Музыканты как у нашего соседа. Значение у нашего соседа - веселая беседа: гуси в гусли, утки в дудки, овцы в донцы, тараканы в барабаны

Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей

Доклад на тему

«Народные потешки как средство развития образной речи детей »

Воспитатель : Кабарухина Т. Н.

МБДОУ № 17, г. Таганрог.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка . Развитие речи идёт в нескольких направлениях : совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь . Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка . Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления , воображения . В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания , сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом . Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

Образная речь является составной частью культуры речи . Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи , что является основой воспитания и обучения детей .

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов) .

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух , т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников .

Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности , эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек .

В потешке

Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь-баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи-

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи» . При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи» , что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей . Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей .

В потешке

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Так же присутствует олицетворение : котик «очеловечивается» - «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос : или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даётся ответ : и самому отведать, и Бореньку угостить.

Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть - снесть) потешки , её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей.

В потешке

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Пышки, ватрушки

Сдобной лепёшки

Высуши рожки.

Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями : пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом .

Наличие повторяющихся фонем : - р -; - г- (рога, пирога, - ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей , учит ясно и лаконично излагать свои мысли.

В потешке «Сегодня день целый

Все звери у дела»

все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются» : лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.

В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей , автор – народ использует образы животных , которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том , что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки , её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.

В потешке «Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту

Зачем ей хворост?

Печь топить.

Зачем ей печь?

Обед варить.

Зачем обед?

Гостей кормить.

А гости кто?

Медведь с женой.

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.»

В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно» . Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки , которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой» .

В потешке «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь»

эпитеты «золотой» , «масляна» , «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка , как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.

В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает» .

В потешке

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – систричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку»

используется прием олицетворения;

белка как бы очеловечивается : она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы : лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах : лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества . Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей .

В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.

Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.

Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза :

Не ешь одна! Не ешь одна!

Как это было в потешке

«Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!»

Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.

«Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собака – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

И огонь погас!»

Прием «опускания» глаголов - действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар.

Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка ? Народная мудрость гласит : нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.

В потешке «Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

вода «оживает» , автор – народ обращается к ней , как к «мыслящему существу» : оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость .

В потешке «Как у нашего соседа

Весела была беседа :

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.

В потешке ощущается народный юмор , желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей .

В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную» . Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.

Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи .

Русские народные песенки , потешки , прибаутки развлекают и развивают ребенка , создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка , способствуют образности речи дошкольников .

Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки

Совушка-сова

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Ладушки-ладушки!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ам! Ам!

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

Как у нашего соседа

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Ваня-простота!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Солнышко-ведёрышко

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Вода-водица

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба

Козёл

Как у нас-то козёл,
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

Улитка

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе пирога.

Как на Ванькины именины

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Жили у бабуси два веселых гуся

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Фома едет на курице

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Барашеньки — крутороженьки

Барашеньки — крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Прилетели гуси

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогоже, всех дороже.
См. ПРИГОВОРКИ - ПРИБАУТКИ

  • - два близких вида птиц сем. вороновых - серая В. и чёрная В. ; иногда их считают подвидами одного вида. Дл. в среднем 47 см. У серой В. оперение серое с чёрным, у чёрной - всё чёрное...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - два близких вида птиц сем. вороновых - серая и чёрная В. Дл. до 56 см. Обитает в Европе, Азии и Сев.-Вост. Африке. Способны к сложным формам поведения...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - племя североамериканских индейцев, входящее в группу...

    Большая Советская энциклопедия

  • - два близких вида птиц семейства вороновых - серая и черная вороны. Длина до 56 см. В Европе, Азии и Северо-Вост. Африке. Способны к сложным формам поведения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - междометие Выделяется знаками препинания или оформляется как отдельное предложение-реплика. «Нет, – думал Лешка, – в деревню не поеду». Н. Тэффи, Выслужился...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - ...

    Формы слова

  • - междом...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДУ́ДКИ, частица. Выражает отказ, несогласие...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДУ́ДКИ, межд. . Восклицание в знач. отказа в чем-нибудь. - Дай мне в долг! - Нет, дудки! от тебя назад не получишь...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ду́дки межд. разг. Возглас, выражающий полное отрицание или отказ от...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - д"удки, неизм...

    Русский орфографический словарь

  • - заигрываешь, шалишь, не обманешь Ср. Кончено! Дудки! меня больше не подденешь!... В.И. Даль. Займы. Ср. Нет, Миша, это, брат, Атанде-с! Островский. Свои собаки грызутся. 1, 3...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. ГОСТЬ -...
  • - См. СОБЛАЗН -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Утки летели, гуси летели, коровы летели, козы летели...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. нет...

    Словарь синонимов

"Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы..." в книгах

«ГУСЛИ - МЫСЛИ МОИ…»

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич

«ГУСЛИ - МЫСЛИ МОИ…» 1Есть люди, о которых очень трудно писать. Они настолько самобытны, талантливы и скромны, что, когда начинаешь лепить их образ словами, на бумаге получается лишь бледная тень интересного человека. Таков для меня Владимир Иванович Поветкин, тот самый

Гуси и утки маринованные

Из книги Домашняя колбаса, буженина и другие копченые и соленые блюда автора Левашева Е.

4.1. Где и кто изобрел гусли?

автора Базлов Григорий Николаевич

4.1. Где и кто изобрел гусли? Под гуслями в данной главе мы подразумеваем гусли русские - крыловидные и их модификации - гусли-кантеле, гусли с игровым окном, сохранившиеся у славян, в первую очередь у русских и белорусов, а также у балтов и балтийских финно-угров. Можем

4.2. Гусли или гудок?

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

4.2. Гусли или гудок? В истории происхождения гуслей есть весьма загадочный сюжет. Дело в том, что словом «гусли» славянские народы называют два очень не похожих инструмента. У южных и западных славян «гуслями» называют род скрипки, у восточных - струнный инструмент (даже

«Гусли с ответом»

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

«Гусли с ответом» Сергей Иванович Чернышов, говоря о гуслях, употребляет выражение «разыграть гусли», под этим он подразумевает, что гусли, даже хорошо сделанные и правильно настроенные, не всегда сразу начинают хорошо звучать. Они «входят в раж», только после того, как на

Из книги Богдан Хмельницкий в поисках Переяславской Рады автора Андреев Александр Радьевич

Часть седьмая. БОЖЬИ ДУДКИ

Из книги Книга автора Деркач Александр

Часть седьмая. БОЖЬИ ДУДКИ СТИХ CCVIIIЕСЛИ Я ТЕБЕ НУЖЕН* * *1. Господи.Если я тебе нужен,Продли мои дни.И я постараюсь понять,Что ты ждешь от меня.И выполнить это.СТИХ CCIXМОЛИТВА №23(Избави мя от нечувствия)1. Вот: привык к чудесам,И хожу, глядя только под ноги.2. Господи,Избави меня

Гусли

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Гусли «Гусли имеют вид легкой ручной арфы с медными струнами; строй их свободный, можно настраивать то очень высоко, то очень низко. Этот инструмент известен с глубокой древности. В Малороссии долгое время играли на гуслях, но ныне они выводятся» (М. Забылин).«Особенный

Что такое гусли?

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Что такое гусли? Этот инструмент появился на свет давным-давно. Он, подобно арфе, родился на свет из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и,

Гуси и утки горячего копчения

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Гуси и утки горячего копчения Гусей или уток тщательно обработать, промыть, удалить мелкие перья (пеньки), натереть солью, положить в глубокую посуду и поставить в холодное помещение на 3–4 дня. Вскипятить воду со специями из расчета: на 1 кг обработанного гуся или утки 1 л

Гусли

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гусли Гусли – музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Г. псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: Г. чувашские, Г. черемисские, Г. клавирообразные и Г.,

Гусли

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Казацкая игра в дудки 1648–1654 годов

Из книги Богдан Хмельницкий и его характерники в засадах и битвах автора Андреев Александр Радьевич

Казацкая игра в дудки 1648–1654 годов “Славные рыцари-молодцы, сыны могучих героев! Пришли враги завоевать нас огнем и мечем в прах, и дома наши в пепел сотворить, и всех казнить и славу нашу уничтожить. Братья знаменитые! Встаньте сердцем и оружием, покажите свою саблю врагу

ГРУЗИЮ – ГРУЗИНАМ?! ДУДКИ!

Из книги Грузия - Материалы по попытке её захвата в августе 2008 г автора Автор неизвестен

ГРУЗИЮ – ГРУЗИНАМ?! ДУДКИ! 12.8.2008Утверждают, что грузинские националисты дошли до провозглашения лозунга "Грузия – грузинам!"Разумеется, русский может ответить одно: "Грузия – русским!" К Украине, конечно, это тоже относится.Слава Богу, никаких тысяч убитых (во всяком

Гусли для «разгона»

Из книги Литературная Газета 6419 (№ 24 2013) автора Литературная Газета

Гусли для «разгона» I Всероссийский музыкальный конкурс, информационным партнёром которого является наша газета, в этом году выходит на финишную прямую. За три с половиной года было открыто много новых интересных имён в исполнительском искусстве. Что будет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: