Gt; Социальная интеграция и системная интеграция. Социальная и педагогическая интеграция: современные проблемы Интеграции индивида в общественную систему

integer - целый):
  1. Принятие индивида другими членами группы.
  2. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.
  3. Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
  4. В дефектологии - успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная интеграция" в других словарях:

    социальная интеграция - Общественный процесс, когда национальное меньшинство адаптируется к основному сообществу и получает права, равные со всеми слоями общества … Словарь по географии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - См. интеграция, социальная … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (лат. integratio восстановление, восполнение, integer целый) процесс превращения относительно самостоятельных, слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и… … Социология: Энциклопедия

    Социальная интеграция - состояние и процесс объединения социальных явлений в единое целое, сосуществование различных элементов общества вместе, гармонизация отношений между различными социальными группами, их взаимозависимость; духовное, социально политическое и… … Социология: словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - (social integration and system integration) различие (Локвуд, 1964) между интеграцией в общество. Социальная интеграция является результатом социализации и соглашения по ценностям, а системная интеграция происходит в результате действия… … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ - – процесс интеграции (включения) молодого поколения в общество посредством включения в общественные отношения и идентификации с ними … Терминологический ювенологический словарь

    Культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии

    Состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной антропологии, во многом… … Энциклопедия культурологии

    Интеграция: В Викисловаре есть статья «интеграция» Интеграция сплочение, объединение политических, экономических, го … Википедия

    социальная структура - СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА устойчивые формы взаимосвязи между элементами социальной системы общества, обусловленные разделением труда, отношением классов и социальных групп, наличием институтов, основой социального порядка. Нет единого… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Формирование социальных представлений лиц с интеллектуальной недостаточностью. Учебное пособие , Стебляк Елена Анатольевна. В учебном пособии обобщены результаты современных исследований ведущих отечественных специалистов в области изучения и формирования социальных представлений лиц с интеллектуальной…
  • Мы и наши малыши. Какими родителями делают нас природа и культура , Смолл М.. Нужно ли приучать новорожденного спать в одиночестве? Почему грудное вскармливание лучше искусственного? Нужно ли давать ребенку поплакать, прежде чем взять его на руки? Действительно ли…

УДК 316 ББК С 55

Л. А. Табылгинова г. Горно-Алтайск, Россия

Основные научные подходы к понятию «социальная интеграция»

В статье на основании анализа существующих концепций и теорий социальной интеграции выделены два основных подхода к понятию «социальная интеграция»: первый подход - это теории о развитии и функционировании общественной системы как цельности, в совокупности сложных взаимосвязей, возникающих между различными подсистемами общества; второй подход - это теории о возникновении и развитии взаимоотношений между индивидом и обществом через усвоение ценностнонормативной системы.

Ключевые слова: социальная интеграция, солидарность, взаимодействие, объединение, консенсус, согласие.

L. A. Tabylginova Gorno-Altaisk, Russia The Main Scientific Approaches to the Concept of “Social Integration”

On the grounds of the analysis of existing concepts and theories of social integration the author emphasizes two main approaches to the concept “social integration”. The first approach theories about the development and operating the public system as an integrity in the set of complex intercouplings, appearing between different subsystems of society. The second approach theories about the origin and the development of the relations between individual and society through assimilation of value-normative system.

Keywords: social integration, solidarity, interaction, union, consensus, consent.

Понятие «интеграция» пришло в социальные науки из естественных - физики, биологии и других, где под ней понимается состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое и процесс, ведущий к такому состоянию.

В обиход европейской науки и в частности в психологию понятие интеграции введено Карлом Густавом Юнгом. Под интеграцией он понимал следующее: а) осознание конфликта между фрагментами сознания; б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости . Смысл интеграции заключается в том, что та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, более не отвергалась. То есть, интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который

изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

В современной социологической литературе понятию социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова, Е. Д. Ихитханян, уделяется недостаточно внимания, и нет четкой определенности понятийного аппарата. Чаще всего социальная интеграция понимается как (от лат. integratio - соединение, восстановление) состояние и процесс объединения в единое целое, сосуществование ранее разрозненных частей и элементов системы вместе, на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости, в том числе как процесс гармонизации отношений между различными социальными группами .

© Табылгинова Л. А., 2011

Согласно энциклопедическим данным, понятие «интеграция» анализируется с нескольких точек зрения: 1) обозначает степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений ; 2) объединение в целое каких-либо частей или элементов ; 3) степень, в которой деятельность или функция различных институтов, подсистем в обществе скорее дополняют друг друга, чем противоречат друг другу ; 4) наличие специфических учреждений, поддерживающих дополнительную и координированную деятельность других подсистем общества .

В философской и социологической мысли ХУТТТ-ХТХ вв. преобладало понимание интеграции как качественной характеристики макросистем (общества, культуры, цивилизации). Культуры (или «цивилизации») рассматривались как замкнутые, тотально интегрированные органические единицы, характеризующиеся внутренней согласованностью составляющих элементов (Дж. Вико, Ш. Монтескье), естественным внутренним равновесием (Э. Берк, Ж. де Местр), воплощающие в себе некие общие принципы, единые «культурные конфигурации», специфические «национальные идеи», «коллективный дух» (Ж.-Ж. Руссо, И. Гердер, П. Чаадаев, О. Шпенглер, Дильтей, Буркхарт).

В позитивистской социологии О. Конта и Г. Спенсера впервые были ясно актуализированы основы функционального подхода к социальной интеграции. Согласно О. Конту, кооперация, основанная на разделении труда, выполняет функцию по поддержанию социальной гармонии и установлению в обществе «всеобщего согласия» (консенсуса). Г. Спенсер выделял две стороны любого процесса развития: дифференциацию (структурную и функциональную) и интеграцию, обеспечивающую согласованность всё более специализируемыми институтами.

Э. Дюркгейм, определяя общество как интегрированное целое, состоящее из взаимозависящих частей, выделял два типа обществ: с механической (архаическое общество) и органической (индустриальное общество) солидарностью.

Органическая солидарность - это консенсус, то есть сплоченность коллектива, рождается вследствие дифференциации или объясняется ею. Солидарность рассматривалась Дюркгеймом как условие выживания и стабильности общества, а основной функцией социальных институтов он считал интегративную. Разделение труда в современных обществах закладывает основу социальной интеграции нового типа.

Необходимо также отметить: Дюрк-гейм, исследуя феномен самоубийства, ведёт поиск социально интегрирующих факторов, которые предохраняют личность от социальной изоляции (одна из причин суицида). На основании результатов своего исследования Э. Дюркгейм установил, что число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид.

Позиция Дюркгейма основывается на представлении, согласно которому действия людей по реализации общественных интересов создают основы социальной интеграции, а главным фактором социальной интеграции стал выделять моральное воспитание и политическое действие .

Таким образом, Э. Дюркгейм утверждал, что общество есть единый коллектив, поддающийся точному определению, хоть и с естественно меняющимся составом индивидов, который будет объединять система институционализированных ценностей, то есть общая культура и реализация этих ценностей в обществе.

Г. Зиммель сближается с Дюркгеймом в том смысле, что тоже открывает в структурах и институтах капиталистического общества функциональные эквиваленты

элементарных связей обычая, которые (по идее) поддерживали единство традиционного общества. В другом месте он показывает, что в современном обществе развитое разделение труда и действия в области экономики одновременно укрепляют высокий уровень доверия в общественных отношениях, что может способствовать более успешной интеграции.

Т. Парсонс утверждал, что процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между деятелями (агентами) - одно из функциональных условий существования и равновесия социальной системы наряду с адаптацией, достижением цели и сохранением ценностных образцов.

Для Парсонса интеграция является фундаментальным свойством или функциональным императивом социальной системы (социетального общества), она обеспечивает солидарность членов общества и необходимый уровень их лояльности по отношению друг к другу и по отношению к системе в целом. Соци-етальное общество, являясь ядром общества, обеспечивает «различные порядки и уровни внутренней интеграции». «Соци-етальный порядок требует ясной и определенной интеграции в смысле последовательности нормативного строя, с одной стороны, и социетальной «гармонии» и «координированности» - с другой» . То есть интегративные процессы, согласно концепции учёного, носят компенсаторный характер, так как обеспечивает восстановление равновесия после возмущений и гарантирует непрерывность и воспроизводство общества.

Также, согласно взглядам Т. Парсонса, центральным моментом процесса социальной интеграции как органичной части социализации является интернализация культуры того общества, где родился индивид, который «вбирает» в себя общие ценности (аксиологические паттерны) в процессе общения со «значимыми другими» или, по П. Бергеру и Т. Лукману, перенимает их от «другого». В результа-

те этого следование общезначимым нормативным стандартам становится частью мотивационной структуры индивида, его потребностью. Данный процесс хорошо представил Дж. Г. Мид: «...индивид должен ввести в свое индивидуальное сознание социальный процесс в форме принятия установки других индивидов по отношению к нему и друг другу, а также принять их установки по отношению к социальной деятельности, а затем действовать в направлении всеобщего социального процесса» . Следовательно, развитие и жизнедеятельность личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы, в ходе совместной деятельности, в процессе межличностного взаимодействия. В целом, явление взаимодействия представляет определённую систему, где в рамках процесса интеракционирования существует тесная функциональная связь между центрами взаимодействия, и поведение или состояние одного из них тотчас же отражается на поведении и состоянии другого, изменения одного (доминирующего в данный момент) индивида определяют (часто латентно) изменения в поведении и состоянии его контрагента. Отсюда единство, высокая степень социальной интеграции возможны только при установлении между индивидами функциональных связей, то есть отношений взаимодействия.

По мысли американского социолога

Ч. Миллса проблема порядка и тем самым интеграции стабильных систем социального взаимодействия, то есть социальной структуры, сосредотачивается на интеграции мотиваций деятелей и нормативных стандартов культуры, которые межличностным образом интегрируют систему действия между личностями.

Немецкий социолог М. Вебер рассматривает процесс интеграции через единство самого индивида и его поведения. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии и истории, их «атомом», тем «простейшим

единством», которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению . Профессор Мичинского университета И. Х. Кули понятие «интеграция» рассматривал через изначальное единство общественного сознания и единство личности и общества. И, как отмечал учёный, «единство общественного сознания» состоит не в сходстве, а в организации, взаимовлиянии и причинной связи его частей .

Таким образом, социальная интеграция является характеристикой меры совпадения ценностей, целей, интересов различных социальных групп, индивидов; и близкими к ней понятиями в различных аспектах является согласие, социальная сплоченность, солидарность, включение индивида в группу, партнёрство. Естественным вариантом её абсолютизации выступает синкретизм, когда индивид в обществе ценен не столько сам по себе, сколько в зависимости от того, к какому социальному целому он принадлежит, к какой профессиональной группе, организации и т. п. Индивид рассматривается как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое (организацию, общество).

Самая жизнеспособная разновидность социальной интеграции, как отмечают З. Т. Голенкова, Е. Д. Ихитханян, складывается из единства разнообразия, формирования целостности на основании совпадения целей и интересов. Однако, как указывает Э. Дюркгейм, в современном обществе затруднительно решить вопрос о нормальности, о целостности какого-либо явления. Всё определяется конкретной социальной ситуацией, поведением окружающих, конкретным видом деятельности. При этом, с точки зрения

Э. Дюркгейма, болезнь не делает человека особым существом, а лишь принуждает его иначе адаптироваться.

Ещё одним фактором интеграции личности в общество в социологической мысли рассматривали право. Концепции правоведения к интеграции использова-

ли в своих исследованиях такие учёные, как Г. Спенсер (начала структурно-функционального изучения общества как организм); М. Вебер (теория социального действия, учение легитимации власти, концепция рациональной бюрократии); Т. Парсонс (право как средство социального контроля и фактор интеграции индивидуальных ценностных ориентаций); Г. Гурвич (право как фактор интеграции и институционализации в общественных отношениях). Говоря о роли права в социальной интеграции личности в общество, следует отметить, что все точки зрения исследователей сходны в своей сути: право - это некая совокупность мер свободы и ограничения. Право через закрепленные определённым образом нормы поведения является основой самовоспроизводства общественных связей, а значит, и самого общества. Таким образом, право является одним из важнейших элементов в социальной интеграции людей с ограниченными возможностями.

Также вопросами понимания социальной интеграции, её природы и типов интегративных процессов занимались такие представители современной социологии, как Э. Гидденс и Ю. Хабермас. В своих рассуждениях о жизненном мире и системе Хабермас в рамках концептуальных стратегий заключает: «Фундаментальная проблема социальной теории состоит в том, как удовлетворительным образом соединить две концептуальные стратегии, обозначенные понятиями «система» и «жизненный мир» . Ю. Хабермас называет эти концептуальные стратегии «социальной интеграцией» и «системой интеграции». Именно в рамках данных стратегий описывается ещё один из факторов социальной интеграции - коммуникация.

Подход к социальной интеграции концентрируется на жизненном мире и на том, как система действия интегрирована посредством нормативно гарантированного или достигнутого в коммуника-

ции консенсуса. Социальные теоретики, считающие, что общество объединено посредством социальной интеграции, отталкиваются от коммуникативного действия и отождествляют общество с жизненным миром.

Британский социолог Э. Гидденс трактовал понятие «интеграция» не как синоним сплоченности или консенсуса, а как процесс взаимодействия. Ученый проводит различие между понятиями «системная интеграция» и «социальная интеграция». Социальная интеграция - это взаимодействие между субъектами действия. Она определяется как системность на личном уровне, что предполагает пространственное и временное соприсутствие агентов взаимодействия. Системная интеграция - это взаимодействие групп и коллективов, составляющее основу системности общества как целого.

Отечественный ученый Н. Н. Федотова считает, что любые определения интеграции не универсальны, так как они учитывают очень немногие из элементов, функционирующих в социуме. Социальную интеграцию учёный рассматривает как совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих элементов в социальную общность, целое, систему, формы поддержания социальными группами определённой устойчивости и равновесия общественных отношений. При этом двумя наиболее важными подходами выделяет: интерпретацию интеграции на основе общих ценностей (Т. Парсонса) и на основе взаимозависимости в ситуации разделения труда (Э. Дюркгейм).

Интересная концепция социальной интеграции представлена в исследованиях отечественных социологов Б. Г. Жогина, Т. Ф. Масловой, В. К. Шаповаловой. Согласно данной концепции, социальная интеграция выступает как характеристика меры совпадений целей, интересов различных социальных групп, индивидов.

С точки зрения Д. В. Зайцева, рассмотрение учёными единства целей, ценностей, взглядов и убеждений индивидов в качестве одного из главных оснований их интеграции в общество является недостаточно правомерным, так как происходит объединение индивидов с различным габитусом. Учитывая, что каждый человек имеет свою собственную систему взглядов, ценностей, предпочтений, а процесс интеграции в общество предполагает, прежде всего, организацию совместной деятельности на основе межличностного взаимодействия, взаимоадаптирования, её и необходимо, считает автор, рассматривать в качестве определяющего признака социальной интеграции .

Таким образом, пространство социальной интеграции способствует развитию коммуникативной культуры человека, предоставляет возможность для сознательного и бессознательного обучения необходимым, адекватным и продуктивным практикам социального интеракционирования посредством освоенных ранее социальных ролей и формирует у индивида социальное поведение, ожидаемое обществом и обусловленное социальным статусом, то есть социальной позицией, связанной с определёнными правами и обязанностями и культурными нормами. В целом, социальная интеграция сводится, во-первых, к объединению людей на основе существования общих ценностей и взаимозависимости, а во-вторых, к возникновению межличностных связей, практик взаимодействия, взаимной адаптации между социальными группами и интегрированными индивидами. При этом уровень интеграции, с точки зрения Э. Дюркгейма, определяется степенью испытываемого индивидом чувства принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений.

Анализируя и обобщая взгляды исследователей, непосредственно касаю-

щихся проблем интеграции, приходим к выводу, что существует множество теорий, которые в основном можно свести к двум подходам: а) теории о развитии и функционировании общественной системы как цельности, в совокупности сложных взаимосвязей, возникающих между различными подсистемами общества (Э. Гидденс, О. Конт, Н. Луман, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.); б) теории о возникновении и развитии взаимоотношений между индивидом и обществом - усвоение ценностно-норматив-

ной системы общества (Э. Дюркгейм, И. К. Кули, Ю. Хабермас и др.). Однако цельной и единой теории, которая объясняла бы, какие основания являются универсальными для интеграции как индивида, так и общества в целом, нет.

Понятие «социальная интеграция» можно рассматривать, с одной стороны, как процесс активного включения индивида в социальную жизнь общества, а с другой стороны - как процесс активного усвоения индивидом общественных норм и ценностей.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов. М. : Аспект-Пресс, 2000. 373 с.

2. Антикризисное управление: учебник / под ред. Э. М. Короткова. М. : ИНФРА-М, 2000. 432 с.

3. Большой социологический словарь. М. : Вече, 1999. Т. 2. 544 с.

4. Герасименко О. А., Дименштейн Р. П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А. А. Цыганок. М. : Теревинф, 2001. 7 с.

5. Джери Д. Большой толковый социологический словарь. М. : Вече Аст, 1999. Т. 1-2 (А-О, П-Я). 544 с.

6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М., 2000. 433 с.

7. Голенкова З. Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. № 9. С. 27-34.

8. Зайцев Д. В. Социально-образовательная интеграция нетипичных детей: современные тенденции и перспективы // Российское общество и социология в ХХТ веке: социальные вызовы и альтернативы: в 3 т. М. : МГУ, 2003. Т. 2. 594-595 с.

9. Мартыненко А. В. Медико-социальная работа в России: основные положения концепции // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998. № 2. С. 9-12.

10. Меринова В. Н. Особенности интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. социол. наук. Иркутск, 2007. 176 с.

11. Мид Дж. Г. Азия. Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. М. : Изд-во МУБиУ 1996. 234 с.

12. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992. № 9. С. 35-38.

13. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. М., 1996. 151 с.

На сегодняшний день существуют различные определения интеграции. Капустин А.И. рассматривает интеграцию (от лат. Inteder - целое) как процесс воссоединения, объединения в целое ранее разрозненных частей .

С точки зрения психологии интеграцию принято рассматривать как внутригрупповой процесс, а именно - создание внутреннего единства, сплоченности, которая выражается в коллективистской идентификации, сплоченности группы в ее ценностно-ориентационном единстве, в возложении и принятии ответственности за успех и неудачи в совместной деятельности .

В специальной педагогике вопрос определения интеграции считается дискуссионным. Некоторые авторы (Л.М. Шипицына, Д. Лауве) считают интеграцию целью обучения и воспитания детей с нарушениями развития, другие (В.З. Кантор, Р.П. Дименштейн, Н.М. Назарова) говорят о том, что интеграция это, прежде всего, процесс. Говоря о социальной интеграции следует четко разграничить понятия абилитации, адаптации, реабилитации и социализации детей с особым развитием.

Для дальнейшего обсуждения нам необходимо уточнить ряд используемых понятий.

Абилитация - создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, позволяющего личности реализоваться в данном сообществе . Речь идет о развитии у ребенка их функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у «особого» ребенка могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов.

Понятие «абилитация» следует отличать от более известного «реабилитация», под которым понимается возвращение некогда утраченных возможностей .

Реабилитация - это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребенка с особым развитием в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. Реабилитация осуществляется с помощью медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефектов развития, а также специального обучения, воспитания и профессиональной подготовки .

Адаптация - собственно реализация в данном сообществе накопленного социального потенциала . Это активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе .

Интеграция - это процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом .

Иногда приходится слышать об «интеграции в …». Если речь идет о том, что «кто-то кого-то во что-то интегрирует», на самом деле имеется ввиду абилитация вместе с последующей адаптацией, но не интеграция, как таковая.

Дименштейн Р.П. говорит о том, что интеграция это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду .

Эту точку зрения поддерживает Кантор В.З.: интеграция представляет собой двусторонний процесс, предполагающий взаимное сближение, встречное движение двух социальных субъектов - инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные организационно-функциональные, морально-психологические и другие условия для такого включения .

Абилитация, адаптация и собственно интеграция могут рассматриваться как этапы единого сложного процесса интеграции.

В существующей образовательной системе помощь «особым» детям сосредоточилась на достижении адаптации, что подразумевает в основном некоторую локальную «работу над дефектом», в то время как полноценная работа по развитию и обучению предполагает смещение акцента на интеграцию .

В учреждениях специального образования чаще всего достигается абилитация, а не интеграция, а во многих случаях - просто приспособление путем тренировки.

В настоящее время в развитых странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т.е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами» .

Основная цель системы образования для детей с нарушением интеллекта - максимально возможная социализация. При этом под социализацией Л.М. Шипицына подразумевает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы .

Командирова Л.А. отмечает, что социализацию принято понимать как процесс усвоения ребенком принятых в обществе правил и норм поведения, взаимодействия, реализации своих возможностей .

Социализация включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное); социальную зрелость (трудовую активность); завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

Конечная цель специального образования детей с физическими и психическими отклонениями - полное интегрирование в обществе, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, как отмечает Л.М.Шипицына. Исходя из данного высказывания, мы видим, что Шипицына Л.М. относится к той категории авторов, которые считают интеграцию целью специального обучения и воспитания детей с особым развитием .

Как отмечает Б.П. Пузанов , для успешной интеграции в обучении и воспитании людей с нарушением интеллекта необходим перенос акцента с принципа нормализации на другой важный принцип - «качества жизни». Он раскрывает значение принципа нормализации, как «вовлечения инвалидов в нормальную жизнь среди здоровых людей, а для общества - помощь инвалидам в продуктивной деятельности. В основе данного принципа лежит подход к умственно отсталому инвалиду как к обычному гражданину, как к человеку, у которого, как и у всех других, есть свои проблемы . Под принципом качества жизни понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права лиц с особым развитием для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

Л.М. Шипицына выделяет две формы интеграции: социальная и педагогическая (учебная).

Социальная интеграция (интеграция в обществе) предполагает социальную адаптацию ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Как отмечает Л.М. Шипицына, существует два подхода к интеграции в общество лиц с особым развитием . Первый подход предполагает приспособление ребенка с особым развитием к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему невозможно добиться желаемых результатов, тем более, что процесс социализации личности двусторонний. Кроме того, ребенок с особыми потребностями в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником данного процесса.

Второй подход предполагает кроме подготовки ребенка с особым развитием к вхождению в общество также и подготовку общества к принятию этого ребенка.

При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушением развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция может быть губительной для обеих сторон.

Если аспекты первого направления уже разрабатываются, то пути реализации второго направления только нащупываются, к ним только-только подступают.

Интеграция в общество людей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

  • - Воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии;
  • - Активное участие в данном процессе самого человека с отклонениями в развитии;
  • - Совершенствование самого общества, системы социальных отклонений, которая в силу определенной жестокости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей.

Герамиселенко О.А. отмечает, что интеграция - это сложный процесс, это тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его в переходу на следующий уровень .

Н.М. Назарова дает следующее определение: интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей. В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и др.) .

Д. Лауве отмечает, что интеграция как включение в общество, подразумевает под собой развитие общения, мышления и накопление социального опыта, на основе которых формируется социальное и эмоциональное развитие ребенка. По мнению Д. Лауве, ошибочно трактовать интеграцию с точки зрения предоставления детям с проблемами в развитии возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, дополнительных средств и условий обучения, воспитания, лечения .

Как считает В.З. Кантор, одним из важнейших факторов социальной интеграции детей с проблемами в развитии является подготовка общества к их принятию. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможностями в развитии и приспособление среды обитания для этой категории детей.

Педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное или интегрированное обучение).

Б.П. Пузанов определяет интегрированное обучение как обучение детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми .

В свою очередь А.Д. Гонеев дает следующее определение интегрированного обучения - это совместное обучение лиц имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов специалистов .

В настоящее время в России развиваются две основные модели педагогической интеграции: интернальная и экстернальная. Интернальная - это интеграция внутри системы специального образования. Например, дети с нарушениями интеллекта, имеющие дополнительные нарушения (например, нарушения сенсорной сферы), интегрированы в соответствующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих (слабослышащих) или слепых (слабовидящих) детей, где обучаются в отдельных классах. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования.

Выделяются формы интегрированного обучения в зависимости от страны:

  • - Итальянская: дети с особым развитием и нормально развивающиеся дети обучаются совместно. В итальянской системе образования нет специальных классов и школ;
  • - Германская: обучение по Маингеймской системе, которая включает в себя специальные классы при общеобразовательной школе и классы содействия в результате успешного обучения в которых, ребенок может перейти в обычный класс;
  • - Голландская: в настоящее время существует движение «ближе к массовой школе», которое предполагает в течении 20 лет преобразовать школы для умственно отсталых детей и для детей с задержкой психического развития в интегрированные школы для обеих категорий детей;
  • - Шведская: специальные классы размещаются в тех же зданиях, что и общеобразовательная школа. Идея интеграции и предотвращение негативного отношения к детям с проблемами в развитии осуществляется в дошкольном возрасте;
  • - Американская: широко представлена практика интегрированного обучения детей с нарушениями в общеобразовательных классах совместно с их сверстниками при обеспечении необходимыми услугами специального образования, осуществляемыми непосредственно в обычном классе;
  • - Английская: совместное обучение в одном классе детей с особым и обычным развитием. В некоторых частях страны процесс интеграции снижается, это связано с тем, что многие родители понимают, что массовая школа не имеет достаточных возможностей для оказания помощи детям с нарушениями в развитии;
  • - Русская: требуется научная проработка различных моделей интегрированного обучения:
    • а) обучение одного ребенка или группы детей с проблемами в условиях обычного класса массовой школы (совместное обучение);
    • б) создание специального (коррекционного) класса в массовой школе (раздельное обучение); интеграция педагогика ребенок нарушение
    • в) обучение по разным программам в рамках одной школы с динамической психолого-педагогической диагностикой и гибким переходом на программу, соответствующую возможностям.

Специальные классы могут быть созданы для определенной категории детей (например, с нарушением слуха, зрения, задержкой психического развития, умственной отсталостью, церебральные параличи и др.) или объединять различные категории детей с отклонениями в развитии (например, с задержкой психического развития и умственной отсталостью, сложным косплексным нарушением и др.).

Совместное обучение в одном классе более эффективно для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе.

Для детей с тяжелыми формами нарушений в развитии, например, с умственной и тяжелой умственной отсталостью возможна только социальная интеграция и частично интернальная форма педагогической интеграции.

Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них психических нарушений и эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего в той среде, в которую ребенок интегрируется. Значит, эффективность социальной интеграции детерминируется, во-первых, готовностью детей с проблемами в развитии войти в жизнь общества нормально развивающихся людей в качестве полноправных ее участников и, во-вторых, готовностью данного общества принять лиц с проблемами в развитии в таком качестве.

Исходя из вышеприведенных определений, можно сделать вывод: интеграция в общество детей с особым развитием это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей с нарушениями при активном их участии и обеспечения адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытия как личности.

- англ. integration, social; нем. Integration, soziale. 1. Процесс превращения относительно самостоятельных малосвязанных между собой объектов (индивидов, групп, классов, государств) в единую, целостную систему, характеризующуюся согласованностью и взаимозависимостью ее частей на основе общих целей, интересов и т. д. см. АССИМИЛЯЦИЯ. 2. Соц. сплоченность. 3. Принятие индивида другими членами группы.4.В дефектологии - успешная социализация индивида, преодолевшего негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

  • - включение вирионной НК вируса в хромосомную ДНК клетки-хозяина...

    Словарь микробиологии

  • - процесс упорядочения, согласования и объединения структур и функций в целостном организме, характерный для живых систем на каждом из уровней их организации...

    Словарь ботанических терминов

  • - объединение отдельных частей в целом, а также процесс, ведущий к такому объединению...

    Начала современного Естествознания

  • - культурная состояние внутр...

    Энциклопедия культурологии

  • - как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также...

    Психологическая энциклопедия

  • - процесс, с помощью которого части соединяются в целое...

    Словарь по аналитической психологии

  • - , сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов...

    Философская энциклопедия

  • - англ. integration; нем. Integration. 1...

    Энциклопедия социологии

  • - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями,...

    Экономический словарь

  • - объединение в одной организации неоднородных задач и операций...

    Справочный коммерческий словарь

  • - процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации...

    Словарь терминов антикризисного управления

  • - 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию...

    Политология. Словарь.

  • - в физиологии функциональное объединение органов и тканей, направленное на обеспечение какого-либо полезного для организма результата...

    Большой медицинский словарь

  • - этап процесса развития, связанный с объединением в одно целое ранее разнородных частей; состояние упорядоченности функционирования частей целого...

    Экологический словарь

  • - объединение в целое каких-либо частей, элементов...

    Большой экономический словарь

"ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ" в книгах

Интеграция

автора Рэфф Рудольф А

Интеграция

Из книги Эмбрионы, гены и эволюция автора Рэфф Рудольф А

Интеграция В своем анализе переворотов в науке Томас Кун (Thomas Kuhn) высказал мнение, что главная отличительная черта этих переворотов - изменение взгляда на мир, или то, что Кун называл парадигмой. Наблюдения, которые прежде было трудно истолковать, укладываются теперь в

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

Интеграция

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Интеграция Прямая и обратная интеграция. Компания может работать в любом звене цепочки формирования стоимости. Когда компания работает на участках, отдаленных от начала цепочки, говорят о прямой интеграции по отношению к потребителю. Если, например, владелец фруктового

ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ИНТЕГРАЦИЯ Хотя многие организации используют разные программы для учета заработной платы и управления персоналом (первые обычно находятся в ведении бухгалтерии), многое можно сказать в пользу комплексной системы. Она делает пользование одной общей базой данных

Интеграция

Из книги Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса автора Вербах Кевин

Интеграция Мы предоставили вам уже достаточно много общей информации об игровых элементах. На данный момент вся эта информация может показаться несвязной. Мы сделали лишь небольшие наброски различных видов игровых элементов, чтобы вы поняли, что существует огромное

ИНТЕГРАЦИЯ

автора Страссман Рик

ИНТЕГРАЦИЯ Завершающая часть ритуала приема аяхуаски называется интеграцией. Утром после сеанса важно чувствовать себя свободно, чтобы писать, рисовать или медитировать. Время, следующее за сеансом, является особенно творческим по многим причинам. Участники чувствуют

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Одним из самых поразительных результатов приема аяхуаски является социальная интеграция, проявляющаяся в глубоком чувстве признательности, которую обычно участники выказывают друг другу - будто каждый из них способен воспринимать сокровенную

ИНТЕГРАЦИЯ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

ИНТЕГРАЦИЯ Даже после вполне успешных сеансов возникает обескураживающий вопрос: что делать со всей этой информацией? В ответ можно сказать: «А теперь самое трудное…». Давайте спросим себя, хочется ли нам совершить еще одно путешествие. И мы можем удивиться, если решим

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

7.1. Социальная структура и социальная стратификация общества Совокупность социальных слоев и групп образует социальную структуру общества.Различные направления и школы социологии по-разному смотрят на образование классов и социальных слоев, на социальную структуру

Эволюция, социальная интеграция и свобода

автора Турчин Валентин Фёдорович

Эволюция, социальная интеграция и свобода В "Феномене науки", рассматривая эволюцию в терминах метасистемных переходов, я пришел к некоторым выводам относительно перспектив эволюции человеческого общества, роли науки в этом процессе и религиозно-этической концепции,

Социальная интеграция в СССР и в западных странах

Из книги Инерция страха. Социализм и тоталитаризм автора Турчин Валентин Фёдорович

Капитализм и крупномасштабная социальная интеграция

Из книги Национализм автора Калхун Крэйг

Капитализм и крупномасштабная социальная интеграция Создание мировой системы государств было неразрывно связано с экспансией капитализма (Wallerstein 1974–1988). Государство не только содействовало этой экспансии, но и было ответом на нее (Anderson 1974; Kennedy 1987). И стремление к

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

4.12. Социальная интеграция

Из книги Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции автора Турчин Валентин Фёдорович

Процессы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, с инвалидностью берут свое начало с момента возникновения человеческого общества и пронизывают все периоды его развития. В целях нашей работы необходимо подробнее остановиться на проблемах и специфике институциализации социальной интеграции детей с отклонениями в психофизическом развитии. Выделение данного направления нашего исследования обусловлено необходимостью проверки обоснованности выдвинутой гипотезы о том, что практики социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями не является феноменом последних десятилетий, а органично вплетены в процесс эволюции человеческого общества.

На основе системного анализа эволюции социокультурного отношения к нетипичным людям, можно выделить основные этапы становления и особенности системы социальной помощи в процессе интеграции в общество таких лиц. Социальная интеграция - это процесс включения индивида в общество, объединения человека с другими людьми на основе интериоризации им общих ценностей и установок. Учитывая, что человек усваивает социокультурный опыт прежде всего в ходе воспитания и обучения, правильно будет рассмотреть процесс интеграции детей с ограниченными возможностями в общество сквозь призму таких агентств социализации как семья и образование. Это связано с тем, что задачей данных институтов выступает обучение ребенка правилам жизнедеятельности в обществе, моделям построения продуктивных межличностных отношений.

В процессе развития человечества можно выделить три этапа, характеризующие эволюцию социального отношения к интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество.

Первый этап : от безразличия и дискриминации к толерантности и социальному призрению лиц с отклонениями в развитии (2,5 млн. лет назад - XIV в.н.э.).

Второй этап : от социального призрения к осознанию возможности социальной интеграции и адаптации лиц с отклонениями в развитии через образование (XV в. - нач. ХХ в.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: