Литературные викторины по сказкам андерсена. Сказочная, литературная викторина по сказкам Андерсена

Литературная игра - викторина

«Мой любимый сказочник»

для 1- 4 классов

Подготовила

учитель начальных классов

Абукенова Бактканым Умбетовна.

Цель : в игровой форме закрепить знания воспитанников по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание; научить работать в команде, культуре поведения на праздниках.

Ход игры :1. «Звездный час»

2. Зрительский конкурс

3. конкурс «Бюро находок»

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки

5. конкурс «Угадай сказку»

6. «Портреты героев»

7. Отгадай кроссворд

8. Заключение

Произведения для повторения:

Сказки Х.К.Андерсена:

«Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лукойе», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря перевесила вывески», «Принцесса на горошине»,

«Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля».

Ведущий: Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. В Дании в городке Оденсе. Чем же был богат этот мальчик? У него были самодельные игрушки, кукольный картонный театр и куча старых театральных афиш. Билет в настоящий театр был не по карману сыну сапожника. Ханс забивался дома в уголок и сочинял там спектакли. Над ним потешались и дразнили фантазером.

Но Ханс Кристиан вырос и стал писателем. Его сказки вы, надеюсь, сейчас вспомните.

(Играют 2 команды . Им нужно заранее придумать названия и девизы, имеющие отношение к творчеству Х.К.Андерсена; выбирается жюри)

I команда «Огниво»

Девиз: Мы сверкаем, мы сверкаем

Мы добро лишь излучаем,

Никогда не унываем,

Потому что мы - друзья!

II команда «Путешественники по сказкам»

Девиз: В сказочный мир мы сегодня идем

И за собой всех ребят позовем.

Мы дружная команда, веселые друзья,

Со сказкоюрядом шагаем всегда!

1. «Звездный час»

Команды поднимают табличку с правильным ответом.

    В какой стране жил великий сказочник Х.К.Андерсен? (жирным шрифтом отмечен верный ответ)

    • Германия

      Дания

    Какое из трех произведений не принадлежит перу Андерсена? Назовите его:

    «Гадкий утенок»

    «Дикие лебеди»

    «Золотой гусь» (братья Гримм)

    Из трех предложенных предметов два взяты из сказки «Огниво».Определите лишний предмет.

  • Оловянный солдатик

    Из какой сказки эта песенка? «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

    «Русалочка»

    «Свинопас»

    «Оле-Лукойе»

    Кто из героев Андерсена мог сказать о себе такое: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаза попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

    Как зовут главного героя сказки «Золотой мальчик».

    Петер

    Иоганнес

    В кого превратился Гадкий утенок?

  • Лебедя

2. «Зрительский конкурс»

Мир сказок Андерсена удивителен.

    Скажите, кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик из сказки

«Стойкий оловянный солдатик»)

    • «Пятеро из одного стручка» (горошины)

      «Гадкий утенок» (Птенец лебедя)

  1. Из скольких рассказов состоит сказка «Снежная королева»? (Из семи)

    Какая сказка заканчивается следующими словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, и на дворе стояло теплое, благодатное лето»?

(«Снежная королева»)

    В какой сказке на бильярдном клубе появилась вывеска»Высшее учебное заведение»?

(«О том, как буря перевесила вывески»)

3. «Бюро находок»

Ведущая: Ребята, представьте, что ночью, когда вас не было, в классе побывали гости. Вот их забытые вещи. Давайте вернем их владельцам! Кому же принадлежат эти предметы?

Задания первой команде:

    Зонтик (Оле-Лукойе)

    Горошина (Принцессе, «Принцесса на горошине»)

    Санки (Каю, «Снежная королева»)

    Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задания второй команде:

    Бумажный кораблик (Солдатику, «Стойкий оловянный солдатик»)

    Крапива (Элизе, «Дикие лебеди»)

    Белая и красная розы (Герде и Каю, «Снежная королева»)

    Музыкальный горшочек (Принцу, «Свинопас»)

4. «Узнай сказку по рисунку» с выставки.

На выставке представлены рисунки, по которым дети определяют сказку.

5.Игроки должны определить, к какой сказке относятся

прочитанные подборки слов.

Задания первой команде:

    Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.

(«Снежная королева»)

    Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)

    Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»)

    Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»)

Задание второй команде:

    Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)

    Нора, полевая мышь, крыло, эльф, цветок, ласточка. («Дюймовочка»)

    Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка, принцесса. («Огниво»)

    Роза, соловей, горшочек, трещотка, принцесса. («Свинопас»)

6. «Портреты героев»

Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.

Задание первой команде: (их задает вторая команда)

    «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф, «Дюймовочка» )

    «Она была прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты»

(«Снежная королева»)

    «Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать - хоть по книжке, хоть наизусть - все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…»

(«Одиннадцать братьев-принцев, «Дикие лебеди »)

Задание второй команде (задает первая команда)

    «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.»

(Принцесса, «Принцесса на горошине»)

    «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой» (Солдат, «Огниво»)

    «Было когда-то двадцать пять солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну прелесть, что за солдаты. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим»

(Солдатик, «Стойкий оловянный солдатик»)

7. Зрительский конкурс

    Как зовут главных героев сказки:

    «Оле-Лукойе» (Оле-Лукойе, Яльмар)

    «Дикие лебеди» (Элиза)

    «Дорожный знак» (Йоханнес)

    «Под ивою» (Йоханка и Кнуд)

(Потому что внутри у Снеговика была кочерга)

    Назовите пять сказок, в которых главными героями являются птицы

(«Гадкий утенок», «На утином дворе», «Соловей», «Аисты»,

«Дворовый петух и флюгерный»)

(К лебедю из сказки «Гадкий утенок»)

    Кем на самом деле был человек, пасший свиней в сказке «Свинопас»?

(Принцем)

    В какой сказке герой:

    1. Добывает себе счастье с помощью собак? («Огниво»)

      Спасает императора от смерти своей песней? («Соловей»)

в) Не мог заснуть на двадцати тюфяках и двадцати пуховиках, так как под ними лежала горошина? («Принцесса на горошине»)

      • Герои какой сказки произносили следующие слова:

а) «А почему у нас нет бессмертной души? Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо» («Русалочка»)

б) Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)

8. Отгадай кроссворд «Великий сказочник»

    Родина Андерсена.

    Волшебный предмет, которому служили три глазастые собаки.

    Подруга Кая.

    В него превратился Гадкий Утенок.

    Из нее Элиза вязала рубашки, чтобы расколдовать братьев.

    Птичка, которая заставила плакать императора.

    Его целовала принцесса за всякие безделушки.

9.Заключительное слово

Ведущая: В 1956 году Международным советом по книгам для детей и юношества была основана международная премия Х.К. Андерсена, присуждается она один раз в два года в апреле. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают и лучшему художнику - иллюстратору. В разные годы премию получали писатели: Джанни Родари (Италия), Астрид Линдгрен (Швеция), художник Татьяна Маврина из России и др. Все лауреаты получили красивые медали с профилем Андерсена.

С 1967 года день рождения Х.К.Андерсена (2 апреля) стал отмечаться еще и как Международный день детской книги.

А сейчас наше независимое жюри подведет итоги (награждение команд и победителей в зрительских конкурсах).

Вот и подошел к завершению наш праздник. Спасибо за участие и внимание!

Кроссворд «Снежная королева»

1. Что разбилось на зловещие осколки?

2. «Плохая» девочка, оказавшаяся очень доброй?

3.Кто искал Кая?

4.Что выращивали Кай и Герда?

5.Имя вороны (по мультфильму- Клара)

6.Красавец- зверь, на котором скакала Герда?

7.Какое слово надо было сложить из льдинок?

8.Имя друга Герды?

Кроссворд «Русалочка»

1.Кто был спасен Русалочкой?

2.Время суток, когда Русалочка не спала?

3.Что слышал принц, и это волновало и завораживало его?

4.Кто помог Русалочке стать девушкой земной?

5.Что взамен взяла ведьма?

6.Что просила у Ведьмы Русалочка?

7.Что отдали Ведьме сестры Русалочки?

8.Что осталось вместо Русалочки?

Список использованной литературы:

    Андерсен Х.-К. Сказка моей жизни: Отрывок: [Детство] // Дет. лит-ра.-2001.- 4.- С. 40-47. .

    Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа.-2000.- 12.- С.1,15.

    Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа.- 2000.- 8 (февр.).- С.12-125.

    Осанова Н.Н. Г.-Х. Андерсен и его сказка «Свинопас» // Уроки лит-ры. - 2001. - 8. - С.1—12.

    Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, игранем, - 2000. - Вып.1. - С.109-114.

    Фиников В. Ганс Христиан Андерсен // Андерсен Г. Х. Сказки. - М., 1987. - С.5-14.

краткое содержание других презентаций

«Известные сказки Андерсена» - Путешествие по сказкам. Ганс Христиан Андерсен. Солдатик. Герои сказок. Добрая слава. Викторина. Найди пару. Настоящие принцессы. Беляночка и Розочка. Сказки. Великий датский сказочник. Слово. Волшебное средство.

«Мир Андерсена» - Копенгаген. Актёром Андерсен так и не стал. Синквейн. Отец. Маленький Ганс Христиан. Семья. Золотая медаль. Пион. Стойкий оловянный солдатик. Мир чувств. Ганс Христиан Андерсен.

«Викторина по сказке «Снежная королева»» - Мне ничуть не больно. Кай. Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света. На сушёной треске. Герда забыла Кая. Северного оленя. Кто напал на Герду. Маленькая разбойница. Осколки дьявольского зеркала. Кто помог Герде. Дания. Дать Герде силу двенадцати богатырей. Ворон и ворона. Финка о Герде. О чём просил олень финку. Узнай, кто это. Назовите страну. Вечность. Снежная королева.

«Писатель Андерсен» - Здравствуйте я приготовил для вас презентацию. Биография Андерсена. В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. Андерсен вышел из глубины простого народа. На тему: Ганс Христиан Андерсен. Творчество. Ганс Христиан Андерсен Великий сказочник. С.Я.Маршак.

«Андерсен «Девочка со спичками»» - Чего же не знали люди. Б.Л.Пастернак. Холод. Рождество. Г.Х. Андерсен. Работа с текстом. Блюдо с жареным гусем. Новогодняя сказка Г.Х.Андерсена. Андерсен Ханс Кристиан. Маленькая нищенка. Девочка. Почему именно бабушку видит малютка. История Рождества. Сказка. От Рождества к Новому году. Девочка со спичками.

«Сказки Ханса Кристиана Андерсена» - Одинокую жизнь писателя заполняют мечты о счастье и «духовные детки». После долгого трудового дня отец читал Хансу Кристиану всё подряд. Стойкий Оловянный солдатик. Родился 2 апреля 1805 в маленьком городке Оденсе на острове Фюн. В мире много сказок. Девочка уже примерила лёгкие крылышки. В декабре 1867 года Ханс Кристиан приезжает на родину. 4 августа 1875 года умер Ханс Кристиан Андерсен. Ханс Кристиан Андерсен.

письменная викторина.

Ответы.

I. Выбери правильный ответ и подчеркни его:

  1. Снежная королева обещала подарить Каю весь мир и кое-что в придачу. Что именно?
    • пару коньков;
    • лыжи;
    • санки.
  2. Из чего сделаны окна во дворце морского царя в сказке «Русалочка»:
    • из жемчуга;
    • из янтаря;
    • из кораллов.
  3. Что свинопас менял на поцелуи принцессы:
    • дудочку и кувшинчик;
    • розу и соловья;
    • горшочек и трещотку.
  4. На чём было написано письмо старой лапландки финке в сказке «Снежная королева»:
    • на шкуре;
    • на рыбе;
    • на льдине.
  5. Вещь Герды, которую оставила себе маленькая разбойница»:
    • шапочка;
    • шубка;
    • муфта.


II. Сколько...

  1. Сколько дней каждый год проводили братья-лебеди на родине?
    - 11
  2. Сколько сестер было у Русалочки?
    - 5
  3. Сколько оловянных солдатиков подарили мальчику в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
    - 25
  4. Сколько учёных книг было написано об искусственном соловье в сказке «Соловей»?
    - 25
  5. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
    - 20 тюфяков, 20 перин и 1 горошина
  6. Сколько поцелуев потребовал свинопас от принцессы за чудесные предметы?
    - 110 (10 – за горшочек с бубенчиками и 100 – за трещотку)


III. Угадай героя по описанию:

  1. Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая.
    - Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»
  2. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни тепла, на кротости.
    - Снежная королева
  3. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди - блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки…
    - Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»
  4. Он был очень похож на настоящего, но весь обсыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами.
    - Искусственный соловей из сказки «Соловей»
  5. Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать какого цвета. Он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря в какую сторону он повернётся. Под мышками у него по зонтику…
    - Оле-Лукойе
  6. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на голове красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
    - Пастушка из сказки «Пастушка и трубочист»


IV. Кто кому говорит эти слова:

  1. «Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!»
    Принцесса – королю в сказке «Свинопас»
  2. «А хватит ли у тебя мужества идти за мной всюду? Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?»
    - Трубочист - пастушке
  3. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты! Как интересно!»
    Фрейлины друг другу в сказке «Свинопас»
  4. «Это кто такой? А паспорт у тебя есть? Давай сейчас же паспорт! Держите, держите его! У него нет паспорта!»
    Крыса – оловянному солдатику
  5. «Обернитесь большими немыми птицами и улетайте прочь! Позаботьтесь о себе сами!».
    Злая королева – братьям Элизы в сказке «Дикие лебеди»
  6. «Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или научись мурлыкать и пускать искры!»
    Курица - гадкому утёнку
  7. «Ишь ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!
    Маленькая разбойница - Каю в сказке «Снежная королева»
  8. «Не бойся, они умеют летать, когда захотят! Ты видела красивых красных, жёлтых и белых бабочек, похожих на цветы? Они ведь и были прежде цветами, только прыгнули со своих стебельков высоко в воздух, забили лепестками, точно крылышками, и полетели».
    Студент – Иде в сказке «Цветы маленькой Иды»
  9. «Да, да, правда ваша, умные слова приятно слышать. Какой прок от этого чириканья? Что оно приносит птице? Холод и голод зимой? Много, нечего сказать!»
    Полевая мышь – кроту в сказке «Дюймовочка»
  10. «Сильнее, чем она есть я не могу её сделать… Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас ей занимать силу, её сила в её сердце!»
    Финка – северному оленю в сказке «Снежная королева»


В выделенных клеточках должно получиться имя героини одной из самых известных сказок Андерсена.


VI. Внимательный читатель. Вопросики, трудные и не очень:

  1. Кому было присвоено особое звание: первый певец императорского ночного столика с левой стороны?
    – Искусственному соловью
  2. В какой сказке наградой за обман послужили рыцарский крест в петлицу и придворное звание?
    – В сказке «Новое платье короля»
  3. Главы какой сказки носят название дней недели?
    – «Оле-Лукойе»
  4. Героиня какой сказки говорит: «А почему у нас нет бессмертной души? Я отдала бы все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо!»
    - «Русалочка»
  5. В сказке «Снежная королева» ворона говорит Герде: «Не угодно ли вам взять лампу, а я пойду вперёд. Мы пойдём прямой дорогой, тут мы никого не встретим» - «А мне кажется, что за нами кто-то идёт»,- сказала Герда. Кто шёл за ними?
    - Сны
  6. Какое место, по мнению андерсеновской ели, самое лучшее на земле?
    - Лес, где светит солнышко и поют птички
  7. В какой сказке Андерсена поленья пустили корни и ростки и появился благоухающий куст, весь усыпанный красными розами?
    – В сказке «Дикие лебеди»
  8. В какой сказке Андерсена за свадебным столом вместе в другими гостями сидели три собаки?
    – В сказке «Огниво»


VII. Рассуждалки и самые интересные рассуждения наших читателей

  1. Как ты думаешь, почему Герде удалось победить могущественную Снежную королеву?
    - В сказках добро всегда побеждает зло. И маленькой Герде очень нужно было спасти Кая. Она не побоялась ни опасного путешествия, ни голода, ни самой Снежной королевы. Такие смелые сердца всегда побеждают! (Павлов Коля, 2кл); Герда теплом своего сердца смогла растопить холод Снежной королевы (Лутиков Олег, 2 кл.); Потому что Герда – добрая, верная, смелая, терпеливая и мужественная. О себе она не думает, потому она и победила. С Божьей помощью (Герда постоянно молилась). Добро побеждает зло. (Горышнева Тамара, 3 кл.)
  2. Какая сказка Андерсена кажется тебе самой красивой? Почему?
    - «Русалочка». Героиня поняла, что хочет жить среди людей. Она полюбила человеческий мир и принца, ради которого превратилась в морскую пену. В конце я не сдержала слёз и, думаю, что каждый плачет в конце этой красивой сказки! (Султанова Яна, 5 кл.)
    - «Стойкий оловянный солдатик». Здесь такие замечательные солдатики, такая красивая танцовщица, такой чудесный замок из картона! Много волшебства и красоты! (Павлов Коля, 2 кл.); Потому что в этой сказке очень красивая история о любви и очень трогательный конец! (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - «Дикие лебеди». Потому что она романтичная и очень хорошая (Леонова Юля, 2 кл.);
    - «Гадкий утёнок». Самая справедливая сказка. Утенок много страдал, но не жаловался на своё горе и поэтому получил награду - стал прекрасным лебедем! Очень красивый конец! (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - «Снежная королева». Это сказка о том, как Герда от своей любви к Каю решилась на тяжёлые поиски, когда Кая унесла Снежная королева. (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
  3. Охарактеризуй 3-х героев из 3-х сказок Андерсена тремя словами. Например, солдат из сказки «Огниво» - смелый, предприимчивый, находчивый.
    - Дюймовочка: заботливая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); нежная, заботливая, терпеливая (Горышнева Тамара, 3 кл.); решительная, отважная, храбрая (Тихомирова Вика, 4 кл.); маленькая, красивая, милая (Коробкова Даша, 5 кл.); маленькая, добрая, красивая (Нихатуева Ангелина, 4 кл.);
    - Русалочка: любящая, мечтательная, ранимая (Султанова Яна, 5 кл.); любящая, самоотверженная, романтичная (Лутиков Олег, 2 кл.);
    - Герда: смелая, добрая, терпеливая (Султанова Яна, 5 кл.); смелая, любящая, решительная (Нихатуева Ангелина, 4 кл.); добрая, любящая, смелая (Лутиков Олег, 2 кл.); хорошая, отчаянная, весёлая (Леонова Юля, 2 кл.);
    - Оловянный солдатик: храбрый, влюблённый, мечтательный (Павлов Коля, 2 кл); верный, стойкий, влюблённый (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - Король из сказки «Новое платье короля»: модник, глупый, тщеславный (Павлов Ваня, 2 кл.);
    - Свинопас: гордый, остроумный, мастеровитый (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - Оле-Лукойе: сказочный, добрый, смешной (Коробкова Даша, 5 кл.);
    - Снежная королева: злая, плохая, ледяная (Леонова Юля, 2 кл.); жестокая, бездушная, умная (Горышнева Тамара, 3 кл.);
    - Девочка из сказки «Девочка со спичками»: бедненькая, голодная, мечтательная (Павлов Ваня, 2 кл.)
    - Маленький Клаус: добрый, находчивый, хороший (Леонова Юля, 2 кл.).

В СТРАНЕ ГЕРОЕВ АНДЕРСЕНА

Литературная викторина по сказкам Г. Х. Андерсена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

библиотекарь городской библиотеки № 14 МБУК "ЦБС г. Вологды" Ромина Наталья Алексеевна.

Описание: Литературная викторина "В стране героев Андерсена" предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Может быть использована на уроках литературы при изучении творчества зарубежных писателей, на мероприятиях посвящённых юбилею датского сказочника Г. Х. Андерсена, а также при подготовке библиотечных уроков в школьной библиотеке.

Цели:
- Повышение интереса читателей к сказкам Андерсена;
- Помощь учебному процессу;
- Эстетическое, нравственное воспитание;
- Познакомить школьников с книгами сказочника, имеющимися в библиотеке.

Оформление: заголовок мероприятия, портрет Г. Х. Андерсена, книги сказочника, записи песен «Принцесса на горошине» в исполнении группы «Детская площадка» (автор С. С. Савенко); «Снежная королева» из фильма «Тайна Снежной королевы».

Оборудование: музыкальный центр, жетоны, призы.

Ход мероприятия
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
<…>
Х. К. Андерсен «Дания – моя родина»

Отец Андерсена был сапожником, а мать прачкой. Мальчик рос в бедности: спал в маленькой комнатке, заставленной верстаками и инструментами для башмачного ремесла. Но с самого раннего детства Андерсен был знаком со сказками и очень их любил. Сначала ему нравилось их слушать. Сказки читал ему отец, и рассказывала бабушка. Сказки погружали впечатлительного мальчика в загадочный мир волшебства.
Одарённый богатой фантазией, Андерсен часами мог играть один. Шумные детские компании ему были не нужны. Любая веточка, палочка или камешек оживали в его воображении и рассказывали свои удивительные истории. Из этих историй впоследствии и рождались его сказки.
Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 150 сказок. У нас в библиотеке есть очень много книг Андерсена. (Ведущий показывает книги) Ребята, какие сказки Андерсена читали вы? (Дети называют) Сейчас мы проверим насколько внимательно вы их читали. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. В конце занятия мы подсчитаем жетоны. У кого их будет больше, те из вас получат призы.

ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ:

Конкурс 1. «По страницам любимых сказок»
ДЮЙМОВОЧКА
1. Почему Дюймовочку назвали Дюймовочкой? (За рост всего в 1 дюйм = 2,54 см)
2. Как Дюймовочка появилась на свет? (Из ячменного зерна вырос цветок, похожий на тюльпан)
3. Какое имя дал Дюймовочке король эльфов? (Майя)
4. Назовите всех, кто хотел жениться на Дюймовочке. (Сын жабы, жук, крот, эльф)
5. Чем Дюймовочка не понравилась друзьям и знакомым жука? (Тем, что Дюймовочка не такая как они: у неё нет талии, усиков и всего 2 ножки)
6. Почему полевая мышь дала приют Дюймовочке? (Дюймовочка понравилась мыши тем, что мало ела)
7. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши? (Зерном)
8. Кто совсем не любил солнца и почему? (Крот, потому что он был слепой)
9. Кого Дюймовочка спасла от гибели, а потом она спасла Дюймовочку он несчастного замужества? (Ласточка)
10. Что подарили Дюймовочке эльфы в день свадьбы с королём эльфов? (Крылышки)

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ
1. Что помешало героине сказки выспаться? (Горошина)
2. Через сколько тюфяков и пуховиков принцесса почувствовала горошину? (Через 20 тюфяков и 20 пуховиков)
3. Зачем королева подложила принцессе под тюфяки горошину? (Чтобы узнать настоящая она принцесса или нет)
4. Какая погода стояла на улице в тот день, когда принцесса пришла во дворец? (На улице лил дождь)
5. Куда отправили горошину, когда принц и принцесса поженились? (В кунсткамеру – музей диковинных вещей)
Музыкальная пауза: Звучит песня «Принцесса на горошине».


СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК
1. Кто был сыном старой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
2. В кого влюбился стойкий оловянный солдатик? (В танцовщицу)
3. Какие трудности пришлось испытать солдатику? (Плыть в бумажной лодке, быть проглоченным рыбой)
4. Где закончил свою жизнь оловянный солдатик? (В печке)


ГАДКИЙ УТЁНОК
1. Кто из героев сказок Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность? (Гадкий утёнок)
2. В кого превратился Гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)


СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
1. Из скольких историй состоит сказка «Снежная королева»? (Из 7)
2. Как зовут главных героев сказки? (Кай и Герда)
3. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям? (Зеркало)
4. Кого Герда встретила на своём пути, пока искаля Кая? (Женщину, умеющую колдовать; ворона; Принца и Принцессу; Маленькую разбойницу; Лапландку; Финку)
5. Без него Герда не смогла бы добраться до Кая. (Олень)
6. С помощью чего Герде удалось избавиться от чар старушки, умеющей колдовать? (Цветка розы)
7. Где живёт Снежная Королева? (В Лапландии; в Финляндии)
Музыкальная пауза: Звучит песня "Снежная королева".


ОГНИВО
1. Кто охранял сундуки с медными, серебряными и золотыми монетами? (Собаки)
2. Какие были глаза у собак? (У первой – словно чайные чашки, у второй – как мельничные колёса, у третьей – с Круглую башню).
3. Как проявлялись волшебные свойства огнива? (Стоило ударить огнивом по кремню, то появлялась одна из собак)
4. Какое первое приказание солдат дал собаке? (Принести денег)
5. Какое было второе желание солдата? (Увидеть Принцессу)
6. Как закончилась сказка? (Солдат стал королём и женился на Принцессе)


СВИНОПАС
1. Зачем принц переоделся свинопасом? (Чтобы познакомиться с принцессой)
2. Какие подарки принца не оценила Принцесса? (Соловья и розу)
3. Почему король выгнал собственную дочь из дворца? (Король увидел, как его дочь целует свинопаса)
4. Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»? (Два: чудесный горшочек с бубенчиками и музыкальный инструмент - трещотка)
5. Какую песенку названивали бубенчики горшочка? (Ах, мой милый Августин, Всё прошло, прошло, прошло!)


НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ
1. Кто сшил новое платье королю? (Двое ткачей обманщиков)
2. Какими удивительными свойствами обладала ткань, из которой было сшито платье короля? (Ткань была необыкновенно красивого рисунка и расцветки, а также она становилась невидимой для всякого человека, который не на своём месте или непроходимо глуп)
3. Из чего было сшито новое платье короля? (Из ничего)
4. Почему все вокруг боялись признать, что король голый? (Не хотели показаться глупыми)
5. Кто первым посмел сказать, что король голый? (Маленький мальчик)


Конкурс 2. «Сказочная математика»
1. Сколько комнат было в подземелье, куда спустился солдат по приказу ведьмы в сказке «Огниво»? (Три)
2. Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»? (Двадцать пять)
3. Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»? (Три)
4. Сколько тюфяков, перин и горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»? (Двадцать тюфяков, двадцать перин и одна горошина)
5. Сколько всего поцелуев принцессы потребовал свинопас за свои чудесные подарки (сказка «Свинопас»)? (Десять – за котелок и сто – за трещотку. Всего - 110)

Конкурс 3. «В мире птиц и зверей»
Назовите, из каких сказок Андерсена эти животные?
1. Полевая мышь («Дюймовочка»)
2. Курица («Гадкий утёнок»)
3. Ворон («Снежная королева»)
4. Жаба («Дюймовочка»)
5. Лебедь («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди»)
6. Ласточка («Дюймовочка»)
7. Олень («Снежная королева»)
8. Кот («Гадкий утёнок»)
9. Крот («Дюймовочка»)
10. Собака («Огниво»)
11. Жук («Дюймовочка»)
12. Утка («Гадкий утёнок»)
13. Мотылёк («Дюймовочка»)

Конкурс 4. «Вспомни названия сказок»
Вставьте пропущенные слова в названия сказок:
1. …королева (Снежная)
2. Калоши… (счастья)
3. Стойкий … солдатик (оловянный)
4. Дикие… (лебеди)
5. … дом (Старый)
6. … на горошине (Принцесса)
7. Новое … короля (платье)
8. … - Лукойе (Оле)
9. Девочка со … (спичками)
10. … утёнок (Гадкий)
11. Цветы … Иды (маленькой)

Конкурс 5. «Портреты героев»
1. «На ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф и на груди – блестящая брошка, такая большая, как голова самой девушки. Красавица стояла на одной ножке, вытянув руки, она была…» (Танцовщица, «Стойкий оловянный солдатик»)
2. «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева, «Снежная королева»)
3. «В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф, «Дюймовочка»)
4. «Он был так прекрасен, что принцесса низко ему поклонилась, а он сказал ей: «Теперь я только презираю тебя…» (Принц-свинопас, «Свинопас»)
5. «Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шёл домой». (Солдат, «Огниво»)
6. «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…» (Сын жабы, «Дюймовочка»)
7. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она настоящая…» (Принцесса, «Принцесса на горошине»)

Конкурс 6. «Родной город Андерсена»
В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен? (В Дании)
Сейчас, ребята, мы, отгадав кроссворд, узнаем, в каком городе Дании родился Андерсен.


Вопросы к кроссворду по горизонтали:
1. Маленькая девочка с тяжёлою судьбой.
Никогда не хвасталась девочка собой.
Всё умела делать: подметать и шить.
И осталась с эльфами на цветочках жить.

2. Стоял по стойке «Смирно» он,
Хоть был и одноногим.
Он стойко беды перенёс,
Никто его не видел слёз.

3. Предупредить я вас должна:
Я так хрупка, я так нежна,
Что через тысячу перин
Горошину одну
Я буду чувствовать всю ночь,
И так и не засну!

4. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались,
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён.

6. Она была прелестна так
Прекрасна, восхитительна.
Из ослепительного льда
Была она. Нежна и холодна.

В выделенных клеточках по вертикали: Название города, в котором родился Ганс Христиан Андерсен.
Ответы на кроссворд по горизонтали: 1. Дюймовочка; 2. Солдатик; 3. Принцесса; 4. Утёнок; 5. Русалочка; 6. Королева.
Ответ по вертикали: ОДЕНСЕ. В этом городе есть музей Андерсена. В музее собраны личные вещи писателя, разные издания его книг на всех языках мира и рукописи, которые привлекают особое внимание посетителей. Смотришь на стремительно бегущие строки, и кажется, что вместе с ними уносишься в полюбившийся мир сказки.

Литературная викторина по сказкам

Ганса Христиана Андерсена

Ведущий: Ребята, сейчас я расскажу вам историю про то, как один школьный учитель сказал однажды своему ученику: «Вы глупый юноша, и из вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, вы у меня еще поплачете, верзила вы этакий!» Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему исполнилось уже 17 лет, и среди гимназистов – второклассников он и правда выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, теперь никто не помнит. А непутевого ученика знают и любят все дети мира. Вы, конечно, догадались, что это великий сказочник Ганс Христиан Андерсен (1805 – 1875).

Родился он в городе Оденсе 2 апреля 1805 года. У него были самодельные игрушки, картонный кукольный театр и куча старых театральных афиш. Билет в театр был не по карману сыну сапожника. Ганс забивался в уголок дома, и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Над ним потешались, смеялись и дразнили фантазером. Но Ганс Христиан вырос и стал писателем. Его сказки вы знаете и любите, и, надеюсь, вспомните во время нашей игры.

Играют 2 команды. Им нужно заранее придумать название и девиз, имеющий отношение к творчеству Ганса Христиана Андерсена.

1 конкурс «Звездный час».

Ведущий вывешивает листы ватмана с написанными на них 5 ошибочными и 1 верным ответом. Команды совещаются и поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, варианта. Жюри оценивает быстроту и точность ответа.

Вопрос 1: В какой стране жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен?

Швеция Германия Норвегия Италия Дания Франция

Вопрос 2: Из 6 произведений 1 не принадлежит перу Ганса Христиана Андерсена. Назовите его.

Оле – Лукойе Снежная королева

Принцесса на горошине Дикие лебеди

Гадкий утенок Золотой гусь (Братья Гримм)

Вопрос 3: Из 6 предложенных предметов 5 взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.

ранец монеты

сундук оловянный солдатик

сабли кремень

Вопрос 4: Из какой сказки эта песенка?

«Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

Русалочка Дикие лебеди

Гадкий утенок Свинопас

Снежная королева Стойкий оловянный солдатик

Вопрос 5: Кто из героев Андерсена мог сказать о себе так: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным».

Кай Элиза

Дюймовочка Солдат

Герда

2 конкурс «Бюро находок»

Задание 1 команде: назвать кому принадлежат эти вещи:

Зонтик (Оле-Лукойе)

Горошина (принцессе на горошине)

Санки (Каю)

Скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке)

Задание 2 команде:

Бумажный корабль (Солдатику)

Крапива (Эльзе)

Белая и красная розы (Герде и Каю)

Музыкальный горшочек (принцу из сказки «Свинопас»)

3 конкурс «Угадай сказку»

Определите, к какой сказке относятся данные слова:

Задание 1 команде:

Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба (Снежная королева);

Трава, жаба, кольцо, терпение, крапива (Дикие лебеди);

Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода (Гадкий утенок);

Тюфяк, ливень, калоши, принцесса (Принцесса на горошине).

Задание 2 команде:

Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц (Русалочка);

Нора, полевая мышь, крыло, цветок, эльф (Дюймовочка);

Дупло, ветер, собака, колыбель, кремень (Огниво);

    роза, соловей, горшочек, трещотка (Свинопас).

4 конкурс «Портреты героев».

Ведущий читает отрывки из произведений Андерсена. Команды должны узнать, о каких персонажах идет речь.

Задание 1 команде:

«В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки». (Эльф из сказки «Дюймовочка»).

«Она была так прекрасна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты.» (Снежная королева)

«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! У них была сестрица…» (11 братьев принцев из сказки «Дикие лебеди»).

Задание 2 команде:

«Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья… но она все-таки уверяла, что она настоящая ….(Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»).

«Шел солдат по дороге: 1-2! 1-2! Ранец за спиной, сабля сбоку; он шел домой.»(Солдат из сказки «Огниво»)

«Было когда-то 25 солдатиков, родных братьев по матери – старой ножке. Ружье на плече, голова прямо, красный с синим мундир – ну прелесть, что за солдаты. Все солдаты были совершенно одинаковы, кроме одного. На него не хватило олова, и он был одноногим.» (Солдатики из сказки «Стойкий оловянный солдатик»).

Ребятам предлагается продолжить сказку, то есть пересказать ее близко к тексту.

6 конкурс – конкурс капитанов.

Тот из капитанов, кто назовет больше произведений Андерсена, получает право открыть 1 из 2 шкатулок, в которой лежат различные призы и раздать их своей команде.

Жюри подводит итоги игры и вручает команде - победительнице «Золотую медаль Андерсена» и маленькие сувениры из 2 шкатулки для всех участников игры.

Библиотечный урок

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: