Развлечение на тему: Сказки в детском саду. Старшая группа

Сачкова Надежда Сергеевна
Методика работы со сказками в детском саду

Методика работы со сказками в детском саду

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны : отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Главное - заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Современному ребенку мало прочитать сказку , раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки , вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки , оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.

Принципы работы со сказками :

Принцип Основной акцент Комментарий

Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача : показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки .

Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача : показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача : кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных .

Знакомя детей со сказкой , необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка . И постепенно запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки . Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки . Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки . Дети данного возраста легко запоминают сказки .

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой . Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения : лавочка - деревянная длинная скамейка, скалочка - деревянная каталочка, которой раскатывают тесто сказке "Лисичка со скалочкой") и др.

Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например : сдуру - не подумав, бранится - ругается, насилу нашел - долго искал (сказка "Лиса и козел"; кинулась туда- сюда - в разные стороны; кликала - звала ("Гуси - лебеди") .

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке , которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки , можно вторично рассказать сюжет , содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшем возрасте дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное) . Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки , сравнивают их между собой, объясняют специфику.

С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке . Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкой "Снегурочка" можно начать с беседы. "Кто из вас любит зиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. - Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка". Затем педагог задает детям следующие вопросы : " Что я прочила рассказ или стихотворение ? А как вы узнали, что это сказка ? Кто вам понравился в сказке ? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?".

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления , а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.

В своей группе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы работы со сказкой : кроме НОД, это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.

Во-первых, перед началом НОД с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.

Цель - создать комфорт и заинтересованность.

Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку ", "Где живет сказка ?" и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.

Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.

В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку , ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (например : сказка «Золушка» - игра "Перебери крупу", образная игра "Варим кашу", создаем с помощью подручных средств задуманный образ и учим выражать его вербальными и невербальными средствами.

Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.

В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.

Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.

1. Выразительные движения

Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома " П. И. Чайковского.

Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

2. Проблемные ситуации

(от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса :

Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева) .

Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена") .

Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц" русская народная сказка ) .

3. Творческие задания

могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки )

Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

Рассказать знакомую сказку по кругу .

Разыграть сказку . Дети распределяют роли.

Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии) .

Оформление книги "Полезные сказки " (обложка, иллюстрации) .

Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага) .

Разыгрывание придуманных сказок .

Могут быть и другие творческие задания

Сказки , но по-новому

Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах

Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Узнай сказку по песенке героев

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку

Вместо известной концовки сказки надо придумать свою . Дети учатся фантазировать, размышлять.

Нарисуй сказку

Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам , используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому) .

Игровые задания

При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей

Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.

Умение согласовывать свои действия с действиями другого.

"Варим кашу". Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа) . На слова :

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

"продукты" по порядку входят в круг - "горшочек".

Каша варится (дети по очереди привстают, говорят : "пых") . Огонь прибавляют (начинаю говорить "пых" в убыстренном темпе, почти подпрыгивая) .

Кашу помешивают (все идут по кругу)

Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются) .

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Предлагаем дидактические игры :

"Составить портрет героя сказки " (Художественное, эмоциональное развитие)

"Треугольник и квадрат" (математическое развитие)

"Хорошо плохо"(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов : С. Михалков "Три поросенка").

"Добрые - злые" (развитие эмоций, изобразительных навыков) .

По моему мнению, очень важна искренняя заинтересованность воспитателя в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Но главное не перехвалить! Привлекать к оценке самого ребенка :

Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.

Т. Лукашова. Рассказ «Про медвежонка»

Жил-был был один медвежонок. У него было много игрушек. Позвал он к себе во двор играть зайчонка. Стали они из кубиков дом строить. Не понравилось медвежонку, как зайчонок стены строил, он закричал: «Не так надо строить!» – и сказал зайчику обидное слово. Не захотелось больше зайчонку с медвежонком играть, и ушел он.

Скучно медвежонку одному – позвал он лисенка. Захотели они на велосипеде покататься. Не сумели договориться друзья, кто первый будет кататься, и снова медвежонок наговорил неприятных слов лисенку. Заплакал от таких слов лисенок и ушел. Вышла мама медвежонка и сказала ему...И понял тогда медвежонок…

Решил он извиниться перед друзьями и послать им по почте открытки.

Мальчик Огонек.

Жил на свете маленький горячий Огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят.

Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, – сказала Фея, – тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.

Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил.

Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, речке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет мальчишка, уже и голова его едва видна над водой.

Что делать?

Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька».

Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас.

Остались на песке только черные угольки.

Все это с высокого неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на угольки и снова превратило их в мальчика- Огонька, у которого было большое любящее сердце.

О. Хухлаева. Сказка «Хочу быть счастливым»

Жил-был котенок, который очень волновался, вырастет ли он счастливым. Поэтому он часто спрашивал у своей мамы:

Мам! Я стану счастливым?

Не знаю, сыночек. Я очень бы этого хотела, но сама не знаю, – ответила мама-кошка.

А кто знает? – допытывался котенок.

Может быть, небо, может быть, ветер. А может быть, солнце. Они далеко, им виднее, – отвечала мама, улыбаясь.

И тогда наш котенок решил сам поговорить с небом, ветром и солнцем. Залез он на самую высокую березу в их дворе и закричал:

Эй, небо! Эй, ветер! Эй, солнце! Я хочу быть счастливым!

Ты хочешь быть счастливым – значит, будешь счастливым!

Притча «Счастливая пора»

Когда-то давным-давно на вершине горы вырос золотой тюльпан. Стало людям известно от одного колдуна, что внутри бутона этого тюльпана спрятано человеческое счастье. И вот потянулись на вершину горы толпы людей и пытались открыть бутон – кто силой, кто хитростью, кто заклинаниями. Но не давалось им счастье в руки, и уходили люди ни с чем.

Однажды пришла к цветку бедная женщина, ведя за руку маленького мальчика. Она хотела всего лишь посмотреть на загадочный цветок. Но мальчик вдруг вырвался из ее рук, подбежал к блестящему на солнце цветку и весело засмеялся. (Смех ребенка записан на аудиокассету) .

И тогда случилось чудо – бутон раскрылся! То, что не смогли сделать сила или колдовство, сделал веселый смех ребенка! С тех пор детство стало самой счастливой порой в жизни человека.

Т. Рик. «Лекарство от плохого настроения»

Феи слетелись со всего сада. Шутка ли, маленькая принцесса Юленька заболела! И болезнь-то у нее необычная!

Это скука тоскливая, – определила болезнь Фея Ромашек.

Вовсе нет, это тоска скучная! – заспорила Фея Пионов.

Это грусть печальная! – вмешалась Фея Ночных Фиалок.

Нет-нет! Печаль грустная! – закричала Фея Маргариток.

Ах, о чем вы спорите! – возмутилась Фея Колокольчиков. – Девочка в печали! Весь день слезы льет.

Ей просто необходимо лекарство от плохого настроения! – заявила Фея Душистого Горошка.

Я предлагаю изготовить лекарство из лунного света, – сказала Фея Ночных Фиалок, – для этого надо собрать лунный свет в чашечку, поставить его в холодное место, чтобы он загустел, а потом принимать по две капли три раза в день.

От лунного света еще больше плакать хочется! – возразила Фея Жасмина. – Лучше готовить из цветочной росы.

Ну нет, – наморщила нос Фея Пионов, – от цветочной росы веселья не прибавится. Лучше из аромата розы.

А я предлагаю обрадовать нашу девочку, – сказала Фея Ромашек. – Подарить ей новую куклу.

Не развлечет ее кукла, – печально вздохнула Фея Жасмина, – она же принцесса! У нее этих кукол – пруд пруди!

Может быть, звездопад устроить? – предложила Фея Ночных Фиалок.

Ее рано спать уложат, не увидит наша девочка звездопада, – вздохнула Фея Колокольчиков.

Но пока цветочные феи спорили, в дверь дома, где жила принцесса Юленька, позвонили. На пороге стоял синеглазый мальчик Максимка.

Дождь уже кончился, – сказал он, – сейчас радуга появится. Пойдешь со мной по деревьям лазить?

Пойду! – обрадовалась принцесса Юленька.

И надо же – плохое настроение само собой куда-то улетучилось!

(Воспитатель по ходу сказки может на фланелеграфе выкладывать персонажей: Фею Пионов, Фею Маргариток и т.д., сначала плачущую принцессу, а в конце, после появления мальчика Максима, улыбающуюся принцессу; можно изменить цвет ее платья).

М. Пляцковский. «Урок дружбы»

Жили-были два воробья, которых звали Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал аккуратно в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.

Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

Не надо… Зачем? – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь!

Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверное, прав, – ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал:

Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок…Дружбы!

    Какой урок Дружбы? – не понял Чик.

А.Митяев. «Велит почтение»

Дети сказали отцу:

Мы заметили: когда приходят бабушка и дедушка, ты встаешь и не садишься, пока они не сядут. Почему так?

Родители кормили меня, одевали, учили, растили, воспитывали, – ответил отец. – За все это у меня к ним уважение и почтение. Оно-то и велит мне стоять.

А почему люди стоят, когда исполняется Гимн? Тоже велит почтение?

Да. Почтение к нашей Родине. Мы дышим ее воздухом. Пьем ее воду, едим хлеб, собранный с ее полей. Мы гордимся ее историей и сегодняшними делами, верим в ее прекрасное будущее. А Гимн – это торжественная песнь Родине. Как же не встать, когда исполняется Гимн!

Мы всегда будем слушать Гимн стоя, – сказали дети отцу.

Конечно, – сказал отец. – Но почтение еще велит выучить Гимн наизусть. Когда люди поют Гимн, они торжественно обещают любить Родину.

В. А.Сухомлинский «Цветок и снег» .

Это было зимой. Вера каталась на санках. Возвращаясь домой, она нашла возле куста сирени сломленную веточку.

Вера взяла веточку, принесла домой. Налила в кувшин воды, поставила в него ветку сирени.

Через несколько дней распустились почки, появились зеленые листочки.

Однажды Вера посмотрела на зеленую веточку и всплеснула руками от радости. Между листочками зацвел фиолетовый цветок.

Девочка поставила кувшин с зеленой веточкой на окно. Ей показалось, что веточка со страхом смотрит на снежный ковер.

Вера внимательно – внимательно посмотрела на цветок, а потом сказала: «Не грусти, веточка, скоро весна».

В. Сухомлинский «Потребность человека в человеке»

Воспитатель читает рассказ в сокращении.

Однажды в выходной день пошли в лес всей семьей: отец, мать, пятиклассник Толя и четырехлетний Саша. В лесу было красиво и весело. Родители показали детям поляну, на которой цвели ландыши.

Рядом с поляной рос куст шиповника. На нем зацвел первый цветок – розовый, ароматный. Вся семья села под кустом. Отец читал интересную книгу.

Вдруг послышался грохот грома. Упали первые капли, а потом дождь полил как из ведра.

Отец отдал свой плащ маме, и дождь был ей не страшен. Мама отдала свой плащ Толе, и дождь ему стал не страшен.

Саша спросил:

Мама, почему это так: вам отдал свой плащ папа, Толю своим плащом одели вы, а меня своим плащом одел Толя? Почему каждый не надел свой плащ?

Каждый должен защищать того, кто слабее, – ответила мама.

А я почему никого не защищаю? – спросил Саша.– Значит, я самый слабый?

Если ты никого не защищаешь, ты действительно самый слабый, – с улыбкой ответила мама.

Но я не хочу быть самым слабым! – решительно сказал Саша.

Он подошел к кусту шиповника, отвернул полу плаща и прикрыл розовый цветок шиповника: ливнем уже оторвало два лепестка, цветок поник – слабый, беззащитный.

Теперь я не самый слабый, мама? – спросил Саша.

    Да, теперь ты сильный и мужественный, – ответила мать.

Т. Лукашова. Сказка про ежика

Жил-был ежик. В лесу никто не хотел с ним дружить.

«Посмотри, какой у меня красивый пушистый хвост, – говорила лиса.– Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты!»

«Ты слишком маленький, – говорил ему медведь.– Я могу раздавить нечаянно тебя одной лапой!»

«Ты такой неуклюжий. Не попрыгаешь с тобой», – пищал заяц.

Однажды утром ежик, как обычно, отправился на лесную поляну поискать себе грибов и ягод на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса, за которой гнался охотник. Ежик свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые иголки ежа и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела убежать, а ежик спрятался за куст.

Спасая лису, он повредил себе лапку. Совсем грустно стало ежику: как же он будет грибы и ягоды собирать? Он еле-еле добрался до своей норы. А там его уже ждала лиса:

«Спасибо тебе, ежик, за то, что ты спас меня! Ты очень смелый! А еще у тебя очень чуткое и отзывчивое сердце! Ты настоящий друг!»

Лиса приносила ему лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у ежика болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок. У него был настоящий друг.

Однажды ежик встал рано утром, собрал цветы и подарил их лисе со словами: «Спасибо тебе, лиса, и за твою чуткость и отзывчивость!»

На кого в этой сказке, дети, вы хотели бы быть похожими и почему?

У кого из героев сказки чуткое, отзывчивое сердце?

«Рассказ про Маленькую девочку »

Одна Маленькая девочка хотела скорее стать взрослой. Для этого она сначала решила, что если наденет такую же одежду, как у взрослых женщин, то сразу превратится в тетю. Девочка достала из шкафа мамино платье и туфли, нарядилась в них и стала смотреться в зеркало. Ей показалось, что хорошо бы еще сделать прическу, как у мамы, и подкрасить реснички. Девочка так и поступила. После этого она снова посмотрела в зеркало и увидела...

«Нет,– решила Маленькая девочка, – одними платьями и прическами здесь не обойдешься. Надо подумать, что еще делают взрослые. Вот мама, например, варит обед. Надо и мне приготовить обед!» И она живо принялась за дело.

Но – странные вещи! Морковка никак не хотела мыться, а картофель – чиститься, капуста же так растопырила свои листья, что к ней вообще было страшно подступиться... А вода на плите хоть и вскипела, но была совершенно не похожа на мамин вкусный борщ...

«Нет,– решила Маленькая девочка, – папе такой обед вряд ли понравится!»

И она подумала, а не лучше ли пойти погулять во двор? Когда девочка спускалась по лестнице, навстречу ей поднималась бабушка с тяжелой сумкой.

Странное дело! Ноги сами остановились, а язык сказал: «Бабушка! Давайте, я вам помогу!» Старушка так устала нести тяжелую ношу вверх, что согласилась отдать один сверток из сумки. Когда девочка проводила бабушку до ее квартиры, та сказала: «Спасибо! Какая взрослая у твоих родителей дочка! Наверное, они этому очень рады».

И тут Маленькая девочка почувствовала себя и вправду взрослой, хотя не было на ней ни маминого платья, ни высоких каблуков. «Странное дело, – подумала девочка, – я совсем не выросла и почти ничего делать не умею так, как взрослые, а меня назвали взрослой!»

И она спросила об этом у старушки. Та ответила: «Ты вела себя так, как взрослая».

Т. Лукашова. «Попугайчики»

Одной девочке очень понравились попугайчики в зоомагазине. Она попросила маму купить клетку и попугайчиков домой. «Но ведь нужно ежедневно кормить, чистить клетку и менять воду, – сказала мама, – а мне некогда, ведь я каждый день на работе. Я устаю, и мне хочется отдохнуть, когда же я буду заботиться о попугайчиках?»

«Нет! Нет, мамочка! Не переживай, это я буду о них заботиться», – сказала девочка.

И вот попугайчики переселились в дом и стали весело щебетать и радовать всю семью. Но прошел один, другой день, и попугайчики перестали весело щебетать, сидели понурые и ждали….

Как вы думаете, кого они ждали? –

Конечно, девочку, которая все чаще и чаще убегала поиграть, забыв….

Да, покормить попугайчиков.

Однажды мама пришла с работы, смотрит – у попугайчиков нет ни воды, ни корма – и сказала своей дочке…

Стыдно стало девочке, и она пообещала маме…

Сказка «Теремок» на новый лад
(с участием педагогов, детей, родителей).

Цель: создание условий для творческого развития и самореализации педагогов, родителей, детей.
Нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с семьей: включение родителей в совместные театрализованные представления.
Действующие лица:
Солнышко,
Соловьи (количество – по желанию).
Дед,
Баба,
Теремок – двое исполнителей, в руках которых большие платки, при помощи которых они изображают крышу Теремка,
Комар,
Мышка,
Лягушка,
Лиса,
Волк,
Медведь.

Пояснительная записка.
Такую сказку-экспромт можно разыграть на любом празднике, развлечении. В нашем детском саду сказка была разыграна на конкурсе «Папа, мама, я – читающая семья»,
Учитывая обстоятельства, в сказку можно добавить ещё героев (если будет большее количество желающих принять участие в театрализации) или, наоборот, некоторых героев убрать (если исполнителей будет не хватать).
Сказку рассказывает рассказчик. Герои сказки выходят и выполняют действия по тексту. Перед выходом каждого героя звучит определённая музыка, подобранная музыкальным руководителем.
Ход представления.
Под музыку выходят первые участники представления, которые изображают Теремок.
Рассказчик: Утром Солнышко проснулось, спозаранку улыбнулось,
Стало солнышко светить, всех повсюду веселить.

Соловьи вокруг запели, звонкие раздались трели.
С добрым утром! С ясным днём!
Как мы весело живём!
Соловьи исполняют танец-экспромт.

Дед и Баба с утречка собрались у теремка.
Дом достроили, и вот отдыхать пришёл черёд.
На Канары собрались. Вот какая нынче жизнь!
Дед и Баба уходят.

Теремочек так хорош, нигде такого не найдёшь!
Окна здесь большие! Ставни расписные!
Из трубы идёт дымок. Кто же ступит на порог?

Вот Комарик прилетел, у окошечка присел.
В теремочек постучался, но ответа не дождался.
Стал он жить да поживать и гостей он начал ждать.

Мышка зёрна собирала, Теремочек увидала.
Постучалась в Теремок, принесла зерна мешок.
Напечёт она блинов, наготовит пирогов,
Будут сыты в Теремке и довольны будут все!

С дискотеки, шла Лягушка , лупоглазая девчушка.
Ну а Мышка с Комаром пропустили её в дом.

Долго ль времечко прошло — шла Лисица из кино.
Видит — в поле Теремок. Эй! Пустите на порог!
Буду я у вас здесь жить, танцам вас начну учить!

Серый Волк бежал тропою, что он видит пред собою?
Ой! Да это Теремок ! Он не низок, не высок.
Открывайте поскорей! Дожидаться нет мочей!
Ох, устал я, не могу! Отдохну, вам помогу!!

Шёл Медведь из-за болота. Видит – заперты ворота.
Открывайте, я – Медведь ! А не то буду реветь!
В Теремок Медведь ввалился, Теремочек развалился!
Разбежалось всё зверьё. Что же будет? Ё – моё!
Звери убегают, появляются Дед и Баба.

Что же делать? Как же быть? Где же Деду с Бабой жить?
Плачут, заливаются, с Теремком прощаются.

Но решил потом Дедок кредит взять на теремок
И построить новый дом — и с крылечком, и с двором!
Только чур! Не у болота! И пошла у них работа!
Помогало всё зверьё – развалили ведь жильё!
Выходят все звери.
Вот и новый Теремок! Из трубы идёт дымок.
Дедка с Бабою опять собралися отдыхать.
Ну а сказка, как мочало. Начинай опять сначала!

Название: Сценарий детской сказки в детском саду (с участием педагогов, родителей, детей). Сказка «Теремок» на новый лад.
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, семейные досуги, посиделки,

Должность: музыкальный руководитель высшей категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»
Месторасположение: Костромская область Костромской район село Шунга

Сказки – это прекрасный и удивительный мир открытий для детей. Все малыши любят сказки и верят в них. Ведь сказки учат маленьких читателей быть добрыми и справедливыми, заботливыми и дружелюбными, говорят о том, что добро всегда побеждает зло.

Д​ети любят не только «читать» сказки, но и «показывать» их, сочинять и рисовать. Поэтому неделя сказок в нашем детском саду прошла очень насыщено и интересно. Каждая возрастная группа подготовила и показала зрителям инсценировку любимой сказки. Ребята с большим удовольствием пели, играли, перевоплощались в того или иного персонажа сказок, переживая происходящие в них события, борясь со злом и всегда проявляя готовность прийти на помощь слабому. Музыкальные сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в окружающий ребенка мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.

Завершилась Неделя сказок викториной, где дети смогли применить свои знания, полученные на занятиях, отвечать на вопросы, связанные со сказками, угадывать мелодии из мультфильмов, играть в сказочные эстафеты и конечно получить приз!





















Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно.

Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - «воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие - ленивости, добро - злу, храбрость - трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.

Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

Главное - заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.

В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Принципы работы со сказками:

Принцип Основной акцент Комментарий
Осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям. В книге Сухомлинского «Сердце отдаю детям» есть рекомендации, как следует читать детям. Сказки дети должны слушать в обстановке, которая помогает более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на природе. Рассказы должны быть яркими, образными, небольшими. Нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать слово воспитателя, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому воспитателю надо уметь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога.

Сказки нужно использовать в воспитании детей, но возникает одна проблема: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей реальной жизни. Сухомлинский считает, что дети прекрасно понимают, что является волшебством, а что происходит в реальной жизни. Например, самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку,- сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись, рыбка, и мала и велика! («Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе» - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит («Лиса и тетерев»).

Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбку хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы.

Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи; Муж ищет исчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.).

Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.).

Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея - тонического демона («Победитель змея» и др.).

В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка.

Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных.

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка - деревянная каталочка, которой раскатывают тесто (в сказке «Лисичка со скалочкой») и др.

Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру - не подумав, бранится- ругается, насилу нашел - долго искал (сказка «Лиса и козел»; кинулась туда- сюда - в разные стороны; кликала- звала («Гуси - лебеди»).

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

Например, на занятии по сказке «Хаврошечка» воспитатель сначала рассказывает сказку, а затем беседует с детьми: «Почему вы думаете, что это сказка? О чем в ней говорится? Кто из героев сказки вам понравился и чем? Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается? Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его?» Эти вопросы помогают дошкольникам глубже понять основное содержание сказки, определить характер героев, выявить средства художественной выразительности (зачин, повторы, концовка).

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: » О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?».

С помощью вопросов можно выяснить какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов. Знакомство со сказкой «Снегурочка» можно начать с беседы. «Кто из вас любит зиму? Почему?- спрашивает педагог у детей. - Что вы зимой лепили из снега? А сейчас я вам прочитаю про девочку, которую звали Снегурочка». Затем педагог задает детям следующие вопросы: » Что я прочила рассказ или стихотворение? А как вы узнали, что это сказка? Кто вам понравился в сказке? Почему? Какая была Снегурочка? Как вы думаете, почему её так назвали?».

Таким образом, значение сказок в воспитании чувств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: