Где находится византийская империя. Византийская империя

Одна из наибольших империй в истории, Византия имела огромное влияние на море и суше, в торговле и развитии производства, в религии и культуре.

Падение Византийской империи привело к изменению политической карты Европы и Азии , стало толчком к поиску новых торговых путей, которые привели к географическим открытиям. Сколько просуществовала Византия, и что стало причиной ее краха?

Вконтакте

Возникновение Византийской империи

Причиной возникновения Византии стал распад Великой Римской империи, который закончился разделом на Западную и Восточную . Последним правителем Римской империи был Феодосий I. При его правлении христианство стало единой религией на территории империи. Перед смертью император осуществил раздел на Западную и Восточную империи , каждую из которых отдал своим сыновьям Гонорию и Аркадию.

Западная империя смогла просуществовать меньше столетия и пала под натиском варваров во второй половине V века.

Рим лишился величия на многие сотни лет . Восточная часть с центром в Константинополе (сейчас Стамбул, Турция) стала мощной преемницей, получив название Византийской империи.

Дата основания Константинополя приходится на 330 год, когда император Константин перенес столицу в место, где находилась греческая колония Византия.

В дальнейшем Константинополь превратился в столицу Восточной империи и самый богатый город эпохи Средневековья. Просуществовала Византийская империя в течение более 1000 лет (395–1453), тогда как срок самой Римской империи составляет 500 лет.

Внимание! Византией образовавшуюся империю историки стали называть уже после ее краха в XV веке.

В основе могущества Византийской империи лежит торговля и ремесленное производство. Города росли и развивались, обеспечивали изготовление всех необходимых товаров. Морской торговый путь был самым безопасным, потому что на суше не прекращались войны. Торговля между Востоком и Западом осуществлялась через Византию , благодаря чему ее порты достигли наибольшего расцвета, который пришелся на V–VIII в.

Многонациональное население привнесло свое культурное разнообразие, но за основу было взято античное наследие, а греческий язык стал основным. Большую часть населения составляли греки, поэтому на западе появилось название «греческая империя». Считая себя наследниками римлян , греки стали называть себя «ромеями», что означает в переводе с греческого римляне, а свою империю Романией.

Расцвет Византии

Период наивысшего могущества империи приходится на правление Юстиниана в средине VI века. Владения империи достигли максимальных пределов за свою историю, что удалось за счет военных походов. Территория Византии выросла после присоединения южной части Испании и Италии, стран Северной Африки.

В империи было утверждено римское право и нормы христианской религии . Документ назывался «Свод законов», став основой для законов европейских держав.

При правлении Юстиниана был построен самый величественный в мире храм Святой Софии с великолепием фресок и мозаичного свода . Монументальный императорский дворец Юстиниана возвышался над Мраморным морем.

Отсутствие набегов варваров способствовало культурному развитию и росту могущества Византийской империи. Продолжали существовать греко-римские города с дворцами, белоснежными колоннами и статуями. Там процветали ремесла, наука, торговля. Был заимствован опыт римского градостроительства , работал водопровод и термы (бани).

Важно! Государственные символы в период Византийской империи отсутствовали или только развивались.

У правящей последние два столетия династии Палеологов был императорский флаг Византии пурпурного цвета. В его центре располагался двуглавый орел золотого цвета. Эмблема означала раздел Римской империи на две части, потому у орла появилось две головы вместо привычной одной , как у римского орла. По другой версии, двуглавость толковалась как союз светской и духовной власти.

Империя в конце существования

К концу XIV века существование Византийской империи оказалось под угрозой, исходившей от османского государства. Для спасения была задействована дипломатия, велись переговоры на Западе по объединению церквей в обмен на военную помощь Рима . Предварительное соглашение было достигнуто еще в 1430 г., но оставалось еще спорные вопросы.

После подписания унии в 1439 г. византийская церковь признавала правомочность католической в спорных вопросах. Но документ не был поддержан епископатом Византии во главе с епископом Марком Евгеником, что вызвало раскол на православную и униатскую епархию, которые стали сосуществовать параллельно, что можно наблюдать и в нынешнее время.

Церковный раскол оказал большое влияние на историю культуры. Митрополиты, сторонники униатства, стали мостом передачи античной и византийской культуры на Запад. Греческие авторы стали переводиться на латынь, эмигрантам-интеллектуалам из Греции оказывалось особое покровительство на новом месте. Виссарион Никейский, ставший кардиналом и латинским патриархом Константинополя , отдал Венецианской республике всю личную библиотеку, насчитывавшую свыше 700 рукописей. Она считалась наибольшим частным собранием Европы и послужила основой для Библиотеки святого Марка.

К концу своего существования Византийская империя уже утратила большую часть своих земель и былое могущество . Территория Византии ограничивалась окрестностями столицы, на которые распространялась власть последнего императора Константина XI.

Несмотря на то, что карта империи постепенно сокращалась, Константинополь до последнего часа воспринимался как могущественный символ .

Император искал союзников среди соседей, но небольшую реальную помощь предложили лишь Рим и Венеция. Османская держава контролировала почти всю Анатолию и Балканский полуостров , неустанно расширяя границы на востоке и на западе. Несколько раз уже османцы нападали на Византийскую империю, каждый раз отвоевывая новые города.

Усиление влияния турок

Османская держава, созданная в 1299 г. из осколков Сельджукского султаната и Анатолии, получила название от имени первого султана Османа. Весь XIV век она наращивала мощь на границах Византии, в Малой Азии и на Балканах. Небольшую передышку Константинополь получил на стыке XIV и XV веков, когда началось противостояние с Тамерланом . После очередной победы турок над городом нависла реальная угроза.

Целью своей жизни Мехмед II назвал захват Константинополя турками, к чему тщательно готовился. Для наступления подготовили 150-тысячное войско, вооруженное артиллерией. Султан учел недостатки прошлых компаний, когда он был лишен флота. Поэтому на несколько лет был построен флот. Наличие боевых кораблей и 100-тысячной армии позволило туркам стать хозяевами в Мраморном море.

К военной компании было готово 85 военных и 350 транспортных судов. Военная мощь Константинополя складывалась 5 тысяч местных жителей и 2 тысяч западных наемников при поддержке всего 25 кораблей. На вооружении было несколько пушек, внушительный запас копий и стрел, что было крайне недостаточно для обороны.

Мощную крепость Константинополь, окруженную морем и заливом Золотой Рог, взять было не просто. Стены оставались неуязвимыми для осадных машин и орудий.

Наступление

Начало осады города приходится на 7 апреля 1453 года. Представители султана передали императору предложение о сдаче, на что правитель предложил выплатить дань, уступить свои территории, но сохранить город.

После получения отказа султан приказал турецкому войску штурмовать город. Войско имело высокую решимость, мотивацию, рвалось в наступление, что было полной противоположностью положению ромеев.

Ставка была сделана на турецкий флот, который должен блокировать город с моря , чтобы исключить прибытие подкрепления от союзников. Нужно было прорвать укрепления и зайти в залив.

Византийцы отбили первую атаку, перекрыв вход в бухту. Несмотря на все попытки, турецкий флот не смог подойти к городу. Нужно отдать должное смелости защитников, которые на 5 судах приняли бой со 150 кораблями турок, разгромив их . Туркам пришлось менять тактику и переправлять 80 судов по суше, что было сделано 22 апреля. Византийцы не смогли сжечь флот из-за предательства генуэзцев, живших в Галате и предупредивших турок.

Крах Константинополя

Хаос и отчаяние царили в столице Византии. Императору Константину XI предлагали сдать город.

На рассвете 29 мая турецкая армия начала штурм, ставший последним. Первые атаки удалось отбить, но потом положение изменилось. После взятия главных ворот, схватки переместились на городские улицы. Сражаясь наравне со всеми, в бою при неизвестных обстоятельствах пал сам император . Турки полностью овладели городом.

29 мая 1453 года после двухмесячного упорного сопротивления произошел захват Константинополя турками. Город пал вместе с Великой Восточной империей под напором турецкой армии. На три дня султан отдал город на разграбление . Израненному Константину XI отрубили голову, а потом надели ее на шест.

Турки в Константинополе не щадили никого, убивали всех встречных. Горы трупов заполнили улицы, а кровь убитых стекала прямо в залив. Султан въехал в город после прекращения по его указу насилия и грабежа в сопровождении визирей и эскорта лучших отрядов янычар, Мехмед II проследовал по улицам. Константинополь стоял разграбленным и оскверненным .

Храм Св. Софии перестроили и превратили в мечеть. Уцелевшему населению была дарована свобода, но людей осталось слишком мало. Пришлось объявить в соседних городах, откуда пришли жители, и постепенно Константинополь снова наполнился населением. Султан сохранил и поддерживал греческую культуру, церковь.

Греки получили право самоуправления внутри общины во главе с Патриархом Константинопольским, подчиненным султану. Оставил преемственность с Византией и титулом римского императора.

Важно! По мнению историков, с приходом султана в Византию закончилось Средневековье, а бегство ученых-греков в Италию стало предпосылкой для эпохи Возрождения.

Почему пала Византия

Историки спорят о причинах падения Византийской империи уже очень давно и выдвигают различные версии о факторах, которые все вместе и погубили империю.

Вот некоторые причины гибели:

  • По одной из версий, падению способствовала Венеция, желая устранить торгового конкурента в восточной части Средиземноморья.
  • Другие свидетельства говорят, что венецианской синьории египетский султан дал большую взятку, чтобы обезопасить свои владения.
  • Наиболее спорным является вопрос о причастности папской курии и самого Папы , желавшего воссоединения церквей.
  • Главной и объективной причиной гибели Византийской империи стала внутриполитическая и экономическая ослабленность . К этому привели нападения крестоносцев, придворные интриги со сменой императора, ненависть византийцев к торговцам, прибывшим из итальянских республик, религиозные распри, вызывающие ненависть к католикам и латинянам. Все это сопровождалось бунтами, погромами и кровавой резней с множеством жертв.
  • Военное превосходство и сплоченность турецкой армии Османская империя стала захватывать новые территории на юго-востоке Европы, расширив свое влияние также на Азию, Кавказ и север Африканского континента. Просуществовала Византийская империя более тысячи лет, но не устояла под натиском турецкой армии, поскольку уже не обладала былым величием.
Архангел Михаил и Мануил II Палеолог. XV век Palazzo Ducale, Urbino, Italy / Bridgeman Images / Fotodom

1. Страны под названием Византия никогда не существовало

Если бы византийцы VI, X или XIV века услышали от нас, что они — византийцы, а их страна называется Византия, подавляющее большинство из них нас бы просто не поняли. А те, кто все же понял, решили бы, что мы хотим к ним подольститься, называя их жителями столицы, да еще и на устаревшем языке, который используют только ученые, старающиеся сделать свою речь как можно более изысканной. Часть консульского диптиха Юстиниана. Константинополь, 521 год Диптихи вручались консулам в честь их вступления в должность. The Metropolitan Museum of Art

Страны, которую ее жители называли бы Византия, никогда не было; слово «византийцы» никогда не было самоназванием жителей какого бы то ни было государства. Слово «византийцы» иногда использовалось для обозначения жителей Константинополя — по названию древнего города Византий (Βυζάντιον), который в 330 году был заново основан императором Константином под именем Константинополь. Назывались они так только в текстах, написанных на условном литературном языке, стилизованном под древнегреческий, на котором уже давно никто не говорил. Других византийцев никто не знал, да и эти существовали лишь в текстах, доступных узкому кругу образованной элиты, писавшей на этом архаизированном греческом языке и понимавшей его.

Самоназванием Восточной Римской империи начиная с III-IV веков (и после захвата Константинополя турками в 1453 году) было несколько устойчивых и всем понятных оборотов и слов: государство ромеев, или римлян, (βασιλεία τῶν Ρωμαίων ), Романи́я (Ρωμανία), Ромаи́да (Ρωμαΐς ).

Сами жители называли себя ромеями — римлянами (Ρωμαίοι ), ими правил римский император — василевс (Βασιλεύς τῶν Ρωμαίων ), а их столицей был Новый Рим (Νέα Ρώμη ) — именно так обычно назывался основанный Константином город.

Откуда же взялось слово «Византия» и вместе с ним представление о Визан-тийской империи как о государстве, возникшем после падения Римской империи на территории ее восточных провинций? Дело в том, что в XV веке вместе с государственностью Восточно-Римская империя (так Византию часто называют в современных исторических сочинениях, и это гораздо ближе к самосознанию самих византийцев), по сути, лишилась и голоса, слышимого за ее пределами: восточноримская традиция самоописания оказалась изолированной в пределах грекоязычных земель, принадлежавших Османской империи; важным теперь было только то, что о Византии думали и писали западноевропейские ученые.

Иероним Вольф. Гравюра Доминикуса Кустоса. 1580 год Herzog Anton Ulrich-Museum Braunschweig

В западноевропейской традиции госу-дарство Византия было фактически создано Иеро-нимом Вольфом, немецким гуманистом и историком, в 1577 году издавшим «Корпус византийской истории» — небольшую антологию сочинений историков Восточной империи с латинским переводом. Именно с «Корпуса» понятие «византийский» вошло в западноевропейский научный оборот.

Сочинение Вольфа легло в основу другого собрания византийских историков, тоже называвшегося «Корпусом византийской истории», но гораздо более масштабного — он был издан в 37 томах при содействии короля Франции Людовика XIV. Наконец, венецианское переиздание второго «Корпуса» использовал английский историк XVIII века Эдуард Гиббон, когда писал свою «Историю падения и упадка Римской империи» — пожалуй, ни одна книга не оказала такого огромного и одновременно разрушительного влияния на создание и популяризацию современного образа Византии.

Ромеи с их исторической и культурной традицией были, таким образом, лишены не только своего голоса, но и права на самоназвание и самосознание.

2. Византийцы не знали, что они не римляне

Осень. Коптское панно. IV век Whitworth Art Gallery, The University of Manchester, UK / Bridgeman Images / Fotodom

Для византийцев, которые сами называли себя ромеями-римлянами, история великой империи никогда не кончалась. Сама эта мысль показалась бы им абсурдной. Ромул и Рем, Нума, Август Октавиан, Константин I, Юстиниан, Фока, Михаил Великий Комнин — все они одинаковым образом с незапамятных времен стояли во главе римского народа.

До падения Константинополя (и даже после него) византийцы считали себя жителями Римской империи. Социальные институты, законы, государственность — все это сохранялось в Византии со времен первых римских императоров. Принятие христианства почти не повлияло на юридическое, экономическое и административное устройство Римской империи. Если истоки христианской церкви византийцы видели в Ветхом Завете, то начало собственной политической истории относили, как и древние римляне, к троянцу Энею — герою основополагающей для римской идентичности поэмы Вергилия.

Общественный порядок Римской империи и чувство принадлежности к великой римской patria сочетались в византийском мире с греческой наукой и письменной культурой: византийцы считали классическую древнегреческую литературу своей. Например, в XI веке монах и ученый Михаил Пселл всерьез рассуждает в одном трактате о том, кто пишет стихи лучше — афинский трагик Еврипид или византийский поэт VII века Георгий Писида, автор панегирика об аваро-славянской осаде Константинополя в 626 году и богословской поэмы «Шестоднев» о божественном сотворении мира. В этой поэме, переведенной впоследствии на славянский язык, Георгий парафразирует античных авторов Платона, Плутарха, Овидия и Плиния Старшего.

В то же время на уровне идеологии византийская культура часто противопоставляла себя классической античности. Христианские апологеты заметили, что вся греческая древность — поэзия, театр, спорт, скульптура — пронизана религиозными культами языческих божеств. Эллинские ценности (материальная и физическая красота, стремление к удовольствию, челове-ческие слава и почести, военные и атлетические победы, эротизм, рацио-нальное философское мышление) осуждались как недостойные христиан. Василий Великий в знаменитой беседе «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» видит главную опасность для христианской молодежи в привлекательном образе жизни, который предлагается читателю в эллинских сочинениях. Он советует отбирать в них для себя только истории, полезные в нравственном отношении. Парадокс в том, что Василий, как и многие другие Отцы Церкви, сам получил прекрасное эллинское образование и писал свои сочинения классическим литературным стилем, пользуясь приемами античного риторического искусства и языком, который к его времени уже вышел из употребления и звучал как архаичный.

На практике идеологическая несовместимость с эллинством не мешала византийцам бережно относиться к античному культурному наследию. Древние тексты не уничтожались, а копировались, при этом переписчики старались соблюдать точность, разве что могли в редких случаях выкинуть слишком откровенный эротический пассаж. Эллинская литература продолжала быть основой школьной программы в Византии. Образованный человек должен был читать и знать эпос Гомера, трагедии Еврипида, речи Демос-фена и использовать эллинский культурный код в собственных сочинениях, например называть арабов персами, а Русь — Гипербореей. Многие элементы античной культуры в Византии сохранились, правда изменившись до неузнаваемости и обретя новое религиозное содержание: например, риторика стала гомилетикой (наукой о церковной проповеди), философия — богословием, а античный любовный роман повлиял на агиографические жанры.

3. Византия родилась, когда Античность приняла христианство

Когда начинается Византия? Наверное, тогда, когда кончается история Римской империи — так мы привыкли думать. По большей части эта мысль кажется нам естественной благодаря огромному влиянию монументальной «Истории упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона.

Написанная в XVIII веке, эта книга до сих пор подсказывает как историкам, так и неспециалистам взгляд на период с III по VII век (который теперь все чаще называется поздней Античностью) как на время упадка былого величия Римской империи под воздействием двух основных факторов — нашествий германских племен и постоянно растущей социальной роли христианства, которое в IV веке стало доминирующей религией. Византия, существующая в массовом сознании прежде всего как христианская империя, рисуется в этой перспективе как естественный наследник того культурного упадка, который произошел в поздней Античности из-за массовой христианизации: средо-точием религиозного фанатизма и мракобесия, растянувшимся на целое тысячелетие застоем.

Амулет, защищающий от сглаза. Византия, V–VI века

На одной стороне изображен глаз, на который направлены стрелы и нападают лев, змея, скорпион и аист.

© The Walters Art Museum

Амулет из гематита. Византийский Египет, VI–VII века

Надписи определяют его как «женщина, которая страдала кровотечением» (Лк. 8:43–48). Считалось, что гематит помогает остановить кровотечение, и из него были очень популярны амулеты, связанные с женским здоровьем и менструальным циклом.

Таким образом, если смотреть на историю глазами Гиббона, поздняя Античность оборачивается трагическим и необратимым концом Античности. Но была ли она лишь временем разрушения прекрасной древности? Историческая наука уже более полувека уверена, что это не так.

В особенности упрощенным оказывается представление о якобы роковой роли христианизации в разрушении культуры Римской империи. Культура поздней Античности в реальности вряд ли была построена на противопоставлении «языческого» (римского) и «христианского» (византийского). То, как была устроена позднеантичная культура для ее создателей и пользователей, отличалось куда большей сложностью: христианам той эпохи показался бы странным сам вопрос о конфликте римского и религиозного. В IV веке римские христиане запросто могли поместить изображения языческих божеств, выполненных в античном стиле, на предметы обихода: например, на одном ларце , подаренном новобрачным, обнаженная Венера соседствует с благочестивым призывом «Секунд и Проекта, живите во Христе».

На территории будущей Византии происходило столь же беспроблемное для современников сплавление языческого и христианского в художественных приемах: в VI веке образы Христа и святых выполнялись в технике тради-ционного египетского погребального портрета, наиболее известный тип которого — так называемый фаюмский портрет Фаюмский портрет — разновидность погребальных портретов, распространенных в эллинизированном Египте в Ι-III веках н. э. Изображение наносилось горячими красками на разогретый восковой слой. . Христианская визуальность в поздней Античности вовсе не обязательно стремилась противопоставить себя языческой, римской традиции: очень часто она нарочито (а может быть, наоборот, естественно и непринужденно) придерживалась ее. Такой же сплав языческого и христианского виден и в литературе поздней Античности. Поэт Аратор в VI веке декламирует в римском соборе гекзаметрическую поэму о деяниях апостолов, написанную в стилистических традициях Вергилия. В христианизированном Египте середины V века (к этому времени здесь около полутора веков существуют разные формы монашества) поэт Нонн из города Панополь (современный Акмим) пишет переложение (парафразу) Евангелия от Иоанна языком Гомера, сохраняя не только метр и стиль, но и сознательно заимствуя целые словесные формулы и образные пласты из его эпоса Евангелие от Иоанна, 1:1-6 (синодальный перевод):
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.

Нонн из Панополя. Парафраза Евангелия от Иоанна, песнь 1 (пер. Ю. А. Голубец, Д. А. Поспелова, А. В. Маркова):
Логос, Божие Чадо, Свет, рожденный от Света,
Неотделим от Отца Он на беспредельном престоле!
Боже небеснородный, Логос, ведь Ты праначально
Воссиял совокупно с Предвечным, Зиждителем мира,
О, Древнейший вселенной! Все чрез Него совершилось,
Что бездыханно и в духе! Вне Речи, деющей много,
Явлено ль, что пребывает? И в Нем существует извечно
Жизнь, что всему соприсуща, свет краткосущего люда… <…>
Во пчелопитающей чаще
Странник нагорный явился, насельник склонов пустынных,
Он — глашатай крещенья краеугольного, имя —
Божий муж, Иоанн, вожатый. .

Портрет молодой девушки. II век © Google Cultural Institute

Погребальный портрет мужчины. III век © Google Cultural Institute

Христос Пантократор. Икона из монастыря Святой Екатерины. Синай, середина VI века Wikimedia Commons

Святой Петр. Икона из монастыря Святой Екатерины. Синай, VII век © campus.belmont.edu

Динамичные изменения, происходившие в разных пластах культуры Римской империи в поздней Античности, трудно напрямую связать с христианизацией, раз уж христиане того времени сами были такими охотниками до классических форм и в изобразительных искусствах, и в литературе (как и во многих других сферах жизни). Будущая Византия рождалась в эпоху, в которой взаимосвязи между религией, художественным языком, его аудиторией, а также социоло-гией исторических сдвигов были сложными и непрямыми. Они несли в себе потенциал той сложности и многоплановости, которая развертывалась позднее на протяжении веков византийской истории.

4. В Византии говорили на одном языке, а писали на другом

Языковая картина Византии парадоксальна. Империя, не просто претендо-вавшая на правопреемство по отношению к Римской и унаследовавшая ее институты, но и с точки зрения своей политической идеологии бывшая Римской империей, никогда не говорила на латыни. На ней разговаривали в западных провинциях и на Балканах, до VI века она оставалась официальным языком юриспруденции (последним законодательным сводом на латыни стал Кодекс Юстиниана, обнародованный в 529 году, — после него законы издавали уже на греческом), она обогатила греческий множеством заимствований (прежде всего в военной и административной сферах), ранневизантийский Константинополь привлекал карьерными возможностями латинских грамматиков. Но все же латынь не была настоящим языком даже ранней Византии. Пускай латиноязычные поэты Корипп и Присциан жили в Констан-тинополе, мы не встретим этих имен на страницах учебника истории визан-тийской литературы.

Мы не можем сказать, в какой именно момент римский император становится византийским: провести четкую границу не позволяет формальное тождество институтов. В поисках ответа на этот вопрос необходимо обращаться к нефор-мализуемым культурным различиям. Римская империя отличается от Визан-тийской тем, что в последней оказываются слиты римские институты, гре-ческая культура и христианство и осуществляется этот синтез на основе греческого языка. Поэтому одним из критериев, на которые мы могли бы опереться, становится язык: византийскому императору, в отличие от его римского коллеги, проще изъясняться на греческом, чем на латыни.

Но что такое этот греческий? Альтернатива, которую предлагают нам полки книжных магазинов и программы филологических факультетов, обманчива: мы можем найти в них либо древне-, либо новогреческий язык. Иной точки отсчета не предусмотрено. Из-за этого мы вынуждены исходить из того, что греческий язык Византии — это либо искаженный древнегреческий (почти диалоги Платона, но уже не совсем), либо протоновогреческий (почти перего-воры Ципраса с МВФ, но еще не вполне). История 24 столетий непрерывного развития языка спрямляется и упрощается: это либо неизбежный закат и деградация древнегреческого (так думали западноевропейские филологи-классики до утверждения византинистики как самостоятельной научной дисциплины), либо неминуемое прорастание новогреческого (так считали греческие ученые времен формирования греческой нации в XIX веке).

Действительно, византийский греческий трудноуловим. Его развитие нельзя рассматривать как череду поступательных, последовательных изменений, поскольку на каждый шаг вперед в языковом развитии приходился и шаг назад. Виной тому — отношение к языку самих византийцев. Социально престижной была языковая норма Гомера и классиков аттической прозы. Писать хорошо значило писать историю неотличимо от Ксенофонта или Фукидида (последний историк, решившийся ввести в свой текст староаттические элементы, казав-шиеся архаичными уже в классическую эпоху, — это свидетель падения Константинополя Лаоник Халкокондил), а эпос — неотличимо от Гомера. От образованных византийцев на протяжении всей истории империи требо-валось в буквальном смысле говорить на одном (изменившемся), а писать на другом (застывшем в классической неизменности) языке. Раздвоенность языкового сознания — важнейшая черта византийской культуры.

Остракон с фрагментом «Илиады» на коптском языке. Византийский Египет, 580–640 годы

Остраконы - черепки глиняных сосудов - использовали для записи библейских стихов, юридических документов, счетов, школьных заданий и молитв, когда папирус был недоступен или слишком дорог.

© The Metropolitan Museum of Art

Остракон с тропарем Богородице на коптском языке. Византийский Египет, 580–640 годы © The Metropolitan Museum of Art

Усугубляло ситуацию и то, что еще со времен классической древности за определенными жанрами были закреплены определенные диалектные особенности: эпические поэмы писали на языке Гомера, а медицинские трактаты составляли на ионийском диалекте в подражание Гиппократу. Сходную картину мы видим и в Византии. В древнегреческом языке гласные делились на долгие и краткие, и их упорядоченное чередование составляло основу древнегреческих стихотворных метров. В эллинистическую эпоху противопоставление гласных по долготе ушло из греческого языка, но тем не менее и через тысячу лет героические поэмы и эпитафии писались так, как будто фонетическая система осталась неизменной со времен Гомера. Различия пронизывали и другие языковые уровни: нужно было строить фразу, как Гомер, подбирать слова, как у Гомера, и склонять и спрягать их в соответствии с парадигмой, отмершей в живой речи тысячелетия назад.

Однако писать с античной живостью и простотой удавалось не всем; нередко в попытке достичь аттического идеала византийские авторы теряли чувство меры, стремясь писать правильнее своих кумиров. Так, мы знаем, что датель-ный падеж, существовавший в древнегреческом, в новогреческом почти полностью исчез. Логично было бы предположить, что с каждым веком в литературе он будет встречаться все реже и реже, пока постепенно не исчезнет вовсе. Однако недавние исследования показали, что в византий-ской высокой словесности дательный падеж используется куда чаще, чем в литературе классической древности. Но именно это увеличение частоты и говорит о расшатывании нормы! Навязчивость в использовании той или иной формы скажет о вашем неумении ее правильно применять не меньше, чем ее полное отсутствие в вашей речи.

В то же время живая языковая стихия брала свое. О том, как менялся разговорный язык, мы узнаем благодаря ошибкам переписчиков рукописей, нелитературным надписям и так называемой народноязычной литературе. Термин «народноязычный» неслучаен: он гораздо лучше описывает интересующее нас явление, чем более привычный «народный», поскольку нередко элементы простой городской разговорной речи использовались в памятниках, созданных в кругах константинопольской элиты. Настоящей литературной модой это стало в XII веке, когда одни и те же авторы могли работать в нескольких регистрах, сегодня предлагая читателю изысканную прозу, почти неотличимую от аттической, а завтра — едва ли не площадные стишки.

Диглоссия, или двуязычие, породила и еще один типично византийский феномен — метафразирование, то есть переложение, пересказ пополам с переводом, изложение содержания источника новыми словами с понижением или повышением стилистического регистра. Причем сдвиг мог идти как по линии усложнения (вычурный синтаксис, изысканные фигуры речи, античные аллюзии и цитаты), так и по линии упрощения языка. Ни одно произведение не считалось неприкосновенным, даже язык священных текстов в Византии не имел статуса сакрального: Евангелие можно было переписать в ином стилистическом ключе (как, например, сделал уже упоминавшийся Нонн Панополитанский) — и это не обрушивало анафемы на голову автора. Нужно было дождаться 1901 года, когда перевод Евангелий на разговорный новогреческий (по сути, та же метафраза) вывел противников и защитников языкового обновления на улицы и привел к десяткам жертв. В этом смысле возмущенные толпы, защищавшие «язык предков» и требовавшие расправы над переводчиком Александросом Паллисом, были куда дальше от визан-тийской культуры не только чем им бы хотелось, но и чем сам Паллис.

5. В Византии были иконоборцы — и это страшная загадка

Иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. Хлудовская псалтырь. Византия, ориентировочно 850 год Миниатюра к псалму 68, стих 2: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Действия иконоборцев, замазывающих известью икону Христа, сопоставляются с распятием на Голгофе. Воин справа подносит Христу губку с уксусом. У подножия горы — Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силейский. rijksmuseumamsterdam.blogspot.ru

Иконоборчество — самый известный для широкой аудитории и самый зага-дочный даже для специалистов период истории Византии. О глубине следа, который он оставил в культурной памяти Европы, говорит возможность, к примеру, в английском языке использовать слово iconoclast («иконоборец») вне исторического контекста, во вневременном значении «бунтарь, ниспровергатель устоев».

Событийная канва такова. К рубежу VII и VIII веков теория поклонения религиозным изображениям безнадежно отставала от практики. Арабские завоевания середины VII века привели империю к глубокому культурному кризису, а тот, в свою очередь, породил рост апокалиптических настроений, умножение суеверий и всплеск неупорядоченных форм иконопочитания, подчас неотличимых от магических практик. Согласно сборникам чудес святых, выпитый воск из растопленной печати с ликом святого Артемия исцелял от грыжи, а святые Косма и Дамиан излечили страждущую, повелев ей выпить, смешав с водой, штукатурку с фрески с их изображением.

Такое почитание икон, не получившее философского и богословского обоснования, вызывало отторжение у части клириков, видевших в нем признаки язычества. Император Лев III Исавр (717-741), оказавшись в сложной политической ситуации, использовал это недовольство для создания новой консолидирующей идеологии. Первые иконоборческие шаги относятся к 726-730 годам , но как богословское обоснование иконоборческого догмата, так и полноценные репрессии в отношении инакомыслящих пришлись на время правления самого одиозного византийского императора — Константина V Копронима (Гноеименитого) (741-775).

Претендовавший на статус вселенского, иконоборческий собор 754 года перевел спор на новый уровень: отныне речь шла не о борьбе с суевериями и исполнении ветхозаветного запрета «Не сотвори себе кумира», а об ипостаси Христа. Может ли Он считаться изобразимым, если Его божественная природа «неописуема»? «Христологическая дилемма» была такова: иконопочитатели повинны либо в том, что запечатлевают на иконах только плоть Христа без Его божества (несторианство), либо в том, что ограничивают божество Христа через описание Его изображаемой плоти (монофизитство).

Однако уже в 787 году императрица Ирина провела в Никее новый собор, участники которого сформулировали в качестве ответа на догмат иконо-борчества догмат иконопочитания, тем самым предложив полноценное богословское основание для ранее не упорядоченных практик. Интеллек-туальным прорывом стало, во-первых, разделение «служебного» и «отно-сительного» поклонения: первое может воздаваться только Богу, в то время как при втором «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу» (слова Василия Великого, ставшие настоящим девизом иконопочитателей). Во‑вторых, была предложена теория омонимии, то есть единоименности, снимавшая проблему портретного сходства изображения и изображаемого: икона Христа признавалась таковой не благодаря сходству черт, а благодаря написанию имени — акту называния.


Патриарх Никифор. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год British Library Board. All Rights Reserved / Bridgeman Images / Fotodom

В 815 году император Лев V Армянин вновь обратился к иконоборческой политике, рассчитывая таким образом выстроить линию преемственности по отношению к Константину V, самому успешному и самому любимому в войсках правителю за последний век. На так называемое второе иконо-борчество приходится как новый виток репрессий, так и новый взлет богословской мысли. Завершается иконоборческая эра в 843 году, когда иконоборчество окончательно осуждается как ересь. Но его призрак пресле-довал византийцев вплоть до 1453 года: на протяжении веков участники любых церковных споров, используя самую изощренную риторику, уличали друг друга в скрытом иконоборчестве, и это обвинение было серьезней обвинения в любой другой ереси.

Казалось бы, все достаточно просто и понятно. Но как только мы пытаемся как-то уточнить эту общую схему, наши построения оказываются весьма зыбкими.

Основная сложность — состояние источников. Тексты, благодаря которым мы знаем о первом иконоборчестве, написаны значительно позже, причем иконопочитателями. В 40-е годы IX века была осуществлена полноценная программа по написанию истории иконоборчества с иконопочитательских позиций. В результате история спора была полностью искажена: сочинения иконоборцев доступны только в тенденциозных выборках, а текстологический анализ показывает, что произведения иконопочитателей, казалось бы создан-ные для опровержения учения Константина V, не могли быть написаны раньше самого конца VIII века. Задачей авторов-иконопочитателей было вывернуть описанную нами историю наизнанку, создать иллюзию традиции: показать, что почитание икон (причем не стихийное, а осмысленное!) присутствовало в церкви с апостольских времен, а иконоборчество — всего лишь нововведение (слово καινοτομία — «нововведение» на греческом — самое ненавистное слово для любого византийца), причем сознательно антихристианское. Иконоборцы представали не борцами за очищение христианства от язычества, а «христиа-нообвинителями» — это слово стало обозначать именно и исключительно иконоборцев. Сторонами в иконоборческом споре оказывались не христиане, по-разному интерпретирующие одно и то же учение, а христиане и некая враждебная им внешняя сила.

Арсенал полемических приемов, которые использовались в этих текстах для очернения противника, был очень велик. Создавались легенды о ненависти иконоборцев к образованию, например о сожжении Львом III в действи-тель-ности никогда не существовавшего университета в Константинополе, а Константину V приписывали участие в языческих обрядах и человеческих жертвоприношениях, ненависть к Богородице и сомнения в божественной природе Христа. Если подобные мифы кажутся простыми и были давно развенчаны, то другие остаются в центре научных дискуссий по сей день. Например, лишь совсем недавно удалось установить, что жестокая расправа, учиненная над прославленным в лике мучеников Стефаном Новым в 766 году, связана не столько с его бескомпромиссной иконопочитательской позицией, как заявляет житие, сколько с его близостью к заговору политических противников Константина V. Не прекращаются споры и о ключевых вопросах: какова роль исламского влияния в генезисе иконоборчества? каким было истинное отношение иконоборцев к культу святых и их мощам?

Даже язык, которым мы говорим об иконоборчестве, — это язык победителей. Слово «иконоборец» не самоназвание, а оскорбительный полемический ярлык, который изобрели и внедрили их оппоненты. Ни один «иконоборец» никогда не согласился бы с таким именем, просто потому что греческое слово εἰκών имеет гораздо больше значений, чем русское «икона». Это любой образ, в том числе нематериальный, а значит, назвать кого-то иконоборцем — это заявить, что он борется и с идеей Бога-Сына как образа Бога-Отца, и человека как образа Бога, и событий Ветхого Завета как прообразов событий Нового и т. п. Тем более что сами иконоборцы утверждали, что они-то защищают истинный образ Христа — евхаристические дары, меж тем как то, что их противники зовут образом, на самом деле таковым не является, а есть всего лишь изображение.

Победи в итоге их учение, именно оно бы сейчас называлось православным, а учение их противников мы бы презрительно называли иконопоклонством и говорили бы не об иконоборческом, а об иконопоклонническом периоде в Византии. Впрочем, сложись это так, иной была бы вся дальнейшая история и визуальная эстетика Восточного христианства.

6. На Западе никогда не любили Византию

Хотя торговля, религиозные и дипломатические контакты между Византией и государствами Западной Европы продолжались на протяжении всего Средневековья, трудно говорить о настоящем сотрудничестве или взаимо-понимании между ними. В конце V века Западная Римская империя рассы-палась на варварские государства и традиция «римскости» прервалась на Западе, но сохранилась на Востоке. Уже через несколько веков новые западные династии Германии захотели восстановить преемственность своей власти с Римской империей и для этого заключали династические браки с византийскими принцессами. Двор Карла Великого соревновался с Византией — это видно в архитектуре и в искусстве. Однако имперские претензии Карла скорее усиливали непонимание между Востоком и Западом: культура Каролингского возрождения хотела видеть себя единственной законной наследницей Рима.


Крестоносцы атакуют Константинополь. Миниатюра из хроники «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна. Ориентировочно 1330 год Виллардуэн являлся одним из руководителей похода. Bibliothèque nationale de France

К X веку пути из Константинополя в Северную Италию по суше через Балканы и вдоль Дуная были перекрыты варварскими племенами. Остался лишь путь по морю, что сократило возможности сообщения и затруднило культурный обмен. Разделение на Восток и Запад стало физической реальностью. Идеологический разрыв между Западом и Востоком, подпитываемый на протяжении Средневековья богословскими спорами, усугубился во время Крестовых походов. Организатор Четвертого крестового похода, который закончился взятием Константинополя в 1204 году, папа римский Иннокен-тий III открыто заявил о главенстве Римской церкви над всеми остальными, ссылаясь на божественное установление.

В итоге получилось, что византийцы и жители Европы мало знали друг о друге, но были настроены по отношению друг к другу недружелюбно. В XIV веке на Западе критиковали развращенность византийского духовенства и объясняли ею успехи ислама. Например, Данте считал, что султан Саладин мог бы обратиться в христианство (и даже поместил его в своей «Божественной комедии» в лимбе — особом месте для добродетельных нехристиан), но не сделал этого по причине непривлекательности византийского христианства. В западных странах ко времени Данте почти никто не знал греческий язык. В то же время византийские интеллектуалы учили латынь только для того, чтобы переводить Фому Аквинского, и ничего не слышали про Данте. Ситуация изменилась в XV веке после турецкого нашествия и падения Константинополя, когда византийская культура стала проникать в Европу вместе с византийскими учеными, бежавшими от турок. Греки привезли с собой много рукописей античных произведений, и гуманисты получили возможность изучать греческую античность по оригиналам, а не по римской литературе и немногим латинским переводам, известным на Западе.

Но ученых и интеллектуалов эпохи Возрождения интересовала классическая древность, а не то общество, которое ее сохранило. Кроме того, на Запад бежали в основном интеллектуалы, отрицательно настроенные по отношению к идеям монашества и православного богословия того времени и симпатизи-ровавшие Римской церкви; их оппоненты, сторонники Григория Паламы, наоборот, считали, что лучше попытаться договориться с турками, чем искать помощи у папы. Поэтому византийская цивилизация продолжала восприни-маться в негативном свете. Если древние греки и римляне были «своими», то образ Византии закрепился в европейской культуре как восточный и экзотический, иногда притягательный, но чаще враждебный и чуждый европейским идеалам разума и прогресса.

Век Европейского просвещения и вовсе заклеймил Византию. Француз-ские просветители Монтескьё и Вольтер ассоциировали ее с деспотизмом, роскошью, пышными церемониями, суевериями, нравственным разложением, цивилизационным упадком и культурным бесплодием. По мнению Вольтера, история Византии — это «недостойный сборник высокопарных фраз и описа-ний чудес», который позорит человеческий разум. Монтескьё видит главную причину падения Константинополя в пагубном и всепроникающем влиянии религии на общество и власть. Особенно агрессивно он отзывается о визан-тийском монашестве и духовенстве, о почитании икон, а также о богословской полемике:

«Греки — великие говоруны, великие спорщики, софисты по природе — постоянно вступали в религиозные споры. Так как монахи пользовались большим влиянием при дворе, слабевшем по мере того, как он развра-щался, то получилось, что монахи и двор взаимно развращали друг друга и что зло заразило обоих. В результате все внимание императоров было поглощено тем, чтобы то успокаивать, то возбуждать бого-слов-ские споры, относительно которых замечено, что они становились тем горячее, чем незначительнее была причина, вызвавшая их».

Так Византия стала частью образа варварского темного Востока, который парадоксальным образом включал в себя также главных врагов Византийской империи — мусульман. В ориенталистской модели Византия противопостав-лялась либеральному и рациональному европейскому обществу, построенному на идеалах Древней Греции и Рима. Эта модель лежит, например, в основе описаний византийского двора в драме «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера:

«Царь рукавом отирает с лица ароматы. Он ест из священных сосудов, потом разбивает их; и мысленно он пересчитывает свои корабли, свои войска, свои народы. Сейчас из прихоти он возьмет и сожжет свой дворец со всеми гостями. Он думает восстановить Вавилонскую башню и свергнуть с престола Всевышнего. Антоний читает издали на его челе все его мысли. Они овладевают им, и он становится Навуходоносором».

Мифологический взгляд на Византию до сих пор не до конца преодолен в исторической науке. Конечно, ни о каком нравственном примере византийской истории для воспитания юношества и речи быть не могло. Школьные программы строились на образцах классической древности Греции и Рима, а византийская культура из них была исключена. В России наука и образование следовали западным образцам. В XIX веке спор о роли Византии для русской истории вспыхнул между западниками и славянофилами. Петр Чаадаев, следуя традиции европейского просвещения, горько сетовал о византийском наследии Руси:

«По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов».

Идеолог византинизма Константин Леонтьев Константин Леонтьев (1831-1891) — дипломат, писатель, философ. В 1875 году вышла его работа «Византизм и славянство», в которой он утверждал, что «византизм» — это цивилизация или культура, «общая идея» которой слагается из нескольких состав-ляющих: самодержавия, христианства (отличного от западного, «от ересей и расколов»), разочарования во всем земном, отсутствия «крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой», отвержения надежды на всеобщее благо-денствие народов, совокупности некоторых эстетических представлений и так далее. Поскольку всеславизм вообще не является цивилизацией или культурой, а европейская цивилизация подходит к своему концу, России — унаследовавшей у Византии почти все — необходим для расцвета именно византизм. указывал на стереотипное представление о Византии, сложившееся из-за школьного обучения и несамостоятельности российской науки:

«Византия представляется чем-то сухим, скучным, поповским, и не только скучным, но даже чем-то жалким и подлым».

7. В 1453 году Константинополь пал — но Византия не умерла

Султан Мехмед II Завоеватель. Миниатюра из собрания дворца Топкапы. Стамбул, конец XV века Wikimedia Commons

В 1935 году вышла книга румынского историка Николае Йорги «Византия после Византии» — и ее название утвердилось как обозначение жизни византийской культуры после падения империи в 1453 году. Византийская жизнь и инсти-туты не исчезли в одночасье. Они сохранялись благодаря византийским эмигрантам, бежавшим в Западную Европу, в самом Константинополе, даже оказавшемся под властью турок, а также в странах «византийского содружества», как британский историк Дмитрий Оболенский назвал восточноевропейские средневековые культуры, испытавшие прямое влияние Византии, — Чехию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Сербию, Русь. Участники этого сверхнационального единства сохранили наследие Византии в религии, нормах римского права, стандартах литературы и искусства.

В последние сто лет существования империи два фактора — культурное возрождение Палеологов и паламитские споры — способствовали, с одной стороны, обновлению связей между православными народами и Византией, а с другой — новому всплеску распространения византийской культуры, в первую очередь через литургические тексты и монашескую литературу. В XIV веке византийские идеи, тексты и даже их авторы попадали в славян-ский мир через город Тырново, столицу Болгарской империи; в частности, количество византийских сочинений, доступных на Руси, удвоилось благодаря болгар-ским переводам.

Кроме того, Османская империя официально признала константинополь-ского патриарха: в качестве главы православного миллета (или общины) он продолжал управлять церковью, в юрисдикции которой остались и Русь, и православные балканские народы. Наконец, правители дунайских княжеств Валахии и Молдавии, даже став подданными султана, сохранили христианскую государственность и считали себя культурно-политическими наследниками Византийской империи. Они продолжали традиции церемониала царского двора, греческой образованности и богословия и поддерживали константинопольскую греческую элиту, фанариотов Фанариоты — буквально «жители Фанара», квартала Константинополя, в котором находилась резиденция греческого патриарха. Греческую элиту Османской империи называли фанариотами, потому что они жили по преимуществу в этом квартале. .

Греческое восстание 1821 года. Иллюстрация из книги «A History of All Nations from the Earliest Times» Джона Генри Райта. 1905 год The Internet Archive

Йорга считает, что Византия после Византии умерла во время неудачного восстания против турок 1821 года, которое организовал фанариот Александр Ипсиланти. На одной стороне знамени Ипсиланти были надпись «Сим победиши» и изображение императора Константина Великого, с именем которого связано начало византийской истории, а на другой — феникс, возрождающийся из пламени, символ возрождения Византийской империи. Восстание было разгромлено, константинопольского патриарха казнили, а идеология Византийской империи после этого растворилась в греческом национализме. 

После распада Древнеримской империи именовавшееся «Восточной Римской империей». Включало территорию Греции, Центральных и Восточных Балкан, Малой Азии, Сирии, Палестины и Египта. Столица — Константинополь (Царьград).

330 Римский император Константин I Великий основал город Константинополь (град Константина) на месте античного города Византии на европейском берегу пролива Босфор и перенёс туда столицу государства.

395 По завещанию последнего общеримского императора Феодосия I Великого Древний Рим был разделён на Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империи.

395—408 Правление первого императора Восточной Римской империи Аркадия. Слабый и малоспособный он находился в постоянной зависимости от придворных и супруги. Его правление ознаменовалось ожесточёнными оборонительными сражениями с германцами и гуннами, а также гонениями на язычников и еретиков.

408—450 Правление Феодосия II. Всю жизнь был марионеткой в руках своих министров и женщин. С 430 начал платить дань предводителю гуннов Аттиле. В 429—438 подготовил свод императорских законов под названием «Кодекс Феодосия», действовавший в обеих частях Римской империи. В 413— 439 Константинополь обнесён мощными стенами, в 425 построен университет.

527—565 Правление Юстиниана I. Завоевал Северную Африку, Сицилию, Италию, часть Испании. Провёл кодификацию римского права, стимулировал большое строительство (храм Святой Софии в Константинополе, система крепостей по дунайской границе). В этот период Византия достигла вершины своего политического и военного могущества. При Юстиниане I территория империи увеличилась в два раза.

533—534 Армия вандалов разбита византийским полководцем Велисарием, после чего королевство Вандалов прекратило своё существование.

535—554 Византийские войска во главе с Велисарием, а затем Нарсесом, изгнали остготов из Италии.

540—562 Война Византии с Персией. По мирному договору они разделили между собой Грузию. Византия обязалась платить персам ежегодную дань, но не допустила их к побережью Чёрного и Средиземного морей.

610—641 Правление императора Ираклия. Отразил в 626 нашествие аваров на Константинополь, в 627— 628 вернул отнятые персами земли на востоке империи, но не смог отстоять их от захвата арабами в 636-642.

668—685 Правление Константина IV. Отразил нападение арабов на Константинополь (673—678), однако уступил часть территории империи болгарам. В 680 собрал 6-й экуменический собор, восстановивший мир между Восточной и Западной Церквями.

717—741 Правление Льва III. Основатель Исаврийской династии. В 718 успешно отразил натиск огромной армии арабского халифа, в течение года державшей в осаде Константинополь, а в 740 нанёс арабам сокрушительное поражение близ Акроиноса. В 726 издал новый законодательный свод (Эклогу). Положил начало иконоборчеству. Ввиду противодействия римских пап Византия теряет значительную часть своей власти над Римом.

780—797 Правление Константина VI. Ослеплён собственной матерью Ириной, захватившей трон с помощью военного переворота.

797—802 Правление Ирины, первой византийской императрицы. Отказалась признать Карла Великого императором Запада.

820—823 Восстание Фомы Славянина. Охватило большую часть Малой Азии. Восставшие в 821 осадили Константинополь, но взять его не смогли. В 823 восстание было подавлено. Фома захвачен в плен и после страшных пыток казнён.

842—867 Правление Михаила III. Его мать, императрица Феодора, фактически правившая в малолетство своего сына, в 843 восстановила иконопочитание. Миссионерская деятельность среди славянских народов Южных Балкан, Богемии и Моравии — миссия Кирилла и Мефодия (863). Продолжается натиск арабов. Михаил III был убит Василием I Македонянином, сменившим его на престоле.

886—912 Правление Льва VI Мудрого. Осуществил важное изменение старых законодательных норм. Вёл войны с арабами, потерпел поражение в войне 894—896 с Болгарией.

976—1025 Правление Василия II Болгаробойцы. Подавил восстания малоазийской знати (976—989). В 995 совершил успешный поход в Сирию против Фатимидов: захватил часть грузинских и армянских земель. В 1018 покорил Болгарию (отсюда и прозвище). Выдал свою сестру Анну за киевского князя Владимира I.

1054 Окончательное отделение византийской (православной) Церкви от христианской (католической) Церкви Запада (с центром в Риме).

1118—1143 Правление Иоанна II Комнина. Одержал победу над печенегами (1122), сербами (около 1124), турками-сельджуками (1135); в 1137 установил власть Византии над Антиохией (современная Сирия). 1204—1261 Латинская империя на завоёванной крестоносцами части территории Византии (с Константинополем). Центр Византийской империи временно находился в Никее (азиатское побережье Мраморного моря у озера Изник).

1261 Освобождение Константинополя от латинян и возрождение Византийской империи под властью императора Михаила VIII, основателя династии Палеологов.

1449—1453 Правление последнего византийского императора Константина XI. Погиб при обороне Константинополя от турок.

Наверно, не найдется в мире другой более многострадальной страны, как Византия. Ее головокружительный взлет и столь стремительное падение до сих пор вызывают споры и обсуждения как в исторических кругах, так и среди тех, кто далек от истории. Горькая судьба некогда сильнейшего государства раннего средневековья не оставляет равнодушным ни писателей, ни кинематографистов – постоянно выходят книги, фильмы, сериалы, так или иначе связанные с этим государством. Но вот вопрос – а все ли в них правда? И как отличить истину от вымысла? Ведь прошло столько веков, многие документы, имеющие колоссальную историческую ценность, утрачены в ходе войн, захватов, пожаров или просто по приказу нового правителя. Но мы все-таки попробуем раскрыть некоторые детали развития Византии, чтобы понять, как такое сильное государство могло встретить такой жалкий и бесславный конец?

История создания

Византийская империя, часто называемая Восточной или просто Византией, существовала с 330 по 1453 год. Со столицей в Константинополе, основанной Константином I (р. 306-337 гг. н. э.), империя менялась в размерах на протяжении столетий, в то или иное время, обладая территориями, расположенными в Италии, на Балканах, в Леванте, Малой Азии и Северной Африке. Византийцы разработали свои собственные политические системы, религиозные практики, искусство и архитектуру.

Началом истории Византии служит 330 год н.э. В это время легендарная Римская империя переживала не лучшие времена – правители постоянно сменялись, деньги утекали из казны, как песок сквозь пальцы, завоеванные некогда территории с легкостью отвоевывали свое право на свободу. Столица империи Рим становится небезопасным местом для жизни. В 324 году императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, который вошел в историю лишь под своим последним именем – Константин Великий. Победив всех остальных соперников, он воцаряется в Римской Империи, но решается на беспрецедентный шаг – перенос столицы.

В те времена в провинциях было довольно спокойно – вся гуща событий происходила в Риме. Выбор Константина пал на берега Босфора, где в этом же году начинается строительство нового города, которому дадут название Византий. Через 6 лет Константин – первый римский император, подаривший древнему миру христианство – объявляет о том, что отныне столицей империи является новый город. Первоначально император придерживался старых правил и назвал столицу Новым Римом. Однако название не прижилось. Так как на его месте когда-то также был город, имевший название Византий, то его и оставили. Потом местные жители стали неофициально использовать другое, но более популярное имя – Константинополь, город Константина.

Константинополь

Новая столица имела прекрасную естественную гавань на входе в бухту Золотой Рог и, владея границей между Европой и Азией, могла контролировать проход судов через Босфор от Эгейского до Черного моря, связывая прибыльную торговлю между Западом и Востоком. Надо отметить, что новое государство активно пользовалось этим преимуществом. И, как ни странно, город был хорошо укреплен. Большая цепь протянулась через вход в Золотой Рог, и строительство массивных стен императора Феодосия (между 410 и 413 годами) означало, что город был в состоянии выдержать атаки как с моря, так и с суши.На протяжении веков, по мере добавления более впечатляющих зданий, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым щедрым и самым важным христианским городом в мире. Вообще Византия занимала на карте мира огромные территории – страны Балканского полуострова, Эгейское и черноморское побережья Турции, Болгария, Румыния – все они когда-то были частью Византии.

Нужно отметить и другую, немаловажную деталь – в новом городе официальной религией стало христианство. То есть, те, кого нещадно преследовали и жестоко казнили в Римской Империи, обрели приют и покой в новой стране. К сожалению, император Константин не увидел расцвета своего детища – скончался в 337 году. Новые правители уделяли все больше внимания новому городу на окраине империи. В 379 году власть над восточными провинциями получил Феодосий. Сначала как соправитель, а в 394 году стал править самостоятельно. Именно его считают последним римским императором, что в общем-то правда – в 395 году, когда он умер, Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную. То есть Византий получил официальный статус столицы новой империи, которая стала называться также – Византия. С этого года ведется отсчет новой страны на карте древнего мира и зарождающегося средневековья.

Правители Византии

Византийский император также получил и новый титул – его не звали больше на римский манер цезарем. В Восточной Империи правили Василевсы (от греч. Βασιλιας – король). Они проживали в великолепном Большом дворце Константинополя и управляли Византией железной рукой, как абсолютные монархи. Огромную власть в государстве получила Церковь. В те времена военные таланты значили очень много, и граждане ожидали от своих правителей искусного ведения боя и защиты своих родных стен от неприятеля. Поэтому армия в Византии была одной из самых мощных и сильных. Генералы при желании могли с легкостью свергнуть императора, если видели, что он не способен защитить город и границы империи.

Тем не менее, в обычной жизни, император был главнокомандующим армией, главой Церкви и правительства, он контролировал государственные финансы и назначал или увольнял министров по своему желанию; немногие правители до или после когда-либо обладали такой властью. Изображение императора появлялось на византийских монетах, на которых также изображался избранный преемник, часто старший сын, но не всегда, так как не было четко установленных правил наследования. Очень часто (если не сказать – всегда) наследников называли именами предков, поэтому в императорской семье из поколения в поколение рождались Константины, Юстинианы, Феодосии. Имя Константин было самым любимым.

Расцвет империи начался с правлением Юстиниана – с 527 по 565 гг. именно он потихоньку начнет видоизменять империю – в Византии будет преобладать эллинистическая культура, вместо латинского языка официальным будет признан греческий. Также Юстиниан примет легендарное Римское право в Константинополе – многие европейские государства позаимствуют его в последующие годы. Именно в его правление будет начата постройка символа Константинополя – Собора Святой Софии (на месте прежнего сгоревшего храма).

Культура Византии

Нельзя при рассказе о Византии не упомянуть культуру этого государства. Она оказала влияние на многие последующие страны как Запада, так и Востока.

Культура Византии неразрывно связана с религией – прекрасные иконы и мозаики, изображающие императора и его семью, стали основным украшением храмов. Впоследствии некоторых причисляли к лику святых, и уже бывшие правители становились иконами, которым поклонялись.

Невозможно не отметить и появление глаголицы – славянской азбуки трудами братьев – византийцев Кирилла и Мефодия. Византийская наука была неразрывно связана с античностью. Многие труды писателей того времени основывались на трудах древнегреческих ученых и философов. Особых успехов достигла медицина, причем настолько, что даже арабские врачеватели пользовались византийскими трудами в своих работах.

Архитектура отличалась своим особым стилем. Как уже упоминалось, символом Константинополя и все й Византии была Святая София. Храм был настолько красив и величествен, что многие послы, приезжая в город, не могли сдержать восторга.

Забегая вперёд, отметим, что после падения города султан Мехмед II был настолько очарован собором, что приказал отныне во всей империи строить мечети именно по образцу Святой Софии.

Походы на Византию

К сожалению, такое богатое и выгодно расположенное государство не могло не вызвать к себе нездоровый интерес. Византия за века своего существования не раз подвергалась атакам других государств. Уже начиная с 11 века византийцы постоянно отражали набеги болгар и арабов. Поначалу дела шли успешно. Болгарский царь Самуил был в таком шоке от того, что увидел, что перенес инсульт и умер. А дело было в чем – в ходе успешной атаки византийцы захватили в плен почти 14 тысяч болгарских солдат. Василевс Василий II приказал ослепить всех и оставить по одному глазу каждому сотому солдату. Византия показывала всем соседям, что с ней шутить не стоит. До поры до времени.

1204 год стал первой весточкой конца империи – на город напали крестоносцы и полностью разграбили его. Было объявлено о создании Латинской Империи, все земли поделены между баронами, участвовавшими в походе. Однако тут византийцам повезло – спустя 57 лет Михаил Палеолог выгнал всех крестоносцев из Византии и возродил Восточную Империю. А также создал новую династию Палеологов. Но, к сожалению, бывшего расцвета империи добиться не удалось – императоры попали под влияние Генуи и Венеции, постоянно грабили казну и выполняли каждый указ из Италии. Византия слабела.

Постепенно от империи отделялись территории и становились свободными государствами. К середине 15 века от бывшего цветка Босфора осталось лишь воспоминание. Это была легкая добыча. Чем и воспользовался султан молодой Османской Империи Мехмед II. В 1453 году он без труда вторгся в Константинополь и завоевал его. Город сопротивлялся, но недолго и не сильно. Перед этим султаном на Босфоре была построена крепость Румели (Румелихисар), которая перекрыла все коммуникации между городом и Черным морем. Также была отрезана возможность помощи Византии других государств. Было отражено несколько атак, последняя – в ночь с 28 на 29 мая – была неудачной. Последний император Византии погиб в бою. Армия была истощена. Турков больше ничто не сдерживало. Мехмед вступил в город на коне и приказал переделать прекрасный Собор Святой Софии в мечеть. История Византии прекратилась с падением ее столицы – Константинополя. Жемчужины Босфора.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ

В 395 г. Римская империя разделилась на Западную (столица – Рим) и Воcточную (столица – Константинополь). Первая империя прекратила свое существование в 476 г. под ударами германских племен. Восточная империя, или Византия просуществовала до 1453 г. Свое название Византия получила от древней греческой колонии г. Мегары, небольшого городка Византия, на месте которой император Константин
в 324-330 г. основал новую столицу Римской империи – Константинополь. Сами же византийцы называли себя «ромеями», а империю – «ромейской», потому долгое время столица называлась «Новым Римом».

Византия во многом являлась продолжением Римской империи, сохранив ее политические и государственные традиции. В то же время Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни – «латинского» Запада и «греческого» Востока.

Устойчивость Византии имела свои причины, кроющиеся
в особенностях общественно-экономического и исторического развития. Во-первых, в состав Византийского государства входили экономически развитые регионы: Греция, Малая Азия, Сирия, Египет, Балканский полуостров (территория империи превышала 750 000 кв. км
с населением 50-65 млн человек), которые вели оживленную торговлю
с Индией, Китаем, Ираном, Аравией и Северной Африкой. Упадок хозяйства, основанного на рабовладельческом труде, здесь чувствовался не так сильно, как в Западном Риме, поскольку население находилось
в свободном или полусвободном состоянии. Сельское хозяйство строилось не на принудительном труде в виде крупных рабовладельческих латифундий, а на мелком крестьянском хозяйстве (общинное крестьянство). Потому мелкие хозяйства быстрее реагировали на конъюнктуру изменяющегося рынка и более оперативно, по сравнению с крупными хозяйствами, перестраивали свою деятельность. И в ремесле здесь основную роль играли свободные труженики. В силу этих причин восточные провинции менее западных пострадали от экономического кризиса III в.

Во-вторых, Византия, располагая большими материальными ресурсами, имела сильную армию, флот и крепкий разветвленный государственный аппарат, позволившие сдержать набеги варваров. Здесь была сильная императорская власть с гибким аппаратом управления.

В-третьих, Византия строилась на основе новой христианской религии, которая, по сравнению с языческой римской, имела прогрессивное значение.

Наибольшего могущества Византийская империя достигла
в правление императора Юстиниана I (527-565 г.), который провел обширные завоевания, и опять Средиземное море стало внутренним морем, на этот раз уже Византии. После же кончины монарха государство вступило в длительный кризис. Завоеванные Юстинианом страны были быстро потеряны. В VI в. начинаются столкновения со славянами,
а в VII в. – с арабами, которые в начале VIII в. отторгли у Византии Северную Африку.


В начале этого же века Византия с трудом начинает выходить из кризиса. В 717 г. к власти приходит Лев III по прозвищу Исавр, основавший Исаврийскую династию (717-802 г.). Он провел ряд реформ. Для изыскания средств по их осуществлению, а также на содержание армии и администрации, он решил ликвидировать монастырское землевладение. Это выразилось в борьбе с иконами, т. к. церковь была обвинена в язычестве – преклонении иконам. Власть использовала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, для подчинения церкви и ее богатств. Издаются законы против почитания икон, расценивая это как идолопоклонство. Борьба с иконами давала возможность присваивать церковные сокровища – утварь, оклады икон, раки с мощами святых. Было также конфисковано 100 монас-тырских вотчин, земли которых были розданы крестьянам, а также в виде вознаграждения воинам за службу.

Эти действия укрепили внутреннее и внешнее положение Византии, которая присоединила к себе снова Грецию, Македонию, Крит, Южную Италию и Сицилию.

Во второй половине IХ в., и особенно в Х столетии, Византия достигает нового подъема, т. к. могущественный Арабский халифат постепенно распался на ряд самостоятельных феодальных государств и Византия отвоевывает от арабов Сирию и многочисленные острова на Средиземном море, а в начале ХI в. присоединяет и Болгарию.
В то время Византией правила Македонская династия (867-1056 г.), при которой оформились основы социально-централизованной ранне-феодальной монархии. При ней Киевская Русь в 988 г. принимает от греков христианство.

При следующей династии, Комнинов (1057-1059, 1081-1185 г.),
в Византии усиливается феодализация и завершается процесс закрепощения крестьян. При ней упрочивается феодальный институт прония («попечение»). Феодализация приводит к постепенному распаду государства, в Малой Азии появляются небольшие самостоятельные княжества. Осложняется и внешнеполитическое положение: с запада наступали норманны, с севера – печенеги, с востока – сельджуки. Спас Византию от турок-сельджуков первый крестовый поход. Византия сумела возвратить часть своих владений. Однако вскоре Византия и крестоносцы начали между собою борьбу. Константинополь в 1204 г. был взят крестоносцами. Византия распалась на ряд государств, слабо связанных друг с другом.

С приходом к власти династии Палеологов (1261-1453 г.) Византии удалось укрепиться, но ее территория заметно уменьшилась. Вскоре над государством нависла новая угроза со стороны турок-османов, распространивших свою власть над Малой Азией, доведя ее до берегов Мраморного моря. В борьбе с османами императоры стали нанимать иноземные войска, которые зачастую обращали свое оружие против нанимателей. Византия изнемогала в борьбе, усугубленной крестьянскими и городскими восстаниями. Государственный аппарат приходил в упадок, что приводит к децентрализации власти и ее ослаблению. Византийские императоры решают обратиться за помощью к католическому Западу. В 1439 г. подписывается Флорентийская уния, по которой восточная православная церковь подчинилась римскому папе. Однако Византия так и не получила реальной помощи от Запада.
По возвращении греков на родину уния была отвергнута большинством народа и духовенством.

В 1444 г. крестоносцы потерпели жесточайшее поражение от турок-османов, которые нанесли окончательный удар по Византии. Император Иоанн VIII вынужден был искать милости у султана Мурада II. В 1148 г. византийский император умирает. Последний византийский император Константин ХI Палеолог вступил в борьбу с новым султаном Мехмедом II Фатихом (Завоевателем). 29 мая 1453 г. под ударами турецких войск Константинополь был взят, а с его падением фактически прекратила свое существование и Византийская империя. Турция превращается в одну
из могущественных держав средневекового мира, а Константинополь становится столицей Османской империи – Стамбулом (от «Исламбол» – «изобилие ислама»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: