«Уральских гор сказочник — П. П

Светлана Морозова

Цели и задачи :

Расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова ;

Развивать речевые умения и творческие способности;

Развивать воображение, мышление, культуру общения;

Воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

Способствовать развитию интереса к литературному чтению .

Оборудование :

Выставка книг с произведениями П. П. Бажова ;

Портрет писателя;

Иллюстрации к произведениям П. П. Бажова на слайдах ; компьютер;

Карточки с отрывками из произведений, загадками, тестами;

предметы : оранжевый платочек, игрушки : кошка Муренка и ящерка, шкатулка, решето, гребешок.

Предварительная подготовка : за месяц до проведения праздника учащимся поручено прочитать сказы П . П. Бажова , нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.

Участники : ученики 2 – 4 классов

Ведущие : учителя начальных классов

Ход праздника:

1-й учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости ! Приглашаем вас на встречу с творчеством замечательного сказочника Уральских гор Павла Петровича Бажова , чье ---летие отмечали (отметим) в январе этого года.

Послушайте, пожалуйста, биографию писателя.

Биография писателя

Бажов

Павел Петрович

(1879-1950)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода - на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым , мудрым сказочником . Он и был сказочником . Только герои его сказок жили , казалось, в самых не подходящих для сказок местах : в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале , в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала . Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему рассказывали : были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство , запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам , горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера , талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор , только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях , которые переходили от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были » . А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка» , «Ключ-камень» , «Хозяйка медной горы» , «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы » , как назвал их автор. Они были радостным открытием для всех читателей : от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке : добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы , не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» - так называли в уральских сказах таких людей .

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок» , многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.

2-й учитель. А теперь, ребята, предлагаем вам принять участие в викторине по творчеству П . П. Бажова .

«Блицопрос»

1. Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего ?

2. Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка» .

3. Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки?

4. Как звали жену Степана?

5. Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу?

6. На каком музыкальном инструменте играл Данила, когда был малахитчиком?

7. Как звали невесту Данилы-мастера?

8. Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа

«Синюшкин колодец» ?

9. Какой камень воспевал Бажов в своих сказах ?

10. Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки?

1-й учитель. Молодцы, ребята, хорошо подготовились к празднику! А теперь следующий конкурс. Будьте внимательны!

«Сказы начинаются… А как они называются?»

Вопросы :

1. «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздичный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже». («Медной горы Хозяйка» .)

2. «У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался». («Малахитовая шкатулка» .)

3. «Катя, - Данилова-то невеста, - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, - она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается.

Парни таких редко сватают, вдовцы больше». («Горный мастер» .)

4. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали». («Огневушка-Поскакушка» .)

5. «Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству : Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею . Меж собой эти ребята дружно жили». («Голубая змейка» .)

6. Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. («Синюшкин колодец» ).

2-й учитель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? Наши загадки необычные : отгадки – герои сказов Бажова .

«Угадай героя сказа »

1) Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты яркие,

Глаза, словно изумруды,-

Волшебные, ясные.

2) Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет.

В руке платочком машет.

3) Сиротой рос мальчишечка :

Голубеньки глазенки,

Волосики кудрявеньки,

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе, знался.

4) Козел тот особенный был,

Резво ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.

5) Сама чернявенька да босенька, а глазки зеленьки.

Красота-то, красота. Да будто кто-то подменил девчонку.

6) Ростом старушка небольшого. Платье на ней синее, платок синий, сама вся синехонька, да такая тощая. Однако глаза у нее молодые, синие да такие большие, будто не место им вовсе тут.

1-й учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание на предметы, которые стоят на столе. Ваша задача – назвать хозяина этих предметов и вспомнить, из каких они сказов .

«Угадай владельца»

Предметы :

1. Малахитовая шкатулка. (Танюшка. Сказ «Малахитовая шкатулка» .)

2. Оранжевый платочек. (Огневушка-Поскакушка из одноименного сказа .)

3. Кошка Муренка. (Даренка. Сказ «Серебряное копытце» .)

4. Ящерка. (Медной горы Хозяйка из одноименного сказа .)

5. Гребешок (Голубая змейка)

6. Решето (Синюшкин колодец)

2-й учитель. Наш праздник подходит к концу, и последнее испытание – тестовые задания.

«Тесты»

1. Как звали героиню сказа Бажова «Серебряное копытце» ?

А – Марьюшка

Б – Дарёнка

В – Алёнка

Г - Варварушка

2. Каким животным было Серебряное копытце?

А – барашком

Б – козлёнком

В – лосёнком

Г - оленёнком

3. Сколько веток на рожках Серебряного копытца?

4. Какой ножкой топал Серебряное Копытце, когда выбивал самоцветы?

А – правой задней

Б – правой передней

В – левой задней

Г - левой передней

5. Как звали отца Павла Бажова ?

Б – Павел

А – Кавказ

Б – Сибирь

В – Урал

Праздник оканчивается подведением итогов, награждением победителей, набравших большее количество очков.

Литература :

1) Дейстер И. В. Бажовский карнавал// Педсовет . 2004. №6.

2) Мишакова Е. И. Уральских гор сказочник // Приложение к журналу «Начальная школа» . 2004.

3) Сказы П . П. Бажова .

Литературная игра по сказу П.Бажова "Серебряное копытце" для начальной школы

Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных классов для проведения уроков внеклассного чтения. В игре принимает участие две команды учащихся. За правильный ответ команда получает 1 жетон. После окончания игры определяется победитель - обладатель большего количества жетонов.
Цель: Организация игровой деятельности учащихся по проверке знаний, полученных при изучении сказа «Серебряное копытце».
Задачи:
- прививать любовь и интерес к творчеству П.Бажова;
- развивать мышление, внимание, память;
- способствовать формированию у школьников мотивации к учению;
- содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы;
- содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.
-Добрый день ребята! Сегодня мы совершим путешествие по сказу Павла Петровича Бажова "Серебряное копытце". Узнаем чем сказ отличается от обыкновенной сказки. Желаю вам удачи!
Первое задание "Блиц-турнир"


Каждая команда услышит вопросы, на которые будет отвечать письменно. За каждый правильный ответ-жетон.
1.Как Дарёнка осталась без родителей?
(Они умерли)
2.Назовите фамилию Дарёнки
(Потопаева)
3.Назовите прозвище старика, героя сказа
(Кокованя)
4.Какое отчество было у Дарёнки?
(Григорьевна)
5.Какая кличка была у кошки?
(Мурёнка)
6.Какая с виду была кошка?
(Ободранная)
7.Почему хозяйских ребятишек кошка исцарапала?
(Неласковые они)
8.Чему удивилась Дарёнка при встрече с Кокованей?

(Что он имя её угадал)
9.Чем летом занимался Кокованя?
(Пески промывал, золото добывал)
10.Какая была по виду Дарёнка?
(Махонькая, носишко пуговкой)
11.Чем занималась Дарёнка в доме у Коковани, когда он был на работе?
(В избе прибирала, похлебку да кашу варила)
12.Почему козел показался Дарёнке и Коковане?
(Они были добрые, бескорыстные)
Подведение итогов
Второе задание "Кроссворд"



1.Как назывался камешек, который копытцем выбивал козлик?
2.Она все время приговаривала: "Правильно говоришь!"
3.Сиротка, которая пошла жить к доброму старику охотнику.
4.Фамилия автора этого сказа.
5.Какое было прозвище у доброго, веселого старика, который хотел на козла посмотреть.
6.Фамилия девчонки-сиротки.
Правильный ответ


Подведение итогов
Третье задание "Определения"


Найдите соответствие между определением и его толкованием.



Подведение итогов
Четвертое задание "Математические загадки"


В сказе используются числа. Вспомните, что каждое число обозначает.



Подведение итогов
Пятое задание "Цветная загадка"


В сказке используются и цвета. Вспомните живые и неживые предметы этого цвета.



Подведение итогов
Шестое задание "Назови отличие"
Так вот сейчас мы и узнаем, чем отличается сказка от сказа?




Подведение итогов и награждение команд
Давно это было, но только с тех пор
Находят каменья в районе тех гор.
А козлик волшебный серебряное копытце
Уж мало кому захотел появиться.
А тем, кто за жадностью, выгодой мчится
Наш козлик и в снах никогда не приснится!
Лишь людям он с доброй и светлой душой
Готов освещать мир своей красотой!
Кто в чудо, добро и в любовь верить будет -
Козлёнка волшебного встретит и в будни!


Презентация на тему: Литературная игра по сказу П.Бажова "Серебряное копытце" для начальной школы

Цель: воспитывать интерес к уральской литературе, сказам П.П.Бажова

Задачи: формирование читательской компетенции; уметь отвечать на вопросы по произведениям; развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, коммуникативных способностей.

Перед игрой участникам предлагается повторить содержание сказов: «Серебряное копытце», «Огневушка – Поскакушка», «Синюшкин колодец», «Медной горы Хозяйка», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер».

Оборудование: таблицы с названием тем и стоимостью вопроса. (Приложение 1 )

Описание игры: игру начинают одновременно все участники (их количество от 10 до 30). Игра проводится в два тура: 1 тур отборочный – викторина (за каждый правильный ответ участник получает 1 балл, в завершении, участники, набравшие наибольшее количество баллов переходят во второй тур), 2 тур – проводится по принципу игры «Своя игра». Объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). Участники выбирают темы и количество баллов. Их основная цель - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на счету 0 очков Время на ответ составляет 15 секунд. Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. В случае правильного ответа стоимость вопроса прибавляется к счёту ответившего игрока и он выбирает следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта отвечавшего, а оставшиеся игроки получают право дать свой ответ. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий объявляет правильный ответ, а следующий вопрос выбирает тот же игрок, что выбирал и предыдущий вопрос.

1 тур

Викторина по сказам П.П.Бажова

  1. Как звали кошку из сказа «Серебряное копытце»? (Муренка)
  2. Чем занимался Кокованя? (Был охотником)
  3. Как звали девочку из сказа «Серебряное копытце»? (Даренка)
  4. Что означает слово «пожитки»? (Вещи)
  5. Какие слова повторяла кошка Муренка? (Пр-равильно говоришь, пр-равильно)
  6. Как называлась избушка, в которой Кокованя и Даренка в лесу жили? (Балаган)
  7. Как назывались камни, которые выбивал серебряное копытце? (Хризолиты)
  8. Сколько лет было Федюньке из сказ «Огневушка – Поскакушка»? (Восемь)
  9. Что становилось с Огневушкой-Поскакушкой, когда она круги делала? (Подростала)
  10. Где показывалась Огневушка – Поскакушка, что находили на тех местах? (Золото)
  11. Чьи это слова: «У меня тепло!
    У меня светло!
    Красно летичко!» (Огневушка-Поскакушка)
  12. Какой предмет помог Федюньке из леса выйти? (Лопата)
  13. Какого цвета перышки остались Илье в наследство от бабки Лукерьи? (бБеленькое, черненькое, рыженькое)
  14. Где работал Илья с малолетства? (На прииске)
  15. С каким подарком к Илье вышла Синюшка в третий раз? (Срешетом ягод)
  16. что посыпалось из решета с ягодами, когда Илья принес его домой? (Смородки да дорогие камни)
  17. Что означает слово «парун» из сказа «Медной горы Хозяйка»? «День был, и жарко – страсть. Парун чистый». (Жаркий день после дождя)
  18. Как еще называли Медной горы Хозяйку? (Малахитница)
  19. Как звали парня из сказа «Медной горы хозяйка»? (Степан Петрович)
  20. В кого превращалась Хозяйка, когда хотела уйти? (В ящерицу)
  21. Что подарила Хозяйка Настеньке – невесте Степана? (Малахитовую шкатулку)
  22. На какой камень похожи слезы Хозяйки? (Изумруд)
  23. В сказе «Синюшкин колодец» упоминаются баретки. Что это? (Обувь)
  24. Как звали деда в «Серебряном копытце»? (Кокованя)
  25. Федюнька и дедко Ефим – герои какого сказа? («Огневушка-Поскакушка»)
  26. Сказ «Малахитовая шкатулка» продолжение какого сказа? (Медной горы Хозяйка)
  27. Что оставила женщина на память Танюшке? (Пуговку, шелк и бисер)
  28. Главный герой сказа «Каменный цветок»? (Данила)
  29. Как звали Данилу в детстве? (Недокормыш)
  30. Кто взялся обучать Данилу малахитовому делу? (Прокопыч)
  31. Чем лечила бабушка Вихориха Данила? (Травами)
  32. На какую работу определили Данила в начале сказа? (Подпаском)
  33. За что был наказан Данила, когда был подпаском? (Корову потерял)
  34. Где нашел Данила камень для своего цветка? (На Змеиной горе)
  35. На какой цветок должен был походить Каменный цветок по задумке Данила? (Дурман)
  36. Что сделал Данила со своим Каменным цветком? (Разбил)
  37. Как звали невесту Данила? (Катя)
  38. Как звали Данила на работе? (Горный мастер)
  39. Какой узор выходил у Катерины на малахитовых досочках? (Дерево и две птицы)
  40. Как звали парня, который украл перья у Ильи, из сказа «Синюшкин колодец»? (Кузька Двоерылко)
  41. Что преподнесла Синюшка на подносе, для Ильи в первый раз? (Песок золотой, самородки, каменья дорогие)
  42. Сколько камней набрал Кокованя? Полшапки)
  43. Кто мешал Огневушке-Поскакушке показывать, где лежат камни? (Филин)
  44. Как звали деда Ефима, в сказе «Огневушка – Поскакушка»? (Золотая редька)
  45. Что такое «пимы»? (Валенки)
  46. Что такое «зипун»? «Надел шапку да зипун». (Кафтан из грубого, толстого сукна)
  47. Где Синюшка сидит… Закончи фразу. (Богатство положено)
  48. Кто был в слугах у Хозяйки Медной горы? (Ящерицы)
  49. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.» О ком эти слова? (О Хозяйке Медной горы)
  50. Что называла Танюшка «тятиным подареньем»? (Малахитовую шкатулку)

2 тур

Тема: Герои сказов

10 баллов. Девчонка махонька, вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать.

(Огневушка-Поскакушка)

10 баллов. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Девка небольшого росту, из себя ладная. Одежда ее из шелкового малахиту платье.

(Медной горы Хозяйка)

20 баллов. Ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка маленькая. В каком месте топнет копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток. Шерстка у него летом буренькая, а зимой серенькая.

(Серебряное копытце)

20 баллов. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушенку. Однако глаза у ней молодые, синие да такие большие, будто им тут вовсе не место.

(Синюшка)

30 баллов. Жил в нашем заводе парень. И от всех ему наследство досталось. От отца – руки да плечи, от матери – зубы да речи, от деда Игната – кайло да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок. Парень ядреный да могутный, крутой да веселый – работа у него и шла податно.

(Илья ск. «Синюшкин колодец»)

30 баллов. Сиротко круглый был парнишечко. На ногах высоконький, а худой – расхудой, в чем душа держится. С лица чистенький. Волосенки кудрявенькие, глазенки голубенькие. А потом стал высокий да румяный, кудрявый да веселый.
(Данила ск. «Каменный цветок»)

40 баллов. Девчонка махонька, носишко пуговкой. В избе прибирала, похлебку да кашу варила. Сказки слушать любила. Да все с кошкой возилась. Кукол сама шила, да одежку на них.

(Даренка)

40 баллов. Сама черненька да басенька, а глазки зелененькие. На наших девчонок будто и вовсе не походит. Не шибко к чужим людям ластилась. Научилась шелками да бисером шить.
(Танюша. «Малахитовая шкатулка»)
50 баллов. Она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, переросток считается. Пригожая была, девушка проворная – по хозяйству все бегала – в огород там, сварить – постряпать. Управится и садится за какое рукоделие: сшить-связать, мало ли. А потом и камешки малахитовые распиливать научилась.

(Катя. «Горный мастер»)

50 баллов. Парень тут был. Он Илюхе-то ровесником приходился. Давно около золота околачивался, свое смышлял, – не попадет ли штучка хорошая, а унести ее сумею. Чужое в свой карман прибрать мастак был. Одним словом, ворина. По этому ремеслу у него и заметка была. Его один старатель лопаткой черканул, а все де зарубка на память осталась – нос до губы пополам развалило.

(Кузьма Двоерылко. «Синюшкин колодец»)

Тема: Из какого сказа эти строки .

10 баллов. «Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет».

(«Синюшкин колодец»)

10 баллов. «В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит. Полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчонка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно».

(«Серебряное копытце»)

20 баллов. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали. Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся. В артелке, видишь, один старик был. Дедко Ефим. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали».

(«Огневушка-Поскакушка»)

20 баллов. «Ну, парень видит – делать нечего. Пошел к ней, а она ручкой маячит, обойди-де руду-то с другой стороны. Он обошел и видит – ящерок тут несчисленно. И все, слышь-ко, разные. Одни, например, зеленые, другие голубые, которые в синь впадают, а то как глина либо песок, либо слюда, блестит, а другие, как трава поблеклая, а которые опять узорами изукрашены».

(«Медной горы Хозяйка»)

30 баллов. «С той поры Танюшка и стала мастерицей, а уж в годы входить стала, Вове невестой глядит. Заводские парни о Настасьины окошки глаза обмозолили, а подступить к Танюшке боятся. Вишь, неласковая она, невеселая, да и за крепостного где же вольная пойдет».

(«Малахитовая шкатулка»)

30 баллов. «Так и пошло. На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава. Как снег выпал, велел ему с соседом за дровами ездить – пособишь-де. Ну, а какая подмога! Вперед на санях сидит, лошадью правит, а назад за возом пешком идет. Промнется так-то, поест дома, да спит покрепче».

(«Каменный цветок»)

40 баллов. «Тут и зашумело что-то, как осыпь земляная. Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика – камня… Ну, всякие… Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются… Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная… Солнышко не видно, а светло, как перед закатом».

(«Каменный цветок»)

40 баллов. «Распилила Катя камешок. Видит – узор на редкость пришелся, и как намечено, в котором месте поперек отпилить. Подивилась Катя, как ловко все пришлось. Поделила по готовому, обтачивать стала. Дело не особо хитрое, а без привычки тоже не сделаешь. Помаялась сперва, потом научилась».

(«Горный мастер»)

50 баллов. «Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало».

(«Серебряное копытце»)

50 баллов. «Как весна пришла, побежали к старой березе. Ну, и что? С первой лопатой такой песок пошел, что хоть не промывай, а прямо руками золотины выбирай. Дедко Ефим даже поплясал на радостях».

(«Огневушка – Поскакушка»)

Тема: Горные породы, встречающиеся в сказах

10 баллов. Змеевик – горная порода с зеленой окраской и пятнами различных цветов, которые придают этому камню сходство с кожей змеи (отсюда и название) . Плотный, просвечивающий в краях поделочный камень.

10 баллов. Серебро – металл, белого цвета, ковкий, пластичный. Основные потребители: электротехническая и электронная промышленность, производство ювелирных изделий.

20 баллов. Горный хрусталь – бесцветный прозрачный минерал употребляется для оптических и ювелирных изделий.

20 баллов. Золото – благородный металл. Желтого цвета, ковкий. Первый из открытых человеком металлов. В природе встречается главным образом самородками. Используют для изготовления ювелирных изделий.

30 баллов. Малахит – непрозрачный минерал ярко-зеленого цвета. Наиболее известны месторождения на Урале.

30 баллов. Изумруд – прозрачный драгоценный камень ярко-зеленого цвета. Известное месторождение находится на Малышево.

40 баллов. Торф – плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо и удобрение.

40 баллов. Хризолит – прозрачный драгоценный камень золотисто-зеленого цвета.

50 баллов. Руда – минеральное вещество, горная порода, содержащая металлы, а также другие полезные вещества.

50 баллов. Медь – металл красноватого цвета, ленты у Хозяйки Медной Горы.

Тема: Занятия людей из сказов

10 баллов. Рукоделие – исполнение вещей ручным трудом. Этим любила заниматься Танюшка из сказа «Малахитовая шкатулка».

10 баллов. Охота – добыча диких зверей и птиц. В зависимости от целей бывает промысловая – добыча животных ради пушнины и мяса. Это основное занятие Коковани из сказа «Серебряное копытце».

20 баллов. Камнерез – рабочий придающий природному камню требуемую форму и внешнюю отделку. Данила из сказ «Каменный цветок».

20 баллов. Старатель – рабочий по добыче золота. Описывается эта профессия в сказе «Огневушка – Поскакушка».

30 баллов. Ткачество – выработка ткани на ткацком станке. Основное занятие женщин. Упоминается в сказе «Каменный цветок».

30 баллов. Пастух – рабочий, который пасет коров и овец. Работал им Данила из сказа «Каменный цветок».

40 баллов. Литье – изготовление чего-либо из расплавленного вещества. В те времена в основном изготавливали металлические изделия из чугуна.

40 баллов. Прииск – место разработки драгоценного камня, золота. Встречается в сказах «Огневушка – Посакушка» и «Синюшкин колодец».

50 баллов. Рудник – место добычи полезного ископаемого (преемственно руды) открытым или подземным способом. Встречается в сказе «Медной Горы Хозяйка».

50 баллов. Штольня – горизонтальная или наклонная подземная горная выработка с выходом на поверхность для обслуживания подземных горных работ. В сказе «Медной Горы Хозяйка» использовалась для добычи малахита.


Литературная викторина
«Путешествие

в сказы Бажова»
(для детей подготовительной к школе группы)

Цель:

Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю , пополнять знания о нем.

Задачи:


  1. Создать условия для длительного сохранения большой информации и для полного воспроизведения ее.

  2. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.

  3. Через творчество П.П. Бажова дать дополнительные исторические знания об Урале, уральском говоре, уральских самоцветах.

  4. Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, социальной адаптации в стрессовой ситуации праздничного занятия.
Среда:

  • В зале стоит телевизор; на экране изображение незнакомого портрета писателя.

  • Справа на стене карта Свердловской области , на ней флажками отмечены города, где родился и жил П.П.Бажов. Под картой – лента времени, где отмечены необходимые даты (наше время, годы жизни писателя, время жизни героев сказов).

  • На столике сборники сказов, книги «Камни Урала», бажовская энциклопедия , «В поисках новых ключей (Путешествие по сказам Бажова, авторы А. Черноскутов, Ю.Шинкаренко).

  • 15 уральских самоцветов.

  • Поднос с предметами – загадками, барабан, угощение, ширма.

  • На стене экспозиция иллюстраций «Серебряное копытце» художника С.веретенникова.
Под мелодию «Уральский хоровод» дети входят в зал, садятся на стульчики.
Ход занятия
Ведущий:

Уважаемые родители, ребята! Сегодня у нас литературный праздник – викторина. Нас пригласил попутешествовать великий уральский сказочник (ответ детей Павел Петрович Бажов). Ему недавно исполнилось … (дети – 130 лет). Мы знаем, что он был очень образованный, мудрый человек, который долго работал

учителем, затем журналистом , много ездил по Уралу, жил в различных городах.


  • Покажите на карте эти города (Cысерть, Полевской, Камышлов, Невьянск, Екатеринбург).

  • В командировке однажды был в Нижней Салде (показ).

  • Работая в разных газетах (показ) Бажов писал о людях труда, славил рабочих Урала. Но известным на весь мир писателем он стал благодаря своим изумительно интересным сказам, которые вошли в сборник (показ)…
Дети – «Малахитовая шкатулка».

Ведущий: Какие сказы вам запомнились?

Дети:1.«Серебряное копытце».

2. «Огневушка – Поскакушка».

3. «Голубая змейка»

4. «Таюткино зеркальце».

5. «Медной горы Хозяйка».

6. «Малахитовая шкатулка».

7. «Каменный цветок»

8. «Горный мастер»

9. «Синюшкин колодец».

(Отвечающим детям мама дает название сказа напечатанные на листе бумаги).

Сейчас мы мысленно отправимся в сказы Бажова , еще раз вспомним сказочных героев, талантливых и добрых людей, необычные события прошлого времени.


  • Покажите на ленте времени где живем мы, где жил Бажов и куда мы сейчас отправимся. (Работа с лентой времени).

  • Приглашаем наших родителей принять активное участие в нашей встрече.

  • Итак, отправляемся в путешествие! (Звучит русская народная музыка. Выносится столик с барабаном)
1 задание.

Узнай сказ по отрывку.

(Из барабана дети по очереди достают листочки с текстом, читает задание мама).


  • «Пожелали Марьюшке доброе и плиточки у обоих стали золотые» (ответ детей: «Голубая змейка»).

  • «Как темнеть стало, запобаивались, села к окошечку, смотрит по лесу какой-то комочек катится» (ответ детей: «Серебряное копытце»).

  • « Приходит к ним женщина. На спине котомочка холщовая , в руке черемуховый батажок, вроде как странница». (ответ детей: «Малахитовая шкатулка»).

  • «Тут приковали его на длинную цепь, чтобы значит, работать можно было». (ответ детей: «Медной горы хозяйка»).

Задание 2.

Узнай сказ по одному слову.

ПАЛАТИ – это место, где спали люди. На палатях проводили зиму Ланко и Лейко в «Голубой змейке».

БАЛАГАН – это охотничья избушка, в которой жили Даренка и Кокованя. «Серебряное копытце»

ВОСТРОШАРАЯ – большеглазая, озорная Таютка. «Таюткино зеркальце».

ПРИДАНОЕ – «Хозяйка медной горы». Она предлагает Степану свои богатства, если он на ней женится.

РЕШЕТО – это сито, в которое бабка Лукерья собирала свой поминок – перышки. «Синюшкин колодец»

На экране телевизора по мере ответов детей появляются иллюстрации из сказов.

Ведущая: А теперь отдохнем! Ребята из сказов Бажова много времени проводили на улице , играли в народные игры. Мы тоже знаем одну – «Гори, гори ясно». Приглашаю всех поиграть. (Игра проводится под музыку.)

После игры все занимают свои места.

Сейчас посмотрите на газету, которую выпустила наша редакторская группа к юбилею П.П.Бажова. Благодарим тех родителей, которые приняли активное участие в сборе материала для газеты. (Дарим газеты).

Задание 3.

Ребята! Мама Алены приготовила нам новые загадки по сказам Бажова.

Диана Сергеенна: У меня на подносе лежат вещи. Я взяла их из сказов Бажова. Верните их на место! Желаю Успеха!


  1. Пуговица – «Малахитовая шкатулка». Подарок Танюшке от Малахитницы.

  2. «3 перышка» - «Синюшкин колодец». Память о бабке Лукерье.

  3. Узелок – «Серебряное копытце». Даренка собрала свои вещи в такой узелок.

  4. Бусинки – слезы Хозяйки медной горы.

  5. Обруч – «Голубая змейка. Золотой обруч отводил беду от детей.
На подносе фонарик и блюдце.

Ведущий: Этих предметов не было в сказах. Догадайтесь, что напоминают они вам из далекого прошлого.

Ответ мальчиков: вместо фонарика в шахту брали блендочки, масляные фонарики.

Ответ девочек: Блюдце напоминает «Таюткино зеркальце».

Задание 4.

Узнай сказ по звуку.

(Звуки за ширмой изображают заранее подготовленные мама с ребенком).

1.Удар молотком о камень. («Каменный цветок», Данила разбивает малахитовую чашу


  1. Складывание бус из уральских самоцветов в шкатулку. «Малахитовая шкатулка», Татьяна играет отцовским подареньем.

  2. Чихание. «Синюшкин колодец», Илья спасается от Синюшки , спасибо бабке Лукерье за перышки.

  3. Уханье. Филин спугнул Огневушку – Поскакушку.
(По мере ответов на экране появляются иллюстрации).

Ведущий: Бажов – мудрец. Он дает нам не только знания и развлечения, но и учит нас пословицами жить, поступать правильно. Скажем мамам пословицы.

Дети хором: Не хвастай – голенастый, сначала дело сделай!

Кто силен – тот драчлив не живет».

Ведущий: Вот как! Гнев, драка – это слабость человека!

Задание 5.

Ребенок: «Широко, далеко пораскинулся богатырь великий – Седой Урал!

Камни дивные, самоцветные в тайне синих гор щедро он собрал!

Вот оно, богатство нашего Урала1 (На столе уральские самоцветы):


  1. Яшма 8. Дымчатый кварц

  2. Кальцит 9. Обсидиан

  3. Лазурит 10. Пелеривт

  4. Малахит 11. Пегматит

  5. Нефрит 12.Скарн

  6. Мрамор 13.Змеевик

  7. Агат 14.Родонит
15.Горный хрусталь

(игры с минералами проводят родители)

Кто назовет все минералы?

(Ответы детей)

Кто узнает самоцветы с закрытыми глазами? (Детям завязывают глаза и дают в руки самоцвет.)

Ведущий: Удивительно! Вы знаете самоцветы, как Данила – мастер!

Вот и закончилась наша викторина! Нам всем приятно было познакомиться со сказами Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной , об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

Спасибо, Вам за знания, мудрый сказочник!

«В который раз склонимся мы над книжкой,

Впитаем мудрость этих слов.

Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов.
Ведущий: Еще раз , чуть суровое лицо писателя.

(Слайд-фильм «Портреты писателя» сопровождаются словами:


  • «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»,

  • говорили о нем друзья.

  • «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом», - И.Соколов-Микитов (показать детям знакомый портрет И.Соколова-Микитова).

  • «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала», -так сказал писатель Е.Пермяк (портрет Е.Пермяка).
Хозяйка медной горы прислала вам подарок – «Уральские самоцветы».

(В коробке конфет «Уральские самоцветы» угощенье для всех принимавших участие в мероприятии).

Наверное, почти каждый хотя бы раз в жизни наверняка слыхал о Хозяйке Медной горы, Огневушке-Поскакушке или Серебряном копытце. И немудрено! Ведь этих персонажей давным-давно знают и любят не только на их уральской родине, но и по всему миру далеко за её пределами. А уж на самом Урале они настолько популярны, что их помещают не только на сувениры и коробки для конфет, но даже на гербы некоторых городов. Вот так! А тем из вас, кто всё-таки ещё не успел познакомиться с этими персонажами, сегодня самое время расширить свой кругозор! Потому что эту викторину нашего детского сайта мы посвящаем сказам Павла Петровича Бажова - известного уральского писателя, подарившего нам с вами эти замечательные образы и истории.

Бажов родился 27 января 1879 года на Урале, в маленьком городке Сысерть. Его отец был мастером на горнодобывающем заводе, а мать кружевницей (т.е. мастерицей, изготавливающей кружева). Жили они бедно, и семья часто переезжала - отец работал то на одном заводе, то на другом. Эти путешествия по металлургическим городкам Урала произвели на будущего писателя огромное впечатление. Говорят, он очень любил бывать в деревне Полевая (нынешнем городе Полевском), и слушать рассказы жившего там Василия Алексеевича Хмелинина - «дедушки Слышко», как звали его ребята. Слышко сердился, когда мальчишки просили его рассказать сказку: «Сказку старухи маленьким сказывают. А я - про старинное житьё помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь, сказки!»

Интересно, что изначально фамилия Бажовых писалась как Бажевы, а «бажить» - это по-северному означает «ворожить, колдовать». Отсюда пошло мальчишеское прозвище Бажова - Колдунков, которое позднее стало одним из литературных псевдонимов писателя - Колдунков Егорша.

Окончив в 1899 году Пермскую духовную семинарию, Бажов работал учителем русского языка. В 1911 году женился на своей ученице, Валентине Александровне (в девичестве - Иваницкой). В семье родилось семеро детей, однако в лихие годы Павел и Валентина потеряли троих. Свободное от работы время Бажов проводил в путешествиях по родному краю - записывал рассказы рабочих, изучал труд камнерезов, сталеваров, гранильщиков, оружейников и других мастеров Урала, собирал фольклор, горняцкие легенды и старинные устные предания - так называемые «тайные сказы», многие из которых рассказывал ему в детстве дедушка Слышко.

В Октябрьской революции Бажов увидел конец социального неравенства. В Гражданскую войну, в конце апреля-начале мая 1918 года, он прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года - в город Усть-Каменогорск (Казахстан). Сразу же включился в работу по организации подполья и единой тактики сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде. Воевал на стороне красных, был начальником информационного отдела штаба 29-й дивизии, редактировал армейскую газету, печатал на страницах «Окопной правды» свои очерки, рассказы и фельетоны, в течение года был членом Семипалатинского губкома партии, участвовал в создании партизанских отрядов Алтая и Сибири.

В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвращается на родной Урал, в город Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирает фольклорные записи. В 1923-1931 гг. работает в областной «Крестьянской газете». Первая книга очерков Бажова «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1936 году в журнале был опубликован первый из его уральских сказов «Девка Азовка», в одночасье принесший Бажову известность, а в 1939 году вышло первое издание «Сказов старого Урала» - так первоначально назывался сборник «Малахитовая шкатулка». Впоследствии автор неоднократно пополнял его новыми сказами - они стали главным делом его жизни. На сегодняшний день «Малахитовая шкатулка» много раз переиздавалась миллионными тиражами и переведена на десятки языков мира.

Для нашей викторины мы взяли из «Малахитовой шкатулки» два сказа - «Каменный цветок» и «Горный мастер»: те, что рассказывают нам историю камнереза Данилы-мастера и его отважной невесты Катерины. Пересказывать её здесь не будем, заметим лишь, что она так полюбилась читателям, что не раз была экранизирована, а также по ней были поставлены спектакли, балет и даже опера! Но интереснее всех мультфильмов и спектаклей, конечно же, остаются сами сказы. Так что, желаем вам увлекательного чтения, и - удачи в разгадывании викторины!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: