Религиозные конфессии и организации как значимый институт политической системы общества. Основные религиозные конфессии на территории Российской Федерации Конфессия кратко

Галямова Любовь

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

Конфе́ссия (лат. confessio - "испове́дание") или вероисповедание - особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения , а также объединение верующих , придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве церкви , в исповедании употребляющие разные Символы веры , образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии , сам термин «конфессия» используется религиоведами практически только для различения исповеданий в христианстве.

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания всем конфессиям даны равные права «перед законом». В то же время в Законе о свободе совести РФ зафиксирована особая роль Православия и ряда традиционных для России конфессий, что, по мнению критиков фактически ставит эти конфессии в привилегированное положение. Этим же Федеральным законом (статья 13, часть 2) иностранным религиозным организациям запрещено «заниматься культовой и иной религиозной деятельностью» в России, хотя им и разрешено открывать свои представительства.

В России мирно уживаются между собой самые разные религиозные конфессии (мусульмане, буддисты, иудеи, приверженцы традиционных верований). Ни одна из них не представляет собой господствующей религии, не пользуется особым покровительством государства, хотя большинство верующих России придерживаются православия.

Помимо православных и последователей, ответвившихся от православия сект, в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России есть католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных. Католики подразделяются на две группы: латинского и византийского обрядов (так называемые греконсатолики). К католикам латинского обряда относятся большинство живущих в России поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латышей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х годов 8 католицизм перешло небольшое число русских. В стране есть и протестанты, относящиеся к различным течениям, церквам и деноминациям: лютеранству, кальвинизму, меннонитству, баптизму, пятидесятничеству, адвентизму.

В своей работе я исследую возникновение христианства на Руси, конфессиональное деление в христианстве, численность христиан в мире и в России, христианское вероучение, а также соблюдение православными церковных обрядов в России.

Задачи исследования:

  1. Изучить основные догматы христианства;
  2. Оценить влияние христианства на культуру и обычаи населения России;
  3. Изучить основные черты христианской религии.

Методы исследования:

  1. Статистический (данные о численности христиан);
  2. Математический (процент россиян, посещающих церковные службы);
  3. Эмпирический и др.
  1. Христианство

Христиа́нство (от греч. Χριστός - «пома́занник», «месси́я») - авраамическая мировая религия , основанная на жизни и учении Иисуса Христа , описанных в Новом Завете . Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия , Сын Божий и Спаситель человечества.

Христианство - крупнейшая мировая религия по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд и по географической распространенности - почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Основной догмат православия - святая Троица. Православного отличает от других христиан то, что он упоминает в своих молитвах и другой речи не просто «Бога», а «Отца, Сына и Святого духа». Божественная сущность постигается в православии не разумом, но, прежде всего человеческими чувствами, ведь недаром часто говорят, что Россия - это вера.

Православие - большая семья, как в прямом, так и в переносном смысле. Православному священнику пристало жениться и иметь много детей, разводы церковь осуждает. При этом даже смерть одного из супругов не освобождает другого от его обета верности. Принято говорить, что «браки совершаются на небесах».

Помимо православных и последователей, ответвившихся от православия сект, в России живут сторонники других направлений христианства. В частности, в России есть католики, хотя их и несравненно меньше, чем православных.

  1. Конфессиональное деление в христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако, широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии - Православие , Католицизм и Протестантизм . С таким упрощенным делением, в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

К протестантизму помимо лютеран , англикан и кальвинистов , относят баптистов , пятидесятников и других. К протестантизму не относят некоторые из религиозных течений, возникших в XIX веке, например, Свидетели Иеговы (и не относят сами себя), Мормоны , а также в XX веке, например, Мунисты .

Не менее сложна ситуация и с Ортодоксальными церквями. Так, относящие себя к Католицизму Старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак Католицизма в признании папы Римского главою церкви. К Православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными - дохалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания, до обвинений в ересях.

Кроме того, в такую трехчастную схему совершенно не вписывается Ассирийская церковь Востока, единственная церковь, исповедующая Несторианство , а стало быть в своем лице являющая отдельную христианскую конфессию.

  1. Возникновение христианства

Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма . Согласно церковному преданию , Иисус принял обрезание , воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. I век обычно называют апостольским. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима , а затем отправились на всемирную проповедь. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов.

После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи - Риму , освященному мученичеством апп. Петра и Павла . С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa , и с ним заканчивается апостольский век . Время первохристианства - III вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца , осужденного на смерть во времена гонений императора Траяна , и священномученика Поликарпа Смирнского , который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г). Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (- гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.

  1. Христианство в пределах России до начала Русского государства

Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено еще во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он доходил будто бы до Днепровских гор, где после возник Киев, благословил их и предрек, что на них "воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути". Но после этого еще долго мы не видим никаких признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных ее пределов, где находились старинные колонии греков и где находим очень древние его следы, может быть, действительно относящиеся ко временам святого апостола Андрея.
Более благоприятные условия для успехов здесь евангельской проповеди настали с неопределенного времени поселения в пределах России оседлого народонаселения племен славянских. Славяне были издавна близко знакомы с Грецией, куда они ездили для грабежа, для торговли и для службы в войсках императорских.

В первой половине IX века Болгария, Моравия и Паннония услышали евангельскую проповедь первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянские письмена и переложили на славянскую речь Священное Писание и богослужебные книги. Около того же времени призванием князя Рюрика в Новгороде было положено начало Русского государства, которому Провидением суждено было воспользоваться трудами Кирилла и Мефодия более всех других славянских стран; княжеская власть стала соединять разрозненные славяно-русские племена в один народ и таким образом пролагать путь к будущему всенародному крещению Руси.

  1. Численность христиан.

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд из них в Европе - по различным оценкам от 400 до 550 млн, в Латинской Америке - около 380 млн, в Северной Америке - 180-250 млн (США - 160-225 млн, Канада - 25 млн, в Азии - около 300 млн, в Африке - 300-400 млн, в Австралии - 14 млн.

Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий: католиков - около 1,15 млрд, в том числе около 17 млн католиков восточных обрядов . Протестантов - около 400 млн (в том числе 105 млн пятидесятников , 70 млн методистов , 70 млн баптистов , 64 млн лютеран , 16 млн Адвентистов седьмого дня , около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений), около 70 млн англикан . Приверженцев автокефальных православных церквей от 240 до 300 млн, приверженцев Древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока ) - около 70-80 млн, в том числе последователей Армянской апостольской церкви - около 9 млн. (см. Приложение рис 1)

Православие в нашей стране в первую очередь ассоциируется, конечно, с русскими, но его исповедует также основная часть карел, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган и многих других народов. Общая численность православных в стране составляет, по разным оценкам, от 70 до 80 млн. чел. Подавляющее большинство из них относится к Русской православной церкви, представленной практически во всех регионах. В советский период, и особенно в годы сталинских репрессий, когда государственной политикой был атеизм, православная церковь преследовалась, уничтожались храмы и монастыри. Яркий пример - Храм Христа Спасителя в Москве, лишь недавно полностью восстановленный на месте старого. К концу XX века православие стало приходить в упадок, но за последнее десятилетие обнаружило мощную тенденцию к выживанию и возрождению в новом поколении россиян.

  1. Вероучения

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом , устремленным к Богу . Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело . Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос . Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду , раю и в чистилище (только у католиков ).

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму , традицию почитания единого Бога (монотеизм ), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец , Бог Сын , Святой Дух ), единых по своей божественной природе. Христология - это учение об Иисусе Христе . Ортодоксальная (католики , православные и протестанты ) точка зрения утверждает, что Иисус Христос - это Богочеловек - не полубог или герой, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу. Вочеловечившийся Сын Божий, единосущный своему Отцу. Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога , созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство , напротив, говорящее о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса .

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия , или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание , имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак , понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф. , ); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

  1. Основные черты христианской религии
  1. Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям , обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица )
  2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)
  3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного , духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать .
  4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей : Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции - дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
  6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма , так и от ненависти к материи и материальному миру . Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей ), от которых оно переходит на материю (« Проклята земля в делах твоих », - говорит Бог Адаму . При творении же всё было « добро зело »). Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти с 6 на 7 января 2008 года приняли участие около 2,3 миллионов россиян.

    10 января 2008 года руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский выразил свое несогласие со статистикой посещаемости столичных храмов на Рождество, которую ранее привели в правоохранительных органах, сказав: «Официальные цифры очень занижены. Меня всегда поражает, откуда берутся эти цифры и какова цель такого подхода. Думаю, можно смело утверждать, что московские храмы на Рождество в этом году посетило около миллиона верующих». Аналогичное мнение выразил в апреле 2008 года сотрудник ОВЦС священник Михаил Прокопенко.

    По мнению . Заповедь «не убий» смогли вспомнить только 56 % участников опроса.

    Заключение.

    Работая над рефератом, я пришла к выводу, христианство сильно повлияло на культуру и обычаи населения России. Глубокие традиции христианства, питавшие своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые достижения, закладывая тем самым основу будущего развития. Получили своё развитие православная литература, иконопись, храмовое строительство, церковное пение и музыка.

    Русская культура формировалась под давлением именно христианской традиции, потому первые русские произведения носят черты христианских поучений, житий и сказаний, однако, на основе греко-византийских сочинений Русь сформировала собственные традиции.

    Православие стало формой, вобравшей в себя все движение духовной культуры - философии, политической мысли, вобрало в себя этические нормативы, подчинило своему авторитету поиск художественных образов и приемов их отображения.

    Христианство продолжало существовать в странах с коммунистическим режимом. В России, после периода, когда воинствующая антихристианская политика коммунистов привела к значительному сокращению численности членов церкви, христианство возродилось вновь и число верующих существенно увеличилось.

    Но стали возникать новые течения в христианстве – наряду со старыми, которые также значительно укрепились. Это старообрядчество, пятидесятники, свидетели Иеговы и другие.

    Но православная культура играет в России наиглавнейшую роль.

    Список использованной литературы

    1) http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/HRISTIANSTVO.html?page=0,7

    2) http://azbyka.ru/design/dividers_13.gif

    3)http://russiazavtra.ucoz.ru/publ/religii_rossii/khristianstvo/kratko_o_khristianstve/11-1-0-2

    4) Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. – Киев, 1989.

    5) Бычков В.В. Византия // История эстетической мысли. Т. 1.– М., 1985.

    6) Ильин И.А. Основы христианской культуры. Санкт-Петербург: Шпиль, 2004.

Звучит как confessio - исповедание. Конфессия - это объединение верующих в одну религию, которая имеет свои особенности в вероучении, богослужении и организационной структуре. Сегодня современная религия представляет собой целый многоконфессиональный комплекс, куда входит огромное множество религиозных вероучений (есть утверждения, что их насчитывается около 5000).

Конфессии. Разные примеры мировых конфессий

Если говорить о христианских конфессиях, к ним принадлежит православие, католицизм и протестанство (все они входят в одну конфессию, однако они очень разные по своему вероисповеданию). Другие конфессии тоже имеют свои ответвления. В свою очередь, иудаизм включает в себя: ортодоксальный иудаизм, хасидизм и реформистский иудаизм. Ислам тоже имеет свои религиозные направленности. Это суннизм, шиизм и ибадизм. Буддизм предполагает свои разделения: тхеравада, махаяна, ваджраяна. Все это и есть основные конфессии, официально признанные мировым сообществом.

Подходя к вопросу о разделе христианских конфессий, нужно сказать, что изначально христианская вера была представлена Единой Апостольской Православной Церковью Христовой. В 1054 году от нее отделился католицизм, а уже с 1529 года от католицизма отделились разные общины, получившие название протестантов. Протестантские общины, сформулировав для себя собственное исповедание веры (confession), решили просто отделиться от католиков.

Конфессия - это что? Прежде чем ответить на этот вопрос, непременно стоит отметить, что сам термин получил свое распространение именно в Реформационный период. Тогда в чем заключаются главные отличия всех этих христианских конфессий?

Православие

Православная Церковь является исторической древнехристианской церковью, куда входят 15 поместных. Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ) существует Константинопольская ПЦ, Александрийская ПЦ, Антиохийская ПЦ, Иерусалимская ПЦ, Сербская ПЦ, Греческая ПЦ, Грузинская ПЦ, Болгарская ПЦ, Кипрская ПЦ, Албанская ПЦ, Польская ПЦ, ПЦ Чешских земель и Словакии и ПЦ в Америке.

Все они базируются на одном и том же каноническом устройстве, у них одинаковые догматы, они находятся друг с другом в общении в молитве и в таинствах. Испокон веков они хранят христианскую веру в том истинном состоянии, в котором открыл ее сам Иисус Христос, проповедовали Апостолы и учили Святые Отцы. Все эти, казалось бы, отдельные церкви составляют единую Вселенскую Церковь.

Церкви Вселенского Православия равноправны и независимы в административном плане. Главная суть и единство Православной Церкви заключаются в евхаристии. Сам Иисус Христос стоит во главе христианского Православия.

Католицизм

Католицизм возник на почве формирования феодального строя в Западной Европе и был противопоставлен православию. Как уже ранее было отмечено, в 1054 году произошел раскол, Римско-католическая Церковь отошла от Православной. После этого католики провели 21-й Вселенский Собор и включили в церковную жизнь свои изменения. Они признали свою Церковь единственной, а также главенство и святость Римских Пап, и отвели им главенствующую роль, внеся таким образом свои корректировки и изменения.

Католикам была свойственная нетерпимость к «некатоликам», которых было принято считать еретиками. В католицизме главную роль играет Папская власть и привилегированное духовенство.

Протестанство

Протестанство возникло в XVI веке, когда началось широкое антикатолическое движение, где отвергались все крайности Римского католицизма. Лидером революционных религиозных реформ стал Мартин Лютер, который категорично восстал против продажи и распространения индульгенций. Потом он прибил к церковным дверям 95 пунктов своего плана реформирования существующего положения Церкви, где были отвергнуты Священные Предания, постановления Вселенских Соборов, духовный опыт монашества, священство, поклонение Богородице, иконам, ангелам, святым и т.д.

Если говорить по существу, то протестанство лишилось Церкви. Хоть его учения и базируются на Библии, однако на самом деле протестанские теологи толкуют саму Библию явно со своей точки зрения. Уже чуть позже вследствие этого (в рамках того же протестанизма) в мире образовалось огромное количество деноминаций, это и баптисты, и пятидесятники и т.д.

Конфессии в России

Итак, конфессия - это в первую очередь вероисповедание, созданное на основе определенного религиозного учения и объединения на этой почве верующих людей, которые будут придерживаться всех необходимых принципов и законов. На примере христианской веры мы видим, как в исповедании и употреблении разных символов веры образовались многочисленные и самые разнообразные конфессии. И теперь конфессия - это синоним определенной формы религии.

В России существует свобода вероисповедания и закон, который подчеркивает уважение ко всем мировым религиям и провозглашает равенство всех конфессий, которые, в свою очередь, имеют право открывать на территории Российской Федерации свои представительства.

Для России традиционна многоконфессиональность при ведущей конфессии – православие. В настоящее время различные конфессии активно представлены на религиозном поле страны. Считается, что десять самых влиятельных религиозных организаций страны по мере своей значимости расположились следующим образом: Русская православная церковь, Федерация еврейских общин России, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций в России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Буддийская традиционная сангха России, Русская православная старообрядческая церковь, Армянская апостольская церковь.

Органы местного самоуправления учитывают это обстоятельство: в большинстве субъектов РФ они поддерживают РПЦ как первую конфессию, однако редко соглашаются на исключительно «проправославную» политику (рис. 6.6.11).


Там, где мусульман, буддистов и язычников традиционно больше, чем православных, местная власть оказывает первостепенную поддержку именно этим религиям. Отношение местной власти в субъектах РФ к неправославным христианским конфессиям колеблется от хорошего до терпимого. Лучшие отношения имеют с властями лютеране, самые конфликтные – пятидесятники (рис. 6.6.13).


Разные конфессии выступают с публичным протестом (открытым письмом, обращением, митингом и т. д.) против нарушения их прав, причем так делают не только религиозные меньшинства, но и представители т. н. традиционных религий (рис. 6.6.14).

Жалобы православных обычно касаются споров о принадлежности памятников архитектуры и искусства государству или РПЦ, мусульман- запретов богословской литературы и преследований согласно законодательству об экстремизме, католиков и протестантов – запретов на проведение мероприятий, лишения аренды и регистрации.


150 представителями 40 протестантских деноминаций в целях совместного отстаивания своих интересов перед властями в 2003 г. был создан Российский евангельский альянс (РЕА). Очень развиты и эффективны его подразделения, которые существуют в 21 регионе – в частности: в г. Тольятти, Алтайской, Амурской, Воронежской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Челябинской областях, Пермском и Камчатском краях, республиках Калмыкия, Татарстан, Удмуртия, Якутия.


Иудаисты в РФ по-прежнему ориентированы на сохранение замкнутости единственно праведной еврейской общины. В наши дни они не выступают против получения русскоязычного образования в его светском формате. Однако в их элите сильно недоверие к лозунгу «общероссийской национальной идеи».


В неформальной беседе один из видных деятелей казанской еврейской диаспоры заявил: «Вначале говорят о Святой Руси, а все кончается новым Кишиневским погромом».


Для российских последователей учения Будды (бурят, калмыков и тувинцев) прежде всего важны бурятский, калмыцкий и тувинский варианты «национальной» идеи. Этнические буддисты также готовы к восприятию русской культуры и просвещения, но исключительно в их светском прочтении. Так, в последние годы президент Калмыкии К. Илюмжинов спонсировал ежегодную подготовку групп молодых калмыков и калмычек для поступления в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Вся эта программа осуществляется на русском языке. В то же время, разговоры об общероссийской «национальной» идее вызывают обеспокоенность в среде буддийской элиты, которая прежде всего ждет от ее реализации проявления русификаторско-ассимиляторских великодержавных начал.


Для российских мусульман характерно, как правило, совмещение двух тенденций: ориентации на свои этнические ценности – татарские, башкирские, чеченские, черкесские и др. и восприятия себя как части полуторамиллиардного «мусульманского мира». Последний, в свою очередь, при помощи серьезных финансовых вливаний (прежде всего из Саудовской Аравии) стремится направить вектор интересов мусульман России в свою сторону. Следует отметить, что крупнейший отечественный исламский деятель конца XIХ в. – начала ХХ в. Исмаил Гаспринский подчеркивал значение получения мусульманами русскоязычного образования. В 1881 г. он писал о необходимости обретения через русское просвещение «знания и света».


В то же время Гаспринский был твердым сторонником утверждения в среде мусульманской (прежде всего татарской) молодежи системы исламских ценностей и освоения ими тюркских языков. Гаспринский крайне настороженно относился к тогдашним властным замыслам интеграции населения России в «единое государственное целое». По его мнению, итогом реализации подобного проекта стала бы «русская ассимиляция» этнических мусульман, резким противником коей он являлся. Гаспринский и его последователи-«джадиды» (сторонники модернизации «русского мусульманства»), не отрицая значения знания русской культуры, ориентировались прежде всего на культурное пространство тогдашней Турции. Стремление к сохранению культурной гомогенности характерно и для нынешней российской исламской общины. Отталкиваясь от ставших весьма популярными в постсоветское время идей Гаспринского, современные идеологи Казани, Уфы и других исламских центров выступают за неприкосновенность местной этнокультурной самобытности и ориентируются на духовное сближение с мусульманскими кругами Саудовской Аравии, Египта и Турции. План выстраивания «общероссийской национальной идеи» их совершенно не привлекает. Более того, этот проект представляется местным исламским нерусским элитам весьма опасным «ассимиляционным» замыслом Москвы.

Можно констатировать, что планы продвижения общероссийской национальной идеи вызывают по сути негативное отношение в среде элит отечественных буддистов, иудаистов и мусульман, и изменить эту точку зрения наиболее влиятельных кругов нехристианских этносов РФ крайне сложно.

Помимо мировых религий и конфессий, во многих субъектах Российской Федерации присутствуют и многочисленные верования и традиции малых коренных народов, локальных территориальных поселений, которые, тем не менее, несут важные культурные и социальные нагрузки, хотя и в ограниченных ареалах. К ним можно отнести «Белую веру» в Горном Алтае, местные древние культы и обряды, шаманизм. К ним же можно отнести и создаваемые этнической элитой клубы и сообщества по изучению национальной культуры, которые занимаются реконструкцией и творческим переосмыслением древних языческих традиций. Довольно внушительна статистика подобных верований в стране (табл. 6.6.3).


Отметим, что данный религиозный потенциал используется сепаратистскими группировками в Мордовии, Удмуртии и Якутии. Однако отождествлять этнический сепаратизм и локальные верования неверно. В тех случаях, когда власти удается наладить позитивный диалог с представителями языческих верований и включить их в легальную систему взаимодействия, язычники ограничиваются сохранением собственной этнической самобытности, не посягая на сложившиеся федеральные отношения, как, например, в Республике Алтай, Бурятии, Марий Эл, Тыве и Хакасии.


Представляется, что в случаях, когда эти верования представлены действующими по закону религиозными организациями, их локальная социокультурная миссия должна быть уважаема.

Воспитательная функция религиозных организаций

В религиозных организациях большая роль отводится воспитанию своих прихожан в духе религиозной морали. Достаточно много представителей светского общества полагают, что нравственный потенциал религии можно использовать и для влияния на секулярных граждан. Как обстоят дела с реализацией воспитательной функции религиозных организаций в современной России?

Несмотря на доверие общества к Церкви (по данным соцопроса Института социологии РАН в 2009 г., ей доверяют 68% населения), экспертное сообщество, опрошенное Центром проблемного анализа, в целом критически оценивает реальное влияние РПЦ на российское общество. 37% полагают, что православная церковь оказывает влияние только на своих прихожан, в то время как 31% оценивают влияние Церкви как незначительное (рис. 6.6.15). Вместе с тем, 24% опрошенных считают, что РПЦ оказывает большое влияние на россиян.


Опыт зарубежных стран показывает, что наибольшим нравственным влиянием обладают те религиозные организации, которые занимают независимую позицию по отношению к властям. Таким образом, представляется, что РПЦ, не отказываясь от сотрудничества с государством в социально значимых сферах, умножит свой авторитет, сохраняя независимую позицию по отношению к государству. «Огосударствление» Церкви приведет к снижению уважения и доверия к ней в обществе.


Помимо собственно церковного воспитания прихожан, религиозная организация реализует свой воспитательный потенциал в школе, армии и в тюрьмах.


Согласно пункту 1 статьи 1 Приказа Минобразования РФ от 1 июля 2003 г. № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей и по просьбе их родителей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 1).


Религиозные организации заключили договоры с Министерством образования как на федеральном (РПЦ), так и на региональном уровне (РПЦ – 35 субъектов Федерации), а также с образовательными учреждениями (РПЦ – в 14 субъектах Федерации, Совет муфтиев России и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии – в одном). В рамках подобных соглашений осуществляется преподавание Основ православной культуры, Основ исламской культуры и т. д.


21 июля 2009 г. Президент РФ Д. Медведев принял решение о поддержке в экспериментальном порядке преподавания в школах 19 субъектов Федерации основ религиозной культуры, истории религии и светской этики. Выбирают родители и дети, преподают светские педагоги. На 2010 г. 42,1% учащихся выбрали светскую этику, 30,6% - основы православной культуры, 20% - основы мировых религиозных культур, 5,2% - основы исламской культуры, 2% - основы буддийской культуры, 0,1% - основы иудейской культуры. Отметим, что существует ряд проблем (возраст учащихся, компетентные учебные пособия, подготовка учителей, возможность школ предоставить учащимся выбор профиля), которые пока не решены и требуют серьезной проработки.


Особую область отношений государства и религиозных организаций составляет сфера исключительной компетенции государства.


К ней относятся вопросы жизнедеятельности армии, пенитенциарных учреждений и некоторые иные.


Пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указывает, что государство не берет на себя обязанности по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира (пункт 5 статьи 8). Сходным образом законодательство оговаривает права заключенных.

На практике религиозные организации давно сотрудничают с силовыми структурами и часто оформляют это специальными соглашениями. На федеральном уровне Русская православная церковь заключила соглашения – с Министерством обороны РФ, Военно-воздушными силами РФ, Воздушно-десантными войсками, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством атомной промышленности РФ, Главным управлением специального строительства, Главным управлением казачьих войск при Президенте РФ, Советом атаманов войсковых казачьих обществ России, Федеральной службой исполнения наказаний РФ; Федерация еврейских общин России – с Министерством обороны РФ.


На уровне субъектов Федерации РПЦ заключило соглашения с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (12 субъектов Федерации). Центральное духовное управление мусульман России – с Министерством обороны РФ (один субъект Федерации), Совет муфтиев России – с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (5 субъектов Федерации). Римско-католическая церковь, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников), Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» - с Федеральной службой исполнения наказаний РФ (один субъект Федерации).


Согласно распоряжению Президента РФ Д. Медведева, данному в 2009 г., в России вводится институт военных священников – сначала в зарубежных частях Российской армии и в Северокавказском военном округе, затем во всех воинских частях. При всех положительных сторонах такого решения, вызывает сомнение требование обязательного 10-процентного присутствия определенной конфессии в части для наличия там капеллана (непонятно, как быть, допустим, двум-трем мусульманам, служащим в русской части) и незакрепленность этого института на уровне федерального закона.


Признавая необходимость сотрудничества государства и религиозных организаций в воспитательной сфере, следует помнить, что в деле воспитания для религиозного человека стоит задача прежде всего научить доктрине и правилам своей религии, а не пропагандировать какую-либо светскую идеологию. Недопустима попытка определенных политических сил заставлять верующих людей заниматься пиаром их самих или продвигаемых ими идей. Это повлечет потерю авторитета религии в обществе, поскольку она будет восприниматься не как самостоятельный институт, а как всего лишь идеологическая прислуга власти.

Регламентированность и легитимность отношений государства и религиозных организаций

Отношения религиозных организаций и государства должны быть тщательно регламентированы и узаконены. Как обстоят с этим дела в России? Согласно статье 14 Конституции, Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 указывает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Отметим, что данная конституционная норма не проясняет, что такое светскость, не раскрывает, что значит «отделение от государства». Следует ли его понимать как отделение институтов друг от друга или как запрет Церкви взаимодействовать с государством.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные объеди-нения делятся на религиозные группы и религиозные организации. Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.


Религиозная организация – добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (пункт 1 статьи 8). Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные (пункт 2 статьи 8).


Согласно пункту 2 статьи 15, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации. Заметим, что этой нормы недостаточно для того, чтобы защитить религиозную организацию от неправомерного вмешательства государства в ее внутренние дела.


Согласно пункту 3 статьи 4, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. Пункт 3 статьи 18 указывает, что государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.


Норм данного закона недостаточно для легализации социального партнерства государства и религиозных организаций, которое давно существует на практике.


Это вопросы религиозного образования, присутствия в армии и тюрьмах, совместной благотворительной деятельности и т. д. Нет критериев, по которым государство оказывает поддержку той или иной конфессии.


Тем не менее, как было показано выше, религия, в частности, РПЦ, на практике усиливает свое влияние на государственное управление. У экспертного сообщества, опрошенного Центром, нет однозначного мнения относительно возможного усиления роли РПЦ в государственном управлении: 51% опрошенных против этого и 43% - за (рис. 6.6.16).


В качестве оптимальной модели государственно-конфессиональных отношений для России наибольшая часть экспертного сообщества выделяет равноудаленные отношения религиозных организаций и органов государственной власти (33%), а также модель социального партнерства (22%) в трактовке, предложенной Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.


Как намерено строить отношения с религиозными организациями государство? Как видно на рис. 6.6.18, в 2008 г.

Президент РФ официально встречался только с православными, мусульманами и иудаистами. При этом явное предпочтение отдавалось РПЦ. Таким образом, в первый год президентства не было ни одной официальной встречи с представителями других конфессий.


Однако в 2009 г. государственная политика изменилась: 11 марта 2009 г. Президент России лично провел встречу со всеми представителями Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, а на встречу 21 июля 2009 г. в своей резиденции, где было объявлено о формировании института военного духовенства и о введении религиозного образования в школах, Медведев пригласил, помимо РПЦ, лидеров всех трех мусульманских духовных управлений (Центрального духовного управления мусульман России, Совета муфтиев России, Координационного центра мусульман Северного Кавказа), иудаистов и буддистов. Кроме того, глава государства впоследствии впервые встретился с буддистами на их территории – в Иволгинском дацане. 31 августа 2009 г. Медведев встретился с духовными лидерами шести северокавказских республик – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии – и обсудил с ними усиление террористической активности в регионе и связанную с этим проблему роста религиозного экстремизма среди молодежи.


К каким конкретно механизмам взаимодействия приводит готовность властей к сотрудничеству?


Прежде всего это включение религиозных деятелей в советы по взаимодействию с религиозными объединениями. Распоряжением Президента РФ от 2 августа 1995 г. № 357-рп учрежден Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, который является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента РФ, касающихся взаимодействия государства с религиозными объединениями и повышения духовной культуры общества.


В этом Совете присутствуют практически все крупные конфессии федерального уровня: православные (РПЦ и старообрядцы), армяно-григориане, мусульмане, иудаисты, буддисты, католики, баптисты, адвентисты и пятидесятники. В субъектах Федерации местные власти обычно учитывают многоконфессиональность населения. Хотя в советах лидируют православные (в 31 из 31) и мусульмане (в 25 из 31), но представлены и другие конфессии: иудаисты – в 14 из 31, лютеране, баптисты и пятидесятники – в 12 из 31, католики – 10 из 31 и т. д.


С середины 2000-х гг. религиозных лидеров стали включать в общественные представительства (например, в Общественную палату); в них представлены – православные, мусульмане, иудаисты, буддисты и пятидесятники (рис. 6.6.20).


Российское государство, начиная с 1990-х гг., заключает договоры о сотрудничестве с религиозными организациями в сферах образования, благотворительности, патриотического воспитания и т. д.


Государство явно предпочитает в качестве партнера РПЦ (74% всех договоров), дальше следуют – иудаисты (9%), мусульмане (6%), буддисты, баптисты, адвентисты и пятидесятники (по 3%). Местные власти в субъектах РФ, обычно замечая и признавая многоконфессиональность населения, тем не менее, официальные договоры предпочитают заключать с РПЦ (83%), что на 9% больше, чем на федеральном уровне.


Нужно отметить, что до конца не решен вопрос с реституцией церковных зданий, не урегулирован механизм совместного пользования религиозной организацией и государством памятников, относящихся к культурному наследию.


Таким образом, анализ состояния факторов жизнеспособности страны в сегменте религии показал, что существует ряд проблем, которые требуют для своего решения принятия текущих, а также средне- и долгосрочных мер в сфере государственного управления.

Вторым по значимости после государства институтом политической системы общества, безусловно, являются рели­гиозные конфессии и организации, хотя в современной учеб­ной российской политологической литературе данный факт подчеркнуто игнорируется и подвергается своеобразному «табуированию». Мы можем найти большое количество материа­лов о других негосударственных институтах политической си­стемы общества: политических партиях, общественных орга­низациях, корпорациях, тайных обществах и даже группах вли­яния, но упоминание о религиозных конфессиях и организаци­ях в качестве весомого института политической системы об­щества мы не встретим практически нигде. В лучшем случае найдем несколько строк, в которых упоминается о них как о разновидностях общественно-политических организаций, без раскрытия их сущности и роли в общественно-политических процессах.

Причина такого подхода кроется, конечно же, не только в «наследии» долгое время господствовавшего в России агрес­сивного атеистического режима, но и в навязываемых нам За­падом процессах секуляризации, а также привнесенных к нам с Запада же и активно продвигаемых секулярных идеологичес­ких концепциях, прочно укоренившихся в системе российских общественно-политических и гуманитарных наук.

Что характерно, в обоснование «правильности» подоб­ного подхода со стороны его апологетов часто звучат слова о том, что в соответствии с Конституцией РФ Российская Феде­рация есть государство светское и что, дескать, религиозным конфессиям и организациям не место в политике.

Ущербность подобных аргументов очевидна. Во-первых, в связи с тем, что принцип светскости государства отнюдь не означает его атеистичности и принципиальной враждебности укреплению влияния религиозных конфессий и организаций, в том числе и на политические процессы. Во-вторых, игнориро­вание влияния традиционных религиозных конфессий и орга­низаций на политические процессы в силу господства в совре­менных общественно-политических и гуманитарных науках различных «секулярных» идеологем приводит к отрицанию и игнорированию огромного количества фактов, свидетельству­ющих об обратном, а значит - к искажению объективной ис­тины. В-третьих, отрицать факт влияния традиционных рели­гиозных конфессий и организаций на политическую жизнь со­циума - значит отвергнуть весь исторический опыт развития российского общества и государства (с ведущей ролью в нем Русской Православной Церкви, с которой не могут быть срав­нимы никакие политические партии, общественные организа­ции и корпорации), а также богатое наследие русской полито­логической школы.

Поэтому, используя это наследие, необходимо приложить все усилия к восстановлению исторической справедливости и возрождению в системе общественно-политических и гумани­тарных наук традиции рассмотрения религиозных конфессий и организаций как особо значимого после государства инсти­тута политической системы общества.

И в этом ключе нельзя, конечно же, проигнорировать работы таких выдающихся русских мыслителей-политологов, как К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин и Л.А. Тихомиров, кото­рые уделяли большое внимание изучению данного института, обозначая его как «Церковь», что было вполне естественно и органично для дореволюционной России и тогдашнего состоя­ния научного знания в системе общественно-политических и гуманитарных наук.

Размышляя о специфике положения Церкви как значи­мого института политической системы общества, они рассмат­ривали ее прежде всего сквозь призму взаимоотношения с го­сударством, отмечая его двойственную природу «как нравствен­но-религиозного и как юридического союза» , что, конечно же, актуально и в настоящее время.

По мнению К.П. Победоносцева, одним из знаменатель­ных явлений современного ему общества являлась «борьба цер­ковных начал с государственными», основным источником которой являлась «искусственно создаваемая теория отноше ний между государством и церковью» .

В соответствии с данной теорией, «политическая наука по­строила строго выработанное учение о решительном отделении Церкви и государства, учение, вследствие коего по закону, не до­пускающему двойственного разделения центральных сил, Церковь непременно оказывается на деле учреждением, подчиненным го­сударству» . При этом Церковь «представляется не чем иным, как учреждением, удовлетворяющим одной из признанных государ­ством потребностей населения - потребности религиозной, и но­вейшее государство обращается к ней с правом своей авторизации, своего надзора и контроля, не заботясь о веровании. Для государ­ства как для верховного политического учреждения такая теория привлекательна, потому что обещает ему полную автономию, ре­шительное устранение всякого, даже духовного, противодействия и упрощение всех операций церковной его политики» .

Критически осмысливая положения данной теории, К.П. Победоносцев утверждал, что «государство безверное есть не что иное, как утопия невозможная к осуществлению, ибо безверие есть прямое отрицание государства. Религия, и имен­но христианство, есть духовная основа всякого права в госу­дарственном и гражданском быту и всякой истинной культу­ры. Вот почему мы видим, что политические партии, самые враждебные общественному порядку партии, радикально от­рицающие государство, провозглашают впереди всего, что ре­лигия есть одно лишь личное, частное дело, один лишь лич­ный и частный интерес» .

В результате анализа исторических примеров и систем взаимоотношений государства и Церкви, К.П. Победоносцев выделил три системы взаимоотношений, в соответствии с ко­торыми эти отношения исторически себя проявили в западно­европейской истории.

Первая система, «самая древняя и известная - система установленной, или государственной, Церкви. Государство при­знает одно вероисповедание из числа всех истинным вероиспо­веданием и одну Церковь исключительно поддерживает и ей покровительствует, к предосуждению всех остальных церквей и вероисповеданий. Это предосуждение означает вообще, что все остальные церкви не признаются истинными или вполне истин­ными; но практически выражается оно в неодинаковой форме, со множеством разнообразных оттенков, и от непризнания и от­чуждения доходит иногда до преследования. Во всяком случае, при действии этой системы чужие исповедания подвергаются некоторому, более или менее значительному, умалению в чести, в праве и преимуществе сравнительно со своим, господствую­щим исповеданием. Этой системе следуют ныне, за немногими исключениями, все европейские государства» .

Вторая система предполагает одинаково беспристраст­ное отношение государства ко всем вероисповеданиям - «вне всякого покровительства, равно как и вне всякого предосуждения, ни одной церкви не признавая ни своей, ни чужою, и пре­доставляя каждой ведать и устраивать свои дела и обряды как угодно. Это система равенства церквей, или, по новейшей фор­муле, изобретенной Кавуром, система “свободной церкви в свободном государстве”, любимая система нынешней партии либералов в мире. Она принята прежде всего и полнее всего осуществляется в североамериканских Соединенных Штатах, а в последнее время допущена английским законодательством относительно Ирландии. На бумаге и в теории система эта пред­ставляется простейшею и совершеннейшею: поборники ее ве­рят и утверждают, что рано или поздно она будет введена по­всюду как единственное средство к верному и справедливому разрешению отношений между государством и церковью» .

В основе этой теоретически отвлеченной системы, по мнению К.П. Победоносцева, лежит «не начало веры, а начало религиозного индифферентизма, или равнодушия к вере» . Эта система «поставлена в необходимую связь с учениями, пропо­ведующими нередко не терпимость и уважение к вере, но яв­ное или подразумеваемое пренебрежение к вере как к прой­денному моменту психического развития в жизни личной и национальной. В отвлеченном построении этой системы, со­ставляющей плод новейшего рационализма, церковь представ­ляется тоже отвлеченно построенным политическим учрежде­нием или частным обществом, для известной цели устроенным, подобно другим, признанным в государстве, корпорациям. Сознание этой самой цели представляется тоже отвлеченным, ибо на нем отражаются многообразные оттенки связанных с тем или другим учением представлений о вере, начиная с от­влеченного уважения к вере как к высшему моменту психичес­кой жизни до фанатического презрения к верованию как к низ­шему моменту и к началу вреда и разложения» .

Третья система подразумевает воздержание государства «от всякого предпочтения или покровительства тому или дру­гому вероисповеданию или верованию, только ограничивает или устраняет вовсе такие верования, которые признает поло­жительно ложными или вредными для общества. Система эта основана на том предположении, что несравненно легче и удоб­нее рассудить, какое верование ложно, чем определить, какая вера истинна. Такой системы держится великобританское пра­вительство в ост-индских владениях» .

В истории, как отмечал К.П. Победоносцев, возможно наблюдать примеры соединения первой системы с третьей (т.е. «признание одного вероисповедания господствующим с тер­пимостью для всех прочих и с устранением вредных верова­ний» ), а также и второй системы с третьей (на примере отно­шения правительства США к мормонскому вероучению).

На взгляд К.П. Победоносцева, «все эти системы действу­ют на практике в разных государствах, ни одна из них нигде не представляется бесспорною: напротив, именно в настоящую пору повсюду действующая система составляет предмет горя­чих пререканий и споров, и повсюду идет речь об изменении и преобразовании принятой системы» .

Б.Н. Чичерин, в отличие от К.П. Победоносцева, выде­лял не три, а четыре возможных системы, определяющие взаи­моотношения и положение Церкви в государстве. Это «1) те­ократия, или подчинение государства Церкви; 2) господству­ющая Церковь; 3) признанные церкви; 4) церкви терпимые. Различные системы могут существовать совместно в отноше­нии к разным вероисповеданиям» .

«Теократия, - на взгляд Б.Н. Чичерина, есть обществен­ное устройство, в котором религия владычествует в гражданс­кой области. Здесь является сознание высшего порядка, кото­рому должны подчиняться люди; но этот порядок основан не на единстве общественного тела, а на религиозном учении, обязательном как для правителей, так и для подданных» .

Теократия характерна для большинства религий древ­него мира, а также ислама, «который, хотя и позднейшего про­исхождения, но является лишь повторением старых теокра­тических типов», обнимая «человека всецело, не ограничива­ясь одними верховными нравственными началами, но опре­деляя и всю внешнюю жизнь людей» . «Теократия противо­речит существу христианства, которое касается только внут­реннего человека, предоставляя внешнюю область светским властям и отношениям. Христианство имеет в виду цель не­бесную, а не земную; оно действует убеждением, а не при­нуждением. Истинная область его есть Церковь, а не государ­ство. Поэтому в христианском мире теократическое начало всегда было неполное или водворялось в силу особенных ус­ловий» .

Для системы взаимоотношений Церкви и государства, которую Б.Н. Чичерин обозначил как «господствующая Цер­ковь», характерен принцип, в соответствии с которым «госу­дарство оказывает преимущественное покровительство одной только Церкви, получающей высшее политическое положение; остальные только признаны или терпимы, или даже вовсе не терпимы. Через это господствующая Церковь прямо получает значение государственного установления. Оставаясь нравствен­но-религиозным союзом помимо государства, она, в качестве политической корпорации, вводится в состав государства, ста­новится членом его организма и получает в нем привилегиро­ванное место. Основание то, что известное вероисповедание, исторически сросшееся с жизнью народа, признается суще­ственным государственным интересом; в нем государство ищет нравственной опоры.

Привилегии, даруемые господствующей Церкви, могут быть более или менее значительными. При совершенной не­терпимости они могут простираться до исключения всякого другого вероисповедания из государства. При меньшей степе­ни нетерпимости стеснения могут касаться только сект, отде­лившихся от господствующей Церкви, а потому более или ме­нее ей враждебных. Привилегии могут состоять в ограничении гражданских и политических прав лиц, принадлежащих к дру­гим исповеданиям» .

Для системы взаимоотношений Церкви и государства, обозначенной Б.Н. Чичериным как «признанные церкви», ха­рактерна ситуация, когда «государство оказывает одинаковое покровительство всем церквам, признанным государственны­ми корпорациями. Таково, например, положение церквей во Франции, где различные вероисповедания, католическое, про­тестантское, даже еврейское и магометанское пользуются оди­наковым покровительством и пособиями со стороны государ­ства. Признанные церкви могут существовать и совместно с господствующей. Так например, у нас господствующая Цер­ковь есть Православна, но рядом с ней признаны католичес­кая, протестантская, еврейская и магометанская, каждая с сво­им законным устройством и официальным положением. При­знанные церкви составляют государственные корпорации так же, как и господствующая; но они не связываются исключи­тельно с государством. Последнее становится от них незави­симым; оно видит в них существенный интерес известной части народонаселения, дает им защиту, пособия, права, даже участие в управлении, но не привилегированное положение. При равноправии церквей гражданская область совершенно изъемлется из ведения Церкви; это - общее поле для всех вероисповеданий» .

В системе взаимоотношений Церкви и государства под наименованием «терпимые церкви» «церковь теряет характер государственной корпорации; она остается частным союзом. Государство может допускать или не допускать подобные со­юзы. Мы видели, что свобода вероисповедания ограничивает­ся требованиями нравственности и государственного порядка. Государство не обязано терпеть сект безнравственных или от­рицающих государственную власть. Однако, за этими исклю­чениями, всякое вероисповедание должно быть терпимо в силу свободы совести.

Терпимость может быть оказана в больших или меньших размерах. Основание здесь двоякое: религиозные общины мо­гут быть допущены или как товарищества, или как частные корпорации, то есть как настоящие церкви» .

Как видно из вышеизложенного, небольшое различие в классификации систем возможных моделей взаимоотношений Церкви и государства у К.П. Победоносцева и Б.Н. Чичерина (представителей противоположных друг другу консервативного и либерального направлений русской политологической мыс­ли), состоит лишь в том, что К.П. Победоносцев специально не выделял, а Б.Н. Чичерин выделял теократию как отдельную систему. В остальном же, за исключением некоторых отличий в наименованиях-обозначениях систем типологии взаимоотно­шений Церкви и государства, они по своей сути и содержанию схожи.

Л.А. Тихомиров, рассматривая историю развития монар­хических форм государственности, выделил три типа отноше­ний государства к религии:

Л.А. Тихомиров отмечал, что в истории христианских государств «в исторической практике <…> возникло несколь­ко форм взаимоотношений Церкви и государства. В римском католицизме возобладала идея подчинения государства церков­ной власти. В крайнем развитии этой идеи предполагается, что Папы имеют верховную власть над всем миром. Императоры и короли получают от Папы свои владения на данном праве как вассалы Апостольского престола, так что подчинены Папе не только в церковных, но и в светских делах. Светская же власть не имеет права вмешательства ни в какие духовные дела <…>. В протестантизме явилась обратная идея государственно-цер­ковных отношений. Возникла она вследствие того, что, по уче­нию Лютера, Церковь состоит из совершенно равных членов, без различия иерархических благодатных даров. Власть епис­копская принадлежит им коллективно. Священническая бла­годать принадлежит каждому христианину. Церковная власть принадлежит тому же обществу, которому принадлежит и го­сударственная власть, так что если оно вручает эту власть го­сударю, то переносит на него и епископские права. Государь становится обладателем как политической, так и церковной власти <…> В Византии государственно-церковные отноше­ния были построены на идее, не имеющей ничего общего с протестантскою, а именно на союзе Церкви и государства» .

Оптимальной формой взаимоотношения Церкви и го­сударства Л.А. Тихомиров считал их союз, характерный преж­де всего для православных монархий. Только в нем, на его взгляд, «и возможно сохранение независимости религиозно­этического начала от государственного без разрыва между Церковью и государством» . И это и есть единственно вер­ная и правильная идея, хотя «фактическое ее осуществление более всего зависит от степени искренности взаимоотноше­ний, а это, в свою очередь, определяется глубиной и искрен­ностью веры в народе и в представителях власти церковной и гражданской» .

Описывая активно проявляющиеся секулярные тенден­ции в жизни современных ему обществ, Л.А. Тихомиров отме­чал, что «почти повсюду начинается прекращение союза госу­дарства с Церковью. Религиозные настроения народов ослаб­ляются, и государства начинают отвергать для себя обязанность руководиться в своей деятельности принципами христианства. При таком положении вещей для Церкви становится уже бес­цельно оставаться в подобии союза, который только связывает ее, но ничего не дает для ее сознательной деятельности» .

Таким образом, возникает еще одна система взаимоот­ношений Церкви и государства, характерная прежде всего не для монархий, а для демократий. А именно: система отделения Церкви от государства. При такой системе взаимоотношений «государство не берет на себя излишней и непосильной обузы руководить религиозными отношениями. Оно снимает с себя всякую ответственность за действия Церкви, предоставляя сле­дить за ними самим ее членам. Для государства остается тогда лишь следить за действиями Церкви с такой же точки зрения, как за деятельностью всякой другой корпорации, то есть пре­секать в ней все нарушающее общие для всех граждан государ­ственные законы, не делая никакого различия между наруши­телями закона, будут ли это верующие или неверующие, ду­ховные или светские» .

Однако, такая система взаимоотношений Церкви и госу­дарства целесообразна в том случае, «когда нация, которой дер­жится государство, не имеет общего верования» . В случае, если подданные или граждане государства не принадлежат к одной церкви и являются не единоверными, на взгляд Л.А. Тихомиро­ва, возможны два пути решения проблемы:

  1. Совершенно отрешить политику государства от свя­зи с религией и устанавливать исповедную политику на каких- либо общих политических или философских основаниях.
  2. Почерпнуть разумные способы государственного от­ношения к иноверцам из учения своей собственной веры.

Историческое решение исповедной политики, вообще говоря, держалось второго пути. Наиболее распространенное современное решение основано, напротив, на отделении Цер­кви и веры от государства, то есть на стремлении поставить государственные отношения вне связи с отношениями испо­ведными .

«Но если, - по мнению Л.А. Тихомирова, - отделение Церкви от государства исходит из преднамеренной тенденции отрезать политические отношения от воздействия религиозно­этических, то это система крайне вредная для нации, для раз­вития народа и общественных отношений» .

В настоящее время применительно к системе взаимоот­ношений государства и религиозных конфессий и организаций употреблять понятие «Церковь» будет не совсем корректно, поскольку в системе религиоведческих дисциплин, и прежде всего социологии религии, стало общепринятым выделять че­тыре типа религиозных организаций: Церковь, секту, деноми­нацию, культ.

Церковь представляет собой тип крупной религиозной организации, объединяющей как духовенство, так и мирян од­ного вероисповедания (или какой-либо его ветви, например, Православия или католичества), обладающей централизован­ным иерархическим правлением, общими основными положе­ниями религиозного вероучения, канонического права, систе­мой ценностей и правилами совершения культовых обрядов.

Церковь, как правило, находится в позитивных отношениях с обществом и имеет большое количество последователей, не имеет постоянного и строго контролируемого членства. При­надлежность к Церкви определяется скорее и часто традицией, фактом рождения в той или иной религиозной среде, когда на основе определенного обряда (например, крещения) индивид автоматически включается в данную религиозную общность.

Секта представляет собой сравнительно небольшой по численности и предрасположенный к изоляционизму и замы­канию в пределах своей общины тип религиозной организа­ции, характеризующийся негативным настроем к инакомыс­лящим и оппозиционностью к обществу и господствующей в обществе Церкви; настроениями избранничества; претензия­ми на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; под­черкиванием равенства всех ее членов, часто в сочетании с отсутствием деления на духовенство и мирян. Для сект ха­рактерно добровольное постоянно контролируемое членство. Большая часть членов той или иной секты включается в ее состав не по факту рождения, а примыкает к ней в молодом или зрелом возрасте.

Деноминация являет собой промежуточный тип религи­озной организации, способный соединять в себе черты Церкви и секты - в зависимости от особенностей характера ее образо­вания и тенденций развития. Деноминация отличается от Цер­кви меньшей степенью универсальности и в то же время заим­ствует у нее относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления. Подчеркивая свою избран­ность в сочетании с претензией на исключительность собствен­ных доктрин, ценностей и роли, деноминации демонстрируют отказ от изоляционистской позиции сект, практически участвуя в жизни общества, достигая компромисса со светской властью и Церковью. Деноминации не претендуют, подобно Церкви, на охват своим влиянием всех членов общества, но и не замы­каются, подобно сектам, внутри своей «избранной» религиоз­ной группы (например, баптисты), признавая возможность ду­ховного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. Как и в сектах, членство в деноминации осно­вано на принципе добровольности, постоянства и строгого кон­троля, хотя их деятельность и ограничена классовыми, нацио­нальными, расовыми или другими рамками.

Культ (харизматический культ) представляет собой тип малочисленной, крайне недолговечной, локальной, часто экст­ремистской, отличающейся эклектизмом, фанатизмом, мисти­цизмом вероучения религиозной организации, группы с нераз­витой организационной структурой во главе с харизматичес­ким лидером. Культ создается вокруг конкретной харизмати­ческой личности, являющейся основателем и руководителем этой организации, объявляющей себя либо «богом», либо пред­ставителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (на­пример, Сатаны). При наличии благоприятных обстоятельств культ может развиться в секту. Имея основные характеристи­ки секты, культ имеет ряд существенных особенностей, свя­занных прежде всего с процессом его формирования. Последо­вателями культа являются люди, отвергнувшие ценности ок­ружающего их мира, со схожим индивидуальным опытом и образом мысли, предписываемой манерой поведения. Им обыч­но не воспрещается поддерживать отношения с другими рели­гиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям.

Обозначенная классификация существующих типов ре­лигиозных организаций является в значительной степени ус­ловной и основанной на опыте изучения развития христианс­кой традиции, являющейся самой изученной в социологии ре­лигии и религиоведении. Понятие «церковь» не может быть применимо в описании типов религиозных организаций в ос­тальных мировых религиях, поскольку они не образуют в сво­ем развитии церковь в ее классическом понимании. На приме­ре анализа развития ислама, иудаизма и индуизма хорошо вид­но, что вне христианства очень сложно применять понятия «цер­ковь» и «деноминация», а также проводить четкое разграниче­ние между ними и другими типами религиозных организаций и институтов. А вот что можно сказать с большой увереннос­тью, так это то, что процессы образования тех или иных типов религиозных организаций, происходившие на протяжении всей человеческой истории, в последнее время значительно активи­зировались (прежде всего культов и сект). Но если традицион­ные для того или иного общества, культуры, нации или груп­пы религии оказывают конструктивное влияние на процесс жизнедеятельности общества, то возникший в последнее вре­мя целый ряд религиозных новообразований, активно распро­страняющих свое влияние на молодое поколение на Западе и территории бывшего СССР, в значительной степени носит ан­тиобщественный и антигосударственный характер. Речь в дан­ном случае идет о деятельности целого ряда религиозных орга­низаций, в отношении характера деятельности которых посте­пенно входят в научный обиход термины «тоталитарная сек­та» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, раз­личные сатанинские культы и секты).

Поэтому для обозначения данного института политичес­кой системы общества целесообразнее будет применять тер­мин «религиозные конфессии и организации», при этом пони­мая под религиозными конфессиями традиционные для дан­ной страны религии (церкви и деноминации). Именно этот, на наш взгляд, «нейтральный» термин отображает всю внешнюю сторону многообразия религиозной жизни, которая сложилась в сложнейшую систему исторически традиционных религий и нетрадиционных вероучений.

Применительно к ситуации с религиозными объедине­ниями в Российской Федерации, традиционными религиозны­ми конфессиями следует признать распространенные в России религиозные конфессии (организации и объединения): Право­славие, ислам, буддизм, иудаизм, а также некоторые другие конфессиональные религиозные объединения и организации (например, католичество).

Использование этого термина позволит снять и преодо­леть некоторые нестыковки в научной типологии и классифи­кации религиозных организаций и объединений, а также вый­ти за рамки сухого и поверхностного законодательного опре­деления понятия религиозных организаций и объединений (со­держащегося в Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» ), и не ото­бражающего все аспекты и все многообразие религиозной жиз­ни современного российского общества.

Самой крупной по численности среди традиционных кон­фессий России является Русская Православная Церковь Мос­ковского Патриархата, влияние которой в последнее время, в особенности после воссоединения с РПЦЗ и активизации ее деятельности внутри страны, чрезвычайно возросло.

Второй по численности религиозной конфессией в Рос­сии является ислам, не имеющий в РФ в настоящее время еди­ного духовного центра. Спецификой ислама как религии явля­ется то, что он не предполагает обязательность четкой духов­ной иерархии, характерной для ряда христианских церквей, а также наличия единого духовно-административного центра в масштабах государства. На территории РФ действуют два Ду­ховных управления мусульман: Духовное управление мусуль­ман Европейской части России и Сибири (г. Уфа), охватываю­щее все группы татар и башкир, и Духовное управление му­сульман Северного Кавказа (г. Махачкала), которое объеди­няет народности Дагестана, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, кабардинцев, адыгов, черкесов и абазинов. В пос­ледние годы наблюдалась борьба между центральным Духов­ным управлением мусульман России и европейских стран СНГ и Советом муфтиев России за главенство над проживающей в России мусульманской общиной. Иудаизм в своем распрост­ранении исторически ограничен численностью еврейских об­щин. Ареал распространения буддизма как еще одной тради­ционной нехристианской конфессии регионально локализо­ван: буддизм традиционно исповедуется коренным населени­ем ряда регионов (Калмыкии, Бурятии, Тувы). Среди протес­тантских церквей в России самой крупной деноминацией яв­ляется Церковь Евангельских христиан-баптистов; в нее вхо­дит свыше 500 тыс. взрослых членов, объединенных в 387 религиозных общества.

Судить о численности приверженцев традиционных ре­лигий и деноминаций в РФ очень сложно. «В общественной и политической жизни нашей страны в основном заметны лиде­ры “этнических” религий. Для политиков и религиозных лиде­ров представление о количестве верующих в современном об­ществе - это свидетельство о степени влияния христианских церквей, мусульманских и буддистских объединений и т.д. Прежде всего, цифры, которые часто упоминаются в прессе, формируют представление о силе и влиянии самих религиоз­ных лидеров» . «При высоких показателях уровней религиоз­ности, фиксируемых исследователями на основе самооценки респондентов, выявляется их несоответствие характеристикам религиозного сознания и поведения <.> Религиозность же тех, кто считает себя верующими, часто носит ситуативный харак­тер, в ней проявляется скорее не устойчивая мировоззренчес­кая позиция, а умонастроение, отличающееся значительной подвижностью. Нередко люди называют себя православными или мусульманами, воспринимая эти религии как существен­ный элемент культурной традиции того народа, к которому они принадлежат» . Иными словами, декларируя о своей принад­лежности к определенной религиозной конфессии и традиции, человек вовсе не обязательно разделяет ее вероучение, участву­ет в таинствах, обрядах, является членом религиозной общи­ны. Фактически он обозначает свою принадлежность к той или иной группе, культурной среде и национальному образу жиз­ни (русский - значит православный; башкир - значит му­сульманин; еврей - значит иудей и т.д.), хотя соответствую­щая религия и имеет для его сознания особую, по сравнению с другими религиями, ценность.

Такую же ситуацию мы наблюдаем и в других традици­онных конфессиях, например, в иудаизме, где большинство еврейской общины России не считает себя иудеями (т.е. еврея­ми, не просто связанными с еврейской религиозно-культурной традицией и организациями, ее формирующими, но при этом и верящими в Бога). Социолог О.Е. Казьмина, исследуя конфес­сиональный состав населения Российской Федерации, отмеча­ет, что определить реальную численность иудаистов среди рос­сийских евреев нелегко, поскольку «значительная часть рос­сийских евреев не религиозна, хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос» . Говорить о численности буддистов еще сложнее, поскольку в буддизме отсутствует представление об обязательной для каждого почи­тателя Будды религиозной практике.

Обращаясь же к проблеме взаимоотношений религиоз­ных конфессий и организаций с государством в настоящее вре­мя, следует отметить, что значительное количество государств официально и демонстративно позиционируют себя как госу­дарства «светские», стремясь не связывать себя какими-либо обязательствами во взаимоотношениях с религиозными кон­фессиями и организациями, ограничивая определенными сфе­рами взаимодействие с ними и стараясь не вмешиваться во внут­ренние дела друг друга.

Такая позиция отнюдь не означает принципиальной враж­дебности государства к институту религии и стремления госу­дарства окончательно секуляризировать все сферы человечес­кой жизнедеятельности. Поэтому и неудивительно, что как в странах Запада, так и вне пределов распространения западно­европейской культуры можно встретить различные модели вза­имоотношения государства и религиозных конфессий и орга­низаций, о которых писали классики русской политологичес­кой школы: теократию (Ватикан и Исламская республика Иран); господствующую религиозную конфессию (Греция, Великоб­ритания, Финляндия и Скандинавские страны); признаваемые (Испания, Италия) и терпимые (США, Франция) конфессии и религиозные организации, пользующиеся различного рода (в том числе и финансовой) поддержкой со стороны государства.

Выбор той или иной модели взаимоотношений между собой этих институтов зависит от исторической традиции их взаимодействий, характерных для той или иной страны и об­щества, а также от занимаемой позиции руководства государ­ства и религиозных конфессий.

Для православной Российской империи до эпохи Сино­дального периода истории Русской Православной Церкви была характерна модель союза (симфонии) Церкви и государства, привнесенная к нам из Византии. В Синодальный период сво­ей истории Русская Православная Церковь являлась фактичес­ки господствующей Церковью, сочетающей лишь некоторые принципы концепции симфонии Церкви и государства со сво­им новым правовым статусом, низведенным к превращению ее в особую часть государственной системы. В постсоветской России Русская Православная Церковь, как и другие традици­онные религиозные конфессии в условиях светского государ­ства, существуя как отделенный и независимый от государства институт и корпорация, стремится взаимодействовать с госу­дарством в рамках разработанной ею концепции «соработничества» - сотрудничества Церкви и государства (применяя концепцию симфонии к новым для нее условиям).

В соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви» «областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период яв­ляются:

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотруд­ничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие со­вместных социальных программ;

Введение

Более 97% зарегистрированных на сегодня в Украине религиозных общин являются христианскими. Примерно половина из них - православной традиции.

· Украинская Православная Церковь в юрисдикции Московского Патриархата - УПЦ МП и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата - УПЦ КП - насчитывает около 12082 религиозных организаций;

· Украинская Автокефальная Православная Церковь - УАПЦ - насчитывает около 1234 религиозных организаций;

· Украинская Греко-Католическая Церковь - УГКЦ - насчитывает около 3765 религиозных общин;

· Римо - Католическая Церковь в Украине - РКЦ- насчитывает около 1079 религиозных общин;

· Армянская Католическая Церковь - АКЦ

Протестантские церкви насчитывают почти 8,5 тыс. религиозных организаций.

В Украине также действуют приблизительно 1400 религиозных организаций харизматического направления, 297 - иудейских и 1182 - мусульманских.

Цель работы: Изучить конфессии на территории Украины

Задачи работы: Изучить конфессиональные ресурсы Украины

Конфессии. Виды конфессий

Конфессии

Конфессия (лат. confessio -- "исповедание") - это или вероисповедание особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Любая конфессия представляет собой единство религиозного сознания, культа и религиозных организаций. Религиозное сознание имеет два уровня: религиозная доктрина и религиозная психология людей. Религиозный культ представляет собой отношение людей к высшим неземным силам и проявляется через богослужения, жертвоприношения, обряды, праздники, паломничества. В религиозном культе объектом культовой деятельности выступает высшая сила, предметом культа становится эта сила, воплощенная в религиозных образах. Субъектом культа выступает религиозная группа или отдельный человек. Мотивом участия в культе выступает потребность в духовном освобождении, преодолении страданий, удовлетворении религиозных чаяний. В качестве средств культа выступают храмы, мечети, святилища, различные культовые предметы, церковная утварь, предметы религиозного искусства. Способы культовой деятельности - это определенная система и последовательность проведения религиозных мероприятий на уровне общества, группы людей, семьи или отдельно человека в храме, церкви, дома или в культовом месте. Способы культовой деятельности зависят, прежде всего, от религиозного сознания людей.

Религиозные организации - очень сложные образования. Они могут занимать господствующее положение в определенной стране или вероисповедании, играть второстепенную роль или вообще подвергаться гонениям.

В отечественном религиоведении выделяют три вида религиозных организаций: например, в христианстве - церковь, секта и деноминация. Церковь включает большинство или значительную часть населения страны или территории. В православии и католицизме имеется иерархия служителей культа. Секта - общее название религиозных вероучений, отклонившихся от господствующей церкви. В древности сектами называли группы или школы последователей религиозных философов. С появлением христианства сектантами стали называть последователей учений, осужденных господствующей церкви. В секте священство, как правило, отсутствует, лидерство является харизматическим. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается соблюдение определенного нравственного кодекса и религиозных предписаний. Для деноминации, как и в церкви, есть четкая организация, координирующая деятельность общин, и иерархия управления. Однако члены деноминации не делятся на священников и мирян, здесь имеются авторитетные служители культа.

В восточных конфессиях в ряде случае отсутствуют четкие рамки религиозных организаций. В разных жизненных ситуациях и при решении различных задач они обращаются к разным религиям. В иудаизме вообще отсутствует четкая религиозная организация. В Индии имеется ряд духовных школ и движений, не отвечающих критериям ни одного из трех видов религиозных организаций.

По наличию или отсутствию Бога творца конфессии делят на метафизические и эмпирические. В метафизических конфессиях (иудаизм, христианство, ислам, сикхизм, некоторые направления индуизма) утверждается, что Бог творец создал мир, в том числе и человека. В эмпирических религиях (буддизм, даосизм, синтоизм, некоторые направления индуизма, конфуцианство) понятие Бога творца отрицается либо является второстепенным.

По территориально этническому признаку конфессии делятся на племенные, национально территориальные и мировые. Племенные конфессии обычно ограничены территориально, и, по сути, представлены традиционными народными верованиями. Национально территориальные конфессии принадлежат одному народу (иудаизм) или нескольким, близким друг другу социокультурно. Мировые конфессии имеют большой территориально страновой обхват и большое число приверженцев. Мировыми конфессиями являются христианство, ислам, буддизм.

По количеству богов конфессии подразделяют на монотеистические и политеистические. В монотеистических конфессиях имеется лишь один Бог - верховный Бог. К ним относятся христианство, ислам, буддизм и сикхизм.

Политеистическими конфессиями являются языческие верования, в них поклоняются большому количеству богов, божеств и духов. Индуизм можно назвать супрамоно теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением теистической религией - его многочисленные божества являются проявлением Вселенского Духа - Брахмана.

По наличию ряда общих черт религии подразделяют на западные и восточные. К западным религиям относятся христианство, ислам, иудаизм, сикхизм, зороастризм. К восточным религиям - относят индуизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: