Сложение и вычитание конспект для дошкольников. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а)уменьшение данной совокупности на несколько единиц;

б)уменьшение на несколько единиц совокупности, сравни-
ваемой с данной;

в)разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Рассмотрим подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Покажите, сколько цветов теперь Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления чисел множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметов и наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных чист, признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте и кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало И1 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось. Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажи | оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель сл

но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «мет на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука и красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого п<н меньше. У кого ног больше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель слове) но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес но заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «н« сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий,

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа.) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.)

Кто это? (Снегири.)

  • Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они вместе на рябине.
  • Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «Дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
  • Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна

    Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

    Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

    А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

    Упражнение 2

    Цель. Знакомить со знаком сложения. Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу: -Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, назыв «сложение». Такая запись «1 +3» говорит, что мы собрали их вместе считали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц?

    Упражнение 3

    Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетно) рассказа.

    Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по тек записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое

    Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 к феты, ей дали еще одну».

    У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фиг у|) ками: ООП

    (Фигурки дети выбирают сами.)

    Упражнение 4

    Цель. Учить детей переводу символической модели в предметнук а затем в словесную. Задание.

    Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать чи ла в этой же записи фигурками у себя на столе.

    Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по о ному)

    2 + 3;3+1;4 + 2;3 + 3;4+/1.

    Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют сс ветствующий рассказ.

    При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе сл~ весно заданной ситуации на язык математической символики, поел вательность указаний педагога такова:

    а)обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.

    б)обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

    в)поставьте между ними нужный знак действия.
    Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одно вазе?

    Составляется запись: 4 + 3.

    Такую запись называют «математическое выражение». Она показы вает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

    Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

    выражение значение выражения

    Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со знаком «равно».

    Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

    В качестве примера того, как может быть организовано знакомство с действием вычитания, приведем взаимосвязанную серию заданий для старшей группы.

    Упражнение 1

    Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

    Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей

    152152Глава 2. Основные понятия курса математики для дошкольников..

    объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

    Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

    Запомните, сколько яблок. (Записьубирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

    Упражнение 4

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

    Задание.

  • Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)
  • Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)
  • Ответ во всех случаях получен пересчетом.

    После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

    Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитыванием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

    Приведем пример обобщающего занятия по теме «Действия сложения и вычитания».

    Цель занятия. Уточнять представление о действии сложения и вычитания.

    Упражнение 1. Игра «Зеркало». Цель. Учить быть внимательным.

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.

    Материалы. Фланелеграф, наборы фигур. У детей набор карточек с числами от 1 до 9 и знаки «+» и «-» на карточках. (Удобно использовать деревянные фишки из набора «Учись считать».)

    Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф 2 рыбки.

    Я буду изменять ситуацию, а вы будете показывать мне знак, с помощью которого можно записать то, что я сделала.

    Педагог меняет ситуацию (молча). Дети показывают знак «+» или «-», объясняя, почему надо употребить этот знак, Например: надо взять «+», так как вы добавили рыбок, их стало больше, и т. д.

    Упражнение 3

    Цель. Соотносить предметную ситуацию на сложение и вычитание с записью действия (составлением выражения).

    Способ выполнения. Если дети хорошо справляются с предыдущим заданием и верно выбирают знак в любой ситуации, педагог предлагает им составлять все выражение целиком. (Можно использовать кассу из набора первоклассника, ребенку удобно показывать ее педагогу.) Постановку каждого числа просим объяснить. Например: педагог выставляет на фланелеграф 3 цветка, затем добавляет 2 цветка.

    Дети составляют запись: 3 + 2.

    Что означает число 3 в этой записи? (Сначала было 3 цветочка.) Ч означает число 2 в записи? (Добавили 2.) Почему поставили «+»? (Цв точки добавили, их стало больше.)

    Педагог предлагает для моделирования различные ситуации на упо

    ребление знаков «+» и «-».

    Упражнение 4

    Цель. Развивать зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.

    Материалы. Образец рисунка, рамка с геометрическими прорезями, альбомный лист и цветные карандаши.

    Задание. Педагог показывает детям образец рисунка и просит с помощью рамки самостоятельно нарисовать картинку, соответствующую записи 2 + 5.

    Дети рисуют рыбок по образцу, самостоятельно подбирая их количество. По завершении работы педагог просит каждого ребенка пояснить свой рисунок.

    Детям послабее можно дать печатный лист, на котором они обводят фигурки по рамке и раскрашивают в соответствии с заданием.

    В дошкольном возрасте дети знакомятся с названиями основных геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ребята должны «узнавать» и их не только в виде вырезанных из картона фигурок, а и вокруг себя, в повседневной жизни. А также им очень нравится решать увлекательные математические задачки, а их решение записывать с помощью знаков и цифр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)

    в старшей группе

    «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране «Математика»

    Задачи:

    Образовательные:

    • формировать умение решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
    • познакомить со знаком «минус» и цифрой «0»;
    • совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов.

    Развивающие:

    • развивать логическое мышление, память, воображение, навыки самооценки.

    Воспитательные:

    • воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.

    Демонстрационный материал: фланелеграф, 5 птичек, карточки-цифры, рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора, мяч.

    Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами (круг, овал, прямоугольник, треугольник, квадрат), карандаши на каждого ребёнка.

    Ход занятия

    Психогимнастика «Передай настроение»

    Воспитатель: Ребята, протяните руки к солнышку, солнышко даст вам свое тепло и хорошее настроение. А теперь возьмите друг друга за руки и передайте свое хорошее настроение и тепло друг другу.

    Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране «Математика». Чтобы оно было удачным необходимо помогать друг другу и быть внимательными.

    Давайте подойдём к фланелеграфу. Кого вы здесь видите?

    Сколько птичек сидит на верхней ветке? (5)

    Сколько птичек сидит на нижней ветке? (Ни одной.)

    Сколько птичек улетело с нижней ветки? (5)

    Давайте составим задачу про птичек.

    Задача: На ветке сидело пять птичек, а затем пять улетели. Сколько птичек осталось на ветке?

    Дети: Ни одной.

    Воспитатель: Ребята, если в задаче кто-то уходит, улетает, уезжает, то пишется знак «-». Послушайте стихотворение о знаке «минус».

    Я – минус,

    Тоже добрый знак.

    Ведь не со зла я отнимаю,

    Я роль свою лишь выполняю.

    На нижней ветке нет ни одной птички. Это можно записать цифрой 0.

    Цифру ноль ты раньше знал:

    Это круг или овал.

    (Показ цифры- карточки.)

    Давайте запишем решение задачи с помощью цифр и знаков.

    (На доске выкладывается запись: 5 – 5 = 0)

    С заданием вы справились. Молодцы!

    А сейчас давайте поиграем.

    Игра «Загадки и отгадки»

    Кто имеет пятачок,

    Не зажатый в кулачок?

    На ногах его копытца,

    Ест и пьёт он из корытца.

    (Поросёнок)

    У него глаза цветные,

    Не глаза, а три огня,

    Он по очереди ими

    Сверху смотрит на меня.

    Разных три имеет глаза.

    Но откроет их не сразу.

    Если глаз откроет красный:

    Стоп! Идти нельзя, опасно!

    Жёлтый глаз – погоди,

    А зелёный – проходи!

    (Светофор)

    Физминутка.

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше потянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели-встали, сели-встали

    И на месте побежали.

    Воспитатель: Ребята, походите по группе и найдите предметы, которые похожи на геометрические фигуры.

    Дети: Двери, окна – на прямоугольник, крышки у стола – на прямоугольник, выключатели – на квадрат, книги – на прямоугольник, мячи – на круг и т.д.

    Воспитатель: А сейчас пройдите и сядьте за столы. Назовите геометрические фигуры, нарисованные на карточках.

    Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.

    Воспитатель: Ребята, дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.

    (Можно показать детям заранее заготовленные рисунки предметов: шарика, зайки, рыбки, вагона, мяча, ёлки, вагона, дома, коляски, телевизора.)

    Дидактические игры «Скажи наоборот» и «Расставь по порядку»

    Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием. Предлагаю вам поиграть со мной.

    Игра с мячом «Скажи наоборот».

    (Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.)

    Один – много;

    Снаружи – внутри;

    Легкий – тяжелый.

    Длинный – короткий;

    Большой – маленький;

    Высокий – низкий;

    Широкий – узкий;

    Толстый – худой;

    Далеко – близко;

    Вверху – внизу;

    Слева – справа;

    Вперед – назад.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие по стране «Математика». Вам понравилось путешествие?

    А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку. Дети делают свой выбор.


    Тема занятия: Задачи на сложение и вычитание.

    Цели:
    Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
    Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
    Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек) ;
    Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
    Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.

    Задачи:
    Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
    Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

    Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.

    Раздаточный материал: счетные палочки.

    Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».

    Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

    Ход занятия

    «Назови и покажи»

    Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.

    — Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
    — Какое число идет после 7 (8? 9?)
    — Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
    — Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)

    Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».

    — Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?

    Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.

    — Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?

    Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.

    «Проделки Шапокляк»

    Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.

    Физминутка

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Все умеем мы считать,
    Отдыхать умеем тоже –
    Руки за спину положим,
    Голову поднимем выше.
    И легко-легко подышим.
    Подтянись на носочках
    Столько раз,
    Ровно столько, сколько пальцев
    На руке у вас!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Топаем ногами.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Хлопаем руками.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Прибавляю, отнимаю,
    Математику я знаю.
    И поэтому с утра
    Я кричу: «Ура! Ура!»

    — Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
    — Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
    — Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.

    Вызванный ребенок рассказывает задачу.

    — Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
    — Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
    — Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
    Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
    — Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
    — Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
    — Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?

    «Назови фигуры»

    — Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
    — А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
    — Сколько овалов? (7)
    — Сколько треугольников? (8)
    — Сколько квадратов? (8)
    — Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
    — Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
    — А каких фигур поровну?

    «Задание с палочками»

    — Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
    — А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
    — Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
    — Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
    — Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
    — А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
    — Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?

    Лобжанидзе Русудана Резовна
    Должность: воспитатель
    Учебное заведение: ГБДОУ Д⁄С №7
    Населённый пункт: Санкт–Петербург
    Наименование материала: конспект
    Тема: Конспект занятия по математике в старшей группы «Сложение»
    Дата публикации: 09.05.2018
    Раздел: дошкольное образование

    Конспект занятия по математике в старшей

    группы «Сложение»

    Цель: Формировать представление о сложении , как объединении групп

    предметов . Познакомить со знаком «+»; Закрепить знание свойств

    предметов.

    сформировать представление о сложении как объединении групп

    предметов, о записи сложения с помощью знака +;

    Совершенствовать умение решать задачи на сложение ;

    тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение

    сравнивать предметы по свойствам;

    Совершенствовать знания о геометрических фигурах, форме, цвете

    предметов;

    тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение,

    обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение,

    логическое мышление, инициативность, творческие способности,

    коммуникативные качества, мелкую моторику рук.;

    Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая,

    художественно – эстетическая, физическая, социально – коммуникативная.

    Материалы к занятию

    Игра «Разбитая ваза» (по 1 вазе на каждого ребенка). Все вазы

    одинаковы, разрезаны по-разному

    Набор картинок, карточки со знаком «+ и =», геометрические фигуры:

    круги и треугольники

    3. Модели трёх «мешков», изготавливаются из альбомного листа.

    4Карточки-билеты для посадки в трамвай к заданию

    Ход занятия:

    1.Введение в игровую ситуацию.

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

    деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире,

    развивать речь.

    Дети сидят на стульчиках.

    Воспитатель: Ребята, когда я шла в садик встретила зайчика. Он был очень

    грустными. Он узнал, что я работаю в детском саду и он попросил меня

    забрать его к нам в группу. Вы знаете, он очень любознательный? Ребята а

    давите познакомимся с ним.

    Дети знакомятся и узнают, что его зовут Степашка

    Его друзья загадали ему загадку, но он не знает ответа и просить у вас

    помощи. Ну что поможем Степашке?

    Дети: Поможем.

    Воспитатель: читает загадку:

    Числа плюсом прибавляем

    И ответ потом считаем.

    Если «плюс», то, без сомнения,

    Это действие … («сложение »)

    Воспитатель: Ребята, Степашка хочет узнать, что такое сложение . Я вам

    сейчас расскажу одну историю: «Мама попросила Степашку сходить с ней в

    магазин. Пока мама собиралась, Степашка со своими братьями затеяли игру

    в салочки.

    Как вы думаете, правильно они поступили затеяв игру дома в салочки?

    Вовремя игры они уронили любимую мамину вазу и разбили ее.

    Воспитатель предлагает детям исправить положение.

    Как это можно сделать? (Можно вазу склеить.)

    2. Актуализация знаний

    Игра «Разбитая ваза».

    Дидактические задачи:

    Актуализировать представление о целом и его частях, взаимосвязи

    между ними, умение составлять целое из частей;

    внимание, речь, коммуникативные качества.

    Дети на столах находят разрезанные на две части изображения ваз (на

    каждого). Все части перемешаны.

    Воспитатель рассказывает, что ваза разбилась на 2 части, и предлагает

    помочь Тане и Ване сложить вазу из двух частей. Каждый ребенок должен

    сложить одну вазу.

    Воспитатель задаёт вопрос:

    На сколько частей была разбита ваза? (На 2 части.)

    Покажите одну часть, другую часть.

    Что вы сделали для того, чтобы ваза стала целой? (Мы сложили части.)

    Что больше – целая ваза или любая ее часть? (Целая ваза больше любой ее

    Работа с раздаточным материалом .

    Воспитатель: У вас на столах модели мешков и геометрические фигуры (2

    набора в каждом по 1 круг и по 3 треугольника карточки со

    знаками «+» и «=». Положите в 1-ый мешок 1 круг, а во второй 3

    треугольника. На доске все действия дублируются.

    Проверьте, что лежит в 1-ом мешке? (1 круг)

    Что лежит во втором мешке? (3 треугольника)

    - Сложите все эти фигуры в общий большой мешок. Что получилось? (1

    круг и 3 треугольника)

    Воспитатель: Что мы сделали с фигурками?

    Дети: Собрали и сложили в общий большой мешок. Объединили их

    Воспитатель: Верно, обе части первый и второй мешок мы объединили в

    одно целое, то есть сложили .

    Воспитатель: Давайте еще раз вспомним что мы сделали.

    В первом мешке сложили один круг– это первая часть.

    Во втором мешке 3 треугольника (– это вторая часть.

    Что было потом? (все фигуры объединили, сложили ). Мы сложили две

    части и получили целое. Чтобы показать сложение , не обязательно ссыпать

    все фигуры вместе, можно поставить между частями знак «+».

    Мы получили две суммы.Как вы думаете равны левая и правая часть

    суммы?. (слева 1 круг и 3 треугольника, и справа 1 круг и 3 треугольника

    Суммы равны).

    Какой знак мы можем поставить между ними? (знак «=»).

    А теперь ребята вы устали давайте сделаем физкультминутку:

    Мы к лесной полянке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенечки.

    Очень долго мы шагали,

    Наши ноженьки устали.

    Сейчас сядем, отдохнем,

    А потом гулять пойдем.

    Игра «Трамвай».

    Дидактические задачи:

    Закрепить представления о действии сложения и его записи с

    помощью знака +;

    Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать

    внимание, воображение.

    Ребята наверно родители Степашки волнуются, что его так долго нет. А

    давайте мы его отвезём домой.

    На чем можно ездить по городу?

    Дети перечисляют городской транспорт. Выбираем, например, трамвай.

    Для того чтобы сесть в нужный трамвай, каждый ребенок получает карточку,

    на которой нарисованы два мешка с лежащими в них геометрическими

    фигурами и стоящим между ними знаком +. В каждом мешке должно быть по

    одной фигуре.

    Воспитатель раздает детям билеты.

    На стульях, стоящих в разных местах группы, размещены карточки с

    нарисованными на них большими мешками с геометрическими фигурами.

    Каждый ребенок должен выполнить сложение и подойти к тому «трамваю»,

    на которых находится соответствующий номер, то есть результат сложения.

    Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка. Карточки-билеты у

    детей забираются.

    Приехали. Наша остановка. Вернулись в детский сад

    Сели за столы

    Работа в тетради.

    Дидактические задачи:

    Закрепить представления о действии сложения и его записи,

    тренировать умение складывать группы предметов и записывать это с

    помощью знака +;

    Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ

    и сравнение, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук.

    №1.Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает рассмотреть задание.

    В какой магазин заехали брат и сестра? (В булочную.)

    Что несла из булочной Таня? (3 баранки.)

    Это целая покупка или ее часть? (Часть.)

    Что нес Ваня? (Батон – это другая часть.)

    Воспитатель предлагает детям выполнить сложение.

    Какой знак поставили между мешками для того, чтобы было понятно, что

    надо сложить бублики и батон? (Знак +.)

    Как вы будете выполнять сложение?

    Дети вместе с воспитателем проговаривают: сначала в большом мешке

    нарисую первую часть, то есть 3 круга, потом – вторую часть, то есть 1 овал.

    Как проверить, правильно ли выполнили сложение? (Надо провести

    волшебные ниточки.)

    Какой знак нужно поставить между маленькими мешками и большим

    мешком? (Знак =.)

    Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу, который

    с Ваней сели на диван и стали вспоминать Африку, свою встречу с козликами,

    о том, как они их кормили этих братьев.

    Итог занятия.

    Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

    Воспитатель собирает детей около себя.

    Вам понравилось занятие? (да)

    Кому мы сегодня помогли?

    Какое действие мы выполнили с геометрическими фигурами? (сложение

    Какой знак показывает, что мы разные части объединили в целое? (знак +)

    На каком транспорте мы поехали?

    Спасибо, ребята, вы все молодцы!

    После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения , а в каких - знак вычитания .

    В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий , показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

    Упражнение 1

    Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

    Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

    Способ выполнения . Педагог использует сюжетную ситуацию:

    Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

    Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

    Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.

    Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

    Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»

    Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.



    А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

    Упражнение 2

    Цель . Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ .

    Способ выполнения . Воспитатель продолжает беседу:

    Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить , что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали . Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

    Упражнение 3

    Цель . Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа .

    Задание . Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1 . Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

    Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».

    У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

    (Фигурки дети выбирают сами.)

    Упражнение 4

    Цель . Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную .

    Задание.

    Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы - обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

    Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

    2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

    Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

    При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

    а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

    б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

    в) поставьте между ними нужный знак действия.

    Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

    Составляется запись: 4 + 3.

    Такую запись называют «математическое выражение ». Она показывает количественные характеристики ситуации и взаимоотношения рассматриваемых совокупностей.

    Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

    3 + 4 = 7 значение выражения

    Вся запись целиком называется «равенство». Этот термин имеет смысл вводить тогда, когда дети познакомятся со ЗНАКОМ «РАВНО».

    Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания .

    Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

    В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

    ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

    Упражнение 1

    Цель . Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

    Материалы . Фланелеграф, модели фигур.

    Способ выполнения . Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

    Упражнение 2

    Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия .

    Задание .

    Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

    Упражнение 3

    Цель . Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

    Задание.

    Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

    Упражнение 4

    Цель . Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

    Задание.

    Попробуем еще раз. (Педагог меняет фигурки.) На лугу росли 4 ромашки. Закройте глаза. (Педагог добавляет 1.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «+».) А всего их сколько? (5)

    Меняем фигурки. На столе 4 апельсина. Закройте глаза. (Убирает 3.) Что я сделала? Кто может составить запись? (Дети составляют запись и объясняют употребление знака «-».) А сколько их осталось? (1)

    Ответ во всех случаях получен пересчетом.

    После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

    Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

    В подготовительной к школе группе возможно и целесообразно введение символики для обозначения отношений «больше», «мень­ше», «равно» (>, <, =). Освоение детьми элементов символики способствует осмыслению ими количественных отношений в натуральном ряду чисел.

    Дети обозначают знаками отношения между двумя числами (1<2, 2>1), затем несколькими (5<6<7, 7>6>5), всеми чис­лами ряда в пределах 10.

    28. Методика ознакомления с монетами .

    Чтобы познакомить детей с деньгами можно провести беседу, используя книгу А.Д. Шатовой «Деньги».

    Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

    Для формирования представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста можно провести занятия на тему: «Деньги. Купюра. Монета», «Достоинство монет и купюр», «Цена. Товар. Качество товара», «Наличная сумма. Цена. Сдача. Стоимость» «Размен денег»

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: