Депортация. Карачаевцы, обвиненные в предательстве

Внимание надзорного ведомства Карачаево-Черкесской Республики привлекла служебная записка Юрия Андропова , поданная им в Политбюро и Секретариат ЦК КПСС в бытность председателем КГБ СССР, 9 декабря 1980 года. Документ носит рабочее название «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской автономной области ». Глава КГБ СССР тогда свидетельствовал, что среди определенной части коренного населения области «отмечаются негативные процессы, характеризующиеся националистическими, антирусскими настроениями. На этой почве имеют место антиобщественные проявления, а также уголовные преступления… ».

В записке приводится статистика по преступлениям, совершенным против не карачаевцев - изнасилований и избиений. «Бытующие среди молодежи подобные настроения зачастую переходят в открытую неприязнь к русским, на этой основе допускаются дерзкие хулиганские выходки, изнасилования и групповые драки , подчас грозящие вылиться в массовые беспорядки.

Так, только в 1979 году правоохранительными органами области зафиксировано 33 случая изнасилования женщин русской и других неместных национальностей ; за 9 месяцев с.г. совершено 22 аналогичных преступления, 36 избиений. Эти действия довольно часто сопровождаются циничными заявлениями и выкриками…

Значительная часть преступлений совершается в районах расположения союзных и международных туристических баз. Ввиду этого объектами преступлений нередко становятся отдыхающие, в том числе иностранные граждане. Так, в 1979 году садистским образом были изнасилованы две туристки из ГДР, одна из которых впоследствии скончалась », - доводил до сведения Политбюро ЦК КПСС глава КГБ СССР.

«На усиление этих настроений влияет старшее поколение местных жителей, участвовавших в борьбе с советским строем , - писал Андропов . - Идеализируется прошлое, подогревается чувство обиды на советскую власть за „гонения на карачаевцев“… Реакционно настроенная часть горской эмиграции пытается использовать контакты с коренным населением для разжигания межнациональной розни и инспирации на ее основе различных конфликтных ситуаций.

Под воздействием идей национализма некоторые представители творческой интеллигенции в своих произведениях подчеркивают национальное превосходство карачаевцев , наделяют положительными качествами изображаемых ими бывших предателей Родины, стремятся вызвать у читателей и зрителей чувство обиды за якобы незаконное выселение» (имеется в виду депортация карачаевцев в ноябре 1943 года в Казахстан и Киргизию).

Андропов также отмечал, что карачаевские националисты в конце 1970-х годов стали переселяться в Кисловодск, объявив этот город «своим ». Националисты, по словам будущего генсека ЦК КПСС, ведут себя в городе вызывающе, «терроризируют отдыхающих, провоцируют групповые столкновения с туристами и жителями других национальностей».

«Наличие на территории области всесоюзных здравниц, туристических баз, а также размещения воинских частей националистические элементы расценивают как посягательство на их „исконные“ земли и преднамеренно обостряют отношения с администрацией этих учреждений и военнослужащими», - писал Андропов.

Также в записке говорится о «подспудной исламизации региона» и негативных факторах в виде круговой поруки и местничества. «Известны многочисленные факты, когда отдельные руководители-карачаевцы всяческими способами стремятся избавиться от работников другой национальности и укомплектовать кадры родственниками или иными близкими им людьми.

Такое положение порождает часто встречающиеся злоупотребления служебным положением и другие негативные социальные явления , что создает представление о безнаказанности, вызывает у населения справедливое возмущение», - сообщал руководитель советской госбезопасности в Политбюро ЦК КПСС.

Записка Андропова «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской автономной области» была процитирована в статье Владимира Воронова «Интернационализм по-карачаевски», опубликованной на сайте газеты «Совершенно секретно ». Статья представляет собой исторический очерк, повествующий о кризисе национальной политики СССР в Карачаево-Черкесии накануне перестройки.

Внимание на статью обратил житель КЧР, который сообщил в прокуратуру о том, что данная публикация, по его словам, разжигает межнациональную рознь.

«Прокуратура Карачаево-Черкеской Республики провела проверку по обращению жителя республики о попытке разжигания межнациональной розни в статье „Интернационализм“ по-карачаевски» размещенной в глобальной сети интернет и в газете «Совершенно секретно», - говорится в сообщении надзорного управления .

Проверка установила, что в статье действительно «имеются высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды , а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности, совершенные публично».

«В связи с изложенным, прокуратура республики обратилась в суд с заявлением о признании указанного материала экстремистским , одновременно, потребовав направить копию решения суда в Министерство юстиции Российской Федерации для включения указанного материала в Федеральный список экстремистских материалов», - говорится в сообщении прокуратуры КЧР.

Как сообщают надзорные органы КЧР , городской суд Черкесска удовлетворил заявление прокуратуры полностью . Исполнение судебного решения (то есть процедуру направления решения суда в Минюст РФ ) прокуратура КЧР взяла под свой контроль.

Подробнее: https://eadaily.com/news

Черкес, карачай, абаза и ногай. Заметки мусульманина

Карачаевский аул Учкекен, черкесский аул Адыге-Хабль, ногайский аул Эркен-Шахар, абазинский аул Эльбурган, а также две столицы Карачаево-Черкесии – города Черкесск и Карачаевск за 4 дня. С 12 по 15 февраля Рабочая группа Общественной палаты РФ по Кавказу во главе с журналистом и политологом Максимом Шевченко проводила в городах и аулах Карачаево-Черкесии серию круглых столов и встреч в рамках гражданского проекта «Мир Кавказу».

Обнищание духа

Нас немного – старший группы Максим Шевченко, журналист Орхан Джемаль, ведущий специалист по Исламу Центра Карнеги Алексей Малашенко, главный редактор «Кавказского узла» Григорий Шведов, наш организатор Мария, я и съемочная бригада канала «Russia.Ru». Каждый из нас по-своему восхищается красотами республики, обилием молодых лиц, кавказским гостеприимством, ломящимися от обилия угощений столами. Я для себя отмечаю непривычное количество молодых ребят во власти – молодые главы районов, мэр Карачаевска, десятка два депутатов Народного собрания, министр по делам молодежи. Красивые, статные, мужественные ребята. Это Кавказ – моя Родина.

Больше всего во время посещений аулов и городов Карачаево-Черкесии меня поразила та огромная разница в проблемах, которые волнуют людей разной национальности и разного возраста. Ногайцы из Эркен-Шахара, а также большинство черкесов, карачаевцев и абазин старшего возраста говорят о социально-экономических и бытовых проблемах.

Не хватает работы и денег, не хватает детских садов, плохие дороги, инфраструктура, бюджеты на всех уровнях разворовываются. Но, в отличие от многих вымирающих русских областей, – кругом крепкие хозяйства, приличные машины, опрятно одетые люди. Народы Кавказа любят и умеют работать. Они предприимчивы и находчивы. Они кормят семьи и растят детей.

Но почему-то почти всем кажется, что этого недостаточно. Многие ждут какой-то особой государственной заботы и легких денег. Я объясняю себе это двумя катастрофами кавказского народа. Первая случилась в советские годы, когда государство отучило людей проявлять инициативу, развивать свои хозяйства, приучив их к социальному иждивенчеству.

Вторая катастрофа произошла в 90-е после краха СССР. То было время легких денег. Молодежь стремительно криминализировалась, училась отбирать и хапать. А сегодня эти времена прошли. Сегодня надо проявлять предпринимательскую и карьерную инициативу, сегодня надо получать образование и трудиться в поте лица. А советское и постсоветское поколения этого пока не умеют в полной мере.

Кроме того, я успел поговорить с черкесскими, карачаевскими и абазинскими имамами. Большинство из них отмечает, что народ больше стремится к мирскому и материальному, нежели к духовному обогащению. Это при том, что со слов этих же имамов, никогда их народы не жили так хорошо, как сейчас. Машины, дома, крепкие хозяйства, мобильные телефоны...

А предки наши раньше выживали в каменных саклях, без воды, света и газа, без пенсий и пособий, без машин и телефонов. Но при этом умудрялись и детей растить, и честь, и свободу народа отстаивать, и хафизами становиться, и религию свою развивать. Так что с нами случилось? – задаются вопросом имамы. Ответ очевиден – обнищание духа.

Я не призываю вернуться в прошлое. Я призываю осознать всю ту милость, которую нашему поколению оказал Всевышний. Я призываю сравнивать наше благосостояние не с голливудскими звездами, а с положением наших предков и теми поколениями мусульман, которые, несмотря на скромный достаток, обеспечили процветание Ислама. Я призываю использовать все те блага, которые дарованы нашему поколению на стремительное повышение уровня образования наших детей, на помощь друг другу, на благие дела, на развитие своей национальной, но пропитанной исламской нравственностью и чистотой, кавказской культуры.

Слепящая боль

Стоит проехать несколько километров от озабоченного бытовыми проблемами ногайского Эркен-Шахара до черкесского Адыге-Хабль, как картина коренным образом меняется. Каждый черкес, подходивший к микрофону, пытается выкричать и донести до московского десанта вековую боль своего народа, который после геноцида в царское время оказался в меньшинстве на своей родине.

Черкесы, действительно, пережили страшную трагедию – истребление целых племен царскими войсками по завершению Кавказской войны, ужасы переселения на турецкую чужбину, потерю значительной части миллионного народа. Некогда один из крупнейших народов Кавказа, давший умме величайших героев, сопротивлявшийся царской агрессии даже после пленения имама Шамиля, вписавший в мировую историю легендарную битву в урочище Кбаада (Красная поляна), сегодня вынужден кричать о том, что его права ущемляются на его же родной земле.

О том же самом говорят и абазины в ауле Эльбурган – представители маленького народа, очень близкого абхазам. Особую остроту беседе с абазинами неожиданно придает вопрос об Олимпиаде в Сочи. А именно о том, что олимпийские объекты возводятся на костях черкесских и абазинских шахидов Красной поляны. При том, что власть никоим образом перед черкесской и абазинской общиной не пытается даже обсудить этот вопрос.

Абазины также¸ как и черкесы, беспокоятся о том, что окружающие народы постепенно растворяют их. Абазинская молодежь забывает свою культуру и язык. Однако стоит расспросить подробнее, выясняется, что условия для сохранения культуры для черкесов и абазин созданы – уроки национального языка, своя газета, свои районы. Выходит проблема забвения национальной культуры кроется в другом.

В чем же? В ходе беседы я пытаюсь найти этот ответ. Начинаю с того, что мне, как представителю разделенного лезгинского народа, понятна та боль, которую пытаются донести до нас молодые черкесы и абазины. Но почему-то эта боль вся описывается через ежедневные бытовые проблемы – стычки на национальной почве, дискриминация при приеме на работу. Почему-то, как решение этих бытовых проблем предлагаются предельно радикальные методы и утопичные проекты – разделить республику на Карачай и Черкесию, закрепить плоскостные районы за определенными национальностями, создать национальные дружины, запретить проведение Олимпиады в Сочи.

Один народ – два подхода

Эмоции настолько захлестывают говорящих и слушающих в Адыге-Хабль и Эльбургане, что никто не вспоминает о том, что основной проблемой черкесов и абазин сегодня является не отсутствие собственной республики, а страшный уровень бездуховности, которая разъедает молодые души, распространение алкоголизма, наркомании, распущенности парней и девушек, низкий уровень образования.

Пугает то, что ни один из выступающих даже не ощущает все это, как проблему. Не ощущает то, насколько именно эти пороки и беды подкосили волю и способность черкесского и абазинского народов к социальной конкуренции, выживанию и развитию.

Я ощущаю, что молодая и горячая кровь, как прежде, уже не подымает черкесский и абазинский народ на подвиги и свершения во имя веры, народы и родины. Поскольку эту кровь кто-то сознательно подсаживает на алкоголь, табак, наркотики, и подрывает духовные устои народа. Эта проблема актуальна для всех народов Кавказа, но более всего для черкесов, абазин и абхазов. Я ищу перед собой тех черкесов, которых воспел Лермонтов:
Но отдохнуть черкесы не дают,
То скроются, то снова нападут!
Они как тень, как дымное видение,
И далеко, и близко в то ж мгновение!

Я верю, что они есть. Но им нужно время, чтобы вновь расправить плечи. Им нужна братская помощь соседних народов, чтобы вновь взять на свои плечи всю ответственность за судьбы своей родины

Это не только мое ощущение. Об этом же говорят все образованные черкесы, с которыми я делюсь своими ощущениями. Черкесская и абазинская молодежь, которая прежде была движущей силой истории Кавказа, сегодня «кучкуется» на пятачках и решает, кому пойти за водкой, или где достать дозу.

Молодежь, в которой так сегодня нуждаются черкесский и абазинский народы, которая должна быть атомной электростанцией, дающей народу бешеную социальную энергию созидания, блуждает, потеряв вектор и забыв свою историю. Вместо борьбы с пороками, повышения духовной культуры и готовности к социальной конкуренции, она с предельной горячностью переводит все проблемы в национальную плоскость.

Но ведь в прошлом, когда ни черкесам, ни абазинам никто не создавал особых условий, отдельных районов и республик, они вписали в мировую историю самые славные страницы истории. Породили самых великих сынов своего народа, которые, не ожидая ни от кого пенсий, пособий и грантов, в братстве с соседними народами, жизнями своими платили за сохранение народа, культуры, свободы и чести.

Я еще больше укрепляюсь в своем прежнем мнении. Когда мусульманские народы забывают о своем истинном предназначении в этом мире… когда они перестают усердствовать на пути Истины… Когда они перестают щедро расходовать себя на пути Аллаха…. Когда они перестают по-братски помогать своим соседям…. Тогда начинается постепенная деградация мусульман.

Когда из сердец вымывается понимание Истины, в сердца проникают ядовитые семена национализма, размежевания, поиска врагов и виновников в собственных бедах. Я осознаю, насколько разительным образом от сегодняшних молодых черкесов и абазин Кавказа отличаются те черкесы и абазины, которые в свое время с потоками мухаджиров оказались на Балканах и Ближнем Востоке.

Яркие примеры тому – мой преподаватель арабского языка и истории жизни Пророка Мухаммада (мир ему) в дамасском университете Абу-Нур, черкесский устаз Рамадан Наджда и молодой мухаджир Абази из Косово – студент того же университета. Их сердца тоже полны боли за сегодняшнее состояние своего народа. Но они видят корни этих проблем совершенно в другом.

А именно в оставлении черкесами религии, утрате черкесами духовного стержня Единобожия, оставления ими верви Аллаха и исламского братства. Они в решении проблем своего народа призывают не к национальному размежеванию, а к возвращению черкесов в лоно исламской культуры, к борьбе с моральным разложением народа, с пороками пьянства и наркомании, к повышению уровня образования и братскому отношению ко всем соседним народам.

Недозревшая община

В Карачаевске и духовной цитадели карачаевского народа Учкекене круг обсуждаемых вопросов – совершенно иной. Отсутствие Джума-мечети в столице республики, внесудебное преследование молодых мусульман, дискриминация верующих, пытки в отношении задержанных. В отличие от черкесов и абазин, карачаевская молодежь говорит не о межнациональном расколе, а о внутринациональном расколе – на «верующих» и «неверующих».

Карачаевцы в основной массе стремительно возвращаются в Ислам, строят мечети, с готовностью женятся и щедро рожают детей. Мусульманская религиозная община республики стремительно растет в основном за счет карачаевцев, хотя и среди них проблемы пьянства, наркомании, криминала – не пустой звук.

Не все, конечно, проходит гладко. Один за другим выступающие говорят о том, что при решении проблем мусульман, власть предпочитает силовые методы, а не конструктивные социальные, экономические и политические технологии.

Даже выбритые парни и девушки без хиджабов говорят о том, что в отношении быстро растущей мусульманской общины республики ведется неправомерно жесткая политика в нарушение всех законов. «В отношении верующих ребят не действует презумпция невиновности», - эти слова произнесены не имамом и не адвокатом задержанных, а преподавательницей госуниверситета с непокрытой головой.

Раздаются голоса о том, что, чем больше денег власть закачивает в анти-террор, тем больше расширяется в республике угроза радикализма. Один из имамов в сердцах восклицает: «Когда мне десять лет подряд говорят, что я бандит, я в конце концом им стану!»

Но при этом и среди карачаевских практикующих мусульман раздаются голоса о том, что власть-де «не помогает» и «не дает». Многие, слишком многие, для здорового кавказского общества ожидают помощи «от дяди». Я жажду услышать от кого-нибудь хоть слово о том, что мы сами можем справиться с проблемами, лишь бы не мешали… Но не слышу.

Исламовед Алексей Малашенко из московской делегации говорит в ответ о некоем комплексе неполноценности, который сформировался у кавказских народов. Говорит о том, что кавказским мусульманам не достает уверенности в том, что они могут и должны защищать свои права, не достает уровня образования, правовой грамотности, готовности отстаивать свои права, гражданской мобилизации.

Дерзкие цели

В беседах с людьми действительно осознаешь, что кавказцы, при всем взрывном возвращении Ислама в их жизнь, при всем том, что они помнят о своем славном прошлом, потеряли некоторые навыки и социальный опыт. Забыли о том, что некогда они были примером сильной общинной демократии, забыли о том, что русские дворяне, декабристы, европейские поэты и писатели были вдохновлены гражданским мужеством горцев, готовых отстаивать истину перед лицом самых несправедливых и жестоких правителей.

Забыли о том, что в своей истории умма породила сильнейшие институты гражданского общества – гражданские объединения молодых торговцев и ремесленников «футувва», мощные сообщества улемов, факихов и кадиев. Ничто из опыта прошлого сегодня не используется мусульманами Кавказа.

Мы не готовы, как наши предки все свое имущество и жизни свои отдавать за защиту своей веры, родной земли, интересов своей общины. Вместо того, чтобы поддерживать в собственной же груди тот огонь, который пылал в сердцах наших предков, мы только храним пепел памяти об их героизме. Но этот пепел не поможет нам ни построить мечети, ни защитить своих братьев от преследований, ни отстоять свое право на справедливость…

Вне всякого сомнения, будущее наших народов, будь то лезгины или абазины, чеченцы или черкесы, ногайцы или русские, карачаевцы или аварцы, в том, чтобы поставить перед собой самые дерзкие цели и самые большие высоты. Выдвинуть из своей среды новых Бейбарсов и Клыч Гиреев, породить собственных Ломоносовых и Толстых, Махатхтиров и Эрдоганов… Стать экономическим, социальным, политическим локомотивом страны… Превратить наш Кавказ из окраины России в интеллектуальный, деловой и энергетический центр Евразии…

По силам ли нам все это? Конечно, будущее ведомо только Аллаху. Но именно Он даровал нам все средства для достижения этого – легендарную и героическую историю, невероятно отважную, мужественную и целомудренную молодежь, горячую и не знающую покоя кровь, дерзкий ум и готовые вырваться из тесной груди сердца… А все остальное – зависит от нас.

Руслан Курбанов, политолог, исламовед

По теме: || ||

«Айнзатцкоманда... была принята с воодушевлением»

"...Немецкие войска с самого начала были уверены в полнейшей и радостной поддержке со стороны горцев. В то время, когда у черкесов в бывших автономных областях Адыгеи и Черкессии сначала можно было наблюдать только спонтанную готовность к самообороне против партизан, у весьма активных карачаевцев уже заметны политические цели. Когда немецкие вооруженные силы вошли в Карачаевскую область, они были встречены всеобщим ликованием. В готовности помочь немцам они буквально превзошли самих себя.

Так, например, айнзатцкоманда полиции безопасности и СД, прибывшая в начале сентября в расположенную южнее Кисловодска карачаевскую деревню, была принята с воодушевлением, сравнимым с днями присоединения Судетской области. Сотрудников команды обнимали поднимали на плечи. предлагали подарки и произносились речи, которые заканчивались здравницей в честь фюрера. На многих митингах карачаевцы заверяли через своих уполномоченных в безусловной преданности Адольфу Гитлеру и безграничном доверии местным немецким органам. Они передали благодарственный адрес на имя фюрера. Во всех этих выражениях резко подчеркивается ненависть к большевистскому режиму и воля карачаевцев к свободе. Кроме того, были выражены четко означенные пожелания об определенном самоуправлении, о роспуске колхозов и о воспитании молодежи в соответствии с особенностями рода. К этим предложениям присоединились также представители балкарцев, которые стремились выделиться из существовавшего административного объединения с кабардинцами и объединиться с карачаевцами.

Из имеющихся наблюдений выявляется, таким образом, различное поведение русско-украинского населения и горских племен.

...Примечательным является стремление примерно 60 000 балкарцев отделиться от кабардинцев и присоединиться к карачаевцам, насчитывающим 120 000 жителей. Обе племенные группы выразили свое единение с Великой германской империей во многих мероприятиях через своих депутатов".

[РГВА. Ф. 500к. Оп. 1. Д. 776. Л. 15 - 32.]

Документ я оставляю без комментариев.

В Черкесске, столице КЧР, произошли столкновения между карачаевской и черкесской молодежью
18.02.2010 группа карачаевцев (около 30 чел.) избила 4-х черкесов, в том числе девушку, возле Драмтеатра в Черкесске. Дальнейшее развите событий - ниже. Сообщения очевидцев :

«БИТВА ПРИ ПАМЯТНИКЕ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»

После групповаго избиения ребят около Драмтеатра в Черкесске 18.02.10г. на следуйщий день была набита стрелка. Встретились около стеллы (памятник дружбы народов), сошлись около 200 чел. (по 100 с каждой стороны). Карачаевская сторона попрасила подождать ихних разводящих и крутых. Черкесы (и небольшая часть Абазин тоже было) как всегда следуя Хабзэ согласилась подождать. Ждали более часа. Когда те приехали начался серезный разговор.
Карачаевци пытались вывести разговор на мировую, братскую, и более того они начали нагло лгать и говорить типа: что они избевали Черкесов не толпой а один на один и что Черкесы первыми ударили и справоцировали драку. Что является полным бредом сивой кобылы. Но один из участников драки на драмтеате реззонно ответил им что те несмогли ответит. Черкес сказал следуйщае:
Нас было 4 чел. А вас, сколько было? он задал вопрос. На что те ответили что их было около 30 человек. Черкес задал следуйщи вопрос, Если вас было 30 а нас 4 чел. был резон нам бить из подтешка первыми («из подтешка» это карачаевское толкование) на что логического ответа небыло, просто небыло ответа. А по словам того Черкеса ктото подоше к нему с зади и ударил и он рефлекторно развернулся и дал сдачу что тот вырубелся, а вся остольная толпа пошла на всех и начала групповое избиение.
:::возващаемся к "Стеле" на следйщий день (19.02.2010г.)
На эти вопросы граммотно поставленные, Карачаевци не смогли ответить, и просто начали бычатся и слово заслова пошла драка.
Драка была ожесточенная и очень мощная.
Черкесы пришли с голыми руками, а те были вооружены кастетами, дубинками, битами и т.д.
Когда началась драка у Карачевцев первый эшалон получив по харии разошлась моментально а второй эшелон карачей с битами и арматурой атакавала. Но наши сарентировались и эту группу замкнула в круг и уничтожила тут же, и наши ихними же битами начала их же избевать.
Карачаевци начали прижиматся к железному забору около кафе "драгон золотой" и под давлением наших Карачаевци выбели эти железные ворота и забежали туда.
Они стали забегать за дикаративные памятники. Произошла 30секунд. пауза, все осматривались.
Этот момент является очень важным потому что Черкесы психалогически убили противника и после этого они были полностю димарализованы. А произошло следуйщае:
Черкесы начали кричать АДЫГЭ УЕЙ УЕЙ!!! УЕЙЙЙЙ!!! и этот клич настолько запоминающийся, повторимое, воодушевляющае! Гул Адыгэ Уей Уей разходися по всему городу.
А самое интересное по воспоминанием участников с каждым Черкесским кличем Карачаевци делали шаг назад.
После первой волны все вышли с территории кафе и пошла вторая волны где Карачаевци уже были наголову разбиты, некоторые из них убегали на зеленный парк некоторых под давлением физич. скинули в зеленнй парк. короче Карачаевци были рассеяны.
А третья волна уже была чисто контрольная для потушения уже локальных сопративлений со стороны Карачаевцев.

Короче была полная и без опелеционная победа Черкесов.
Как вспомнил один из участников, в глазах у Карачаевцев юыл какойто безумный страх, испуг.
Огромное количество людей у Карачаевцев было госпитализировано. Вовремя драки многие из карачаевцев лежали без сознания.

Теперь понятно что Карачаевци хотят реванша. Ситуация очень серезная и в любой момент может всякое произойти, в плоть до вооруженного конфликта. Всему Черкесскому миру надо быть на готове.

На следуйщий день после "Стеллы" Карачаевци заходили открыто с кинжаломи битами ножами в институт и колледж и угрожали многим.
А прошлой,ночю как сообщили, стреляли в Черкесского пацана и он был ранен. Точо незнаю что там за события сейчас, слухи тревожные.
...
как мне рассказали, около 200-х сот человек там было. Соотношение было примерно 120(черкесов) и 70(карачаевцев). Но у джяшей были биты, ножи кастеты. Избили карачаевцев сильно. И по делом. Как можно приставать к человеку когда он идет с женой?
...
только сейчас разговаривал с другом-абазином из Псыжа. Он подтвердил и количество (в районе сотни с обеих сторон с небольшим численным преимуществом черкесов) и итог.

Президент КЧР Борис Эбзеев утратил самостоятельность в принятии решений.

18-го февраля в г.Черкесск произошла очередная массовая драка между представителями черкесской и карачаевской молодежи. Каждый подобный конфликт еще более усугубляет и без того крайне напряженную общественно-политическую ситуацию в Карачаево-Черкессии. Множественные травмы и побои, десятки покалеченных людей- все это результат всевозрастающей межэтнической нетерпимости в обществе. Последние печальные события укрепляют нас во мнении о полной недееспособности руководства КЧР в сфере управлении внутриполитическими процессами. В республике нет ни национальной, ни информационной политики, ни политики в части взаимодействия с общественными, религиозными институтами и политическими партиями. На лицо и очевидные проявления этнократии при выборе кадров.
На протяжении длительного времени власти КЧР игнорируют интересы русских, черкесов, абазин, ногайцев и других национальных групп. Большое количество обращений общественности и интеллигенции, резолюции митингов и собраний, требования восстановить равенство и законность в республике откровенно игнорируются президентом Борисом Эбзеевым и его администрацией.
В течение последнего года стабильность в КЧР в значительной мере ухудшилась. Дело дошло до массовых волнений в среде различных общественных сил и требований о разделении республики.
Очевидно, что президент республики Борис Эбзеев утратил самостоятельность в принятии решений по сложным общественно-политическим и социально-экономическим вопросам. Есть масса свидетельств того, что руководитель КЧР лишь номинально исполняет роль главы субъекта РФ. На самом деле, процессами в республике активно манипулирует из Москвы небезызвестный член Совета Федерации Ратмир Айбазов. Другим кукловодом президента КЧР является один из основоположников современного карачаевского национализма – Исмаил Алиев, человек известный своими скромными достижениями в области электротехники и непонятно по какому праву возглавляющий в настоящее время экономический и финансовый блок в правительстве КЧР.
Мононациональная кадровая политика, поощрение лжеисторических публикаций заполонивших, в прямом смысле, информационное пространство республики, явно и скрыто поддерживающиеся карачаевские националистические движения - все это итог работы действующего правительства КЧР. Активно популяризируются разного рода псевдонаучные мифы пропагандирующие величие и превосходство одного народа над всеми остальными. Делается все, для того чтобы народы не объединялись, а наоборот - максимально разделились по национальному признаку.
В республике идет массовая выдача разрешений на травматическое и охотничье оружие, которое нередко используется при выяснении отношений, как например 19 февраля 2010 года, когда большая группа карачаевской молодежи, вооруженная битами, ножами, кастетами, огнестрельным оружием перемещалась по Черкесску, целенаправленно - в поисках жертв для нападения.
Итогом все более явной неуправляемости социально-политической ситуации может стать серьезное межэтническое столкновение, которое самым серьезным образом поставит под угрозу мирную жизнь народов КЧР. В этой связи важно учитывать риск вовлечения в конфликт народов из соседних республик, что неизбежно дестабилизирует обстановку на всем Северном Кавказе. Таким образом, мы рискуем прийти к точке невозврата.
Подобное развитие ситуации недопустимо. Мы очень рассчитываем на то, что здравый смысл, наконец, возобладает в умах руководителей КЧР, и они не на словах, а на деле будут обеспечивать гарантированные конституцией и Российскими законами права граждан вне зависимости от национальности, вероисповедания и политических взглядов. Все иное – путь в пропасть братоубийственной войны, допустить которую никто не имеет права.

На протяжении всего постсоветского периода этнократическое карачаевское руководство Карачаево-Черкесской Республики проводит политику открытого игнорирования интересов черкесского народа, способствует пропаганде национальной исключительности карачаевского народа, основанной на целенаправленной лжи, подлогах и фальсификациях. В республике свободно издаются материалы, сеющие межнациональную рознь, содержащие оскорбления в адрес других народов. Подобные действия не находят должной оценки со стороны органов власти КЧР, нет никакой реакции и со стороны правоохранительных органов республики.

Этнократическое карачаевское руководство Карачаево-Черкесии способствует внедрению в сознание карачаевского населения националистических мифов, что отравляет взаимоотношения между народами, ставит вопрос о невозможности дальнейшего совместного проживания с карачаевцами в рамках единого субъекта федерации.

Участились случаи межнациональных столкновений в молодежной среде, провоцируемые карачаевской молодежью, оболваненной националистической пропагандой. Эти столкновения приобретают все более радикальный характер, примером чему служат события 18-19 февраля 2010 года.

Межнациональная рознь усиливается, напряженность обстановки в Карачаево-Черкесии достигает апогея, и любое последующее столкновение может перерасти в кровопролитие.

Нынешнюю ситуацию породила деструктивная политика правящей этнократической карачаевской власти. Всю ответственность за происходящее возлагаем на руководство Карачаево-Черкесской Республики.

Председатель Кабардино-Балкарского регионального общественного движения «Черкесский Конгресс»

Кешев Р.М.

От Натпресс: По полученным из КЧР сведениям из неофициальных источников, вечером 18 февраля группой карачаевской молодежи примерно из 20 человек были избиты трое молодых людей: два парня и одна девушка. В тот же вечер карачаевцы и черкесы вышли «стенка на стенку», в которой участвовало более 100 человек. В ход шли дубинки, доски со скамеек, была и стрельба. Исход – большое количество травмированных.

На следующий день (в 14 часов) на то же место явилась карачаевская молодежь, чтобы вызывать на новый «бой» черкесов. Она предпринимала эти попытки, когда съехался ОМОН, начал было их разгонять. Но собравшиеся кинулись и на ОМОН. В результате задержано около 30 человек, у которых изъяты дубинки, ножи, кастеты и тому подобное. Вроде бы против участников этой группы будут возбуждаться уголовные дела.

Как прокомментировал для Натпресс председатель молодежного движения «Адыгэ Хасэ» КЧР Тимур Жужуев, межэтнические драки в республике не редкость. «Карачаевцы "достали" черкесов, терпение у черкесов на исходе, - сказал он. - Это происходит везде – в институтах, училищах».

«Мы намерены выступить с заявлением по поводу всех этих событий, - сообщил также Тимур Жужуев. - Но сначала необходимо собрать как можно больше информации

Карачаево-Черкесская республика – ещё одна кавказская автономия, которая до сих пор тщетно пытается преодолеть и забыть непростое наследие выселения в годы Великой Отечественной войны. Однако, как оказалось, не менее трудно забыть и тот период, который принято называть «первой волной возвращения». Она пришлась на 1955-1965 годы и практически совпала с драматическим переделом границ после повторного объединения Карачая с Черкесией в единую автономную область в составе Ставрополья, которое было оперативно провёрнуто по указке из Кремля в феврале 1957 года.

На самом деле в Кремле фактически шли только вслед за процессом – сами многочисленные кавказские «наместники» после XX съезда КПСС торопились отчитываться перед Москвой в «преодолении последствий культа личности» самого разного рода. По национальным проблемам в том числе. В многочисленных письмах, уходивших тогда в Москву, но до неё, как правило, не доходивших, местные жители, в основном из числа тех, кого не депортировали, писали, что черкесов опять «положили под Карачай». Последствия такого интернационального решения сказываются и в наши дни.


При желании в Кавказа можно найти "обоснование" под любые территориальные переделы

Совсем недавно инициативные группы черкесов и абазинов заявили о своих планах создать на севере Карачаево-Черкесской республики отдельную двуединую автономию в составе Ставрополья. Причины такой инициативы известны, хотя и не очень активно освещаются центральными СМИ: в республике растёт социально-экономическая, языковая и политическая дискриминация менее многочисленных народностей со стороны карачаевцев.

Эти заявления стали по сути попыткой продолжить дело, начатое с направлением в Москву открытого письма президенту В. Путину практически с тем же содержанием. Как известно, его подписали Абу-Юсуф Банов, представляющий "Совет старейшин черкесского народа", Джанибек Кужев из общественной организации "Абаза" (самоназвание абазинов) и Рауф Дауров из "Центра черкесской культуры".

Необходимо напомнить, что всё это уже было, и было довольно давно. С теми же предложениями представители коренного населения ряда районов Карачаево-Черкессии выступали ещё четыре десятилетия назад. Показательна оценка, которую дал подобного рода инициативам председатель КГБ СССР Юрий Андропов, направивший 9 декабря 1980 года служебную записку в Политбюро. У неё абсолютно характерное для той эпохи, наверное, не случайно получившей название «эпохи застоя», название: «О негативных процессах в Карачаево-Черкесской АО».

Итак, выдержки из документа.

«Среди определенной части коренного населения автономной области отмечаются негативные процессы, характеризующиеся националистическими, особенно антирусскими настроениями. На этой почве имеют место антиобщественные проявления, а также уголовные преступления. На характер этих процессов оказывают влияние также враждебные элементы из числа лиц старшего поколения, принимавшие ранее участие в вооруженной борьбе с советским строем, в т.ч. в 1942-1943 гг.
Под воздействием идей национализма некоторые представители творческой интеллигенции в своих произведениях подчеркивают национальное превосходство карачаевцев, наделяют положительными качествами изображаемых ими бывших предателей Родины. Черкесское население и другие национальные группы проявляют недовольство тем, что они фактически «отдалены» от большей части руководящих должностей в области в различных сферах…»

Как видим, национальные проблемы, какими бы назревшими они ни были, никак не решались ни в период развенчания культа личности, ни при развитом социализме. Есть ощущение, что и сейчас многое в федеральном центре хотели бы просто спустить на тормозах. Более того, на вооружение порой берётся отнюдь не самый удачный опыт из советской истории.

А советское руководство (истинные ленинцы, а значит, интернационалисты) изначально не было сторонником того, чтобы плодить на Северном Кавказе многочисленные этнические автономии, действуя по принципу «потом собирать замучаемся», озвученному ещё Серго Орджоникидзе.

Не слишком многочисленные этносы просто объединяли, не принимая во внимание, насколько близки они друг другу этнически и культурно. Религиозные предпочтения в стране государственного атеизма вообще игнорировали, главное, чтобы территориально всё получалось пристойно. Впрочем, обычно именно из-за территорий разгорались конфликты на национальной и религиозной почве, как это стало всё чаще случаться и сейчас. На базе именно такого подхода была сформирована не только Карачаево-Черкессия, но и Чечено-Ингушетия, и Кабардино-Балкария. А вот Осетию поделили на Южную и Северную, и даже после августа 2008 года там ещё очень и очень далеко до всеобщего национального счастья.

Сама же Карачаево-Черкесская автономия, сначала в статусе области, была образована в 1922 году. Её основой стал Карачаевский национальный округ из состава тогдашней Горской АССР. Но в 1926-м область было решено разделить на Карачаевскую АО и Черкесский национальный округ в составе Ставрополья, тогда ещё Северо-Кавказского края, который в конце 30-х годов получит имя того самого знатока национального вопроса – Орджоникидзевский. При этом в Карачае сохранится достаточно крупный черкесский анклав, точнее, если подходить формально, - эксклав.

Эксцессы между черкесами и карачаевцами возникли почти сразу, хотя они, вообще-то, не прекращались практически никогда, просто теперь появился достаточно серьёзный повод. При этом разного рода антисоветские группы, которые стали формироваться в горах, легко объединяли представителей обеих этносов. И те, и другие активно пытались срывать коллективизацию, боролись против ликвидации частной собственности, всеми возможными средствами противодействовали наступлению властей на Ислам. Кроме того, враждующие народности единым фронтом выступали против внедрения русского языка и других советских мероприятий, а главное - против обязательного военного призыва, хотя при царе служить отнюдь не отказывались.

Причем до половины этих групп, в основном карачаевских, сумели продержаться в таком своеобразном подполье вплоть до германской оккупации Северного Кавказа в августе 1942 года. А когда немецко-фашистские войска в феврале-марте 1943 года были с Кавказа выдворены, карачаевцы и черкесы тут же вернулись к партизанской деятельности. При поддержке германской и турецкой разведок они сумели продержаться ещё три-четыре года. Есть достаточно обширная информация о тех диверсионных группах, которые ухитрились получить помощь и от западных, прежде всего английских спецслужб, на их ликвидацию потребовалось ещё больше времени.

Стремительное продвижение германских войск к Главному Кавказскому хребту вызвало буквально шквал новых антисоветских эксцессов. Ответом спецслужб стали жестокие репрессии, которые зачастую явно запаздывали. Почти сразу, порой ещё до прихода немцев, большинство выходцев из зажиточных этносоциальных слоев, а также из тех, кто в Гражданскую воевал и против большевиков, и против белогвардейцев, выйдя из подполья, оказывались в рядах коллаборационистов. Туда же двинулись и «пострадавшие» при атеистических мероприятиях, жертвы раскулачивания, а также весьма многочисленные сторонники независимости так называемой единой адыго-черкесско-балкарской республики.

Из представителей именно таких слоев германскими властями были сформированы осенью 1942-го «Карачаевский национальный комитет» во главе с К. Байрамуковым и «Черкесская национальная управа» во главе с А. Якубовским. В этой связи характерно, что в Берлине, в отличие от Москвы, сразу учли сложные отношения между черкесами и карачаевцами, создав там по этническому принципу не одну, а две марионеточные структуры.

«Карачаевский национальный комитет» при этом получил конкретные властные полномочия: ему была «передана советская государственная, колхозная и общественная собственность, также руководство экономикой, культурой и пропагандой (под немецким контролем)». Он, по тем же данным, соучаствовал в оккупационных репрессиях, материально помогал оккупантам, установил связи с другими коллаборационистами в регионе, с национальными формированиями СС и вермахта. Об этом, ничуть не стесняясь, в период оккупации региона сообщали и местные марионеточные газеты и журналы.

Комитет даже успел провозгласить объединение Карачая и Балкарии в «единый Карачай» со столицей где бы вы думали - в русском Кисловодске!

В ноябре 1943 года в докладе начальника Отдела по борьбе с бандитизмом НКВД СССР A. Леонтьева на имя замнаркома внутренних дел СССР С. Круглова отмечалось: «Вскоре после оккупации немецкое командование в Карачае установило тесную связь с местными националистами, главарями банд, руководителями духовенства и мюридских сект. И из их представителей создало так называемый «Карачаевский национальный комитет». Во главе комитета были утверждены Кады Байрамуков и Муратби Лайпанов (заместитель. – Авт.), впоследствии (с мая 1943 по апрель 1944 года. – Авт.) работавшие в немецкой разведшколе в Бешуе под Симферополем».

Всё это свидетельствует лишь об одном: основания, и немалые, для массовой депортации у советского руководства были. Для тогдашней практики это было вообще почти нормой. А по сравнению с депортацией черкесов ещё при царизме - и вовсе цветочки. Само выселение было проделано очень быстро: со 2 по 22 ноября 1943 года десятки тысяч человек (считается, что общая численность депортированных карачаевцев превышает 65 тысяч) «переехали» в Казахстан и Киргизию. Достоверной статистики по погибшим и пропавшим без вести в ходе депортационных перевозок нет. До 85% территории Карачая было передано Грузии (остальное – в Черкесскую АО и в Ставрополье).

Тем не менее, огульно обвинять карачаевцев в сотрудничестве с оккупантами – это всё же, мягко говоря, гипербола. По данным Обобщённого банка данных «Мемориал» и ряда других источников, на фронтах Великой Отечественной войны погибли и пропали без вести свыше девяти тысяч выходцев из Карачая. На фронт ушли более 17 тысяч карачаевцев. 11 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.

В военные годы жители Карачая собрали и отправили на фронт в 1941-1943 гг. шесть вагонов коллективных, индивидуальных подарков и дополнительно 68 650 единиц различных шерстяных и кожевенных изделий (а также национальный сыр, баранину, козье молоко, кумыс, минеральные воды, лекарственные травы). В боях за перевалы Главного Кавказского хребта участвовало 17 партизанских отрядов, девять из них были почти исключительно карачаевскими. Смертью храбрых пали в этих боях партизаны карачаевской и карачай-абазинской национальностей Р. Романчук, З. Эркенов, М. Исаков, З. Эркенова, И. Акбаев, X. Касаев, Я. Чомаев, многие другие.

Сам же факт реабилитации, а затем и репатриации карачаевцев, как, впрочем, и других кавказских народов, свидетельствует лишь о сомнительной принципиальности тогдашнего советского правосудия и полной беспринципности спецслужб и высшего руководства страны, пришедшего на смену сталинскому. Решение о возвращении было принято по личному указанию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва уже в 1955 году.

А в феврале 1957 г. была воссоздана Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставрополья. За всё это время внутренние границы автономии менялись не меньше пяти раз, а границы со Ставропольем – и того больше. В то же время Москвой были приняты и решения о максимальном благоприятствовании карачаевцам, как, впрочем, и другим «ссыльным» народам. А это, в свою очередь, спровоцировало многочисленные конфликтные ситуации между ними, с одной стороны, и черкесами, русскими, абазинами – с другой. Эти конфликты тлеют и по сей день, всё чаще разгораясь до прямых столкновений с применением

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: