Методическое пособие "детям о войне". НОД «Дошкольникам о Великой Отечественной войне А война - это плохо

Юлия Великанова
Проект «Детям о войне» к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Я хочу, чтобы знали дети

Про Великую ту войну,

Когда прадеды их и деды

Защищали свою страну.

Если б не то поколение,

Что сражало себя не щадя,

То не было бы России,

А может, тебя и меня.

Актуальность проекта:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Создание проекта направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории. Данный проект предполагает привлечение детей и родителей к участию и празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны.

Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными;

Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;

Раскрыть значение победы в ВОВ, мира для всех людей, живущих на земле;

Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

Уточнить знания детей о празднике Дне Победы;

Тип проекта:

Групповой (участники – дети, родители, творческая группа ДОУ);

Краткосрочный: март-май 2015 года.

Вид проекта:

Социально-познавательный;

Творческий.

Возраст детей на которых рассчитан проект: старшая и подготовительная к школе группа (5-7лет).

Ожидаемые результаты:

Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;

Сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам участников

Великой Отечественной войны;

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление осознания родителями важности патриотического воспитания дошкольников;

Проведение мастер-класса для педагогов и родителей по изготовлению сувениров для ветеранов;

Оформление выставки рисунков, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

Создание альбома с фотографиями совместно с родителями воспитанников «Наши прадеды - герои»;

Проведение праздника «День Победы»;

Создание фильмов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Продукт проектной деятельности:

Рисунки, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;

Сувениры ветеранам Великой Отечественной войны;

Составление картотеки художественно-публицистической литературы, конспектов занятий, бесед, праздников, досугов по теме проекта;

Презентации в формате Microsoft PowerPoint «Детям о войне»; «Вечная слава героям»; «Поклонимся великим тем годам…»;

Альбом «Наши прадеды - герои»;

Праздник «День Победы»;

Фильмы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

План реализации проекта

Подготовительный

Создание творческой группы по разработке плана мероприятий март 2015г. заведующий ДОУ, старший воспитатель

Разработка положения о творческой группе по реализации проекта и организация ее деятельности март 2015г. старший воспитатель

Разработка плана мероприятий по подготовке к 70-летию Дня Победы в Великой Отечественной войне март 2015г. старший воспитатель, творческая группа

Подбор и изучение учебно–методического комплекта по тематике Проекта (методическая и художественная литература, иллюстрации, репродукции, открытки и пр.) март 2015г. старший воспитатель, творческая группа,

педагоги ДОУ

Запуск проекта «Детям о войне» март-апрель

2015г. старший воспитатель, творческая группа

Работа с детьми

Познавательные беседы «О Великой Отечественной войне», «Почему война называется Великой Отечественной?»;

«День Победы», «Дети и война»; «Главный праздник – День Победы!» и др. апрель 2015г.

Рассматривание иллюстраций, картин по теме. апрель 2015г.

Чтение художественной литературы апрель 2015г.

Проведение занятий, посвященных ВОВ апрель-май

Просмотр презентаций «Детям о войне»; «Вечная слава героям»; «Поклонимся великим тем годам…», «Памятники Великой Отечественной войны г. Новокузнецка» апрель

Решение педагогических проблем: «Сходи в разведку», «Помоги раненому». апрель

Музыка: слушание и пение музыкальных произведений А. Филиппенко «Вечный огонь»,

М. Старокадомский «Марш Победы», «Моя Россия» муз. Г. Струве; песни военных лет. апрель 2015г.

Разучивание стихов о войне. апрель-май 2015г.

Рассказы детей о войне май 2015г.

Работа с родителями

Консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; «Как рассказать ребенку о Великой Отечественной войне?» апрель 2015г.

Мастер-класс «Изготовление сувениров в подарок ветеранам войны». апрель 2015г.

Участие родителей в конкурсе рисунков. май 2015г.

Участие родителей в создании фильмов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. март –май 2015г.

Создание альбома «Наши прадеды - герои» март-май 2015г.

Работа с педагогами

Сбор методического материала о Великой Отечественной войне. март-апрель

Разработка конспектов НОД, мероприятий. март-май 2015г.

Мастер-класс «Изготовление сувениров в подарок ветеранам войны». март-апрель 2015г.

Участие в создании фильма, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. март 2015г.

Оформление тематической выставки в книжном уголке март-май 2015г.

Заключительный этап

Выставка рисунков, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне май 2015г.

Праздник «День Победы» май 2015г.

Показ фильмов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. март-май 2015г.

Публикации по теме:

«Счастливое детство» проект, посвященный 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной Войне Вид проекта: краткосрочный, групповой, совместно с семьей, для детей 4-5 лет. Актуальность: Дошкольный возраст – это важнейший период становления.

Групповой проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Памяти павших» Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию запланированный групповой проект к 70-летию победы в Великой Отечественной войне "Памяти павшим. ".

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций,.

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Живая память России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №10 г. Вязьмы Смоленской области.

Проект для дошкольников 6–7 лет к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам» 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В 2015 году исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание.


Конспект НОД по области
«Речевое развитие»
на тему «Беседа о дне Победы»
в подготовительной группе
Составила: Хомутова С.А.
Воспитатель 1 кв. категории
2015 год
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
Развивающие: Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитательные: Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.Активизация словаря: неизвестный, штурм, капитуляция, ветераны, Рейхстаг.
Литература:Зенькович Н.А. “Мальчишки в пилотках”. – М.: Молодая гвардия, 1986 г.Митяев А.В. “Книга будущих командиров”. – М.: Просвещение1988 г.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – М.: ЦГЛ, 2004
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображениями памятников защитникам Родины в ВОВ; иллюстрации с изображением сражений ВОВ, здания Рейхстага, над которым развивается знамя, могилы неизвестного солдата; фотографии ветеранов ВОВ, портрет Жукова.
Предварительная работа: экскурсия к памятнику неизвестному солдату; рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, рассматривание семейных фотографий военный лет; встреча с ветеранами ВОВ.
Ход НОД
Ребята! Давайте послушаем тишину. В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги. Мирная тишина. В ней не слышно звука выстрела, рёва танка. “Солнце светит, пахнет хлебом,Лес шумит, река, трава.Хорошо под мирным небом Слышать добрые слова.Хорошо зимой и летом,В день осенний и веснойНаслаждаться ярким светом,Звонкой, мирной тишиной”. Но так было не всегда. Более 70 лет назад 22 июня 1941 года началась война. С кем воевал наш народ? (С фашистами). Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Но у них ничего не получилось. Весь наш народ встал на борьбу с ними. Все мы помним тех, кто защищал страну. По всей стране героям войны стоят памятники. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашем городе вы знаете? (Родина мать, Памятник морякам). В г. Москве тоже есть памятники, посвященные войне. Самый известный из них - могила Неизвестного солдата (выставляю иллюстрацию).- А что значит неизвестного? (Ответы детей.) Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники.Во время войны было много сражений, иногда наши войска переходили в наступление, а иногда им приходилось и отступать. В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве. В то время командовал нашими войсками К. Г. Жуков, ему удалось отстоять Москву, и отбросить противника. Очень тяжелая битва шла за город Сталинград. Фашисты раз-бомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (выставить иллюстрации с изображениями разрушенного Сталинграда) Если бы они взяли Сталинград, то могли бы победить в этой войне, но солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж. Тяжело солдатам далась победа под Сталинградом, но они выстояли. Я вам предлагаю поиграть в игру «Назови, кто воевал» (дети становятся в круг, ребенок ловит мяч, брошенный ведущим и называет того, кто воевал на фронте). Выходите на ковер, Саша, лови мяч… (артиллерист, пограничник, солдат, врач, санитар, танкист, летчик, моряк, сапер и т.д). Но тяжело было не только солдатам, морякам, артиллеристам, танкистам, летчикам, саперам и др. Тяжело во время войны было всем. Женщины встали за станки, они работали днем и ночью, выпуская для фронта оружие, снаряды, танки, самолеты. Подростки тоже вставали к станкам, они готовили гильзы для патронов, собирали винтовки, шили солдатам одежду. На полях тоже было много работы, кому-то нужно было пахать землю, сеять хлеб и выращивать его, ведь человеку необходима еда. Люди жертвовали всем, своим здоровьем, временем, сном. На улицах редко смеялись дети, ведь даже у самых маленьких жителей нашей страны были свои обязанности. Ведь всем очень хотелось, чтобы война поскорее закончилась.По всей земле люди ждали мира. Я вам сейчас буду называть страну, а вы мне скажете народ какой национальности там живет. Игра «Кто где живет» - В России – русские, в Молдавии – Молдаване, во Франции – французы и т.дКогда наши войска освободили нашу страну, они не остановились, а пошли воевать в те страны, которые тоже были завоеваны фашистами, наша Красная Армия дошла до Берлина – столицы гитлеровской Германии. Бои за Берлин продолжались более двух недель, нашим войскам приходилось штурмовать укрепленный со всех сторон город. Устали все и наши, и немцы. 9 мая 1945 года была подписан документ о капитуляции Германии. Капитуляция – означает, что немцы приняли решение сдаться русским войскам, отступить от намеченной цели подчинить себе все народы. День Победы! Праздник долгожданный!Мирная небес голубизна.Помнят на Земле народы, страны –В этот день закончилась война.Первый мирный день! Весна! Бойцы с радостью увидели, что цветут сады, поют птицы, улыбаются друг другу люди. И никому не сломить их Родину, никогда! Народ ликовал и пел, улыбками сверкали их лица и прямо на улицах они кружились в победном вальсе. Люди, выходили на улицы, обнимались и целовались, совершенно незнакомые, но такие родные и близкие друг другу, столько страшных дней пережившие вместе. А теперь их объединило одно - радость Победы, радость мира, радость безоблачного неба.Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал, но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они состарились, им трудно даже ходить. Их называют ветеранами.(выставляю фотографии) Им нужна помощь. Как можно им помочь? (Ответы детей). Позаботьтесь о них! Попросите их рассказать о том, как они воевали. 9 мая – все люди нашей Родины и других стран, которые живут и хотят жить в мире и дружбе празднуют большой и радостный день – День Победы! 9 мая во всех городах проходят парады победы. Трубы поют, барабаны гремят – Это войска начинают парад.Вот пехотинцы идут, молодцы,Славные, смелые наши бойцы.Слышишь, моторы гудят в вышине,С неба привет посылая стране.То быстроходный летит самолёт,Лётчик отважный машину ведёт.Окна звенят, задрожала земля – Движутся танки, гремя и пыля,Движутся танки, идут на парад,В них молодые танкисты сидят. Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеемся, играем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нем. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

ДЕТИ И ВОЙНА

Под маршевую песню «Несовместимы дети и война» дети подг.гр. в русских нар. костюмах входят в зал и выстраиваются полукругом

Реб : – В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны.

Ведь скоро праздник – День Победы,

Счастливый, светлый день весны!

Вед : – 9 мая наша страна будет отмечать великий День Победы. Каждый год как радостный праздник люди встречают этот день. Прошло много лет, но все помнят этот знаменательный день, когда наши воины победили врага, помнят и торжественно его отмечают.

Песня «День Победы»

Вперёд выходят ведущие и дети-чтецы

В ед : – …. лет прошло со дня Великой Победы. … лет наш народ живет в мире. Но…

… боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

В ед : – Пускай во всем, чем жизнь полна,

Во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!

Реб : – Звонок шёлк,

Слова его крылаты…

Всплеск и всплеск…

Никто не позабыт!

Великий сорок пятый

С прошлым

И с грядущим

Реб: – Победа!

Славный сорок пятый!

Друзья, оглянемся назад!

Из сорок первого ребята

Сегодня с нами говорят.

Мы слышим их.

Они нам близки

Своим наследием прямым.

Они для нас - не обелиски,

Они - сегодняшние мы.

Реб : – Живем мы посреди большой России,

Средь городов, лесов, озер, полей,

И есть у нас, когда бы нас спросили,

Меч для врага, объятья для друзей!

Нам Родину завещано любить

И сердцем отовсюду к ней тянуться,

Не перервать связующую нить -

И нам порой так нужно оглянуться…

В ед : – Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.

Ведущие и чтецы уходят.

Песня «Дождик».

Дети проходят на стульчики

В ед: – Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…

Танец «Кадриль»

Включается 7-я симфония Шостаковича, которая затем сопровождает следующий текст.

Р еб: – Год за годом заря над землею вставала,

Поднималась Россия, забыв о бывалом,

И любовью мальчишек своих баловала,

Как могла, согревала в сердце своем…

Только вдруг сорок первый ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

(ученики надевают пилотки и ремни)

В ед: – Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это все только завтра случится,

Через 24 часа…

В ед: – Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки,

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки…

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось…

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…

Музыка звучит громче, и включается отсчет времени - это усиленный стук метронома (запись)

согревая землю своими лучами. Шептались друг с другом камыши. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало бед Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий… Из репродукторов донеслась страшная весть …

Ю.Б. Левитан заявление о вероломном нападении (громко до конца)

«Священная война» (в записи 1к громко, потом можно фоном )

Р еб : – Тот, самый длинный, день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы…

Р еб : – Мы не слышали взрывов бомб.

Не стояли холодными ночами за хлебом.

Мы не знали, что такое похоронки, но из рассказов взрослых знаем,

что почти в каждой семье кто-то погиб или пропал без вести, или умер от ран.

В ед : – Война своим безжалостным забралом прошлась по жизни миллионов людей: сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней. Безусловно, что самыми незащищенными в это лихолетье оказались дети. Дети и война – два несовместимых понятия. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом стараясь приблизить победу.

Р еб : – И мы не станем памяти перечить,

А вспомним дни далекие, когда

Упала им на маленькие плечи

Огромная недетская беда…

… Была земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война…

Р еб : – Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

Мальчишки и девчонки встали у заводских станков, делали снаряды для фронта; набивали мешки песком для бомбоубежищ и патронами пулеметные ленты; собирали ягоды и грибы для фронта; вязали для фронта варежки, носки; писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким; ходили по госпиталям с концертами и помогали ухаживать за ранеными, Этим дети тоже приближали нашу Победу.

Танец «Матрёшки»

В ед : – Любая война – это разруха, боль, слезы. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами.

Война – это голод и холод. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней

Самой страшной была осень 1941 года, когда в блокадном Ленинграде по карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% – муки. Тысячи детей умирали от голода.

Звучит метроном , громко, потом фон

В ед : – Маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой. В ней всего девять страниц. Из них на шести - даты. И за каждой - смерть:

Р еб : - “28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта - Лёка умер, дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая -дядя Леша. Мама- 15 мая”. А дальше - без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня”.

В ед : – И так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, двенадцатилетняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей. Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

Вед: – На оккупированной врагом территории дети становились партизанами. Маленькие, не привлекающие внимания, они были связными, разведчиками, подрывниками. Многие отдали свою жизнь за Родину

В ед : - Война – это смерть. 22 марта 1943г фашисты сожгли дотла белорусскую деревню Хатынь. В огне заживо сгорело 149 жителей деревни, из них 76 детей. Таких деревень -186!

Реб: – Едкий дым всё горло им сжимал.

Дети, женщины в огне метались,

И повсюду крик и стон стоял.

Это люди в пепел превращались.

Сколько жизней унесла война?!

Кровью, потом почва пропиталась.

И звонят, звонят колокола!

Нет войны! А боль в сердцах осталась.

Вед: – В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек, из них около 2 миллионов детей;

Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.

Вед: - Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые полосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками

Трава поникла, где дети плакали

Дети войны – боль отчаянна

И сколько надо им минут молчания.

Танец «Журавли»

В ед : – Еще одна страница темы “Детство и война” – сыны полка…

Голодных и промерзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

Р еб : - Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый флаг, в солдатский строй

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать…

Реб : – Глядит на них Родина, очи суровы:

Откуда вы, кто вы? На что вы готовы?

В ответ поднимались отважные руки:

Все: (взялись за руки и подняли вверх):

Готовы на битвы, на годы разлуки,

Готовы на радость победных огней,

На голод, на холод могильных камней,

Готовы на все ради завтрашних дней

Реб: – Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Реб: – Идут в строю матросы,

Сверкают якоря.

И мы в своих матросках

Мечтаем про моря.

Танец «Яблочко»

Вед: – За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. Маленькие герои большой войны. Они сражались за Родину, сражались повсюду. И ни на минуту не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что трудно поверить! Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят – обыкновенных девчонок и мальчишек. Имена не всех юных героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни.

Реб: - Всё ярче звезды, небо голубей,

Но отчего-то вдруг сжимает сердце,

Когда мы вспоминаем всех детей,

Которых та война лишила детства.

Их защитить от смерти не смогли

Ни сила, ни любовь, ни состраданье.

Они остались в огненной дали,

Чтоб мы сегодня их не забывали.

Реб:- Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Вед:- Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сто-роне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2010 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Оте чественной войной . Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди - люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?

ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,-вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии - Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром-лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

ПОБЕДА.

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!

9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли!

Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем день Победы над фа шистской Германией?

2. Попросите маму, папу, бабушку расска зать вам о том, кто из вашей, семьи при нимал участие в Великой Отечественно войне.

3. Какова их судьба?

Надежда Сасина
НОД «Дошкольникам о Великой Отечественной войне»

Конспект ОД в старшей группе

«Дошкольникам о Великой Отечественной войне »

Цель : создание условий для формирования у детей представления о Великой Отечественной войне .

Задачи :

Формировать представление о том, какое участие принимали женщины и дети в Великой Отечественной войне .

Способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях.

Развивать познавательный интерес к историческим событиям, умение слушать и делать выводы.

Воспитывать патриотизм у старших дошкольников , чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны .

Виды деятельности : восприятиехудожественной литературы и фольклора, коммуникативная, музыкальная, двигательная, игровая, изобразительная.

Формы организации : групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации : проговаривание пословиц, чтение стихотворений, подвижная игра, нетрадиционное рисование (мятой бумагой, просмотр слайдов.

Оборудование : Фотографии, мультимедиа, макет Вечного огня, гвоздики, плакат, с нарисованным букетом, гуашь, бумага, бинты, пилотки, кегли, обручи, макет военной машины.

Предварительная работа : Беседы о Великой Отечественной войне , о Дне Победы, о ветеранах. Рассматривание иллюстраций и фотографий о войне . Разучивание пословиц и поговорок, чтение рассказов и стихотворений. Прослушивание военных песен. Рисование на тему «День Победы» . Дидактические и подвижные игры на военную тематику. Изготовление вечного огня, военной машины, гвоздик.

Ход ОД

Воспитатель : Через несколько дней наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы. Когда его отмечают? Что это за праздник? (ответы детей)

Воспитатель : Вот уже70 лет мы живем в мире благодаря нашим ветеранам ВОВ. А кто такие ветераны? (ответы детей)

Ребята, хотите на нашей машине отправится в то далекое прошлое и посмотреть, как все происходило? (ответы детей) Тогда в путь (садимся на машину) .

Воспитатель : 22июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово – война (песня «Священная война » )

Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину : танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.

Самой главной битвой стала битва за Сталинград. Эта битва стала переломным моментом в войне . С этого дня наши войска только наступали, а фашисты отступали.

Во время войны одним из лучших полководцев был Георгий Константинович Жуков. Там где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов.

На фронт шли и мужчины и женщины (показ слайдов) .

Что делали женщины на войне ? (ответы детей)

Давайте представим, что мы с вами в том далеком 1941 году. Девочки-медсестры, мальчики-солдаты раненые.

Игра «Перевяжи раненого» .

Воспитатель : Продолжим путь (садимся на машину) . Советские войска, показывали чудеса героизма и стойкости. Много городов героически отстаивали свою свободу, защищали нашу Родину. После войны этим городам присвоены звания «городов – героев» . Какие города-герои вы знаете (Волгоград, Москва, Тула, Орёл, Смоленск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Киев, Ленинград) На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Давайте их вспомним.

Дети : Русский солдат не знает преград.

Солдатское дело – воевать храбро и умело.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.

С родной земли умри – не сходи!

Где смелость, там и победа.

Кто дрожит, тот и от врага бежит.

Воспитатель : А дети чем могли помочь своим родителям? (ответы детей)

Игра «Перенеси снаряды»

Воспитатель : Война длилась долгие четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией. Наши солдаты дошли до Берлина- столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. Ужас и потери Великой Отечественной Войны объединили всех людей в борьбе против фашизма и поэтому радость победы в 1945 году, охватила не только Россию, но и весь мир. Это был праздник всего народа со слезами на глазах. Все радовались Победе и оплакивали погибших (показ слайдов) .

Воспитатель : Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн . В этой страшной войне погибли более 20 миллионов наших людей, в том числе и земляки Саратовцы. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали памятники. В Москве такой памятник - это Могила Неизвестного солдата. Там всегда горит Вечный огонь (показ фотографии) .

Дети : За страну родную люди

Отдавали жизнь свою,

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех

Погибших на войне !

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим.

Кто ушел на фронт и не вернулся,

Вспомним через века, через года.

О тех, кто уже не придет никогда,

Вспомним.

Минута молчания (музыка метроном)

Танец «О той весне»

Воспитатель : Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (ответы детей) Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград и почестей, а для того, чтобы мы могли сейчас жить, учиться, работать и быть счастливыми. Ребята, как люди сохранили память об этом страшном времени в нашем городе Саратове? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, обязательно сходите на парад Победы. Не забудьте поздравить ветеранов, поблагодарите их за сегодняшний мир на Земле. Вы хотите сделать подарок ветеранам? (ответы детей) Я предлагаю нарисовать букет гвоздик.

Рисование букета гвоздик мятой бумагой (песня «День Победы» )

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

Стенгазета содержит рассказы детей (Холова Марьяна, Назаровы Алексей и Мария, Селиванов Иван, Фомина Альбина) о их прадедушках, участвовавших.

С каждым годом отдаляется от нас победный май 1945 года. Но этот священный день остаётся в памяти поколений как пример стойкости, мужества.

Сколько бы ни прошло времени со дня Победы, события сороковых годов двадцатого века по-прежнему свежи в памяти народа, и не последнюю роль.

Конспект НОД «Победа, Победа, Победа!» - посвящен 70-летию Великой Отечественной Войне. Вечная слава героям, погибшим на войне. Цель: Активизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей и подвигом народа в Великой Отечественной войне,.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: