Профильное обучение биологии в старшей школе. Особенности профильного обучения биологии в средней общеобразовательной школе

Представила: Воронина Ю.В., ст. преподаватель кафедры естественных дисциплин
Дата: 03.02.2003

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологическихзакономерностейневозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества.Социально - политические преобразования в стране в последниегоды, создали условия для многостороннего процесса широких измененийв сфере образования.

Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовногомира человека. Решениюзадачмодернизации современной общеобразовательной школыспособствуетдифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональнуюспециализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.Позиция “введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы” отнесена Концепцией к первому этапу и к первоочередным мерам модернизации, то есть к периоду 2001-03 гг..

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается различить три компонента в содержании образования старшеклассников:

- базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент : курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

- профильный компонент : ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

- элективный компонент (компонент по выбору) : ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля (что может определяться исключительно самой школой, в зависимости от ее возможностей и запросов учащихся и их родителей): например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и проч. (Фактически комбинации профилей и специализаций могут задавать индивидуальные образовательные траектории).

Существенна связь планируемой профильности с установкой на введение государственного стандарта общего образования.Соответствующая запись – “Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни” (ст. 5, п.3) - уже вошла в законопроект “О государственном стандарте общего образования” (внесенном в Госдуму РФ летом 2001 г.).

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложныеобщеобразовательные задачи профилизации на старшей ступенине могут быть успешно решены, если кизучениюсистематического курса биологии не готовить учащихся с первыхлетобучения в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений вприроде, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит своиотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления,экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической ипограничныхснейобластях картины мира; обладает знаниями методов,теорий,стилеймышления,областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности влюбойобластиматериальной или духовной культуры, вчастности,дляпостановкиирешения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образажизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В основе профильного биологического образованиядолжен быть принципиально новый курс биологии,построенный на основе принципов систематичности воспитывающего иразвивающего характера обучения,преемственности,широкойдифференциации при минимально необходимых образовательныхстандартах.Содержание курса должно отражать систему понятий биологии,ееместов культуре, а структурасоответствоватьзакономерностямразвития познавательных возможностей школьников. Взависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного. Остановимся подробней насодержаниибиологического образованияв профильных химико-биологических классах.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

· ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

· овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

· воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

· приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Для усиления экологической направленности обучения наряду син-вариантной частью - курсом общей биологии - в содержаниеобразования могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду скурсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровьеиокружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”.Сельскохозяйственнуюнаправленность химико-биологическому профилю придадут курсыпофизиологии растений с основами растениеводства, пофизиологииживотных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологииявляетсянаиболееподвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методикакоторой определяется учителем в зависимости от его опыта ивозможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. В районах, где есть профильные учреждения дополнительного образования (эколого-биологический центр, станция юннатов), условия для работы со школьниками более благоприятные, т.к. происходит интеграция школьного и дополнительного образования. Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного биологического образования . При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей области.

Литература:

1. Ахренов В. Обеспечение государственных образовательных гарантий на региональном уровне // Учитель. - 1999. - №5. - С.7-9.

2. Грабиленков М. Кому нужны законы Ньютона? // Русский Журнал / Вне рубрик / Сумерки просвещения www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20020924_mg.html

3. Момот А.И., Леньков Р.В., Романкова Л.И. Эволюция системы координации научнойдеятельности по проблемам высшего образования. / Под науч. ред. А.Я. Савельева- М., 1999. - 64 с.

4. Пинский А. К концепции профильной старшей школы // Доклад на Семинаре в ВШЭ, 23.01.2002

5. Эксперимент: Профильное обучение/под ред. А.Киселева.- М., Владос, 2001

6. Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р)

7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Распоряжение Правительства от 18 июля 2002 г. № 2783) // Учительская газета . -2002. - №42.

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения.

Предмет биологии – объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки.

Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы:

  • - чему обучать? – определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;
  • - для чего обучать? – цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности;
  • - как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования.

Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В.В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого. В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В.В. Краевским (Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – с. 8 – 10).

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером, которая включает в себя:

а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности;

б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

г) систему норм и отношений людей к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности (Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.).

Цели профильного обучения биологии имеют два аспекта: предметный и личностный. Когда обучение рассматривается с предметной (объективной) стороны, говорят о предметном аспекте целей обучения. Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, включает цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией предметных целей. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Чтобы управлять познавательной деятельностью, учитель должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны. Педагогические цели могут быть разного масштаба, они составляют ступенчатую систему. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Здесь – цели профильного обучения.

Цель образования – подготовка молодого поколения к активной общественной жизни. Цель обучения конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

– выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования;

– изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

– разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом;

– направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

– осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Интересно отметить, что А.Эйнштейн писал о современном обучении: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность…» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1965. – с. 5). Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы.

Ученики не просто усваивают готовые знания, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом – «творец» этого знания, участник его рождения. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно-значимым.

Переход к профильному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску адекватных методов и технологий образования. Результаты исследований показали, что большинство учителей испытывают трудности по двум проблемам:

1. При перестройке позиции личности в отношениях с обучающимися – от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству.

2. При переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные занятия – на продуктивную и творческую учебную деятельность.

Даже при высоком уровне профессионального мастерства самой трудной задачей была смена личностной установки, становление сотворческой обстановки в процессе образовательной деятельности. Новый подход к организации образовательного процесса требует от педагога, чтобы в его сознании всегда было представлено сознание ученика. Учитель должен уметь, во-первых, организовывать понимание учащихся в коммуникации с ним, что достигается через:

– уход от многозначительности высказываний;

– иллюстрирование мысли примерами;

– удержание предмета обсуждения или фиксацию момента его смены на другой предмет;

Во-вторых, уметь исследовать фактическое непонимание учеников. Это означает выдвижение, практическую проверку и корректировку своей гипотезы о том, какие реальные смыслы «осели» в сознании ученика, какие остались скрыты и какие оказались искаженными.

В-третьих, уметь исследовать причины непонимания учеников. Работа с пониманием учеников – это всегда работа в конкретной и уникальной ситуации, к которой нельзя быть готовым заранее. И, тем не менее, при подготовке к занятию педагог может уже предусмотреть, как тот или иной ученик будет понимать происходящее в учебной ситуации. Эта работа связана с организационно-педагогическим сценированием, и его наличие в арсенале учителя говорит о высоком уровне педагогического профессионализма. Высший уровень мастерства будет задаваться тем, что педагог не только может сам организовать учебную ситуацию, провести исследование непонимания или диагностику, но еще и формирует у учеников эти способности.

Технологические карты по биологии с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуал ьной образовательной траектории.

На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются, или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя:

  • - в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа;
  • - для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика;
  • - в школах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания.

Технологическая карта урока для учителя.№1

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для массовой школы)

Целеполагание для ученика

1. Знать названия и функции органоидов клеток.

2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

3. Знать сущность клеточной теории

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.


обучающихся.

Технологическая карта урока для учителя. №2

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ математико-экономического профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции 14 органоидов клеток.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Технологическая карта урока для учителя. №3

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ естественнонаучного профиля)

Целеполагание для ученика

Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь "сконструировать" заданный тип клетки.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Знать методы цитологии как науки и значении этой науки для практики. Знать области применения основных методов цитологии.

Знать правила работы с мик­роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • -организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.


Технологическая карта урока для учителя. №4

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ гуманитарного профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы.

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Литература

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 135 с.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с.

3. Богин В.Г. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТО МИО, 1994. – 288 с.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 96 с.

5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М.: Логос, 1994. – 208 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.

11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. – М.: МПУ, РПА, 1996. – 268 с.

12. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

13. Хассард Дж. Уроки естествознания / Пер. с англ. – М.: Центр «Экология и образование», 1993. – 121 с.

М. П. Трунова,

заместитель директора по УВР,

учитель биологии,

ГБОУ «СОШ №588» ,

г. Санкт-Петербург

Введение

Глава I. История становления и развития проблемы профильной дифференциации в педагогике, психологии и методике обучения биологии.10

1.1. Исторические аспекты становления профильного обучения в российской школе 10

1.2. Проблема профильного обучения в практике биологического образования в России 26

1.3. Особенности организации профильного обучения в практике зарубежного образования 42

1.4. Психолого-педагогические основы профильного обучения 56

Выводы по главе 1 72

Глава II. Теоретические и методические основы профильного обучения биологии в общеобразовательной школе 75

2.1. Принципы профильного обучения биологии 75

2.2. Модель методики профильного обучения биологии в 10, 11 классах естественнонаучного профиля 97

Выводы по II главе 113

Глава III. Экспериментальное исследование методики профильного обучения биологии в 10,11 классах общеобразовательной школы естественнонаучного профиля 116

3.1. Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического образования 116

3.2. Методика обучения биологии в 10, 11 классах естественнонаучного профиля в условиях педагогического эксперимента 126

3.3. Результаты экспериментального исследования методики профильного обучения биологии в старших классах естественнонаучного профиля 141

Выводы по III главе 158

Заключение 160

Библиографический список 163

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении функциональности и эффективности. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» , а также «отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» . Переход российской системы образования на профильное обучение требует изменения целей и задач среднего биологического образования, которые необходимо направить на удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.

Достижению новых целей образования в полной мере может содействовать профильное обучение, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяет создавать-условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дидактами, методистами, психологами были рассмотрены проблемы индивидуализации и дифференциации, определения целей, содействующих дифференциации, а также вопросы формирования содержания профильного обучения, выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др. (Г.Д. Глейзер , И.Д. Зверев , Л.Я. Зорина , Г.С. Калино-

4 ва , Б.Д. Комиссаров , В.В. Краевский , И.Я. Лернер , В.Н. Максимова , А.В. Марина , А.Н. Мягкова , И.М. Осмоловская , Е.С. Рабунский , Л.Н. Рожина , И.Е. Унт , Н.М. Шахмаев и др.).

Однако процесс профильного обучения в общеобразовательной школе до сих пор организуется в некоторой степени интуитивно, без должного теоретического и методического обоснования. В прошлом профилирование и углубление приводило к учебной перегрузке учащихся, одностороннему развитию способностей учащихся, снижению познавательного интереса к непрофильным предметам.

На сегодняшний день возникло противоречие между необходимостью изменения структуры и содержания биологического образования в изменяющихся социально-экономических, научно-технических и экологических условиях, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью профильного обучения биологии в старших классах, с другой.

Проблема нашего исследования заключается в поиске эффективных способов повышения качества профильного обучения биологии в старшей школе.

Цель исследования состоит в разработке эффективной методики профильного обучения биологии на старшей ступени общеобразовательной школы.

Объект исследования - профильное обучение биологии на старшей ступени средней школы.

Предмет исследования - методика профильного обучения биологии старшеклассников в классах естественнонаучного профиля.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что профильное обучение биологии учащихся в классах естественнонаучного профиля будет эффективным, если будут:

определены цели профильного обучения биологии, направленные на усиление его индивидуализации и профильности;

выявлены принципы профильного обучения;

в соответствии с целями и принципами определены структура и содержание профильного обучения биологии;

определены формы, методы и средства, содействующие индивидуализации и профильности обучения.

Задачи исследования:

    Выяснить исторические аспекты становления профильного обучения в общеобразовательной школе.

    Выявить основные сущностные характеристики профильного обучения биологии в современной отечественной и зарубежной общеобразовательной школе.

    Сконструировать модель методики профильного обучения биологии.

    Сформулировать и обосновать цели профильного обучения биологии.

    Сформулировать принципы формирования содержания профильного курса биологии и принципы организации процесса профильного обучения биологии в классах естественнонаучного профиля.

    Определить структуру и произвести отбор содержания профильного курса биологии.

    Отобрать оптимальные формы, методы и средства профильного обучения биологии.

    Экспериментально проверить эффективность разработанной методики профильного обучения биологии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение; моделирование;

экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, письменный опрос учителей и учащихся, беседа, педагогический эксперимент;

Статистические методы математического анализа данных эксперимента.
Методолого-теоретической основой исследования служат методология

и теория познания; теории деятельности; теории развития личности (Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); методология сие-

темного подхода (И.В. Блауберг, Б.В. Всесвятский, В.Н. Садовский, Г.П. Щед-ровицкий, Э.Г. Юдин), интегративный подход (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, В.П. Соломин, Г.П. Щедровицкий); личностно-ориентированный, деятельност-ный (И.С. Батракова, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, А.П. Тря-пицына, И.С. Якиманская и др.), проблемный (A.M. Матюшкин, М.И. Махму-тов и др.), дифференцированный (И.Э. Унт, И.М. Осмоловская и др.) подходы; идеи гуманизации, экологизации естественнонаучного биологического образования (Н.М. Александрова, И.Ю. Алексашина, С.В.Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.М. Верзилин, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Н.Е. Кузнецова, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, В.П. Соломин, И.Т. Суравегина, В.Д. Сухорукое, Д.П. Финаров и др.).

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 гг.) был проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнено и конкретизировано понятие «профильное обучение» в контексте биологического образования, выявлено состояние исследуемой проблемы в истории, теории и практике школьного биологического образования, определены направления исследования проблемы профильного обучения биологии, разработана методика констатирующего этапа эксперимента, проведен констатирующий эксперимент и обобщены его результаты.

На втором этапе (2003-2005 гг.) определены принципы формирования содержания профильного курса биологии и принципы организации процесса профильного обучения биологии, построена теоретическая модель методики профильного обучения биологии для классов естественнонаучного профиля, разработана методика профильного обучения общей биологии: произведен отбор содержания профильного курса, определены формы, методы и средства, способствующие профилизации и индивидуализации обучения биологии. Организовано проведение формирующего этапа эксперимента.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) завершен эксперимент, осуществлены анализ и интерпретация результатов исследования; завершено оформление текста диссертации.

Экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы №№ 369, 374, 375 Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования заключается в уточнении, конкретизации и определении понятий «профильное обучение биологии», «элективный курс по биологии», классификации элективных курсов (специального и неспециального назначения); создании теоретической модели методики профильного обучения биологии; разработке эффективной методики обучения общей биологии в классах естественнонаучного профиля, включающей в себя личностно-ориентированные цели обучения; содержание, содействующее развитию и профессиональной ориентации личности ученика; формы, методы и средства, способствующие индивидуализации и профилизации обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании принципов формирования содержания профильного курса биологии (гуманизации, интеграции, культуросообразности, научно-исторический, профильной дифференциации, фундаментальности научного биологического знания, единства и взаимообусловленности профессиональной направленности и политехнизма); принципов организации процесса профильного обучения биологии (индивидуализации, интенсификации, проблемного обучения, диалогового обучения, единства коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, самостоятельности, удовлетворения познавательных потребностей и мотивов учащихся). Предложены специфические принципы профильного обучения: единства учебной и исследовательской познавательной деятельности, творческой активности обучаемых. Сконструирована модель методики профильного обучения биологии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективной методики обучения биологии учащихся в классах естественнонаучного профиля, в выявлении эффективных форм организации профильного обучения

8 (виды уроков: проблемные лекции, лекции с элементами эвристической беседы, семинары (диспуты, «круглые столы»), практикумы, комбинированные уроки, учебные игры), домашние творческие работы с включением элементов исследовательской работы, внеклассная работа (самостоятельная работа по изучению научной литературы, научные тематические вечера, научные конференции, научное ученическое общество по биологии), экскурсии в природу, музеи. Определены формы организации контроля знаний и умений (зачеты, защита рефератов, презентации результатов практических работ, биологических опытов и эксперимента, портфолио индивидуальных достижений ученика) и методы, влияющие на повышение самостоятельной активности ученика: информационные, исследовательские.

Рекомендации по использованию научных результатов. Методику профильного обучения биологии можно применять в массовой практике работы учителей биологии и других учителей-предметников естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе и системе среднего профессионального образования, при подготовке учителей биологии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена целостностью работы, учитывающей современные тенденции развития образования и базирующейся на методологии системного, интегративного; лично-стно - ориентированного, деятельностного подходов; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, качественным и количественным анализом фактического материала, внедрением современных педагогических и методических идей в учебно-воспитательный процесс, данными статистической обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе по биологии в школах г. Санкт - Петербурга. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и круглых столах для учите-

Основные положения, выносимые на защиту:

    Принципы профильного обучения биологии.

    Модель методики профильного обучения биологии в классах естественнонаучного профиля, включающая целевой, процессуальный, содержательный, результативный компоненты, базирующаяся на идеях гуманизации, индивидуализации обучения и идеях профильного обучения.

    Методика обучения биологии в классах естественнонаучного профиля, включающая в себя индивидуально ориентированные цели; содержание с усилением теоретических аспектов и увеличением его деятельностного и творческого компонентов; формы, методы и средства, содействующие индивидуализации и профильности обучения.

    Позитивные результаты исследования, полученные в ходе внедрения разработанной методики, заключающиеся в повышении качества усвоения биологических знаний и знаний о профессиях в области биологии; в овладении учащимися методологическими, интеллектуальными, практическими умениями и развитии интереса к изучению биологии и биологическим специальностям.

Исторические аспекты становления профильного обучения в российской школе

Освещение исторического аспекта появления профильного обучения в российской школе целесообразно начать с характеристики противоречия, сложившегося между классическим и реальным образованием, и имеющего непосредственное отношение к теме данного исследования.

Классическое образование - наследие античной культуры, представляющей собой единство науки, искусства и ремесла. При этом содержание обучения отражало элементы дисциплинарной структуры знаний.

В XVIII веке в противовес классическому возникло реальное образование, которое было обогащено идеями практического переустройства жизни.

Первые попытки совместить классическое образование и образование реальное были осуществлены в начале XIX века и оказались неудачными: разрыв между теоретическим и практическим, гуманитарным и естественнонаучным был очевиден.

Во второй половине XIX века было найдено решение - совместить общеобразовательный минимум, в частности по естествознанию, с дифференциацией по классическому и реальному направлениям.

В XX веке конфликт между классическим и реальным образованием перерос в конфликт между академическим и утилитарным образованием. Академизм широко распространился в учебных заведениях, осуществляющих подготовку своих воспитанников к поступлению в университет, и характеризовался преобладанием теоретического знания над практическим, обобщенностью и условностью, отрывом от запросов повседневной жизни. При этом школьные курсы академического характера являлись минимальными копиями соответствующих предметов в университетах.

Мы согласны с мнением Б.Д. Комисарова , который считал, что утилитаризм ставил в центр внимания тех учащихся, которые не могли или не имели намерения продолжать образование в университете. Им предлагался набор сведений прикладного, практического характера. Утилитаристы считали, что тем, кто не ориентирован на продолжение образования в университете, нецелесообразно изучать жизненные циклы простейших, водорослей, мхов и папоротников, запоминать обширный набор терминов по систематике растений и животных. Эти школьники нуждаются в первую очередь в знании актуальных проблем личностной и общественной жизни (питание, болезни, поведение, расоведение и др.).

Начиная с конца XVII - начала XVIII века, в российской школе все более рельефно стал проявляться конфликт между академизмом и реализмом (утилитаризмом). Первые попытки профилирования обучения были осуществлены при царе Алексее Михайловиче Силионом Полоухом в Спасской школе, имевшей целью подготовку грамотных людей для гражданских дел и для государственного управления.

Более ярко тенденция профилирования обучения начинает проявляться в эпоху петровских преобразований. В первой четверти XVIII века в истории России центральное место заняли петровские преобразования. Если в XVII веке школа не была связана с решением задач практического характера, то в XVIII образование становится делом государственным и с «уклоном в прикладные уклоны», ибо государство хотело иметь знающих корабельных мастеров, хороших офицеров и моряков, инженеров.

В.В. Григорьев , занимавшийся изучением истории русской школы, отмечал, что с начала XVIII века Петр I приступил к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов. В 1701 году по указу царя в Москве в палатах Сухаревой башни была открыта школа математических и навигационных наук, где начинают обучать «добровольно хотящих паче же с принуждением набираемых» молодых людей «математическим и навигационным, т.е. мореходным, хитростным искусствам» . В ней специальное образование сочеталось с общим. В школе проходили арифметику, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, и преподавали краткие сведения из области географии, по преимуществу математической: «юношество обучалось наукам, исключительно относящимся до мореплавания, как-то: арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к географии и мореплаванию, навигации, с частью астрономии, а также и рапир-ной науке (фехтованию)» .

После учреждения навигационной школы возникает целый ряд технических училищ. Так, в 1712 году в Москве учреждается инженерная школа. В том же году открывается артиллерийская школа.

title2 Принципы профильного обучения биологии

В ходе определения теоретических основ профильного обучения биологии в естественнонаучном профиле была уточнена сущность понятий «профильное обучение», «профильное обучение биологии».

Переход к профильному обучению преследует обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Базисный учебный план для старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные курсы являются обязательными для изучения всеми учащимися во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей) и естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественнонаучном профиле. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Согласно Приложению № 1 к письму Министерства Образования РФ от 9.07.2003 № 13-51-144/13, элективные курсы способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека .

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют определенные функции:

1. Функция «надстройки» профильного курса. При этом профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа или класс, в котором он изучается, превращаются в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов).

2. Функция обогащения содержания одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

В распоряжении Комитета по образованию г. Санкт - Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений г. Санкт - Петербурга» представлены основные подходы к отбору элективных курсов для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения . Применительно к X - XI классам выделяется пять видов элективных курсов: дополняющие содержание профильного курса; реализующие межпредметные связи через изучение смежных предметов; развивающие содержание одного из базовых курсов; ориентирующие на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда; нацеливающие на удовлетворение познавательных интересов учащихся, выходящих за рамки учебного плана.

Элективные курсы должны дополнять содержание профильного курса (например, расширять или углублять профильный курс биологии), развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять познавательные интересы школьников, вооружать знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях науки (в частности, в прикладных областях биологии). Вместе с тем, элективные курсы не должны быть узко специализированными или носить популяризаторский характер. В противном случае они не будут соответствовать по своему содержанию целевым установкам на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера. Однако помимо элективных курсов в некоторых источниках упоминаются также учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, спецпрактикумы, модули по выбору, спецкурсы или курсы углубленного изучения. Некоторые авторы, такие как Д.С. Ермаков, Т.И. Рыбкина , в учебный план профильного обучения помимо элективных курсов, обязательных для изучения учебных предметов по выбору, включают еще и учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность.

Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического образования

Для выявления эффективности разработанной методики была проведена экспериментальная проверка. Мы придерживаемся мнения В.И. Загвязинского, согласно которому «необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать» . Перед тем, как запустить формирующий эксперимент, необходимо изучить вопрос о том, насколько полным является представление учителей общеобразовательных школ о профильном обучении биологии. С этой целью проводится констатирующий этап эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента в 2002 году по проблемам профильного обучения биологии в школе было опрошено шестьдесят учителей биологии различных школ города Санкт-Петербурга. Цель опроса состояла в выяснении понимания учителями сущности процесса профильного обучения в сравнении с углубленным изучением биологии. В ходе опроса учителям было предложено ответить на несколько вопросов:

В чем заключается сущность профильного обучения биологии? Полученные результаты показали, что 6% опрошенных считают, что профильное обучение - это «более подробное, углубленное изучение биологии с акцентом на какой-нибудь один или несколько разделов (цитология, генетика, зоология беспозвоночных и др.); рассмотрение вопросов, связанных с определенными областями науки, имеющие практическое направление в определенных видах деятельности».

Вместе с этим 10% опрошенных убеждены, что профильное обучение-это «более глубокое изучение предмета с усилением практической (исследования) направленности, которая даст возможность «почувствовать» будущую специальность, получить элементарные профессиональные навыки».

Профильное обучение как копию углубленного изучения биологии представляют 20% учителей.

Большая часть из опрошенных, 42%, думают, что профильное обучение -это «подготовка к поступлению в вуз, к выбору будущей профессии, помогающая убедиться в правильности выбора».

Немногие (лишь 3% опрошенных) считают, что профильное обучение -«изучение комплекса предметов, направленное на освоение определенной образовательной области». Не смогли дать ответа - на данный вопрос - 19% опрошенных.

Итак, по мнению петербургских учителей, профильное обучение отождествляется с углубленным изучением одного или комплекса предметов, в процессе которого рассматриваются вопросы, связанные с определенной областью науки и имеющие практическое значение, дающие возможность познакомиться с будущей специальностью и подготовиться к поступлению в вуз (рис. 2).

Второй вопрос был направлен на конкретизацию понимания учителями различий между профильным и углубленным обучением биологии: существуют ли отличия между углубленным и профильным обучением? Если да, то какие?

Большинство (80%) отметили отличия в следующих чертах профильного и углубленного изучения.

Углубленное изучение предметов предполагает более подробное изучение всех разделов биологии и подготовку к поступлению в вуз; проведение занятий на базе вузов. Оно также предполагает детальное рассмотрение широкого спектра рассматриваемых вопросов, изучение расширенной по тематике учебной программы, формирование у учащихся углубленных знаний.

Профильное обучение, по мнению учителей, заключается в подробном изучении биологии или нескольких естественнонаучных дисциплин, подготавливающих учащихся к выбору профессии. Оно должно обеспечивать знакомство с профессиями, связанными с биологией и включать углубленное изучение отдельных курсов - ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека в зависимости от интересов учащихся к будущей профессии. Приоритет в выборе содержания определяется профилем (одни темы изучаются углубленно, а другие в ознакомительном плане).

По результатам ответов на данный вопрос можно сделать выводы о том, что у учителей отсутствует четкое представление об углубленном и профильном обучении. Они считают, что углубленное изучение предмета - это «более серьезное изучение науки, более подробное изучение по всем биологическим дисциплинам без выделения какого-то конкретного направления, осуществляемого на базе вузов».

Профильное же обучение является «более широким понятием, чем углубленное изучение, которое направлено на более подробное изучение разделов биологии, ориентирующих учащихся в выборе профессии, знакомство с профессиями, которые требуют знания биологии».

  • Голубева Елена Александровна , студент
  • Вологодский государственный университет
  • КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  • БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
  • ПРОФИЛИЗАЦИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • МЕТОД ПРОЕКТОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профильное обучения в старших классах средней общеобразовательной школы являются одним из направлений модернизации системы образования. В данной статье сделана попытка рассмотреть особенности эффективной организации профильного обучения биологии.

  • Использование облачных сервисов в работе школьного учителя
  • Развитие учебной деятельности на уроках биологии средствами информационных технологий
  • Горизонтальное и вертикальное развитие учебной деятельности средствами информационных технологий
  • Проблемно-поисковая деятельность учащихся на уроке биологии
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении

Модернизация системы образования в России имеет несколько направлений, одно из которых организация системы профильного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Сегодня особенности профилизации в школе связаны со всевозможными путями ее реализации.

В ключевом нормативном документе по данному вопросу «Концепция профильного обучения» отмечено, что профильное обучение предполагает учитывать самоопределение и способности учащихся.

Одним из главных понятий профильного уровня является компетентность – это способность к решению профессиональных и прикладных вопросов, благодаря компетенциям – знаниям, умениям, опыту.

В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Вологды профильная подготовка идет с VIII класса, это стало возможным за счет часов учебного компонента общеобразовательного учреждения. В учебном плане профильных классов дисциплины разделены на предметы базового и профильного уровней. При изучении предметов, отвечающих базовому стандарту учебного предмета, формируются представления о профобразовании и профессиональной области, понимание связи дисциплины с будущей профессией. Профильный уровень подготавливает к профессиональной деятельности, а также позволяет приобрести практический опыт деятельности.

Биология - это один из предметов естественно-научного цикла, позволяющий обогащать и формировать внутренний мир человека.

Смысл профильного обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде.

Структура и содержание курса биологии отвечает закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также показывает систему понятий биологии, ее место в культуре. Обучающиеся могут выбрать направление биологического образования - базовое или профильное. Для базового уровня характерно применение объяснительно-иллюстративных методов. В классах с профильным уровнем обучающиеся включаются в проектную деятельность: информационную, творческую, исследовательскую, имеющую практическую направленность . Это позволяет развивать биологические компетенции и качественно усваивать биологические знания.

В естественнонаучном цикле предметов уроки биологии занимают важное место. Часть общеобразовательных задач профилизации старшей ступени могут быть решены, если с первых уроков биологии заниматься в системе подготовкой обучающихся к проведению наблюдений в природе, знакомить школьников с многообразием растительного и животного мира, учить познанию своего организма. В структуру урока необходимо вводить задания различного типа: решение тестовых заданий и расчетных задач, выполнение лабораторных и практических работ, составление сводных таблиц, работы с текстом и рисунками, а также решение задач прикладного характера. Умения описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сопоставлять, анализировать биологические объекты и явления развиваются при использовании системно-деятельностного подхода в обучении биологии. В результате обучения у школьников формируются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, общекультурные, коммуникативные; развивается системное мышление, восприятие фундаментальных теорий и закономерностей биологии.

Особенностью методической работы учителя в профильных классах являются: освоение содержания новых учебно-методических комплексов, методов реализации компетентностного подхода. Нельзя не отметить, что применение современных педагогических и информационных технологий развивают познавательную активность и познавательную самостоятельность обучающихся. При этом уместно использовать комплексный подход в применении методов профильного обучения: дифференцированное обучение, учет индивидуальных особенностей обучающихся, модульное обучение, проектный метод. Применяются современные технологии обучения в профильных классах: обучение на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах, использование информационно-коммуникативных технологий и исследовательского метода обучения .

На уроках биологии процесс обучения необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся - над монологом педагога. Одним из современных подходов к обучению является деятельностный подход, который ориентирован на усвоение знаний и способность использовать их на практике.

Целесообразное использование ресурсов всех компонентов базисного учебного плана школы создает оптимальную возможность для достижения целей модернизации биологического образования.

В результате на основе профильного обучения сформировалась определенная технология по организации учебного процесса: 1) предпрофильная подготовка учащихся; 2) комплекс профориентационных услуг; 3) анкетирование учащихся; 4) анализ результатов опроса обучающихся; 5) диалог с родителями обучающихся; 6) составление перечня спецкурсов и утверждение их на методическом совете; 7) создание системы средств контроля за качеством обучения школьников; 8) учебные предпрофильные курсы, с целью повышения качества набора обучающихся в профильные классы; 9) уточнение учебного плана школы; 10) составление плана отчетности и ведения документации в классах профильного обучения; 11) контроль за качеством обученности; 12) оценка качества знаний учащихся по предметам базового и профильного уровня; 13) привлечение обучающихся для участия в творческой деятельности и исследовательских проектах; 14) участие в олимпиадном движении школьного, муниципального и регионального уровней .

Такая организация профильного обучения делает возможным учителю обстоятельно подготовить обучающегося к продолжению образования. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения области и страны. Таким образом, согласно «Концепции профильного обучения» обучающимся старших классов предоставляется право самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Эффективность, функциональность и индивидуальность образования в школе - это основная идея обновления старшей ступени общего образования. Обучение в профильной школе помогает школьникам реализовать свои индивидуальные склонности к образованию.

Список литературы

  1. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010. C.177
  2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю., Павлова Т.А. Профильная смена «Интернешка» // О.Б. Голубев. - Народное образование. 2014. № 2. С. 195-199.
  3. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: дисс…. канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Вологда, 2010. C.23
  4. Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике / О.Б. Голубев. - Вологда, 2011. C.123
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: