Пианхи в Напату Тефнахт провозглашает себя царем. Возникла XXIV династия: Тефнахт и его сын Бакенранф (Бокхорис)

Попытка решить социальную и экономическую напряженность:

a) закон Тефнахта против роскоши

b) закон Бокхориса о запрете лишения свободы должников и разрешение брать в обеспечение долга только имущество, уменьшение процентов

XXV Эфиопская династия

715 – преемник Пианхи – Шабака окончательно покорил Египет, объединил его с Кушем в одно государство, столица – Мемфис. Осторожная внешняя политика – С Ассирией войн нет, возможно, был заключен какой-то договор.

Ассирийцы

674 и 671 – походы, в которые ассириец Асархаддон покорил Египет. Кушитский царь Тахарка сбежал на родину. Страна разделена между 20 номархами, зависимыми от Ассирии, Асархаддон – «царь царей» Верхнего и Нижнего Египта и Куша. С 671 по 655 – господство Ассирии в Египте.

Два восстания, в которых активное участие принимал Тахарка, пытаясь вернуть Египет Кушу. В 663 – война Ассирии с Кушем, конец XXV Эфиопской династии.

Саисское возрождение.

Борьба с Асиирией

Псамметих I собрал наемное войско из греков-ионийцев и карийцев-малоазиатов, разбил номархов-соперников. Царя стали поддерживать Мемфис, Фивы и Гераклеополь, заключены союзы с Лидией и Вавилоном. Вытеснил Ассирийцев. В 655 г. – объединение страны завершено

Билет 9.

1.Царство Шумера и Аккада (3 династия Ура): классический пример тоталитарного государства древности.

III династия Ура. (кон.XXII – нач.XX) Основатель Ур-Намму.

Экономика:

1) Восстановлена ирригация, строительство новой сети каналов

2) Организованны хозяйства на царско-храмовой земле

3) Ремесленное производство в царских мастерских

4) Унифицирована система мер и весов

5) Увеличены объемов государственной торговли с соседями

6) строительство храмов, зиккурата Ур-Намму

7) Земля частных лиц и общин, площадь меньше царской.

Царский фонд земли вобрал храмовую, завоеванную и землю местных правителей. Одна асть фонда была царской и обрабатывалась «гурушами» (работники), часть выделялась - храмам, административному и храмовому персоналу, воинам.

Бюрократия, законы:

Огромный бюрократический аппарат , исчезает самостоятельность городов-государств, исчезает местная общинная знать. Страна разделена на наместничества под управлением «энси» («ишшаккум») – наместники, подчиняющиеся и назначаемые царем. Разрабатывались дальнейшие нормы трудовой повинности и продовольствия, отчеты и справки при любом деле.

Организован царский суд (судьи - чиновники, жрецы), остался суд внутри общины. Составлены законы Шульги (2093-2047).

Идеология:

Царь носил титулы «царя Ура, царя Шумера и Аккада» и «царем четырех стран света» . Власть царя идеологически обосновывалась религией. Глава пантеона, бог Энлиль, считался царем богов и покровителем земного царя.

Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа» - идея о изначальном существовании царской власти на земле.

Со времени правления Шульги (2093-2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Билет 10.

1.Преобразовательная деятельность Уруинимгины в Лагаше и ее оценка Струве, Дьяконовым, Якобсоном.

По всей вероятности, Уруинимгина был ставленником жречества и родовой знати, недовольной деятельность предыдущеего правителя, поддерживаемого служилой знатью.

За период своего 6-летнего правления (2318-2312 гг. до н. э.) Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие тех, кто поставил его у власти:

1. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала

2. Увеличено натуральное довольствие (паек) храмовых работников.

3. Гарантированы права зависимых храмовых работников

4. Храмовому хозяйству возвращена самостоятельность.

Были уступки трудовому населению:

1. Уменьшена плата за совершение религиозных обрядов

2. Отменены некоторые налоги с ремесленников

3. Уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения.

4. Возможно, были приняты меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли.

Оценки:

Стурве – Царь восстановил справедливость, реформы несли прогрессивный, даже революционный характер

Якобсон – препятствовал укреплению государства и частной собственности. Не реформа, а реставрация старых порядков.

Дьяконов - реформы носила мирный и прогрессивный характер, затронула не всех.

Мина

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий он назван Миной. Мина стал родоначальником I общеегипетской династии. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объединенного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. При Мине была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

Билет 11.

Экономика

А) Развитие ирригационного земледелия :

1) расширение посевных площадей

2) расцвет садоводства (финиковая пальма)

3) большие урожаи злаковых (ячмень) и масличных культур (сезам)

4) за состоянием каналов следили специальные чиновники

5) По законамза небрежность (прорыв канала, затопление соседа) и уклонение от обязанности по уходу за каналом – денежный штраф, либо продажа имущества провинившегося

6) строительство «Реки Хаммурапи» - грандиозного канал.

Б) Развивается скотоводство в крупных масштабах, в законах упоминаются стада крупного и мелкого скота

В) Развивается ответственность за ремесленный труд (некачественное строительство – казнь строителя, некачетвенные услуги врача – отрубание кисти врачу)

Г) В торговле :

1) объединение торгового пространства страны

2) экспорт – зерно, финики, сезамовое масло, шерсть, ремесл.изделия

3) импорт – металлы, строит.камень, дерево, рабы, предметы роскоши

4) ведением государственной торговли занимались «тамкары» (торговые агенты), часто через более мелких торговцев

5) Крупнейшие центры – Вавилон, Ниппур, Сиппар, Ларса, Ур.

Социальная структура общества:

- «авилум » (свободные) – рабовладельцы и мелкие производители (законы защищают от произвола ростовщиков, регламентация процентов, наказание за плохое обращение с заложником, ограничение долговой кабалы 3 годами, принцип «талиона» за нанесение вреда)

- «мушкенум » (работники в царском хозяйстве) – имели имуществом и рабами, но утратили связь с общиной, денежный штраф за нанесение мушкенуму вреда, их жизнь, честь и здоровье ценились меньше.

- «вардум » (рабы) – источники рабства(война, долговая кабала, самопродажа и продажа членов семьи, преступления, естественное воспроизводство), рабы частновладельческие, дворцовые, рабы мушкенумов, храмовые, рабы имели свое малое имущество, могли вступать в брак со свободными.

Билет 12.

Махабхарата и Рамаяна.

Это две эпические поэмы, каждая из которых включает в себя несколько десятков тысяч стихов.

Махабхарата

Основной сюжет Махабхараты сводится к борьбе за власть между двоюродными братьями, принадлежавшими к одному царскому роду Куру.

Рамаяна

Сюжет повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитивщим и унесшим на его жену Ситу.

Однако более половины «Махабхараты» прямо не связано с основным сюжетом. В нее включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих иногда к глубокой (возможно, даже индоиранской) древности.

В течение веков до создания последних редакций поэм их текст все более разрастался за счет назидательных глав и целых самостоятельных трактатов. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для последующих поэтов и художников.

Драматургия Калисада

Ведется много споров относительно того, какие именно произведения принадлежат ему. На данный момент их список примерно такое:

1. Шакунтала (Это история о взаимной любви царя и дочери нимфы и мудреца. Последняя провинилась тем, что, погруженная в свои думы, не заметила анахорета Дурсавы, этим разгневала его и была проклята. Дурваса налагает на нее проклятие: царь забудет ее и только тогда вспомнит, когда увидит на ней кольцо, подаренное им. Это проклятие, остающееся сокрытым для Шакунталы, и составляет драматическую завязку пьесы. Царь отталкивает от себя свою милую, и только после ряда различных перипетий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его кольцо; он вспоминает прошлое и, встретив в небе Шакунталу, успевшую тем временем родить сына, соединяется с ней уже навеки)

2. «Викраморваши» (Снова любовь Царя и Нимфы)

3. «Малавика и Агнимитра»(Сюжетом является легкая любовная интрига между царем Агнимитрой и Малавикой, служанкой его жены, королевы. Ревнивая королева скрывает свою красивую служанку от глаз супруга, который, однако, успевает открыться ей и получить её взаимность, несмотря на всевозможные хитрости и интриги королевы. В конце пьесы открывается царственное происхождение Малавики, так что главное препятствие к соединению обоих любовников устраняется, и все кончается к общему благополучию)

Также к этому списку относят три больших поэмы: две эпические и одну лирическую.

Билет 13.

1.Как создавалась великая египетская военная держава фараонами 18 династии?
Правление 18 династии пришлось на 16-14 века. Основателем был Яхмос I. При этой династии создалась великая Египетская Держава. Что послужило причинами:

1. Изгнание гиксосов вызвало подъем военно-политической активности 28 династии.

2. Была увеличена и реорганизована армии (колесницы, массивный прямой и легкий серповидный мечи, пластинчатый панцирь, новые виды тактических подразделений, тренировки, военно-морской флот, фортификационные инновации). Египетская армия – лучшая и наиболее многочисленная армия того времени.

Тутмос III и Аменхотеп II

Около 1500 г. до н.э., после смерти царицы Хатшепсут, Тутмос III стал наконец единовластным царем Египта на 22-м году своего формального царствования. Уничтожает память о своей матери, фильтрует царское окружение. Внутри правящей верхушки страны стали преобладать сторонники нового царя, опиравшегося, как и его воинственные предшественники, прежде всего на войско и новую служилую знать.

Уже в год смерти Хатшепсут египетское войско, возглавляемое Тутмосом III, выступает в свой первый за долгое время поход - в глубь Передней Азии. Здесь столкновение с коалицией князей возглавляемой царьком г. Кадета на Оронте. Бой Тутмос III решил дать бой у г. Мегиддо, пройдя ущелье и выдержав 7-месячную осаду Тутмос III подчинил город и всех князей себе.

С 22-го по 42-й год своего царствования, ежегодно ходил Тутмос III походами в Переднюю Азию, захватывая все новые города и области Сирии. В одном из последних походов египтяне снова овладели Кадешем.

Самым северным рубежом азиатских походов Тутмоса III стал город Каркемиш. На юге, в Нубии, владения Тутмоса III простирались вплоть до 4 нильского порога. За достигнутые при нем рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Египет превратился в могущественную мировую державу, вместе с подчиненными территориями протянувшуюся с севера на юг на 3500 км.

Тутмос III умер на 54-м году своего царствования. На престол восходит его сын Аменхотеп II. Он также проводит свое царствование в походах, подавляя возникающие то там, то здесь мятежи. Более ста тысяч азиатов привел этот царь в Египет - возможно, только после одной большой карательной экспедиции в Переднюю Азию.

Карательные экспедиции Аменхотепа II сложили сопротивление передиеазиатских князьков. Признали могущество Египта и независимые от него государства: касситская Вавилония, Хеттское царство и г. Ашшур.

Шудры

Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием.

Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение. Шудры же раcсматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть в рабскую зависимость.

Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп и переходу последних в разряд «дважды рожденных». Постепенно сословия-варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что привело к частому обозначению варн поздним термином «каста».

В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.

Касты (джати) – замкнутая группа индийского общества.

Видимо, нередко заключались и неравные браки, которые разрушали сословные границы и приводили к смешению сословий. Как считают некоторые, именно так и произошли джати. Как правило, они связывались с одной из четырех варн, а некоторые находились на социальной лестнице даже ниже шудр и назывались "неприкасаемые".

За сотни веков общественное устройство в Индии усложнилось, произошло разделение труда, и число общественных групп и статусов увеличилось от четырех до нескольких тысяч. Индуизм втягивал в свою орбиту и местные племена. Они включались в индоарийское общество и тоже становились особыми кастами. Так постепенно складывалась кастовая система.

Все касты делятся четыре основные группы:

1. Высшая (брахманы, воины)

2. Средняя (торговцы, земледельцы)

3. Низшая (земледельцы и ремесленники)

4. Неприкасаемые.

Самые многочисленные - низшие касты. В них входит около 40% всего населения Индии. Самые малочисленные - высшие касты (около 8% населения). Средние касты объединяют примерно 22% населения, а неприкасаемые - 17%.

Каста может насчитывать от 200-300 человек до нескольких миллионов. Члены одних каст разбросаны по всей Индии, других - сгруппированы в одном районе. Но во всех случаях члены каждой касты изолированы от представителей других каст, и каждый человек связан со своей кастой сотнями нитей.

Кастовую принадлежность человека можно определить по многим признакам: по типу одежды и манере ее носить, по наличию определенных отношений или их отсутствию, по прическе, знакам, нарисованным на лбу, характеру жилища, пище и даже сосудам для ее приготовления, а также по именам. Выдать себя за членов другой касты в Индии было трудно.

Билет 14.

Эпоха Нового царства.

XVIII-ХХ династия (16-11в). Основатель – Яхмос I.

1) экономика:

Каждый поход – куча рабов, золото, серебро, бронза, ценности. Организована система сбора дани с захваченных территорий: Эфиопия – золото, слоновая кость, Палестина и Сирия – серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит, Ливан – корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно.

Рабочая сила + сырье + ценности + новые технологии (кузнечные мехи, вертикальный ткацкий станок, металлургия, пастовое стекло, плуг с отвесными рукоятками, шадуфы для полива, овцы, кони, мулы)= подъем экономики. Оживление сельского хозяйства: упорядочивание ирригационной системы, увеличение площади посевов, ниломеры в Асуане и Мемфисе, ремонт и строительство каналов, дамб, колодцев, водохранилищ.

Социальные отношения

3 класса:

а) господствующий

б) мелкие производители

Распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Увеличение числа рабов (палестинцы, сирийцы, финикийцы, ливийцы, нубийцы и др.) Появление мелких рабовладельцев (1-3 раба).

Усложнение структ

1 этап. 3 тыс. до н.э. На Юге Ирана началось обустройство земель, жители перешли на оседлое земледелие.Появление Шумеров (28-24 века до н.э.) – народа, не относящегося к семитской языковой семье. Версии возникновения Шумеров:

1.Пришли с Севера

2. Жили на этой территории изначально

Постепенно деревни начинают превращаться в города, единого государства не возникает из-за нежелания городов объединяться. Возникновение номового государства - маленькая административная единица. Междоусобицы между городами. Богатые урожаи, поля плодоносят дважды в год. Большую часть урожаев забирала себе аристократия (военная и жреческая). Крестьяне берут зерно в долг у аристократов, попадая в зависимость. Появление должников, в последствие переросших в рабов. Возникновение трехчленной системы общества. Деспот - Крестьяне и ремесленники - рабы. Некоторые города, созданные на Востоке: Урук - один из древнейших городов, правитель Гильгамеш, Ур - культурный центр. Город храмов.

Лагаш, Ларса.

Некоторые особенности Шумеров: одежда из шерсти, мастерски обрабатывали этот материал; обувь из соломы, дерева и кожи. Шумеры были приземистыми и брили подбородки.

3-1тыс до н.э. Кочевники пришли завоевывать Шумеров. Переселение народов. Появление письменности.

2 этап. Аккадское завоевывание 24 век до н.эСемиты из-за своих неплодородных земель продвигаются к Шумерским землям. Акад - место, где строят город - столицу семитского захватческого гос-ва. Семиты безграмотны, но сильны в сражениях. Шумеры сдаются в плен, чтобы хоть как-то сохранить свой род. (Переднеазиатская особенность) Почти бескровное завоевание Шумерского гос-ва. Основные проблемы из-за голода. Население осталось на своих местах и сохранило свои права и привилегии, но ресурсы в руках семитов. Семиты - скотоводы кочевники, перенявшие ирригационные системы Семиты создают единое крупное гос-во - Акад (24-22 век до н.э.) Семиты, особенности внешности: курчавые черные волосы, бороды, горбатые носы. Создают единую систему каналов, которое улучшало экономическое положение за счет сбора двух урожаев. Строительство новых городов и усовершенствование старых.

Соц. Структура: Население Шумера - неполноправное, а царь - семит.

Социальная структура:

1. Семиты, аккадцы, царь и аристократия

2. Свободные аккадцы (производители)

3. Шумеры (аристократы) - мушкенум «склонившийся ниц» (сохраняли имущество и рабов)Но собственность принадлежала аккадцам(шумеры лишь пользовались)

4. Рабы и у шумеров и у аккадцев.

СарбонДревнеаккадцкий - самый крупный и могущественный правитель Акада,расширял земли. Акадцы быстро освоили клинопись и выучили шумерский язык

Переняли литературные памятники Шумеров и свели их в единое целое. Создали акадций язык.

За счет своих завоеваний расширялся ареал применения аккадского языка, и он стал международным языком Передней Азии (2 тыс. до н.э.)

3 период. 22 век до н.э. -На Юг Месопотамии пришли кутии (гутии).Проматывали набранные богатства, не делая ничего и не развиваясь. Не грамотные и без желания учиться. Царство продержалось 100 лет.

21 век до н.э. Освободительное движение под командованием Ура.Юго-западную часть Месопотамии объединил Ур.

Гуде - царь кутиев (одет в теплую одежду, в шапочке, горское происхождение)

4 период. 20 век до н.э. Гос-во 3-я династия Ура. Не считали правление Кутиев за период.

Социальный строй:

Акадцы царь, аристократия

Свободные акадцы

Мушкенумы

Создание модели экономики древних гос-в.У царя, как наместника бога, все и земля и вода и люди; люди лишь живут.

У царя 50% земли в личном пользовании, 25% богу под храм, 25% производителям

Земли царя обрабатывают мушкенумы или рабами храма 2/3 земли у царя и бога

Мушкенумы включаются в государственное хоз-во. Крестьяне платят налоги царю.

5 период. 20 век до н.э. 2 волна семитского переселения. На восточном Средиземноморье

Амориты/Амореи сражаются жестоко и воинственно. Дальше идут на Север Месопотамии. На Юг продвигаются очень медленно из-за: освоения севера, строят города(Мари). Идут к пересечению Тигра и Евфрата. Столица Вавилон (19 в. до н.э)

6 период. Древний, Старовавилонское царство 19-16 век до н.эСамый известный царь - Хаммурапи(сер 18 века). Юг сопротивляется захватчикам Вавилона.

В Заграсских горах племена Эламитов, которыепринадлежат драведической языковой семье. Воинственные горцы. Совершают набеги. На севере в Мари (княжество) заявляют о своей самостоятельности.

Хаммурапи заключает пакт о ненападении с Землемимом. Хаммурапи направляет войска в Ур и захватывает их, но в войне с Эламитами проигрывает. Зато прокладывает границу. Перебрасывает войска в Мари и захватывает его, сжигает.

Вавилон включает в себя почти всю территорию Месопотамии. Международная держава.

Хаммурапи создает судебник «Законы царя Хаммурапи» - свод судебных положений. Семейное, уголовное право, наказания за преступления, аренда, положение рабов. Три части судебника: вступление(Хаммурапи получает законы из рук бога солнца(верховного); законы действуют для всех слоев населения). Новый строй:

Хаммурапи и аристократия

Свободные амориты

Акадцы и шумеры - мушкенум

Рабы, количество которых увеличивается(военнопленные и задолжники).

Раб - объект права. 1/3 земли богу, 1/4 - производителям. Меняется пантеон богов. Приоритеты меняются. При потомках Хамурапи, государство слабеет и ослабляется его боеспособность

7 период. Каситский Вавилон16 век-12 века до н.э.С Загроса приходят Каситы. Без письменности и культуры. Уменьшается кол-во ирригационных каналов.Из-за авторитета Хаммурапи с Вавилоном не воевали даже при каситах. Касты жили за счет богатств, накопленных Хаммурапи.Выучили акадцкий язык и аморитскую письменность.

8 период. 12 век. 3-я волна семитского переселения Арамеи.Появление Ассирии, не пустило арамейские орды на Север. Арамейцы и Холдеи.Нововавилонское и Холдейское царство. Ассирия включала в свои границы Месопотамии, включая Вавилон на правах особой автономии. За счет браков дипломатия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: