Схема железных дорог мира. Карта всех железных дорог мира

Железнодорожные магистрали проходят по всей территории России. По ним перевозят пассажиров и грузы, и по протяженности эти линии уступают лишь дорогам США. На сегодня общий километраж российских железнодорожных путей достигает 86 151 километров.

По интенсивности использования железнодорожные сети превосходят все страны Европы. Из-за своих больших размеров карта железных дорог России разбита на секции, подчиненные РЖД.

Общее описание

Считается, что первые российские железные дороги появились в 1837 году. В то время проложили рельсы между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Сегодня сети железнодорожных магистралей проходят по всей территории РФ, пересекают реки и границы других стран. На карте РЖД путей по России видно, что на поезде можно доехать практически в любой населенный пункт страны. Протяженность рельсов более чем в 2 раза длиннее протяженности экватора.

В Российской Федерации имеется 510 крупных станций, из них 45 особого назначения. Самый длинный в мире путь поезда проходит через Россию и Украину. Это маршрут Харьков - Владивосток, протяженность которого составляет 9722 км. Многие участки дорог электрифицированы для возможности движения электровозов, электропоездов и электросекций. Карту электрификации железных дорог России можно посмотреть и скачать в интернете.

Самая известная железнодорожная компания страны - это «Российские железные дороги» . Она была создана более 15 лет назад и сегодня активно развивается. У РЖД есть филиалы и дочерние компании, которые обеспечивают движение пригородных, пассажирских и грузовых поездов. В ее состав входит 17 крупных магистралей, и ежегодная прибыль составляет 180 миллиардов рублей.

Железнодорожная отрасль - одна из наиболее приоритетных в стране, за развитием которой внимательно следит российское правительство. От ее состояния зависит функционирование большинства сфер экономики. В настоящее время прокладываются новые магистрали и вводятся в действие дополнительные объекты.

Хотя большинство действующих вагонов и локомотивов было выпущено еще при Советском Союзе, сегодня старая техника меняется на новую, имеющую высокую скорость передвижения и хорошие условия для пассажиров.

Один из основных производителей поездов в нашей стране - «УралВагонЗавод». В этой сфере работают и другие предприятия.

На разных направлениях используются экспрессы, изготовленные за рубежом:

  • Allegro, производства Франции, - на направлении Санкт-Петербург - Хельсинки;
  • поезда с названием «Сапсаны» (Siemens) - на направлении Москва - Санкт-Петербург;
  • «Ласточки» (Siemens) - в Ленинградской области.

Линии дорог отмечены на физических и политических картах России. Их изучают в школьных классах, ученики наносят их на контурные карты.

Центральные и южные регионы

В настоящее время железнодорожное движение в центральных, западных и северных российских областях, а также на Урале обеспечивают несколько филиалов РЖД.

К ним относятся следующие магистрали:

  • Горьковская (ГЖД). Это дорога связывает Москву, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Киров. Она обеспечивает движение между Уралом, Сибирью и Поволжьем. Общая длина на магистрали составляет более 12000 км, она состоит из двух взаимосвязанных линий. Расстояние, которое можно преодолеть по ГЖД, - ­5331 км.
  • Куйбышевская (КбшДЖ). Дорога проходит от Подмосковья до Урала, а также до Казахстана. Она представляет собой две магистрали, протянувшиеся с запада на восток и с севера на юг.
  • Московская (МЖД). По этой трассе перевозят пассажиров и грузы по столице, Московской области и некоторым другим регионам. По МЖД можно доехать до Калининграда, а оттуда попасть в Западную Европу. Протяженность дороги составляет почти 9000 км.
  • Октябрьская (ОЖД). Магистраль проходит по северо-западным областям России, в том числе по линии между Санкт-Петербургом и Москвой. Она связывает 11 субъектов федерации.

  • Поволжская (ПвЖД). Соединяет юго-восточную часть Российской Федерации и соседние административные регионы. Ее другое название - Рязано-Уральская.
  • Свердловская (СвЖД). Объединяет европейскую и азиатскую часть России. Эта магистраль доходит до Заполярья, ее общая длина составляет 14000 км.
  • Северная (СЖД). Она тянется от центральных регионов до Заполярья. Линия необходима для жизнеобеспечения жителей Севера. Эксплуатация магистрали проходит в тяжелых климатических условиях.
  • Крымская (КЖД). Это самый короткий путь, не имеющий прямого соприкосновения с другими российскими магистралями. Он проходит по территории Крыма, его длина составляет 900 км.
  • Северо-Кавказская (СКЖД). Она проходит по Южному Федеральному округу и по контуру граничит с Азербайджаном, Грузией и Украиной. Имеет протяженность более 6000 километров.
  • Южно-Уральская (ЮУЖД). Этот путь связывает восточные и центральные районы Европы и Азии и пересекает границы Казахстана.

Сибирь и Дальний Восток

Самые длинные пути соединяют центр России с Сибирью и Дальним Востоком.

К ним относятся следующие железные дороги:

  1. Восточно-сибирская (В-СибЖД). Ее длина составляет 3848 километров. Магистраль охватывает Бурятию и прилегающие к ней регионы. Она обеспечивает сообщение со всеми районами Восточной Сибири.
  2. Дальневосточная (ДвЖД). Эта дорога проходит по территории Приморского и Хабаровского края, а также по прилегающим к ним регионам. Ее длина составляет почти 6000 километров и охватывает 40% территории России.
  3. Забайкальская (ЗабЖД). Она обслуживает юго-восточные регионы страны и на станции. Забайкальск соприкасается с железной дорогой Китайской республики. Протяженность магистрали составляет более 3000 км.
  4. Западно-Сибирская (З-СибЖД). Она связывает западные регионы России и Казахстан. Протяженность путей насчитывает почти 9000 км, из которых эксплуатируется 5602 км.
  5. Красноярская (КрасЖД). Линия связывает Транссиб и Южно-Сибирскую магистраль, Европу с Азией. По ней можно доехать до Хакасии. Общий километраж дороги составляет 4544 км.
  6. Транссиб, или Великий Сибирский путь, - одна из ключевых магистралей страны. Это самый длинный путь в мире, его протяженность составляет 9438 км. Благодаря работе Транссиба можно за неделю доехать из Москвы во Владивосток.
  7. Байкало-Амурская магистраль. Связывает Восточно-Сибирскую и Дальневосточную дороги, соединяет Ташкент со станцией Советская Гавань. Она создавалась как часть непостроенного Великого Северного пути.

Сервисы для построения маршрута

Российским железнодорожным транспортом каждый год пользуется 1 миллиард 300 миллионов пассажиров, то есть приблизительно каждый житель страны ездит по железной дороге 9 раз в год.

Нужно заметить, что это цифра ежегодно падает. В СССР, например, на каждого жителя приходилось 15 поездок в год, что можно объяснить ростом количества личного транспорта у населения.

Используя железнодорожные географические атласы России, можно проложить пути планируемого путешествия.

Но самый удобный онлайн-сервис, позволяющий увидеть полную карту железных дорог России в хорошем качестве на русском языке и определить маршрут, - это Google карты.

С их помощью можно:

  • рассчитать маршрут по заданным координатам;
  • просмотреть крупно интерактивные панорамы улиц различных городов, снятые с помощью спутниковой связи;
  • рассчитать время пути и расстояние для различных видов транспорта;
  • скомбинировать виды транспорта, чтобы выбрать наилучший вариант;
  • рассчитать альтернативные схемы путешествия;
  • посмотреть на картинке проблемные части дорог, где организовались пробки, при этом Гугл дает прогноз для разрешения ситуации.

Приложение Яндекс. Карты лучше работает в РФ. В нем находится подробная карта ЖД России с городами, изготовленная в режиме реального времени с помощью спутников. Сервис может показать на экране протяженность железных дорог, местоположение движущихся поездов и расписание движения составов на маршруте. Вместе с приложением Яндекс.

Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.

Датой основания железнодорожной системы России принято считать 1837 год. Первое полотно было проложено между тогдашней столицей империи Санкт-Петербургом и Царским селом. Спустя почти два столетия железнодорожные магистрали охватывают всю страну, обеспечивая не только грузовые, но также пассажирские перевозки практически в любую точку нашей Родины. Для этого на сегодняшний день проложен 86 151 километр рельс, и данная цифра постоянно увеличивается.

Общая информация

Традиционно сложилось, что в нашем государстве железнодорожный транспорт используется более интенсивно, чем, к примеру, в Европе. Железная дорога в России соединяет множество городов и насчитывает 510 крупных вокзалов, из них 45 имеют особое значение.

Для информации: Система железных дорог РФ по протяженности вторая в мире и уступает только Соединенным Штатам Америки. Но благодаря активному использованию более чем половины жд-полотна выводит нашу страну в мировые лидеры.

Крупнейшей и самой известной компанией в сфере железных дорог является ОАО «Российские железные дороги». Организация была основана 15 лет назад и на данный момент активно развивается. В ее состав включены 17 железных дорог, она приносит государству дохода в 180 миллиардов рублей ежегодно. Также «РЖД» имеют множество филиалов и дочерних компаний для обеспечения пригородных пассажирских и грузовых перевозок.

Железные дороги России и сопредельных государств

Используемые поезда

Правительство пристально следит за развитием данной отрасли, которая очень важна для нормального функционирования многих сфер экономики. В эксплуатацию вводятся новые объекты и прокладываются дополнительные полотна. Модернизируется подвижный состав – старые поезда заменяются на новые, что обеспечивает большую скорость и комфортность передвижения. Более подробную информацию о поездах и билетах можно узнать на официальном сайте ОАО «РЖД» в режиме онлайн .

Важно! На сегодняшний день на ЖД-дорогах используются локомотивы, вагоны и другие транспортные средства, выпущенные в Советском Союзе. Но постепенно происходит замена на новую технику, выпущенную на Уралвагонзаводе и других предприятиях.

Также используются импортные экспрессы:

  • Направление Санкт-Петербург-Хельсинки — Allegro (Франция, Alstom);
  • По Ленинградской области ездят «Ласточки» производства компании Siemens;
  • Направление Москва-Берлин обслуживается Тальго 250″, компания Patentes Talgo S.L.;
  • Направление Москва — Санкт-Петербург обслуживается «Сапсанами» производства Siemens.

Политика железнодорожных компаний, направленная на повышение качества услуг, предоставляемых пассажирам, позволяет с удобством добраться в любой регион нашей огромной Родины. Ниже будут представлены схемы жд-покрытия, актуальные на 2018 год, что позволит более тщательно спланировать маршрут поездки.

РЖД логотип

Карты, подробные схемы, описания железных дорог России

Карта железных дорог России очень большая. Она разделена на магистральные секции, которые подчинены РЖД. Ее филиалы обеспечивают железнодорожное сообщение в регионах. Ниже представлена краткая информация обо всех железных дорогах РФ с подробными картами:


Внимание! Официальный сайт, где можно узнать более подробную информацию о покупке билетов, графиках движения поездов и списке станций — http://ozd.rzd.ru

  1. ПВЖД также иногда называют Рязано-Уральской железной дорогой. Она обслуживает юго-восточную часть РФ и соседние регионы. Насчитывает чуть больше четырех тысяч колей. Дополнительная информация доступна на портале .
  1. Еще одним соединяющим звеном для европейской и азиатской частей России является СвЖД с протяжностью железнодорожного покрытия почти на 14 000 километров. Это одно из немногих железнодорожных покрытий, которые существуют в Заполярье.
  1. С центральных регионов до заполярья растянулась северная железная дорога, карта которой расположена ниже. Она эксплуатируется в очень тяжелых погодных условиях, но необходима для жизнеобеспечения многих людей, живущих в северных регионах. Всего длина ЖД-дороги насчитывает восемь с половиной тысяч километров. Всю недостающую информацию можно увидеть на официальном сайте .
  1. Усилиями сотрудников Северо-Кавказской железной дороги обслуживаются регионы Южного федерального округа. Всего СКЖД охватывает 11 субъектов, входящих в РФ, а также граничит с Республикой Азербайджан, Грузией и Украиной. Протяженность колеи более 6000 километров. Официальный сайт .
  2. Важнейшей в железнодорожном сообщении между регионами страны и соседними государствами является ЮВЖД. Она являются связующим звеном между восточными и центральными районами, граничит с Севером, Северо-западом, кавказским регионом и Украиной. По ней можно попасть в страны Закавказья. Оф.сайт .
  3. ЮУЖД связывает Европу и Азию. Она имеет в своем составе несколько железнодорожных магистралей. Также является важным структурным элементом для поездок в регионы Казахстана. Насчитывает 8000 километров. Официальный сайт .
  4. В составе дальневосточной железной дороги можно выделить Сахалинскую ж/д протяженностью 804 километра.

Транссибирская магистраль

Отдельно стоит упомянуть две магистрали — Байкало-Амурскую (БАМ) и Транссибирскую:

  1. Полотно БАМа соединяет между собой В-СибЖД и ДВЖД. При постройке планировался как часть Великого Северного железнодорожного пути, который так и не был воплощен в жизнь. Основная ветвь соединяет Ташкент со станцией Советская гавань. Начиная с 2013 года, разрабатывается план постройки ветки Тында - Хани, которая должна стать БАМ-ом 2. Ниже представлена карта Байкало-Амурской магистрали со всеми станциями в хорошем качестве.
  2. Транссиб, который также известен как Великий Сибирский путь, имеет протяженность более 9 000 километров и играет важную роль в экономике страны. В начале 21 века был полностью электрифицирован. Благодаря его работе из Москвы до Владивостока можно добраться всего за неделю.

Удобные сервисы для определения маршрута

Людям, желающим взглянуть на полную карту железнодорожных путей России, сделать окончательный выбор по определению пути лучше всего, воспользовавшись современными технологиями. В настоящий момент одним из самых удобных сервисов, который позволяет изменять масштаб и прокладывать путь из точки А в точку В, является приложение Google-карты.

Маршрут на сервисе Гугл

Что он умеет:

  • определить наилучший маршрут по заданным координатам;
  • сделать расчет расстояния и времени в пути при использовании различных видов транспорта;
  • указать на проблемные участки дороги. К примеру, где образовались пробки, идут ремонтные работы и т. д. Дается прогноз на время разрешения проблемы;
  • возможность расчета альтернативных вариантов путешествия;
  • комбинирование видов транспорта для выбора наилучшего варианта;
  • возможность панорамного просмотра улиц нужных городов и многое другое.

Чтобы проложить маршрут, следует выполнить следующие шаги:

  1. Зайдя на сервис, нужно переключиться в режим построения маршрутного пути и ввести нужные адреса в верхнее и нижнее поле. Первое будет пунктом отправления, а второе — пунктом прибытия.
  2. По завершении первого шага на карте появится синяя схема. Желтым цветом на ней будут выделены проблемные места. Красным обозначены очень сильные заторы.
  3. Также пользователь сможет узнать расстояние между пунктами отправки и прибытия и время в пути.
  4. Если проложенный путь чем-то вас не устраивает, можно воспользоваться альтернативным, который показан на карте серым цветом, как это видно из рисунка, представленного ниже. Это очень полезно, если на дороге возникла аварийная ситуация и поездка по ней невозможна, о чем сервис предупредит.

В отличие от многих видов общественного транспорта, по мнению многих, именно железная дорога обладает целым рядом преимуществ необходимых для осуществления любых путешествий. И в данном случае особо необходимо отметить как деловые, так и туристические поездки. Но для того, что бы безпроблемно осуществить ту или иную поездку, оптимальным её началом будет схема железных дорог того региона, куда вы собрались ехать. И если в свои годы, любая схема железных дорог, выполненная типографским способом, была где-то, из разряда определённого информационного дефицита, то на сегодняшний день, благодаря тому же интернету, посмотреть и распечатать любой участок, той же железной дороги России не представляет особых трудностей.

Немного истории и фактов

При этом справедливости ради стоить отметить, что первая схема железных дорог России относится к 1788 году и отображала первый в истории нашего государства железнодорожный путь от доменного цеха Александровского пушечного завода, что в Петрозаводске, к сверлильному цеху. Хотя её длина, явно не сопоставима с протяжённостью той же Байкало-Амурской магистрали, но факт остаётся фактом, а неопровержимые доказательства этому, как своего рода исторические артефакты, и на сегодняшний день являются украшением Исторического музея Петрозаводска.

В этом плане несколько меньше повезло , которая связывала столицу российской империи Санкт-Петербург с Царским селом. В историческом понимании этого вопроса от неё осталась только общая схема железных дорог России, на которой она помечена как небольшой участок Московско-Рыбинской железной дороги, которая была построена в 1900 году. Но в некотором смысле ей повезло несколько больше. Если от петрозаводского «Чугунного колесопровода» остались только колёса, то Царскосельская железная дорога на сегодняшний день может похвастаться тремя вокзалами ещё николаевской постройки. Так, что получив своё начало, с описанных немного выше исторических раритетов, на сегодняшний день схема железных дорог РФ отображает 86 700 километров её общей протяжённости, уступая разве, что железной дороге Соединённых Штатов, где общая схема железных дорог составляет 194 700 километров.

«Российские Железные Дороги» (ОАО "РЖД")

Если на сегодняшний день вы соберётесь путешествовать по железной дороге, в какой либо уголок нашего отечества, то в обязательном порядке вы станете одним из клиентов самой крупной железнодорожной компании России ОАО «РЖД» или номинально одного из её 16 филиалов. Так, что если вы захотите предварительно ознакомиться с маршрутом вашей предстоящей поездки, то как минимум схема железных дорог этого маршрута будет представлена на одном из её шестнадцати вариантов. А именно вам необходима будет схема железных дорог одного из шестнадцати подразделений ОАО «РЖД», а именно:
- Восточно-Сибирская ЖД;
- Горьковская ЖД;
- Дальневосточная ЖД;
- Забайкальская ЖД;
- Западно-Сибирская ЖД;
- Калининградская ЖД;
- Красноярская ЖД;
- Куйбышевская ЖД;
- Московская ЖД;
- Октябрьская ЖД;
- Приволжская ЖД;
- Свердловская ЖД;
- Северная ЖД;
- Северо-Кавказская ЖД;
- Юго-Восточная ЖД;
- и Южно-Уральская ЖД.

ОАО «РЖД» были образованы в 2003 году, приняв на себя все функции и полномочия бывшего Министерства путей сообщения. При этом общая протяжённость железнодорожного пути «Российских Железных Дорог» на это время составила более 85 тысяч километров. Однако эта схема железных дорог не включала в себя часть железнодорожных магистралей принадлежащих частным российским компаниям, таким как та же «Норильская горная компания», «Железные дороги Якутии» и «Ямальская железная дорога». Данная особенность обусловлена тем обстоятельством, что железнодорожные пути этих компаний расположены в довольно удалённых районах территории РФ, а в некоторых случаях вообще не соединены с федеральной железной дорогой. Так, что для повышения экономической эффективности их эксплуатации, в свои годы, было принято решение о передаче их в частную собственность. Исходя из этого, схема железных дорог этих компаний была выделена из общей схемы железных дорог федерального подчинения.

При этом не менее чётко необходимо знать, что общая схема железных дорог «РЖД» включает в себя довольно разветвлённую структуру маршрутов, обеспечивающих пригородное сообщение, общее количество которых в среднем составляет около 700 маршрутов.

Московская ЖД

Хотя по своей величине Московская железная дорога, не относится к наиболее протяжённым, но с учётом того, что в её территориальной зоне проживает практически 30 % населения всей Российской Федерации, а сама Москва является довольно крупным как промышленным, так и железнодорожным центром, то в общей структуре «РЖД» Московская железная дорога имеет особое место. С учётом этого, схема железной дороги имеет общую протяжённость в 8984 километра, что является вторым показателем в рамках деятельности «Российских Железных Дорог» и уступает по этому показателю только Октябрьскому отделению железной дороги.

Будучи образованной в 1959 году на сегодняшний день общая схема железной дороги Московской Ж.Д. включает в себя тринадцать областей. А именно в её состав входят железные дороги, расположенные в следующих территориальных образованиях Российской Федерации:
- Брянской области,
- Калужской области,
- Курской области,
- Липецкой области,
- Московской области,
- Орловской области,
- Рязанской области,
- Смоленской области,
- Тульской области,
- Владимирской области,
- и Пензенской областей,
- а так же непосредственно города Москвы,

При этом, ещё три участка Московской ЖД расположенные на территории Республики Мордовия.

Помимо этого Московской железной дорогой организовано движение поездов скоростного сообщения. Одни из этих маршрутов, обеспечивают скоростное пассажирское сообщение между с основными аэропортами столицы. Данные перевозки осуществляются на электропоездах модели ЭД4МКМ-АЭРО, принадлежащих дочерней компании Московской ЖД «Аэроэкспресс». Схема железных дорог компании «Аэроэкспресс» обеспечивает перевозки пассажиров по таким маршрутам движения:

Павелецкий железнодорожный вокзал - аэровокзал Домодедово;
Киевский железнодорожный вокзал - аэровокзал Внуково;
Савёловский железнодорожный вокзал - город Лобня (до аэропорта пассажиры будут добираться автобусами);
Белорусский железнодорожный вокзал - аэровокзал Шереметьево.

Осуществляя перевозки со скоростью до 130 км/час поезда компании «Аэроэкспресс» имеют повышенную комфортность пассажирских вагонов, что включает не только наличие современной системы кондиционирования воздуха, но и вакуумные экологически чистые туалеты.

Помимо этого схема железных дорог Московских железных дорог обеспечивает с 2009 года скоростное пассажирское сообщение по маршрутам от Москвы до Санкт-Петербурга и от Москвы до Нижнего Новгорода. Данное направление осуществляется пассажирскими электропоездами «Сапсан», разработанными на базе электропоезда Velaro компании Siemens AG. Скорость движения по данным маршрутам составляет величину до 300 км/час, что обеспечивает время нахождения в пути на маршруте от Москвы до Санкт-Петербурга всего 3 часа 40 минут.

Октябрьская ЖД

Схема железных дорог Октябрьской ЖД является не только самой протяжённой на территории РФ, но и наиболее старой, так как свою историю она начинает отсчитывать от 13 октября 1851 года, того времени, когда была сдана в эксплуатацию Царскосельская железная дорога. При этом так же стоит отметить, что небольшой участок современной Октябрьской железной дороги расположенный между Санкт-Петербургом и Павловском, по решению международной организации ЮНЕСКО занесен в список архитектурных памятников относящихся к Всемирному наследию.

Общая протяжённость рельсового пути Октябрьской ЖД является наибольшим из всех железных дорог РФ и составляет 10 378 километров, которые территориально расположены во всех северо-западных областях России, за исключением Калининградской области, которая является самостоятельной структурой «Российских Железных Дорог». При этом в целом схема железных дорог Октябрьской ЖД включает в себя одиннадцать областей, являющихся самостоятельными субъектами Российской Федерации. Среди них находятся такие области как: - Ленинградская, - Псковская, - Новгородская, - Вологодская, - Мурманская, - Тверская, - Московская, - и Ярославская.

Так же необходимо отметить, что схема железных дорог Октябрьской ЖД, центральный офис которой находится в Санкт-Петербурге, включает и Ленинградский вокзал, расположенный в столице Российской Федерации, вместе с территорией в границах Московской области на которой расположены железнодорожные пути.

Но существующая Октябрьская ЖД является не только самой протяжённой железной дорогой в рамках «Российских Железных Дорог», но и обеспечивающей до 75 % всех грузоперевозок и до 40 % всего пассажиропотока всей Российской Федерации. При этом немаловажным фактом является и то обстоятельство, что схема железных дорог Октябрьской ЖД имеет более 900 километров расположенных за Полярным кругом, которые обеспечивают железнодорожные перевозки промышленных центров РФ находящихся на Кольском полуострове и в районе Мурманска.

Такие показатели обеспечиваются не только за счёт прямых железнодорожных перевозок, но и за счёт создания так называемых комбинированных схем транспортировки грузов, которые включают в себя их прямую перевалку с железнодорожного состава на водный транспорт в морских портах Санкт-Петербурга, Мурманска и портов, расположенных на побережье Белого моря и Беломоро-Балтийского канала.

Так, что как видим, схема железных дорог Октябрьской ЖД имеет довольно разветвлённую структуру, которая обеспечивает приличные объёмы не только на внутренних маршрутах, но и на схемах перемещения грузов связанных с прямыми экспортно-импортными операциями.

Ещё одной особенностью в деятельности Октябрьской ЖД является то обстоятельство, что начиная с 1963 года, впервые в бывшем СССР на маршруте от Санкт-Петербурга до Москвы начал курсировать скоростной пассажирский поезд «Аврора». Развивая скорость около 200 км / час этот поезд покрывал расстояние в 630 километров за 5 часов, что по тем временам было на уровне мирового рекорда и являлось определённой гордостью всех железнодорожников. Схема железных дорог Октябрьской ЖД на этом маршруте предполагала только две остановки в городах Твери и Бологом.

«Аврора» была укомплектована пассажирскими купейными вагонами повышенной комфортности, а в качестве силового привода использовался электропоезд-локомотив ЧС 200, чешской машиностроительной компании «Шкода».

Однако просуществовав более 35 лет, в 2010 году скоростной пассажирский поезд «Аврора» был снят с эксплуатации, а вместо него схема железных дорог на данном маршруте была укомплектована скоростным экспрессом «Сапсан», который по многим эксплуатационным параметрам превосходил не только «Аврору», но и её более поздний аналог «Невский экспресс». «Сапсан» покрывал это же расстояние в 630 километров, равное расстоянию между столицей РФ и Санкт-Петербургом за четыре часа сорок пять минут и имел более комфортабельные условия для пассажиров. При этом была несколько изменена и схема железных дорог на данном маршруте. Так как в связи с введением этого поезда, многие жители Тверской и Новгородской области не имели возможности прямого железнодорожного сообщения, как с той же Москвой, так и с Санкт-Петербургом, «Сапсан» получил ещё две короткие остановки в Высшем Волочке и Окуловке. Но это существенно не повлияло на общее время пребывания поезда в пути.

В том же 2010 году скоростной поезд был запущен и по международному маршруту от Санкт-Петербурга до Хельсинки. Правда, это не был «Сапсан», а его финский аналог Alstom sm6 (Allegro), но при той, же скорости, что и у «Сапсана», «Allegro» покрывал расстояние от Санкт-Петербурга до Хельсинки всего за три часа и тридцать минут, что было на два часа быстрее, чем это у его предшественника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: