Правописание согласных. Написание морфем (значимых частей слова) Система правил связанных с правописанием морфем

Слова состоят из минимальных (далее неделимых) значимых частей, называемых морфемами (от греч. morphe - форма): корней, приставок, суффиксов и окончаний. Учение о значимых частях слова (морфемах) называется морфемикой .

По своей роли, значению и месту в слове морфемы делятся на корневые и служебные (аффиксальные).

Окончание - изменяемая значимая часть слова, указывающая на связь слова с другими словами в предложении. Выражает значения: у именных частей речи и причастий - рода, числа и падежа; у глаголов в настоящем времени - лица и числа, в прошедшем времени - рода и числа.

Нулевое окончание - окончание, не выраженное звуками и обнаруживаемое при сравнении форм слова. Оно является показателем определённой грамматической формы. Например, нулевое окончание существительного ветер указывает на И. (В.) п. ед. ч. м. р.; нулевое окончание глагола говорил - на ед. ч. м. р.

Чтобы выделить окончание , следует изменять слово, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Отделяя окончание, мы одновременно выделяем основу.

Основа

Основа - часть изменяемого слова без окончания, выражающая его лексическое значение: светл-ый, отвеча-тъ, работ-а .

Кроме корня, в состав основы могут входить приставка(-и) и суффикс(-ы).

Корень - главная неделимая часть родственных (однокоренных) слов, в котором заключено их общее лексическое значение (берег - бережок - береговой - прибрежный). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать родственные слова. Так, слова вода, водяной, водный, водник, водица, подводный, надводный имеют общий корень -вод-. Такая группа однокоренных слов называется гнездом.

Приставка , или префикс (от лат. praefixus - прикреплённый спере­ди) - служебная морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: дочитать, наверху, неповторимый .

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный, приколоченный) - служебная морфема, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или их грамматических форм. Например: плывущий, привыкать - привыкнуть, читатель.

Основа, равная корню, называется не производной (дом, окно, книга). Основа, которая включает также одну или несколько служебных морфем (суффиксов или приставок), называется производной (полёт, денек, справедливость).

Приставки и суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими .

Словообразовательными (словообразующими) называются приставки и суффиксы, служащие для образования новых слов (утро - утренний, знают - знающий, правда - неправда ).

Формообразовательные (формообразующие) приставки и суффиксы служат для образования форм слов (нарисовать - форма совершенного вида глагола рисовать, чистейший - форма превосходной степени прилагательного чистый, писал - форма прошедшего времени глагола писать ).

В русском языке одни и те же приставки служат для образования слов разных частей речи (собеседник, состояться; признать, признак ), а большинство суффиксов служат для образования какой-либо одной части речи (-чик-, -ость и др. - имён существительных, -ск-, -н- и др. - имён прилагательных, -ова-, -ева-, -ива-, -ыва- и др. - глаголов, -о-, -е-, -ому-, -ему-, -и- и др. - наречий).

Морфемика - это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Слова состоят из значимых частей, которые называют­ся морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования но­вых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов -JI9 суффиксы -ЕЕ, ЕЙ, -ШЕУ при помощи которых образуется простая превос­ходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.

Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: до­ска - доски, красивый - красивого, лечу - летит.

Окончание выражает разные грамматические значе­ния:

Рода, числа и падежа - у существительных и цри- лагательных;

Лица и числа - у глагола в настоящем и будущем времени;

Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени.

При помощи окончания новые слова не образуются,

образуются формы слова.

Окончание может быть нулевым, то есть не выра­женным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Не имеют окончаний неизменяемые слова:

Наречия (быстроу,

Деепричастия (разговаривая);

Прилагательные в сравнительной степени (красивее);

Несклоняемые существительные (депо).

Различайте слова с нулевым окончанием и неиз­меняемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Часть изменяемого слова без окончания называется ос­новой слова. Она выражает лексическое значение слова.

Виды основ:

Непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);

Производная (образована от других слов: домик);

Производящая (от нее образуется другая основа: дом - домик).

Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

В слове может быть один корень (цветной) и несколь­ко (цветово^)9 такие слова называются сложными.

Слова, имеющие одинаковый корень, называются од-

покоренными (водный, подводный, "вода, заводь, водя­нистый, по&водник).

Существуют слова, которые имеют один и тот же ко­рень, но разные лексические значения (ёора, Горный,

угореть, загореть, перегореть), они не являются одно- коренными.

Приставка - это значимая часть слова, которая сто­ит перед корнем и служит для образования новых слов

(вода, подводный).

Приставки вносят дополнительное значение в слова.

Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-).

В слове может быть несколько приставок: "безвыход­ный.

Среди приставок есть синонимичные (выгнать - изгнать) и антонимичные (влететь - вылететь).

Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова не выделяются: востор­гаться.

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новщх слов (тон-

кбстЬ, тонкбвапЬый; гонимый, гон^пЦий; водякой, во-

дякиспЬый).

В слове может быть один суффикс (водякой) или не­сколько (водянистый).

Многие суффиксы свойственны определенным час­тям речи:

Ость, -онк9 -телъу -щик - существительным; -ущ, -ющу -ащ, -ящ, им, -ом, -ем - причастиям; -ыва, -ивау -овау -ева - глаголам. Постфикс - это часть слова, которая стоит после окончания: -сь и -ся.

1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.

а) заяц, солнцем, верхом (скакать)

б) белым, касается, подошли

в) увидел, справа, второй

г) заточил, (о) переезде, дважды

2. Укажите, в каком ряду все слова имеют нулевое окончание.

а) овощ, плащ, речь

б) Ростов, вперед, настежь

в) рассказ, полночь, вишь

г) плеть, (с) плеч, вскачь

3. Укажите, в каком ряду все слова состоят из при­ставки, корня, одного суффикса и окончания.

а) поражение, забияка, заведенный

б) загашенный, инициатива, кавалерия

в) застелил, остановка, разгрузка

г) осязание, племенной, заговорщик

4. Укажите, в каком ряду все слова имеют несколько суффиксов.

а) попадание, заболевание, породниться

б) бахрома, встрепенуться, изыскание

в) капитуляция, лотерея, официальный

г) поведение, рассредоточенный, скомканный

5. Укажите, в каком ряду все слова имеют 2 при­ставки.

а) поодаль, безудержный, неодаренный

б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый

в) понемногу, несдержанный, нездешний

г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный

6. Укажите, какое из данных слов не является одно- коренным.

а) пригорелый в) горный

б) гореть г) угарный (газ)

7. Укажите слова, которые состоят из 5 морфем.

а) напоминать в) судоходство

б) напряженность г) пробрался

8. Укажите ошибки, допущенные при морфемном раз­боре слов.

а) план-ир-ов-а-ть в) магнет-изм

б) кастрюл-я г) от-тир-а-ть

9. Укажите, в каких случаях морфемный разбор слов выполнен верно.

а) аук-ци-он в) де-кабрь

б) вел-ич-ин-а г) кремн-ий

10. Укажите слова, морфемный состав которых соот­ветствует схеме

«корень 4- окончание».

а) порода

б) жуткий

в) забота

г) касторка

11. Укажите слова, в которых основа равна корню.

а) помидор

б) архаизм

Правописание морфем

§ 6. Орфография

Урок 26. Разделы русской орфографии. Правописание морфем

Цели урока : 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской орфографии; 2) тренировать в использовании принципа единообразного написания морфем на письме; в различении омофонов.

I . Словарный диктант с грамматическим заданием (проверка домашнего задания)

Предоставим возможность учащимся в течение минуты повторить написание слов, входящих в словосочетания орфографического минимума (упр. 201), а затем закрыть книги и записать эти словосочетания по диктовку учителя. Чтобы потренировать учеников в умении концентрировать внимание, продиктуем словосочетания для записи парами: первое словосочетание каждой пары записывает первый вариант, второе словосочетание – второй вариант.

Грамматическое задание может быть следующим.

Задание 1. Найдите словосочетания, соответствующие схемам: действительное причастие (главное слово) + существительное; страдательное причастие (главное слово) + существительное. Составьте с ними два предложения, в одном из которых словосочетание используется в роли обособленного распространённого определения, а в другом – необособленного распространённого определения.

Задание 2. Используя словосочетания из ряда записанных (на выбор) составьте и запишите предложение, осложнённое обращением, и предложение, осложнённое вводным словом.

II . Разделы русской орфографии и основные принципы написания (задания на с. 78)

В процессе обсуждения первого задания § 6 подведём учащихся к мысли о том, что знаки препинания помогают правильно и быстро понимать письменный текст: абзац (красная строка) выделяет композиционно-смысловые части текста; точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки отделяют высказывания друг от друга и помогают понять их цель, а также эмоциональную окраску. Отражая синтаксическое строение предложения и его интонационное оформление, запятые, точка с запятой, двоеточие помогают воспринимать высказывания в точном соответствии с замыслом их автора, а такие выделяющие знаки, как кавычки, скобки, а также тире и запятая при парном употреблении помогают создать смысловое выделение отдельных фрагментов высказывания. Ошибки в пунктуационном оформлении предложений затрудняют письменное общение, а их отсутствие делают такое общение невозможным.

Предложим семиклассникам устно сформулировать основные правила каждого раздела орфографии и в случае необходимости внесём дополнения в их ответы: «Морфемы пишутся одинаково, независимо от произношения. Морфемы в пределах слова пишутся слитно, реже через дефис; слова друг с другом пишутся раздельно. С прописной буквы пишутся собственные имена и наименования и первое слово предложения, остальные слова пишутся со строчной буквы. Слова переносятся по слогам с учётом их морфемного членения».

III . Правописание морфем. Различение омофонов в устной речи и на письме (упр. 204 – 206, 209)

Предоставим возможность всем желающим назвать соответствующие заданию упражнения 204 примеры слов и подведём учащихся к выводу о том, что один и тот же корень может быть представлен в двух и более вариантах, поскольку при изменении слова или при образовании новых слов в корне могут происходить чередования гласных и/или согласных.

Основным результатом работы с упражнениями 205 и 206 должен стать вывод о том, что необходимо учитывать существующее в русском языке явление омонимии и использовать омофоны в устной речи в том контексте, который помогает понять их точное лексическое значение, и учитывать эти значения для правильного оформления омофонов на письме. Ученики ещё раз отметят, что омофоны являются разными словами, следовательно, имеют разные значения и разные однокоренные слова (изморозь – морозить, изморось – моросить ).

Работа с омофонами, схематически представленными в упражнении 209, обнаруживает сходство их морфемного состава: многие пары омофонов построены по единой словообразовательной модели.

Д. з.: 1) упр. 202; 2) по желанию – упр. 203; 3) индивидуальное задание – упр. 207 (см. примечание).

Примечание . Задание упражнения 207 распределим между двумя-тремя учениками.

www.compendium.su

Принципы русской орфографии

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.

Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).

Русская орфография – это система правил написания слов.

Она состоит из пяти основных разделов:

1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.


Разделы орфографии
– это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..

Принципы русской орфографии

В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание , хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.

Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл’иэба], [хл’ьбавос] ; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп’ил’ит’] [падб’ит’] ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив- ; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе — в книге, большого — великого, синего — моего и т.п.

Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.

Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП , в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся .

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через- ), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с , ср.: возразить — воскликнуть, избить — испить, низвергнуть — ниспослать и т.п.

Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок — ножичек, парчовый — кочевой, свечой — тучей и т.п.

Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.

Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП , по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину .

Так, написание гласных и , а , у после шипящих — это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.

Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип ), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения , ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ : сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов — раздельно.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой — взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

videotutor-rusyaz.ru

Золотое правило русской орфографии, или Морфемный принцип написания слов

Тема урока: Золотое правило русской орфографии, или морфемный принцип написания слов.

Цели урока:

1. Развитие умений и навыков учащихся по соблюдению норм литературного языка в речевой практике.
2. Знакомство учащихся с морфемным принципом как ведущим принципом русского правописания.
3. Совершенствование умений и навыков при создании и редактировании собственного текста.

Ход урока

I этап урока. Работа по культуре речи

1. Вступительное слово учителя. Анализ речевых ошибок, допущенных учащимися в сочинениях по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

2. Раздать фрагменты сочинений с допущенными речевыми ошибками.

3. Исправьте ошибки в построении предложений.

а) Круг людей Калинова – большой любитель интриг и сплетен.
б) Катерина, главный герой драмы, тоже выходец из купечества.
в) Очень крохотная надежда где-то сидела в ней – подальше уехать с Борисом и попрощаться навеки с «темным царством».
г) Самоубийство Катерины вызвало молниеносную реакцию семьи.

Ответы учащихся

а) Калиновцы (жители Калинова) – большие любители интриг и сплетен.

«Круг людей» – это книжное выражение, для пьес о провинциальном купечестве не подходит.

б) Катерина, главная героиня драмы, тоже вышла (родом) из купечества.

Катерина – женщина, поэтому приложение «герой» неуместно: оно должно быть женского рода. Существительное «выходец», употребленное в роли сказуемого, может быть соотнесено со словом мужского рода, поэтому заменяем на слово «вышла».

в) В ней еще теплилась слабая надежда – уехать с Борисом подальше и навеки оставить «темное царство».

«Очень крохотная» – речевое излишество, так как крохотная и есть очень маленькая. «Надежда сидела в ней» – лучше « в ней еще теплилась надежда» .

г) Самоубийство Катерины вызвало неожиданный протест в семье.

Молниеносная реакция – книжное выражение, несвойственное патриархальному купечеству .

II этап урока

1. Блиц-опрос по домашнему заданию

Учитель. Дома вы повторяли материал по теме «Морфемика». Отвечая на вопросы, пользуйтесь предложениями, которые вы сейчас записали в исправленном виде.

Что изучает морфемика?
Какая морфема содержит смысловое значение слова?
Расшифруйте морфемный ряд основы. (Основа включает.)
Найдите во втором предложении слова, образованные суффиксальным способом.
Найдите в третьем предложении слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
Каким способом образовано слово «самоубийство» в четвертом предложении?

2. Работа с текстом с экрана компьютера

У входа в Малый театр установлен памятник А.Н. Островскому. Он изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету В. Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокую думу, он каждый вечер встречает зрителей, предоставляя им несомненную возможность насладиться настоящим искусством.

Задание: разберите по составу слова: предоставляя несомненную. (Один ученик работает у доски, остальные – самостоятельно .)

Объясните, зачем нужно уметь разбирать слово по составу? Какой практически в этом смысл?
Покажите на примере этих слов, что без морфемного анализа можно допустить ошибки.

Предоставляя – (пред, предо) – неизменяемая приставка, которую мы выучиваем, (ставл) – корень с чередующейся согласной звонкой, (ставить – предоставлять) – значит, безударную корня можно проверить.

Несомненный приставка НЕ придает новое лексическое значение. Приставка СО – неизменяемая ЕНН – суффикс прилагательного.

Учитель. Мы убедились, что каждая значимая морфема пишется по своим законам. В этом и заключается главное «золотое» правило русской орфографии: пиши каждую морфему по ее законам. Не случайно русское правописание считают:

— фонетическим (шар – 3б., 3 зв);
— традиционным (многие слова запоминаем), но главное – морфемным.

III этап урока

1. Применяя «золотое правило» орфографии , проверьте безударную гласную корня и подчеркните ее, выделив графически корень. (Ученикам раздается заранее распечатанный материал .)

Театральный деятель, обличать пороки, освещать проблему , создавать образы, обитатели Калинова, защищать старые порядки, быть ханжой, незаслуженно обижать , деспотизм самодуров, разрядить обстановку , социальное потрясение, объединенные конфликтом, на протяжении пьесы, покаяние Катерины, умалять достоинства , представление о мире, проявление прав, раздражать Дикого, покориться полностью, смягчить нравы, повиновение матери, нравственное очищение.

Что называется омонимами?
Подберите к выделенным сочетаниям омонимичные пары.
Приведите свои примеры омонимов.
Сделайте вывод: от чего зависит написание безударной гласной корня в омонимах?

2. Лексико-орфографическая работа. Освоение новых понятий

Запишем на доске, выделив орфограммы:

репертуар –
фойе –
партер –
амфитеатр –
бельэтаж –
балкон –

Можно ли проверить корневые гласные в этих словах родственным словом?
Почему нельзя? (Это слова заимствованные .)
Из какого языка?
Какая конструкция простого предложения понадобится нам, если мы хотим объяснить значение этих слов?

Запишем значение первого слова. Почему мы поставили тире перед сказуемым?
Кто знает значение остальных слов?
Объясните их значение с помощью предложений по заданной модели (устно ).
Дома запишите значение этих слов в тетрадь.

Учитель. Итак, ребята, изучая творчество драматурга А.Н. Островского, мы обратились к лексико-орфографической работе по теме «Театр» для того, чтобы вы, придя в театр, чувствовали себя культурными зрителями.

3. Работа с текстом

За свою долгую творческую жизнь А.Н. Островский написал более 50 оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам И.А. Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. «Картина эта – «Тысячелетний памятник России». Одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги. »

«Зачем лгут, что Островский «устарел», – писал в начале нашего столетия А.Р. Кугель. – Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».

Задание:

Приведите из текста примеры слов, в которых корневая гласная:

а) не проверяется (оригинальных, национальный, картина );
б) проверяется (останавливается, устарел, освежающий, усложненного ).

Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на примере «освежающий» .

Освежающий:

о – неизменяемая приставка;

свеж – корень (свежий);

а – глагольный суффикс;

ющ – суффикс причастия (действительное, настоящее время);

Объясните знаки предложения в тексте (работа в группах ).

IV этап урока. Создание собственного текста

Задание: напишите сочинение-миниатюру «Мое слово об Островском».

По завершении работы учащиеся читают свои сочинения и обмениваются мнениями.

V этап урока. Домашнее задание

1) Отредактируйте сочинение, пользуясь планом.

  1. Раскрыта ли тема и основная мысль?
  2. Имеет ли сочинение стройную композицию?
  3. Какие фрагменты сочинения получились более образными? Какими средствами художественной выразительности была достигнута эта образность?
  4. Соблюдены ли в сочинении нормы русского языка? Исправьте орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.
  5. Отличается ли смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения?

2) Приведите из сочинения примеры слов, в которых корневая гласная проверяется ударением (не проверяется ударением).

3) Покажите, как работает морфемный принцип написания слов на 2–3-х примерах.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Принципы русской орфографии, орфограмма

58. Принципы русской орфографии, орфограмма

ОРФОГРАФИЯ — система правил правописания. Основные разделы орфографии:

  • написание морфем в различных частях речи,
  • слитное, раздельное и дефисное написание слов,
  • употребление прописных и строчных букв,
  • перенос слов.

Принципы русской орфографии. Ведущий принцип русской орфографии — морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.

Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива.

Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Примером может служить правописание приставок на з-с (бездарный — беспокойный) или изменение в корне начальной и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную (разыграть).

Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) — ожёг (глаг.)) и традиционное написание (буква и после букв ж, ш, ц — жить, шить).

Орфограмма — это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии.

Орфографическое правило — это правило правописания руссхога языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.

Билет №17. (1 вопрос) Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфографии. Разделы русской орфографии

Орфография – совокупность правил написания слов. Орфографические правила являются общепринятыми и строго обязательными для всех пишущих по – русски. Они обеспечивают грамотное, т.е. соответствующее единым нормам, письмо, которое облегчает восприятие текста при чтении. Без правил правописания процесс письменного общения был бы значительно затруднен. В орфографии выделяются 4 основных раздела : 1) написание значимых частей слова, корней, приставок, суффиксов, окончаний; 2) раздельные, слитные и полуслитные (дефисные) написания слов и их частей; 3) способы переноса слов;4) употребление прописных букв;5) способ сокращения; Основой орфографической единицей является орфограмма – то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (буквами, дефисом..), но из них только один принят как правильный (Баранов М.Т.). Например: перетянуть – в слове из 10 букв – 4 орфограммы. Обычно текст на 1/3 и даже наполовину состоит из орфограмм для гласных. Рассмотрим разделы орфографии:1. Написание значимых частей слова (, корень, ^, £) соответствует принципам русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический) заключается в том, что написание морфем (, корень, ^, £) одинаково, независимо от произношения, т. к. буквой обозначается звук в сильной позиции, а не его звуковой вариант. Различают три группы морфологических написаний: 1) опорные , когда буквой обозначается звук всильной позиции. Они называются проверочными: во ды, низ ок, дубо вый, в реке . 2) косвенно проверяемые , т.е. написания, проверяемые опорными случаями: во да – воды, низ кий – низок, липо вый – дубовый, на дороге – на реке 3)беспроверочные морфологические написания, когда орфограммы нельзя проверить опорными случаями. Их называют традиционными: а пе льсин, вок зал. Этот принцип был провозглашен в 1755г. М.В. Ломоносовым. Принцип имел огромное значение, т.к. при разнообразии русских говоров формировался единый литературный национальный язык. В русском языке есть написания, нарушающие основной принцип, т к. соответствуют следующим условиям.II. Фонетический принцип отражает на письме изменения в произношении звука («как слышу и произношу, так и пишу»):

1) приставки на З и С (не путать с приставкой С): без брежный, бес пощадный;

2) а в приставке рас- (раз-) – старославянский вариант (роз-, рос- русский вариант остался только под ударением): например: розвальни – рус., развалить – старославянизм;

3) И переходит в Ы после русской приставки, оканчивающейся на твердый согласный: безы мянный, преды дущий;.

4) некоторые корни с чередованием: кос – кас, рос – раст, зор – зар, лезу – лестница;

5) в некоторых случаях о, е, ё после шипящих и Ц : кольцо м – пальце м (сравни: столом — домом).

III. Традиционный (исторический) принцип отражает на письме прежнее (устаревшее) написание , несмотря на изменения в произношении («пишу так, как писали раньше»):

1) жи - ши (до ХIII века [ж] и [ш] были мягкими, сравни: [ж’ из н ], [ш’ ил] – прежнее произношение; [жызн’ ], [шыл] – современное произношение, написание осталось прежним: жи знь - ши ло;

2) ь в сущ. ж. р. после шипящих на конце: рожь , мышь , дочь;

3) окончания -ого, -его в прилаг., прич. . в род. и вин. п. ед.ч.]: красивого , синего (сравни призношение [краснъв ъ ]);

4) корни с чередованием лаг-лож, дер - дир …: взять — взимать;

5) некоторые словарные слова ; ко рабль, ка пуста, печаль, песок, хозяин, винегрет, фонарь., мятеж, чабан, щавель, язык . В школе они изучаются как словарные.

IV. Дифференцирующий принцип рассматривает случаи, когда разное на­писание позволяет различать лексическое значение или грамматические формы слов, которые произносятся одинаково (их мало ≈ 4%):

1) слова с парными согласными буквами на конце , которые обозначаются одним звуком: лук – луг , пруд – прут .

2) пре – при : приемник – преемник ;

3) различные значения слов: ко мпания – общество, ка мпания – совместное действие, туш – музык. произвед., тушь – краска.

4) разграничение частей речи: ожо г – сущ., ожё г – глаг.

5) прописная и строчная буква в нарицательных и собственных именах, совпадающих по звучанию: л юбовь – чувство, Л юбовь – имя…

2. Раздельные, слитные и полуслитные написания основываются на следующем принципе: все слова (и самостоятельные, и служебные) пишутся раздельно друг от друга, а все части слов – слитно: два дня, без письма, двухдневный.

Полуслитные (дефисные) написания наблюдаются, в основном, в сложных словах: юго – запад, бледно – желтый .

В наречиях: во – первых, по – товарищески .

Нормы правописания иногда отстают от процессов, происходящих в русском языке. Поэтому при возникновении затруднений нужно обращаться к орфографическому словарю.

3.Способ переноса слова зависит от деления его на слоги , а также от состава слова. Поэтому при переносе:

1) Основной принцип правил переноса слова -фонетический , когда слово членится в cоответствии со слогоделением : во-рота, воро-та. Запрещается оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (например, нельзя переносить ст-рах, мо-ст). Нельзя также отделять согласную от следующей за ней гласной: дя-денъка или дядень- ка, лю-бовь, па-стух или пас-тух (а не дяд-енъка, люб- овь, паст-ух).

При стечении нескольких согласных между гласными допускается вариативность переноса, т. е. слогоделения: де-рзкий, дер-зкий, дерз-кий.

2) Морфематический принцип правил переноса: при переносе членение должно проходить между морфемами:

— двумя приставками: без-возвратно (не бе-звозвратно);

между приставкой и корнем: под-битъ, при-слатъ, со-жжённый (не по-дбитъ, прис-лать)

— между значимыми частями сложных слов: пяти-граммовый, спец- одежда,(пятиг-раммовый, спе-цодежда),

Есть и другие ограничения переноса. Например, русские слова не могут начинаться буквами ы, ъ, ь, й , поэтому переносить часть слова, начинающуюся с этих букв, не разрешается: ра-зыскатъ, боль-ной, подъ-езд, май-op (не раз-ыскатъ, бол-ьной, под-ъезд,ма-йор). Нельзя оставлять в конце строки одну букву, перенося остальную часть на другую строку.

4. Употребление прописных и строчных букв . С прописной буквы пишется:

Первое слово в самостоятельном предложении.Все имена собственные .

3. Названия высших международных организаций, должностей и званий – с прописной: Организация Объединенных наций, Верховный Суд Российской Федерации.

4. В географических и астрономических названиях, названиях важнейших исторических cобытий с прописных букв пишутся все слова, кроме родовых обозначений типа океан, остров, война, созвездие и т.п.: Северный Ледовитый океан, Великая Отечественная война. 5. В названиях произведений и документов с прописной буквы пишется первое слово, имена собственные: Ветхий завет, Первый концерт Рахманинова . Заглавия книг, названия газет, журналов, кинофильмов, картин, спектаклей, продукции, торговых марок нужно заключать в кавычки: «Ромео и Джульетта» Шекспира, журнал «Караван истории», ирис «Золотой ключик». 6. Названия праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишется, как правило, только первое слово: Новый год, Восьмое марта, День строителя , но День Победы (второе слово с особым значением). Если дата в названии праздника обозначена цифрой, то следующее слово – с прописной: 1 Мая – Первое мая. 5. Способы графических сокращений. Сокращения слов бывают двух типов: Неграфические (в устной и письменной речи): сложносокращенные слова и аббревиатуры (профком, зарплата; НЛО, СНГ, вуз); графические свойствен­ные лишь письменной речи (с. - страница , з-д - завод, к/т - кинотеатр). Графические сокращения используют­ся для экономии места и времени при письме.Принципы сокращения слов следующие:1) не может быть опущена начальная часть слова; напри­мер, слово фабрика нельзя сокращать так: «брика», «рика»;2) опускаются минимум две буквы . Недопустимо сокра­щение «фабрик.», «фабр-ка». Исключение ю.- юг объясня­ется аналогией: с. - север, в. - восток, з. - запад; 3) часть слова, предшествующая опускаемой, не может состоять из сочетания букв с последней гласной , а также и, ь, ъ. Правильно: к., кар., карельск. (карельский), ф-ка (фабрика); неправильно: «ка.», «каре.», «карель.», «фа-ка»;4) обычно опускается одна линейно последовательная часть букв. Нельзя сокращать «фбрка», так как при этом опускают­ся не следующие непосредственно друг за другом буквы а, и. Из этого принципа есть исключения типа млн - миллион, млрд - миллиард, стлб. - столбец, пн. - понедельник и ряд других. В зависимости от приемов образования выделяются шесть типов графических сокращений:1) т о ч е ч н ы е сокращения образуются путем опу­щения правой части слова (реже - середины) и поста­новки точки после оставшейся части: г. - год, с. - стра­ница, напр. - например, сб. - суббота. Удвоение первой согласной буквы при опущении остальной части слова обозначает множественное число: вв. - века, пп. - пункты; 2) д е ф и с н ы е сокращения - такие, у которых вместо опущенной средней части слова ставится дефис: р-н - рай­он, з-д - завод, ин-т - институт; 3) к о с о л и н е й н ы е сокращения употребляются при сокращении словосочетаний или сложных слов. Вместо опу­щенной первой части ставится косая линия: п/о - почтовое отделение, б/у - бывший в употреблении, х/б - хлопчатобумажный; 4) к у р с и в н ы е сокращения выделяются особым шрифтом - курсивом: г - грамм, л - литр, дм - деци­метр; 5) н у л е в ы е сокращения графически не выделены, они графически не отличаются от несокращенных слов: с - секунда, м - метр, кг - килограмм; 6) к о м б и н и р о в а н н ы е сокращения - результат применения нескольких приемов сокращения: ж.-д. - же­лезнодорожный, об./мин - оборотов в минуту, ц/га - цент­нер на гектар.

Билет №18. Словосочетание как лексико-синтаксическая единица. Строение словосочетаний. Подчинительные словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Классификация словосочетаний по характеру главного слова. Значение знаний о словосочетании для обучения детей грамматике и орфографии.

Словосочета́ние - это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.). Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения. Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении. В подчинительном словосочетании непредикативная связь , т. е. одно слово главное , а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; придаточное может являться: прилагательным, причастием или местоименным прилагательным.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление - вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа.Примеры: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к родине. Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами в роли второстепенных членов и необособленными деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шел не спеша, ее портрет, мальчик постарше. Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.Классификация словосочетаний по главному слову. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:1.Глагольные Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя. 2.Именные:а) с существительным в роли главного слова. Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике;б) с прилагательным в роли главного слова Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь; в) с именем числительным в роли главного слова. Примеры: два карандаша, второй из претендентов.Местоименные (с местоимением в роли главного слова) Примеры: кто-то из учеников, нечто новое .Наречные Примеры: крайне важно, вдали от дороги. Классификация словосочетаний по составу (по структуре) Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек). Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний. Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге. Средства связи слов в словосочетании: 1)всеслова в словосочетании прежде всего связаны по смыслу; 2) грамматически: с помощью окончания зависимого слова (при согласовании, управлении); 3)с помощью предлогов (иногда при управлении).

Не всякое соединений слов образует словосочетание, а только такое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения.

Не являются словосочетаниями:

1. Подлежащее и сказуемое : Птицалетит .

2. Однородные члены : близкий и далекий.

3. Синтаксически неделимые сочетания (несколько слов являются одним членом предложения):

1) составное сказуемое: Хочет поиграть с друзьями.

2) количественно-именное сочетание: Две березы стояли у дороги.

3) фразеологизмы: Он любит делать из мухи слона (преувеличивать).

4. Сложные формы:

1) будущего времени : буду смотреть;

2) повелительного наклонения: давай петь;

3) превосходной и сравнительной степени: самый красивый, менее приятный, более интересный;

5. Предложно-падежные сочетания существительных: в течение дня, около леса

6. Сочетания обособленных членов с главным (определяемым) словом: дождь, освежающий землю; шел, не замечая ничего.

Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип, - один. Рассмотрим примеры.
Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава - а?
Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне?
Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].
Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный - без нее?
Кажется, здесь разные орфографические правила, однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий: 1) не доверял слуху и не писал так, как слышит; 2) проверял сомнительные написания; 3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме (корне, окончании и т. п.); 4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиции: для гласных - это положение под ударением, а для согласных - перед гласными и перед л, м, н, в.
Помня об этом, можно легко проверить все приведенные выше примеры: вода - воды, трава - травы, от деревни - от реки, к деревне - к реке, дуб - дубы, суп - супы, грустный - грустить, вкусный - вкусен.
Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок. Какая буква (е, я, и) пишется в суффиксе слова пер..стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и - перистый.
Липовый или липавый? Проверяем: сосновый,
еловый.
То же и в приставках. Почему приставка за- пишется через a, a no через Говорят, надо запомнить, что приставок зо- и па не бывает (кстати, приставка па- есть - пасынок, паводок, патрубок). Попробуем проверить: затемно, засветло - под ударением а; поезд, похороны, почерк - под ударением о.
Приставка с- в словах сделать, сбросить, сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з- в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.
Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим. Этот принцип самый удобный для русского письма.

Написание корней с чередующимися гласными О/А, Е/И регулируется определёнными правилами.

1.В безударных позициях:

1)В корнях гор-/гар-, клон-/клан-, твор-/твар - пишется о . (загорать – загар, поклониться – кланяться, творить – тварь).

И с к л ю ч е н и я: выгарки, утварь, изгарь, пригарь.

2)В корнях зар-/зор- пишется а (зарница, зоря, озарение, но зорька, зарево). И с к л ю ч е н и я: зорянка, зоревать.

2.Перед суффиксом -а- :

1)в корнях лаг-/лож-, кас-/кос- пишется а (излагать – изложить, касаться – коснуться);

2)в корнях бир-/бер-, пир-/пер-, дир-/дер-, тир-/ тер-, жиг-/жёг-, мир-/мер-, чит-/чет-, блист-/блест-, стил/стел- пишется и (убирать, забирать, отдирать, но уберу, запереть, отдеру).

И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетания, чета.

3.Перед ст или щ в корнях раст-, ращ- пишется а , в корне рос- пишется о (растение, подрасти, но выросли, выросший).

И с к л ю ч е н и я: Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, вырост, отрасль.

4.Перед к в корне скак- пишется а , в корне скоч- пишется(прискакал, скакать, но вскочить, выскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу, скачи.

5.Правописание корней мок-/мак-, рови-/рави- зависит от их значения. Слова со значением «пропускать жидкость» имеют корень мок- , со значением «погружать в жидкость» - мак- (вымокнуть, но вымакать всю жидкость). Корень рови- имеет значение «ровный, гладкий, прямой», корень рави- - «равный, одинаковый» (ровнять с землёй, но уравнять в правах).

И с к л ю ч е н и я: ровесник, поровну, уровень, равнина.

Правописание о и е после шипящих в корнях слов

1.Регулируется ударением:

1)Под ударением пишется ё , если можно чередовать с е (жёлтый – желтеть, шёпот – шептать)

2)Если чередование с е отсутствует, пишется буква о (шов, шорох).

2.Определяется грамматикой в корнях жог-/жёг- : в именах существительных пишется корень жог- (изжога, поджог дома), в глаголах пишется корень жёг- (поджёг дрова).

3.В заимствованных словах пишется о (шорты, шоколад, шоссе, жокей, мажор).

Правописание префиксов

1.В префиксах без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рос-, чрез-/чрес- перед гласными и звонкими или сонорными согласными пишется з , перед глухими – с (безоблачный, низложить, разбить, но бессловесный, испытывать).

Маленькая шпаргалка от Эсти

Русский язык имеет следующие сонорные согласные: л, м, н, р. К сонорным звукам также относится звук [j], присутствующий, например, в слове «йод»

Звонкими являются следующие буквы: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

Глухие буквы: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

2.В русском языке есть только префикс с- (списать, сбить). В словах: здесь, здание, здоровье з относится к корню.

3.Пре- пишется, если приставка имеет значение

1)«быть, находиться где-либо» (пребывать в санатории);

2)обозначает высокую степень качества(прехорошенькая=очень хорошенькая);

3)равнозначна -пере- (преграда, прервать).

4.При- пишется, если приставка обозначает:

1)пространственную близость, присоединение, добавление (пришкольный, приклеить);

2)неполноту действия (присесть, приоткрыть)

Надо запомнить написание заимствованных слов: президент, президиум, премьер, премьера, прелюдия, премировать, претензия, прецедент, привилегия, примадонна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: