Итальянские военные самолеты второй. Авиация италии во второй мировой войне

С. В. Иванов

Итальянские истребители Reggiane во Второй мировой войне

(Война в воздухе - 97)

«Война в воздухе» № 97, 2002 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2001 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк. ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Второй прототип Re.2005. Этот самолет показал максимальную скорость 720 км/ч на испытаниях в апреле 1943 года.

Reggiane Re.2000 Falco I

Начало проектирования самолета Re.2000 относится к 1938 году, когда Итальянское Министерство авиации выдало ведущим производителям самолетов задание на проектирование одномоторного истребителя - моноплана со звездообразным мотором и вооружением из двух пулеметов Бреда-САФАТ (Breda-SAFAT) калибром 12,7-мм. Победитель конкурса должен был стать основным самолетом Итальянской истребительной авиации.

Кроме широко известных в то время фирм, в конкурсе приняла участие и фирма Реджиане (Officine Meccaniche Italiane-Reggiane), завод которой располагался в Реджио-Эмилия (Северная Италия). Конструкторы фирмы, инженеры Роберто Лонги и Антонио Алессио спроектировали самолет, получивший позже известность под обозначением Re.2000 Falco I. Имя Falco I (Сокол), однако никогда не применялось официально, т. к. совпадало с обозначением другого истребителя - FIAT CR-42. Роберто Лонги имел опыт конструкторской работы в США в Uppercu Burnelli Aircraft Corporation, поэтому в самом облике истребителя легко улавливаются черты перспективной в то время машины Seversky P-35.

Для фирмы работа подобного рода была новаторской, хотя завод, входивший в индустриальный картель графа Джанни Капрони, производил по лицензии трехмоторный S.M.79 и имел опыт постройки рекордного Са.405 Procellaria и созданного компанией Piaggio бомбардировщика P.32bis. Итальянская конструкторская школа в то время в качестве строительного материала предпочитала древесину и создание цельнометаллической конструкции было значительным революционным шагом.

Во второй половине 1938 года началась постройка первого прототипа. Самолет с серийным номером ММ408 совершил первый полет 24 мая 1939 года под управлением Марио Де Бернарди (Mario De Bernardi), выдающимся авиатором, выигравшим Кубок Шнейдера 1926 года на самолете Macchi M.39. Последующие испытания проходили вполне успешно, поэтому фирма получила от Итальянских ВВС заказ на постройку еще двух машин для летных испытаний и одного планера - для прочностных. После серии испытательных полетов в конструкцию внесли незначительные изменения: доработали выхлопные патрубки, удлинили воздухозаборник карбюратора над капотом и установили кок воздушного винта. Испытания первого построенного прототипа продолжились на полигоне Фирбара, где главным образом проверялась работа вооружения и его синхронизаторов.

Серия официальных конкурсных испытательных и сравнительных полетов проходила в августе 1939 года на аэродроме Гуидония (Guidonia). Были представлены прототипы истребителей Fiat G.50, Macchi M.C.200, Aeronautica Umbra T. 18, Capronni-Vizzola F.5 и Re.2000. Конструкция Re.2000 была аэродинамически более совершенной, чем у его, появившихся двумя годами ранее, предшественников - Fiat G.50 и Macchi M.C.200. Полеты, выполненные в основном полковниками Куарантотти и Тонди, показали, что Re.2000 превосходит по скорости, маневренности, устойчивости и посадочным характеристикам конкурентов - Macchi MC-200 Saetta и эталонные Messerschmitt Bf 109E и FIAT CR-42. В ходе испытаний выяснилось, что в учебных боях Re.2000 оказался более маневренным, чем CR-42, что было довольно неожиданно (в то время бипланы показывали лучшую маневренность, чем монопланы). Опытный образец 2000-го показал максимальную скорость 514,9 км/ ч на высоте 5000 м, достигал высоты 6000 м за 6 минут 23 секунды. Дальность полета составила 1039,6 км и потолок - 8000 м. Самолету, однако, явно не хватало надежного рядного двигателя удовлетворительной мощности. Значительный шаг вперед удалось совершить на более позднем Re.2001 благодаря наличию немецкого двигателя Daimler-Benz DB 601.

Тем не менее, Re.2000 конкурс проиграл. Причиной негативного решения Министерства была установка необычных в то время интегральных топливных баков в центроплане крыла, к тому же непротектированных. При полетных нагрузках некоторые заклепки силовой конструкции крыла, а значит и баков ослаблялись, что вело к утечкам топлива. Это и послужило поводом для негативного решения Министерства.

Основными типами истребителей итальянских воздушных сил стали FIAT G-50 и Macchi MC-200 Saetta. Однако, Министерство авиации в августе 1939 года заказало фирме Reggiane серию из 200 штук Re.2000. В сентябре началась постройка первых 12 машин для испытательных подразделений и велась подготовка к серийному производству остальных самолетов. Заказ все же вскоре был аннулирован, а единственный построенный фюзеляж позже был использован фирмой для постройки иного самолета с двигателем Piaggio P-XIX, который стал прототипом Re.2002. Негативное отношение Министерства не изменилось даже после того, как конструкторы завода Реджиане внесли изменения в силовую схему крыла, сделав его трехлонжеронным (у первенца было пятилонжеронное крыло) и разместив в нем стандартные вкладные баки.

В октябре 1939 года трехлонжеронная силовая схема крыла была воплощена на втором прототипе Re.2000, позже ставшим первым экземпляром пикирующего бомбардировщика и штурмовика Re.2002.

Несмотря на то, что официальные итальянские власти не проявляли заинтересованности в Re.2000, нашелся покупатель за границей. В декабре 1939 года в Италию прибыла британская миссия, возглавляемая лордом Хардвиком, имевшая целью приобретение различной авиатехники для RAF. Английские заводы не могли обеспечить постройку истребителей с необходимым темпом, поэтому армия и подыскивала зарубежного поставщика. В поле зрения попал и Re.2000, которых, после испытательных полетов пилотов миссии Грея и Барнета, было заказано 300 штук. Пока Италия еще не вступила в войну, британская миссия посетила заводы Caproni для определения возможностей закупки различного оборудования. По авиационной части в британскую делегацию входил полковник X. Торнтон из Министерства авиации. Миссию интересовали морские моторы Isotta-Fraschini, 20-мм зенитки, легкие бомбардировщики Са.313, учебные самолеты Са.311 и истребители Re.2000. В конце января 1940 года был выдан заказ на 300 машин типа Re.2000. С удивлением можно отметить, что Германское правительство выразило свое согласие с этой сделкой в марте 1940 года, и отменило свое разрешение лишь месяцем позже. А вступление Италии в войну в июне 1940 года прервало переговоры между лордом Хардвиком и графом Капрони, имевшие целью обойти немецкий запрет путем продажи самолетов «на бумаге» финансируемой португальским отделением Caproni компании Soc. Aeroportuguesa и последующей переправкой их в Великобританию.

, авиапромышленность итальянцев к 1940-м годам так и не освоила выпуск моторов мощностью более 1000 л. с. Выходом из этой ситуации в 1940 году, стала закупка в Германии двигателей с жидкостным охлаждением серии DB 601 А, а затем еще более мощного DB 605А. Итальянские самолетостроительные фирмы, под эти немецкие моторы разработали несколько конструкций истребителей. В частности, конструкторы «Макки» адаптировали под DB 601А планер МС.200. Крыло, оперение и шасси остались прежними, но был разработан совершенно новый фюзеляж с закрытой кабиной.

истребитель Macchi МС.200 Saetta раннего выпуска с сравнительно слабым мотором 38-го года Fiat A.74 RC.38

Прототип самолета, получившего обозначение МС.202 «Фольгоре» («Молния») вышел на испытания 10 августа 1940 года. Итальянский истребитель Макки фото , показал существенный прирост летных данных по сравнению с МС.200: скорость удалось увеличить на 90 км/ч, возросла и скороподъемность. Поэтому «Макки» сразу же получила контракт на серийное производство МС.202. Первые серийные МС.202 были выпущены уже в мае 1941 года.

Итальянский Макки истребитель -бомбардировщик ВВС Италии МС-202 «Саетта» (Молния)

До сентября 1943 года удалось построить 1044 самолета МС.202. В апреле 1942 года в воздух был поднят прототип MC.202bis, на серийный МС.202 установили двигатель DB 605А. Внешние отличия самолета заключались в устройстве маслорадиатора, несколько иная форма кока воздушного винта и убираемая хвостовая стойка шасси. Из-за простоты доработок, под сотню серийных планеров МС.202 переделали под мотор RA.1050 RC58 (лицензионный вариант DB 605А, выпускавшийся фирмой «Фиат»), Еще до взлета прототипа фирма получила заказ на серийную постройку истребителя под обозначением MC.205V «Вельтро» («Борзая»).

Реджиа Аэронаутика C.205V 1-ой серии, из 352 Squadriglia (соответствует нашему звену), 51 Stormo (примерно как наш авиаполк), фото Сардиния, лето 1943 г

Выпуск начался в начале 1943 года. Общее количество построенных MC.205V, включая переоборудованные из МС.202, построенные во время немецкой оккупации и после войны, оценивается в 262 единицы.

«Макки» MC.205V в количестве 42-ух самолетов в 48 году был поставлен ВВС Египта, где принял участие в первой арабо-израильской войне

Модификации ит альянского истребителя Макки

  1. Истребитель МС.202 - двигатель DB 601А или его лицензионная копия «Альфа Ромео» RA.1000 RC41-1 (1175 л. е.). Вооружение - 2 х 12,7-мм синхронных пулемета, с мая 1942-го дополнительно устанавливались 2 х 7,7-мм пулемета в крыле.
  2. Истребитель-бомбардировщик МС.202СВ с двумя подкрыльевыми узлами подвески для бомб калибром до 150 кг либо подвесных топливных баков.
  3. MC.205V - двигатель DB 605А или RA.1050 RC58. Вооружение на самолетах 1-й и 2-й серии - 2 х 12,7-мм синхронных пулемета и 2 х 7,7-мм крыльевых; на 3-й серии вместо крыльевых пулеметов устанавливались 20-мм пушки MG 151/20.
  4. Истребитель сопровождения - MC.205S . Переоборудовано 18 самолетов 3-й серии - сняты синхронные пулеметы и установлен 200-литровый дополнительный топливный бак.

9-я группа первой пересела осенью 1941 года на МС.202. Затем МС.202 «Фольгоре» получили 17-я и 8-я группы. В ноябре - декабре в Ливию перебросили три группы МС.202 - 6, 9 и 17-ю, сразу же включившиеся в боевые действия. Смотри=>> .

МС.202 в Северной Африке Вторая мировая война

В следующем году МС.202 стал наиболее активно используемым типом истребителя «Реджиа Аэронаутика» - на его долю пришлось 30 % из 23 355 боевых вылетов, совершенных этим родом авиации в 1942 году. Основным театром их боевого применения была Северная Африка. 15 июля 1942 года количество «Фольгоре» на фронте достигло своего максимума (93 единицы), но впоследствии в результате потерь уменьшилось. В сражении под Эль-Аламейном в октябре 1942-го участвовало около 60 таких самолетов.

перегон истребителя «Макки» МС.202 лучшим асом Италии Франко Луччини с авиазавода в летную группу, на самолете еще не нанесены тактические номера и опознавательные знаки

К середине февраля 1943-го МС.202 оставались единственными итальянскими истребителями, действовавшими в Тунисе - других типов в Африке уже не было. Именно на этом типе самолетов летал лучший итальянский асс Франко Луччини (тут полная неразбериха, как и с остальными лучшими асами, число побед меняется от источника к источнику) , число сбитых самолетов оценивается от 20 до 26. Примечательно был сбит при атаке на строй стратегических бомбардировщиков В17, после того как уничтожил истребитель прикрытия "Спитфайр", напоролся на ответный огонь бомбардировщиков. В этом же бою был сбит и третий асс Италии Леонардо Ферулли, с числом побед 21. За право быть первым по числу побед претендует также Мартиноли Терезио Витторио (2з сбитых ). Что характерно успел повоевать и будучи союзником Германии, и против нее же, после вступления Италии вторично во вторую мировую 13 октября 1943 года теперь на стороне союзников. И даже сбил . Чудны дела твои... и погиб в 44-ом в тренировочном полете.

Пара C.200-х и один C.202 в России, зима 43-го, знаки отличия на хвосту и треугольник белого цвета на передней кромке крыла

Итальянский истребитель Макки МС.202 в России

В сентябре 1942 года для 21-й группы, воевавшей на Восточном фронте, было выделено 12 самолетов МС.202 и два самолета в качестве фоторазведчика. Самолеты участвовали в боях на Дону, осуществив лишь 17 боевых вылетов, без малого почти за год службы. 9 молний в конце концов вернулись в Италию, а пятерка где то была брошена с формулировкой к непригодности к полетам.

C.202 на аэродроме под Ворошиловградом лето 42-го, на киле эмблема 21-й группы

Сразу видно пилот со своим Фолгоре находится в России, тем не менее на истребителе нанесен пустынный песочно-зеленый камуфляж
номер на моторном чехле намекает на возможное заимствование другими пилотами

Гораздо активнее «Фольгоре» действовали при обороне Сицилии, где воевало восемь групп, полностью или частично вооруженных этими самолетами. К моменту капитуляции Италии ее ВВС располагали 142 самолетами МС.202. Часть из них вошла в состав новых ВВС, воевавших на стороне антигитлеровской коалиции, и впоследствии участвовала в боевых действиях против Германии.

Итальянский истребитель Макки фото , боевое применение. В столкновениях с Р-38, Р-39 и «Спитфайрами» МС.202 показали неплохую маневренность, превосходя «Лайтнинг» и «Аэрокобру» по скороподъемности и минимальному радиусу виража, но вооружение итальянских истребителей было существенно слабее, чем у самолетов противника. MC.205V оказался весьма удачным самолетом - пилоты подчеркивали, что на малых и средних высотах он не уступает американскому «Мустангу». Но выше 6000 м его характеристики падали - крыло, доставшееся по наследству от «Фольгоре» было слишком мало для потяжелевшего на четыре центнера самолета.
Итальянский истребитель Макки фото , тактико-технические характеристики МС.202, (в скобках приведены характеристики 3-й серии MC.205V)

  • Тип: одноместный истребитель
  • Двигатель: «Альфа-Ромео» RA.1000 RC41-1 («Фиат» RA.1050 RC58) мощностью 1175 (1350) л. с.
  • Размеры, м: длина- 8,85 (8,82), высота-3,04, размах крыла-10,58, площадь крыла-16,8 м2
  • Вес, кг: пустого самолета-2350 (2584), взлетный-2930 (3411)
  • Технические характеристики:
  • максимальная скорость-599 (620) км/ч
  • дальность полета-765 (950) км, практический потолок-11 500 (11 200) м
  • Вооружение -2 х 7,7-мм пулемета в крыле, 2 х 12,7-мм синхронных пулемета; (2 х 20-мм пушки в крыле, 2 х 12,7-мм синхронных пулемета)

кокпит C.202 приборная панель позднего варианта с ручкой подзарядки крыльевых пушек

Первой задачей для MC.205V стало прикрытие коммуникаций между Италией и Тунисом. В боях за Сицилию принимали участие 9, 10 и 155-я группы, вооруженные смесью из МС.202 и МС.205. При высадке союзников в континентальной Италии «Вельтро» использовались в качестве штурмовиков, нанося удары по плацдарму. К моменту капитуляции Италии ВВС успели получить лишь небольшую часть заказанных MC.205V, располагая 66 истребителями этого типа. В ВВС, воевавших на стороне союзников, MC.205V эксплуатировались в 9-й и 10-й группах.

Истребитель MC.205V на малых и средних высотах не уступал американскому «Мустангу»

Они воевали против немецких войск в Италии и на Балканах. Заводы «Макки», оказавшиеся на оккупированной Германией территории Италии, продолжили выпуск «Вельтро», поставив более 100 таких самолетов ВВС Итальянской социальной республике. До мая 1944 года они служили в 1-й авиа группе. Непродолжительное время MC.205V эксплуатировались в боевых частях люфтваффе, в частности в группе II/JG 77. В послевоенный период ВВС Италии эксплуатировали в общей сложности 32 самолета МС.202. До середины 1946 года они служили в боевой части - 5-м стормо, а затем были переданы в авиашколу в Лечче, где летали до июля 1947-го. Уцелевшие «Вельтро» остались на вооружении 155-й группы, а вплоть до 1955 года эксплуатировались как учебные.


Первый итальянский псевдореактивный самолет Капрони-Кампини N.1

Продолжение справочника "Боевые реактивные самолеты".
До этого было:
Швеция -
Испания -
Голландия -
Румыния -
Югославия -
Чехия -
Польша -
Швейцария -
Германия, Часть 1 - (2-я МВ)
Германия, Часть 2 -
Продолжим с Италией:

До 2-й мировой войны Италия занимала на авиарынке заметное место, мало того, в условиях когда взлетевший в 1939 году первый в мире реактивный Не-178 был засекречен все считали пионером итальянский "Капрони-Кампини" N.1, взлетевший в 1940 году. Этот самолет имел комбинированную силовую установку тупиковой конструкции (скорость до 375 км/ч). Во время войны итальянцам было не до реактивной авиации, но после нее страну благосклонно встретили в НАТО (на одном крейсере разместили даже 4 шахты для БРСД(ПЛ) "Поларис"), в т.ч. в области авиационных программ. Особенно видную роль Италия заняла на рынке УБС (эдакая западная Чехия, но с меньшей массовостью). Вот с этого и начнем!

1) Фиат G.80/82
Этот УБС был создан в 1951 году, был предложен НАТО как стандартный, но не был выбран (страны пошли своими, разными путями). Оба варианта имели британские двигатели (80-й - де Хэвиленд "Гоблин", 82-й - Роллс-Ройс "Нин"), попытка создания истребителя с американскими Аллисон J35 не удалась. Всего произведено 10 G.80/82 в виде прототипов и предсерийных образцов.

Скорость до 910 км/ч, макс.взлетный вес 6,3т, вооружение 2 пулемета (12,7-мм), до 340 кг боевой нагрузки

2) MB-326
УБС и легкий штурмовик создан в 1957 году. Двигатель - британский Бристоль Сиддли "Вайпер". Серийно производился в 1961-75 гг, всего выпущено 650 МВ-326 , в т.ч. (и в основном!) по лицензии в Австралии (85 самолетов), Бразилии (183, Эмбраер их выпускал как АТ-26 "Ксаванте") и ЮАР (198 как "Импала" Мк.1 и Мк.2), кроме того самолеты поставлялись на экспорт в 10 стран (в т.ч. южноафриканского и бразильского пр-ва). Бразилия и ЮАР продавали и самолеты из наличия своих ВВС. 128 выпущенных самолетов - одноместные. Продолжают оставаться на вооружении в ряде стран. Использовались в боевых действиях в Анголе, а также широко в противопартизанских операциях.

Скорость до 810 км/ч, макс.взлетный вес 3,8т, вооружение до 900 кг боевой нагрузки - бомбы, НУРС, пулеметные установки (одноместные - до 1т и могут нести пушечные подвесные установки)

3) МВ-339
УБС создан в 1976 году как замена предшественнику. Двигатель - тот же, модернизированный Роллс-Ройс "Вайпер" с большей тягой. Остается в производстве и на вооружении. Одноместный вариант ("Велтро") не пошел. Всего по настоящее время произведено 231 МВ-339 , в т.ч. на экспорт в 9 стран - 92 самолета. 9 самолетов проданы новозеландскими ВВС частной американской военной компании Дракен интернэшнл. Принимали участие в боевых действиях в Эфиопии и на Фолклендах. Базовые самолеты итальянской пилотажной группы Фрече триколоре - постоянного гостя МАКС.

Скорость до 925 км/ч, макс.взлетный вес 5,9т, вооружение до 2т боевой нагрузки

4) S.211
Этот легкий УБС создан в 1981 году. Двигатель - американский (канадского филиала) Пратт-Уитни JT15. В 1984-94 гг произведено 76 самолетов (в т.ч. 15 были собраны на Филиппинах, а 24 в Сингапуре), поставлялись в упомянутые страны и на Гаити. На Филиппинах остаются на вооружении, 2 бывших гаитянских самолета куплены одной "частной армией" в США.

Скорость до 740 км/ч, макс.взлетный вес 2,8т, вооружение до 660 кг боевой нагрузки

4) М-346 "Мастер"
Этот УБС создан на базе совместной разработки компании Эрмаччи и КБ Яковлева Як/АЕМ-130 (первый полет прототипа в 1996 году). В 2000 году принято решение разрабатывать свои версии отдельно, в результате появились М-346 (первый полет 2004 год) и Як-130. Итальянцы получили все КД (кроме двигателей и БРЭО) и право продавать свой вариант по всему миру, кроме стран СНГ. Двигатели - 2 американских Ханниуэлл F124. В Италии готов к серийному производству с 2008 года. Заказано 57 машин (+ выпущено 3 прототипа) - 30 Израилем, 15 Италией и 12 Сингапуром (поставки начались в этом году).

Скорость до 1/060 км/ч, макс.взлетный вес 9,5 т, вооружение до 3 т боевой нагрузки

Т.о. с 60-х годов итальянский авиапром занял прочные позиции на рынке реактивных УБС/легких штурмовиков - было произведено (в основном на экспорт) ок. 1.000 таких самолетов. Не Чехия, конечно, но кое-что! Во 2-й части - итальянские боевые самолеты и лицензионное производство.

Самолет выпускался фирмой «Caproni» в 1939-1940 гг. Он представлял собой одноместный низкокрылый свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Самолет имел каркас фюзеляжа из стальных труб и деревянные крылья, обшитые фанерой. Всего было выпущено 14 машин. ТТХ машины: длина – 7,9 м; высота – 3 м; размах крыла – 11,3 м; площадь крыла – 17,6 м²; масса пустого – 1,8 т, взлетная – 2.2 т; двигатель — Fiat A. 74 RC.38 мощностью 870 л.с; максимальная скорость – 510 км/ч, крейсерская – 414 км/ч; практическая дальность – 770 км; практический потолок – 9 500 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Fiat» в 1932-1935 гг. Всего было выпущено 176 машин, которые использовались также в Австрии, Венгрии и Китае. ТТХ машины: длина – 7,9 м; высота – 2,8 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 27 м²; масса пустого – 1,3 т, взлетная – 1,9 т; двигатель — Fiat A.30 RA мощностью 600 л.с; скороподъемность – 860 м/м; максимальная скорость – 351 км/ч; практическая дальность – 850 км; практический потолок – 8 350 м; вооружение – два 7,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Fiat» на базе «С.R.30.» в 1935-1939 гг. Он представлял собой одноместный цельнометаллический полутораплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Весь фюзеляж, кроме капота, обтягивался полотном. Хвостовое оперение имело каркас из легких сплавов и полотняную обтяжку. Хвостовое колесо вместе со стойкой было закапотировано. Самолет выпускался в таких серийных модификациях: CR.32 (вооруженный двумя 7,69-мм пулеметами), CR.32bis (с двигателем A.30RAbis и четырьмя 7,69-мм пулеметами), CR.32ter (вооруженный двумя 12,7-мм пулеметами) и CR.32quater (вооруженный двумя 12,7-мм и двумя 7,69-мм пулеметами). Всего было выпущено 1,3 тысячи машин, которые использовались также в Венгрии и Испании. ТТХ машины: длина – 7,5 м; высота – 2,6 м; размах верхнего крыла – 9,5 м, нижнего – 6,1 м; площадь крыла – 22 м²; масса пустого – 1.5 т, взлетная – 1,9 т; двигатель — Fiat A.30 RA мощностью 600 л.с; скороподъемность – 10,5 м/с; максимальная скорость – 354 км/ч, крейсерская – 335 м/ч; практическая дальность – 780 км; практический потолок – 7 700 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT или два 7,69-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 100 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Fiat» на базе «С.R.32.» в 1939-1944 гг. Фюзеляж самолета имел каркас из стальных труб и дюралюминиевую обшивку на всей поверхности. Свободнонесущие киль и стабилизатор были цельнометаллическими. Неубирающееся консольно-подкосное шасси крепилось к лонжеронам нижнего крыла. На основные стойки надевались «штаны», на колеса — каплевидные обтекатели. Всего было построено 1,8 тысяч машин. Самолет использовался в Бельгии и Венгрии. ТТХ машины: длина – 8,3 м; высота – 3 м; размах верхнего крыла – 9,7 м, нижнего – 6,5 м; площадь крыла – 22,4 м²; масса пустого – 1,8 т, взлетная – 2,3 т; двигатель — Fiat A. 74 RC.38 мощностью 840 л.с; скороподъемность – 11,8 м/с; максимальная скорость – 440 км/ч, крейсерская – 340 м/ч; практическая дальность – 780 км; практический потолок – 10 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT или 12,7-мм и 7,69-мм пулеметы; бомбовая нагрузка – 200 кг; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался мастерскими «CMASA» и фирмой «Fiat Aviazione» в 1937-1942 гг. в двух модификациях: G.50 и G.50bis. Он представлял собой цельнометаллический истребитель-моноплан с закрытой или открытой кабиной и убирающимся шасси. Всего было построено 833 машины. Самолет также использовался в Испании, Финляндии и Хорватии. ТТХ машины: длина – 7,8 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 18,3 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 2,4 т; двигатель — Fiat A. 74 RC.38 мощностью 840 л.с; объем топливных баков – 311 л; скороподъемность – 13,7 м/с; максимальная скорость – 470 км/ч, крейсерская – 425 км/ч; практическая дальность – 670 км; практический потолок – 10 750 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался компанией «Fiat» на базе «G.50» в 1943-1944 гг. в двух модификациях: G.55 и G.55А, которые отличались оборудованием и вооружением. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимися шасси. Всего было выпущено 274 машины. ТТХ машины: длина – 9,4 м; высота – 3,1 м; размах крыла – 11,9 м; площадь крыла – 21,1 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,7 т; двигатель — Daimler-Benz DB.605A/Fiat RA.1050 RC.58 мощностью 1 475 л.с; скороподъемность – 13,9 м/с; максимальная скорость – 630 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок – 12 750 м; вооружение – три 20-мм пушки MG-151/20 два 12,7-мм пулемета SAFAT; бомбовая нагрузка – 320 кг; экипаж – 1 человек.

Самолет был разработан фирмой «Aeronautica Macchi» и выпускался в 1939-1942 гг. компаниями «Macchi», «Breda» и «SAI Ambrosini». Он представлял собой цельнометаллический низкокрылый моноплан с убираемым шасси и закрытой кабиной. Самолет имел полумонококовой фюзеляж с многочисленными стрингерами и шпангоутами, дававшими особую прочность. Всего было выпущено 1,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,3 м; высота – 3,1 м; размах крыла – 10,6 м; площадь крыла – 16,8 м²; масса пустого – 1,9 т, взлетная – 2,4 т; двигатель — Fiat A.74 RC.38 мощностью 870 л.с; объем топливных баков – 391 л; скороподъемность – 15,3 м/с; максимальная скорость – 504 км/ч; практическая дальность – 570 км; практический потолок – 8 900 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; бомбовая нагрузка – 150 кг; экипаж – 1 человек.

Самолет был разработан фирмой «Aeronautica Macchi» на базе «MC.200» и выпускался в 1941-1943 гг. в пяти серийных модификациях, различавшихся незначительными усовершенствованиями. Всего было выпущено 1,2 тысячи машин. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3,5 м; размах крыла – 10,6 м; площадь крыла – 16,8 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 2,9 т; двигатель — Daimler-Benz DB 601/Alfa Romeo RA1000 RC41-I мощностью 1 175 л.с; объем топливных баков – 437 л; скороподъемность – 18,1 м/с; максимальная скорость – 600 км/ч, крейсерская – 544 км/ч; практическая дальность – 765 км; практический потолок -11 500 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два 7,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 200 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Aeronautica Macchi» на базе «МС.202» в 1942-1944гг. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Всего было построено 302 машины. ТТХ машины: длина – 8,9 м; высота – 3 м; размах крыла – 10,6 м; площадь крыла – 16,8 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,9 т; двигатель — DB605A/ RA.1050 RC.58 мощностью 1 475 л.с; максимальная скорость – 640 км/ч; практическая дальность – 950 км; практический потолок – 11 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два 7,7-мм пулемета или две 20-мм пушки MG 151 и два 12,7-мм пулемета; бомбовая нагрузка – 320 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель был разработан фирмой «Reggiane» и выпускался в 1940-1944 гг. Он представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и управляемым хвостовым колесом. Оперение цельнометаллической конструкции имело металлическую обшивку киля и неподвижных частей стабилизатора и полотняную обшивку рулей. В Италии было построено 179 машин в таких вариантах: Re.2000, Re.2000-ІІ и Re.2000-ІІІ. По лицензии в Венгрии выпущено 70 машин, в Швеции – 60. ТТХ машины: длина – 8 м; высота – 3,92м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,1 т, взлетная – 2,9 т; двигатель — Piaggio P.XI RC 40 мощностью 985 л.с; емкость топливных баков – 640 л; скороподъемность – 750 м/м; максимальная скорость – 530 км/ч, крейсерская – 440 км/ч; практическая дальность – 1 300 км; практический потолок –11 200 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета Breda; экипаж – 1 человек.

Истребитель-бомбардировщик был создан компанией «Officine Meccaniche Reggiane» на базе «Re.2000» и выпускался в 1941-1943 гг. Он был одномоторным цельнометаллическим истребителем низкопланной схемы. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок изготовлен из дюраля, оперение имело полотняную обшивку рулей. Шасси — убирающееся с хвостовым колесом. Всего было выпущено 237 машин. ТТХ машины: длина – 8,4 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,5 т, взлетная – 3,2 т; двигатель — Alfa Romeo R.A. 1000 R.C. мощностью 1 175 л.с; объем топливных баков – 540 л; скороподъемность – 16 м/с; максимальная скорость – 545 км/ч; практическая дальность – 1 100 км; практический потолок –11 000 м; длина разбега – 168 м, пробега – 255 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два 7,7-мм SAFAT; бомбовая нагрузка – 640 кг; пулемета экипаж – 1 человек.

Самолет выпускался компанией «Officine Meccaniche Reggiane» на базе «Re.2000» в 1942-1944 гг. Он был одномоторным цельнометаллическим истребителем — низкопланной схемы. Кабина пилота закрывалась фонарем со сдвижными боковыми стеклами. Стойки шасси при уборке поворачивались на 90 градусов и плоско укладывались в центроплан. Всего было выпущено 255 машин. Захваченные самолеты использовались Германией. ТТХ машины: длина – 8,2 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,4 т, взлетная – 3,2 т; двигатель — Piaggio P.XIX RC 45 мощностью 1 100 л.с; объем топливных баков – 600 л; скороподъемность – 12 м/с; максимальная скорость – 530 км/ч; практическая дальность – 1 100 км; практический потолок –10 500 м; длина разбега – 168 м, пробега – 255 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT и два пулемета 7,7-мм SAFAT; бомбовая нагрузка – 650 кг; экипаж – 1 человек.

Истребитель выпускался компанией «Officine Meccaniche Reggiane» на базе «Re.2000» в 1943 г. Он был одноместным одномоторным, выполненным по схеме цельнометаллического свободнонесущего низкоплана. Стойки шасси крепились к переднему лонжерону и складывались при помощи гидросистемы по направлению к законцовкам крыла. Одновременно убиралось и хвостовое колесо. Всего было построено 32 машины. Захваченные самолеты использовались Германией. ТТХ машины: длина – 8,7 м; высота – 3,2 м; размах крыла – 11 м; площадь крыла – 20,4 м²; масса пустого – 2,6 т, взлетная – 3,6 т; двигатель — Fiat RA.1050 RC.58 Tifone мощностью 1 475 л.с; объем топливных баков – 536 л; скороподъемность – 20 м/с; максимальная скорость – 628 км/ч, крейсерская – 515 км/ч; практическая дальность – 1 250 км; практический потолок — 12 000 м; вооружение – три 20-мм пушки MG-151 и два 12,7-мм пулемета SAFAT; бомбовая нагрузка – 630 кг; пулемета экипаж – 1 человек.

Двухмоторный одноместный истребитель выпускался фирмой «Industrie Meccaniche» в 1943 г. Он имел цельнометаллический полумонококовый фюзеляж со стальным каркасом, обшитым дюралюминием. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ машины: длина – 8,8 м; высота – 2,9 м; размах крыла – 12,5 м; площадь крыла – 23 м²; масса пустого – 3,5 т, взлетная – 5 т; двигатели — Fiat A.74 RC38 мощностью 840 л.с; максимальная скорость – 501 км/ч, крейсерская – 390 км/ч; практическая дальность – 1 200 км; практический потолок –7 800 м; вооружение – два 12,7-мм пулемета SAFAT; экипаж – 1 человек.

Журнал «Флайт» по случаю вспомнил 10 самых выдающихся по его мнению итальянских летательных аппаратов, начиная с 40-х годов прошлого века, для которых, как и для большинства итальянских изделий, характерен свой уникальный стиль.

1. Пьяджио Р180 «Аванти»

Этот необычный шестиместный VIP-самолет составляет конкуренцию бизнес-джетам, выделяясь среди них толкающими турбовинтовыми двигателями (надо, правда, отметить, что тут явно чувствуется влияние «Старшипа» Берта Рутана, который наднясь выступал в Москве, где озвучил в том числе мысль, что использование в авиапромышленности «эффективных манагеров» - надежный путь Вальхаллу). Хотя самолет находится в эксплуатации уже с 1990-го года, продажи его сравнительно небольшие, но третий его вариант - «Эво», переделанный в беспилотник «Хаммерхед» Р.1НН, был заказан итальянскими ВВС.


2. Текнам Р2010

Итальянская авиастроительная фирма «Текнам», расположенная недалеко от Неаполя, сравнительно молода и строит свои самолеты только с 1980-х гг. Недавно фирма выпустила четырехместный самолет Р2010 с поршневым двигателем в том же классе, что и самолеты Цессна «Скайлэйн» и «Скайхок». Летчик-испытатель «Флайта» после полета на Р2010 заявил, что этот цельнокомпозитный самолета представляет собой качественный рывок для авиации «общего назначения».

3. «Вулканаэр»

Находящаяся также недалеко от Неаполя фирма «Вулканаэр», названная так за соседство с Везувием, образована на части активов авиафирмы «Партенавиа», среди которых достался и самолет Р68с поршневыми двигателями, выпущенный в 1998 г. Вскоре на его базе фирма создала его удлиненный вариант «А-Виатор» под турбовальные двигатели Роллс-Ройс 250В17С. Самолет предлагается в первую очередь в качестве патрульного, но может использоваться и в качестве «воздушного такси» и грузового.

4. Аления-Аэрмакки С-27J

Находящийся в эксплуатации с 2006 г. транспортный самолет С-27J «Спартан» является флагманом военного направления авиационной промышленности Италии. Самолет, представляющийся развитием известного транспортника Аления G.222, используется береговой охраной США и ВВС самой Италии. В октябре «Аления» заявила о планах дальнейшего совершенствования «Спартана», включая установку «винглетов» и более мощных двигателей Роллс-Ройс АЕ2100, которые позволят улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета.

5. Аления-Аэромакки М-346

Учебный М-346 - самый быстрый итальянский самолет за всю истории страны. Самолет повышенной летной подготовки поступил в 2013 г. на вооружение ВВС Италии и Сингапура, иа также начал поступать в израильские ВВС. Недавно заключен контракт на поставку 8 самолетов Польше, и фирма все еще надеется выиграть конкурс на новый учебный самолет Т-Х в США. (Интересно, что тех, кто создавал «неповторимый итальянский стиль» - КБ им. Яковлева, даже не упомянули:-)

6. SIAI-Марчетти FN.333

Спроектированный фирмой «Нарди» в 1950-х годах и выпускавшийся на «SIAI-Марчетти» в 1960-х амфибия FN.333 «Ривьера» является, возможно, самым необычным самолетом в нашем списке. Всего было выпущено 29 этих трехместных амфибий с поршневым двигателем, и некоторые еще летают.

7. Макки С.202

Макки С.202 «Фальгоре» (молния) был, пожалуй, самым удачным итальянским самолетом во Второй мировой войне (если учесть и его развитие - С.205). Истребитель отличался использованием немецкого двигателя «Даймлер-Бенц» 601 (чему во многом и был обязан). С.202 поступил на вооружение в 1941 г. и использовался как ВВС Италии во всех их ипостасях за время войны, так и немцами.

8. Фиат-Аэриталия G.91

Известный во время первой «холодной войны» под кличкой «Джина», итальянский истребитель-бомбардировщик победил на конкурсе на легкий боевой самолет НАТО в 1953 г. С 1958 г. истребитель состоял на вооружении ВВС Италии и Германии, а позже и Португалии. Всего было построено за почти три десятилетия 760 его экземпляров.

9. Агуста-Уестленд AW609

Хотя, строго говоря, ну, какой он итальянский - эта совместная разработка с фирмой «Белл», съевшей на этом собаку. Но AW609 продолжает доводиться фирмой «Агуста-Уестленд» самостоятельно, надеясь в 2017 г. выйти на сертификацию. Этот один из самых привлекательных и необычных винтокрылов, недавно установил рекорд скорости на дистанции 1000 км, но случившаяся катастрофа с одним из опытных ЛА возможно повлияет на планы фирмы.

10. Агуста-Уестленд АW129

Вертолет АW129 «Мангуста» с двигателями Роллс-Ройс «Джем» - первый целевой боевой вертолет европейской разработки, поступивший на вооружение итальянских ВВС в 1990-х годах. Однако во втором десятилетии уже следующего века вертолет получил вторую молодость в качестве турецкого Т129.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: