Что такое инклюзивное образование. Понятие и принципы инклюзивного образования В какой декларации заложены принципы инклюзивного образования

Об инклюзивном образовании

Право на образование - одно из самых базовых прав каждого человека. Однако реализуется оно отнюдь не всегда; часто без возможности обучаться оказываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное же образование стремится развить такую модель обучения, в которую будут включены абсолютно все дети с учётом их индивидуальных потребностей.

Определение 1

Инклюзивный подход - это гибкий подход, обеспечивающий равный доступ всех детей к образованию.

Инклюзия в переводе с английского означает:

  • “включенность”,
  • “вовлеченность”.

Иными словами, инклюзивное образование предполагает совместное (в одном коллективе) обучение детей с особыми потребностями и их сверстников. В этой системе одинаковое внимание уделяется всем детям.

Даже сейчас, во втором десятилетии XXI века, многие люди не понимают, почему инклюзия так важна, ведь существуют отдельные учебные заведения для детей с особенностями здоровья. Инклюзия в первую очередь предполагает включение всех детей в социум, ведь дети с ОВЗ больше всех нуждаются в доброжелательной образовательной среде, которая в то же время не была бы искусственной. Специально разработанные для “особенных” детей программы реализуются в изоляции интернатов. Коррекционные школы создают для ребёнка замкнутый мир, в котором акцентируется внимание на его “недостатке”. Инклюзивный же подход даёт детям возможность стать частью общества и жить настоящей жизнью.

Впервые принцип инклюзивного образования был документально закреплён в так называемой Саламанской декларации в июне 1994-го года. Эта декларация призывала международное сообщество прислушаться и начать создавать в каждом государстве систему инклюзивного образования. В тексте документа говорилось, что школы, работающие по инклюзивному принципу, становятся “наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями”, а также повышают эффективность образовательной системы.

Федеральный закон “Об образовании” в России учитывает эту декларацию и предусматривает свободный и равный доступ к образованию для всех граждан.

Замечание 1

Важно отметить, что инклюзия касается всех обучающихся, а не только таких уязвимых категорий, как дети-инвалиды. Касается она и работников сферы образования.

Инклюзия призывает перестроить традиционную школьную систему таким образом, чтобы принять всё многообразие особенностей и потребностей учеников. Это многообразие в рамках инклюзивного подхода считается не проблемой, которую нужно решать, а ресурсом, с помощью которого можно улучшить образовательный процесс.

Принципы инклюзивного образования

Существует несколько ключевых идей, на которые инклюзивное образование опирается. Их называют восемью принципами инклюзии. Существование этих принципов вызвано тем фактом, что совместное обучение “обычных” детей и детей с особенностями возможно только при соблюдении определённых условий построения инклюзивного учебного процесса.

Первый принцип гласит, что ценность любой личности не измеряется величиной и количеством её способностей и достижений. Все люди обладают равными правами, и каждый из них имеет право на уважение своего человеческого достоинства, равно как и право на всестороннее развитие. Ребёнок ценен не потому, что он преуспел в какой-то деятельности, а просто потому, что он, в первую очередь, человек.

Второй принцип признаёт за каждым человеком способность думать и чувствовать, тем самым признавая в нём самодостаточную личность и подкрепляя первый принцип.

Согласно третьему принципу, абсолютно каждый человек имеет право на общение и обладает правом быть услышанным и выслушанным. Иными словами, данный принцип отрицает саму возможность изоляции кого бы то ни было от общества по любым причинам. В системе инклюзивного образования каждый ребёнок может полноценно социализироваться, находясь в компании своих ровесников. Но, что более важно, ни один ребёнок не остаётся проигнорированным.

Третий принцип поддерживается четвёртым, который утверждает: все люди нуждаются друг в друге. И все люди должны оставаться в тесной связи с обществом. Хорошим (и гиперболизированным) иллюстративным примером того, как сильно взросление вне общества влияет на ребёнка, могут считаться “дети-Маугли”, воспитанные животные. Статистика показала, что практически ни один из этих детей в дальнейшем не смог полноценно адаптироваться в человеческом обществе, а многие из них не смогли даже выжить.

Пятый принцип, выведенный опытным путём, заявляет, что успешное образование может быть осуществлено исключительно в “естественной”, приближенной к условиям реальной жизни среде, где знания, получаемые ребёнком, будут даны ему в контексте человеческих взаимоотношений. Требование прекратить практику, в которой дети с особенностями остаются в стороне от общества, является самым основным требованием инклюзии.

Замечание 2

Инклюзивное образование пытается формировать у всех участников образовательного процесса толерантное отношение к людям с особенностями.

Шестой принцип выведен из законов психологии. Он гласит, что каждый член общества испытывает нужду в дружбе и поддержке других членов общества, в особенности - ровесников и сверстников. Больше всего мы желаем быть принятыми в обществе, а проще всего общение строится с людьми приблизительного одного возраста.

Седьмой принцип соотносится с принципом развивающего обучения. Он утверждает, что дети смогут достичь прогресса в своём образовании только в том случае, если будут “делать то, чего не могут”. Решать не те задачи, что легко поддаются, а те, что решаются только после приложения некоторых умственных усилий. Находясь в специализированных учреждениях, где всё окружающее подстраивается под его особенности, ребёнок оказывается в среде, которая не готовит его к реальному миру. Инклюзивное же образование, ставя перед детьми преодолимые препятствия, развивает их.

Восьмой принцип поддерживает это убеждение, говоря, что разнообразие приносит пользу всем сферам жизни человека, то есть инклюзия предлагает новые возможности не только для тех, кто оказывается отрезан от общества, но и для всего общества в целом, которое начинает активировать всё больше человеческих ресурсов.

Отношение к инклюзии у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.

Слово "инклюзия " используется в России для того, чтобы охарактеризовать особенность процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В переводе с французского inclusif означает "включающий в себя". То есть, инклюзивное образование предполагает включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство наравне с обычными детьми.

Отношение к этому у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика - не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.

Основные принципы инклюзивного образования

Основные принципы инклюзивного образования заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:

Ценность человека зависит не от достижений и способностей.

А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?

Способность думать и чувствовать есть у каждого.

В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.

Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.

Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.

Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.

Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.

Человек нуждается в дружбе с ровесниками.

Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.

Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в российские школы не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.

Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:

  • во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно - необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
  • во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.

К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению детей с ОВЗ в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго "застопорить" полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.

На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?


Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?

Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.

У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей . При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.

Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.

Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.

Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.

Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции . Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.

Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.

Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять. Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ , сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества.

Инклюзивное - включающий в себя, заключаю, включаю или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится

целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать

помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение

общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения.

Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными

особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями,

понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на

поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые

структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и

средства.

Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

Включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;

Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей,

Инклюзивное образование - это новая форма работы в дошкольном учреждении.

Необходимость инклюзивного образования назрела давно. Выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников, на который, безусловно, может рассчитывать каждый ребенок, независимо от тяжести нарушений его развития, сделало бы жизнь таких детей более интересной и полной, способствовало бы их развитию и воспитанию.

Основной целью создания инклюзивных групп является щадящее, постепенное вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми. В основу ставится социально - эмоциональное развитие, формирование навыков взаимодействия и общения.

В рамках реализации индивидуальной образовательной программы ребенка, коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты должны учитывать содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строить коррекционно- развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.

В связи с тем, что основным видом детской деятельности является игра - вся деятельность подчинена именно игре, будь то индивидуальные занятия, групповые или подгрупповые

На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных программ обучения ребенка.

Специалисты, работающие в группе должны регулярно использовать в своей работе технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Например: музыкальный работник проводит ритмику; инструктор по ФИЗО-коррегирующую гимнастику; педагог-психолог - психогимнастику; учитель-логопед - дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, точечный массаж.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Содержание

    Введение ………………………………………………………………..2 стр.

    Принципы и ценности инклюзивного образования………………3-9 стр.

    Заключение…………………………………………………………..10 стр.

    Список литературы………………………………………………….11 стр.

Введение

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Тема инвалидов ныне часто обсуждается в СМИ, принято говорить о том, что здоровое общество характеризуется и своим отношением к инвалидам. Поэтому все чаще можно услышать рассуждения об интеграции инвалидов в общество, и, в частности, об интеграции детей «с особыми потребностями» в общеобразовательную школу. При этом основное внимание уделяется «праву быть как все», и за кадром остаётся то, как обеспечить реализацию этого права.

Когда сегодня говорят об интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы, имеется в виду то, что эти дети учатся в массовой школе в обычных условиях.

Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.

Существует возможность до некоторой степени расширить рамки включения детей с особыми потребностями в массовую школу. Фактически мы сталкиваемся сейчас со всё возрастающим количеством таких детей и ориентацией общеобразовательных школ на увеличение числа учащихся. Однако без создания соответствующих условий для обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах не следует этого делать.

Принципы и ценности инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

«Мы обязаны создать нормальную систему образования, чтобы дети и подростки с ограниченными возможностями могли обучаться среди сверстников, в том числе, и в обычных общеобразовательных школах. Это нужно не только им, но и в не меньшей степени самому обществу» (Д. Медведев, Президент Российской Федерации).

Основные принципы (основные нормы поведения) возникают из ценностей и убеждений, однако, они больше связаны с действием, с тем, что нужно сделать, чтобы инклюзия стала работоспособной. Ниже представлены некоторые примерные темы для обсуждения, которые должны разрабатываться коллективно, с учетом существующих условий:

    Все дети имеют право посещать местную школу, - это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений учителя.

    Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.

    Для обеспечения детям доступа к обучению необходима соответствующая поддержка (например, система Брайля, субтитры и сурдоперевод.)

    Образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению к различным группам.

    Издевательства, словесные унижения и дискриминация детей-инвалидов недопустимы (ребенка-инвалида нельзя упрекать в том, что «он не справляется»).

    Школьное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с инклюзией.

    Школа, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели, то есть школа испытывает трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением.

Показатели успеха (то, каким образом мы узнаем, что наши ценности, убеждения и принципы осуществляются на практике) или индикаторы успеха должны быть определены совместно, с учетом местных культурных особенностей и существующих условий.

Инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные ценности (которые мы считаем важными и достойными) и убеждения (которые мы признаем правильными): убеждения и ценности людей являются глубоко укоренившимися, и их трудно менять. Одним из основных барьеров, которые упоминаются в связи с инклюзией, является «негативное отношение», а отношение является сочетанием ценностей и убеждений.

«Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим». Юзи Майлз, «Преодолевая ресурсные барьеры », 2000г.

Что же можно с этим сделать? Зачастую негативное отношение меняется тогда, когда люди могут ВИДЕТЬ положительную роль инклюзии на практике. Также можно помочь людям разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа ИО была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы. Основные ценности инклюзивного образования можно найти во всех культурах, философских системах и религиях, они отражены в большинстве основных статей международных документов о правах человека.

К таким ценностям можно отнести:

    взаимное уважение;

    толерантность;

    осознание себя частью общества;

    предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

    взаимопомощь;

    возможность учиться друг у друга;

    возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В различных культурах и условиях некоторым из перечисленных выше ценностей и убеждений отдается большее предпочтение. Например, во многих развивающихся странах осознание себя частью общества может быть более приоритетным, чем развитие индивидуальных навыков, в то время как в развитых странах зачастую наблюдается обратная ситуация. Во всех странах некоторые люди защищают эти ценности и убеждения и руководствуются ими в большей степени, чем остальные.

Дискриминация и притеснения, к сожалению, также свойственны большинству культур. Часто невежество, страх, отсутствие воспитания мешают людям поверить в эти ценности или руководствоваться ими в своей жизни. Иногда это связано с глубоко укоренившимися традициями, как, например, угнетение женщин. Кроме того, в условиях крайней нищеты и незащищенности большую ценность приобретает базовая стратегия выживания, при которой, как правило, доминирующим является «выживание наиболее приспособленных».

Устранить причины такого невежества и страха помогут образование, обеспечение безопасности, свобода от притеснений, что поможет людям придерживаться более «высоких» ценностей и отстаивать их на практике. Таким образом, инклюзия в конечном итоге должна рассматриваться в таком расширенном контексте.

Равные возможности для каждого!

Главные преимущества инклюзивного образования:

Основные принципы инклюзии

"Обычное" образование

Специальное образование

    "Обычный" ребенок

    Круглые колышки для круглых отверстий

    Обычные педагоги

    Обычные школы

    Особый ребенок

    Квадратные колышки для квадратных отверстий

    Специальные педагоги

    Специальные школы

Интегрированное образование

    Адаптация ребенка к требованиям системы

    Превращение квадратных колышков в круглые

    Система остается неизменной

    Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым

Инклюзивное образование

    Все дети разные

    Все дети могут учиться

    Есть разные способности,
    различные этнические группы,
    разный рост,
    возраст,
    происхождение,
    пол

    Адаптация системы к потребностям ребенка

Заключение

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Список литературы

Ш. Рамон «Социальная эксклюзия и социальная инклюзия»/, Сост. Ш. Рамон и В. Шмидт. Московская высшая школа социальных и экономических наук. Хрестоматия по курсу Социальная эксклюзия в образовании. - М., 2003

Волкова, Л.С. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. - М.. : Просвещение, 1989. –527 с.

Специальная педагогика./ Под редакцией Н.М. Назаровой. М.. : AKADEMA, 2001. –394с.

Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. 1996 // Альманах ИКП РАО // .

Основы управления специальным образованием: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика» / Д.С. Шилов [и др.]. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / сост. Ю.Б. Симонова, С.А. Прушинский. – М. : Региональная общественная организация Перспектива. – М.: 2007. – 48 с.

Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитация инвалидов в Российской Федерации: Анализ основных результатов исследования / П.В. Романов [и др.]. – М. : Папирус, 2009. – 60 с.

Банч, Гэри Включающее образование. Как добиться успеха? / Гэри Банч. – М.: Прометей, 2005. – 88 с.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1. Совместное обучение и воспитание детей, имеющих ОВЗ, с их нормально развивающимися сверстниками подразумевает:

а) инклюзия

б) интеракция

в) индивидуализация

2. Инклюзивное образование, согласно ФЗ «Об образовании В РФ» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ), это:

а) создание оптимальных условий для социализации для детей с ОВЗ и инвалидностью

б) создание оптимальных условий для нравственного развития нормально развивающихся детей

в) обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

3. Инклюзия представляет собой:

a) форму сотрудничества

б) частный случай интеграции

b) стиль поведения

4. Какие права родителей обеспечивает ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.12. №273)?

а) право выбирать программу обучения

б) право определять методы обучения

в) на бесплатные учебники

г) на участие в управлении образовательным учреждением

5. Различают два вида интеграции:

а) внутреннюю и внешнюю

б) пассивную и творческую

в) образовательную и социальную

а) психолого-медико-педагогическая комиссия

б) дефектолог

в) медико-социальная экспертиза

7. Инклюзия – образование, предусматривающее включение ребёнка с ОВЗ в одну образовательную среду с нормально развивающимися сверстниками – это:

a) групповая интеграция

б) образовательная интеграция

в) коммуникация

8. Основной установкой учителя реализующего инклюзивную практику, является:

а) каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий

б) дети с ОВЗ должны учиться в специализированных школах

в) некоторые дети не способны к обучению

9. Социальная интеграция должна быть обеспечена:

a) всем без исключения детям с нарушениями в развитии

б) только детям с нарушениями развития в младшем школьном возрасте

b) детям, обучающимся только в специальных учреждениях

10. Статус обучающегося с ограниченными возможностями устанавливается:

а) ПМПК

б) врачебной комиссией

в) МСЭ

11. Впервые теоретическое обоснование интегрированного обучения было в трудах отечественного учёного:

а) А.Н. Леонтьева

б) С.Л. Рубинштейна

в) Л.С. Выготского

12. Государство гарантирует бесплатно для лиц с инвалидностью:

а) питание

б) услуги сурдопереводчика

в) учебники

13. Первой страной в сфере внедрения в педагогическую практику Инте (инклюзивного) образования стала:

а) Великобритания

б) Россия

в) Франция

14. В рамках инклюзивного образования образовательные услуги могут предоставляться обучающимся со следующими ограничениями здоровья:

а) нарушения слуха (глухие)

б) нарушения слуха (слабослышащие и позднооглохшие)

в) нарушения зрения (слепые)

г) нарушения зрения (слабовидящие)

д) тяжелые нарушения речи

е) нарушения опорно-двигательного аппарата

ж) задержка психического развития

з) умственно отсталые

и) расстройства аутистического спектра

к) сложный дефект (два и более нарушений)

л) ограничения, связанные с соматическими заболеваниями

м) все ответы верны

15. В 70-е г.г. XX в. в странах западной и восточной Европы отмечаются прецеденты закрытия коррекционных учреждений, из-за:

A) отсутствия детей с ОВЗ

Б) перевода детей с ОВЗ в детские сады и школы общего типа

B) обучения детей с ОВЗ на дому

16. Назовите фундаментальный философский принцип инклюзии:

а) свобода в передвижении

б) право жить среди равных

в) свобода выбора

17. В России первый экспериментальный опыт совместного обучения детей и нарушенным развитием появляется в:

а) 60-ые г.г. XX в.

б) 90-ые г.г. XX

в) 70-ые г.г. XX в.

18. В России в первом экспериментальном опыте совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием принимали участие дети дошкольного возраста с нарушением:

а) зрительного анализатора

б) интеллекта

в) слухового анализатора

19. К специальным образовательным условиям для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью относится:

а) создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды

б) материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и инвалидностью

в) индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ и инвалидностью

г) пандусы, специальные лифты, специально-оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование

20. В условиях «включённого образования» ребёнок с ОВЗ поставлен перед необходимостью овладеть гос. образовательным стандартом наравне с нормально развивающимися поэтому:

а) инклюзия не может носить массовый характер

б) инклюзия должна носить массовый характер

21. Тьютор – это:

а) педагог, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы

б) координатор деятельности ПМПк

в) помощник руководителя образовательного учреждения

22. В соответствии с принципами отечественной концепции интегрированного обучения можно утверждать, что инклюзивное образование наиболее приемлемо для:

а) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

б) детей с нарушением интеллекта,

в) детей с ОВЗ, с которыми была рано начата коррекционно-педагогическая работа.

23. Индивидуальный образовательный маршрут строится с учетом:

а) индивидуальных особенностей ученика с ОВЗ, инвалидностью

б) уровня подготовки педагогов

в) занятости родителей

24. Какой из следующих принципов не относится к принципам отечественного инклюзивного обучения:

a) интеграция через раннюю коррекцию

б) интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребёнку

в) интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения

г) диагностическая информация должна быть представлена наглядно, в виде графиков, рисунков

25. Построение между образовательными учреждениями разных уровней, типов и вариантов взаимодействия, при котором обеспечивается выбор и предсказуемость индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, строится взаимодополняемая система психолого-педагогического сопровождения образования ребенка и его семьи, называется:

а) инклюзивная образовательная вертикаль

б) инклюзивная образовательная горизонталь

в) инклюзивная образовательная параллель

26. Отношения педагога и ученика с ОВЗ и инвалидностью должны строиться:

а) на основе сотрудничества и эмпатии

б) на принципе оберегания

в) с учетом возрастных особенностей

27. На второй ступени инклюзивной вертикали воспитание и социализация ребенка
ограниченными возможностями здоровья осуществляются в рамках:

а) общеобразовательной средней школы

б) дошкольных учреждений

в) семьи

28. Завершающим уровнем инклюзивной вертикали становится этап:

a) профориентации выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья в сфере возникновение профессиональных интересов и выборов

б) сопровождения комплексными психолого-педагогической диагностикой и коррекционной помощи для адаптации в среде здоровых сверстников

в) ранней интеграции детей с нарушениями в развитии в детские дошкольные учреждения

29. К ключевым компетенциям выпускника с ОВЗ и инвалидностью не относятся:

а) коммуникация

б) умения проводить операции с числами

в) навыки работы в команде

г) уступчивость

30. Создание системы полисубъектного взаимодействия предполагает создание:

а) инклюзивной горизонтали

б) инклюзивной вертикали

31. Развитие ребенка с ОВЗ и инвалидностью проходит по тем же закономерностям, что и:

а) взрослого человека

б) нормально-развивающегося ребенка

в) умственно отсталого ребенка

32. Начальным уровнем инклюзивной вертикали становится период:

a) юности

б) раннего детства

в) младшего школьного возраста

33. Принцип выбора родителей как принцип инклюзивного обучения:

а) означает, что родители могут сами выбирать, чему и как учить их детей с ОВЗ

б) право родителей выбирать учителя и программу обучения

в) означает, что родителям предоставлено право выбора для своих детей с ОВЗ места, способа и языка обучения

34. Непрерывная вертикаль инклюзивного образования реализуется при соблюдении условий: ребенок, попавший в интегративную среду в раннем возрасте, не должен быть лишён общества обычных сверстников ни на каком этапе своего взросления. Выберите название условия:

а) комплексность непрерывность

б) шаговой доступности

в) единства, целей

35. Как называются дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве?

а) дети с ограниченными возможностями здоровья

б) дети с отклонениями в развитии

в) дети с особыми образовательными потребностями

36. Определите, о каком условии непрерывной вертикали инклюзивного образования идет речь: все инклюзивные учреждения должны быть открыты к сотрудничеству и обмену опытом, как внутри своей вертикали, так и по видовому многообразию; информация о развитии ребенка на каждой ступени образовательной вертикали будет фиксироваться в его индивидуальной карте («карта развития»).

A) преемственности

Б) профессиональной компетентности

B) шаговой доступности

37. Кто из специалистов психолого-педагогического сопровождения участвует в разработке адаптированной основной образовательной программы в соответствии с рекомендациями ПМПК:

а) только педагогический состав

б) педагоги и профильные специалисты (члены ПМПк)

в) все специалисты сопровождения и родители ребенка с ОВЗ

38. Подход предполагающий, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, называется:

А) расширение доступа к образованию

Б) интеграция

В) мэйнстриминг

39. К методам педагогического изучения детей с ОВЗ и инвалидностью не относится:

а) анализ работ

б) беседа

в) энцефалография

г) педагогическое наблюдение

40. Согласно концепции СФГОС, какой из компонентов рассматривается в структуре образования обучающихся с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации настоящем и будущем:

а) компонент «жизненной компетенции»

б) «академический» компонент

41. В СФГОС выделено образовательных областей:

а) 4

б) 6

в) 8

42. Что не обязано обеспечить образовательное учреждение для включенного в среду ребенка с ОВЗ:

а) реализацию специальных условий получения образования, рекомендованные ПМПК

б) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение в части социальной адаптации

в) полное усвоение образовательной программы, реализуемой образовательным учреждением

43. Определите, о какой из образовательных областей СФГОС идет речь: знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением:

а) естествознание

б) искусство

в) обществознание

г) физическая культура

44. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ и инвалидностью предполагает:

а) создание специальных условий

б) разработку специальных методов обучения и программ

в) специальный подбор преподавателей


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: