Программы, проекты. Рылеев Я не поэт а гражданин кто сказал

Раздел 1. Паспорт Программы.

Наименование программы: Библиотечная программа «Я не поэт - я гражданин», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя на 2009 год.

Основание: Порядок проведения областного смотра-конкурса библиотечных программ, объявленный по инициативе ОУНБ им. Н.К.Крупской при поддержке Департамента по культуре и искусству Оренбургской области.

Цели:
. Привлечение внимания подростков и молодежи к литературному наследию гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя;
. популяризация чтения художественной литературы среди юношества.

Задачи:

. Координация работы с другими учреждениями города.



Основные направления реализации программы:

1. Формирование фонда методических мероприятий о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
2. Организация и проведение социологических исследований.
3. Проведение поисково - исследовательской работы.
4. Организация мероприятий, направленных на развитие юношеского чтения.

Ожидаемые результаты:
Выполнение предусмотренных Программой мероприятий позволит:
. Повысить образовательный, культурный, нравственный уровень читателей на основе работы с классической литературой.
. Привлечь к чтению широкий круг читателей юношеского возраста.
. Развивать духовно - нравственные качества юных читателей через лучшие образцы русской литературы.

Сроки реализации: январь - декабрь 2009 года.

Объемы и источники финансирования:

Раздел 2. Введение.

Библиотечная программа «Я не поэт - я гражданин», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя на 2009 год (далее - Программа) определяет цели и задачи привлечения юношества к чтению литературы о жизни и творчестве великого русского писателя, а также основные направления и механизмы их реализации, которые способствуют привлечению к чтению школьников и повышают общественный интерес к книге.
Данная программа открывает широкие возможности и перспективы для активного взаимодействия с другими учреждениями культуры - театрами, выставочным залом, детскими школами искусств.
Реализация настоящей Программы позволит поднять на новый уровень работу по продвижению чтения среди юношества, просветительскую деятельность библиотеки.
Программа будет осуществляться в строгом соответствии с планом мероприятий по ее реализации.

Описание учреждения:

Юношеская библиотека - филиал №6 существует с 1970 года. Находится по адресу: г.Орск, ул. Нефтяников, 1А, телефон 25-56-95.
Основное направление работы библиотеки - профессиональная ориентация учащихся и молодежи.

Опыт работы:
Юношеская библиотека на протяжении многих лет ведет активную работу с художественной литературой среди пользователей. Сотрудники филиала знакомят своих читателей с творчеством А.С.Пушкина, И.А.Крылова, А.И.Солженицина и т.д. Были проведены такие мероприятия, как литературно - художественный вечер «И книга тоже воевала» (ко Дню Победы), беседа - игра «И говорю я книге: здравствуй!», «О, книжный мир - мир бесконечный!» (к Неделе детской и юношеской книге), творческий час «Поэзия народной мудрости» (240 лет со д/р И.А.Крылова), час поэзии «Солнце русской поэзии» (210 лет со д/р А.С.Пушкина) и многие другие.

Раздел 3. Обоснование необходимости Программы.

В год 200-летия великого русского писателя Н.В.Гоголя библиотека не могла обойти стороной такое важное для русского человека событие.
Несмотря на обширное эпистолярное наследие писателя, современным читателям личность Н.В.Гоголя, его духовная жизнь до сих пор представляется загадкой. «Биография всякого известного и почему-нибудь замечательного человека, - писал С.Т.Аксаков, - представляет много затруднений… Гоголя, как человека знали весьма немногие. Даже с друзьями своими он был … не всегда откровенен. Кто не слыхал самых противоположных отзывов о Гоголе? Одни называли его забавным весельчаком, обходительным и ласковым, другие - молчаливым, угрюмым и даже гордым; третьи - занятым исключительно духовными предметами… Одним словом, Гоголя никто не знал вполне.»
Данная библиотечная программа представляет собой попытку по-новому взглянуть на жизнь и творчество великого русского писателя Н.В.Гоголя.
В марте 2009 года в Юношеской библиотеке было проведено анкетирование среди читателей - учащихся школ «Мой Гоголь», целью которого было выявить уровень интереса у детей к жизни и творчеству Н.В.Гоголя.
Таким образом, из анализа ответов на вопросы анкетирования можно сделать вывод, что данная тема старшеклассникам интересна, но, к сожалению, багаж знаний у ребят не велик. Книг читают очень мало. С творчеством писателя знакомятся, в основном, с помощью просмотра кинофильмов, экранизированных по произведениям Н.В.Гоголя.

Раздел 4. Цели и задачи Программы.

Цель Программы является привлечение внимания подростков и молодежи к литературному наследию гениального русского писателя Николая Васильевича Гоголя; популяризация чтения среди юношества.
Для достижения поставленной цели необходимо определить и решить круг задач:
. Скоординировать работу с другими учреждениями города.
. Создать фонд методических материалов в помощь изучению жизни и творчества Н.В.Гоголя.
. Выявить наиболее эффективные способы привлечения юношества к чтению.

Раздел 5. Основные направления и механизм реализации Программы.

Для достижения поставленных задач Программой предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение интереса молодежи к литературному наследию Н.В.Гоголя путем формирования фонда методических материалов о жизни и творчестве писателя; организации и проведения социологических исследований; проведения поисково - исследовательской работы; организации мероприятий, направленных на развитие юношеского чтения.
Необходимо установить взаимосвязь со следующими организациями: Театр Драмы им.А.С.Пушкина, ДШИ №2, Детская художественная школа, литературное объединение «Сонет», газета «Орская хроника», общеобразовательные школы города, городской выставочный зал (завед. Кодякова Е.А.), детская театральная студия «Синяя птица» (рук. Панов Ю.П.), молодежная театральная студия «Встреча» (рук. Петров В.А.), фольклорный ансамбль «Зоренька» (рук. Бабушкин В.), Управление социальной защиты населения Октябрьского района г.Орска, клубом «Молодые инвалиды» (рук. Балуев Е.), библиотеки г.Новотроицк, г.Гай.

1). Формирование фонда методических материалов о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
Работа по данному направлению Программы предполагает подготовку и сбор методических материалов: составление библиографических обзоров, библиографического дайджеста, формирование подборки сценариев в помощь проведению мероприятий для библиотекарей, преподавателей общеобразовательных школ, руководителей детских театров, студий.

2). Организация и проведение социологических исследований.
Необходимость создания любой библиотечной программы выявляется путем социологического исследования. Только при условии востребованности данной темы опеределенной категорией пользователей возможна ее успешная реализация.
В связи с 200-летием со дня рождения Н.В.Гоголя с читателями - учащимися школ было проведено анкетирование, целью которого было выявить уровень интереса у детей к жизни и творчеству Н.В.Гоголя.
Также использовались следующие методы: метод наблюдения на массовых мероприятиях, метод изучение художественной литературы методом выборки, изучение картотеки спроса.

3). Проведение поисково - исследовательской работы.
В данном направлении программы предполагается проведение поисковой и исследовательской работы с краеведческим материалом. Необходимо активно вести сбор газетных публикаций о постановках пьес Н.В.Гоголя на театральных сценах города Орска.
Также предполагается сбор материалов о жизни Гоголя за границей.
Накопленный материал следует оформить в папки-досье.
Для реализации данного направления необходим тесный контакт в работе с музеем, театрами, архивом.

4). Организация мероприятий, направленных на развитие юношеского чтения.
Не вызывает сомнения тот факт, что массовые мероприятия оказывают большое эмоциональное воздействие на юношество. Задача библиотекарей, которые будут реализовывать данную Программу - приобщать подростков и молодежь к чтению произведений Николая Васильевича Гоголя; формировать духовную культуру и потребности школьников постоянно общаться с книгой.
В Программе предусмотрены как традиционные формы массовой работы (организация библиотечных выставок, просмотров, проведение обзоров в библиотеке), так и нетрадиционные (литературный ринг, капустник и т.д.)

Раздел 6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования.

Бюджет Программы - 70 тысяч рублей - будет осуществляться за счет собственных средств МУК «ЦБС г.Орска», а также при поддержке отдела культуры Администрации города Орска.

Раздел 7. План мероприятий по реализации Программы.

Форма мероприятия Название Ответственные за исполнение Срок исполнения
1. Формирование фонда методических материалов о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
Библиодайджест «Театр Гоголя - победа реализма» Март
Папка - досье о жизни Н.В.Гоголя «Поэт жизни действительной» Февраль
Папка - досье о творчестве Н.В.Гоголя «Творческий путь Н.В.Гоголя» Библиотекарь читального зала Мирончева Ю.В. Апрель
Подборка сценариев мероприятий «Дело, взятое из души» Заведующая библиотекой Шелепа Т.А. Апрель
2. Организация и проведение социологических исследований.
Анкетирование, Другие методы «Мой Гоголь» Март
3. Поисково - исследовательская работа.
Сбор документов «Герои Гоголя на сцене орских театров» Зав. отделом искусств Антипина О.Е. Февраль - март
Сбор документов «Н.В.Гоголь: жизнь за границей» Зав. сектором литературы на иностранных языках Миронова Л.И. Август
Сбор документов «Гоголь известный и неизвестный» (Гоголь глазами друзей и критиков) Заведующая. библиотекой Шелепа Т.А. Май - июнь
4. Мероприятия, направленные на развитие юношеского чтения.
Районный праздник с конкурсами «Улыбка и смех - это для всех» Зав. отделом искусств Антипина О.Е. Июнь - июль
Городской литературный праздник «Мастер народного юмора» Библиотекарь читального зала Подобрий Е.М. Март
Вечер - встреча с актерами Театра Драмы им.А.С.Пушкина «Гоголь и театр» Зав. отделом искусств Антипина О.Е. Октябрь
Литературная гостиная «Литература заняла всю жизнь мою…». Литературное объединение «Сонет» Горшенина Л.В. Июль
Презентация выставки рисунков уч-ся ДШИ №2 г.Орска «Иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя». Зав. отделом искусств Антипина О.Е., Завв выст. залом Кодякова Е.А Июнь - сентябрь
Презентация выставки одного автора «Н.В.Гоголь. 1809 - 1852 гг.» Библиотекарь абонемента Юнусова Ю.Ф. Апрель
Библиотечно-библиографический урок «Произведения Н.В.Гоголя». «На ярмарке Н.В.Гоголя» Библиотекарь читального зала Мирончева Ю.В. Сентябрь
Литературно - географическое путешествие по гоголевским местам «Версты, летящие навстречу…». Молодежная театральная студия «Встреча» (рук. Петров В.А.) Май
Литературно- музыкальное кафе «Гоголь и музыка» ДШИ №2, препод. Кислова Н.М. Октябрь
Круглый стол с сотрудниками библиотек г.Новотроицк, г.Гай «Современный диалог с Гоголем». Зав. библ. Шелепа Т.А, учитель лит-ры шк. №52 Бучнева Е.Л. Ноябрь
Литературный ринг «Герои Гоголя на страницах и в жизни» Литерат. кружки школ №52 и №2., в. библ. Шелепа Т.А, учитель лит-ры шк. №52 Бучнева Е.Л. Октябрь
Городской праздник украинской культуры по народным обрядам и прозведениям Н.В.Гоголя «Веселая ярмарка» Зав. отделом искусств Антипина О.Е., фольклорный ансамбль «Зоренька» Апрель
Литературный конкурс для жителей города. «Читаем Н.В. Гоголя» Зав. библ. Шелепа Т.А., Редакция газеты «Орская хроника» Август
Капустник по произведениям Н.В.Гоголя «Сквозь видимый смех…» Детская театральная студия «Синяя птица» (рук. Панов Ю.П.) Апрель
Интеллектуальный марафон по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» «Галерея гоголевских портретов» Библиотекарь читального зала Мирончева Ю.В. Сентябрь
Театр в библиотеке «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя Актер Театра Драмы В.Медведев, специалист УСЗН Октябрьского района Девяткина Л.В., рук. Клуба «Молодые инвалиды» Е.Балуев. Декабрь

Раздел 8. Ожидаемые результаты от реализации Программы:

Повышение образовательного, культурного, нравственного уровня читателей на основе работы с классической литературой;
. Создание театрального клуба;
. Создание в библиотеках и других учреждениях города атмосферы повышенного внимания к богатейшему наследию великой русской литературы;
. Формирование духовной культуры молодежи, патриотических чувств, гордости за своё Отечество через лучшие образцы русской классической литературы.

Раздел 9. Оценка результатов:

Городская конференция с участием литературных кружков школ города, НМЦ народного образования, городским литературным объединением «Сонет», руководителями учреждений культуры города.

10. Дальнейшее развитие проекта:

На основе банка данных по творчеству Гоголя и классической художественной литературы создать при Юношеской библиотеке информационно - досуговый центр по привлечению к чтению молодежи.

Я не поэт, а гражданин.

Декабрист К. Ф. Рылеев в посвящении своей поэмы декабристу А. А. Бестужеву.

Я обвиняю!

Знаменитое J’accuse! Эмиля Золя: открытое письмо к президенту республики в газете Клемансо Homme Libre 13 января 1898 г., в котором он обвинял французский генеральный штаб и военное министерство в сознательном направлении дела Дрейфуса по ложному следу и разоблачал подлоги и обманы. См. Дрейфусиада.

Я отдал бы тебе половину моего царства, чтобы только научиться управлять другою.

Такие слова произнес будто бы Петр I перед гробницею кардинала Ришелье.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.

Пушкин (1836).

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид.

«Памятник» Г. Р. Державина (1796). И пушкинский, и державинский, и многие другие «памятники» (в том числе Брюсова) - переводы или перепевы «Памятника» Горация.

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты.

Пушкин, «Элегия» (1821).

Я погибал, -
Мой злобный гений
Торжествовал.

А. И. Полежаев, «Провидение». Злобный гений поэта - Николай I, сославший его рядовым на Кавказ за шуточную поэму «Сашка».

Я пользуюсь животными для поучения людей.

Французский баснописец Лафонтен, в посвящении басен дофину.

Я поставил свое дело ни на чем.

Начало стихотворения Гете «Суета сует».

Я по ушам узнал его как раз.

Пушкин, «Ex ungue leonem» - «По когтю льва» (1825). «Узнать (или: «дорисовать») по когтю льва» встречается у греческого поэта Софрона Сиракузского, в V веке до нашей эры, но приписывается Фидию (500 г. до нашей эры) и еще более древнему источнику - Алкею (610 г. до нашей эры). См. Ex ungue leonem.

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ.

Н. А. Некрасов, «Неизвестному другу» (1866).

Я пришел к тебе с приветом -
Рассказать, что солнце встало…

Это стихотворение, некогда непременный завсегдатай всех хрестоматий, ныне цитируется нередко - но иронически. Принадлежит А. Фету (1820-1892).

Я прогрессист, но без нахальства:
Мне страшен каждый генерал…
Но, с дозволения начальства, -
Я либерал, я либерал!

Герой эпохи 1905 г. Анонимный (подписанный «А») «Гимн в честь воскресающего, с дозволения начальства, либерализма российского».

Я проснулся в одно утро и увидел себя знаменитым.

Слова Байрона о неожиданном для него самого успехе двух первых песен «Чайльд Гарольда», заимствованные из его дневника.

Ярмарка жизни.

См. Базар житейской суеты.

Ярмарка невест.

В пушкинские времена - Москва. См. «Евгений Онегин», глава 7-я, строфа 26-я.

Ярмарка тщеславия.

См. Базар житейской суеты.

Я сам свой предок.

Приписываемый А. Жюно, герцогу Абрантесу, наполеоновскому генералу (1771-1813) ответ, когда его спросили о предках. Аналогичный ответ был дан по такому же поводу герцогу Монморанси маршалом Сультом, также сподвижником Наполеона. См. Это мы - предки.

Я слышу звуки одобренья
Не в сладком рокоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

«Крылато» со времени цитирования Лениным («Мы слышим» и т. д.) в статье «Удержат ли большевики государственную власть» (1917).

Я слышу молчание!

Так уверял московский полицеймейстер во времена Герцена и Огарева, в начале 40-х годов прошлого века (А. И. Герцен, «Былое и думы», глава 38-я).

Я сын скептического века,
Я твердо верю в человека,
Я не боюся за него.

«Беседа в Трианоне» К. К. Павловой-Яниш (1810-1893).

Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь, я раб, я червь, я бог!

Ода «Бог» Г. Р. Державина.

Я устал царить над рабами.

Фраза Фридриха II (в одном из его кабинетских приказов 1785 г.).

Я царь, я раб.

См. Я телом в прахе истлеваю.

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Афоризм принадлежит Теренцию (185-155 г. до нашей эры), римскому писателю комедий, из его «Самоистязателя», действие 1-е, сцена 1-я. Эти слова, впрочем, приписываются также Диоклециану, римскому императору (239-313).

Я человек, который смеется; он человек, который убивает.

В. Гюго, «Король веселится», действие 2-е, сцена 1-я.

Ящик Пандоры.

По греческой мифологии (сообщенной в «Делах и днях» Гезиода, поэта VIII века до нашей эры), Пандора, получив от Зевса ящик (ларец, или, точнее по подлиннику, кадку), которого не следовало открывать, подняла крышку, и оттуда вылетели все беды человечества: болезни, смерть, голод и пр. Это была месть Зевса за похищение Прометеем небесного огня, построенная на расчете на женское любопытство.

Истинное искусство всегда гуманно, всегда отстаивает интересы человека, его свободу, его счастье. Вот почему Пушкин не принимал искусства “пользы”, утилитарной поэзии. Он настойчиво повторял свою любимую мысль: “Поэзия… но своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя”. Заметим – “по своему высшему, свободному свойству”

Только потому, что Пушкин художественно раскрыл высокий смысл истинной поэзии, показал, что может дать народу “священный дар” поэта, его поэзия, не старея,

Всегда сохраняя юношескую силу и энергию, оказывалась нужной каждому новому поколению русских людей, на различных этапах истории России. От имени своего поколения Герцен свидетельствовал, что поэзия Пушкина в тяжелую эпоху николаевской реакции вселяла в души людей веру и надежду, помогая современникам определить свое место в жизни. “Только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, полнила своими мужественными звуками настоящее и посылала свои голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

К этим “истинным поэтам” принадлежали

Моцарт и Пушкин. Проблемы, решавшиеся Пушкиным при создании образа Моцарта, были важнейшими в его творчестве 1830-х годов. Борьба Пушкина за право поэзии своими, только ей присущими средствами служить человеку, народу, человечеству понималась и одобрялась передовыми людьми России.

В речи, посвященной открытию памятника Пушкину, Тургенев утверждал, что каждый, кому открывалась поэзия Пушкина, становился “более русским и более образованным, более свободным человеком. Пусть это последнее слово не удивит вас, мм. гг. В поэзии – освободительная, ибо возвышающая, нравственная сила”

Пушкин понимал, почему могла появиться формула Рылеева – “Я не Поэт, а Гражданин”, но принять ее не мог. В конечном счете за ней стояла мысль, что настоящего поэта отличает именно гражданское служение, которое он может осуществлять и средствами неполноценного искусства. Подобное противопоставление, по мысли Пушкина, незаконно: он и ценил “Войнаровского” именно за то, что благодаря настоящему искусству поэт смог справиться с задачей и раскрыть “живые чувства”.

Гоголь, писал о Пушкине: “Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру па то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт, и ничего больше, – что такое поэт, взятый не под влиянием какого-нибудь времени или обстоятельств и не под условьем также собственного, личного характера, как человека, но в независимости ото всего; чтобы, если захочет потом какой-нибудь высший анатомик душевный разъять и объяснить себе, что такое в существе своем поэт, это чуткое создание, на все откликающееся в мире и себе одному не имеющее отклика, то чтобы он удовлетворен был, увидев это в Пушкине. Одному Пушкину определено было показать в себе это независимое существо, это звонкое эхо, откликающееся на всякий отдельный звук, порождаемый в воздухе”. “Пушкин слышал значенье свое лучше тех, которые задавали ему запросы, и с любовью исполнял его” .

В посвящении А. А. Бестужеву поэмы “Войнаровский” Рылеев писал о своих стихах: Как Аполлонов строгий сын, Ты не увидишь в них искусства: Зато найдешь живые чувства, – Я не Поэт, а Гражданин.

Отстаивать верность своему священному дару и значило исполнять гражданский долг. Независимость нужна была Пушкину, чтобы служить делу свободы средствами, подвластными только высокой поэзии. Почти одновременно с написанием драматических сцен Пушкин готовил предисловие к последним главам “Евгения Онегина “, в котором писал: “Если век может идти себе вперед, науки, философия и гражданственность могут усовершенствоваться и изменяться, – то поэзия остается на одном месте, не стареет, не изменяется. Цель ее одна, средства те же. И между тем как понятия, труды, открытия великих представителей старинной астрономии, физики, медицины и философии состарелись и каждый день заменяются другими – произведения истинных поэтов остаются свежими и вечно юны”.

Сочинения по темам:

  1. Это – единственный в своем роде манифест русской поэзии 1860-х годов, вобравший в себя и гражданственность лирики декабристов, и мятежную...
  2. Некрасов-поэт, Некрасов-гражданин Николай Некрасов. Великий русский поэт, продолжатель традиций поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, друг и единомышленник Чернышевского и Добролюбова, поэт-трибун, поэт-гражданин,...

ПРИМЕЧАНИЕ

«Декабристы» – тексты короткого цикла моих радиопрограмм рубрики "Душа поэта" на одесском радио "Гармония мира", плавно выросших из другого радиоцикла – «Современники Пушкина». Очерк о Кюхельбекере «остался» в «пушкинском».

Здесь:
1. Декабристы в поэзии Пушкина
2. Жены декабристов в русской литературе
3. Кондратий Рылеев. Я не Поэт, а Гражданин
4. Бестужев-Марлинский, первый русский романист
5. Александр Одоевский. Сердце бросил в море жизни шумной…
6. Просветитель Владимир Раевский
7. Гавриил Батеньков. Авантюрист, безумец, мудрец?
8. Федор Глинка. Публицист, пропагандист, лирик
9. Павел Катенин – рыцарь классицизма

Последовательность и нумерация, разумеется, весьма условны.

КОНДРАТИЙ РЫЛЕЕВ. Я НЕ ПОЭТ, А ГРАЖДАНИН

Говоря о творчестве Кондратия Рылеева – литератора, общественного деятеля, декабриста, – сразу следует отметить то, что отмечали и он сам, и его современники, в частности, Пушкин: художественные особенности его поэзии незначительны. Тем не менее, Рылеев не только внес свой вклад в наследие русской литературы, но в значительной мере на века вперед сформировал общественную гражданскую мысль относительно роли поэта в русском обществе.
Примечательно в этом смысле одно из немногих стихотворений Кондратия Рылеева, которые условно можно отнести к любовной лирике – послание

Ты посетить, мой друг, желала
Уединенный угол мой,
Когда душа изнемогала
В борьбе с болезнью роковой.

Твой милый взор, твой взор волшебный
Хотел страдальца оживить,
Хотела ты покой целебный
В взволнованную душу влить.
<…>
Я не хочу любви твоей,
Я не могу ее присвоить;
Я отвечать не в силах ей,
Моя душа твоей не стоит.

Полна душа твоя всегда
Одних прекрасных ощущений,
Ты бурных чувств моих чужда,
Чужда моих суровых мнений.

Прощаешь ты врагам своим –
Я не знаком с сим чувством нежным
И оскорбителям моим
Плачу отмщеньем неизбежным.

Лишь временно кажусь я слаб,
Движеньями души владею;
Не христианин и не раб,
Прощать обид я не умею.
<…>
Любовь никак нейдет на ум:
Увы! моя отчизна страждет, –
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.

Это стихотворение Кондратия Рылеева адресовано Теофании Станиславовне К., которой он был увлечен в 1824-25 годах. Но в то же время это был период его активной гражданской деятельности в атмосфере обсуждений будущего России во всевозможных тайных обществах. В одно из них – Северное – Рылеев был принят в 1823 году. В этом же году вместе со своим близким другом – также будущим декабристом – Александром Бестужевым он начал выпускать литературно-публицистический альманах «Полярная звезда», ставший рупором идей декабристов. Здесь Рылеев публиковал свои стихотворения и думы. Так же «Думы» Рылеева были выпущены отдельным изданием в 1825 году, в них можно найти такие исторические имена, как Димитрий Донской, Ермак, Петр Великий. Но именно в думах Пушкин не увидел ни характеров, ни исторической правды – лишь схематические однообразные сюжеты, использованные автором для выражения собственных идей.

Рылеев болезненно воспринял эту критику, но, тем не менее, принял ее с достоинством. А свою авторскую позицию предельно четко выразил не только в критических статьях, но и в поэтической форме, в частности, в послании к Бестужеву:

Хоть Пушкин суд мне строгий произнес
И слабый дар, как недруг тайный, взвесил,
Но от того, Бестужев, еще нос
Я недругам в угоду не повесил.

Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!
<…>
А вот и отрывок из в первую очередь подвергшейся критике неоконченной думы Кондратия Рылеева «Исповедь Наливайки», которая, надо сказать, несмотря на пушкинскую оценку, оставила свой след в русской литературе (достаточно вспомнить, что строки Рылеева «Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?» взяла эпиграфом к стихотворению, посвященному декабристам, графиня Ростопчина, а впоследствии эти строки стали крылатыми):

<…> угрюм, суров и дик мой взор,
Душа без вольности тоскует.
<…>
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!..

Причину неприятия Пушкиным дум Рылеева хорошо объяснил впоследствии Николай Огарев, который стал идейно-эстетическим последователем поэта-декабриста: «Пушкин, с своей всеобъемлющей впечатлительностью, не мог понять исповеди Наливайки; публика поняла ее и откликнулась. Пушкин искал образа казацкого вождя, чтоб быть вполне удовлетворенным этим отрывком, и не находил его – и был прав; он только забыл в заглавие поставить: исповедь Рылеева, и тогда бы удовлетворился».

И действительно, не только эту думу, но вообще любое стихотворение Кондратия Рылеева можно считать его личной исповедью, его идеологическим, эстетическим, философским манифестом, где поэзия – всего лишь сильная форма подачи гражданской мысли:

Как странник грустный, одинокий,
В степях Аравии пустой,
Из края в край с тоской глубокой
Бродил я в мире сиротой.

Уж к людям холод ненавистный
Приметно в душу проникал,
И я в безумии дерзал
Не верить дружбе бескорыстной.
Незапно ты явился мне:
Повязка с глаз моих упала;
Я разуверился вполне,
И вновь в небесной вышине
Звезда надежды засияла.

Прими ж плоды трудов моих,
Плоды беспечного досуга;
Я знаю, друг, ты примешь их
Со всех заботливостью друга.
Как Аполлонов строгий сын,
Ты не увидишь в них искусства:
Зато найдешь живые чувства, –
Я не Поэт, а Гражданин.

Это послание также адресовано самому близкому другу Рылеева – Александру Бестужеву, и написано оно в тот же активный период формирования новой гражданской мысли – в 1823-24-м годах. «Живые чувства», благородный пафос, которыми наполнено творчество Кондратия Рылеева – это не просто художественное поэтическое средство: он и в жизни был таким же страстным, прямым и благородным, и эти качества отмечали многие его современники: «В его взгляде, в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна», – писал о Рылееве барон Розен. А декабрист Николай Бестужев, старший брат Александра, утверждал, что Рылеев «готов был на всякую жертву для друга». Примечательно, что будучи признанным радикалом в среде декабристов, он возражал против кровавых сценариев переобустройства российского общества.

Жизнь Кондратия Рылеева была короткой, но яркой и последовательной в его стремлении служить общественному благу. Родился поэт и декабрист 18 (29) сентября 1795 года в обедневшей дворянской семье Федора Рылеева, управляющего делами князя Голицина. Отец был семейным деспотом, и мать, желая избавить сына от его жестокости, поспешила в 1801 году определить Кондратия в кадетский корпус. Здесь он впервые начал пробовать себя как стихотворец. В 1814 году стал офицером конной артиллерии, в этом же году, а затем в 1815 совершал походы во Францию. В 1818 году вышел в отставку, в 1820 году женился, после женитьбы переехал в Петербург, и здесь вошел в круг литераторов. Немаловажную роль в этом сыграла его сатирическая ода того же 1820 года «К Временщику», не только недвусмысленно высмеивающая Аракчеева, но и предсказывающая народный гнев, готовый вылиться в восстание против тирании:
<…>
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть…
Не зная о своем ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье,
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь:
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он – что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довел до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты…
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Все трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесет потомство!

В 1821 году Рылеев был принят в «Вольное общество любителей российской словесности», а также стал членом масонской ложи «Пламенеющая звезда». В этом же году от дворянства он был избран заседателем уголовной палаты, и на этом поприще прославился своей неподкупностью и стремлением к справедливости, невзирая на чины и звания.

Примером пламенного служения общественному благу был и для него, и для многих его современников Джордж Гордон Байрон – английский поэт, весть о смерти которого в апреле 1824 года из Греции, куда тот отправился для участия в освободительном движении, потрясла многих. «На смерть Бейрона» откликнулся и Рылеев, в который раз сформулировав свое понимание предназначения поэта:
<…>
Царица гордая морей!
Гордись не силою гигантской,
Но прочной славою гражданской
И доблестью своих детей.
Парящий ум, светило века,
Твой сын, твой друг и твой поэт,
Увянул Бейрон в цвете лет
В святой борьбе за вольность грека.
<…>
Исчезнут порты в тьме времен,
Падут и запустеют грады,
Погибнут страшные армады,
Возникнет новый Карфаген…
Но сердца подвиг благородный
Пребудет для души младой
К могиле Бейрона святой
Всегда звездою путеводной.

Британец дряхлый поздних лет
Придет, могильный холм укажет
И гордым внукам гордо скажет:
«Здесь спит возвышенный поэт!
Он жил для Англии и мира,
Был, к удивленью века, он
Умом Сократ, душой Катон
И победителем Шекспира.

Он все под солнцем разгадал,
К гоненьям рока равнодушен,
Он гению лишь был послушен,
Властей других не признавал…
<…>

Проявив себя как организатор и активный участник восстания 14 декабря 1825 года, Кондратий Рылеев вошел в число пяти декабристов, приговоренных к казни «вне разряда». Документы свидетельствуют, что находясь под арестом и давая показания, Рылеев брал всю ответственность на себя, оправдывая товарищей и возлагая надежды на милость к ним императора. Он оказался одним из трех несчастных, под которыми 13 (25) июля 1826 года во время повешения оборвалась веревка…

В истории России этот факт всегда служил поводом для отмены казни. Но не в этот раз: слишком опасными представлялись Николаю I те идеи, которые внедряли заговорщики в общественное сознание. Троих казнили повторно. Как признали и современники, и историки – тогда в России впервые судили не за деяния, а за убеждения. И влияние этих убеждений было сильнее оттого, что они выражались не только в форме деклараций и манифестов, а в художественной, доступной широкому читателю, форме. И роль Кондратия Рылеева в становлении гражданской мысли в России трудно переоценить: именно в этом он видел истинное предназначение поэта, много позже эхом отозвавшееся в творчестве поэтов-шестидесятников двадцатого столетия: «Поэт в России больше, чем поэт»...

Виктория ФРОЛОВА

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит – и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит –
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! – Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв ».

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь – пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,– великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,–
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,–
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,–
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес – и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни – стяжатели и воры,
Другие – сладкие певцы,
А третьи... третьи – мудрецы:
Их назначенье – разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других – потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем –
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор...

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов ,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель , не плантатор ,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
... ... ... ... ...
... ... ... ... ...
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же... Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан... Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени !
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить –
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче – очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы – я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои –
Душа пугливо отступила...
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты – сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи –
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя –
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю –
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: