Формула моторной плотности. Общая и моторная плотность урока

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть, принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Различают:

v общую (педагогическую) и

v моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку; подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

5) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

6) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

7) мотивацию учащихся;

8) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на * 100% и делится на общее время урока t общ

ОП = (t ад * 100%) / t общ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.



Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

ОП = (39 мин * 100%) / 40 мин = 97,5%

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений t фу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока t общ

МП = (t фу * 100%) / t общ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

МП = (25 мин * 100%) / 40 мин = 62,5%,

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Эффективность занятия во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Так, одним из показателей эффективности занятия является его плотность.

Общая плотность - это отношение времени, использованного педагогически оправданно, но ко всей продолжительности занятия.

Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы. Определяется плотность занятия в целом и по частям

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

  • 1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)
  • 2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)
  • 3 Количество и качество инвентаря
  • 4 Количество учащихся в классе, их подготовленность
  • 5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

  • 1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)
  • 2 Заблаговременная подготовка инвентаря.
  • 3 Увеличения количества отделений и групп
  • 4 Хорошая дисциплина.
  • 5 Использование временно освобождённых учеников.
  • 6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .
  • 7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.
  • 8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

Требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно - воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Определять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Точный учёт времени деятельности педагога и воспитанников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера.

Общее время, затраченное на занятия (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени занятия рассчитываются процентные величины.

Так как моторная плотность занятия - это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности занятия, то для ее расчета необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий (t общ):

Время, педагогически оправданное *100% общая плотность = время занятия

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение, организация занятия, словом всё то, без чего нельзя провести занятие. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. Общая плотность полноценного занятия по физической культуре должна приближаться 100%.

Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и методов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока.

На необходимые вспомогательные действия - раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов - в процессе занятия отводится минимальное время. Необходимо заранее обдумать организацию этих действий и исключить возможность непроизвольной затраты времени.

Случайные организационные неполадки - недостатки в физкультурной форме ребенка, отсутствие необходимого инвентаря на занятии, появление посторонних лиц - определяется как педагогически неоправданная затрата временим.

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

При подготовке к занятию воспитатель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

На плотность занятия влияет и его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением. При фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно, а остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки. При этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».

Объяснения на занятиях должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки.

Стоит отметить, что при всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления детьми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Таким образом, методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий. Также повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

КУЛЬТУРЫ И ЕГО АНАЛИЗ

При вычислении плотности урока время необходимо перевести в секунды. Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени должны равняться общей продолжительности урока.

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения. Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с целью более эффективного использования времени на уроке. В анализе плотности урока нужно конкретно изложить причины, которые обусловили соответствующие показатели. В заключение анализа должны быть внесены предложения по устранению отмеченных недостатков и указаны пути повышения плотности урока.

Суммирование полученных данных позволяет определить процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока. Различают общую и двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока, и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1% (41* 100% / 45" = 91,1).


Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические по преимуществу действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 минут, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29" * 100% / 45" = 64,5%). При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность полноценного урока должна приближаться к 100%.

Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, в уроках совершенствования техники движений и физических качеств, она может достигать 70-80%. В уроке же с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучение знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.

Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.

Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа, в конечном счете, должны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.

В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например: "слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов" "пассивный отдых" и т. д.

В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следуют одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег, ходьба, упражнения в движении" - все они относятся к физической, по преимуществу, работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но, если после ходьбы ученики слушали объяснение или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушания педагога (это умственная работа) и т. д.

Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.

Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу (см. образец).

Общая плотность урока =(90.00 - 8.03) : 90.00*100=90%

Моторная плотность урока =(48,5) : 90.00*100=50,4%

Вывод и рекомендации: В целом задачи урока достигнуты, общая плотность урока составила 90% и приближена к максимально возможной для урока заявленного типа. Моторная плотность составила -50.4%, что для урока комбинированного типа (40-60%) является хорошим показателем. Двигательная активность учащихся в ходе урока поддерживалась на хорошем уровне. Тем не менее ряд моментов в действиях преподавателя требует критического осмысления.


В основной части урока, во время проведения отдельных упражнений учащимися наблюдались типичные ошибки, связанные с недостаточно эффективной организацией. Имели место два явно выраженных простоя: один в начале, когда учащиеся по звонку были готовы к исходному построению, а педагог вынужден был ходить за журналом в подсобное помещение, второй - в основной части урока, когда педагог, увлекшись подгруппой в прыжках в длину, перестал контролировать работу другой подгруппы. Воспользовавшись этим, учащиеся прекратили упражнение в метаниях.

Нецелесообразные затраты времени явились следствием недостаточно четкой организации урока. Так, при выполнении упражнений в равновесии можно было обойтись без пауз, если бы педагог индивидуализировал работу, своевременно применил принцип постепенности и прочности. В период ожидания между упражнениями можно было дать задание учащимся самостоятельно выполнить подводящие упражнения.

В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые ученикам упражнения, большинство из которых можно было провести поточным способом, что ускорило бы темп и позволило увеличить общую плотность урока. Вместо этого педагог перед каждым упражнением делал паузы, обязательно описывал и показывал хорошо известные упражнения.

Дозировка упражнений была явно недостаточной (4-5 раз). Уже в этой части урока обнаружились резервы для увеличения не только двигательной, но и общей плотности урока. По ходу выполнения можно было более эффективно давать характеристику, указания и оценочные суждения. Вместо непрерывного подсчета, следовало использовать свисток, задания на самостоятельное удерживание заданного темпа и т. д.

Моторная плотность основной части урока недостаточная. Как свидетельствуют данные протокола, много времени ученики затра

Повторение прыжков

Слушание упр.1

Выполнение упр.1

Слушание упр.2

Выполнение упр.2

Слушание упр.3

Выполнение упр.3

Перестроение в колонну по два

В колонну по одному

Переход к месту занятий

Подготовка снарядов

Разминка в упоре лежа

Выполнение упр.

Слушание упр.1

Выполнение упр.1

Ожидание очереди

Слушание упр.2

Выполнение упр.2

Ожидание очереди

Слушание упр.3

Выполнение упр.3

Ожидание очереди

Смена места занятий

Выполнение упражнений

Слушание замечаний

Играна внимание

Подведение итогов

Сумма затраченного времени по видам работы

Например, построение и рапорт длился 0,22", это время записываем в графу "физическая работа", а оставшееся время после сдачи рапорта, в течение которое учащиеся просто стояли и ждали действия преподавателя, который, к примеру, ходил за журналом (1.31 – 0.22 = 1.09) - записываем в графу – «простой». Слушание задач урока закончилось в 2"34". От этого времени отнимаем предыдущее 1"31", полученные 1.03"записываем в графу "умственная работа".

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка. Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Моторная плотность урока представляет собой суммарное время двигательной активности одного конкретного ученика в течение всего урока, выраженное в процентах. Моторная плотность определяется по формуле:

МПУ = ВДА (ученика) : ВУ x 100 %

где МПУ – моторная плотность урока; ВДА – время двигательной активности ученика в минутах; ВУ – время урока в минутах (35 – 45 мин).

Методика определения величины МПУ заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока. Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п. При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину МПУ влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и т.д.). Вместе с тем величина МПУ больше зависит от типа урока. Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания МПУ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПУ должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Обучение двигательному действию. Прежде всего, следует отметить, что задача обучения должна решаться на каждом уроке физкультуры. Процесс обучения двигательному действию подразделяется на три фазы: -создание предварительного представления об упражнении; -разучивание упражнения (целостным или расчленённым методом); -закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Одним из показателей эффек­тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы­ми возможностями и условиями организации работы в подгото­вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре­мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель­ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп­равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи­тельности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

« МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ПРОЕКТ

ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА

Выполнено студенткой 42 группы

БЕЛОВОЙ ЮЛЕЙ ГЕННАДИЕВНОЙ

специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Руководитель: КРИВЦОВА НИНА ИВАНОВНА, преподаватель

Орёл, 2017

Введение……………...………………………………………....…………………....2

1.1 Общее понятие и виды плотности урока……………………………….............5

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке ………………………...........................................................……7

2. Приемы рационального использования времени на уроках………………………………............................................................................9

2.1. Определение плотности урока путем хронометража……...........……………………………………………………..……12

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования……...15

Заключение ……………………………………………………………....…………19

Список использованной литературы………………...……………..……......….…21

Приложение 1………………………………………………..…………......…….…24

Введение

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность – это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Актуальность исследования: Одной из главных проблем современной системы физического воспитания школьников является повышение эффективности урока, как основной организационно-методической формы физического воспитания в школе (Зигфрид, 1991). В решении этой задачи особое значение приобретает поиск более рациональных путей совершенствования эффективности урока физической культуры, одним из которых является интенсификация учебно-тренировочной деятельности (Шитиков, 1997). Урок выступает как единое целое, структурно-целостное, относительно самостоятельное звено состоящее, однако, из взаимосвязанных частей, содержание и структура которых определяется логикой обучения физиологическими закономерностями и задачами урока. Закономерности построения различных частей урока изучены неодинаково. Так большое внимание уделяется исследованиям основной части урока и неоправданно малое той части, которая в значительной степени обуславливает успешное решение главных задач основной части урока, а именно, подготовительной. Многие исследователи (Шитиков, 1997) отмечают, что двигательная активность детей резко снизилась. Это объясняется тем, что применяемые методы массового обучения продолжают значительно отставать от уходящей вперед спортивной практики. На школьном уроке педагоги часто пользуются недостаточно эффективными приемами массового овладения основами техники бега, прыжков и метаний, применяют неинтересные и однообразные средства, а также недостаточные практические умения составлять и планировать уроки, учитывая возрастные особенности, - обуславливают снижение моторной активности. Из выше изложенного следует, что решение задач по повышению эффективности процесса обучения, за счет повышения моторной плотности урока, является актуальным научным направлением, от успешного развития которого зависит процесс обучения.

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: содержание и технология определения плотности урока физической культуры.

Цель: повышение качества процесса физического воспитания, за счет повышения моторной плотности урока за счет использования оптимальных средств, методов и способов организации занятий.

Задачи:

Проанализировать научно - методическую литературу.

Определить уровень физических качеств младшего школьного возраста.

Гипотеза: предполагается, что если в процессе проведения школьных уроков использовать оптимальные средства, методы и способы организации занятий, то это позволит повысить моторную плотность уроков, и будет способствовать улучшению двигательного опыта и повышению уровня физической подготовленности школьников.
Практическая значимость: исследования заключается в разработке и эффективности применения экспериментальной программы поурочных занятий, направленной на повышение моторной плотности. Материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов средних общеобразовательных учреждений.

1. Теоретическое обоснование плотности уроки физической культуры

1.1 Общее понятие и виды плотности урока

Регулировать нагрузку в уроке-это значит прежде всего направленно обеспечивать ее оптимальный объем и интенсивность. В целом проблема оптимизации нагрузки не ограничивается ее дозированием в физических упражнениях. Сила воздействия на занимающихся зависит не только от характера упражнений, но и от других компонентов: объяснений, демонстрации упражнений, методов организации занимающихся и т. п.

В каждом конкретном случае преподаватель стремится обеспечить возможно больший объем полезной нагрузки в занятии. Решающее значение при этом имеет обеспечение рациональной общей плотности урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны деятельности в уроке, как восприятие и осмысливание занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; организованный анализ своих действий или действий других занимающихся; выполнение физических упражнений и связанный с ними необходимый отдых; вспомогательные действия.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками. Этого в принципе можно избежать при оптимальном построении учебно-воспитательного процесса.

При оценке общей плотности необходимо учитывать также, что виды оправданной деятельности в уроке далеко не равнозначны для решения учебно-воспитательных задач. Стремясь к оптимальной плотности урока, необходимо различными мерами сводить до минимума не только простои, но и вспомогательные действия. Для этого заранее намечают кратчайшие пути передвижения занимающихся.

Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью. Моторная плотность - один из показателей продуктивности занятий физическими упражнениями, и поэтому, разумеется, при прочих равных условиях необходимо обеспечивать возможно большую моторную плотность урока. Вместе с тем не следует переоценивать ее значение. Качество решения учебно-воспитательных задач требует определенного времени на постановку заданий. В каждом отдельном занятии есть своя мера предельно допустимых нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся и конкретных задач урока.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке. По ходу урока важно увеличивать действенность способов концентрации внимания занимающихся. Чем интенсивнее оно будет, тем скорее можно ожидать успеха.

Дозирование интенсивности физических упражнений достигается рядом методических приемов прямого и косвенного регулирования двигательной деятельности. К распространенным приемам прямого регулирования относятся словесные указания о числе повторений, скорости, величине применяемых внешних отягощении и других параметрах движений. К методам косвенного регулирования относятся изменение внешних условий, а также смена метода выполнения упражнения.

1.2. Зависимость плотности урока от методов организации деятельности учащихся на уроке

Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. Отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока принято называть его моторной плотностью.

Для общей интенсификации урока преподаватель должен хорошо владеть приемами организации всех видов деятельности на уроке.

Различают три основных метода, характеризующих в целом организацию занимающихся на уроке (класса, команды, секции), а также порядок постановки и порядок выполнения ими заданий преподавателя: фронтальный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном методе всему контингенту занимающихся преподаватель предлагает одно и то же задание, и оно выполняется сразу всеми (одновременно или с небольшими различиями во времени) под общим руководством преподавателя.

При групповом методе занимающиеся подразделяются на группы, которые получают отдельные задания. Преподаватель, не выпуская из-под своего контроля по возможности всех, работает преимущественно одной группой или поочередно переходит от одной группы к другой.

При индивидуальном методе каждый занимающийся получает свое задание и выполняет его самостоятельно. Преподаватель выборочно руководит работой отдельных занимающихся.

Каждый из названных методов имеет достоинства и недостатки. Так, организация занимающихся фронтальным методом позволяет более полно держать всех их в поле внимания и руководить их деятельностью. При этом, однако, затрудняется индивидуальный подход. Применение группового и индивидуального методов, наоборот, увеличивает возможности индивидуального подхода к отдельным занимающимся или группе их, но ограничивает возможность преподавателя держать под контролем всех учащихся. Какой из методов наиболее пригоден на данном уроке, зависит от степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности мест занятий, возраста занимающихся, уровня их подготовленности и других обстоятельств.

Для урочных форм занятий в целом, как правило, типично комплексное использование всех трех методов. В начале урока применяют обычно фронтальный метод, в основной части урока занимающихся делят на группы или работают с ними индивидуально, завершают урок чаще всего вновь фронтальным методом.

Методику организации урока характеризует также порядок выполнения занимающимися заданий во времени: одновременно всеми или поочередно (по группам или каждый один за другим), слитно (поточно) или раздельно. Выполнение серии заданий, направленных на комплексное развитие физических качеств, в последние годы все чаще организуют в форме круговой тренировки по методу непрерывной и интервальной работы.

Поточное выполнение упражнений обеспечивает большую моторную плотность, чем раздельное. Однако в образовательном отношении оно может быть менее эффективно, так как отсутствие перерывов между упражнениями затрудняет объяснения, анализ движений и использование других элементов обучения.

2. Приемы рационального использования времени на уроках

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 - 40%

2. Ознакомление с новым материалом

20 - 30%

3. Разучивание нового материала

30 - 50%

4. Закрепление и совершенствование нового материала

50 - 80%

5. Контрольный

40 - 50%

6. Комбинированный

40 - 60%

7. Соревнование

50 - 90%

8. Сюжетный(сказка, путешествие)

30 - 60%

9. Круговая тренировка

50 - 90%

В процессе урока занимающиеся обучаются двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями,

физическим развитием, познания закономерностей движений своего тела. Умение правильно распределить средства, применить необходимые методы организации занимающихся, методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств являются составными характеристиками мастерства будущего педагога. Успех в решении различных задач, стоящих перед уроком, возможен при высокой продуктивности (плотности) урока. Продуктивность урока во многом зависит от того, насколько бережно, экономно и эффективно расходуется время на различные действия (схема 2).

Средства - подбор системы подводящих упражнений, подбор специально-подготовительных упражнений, включение дополнительных действий, заданий, изменение черт техники, включение дополнительных заданий на развитие физических качеств между подходами, применение сопряженных упражнений, смена упражнений (характер, способ выполнения), включение знакомых игр и эстафет.

Методы - создания представления об упражнении (делай - раз, делай - два), преимущественное использование наглядного метода перед словесным использование целостного метода, применение многообразия методических приемов в освоении техники физических упражнений, применение игрового и соревновательного метода, сокращение времени отдыха между подходами, применение наглядных карточек, зарисовок упражнений, краткие и грамотные объяснения педагога.

Организация - использование многопропускных снарядов, нестандартного оборудования; тренажеров, дополнительного инвентаря.

Принципы - хорошие предпосылки и условия для высокой моторной плотности и рациональной нагрузки имеет реализация преподавателем принципов обучения: активности и сознательности, доступности, систематичности, прочности. Работа педагога, направленная на осознания цели и задач проводимых занятий, перспективных путей физического совершенствования, стимулирования интереса, мобилизация чувств, воли учащихся, помогают установлению сознательного отношения к предлагаемому заданию. Указанные принципы оказывают положительное влияние на проявление творческой инициативы, повышение личной ответственности за качество и эффективность учебной работы, а также используются преподавателем для повышения работоспособности учащихся. Оперативный контроль действий учащихся, своевременная теоретическая и практическая помощь, умение педагога сосредоточить внимание учеников на ошибках и способах их устранения позволяют выявить закономерности, определяющие успех обучения и воспитания. Стимулирование и поощрение поисковых и творческих усилий - все это предпосылки для активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Организация взаимообучения, когда учащиеся на уроке объясняют и находят ошибки и совместно предлагают пути их устранения, оценивают друг друга, оказывают непосредственную физическую помощь развивает любознательность, наблюдательность, мыслительную активность. Инициатива и чувство ответственности способствуют воспитанию настойчивости, трудолюбия.

2.1. Определение плотности урока путем хронометража

Наиболее простым способом определения плотности урока является хронометраж урока. С помощью хронометрирования урока можно точно узнать, сколько минут в уроке ученик двигался, сколько отдыхал, ожидал очередь, какое время ушло на прослушивание и т.д., узнать, сколько времени в уроке расходуется рационально, а сколько нерационально. Хронометраж урока - это определение во времени всех видов деятельности учащихся:

- непосредственное выполнение двигательных действий, необходимых для решения образовательных, оздоровительных, воспитательных задач;

- прослушивание, просмотр заданий учениками, взаимообучение, обсуждение выполнения упражнений, исправление ошибок, оказание страховки;

- организационно-вспомогательные действия, когда учащиеся устанавливают снаряды, готовят в ходе урока места и инвентарь в тех случаях, если это нельзя сделать до урока из-за нехватки инвентаря, мелких снарядов;

- необходимый отдых и ожидание очереди;

- простаивание, когда учащиеся не выполняют то, что обеспечивает решение поставленных задач.

Различают два вида плотности - общую плотность, двигательную (моторную) плотность.

Общая плотность - это отношение времени, затраченного в уроке рационально, ко всей продолжительности урока. К рационально затраченному времени относят все те действия, которые помогают решать образовательные и воспитательные задачи (строевые, танцевальные, перестроения, передвижения, переходы к снаряду общеподготовительные, специально-подготовительные, подводящие, основные и др. упражнения и игры, эстафеты). Кроме того, к рационально затраченному времени относят профессионально грамотное и педагогически оправданное применение преподавателем словесно-наглядного метода, когда ученики с интересом и вниманием слушают педагога, просматривают, изучают представленный материал).

Двигательная плотность - это отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока. Следует помнить, что выполнение необходимых строевых упражнений, перестроений, передвижений и переходов от снаряда к снаряду - все это необходимые физические упражнения.

Простой - отношение времени, затраченного на нерациональные действия, ко всей продолжительности урока. К нерационально затраченному времени относят время, которое ушло на опоздание и преждевременное окончание урока, перекличку; непродуманные, безграмотные объяснения учителя, непродуманные и неорганизованные передвижения и перестроения в уроке, нарушения дисциплины, пропуск

подхода к снаряду учеником, несвоевременная подготовка мест занятий, инвентаря, оборудования.

Организационно-вспомогательные действия не относят ни к рационально затраченному времени, но и не относят к простою. Установка в ходе урока оборудования для эстафет, полосы препятствий, подготовка станций, уборка и необходимая установка снарядов.

Ожидание очереди и необходимый отдых лучше осуществлять за счет смены упражнений, замены пассивного отдыха на активный. Тогда это время будет использоваться рационально.

Технология хронометрирования урока включает следующую последовательность операций:

- перед уроком необходимо заранее подготовить форму протокола;

- включить секундомер с окончанием звучания звонка на урок;

- при поочередном выполнении упражнений наблюдение следует вести за одним учеником;

- выключить секундомер с фактическим окончанием урока.

- обработку протокола начинать сразу после окончания урока, отдельно по частям урока суммируется время каждого вида деятельности в уроке в целом;

- высчитывается процент каждого вида деятельности в каждой части урока отдельно и в целом уроке (не забыть минуты превратить в секунды);

- вычертить шкалу плотности урока;

- дать письменный анализ полученных данных.

2.2. Протокол определения плотности урока путем хронометрирования

Место проведения: спортивный зал.

Ведущий урока:

Класс: 3А

Время проведения: 40 мин. (8.00-8.40)

Задачи урока:

1. Совершенствование ловли и передачи меча.

2. Развитие ловкости, быстроты двигательных реакций, общей выносливости. 3. Содействовать развитию психических процессов: внимания, мышления.

4. Воспитывать смелость, выносливость.

Время о начале Дея-и.

Двиатель-

ная

Умствен

ная

отдых

Примеча ние.

П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

1. построение

0.30

0.30

2. сообщение задач урока

1.30

3. повороты на месте

1.48

0.18

4. ходьба

0.52

5. ходьба с заданием

5.30

3.30

6. бег

6.30

7. ходьба с восстановлением дыхания

0.30

8. перестроение

9. ОРУ поточно

11.0

10. перестроение

12.0

ИТОГО:

12.0

11.0

О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь

11 обьяснение

12.30

0.30

12. п\и « охотники и утки.

22.30

0.30

Выбили, сидит без задания.

13. подведение итогов игры

23.0

0.30

14. п\и « белые медведи »

30.0

15. полведение итогов игры

30.20

0.20

16. перестроение

31.30

1.10

17. п\и передал, садись

34.30

18. подведение итого игры

35.30

ИТОГО:

23.30

16.4

0.30

2.20

З А К Л Ю Ч И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь

19. упражнения на внимание

38.00

20. подведение итогов, выставление оценок

39.30

21. домашнее задание

40.0

0.30

ИТОГО:

ВСЕГО ЗА УРОК:

40.0

31.1

0.30

  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 12.0: 12.0 * 100 = 720:720 *100 = 100%

МП = 11.3:12.0 * 100 = 678: 720 * 100 =94.1%

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = (16.4+2.2+2.0):23.3 * 100 = (984+ 132+120):1398 * 100 =88.4

МП = 16.4:23.3 * 100 = 984:1398 *100 = 70.3%

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

ОП = 4.3: 4.3 * 100 = 100 %

МП = 3.0:4.3 * 100 = 180:258 * 100 = 69.7 %

ВСЕГО ЗА УРОК:

ОП = (31.3+4.5+2.0):40 *100 = (1878+270+120):2400 * 100 = 2268:2400 *100 = 94.5%

МП = 31.3: 40 * 100 = 1866:2400 * 100 = 77.7%

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

В подготовительной части урока общая и моторная плотность высокие, за счет применения безостановочных методов. Учащиеся хорошо подготовлены к предстоящей работе.

В основной части урока общая, моторная плотность упала, за счет объяснения правил игр.

В заключительной части урока общая плотность отличная.

В целом, плотность на уроке была достаточной.

Оценка за урок: 5 « отлично »

Заключение

Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д. Каждый учитель заинтересован в возможно большей плотности урока, так как она позволяет ему лучше провести урок.

Время на уроках физической культуры используется для восприятия, осмысливания и выполнения упражнений, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря.

Соотношение во времени между этими компонентами учитель может регулировать. При подготовке к уроку он обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

До начала урока следует также подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать минимальное время на расстановку снарядов или на раздачу различных предметов.

Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается, возможно, большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, обще-развивающих упражнений и д.р. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазанья, равновесия.

Чтобы увеличить число учеников, одновременно выполняющих упражнения, следует использовать большее количество снарядов (одних и тех же или разных). В этом случае учащиеся распределяются на группы по количеству используемых снарядов и в каждой группе учитель назначает старшего. Ставя перед собой задачу проведения уплотненного урока, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся в течение всего урока были достаточно заняты в соответствии с намеченным планом урока.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку на организм, способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Список использованной литературы

  • Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика:учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. -3 – е изд., стер., - М.:Академия, 2014. -528с.
  • Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: под общей редакцией Г. В.Барчуковой. – М.:Москва,2016. – 367с
  • Белов Р.А. Организация работы по физической культуре по месту жительства. - К.: Олимп. Лит., 2014. - 89 с.
  • Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст]/ Д. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2013. - 64 с.
  • Виненко, В. И. Физкультура. 5 – 11 классы: календарно – тематическое планирование по трехчасовой программе/ авт. – сост. В. И. Виненко. Волгоград: Учитель, 2014. – 254с.
  • Герасимова Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2014. - № 10. – С. 25-27
  • Гужаловский, А. А. Физическое воспитание в школе [Текст]: метод, пособие/ А. А.Гужаловский, Е. Н.Ворсин. - Минск: Полымя, 2015. - 95 с.
  • Евсеев, Ю.И. Физическая культура[Текст]: / Ю. И. Евсеев. – Изд. 7-е, доп. И испр. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 444,с.: ил. – (Высшее образование).
  • Иванов И. В. Оздоровительная профессионально-прикладная физическая культура: учеб. пособие / И. В. Иванов, А. И. Чистотин; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Новосиб. гос. архит.- строит. ун-т (Сибстрин) - Новосибирск: Новосиб. гос. архитектурно-строит. ун-т, 2015. - 56 с.
  • Каинов, А.Н.,Курьеров Г. И. Физическая культура. 1 – 11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / авт. – сост. А. Н.Каинов, Г. И.Курьеров. Волгоград: Учитель, 2014. – 171с.
  • Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. - М.: Советский спорт, 2014.- 201 с.
  • Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2016.- 298 с.
  • Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2013. -319с.
  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2016. -543с.
  • Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре // Физическая культура в школе. - 2015. №4. - 10-16 с.
  • Поваляева В.В. « Секреты » моих уроков // Физическая культура в школе. - 2015. - №2. - 43-46 с.
  • Романов К.Ю. Особенности физического воспитания с оздоровительной направленностью в начальной школе // Образование в современной школе. - 2014. - №5. - 17-23 с.
  • Соломахин О.Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №6. - 85-90 с.
  • Сумин П.И. Намечены направления деятельности // Физическая культура в школе. - 2013. №4. - 2-6 с.
  • Тимушкин А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие / А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов – М.: СпортАкадемПресс, 2014. – 139с.
  • Хафизова Г.Н. Урок физической культуры - урок радости и здоровья // Начальная школа. - 2015. - №7. - 77-79 с.
  • Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж. К.Холодов, В. С.Кузнецов. - М.: Академия, 2013. - 479 с.
  • Ципин Л. Л. Научно-методические основы занятий оздоровительными физическими упражнениями: учеб. пособие / Л. Л. Ципин. – СПб. : Копи-Р Групп, 2014. - 103 с.
  • Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 - 256 с.
  • Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. - Ростов н /Д: « Феникс », 2014. - 624 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: