Тест изабеллы майерс бриггс онлайн. Описания типов по Тайгеру (типология Майер-Бриггс)

В статье рассмотрен вопрос развития типологии Юнга. Сравниваются американская и отечественная ветви развития его идей. Обсуждаются совпадения и расхождения соционики и MBTI.

Ключевые слова: Юнг, соционика, MBTI, типология Майерс-Бригс, тесты, теория, распространение.

Как известно, аналог соционики в США – типология Майерс-Бриггс, которую часто кратко называют MBTI по названию теста-опросника Myers-Briggs Type Indicator (MBTI) - На сегодня это официально признанный тест и научное направление в психологии. В год проводится более 3 млн типирований только в США, 86 из 100 крупнейших компаний формируют команды с учетом данной типологии.

Развиваясь независимо и, соответственно, имея различия в терминологии и моделях, соционика и MBTI все же представляют одно научное направление и совпадают в главном: типы и их описания. При этом многие препятствия, с которыми сталкивается соционика сегодня, это уже пройденный этап в развитии и признании MBTI.

Соционика и MBTI, находясь в несвязанном, параллельном развитии, повторяют историю множества точных и естественных наук, долгое время развивавшихся по разные стороны железного занавеса или океанов. Примерами такого развития могут быть авиаракетостроение, кибернетика, генетика и многие другие науки. На сегодняшний день мы видим, что MBTI больше сфокусирован на практическом применении, соционика – на глубокой проработке теоретической части, а также на разработке дополнительных моделей.

Что такое соционика?

Т.Н. Прокофьева так описывает базис соционической теории:
«В основу подхода соционики положена идея К.Г. Юнга о наличии у человека психических функций, каждая из которых выполняет свою работу. К.Г. Юнг выделил четыре психические функции: мышление, чувство, интуиция, ощущение, которые можно рассматривать как каналы для восприятия, обработки и передачи информации разного качества. По аналогии с естественным метаболизмом клеток, поток информации, поступающей к человеку, расщепляется психикой на отдельные составляющие. Но за прием и обработку каждой из этих составляющих отвечает не любой, а определенный, только ей соответствующий канал».

В этой связи А. Аугустинавичюте пишет:

«Открытие К. Г. Юнга – это открытие механизма селекции воспринимаемых психикой сигналов. Этот механизм можно назвать кодом информационного метаболизма (ИМ) или правилами языка, с помощью которого передается информация». Поэтому второе название Соционики – «теория типов информационного метаболизма.»

В соционике юнговские психические функции переименованы А. Аугустинавичюте, и мышление, чувство, интуиция и ощущения называются соответствнно логика, этика, интуиция и сенсорика.

«Представив вслед за Юнгом каждую из четырех функций в экстравертной и в интровертной установке, Аушра получила восемь психических функций, которым соответствуют восемь аспектов информационного потока. Соединение информатики с психологией дало возможность Аушре Аугустинавичюте построить модели структуры психологических типов. Модель А выстроена в соответствии с положением психоанализа З. Фрейда о структуре психики, включающей сознание и бессознательное: эго – суперэго – ид. Структура изображается в виде двух колец функций. Ментальное кольцо отражает преимущественно социальное в человеке, витальное – биологическое. Соционическая модель служит для достоверной диагностики психологических типов, а также для определения отношений между типами личности » .

Что такое MBTI?

В 1921 году К.Г. Юнг опубликовал книгу «Психологические типы», академический язык которой был труден для понимания обывателем, и, соответственно, немногие могли применять его идеи на практике. Однако во время второй мировой войны две женщины из США – Изабель Бриггс Майерс и ее мать - Кэтрин Бриггс разработали доступный способ использовать идеи Юнга в повседневной жизни. Их цель была дать людям возможность легко определять свой тип без глубокого погружения в академическую теорию Юнга.

Индикатор Маейрс-Бригс был предметом широкого научного анализа и изучения, были собраны достаточные доказательства валидности и надежности теста (Carlson, 1985; Furnham & Stringfield, 1993). «Индикатор Майер-Бриггс, форма G» основан на учении Юнга о типах личности. Типирования проводятся в формате самодиагностики с помощью теста, напечатанного на бумаге. Он состоит из 94 вопросов с выбором одного из 2-х вариантов ответа. По этим ответам определяют предпочтения по четырем дихотомиям, описанным в теории Юнга: экстраверсия/интроверсия (Extraversion–Introversion), сенсорика/интуиция (Sensation–Intuition), логика/этика (Thinking–Feeling), рациональность/иррациональность (Judging–Perceiving). Кстати, надо отметить, что русское слово «иррациональность» имеет негативный оттенок, соответствующий русскому «неразумный». «Форма G» - это маркировка эволюционного развития опросника, который проходил несколько стадий уточнения вопросов по результатам научного анализа методики и результатов данного теста. Таким образом, в настоящее время в теории MBTI определяют дихотомии, типы (16), и описаны несколько малых групп.

Тест MBTI является самым популярным тестом в США и, судя по письменным источникам, в мире. В основном он применяется в бизнесе и в образовании для более эффективной работы со студентами и сотрудниками в корпорациях. Результаты теста используют в первую очередь для профориентации, а также для определения своего стиля лидерства и для формирования эффективных команд. Т.е. чаще всего проведение теста финансирует не типируемый человек, а заинтересованная организация. Есть специальные практики и упражнения, направленные на обучение работников применению своих сильных сторон для более эффективного решения задач и для лучшего понимания поступков и мышления других членов команды.

Опросник неформально используют и при найме на работу, хотя сама организация MBTI категорически против этого и расценивает это как дискриминацию. В США в резюме не указывается ни пол, ни возраст, ни национальность или цвет кожи, т.к. в случае отказа могут быть поданы иски к компании за отказ на основании дискриминации, даже если человек сам предоставил эту информацию. То есть, по этическим соображениям, MBTI считается инструментом для улучшения включения людей в процесс работы, а не для фильтрации.

Важно отметить, что MBTI это не наука, это продукт. Он был создан, чтобы сделать доступной для людей теорию типов Юнга, и результатом является брендированный патентованный тест. Тест отрабатывался десятилетиями, проверялся и верифицировался. Но тем не менее, сам тест - это производное от психологии, в том числе Юнгианской психологии, которая развивается и включает в себя трактовки и анализ теста MBTI.

Считается, что основное развитие популярности MBTI было в 1970-х годах, при этом в 1986 году было зафиксировано 1,5 миллиона типирований, а в 2011 - 3,5 миллиона типирований. Имеются ввиду личные платные типирования с последующей работой с лицензированным специалистом.

Получить право на пользование тестом может каждый, пройдя четырехдневный тренинг и и кратко обучившись интерпретировать его результаты. В основном целевая аудитория – это тренеры личностного роста, корпоративные тренеры и психологи. Психология в США – лицензируемая профессия. Поэтому по закону для работы с клиентами нужно постоянно набирать квалификационные очки профессионального образования и сдавать экзамены раз в 5-10 лет. MBTI является частью системы набора очков в психологии.

Сходства и различия

За последние десятилетия было предпринято много попыток связать эти две системы. Мы хотим привести результирующие выводы по статье Литовской исследовательницы Лилиты Зелиты от 2014 года в журнале “The humanities and social studies”.

Лилита Зелита изучила более ста работ соционических исследователей и более шестидесяти работ специалистов MBTI. Общий вывод звучит так: «Соционика и MBTI имеют общую теоретическую базу (Теория психологических типов К.Г. Юнга), общее описание основных дихотомий, частично несовпадающие функциональные модели и общие итоговые результаты (16 типов и их характеристики). Обе теории не противоречат одна другой, но являются совместно дополняющими, и таким образом могут быть использованы для лучшего понимания себя и других в повседневных ситуациях, в семье, в образовании, в работе» .

Вот что имеется в виду. Все базисные дихотомии совпадают, в MBTI известны несколько малых групп, общее описание типов совпадает с соционическим.


При этом, в MBTI есть и функциональные модели каждого типа.

Рис. 1 Функции типов в MBTI

Для половины типов (экстраверты) модели полностью совпадают с соционическими. А модели интровертных типов отличаются от соционических (рис.1). Так, к примеру, у типа ISFP, что расшифровывается как интроверт/сенсорик/чувствующий/восприимчивый или в соционических терминах интроверт/сенсорик/этик/иррационал, т.е. СЭИ (ISFP, «Дюма») теоретическая модель порядка и объема функций выглядит следующим образом – первая, доминантная функция – интровертная этика, а вторая, дополняющая – экстравертная сенсорика. По соционической модели это соответствовало бы типу ЭСИ (ISFJ, «Драйзер»)..

Функции в модели MBTI определены так.

Важно отметить, что тип в MBTI определяется через дихотомии базиса Юнга по результатам заполнения опросника, и модели не ложатся в основу дальнейших теоретических построений и практического применения.

Различия в теоретической компоновке и описаниях в MBTI и соционике Лилита Зелита объясняет различиями в типах их основателей и ключевых представителей. Язык, используемый в теории типа является понятным для обывателей, так как ее основатели – Кэтрин Бриггс, Изабель Бриггс Майерс и другие, были из клуба гуманитариев, и их ведущими функциями были этика и интуиция. Соционика была основана А. Аугустинавичюте, и большинство ее ключевых представителей в т.ч. В. Гуленко, Г. Рейнин, А. Букалов, Т. Прокофьева - из клуба исследователей с ведущими функциями логика и интуиция.

Важно отметить, что MBTI рассматривается как самоидентификация, self-report: человек показывает, кем он хочет быть, что ему интересно. Это делается на основе самостоятельного заполнения теста из 96 вопросов в течении 20-ти минут. Дополнительно дается информация о процентном перевесе доминирующего признака. Таким образом человек может увидеть, какие функции более ярко выражены, а где перевес или недобор незначителен. Зачастую дается рекомендация смотреть информацию и о смежном типе. Результаты теста потом верифицируются специалистом.

Соционика же делает упор на оценку типа извне, что объективней, но технически намного сложнее. Для корректной самодиагностики человеку надо не только очень глубоко знать соционическую теорию, модель А, особенности различных типов и быть свободным от социальных стереотипов и одобряемых моделей поведения, но и хорошо понимать и знать себя, принимать себя таким, как есть. Такие требования делают самодиагностику делом очень непростым и необъективным. Подробнее этот вопрос рассматривается в статье Т.Н. Прокофьевой и В.Г. Прокофьева «Puzzle-технология. Стандарты качества соционической диагностики» .

Этим фактом – самодиагностикой – объясняется различие в оценке равномерности распределения типов среди людей по MBTI и соционике. В соционике, насколько нам известно, считается, что распределение примерно равномерное, а в MBTI есть статистика, согласно которой распределение неравномерно. Крайними представителями являются типы ISFJ этико-сенсорный интроверт – 13,8% населения, и ENFJ этико-интуитивный экстраверт – 1,5%

В ряде статей, рассматривающих сложности типирования MBTI , делается акцент на том, что основная проблема – это слишком упрощенное описание типов. Ведь не обязательно экстраверты шумные, а интроверты тихие, а дело в том, как человек воспринимает и обрабатывает информацию. Тут можно увидеть прямую связь с концепцией «информационного метаболизма» и совпадение в этом вопросе между MBTI и соционикой. А для того, чтобы избежать поверхностного толкования, рекомендуется личное объяснение диагностом результатов теста MBTI.

В 2008 году исследователи личности (Линда В. Беренс и Дарио Нарди) добавили четыре дополнительные функции в модель MBTI, так называемые «теневые» функции, которые человек в нормальном состоянии не проявляет, но которые могут возникнуть, когда человек находится в состоянии стресса. Теневые процессы «работают больше на границах нашего осознания... Мы обычно испытываем эти процессы в негативном ключе, но когда мы открыты для них, они могут быть весьма позитивными » - пишут ученые в руководстве по работе с тестом MBTI «Understanding Yourself and Others: An Introduction to the Personality Type Code». Таким образом, в последней модели MBTI есть 8 функций, из которых 4 находятся в сознательном блоке, а 4 в теневом. Вот таблица с переводом на русский по материалам сайта http://www.cognitiveprocesses.com/16types/16types.cfm .

Соответственно, экстравертные функции типа в MBTI отражаются интровертными в теневом блоке, и наоборот. Таким образом, в последней теоретической модели исследователей MBTI выведено наличие 8 функций, 4 главных и 4 теневых, что теоретически соответствует ментальному и витальному кольцам в соционической модели А. При этом, «теневые» функции «активизируются на границах осознания» и чаще демонстрируют себя с негативной стороны, что совпадает с характеристиками подсознания по Фрейду и Юнгу, но не совсем соответствует их местоположению в модели А, т.к. реакция на витальные функции модели А далеко не всегда негативна.

При этом надо отметить, что трактовка «основных» функций MBTI в целом похожа на соционическую, но далеко не во всем.

Первая – базовая. Развивается первой в самом детстве, требует минимальное количество энергии для использования, самая сильная и уверенная, иногда может причинять неудобства окружающим своей «доминантностью»

Вторая - вспомогательная , развивается второй. Ей мы поддерживаем как себя, так и окружающих. В позитивном проявлении – заботливый родитель, в негативном – слишком заботливая, критикующая, тормозящая.

Третья – дополнительная к вспомогательной (хотя трактуется как функция детской радости). Источник энергии. В возрасте 20-30 лет нас притягивает активность по этой функции. Часто творчество происходит по третьей функции, но в своем негативном проявлении человек проявляется слишком инфантильно.

Четвертая - болевая . Эта функция может развиваться уже в зрелом возрасте, давая баланс в жизни. До этого с ней связаны страхи, негативные проекции на окружающих и «Надо».

Трактовка роли каждой из выявленных «теневых» функций в MBTI пока отличается от трактовки соционической модели, при этом отражая соответствующие главные функции.

Пятая функция характеризуется, как капризный ребенок .

Шестая – критический родитель , останавливающий и деморализующий окружающих.

Седьмая – обманчивое отвлечение , по ней нам кажется важным то, что не важно.

Восьмая – демоническая, разрушительная функция, о действиях которой обычно сожалеют позже.

Комментарий Прокофьевой Т.Н.:

"Разберем соответствие моделей на примере ТИМа ИЛЭ (ENTP, «Дон Кихот»), чтобы увидеть сходства и различия.

Что можно сказать? Где-то характеристики похожи, где-то совсем нет. Особенно по функциям блока ИД трактовка MBTI не похожа на соционическую. Да и с осознанностью-бессознательностью не все понятно.
Конечно, хотелось бы почитать более подробные описания, что означает в MBTI «базовая», например.
То ли, что и в соционике? А «вспомогательная»? Так было у Юнга, но с тех пор много времени прошло. Как сейчас все это понимают западные коллеги?
Ну а что с интровертными моделями? Посмотрим на примере СЭИ (ISFP, «Дюма»).


Если с экстравертной моделью наблюдались определенные сходства, то с интровертной – судите сами. Пока результат вызывает недоумение. Пользуется ли кто-то данной моделью? Есть ли у нее подробное толкование и практическое применение?
И самое главное, что я хочу сказать: модель – это всего лишь модель. Она призвана моделировать какие-то процессы для более простого изучения, описания. Далеко не факт, что данная модель задумана и трактуется как модель информационного метаболизма в соционическом понимании. Возможно, она служит для моделирования совсем других процессов.
Никак нельзя утверждать, что в MBTI другие типы лишь на том основании, что функции присвоили другой номер. Главное мы знаем: типы определяют по опроснику на основании базисных дихотомий и применяют на тех же основаниях. Модели в диагностике не участвуют, в описаниях типов тоже. Что именно они описывают и применяют ли их для чего-то или они остаются просто написанными на бумаге – хотелось бы понять"

Выводы

Тест MBTI принципиально не противоречит соционической теории в части базиса Юнга. Это и неудивительно, ведь у обеих теорий одно и то же основание. Более того, последние теоретические исследования MBTI еще больше сближают его с соционической теорией. При этом, тест MBTI подкреплен значительным количеством международных исследований, подтверждающих как его научную значимость, так и достоверное подтверждение идеи четырех дихотомий и 16 типов.

Ключевым различием между MBTI и соционикой можно назвать точку зрения на типируемого. В одном случае, это самотипирование, которое, фактически, дает в результате информацию не столько о том, кем человек является, сколько о том, кем он себя видит сам. В соционике же методология нацелена на независимое типирование человека таким, каким он взаимодействует с реальным миром. Разница между результатами самотипирования и типирования может быть очень значимой, т.к. фактически это ответы на совершенно разные вопросы .

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

О типологии личности Майерс-Бриггс написано либо много и непонятно, либо мало и ещё непонятнее. И, несмотря на то, что тест на её определение нередко критикуется, он остаётся важным ключом для . Если говорить обобщённо – с его помощью определяется, как люди воспринимают мир и принимают решения. Многие западные компании требуют прохождения теста Майерс-Бриггс при трудоустройстве. Также, по данным авторов Википедии , около 70% американских выпускников проходят тестирование с целью узнать свои сильные стороны и выбрать будущую профессию. Да и в целом он даёт возможность для самоанализа, поэтому мы и подготовили для вас эту статью и онлайн-тест.

Краткая история

Предыстория появления типологии восходит к работам Карла Юнга, который в опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» предположил, что основных психологических функций, помогающих человеку воспринимать мир, четыре. Это – , чувства, и ощущения. Этот труд был гораздо фундаментальнее, чем представления американки Кэтрин Бриггс, которая просто интересовалась различиями в характерах разных людей. Но, познакомившись с типологией Юнга, она, поддерживаемая своей дочерью Изабель Бриггс-Майерс, начала детально изучать данную проблематику и даже опубликовала пару научных статей. Типов она выделяла также четыре, и основывалась, по собственному же признанию, на работах Юнга. Но позже теорию значительно расширила дочь, придав ей очертания современной.

Случилось это в годы Второй мировой войны. Именно тогда появился Myers-Briggs Type Indicator (MBTI – собственно типология, также часто используется термин «соционика»). Это не была «голая» теория – исследовательницы опирались на оригинальные испытания, ими же составленные. Цель изысканий была самой благородной: на основе тестирования определить индивидуальные личностные предпочтения в работе и подобрать женщинам, которые должны были заменить на производстве ушедших в армию мужчин, занятия, где они смогут по достоинству проявить свои таланты. Уже позже, в 50-60-е годы, о типологии положительно отзывались видные учёные, были проведены новые опыты, позволяющие уточнить методику. Но кроме последователей, MBTI имеет и ряд критиков, которые указывают на то, что типология Майерс-Бриггс почти дублирует исследования К. Юнга в теоретической части и не всегда обнаруживает свою валидность на практике.

4 дескриптора

Суть системы психологического тестирования MBTI заключается в том, что, благодаря измерению уникальных комбинаций личностных факторов человека, можно предугадать его склонность к определённому виду деятельности, стиль его действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие ему чувствовать себя комфортно и уверенно. Для и чего были придуманы, 4 шкалы (дескриптора), по которым исследуется личность:

  • ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия),
  • ориентация в ситуации (здравый смысл – интуиция)
  • основа принятия решений ()
  • способ подготовки решений (рациональность – иррациональность)

Рассмотрим каждую шкалу подробнее:

Шкала EI: ориентация сознания


Интроверты (I-тип) не обязательно замкнутые и некоммуникабельные люди как это часто изображают «жёлтые» издания. Они могут быть общительными и компанейскими, но черпают и лучше работают наедине с собой. Такие люди отдают предпочтение мысли, а не слову, поэтому перед тем, как что-то сказать, всегда думают.

В отличие от экстравертов (E-тип), у которых коммуникабельность граничит с болтливостью. Для них за счастье находиться и работать с другими людьми. Проблемы они решают не в одиночку за закрытыми дверьми, а путём обсуждения, что позволяет находить компромисс. Но и возникают такие ситуации чаще – природа человеческого общения, да ещё и в избытке, даёт о себе знать.

Простыми словами, шкала EI рассказывает об общей ориентации сознания:

  • Е (экстраверт) - ориентация на внешние объекты;
  • I (интроверт) - ориентация внутрь, на самого себя.

Шкала SN: ориентация в ситуации


Перевод слова «sensing» как «здравый смысл» является не совсем точным. Люди, принадлежащие к S-типу, оценивая ситуацию, берут во внимание все детали, которые можно понять и ощутить благодаря «сенсорам» – зрению, нюху, прикосновению. Они опираются на внешние, уже известные данные и последовательны в своих решениях, которые тщательно обдумывают и взвешивают. Они всегда точны, для них не имеют значения догадки, не подтверждённые фактами, а первостепенное значение имеет только то, что происходит здесь и сейчас.

N-тип более склонен полагаться на интуицию. Зачастую это люди с развитым , для которых мир – это сосредоточение возможностей. Они небрежнее относятся к фактам, но способны видеть картину глобально, самые разные пути развития событий.

Простыми словами, шкала SN - отражает избранный способ ориентировки в ситуации:

  • S (сенсорика) - ориентация на факты и полученный опыт;
  • N (интуиция) - ориентация на предчувствия, общую информацию.

Шкала TF: основа принятия решений


Принятие решений основывается на известной дихотомии: эмоции и интеллект (IQ vs EQ). Т-тип – это люди, для которых стоит на первом месте. Они следуют голосу разума и принимают решения, лишь тщательно всё обдумав. Представители данного типа хорошо анализируют информацию, а также справедливы и объективны.

Простыми словами, шкала TF - как человек принимает решения:

  • T (мышление, логика) - способность рационально взвесить «за» и «против»;
  • F (чувство, этика) - решения принимаются эмоционально.

Шкала JP: способ подготовки решений


Те, кто относится к Р-типу, не способны к всеобъемлющему контролю и планированию, но могут воспринимать много информации и сразу по нескольким каналам. Они многозадачны, хорошо справляются с работой в сжатые сроки, не паникуют, когда что-то идёт не так. Таким людям перемены даются очень легко, ведь умение – их сильная сторона.

J-тип, наоборот, однозадачны, склонны к и алгоритмизации. Для них важна в первую очередь стабильность, они стараются исключить хаос и подойти к решению любой проблемы во всеоружии, предварительно всё продумав. Такие люди способны хорошо ставить , определять приоритеты и достигать результат.

Простыми словами, шкала JP - как готовится решение:

  • J (суждение и рациональность) - планирование и упорядочивание;
  • P (восприятие и иррациональность) - стремление ориентироваться по обстоятельствам, умение адаптироваться.

Пройти онлайн-тест из 20 вопросов

Тест Майерс-Бриггс, наряду с многими другими популярными в мировой практике тестами, включен в курс . Пройдя его, можно получить детальную характеристику своей личности, слабых и сильных сторон, склонностей, чтобы лучше разобраться в себе и использовать эти знания для саморазвития.

Приведенный ниже тест позволит определить, к какому «полюсу» для каждой дихотомии более склонен человек. Тест содержит 20 вопросов: по 5 вопросов для каждого дескриптора. Именно нечетное количество вопросов для каждой шкалы дает возможность получить вашу склонность к тому или иному полюсу (четное количество дало бы возможность получить промежуточный результат: 50 на 50).

Перед началом теста, важно понять следующие вещи:

  1. Никакие вопросы никакого, даже самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Данный тест позволяет лишь «очертить рамки» и указывает на уклон, а не на всеобъемлющее доминирование одних свойств над другими.
  2. Независимо от принадлежности к какому-либо типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере. К примеру, мы можем быть общительными с хорошими знакомыми, но чаще являться интровертами.
  3. При ответе на вопрос выбирайте тот вариант, который кажется наиболее предпочтительным и комфортным для вас в большинстве жизненных ситуаций. Если оба варианта не нравятся, то выбирайте наименее непривлекательный вариант.
  4. Пройдя тест, вы узнаете не только свой тип личности, но и получите небольшое объяснение результата. Не забудьте ответить на все вопросы, для этого удобнее всего идти по порядку.

ЧАСТЬ 3. ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ и СПОСОБНОСТЕЙ

При правильном выборе дальнейшей профессиональной судьбы должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии. Методики, представленные в третьей части пособия позволяют определить психологические типы, отражающие наиболее выраженные деловые качества, особенности поведения, стиль деятельности личности и наиболее подходящие профессии.

Анкета по типам интеллекта позволяет выявить склонность к тому или иному типу деятельности, что может помочь в выборе будущей профессии.

В США при построении карьеры человека, определении его дальнейшей профессиональной судьбы используется опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс), представляющий собой удобную рабочую классификацию психологических типов, позволяющую оперативно оценить:

Наиболее выраженные деловые качества,

Особенности поведения,

Стиль деятельности (руководства),

Оптимальное рабочее окружение (в т.ч., предпочитаемый режим работы),

- «слабые места» и возможные пути развития.

В России опросник более 10 лет успешно используется в работе служб персонала ряда организаций, а также центров профконсультирования и трудоустройства (профессионального перепрофилирования).

MBTI выгодно отличается от многих психологических тестов, в первую очередь, лежащей в его основе теоретической базой. Можно перечислить также ряд других «плюсов»:

Представляет собой целостную систему;

Содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;

Удобна в работе, конструктивна;

Технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);

Не апеллирует к «клиническому опыту»;

Понятна как профессионалу, так и интересующемуся;

Обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач.

В основу теста положена типология личностей К.Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.

Структура и принцип работы теста.

Вопросы теста позволяют выявлять предпочтения людей путем выбора каждый раз из двух равнозначных альтернатив (это варианты поведения человека в разных ситуациях либо пары понятий), каждая из которых не является «правильной» или «неправильной» – просто разные люди в аналогичных ситуациях по-разному ведут себя, интересуются разными вещами, испытывают тяготение к разным сферам и порой с трудом понимают друг друга (из серии «на вкус, на цвет товарища нет», просто один любит яблоки, а другой – манную кашу…). Делая выбор, человек набирает баллы по одной из 4-х биполюсных шкал (3 основные шкалы являются индикаторами базисных предпочтений, 4-я шкала – стиль поведения в условиях неопределенности).



Сравнение показателей, полученных по двум полюсам одной шкалы, показывает, насколько человек отдает предпочтение (чаще использует) одному способу работы с информацией перед другим, но не о том, насколько хорошо развита функция. Понять, что подразумевается под предпочтением, помогает метафора «правша-левша» – использование доминантной, предпочитаемой руки естественно и не требует дополнительных усилий (например, при письме), и, наоборот, используя не доминантную руку, человек испытывает неудобство, ему требуется больше времени, чтобы выполнить ту же задачу.

Тип личности выявляется на основании получения показателей суммы баллов, набранных по каждому полюсу. В итоге мы получаем четырехбуквенное обозначение, например ESTJ, INFP и т.п..

Шкалы (факторы) .

Шкалы опросника позволяют оценить индивидуальную выраженность четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией, соответствующих шкалам методики:

Как пополняет и куда направляет человек свою энергию (на чем сосредоточивает свое внимание) – вовне или внутрь себя – шкала Экстраверсия – Интроверсия (Е-I);

Какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде и легче всего – шкала Сенсорика (ощущение) – Интуиция (S-N) ;

Каким образом принимает решения (чем в первую очередь руководствуется) – шкала Мышление – Чувства (T-F) ;

Какой стиль жизни предпочитает (жить в упорядоченном, определенном мире или же в более свободном, неструктурированном мире, изучая, рассматривая различные варианты) – шкала Суждение – Восприятие (J-P) .

Инструкция: На эти вопросы нет «правильных» или «неправильных» ответов. Вашиответы помогут Вам увидеть, как Вы обычно смотрите на вещи и что Выделаете, когда нужно принять решение. Зная свои предпочтения, узнавая опредпочтениях других людей, Вы сможете выявить свои сильные стороны,понять, какая работа доставляет Вам удовольствие и как люди сразличными предпочтениями могут взаимодействовать друг с другом.Внимательно читайте каждый вопрос и отмечайте свой ответ наспециальном бланке, обводя в кружок букву выбранного Вами вариантаответа.

Не делайте никаких пометок в тексте опросника!Не думайте подолгу над вопросами, давайте первый ответ, которыйприходит Вам в голову.

Опросник содержит два типа вопросов. В первом типе Вамнеобходимо выбрать, какой из вариантов ответа больше совпадает с тем,что Вы обычно чувствуете или делаете. Во втором типе Вам нужноопределить, какое слово в паре Вам больше нравится. Ориентируйтесь назначение слова, а не на то, как оно выглядит.

Текст опросника:

1. Обычно Вы:

а) общительны; б) довольно сдержанны и спокойны.

2. Если бы Вы были преподавателем, какой курс Вы бы предпочли:

а) построенный на изложении фактов;

б) включающий в себя изложение теорий.

3. Вы чаще позволяете:

а) своему сердцу управлять разумом; б) своему разуму управлять сердцем.

4. Когда Вы отправляетесь куда-то на весь день, Вы:

а) планируете, что и когда будете делать;

б) уходите без определенного плана.

5. Находясь в компании, Вы обычно:

а) присоединяетесь к общему разговору;

б) беседуете время от времени с кем-то одним.

6. Вам легче поладить с людьми:

а) имеющими богатое воображение; б) реалистичными.

7. Более высокой похвалой Вы считаете слова:

а) душевный человек; б) последовательно рассуждающий человек.

8. Вы предпочитаете:

а) заранее договариваться о встречах, вечеринках и т.п.;

б) иметь возможность в последний момент решать, как развлечься.

9. В большой компании чаще:

а) Вы представляете людей друг другу; б) Вас знакомят с другими.

10. Вас скорее можно назвать:

а) человеком практичным; б) выдумщиком.

11. Обычно Вы:

а) цените чувства больше, чем логику; б) цените логику больше, чем чувства.

12. Вы чаще добиваетесь успеха:

а) действуя в непредсказуемой ситуации, когда нужно быстро принимать решения;

б) следуя тщательно разработанному плану.

13. Вы предпочитаете:

а) иметь несколько близких, верных друзей;

б) иметь дружеские связи с самыми разными людьми.

14. Вам больше нравятся люди, которые:

а) следуют общепринятым нормам и не привлекают к себе внимания;

б) настолько оригинальны, что им все равно, обращают на них внимание или

15. На Ваш взгляд самый большой недостаток – быть:

а) бесчувственным; б) неблагоразумным.

16. Следование какому-либо расписанию:

а) привлекает Вас; б) сковывает Вас.

17. Среди своих друзей Вы:

а) позже других узнаете о событиях в их жизни;

б) обычно знаете массу новостей о них.

18. Вы бы предпочли иметь среди своих друзей человека, который:

а) всегда полон новых идей; б) трезво и реалистично смотрит на мир.

19. Вы предпочли бы работать под началом человека, который:

а) всегда добр; б) всегда справедлив.

20. Мысль о том, чтобы составить список дел на выходные:

а) Вас привлекает; б) оставляет Вас равнодушным; в) угнетает Вас.

21. Вы обычно:

а) можете легко разговаривать практически с любым человеком в течение любого времени;

б) можете найти тему для разговора только с немногими людьми и только в определенных ситуациях.

22. Когда Вы читаете для своего удовольствия, Вам нравится:

а) необычная, оригинальная манера изложения;

б) когда писатели четко выражают свои мысли.

23. Вы считаете, что более серьезный недостаток:

а) быть слишком сердечным; б) быть недостаточно сердечным.

24. В своей повседневной работе:

а) Вам больше нравятся критические ситуации, когда Вам приходится работать в условиях дефицита времени;

б) ненавидите работать в жестких временных рамках;

в) обычно планируете свою работу так, чтобы Вам хватило времени.

25. Люди могут определить область Ваших интересов:

а) при первом знакомстве с Вами; б) лишь тогда, когда узнают Вас поближе.

26. Выполняя ту же работу, что и многие другие люди, Вы предпочитаете:

а) делать это традиционным способом;

б) изобретать свой собственный способ.

27. Вас больше волнуют:

а) чувства людей; б) их права.

28. Когда Вам нужно выполнить определенную работу, Вы обычно:

а) тщательно организовываете все перед началом работы;

б) предпочитаете выяснять все необходимое в процессе работы.

29. Обычно Вы:

а) свободно выражаете свои чувства; б) держите свои чувства при себе.

30. Вы предпочитаете:

а) быть оригинальным; б) следовать общепринятым нормам.

31. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кроткий; б) настойчивый.

32. Когда Вам необходимо что-то сделать в определенное время, Вы считаете, что:

а) лучше планировать все заранее;

б) несколько неприятно быть связанным этими планами.

33. Можно сказать, что Вы:

а) более восторженны по сравнению с другими людьми;

б) менее восторженны, чем большинство людей.

34. Более высокой похвалой человеку будет признание:

а) его способности к предвидению; б) его здравого смысла.

35. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мысли; б) чувства.

36. Обычно:

а) Вы предпочитаете все делать в последнюю минуту;

б) для Вас откладывать все до последней минуты – это слишком большая нервотрепка.

37. На вечеринках Вам:

а) иногда становится скучно; б) всегда весело.

38. Вы считаете, что более важно:

а) видеть различные возможности в какой-либо ситуации;

б) воспринимать факты такими, какие они есть.

39. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) убедительный; б) трогательный.

40. Считаете ли Вы, что наличие стабильного повседневного распорядка:

а) очень удобно для выполнения многих дел;

б) тягостно, даже когда это необходимо.

41. Когда что-то входит в моду, Вы обычно:

а) одним из первых испробуете это; б) мало этим интересуетесь.

42. Вы скорее:

а) придерживаетесь общепринятых методов в работе;

б) ищете, что еще неверно, и беретесь за неразрешенные проблемы.

43. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) анализировать; б) сопереживать.

44. Когда Вы думаете о том, что надо сделать какое-то не очень важное дело или купить какую-то мелкую вещь, Вы:

а) часто забываете об этом и вспоминаете слишком поздно;

б) записываете это на бумаге, чтобы не забыть;

в) всегда выполняете это без дополнительных напоминаний.

45. Узнать, что Вы за человек:

а) довольно легко; б) довольно трудно.

46. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) факты; б) идеи.

47. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) справедливость; б) сочувствие.

48. Вам труднее приспособиться:

а) к однообразию; б) к постоянным переменам.

49. Оказавшись в затруднительной ситуации, Вы обычно:

а) переводите разговор на другое; б) обращаете все в шутку;

в) спустя несколько дней думаете, что Вам следовало сказать.

50. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) утверждение; б) идея.

51. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сочувствие; б) расчетливость.

52. Когда Вы начинаете какое-то большое дело, которое займет у Вас неделю, Вы:

а) составляете сначала список того, что нужно сделать и в каком порядке;

б) сразу беретесь за работу.

53. Вы считаете, что Вашим близким известны Ваши мысли:

а) достаточно хорошо; б) лишь тогда, когда Вы намеренно сообщаете о них.

54. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) факт.

55. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) выгода; б) благодеяние.

56. Выполняя какую-либо работу, Вы обычно:

а) планируете работу таким образом, чтобы закончить с запасом времени;

б) в последний момент работаете с наивысшей производительностью.

57. Будучи на вечеринке, Вы предпочитаете:

а) активно участвовать в развитии событий;

б) предоставляете другим развлекаться, как им хочется.

58. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) буквальный; б) фигуральный.

59. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) решительный; б) преданный.

60. Если в выходной утром Вас спросят, что Вы собираетесь сделать в течение дня, Вы:

а) сможете довольно точно ответить;

б) перечислите вдвое больше дел, чем сможете сделать;

в) предпочтете не загадывать заранее.

61. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) энергичный; б) спокойный.

62. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) образный; б) прозаичный.

63. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) неуступчивый; б) добросердечный.

64. Однообразие повседневных дел кажется Вам:

а) спокойным; б) утомительным.

65. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сдержанный; б) разговорчивый.

66. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производить; б) создавать.

67. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) миротворец; б) судья.

68. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) запланированный; б) внеплановый.

69. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) спокойный; б) оживленный.

70. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) благоразумный; б) очаровательный.

71. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) мягкий; б) твердый.

72. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) методичный; б) спонтанный.

73. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) говорить; б) писать.

74. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) производство; б) планирование.

75. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) прощать; б) дозволять.

76. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) систематический; б) случайный.

77. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) общительный; б) замкнутый.

78. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) конкретный; б) абстрактный.

79. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) кто; б) что.

80. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) импульс; б) решение.

81. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) вечеринка; б) театр.

82. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) сооружать; б) изобретать.

83. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) некритичный; б) критичный.

84. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) пунктуальный; б) свободный.

85. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) основание; б) вершина.

86. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) осторожный; б) доверчивый.

87. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) переменчивый; б) неизменный.

88. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) теория; б) практика.

89. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) соглашаться; б) дискутировать.

90. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) дисциплинированный; б) беспечный.

91. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) знак; б) символ.

92. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) стремительный; б) тщательный.

93. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) принимать; б) изменять.

94. Какое слово из пары (А или Б) Вам больше нравится:

а) известный; б) неизвестный.

Обработка результатов:

Ответив на все 4 блока вопросов, раздельно просуммируйте число баллов по каждому из блоков. Вам больше соответствует свойство из того столбика в блоке, где сумма баллов больше. В результате заполнения всего опросника, Вы сможете описать собственный психологический тип четырьмя свойствами.

Бланк ответов типологического опросника MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б в а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б в
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б а б
а б а б а б
а б а б а б
а б а б
а б
а б
Итого Итого Итого Итого

Ключ к опроснику MBTI:

E-I S-N T-F J-P
E I S N T F J P
а б - - а б - - а б - 1(2) 2(1) - а б - -
а б - - а б - - а б - 2(2) 1(1) - а б - -
а б - - а б - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - а б - - 2(1) - а б в - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б в - - - -
а б - - а б - - а б - 2(1) - - а б - -
а б - - - а б - - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б 2(2) - - 1(2) а б - -
а б - - а б - - - а б - - 1(2) а б - -
а б - - - а б - - - а б 1(2) - - а б в - - - -
а б - - а б - - а б - - а б - -
а б в - - - - а б - - а б - - а б - -
а б - - а б - - а б - - а б - - -
а б - - а б - - а б - - 2(1) а б в - - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - а б - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - а б - - а б - -
а б - - - а б - - - а б - - -
а б - - - а б - - - а б - -
а б - - - а б - - -
а б - - -
а б - -
Итого Итого Итого Итого

Интерпретация результатов:

Первое, и самое важное: эти описания помогут вам твёрдо установить ваш психологический тип. Независимо от того, использовали ли вы Индикатор типов Майерс-Бриггс или просто приблизительно установили свои предпочтения, данные описания подкрепят собой ваши изыскания и продемонстрируют, как четыре предпочтения взаимодействуют друг с другом, создавая уникальный тип личности. Если, читая описание своего типа, вы увидите, что согласны с большинством его положений, значит, вы, вероятнее всего, правильно установили свой тип. По мере чтения описания может быть полезно подчёркивать или выделять те моменты, с которыми вы особенно согласны или не согласны.

Затем вы можете прочитать своё описание человеку, которого хорошо знаете, - это может быть ваш коллега, начальник или подчинённый. Попросите этого человека сказать, с какими элементами вашей характеристики он особенно согласен или не согласен. Его отклик будет в высшей степени полезен для вас: с его помощью вы поймёте, насколько восприятие вас окружающими близко вашей самооценке.

Кроме того, описаниями можно воспользоваться как подспорьем для коллективной деятельности. Если обменяться характеристиками друг друга и держать их под рукой для важных моментов (перед собраниями, в ходе срочной работы, в кризисных ситуациях), это поспособствует открытому общению и позволит каждому из сотрудников обратиться к своим достоинствам и помнить о собственных недостатках.

Вот ещё один вариант использования психологических характеристик: они помогут вам справиться с человеком, который доставляет вам на работе особенные проблемы. Если вы знаете все четыре предпочтения этого человека (или по крайней мере догадываетесь, каковы они), то, ознакомившись с описанием его типа, вы поймёте, где коренится проблема. А это может дать вам возможность наладить общение и справиться с данной проблемой.

Последнее обновление: 20/12/2014

Вам доводилось когда-нибудь слышать, как кто-то описывает себя как INTJ или ESTP? Вы задавались вопросом о том, что эти загадочные буквы могут означать? Так вот, эти люди имеют в виду свой тип личности согласно типологии Майерс-Бриггс. Система психологического тестирования Майерс-Бриггс представляет собой самостоятельный опросник, разработанный с тем, чтобы определить тип личности человека, его сильные стороны и предпочтения. Анкета была разработана Изабелла Майерс совместно с Кэтрин Бриггс, её матерью, на основе их работы, посвящённой теории Карла Юнга о типах личности.

Сегодня, этот опросник считается одним из наиболее широко используемых психологических инструментов в мире.

Работа над тестом Майерс-Бриггс

И Изабелла Майерс, и её мать Кэтрин были очарованы теорией психологических типов Юнга; они пришли к выводу, что теория может иметь реальное прикладное значение. Во время Второй мировой войны Майерс и Бриггс начали исследование и приступили к разработке шкалы, которая могла бы быть использована для определения индивидуальных различий. Помогая людям понять себя, Майерс и Бриггс решили, что они могли бы также помочь людям при выборе профессии, которая лучше всего подходит к их типу личности и приведёт к более здоровой и более счастливой жизни.

Майерс создала первый рукописный вариант теста в 1940-х годах, и женщины начали испытывать его на друзьях и членах семьи. В течение следующих двух десятилетий они продолжили оттачивать формулировки и совершенствовать содержание теста.

Обзор системы Майерс-Бриггс

На основе ответов на вопросы люди классифицируются по 16 типам личности. Цель MBTI - позволить респондентам в дальнейшем изучать и научиться правильно понимать самих себя: свои предпочтения, сильные и слабые стороны, возможные варианты карьеры и совместимость с другими людьми. Ни один из приведённых ниже типов личности не может считаться лучшим или худшим. Данная система не являет собой инструмент, предназначенный для поиска дисфункции или ненормальности. Целью его разработчиков было желание просто помочь Вам узнать больше о себе.

Сам опросник состоит из четырёх разных шкал:

  • Экстраверсия (E) - интроверсия (I). Данная шкала была впервые изучена Юнгом в его теории типов личности, и была представлена как способ описания реакции людей на явления и взаимодействие с окружающим миром. В то время как эти термины знакомы большинству людей, то, как они используются здесь, несколько отличается от распространённого способа. Экстраверты ориентированы на мир вокруг и, как правило, предпочитают деятельность, предполагающую социальное взаимодействие, они чувствуют себя в тонусе, проводя время с другими людьми. Интроверты фокусируются на своём внутреннем мире и, как правило, стремятся к размышлениям и самоанализу. В одиночестве они находят то, что им необходимо для того, чтобы чувствовать себя прекрасно. В какой-то степени мы можем проявлять черты как экстраверта, так и интроверта, но большинство из нас всё-таки склонно к какому-то одному из этих «полюсов».
  • Здравый смысл (S) - Интуиция (N). Эта шкала обращает наше внимание на то, как мы собираем информацию из окружающего нас мира. Так же, как с экстраверсией и интроверсией, все люди время от времени прибегают и к здравому смыслу, и к интуитивному поиску решения - в зависимости от ситуации. Но, в соответствии с MBTI, в человеке всё же доминирует что-то одно. Люди, которые предпочитают здравый смысл, как правило, уделяют большое внимание реальности, особенно тому, что они могут получить при помощи своих собственных органов чувств. Они имеют тенденцию сосредотачиваться на фактах и деталях, им нравится получать практический опыт. Те, кто предпочитает интуицию, склонны уделять больше внимания таким вещам, как схемы и впечатления. Они любят думать о возможном, представляя будущее и формулируя абстрактные теории.
  • Мышление (T) - Чувство (F). Эта шкала фокусируется на том, как люди при принятии решений распоряжаются информацией, которую они собрали. Люди, которые предпочитают думать, акцентируют своё внимание на фактах и объективных данных. Принимая решение, они, как правило, последовательны, логичны и объективны. Те, кто предпочитает чувство, скорее всего, считаются только лишь со своими эмоциями.
  • Суждение (J) - Восприятие (P). Последняя шкала показывает, на основе чего люди строят своё взаимодействие с внешним миром. Те, кто склонен к суждениям, предпочитают взвешенные и твёрдые решения. Люди, которые склоняются к восприятию, более открыты, гибки и хорошо адаптируются.

Каждому типу личности соответствует четырёхбуквенный код, всего их 16:

Система Майерс-Бриггс поможет Вам посмотреть на себя с интересной точки зрения; вот почему она до сих пор пользуется огромной популярностью. Даже не заполняя формальную анкету, Вы, вероятно, уже можете распознать в себе некоторые из описанных выше тенденций.

Важно только помнить, что все типы равны, и что каждый тип имеет особое значение. Обучаясь или работая в группе, Вы сможете извлечь выгоду из осознания своих и понимания чужих сильных сторон. Например, работая над проектом вместе с другими членами группы, Вы могли бы понять, в чём силён каждый из них, к чему у каждого действительно есть талант. Признавая эти различия между челнами группы, Вы сможете более верно распределять задачи и быстрее достигать свои цели.

Чем система Майерс-Бриггс отличается от других инструментов?

Во-первых, MBTI на самом деле не является тестом как таковым. В этом опроснике нет правильных или неправильных ответов, и ни один тип не может быть признан превосходящим остальные. Цель опросника заключается не в оценке психического здоровья или подборе средств диагностики.

Во-вторых, в отличие от многих других видов психологических инструментов, Ваши результаты не сравниваются с какими бы то ни было нормами. Вместо того, сравнивать Ваши результаты с результатами других людей, система просто предлагает дополнительную информацию о Вашей уникальной личности.

Надёжность и валидность анкеты

Согласно Майерс и Бриггс, MBTI отвечает принятым стандартам надёжности и валидности. Тем не менее, некоторые исследования показали, что надёжность и сроки действия результатов теста не были должным образом продемонстрированы.

Исследования показали, от 40% до 75% респондентов получали совершенно разные результаты при прохождении теста во второй раз. В выпущенной в 1992 году Комитетом по методам повышения работоспособности человека и Национальным советом по научным исследованиям книге утверждается, что «…не были проведены исследования, оправдывающие использование MBTI в программах профессиональной ориентации. Большая часть доказательств основана на неутверждённых методиках».

MBTI сегодня

Поскольку опросник Майерс-Бриггс относительно прост в использовании, он стал одним из самых популярных и наиболее часто применяемых психологических инструментов на сегодняшний день. Ежегодно в США его проходят примерно два миллиона взрослых.

В Интернете сегодня доступно множество версий MBTI, однако следует отметить, что ни одна из неофициальных анкет, находящихся в свободном доступе, не может считаться даже максимально приближенной к реальной. Реальный опросник MBTI должен заполняться под руководством квалифицированного и опытного специалиста, который сможет в дальнейшем верно интерпретировать его результаты.

Текущая версия опросника Майерс-Бриггс включает 93 вопроса в североамериканской версии и 88 в европейской. Для каждого вопроса существует два варианта ответа, из которых респондент должен выбрать только один.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Типология Майерс-Бриггс - система диагностики индивидуальных различий, возникшая на базе идей Юнга, и получившая мощное развитие за последние десятилетия в разных странах Европы и США.

Мировой опыт применения типологии Майерс-Бриггс

Диагностическая система Майерс–Бриггс нашла широкое применение в крупнейших западных компаниях, что говорит о ее практической надежности и валидности. Эта система диагностики не только имеет серьезное научное обоснование – она доказала свою эффективность и в реальной практике при многолетнем ее использовании. Например, в США до 70% выпускников средних школ проходят определение типа личности с помощью MBTI, что помогает им сориентироваться в выборе своего профессионального пути. Эта типология фактически интегрирована в систему государственного стандартизирования США. В частности, она одобрена Американской Психологической Ассоциацией, в качестве способа продолжения образования по "Категории 1 " для психологов.

Типология Майерс-Бриггс разрабатывалась Катариной Бриггс и ее дочерью Изабелью Майерс-Бриггс на основе работы «Психологические типы» Карла Густава Юнга. Первые публикации Кэтрин Бриггс относятся к концу 1920-х, первая версия теста - в 1942 году, первая версия руководства по использованию типологии - в 1944 году.Классический тестовый вариант определения типа известен как "опросник Майерс-Бриггс" .

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс - Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Отсюда непродуктивность любых межличностных конфликтов между представителями разных типов менталитета.

Существуют разные способы диагностики типов по системе Майерс-Бриггс - интервью, проективные методы, ситуационно-поведенческое тестирование, а также классические тестовые варианты определения индивидуальных предпочтений.

Отличия между людьми можно, в очень обобщенном виде, свести к следующим противопоставлениям:

* экстраверты - интроверты E-I: первые черпают энергию в общении с людьми, могут поддержать любую беседу, воспринимают информацию по мере поступления, контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации, хотя, чисто внешне, они могут не иметь видимых проблем в общении;

* здравомыслие-интуиция S-N: первые принимают решения, исходя из каждодневного практического опыта - собственного и окружающих, не склонны фантазировать; вторые полагаются на внутренний голос, предчувствия, мало соотнося их со стереотипами поведения в подобных ситуациях (поступают не "как принято", а "по наитию");

* логичность-чувствование T-F: первые в обработке информации и принятии решений опираются на простую логику, объективность, действуют по четким законам и правилам; вторые руководствуются этическими категориями, им присущи субъективизм и гуманность;

* рассудительность-импульсивность J-P: (эта пара была добавлена в основную классификацию известными психологами Маерс и Бриггс): первые планируют свои действия и стараются придерживаться выработанной стратегии; вторые сохраняют широкий спектр вариантов действий в зависимости от обстоятельств.

Исходя из возможных комбинаций выделенных пар, были выделены 4 наиболее устойчивые сочетания - психотипы. Каждый тип подразделяется еще на 4 психологических портрета - в зависимости от особенностей проявления характеристик каждого психотипа (или типа менталитета). Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP,ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ.ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

Процентное соотношение представителей всех основных типов в России примерно следующее: 30% SP, 40% SJ, 25% NF, 5% NT. Особенности региона могут влиять на соотношение. Например, в районах пионерного (экстремального) освоения представителей типа SP может быть больше (до 50%), в научных центрах может быть несколько выше средней доля NT (до 7-10%), в староосвоенных районах "красного пояса" доля SJ может доходить до 60-70%.

Myers-Briggs Type Indicator предназначен для определения одного из 16 типов личности. Он включает в себя 8 шкал, объединенных попарно. Назначение типологии и тестов - помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений, - какие полюса шкал ему более соответствуют.

1. Шкала E-I - ориентация сознания:

Е (Е xtraversion, экстраверсия) - ориентация сознания наружу, на объекты,I (I ntroversion, интроверсия) - ориентация сознания внутрь, на субъекта;

2. Шкала S-N - способ ориентировки в ситуации:

S (S ensing, ощущение) - ориентировка на конкретную информацию,N (iN tuition, интуиция) - ориентировка на обобщённую информацию;

3. Шкала T-F - основа принятия решений:

T (T hinking, мышление) - рациональное взвешивание альтернатив;F (F eeling, чувство) - принятие решений на эмоциональной основе;

4. Шкала J-P - способ подготовки решений:

J (J udging, суждение) - предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию,P (P erceiving, восприятие) - предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам.

Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д.

Д. Кейрси (D. Keirsey ), развивая идеи Майерс и Бриггс, выделяет четыре группы типов, называя ихтемпераментами : NT, NF, SJ, SP.

Отличие от Юнга. В типологии Майерс-Бриггс и типологии Юнга используются разные функциональные модели типа.

Юнг в отношении рациональности и иррациональности также применял термины «суждение» и «восприятие»:

«Я обозначаю оба предыдущих типа как рациональные или как типы суждения, потому что они оба характеризуются приматом функций разумного суждения.

«Я обозначаю оба очерченных типа как иррациональные на том уже указанном основании, что они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.»

Таким образом, Изабель Майерс «суждением»/«восприятием» не вводила нового понятия, а лишь выбрала одно из обозначений Юнга для «рациональности»/«иррациональности». Однако при этом, изменив функциональную модель типов Юнга.

Принципиальные отличия в моделях типа этих типологий существуют для интровертных типов. Интровертные типы в типологии Майерс-Бриггс имеют доминирующую и вспомогательную функции как у юнговских типов с иным значением рациональный/иррациональный (решающий/воспринимающий). Например интровертный тип с доминирующим мышлением (это рациональная/решающая функция) у Юнга является рациональным, а в типологии Майерс-Бриггс иррациональным/воспринимающим; на примере конкретных типов - тип INTP в типологии Майерс-Бриггс имеет первые 2 функции как у юнговского типа INTJ (интровертный мыслительный с вспомогательной интуицией), и наоборот. У Юнга рациональными называются только типы с доминирующей рациональной функцией, а иррациональными только типы с доминирующей иррациональной функцией, и это не зависит от признака экстраверсии/интроверсии типа.

Также, у некоторых последователей Майерс-Бриггс (Joe Butt, Marina Heiss) наблюдается отличие в функциональной модели в отношении параметра экстраверсия-интроверсия у 3-й функции. У Юнга параметр экстраверсия-интроверсия 3-й функции отличается от такового у доминирующей функции, в то время как у некоторых последователей Майерс-Бриггс он совпадает.

Другое отличие между типологиями в том, что понимание последователями Майерс-Бриггс содержания 8 функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) Юнга может отличаться как от понимания другими последователями, так и самим Юнгом. Это является следствием того, что уделив большое внимание развитию MBTI, значительно лучше были проработаны бинарные признаки, лежащие в основе данного теста, нежели функции Юнга.

Критика. Рядом исследователей подвергается сомнению научная основа тестового метода диагностики типа личности по системе Майерс-Бриггс. Часть этих сомнений связаны с отсутствием у Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс - исходных разработчиков MBTI, какой-либо психологической квалификации, и в частности в области психометрии. Не известно о применении ими традиционных для разработки тестов методов определения валидности, надёжности, внутренней согласованности.

Неоднократно были измерены валидность MBTI, в том числе его конструктная валидность, внутренняя согласованность, тест-ретестовая надёжность

Кроме самого теста MBTI, спорны, в виду отсутствия достаточной научной обоснованности, некоторые ключевые моменты типологии Майерс-Бриггс. Так отсутствует серьёзное экспериментальное обоснование функциональной модели типа применяемой в типологии Майерс-Бриггс, и в частности обоснованность её отличия от модели Юнга. Отсутствует экспериментальное обоснование корректности понимания 8 юнговских функций (их 8 с учётом экстраверсии/интроверсии) последователями Майерс-Бриггс. Отсутствует экспериментальное обоснование многого в описаниях типов (т. н. профилей типов), встречаемых в книгах и Интернет.

В целом, учитывая недостаточную экспериментальную обоснованность и результаты некоторых экспериментов, значительно противоречащие теории и друг другу, мировое научное сообщество критически настроено к типологии Майерс-Бриггс, как и типологии Юнга вцелом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: