Вопросы и задания для обсуждения «Пролога. «Кому на Руси жить хорошо»

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

ЭПОПЕЯ - художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

Cлайд 4

КОМПОЗИЦИЯ«календарная» «Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка) «Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май» «Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю) «Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)

Cлайд 5

«Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень) «Крестьянка» - жатва Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время (

Cлайд 6

Подтянутая губерния Терпигорев уезд Пустопорожняя волость Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг!... Н.А.Некрасов Названия губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа

Cлайд 7

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово (Неурожайка) село Кузьминское «Сельская ярмонка» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» «Пир на весь мир»

Cлайд 8

1. Сколько мужиков сошлись на «столбовой дороженьке»? 2. О чём затеяли спор? 3. Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут помогать странникам? 4. Какой зарок дали крестьяне?

Cлайд 9

За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

Cлайд 10

Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки. Чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где найти скатерть самобранную. Теперь мужики обес- печены хлебушком, водкой, огурчиками, квасом и чаем. Да к тому же скатерть самобранная будет чинить и стирать их одежду!

Cлайд 11

Cлайд 12

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Cлайд 13

Счастье - «покой, богатство, честь» 1.Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени», «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Покой - жизнь без душевных затрат без занятий - хлопотливых, хотя и нужных другим

Cлайд 14

2.Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» «Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Честь - желание всеобщего уважения

Cлайд 15

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон, священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...» Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь. «...не брать, так нечем жить» Богатство - мечта о богатствах, полученных в «подарок»

Cлайд 16

Некрасовский поп вызывает симпатию. Это неглупый, незлой, ответственный человек. Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным. Может ли Некрасов сочувствовать этому сословию? Возможно, в среде простого духовенства было немало честных, добросовестных, и образованных людей. Своим словом они и просвещали, и лечили

Cлайд 17

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе? Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?

Cлайд 18

В начале главы - весенний пейзаж, каким его видит крестьянин Это образ земли, лишённый жизни, - «зелени ни травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным, «как мертвец без савана», «печальна и нага». Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездолен- ности,горя.

Cлайд 19

Некрасов стремится дать читателю полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Картина 1.Богатство красок(пестро, красно кругом; рубахи всех цветов, платья красные; косы с лентами). Безудержная весёлость, жизнерадостность, царящие на ярмарке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично») Картина 2. Глаголы: шумит, поёт, ругается, качается, валяется...- передают поведение народа на празднике; сравнения(не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

Cлайд 20

Картина 3. Художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно») говорят о талантливости, чуткости и душевной силе народа. Картина 4. Крестьянин Вавила - Павлуша Веретенников Картина 5.Веселье переходит в ничем не сдерживаемое пьянство Вывод:Сознание народное сложное и противоречивое. Это народ - труженик, талантливый,чуткий, умный. Но и:невежественный, тёмный, смиренный, пьющий народ

Cлайд 21

Яким Нагой В деревне Босове Яким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт! -так определяет себя сам персонаж. В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа. Живёт - с сохою возится, А смерть придёт Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох... ...у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле... ...шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо. В образе неразделимость человека и природы, единство труженка с землёй.

Cлайд 22

Биография Якима не совсем типична для крестьянина, богата событиями: Яким, старик убогонький, Живал когда-то в Питере, Да угодил в тюрьму: С купцом тягаться вздумалось! Как липочка ободранный, Вернулся он на родину И за соху взялся. Во время пожара большей части своего добра, поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына: И сам не меньше мальчика Любил на них глядеть. Однако и в новом доме герой принимается за старое: покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют его твёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная ночь» Яким Нагой произносит монолог. где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам(Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета – всем этим оправдываеся мужицкое пьянство.

Cлайд 23

Cлайд 24

Глава «Счастливые» Мужики не теряют надежды найти людей, которым живётся весело на Руси. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся найти таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый человек, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.

Cлайд 25

1. Дьячок уволенный Счастье В благодушестве… Коль обогреет солнышко Да пропущу косушечку

Cлайд 26

2. Старуха старая Счастье Что у нее по осени Родилось реп до тысячи На небольшой гряде

Cлайд 27

3. Солдат с медалями Счастье В двадцати сражениях Я был, а не убит! Ходил ни сыт, ни голоден, А смерти не дался! За провинности нещадно бит, А хоть пощупай – жив!

Главы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не только открывают разные стороны жизни России: в каждой главе мы смотрим на эту жизнь глазами представителей разных сословий. И рассказ каждого из них, как к центру, обращается к «царству мужицкому», обнаруживая разные стороны народной жизни - его быта, труда, раскрывая народную душу, народную совесть, народные чаяния и стремления. Если воспользоваться выражением самого Некрасова, крестьянина мы «меряем» разной «мерочкой» - и «господской», и его собственной. Но параллельно, на фоне создающейся в поэме величественной картины жизни российской империи развивается внутренний сюжет поэмы - постепенный рост самосознания героев, их духовное пробуждение. Наблюдая происходящее, разговаривая с самыми разными людьми, мужики учатся отличать подлинное счастье от мнимого, иллюзорного, они находят ответ на вопрос, «кто всех святей, кто всех грешней». Характерно, что уже в первой части герои выступают и в роли судей, причем именно им принадлежит право определить: кто из называющих себя счастливыми по-настоящему счастлив. Это - сложная нравственная задача, требующая от человека обладания собственными идеалами. Но не менее важно отметить, что странники все чаще оказываются «затерянными» в толпе крестьян: их голоса как бы сливаются с голосами жителей других губерний, всего крестьянского «мира». И уже «миру» принадлежит веское слово в осуждении или оправдании счастливых и несчастливых, грешников и праведников.

Отправляясь в странствие, крестьяне ищут того, кому «вольготно-весело живется на Руси» . Эта формула предполагает, вероятно, свободу и праздность, неразделимые для мужиков с богатством и знатностью. Первому же из встреченных возможных счастливцев - попу они задают вопрос: «Скажи ж ты нам по-божески: / Сладка ли жизнь поповская? / Ты как - вольготно, счастливо / Живешь, честной отец?..» Синонимом «счастливой» жизни для них выступает «сладкая» жизнь. Этому неопределенному представлению поп противополагает свое понимание счастья, которое мужики разделяют: «В чем счастие по-вашему? / Покой, богатство, честь - / Не так ли, други милые?» / Они сказали: так...». Можно предположить, что многоточие (а не восклицательный знак или точка), поставленное после мужицких слов, означает паузу - мужики раздумывают над поповскими словами, но и принимают их. Л.А. Евстигнеева пишет о том, что определение «покой, богатство, честь» чуждо народному представлению о счастье. Это не совсем так: некрасовские герои действительно приняли это понимание счастья, согласились с ним внутренне: именно эти три слагаемых - «покой, богатство, честь» будут для них основой для суждения о попе и помещике, Ермиле Гирине, для выбора между многочисленными счастливцами, которые объявятся в главе «Счастливые». Именно потому, что поповская жизнь лишена и покоя, и богатства, и чести, мужики и признают его несчастливым. Выслушав жалобы попа, они поняли, что его жизнь вовсе не «сладкая». Свою досаду они вымещают на Луке, убеждавшем всех в «счастье» попа. Ругая его, они и вспоминают все доводы Луки, доказывавшего поповское счастье. Слушая их брань, мы понимаем, с чем же они отправлялись в путь, что же они почитали «хорошей» жизнью: для них это сытая жизнь:

Что, взял? башка упрямая!
Дубина деревенская!
Туда же лезет в спор! <...>
Три года я, робятушки,
Жил у попа в работниках,
Малина - не житье!
Попова каша - с маслицом,
Попов пирог - с начинкою,
Поповы щи - с снетком! <...>
Ну, вот тебе хваленое,
Поповское житье!

Уже в рассказе попа проявилась одна важная особенность повествования . Рассказывая о своей жизни, о личном неблагополучии, каждый встреченный мужиками возможный «кандидат» в счастливые будет рисовать широкую картину российской жизни. Так создается образ России - единого мира, в котором жизнь каждого сословия оказывается зависимой от жизни всей страны. Только на фоне народной жизни, в тесной связи с ней становится понятно и объяснимо неблагополучие самих героев. В рассказе попа открываются прежде всего темные стороны жизни крестьянина: поп, исповедуя умирающих, становится свидетелем самых горестных минут в жизни крестьянина. От попа же мы узнаем, что и в богатые урожаем годы, и в голодные годы - никогда не бывает легкой жизнь крестьянина:

Угоды наши скудные,
Пески, болота, мхи,
Скотинка ходит впроголодь,
Родится хлеб сам-друг,
А если и раздобрится
Сыра земля-кормилица,
Так новая беда:
Деваться с хлебом некуда!
Припрет нужда - продашь его
За сущую безделицу,
А там - неурожай!
Тогда плати втридорога,
Скотинку продавай!

Именно поп затрагивает одну из самых трагических сторон народной жизни - важнейшую тему поэмы : горестное положение русской женщины-крестьянки, «печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечной».

Можно отметить и такую особенность повествования: в основе каждого рассказа героев о его жизни лежит антитеза: прошлое - настоящее . При этом, герои не просто сравнивают разные этапы своей жизни: человеческая жизнь, счастье и несчастье человека всегда связаны с теми законами - социальными и нравственными, по которым идет жизнь страны. Герои нередко и сами делают широкие обобщения. Так, например, поп, рисуя нынешнее разорение - и помещичьих усадеб, и крестьянской жизни, и жизни священников, говорит:

Во время недалекое
Империя российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна <...>
Что свадеб там игралося,
Что деток нарождалося
На даровых хлебах! <...>
А ныне уж не то!
Как племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.

Та же антитеза будет характерна и для рассказа Оболта-Оболдуева о помещичьем житье-бытье: «Теперь не та уж Русь!» - скажет он, нарисовав картины прошлого благополучия и нынешнего разорения дворянских семей. Та же тема будет продолжена и в «Крестьянке», начинающейся с описания разрушаемой дворовыми прекрасной помещичьей усадьбы. Прошлое и настоящее будут противопоставлены и в рассказе о Савелии, богатыре святорусском. «А были благодатные / Такие времена» - вот пафос рассказа самого Савелия о его молодости и прежней жизни Корежины.

Но авторская задача явно не заключается в том, чтобы воспеть утраченное благоденствие. И в рассказе попа, и в рассказе помещика, особенно в рассказах Матрены Тимофеевны лейтмотивом проходит мысль, что основа благополучия - великий труд, великое терпение народное, та самая «крепь», которая принесла столько горя народу. «Даровые хлеба», даром достававшийся помещикам хлеб крепостных крестьян - источник благополучия России и всех ее сословий - всех, кроме крестьянского.

Тягостное впечатление от поповского рассказа не исчезает даже в главе, описывающей сельский праздник. Глава «Сельская ярмонка» открывает новые стороны народной жизни. Глазами крестьян мы смотрим на нехитрые крестьянские радости, видим пеструю и пьяную толпу. «Слепой народ» - это некрасовское определение из поэмы «Несчастные» в полной мере передает суть нарисованной автором картины народного праздника. Толпа крестьян, протягивающих кабачникам шапки за штоф водки, пьяный крестьянин, вываливший в канаву целый воз с товаром, Вавилушка, пропивший все деньги, мужики-офени, покупающие для продажи крестьянам «картиночки» с важными генералами и книжки «про милорда глупого», - все эти, и печальные, и смешные сцены свидетельствуют о нравственной слепоте народа, его невежестве. Пожалуй, только один светлый эпизод отмечен автором в этом празднике: всеобщее сочувствие к судьбе Вавилушки, пропившего все деньги и горюющего, что не принесет внучке обещанного подарка: «Народ собрался, слушает, / Не смеючись, жалеючи; / Случись, работой, хлебушком / Ему бы помогли, / А вынуть два двугривенных, / Так сам ни с чем останешься». Когда же ученый-фольклорист Веретенников выручает бедного мужика, крестьяне «так были разутешены, / Так рады, словно каждого / Он подарил рублем». Сострадание чужой беде и способность радоваться чужой радостью - душевная отзывчивость народа - все это предвещает будущие авторские слова о золотом сердце народном.

Глава «Пьяная ночь» продолжает тему «великой жажды православной», безмерности «русского хмеля» и рисует картину дикого разгула в ночь после ярмарки. Основа главы - многочисленные диалоги разных не видимых ни странникам, ни читателям людей. Вино сделало их откровенными, заставило говорить о самом больном и сокровенном. Каждый диалог можно было бы развернуть в историю человеческой жизни, как правило, несчастливой: нищета, ненависть между самыми близкими людьми в семье - вот что открывают эти разговоры. Этим описанием, рождавшем в читателе ощущение, что «нет меры хмелю русскому», первоначально и заканчивалась глава. Но автор не случайно пишет продолжение, делая центром главы «Пьяная ночь» не эти тягостные картины, а разговор-объяснение Павлуши Веретенникова , ученого-фольклориста, с крестьянином Якимом Нагим . Также не случайно собеседником ученого-фольклориста автор делает не «мастерового», как было в первых набросках, а именно крестьянина. Не сторонний наблюдатель, а сам крестьянин дает объяснение происходящему. «На мерочку господскую крестьянина не мерь!» - звучит голос крестьянина Якима Нагого в ответ Веретенникову, попрекнувшему крестьян за то, что «пьют до одурения». Народное пьянство Яким объясняет теми страданиями, которые без меры отпущены крестьянам:

Нет меры хмелю русскому,
А горе наше меряли?
Работе мера есть? <...>
А что глядеть зазорно вам,
Как пьяные валяются,
Так погляди поди,
Как из болота волоком
Крестьяне сено мокрое,
Скосивши, волокут:
Где не пробраться лошади,
Где и без ноши пешему
Опасно перейти,
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком-ползет с плетюхами, -
Трещит крестьянский пуп!

Исполнен противоречия образ, которым пользуется Яким Нагой в определении крестьян, - рать-орда. Рать - воинство, крестьяне - ратники-воители, герои - этот образ пройдет через всю некрасовскую поэму. Мужики, труженики и страдальцы, осмысляются автором как защитники России, основа ее богатства и стабильности. Но крестьяне - и «орда», сила непросветленная, стихийная, слепая. И эти темные стороны в народной жизни также открываются в поэме. Пьянство спасает крестьянина от горестных дум и от гнева, накопившегося в душе за долгие годы страданий и несправедливостей. Душа крестьянина - «туча черная», предвещающая «грозу», - этот мотив будет подхвачен в главе «Крестьянка», в «Пире на весь мир». Но душа крестьянская - и «добрая»: гнев ее «вином кончается».

Противоречия русской души и далее открываются автором. Сам образ Якима исполнен таких противоречий. Многое объясняет в этом крестьянине любовь к «картиночкам», что он купил сыну. Автор не детализирует, какими «картиночками» любовался Яким. Вполне может быть, что там нарисованы были все те же важные генералы, что и на картинках, описанных в «Сельской ярмонке». Некрасову важно подчеркнуть только одно: во время пожара, когда люди спасают самое дорогое, Яким спасал не накопленные им тридцать пять рублей, а «картиночки». И жена его спасала - не деньги, а иконы. То, что дорого было крестьянской душе, оказалось важнее того, что нужно для тела.

Рассказывая о своем герое, автор не стремится показать уникальность, особенность Якима. Напротив, акцентируя в описании своего героя природные образы, автор создает портрет-символ всего русского крестьянства - пахаря, за долгие годы сроднившегося с землей. Это и придает словам Якима особенную весомость: мы воспринимаем его голос как голос самой земли-кормилицы, самой крестьянской Руси, зовущей не к осуждению, но к состраданию:

Грудь впалая, как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная.
А волосы - песок.

Глава «Пьяная ночь» завершается песнями, в которых сильнее всего и сказалась народная душа. В одной из них поется «про Волгу матушку, про удаль молодецкую, про девичью красу». Песня о любви и молодецкой силе и воле растревожила крестьян, прошла «по сердцу по крестьянскому» «огнем-тоской», заставила плакать женщин, а в сердцах странников вызвала тоску по дому. Так, пьяная, «веселая и ревущая» толпа крестьян на глазах читателей преображается, и открывается в сердцах и душах людей задавленная работой и вином тоска по воле и любви, по счастью.

Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.

Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".

Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.

Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

МБОУ Ново-Павловская СОШ

Ирина Петровна Гамаюнова

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.

Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".

Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.

Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.

Знать: Историческую основу поэмы.

Понятие поэма-эпопея.

Уметь: Самостоятельно анализировать текст по вопросам и опорным таблицам.

План урока.

  1. Оргмомент. (3 мин.)
  2. Историческая справка. (4 мин.)
  3. Знакомство с историей создания поэмы, композицией. (4 мин.)
  4. Анализ пролога.(4 мин.)
  5. Самостоятельная работа в группах. (15 мин.)
  6. Отчет творческих групп. (6-7 мин.)
  7. Подведение итогов. (3 мин.)
  8. Домашнее задание. (2 мин.)
  9. Рефлексия. (2 мин.)

Слайд 1.

Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»

Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Образец ответа: Слайд 2-3.

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)

Слайд 4. Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Н.А.Некрасов.

Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)

Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Как вы думаете, почему именно таково имя урока?

(Передаёт основную мысль – позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года.)

Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.

Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже записанным тезисам.

Историческая справка. Слайд 5.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

Что вы дописали в свои тетради?

Примерные тезисы: Слайд 6.

1861 год – отмена крепостного права;

Крестьяне получили свободу;

Земля – собственность помещиков;

Крестьяне должны были выкупить землю;

Временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;

Стоимость наделов завышена в 2-3 раза;

Массовое разорение деревни.

Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?

  1. Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" звучит горькая строчка: "...но счастливые глухи к добру". Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».
  1. История создания поэмы и ее композиция. Слайд 7. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.

Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата - 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.

Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.

Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

Слайд 8-9.

Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» - жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги. Слайд 10 .

Художественное пространство. Слайд 11.

Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень. О чем они говорят?

Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки.

Вопросы и задания для обсуждения "Пролога":

Пролог обсуждается в форме беседы .

" В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси? "). Мужики решают, что пока не выяснят, кому живется "весело, вольготно на Руси", не возвращаться домой.

Какие фольклорные мотивы появляются в "Прологе"? Слайд 13.

Фантастические элементы русских сказок : птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.

число семь : 7 мужиков.

Народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др .

Формула поисков счастливого. Слайд 14.

1.Помещик

2.Чиновник

3.Священник (поп)

4.Купец

5.Вельможа

6.Министр

7.Царь

Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?

Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.

Работа в группах.

Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп" 1 группа

Каждый член группы получает своё задание. Затем заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит работу группы.

2. В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

6 .Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Рабочий лист 1 группы. (вариант ответов)

вопрос

цитата

вывод

Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши!

Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые..

Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков.

В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?

Покой, богатство, честь

Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья

Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё!

Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди - куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль»

Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го»

Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить»

Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим.

Честь – желание всеобщего уважения.

Мечтает о богатствах, полученных в подарок.

Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

Угоды наши скудные, пески, болота, мхи…

Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу…

Безрадостна, горька и тяжела жизнь крестьянина.

Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

А если и раздобрится сыра земля-кормилица...

Путь-дорога, солнце-дедушка

Солнце красное

Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные…

Олицетворения

Сравнения

Просторечия

Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота

Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости

Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

Эпитеты

Повтор

Сказочный пейзаж

Народные приметы: пошли крутую радугу …

Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа.

Слайд 16-17.

Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.

Вопросы и задания для обсуждения главы 2

"Сельская ярмонка" Слайд 18-19

  1. Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?

вопрос

цитата

вывод

Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут – хоть волком вой!

Как грязи тут не быть…

Ох, жажда православная, куда ты велика!

Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь?

Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле.

Невежество, безграмотность.

Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?

Стр. 232

Похож на купца.

Любит народ, его песни

Стр. 233-234.

Картины выбирают поярче да подешевле, с генералами предпочтительнее.

Среди книг нет Гоголя и Белинского – «народных заступников».

Необразованность.

Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?

Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!

Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём!

Случись, работой, хлебушком ему бы помогли…

Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо!

Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах.

Умение радоваться за других.

Мудрость, остроумие.

Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?

И рад бы в рай, да дверь то где?

Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная…

Видимо-невидимо

поговорка

загадка

элементы сказок

Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?

Выводы .

Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным.

Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм.

Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком.

Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?

Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.

Домашнее задание. Слайд 21-22.

На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.

1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).

2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).

Пояснительная записка
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произведения отводится 5 часов.
Предлагаемый материал содержит подробный, развёрнутый план урока «Замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир».
Разработка может быть использована учителями литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.А.Некрасова.

Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»

Цель : Определить проблему поэмы, ее историческую значимость
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с историей создания поэмы, с ее композицией.
2. Определить замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
3. Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову.
Развивающие:
1. Развитие коммуникативных, исследовательских компетенций, диалогичность мышления, творческое саморазвитие, возможность реализовать себя в разных видах деятельности, рефлексии.
Воспитательные:
1.Пробудить интерес к поэме, побуждающий к ее прочтению
2 Воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе.
3.Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве: готовность к самостоятельному духовному освоению художественных ценностей.
Оборудование : мультимедийный проектор
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?

Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.
Эпопея- родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
В жанровом отношении «Кому на Руси жить хорошо» во многом ближе к прозаическому повествованию, чем к лирико-эпическим поэмам, свойственным русской литературе первой половины XX в.
1. Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
2. Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
2. Знакомство с историей создания поэмы, его композицией(сообщение ученика)
История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Замысел поэмы. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - эта строка из «Элегии» объясняет позицию Н.А. Некрасова по отношению к Крестьянской реформе 1861 года, которая только формально лишила помещиков их былой власти,

А на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых - как и во всей России - нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, - синоним представителя привилегированных классов. (Ср. «…но счастливые глухи к добру» - «Размышления у парадного подъезда».) Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику». 2. История создания поэмы и ее композиция. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
2) Композиция – построение произведения. (На экране)
Поэма включает 4 части. Перед учёными встал вопрос о последовательности частей. Большинство пришло к выводу, что вслед за первой частью следует «Крестьянка», затем «Последыш», в заключение «Пир на весь мир». Доводы: в первой части и в «Крестьянке» изображён старый, отживший мир. В «Последыше» - гибель этого мира. В «Пире…» - признаки новой жизни. В некоторых изданиях поэма напечатана в следующей последовательности: первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».
3. Анализ главы «Пролог»
Обратимся к началу произведения, к главе, которая называется «Пролог», то есть к зачину. Давайте его фрагмент (читает один из учеников). Каковы особенности языка? Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка? Определите стихотворный размер поэмы.
(Много уменшительно-ласкательных суффиксов, инверсии – «до полдня вышел из дому», «спор затеяли»; постоянные эпитеты – зайка серенький, тени черные, солнце красное гиперболы – «А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей»
Какие еще художественно-выразительные средства использует автор – сравнения- «Горят, как воску ярого четырнадцать свечей!» , метафоры – «зажглися звезды частые»; олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?»,
«Проснулось эхо гулкое, пошло гулять-погуливать».
- А какие еще приемы сближают поэму с фольклором? (стилевая манера фольклорного повествования, песни, загадки - Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка – кричит;

пословицы, поговорки, фразеологизмы – втемяшится в башку какая блажь - Колом ее оттудова не выбьешь; «глядел - умом раскидывал»,сказочные мотивы – «скатерть-самобранка», говорящие животные). Также не случайно автор говорит о семи мужиках, именно число семь являлось священным числом на Руси.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.
Таким образом мы можем сделать вывод, что в своем произведении А.Н.Некрасов использует сказочный зачин, автор стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом - во всем ее историческом значении и географической необъятности+ авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
- Давайте обратимся к сюжету пролога:
Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать
В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
(Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная.Год - время “временнообязанных” крестьян (раскрытие термина)? Освобождение крестьян из любой точи России (говорящая топонимика)
Вывод : оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
Случайная встреча + объединение и путь рядком.
А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда.
Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)
Какие чувства, которые испытывал к своему народу Н.А.Некрасов, нашли отражение в «Прологе» (Сострадание, жалость)
Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)
- Составьте синквейн на тему: «Герои поэмы»
Пример: мужики
голодные, несчастные
спорят, ищут, думают
кому вольготно на Руси
народ
4.Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп", «Сельская ярмонка». Составление таблицы
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? (Нет, не нашли, мужикам попадаются в основном «люди малые» - крестьяне, мастеровые, нищие, солдаты. У них путники ничего даже не спрашивают: какое уж тут счастье?
Поп себя считает несчастливым, потому что счастье, по мнению попа, заключается в трех вещах: «покой, богатство, честь», а этого, после отмены крепостного права, теперь нет.
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? Крестьянин сам нуждается И рад бы дал, да нечего…, автор с жалостью относится к крестьянам:
Нет сердца, выносящего.
Без некоего трепета
Предсмертное хрипение,
Надгробное рыдание,
Сиротскую печаль!

Составим таблицу (в дальнейшем ученики дополнят данную таблицу другими примерами)
Глава Герой Причины несчастья
«Поп» Солдаты Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,-
Какое счастье тут?
«Поп» Поп Нет покоя, богатства и чести

Вопросы и задания для обсуждения главы "Сельская ярмонка",«Пир на весь мир»
Что, по мнению Некрасова, мешало крестьянам быть счастливыми? Какие лучшие и худшие черты русского национального характера изображает Некрасов в поэме? Составим кластер (кластер составляется в любом виде)
Крестьяне –драки, пьянство, лень, грубость, необразованность, НО - доброта, простодушие, взаимовыручка, искренность, трудолюбие
4. Самостоятельная работа учеников.
Ответьте письменно на вопросы:
Кто такой Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить?
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
Выводы.
Некрасов вслед за Пушкиным и Гоголем задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Вместе с тем в задачу автора входило и сатирическое изображение "верхов", где поэт следует гоголевским традициям. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов.

Викторина
1. Кто больше?
Назовите названия деревень, из которых явились мужики? (Заплатово, Знобишино, Дыряево, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка).
2. Назовите имена героев поэмы? (Роман, Демьян, Иван, Митродор, старик Пахом,Пров,Лука).
3. Кому, по мнению героев поэмы, живется весело, вольготно на Руси? (помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву, царю).

Поэма - эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
Первые главы подготавливают читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы - показать Русь в переломный момент.
III. Рефлексия.
- Как вы думаете, знал ли сам Некрасов ответ на вопрос, вынесенный в заглавие поэмы?
Глеб Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?» А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос ка¬кой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому? - спросил я.
- Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. Так кому же? - переспросил я.
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: ….»
- Каковы ваши предположения? (ответы ребят)
Конец цитаты:
- Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи дерев¬ням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
- Такой ли ответ даёт сама поэма? Об этом мы будем говорить на следующих уроках и, может быть, изменим это мнение
Домашнее задание : Дочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо». Закончить заполнение таблицы.

1. Пролог

  • В чем суть спора между мужиками? Какую клятву дают они в конце «Пролога»?
  • Какие фольклорные мотивы появляются в «Прологе»?
  • Какие предметные реалии, названия говорят о тяжелой жизни крестьянина в пореформенный период?
  • Какова сюжетно-композиционная роль «Пролога» в поэме? Можно ли считать, что «Пролог» - это заявка автора на новое изображение «энциклопедии русской жизни», на этот раз прежде всего жизни народной, крестьянской?

2. К главе "Поп"

  • Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли
  • Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
  • Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское
  • Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?

3. К главе "Сельская ярмонка"

  • Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
  • Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе?
  • Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки «с картинами и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?
  • Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора?
  • Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
  • Кто является главной героиней этой главы?
  • Расскажите, как проходила жизнь Матрены до замужества?
  • Была ли она когда-нибудь счастлива?
  • Какой Матрену видят странники?
  • Как сложилась жизнь Матрены в замужестве?
  • Что мы узнаем о Савелии? Почему его называют богатырем?
  • Какие несчастья настигали Матрену в ее жизни?
  • Почему Матрену называют губернаторшей?
  • О чем говорится в бабьей притче?

Вступление:

  • По какому поводу крестьяне устроили пир?
  • Как крестьяне собирались распорядиться поёмными лугами? Что давала сдача их на подати?

1. Горькое время - горькие песни:

  • О чем поётся в горьких песнях?
  • Охарактеризуйте холопа примерного Якова Верного.
  • Как он выражает свой протест против господ?
  • Какой характер носит его протест?
  • Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?
  • Кого считают крестьяне самым большим грешником?

2. Странники и богомольцы:

  • Каких странников можно было встретить на Руси?
  • Почему великими грешниками считают Кудеяра и пана Глуховского?
  • Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках».
  • Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре?
  • Какой путь борьбы за свободу народа показывает Некрасов на примере Кудеяра?
  • Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX века?

3. И старое и новое:

  • В чем заключается крестьянский грех?
  • Как история, которую рассказал Игнатий Прохоров, изменила настроение крестьян?
  • О чем говорит с мужиками Гриша? Как его слова воздействуют на крестьян?
  • О чем поет солдат Овсянников? Что мы узнаем о нем? Как крестьяне помогли солдату?

4. Доброе время - добрые песни:

  • Что мы узнаем о Грише Добросклонове?
  • С какими образами русской литературы XIX века созвучен образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у нет быть?
  • Почему Некрасов делает своего героя поэтом?
  • Что можно сказать о его поэтическом таланте?
  • Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного», «В минуты унынья, о родина-мать…», «Русь».
  • Какие проблемы в них поднимаются?
  • Как они характеризуют Гришу?
  • Как в песнях выражается вера автора в силы русского народа?
  • Каковы жизненные позиции Григория?
  • С какой целью автор сообщает нам о его юности?
  • Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба?
  • Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
  • Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»?
  • Как Гриша характеризует свою Родину?
  • Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
  • Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики?
  • Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: