Классный час "Юным героям Сталинградской битвы посвящается…". Конспект занятия «Сталинградская битва Проза сталинградская битва глазами детей выступление

Военная история России знает немало примеров мужества и героизма, воинской доблести солдат на поле битвы и стратегического гения военачальников. На их фоне особо выделяется Сталинградская эпопея.

Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась эта ожесточенная битва. Она развернулась на огромной территории площадью около 100 тыс. кв. км при протяженности фронта от 400 до 850 км. Участвовало в этой грандиозной битве с обеих сторон на разных этапах боевых действий свыше 2,1 млн человек. По целям, размаху и напряженности боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории.

По прошествии десятилетий значение битвы и победы на Волге выглядит еще грандиознее. Именно поэтому в системе патриотической работы библиотек Волгоградской области ключевой является региональная концепция воспитания современных поколений Победителей на основе духовного наследия Сталинградской битвы.

17 июля 2017 года в городской детской библиотеке № 9 в рамках Межсетевой библиотечной акции «Горячий снег нашей Победы» , посвященной 75-летию Победы в Сталинградской битве, прошёл I этап акции — громкие чтения с элементами игры «Читае м детям о Сталинградской битве» .

Цель Акции – активизация патриотического воспитания, содействие уважительному отношению к событиям и героям Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы, к прошлому нашей страны, формирование гражданской культуры личности.

Задачи Акции :

  • Популяризация деятельности библиотек по формированию интереса к событиям Сталинградской битвы и расширение знаний о Великой Отечественной войне;
  • Формирование чувств патриотизма, гордости за страну и родной край,

воинскую славу России;

  • Развитие преемственности исторических, нравственных, семейных ценностей разных поколений;
  • Сохранение и развитие уважения к ветеранам войн и труда;
  • Увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества.

Участниками акции I – го этапа стали учащиеся 3-4 классов школы № 7, преподаватель Мещерякова Н. В.

Ведущие мероприятия – библиотекари Л. В. Ребрикова и Н. Г. Корабельникова рассказали детям о страшных событиях, которые происходили 17 июля 1942 года на территории Волгоградской области. А так же с большим внимание девчонки мальчишки слушали громкое чтение рассказов «Буль-буль» и «Злая фамилия» известного детского писателя, участника Великой Отечественной войны (1941 – 1945) Сергея Петровича Алексеева .

Во второй части нашей встречи ребята испытали свою ловкость, знания в военных конкурсах: «Военная техника», «Санинструктор», «Снайпер», «Сегодня ребёнок, а завтра солдат» .

Выражаем большую благодарность за сотрудничество директору ДОСААФ Михайловская АШ ДОСААФ Сергею Викторовичу Каменскому, который предоставил нам предметы военного снаряжения (военную каску, муляжи – автоматов и противогазы) для конкурса «Сегодня ребёнок, а завтра солдат». В данном конкурсе участвовали не только мальчики, но девочки.

Оформлена книжная выставка «Сталинград: пылающее эхо войны», на которой были представлены не только книги о Сталинградском сражении, но и отголоски той военной поры — кусок колючей проволоки, гильзы от патронов. Все эти экспонаты были предоставлены нашим библиотекарем Людмилой Викторовной Ребриковой, которая работая на своём приусадебном участке каждый год, находит их.

Зав. городской детской

библиотекой № 9 – Н. Н. Шишкова

Значение Сталинградской битвы в истории очень велико. Именно после ее завершения Красная Армия предприняла полномасштабное наступление , которое привело к полному изгнанию противника с территории СССР, а союзники вермахта отказались от своих планов (Турция и Япония в 1943 году планировали полномасштабное вторжение на территорию СССР) и поняли, что войну выиграть практически невозможно.

Вконтакте

Сталинградская битва кратко может быть описана, если рассмотреть самое главное:

  • предысторию событий;
  • общую картину расстановки сил противников;
  • ход оборонительной операции;
  • ход наступательной операции;
  • итоги.

Краткая предыстория

Немецкие войска вторглись на территорию СССР и, быстро продвигаясь, зимой 1941 года оказались под Москвой. Однако именно в этот период времени войска РККА перешли в контрнаступление.

В начале 1942 года в ставке Гитлера начали разрабатывать планы второй волны наступления. Генералы предлагали продолжить наступление на Москву , но фюрер отверг этот план и предложил альтернативу – наступление на Сталинград (современный Волгоград). Наступление на юг имело свои резоны . В случае удачи:

  • в руки немцев переходил контроль над нефтяными месторождениями Кавказа;
  • Гитлер получил бы доступ к Волге (что отрезало бы европейскую часть СССР от среднеазиатских регионов и Закавказья).

В случае захвата немцами Сталинграда советской промышленности был бы нанесен серьезный урон, от которого бы она вряд ли оправилась.

План по захвату Сталинграда стал еще более реален после так называемой Харьковской катастрофы (полное окружение Юго-Западного фронта, потеря Харькова и Ростова- на-Дону, полное «открытие» фронта южнее Воронежа).

Наступление началось с разгрома Брянского фронта и с позиционной остановки немецких сил на реке Воронеж. В это же время Гитлер никак не мог определиться с 4 танковой армией.

Переброска танков с кавказского направления на волжское и обратно задержало начало Сталинградской битвы на целую неделю, что дало возможность советским войскам лучше подготовиться к обороне города .

Расстановка сил

Перед началом наступления на Сталинград расстановка сил противников выглядела следующим образом*:

*подсчеты с учетом всех близко расположившихся сил противников.

Начало битвы

Первое столкновение войск Сталинградского фронта с 6 армией Паулюса произошло 17 июля 1942 года .

Внимание! Российский историк А. Исаев нашел в военных журналах доказательства того, что первое столкновение произошло на сутки раньше – 16 июля. Так или иначе, начало Сталинградской битвы – середина лета 1942 года.

Уже к 22–25 июля немецкие войска, прорвав оборону советских сил, вышли к Дону, что создало реальную угрозу Сталинграду. К концу июля немцы удачно форсировали Дон . Дальнейшее продвижение проходило очень тяжело. Паулюс был вынужден прибегнуть к помощи союзников (итальянцы, венгры, румыны), которые помогали окружать город.

Именно в это очень сложное для южного фронта время И. Сталин издал приказ № 227 , суть которого была отображена в одном кратком лозунге: «Ни шагу назад !». Он призывал солдат усилить сопротивление и не дать противнику подобраться ближе к городу.

В августе от полной катастрофы советские войска спасли три дивизии 1-й гвардейской армии , вступившие в сражение. Они своевременно нанесли контрудар и затормозили стремительное наступление противника , тем самым сорвав план фюрера о броске к Сталинграду.

В сентябре, после определенных тактических корректировок, немецкие войска перешли в наступление , стараясь взять город штурмом. Красная Армия удержать этот натиск не смогла , и была вынуждены отступить в город.

Уличные бои

23 августа 1942 года силы люфтваффе предприняли мощнейшую предштурмовую бомбардировку города. В результате массированной атаки была уничтожена ¼ часть населения города, полностью разрушен его центр, начались сильнейшие пожары. В этот же день ударная группировка 6-й армии вышла к северным окраинам города . В этот момент оборону города осуществляло ополчение и силы Сталинградского ПВО, несмотря на это, немцы продвигались внутрь города очень медленно и несли большие потери.

1 сентября командование 62 армии предприняло решение о форсировании Волги и входе в город. Форсирование проходило под постоянными авиа- и артиллерийскими обстрелами. Советскому командованию удалось переправить в город 82 тысячи солдат, которые в середине сентября оказывали упорное сопротивление противнику в центре города, жестокая борьба за сохранение плацдармов у Волги развернулась на Мамаевом кургане.

Бои в Сталинграде вошли в мировую военную историю как одни из самых жестоких . Сражались буквально за каждую улицу и за каждый дом.

В городе практически не использовали огнестрельное и артиллерийское оружие (из-за боязни рикошета), только колюще-режущее, часто шли в рукопашную .

Освобождение Сталинграда сопровождалось настоящей снайперской войной (самый известный снайпер – В. Зайцев; он выиграл 11 снайперских дуэлей ; история его подвигов до сих пор вдохновляет многих).

К середине октября ситуация стала крайне сложной, так как немцы начали наступление на волжский плацдарм. 11 ноября солдатам Паулюса удалось выйти к Волге и заставить 62 армию занять жесткую оборону.

Внимание ! Большая часть мирного населения города не успела эвакуироваться (100 тысяч из 400). В результате женщин и детей вывозили под обстрелами через Волгу, но очень многие остались в городе и погибли (подсчеты жертв среди мирного населения до сих пор считаются неточными).

Контрнаступление

Такая цель, как освобождение Сталинграда, стала не только стратегической, но и идеологической. Ни Сталин, ни Гитлер не хотели отступать и не могли допустить поражения. Советское командование, понимая сложность ситуации, начало готовить контрнаступление еще в сентябре.

План маршала Еременко

30 сентября 1942 года был сформирован Донской фронт под командованием К.К. Рокоссовского .

Он предпринял попытку контрнаступления, которая к началу октября полностью провалилась.

В это время А.И. Еременко предлагает Ставке план по окружению 6 армии. План был полностью одобрен, получил кодовое название «Уран».

В случае его 100%-ной реализации в окружении оказались бы все силы противника, сосредоточенные в районе Сталинграда.

Внимание ! Стратегическая ошибка в ходе реализации этого плана на начальном этапе была допущена К. К. Рокоссовским, который попытался силами 1 гвардейской армии взять Орловский выступ (в каком он видел угрозу для будущей наступательной операции). Операция закончилась провалом. 1 гвардейская армия была полностью расформирована.

Хронология операций (этапы)

Гитлер приказал командованию люфтваффе осуществлять переброску грузов в Сталинградское кольцо, для того чтобы предотвратить разгром немецких войск. С этой задачей немцы справлялись, но ожесточенное противодействие советских воздушных армий, развернувших режим «свободной охоты», привел к тому, что авиасообщение немцев с блокированными войсками было прервано 10 января, как раз перед началом операции «Кольцо», которая завершилась поражением немецких войск под Сталинградом .

Итоги

В сражении можно выделить следующие основные этапы:

  • стратегическая оборонительная операция (оборона Сталинграда) – с 17.06 по 18.11.1942 года;
  • стратегическая наступательная операция (освобождение Сталинграда) – с 19.11.42 по 02.02.43 года.

Длилась Сталинградская битва в общей сложности 201 день . Сколько заняла дальнейшая операция по зачистке города от хиви и разрозненных групп противника, точно сказать невозможно.

Победа в сражении отразилась как на состоянии фронтов, так и на геополитической расстановке сил в мире. Освобождение города имело огромное значение . Краткие итоги Сталинградской битвы:

  • советские войска приобрели бесценный опыт окружения и уничтожения противника;
  • были налажены новые схемы военно-экономического снабжения войск ;
  • советские войска активно препятствовали продвижению немецких группировок на Кавказе;
  • немецкое командование было вынуждено бросить дополнительные силы на реализацию проекта «Восточный вал»;
  • влияние Германии на союзников сильно ослабло , нейтральные страны начали вставать на позиции непринятия действий немцев;
  • Люфтваффе было сильно ослаблено после попыток снабжения 6-й армии;
  • Германия понесла значительные (частью невосполнимые) потери.

Потери

Потери были значительным как для Германии, так и для СССР.

Ситуация с пленными

На момент окончания операции «Котел» в советском плену оказалось 91,5 тысячи человек, включая:

  • рядовых солдат (в том числе и европейцев из числа немецких союзников);
  • офицеров (2,5 тысячи);
  • генералов (24).

В плену также оказался немецкий фельдмаршал Паулюс.

Всех пленных отправляли в специально созданный лагерь № 108 под Сталинградом. На протяжении 6 лет (до 1949 года) выжившие пленные работали на стройках города .

Внимание! С пленными немцами обращались достаточно гуманно. После первых трех месяцев, когда смертность среди пленных достигала пиковых показателей, все они были размещены по лагерям под Сталинградом (часть по госпиталям). Работоспособные трудились обычный рабочий день и получали за работу заработную плату, которую могли тратить на продукты и предметы быта. В 1949 году все оставшиеся в живых пленные, кроме военных преступников и предателей , были отправлены в Германию.

Уличные бои в Сталинграде

Историческое значение сражения

Сталинградская битва и её историческое значение сегодня досконально изучены. Освобождение Сталинграда сыграло очень важную роль. Речь идёт не только о Великой Отечественной, но и о Второй мировой, так как союзникам СССР и странам Оси (союзники Германии) стало понятно, что планы вермахта окончательно провалились и стратегическая инициатива наступательного характера сосредоточилась в руках у советского командования.

Пока в Москве готовятся к премьере «Сталинграда» с новейшим компьютерными спецэффектами, в Волгоградском Первом Драматическом Театре прошла премьера иного рода - Театр поставил по воспоминаниям детей, переживших Сталинградскую битву, спектакль «Украденное солнце». Изначально пьесы не было, были записанные на бумаге и диктофоне воспоминания тех, кто детьми оказался в огне Сталинграда. Артисты читали и слушали эти воспоминания, выбирали фрагменты и складывали из них хронику Сталинградской битвы детскими глазами.

Сегодня мы решили опубликовать несколько фрагментов из этого спектакля - для того, чтобы и вы смогли увидеть реальный Сталинград. Царицын (с 1925 года - Сталинград) был в начале прошлого века довольно небольшим городом. На берегу реки Волги В Сталинграде к 20-летию октябрьской революции успели перестроить центр города и построить более 50 предприятий, в том числе и общесоюзного значения: Тракторный завод, Метизный завод, судоверфь.
"Школы отдавали под госпитали. Мы освобождали классы от парт, а на их место ставили койки, заправляли их постельными принадлежностями. Но настоящая работа началась тогда, когда а одну из ночей прибыл состав с ранеными, и мы помогали переносить их из вагонов в здание. Делать это было совсем непросто. Ведь наши силенки были — не ахти какие. Вот почему каждые носилки мы обслуживали вчетвером. Двое брались за ручки, а еще двое подлезали под носилки и, чуть приподнявшись, двигались вместе с основными".

"23 августа, воскресенье. Утро этого дня было прохладное, но солнечное. На небе ни облачка. Все горожане занимались своими обычными делами: шли на работу, стояли в магазинах за хлебом. Но вдруг радио объявило о начале воздушной тревоги, завыли сирены. Но было как-то тихо, спокойно.
Понемногу, не смотря на то, что тревогу не отменили, жители покинули укрытия, блиндажи,подвалы. Мои тети стали развешивать во дворе выстиранное бельё, разговаривать с соседями о последних новостях. И тут мы увидели, как на небольшой высоте, идут бесконечной волной тяжелые немецкие самолёты. Раздался вой падающих бомб, разрывы.
Бабушка и тётя с криком ужаса и отчаяния бросились в дом. До блиндажа не возможно было добежать. Дом весь сотрясался от взрывов. Меня затолкали под тяжелый старинный стол, сделанный еще дедом. Тётя и бабушка прикрывали меня от летящих щепок, прижимали к полу. Они шептали: «Мы пожили, тебе бы, тебе бы пожить! ».Цветные снимки сделаны немецкими фоторепортерами

"Мы жили на поселке Второй километр, рядом с Мамаевым курганом. Когда стало чуть потише, мы вышли наружу и увидели что наших соседей Устиновых, у которых было пять детей, завалило в окопе землей, и только длинные волосы одной из девочек торчали наружу".

"Помните фильм «Волга - Волга»? А колесный пароход, на котором пела Любовь Орлова? Так вот, в роли парохода, в самой веселой довоенной комедии, снимался пароход «Иосиф Сталин». 27 августа пароход Иосиф Сталин» пошел ко дну. На нем из горящего Сталинграда пытались выбраться около тысячи беженцев. Спаслись всего 163 человека."

"Нервы у мамы начали сдавать. Во время очередной страшной бомбежки, она повела нас к железнодорожному вокзалу, прикрепив нам на груди бумажные таблички с нашими именами. Она бежала впереди так быстро, что мы едва за ней поспевали. Недалеко от вокзала увидели, что на нас с неба падает бомба. И время замедлилось, будто для того, чтобы дать нам возможность рассмотреть её смертоносный полет. Она была черная, «пузатая», с оперением. Мама подняла руки к верху и стала кричать: «Деточки! Вот она, наша бомба! Наконец-то, это наша бомба! ».

1 сентября бои уже приближались к окраинам города. А мирные жители пытались укрыться в подвалах разрушенных зданий, окопах, блиндажах, щелях.

14 сентября начался штурм Сталинграда. Ценою больших потерь гитлеровские войска овладели господствующей над Сталинградом высотой - Мамаевым курганом, вокзалом Сталинград-1.

15 сентября вокзал Сталинград 1 четыре раза переходил из рук в руки. Были уничтожены все переправы в черте города.

16 сентября всего лишь одна стрелковая дивизия под прикрытием ночи переправилась через Волгу и выбила противника из центральной части города, освободила вокзал и заняла Мамаев курган, но это ни к чему не привело. Противник бросил в бой семь своих отборных дивизий, более пятисот танков.

"Побежали смотреть немцев. Ребята кричат: «Смотрите, немец!» Я всматриваюсь и никак не могу увидеть «немца». Они видят, а я нет. Я искала большую «коричневую чуму», которую рисовали на плакатах, а по полотну железной дороги ходят люди в зелёной военной форме. В моём понятии враг - фашист должен иметь облик зверя, но не в коем случае не человека. Я ушла, мне было не интересно. Впервые я была глубоко обманута взрослыми и никак не могла понять, почему же «люди» так жестоко бомбили нас, почему эти «люди» так ненавидели нас, что заставляли нас голодать, превратили нас, именно нас, сталинградцев, в каких-то загнанных, напуганных зверушек? "

Мы смотрели на пожар из щели. Треск стоял ужасный. Такой сильный, что мы порой не слышали, как падали бомбы. Я все думала о том, как сегодня утором, когда еще не было пожара и самолеты не прилетели, я зашла в дом, увидела кусок ваты и слепила из него платье для своей куклы. Оно получилось такое воздушное, и моя кукла стала похожа на Снегурочку. Для нового года было ой как далеко, поэтому я сняла платье по частям, снова слепила и повесила в шкаф. Там ничегошеньки не было - одно платье для Снегурочки. Ну и пусть до зимы далеко. Зато мне не нужно было возиться с кукольным нарядом. Открою шкаф, пожалуйста - одевайтесь.

"Единственным местом, где можно было хоть чем-то разжиться, оставался элеватор. Он все время переходил из рук в руки, но это никого не останавливало. Мы пробирались туда тайком. Большей частью оно было горелым, но все-таки это было зерно, а значит - еда. Мать размачивала его, сушила, толкла, делала все, чтобы как-то прокормить нас. Ходить на элеватор стало для меня постоянным делом, но я стремился туда не только за зерном. На моем пути находилась библиотека, вернее то, что от нее осталось. В ее здание попала бомба и все разворотила. Однако многие книги остались целы и валялись повсюду. Набрав, сколько мог зерна, я по дороге отсыпал его в свои тайники, потом шел к библиотеке, садился там и читал. Я прочел тогда много сказок, всего Жюля Верна. Горелое зерно, оттопыривающее мои карманы, спасало меня от голода, а книги, прочитанные на пепелище, лечили мою душу. "

"Недалеко от нас стояла походная кухня. Еду возили на передовую в термосах. Они были большие, зелёного цвета, а внутри белые. Часто повар привозил еду назад и говорил: «Ешьте, детки! Там кормить уже некого…»

На территории города шли ежедневные кровопролитные бои, нередко переходящие в рукопашные схватки. Из семи районов города враг удалось захватить шесть. Кировский район, окруженный с трех сторон, оставался единственным, куда противник так и не смог пробраться.

«Раны мои уже загноились (я получила ранение в голову, с правой стороны лица, в предплечье левой руки и ещё на уровне третьего ребра слева врезался металлический осколок). Сестра обнаружила в подвале немецкую санчасть. Мы потихоньку, чтобы не подстрелили, подкрались туда, постояли в нерешительности. Сестра заплакала, поцеловала меня и спряталась, а я пошла внутрь, с ужасом думая о возможной смерти и одновременно надеясь на помощь. Повезло: меня перевязал немец, вывел из подвала и даже сам заплакал. Наверное, у него тоже были маленькие дети».

«26 сентября группа разведчиков под командованием сержанта Павлова и взвод лейтенанта Заболотного заняли два дома, имеющих важное стратегическое положение на площади 9 января».

«Мы жили на передовой вместе с бойцами. Воду брали из колодца, который находился в овраге, на нейтральной полосе. Маму я берегла, боялась, что если её убьют, то мы с сестренкой пропадем. Поэтому за водой бегала я».

«Я шел по тропинке склона нашего оврага. Вдруг на уровне моей головы со свистом взметнулись несколько фонтанчиков земли. Я остолбенел и инстинктивно глянул - откуда стреляют. Напротив, на крутом откосе оврага, свесив ноги, сидели два молодых немца с автоматами и буквально «ржали». Потом они стали мне что-то орать, продолжая смеяться. Я думаю, они орали, спрашивая меня, «не наложил ли я в штаны? » Им было весело. Я же юркнул в ближайшую пещеру. Эти молодые и здоровые парни могли пристрелить меня как мышонка. »

«Пала от болезни лошадь. Закопали её скрытно, но мы, мальчишки, подглядывали и, когда стало темнеть, разрыли могилу. По землянкам и избам разбежались с большими кусками мяса. Мама приготовила его, сидим мы, вся ребятня, уплетаем необыкновенную вкуснятину, и Мишка довольно говорит: «Мама, когда я вырасту большой, я всегда буду кормить тебя только таким вкусным мясом».

«Немцы ходили с длинными щупами и проверяли, где земля была рыхлая, начинали копать. Войдя в наш двор они сначала нашли чемодан со столовыми принадлежностями, но их он не заинтересовал. Потом нашли зарытый возле сарая большой сундук. Обрадовались. Бабушка начала ругаться, чтобы остановить их, но они не слушали и говорили, что скоро нас отправят в Германию и вещи нам уже будут не нужны. Мой дед в объявлении мелким шрифтом вычитал, что обворовывать мирное население нельзя и за это последует наказание. Он побежал в комендатуру, и через некоторое время к нам вошли офицеры, а за ними радостный дедушка. Они выгнали солдат. Мы уложили вещи в сундук, но перепрятать его не догадались. На следующий день к нам пришли те же солдаты и вырыли сундук. Дедушка пригрозил им комендатурой. На что один из немцев ответил: «Комендатура - выходной». Они унесли сундук.

«5 октября немецкое командование приступило к депортации гражданского населения из Сталинграда. Через ряд пересыльных пунктов в нечеловеческих условиях людей гнали в Белую Калитву».

«Немцы нас всех подняли, стали сортировать, с малыми детьми сажали в машины, и подростков и взрослых повели пешком. У одной женщины было 2-е младенцев. Немцы стали подсаживать женщин в машины. Один немец держал в обеих руках детей, одного ребёнка отдал матери, а другого не успел, и машина тронулась. Ребёнок запищал, а он несколько постоял в раздумье, затем бросил на землю и затоптал ногами».

«Однажды меня от голода спасла крыса. Её я увидела внезапно, она мелькнула, но я разглядела: в зубах она держала кусок хлеба. Я стала ждать, может, ещё пробежит, но посыпались мины и пришлось уйти в укрытие. На второй день я снова пришла сюда. Долго ждала, стало темно, и вдруг увидела её. Она вынырнула из сгоревших сараев. Я стала обследовать сарай. Не давала искать обвалившаяся кровля. Уже хотела бросить эту затею, присела отдохнуть, как в просвете увидела мешок обгоревший и закопченный, но все же в нем были собраны остатки хлеба, куски от стола. Больше недели я жила ими».

«Мама достала где-то немного зерна. Мы сидели около печи, ожидая, когда же испекутся лепешки. Но неожиданно нагрянули немцы. Они, как котят, отшвырнули нас от печи, вынули наши лепешки и, хохоча на наших глазах стали их есть. Почему-то запомнилось мне лицо толстого рыжего немца. Мы же в этот день остались голодными».

«9 ноября установились крепкие морозы. В том году наступила аномально- холодная зима. Берега Волги покрылись ледяной коркой. Это усложнило связь, доставку боеприпасов и продовольствия, отправку раненых. »

«Голодная зима заставила всех нас искать все, что с грехом пополам годилось в пищу. Чтобы избежать смерти ели патоку и клей-декстрин. За ними мы ходили, а вернее, ползали на животе под пулями на тракторный завод. Там, в чугунолитейных цехах, в колодцах мы набирали патоку с керосиновой добавкой. Клей находили там же. Принесенную патоку долго вываривали. Из клея же пекли лепешки. Ходили на развалины бывшего кожзавода и выдирали, вернее, вырубали топором из ям просоленные и мороженные шкуры. Разрубив такую шкуру на куски и опалив в печке, варили, а затем пропускали через мясорубку. Полученную таким образом студенистую массу ели. Именно благодаря этой пищи, нам четверым детям удалось остаться живыми. Но наша одиннадцатимесячная сестрёнка, не воспринимавшая эту пищу, умерла от истощения. »

«23 ноября Юго-Западный и Сталинградский фронты при активной поддержке Донского фронта встретились, и замкнули кольцо окружения гитлеровских войск под Сталинградом».

«Опухший от голода, полураздетый (всю одежду поменяли на продукты, под артиллерийским огнем каждый день ходил я на Волгу за водой. Нужно было раздвинуть трупы, которыми была покрыта поверхность воды у берега. Немцы обстреливали из минометов даже одиночные цели и днем не давали подойти к воде. Берег Волги там обрывистый, высотой метров 12, и наши бойцы сделали лестницу шириной 5 метров из трупов. Засыпали её снегом. Зимой было очень удобно подниматься, но когда снег стаял, трупы разлагались, и стало скользко. После тех дней я перестал бояться мертвых.»

«А у немцев на небе тоже звезды?
- Да.
- А я думал, фашистские знаки…»

«А у фрицев бывают маленькие фрицата?
- Да, бывают.
- А наша Красная Армия, когда дойдёт до Германии, то всех фрицат побьёт?
- Нет, наша Красная Армия воюет не с детьми немецкими, а с фашистами. Скоро рассердятся Германские дети, возьмут Гитлера и расстреляют его. »

Замёрзшие фашисты

Тематическое занятие в подготовительной группе на тему: «Сталинградская битва. Город – герой Волгоград».

Воспитатель д/сада № 207 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти Самарской области.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект тематического занятия для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны (битва за Сталинград) через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет.
2. Пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей.
Словарные:
1. Стимулировать речевую активность детей.
2. Развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны.
2. Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми на тему: «Великая Отечественная Война», на тему «Сталинградская битва».
2. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию на тему «Битва за Сталинград».
5. Чтение рассказов из цикла «Детям о войне».
6. Рассматривание картинок из серии «Дошкольникам о войне».
Методы и приёмы педагогической деятельности: словесные (беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворений), наглядные (демонстрация фотографий о городе-герое Сталинграде и фотографии военных лет).
Оборудование и материал: Мультимедийная техника: ноутбук; фотографии военных лет, запись военной песни «Сталинград»

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с Вами поговорим о городе- герое Сталинграде.
- Сталинград - это большой город, раскинувшийся на правом высоком берегу Волги. Город так был назван в честь И.В. Сталина - руководителя государства. Теперь этот город называется Волгоградом, потому что стоит на реке Волга.
- В конце августа 1942г. в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота.
Над городом кружились немецкие бомбардировщики. Они сбрасывали с неба тысячи бомб. Город был охвачен пламенем. Так началось наступление на Сталинград. Но взять город с ходу фашистам не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона. 25 августа командование Красной Армии объявило город на осадном положении.
Жителей города переселили на левый берег Волги.


От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля –
Все пылало над Волгой – рекой.
- В сентябре враги начали штурм Сталинграда. Город постепенно превращался в развалины. Наши пехотинцы и саперы, поддерживаемые танками, огнеметами и бомбардировщиками, сражались за каждый дом.
- Наши русские бойцы проявили поразительное мужество и самоотверженность, защищая город на Волге.
- Давайте, с вами подумаем и назовем качества, которыми обладали наши солдаты, защищая свою Родину.
- Помогаем мне, называем.
- Правильно, смелость, мужественность, сила, выносливость, отвага, храбрость, ловкость, быстрота, меткость.
- Наши отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови!
- Лишь благодаря их отваге в тех тяжелейших условиях наша армия смогла выстоять перед напором фашистов.
- Девизом Сталинградской битвы стали слова: «Ни шагу назад»!
- Давайте все вместе повторим девиз и запомним его.
- «Ни шагу назад».
- Сейчас нам Даша прочтет стихотворение.
Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит,
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
- «Ни шагу назад! Ни шагу назад!»
В. Костин.


- Саша расскажет стихотворение, которое называется «Битва за Сталинград»
Пламенем город объят,
Рвутся бомбы и мины.
Город лежит в руинах,
Но не сдается солдат -
Бьется за Сталинград!
Бьется за каждый шаг,
Бьется за каждый дом,
Стоны и кровь кругом,
Будь же ты проклят, враг!

В Сталинграде есть дом, получивший название дома Павлова. Много наших солдат пало, защищая этот дом. Дом так и не сдался врагам, хоть и остались от него одни стены. Этот дом называется по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего его до конца. Его не стали восстанавливать. Дом Павлова хранит память о страшной войне!


- В сентябре 1942 г. особенно ожесточенные бои шли в районе Мамаева кургана.
- 140 дней фашисты пытались овладеть Мамаевым курганом. Его склоны были перепаханы бомбами, снарядами, минами.
Но на Мамаевом кургане случилось невероятное. Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. Выбить советских солдат из-за насыпи железной дороги, пролегавшей у подножия кургана, оказалось невозможно. До Волги оставалось всего метров 700! Именно их и не смогли пройти фашисты на своем пути к господству над миром.


- 19 ноября 1942г. Красная Армия в районе Сталинграда нанесла фашистам сокрушительный удар. Наши войска под руководством генералов Рокоссовского и Ватутина перешли в наступление. Наши танки сметали все на своем пути.
- Битва за Сталинград завершилась большим успехом Красной Армии. Противник потерпел поражение. Они потеряли 800 тысяч человек, 2 тысячи танков, 10 тысяч минометов и 3 тысячи самолетов.
- Немецкая армия во главе с фельдмаршалом Паулюсом была вынуждена сдаться в плен.
- 2 февраля фашисты бежали!
- Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей. Она стала переломным моментом в ходе Великой Отечественной Войны.
- Давайте с вами ребята еще раз повторим и запомним даты начала и окончания Сталинградской битвы.
Битва за Сталинград началась 17 июля 1942 и закончилась нашей победой 2 февраля 1943 года.


Давно закончилась война,
Но память русская жива.
И каждый знает, стар и млад:
Победу одержал солдат.
И в дальних городах, и в близких
Стоят солдатам обелиски.
Аня Костенко.


- А теперь, ребята, давайте послушаем военную песню «Сталинград» (


- Сталинград для всего мира стал символом поражения фашизма. А так же - символом решающего сражения, способного определить всю будущую судьбу его участников.
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
- Когда началась Сталинградская битва?
- Как проходил захват города?
- Какие качества помогли советским воинам отстоять свой город?
- Сколько дней длилась Сталинградская битва?
- Чем закончилась Сталинградская битва?


- Прошло 70 лет… Город – герой Волгоград, такое звание он получил за героизм и мужество его защитников, заново отстроенный, красуется на берегу реки Волги.


- Хочу закончить наше занятие еще одним прекрасным стихотворением.
Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь
И над Волгой стоишь величаво.
Волгоград – наша доблесть и наша любовь!
Волгоград – наша гордость и слава!
В. Костин


Вид мероприятия: урок мужества

Цель и задачи:

· Показать значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны, ее значение для всего хода мировой истории. «Советский Союз спас мир Сталинградом».

· Рассказать о героизме советского народа на полях сражений, мужестве тружеников тыла.

· Рассмотреть вопрос о том, как пережили дни Сталинградской битвы дети военного Сталинграда, как это время отразилось на судьбах детей.

· Воспитание у учащихся чувства любви к Родине, бережного отношения к героическим страницам ее истории.

· Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, участникам Сталинградской битвы.

· Воспитание коллективизма, чувства ответственности за порученное дело.

Класс: 6-7

Продолжительность: 1,5 часа.

Оборудование:

· Проектор;

· Маркерная доска;

· Стенд «Восставший из руин»

· Выставка книг о Сталинградской битве;

· Рисунки учащихся.

· Сочинение «Сталинград - это звучит гордо».

· Проект «Дети военного Сталинграда».

· Рисунки учащихся о Сталинградской битве.

· Поиск ответов на вопросы викторины.

· Подготовка выставки книг о Сталинградской битве.

· Рефераты о героях Сталинградской битвы.

· Изучение стихов Маргариты Агашиной.

· Изготовление стенда «Восставший из руин».

Ход мероприятия

Классный руководитель : 74 года назад была одержана победа в Сталинградской битве. Сталинград стал символом мужества, страданий и боли нашей страны. Казалось бы, надо навечно забыть и похоронить те страшные 200 дней и ночей, но наша память не дает сделать это, она вновь и вновь возвращает нас в те суровые годы.

Слава защитников волжской земли будет вечно жить в народной памяти, как образец мужества и героизма советского народа. Наш долг - не только сохранить этот пример, но и донести его будущим поколениям, открывая все новые факты этой Великой битвы за главную высоту России.

Ребята, мы с вами проделали большую работу, чтобы достойно встретить эту великую дату. На классных часах мы говорили о героях Сталинградской битвы, называли имена юных патриотов нашей Родины, создали проекты «Дети и война» и «Их детство опалено войной», приняли участие в районном фестивале «Слушая шелест волгоградских березок», провели конкурс рисунков, результаты которого будут подведены сегодня.

Слово учащимся 11 класса.

1.Город - герой Сталинград. Этот город знают в каждом уголке нашей необъятной Родины. С полной уверенностью можно сказать, что наш родной Сталинград знает весь мир. Мы гордимся, что живем на такой священной земле, на земле, каждая пядь которой рассказывает о героизме и стойкости простых советских людей, на земле, политой кровью тысяч советских солдат. Мы, молодое поколение России, помним их имена, изучаем все новые и новые страницы Сталинградской битвы. Это дает нам силы, делает нас более стойкими в наше непростое время.

2.По размаху, длительности, напряженности и количеству участвующих в ней Сталинградская битва не знает равных себе в мировой военной истории. Она развернулась на площади ста тысяч квадратных километров и продолжалась двести дней и ночей.

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой!

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой рекой.

3.Сколько человеческих жизней было отдано нашим народом во имя защиты Сталинграда от фашистских поработителей! И в основном это были молодые люди, только вступившие в жизнь, это были почти наши ровесники. Но именно им было суждено сокрушить грозного, вооруженного до зубов врага. Их жизнь оборвалась на самом взлете, в расцвете сил. А ведь они были рождены не для этого. Они должны были учиться, работать, создавать семьи, растить детей. Они должны были просто жить.

Какой он был? Он был веселый

В последний год перед войной.

Он только-только кончил школу,

Он только встретился со мной.

Он был веселый, темно-русый,

Над чубом - красная звезда,

Он в бой пошел под Сталинградом

И не вернется никогда!

4. Оправдывая неудачу своих войск под Сталинградом, немецкая пропаганда выдумала басню о том, что город якобы окружен мощными сооружениями. Борис Полевой писал в газете «Правда» 23 октября: «Огромный город стоит в голой степи, открытый со всех сторон, и то, что немцы до сих пор не сумели его взять, объясняется ни мифической стеной, а мужеством и чудесной отвагой его защитников. Защитников, которые погибали, но до конца выполняли свой долг перед Родиной». Всех имен не назвать. Вот имена некоторых из них.

5.Символом стойкости советских воинов стал подвиг группы гвардейцев во главе с лейтенантом И. Афанасьевым и сержантом Я. Павловым, которые защищали дом в центре города. Военная судьба свела в этом доме представителей двенадцати национальностей. За 58 суток беспрерывных боев небольшой гарнизон уничтожил столько фашистов, сколько не теряли они при взятии крупных западноевропейских городов.

1.В небе Сталинграда бесстрашно сражался татарин Амет-хан-Султан. Он сбил 11 стервятников лично и 19 в групповых боях.

Сержант - пулеметчик Х. Нурадилов, чеченец по национальности, за время боев под Сталинградом уничтожил 920 фашистов.

Артиллерист украинец В. Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал над ними победу.

2. Связист 308-й стрелковой дивизии М. Путилов под огнем противника выполнял задание по восстановлению связи. Когда он искал место обрыва, осколком мины его ранило в плечо. Превозмогая боль, Путилов дополз до места обрыва, был вторично ранен: вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, и не имея возможности действовать рукой, сержант сжал концы провода зубами. Восстановив связь, Путилов умер с зажатыми в зубах телефонными проводами. Такой же подвиг совершили в дни Сталинградской битвы еще 11 человек.

3.К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметов, несколько вражеских машин. К этому времени Паникаха израсходовал все свои гранаты. У него осталось только две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. Пуля разбила бутылку, поднятую над головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не притупила его сознание. Он схватил вторую бутылку. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение - и страшная вспышка огня и дыма поглотила героя вместе с подожженной им машиной.

Он пал, но честь его жива:

Герою высшая награда.

Под именем его слова:

Он был защитник Сталинграда.

4. В районе Клетской героический подвиг совершили 4 бронебойщика 33-й гвардейской стрелковой дивизии: П. Болото, Н. Олейников, Ф. Беликов, Г. Самойлов. Гвардейцы смело вступили в бой с 30 немецкими танками и 15 из них уничтожили. Враг не прошел через позицию героев.

5. А девчонки? Медицинские сестры? Как не рассказать о них. Это были большей частью девушки 18-20 лет: хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный труд горя, боли, смертей. Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью называли сестрами милосердия.

1.Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Вынесла с поля боя 79 солдат. В одном из боев за Сталинград, попав в окружение с бойцами, она не только оказывала медицинскую помощь раненым, но и стреляла в фашистов. Когда враги приблизились, подпустила их на близкое расстояние и взорвала гранату. Вместе с ней погибло 10 фашистов.

19-летняя медсестра Зинаида Маресева выносила раненых с поля боя и доставляла их к переправе. Погибла, переправляя через Волгу раненых бойцов.

2. Всем известно имя Гули Королевой. Эта полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. Во время боев при Паньшино вынесла 100 раненых бойцов. Она подносила солдатам гранаты, а когда наступил критический момент боя,

повела бойцов за собой. Дважды раненная, она не покинула поля боя, лично уничтожила 15 гитлеровцев и погибла смертью героя.

3. Подвиг медсестры Анны Бесчастновой, которая вынесла на своих плечах сотни раненых, увековечен на полотне панорамы «Сталинградская битва»

Когда, упав на поле боя,

И не в стихах, а наяву,

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мертвою водой.

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой.

4.В жестоких сражениях Сталинградской битвы советские люди проявляли личный и массовый героизм, который приводил врага в замешательство, вселял в него чувство страха. Немцам были не понятны его причины, его корни, его истоки. Мы внуки защитников Сталинграда, и мы точно знаем, что руководило ими, что давало им силы. Нельзя стать героем по приказу. Любовь к отчизне, к земле предков рождает мужество, и его никому не одолеть. Это доказали солдаты Сталинграда. В городе на Волге победила любовь к Родине. Против нее оказалась бессильной лучшая немецкая армия. И еще одно непобедимое оружие было у защитников Сталинграда - единство людей всех национальностей огромной державы, сражавшейся за свою свободу. В испепеляющем огне, под свинцовым дождем у солдат была одна национальность - защитник Сталинграда.

5.Победу под Сталинградом ковали не только на полях сражений. Огромный вклад в разгром фашистов внесли все жители Сталинградской области. Движимые высокими патриотическими чувствами трудящиеся области создали всенародный Фонд обороны. Многие советские люди отдавали в Фонд свои личные сбережения. Колхозник В.В.Конев внес 200 тысяч рублей. Самолет, построенный на эти деньги, был передан летчику, трижды Герою Советского Союза, И.Н.Кожедубу, который сбил на нем 47 фашистских машин.

1. Огромный вклад в дело обороны внесли промышленные предприятия Нижней Волги. Сталинград превратился в кузницу оружия для фронта. В кратчайшие сроки перешел на выпуск танков, авиабомб, снарядов и мин Сталинградский тракторный завод. Оружие и минометы производил завод «Баррикады». По-фронтовому трудился коллектив металлургического завода «Красный Октябрь», который в пять раз увеличил производство стали. Ежедневно войска получали с предприятий города 16 танков.

2. Очень тяжелая обстановка была в сельском хозяйстве области. В ряде районов уборка урожая проходила в непосредственной близости от линии фронта. Фашистская авиация подвергала бомбардировке и обстрелам хлебные поля, поджигала посевы, уничтожала сельскохозяйственную технику, нападала на хлебные обозы и полевые станы. Спасая урожай, колхозники совершали настоящий подвиг. Часто ценой собственной жизни труженики села обеспечивали продовольствием фронтовые объединения. И были это в основном женщины, старики и дети, которые заменили ушедших на фронт мужчин. Фронт и тыл жили одними чувствами, одними мыслями, стремлениями - уничтожить кровожадного фашистского зверя, прогнать его с родной земли.

3.Единство армии и тыла привело к разгрому немецких войск под Сталинградом. Советский народ одержал крупнейшую победу. Эта победа ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом. В Грамоте жителям Сталинграда Ф.Д. Рузвельт отмечал: « … Славная победа остановила нашествие и стала поворотным пунктом войны Союзных Наций против сил агрессии». «Советский Союз спас мир Сталинградом» - так емко определил величие подвига советского народа на берегах Волги общественный деятель Франции Пьер Кот.

4.Прошло 71 год с тех пор как отгремели последние залпы Сталинградской битвы. На месте боевых сражений вырос один из самых красивых городов России - город Волгоград. На площади Павших борцов еще в канун 20-летия победы в Сталинградской битве зажжен в этом городе Вечный огонь. Вечный огонь горит и в Пантеоне на Мамаевом кургане. Почтить память погибших, возложить цветы к могилам и памятникам приезжают со всех уголков нашей великой Родины. О тех страшных днях, о подвиге советских людей помнит весь мир.

На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают…

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы-

Все судьбы в единую слиты.

5. Очень жаль, что так мало участников той великой битвы живет рядом с нами. Хочется поклониться каждому из них.

Нам очень приятно, что в нашем родном хуторе Захаров живет участник Сталинградской битвы Глазунов Иван Яковлевич. Мы очень любим и уважаем этого замечательного человека.

Нам интересно общаться с Иваном Яковлевичем, слушать его рассказы о боевых товарищах. В свои годы он сохранил закалку бойца, огромную силу воли.

Глазунов Иван Яковлевич служил старшиной 395-го гвардейского самоходного полка. Имеет следующие награды: орден «Отечественной войны 1 степени», орден «Отечественной войны 2 степени», орден «Красного Знамени», медаль «За оборону Сталинграда», медаль «За отвагу».

Классный руководитель : Мы очень рады, что Иван Яковлевич пришел сегодня к нам в гости. Поприветствуем нашего дорогого гостя. (учащиеся приветствуют аплодисментами, вручают цветы).

Слово ветерану Великой Отечественной войны, участнику Сталинградской битвы Глазунову Ивану Яковлевичу.

Иван Яковлевич : (рассказал о своем военном и жизненном пути)

В декабре 1942 г. был призван в действующую армию и был зачислен в 99-й отдельный минометный батальон Сталинградского фронта минометчиком. С боями прошел всю Сталинградскую битву. В старшинском звании воевал в составе 395-го гвардейского самоходного полка на 1-м Украинском фронте наводчиком самоходной установки. Воевал на 3-м Белорусском фронте.

За боевые заслуги я награжден медалью «За оборону Сталинграда», дважды медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, юбилейными медалями.

После войны вернулся в х. Захаров. Работал в Клетском райисполкоме заведующим отделом по мобилизации. Работал в совхозе «Пролеткультура» до 1982 года. За трудовую доблесть я награжден медалями «За трудовую доблесть», «За освоение залежных земель»,

Дворецкая Даша:(6 класс) Мы провели исследовательскую работу и узнали, есть ли еще участники Сталинградской битвы в нашем Клетском районе. Вот результаты нашей работы. На территории Клетского района проживает в настоящее время 16 участников Сталинградской битвы. 8 человек живет в ст.Клетской: Безков Федор Павлович, Евстратов Николай Сергеевич, Елисеев Петр Иванович, Назарова Агрипина Ивановна, Назарова Анна Андреевна, Рожков Николай Акимович, Тимошенко Анна Михайловна, Фролов Иван Владимирович. Двое участников Сталинградской битвы проживают в ст. Распопинской: Калмыков Николай Афанасьевич и Кузнецова Елизавета Васильевна. В х.Верхнечеренский живет Васильева Антонина Ивановна, в х. Перекопка Коршунов Иван Васильевич, в х. Калмыков Орлова Александра Ивановна, в х. ВерхняяБузиновка Талдыкин Василий Иванович, в х. Саушенский Курскова Александра Георгиевна.

Классный руководитель: Иван Яковлевич, ученица нашей школы Тюрморезова Полина написала стихотворение, которое посвятила всем героям Сталинградской битвы и лично вам, нашему земляку, которого мы все любим и уважаем. Послушайте его, пожалуйста. Мы дарит вам это стихотворение от всей души.

Тюрморезова Полина читает стихотворение «Мой Сталинград».

Мой Сталинград.

Я родился в Волгограде,

Мне этот город так знаком!

Люблю его аллеи, парки,

Родную школу, отчий дом.

Люблю по городу гулять,

О чем - то думать и мечтать.

Летом в Волге я купаюсь,

Теплом и солнцем наслаждаюсь.

Хорошо мне в мирном городе моем!

Любовь к нему все крепнет

С каждым днем.

А Сталинград?

Сталинграда я не знал,

Его не видел, по нему я не гулял,

Но слово это гордое

С рождения со мной.

Город Сталинград - Герой,

Это тоже - город мой!

42-ой. Самый страшный год.

Гитлер по России с победами идет.

У стен родного Сталинграда

Сказал твой прадед или мой:

«Родной свой город защитим

И никому не отдадим!»

И стали грозною стеною,

Сплотились в дружбе, как один:

Грузин, русский, узбек,

Таджик, казах и армянин.

За каждый дом, за пядь земли

Солдаты жизни отдавали,

И свой родной и милый край

Большой ценой, но отстояли.

Великим подвигом героев

Гордится русская земля,

Гордится каждый в ней живущий,

Гордятся все мои друзья.

На Мамаевом кургане

Низко головы склоняем,

Солдатам битвы Сталинградской

Достойно жить, мы обещаем.

Не удалось грозным фашистам

Вас победить, ваш дух сломать.

Мы, внуки, правнуки героев

О том не будем забывать.

Про подвиг твой, мой Сталинград,

Я сыну, дочке расскажу.

Тропинку памяти народной

И к их сердцам я проложу.

Я родился в Волгограде,

Сталинград в сердце храню.

Защитников земли родной

За счастье жить благодарю.

Классный руководитель: Во время войны нелегко всем: невыносимо тяжело на полях сражений, тяжело женщинам и старикам, взвалившим на свои плечи непосильный труд на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Но в тысячу раз тяжелее самым незащищенным, самым маленьким - детям. Как детской головкой понять, почему так часто плачет мама, почему нечего кушать, почему выгоняют из родного дома, почему вокруг так много горя, боли, смертей. Группа ребят провели большую исследовательскую работу и подготовили проект «Дети военного Сталинграда». Невозможно без слез слушать и смотреть его страницы. Очень хочется, чтобы их работа не оставила равнодушными ваши сердца.

Учащиеся представляют проект «Дети военного Сталинграда». (проект и его текст прилагается)

Классный руководитель: Сегодня у нас еще один гость, замечательный человек Антонов Антон Антонович. Его детство «опалено войной». В дни Сталинградской битвы ему было 6 лет. Прошел 71 год, но Антон Антонович с огромной болью вспоминает то страшное время. Поприветствуем Антона Антоновича. (учащиеся приветствуют аплодисментами, вручают цветы)

Ребята, учащиеся 7 класса Могутова Маша и Харитонова Юля проведут интервью с Антоном Антоновичем, зададут ему несколько вопросов.

Маша: Антон Антонович, мы очень рады, что вы пришли к нам в гости. Расскажите нам, пожалуйста, где вы родились, каким был ваш родной хутор?

Антон Антонович: Я родился в хуторе Белявском, что в 5 км. от Серафимовича. Хутор был настоящим райским уголком. На взгорке хуторок, а ниже сады, лес, река Дон. Я посвятил своей родине стихотворение:

Моя родина - хутор Белявский.

Мне милее в мире нет.

Здесь был райской природой обласкан,

Материнской любовью согрет.

Юля : Сколько было детей в вашей семье?

Антон Антонович: В нашей семье было пятеро детей. Когда началась война, старшему брату было 12 лет, младшей сестре было всего 2 месяца.

Маша: Как вы пережили дни Сталинградской битвы?

Антон Антонович : Было очень страшно, первыми в хутор вошли румыны. Начался переполох. Румыны ловили кур, гонялись за мелкой живностью

Как-то утром проснулся от страшного грохота, мама плачет. Комсомольский батальон переправился через Дон и хотел занять наш хутор, артиллерийским залпом их накрыло. На Гульнин бугор согнали ребятишек-комсомольцев. В живых никого не осталось. После войны, когда пахали бугор, повсюду были человеческие кости.

Через несколько дней ночью немцы выгнали всех из хутора и погнали степью, балками: гнали несколько дней. Нас у мамы было 5 человек. Младшей сестренке 2 месяца. Я с валенками под мышкой держался за подол матери.

Старший брат погнал степями корову. Оказались мы в хуторе Средняя Царица. Брат, как не странно, пригнал корову, которая и спасла нас от голода. Жили в доме из 2 комнат. В одной жили 3 семьи, в том числе и мы с мамой, в другой жили румыны. Когда возвратились домой, была зима Дом наш был пуст. Не было еды, дров, посуды, одежды, не чем было кормить корову. Начался голод. Ели все, даже чакан и желуди.

Когда сошел снег, стало легче. Выливали сусликов, рыли коренья, варили ракушки. Жили очень дружно. Часто приходилось ходить побираться, люди подавали. Отец после войны не вернулся, жить было очень трудно.

Есть нечего, одеть тоже, а надо было учиться.

Война отняла мое детство,

А тяжкие годы войны

Оставили в память наследство:

Кошмарные, жуткие сны.

Юля: Антон Антонович, как сложилась ваша жизнь после войны?

Антон Антонович: После окончания школы работал трактористом, бригадиром, слесарем. Затем поступил в Михайловское педагогическое училище. Стал учителем начальных классов. 33 года учил ребятишек в х. Майоровский. Я благодарен судьбе за то, что она дала мне дала мне такую профессию. У меня очень хорошая жена. Мы воспитали троих детей, сейчас у нас восемь внуков.

Не оседлал жемчужного коня,

Но на судьбу роптать не смею,

Ведь жизнь моя зависит от меня,

А право быть собою я имею.

Маша: Антон Антонович, мы знаем, что вы пишите стихи. Очень просим, прочитайте нам хотя бы одно из своих стихотворений.

Антон Антонович: Я прочитаю одно из своих любимых стихотворений. Оно называется «Моей милой маме».

Когда Антон Антонович читал стихотворение, у многих ребят на глазах были слезы.

Юля: Антон Антонович, большое вам спасибо за то, что вы пришли к нам в гости. Мы желаем вам здоровья. Для вас звучит эта песня.

Учащиеся 7 класса исполняют песню « На Мамаевом кургане тишина».

Классный руководитель : Ребята, мы много узнали за последние два месяца о Сталинградской битве. Сейчас вы сможете показать свои знания. Учащиеся 11 класса подготовили для вас викторину «Сталинградская битва». В составе жюри учитель истории Селиванов Юрий Николаевич и ученицы 11 класса Дубенчук Надя и Евстратова Катя.

Вопросы к викторине «Сталинградская битва»

  1. Назовите дату начала Сталинградской битвы.
  2. Сколько дней продолжалась Сталинградская битва?
  3. За какой срок Гитлер хотел овладеть городом?
  4. Назовите самый страшный день для города Сталинграда.
  5. Какие армии защищали город Сталинград?
  6. Где находится то место, которое защитники Сталинграда называют главной высотой России?
  7. Назовите высоту Мамаева кургана.
  8. Когда началось контрнаступление советских войск под Сталинградом?
  9. Кто был главнокомандующим немецкой армии?
  10. Какое здание осталось не восстановленным со времен Сталинградской битвы?
  11. Когда закончилась Сталинградская битва?
  12. Чем награжден город за Сталинградскую битву?
  13. Каково значение Сталинградской битвы?
  14. Какое кодовое название носила операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом?
  15. Что было основной продукцией в годы Великой Отечественной Сталинградского тракторного завода?
  16. Назовите героев Сталинградской битвы.
  17. Назовите юных героев Сталинградской битвы.
  18. Кто был главнокомандующим 62 армии?
  19. Сколько дней продолжалась оборона дома «Павлова»?
  20. Какой подвиг совершил Михаил Паникаха?
  21. Какой подвиг и где совершили Петр Гутченко и Александр Покальчук?

Юрий Николаевич: Ребята, вы показали очень хорошие знания о великой Сталинградской битве. Очень приятно, что большинство из вас были готовы ответить на любой вопрос викторины. Трудно выбрать победителя. Мы выбрали самого достойного. Победителем викторины о Сталинградской битве среди учащихся 6 и 7 классов стал ученик 7 класса Пономарев Сергей.

Классный руководитель : 18 января прошел конкурс рисунков «Сталинградская Победа - глазами юного поколения», в котором приняли участие вы, учащиеся 6 и 7 классов нашей школы. С результатами конкурса вас познакомит учитель изобразительного искусства нашей школы Скляренко Александр Владимирович. Он выскажет свое мнение о ваших рисунках, назовет имена победителей.

Александр Владимирович: Мне понравились рисунки всех учащихся. Все они выполнены с душой, отражают суровое время Сталинградской битвы, великое значение Сталинградской Победы для всего хода мировой истории. Призовые места заняли работы следующих учащихся:

Третье место: ученица 6 класс Долгова Ольга.

Второе место: ученик 7 класса Лузин Антон.

Первое место: ученица 7 класса Магомедова Марьям.

Классный руководитель: Великой битве на Волге, героям Сталинградской битвы посвятила свои стихи наша землячка Маргарита Агашина. Давайте читать ее стихи, петь песни на стихи Маргариты Агашиной. Мы посвящаем их героям Сталинградской битвы. Пусть они смотрят на нас с небес и радуются, что у их правнуков счастливое, мирное детство.

«Мальчишкам Сталинграда».

Читает ученица 7 класса Юдина Вика.

Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский -

вечная слава тех,

кем фашизм, покоривший Европу,

был остановлен здесь.

В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди -

товарищи и ровесник

Твоего отца.

Они стояли насмерть!

И были среди них солдаты -

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки -

Немного старше, чем ты.

«Февраль».

Читает ученица 6 класса Бекбулатова Алина.

Над площадями Волгограда

Опять метелицы кружат.

Двадцатилетние солдаты

Который год в земле лежат.

А на земле, воспетой в песнях,

Над волжской медленной водой

Поднялся город - их ровесник -

Великий, светлый, молодой.

Он потому велик и светел,

Что в час бессмертья своего

Они - в огне, сквозь дым и пепел -

Таким увидели его.

Песня «Растет в Волгограде березка».

Исполняют девочки 11 класса.

Ты тоже родился в России -

В краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне - березка,

Береза под каждым окном.

На каждой весенней поляне

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка -

Увидишь, и сердце замрет.

Ее привезли издалёка

В края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала

К огню волгоградской земли!

Как долго она тосковала

О светлых лесах на Руси!

Лежат под березкой ребята -

Об этом у них расспроси.

«Ты же выжил, солдат…»

Читает ученик 6 класса Устюгов Казбек.

Четверть века назад

Отгремели бои.

Отболели, отмаялись

Раны твои,

Но, далекому мужеству

Верность храня,

Ты стоишь и молчишь

У святого огня.

Ты же выжил, солдат!

Хоть сто раз умирал.

Хоть друзей хоронил

И хоть насмерть стоял.

Почему же ты замер -

На сердце ладонь

И в глазах, как в ручьях,

Отразился огонь?

Говорят, что не плачет солдат:

Он - солдат.

И что старые раны

К ненастью болят.

Но вчера было солнце!

И солнце - с утра…

Что ж ты плачешь, солдат,

У святого костра? …

Стихи о моём солдате

Читает ученица 7 класса Мирзаева Хамис.

Когда, чеканный шаг равняя,

идут солдаты на парад —

я замираю, вспоминая,

что был на свете мой солдат.

Война. И враг под Сталинградом.

И нету писем от отца.

А я — стою себе с солдатом

у заснежённого крыльца.

Ни о любви, ни о разлуке

не говорю я ничего.

И только молча грею руки

в трёхпалых варежках его.

Потом — прощаюсь целый вечер

и возвращаюсь к дому вновь.

И первый снег летит навстречу,

совсем как первая любовь.

Какой он был? Он был весёлый.

В последний год перед войной

он только-только кончил школу

и только встретился со мной.

Он был весёлый, тёмно-русый,

над чубом — красная звезда.

Он в бой пошёл под Сталинградом

и не вернётся никогда.

Но всё равно — по переулкам

и возле дома моего

идут солдаты шагом гулким,

и все — похожи на него.

Идут, поют, равняя плечи.

Ушанки сдвинуты на бровь.

И первый снег летит навстречу —

и чья-то первая любовь.

Ребятам Сталинграда .

Читает ученик 6 класса Краснощеков Костя.

Вспыхнула алая зорька.

Травы склонились у ног.

Ах, как тревожно и горько

пахнет степной полынок!

Тихое время заката

в Волгу спустило крыло...

Ах вы, ребята, ребята!

Сколько вас здесь полегло!

Как вы все молоды были,

как вам пришлось воевать...

Вот, мы о вас не забыли -

как нам о вас забывать!

Вот мы берём, как когда-то,

горсть сталинградской земли.

Мы победили, ребята!

Мы до Берлина дошли!

Снова вечерняя зорька

красит огнём тополя.

Снова тревожно и горько

пахнет родная земля.

Снова сурово и свято

Юные бьются сердца...

Ах вы, ребята, ребята!

Нету у жизни конца.

Классный руководитель : Ребята, спасибо всем вам за серьезную подготовку к сегодняшнему мероприятию. Мы живем на священной земле и всегда должны быть достойны памяти героев, защищавших нашу любимую Родину. Тысячи советских солдат отдали свои жизни за свободу нашей страны в дни Сталинградской битвы именно на нашей родной земле, на земле х. Захаров. Они похоронены в братских могилах. Я предлагаю всем вместе пойти к Вечному огню, возложить цветы и почтить всех погибших минутой молчания. Так мы закончим наше мероприятие, посвященное 71 годовщине великой победы под Сталинградом в годы Великой Отечественной войны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: