Для того чтобы пополнить словарный запас при изучении какого-либо иностранного языка, эффективно использовать карточки для запоминания. Аналогично карточкам для запоминания слов, предлагаем карточки для запоминания нот. Вот как выглядят наши нотные карточки:
Каждая карточка стандартного размера визитки (90 *50мм). В наборе 24 карточки. По многочисленным просьбам появился Басовый ключ!
Кроме названий нот есть необходимый минимум музыкальной грамоты. Вы можете их самостоятельно распечатать на принтере. Для этого понадобится 4 листа плотной бумаги (стандартный формат A4, плотность бумаги, на котороый можно распечатывать зависит от модели принтера. Конечно же Вы можете распечатать на обычной бумаге).
Скачать для самостоятельного распечатывания (скрипичный и басовый ключ) нотные карточки — « Карточки для запоминания нот»
Обязательно обратите внимание на расположение второй стороны листа (надпись « верх листа» с обеих сторон листа должна быть сверху) После распечатывания разрежьте по указанным линиям.
Набор карточек для запоминания нот (только Скрипичный ключ, в упаковке, офсетная печать на плотной каландрированной бумаге) можно заказать на сайте или купить в магазине « Ноты» (Тверской бульвар д.9).
Методическое сообщение «Нескучное сольфеджио»
преподавателя теоретических дисциплин Приозерской ДШИ
Е. В. Ивановой
За годы работы в Приозерской ДШИ я изучила различные методические пособия по сольфеджио, музыкальной литературе, слушанию музыки. Это позволило накопить опыт и использовать его в работе с детьми. Разрешите познакомить вас с некоторыми музыкальными пособиями, которые я использую на уроках сольфеджио. Возможно, и вы, применяете, их на своих уроках и можно будет, обсудить их пользу и практическое применение.
Методика Сафаровой Илизы Эльфатовны стала для меня первым мощным толчком для работы по-новому. Многие её советы применяются мною на занятиях с самыми маленькими учениками. Танцы, игры с движениями, пальчиковые игры здорово стимулируют интерес детей к занятиям, к музыке, это первые шаги детей, показать свои музыкальные способности, это простор для их творчества.
Показываю музыкальные игры c движениями под аудио сопровождение:
«Карнавал» (игра на расслабление рук и творческую фантазию),
«Робот и бабочка» (контрасты: резко – плавно),
«Речка» (динамика и регистр),
«Шаги» (протяжные и короткие длительности),
«Облака» (плавные движения),
«Туча и дождик», «10 индейцев», «Зима» (пальчиковые игры).
«Замиратик» (пауза),
«Ловля комара», «Кошки и мышки», «Будильник» (разминка).
После знакомства с методическим пособием Нины Владимировны Белой «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках» использую её методические рекомендации, наглядные пособия: музыкальное домино, музыкальное лото, ритмические картинки, карточки-билеты на уроках, контрольных опросах, на олимпиадах по сольфеджио. Всё это помогает сэкономить время при проведении опроса, сделать этот опрос интересным и увлекательным для детей
Практическая работа с наглядными пособиями.
«Ритмические карточки»
Проговаривать длительности ритмослогами и показывать руками:
Шестнадцатые – «ту-ру-ту-ру», лёгкие хлопки кончиками пальцев.
Восьмые – «ти-ти», хлопки.
Четвертные – «та», руки плавно опускать на колени.
Половинные – «та-а», ставить руки на пояс.
Проговаривать ритмослоги, показывая руками длительности;
Проговаривать со счётом, показывая руками длительности;
Различные варианты устного ритмического диктанта
(послушать, найти карточку с прозвучавшим ритмом, проговорить ритмослогами или со счётом, показывая руками длительности).
Музыкальное домино носит тренировочный характер. Наряду со зрительной тренировкой здесь возможен и «звучащий» вариант: сложив домино, скажем, по теме «Интервалы» или «Аккорды», можно пропеть или проиграть всё на инструменте, тем самым проверить на слух правильность выполненной работы.
Домино «Простые интервалы».
Развивает и проверяет умение быстро определять строение интервала. Интервал, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Показываю ход игры и предлагаю слушателям сообщения продолжить выполнение задания).
Домино « Трезвучия и их обращения» развивает и проверяет умение быстро определять строение трезвучий и его обращений. Аккорд, обозначение которого нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке в виде нотного примера и соединить их. (Начинаю и прошу продолжить игру, желающим поучаствовать).
Домино «Увеличенные и уменьшенные интервалы» аналогично работаем, как и с предыдущим домино.
Домино «Квинтовый круг тональностей. Слоговое обозначение» проверяет знание ключевых знаков в тональностях. По ключевым знакам, обозначение которых нанесено на один конец костяшки домино, необходимо найти на другой костяшке название тональности, в которой находятся эти знаки, и соединить их. (Демонстрирую выполнение).
Домино «Квинтовый круг тональностей. Буквенное обозначение» для старшеклассников на закрепление темы «Буквенное обозначение» Аналогично работаем, как и с предыдущим домино, но вместо слоговых обозначений дано буквенное.
Очень удобно и интересно использовать домино на олимпиаде, кто быстрее и без ошибок выложит все костяшки домино.
Лото «Характерные интервалы»,
«Трезвучия и их обращения», «Септаккорды и их обращения».
Я называю интервал или аккорд и закрывает его фишкой, а ученики находят его в своих карточках, поют, если ответ верен, закрывают фишкой. Играя в музыкальное лото можно провести анализ на слух, но вместо того чтобы назвать, я играет, а ученики поют, называют созвучие, закрывают фишкой. Можно пропеть гармонически, разделившись на голоса. (Играем в лото).
Задания можно усложнять:
1)найдя септаккорд, определить его тональность и решить является ли этот аккорд доминантовым;
2)разрешить данный аккорд в тональности.
«Карточки-билеты»
Карточки для индивидуальной работы, носят тренировочный и закрепляющий характер. Дают возможность мне определить уровень знаний каждого ученика, активизировать его мышление.
Карточки пронумерованы и посвящены одной теме, имеют одинаковое оформление, которое не только служит эстетическим целям, но и помогает быстро собирать их после занятия в картотеку. В каждой карточке несколько заданий, необязательно выполнять их все на одном уроке, задания даю в зависимости от того какую тему надо проверить или закрепить. Привыкнув постоянно работать с карточками, ребята бывают спокойнее и во время экзаменов.
Все представленные музыкальные игры и задания помогают моим ученикам быстро усвоить учебный материал и очень разнообразят надоевшие, скучные или трудные моменты урока.
Следующее методическое пособие, с которым я познакомилась это «Азартное сольфеджио» Татьяны Юрьевны и Арсения Фаритовича Камаевых.
Пособие содержит иллюстрировано-разрезной материал, с помощью которого можно сделать увлекательным и интересным процесс обучения, и формы контроля, т.е. активизировать работу и интерес детей к уроку сольфеджио.
Квинтовый круг тональностей, параллельные тональности.
Работа с этими карточками проходит постепенно. - Сначала дети запоминают тональности: До, Ре, Фа, Соль,
Си-бемоль мажор и учатся их раскладывать.
До мажор по середине (без знаков), с правой стороны диезные по порядку знаков (Соль и Ре мажор), с левой стороны бемольные
(Фа мажор и Си-бемоль мажор). Это розового или красного цвета карточки.
Затем учатся находить параллельные тональности. Выкладывают минорные тональности с низу от мажорных. Это голубого или синего цвета карточки. Запоминают, что мажорные сверху, минорные снизу.
Знакомимся с квинтовым кругом, и выкладываем квинтовую цепочку мажорных тональностей. До мажор в центре, от него с правой стороны, (вверх) выкладывают диезные тональности, с левой стороны, (вниз) идут бемольные тональности. Затем находим и раскладываем параллельные минорные тональности. И наоборот.
Чем чаще дети будут выкладывать эти квинтовые цепочки, называя тональности вслух, тем быстрее они начинают ориентироваться в тональностях.
Эту игру я тоже использую на олимпиаде. Кто первым, без ошибок разложит все карточки, получает дополнительный балл.
Кольцо – лента
помогает закрепить тему «Квинтовый круг тональностей». С помощью передвижной рамки можно показывать знаки по порядку, а дети называют тональность, которой соответствуют эти ключевые знаки или её параллельную. Так же можно показывать знаки вразброс, дети называют тональности. Ленту можно использовать и для отработки знаков при ключе, порядок диезов и бемолей.
Карточки с вопросами.
Очень удобно использовать на олимпиаде карточки с вопросами. Сколько правильных ответов, столько карточек на руках, столько баллов зарабатывает участник соревнования. Кроме того времени на размышление нет, отвечать нужно сразу, быстро, коротко, если замешкал, ход переходит к другому участнику.
Ритмическое лото.
Ритмическое лото состоит из больших карт, которые закрываются маленькими карточками (одна большая карта вмещает 6 маленьких).
Большие карты раздаю детям. Маленькие карточки оставляю у себя, перемешиваю и показываю их одну за другой, и прошу проговорить и показать руками, изображённый на них ритмический рисунок, найти его у себя и закрыть фишкой.
После того как дети хорошо научились справляться с этим заданием, опять перемешиваю маленькие карточки и прохлопываю ритм, дети отгадывают по слуху, находят у себя этот ритмический рисунок и ставят фишку, после чего проговаривают его ритмослогами с показом длительностей руками.
Опять перемешиваю карточки и на этот раз играю, дети находят ритм, ставят фишку и поют ритмослогами с показом длительностей руками.
Можно играть сразу с несколькими ритмическими картами. При этом я комбинирую карты с разной степенью сложности (одна-две карты с хорошо усвоенным материалом, третья – из нового, более сложного).
Много песен я использую из пособия по сольфеджио Ларисы Вениаминовны Ефремовой. Учиться интересно.
Вместо скучных правил – живые, лёгкие, запоминающиеся песенки. Ребята с лёгкостью усваивают теоретические понятия.
Исполняю песни из сборника:
«Песенка о ступенях».
«Параллельный минор».
«Консонанс и диссонанс».
«Песенка об интервалах».
«Песенка о главных ступенях».
«Диез и бемоль».
«Песенка о порядке диезов и бемолей» (работу в этой теме дополняю стишками для лучшего запоминания и играми «Лифт» и «Лодочка»):
Игра «Лифт».
Находим для ноты без знака или с диезом лифт, он за спиной у ноты, совсем рядом, расстояние полутон, и начинаем считать, сколько выходит «диезиков» из лифта.
Например: Заходит в свою квартиру нота «Ми», у неё за спиной лифт «Ре#», лифт открывается и из него выходят «диезики», считаем их по порядку, до найденного лифта: фа#-до#-соль#- Ре# , записываем знаки на нотоносце возле скрипичного ключа, в семье Ми мажор четыре диеза.
Игра «Лодочка».
Усаживаем бемольную семью с бемольной Тоникой в подводную лодку, делаем ладошкой левой руки лодочку, а правой рукой усаживаем «бемолики» в лодочку, до Тоники и закрываем подводную лодку крышкой (добавляя ещё один бемоль) и поплыли.
Например: Семья Ля-бемоль мажор. Тоника Ля-бемоль. Усаживаем бемоли в лодку по порядку до Тоники и накрываем крышечкой: (бемоли) си-ми- Ля - ре . Записываем эти знаки при ключе.
«Песенка о кинтовом круге мажорных тональностей» (изучение и пение этой песни сочетаю с карточками тональностей Камаевых и с домино «Квинтовый круг» Н. В. Белой получается очень хороший закрепляющий эффект).
Очень хорошо развивают ладотональный слух попевки Ларисы Ефремовой на ладовые притяжения: «Три ступени», «Вводные ступени», «Разрешение неустойчивых ступеней», «Опевание». Дети с лёгкостью запоминают, играют и поют эти песенки в разных тональностях. (Исполняю попевки.)
Следующее пособие, с которым я хочу вас познакомить это сборник Майи Фёдоровны Червоной Песни-упражнения по сольфеджио в сопровождении фортепиано .
Автор приглашает отправиться в весёлое путешествие по музыкальной стране. Герои песен – интервалы. Они думают, мечтают, танцуют, поют и смеются. На время мои первоклассники превращаются в интервалы, чтобы хорошо познакомиться с характером каждого интервала, и легко угадывать интервал на слух. Мы разыгрываем путешествие, поём эти замечательные песенки. И я хочу вас с ними познакомить, может быть и вам они понравятся, и вы будете использовать их на уроках сольфеджио.
Исполняю песни: «Прима-тараторка», «Озорная секунда», «Ласковая терция», «Решительная Кварта», «Квинта-часики», «Хвастливый Тритон», «Благозвучная Секста», «Капризная Септима», «Принцесса октава».
Увидев на прилавке магазина музыкальную сказку Аллы Владимировны Мельниковой «Димин сон или как исправить двойку по сольфеджио», у меня появилась идея поставить её с моими первоклассниками. Ведь эта сказка не просто развлечение, а материал, который в занимательной форме помогает закрепить знание о ступенях лада и их взаимосвязях. По сюжету спектакля, герой, Дима, ученик музыкальной школы, попадаем в сказочное королевство, где правит Королева Тоника. Её приближённые - Придворный Звездочёт и Придворная Дама. Королеве помогает советами министр Доминанта, он знает к ней два тайных хода, и вмиг оказывается рядом с ней, как только Королева отдаст распоряжение. А за настроением в королевстве следит Король Медианта, который любит, есть пирожки, приготовленные Придворной Поварихой Субдоминантой. Коварная принцесса минорная мечтает сесть на трон и стать Королевой. Каждый персонаж это ступень лада, которая имеет свой музыкальный портрет, свою музыкальную тему, которая сочинена с учётом ладового тяготения. И вот, чтобы каждая ступенечка стала для первоклассников живой, понятной, знакомой, чтобы каждый себя попробовал в роли ступени музыкального королевства, чтобы сами для себя стали подсказкой по теме «Лад» я поставила, эту сказку и постановка стала учебным материалом для следующих поколений первоклассников. Я подготовила видео материал, чтобы познакомить вас с этой сказкой и думаю, сюжет и музыкальный материал будет для вас интересен.
Эту работу в «Ладу» я сочетаю с песенками Ларисы Ефремовой и с работой «По лесенке». (Показываю)
Исполнение песенок с показом по лесенке; слушать и отгадывать ступеневые тяготения, показывая по лесенке и исполняя их нотами или пропевая номер ступени, или же имена ступеней.
И ещё у меня есть наглядное пособия, которые я использую для развития ладотонального слуха. Домик - устойчивые ступени, петелька - опевание, стрелочки - разрешение.
Я называю тональность, раскладываю карточки в любом порядке, а дети поют, выполняя задания по обозначениям.
Я играю задания – дети слушают и определяют на слух, выкладывают, что услышали, объясняют и поют нотами или номер ступени, или имя ступени.
Работа над интервалами.
Эти карточки помогают легко усвоить характер интервалов:
колючая (секунды, септимы),
мягкая (терции, сексты),
твёрдая (кварта),
расплывчатая (квинта).
Играю интервал, дети слушают, выбирают карточку, прикасаясь ладошкой к её поверхности, называют характер и имя интервала.
Игрушки так же соответствуют характеру интервала. Большая Терция – девочка, которая любит подвижные игры, солнышко, её любимая песенка «Как светел день», и танцует она бодро и весело. Малая Терция – девочка, которая любит спокойные игры, любит мечтать, гулять под зонтом во время дождя, любоваться звёздным небом, её песенка «Ночь звёздная», и танцует она плавно, не спеша. Секунды это их собачки. У Большой Терции – большая, учёная собака, у Малой Терции – маленькая – всего боится и прячется. Лают они по-разному. Большая Секунда – смело, уверенно, Малая Секунда – жалобно тявкает. Играю интервалы, дети по характеру определяют их на слух, поют любимые песенки интервалов и танцуют их танцы.
Так же на уроках сольфеджио я пользуюсь наглядными пособиями Лии Степановны Синяевой. Представленная таблица помогает легко и быстро запомнить ступени, на которых строятся аккорды.
Первый столбик.
Первый аккорд - на I ступени, двигаемся вниз по столбику, видим Тонику, хорошо знаем, что это первая ступень, продолжаем двигаться вниз, считая ступени в нисходящем движении: I – VII. Ступень аккорда через черту повторяется. Запоминаем ступени аккордов первого столбика:
I – I – VII – VII.
Второй столбик.
Хорошо знаем, что субдоминанта это IV ступень, и пошли от четвёртой ступени вести счёт в нисходящем движении, не забывая о том, что через черту ступень повторяется. Запоминаем ступени аккордов второго столбика: IV – III – II – II.
Третий столбик.
Смотрим на первый аккорд третьего столбика, он в углу и подсказкой является его цифра (6), это и есть ступень, на которой строится этот аккорд - VI ступень. Дальше пошли в нисходящем движении – V ступень, продолжаем двигаться вниз, и видим доминанту, а её уже давно знаем – это V ступень, через черту ступень повторяется, и продолжаем двигаться вниз – IV ступень. Запоминаем ступени аккордов третьего столбика:
VI – V – V – V - IV.
Отдельно можно поговорить об аккордах второй половины таблицы, о четырёхзвучных аккордах, о доминантовом септаккорде и его обращениях. В первом столбике D65 – первое обращение доминантсептаккорда, во втором столбике D43 – второе обращение и строится на II ступени, в третьем столбике D7 (в углу) – сам доминатовый септаккорд, и ниже D2 – третье обращение. Обращения соответствуют номеру столбика: I – II – III.
Надеюсь, что представленный мною методический и музыкальный материал окажется для вас полезным.
От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.
Е. Копий
На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.
Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.
Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.
Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.
Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.
Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.
Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.
Шереметова Елена Владимировна
Должность:
преподаватель
Учебное заведение:
МБУ ДО "Детская музыкальная школа№4"
Населённый пункт:
г. Псков
Наименование материала:
Методическое сообщение
Тема:
"Игровые формы на уроках сольфеджио"
Дата публикации:
31.10.2017
Раздел:
дополнительное образование
МБУ ДО «Детская музыкальная школа №4»
Методическое сообщение
Тема: Игровые формы на уроках сольфеджио.
Преподаватель: Шереметова Е.В.
Псков, 2017г.
Игровые формы на уроках сольфеджио.
Исследования показывают что человек в ходе обучения усваивает 5 %
информации слушая речь, 10% из самостоятельного прочтения книг,
журналов и т.д., 20% визуальной информации, 50% изученной информации в
ходе обсуждения, 75 % информации которая усваивалась когда ее закрепляли
на практике.
Как писал выдающийся педагог- инноватор В.А. Сухомлинский
«Однообразие быстро утомляет. Как только дети начинали уставать,
я стремился перейти к новому виду работы.»Монотонная работа
действительно быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение
внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее чем
взрослые. По этому на уроках обязательно необходимо разнообразить работу
Главное отличие современных методов обучения от традиционных –
создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования
ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность
включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Игровые методики
на уроках сольфеджио позволяют сделать увлекательным и интересным не
только сам процесс обучения, но и формы контроля получаемых учащимися
теоретических знаний. Широкую популярность в использовании для
младших классов на уроках сольфеджио получили ладовые и ритмические
К ладовым играм можно отнести такие как «Приветствие и прощание»,
«Вопрос-ответ»- где преподаватель и учащиеся ведут музыкальный диалог с
использованием импровизации. Или такие игры как «Отгадай загадку»,
«Угадай песенку» в первой отгадываются сыгранные ступени, а вторая
аналогична устному диктанту на известные мелодии.
Среди ритмических игр популярны «Произнеси своё имя»- где ученики
произносят сначала имена по слогам на 2/4, а потом на 3/4 и «Напиши свое
имя» где пропевается фраза с именем, а учащиеся записывают ритмический
рисунок. Так же очень удобно использовать на уроках ритмические карточки,
как для легких ритмических диктантов, так и для одноголосных диктантов
как вспомогательный материал. Можно устраивать учащимся командные
соревнования деля группу на 2 команды.
Очень удобна игра «Ладушки» при прохождении размеров,
определения слабой и сильной доли
Детям младших классов очень нравится использование на занятиях
различных шумовых инструментов, которые они могут сделать даже
самостоятельно. С помощью таких инструментов легко проводить такие
игры как «Бесконечное эхо» где дети по очереди исполняют заданный
ритмический рисунок или «Шумовой оркестр» в начале может представлять
только диалог на заранее выученных стихотворениях с использованием
детских музыкальных инструментов, позже можно включать стихотворения с
Как мне кажется из собственного опыта самыми интересными как для
младших классов, так и для более старших стали дидактические игры
«Музыкальное лото» и «Музыкальное домино» в которым можно
использовать совершенно любой материал например «Интервалы»,
«Трезвучия и их обращения», «Кварто-квинтовый круг тональностей»,
«Доминантсептаккорд с обращениями», а так же можно использовать при
составлении гармонических последовательностей.
Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по указанным
темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу домино.
Задание может выполняться индивидуально, парами, командами.
«Музыкальное лото» отличается тем что вместо косточек домино есть
игровое поле и комплект карточек. Задания дифференцируются в
зависимости от класса учащихся. (В играх «Трезвучия и их обращения»,
«Доминантсептаккорд с обращениями», «Гармонические
последовательности» результаты обязательно пропеваются и закрепляются
игрой на фортепиано.)
Все эти игры есть на просторах интернета, их запросто можно найти.
Но можно не останавливаться на том что есть, дополнять их чем то своим, а
может быть и выдумывать что-то новое. Ведь работа преподавателя это тоже
увлекательный творческий путь.
Игровые формы, используемые на уроке, повышают
заинтересованность детей. Это очень важно, так как ребёнка нельзя заставить
работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный
процесс – заинтересовать. Выполняя какую – либо роль в творческой игре,
даже самый невнимательный и неусидчивый ребенок приобретает многие
положительные качества. Применение игровых форм работы в обучении
помогает как ученикам младших, так и старших классов легче усваивать
новые знания- закрепляя их на практике, заниматься с радостью и
увлечением.
Приложение:
1 Ладовые игры
Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с
психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как
восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле
внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие
любого урока. Именно в процессе творчества легче постигаются понятия,
правила и законы музыкальной науки.
«Музыкальное приветствие и прощание»
Проводится в начале и в завершении урока. Преподаватель пропевает
приветствие или прощание обращаясь ко всей группе, а один из детей или
весь класс должны ответить исполняя ответ на определенных ступенях. набор
приветствий и прощаний будет постепенно расширяться по мере знакомства с
разными ступенями лада.
Пример на приветствие: Преподаватель «Здравствуйте ребята»,
учащиеся: «Здравствуйте!»
Пример на прощание: преподаватель «До свидания девочки, до
свидания мальчики, до свидания белочки, до свиданья зайчики. До свидания
школа, наш урок весёлый!» Ученики: «Все что мы узнали, все домой
забрали.»
«Вопрос-ответ»
Игра предполагает элемент творчества, импровизации. Использовать её
на уроках можно тогда, когда ребята уже хорошо познакомились со
ступенями лада, могут свободно интонировать их. Учитель пропевает, какой –
либо вопрос, обращаясь к конкретному ребёнку. Вопрос надо закончить на
любой ступени, кроме первой. Ученик должен спеть ответ в этой же
тональности, закончив его на тонике. Вопросы могут быть самые разные: «На
«Отгадай загадку»:
Преподаватель играет на инструменте последовательность ступеней.
Дети слушают, показывая их на «Музыкальной лесенке». Потом один из
ребят «отгадывает загадку», пропевая её нотами. «Загадки» можно
записывать в тетрадь, каждую в отдельном такте. Задания могут быть даны в
определённом размере и ритме или без них. Эту игру удобно использовать
для настройки в какой-либо тональности перед диктантом.
«Узнай песенку»:
Игра хорошо активизирует внутренний слух учеников. Преподаватель
говорит детям: наша «лесенка» волшебная, она умеет петь. Сейчас «лесенка»
споет знакомую им песню. Надо узнать её, пропев про себя ступени, которые
показывает педагог. Тот, кто первым узнал песню, исполняет её нотами в
указанной тональности.
«Живое пианино»:
Дети выстраиваются в шеренгу, Каждый из них – «живая клавиша»,
«ступень какой-либо гаммы». Учитель или кто-то из детей может «сыграть»
на пианино знакомую или незнакомую песню, гамму, трезвучие или просто
последовательность ступеней, «нажимая» на клавиши, т.е. показывая на
участника игры, который пропевает свой звук.
2 Ритмические игры
«Угадайка»
Преподаватель играет музыкальную фразу из знакомой песни,
предлагая детям узнать, с какими словами она звучит, спеть, прохлопать с
ритмическими слогами и жестами, а затем выложить карточками.
«Подбери карточки к заданному размеру»
Игра направлена на развитие чувства метра. Педагог показывает детям
маленькие карточки от ритмического лото и объясняет, что каждая карточка –
ритмических рисунков педагог выкладывает на стол и приглашает двоих
детей, каждому из которых задаётся свой размер: например – 2/4, 3/4, 4/4, 3/8,
6/8. Задача-минимум – выбрать из имеющихся карточек ритмические
рисунки, подходящие к заданному размеру; задача-максимум – выложить
выбранные карточки в единую ритмическую последовательность и озвучить
её (простучать, прохлопать), акцентируя сильные доли.
«Ладушки»
Игра поможет легко узнавать на слух особенности чередования
сильных и слабых долей. Ребята разбиваются на пары. Педагог исполняет
пьесы в разных размерах, ученики хлопками отмечают «пульс» музыки.
Сильную долю каждый хлопает сам, а слабые – друг с другом, как бы играя в
«ладушки». Вначале, конечно, бывает путаница, но потом малыши с
удовольствием играют и легко выполняют задание – определение размера в
произведении.
«Запиши своё имя»
Преподаватель исполняет музыкальную фразу в которой упоминается
имя одного из учеников, затем вся группа пропевает ее вместе с
дирижированием. Тот ребенок которого назвали должен выйти к доске и
записать ритм мелодии. Или дети могут давать ответы с помощью
ритмических карточек.
«Произнеси свое имя»
Преподаватель исполняет пьесу в размере 2/4. каждый ученик
поочередно называет свое имя (например: «Са-ша». «Ва-ня», «Ма-ша») и при
этом прохлопывают сильную и слабую долю в одном такте. такое же задание
дети выполняют под музыку в размере ¾ (например «Са-шень-ка», «Ва-неч-
ка», «Ма-шень-ка».
«Бесконечное эхо»
Преподаватель показывает ученикам ритмическую карточку, а ребята
по очереди исполняют ее на разных детских музыкальных инструментах.
«Шумовой оркестр»
Игра в начале может представлять только диалог на заранее
выученных стихотворениях с использованием детских музыкальных
инструментов, позже можно включать стихотворения с ритмическими
3 . Игры с интервалами, аккордами и другими музыкальными
элементами. Наглядные пособия(дидактические игры).
«Игра по командам»
Учащиеся делятся на 2 команды. а доска на две части. Обе группы
детей выходят к своей половине доски. Преподаватель играет цепочку
интервалов. каждый участник команды записывает по 1-2 интервала по
очереди. В конце игры результаты сравниваются. победила та команда,
участники которой допустили меньше ошибок.
«Кто победил»
В игре надо использовать карточки интервалов. дети заранее
раскладывают их на партах. что бы быстро найти в нужный момент и встают.
Преподаватель играет интервалы, дети показывают нужную карточку. если
кто- то ошибся, тот садится, но продолжает отвечать. Победил тот кто
последним ответил правильно и остался стоять до конца.
«Допеваем интервал»
Преподаватель исполняет музыкальную фразу, построенную на одном
звуке, в которой упоминается один из интервалов, например: «Спой большую
терцию» или «Вот чистая квинта». Ученик должен допеть второй звук вверх
или вниз со словом «да», чтобы получился нужный интервал. Игра развивает
вокально-слуховые навыки исполнения интервалов от звука.
«Ритмические диктанты»
Преподаватель играет или простукивает диктант, учащиеся на скорость
выкладывают ритм карточками. с каждым разом можно усложнять добавляя
карточки с размером, раскладывая карточки по тактам.
«Музыкальное домино»
Теоретические сведения: «Интервалы», «Трезвучия и их обращения»,
«Кварто-квинтовый круг тональностей»
Дидактический игровой материал: Комплекты карточек домино по
указанным темам. Учащиеся выкладывают игровые карточки по принципу
домино. Задание может выполняться индивидуально, парами, командами. .
Задания дифференцируются в зависимости от класса учащихся. Например, по
интервальному домино:
Учащиеся 1-го, начала 2-го года обучения собирают домино, не
учитывая качественную характеристику интервала
Учащиеся 2-го года обучения, познакомившиеся с интервалами до ч5,
собирают домино частично до ч5, учитывая качественную
характеристику, а сексты и септимы не учитывая.
Все остальные года обучения собирают домино, учитывая
качественную характеристику всех интервалов.
Оценивается преподавателем:
Правильность определения элементов.
Правильность определения элементов за определенное время.
Возрастной диапазон использования игры: комплект «Интервалы» - все
классы, комплект «Трезвучия и их обращения» - начиная с 3 года
обучения, комплект «Кварто-квинтовый круг тональностей» с 4 года
обучения.
«Музыкальное лото. Тональности и знаки.»
Комплект карточек с названиями тональностей, игровое поле с
буквенным обозначением тональностей. Задание: верно разложить карточки
на игровом поле. А так же вместо буквенных обозначений можно
использовать карточки с изображением ключевых знаков.
Шарады «Весёлые нотки»
Учащимся раздаются карточки с шарадами, где с помощью нот
зашифрованы слова. Задача детей, кок можно быстрее разгадать свою
карточку.
«Самый правильный и быстрый»
Учащимся раздаются карточки с заданиями, где необходимо исправить
ошибки и определить интервалы. Выигрывает тот кто быстрее и правильнее
выполнит задание по карточкам. После выполнения задания можно что бы
учащиеся поменялись карточками и проверили друг друга, выставив оценки
под контролем преподавателя. Такой вид игры можно использовать на
контрольных работах.
Список используемой литературы.
1. Белая Н.В. «Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на
уроках.» I и II часть: С/Пб, «Композитор» 2009г
2. Замуруева О.В. развиваем музыкальный и ритмический слух-Изд.2-е-
Ростов н/Д: Феникс,2015.-93 с.- (Мир вашего ребенка)
3.Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. – Санкт –
Петербург: Композитор, 2006
4.Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по
сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС
Доминанта, 2004. – 31 с
5.Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил –
песенки, картинки и разные истории! Изд. 2-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс,
2010. – 92 с.
6. Махова Л.В. Игровые методики на уроках сольфеджио в ДШИ
(методический доклад) г. Верхний-Уфалей, 2015г.
7.МБОУ ДОД «Констанитиновская школа искусств» Дидактическая игра
«Музыкальное домино» 2012г.
8. Первозванская Т. Теория музыки для маленьких музыкантов и их
родителей. Учебник-сказка.
СПб.: Композитор, 1999. - 76 с.
9.Сухомлинский В.А. Полн. собр. соч. Т.2. – М.: Педагогика, 1997
10.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000.
№8. С. 134 – 136
Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом
воспитании младших школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
В домашних и школьных музыкальных занятиях с детьми необходимы самые разные заготовки. На этой страничке мы подготовили для вас такие материалы, которые просто необходимо иметь под рукой, если вы занимаетесь с малышами.
Ноты на нотном стане
Первая заготовка – это небольшой плакат с изображением основных и басового ключа (первая и малая октава). Сейчас на рисунке вы видите миниатюру – уменьшенное изображение этого плаката, чуть ниже представлена ссылка на скачивание его в оригинальном размере (формат А4).
ПЛАКАТ «НАЗВАНИЕ НОТ НА НОТНОМ СТАНЕ» –
Картинки с названиями нот
Вторая заготовка нужна при первом знакомстве ребенка с нотами, именно для проработки названия каждого из звуков. Она представляет собой карточки собственно с названием нот и с изображением предмета, в имени которого слоговое название ноты встречается.
Художественные ассоциации здесь выбраны самые традиционные. Например, для ноты ДО выбран рисунок домика, для РЕ – репки из знаменитой сказки, для МИ – игрушечного мишки. Рядом с нотой ФА – факел, с СОЛЬ – обычная поваренная соль в пакете. Для звука ЛЯ подобрана картинка лягушки-квакушки, для СИ – ветки сирени.
Пример карточки
КАРТИНКИ С НАЗВАНИЯМИ НОТ –
Выше предлагается ссылка, по которой можно перейти на полную версию пособия и сохранить его себе на компьютер или на телефон. Обращаем ваше внимание, что все файлы даются в формате pdf. Для прочтения этих файлов используйте программу или приложение для телефона Adobe Reader (бесплатно) или любое другое приложение, которое позволяет открывать и просматривать файлы такого типа.
Музыкальная азбука
Нотные азбуки – еще одна разновидность пособий, которые используются в работе с начинающими (главным образом, с детьми от 3 до 7-8 лет). В музыкальных азбуках кроме картинок, слов, стихов, названий нот обязательно есть также и изображения нот на нотном стане. Мы рады предложить вам целых два варианта таких пособий, а подробнее почитать о них и о том, как можно сделать подобные азбуки собственными руками или даже руками ребенка, можно почитать .
НОТНАЯ АЗБУКА №1 –
НОТНАЯ АЗБУКА №2 –
Нотные карточки
Такие карточки активно используются в период, когда ребенок основательно изучает ноты скрипичного и особенно . Они уже без картинок, их роль – помочь запомнить расположение нот и быстро узнавать их. Кроме того, их можно использовать для каких-то творческих заданий, решения ребусов и т.д.
НОТНЫЕ КАРТОЧКИ –
Дорогие друзья! А теперь предлагаем вам немного музыкального юмора. Удивительно смешным оказалось исполнение «Детской симфонии» Й. Гайдна оркестром «Виртуозы Москвы». Давайте вместе полюбуемся на уважаемых музыкантов, взявших в руки детские музыкальные и шумовые инструменты.