Игра – развлечение для старших дошкольников «в мире сказок» (по сюжетам русских народных сказок). Сказочные игры для детей Развивающие игры по сказкам

Наталия Сидоренко
Игры со сказками для дошкольников

Муниципальное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 13 «Незабудка»

г. Северодвинск

Игры со сказками для дошкольников

Подготовила : воспитатель средней группы

Пономаренко Наталия Юрьевна

Северодвинск 2017

АЛГОРИТМ ИГРЫ СО СКАЗКАМИ

№ ЭТАПЫ РАБОТЫ

НАЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ

1 «Вхождение в сказку »

Создать настрой на совместную работу Создание мотивации для игровой деятельности.

2 «Актуализация знаний» Вспомнить, какие события происходят в сказке В-ль задает вопросы по сказочной обстановке и событиям, которые происходят в сказке .

3 «Погружение в сказку » Принятие сказочной обстановки и выполнение игровой роли Используя волшебные заклинания, превращения погружаемся в сказочную обстановку .

4 «Моделирование конфликта, трудностей» Для решения поставленных задач, необходимо преодолеть трудности. (ловушки, чудища) с помощью предметов-помощников Обыгрывание ситуаций, когда ребенок обыгрывает в сказке негативные эмоции , преодолевает страхи.

5 «Преодоление препятствий, решение сказочных заданий в лабиринте » Действовать в соответствии с развивающимися событиями Используя различные способы (прямое нападение, волшебные предметы и заклинания, собственный ум и хитрость) достигать поставленной цели.

6 «Переход от лабиринта к сюжетно-ролевой игре» Связать новый приобретенный опыт с реальной жизнью На основе сказочного сюжета развивать с-р игру в условиях сказочной реальности .

7 «Выход из сказки » Подготовить к взаимодействию в привычной социальной среде Проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

8 «Перспектива дальнейших приключений» Фантазирование о дальнейших играх и приключениях Взрослый пытается заинтересовать ребенка возможными дальнейшими приключениями и тем самым поддержать интерес к игре.

Творческая игра по сказке

«Аленький цветочек»

Цель : учить детей находить различные варианты решения проблемных задач, аргументировать свой ответ, активно участвовать в дискуссии. Формировать умение работать в команде, укреплять

положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной проектной деятельности. Развивать творческое воображение, фантазию, поощрять словотворчество детей. Воспитывать любовь к сказке и доброжелательное отношение друг к другу.

Ход занятия.

Сегодня в группе оказались вот эти лепесточки. Как вы думаете, с какого это цветочка? Что-то случилось в этой сказке и Настенька просит о помощи. Давайте разделимся на команды и отправимся в путь.

Чтобы попасть в сказку , надо пройти лабиринт. Злая колдунья расставила много ловушек.

(Капитаны по очереди ведут по лабиринту)

Вот и первое задание. Надо отгадать какая сказка нарисована на картинке?

(«Гуси-лебеди» , «Морозко» , «По щучьему велению» ) А если туда попадет чудовище из сказки «Аленький цветочек» , кто из героев этой сказки сможет ему помочь ? Как? Кто мог вредить? Отправляемся дальше.

А вот и другое задание. Злая колдунья зашифровала послание :

(«Не вешать нос» ,«Язык без костей» «Язык как помело» ) Давайте расшифруем. Как вы понимаете эти выражения?

Вот и третье задание. На бумаге появилась клякса. Превратить ее в чудовище и придумать имя. Что оно обозначает?

Физминутка.

Если соединить Аленький цветочек и дуб что получится?

Какие волшебные свойства у него будут?

Ребята» смотрите, злая колдунья забрала все краски и украшения, разрушила замок. Давайте его украсим. (совместная продуктивная деятельность)

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ

«Царевна - лягушка»

Цель : учить детей создавать игровую среду, формировать умения строить ролевые взаимоотношения на основе правил игры , придерживаться правил

поведения во время организации и проведения совместных игр, доводить игру до конца, тренировать в умении договариваться, доказывать свое мнение другим, толерантно воспринимать позицию других детей, если она отличается от собственной,

Предварительная работа : чтение сказки «Царевна-лягушка» , рассматривание иллюстраций к книге, придумывание сказочных историй по сюжету сказки , игра-драматизация, изготовление атрибутов к игре, дорисовки и раскраски.

Ход игры:

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Ребята, смотрите прилетела стрела с письмом. Давайте прочтем, что же там написано (Мою Василису Прекрасную похитил Кощей бессмертный. Помогите ее спасти)

Как вы думаете из какой сказки прилетела к нам стрела?

Кто написал это письмо? Это сигнал о помощи, поможем Ивану Царевичу разыскать

Василису Прекрасную?

Дня этого мы разделимся на команды :

1- будет строить корабль, на котором мы поплывем

2- будет помогать Ивану-царевичу,

3- будет помогать царю.

Определились с командами,выберем капитана команды.

Смотрите на дороге лежит камень, Давайте посмотрим, что написано на стрелках?

Капитаны со своей командой подходят к игровому полю, правила игры :

Сколько выпало 0 на игровом кубе -столько и делаете ходов, находим конверт с заданиями (такое же кол-во фигурок) С помощью считалки выбираем

кто будет делать первым игровой ход,за правильный ответ капитаны получают фишки и

затем складываю фигуры ключа и сундука.

А вот и волшебный сундук и ключ к нему А что же в сундуке? В сундуке карта. Скорее

отправляемся в плавание. Садимся на корабль, капитан отдать швартовые» поднять якорь,

Посмотрите какой поднялся ветер, какие огромные волны, а вот и стая акул тут-как-тут.

А вот и остров. Причаливаем к острову, А теперь нам путь укажет карта. А вот и замок

Кощея Бессмертного. Освобождаем Василису.

А Василиса за то,что вы спасли ее из лап Кощея дарит вам раскраски, чтобы вы могли нарисовать свои приключения.

Последующая работа :

Мы попали снова в замок. Кого мы могли там встретить?Кто еще может жить в замке?

Давайте мы нарисуем карту своего приключения в замке Кощея.

-(Кого мы встретили? Кого победили? Кто нам помогал?Какие волшебные слова или

заклинания нам в этом помогли)

Составление рассказа по карте- схеме .

Дети составляют рассказ .

Публикации по теме:

Конспект развлечения в средней группе «Сундучок со сказками» Конспект развлечения по экологии для детей средней группы «Сундучок со сказками» Задачи: -расширять знания и представления у детей о зимних.

Конспект занятия «Коробочка со сказками» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию мелкой моторики в подготовительной к школе группе «Коробочка со сказками». Цель: Формировать у детей с нарушением.

Играем в сказку с детьми дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей ДОУ, может быть интересен также педагогам дополнительного образования.Данные игры могут использоваться родителями в совместных домашних играх с детьми.

Игра с элементами драматизации: сказка для самых маленьких (для работы с подгруппой детей младшего дошкольного возраста)

Цель: учить действиям с театрами разных видов, развивать творческие способности.
Воспитатель:
- Сегодня я приглашаю вас в гости к сказке (звучит мелодия В. Дашкевича к передаче «В гостях у сказки»).
На лесной полянке жили-были маленькие зверята (воспитатель раскладывает кусочек ткани с изображением цветов, имитирующий цветочную поляну).

Это были зайчонок, медвежонок, лисенок, волчонок и ежонок (раздает детям картинки-фигурки пальчикового театра, они надевают их на средний и указательный пальцы).



Однажды они собрались на полянке все вместе.
Вдруг они увидели необычное животное (надевает на пальцы изображение щенка).


Они испугались и решили его прогнать, и громко затопали ногами. Как они это сделали? (дети «топают» пальцами-ножками зверей).
Но их новый знакомый не испугался. Тогда лесные звери решили испугать его и зарычали. Как они это сделали?(дети рычат).
Но новый знакомый снова не испугался. И громко залаял: гав-гав-гав!
Звери разбежались в разные стороны, но незнакомец так весело завилял хвостом, что звери обрадовались, запрыгали и побежали навстречу новому другу. Как они радовались? (дети выполняют свободные движения с фигурками персонажей).

Звери подружились и все вместе затанцевали под легкую музыку.
Так началась дружба лесных зверей и домашнего щенка, и так закончилась наша маленькая сказка.

Дидактическая игра «Сказочный куб» (для индивидуальной работы или работы с подгруппой из 3-4 человек)

«Сказочный куб» представляет собой со всех сторон оклеенный изображениями сказочных персонажей (или объектов живой природы) куб с наклеенным на каждой стороне вместо лица персонажа маленьким зеркальцем.
I вариант организации работы с кубом (младший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и попытаться передать его настроение или свое настроение в новом облике.

Воспитатель:
- Посмотри внимательно на стороны кубика: кем бы ты хотел сейчас побыть? (Солнышком). Посмотри в зеркальце. Солнышко, какое у тебя настроение? Покажи. Если тебя закроет тучка, какое настроение у тебя будет? Какое настроение у солнышка, когда она встает? А какое, когда садится?..

Представь себя рыбкой. Как рыбка улыбнется своим друзьям? Какой растерянной она станет, когда заблудится среди водорослей? Какой строгой и серьезной она будет, когда станет взрослой?

Побудь немного ёжиком. Как он фыркает носом, когда разгребает сухие листочки в лесу? А как он затихает и прищуривает глаза, когда чувствует опасность?

Хочешь немного побыть клоуном? Кто такой клоун? (Человек, который веселит людей в цирке). Как он смеется? Как он плачет? Какую забавную рожицу он может изобразить, чтобы рассмешить детей в цирке?
(Задания предлагаются воспитателем на выбор, но не более трех в один раз).

II вариант организации работы с кубом (старший дошкольный возраст):
Цель: ребенок должен представить себя сказочным персонажем (цветком, бабочкой и др.) и, по заданию воспитателя говоря от его лица, попытаться передать его настроение, голос.

Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой интересный куб у меня в руках! Он волшебный! С его помощью можно рассказывать сказки, но не простые и хорошо нам знакомые, а новые, придуманные нами.
Для этого нужно посмотреть в зеркальце, представить себя тем сказочным персонажем, который изображен на стороне кубика и придумать, что он может сказать.
Итак, давайте начнем нашу сказку…
Жил-был на свете Зайчик-побегайчик (передает кубик одному из детей). Однажды он заблудился в лесу. Очень испугался и дрожащим голосом сказал: ……..
Испуганного зайчика увидел Медвежонок и решил ему помочь (передает кубик следующему ребенку). Он громко, но вежливо спросил: ……..
Зашуршал прошлогодними листьями ежонок, огляделся по сторонам, зажмурился от яркого солнца и проговорил, тихо и спокойно: ……..
Вы знаете, ребята, что с бедой можно справиться только всем вместе и дружно.
Посоветовались звери и придумали вот что: ……..
Так закончилась эта сказка.


Валентина Воскресенская

Цель.

1. Приобщение детей к русским народным сказкам.

2. Вызвать интерес к творчеству художников – иллюстраторов.

3. Развитие связной речи, диалогической, активизация словарного запаса детей.

4. Развитие памяти, восприятия, воображения.

5. Воспитание любви к художественной литературе.

Изготовление.

Из старых букварей и азбук я вырезала картинки – иллюстрации по сказкам, подобрала картинки из интернета, наклеила их на плотный картон. Одни картинки были разрезаны на несколько частей для последующего сбора, как пазлов.

Сказки.

«Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса», «Царевна лягушка», «Лиса и Журавль».

«Что сначала, что потом».

В конвертиках находятся иллюстрации по сказкам, с указанием количества картинок (чтобы не потерялись).

Дети получают по одному конверту. Они должны разложить картинки по развитию сюжета, назвать свою сказку и кратко рассказать содержание.

(Можно использовать как часть занятия, а можно в свободной деятельности).




«Собери разрезные картинки по сказкам».

В конвертиках находятся большие иллюстрации по знакомым сказкам, разрезанные на несколько частей (от 6 до 9 частей, с указанием количества частей.

Каждый ребёнок берёт один конвертик и собирает целое из частей.

Надо назвать сказку и рассказать данный момент сказки.

(Как часть занятия и в свободной деятельности, но под руководством воспитателя).


«Встреча героев сказок».

В этой игре, кроме героев русских народных сказок, есть герои авторских сказок, а также герои мультфильмов.

Дети получают по одной карточке с героем знакомой сказки, ходят по группе и ищут второго героя из этой же сказки. Образуют пары, взявшись за руки. Они должны интонационно передать диалог действующих лиц, дать характеристику персонажей.




Эти игры очень нравятся детям, и они с удовольствием играют, закрепляя названия сказок и развивая связную речь, тренируя память, преодолевая трудности, ведь дидактические игры, например, с разрезными картинками, требуют усидчивости. Дети учатся размышлять, у них развиваются навыки культуры речевого общения.

Публикации по теме:

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения.

Какие подарки наиболее дороги для ребенка, а равно для человека вообще? Те, которые служат ему средством наиболее чисто развертывать его.

Дидактическая игра играет большую роль в формировании интереса дошкольника к занятиям. Она позволяет лучше овладеть способами познания,.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла.

Представляю д/и по математике, сделанные своими руками для детей старшего возраста. Игры направленны на формирование представлений о числе.

Дидактические игры по ПДД Дидактическая игра по правилам дорожного движения Игра «Теремок» Цель: Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.

Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры составлены с учётом возраста детей.

Игры с детьми 3-4 лет

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

«Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули». Песенка Снегурушки
Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка

«Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).

«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

« Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»

Игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.

«Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»

«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» ( побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и пе рсонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.


« Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

«Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ

Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК

Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК

Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ

Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ

Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…»

Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
Сказка «Волшебное кольцо»

«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
«Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)

Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок

«Кто за кем? »

Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) ; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.

«Что изменилось? ».

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры;

1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

«Расскажи по картинке».

Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.

«Покажи одинаковое».

Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию».

Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.

Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку – силуэт.

Дети, каждый на своём месте, обводят силуэт. После этого опорные картинки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.

Вначале рекомендуется играть простыми фигурами (репка, колобок, теремок, рукавичка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становиться тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.

«Кто самый наблюдательный? ».

Цель игры: Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.

Материал: сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку».

Ход игры.

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.

Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

«Разведчик».

Цель игры: Развитие речи, внимания, образной памяти; закрепление понятий: на, над, под, перед, с, внутри и т. д.

Материал: Фигурки героев сказок; картинки с сюжетами сказок; бумага, цветные карандаши, загадки.

Ход игры:

Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком». Ему показывают картинку – сюжет, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию.

Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно.

«Цветные кружочки».

Цель игры: Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам.

Материал: Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки.

Ход игры:

Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки.

Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.

Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.

«Собери из частей».

Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал: разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки.

Ход игры:

Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.

«Шляпа фокусника».

Цель игры: закрепление знания сказок; развитие речи; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания и образной памяти.

Материал: резиновые игрушки из настольного театра, шляпа или коробка, платок.

Ход игры:

Взрослый показывает шляпу и платок: «Это шляпа фокусника, в ней лежат герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь определить героя, назвать его и сказать, из какой он сказки.

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Из какой сказки герой? ».

Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок.

Ход игры:

Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.

«Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.

«В какую сказку попал Колобок? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок.

Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.

«Сказочная путаница»

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: Картинка с изображением двух разных сказок.

Ход игры: взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

«Кто как кричит? »

Цель: Развитие ЗКР.

Материал: Картинки, изображающие животных, загадки.

Описание игры: Взрослый загадывает загадку о животных, дети её отгадывают. Взрослый показывает картинку и говорит: «Как говорит это животное? » Дети имитируют животного.

«Собери и расскажи сказку».

Цель: Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.

Материал: картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.

Ход игры: Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

«Чья песенка».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.

Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя

«Сказочные зайцы».

Цель: развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры: Взрослый предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

«Большой – маленький».

Цель: Упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры: Воспитатель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.

«Волшебный кубик».

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.

Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.

Описание игры:

I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.

II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.

III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.

IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.

V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.

«Опиши героя».

Цель: Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.

Материал: Сказка, картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.

Ход игры:

I вариант (для детей 3 – 4 лет) :

После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (например, сказка «Лиса и заяц») – Какой Петушок?

Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д. »

II вариант (для детей 4 – 7 лет) :

После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.

«Я начну, а ты продолжи».

Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.

Материал: персонаж – герой выбранной сказки.

Ход игры: Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.

«Маски».

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал: маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

«Угадай сказку».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: используются фигурки сказочных героев одной из сказки.

Ход игры: Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажей какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.

«Назови сказку»

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

Материал: игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок; кубик.

Ход игры: Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев.

«Что изменилось? » - 2.

Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: Игрушки из настольного театра.

Ход игры;

На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес? » Дети должны сказать, что изменилось.

«Найди сказочных героев».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.

I вариант:

Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.

II вариант.

Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки.

Ход игры:

Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.

«Кто лишний? »

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Материал: используются фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе или из настольного театра.

Ход игры:

На столе или на фланелеграфе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой. Детям до 5 лет, взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.

Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

«Отгадай слово».

(для тех кто знает буквы)

Цель: закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях, развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания.

Материал: двухстороннии карточки: с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа название, которого начинается на эту букву.

Ход игры:

I вариант:

Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа. Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку.

II вариант:

Воспитатель выкладывает из карточек слово картинками вверх. Ребёнок проговаривает название каждой картинки, выделяя первый звук. Воспитатель переворачивает карточку буквой вверх, ребёнок складывает (прочитывает) загаданное слово.

«Расскажи сказку по картинке».

Цель: развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти.

Материал: Сюжетные картинки к сказкам.

Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.

Название:
Должность: воспитатель

Задачи: прививать любовь к книге, ; развивать сообразительность и смекалку, логическое мышление, умение подбирать определения, расширять словарный запас; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Ведущая: » Сказка - ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам - урок.» Все мы любим читать и слушать сказки. И сказок в мире великое множество. А знаете ли вы сказки? Это мы сегодня и узнаем. Приготовьтесь, мы отправляемся в приключение по сказкам.

Игра «Отгадай сказку»

(нужно отгадать название сказки)

Он от бабушки ушёл

И от дедушки ушёл,

А лиса перехитрила

И на носик посадила (Колобок)

Кто-то в домик к ним пришёл

Беспорядок в нём навел.

Съел из миски,

Стул сломал

И в кроватке полежал (Три медведя)

Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной

Он сам того не ведая несёт её домой.

Хотел присесть он на пенёк и скушать вкусный пирожок,

Но Маша в коробе сидит и тихо - тихо говорит:

» Не садись ты на пенёк, и не кушай пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке» (Маша и медведь)

Рыбкой кто не поделился -

Мёртвым зверем притворился.

Рыбку кто ловил хвостом,

Битый был потом ведром.

Догадайтесь, я о ком (Лиса и волк)

Мышка там зерно толчёт,

Лягушка пироги печёт -

А лиса с колючим ёжиком

Режут сало острым ножиком (Теремок)

Кто не слушался сестрицу,

Воду выпил из копытца.

Кто кого потом искал?

Из озёрной тины звал.

Отвечайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Ведущая: Что ж загадки отгадали и героев вы узнали. Но в сказке не один герой, вы немножко поищите - всех героев покажите. У меня на столе лежат картинки персонажей сказок - нужно для каждой сказки подобрать своих героев.

Игра «Покажи сказку»

(детям даётся название сказки и они должны на магнитную доску выставить из общего набора персонажей тех, кто подходит для их сказки)

Например: для сказки » Колобок» - колобок, бабка, дед, заяц, медведь, волк, лиса; для сказки » Репка» - репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка; для сказки » Заюшкина избушка» - лиса, заяц, волк, медведь, петух и т.д.

Ведущая: Ну, ребята, молодцы! Все герои - хороши! А сейчас давайте представим, что вы - актёры. И вам необходимо приготовиться к выступлению.

Игра «Одень сказочного героя»

(выбираем четырёх детей: из них двое будут сказочными героями, а двое будут помогать им наряжаться)

Ведущая: Вот здесь у нас костюмы сказочных героев, но к сожалению, из-за частого переезда театра, они перемешались. Вам нужно найти костюм именно вашего сказочного героя. В каждом костюме по 5 предметов.(даётся название сказочного героя)

Например: дед - парик, усы, шляпа, рубаха, шаровары; баба - платок, юбка, блузка, лапти, корзина; волк - уши, жилет, шаровары, хвост, игрушечный заяц; лиса - уши, жилетка, юбочка, хвост, игрушечная рыбка.

Ведущая: Молодцы, ребята! Хоть сейчас на сцену! Если присмотреться к нашим сказочным персонажам - про них можно многое рассказать.

Название статьи:

Игра «Какие они?»

1.Крошечка - хаврошечка. Какая она? (добрая, трудолюбивая, ласковая, сострадательная, работящая…)

2.Лиса в сказках. Какая она? (рыжая, хитрая, изворотливая, жадная, лживая…)

3.Машенька из сказки «Машенька и медведь». Какая она? (добрая, любящая, трудолюбивая, смекалистая…)

4.Волк в сказках. Какой он?(серый, злой, грубый, жадный, голодный…)

5.Петушок из сказки «Петушок - золотой гребешок». Какой он? (глупый, непослушный, крикливый, беспомощный…)

6.Снегурочка. Какая она? (снежная, ледяная, любящая, боязливая…)

Ведущая: Вот теперь, благодаря вам, ребята, мы знаем, какие они - сказочные персонажи. Вы, конечно, знаете, что у каждой сказки есть начало и есть конец. Давайте с вами попробуем по началу и концу сказки отгадать её название.

Игра «Отгадай сказку»

Эта сказка начинается со снежной бабы, а заканчивается белым облачком (Снегурочка)

Эта сказка начинается со стрелы, а заканчивается смертью Кощея (Царевна - лягушка)

Эта сказка начинается с посадки овоща, а заканчивается помощью мышки (Репка)

Эта сказка начинается с запретного питья из копытца, а заканчивается гибелью ведьмы (сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Эта сказка начинается с выпечки, а заканчивается на кончике носа лисы (Колобок)

Эта сказка начинается с рыбки, а заканчивается поездкой на битом волке (Лисичка - сестричка и волк)

Эта сказка начинается со скалочки, а заканчивается оторванным хвостом (Лисичка со скалочкой)

Ведущая: Молодцы, ребята, отгадали названия сказок. Но какая бы не была сказка, в ней добро всегда побеждает зло. Читайте сказки и вырастайте добрыми, умными, честными. А наше приключение в мире сказок закончилось и за ваше невероятное знание сказок вы получаете медали » Сказочные знатоки«.

Живёт в каждой сказке какой - то герой,

Мечтает герой подружиться с тобой

Ты руку ему протяни поскорей

И в сказочный мир шагни посмелей.

Название: Игра - развлечение для старших дошкольников «В мире сказок» (по сюжетам русских народных сказок)
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Д/С КВ № 27 «Ёлочка»
Месторасположение: город Северск, Томская область, Россия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: