Революция 1917 для детей начальной школы. Детям о революции

С 23 февраля 2017 года наши "штатные говоруны" на всех каналах ТВ и многочисленных СМИ будут рассказывать нам о "достижениях и прелестях" второй буржуазно-демократической революции в России.
А как много мы знаем о февральской революции в России?
Что мы можем рассказать нашим детям и внукам о ней?
Давайте разберёмся самостоятельно. Разберемся, чтобы быть готовыми к тем потокам информации, которую будут "вливать" в наши уши, глаза и души и либералы и патриоты.

Февральская революция 1917 года в России ещё носит название Буржуазно-демократической.
Она вторая по счету революция (первая произошла в 1905 году, третья в октябре 1917-го). Февральской революцией началась великая смута в России, в ходе которой пала не только династия Романовых и Империя перестала быть монархией, но и весь буржуазно-капиталистический строй, в результате чего в России полностью сменилась элита. Февральская была народной революцией.

Февральская революция 23 февраля — 3 марта 1917 года (по старому стилю)

Причины Февральской революции

Несчастливое участие России в Первой мировой войне, сопровождающееся поражениями на фронтах, дезорганизацией жизни тыла
Неспособность императора Николая II править Россией, что выражалось в неудачных назначениях министров и военачальников
Коррупция на всех этажах власти
Экономические трудности
Идеологическое разложение народных масс, которые перестали верить и царю, и церкви, и местным начальникам
Недовольство политикой царя представителями крупной буржуазии и даже его ближайшими родственниками

«…Уже несколько дней мы жили на вулкане … В Петрограде не стало хлеба, - транспорт сильно разладился из-за необычайных снегов, морозов и, главное, конечно, из-за напряжения войны… Произошли уличные беспорядки… Но дело было, конечно, не в хлебе… Это была последняя капля… Дело было в том, что во всем этом огромном городе нельзя было найти несколько сотен людей, которые бы сочувствовали власти… И даже не в этом… Дело в том, что власть сама себе не сочувствовала… Не было, в сущности, ни одного министра, который верил бы в себя и в то, что он делает… Класс былых властителей сходил на нет..»
(Вас. Шульгин «Дни»)

Ход Февральской революции

21 февраля — хлебные бунты в Петрограде. Толпы громили хлебные магазины
23 февраля — начало всеобщей забастовки рабочих Петрограда. Массовые демонстрации с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!»
24 февраля — Бастовали более 200 тысяч рабочих 214 предприятий, студенты
25 февраля — Бастовали уже 305 тысяч человек, стоял 421 завод. К рабочим присоединились служащие, ремесленники. Войска отказались разгонять митингующий народ
26 февраля — Продолжение беспорядков. Разложение в войсках. Неспособность полиции к восстановлению спокойствия. Николай II
перенес начало заседаний Государственной думы с 26 февраля на 1 апреля, что было воспринято как её роспуск

27 февраля — вооруженное восстание. Запасные батальоны Волынского, Литовского, Преображенского отказались подчиняться командирам и присоединились к народу. Во второй половине дня восстали Семёновский полк, Измайловский полк, запасный автобронедивизион. Были заняты Кронверкский арсенал, Арсенал, Главпочтамт, телеграф, вокзалы, мосты. Государственная дума назначила Временный комитет «для водворения порядка в Петербурге и для сношения с учреждениями и лицами».
28 февраля, ночь, Временный комитет объявил о том, что берет власть в свои руки.
28 февраля восстали 180-й пехотный полк, Финляндский полк, матросы 2-го Балтийского флотского экипажа и крейсера «Аврора». Восставший народ занял все вокзалы Петрограда
1 марта — Восстали Кронштадт, Москва, приближенные царя предлагали ему то введения в Петроград верных частей армии, то создания так называемого «ответственного министерств» — правительства, подчиняющегося Думе, что означало превращения Императора в «английскую королеву».
2 марта, ночь — Николай II подписал манифест о даровании ответственного министерства, но было уже поздно. Общественность требовала отречения.

«Начальник штаба Верховного главнокомандующего «генерал Алексеев запросил телеграммой всех главнокомандующих фронтами. Телеграммы эти запрашивали у главнокомандующих их мнение о желательности при данных обстоятельствах отречения государя императора от престола в пользу сына. К часу дня второго марта все ответы главнокомандующих были получены и сосредоточились в руках генерала Рузского. Ответы эти были:
1) От великого князя Николая Николаевича - главнокомандующего Кавказским фронтом.
2) От генерала Сахарова - фактического главнокомандующего Румынским фронтом (собственно главнокомандующим был король Румынии, а Сахаров был его начальником штаба).
3) От генерала Брусилова - главнокомандующего Юго-Западным фронтом.
4) От генерала Эверта - главнокомандующего Западным фронтом.
5) От самого Рузского - главнокомандующего Северным фронтом. Все пять главнокомандующих фронтами и генерал Алексеев (ген. Алексеев был начальником штаба при Государе) высказались за отречение Государя императора от престола». (Вас. Шульгин «Дни»)

2 марта около 15 часов царь Николай II принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея при регентстве младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. В течение дня царь принял решение отречься также и за наследника.
4 марта — в газетах были опубликованы Манифест об отречении Николая II и Манифест об отречении Михаила Александровича.

«Человек бросился к нам — Милые!— закричал он и схватил меня за руку— Слыхали? Нет царя! Осталась одна Россия.
Он крепко расцеловался со всеми и бросился бежать дальше, всхлипывая и что-то бормоча… Был уже час ночи, когда Ефремов обыкновенно спал непробудным сном.
Вдруг в этот неурочный час раздался гулкий и короткий удар соборного колокола. Потом второй удар, третий.
Удары учащались, тугой звон уже плыл над городком, и вскоре к нему присоединились колокола всех окрестных церквей.
Во всех домах зажигались огни. Улицы заполнились людьми. Двери во многих домах стояли брошенные настежь. Незнакомые люди, плача, обнимали друг друга. Со стороны вокзала летел торжественный и ликующий крик паровозов (К. Паустовский «Беспокойная юность»)

Итоги февральской революции 1917 года

Отменена смертная казнь
Дарованы политические свободы
Отменена «черта оседлости»
Начало профсоюзного движения
Амнистия политзаключенным
Россия стала самой демократической страной мира
Экономический кризис не был остановлен
Участие в войне продолжалось
Перманентный правительственный кризис
Начался распад империи по национальному признаку
Нерешенным остался крестьянский вопрос
Россия требовала решительного правительства и оно пришло в лице большевиков.

Можно сколько угодно изучать революцию дома, по книжкам и альбомам. Но нам кажется, что только прикоснувшись к зданиям, посетив музеи 1905 года и революции, пройдя по улицам, на которых разворачивались те самые события, можно представить себе, как и чем жили тогда люди.

В Москве проходило много уличных боев и в 1905 и особенно в 1917 году, когда сторонники Временного правительства не хотели признавать новую власть, сражения шли по всему городу, даже Кремль был подвергнут артиллерийскому обстрелу.

Места сражений и памятники конструктивизма

Составляя маршруты, мы выбрали в Москве именно те места, которые больше всего пострадали, где было большее число сражений. Из них издатель отобрал три: район Красной Пресни, Тверскую улицу, Красную площадь и центр города. Плюс еще один маршрут целиком посвящен конструктивизму - новому виду архитектуры, который возник в 1920-х годах, когда Москва только начинала оправляться и восстанавливаться после революции.

Сначала мы изучили историческую литературу, посвященную революционным событиям в Москве. Все интересные факты нанесли на карту, что потребовало отдельного времени. Ведь очень часто в исторических материалах было лишь упоминание вроде следующего: «отряд красных сумел подавить пулеметную точку на колокольне Покровской церкви». Но церковь эта давно снесена, на ее месте находятся совсем другие здания, и нам приходилось обращаться к другим документам, которые сообщали, где она располагалась и что именно в ней происходило в 1905 году. Только после такой проработки вопроса мы наносили точку на современную карту. При составлении единого маршрута из почти сотни таких точек отсеялось около половины.

Выполнила:

учитель МБОУ СОШ № 4 г. Морозовска

Череповская С.И.



И правил этой страной царь, потому что издавна в ней был государственный строй – самодержавие, когда вся власть в руках у одного человека – царя, самодержца.

Царь Николай II со своей семьёй


Так вот, не всем в этой стране жилось одинаково хорошо. Были там дворяне, жившие в роскоши во дворцах, пили-ели на золоте, веселились на балах, охотились и развлекались в свое удовольствие…

и были бедные крестьяне, ремесленники, рабочие, которым приходилось тяжело работать, чтобы как-то прокормить свои большие семьи.


И всегда находились в России думающие образованные люди, которые считали такое положение вещей несправедливым и хотели, чтобы народу жилось лучше; чтобы все дети могли учиться в школах, а не только дети дворян и помещиков; чтобы рабочий день стал немного короче – не 14 часов, а 8 или 10; чтобы равные права были у всех граждан России.

Людей, которые хотели дать народу равноправие, называли революционерами. Сначала, еще в ХIХ веке это были дворяне-декабристы, потом разночинцы-народовольцы, которые даже пытались убить царя.


А потом, больше ста лет назад, появилось много разных революционеров – и такие, что создавали кружки образования для рабочих, и террористы, кидавшие бомбы, и такие, что боролись за счастье угнетенных народов, или – крестьян всей страны. Революционеров было мало, часто их ссылали в Сибирь, на каторгу, или в тюрьму, или вешали.

Покушение на царя.

Так, на виселице погиб Александр Ульянов, молодой талантливый парень, который верил, что, если убить «плохого» царя, жизнь народа станет лучше.

«Нет, мы пойдем другим путем, – сказал его младший брат, студент Володя Ульянов.


Он пошел другим путем. Его партия революционеров была маленькой, но жесткой. Если руководство решило – все должны подчиняться. Ради партии и победы революции можно было грабить банки, убивать жандармов и предателей, и многое другое.

Светлое будущее после победы революции эта партия называла коммунизмом, а людей, которые борются за него – коммунистами, или большевиками. Многие ее вожди до революции жили за границей, многие отбывали срок в ссылке.

Владимир Ульянов (Ленин)


Владимира Ульянова, который стал главой этой партии, товарищи называли специальным конспиративным именем – Ленин.

Вроде бы хорошее намерение – сделать так, чтобы все жили одинаково хорошо, не было ни богатых, ни бедных, все дети учились и выбирали себе специальность – по способностям и по желанию?

Но, к сожалению, все получилось иначе.

Большевикам повезло: в 1914 году началась Первая мировая война. Она длилась долго (до 18 го года). Солдаты гибли в окопах, недовольство народа росло. Недоволен был не только народ, но и богачи, и военные, и студенты, и …почти все были чем-то недовольны. И, как не менялось правительство – лучше не становилось.

Царь отрекся от престола, править стало Временное Правительство. Революционеры могли вернуться в страну, были отменены многие запреты, а улучшения не было! Хлеб все дорожал, солдаты бежали с фронта и не хотели гибнуть в войне «за капиталистов», крестьяне хотели получить в собственность землю – работая на ней, они надеялись выплатить долги и не голодать больше.


По всей стране открыто принимали решения Советы – народное самоуправление.

Солдаты, которые не хотели ехать на фронт, оставались в городах, с оружием в руках. Большевики готовили вооруженное восстание, и 25 октября, а по новому календарю – 7 ноября, они захватили вокзалы и электростанцию, телефон, телеграф, мосты и банки города Петрограда. Правительство в Зимнем дворце было арестовано.

Матросы революции


Ради того, чтобы своими руками построить коммунизм себе или своим детям, миллионы людей пошли за большевиками – воевать, строить, убивать несогласных.

7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде произошло вооруженное восстание, закончившееся взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов, которая просуществовала в нашей стране семьдесят с лишним лет.


Позже большевики арестовали царя и всю царскую семью, а потом всех их увезли и убили – даже детей, которые ничего плохого никому не сделали.

Злодейский поступок.

Потом началась гражданская война: не захотели молодые дворяне и военные отдавать свою страну в руки безграмотных разбойников – стали драться за нее. То есть граждане одной страны начали убивать друг друга – поэтому такая война и называется гражданская, а еще ее называют братоубийственная. Потому что иногда члены одной семьи, братья оказывались по разные стороны баррикад и должны были стрелять друг в друга. В войне за убеждения погибло очень много людей.



В Российской империи накануне революции жило более 160 миллионов человек, 8 человек из 10 были крестьянами, а значит – были самой бесправной, голодной, забитой и неграмотной частью страны.

Октябрьская революция была надеждой этих людей на то, что они будут учиться, их будет защищать закон, они будут сыты, если будут работать. Советская власть, власть большевиков, власть коммунистов, пообещала им это – и обманула.


Кто бы спорил, тема сейчас сложная. Но на самом деле, я не вижу смысла прятать голову в песок и вообще обходить тему революции стороной. Хотя бы для того, чтобы не получалось вот так .

Итак, давайте попробуем сделать это - собрать литературу про революцию, причем даже наверное лучше не только про конкретную, случившуюся 92 года назад, а вообще - про революции в разных странах (например, про французскую), и даже про абстрактные революции в сказочных странах.

Сразу предупреждаю! Эта тема - не повод для диспутов о смысле, роли и т.д. революции, а сбор информации, из которой ребенку постепенно хоть как-то что-то может стать понятным, как оно было на самом деле . Главный критерий - не окраска произведения, а скорее, отсутствие вранья, честный разговор, плюс художественность. И самый, пожалуй, важный: чтобы произведение выглядело читабельным в наше время... понимаю, что критерий субъективный, но именно субъективность, пожалуй, нам больше всего и нужна для отбора произведений, наиболее объективно отражающих картину:), это должны быть действительно интересные произведения, про жизнь - просто в определенных исторических периодах.
Напомним сразу, что означает вообще этот термин. Как сообщает словарь, революция - это внезапная, по большей части беспорядочная и радикальная трансформация системы правления в целом, включая ее политические и юридические составляющие .

Для начала:

Для меня лично самая революционная сказка - это Джани Родари "Джельсомино в стране лжецов " ,
особенно - с иллюстрациями Токмакова . Читается практически в любом возрасте, как и большинство сказок. :) Ну, разве что кроме совсем малышей.
"Его величество оглянулся с удивлением: почему ему никто не отвечает? Но — увы! — за его спиной было пусто. Министры, адмиралы, генералы, камергеры и все придворные по первому же сигналу — а именно после первой же высокой ноты, взятой Джельсомино, — кинулись в свои комнаты переодеваться. Они без лишних слов швыряли прямо на пол роскошные костюмы, которые носили в течение стольких лет, вытаскивали из-под кроватей старые чемоданы с пиратской одеждой и бормотали при этом:
— Если не надевать черной повязки на глаз, я смогу сойти за дворника.
— Пожалуй, если я сниму с рукава якорь, никто меня не узнает.
С Джакомоном остались лишь двое слуг, которые были обязаны открывать и закрывать стеклянные двери, выходящие на балкон. Даже теперь, когда двери разбились и стекла вылетели, они почтительно держали в руках дверные ручки и время от времени начищали их кружевами своих манжет.
— Ступайте и вы, — вздохнул Джакомон. — Итак, все вокруг меня рушится.
Не успел он произнести эти слова, как лопнули тысячи лампочек в огромной люстре: Джельсомино в этот день распелся не на шутку
."

Из несказочного,
революция 1905-ого года:

Валентин Катаев "Белеет парус одинокий " - рассказывает о революционных событиях 1905 года в Одессе; о дружбе и приключениях мальчиков Пети и Гаврика, познающих каждый по-своему суровую правду жизни, помогающих революционерам в их борьбе. Книгу можно рекомендовать детям лет с 10-ти, наверное.

Революция 1917-ого года:

Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания " . Действо проиходит в провинциальном городке, постепенное вторжение революционных событий описано от имени мальчика-гимназиста из еврейской докторской семьи. Очень интересно не только то, как все воспринимается мальчишками, но и как постепенно вынужден смириться отец семейства, который по-началу не считает революцию своей, а только "сочувствует" ей... а смиряться есть с чем - семью уплотняют, переселяют... и только дело - открытие больницы - примирило его с новой властью. А ведь так и было - в первые послереволюционные годы интеллигенцию старого режима примиряли с событиями реальные дела, где они были востребованы... это реалии тех лет, описаны они открыто и честно, в книге нет никакого вранья, из нее можно представить себе, как происходило все на самом деле.
"Папа никогда не мог простить Керенскому, что во время его краткого царения богатые "отцы города" из скупости закрыли общественную больницу. "Нэ
треба!" - заявили они.
А вот явились большевистские комиссары и заявили, что Совдеп постановил
спешно открыть больницу, и назначили отца заведующим
." Ну, а так - там много деталей, да и вообще повесть отличная. Наверное, лет с 10-ти вполне пойдет уже.

Примерно в том же духе - детали быта в первые послереволюционные годы - у Юрия Коринца в "Там вдали, за рекой " . Произведение автобиографическое, главный герой - дядя мальчика, но зная биографию семьи, логичнее предположить, что это отец писателя. Отличная там есть главка - "Благодарю за внимание" - вот там очень хорошо основные идеи описаны, я своей дочке читала, и мы обсуждали, думаю, что тут многое понять можно:
ато был у нас в квартире один человек, о котором у всех нас составилось не очень хорошее мнение. Звали этого человека «Благодарю за внимание». Он без конца всем говорил «благодарю за внимание» и «большое спасибо». Он был очень вежливым. Он был даже слишком вежливым.
Он был старый и странный. Ходил он всегда в рыжем пальто, в рыжей шляпе и в галошах «прощай молодость». Жил он один в маленькой комнате возле кухни, в самом конце «проспекта». Говорили, что в его комнате не было окна! Я сам не видел: его комната всегда была на запоре. Когда он выходил, он её тут же запирал — даже когда выходил на кухню. Когда он сидел в комнате, она тоже была на запоре. А ещё он любил сидеть во дворе на лавочке. Наверное, ему не хватало воздуха.
Говорили также, что когда-то ему принадлежал весь наш дом! Мне всегда было его немножко жалко. И маме тоже. Подумать только: потерять целый дом и остаться в маленькой комнате без окна! Но дядя говорил, что его жалеть не стоит. Потому что это бывший кровопийца и собственник. Вурдалак. Вы знаете, что такое вурдалак? Это оборотень. Его ещё называют вампир. Это мертвец, который выходит из могилы и сосёт кровь живых людей. Помните, как писал Пушкин: «На могиле кости гложет красногубый вурдалак…» Страшно! У меня прямо мурашки по спине бегают, когда я об этом думаю. Когда я услышал об этом впервые, я не мог заснуть целую ночь. Мне казалось, что вот-вот придёт вурдалак и высосет всю нашу кровь! Потом дядя объяснил мне, что это надо понимать в переносном смысле. То есть некоторые вещи надо понимать в прямом смысле, а некоторые — в переносном. В прямом смысле этот вурдалак не сосал кровь. И кости на могилах он тоже не глодал. Он прекрасно обедал в самых лучших ресторанах. И очень чисто одевался. И ездил по городу на лихачах — на самых лучших извозчиках, которые неслись как ветер, потому что кони у них были замечательные, породистые, в яблоках и без яблок, очень красивые, с тонкими, перебинтованными ногами.
"
Но помимо собственно революционной темы, там много чего интересного и поучительного, очень рекомендую детям лет с 10-ти. И в продолжении - "Белая ночь у костра " - интересного и полезного, на мой взгляд, еще даже больше, а идеология там просто фон, она даже не столько идеология, сколько просто описание того, что было на самом деле.

Вениамин Каверин "Два капитана " - тема революции в первой части книги занимает хотя не центральное, но все-таки большое место, ведь это фон, на котором разворачиваются события.

Причины октябрьской революции 1917 года:

  • усталость от войны;
  • промышленность и сельское хозяйство страны оказались на грани полного развала;
  • катастрофический финансовый кризис;
  • нерешенность аграрного вопроса и обнищание крестьян;
  • оттягивание социально-экономических реформ;
  • противоречия Двоевластия стали предпосылкой для смены власти.

3 июля 1917 в Петрограде начались волнения с требованием свержения Временного правительства. Контрреволюционные части по указу правительства для подавления мирной демонстрации применили оружие. Начались аресты, восстановлена смертная казнь.

Двоевластие окончилось победой буржуазии. События 3-5 июля показали, что буржуазное Временное правительство не намерено выполнять требования трудящихся, и большевикам стало ясно, что мирным путем взять власть уже нельзя.

На VI съезде РСДРП(б), который состоялся с 26 июля по 3 августа 1917 г., партия взяла ориентир на социалистическую революцию путем вооруженного восстания.

На августовском Государственном совещании в Москве буржуазия намеревалась объявить Л.Г. Корнилова военным диктатором и приурочить к этому событию разгон Советов. Но активное революционное выступление сорвало планы буржуазии. Тогда Корнилов 23 августа двинул войска на Петроград.

Большевики, проводя большую агитационную работу среди трудящихся масс и солдат, разъясняли смысл заговора и создавали революционные центры для борьбы с корниловщиной. Мятеж был подавлен, а народ окончательно понял, что большевистская партия – это единственная партия, которая отстаивает интересы трудящихся.

В середине сентября В.И. Ленин разработал план вооруженного восстания и пути его осуществления. Главной целью октябрьской революции было завоевание власти Советами.

12 октября был создан Военно-революционный комитет (ВРК) – центр по подготовке вооруженного восстания. Зиновьев и Каменев, противники социалистической революции, выдали сроки восстания Временному правительству.

Восстание началось в ночь на 24 октября за день открытия II съезда Советов. Правительство сразу же удалось изолировать от верных ему вооруженных частей.

25 октября В.И. Ленин прибыл в Смольный и лично руководил восстанием в Петрограде. В ходе октябрьской революции были захвачены важнейшие объекты такие, как мосты, телеграф, правительственные учреждения.

Утром 25 октября 1917 г. ВРК объявил о свержении Временного правительства и передаче власти Петроградскому Совету рабочих и солдатских депутатов. 26 октября был захвачен Зимний дворец и арестованы члены Временного правительства.

Октябрьская революция в России свершилась при полной поддержке народных масс. Союз рабочего класса и крестьянства, переход вооруженной армии на сторону революции, слабость буржуазии определили итоги октябрьской революции 1917 года.

25 и 26 октября 1917 г. прошел II Всероссийский съезд Советов, на котором был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и образовано первое Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК). Председателем СНК был избран В.И. Ленин. Он выдвинул два Декрета: «Декрет о мире», который призывал воюющие страны прекратить военные действия, и «Декрет о земле», выражающий интересы крестьян.

Принятые Декреты способствовали победе Советской власти в регионах страны.

3 ноября 1917 г. со взятием Кремля Советская власть победила и в Москве. Далее Советская власть была провозглашена в Белоруссии, Украине, Эстонии, Латвии, в Крыму, на Северном Кавказе, в Средней Азии. Революционная борьба в Закавказье затянулась до конца гражданской войны (1920-1921 гг.), которая явилась последствием октябрьской революции 1917 года.

Великая октябрьская социалистическая революция разделила мир на два лагеря - капиталистический и социалистический.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: