Международно-правовая охрана окружающей природной среды. Международно-правовые основы охраны окружающей среды Задачи курсовой работы

Исходя из постулата "природа не знает границ", в необходимости и значимости международно-правовой охраны окружающей среды сомневаться не приходится.

Под международно-правовой охраной окружающей среды (международным экологическим правом) понимается совокупность нормативных правовых актов, базирующихся на основе общепризнанных принципов и норм международного права, регулирующих межгосударственные отношения по сохранению и рациональному использованию международных природных ресурсов с учетом приоритета и защиты прав и законных интересов человека на благоприятную окружающую среду.

Источники международного экологического права можно классифицировать по группам:

  • – обязательные (конвенции, договоры) и необязательные (хартии, декларации);
  • – глобальные и региональные.

К основным источникам международного экологического права относятся:

– Декларация принципов природопользования и охраны окружающей природной среды, а также План действий правительств и межправительственных организаций, принятые на Стокгольмской конференции ООН (Швеция, 1972 г.), на этой же конференции было определено, что ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей природной среды;

Всемирная хартия природы, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1988 г.;

– Декларация, состоящая из 27 принципов, и "Повестка XXI века", определяющих направления деятельности мирового сообщества в сфере природопользования и охраны окружающей среды, принятые на конференция в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.);

Рамочная конвенция ООН но сохранению климата на Земле ("Киотский протокол", Япония, 1992 г.), которую Российская Федерация ратифицировала в 2004 г., приняв тем самым на себя международные обязательства по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов;

– Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, заключенное в 1992 г. государствами – участниками СНГ.

Международно-правовая охрана окружающей среды основывается как на 27 социально-экологических принципах, изложенных в Декларации, принятой в Рио-де- Жанейро, так и на других принципах, принятых на иных экологических форумах. Для примера перечислим некоторые принципы.

  • – право на развитие должно осуществляться так, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего и будущего поколений в областях развития и окружающей среды;
  • – все государства и народы должны сотрудничать в осуществлении глобальной задачи искоренения бедности как одного из условий устойчивого развития с целью сокращения разрыва в уровнях жизни;
  • – государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства с целью сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли;
  • – в соответствии с Уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать свои собственные ресурсы в осуществлении собственной политики в области окружающей среды и несут ответственность, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств.

Все объекты международного экологического права подразделяются на две категории:

  • – не входящие в юрисдикцию государств (Мировой океан, Ближний космос, Антарктида, мигрирующие стада животных);
  • – входящие в юрисдикцию государств (глобальные биосферные заповедники, другие экологические природные системы и объекты, включенные в список мирового природного наследия и занесенные в Международную Красную книгу, т.е. находящиеся под эгидой ЮНЕСКО).

За нарушения в сфере экологической безопасности правительства государств-нарушителей несут международную эколого-правовую ответственность, которая может быть как политической (например, в виде эмбарго в сфере торговых отношений с таким государством либо прекращение экономической помощи в виде выделения транша) или материальной (в виде репарации, т.е. возмещении экологического ущерба в денежном выражении и т.п.).

Основную роль в механизме между народно-правовой охраны окружающей природной среды играют международные организации, которые могут иметь статус как правительственных, так и неправительственных формирований.

К межправительственным организациям относятся:

  • – ЮНЕП (United Nations Environment Programme). Это главенствующая в данной сфере международных отношений организация, которую возглавляет Исполнительный директор, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН. Имеется также Совет управления, в который входят представители 58 государств и Фонд денежных взносов государств. Основная задача ЮНЕП – это консолидация национальных природоохранных программ государств и ликвидация глобальных экологических катастроф;
  • – ЭКОСОС (комиссия по устойчивому развитию при Экономическом и социальном Совете ООН, который имеет в своем распоряжении 70% всех денежных ресурсов, вносимых государствами в ООН);
  • – ЮНЕСКО – международная организация, отвечающая за сохранность природных объектов, имеющих мировое значение, а также ведущая учет и анализ глобальных стихийных бедствий;
  • – МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике);
  • – ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения);
  • – ВМО (Всемирная метеорологическая организация);
  • – МЭС – Межправительственный экологический совет государств – участников СНГ, состоящий из министров природных ресурсов этих стран. Совет координирует национальные природоохранные программы и имеет фонд, состоящий из денежных взносов этих государств, который используется для ликвидации трансграничных экологических бедствий и чрезвычайных экологических ситуаций.

В число международных неправительственных организаций входят:

  • – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов), который является ведущей неправительственной организацией, занимающейся составлением Международной Красной книги. В ее состав входит шесть отраслевых комиссий и высшим органом является Генеральная ассамблея, собирающаяся раз в три года;
  • – WWF (Всемирный фонд охраны дикой природы);
  • GREENPEACE (Зеленый мир) – организация, имеющая представительства более чем в 30 государствах, в том числе в России, насчитывающая в своих рядах более 12 тыс. членов и имеющая даже свой флот, и др.

В декабре 2009 г. состоялся Копенгагенский саммит по проблемам изменения климата, однако Соглашение, которое должно было бы заменить Киотский протокол, подписано не было и причиной этому были разногласия между развитыми государствами Запада и группой развивающихся стран. Основное "согласие" этого саммита – добиться, чтобы к 2016 г. рост среднемировой температуры составил бы не более 1,5% по сравнению с доиндустриальным уровнем развития и на 80% сократить выбросы парниковых газов к 2050 г.

Международно-правовая охрана окружающей среды – сравнительно новая отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципов и норм международного права, составляющую особую отрасль системы международного права и регулирующую действия ее субъектов по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из самых различных воздействующих источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

В рациональном использовании природных ресурсов заинтересовано все мировое сообщество, так как охрана окружающей среды усилиями отдельных государств не только малоэффективна, более того, она практически бесполезна.

В настоящее время в сфере охраны природной среды действует немало международных организаций – Международная морская организация, Всемирный фонд диких животных, Всемирная организация здравоохранения и т. д.

Такое понятие, как окружающая среда, охватывает широкий круг элементов, которые связаны с условиями существования человека. Они распространяются на три группы объектов – объекты естественной среды (флора, фауна), объекты неживой среды (гидросфера, атмосфера и литосфера), околоземное космическое пространство и объекты, созданные человеком.

Специфика предмета регулирования соответствующих отношений и объем нормативного регулирования отношений по охране окружающей среды позволяют сделать вывод о том, что в современном международном праве произошло формирование новой отрасли – права охраны окружающей среды.

Основными источниками данного права являются Конвенции:

об охране мигрирующих видов животных 1979 г.;

об охране биологического разнообразия 1992 г.;

о международной торговле видами дикой фауны, находящейся под угрозой исчезновения, 1973 г.;

по причинам и предотвращению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г.

Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды – охрана окружающей среды и ее рациональное использование.

Объектами являются:

животный и растительный мир;

Мировой океан;

атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство.

Принципы охраны окружающей среды, проявляющие себя в международном праве, подразделяются на основные и специальные.

К основным (фундаментальным) принципам относятся следующие принципы:

территориальная целостность государств;

сотрудничество государств;

уважение государственного суверенитета;

мирное разрешение международных споров;

международно-правовая ответственность и т. д.

К специальным принципам относятся следующие принципы:

защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений;

экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов;

запрет использования в военных и любых иных враждебных целях;

принцип защиты экологических систем Мирового океана;

недопустимость нанесения трансграничного ущерба;

недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды.

Центральное место в системе норм по охране атмосферы Земли занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г.
Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами - циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.
В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воз духа на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха (главным образом серы и ее соединений). Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. На основе Конвенции в структуре Европейской экономической комиссии ООН создан специальный орган, обеспечивающий координацию национальных мер по выполнению конвенционных положений.
Целью принятия Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г. является стабилизация концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Участники Конвенции будут принимать предупредительные меры в области прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий.
Вторым составляющим системы международной защиты природы является охрана озонового слоя. Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Государства информируют учрежденный в соответствии с Конвенцией и Протоколом орган (Секретариат) о производстве, потреблении и использовании озоноразрушающих веществ. Участниками Конвенции разрабатываются национальные системы сбора, хранения, регенерации и утилизации озоноразрушающих веществ.
Третьим объектом защиты является космическое пространство. Договор по космосу 1967 г., Соглашение о Луне 1979 г. обязывают государства при изучении и использовании космического пространства и небесных тел избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.
Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по Предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).
В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.
Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г. был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.
В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями - Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д.

Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты животного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регулирования использования живых ресурсов.
Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.
1. Охрана природных комплексов.

2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений.
3. Обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Вопросы защиты окружающей среды от радиационного загрязнения регулируются нормами договора о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., договора о нераспространения ядерного оружия 1968 г., Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протокола 1978 г. к этой Конвенции (об эксплуатации судов с ядерными энергетическими установками), Международной конвенции о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г., Конвенции об ответственности в области морской перевозки ядерных материалов 1981 г., Конвенции о ядерной безопасности 1994 г., других международных документов.

Женевская Конвенция об открытом море 1958 г., в частности, обязывает государства принимать меры для предупреждения загрязнения моря от радиоактивных отходов и загрязнения моря или воздушного пространства над ним в результате любой деятельности, включающей применение радиоактивных материалов. Государства обязаны сотрудничать с соответствующими международными организациями и учитывать все нормы и правила, которые могут быть выработаны такими организациями.
Договор об Антарктике 1959 г. запрещает сброс радиоактивных веществ южнее 60-й параллели южной широты.

Преднамеренному захоронению в океане вредных, в том числе радиоактивных, отходов посвящена Лондонская конвенция 1972 г. по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов.
Вопросы эксплуатации судов с ядерными силовыми установками и соответствующей защиты морской среды регламентируют: Лондонская конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г., Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Парижская конвенция об ответственности перед третьей стороной в области атомной энергии 1960 г. и дополняющая ее Брюссельская дополнительная конвенция 1963 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Брюссельская конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок расщепляющихся материалов 1971 г., Лондонская конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. Эти конвенции регулируют также вопросы ответственности за причинение ущерба в результате использования атомной энергии, в том числе в случае сброса радиоактивных отходов.

В научном мире применимо к данной области пользуются различными терминами и определениями. Кроме понятия «окружающей среды» используют термины: “природопользование”, “природные ресурсы”, «природная среда» и т.д.

Что включает в себя понятие “окружающая среда”? Какие объекты естественной “живой” природы попадают в сферу регулирования норм международного права. Это:

Растительный и животный мир (флора и фауна);

Водный и воздушный бассейн (гидросфера и атмосфера);

Почва (литосфера);

Околоземное космическое пространство;

Искусственные природные сооружения (водохранилища, заповедники, каналы и т.д.)

Поскольку окружающая среда включает целый ряд природных компонентов условиям - различают несколько категорий охраняемых нормами международного права природных объектов:

1) Мировой океан;

2) Материки (суша Земли);

3) Атмосферный воздух;

4) Космос - все пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. С развитием технического прогресса внешние границы этого объекта отдаляются от Земли.

В настоящие время в международно-правовой охране нуждается часть космоса, включающая Луну и планеты солнечной системы.

По юридической принадлежности природные объекты делятся на:

1) внутригосударственные, т.е. находящиеся под национальной (государственной) юрисдикцией или контролем отдельных государств.

2) международные, интернациональные - находящиеся вне национальной юрисдикции и контроля: Мировой океан, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, Антарктида, часть атмосферы и космос.

Охрана окружающей среды включает в себя три взаимосвязанных между собой уровня: национальный, региональный и всемирный.

Эти уровни отличаются не только по территориальному признаку, но и по сложности представленных проблем; по количеству задействованных субъектов международного права; по материально-техническому и финансовому обеспечению; по количеству используемых международно-правовых актов с целью охраны окружающей среды.



Национальное законодательство используется в первую очередь для охраны окружающей среды в пределах территориальной юрисдикции государств.

Универсальные международно-правовые договоры регламентируют охрану окружающей среды на территориях с международным режимом /открытое море, Антарктида, космическое пространство и небесные тела, морское дно за пределами континентального шельфа/.

Региональные соглашения направлены на охрану окружающей среды на отдельных, достаточно больших территориях Земли. В этом случае данные регионы представляют интерес для охраны нескольких государств /международные реки, проливы, каналы, пограничные природные комплексы и т.д./.

Принципы и нормы международного права, направленные на охрану окружающей среды на этих трех уровнях в своей совокупности в системе составляют международное право окружающей среды. Отдельную отрасль международного права.

Международное право окружающей среды /МПОС/ - представляет собой систему принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права по охране и рациональному использованию природных ресурсов на Земле.

Принципы международно-правовой охраны окружающей сред ы. Принципы охраны окружающей среды являются неотъемлемой частью данной отрасли международного права. Они подразделяются на:

1. Общепризнанные /основные/ принципы международного права.

2. Отраслевые /специальные/ принципы международного права окружающей среды.

Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем международно-правовая охрана окружающей среды имеет свои специфические принципы.

1. Окружающая среда - общая забота человечества. Смысл этого принципа заключается в том, что международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и в отдельности охранять окружающую среду. Этот принцип не является новым, он применяется в различных отраслях международного права (защита прав человека, международное трудовое право, международное гуманитарное право и т.д.). Применительно к охране окружающей среды рассматриваемый принцип закреплен во многих международных договорах. Например, преамбула международной конвенции по регулированию китобойного промысла 1946 г. гласит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов. Преамбула Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованы в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшались ее качество и ресурсы. Преамбула Африканской конвенции по сохранению природы и природных ресурсов 1968 г. подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества. наконец, в преамбуле Конвенции о биологическом разнообразии 19992 г. подтверждается, что сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества.

2. Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Природные ресурсы за пределами действия национальной юрисдикции являются общим достоянием, и сохранение их есть задача всех государств и народов.

3. Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную мирную научную деятельность в окружающей среде.

4. Рациональное использование окружающей среды. Эксплуатация природных ресурсов должна осуществляться на максимально экономном и устойчивом уровне. Государства обязаны осуществлять эффективные мероприятия по воспроизводству и возобновлению природных ресурсов.

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды.

6. Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод.

7. Преосторожный подход к окружающей среде. Недостаток научных результатов не может являться причиной для отсрочки принятия существенных мер по недопущению нанесения ущерба окружающей среде. Этот принцип закреплен в Принципе 15 Декларации РИО-92 в следующей редакции: в целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

8. Право на развитие. Этот принцип предусматривает, чтобы право на развитие было тесно связано с охраной окружающей среды. Он четко изложен в Принципе 3 Декларации РИО-92: право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

9. Предотвращение вреда. В соответствии с данным принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окружающую среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окружающей среде или его существенного уменьшения.

10. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Государства должны предпринять, индивидуально или коллективно, все меры, необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ. Для этих целей государства обязаны использовать применяемые на практике меры.

11. Ответственность государств. Согласно этого принципа любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Любой иммунитет от судебного разбирательства в соответствии с национальным законодательством или международным правом неприменим в отношении обязательств, возникающих в силу положений ряда международных конвенций в области охраны окружающей среды. Иными словами, государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права. Этот принцип сформулирован в нескольких договорах гражданско-правового содержания.

Источники международно-правовой охраны окружающей среды. В международном праве окружающей среды источниками являются уже традиционные для международного права:

Правовой обычай;

Конвенционные нормы.

Специфика международно-правового обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа с явно выраженной формулировкой соответствующего правила. Проявление обычаев происходит во внешнеполитических документах государств, дипломатической переписке, наконец, в определённом порядке взаимоотношений между государствами, сложившемся в той или иной области.

Правовая охрана окружающей среды не является проблемой отдельных стран. Она выходит за пределы национальных границ и приобретает глобальный характер.

Международное право окружающей среды - это совокупность правовых норм, регулирующих международные отношения между субъектами по поводу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности.

Принципы международного права окружающей среды подразделяются на две группы: а) общие (принципы международного права) и б) специальные (непосредственно принципы международного права окружающей среды). К первой группе относятся: неприменение силы или угрозы силой; суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела; нерушимость государственных границ; мирное урегулирование споров; сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств. Вторую группу принципов составляют: охрана окружающей среды на благо нынешнего и будущего поколений; право человека на благоприятную окружающую природную среду; суверенитет государств над своими природными ресурсами; недопущения негативного воздействия на окружающую среду; принятие мер предосторожности с целью защиты окружающей природной среды; международное природоохранное сотрудничество; обмен информацией в сфере охраны окружающей среды; общая, но дифференцированная ответственность государств за ухудшение состояния окружающей природной среды и др.

Основными объектами международно-правовой охраны окружающей среды является Мировой океан, внутренние воды, флора и фауна, атмосферный воздух, космическое пространство, объекты общечеловеческого достояния (Антарктида, Луна).

Субъектами международно-правовой охраны окружающей природной среды выступают государства, международные межправительственные и неправительственные организации. Среди специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, деятельность которых так или иначе связана с решением экологических проблем, можно выделить Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО, год основания - 1945); Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 1946 г.); Европейскую экономическую комиссию ООН (ЄБК ООН, 1947 г.); Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО, 1947 г.); Международную организацию стандартизации (МОС, 1947 г.); Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ, 1948 г.); Международную морскую организацию (ММО, 1948 г.); Всемирную метеорологическую организацию (ВМО, 1950 г.); Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ, 1957 г.); Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1964 г.); Программа развития ООН (ПРООН, 1965 г.); Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, 1966 г.); Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП, 1972 г.).

Международными неправительственными природоохранными организациями являются Международный союз охраны природы (МСОП, 1948 г.); Всемирный фонд дикой природы (ВФДП, 1961 г.); Гринпис (1971 г.); Всемирный альянс экологического права; Центр международного права окружающей среды.

К источникам международного права окружающей среды относятся соглашения, договоры, конвенции, резолюции, директивы, хартии, программы действий и т.д.

Международно-правовая охрана Мирового океана и внутренних вод

Мировой океан занимает 70,8 % площади поверхности земного шара, что составляет около 361 млн кв. км. Понятие "Мировой океан" охватывает четыре океана (Атлантический, Индийский, Тихий и Северный Ледовитый), а также подчиненные к ним моря. Мировой океан содержит значительный объем минеральных ресурсов и энергии, имеет важное транспортное значение. Это такая экосистема, от состояния которой зависит жизнь и благополучие всего человечества.

Нормы по охране Мирового океана содержатся в международно-правовых актах - как в общих (Конвенция об открытом море от 29 апреля 1958 года; Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 года; Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 года; Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года), так и специальных (Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 года; Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов от 2 ноября 1973 года (с поправками) и Протокол к ней 1978 г.).

Женевские конвенции и Конвенция ООН по морскому праву определяют международно-правовые режимы открытого и территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, закрепляют общие положения по предотвращению их загрязнения и рационального использования. В Конвенции об открытом море последнее определяется как все части моря, которые не входят ни в территориальное моря, ни до внутренних вод какого-либо государства. Провозглашается принцип свободы открытого моря для всех государств (свободы судоходства, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, полетов над ним), а также принцип, по которому ни одно государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне толкует понятие "территориальное море" как морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренних вод государства и на который распространяется ее суверенитет; а "прилегающая зона" - это зона открытого моря, непосредственно примыкающая к территориальному морю государства, где она может осуществлять контроль, необходимый для недопущения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил. Конвенция устанавливает суверенитет прибрежных государств на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на поверхность и недра его дна, фиксирует право и определяет условия мирного прохода через территориальное море.

В Конвенции о континентальном шельфе приводится следующая дефиниция понятия "континентальный шельф": это поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 м или за этим пределом, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов. Конвенция закрепляет суверенное право прибрежного государства на разработку природных ресурсов континентального шельфа.

Специальные международно-правовые акты регулирующие вопросы охраны отдельных компонентов морской среды и защиты моря от конкретных источников загрязнения. Целью Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и другими материалами есть индивидуальное и коллективное содействие эффективной борьбе со всеми источниками загрязнения морской среды, осуществление всех возможных мер для предотвращения этого сбросами отходов и материалов, которые могут представлять опасность для здоровья людей и повредить жизни живых ресурсов моря. Конвенция содержит предписание, что каждое государство в отдельности (в зависимости от ее научных, технических и экономических возможностей), а также государства коллективно обязаны принять эффективные меры для предупреждения загрязнения морской среды, вызываемого сбросом отходов и других материалов.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов направлена на сотрудничество государств с целью достижения полного прекращения умышленного загрязнения морской среды вредными веществами и сведение к минимуму их случайных сбросов. Конвенция обязывает государства сотрудничать в выявлении нарушений, сообщать об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ, обмениваться информацией.

Существует ряд международно-правовых актов, устанавливающих ответственность за загрязнение морской среды нефтью и определяют комплекс мер по предотвращению такого загрязнения и уменьшения его последствий. Среди них Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 года; Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью от 29 ноября 1969 года, к которой 2 ноября 1973 года был принят Протокол о вмешательстве в открытом море в случаях загрязнения другими веществами; Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью в результате разведки и разработки минеральных ресурсов морского дна от 17 декабря 1976 года.

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения от 21 апреля 1992 года и Протоколы к неї4 направленные на достижение прогресса в защите морской среды Черного моря и сохранения его живых ресурсов. Основными положениями этого документа является сотрудничество в предотвращении загрязнения морской среды опасными веществами, закрепление перечня опасных (Приложение И) и ядовитых (Приложение II) веществ и материалов, а также установление ограничений относительно их сброса.

Внутренние воды - это часть водной территории государства. Они делятся на внутренние морские (воды, расположенные между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря) и внутренние неморські воды (воды рек, озер, каналов и других водоемов, расположенные в пределах государственных границ). Несмотря на то, что внутренние воды находятся на государственной территории (следовательно, на них в полном объеме распространяется суверенитет и юрисдикция государства), они тоже относятся к объектам международно-правовой охраны. Это обусловлено прежде всего тем, что воды рек попадают в международные воды; некоторые реки протекают по территории не одного государства, а потому получают международный статус; некоторые озера принадлежат к мировой природного наследия и имеют международное значение.

Среди международных актов, направленных на охрану внутренних вод, необходимо выделить Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года и Протокол о воде и здоровье от 17 июня 1999 года, а также Конвенция о сотрудничестве по охране и устойчивому использованию реки Дунай (Конвенция об охране реки Дунай от 29 июня 1994 года.

Целью Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер является принятие национальных и международных мер для охраны, рационального использования, предотвращения, ограничения и сокращения загрязнения трансграничных вод. В соответствии с Конвенцией трансграничные воды - это любые поверхностные или подземные воды, которые обозначают, пересекают границы между двумя и более государствами или расположены в таких границах; в случаях если трансграничные воды впадают непосредственно в море, они ограничиваются прямой линией, пересекающей их устье между точками, расположенными на линии малой воды на их берегах.

Важное значение для охраны и рационального использования вод имеют двусторонние соглашения с приграничными государствами. Как пример можно привести соглашения между Украиной и Россией, Венгрией, Словакией, Молдовой.

Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно-правового регулирования по защите окружающей среды.

На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.

Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин "международное право окружающей среды" (МПОС).

Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификация. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный кодификационный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.


Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип МПОС налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в стокгольмской Декларации ООН по проблемам окружающей среды 1972 года. В последующем он был широко подтвержден международной практикой и получил практически универсальное признание.

Экологически обоснованное рациональное использование при родных ресурсов было провозглашено в качестве политического требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику. Но несмотря на достаточно широкое договорное применение, этот принцип обладает пока слишком общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании. Его характеризуют следующие элементы: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущих поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к ее снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.

Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Формирование и утверждение этого специального принципа МПОС идет как договорным, так и обычным путем, с соблюдением государствами существующей международной практики. В этой связи в отечественной правовой литературе обоснованно подчеркивалось, что одной из сторон процесса становления в современном международном праве принципа недопустимости радиоактивного заражения планеты является соблюдение правила, исключающего "мирное" вредоносное заражение биосферы отходами атомной промышленности, транспорта и т.д.

Элементы принципа недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также чтобы загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. Наиболее полно этот принцип отражен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (ст. 192-195).

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству. Как норма он закреплен в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года, а также в Дополнительном протоколе 1 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года.

Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает прежде всего глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды.

Принцип контроля за соблюдением международных договоров по" охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров.

Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля. Пока этот принцип окончательно не сложился, но его признание постепенно расширяется.

Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: