Как научиться писать сочинения. Урок русского языка "раздельное написание местоимений с предлогами" Михаил Пришвин «Жаркий час»

Михаил Пришвин «Лесной доктор»

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнет рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по- зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и так бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Ореховые дымки»

Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё-таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьёв, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.

Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья.

Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Цели: формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами; развитие умения правильно и точно употреблять местоимения в речи; формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями.

Оборудование: таблица по русскому языку “Местоимения”, мультимедийный проектор, оценочный лист учащегося.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Настроимся на работу, улыбнёмся друг другу. Сядем поудобнее, закроем глаза, положим голову на парту и повторяем за мной. "Я в школе на уроке. Сейчас начну учиться, радуюсь этому, внимание моё растёт, я готов к работе. Головы подняли, вдохнули, работаем."

  1. Сообщение темы.
  1. Чистописание.

На доске: Весна пришла к нам молодая. Я здесь пою приход весны!

Учитель: Из какого стихотворения строки? Спишите. Подчеркните орфограммы.

Ученик: В.Жуковский “Жаворонок”.

Учитель: Запишите соединения букв.

  • Первые две буквы – местоимение в косвенном падеже из стихотворения поставь в начальной форме (мы).
  • Вторые две буквы – из стихотворения личное местоимение поставь в родительный падеж (мне). мымне .Запиши соединения не отрывая руки.
  1. Сообщение темы.

Учитель: Отгадай загадки. В этом фрукте есть местоимение.

Ученик: Яблоко.

Учитель: Первый слог этого слова – местоимение, второй - звук издаёт лягушка.

Ученик: Тыква.

Учитель: Догадайтесь о какой части речи пойдёт речь на уроке?

Ученик: О местоимении.

Учитель: Сегодня мы будем повторять правописание местоимений, учиться составлять предложения с местоимениями. Будем развивать память, внимание, мышление. На уроке мы будем путешествовать по станциям. Каждый этап урока новое испытание на станции. В конце урока вы должны каждый получить оценку своей работы и узнать что-то новое о местоимениях.

  1. Закрепление пройденного материала.

1 этап урока – “Вспоминайка”.

Учитель: Прочитай местоимения. Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

На доске. Я, тот, эта, этот, ты, он, таков, твой, мой, она, наш, ваш, его, оно, мы, её, их, свой, сам, вы, они, самый, всякий, каждый.

Учитель: Выпиши слова в две группы:

  1. местоимения-существительные;
  2. местоимения прилагательные.

Обменялись тетрадями. Сделали взаимопроверку. Оценили своего товарища.

2 этап урока – “Повторяйка”

Учитель: Какие местоимения записаны на доске.

На доске: Он, её, их, меня, мне, тебя, тобой, ими, мной, тебе, его, нему, им, нём, нас, нам, нами, вас, вам, вами, ним.

Ученик: Личные местоимения в разных падежах.

Учитель: Опираясь на таблицу, просклоняйте местоимения: 1 вариант – я, он; 2 вариант – ты, они; 3 вариант – мы, она. Где возможно употребите с предлогами. 3 человека работают у доски. Самопроверка, самооценка.

Учитель: Спиши. Поставь местоимения в нужном падеже.

  • Уровень 1. Подошёл к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), поговорил обо (я), поговорю с (вы).
  • Уровень 2. Мелькнула у (она), обрадовал (он), говорил при (они), спросил про (он), написал (она), помогал (они), ужинал со (я), беседовал с (ты).

Проверка по кодокарточке.

Учитель: Сделайте вывод о правописании местоимений с предлогами.

Ученик: Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Учитель: Проверьте свой вывод по учебнику. Оцените свою работу. Поставь оценку в оценочный лист.

(Учитель может оценить работы нескольких учеников, выполнивших задание первыми).

3 этап урока – Физминутка на мышечное расслабление.

Дождь.
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут,
Как живые:
-Пей, рожь, пей!
И рожь,
Склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!

4 этап- “Запоминайка”.

Учитель: Прочти и запомни словосочетания.

  • Приехал ко мне –
  • Вредные для нас –
  • Нарисовал с тобой –
  • Поужинаю у вас –
  • Приплыла к нему –
  • Взглянула на них –

Учитель: Запиши словосочетания по памяти. Поставь местоимения в начальной форме. Задание с комментированием. Найди закономерность. Как расположены местоимения? Определи лицо, число, падеж местоимений.

Ученик: Местоимения расположены в следующем порядке – 2 местоимения 1 лица, 2 местоимения 2 лица, 2 местоимения 3 лица. Местоимения расположены в следующем порядке – местоимение единственного числа, местоимение множественного числа…

5 этап – “Мы редакторы”.

Работа с текстом. Учитель проецирует текст. В озерке урчат лягушки. Весне движется, но медленно. Неподалёку от себя я разглядел птицу с большими чёрными выразительными глазами и носом цвета прошлогодней листвы. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой (он) серёжки. Исчезают последние клочки снега в лесу. Я сидел неподвижно. Вальдшнеп взмахнул носом и ударил (он) в прелую листву. Потом он полетел вдоль опушки, и я сосчитал на клювике у (он) семь старых осиновых листиков.

Учитель: Отредактируй текст. Расставь предложения так, чтобы получился текст.

Учитель проецирует отредактированный текст. Самопроверка. Оценка.

6 этап – “Сочиняйка”.

Учитель: Составь предложения на тему “Весна”, используя как можно больше личных местоимений в косвенных падежах.

7 этап – “Задай вопрос”.

Учитель: Кто больше задаст вопросов по теме “Местоимение”.

Ученики:

  • Что такое местоимение?
  • В речи местоимения употребляются вместо какой части речи?
  • Местоимения указывают или называют предметы, признаки, количества?
  • Какие местоимения называются личными?
  • Какие формы имеют личные местоимения?
  • Изменяются ли основы местоимений при склонении?
  • Как пишутся местоимения с предлогами?
  • Как изменяются местоимения с предлогами при склонении?
  1. Подведение итогов урока.

Учитель: Возьмите оценочный лист, выставите все полученные оценки за урок. Вычисли средний балл своей работы на уроке.

У каждого ученика на парте оценочный лист.

Учитель: Кто доволен своей работой? Кому надо быть внимательным? Кто должен повторить пройденный материал?

(Ответы детей).

Учитель: Переворачиваем оценочный лист и находим что-то новое о местоимениях.

Как-то раз, решили Михаил Пришвин и Константин Паустовский навестить своего друга - Мамина-Сибиряка. Друг жил у мамы, в Сибири. Поэтому идти решили пешком. Путь не длинный, а заодно и природа красивая. А-ну-ка, - думают, - свежего воздуха в лёгкие насобираем. Взяли писатели в руги сапоги, карманы набили винтовками, взвалили на плечи лукошки, и двинулись в путь.
Идут, воздух собирают, на природу любуются.

Тут, вдруг, Паустовский и говорит человеческим голосом: -
- Да. - говорит - "Стояла осень в солнце и туманах".

Пришвин ему отвечает, мол, голубчик, зенки протрите и не лепите горбатого!.. "Весна движется, но медленно. В озерке, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат".

Ничего подобного не наблюдаю! - возражает Паустовский – Это вы, пенсне протрите!.. Смотрите, красота-то какая!.. "Сквозь облетевшие леса видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелятся и дрожат низкие звезды!"

Да вы, мой друг, рехнулись! – вспылил тут Пришвин - Оглянитесь вокруг!.. "Орех цветет, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки желтый дымок. Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая."

Паустовский на это, со слезами обиды, отвечает: – "По правде сказать, неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень."… А вы говорите, Весна!..

Да вы, батенька, никак бредите?! – вскидывая пенсне к бровям, восклицает Пришвин – У-у-у! Да, у вас, поди, жар!..
Он приложил руку к ледяному лбу друга и обжёгся.

Тут в кустах что-то ухнуло. Раздался треск сучьев. Писатели обмерли.
- Медведь?!!! – одними губами прошептал Пришвин.
- Больше некому!.. – другими губами согласился с ним Паустовский

Из-за кустов, ломая валежник и разоряя гнёзда, вышел Мамин-Сибиряк.

Вот те на! – удивился он, уставившись на перепуганных прозаиков – А вы зачем припёрлись?
Но писатели так обрадовались другу, что растерялись по кустам и не смогли сразу найтись.

А мы к тебе, голубчик! Вот, в Сибирь вышли погулять! – улыбнулся из-за ольхи Пришвин.
- Да. Свежий воздух собираем, – подтвердил бледный Паустовский.

То-то я смотрю, дышать нечем! – натужно просипел Мамин-Сибиряк, вытаскивая карманный ингалятор и затягиваясь самокруткой.
- "Дождя не было уже около двух недель, и солнце по утрам поднималось в дымном мареве, красное и громадное, точно только что раскаленное где-нибудь в кузнечном горне…" - закашлявшись от дыма, прохрипел он.

Ну, что я тебе говорил!.. – вспомнив давнишний спор и злорадно свернув глазами, крикнул Паустовский Пришвину – Вот, и Сибиряк о том же. Уж, ему-то, ты веришь?!

Пришвин сделал озабоченное лицо.
- Я природу, всё равно, тоньше вас понимаю! Мне всякая мелочь приметна. И зверюшки меня уважают. Вон, смотрите!
И он стал нараспев цитировать:
- "Неустанно куковала в бору кукушка!"

Ку-ку! Ку-ку! – донеслось откуда-то сверху.
Мамин-Сибиряк чётко среагировал на звук, и метнул палку. Пришибленная птица рухнула ему под ноги.

- "Цапля вымахнула из сухих старых тростников.!" – диким голосом взвыл Пришвин.
- Ф-ух! – снарядом, вымахнула из тростника цапля, едва не протаранив острым клювом Паустовского.

- "Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке!" – продолжал бесноваться прозаик.
В кустах, подозрительно запикало.

- "Землеройка пискнула в старой листве!"
Мамин-Сибиряк проворно отскочил в сторону, когда под ногами, в листве что-то пискнуло.

А Пришвин всё не унимался:
- "И когда стало еще теплее, то листья черемухи, как птички с зелеными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки…"

Атмосфера вокруг быстро накалялась. Откуда-то появились шмель, бабочка и пчела. Они стали кружить, и нацеливаться.

Паустовский, вращая глазами, следил за манёврами опасных насекомых.
- Сибиряк!.. У тебя верёвка есть? – обратился он к Мамину.

А как же!.. – ответил тот, сапогом припечатав бабочку к стволу ели.
- Тогда, будем Пришвина вязать. Видишь, буйный он сегодня… Меня, давеча, за лоб трогал. Теперь вот всю живность против нас восстановил… Мочи его, Сибиряк!..

Мамин-Сибиряк молча развязал лукошко и достал ружьё.
- Зараз, свяжем! – загоняя пыж, уверенно заявил он – Медицина дело тонкое! Понимаем!..

Паустовский заткнул пальцами уши и скомандовал – Вяжи, его, Михайло!.. Пли!..
Прогремел выстрел.

Чу-у! - вспорхнул Пришвин, увернувшись от пули.

Паустовский, наблюдая за его полётом с лёгкой завистью, сказал:
- Помню… "Так мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами"… Короче, изворотливый, гад!..

Ничего! – выдохнул Мамин-сибиряк, взводя второй курок.
Он вдавил приклад в плечо, и стал водить дулом, пытаясь соединить Пришвина и чёрную мушку на стволе. Пришвин, соединяться с мушкой, явно не торопился. Он, как заяц, прыгал с кочки на кочку, и только голубоватое пенсне поблёскивало то тут, то там.

– "Растительность на таких мертвых озерах совершенно особенная, - приговаривал Мамин-Сибиряк, целясь - тоже какая-то мертвая: жесткая осока, ситник, белоус, мхи и разнообразный кустарник, начиная со смородины по краям и кончая вербой. Особенно замечательны болотные сосны и березы, по которым сразу узнаешь настоящее болото!.."… Здесь то мы его и положим!

Прогремел ещё один выстрел.

Фьють! – просвистела пуля над головой скачущего Пришвина.
- По звуку, похоже, клёст! Но, не клёст, точно… Пуля?!! – догадался он, и заволновался себе в штаны.

Бросьте, друзья, вы же не серьёзно! – выкрикнул Пришвин из-за пня – Давайте я вам лучше расскажу, что было дальше!
И не дожидаясь ответа, он продолжил:
- "Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплескивал водой на себя, почесывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда все вымыл, все вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал"...

Он опять колдует! – заорал Паустовский, наблюдая неизвестно откуда взявшегося гуся. – Мочи его, Сибиряк!.. Мочи, пока нас зверьё не растерзало!

- "Гадюка просыхала на камне, свернувшись в колечко. Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках…" – продолжал Пришвин, не обращая внимания на Паустовского.

В тростнике мелькнула тень. Паустовский ойкнул и на камень лёгло гадюжное колечко, легло и стало просыхать...

Мамин-Сибиряк заглянул в дымящийся ствол ружья, и задумчиво произнёс:
- "…Ближе к воде тянулась опушка из черемухи, рябины и тальника. Нужно было раздвинуть ветви низкой черемухи, чтобы попасть на неправильной формы лужайку, поросшую густой зеленой травой… "…

Паустовский, услышав эти речи, испугался.

– Что с тобой, Сибиряк?.. Он тебя околдовал?!!!.. Не слушай его!.. Со мной уже такое было!.. "Сидели мы жарили картошку, как вдруг зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда, с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке"… Сибиряк! Он тогда всю нашу провизию сожрал!.. Нам пришлось проводника съесть, чтобы выжить!.. Сибиряк, ты слышишь?!

Но Мамин-Сибиряк не слушал. Он ходил по лесу и люто любил природу. Вскоре к нему присоединился Пришвин, и они стали любить её вдвоём.
Глядя им вслед, Паустовский рассерженно плюнул себе на сапог. Потом он вытащил из лукошка сочок и пошёл ловить свежий воздух.

Так разошлись пути этих великих прозаиков, любивших природу, но по-разному. И природе это, откровенно признаться, нравилось. Как любая женщина, она любила разнообразие…

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Рассказы о весне Чехова, Пришвина, Ушинского

Антон Чехов «Весной»

С земли еще не сошёл снег, а в душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо!

Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями.

Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лёд.

Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы любите природу...

Михаил Пришвин «Лесной доктор»

Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес.

— Эх вы, проказники! — сказали мы и указали им на срезанную осину. — Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали?

— Дятел дырки наделал, — ответили ребята. — Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт.

Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал ее своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый... Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. Мы вырезали этот кусок, как замечательный экспонат для музея.

— Видите, — сказали мы ребятам, — дятел — это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали.

Пареньки подивились.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнет рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Деревья в плену»

Весна сияла на небе, но лес ещё по- зимнему был засыпан снегом. Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно.

Там, где летом вы шли по широкой дорожке, теперь через эту дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать.

Вот что случилось с деревьями: берёзка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и так бы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом всё гнулась и наконец погрузилась в снег и примёрзла так до самой весны. Под этой аркой всю зиму проходили звери и люди изредка на лыжах.

Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке, самому не сгибая спины.

Я выламываю себе хорошую увесистую палочку, и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склонённому дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. Медленно так я иду и волшебным ударом освобождаю множество деревьев.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно- лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку-осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Ореховые дымки»

Барометр падает, но вместо благодетельного тёплого дождя приходит холодный ветер. И всё-таки весна продолжает продвигаться.

За сегодняшний день позеленели лужайки сначала по краям ручьёв, потом по южным склонам берегов, возле дороги, и к вечеру зазеленело везде на земле. Красивы были волнистые линии пахоты на полях — нарастающее чёрное с поглощаемой зеленью.

Почки на черёмухе сегодня превратились в зелёные копья.

Ореховые серёжки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок.

Михаил Пришвин «Вальдшнеп»

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва из-под снега выходит плотно слежалая, серая.

Неподалеку от себя я разглядел птицу такого же цвета, как эта прошлогодняя листва, с большими чёрными выразительными глазами и носом длинным, не менее половины карандаша.

Мы сидели неподвижно; когда вальдшнеп уверился, что мы неживые, он встал на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву.

Невозможно было увидеть, что он там достал себе из-под листвы, но только мы заметили, что от этого удара в землю сквозь листву у него на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Тогда мы спугнули его; он полетел вдоль опушки, совсем близко от нас, и мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь старых осиновых листиков.

Константин Ушинский «Утренние лучи»

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка.

Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник.

Петух захлопал крыльями и запел: «Ку- ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей.

Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум- зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: