Астрономия для детей — материалы для занятий дома. Про планеты солнечной системы для детей Астрономия для детей 5 лет

Ну что, полетели изучать космос?

Я собрала здесь множество развивающе-творческих заданий из разных ресурсов, в которых малыш смог бы проявить свои художественные качества, немного поизучать небесные объекты и потренировать руку к письму. Все картинки готовы для распечатывания — скачивайте и играйте!

==1==

Карточки для детей «Космос»

Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.

==2==

Лото «Солнечная система»

Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.

Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

Как играть в лото?

  • Расскажите малышу, что изображено на карточках.
  • Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
  • Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
  • Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
  • Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.

==3==

Раскраски «Космос»: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==4==

Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!».

Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==5==

Найди одинаковые ракеты и соедини их.

Эта игра на внимание. Ребёнку нужно находить одинаковые ракеты среди множества похожих. Это сложное задание, поэтому не переживайте, если малыш не сразу справиться с ним. Спрячьте лист в файл-уголок, как и предыдущее задание, и на следующий день пригласите малыша поиграть в эту игру ещё раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==6==

Дорисуй половинку.

Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==7==

Дорисуй ракетам крылья и хвосты.

Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

Испокон веков астрономия интересует многих людей. Маленькие дети часто замечают темное звездное небо в отличие от взрослых, которые мало интересуются космосом. Если дети увидят ночью очень много звезд, будут пристально всматриваться в Луну, то обязательно зададут вопросы. Не каждый родитель знает ответы на все вопросы. Астрономия для ребенка - это очень увлекательный предмет. Здесь родители смогут оторваться от повседневных проблем и окунуться в изучение природы, вспомнить свое детство. Ниже приведена масса забавных вариантов для изучения астрономии.

Включились ночью звездочки

Ещё лет 20-30 назад родители укладывали детей спать в 8 или 9 часов вечера. В наши дни сохранилась такая поговорка "сейчас ещё детское время". Особенно летом, когда солнце садится довольно поздно, практически не удается дождаться полуночи, чтобы полюбоваться звездами. Лучше всего ребенку изучать звездное небо летом, когда тепло. Так в семейном кругу появится занимательная астрономия для детей дошкольного возраста. Идеальным вариантом будет август месяц, потому что темнеет уже рано, а сильные холода не наступили. К тому же именно в это время велики шансы увидеть метеоритные дожди.

Желательно следить за прогнозом погоды, чтобы спланировать вылазку на природу. В больших городах и освещаемых населенных пунктах нет смысла наблюдать за звездами. Если есть домик в деревне или дача, то лучше поехать туда ради одной безоблачной ночи. Астрономия для ребенкадолжна быть интересна. В чистом поле можно увидеть очень многое. Наблюдать с мансарды домика тоже удобно, если не мешают деревья и горящий фонарь. Можно ребенку сказать: "Смотри, какая красота! Какие звездочки яркие! Справа от нас Луна - спутник нашей планеты Земля". Ребенок, возможно, задаст множество вопросов.

и почему она такая разная

Если регулярно в течение месяца или двух наблюдать за Луной, то ребенок заметит, что она освещается по-разному. Он может задать соответствующий вопрос. Ответить на него лучше с подручными средствами. Родитель ставит на стол зажженную свечу, берет в руку апельсин и просит ребенка смотреть на фрукт, встав или сев напротив. Так он увидит полнолуние. Чтобы показать ребенку фазы Луны, лучше попросить его встать из-за стола и посмотреть на апельсин с боков. Нужно спросить его, видит ли он тень на апельсине. Если да, то можно смело рассказать о лунных фазах. В завершение достаточно объяснить ребенку, что он смотрел на апельсин и свечу так же, как "видит" это Земля - наша планета.

Живем на круглой планете

Хорошо, если дома есть глобус. Если его нет, то можно нарисовать самим. Это даже более увлекательно. Самодельные обучающие предметы о планетах - это очень интересная и развивающая астрономия детям. Солнечная системаизучается в манере игры. Для начала родителям нужно продемонстрировать Землю. Можно взять старый мячик и разрисовать его акриловыми красками. Пусть ребенок окрасит мячик в синий или голубой. Когда краска высохнет, взрослые рисуют белой краской шапки полюсов. Ребенок будет наблюдать и одновременно слушать. Хорошо, если родители хоть чуточку помнят географию и смогут изобразить материки зеленой краской. Когда глобус будет готов, то можно ребенку снова рассказать о континентах и показать, где живем. Для этого стоит чем-то отметить или приклеить маленький предмет. Астрономия для ребенканачалась с изучения звездного неба, а продолжается изучением планет. Если начать с изучения Земли, то это будет выглядеть некорректно. Ребенок просто не поймет, что ему говорят. Он должен сам проявить интерес.

Книги в помощь любознательным

Когда малыш поймет, как выглядят Земля, Луна и Солнце, тогда можно знакомить его с другими планетами. Трудно объяснить ребенку, какого размера все планеты друг относительно друга. Заодно стоит рассказать, насколько Солнце - огромное светило. В демонстрации помогут не только мячик с апельсином, но и другие различные круглые предметы. Лучше разложить их по полу или столу. Бедные родители могут растеряться, ведь астрономию не все знают. Хочется детям дать приличные знания, вдруг им поможет это в жизни. Спасет положение большая иллюстрированная энциклопедия. Астрономия для детейдолжна преподаваться в книжных форматах, а не через экран ноутбука. Ребятишек нужно учить любить книги.

Другие миры

Когда энциклопедия открыта на нужной странице, лучше предложить ребенку помочь подобрать круглые предметы. Вместе можно соорудить всю Солнечную систему на одном столе. Например, в качестве Солнца может выступить большой оранжевый или желтый мяч. Самую маленькую и удаленную планету Эриду (данные о крайних небесных телах постоянно разнятся) стоит продемонстрировать горошинкой. Занимательная астрономия для детей продолжается тем, что Солнце очень горячее, на него невозможно попасть. Планета Меркурий непригодна для жизни по той же причине. На ней сильнейшая жара. Только на Земле человеку жить хорошо, потому что тепло. Следующие за Землей планеты являются холодными. Чем дальше, тем холоднее. Дышать на других планетах нечем, там нет кислорода. Если есть возможность и желание, а особенно интерес ребенка, то можно дополнить рассказ, поведав о спутниках всех планет. Кольца для Сатурна можно соорудить из шляпы. Достаточно положить планету на ее дно.

А был ли кто в космосе

Дети могут спросить, был ли кто в космосе? Нужно им рассказать сначала о первых собаках-путешественницах Белке и Стрелке, которые благополучно слетали в космос и вернулись на Землю. Желательно найти фотографии в энциклопедии или в других источниках, чтобы дети знали, как они выглядели.

Спустя время в космос полетел первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Будет не лишним показать его фотографию. Дети должны знать такие вещи. Когда они подрастут, сумеют различать месяцы, годы, им будет проще усвоить даты, конкретные события. Обязательно нужно рассказать и о Сергее Королеве как о создателе первой в мире ракеты, которая свозила в космос и благополучно доставила Юрия Алексеевича обратно на Землю.

О телескопах

Любому ребенку захочется посмотреть на Луну и Солнце поближе. Одно дело видеть на картинках, а другое - увидеть самостоятельно, без излишеств. Другие планеты тоже могут заинтересовать юного любителя. Нужно рассказать ему, что такое телескоп. Если его нет ни у семьи, ни у друзей или знакомых, то можно сначала показать в энциклопедии. Ребенку ещё рано рассказывать, чем отличаются рефракторный и рефлекторный телескопы, для умненьких детей постарше. Поэтому надо ограничиться тем, что телескопы все разные, не в каждый можно увидеть планеты. Существуют специальные бинокли для наблюдения за звездами. Если удалось найти телескоп, то взрослый должен его настроить так, чтобы ребенок под разными углами смог увидеть небесное тело. Например, Луну или Солнце не придется долго искать в окуляре, они крупные. Сначала надо самим изучить, есть ли на Солнце пятна, видно ли а потом уже показывать малышам и объяснять.

Поход в планетарий

Не следует ограничиваться домашними экспериментами. Детей полезно сводить в планетарий, чтобы узнать о Вселенной больше. Если в городе есть обсерватория, открытая для посетителей, будет не лишним сходить туда. Детей следует водить в общественные заведения в осознанном возрасте, когда они уже понимают и интересуются. Нет смысла их тащить в надежде, что их привлечет все, что любопытно взрослым. Не у каждого человека есть шанс побывать в Звездном городке, где учат будущих космонавтов. Но если он появится, то обязательно стоит воспользоваться. Астрономия для ребенка является такой же наукой, как и все остальные в плане сложности восприятия, поэтому нужно уметь объяснять простые вещи, иначе у него пропадет интерес. Детские программы составляют обычно планетарии и музеи.

Изучение созвездий

После самостоятельного изучения планет и звезд, походов в интересные места, можно снова вернуться на дачу. Например, в августе было совершено первое изучение неба и космоса, в холодное время года ходили в обсерваторию и планетарий, а весной можно снова изучать невооруженным глазом бездну. Только неплохо бы вооружиться Ребенок вместе с родителями будет искать нужные созвездия, научится определять их местоположение. Желательно приобрести красочную звездную карту или скачать на смартфон. Благо сейчас есть приложения «Астрономия для детей». Созвездия там изображены не просто так, они накладываются на полупрозрачные соответствующие картинки. Ребенку будет интересно.

Об астероидах, кометах и галактиках

Пожалуй, детям дошкольного возраста будет сложнее объяснить, что такое комета, галактики и астероиды. Намного лучше продемонстрировать им просто картинки из энциклопедии "Астрономия для детей". Звезды и галактику воочию можно объяснить, показав в чистом небе Млечный путь. Это наша Галактика. Когда малыш подрастет, он сможет легко освоить что-то новое в такой науке, как астрономия. Частички от упавшего на Землю астероида встречаются в астрономических музеях. Кометы можно увидеть только в мощные телескопы.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что ребенок задаст неожиданные вопросы. Если они не знают ответ, то лучше в этом честно признаться, а не отмахиваться или сочинять. Самое время вместе сесть всей семьей вечерком в плохую погоду дома и почитать энциклопедию.

Астрономия для детей, с какого возраста можно говорить об этой науке с ребенком? Для многих родителей становится сюрпризом, что детки сами начинают интересоваться астрономией. И тогда возникает вопрос – как маленькому человечку рассказать о таких серьезных вещах? Как и всё, о чем мы говорим с дошкольниками, данный предмет их интереса должен быть преподнесен только в игре.

Космос всегда интересовал моего сына и уже в 1 год 9 месяцев он знал не только планеты солнечной системы, но и некоторые факты о них. Мой муж часто говорит, что если до 25 лет Александр не слетает хотя бы на Луну, он хочет чтобы сын вернул ему деньги за образование. Конечно же это в шутку и все мы это понимаем .

Итак, мы начинаем курс игр по астрономии, через который я хочу вам показать, как далеко могут зайти наши чада, если им предоставить информацию по интересующей их теме. Все занятия будут проходить в игровой форме, уверена, что будет весело.

Начну с небольшого отступления, утро в нашем доме может начаться вот так (это было пару недель назад):

(фотографировала через 3 дня после того как делали поделку, пластилин немного рассохся)

Ну что же, игры с пластилином закончились, а спать ещё не хочется. Решили продолжить чтение по теме астрономия для детей, но на этот раз Александр выбрал другую книгу . Не успели начать, как на 8 странице он оживился:

– Мама, я буду строить ракету и полечу в космос!

Подумали как именно он хотел бы строить ракету, я честно сказать подумала, что хочет вернуться к пластилину, но нет, Александр выбрал игрушку магнитный конструктор. Наш чемоданчик я покупала в Амазон.

Данная игрушка у нас живет уже пару лет и она поистине универсальна, мы возвращаемся к ней при любой теме. Фигурки идеально крепятся к холодильнику, магнитной доске или чемоданчику в котором мы их и приобрели.

Я подумала, что на этом всё и закончится, но Александр принес книгу открытую на 8 странице и начал ваять свой шедевр.

Я сидела рядом и наблюдала, пытаясь понять, если это в тысячный раз будет складывание Солнечной системы воедино или что-то большее.

Да, это оказалось больше чем раньше. Интерес сына в последнее время касался карликовых планет и звезд. Кроме Плутона я признаться не знала ни одной карликовой планеты. Но это было до того как Александра стало завораживать любое упоминание о них в видео и книгах . Вот конечная работа того вечера. Она полностью сделана моим сыном, названия подписаны им же.

Как видно карликовая планета Церера (Ceres) находится между Марсом и Юпитером. После Плутона располагаются карликовые планеты Хаумеа, Макемаке и Эрис.

Астрономия для детей становится интересней с еще одной замечательной игрушкой – магнитная доска с солнечной системой. Она не занимает места, фигурки крепятся идеально, помимо планет есть туманность, комета, метеорит, космонавт с космическим кораблем. В общем всё, что может заинтересовать ребенка и поможет маме организовать его игру.

У меня давно была идея сделать сенсорную коробку на тему космос, но порой приходили мысли, что Александр уже большой, а сенсорные коробки принято делать . Поэтому я несколько раз откладывала идею. На этот раз я четко запланировала, что коробка будет, так как у нас есть всё, чтобы ее заполнить … или почти всё. Мне не хватало солнца!

Я долго думала если его нарисовать, склеить, надуть. И тут, после нашего возвращения с моря, мысль пришла сама по себе – пляжный мяч! По размеру он более или менее отвечает требованиям по отношению к другим планетам.

Я открыла несколько наших книг на странице “Солнце”, мы прочли информацию, рассмотрели картинки, а затем посмотрели вот это замечательное видео (я вам очень советую потратить четыре минуты на его просмотр).

И мы начали творить “Солнце”. Сначала рвали цветную бумагу и обклеивали ею надутый пляжный мяч. За ночь он подсох и мы, вспомнив пламенный дождь на Солнце, стали клеить всполохи из красной папирусной бумаги.

Макет солнца из пляжного мяча и цветной бумаги. Вскоре наше Солнце было готово и ярко нам светило .

Теперь можно собирать нашу сенсорную коробку по теме астрономия для детей. Так как космос черный, я насыпала на дно черной фасоли (у меня ушло три кг). Планеты папа подарил Александру на прошлое Рождество.

Остановлюсь здесь немного подробней. У мужа всю жизнь было хобби собирать модели военных самолетов, это конечно же развивает усидчивость, концентрацию и, чтобы покрасить все детальки самолетов нужны поистине золотые руки. Видя большой интерес сына к планетам, муж никому ничего не говоря, приобрел набор для школьников. В своем офисе по вечерам он оставался после работы и раскрашивал эти модели. А на Рождество Александр получил 8 прекрасных планет. Наш малыш был в таком восторге, что как сейчас помню, я даже прослезилась. На этой фотографии ему 2 года 2 месяца.

На протяжении всего этого времени модели планет служили нам макетами к занятиям и игрушками для игр Александра. На сколько я поняла из прошедших дней, мне было намного легче объяснять движение планет вокруг Солнца, как случаются солнечные и лунные затмения имея их под рукой. В основу нашей сенсорной коробки легли эти же модели планет.

По играм с водой вы можете увидеть, что с легкостью умещает в себя моего ребенка . К планетам прибавились наши космические фигурки, которые также живут у нас уже более года. И набор светящихся в темноте звезд и планет, которыми я украсила борта коробки. Ну теперь пора поставить наше Солнце и сенсорная игрушка готова.

Вот честное слово я не ожидала от неё такого успеха. Конечно я знаю, что мой сын фанат космоса, но ведь ничего нового в этом коробе (кроме солнца и светящихся звезд) не появилось, а Александр играл со всем этим как в первый раз! Да ещё и каждый день по несколько раз! Не буду разбирать пока не наиграется .

Итак, как вы видите на этом примере, в космос могут играть даже самые маленькие. Пусть малыш поначалу только перебирает фасоль, а родитель создает незатейливый сюжет и знакомит малютку с названиями планет. Но пройдет совсем немного времени и астрономия для детей обернется более серьезными, интересными и информативными играми, ссылки на которые вы также найдете в конце статьи.

Математическая игра для дошкольников “Возвращение на Землю”

Представляю вашему вниманию ещё одну . Делала я её на плотном картоне, обклеила его темной бумагой (космическое пространство), распечатала фото планеты Земля и Марса – готово! Успех невероятный, ребенок в восторге. В первых играх у нас перемещался межпланетный лайнер, потом Александр выбрал космическую ракету (всё из нашего набора для сенсорной коробки).

Количество цифр от 20 до 40 и 2 кубика. То есть, если выпадает 3 и 6, то ребенок должен сначала сложить числа, а потом уже делать ход. Сюжет игры заключается в том, что оба игрока находятся на Марсе и хотят вернуться домой на Землю. Кто первый долетит до Земли тот и выиграл. Проигравший становится марсианином .

Модель математической игры так прижилась в нашей семье, что я делала ее на разные темы. Мы учились по ней , играли на и вот теперь даже астрономия для детей не обошлась без любимой игры.

Условия математической игры

В игре участвуют два игрока. Начало игры с середины (старт), где оба игрока находятся на Марсе. Первым начинает игрок, который должен идти до 1. Он кидает кубики и произносит вслух 5+6 (числа выпавшие на кубиках) будет 11 и высчитывая сколько будет 20-11, ставит лайнер на получившееся число.

Второй игрок должен привести лайнер к числу 40 и он кидая кубики произносит вслух например: 6+6 будет 12, т.е. он перетянул лайнер на свою территорию. Другими словами один из игроков практикует примеры на вычитание, другой на сложение. Конечно же игра проводится эмоционально . В начале следующего раунда игроки меняются местами – игрок, который вел лайнер до 40, теперь будет вести его к 1. Таким образом чередуется сложение и вычитание.

Еще больше занимательных занятий математикой для дошкольников, вы найдете .

Незапланированные занятия по теме

Конструирование из Лего, нелегко нам это дается, наверное причина всё же во мне. Но на этот раз, я постаралась включить свою фантазию и собрать ракету. Александр внимательно за мной наблюдал, а затем собрал свою.

Ну что взлетаем?

И ещё одна вещь, которая получилась совершенно незапланировано. Я покупаю в Икеа замороженные рулеты с корицей, а затем выпекаю их дома. В тот вечер ребенок попросил рулетик и когда я достала их из духовки, первое что услышала:

– Это же галактика, мама!

Рулеты всё равно были ещё горячими и я предложила украсить наши галактики звездами. Александр остался в восторге!

Надеюсь, что вам понравилось наше первое занятие на тему астрономия для детей. Мне будет приятно увидеть в комментариях ваши мысли, впечатления. Напишите пожалуйста, если ваши дети интересуются астрономией в любом ее проявлении.

Цель и задачи игр по астрономии: создавать благоприятные условия для обогащения и развития игровой деятельности по формированию знаний в области астрономии; учить развивать сюжет игры и побуждать к использованию приобретенных знаний и умений, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, просмотра познавательных телепередач; содействовать развитию творческой игры как самостоятельной деятельности, применяя разнообразные приемы руководства, способствующие формированию игрового интереса, развитию игровой деятельности; развивать у детей игровые умения, умения вести игровой диалог, социальные навыки, коммуникативные способности; стимулировать и совместно осуществлять творческий поиск в игровой деятельности (педагог, родители, дети); воспитывать эмоционально-положительное отношение к играм, стремление играть дружно.

Игры-экспериментирования по астрономии

« Что такое звук? »

Цель: развивать интерес к исследовательской деятельности.

Проблемная ситуация:

В. Ребята, одной сороке приснился сон, будто летит она среди облаков и звезд, а Луна зовет ее к себе в гости. Сорока прилетела в дом к Луне и стала ей рассказывать, как красиво на Земле. Да не тут то было. Что бы ни говорила, ни тараторила сорока, ее слов Луна будто не слышала. Разозлилась сорока, да как закричит! Но Луна лишь загадочно улыбалась и ничего не слышала.

Ребята, почему Луна не слышала сороку?

Давайте поэкспериментируем: у меня есть гитара, если дотронуться до струны, то она начнет двигаться, мы услышим звук. Струна колеблется, и мы слышим звук. Значит, чтобы появился звук, нужны колебания, (далее воспитатель предлагает детям легко прикоснуться ложками к чашке, стакану - появляются звуки). Значит - звук это дрожание или колебание воздуха. На нашей планете есть воздух, но во всей Вселенной есть планеты, где воздуха нет. Будут ли там рождаться звуки? Где нет воздуха, звук не может появиться. На Луне нет воздуха, и чем там не стучи, как ни кричи, звука вообще не получится. Значит, Луна совсем не притворялась, а действительно не слышала, что говорила ей сорока.

« Что тяжелее? »

Цель: развивать детскую любознательность, обогащать жизненный опыт детей действиями и средствами поисковой деятельности.

В. Ребята, однажды воздушный шар полетел в путешествие, к нему присоединились мячик и бочонок с водой. Они летели очень долго, и воздушный шар сказал: «Тяжело мне лететь по небу. Кто-то из вас должен меня покинуть, иначе мы упадем». Мячик и бочонок долго спорили, но так ничего и не решили.

Ребята, как вы думаете, как им нужно было поступить?

(Детям предлагается опустить мячи в тазик с водой, уточнить, что получилось, и почему мячи плавают - они сделаны из резины, внутри находится воздух).

В. Дети, как узнать, что тяжелее: пакет с воздухом или с водой? (Дети взвешивают их на своих руках, делают выводы: воздух легче воды).

Игры-моделирования по астрономии

« Что такое солнце? »

Цель: развивать перспективное видение основ построения объектов, учить создавать модель Солнца.

В. Ребята, к нам прилетел воздушный шарик, он очень боится Солнца. Давайте нарисуем Солнце и расскажем о нем.

Проблемная ситуация:

Что такое Солнце? (рассуждения и ответы детей).

Солнце - это звезда среднего размера, которая ближе всего к Земле, это раскаленный газовый шар.

А могли бы мы жить без Солнца?

(Воспитатель предлагает детям построить модель Солнца. Дети коллективно моделируют звезду на ковре, используя веревки, ленты, нити, бумагу и т.д. Далее воспитатель предлагает каждому ребенку под звучание тихой музыки нарисовать свое солнышко. Затем дети объясняют воздушному шарику, что такое Солнце).

« Как устроена солнечная система? »

Цель: формировать умение с помощью взрослого создавать модель Солнечной системы.

В. Ребята, давайте представим, что мы космонавты и летим на корабле. Мы двигаемся от Солнца и залетаем на каждую планету, (воспитатель предлагает смоделировать Солнечную систему, расположив в центре Солнце (рисунок) и вокруг него все планеты (пластмассовые круги), находящиеся на траекториях (нитях).

« Из чего сделана земля? »

Цель: создать модель маленького участка земной поверхности.

Проблемно-поисковая ситуация: Что такое Земля? Какая она? (воспитатель рассказывает о планете Земля, далее дети самостоятельно создают модель земли из пластилина (шар), а затем моделируют маленький, участок земной поверхности с горами, равнинами, углублениями с помощью бумаги, обклеивая и раскрашивая разные формочки - в группе, а также используя песок, воду, камни - на улице. Далее дети обобщают результаты своей работы).

Дидактические игры по астрономии

« Тысяча звезд »

Цель: формировать умение координировать совместные действия, развивать образное мышление дошкольников.

Дети делятся на две группы: одна - звезды, другая - небо. Дети второй группы образуют круг, берутся за руки, медленно двигаются по кругу. Дети-звезды собраны в мешок. Воспитатель отпускает звезды из мешка на небо со словами «Тысяча звезд на небе». При этих словах дети, изображающие небо, образуют вращающийся круг. Звезды рассыпаются и начинается их мерцание внутри круга-неба, (дети могут далее меняться ролями).

« Будем космонавтами »

Цель: формировать умение внимательно слушать музыку, менять движение в соответствии с ее характером, развивать у детей творческое воображение.

Игроки становятся в 2-3 круга (команды). Каждая команда получает по три ленточки. Под одну музыку они изображают строителей звездолета и готовность ракеты к полету, под вторую - занимают места в ракетах и имитируют полет, под третью - маршевую - изображают торжественный парад после приземления. Команда, неправильно определившая содержание музыки теряет ленточку. Игра повторяется 4-5 раз.

« В космосе »

Цель: формировать умение выразительно передавать движения, характер образа. (Перед игрой дети рассматривают набор фотоиллюстраций «Наши космонавты»).

Дети распределяются на две рабочие группы. Воспитатель объявляет задание: создать скульптурную группу «В космосе». В работе используется строительный материал, конструкторы и вспомогательный материал: пенопласт, кусочки коры, камешки, небольшие доски. Воспитатель дает оценку качеству скульптуры и скорости ее выполнения.

Словесные игры по астрономии

« Придумай сказку »

Цель: формировать умение детей сочинять сказку по опорным словам астрономического содержания, обогащать словарный запас детей.

Дети делятся на две группы по 3-4 человека каждая.

1. Воспитатель выставляет на наборном полотне мини-макет Солнца, космического корабля, планет, комет. Детям дается некоторое время на составление сказки и далее они по очереди рассказывают свои сказки.

2. Воспитатель называет опорные слова: космос, земля, Солнце, спутник. Дети составляют небольшие сказки по опорным словам.

« Что лишнее »

Цель: развивать внимание, память.

Ход игры :

Детям предлагается ряд слов, им необходимо назвать лишнее:

Марс, Венера, Уран, роза

Солнце, Луна, звезды, грибы

Комета, астероид, Млечный путь, снег

Инопланетяне, козерог, метеориты, шляпа

Космический корабль, ракета, гвоздь, спутник

« Звездный путь »

Цель: добраться до звезды Бетельгейзе (самая яркая звезда в созвездии Ориона), выделенной на игровом поле голубым цветом, развивать взаимопонимание и взаимовыручку.

Игроки по очереди бросают кубик и делают ходы соответственно выпавшему количеству очков. Если фишка попадает на голубую звезду, то игрок получает одно резервное очко, которое может пригодиться в дальнейшей игре. Если фишка попадает на красную звезду, то это означает, что корабль сломан и пропускается один ход, необходимый для ремонта. Избежать пропуска хода игроку помогает резервное очко, если такого нет, то он может попросить у товарища по игре. Если фишка попадает на черную звездочку, то корабль оказывается в ловушке «черной дыре», игроку нужны 3 резервные очка. Кто первым доберется до точки отлета, тот и выиграл.

Игра-дизайн

Цель: воспитывать способность эстетически воспринимать действительность, обогащать опыт детей средствами и способами художественного преобразования объектов окружающей среды.

Детям предлагается рассмотреть предметы, окружающие их, предлагается дополнить их элементами дизайна, (например, придумаем одежду для игрушки, воды, создадим фоновое окружение предметов и явлений в пространстве (земля, вода, космос, атмосфера).

Игра-имитация

Цель: развивать звуковую культуру речи, воображение.

Детям предлагается имитировать в речи на разные слоги, звуки, звукоподражания, создаваемые в живой и неживой природе (образы животных, шорох дождя, веток, пение птиц).

Игра-диалог

Цель: осваивать коммуникативные способности.

Детям передают в общении друг с другом (в парах, тройках) интонации разных персонажей, диалоги, (например инопланетян с землянами).

Игра-аранжировка

Цель: развивать интонационную выразительность речи, обогащать эмоциональный мир детей.

Дети аранжируют сюжетные ситуации из сказок, рассказов с помощью звукоподражаний.

« Фантастические гипотезы »

Цель: развивать творческое воображение, теоретическое абстрактное мышление.

« Конструирование фраз »

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

« Неоконченный рассказ »

Цель: развивать образное и воссоздающее воображение.

« Изобретатель »

Цель: активизировать фантазию и мышление.

« Космопортрет »

Цель: формировать умение с помощью воображения освоить новый опыт, прогнозировать жизнь «жителей» других планет.

« Космический город »

Цель: стимулировать воображение, развивать фантазию, создать положительные эмоции.

Игры, способствующие формированию математических способностей

« Звезды »

Цель: развивать умение сравнивать множества практическим путем и опосредованно (через счет).

« Где зажглась звездочка? »

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие.

« Что планета рассказывает о себе ? »

Цель: учить детей различать в предмете форму, цвет, величину.

« В какое время суток работают небесные светила? »

Цель: расширять представления о частях суток.

« Солнечные лучи »

Цель: формировать представления о прямой линии.

« Выбираем космический маршрут »

Цель: формировать представления о соизмерении предметов по длине с помощью третьего.

« Билет в космос »

Цель: закреплять знания геометрических фигур, основных цветов.

Игры по астрономии, способствующие решению задач по развитию речи

« Космическая азбука »

Цель: включать детей в деятельность, связанную с построением космической азбуки, обогащать словарный запас.

«Что общего?»

Цель: формировать умение подбирать сравнение на основе внешних признаков Солнца с другими объектами окружающего мира.

«Звук потерялся»

Цель: развивать внимание, фонематический слух.

Викторина про космос для дошкольников 6 – 7 лет «Путешествие в Солнечное царство»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная викторина позволяет закреплять и расширять знания детей по астрономии у дошкольников подготовительной группы и начальной школы. Очень важно, чтобы научные основы астрономии дети получали на доступном для них языке.
Цель: Развивать познавательный интерес к астрономии.
Задачи:
Закреплять, уточнять представления детей о планете Земля, о планетах Солнечной системы, звёздах, о некоторых космических явлениях и объектах, движущихся по Вселенной.
Обогащать и активизировать словарь детей по астрономии.
Развивать связную диалогическую речь детей.
Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивая.
Подготовка: Чтение книг, рассматривание иллюстраций, наблюдения, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Ход викторины

Вопросы и ответы

1. Что такое солнце? Солнце – звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.
Ребёнок:
Солнышко - это монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.


2. Можно ли гулять по Солнцу? Нет. Солнце – звезда, огромнейший раскалённый газовый шар. Если что упадёт на солнце, сразу превратится в газ. Вот такая на солнце немыслимая жара!
3. Почему люди солнце называют ласково «солнышко»? Потому что люди любят Солнце. Оно светит, греет, происходит водоворот воды в природе, растения вырабатывают кислород, солнечные электростанции вырабатывают электроэнергию.
Ребёнок:
У нашего солнышка - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.
4. Где ночует солнышко? Наша планета Земля всё время вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок (тогда наступает день), то другой бок (тогда наступает ночь).
Ребёнок:
Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!


5. Почему бывает зима и бывает лето? Воображаемая ось планеты Земля наклонена. Планета Земля движется по орбите вокруг Солнца целый год. Когда северное полушарие, в котором находится наша страна, отворачивается от солнца, наступает зима. В это время в южном полушарии лето. Земля бежит дальше по своей орбите, и потихоньку северное полушарие поворачивается к Солнцу и здесь наступает весна, а потом лето. В южном же полушарии сначала наступает осень, а потом зима.


6. На какой планете целый год длится день, и целый год длится ночь? На Меркурии. Почему? Меркурий мчится вокруг Солнца по своей орбите намного быстрее, чем космический корабль, а вокруг себя вращается очень медленно: год – день, год – ночь.


7. Сколько планет в Солнечной системе? Восемь. В какой последовательности они находятся от солнца?
Ребёнок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Автор: Аркадий Хайт


8. Почему Марс красный? Красно – бурого цвета земля на Марсе.
9. Какая планета самая большая? Юпитер.


10. Как называется звезда, которую видно даже днём? Это - планета Венера. Она кажется блестящим серебристым шаром, но она не сама светится, а просто отражает солнечный свет. Вблизи её поверхность красновато – коричневая.


11. Почему всё падает на Землю? Действует сила земного притяжения.


12. Почему Луна не падает на Землю? Луна – спутник Земли (вращается вокруг Земли по своей орбите). Как Земля и другие планеты Солнечной системы - спутники Солнца (вращаются вокруг него).


13. Почему Луна на вечернем небе то полная, круглая, то видна лишь половинка, то тонкий серпик? Луна совершает круг вокруг нашей планеты за 28 дней. И светлой бывает та часть Луны, которую освещает Солнце.


14. У каких планет нет спутников? У Меркурия и Венеры.
У какой планеты больше всего спутников? У Юпитера сейчас известно 60.


15. У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.

У Сатурна самая развитая система колец. Из чего же состоят кольца Сатурна? Кольца Сатурна из пыли и льда.


16. Что такое звёзды?
Ребёнок:
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Автор: Римма Алдонина


17. Можно ли сосчитать звёзды на небе? Нет.
18. Могут ли звёзды падать с неба? Нет. Это маленькие твёрдые метеорные тела, падая из космического пространства, раскаляются и, сгорая, начинают светиться, как звёздочки.
19. Что сделали астрономы, чтобы лучше ориентироваться на небе? Астрономы поделили небосвод на районы, а звёзды – группы, созвездия. Самые яркие звёзды в группе они соединяли между собой воображаемыми линиями и смотрели, что это напоминает. Так появились на небе Рак, Лебедь, Кассиопея, Геркулес, Большая Медведица и Малая Медведица…



20. Как называются астрономические здания, в которых учёные наблюдают и изучают звёзды? Обсерватории. Они находятся далеко от населённых пунктов или в горах. Оборудованы телескопами. Ведь наблюдать за звёздами можно только при ясном небе.


21. Как называются приборы, в которые можно наблюдать за звёздами? Телескопы.
22. Млечный путь. Что это?
Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина.

Подвижная игра «Соберём звезды»

Воспитатель по группе раскладывает разноцветные звёзды. Нужно собрать звёзды в разные корзины, сортируя по цвету.

От солнца по счёту третья,
Не самая большая из планет.
Но из всех планет она единственная,
На которой жизнь есть.
(Земля)


Ковш большой виден на небе.
Пить из него мечтают дети.
(Большая Медведица)


Ночью смотрит в темноту
Через огромную трубу.
Хочет он открыть свою
Очень далёкую звезду.
(Астроном)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …(телескоп).


На небе в темноте сияют,
Хотя никто их не включает.
(Звёзды)


Вы из космоса к нам прибываете,
Длинный хвост за собою тянете.
Некоторые из вас
Навещают нас не раз.
(Комета)


Ты – пустые участки Вселенной
Вне границ небесных тел.
Ты – темнота, почти вакуум,
Будоражишь учёных умы.
(Космос)


Двенадцать раз в году рождается,
То худеет, то поправляется.
Ясную ночь освещает,
Но не согревает.
(Луна, месяц)


Твёрдое тело из Космоса
Весом от грамма до тонн.
Через атмосферу пролетает,
На Землю попадает.
(Метеорит)


Широкая белая полоса по небу пролегла
Ночное небо, разделив пополам.
(Млечный Путь)


Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут как шатёр над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
(Небо)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: