Тютчева "Как весел грохот летних бурь". Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Как весел грохот летних бурь" Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения «Как весел грохот летних бурь» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — русский лирический поэт, дипломат, философ, публицист. Он по праву считается одним из лучших лирических поэтов, поэтов — мыслителей. В своём творчестве Тютчев сопоставлял человека и природу, отмечая, что человек — существо обеспокоенное, а пространство, где он находится, полно гармонии и умиротворения. В этом главное различие человека и природы. Но несмотря на противоречивость, противоположности лишь дополняют друг друга в этом непростом мире. Две крайности, сливающиеся воедино и создающие целый мир.

Стихотворение «Как весел грохот летних бурь…» создано автором в 1851 году, в период возвращения Тютчева из двадцатилетнего пребывания заграницей. Первое, что предстает перед взором поэта — это величественная, неповторимая русская природа со всеми её красками и особенностями. Уже в самом названии стихотворения отражены крайности природы «…весел грохот летних бурь…».

Тема стихотворения — описание природы перед надвигающейся летней грозой. Лирический герой центрально расположен посреди слияния двух этих стихий. Он наблюдает как «гроза, нахлынувшая тучей, смутит небесную лазурь», «на дубраву набежит, вся дубрава задрожит». Пейзажная лирика полна чувств и мыслей. Между строк прослеживается философия автора — в бушующем есть нечто прекрасное. Высказывание Ф.М.Достоевского «Страдания ведут человеку к совершенству» имеет особый смысл в данном контексте. Резкая смена спокойствия на хаос в душе человека порождают чудо, талант. Поэт созерцает неслышимый ропот, переговаривающихся деревьев, перекликание птиц. Он одушевляет природу, в его прозе природа дышит, живёт, мыслит, чувствует, как человек. Природа, словно весёлая девушка «набежит», своей «невидимой пятой» волнует природу наступлением осени «…и кое-где первый, жёлтый лист, крутясь, слетает на дорогу…».

С использованием средств речевой выразительности, Тютчев предаёт стихотворению звукопись. Метафоры в стихотворении используются с целью придать описанию природы выразительность, совместно отображая звуки: «гроза вдруг на дубраву набежит», «гроза… смутит небесную лазурь…», «вся дубрава задрожит», «тревожно ропщут их вершины». Для детального, живого описания природы используются эпитеты: «немолчно слышен», «тревожно ропщут», «желтый лист». Символ аллитерации — согласный «р» — звук грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит». Шипящие и глухие согласные соответствуют звуку деревьев: «дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Композиционно стихотворение состоит из пары строф. Стихотворный размер — четырехстопый ямб.

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река -
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет -
И Сам теперь великий Пан
В пещере нимф спокойно дремлет.

1827-1829г.г.

Сияет солнце, воды блещут

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…

Не остывшая от зною

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала…
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало…
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею…
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою…

Произведение «Как весел грохот летних бурь…» было создано в 1851 г., поэтому относится к позднему периоду творчества Ф.И. Тютчева. Эта пейзажная зарисовка не наполнена глубоким философским смыслом, а являет собой простое наблюдение за явлением природы.

Тема анализируемого стихотворения – летняя буря, гроза. Федор Иванович утверждает, что даже в самых страшных природных явлениях можно разглядеть прекрасное. Стихия, по его мнению, – страх и веселье одновременно.

В центре стихотворения летний день, растревоженный непогодой. За ним наблюдает лирический герой, который до конца произведения остается на заднем плане. Тем не менее, понаблюдав за настроением, преобладающим в стихах, можно предположить, что герой радуется чему-то.

Ф.И. Тютчев начинает описывать стихию с ее наступления. Он рассказывает, как буря веселит своим грохотом, а туча с грозой постепенно вытесняет «небесную лазурь». Когда же буря начинает чувствовать себя полноправной хозяйкой, она начинает играть с дубравой. Автор восхищается шумом деревьев, о чем подсказывает риторическое восклицание. Сильный ветер не обходит стороной и лесные деревья. Под его напором они наклоняются и тревожно совещаются между собою.

Шум деревьев не заглушает свист птиц. Наконец лирический герой замечает, как с дерева слетает первый желтый лист. Видимо, это первый предвестник осени, которая приближается с каждым днем. Героя воспоминания о ней не радуют, так как в последних строках заметна легкая грустинка. Она подчеркивается и оборванной синтаксической конструкцией.

В произведении Ф.И. Тютчева можно выделить две смысловые части: в первой автор рассказывает о том, как надвигается буря, во второй описывает ее проделки. Формальная организация стихотворения соответствует смысловой. Текст поделен на два восьмистишия (октавы). Для объединения строк Ф.И. Тютчев использовал кольцевую рифмовку. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Для создания пейзажной зарисовки поэт использовал художественные средства. Главную роль играют метафоры, которые не только позволяют представить картины природы выразительно, но и наполняют их звуками: «гроза вдруг на дубраву набежит», «гроза… смутит небесную лазурь…», «вся дубрава задрожит», «тревожно ропщут их вершины». Эпитеты играют вспомогательную роль, многие из них выражены наречиями: «тревожно ропщут», набежит «опрометчиво-безумно», «лесные исполины», «немолчно слышен», желтый лист». Сравнение в тексте одно: «ропщут, как совещаясь между собою».

Заметную роль в стихотворении играет аллитерация. Например, при помощи слов с согласным «р» передается звук грома: «грохот летних бурь», «вдруг на дубраву набежит». Лексемы с согласными «ш», «с», «ж» помогают воспроизвести шум деревьев: «дубрава задрожит широколиственно и шумно».

Анализируемое произведение Ф.И. Тютчева – прекрасный образец динамичного пейзажа, наполненного звуками.

«Как весел грохот летних бурь…» Федор Тютчев

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, -
И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу…

Анализ стихотворения Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»

У Федора Тютчева не так много произведений, которые можно отнести к пейзажной лирике. Философ и политик, он обычно вкладывал в свои стихи глубинный смысл и наполнял их особой романтикой. Тем не менее, время от времени поэт все же обращал внимание на окружающий его мир и создавал удивительные по красоте зарисовки, которые могли бы составить достойную конкуренцию многим именитым поэтам.

Значительную часть своей жизни Тютчев провел за границей, и возвращение на родину стало для него знаменательным во всех отношениях событием. Поэт вновь открыл для себя красоту русской природы и в 1851 году написал стихотворение «Как весел грохот летних бурь…».

В нем автор описывает приближение грозы, которая буквально через считанные минуты «смутит небесную лазурь». Однако ее приближение ощущается задолго – природа словно готовится к приходу этой необычной гостью, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит». Летняя гроза представляется автору юной девушкой, которая любит шалить и своим появлением привносит радость, даря ощущение легкости и чистоты . В ней нет ничего грозного или же устрашающего, хотя уже после первых капель дождя «вся дубрава задрожит широколиственно и шумно». Так ведет себя особа, обладающая веселым нравом и той детской непосредственностью, которая с возрастом исчезает.

Но именно эти качества способны произвести неизгладимое впечатление на умудренных жизнью людей. Проводя эту тонкую параллель, поэт отмечает, «как под незримою пятой, лесные гнутся исполины». Именно в этой фразе содержится ключ к разгадке всего произведения, так как Тютчев признает себе побежденным и очарованным наивностью, чистотой и открытостью Елены Денисьевой – девушки, которой суждено стать последней музой поэта. Он еще не догадывается о том, сколько горя и страданий принесет ему этот роман, и какие последствия он будет иметь для воспитанницы института благородных девиц. Покоренный ее красотой, Тютчев все же не сразу принимает вызов судьбы, и эти раздумья находят отражение в строчке, посвященной лесным деревья: «Тревожно ропщут их вершины, как совещаясь меж собой». Себя автор сравнивает с вековым дубом, который отличается крепостью и выносливостью. Но даже он не в состоянии устоять перед летней грозой, так же, как и сам Тютчев не может не поддаться очарованию молодости. Отдаваясь на волю проведения, поэт все же испытывает тревогу, но подсознательно понимает, что его будущее уже предопределено.

Из русской литературы XX века

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН

1 час

Урок 59
И. А. Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе. Коллективно оцениваем выступления учеников.

II. И. А. Бунин: страницы биографии
Переходим ко второй части учебника (далее страницы будут указываться по второй части).

Чтение и пересказ статьи
В учебнике дана небольшая биографическая статья о Бунине (с. 3-4) . Ее можно дополнить информацией, которая поможет понять полнее очерк «Косцы», раскрыть понятие «типичный русский характер».
После чтения и пересказа статьи учитель дополнит представление о судьбе Бунина. Вместе прочитаем эпиграф.
Эпиграф сообщает о том, что Бунин - нобелевский лауреат.
Сначала Бунин стал известен как поэт: он создал прекрасные стихотворения, посвященные русской природе. Потом он прославился как прозаик: он писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
В 1917 году (дату запишем) в России произошли великие события, изменившие всю жизнь страны: сначала отрекся от престола царь Николай II, произошла Февральская революция, когда власть перешла в руки буржуазии. Затем после Октябрьской революции власть взяли в руки большевики. Большевики считали дворян классовыми врагами, сражались против тех, кто хотел вернуть прежний порядок. Жизнь в стране коренным образом изменилась. Старый уклад был уничтожен.
- Сколько лет было Бунину, когда произошла Октябрьская революция?
Бунин вынужден был эмигрировать в Европу. Он поселился во Франции и прожил там до конца своих дней. Он тосковал о России, но не хотел вернуться на Родину: он чувствовал, понимал, что прежней России уже нет и никогда не будет. Как писатель, он старался в своих произведениях сохранить Родину такой, какой он ее запомнил, чтобы читатели могли прикоснуться к тому светлому, что переживал сам Бунин, и ощутить те чувства, которые рождала в писателе красота родной земли.

III. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине
- «Косцы» - это непривычный для нас рассказ. В нем нет сюжета, нет четко описанных героев, которые совершают какие-то действия. «Косцы» - это раздумья писателя о судьбе Родины, это воспоминания, переплетенные с поэтическими размышлениями. Иногда это произведение похоже на обычный рассказ, иногда - на стихотворение, иногда - на описание прекрасной картины. Создан рассказ во Франции, когда писатель тосковал об оставленной России: «Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки».
Постарайтесь настроиться и слушайте это произведение, ощущая мелодию строк и представлять в уме пейзажи и людей, о которых повествует Бунин.
Текст «Косцов» читает учитель. Важно хорошо подготовиться, чтобы длинные предложения, периоды звучали складно, ярко, цельно. Детей часто не увлекает это произведение - они плохо понимают, о чем в нем идет речь, тем более артистичным должно быть чтение педагога.
Далее возможны два вида работы: обучение выразительному чтению или рассматривание и описание картин А. Пластова «Сенокос» (см. форзац 2-й части учебника) или Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)» (с. 7) .

Обучение выразительному чтению
Для этого вида работы выбираем отрывок от слов: «Мы шли по большой дороге...» - до слов: «И березовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели» (1-4-й абзацы, исключая 2-й абзац).
Проблема, с которой учитель может столкнуться при чтении с детьми этого отрывка в менее подготовленных классах, в том, что ученики не чувствуют границ предложений и соответственно неверно распределяют дыхание и выбирают интонации, искажая задуманное автором звучание предложений.
Для оптимальной работы следует распечатать текст отрывка на отдельном листе крупным (желательно 12-м или 14-м) кеглем через полуторный интервал для того, чтобы дети могли ставить в тексте знаки логического ударения, паузы, убыстрения темпа речи, знаки повышения и понижения интонации. Затем сделать необходимое количество копий по числу учеников.
После первого чтения текста учениками коллективно работаем над режиссурой текста. Учитель прочитывает каждое предложение, расставляет вместе с учениками необходимые знаки, затем каждое предложение читают, правильно интонируя, два-три ученика, потом вместе с учителем - коллективное чтение.
Закончив проработку каждого предложения отрывка, читаем полный текст. Подобное внимание к одному тексту помогает детям с большей чуткостью обращаться к новым художественным произведениям, учит улавливать стилистические особенности разных авторов и вслушиваться в музыку слов.
По результатам работы учитель может поставить отметки нескольким активным ученикам.

Домашнее задание
Выразительно читать отрывок из рассказа «Косцы» (на усмотрение учителя).

ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ КОРОЛЕНКО

5 ЧАСОВ

Урок 60
В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. «В дурном обществе»

I. В. Г. Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности
Программа под редакцией В. Я. Коровиной обращается к творчеству В. Г. Короленко только один раз, в 5 классе. Имея это в виду, мы предлагаем учителю подробно, но на доступном пятиклассникам уровне рассказать об этом замечательном писателе и человеке 1 .

Слово учителя
В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди - их очень мало, и встречи с ними драгоценны, - люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко.
Короленко родился в 1853 г. в Житомире на Украине (поясним, что Украина в то время входила в состав России). Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии (другой, классической, гимназии в Ровно не было).
В те времена в Российской империи были гимназии двух видов: реальные и классические. В классической гимназии изучали древние языки - древнегреческий и латынь, и для поступления в университет необходимо было держать экзамены по этим языкам. После реальной гимназии поступать в университет было нельзя: выпускник мог рассчитывать только на получение реального , как тогда говорили, образования: инженерного, сельскохозяйственного.
Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас - Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева).
В академии были установлены жесткие полицейские порядки: во всем мире после Парижской коммуны 1871 г. возникали рабочие и социалистические партии, действовал I Интернационал - Международное товарищество рабочих, и царское правительство боялось, что коммунистические идеи из Западной Европы проникнут в Россию. Особые люди доносили обо всем, что делается в академии, студенты которой по традиции ездили на стажировку за границу.
Студенты были недовольны полицейскими порядками в академии. Короленко в Москве посещал собрания революционно настроенной молодежи. В 1876 г. он подал коллективное прошение от имени 79 студентов об отмене полицейских порядков в академии и был отправлен на год в ссылку в Вологодскую губернию. Через год Короленко вновь стал студентом и снова был исключен. Тогда Короленко начал работать корректором в газете, где и была напечатана первая заметка будущего писателя.
Царское правительство считало Короленко «опасным агитатором и революционером», и в 1879 г. Короленко был по ложному подозрению арестован и выслан в Вятскую губернию. Там он подружился с крестьянами и через полгода был выслан на новое место - «за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние».
Первое свое серьезное произведение - очерк «Чудная» - Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме. В 1881 г. был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору - Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку - в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, и именно там создал повесть «В дурном обществе» (много лет она печаталась под названием «Дети подземелья»).
Возвратившись в Центральную Россию, Короленко быстро становится известным писателем, сотрудничает со многими журналами и газетами, затем сам становится создателем журнала «Русское богатство». До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами.

II. «В дурном обществе»
Выразительное чтение
Будем стремиться к тому, чтобы текст повести как можно чаще звучал на уроке. В 5 классе, когда круг читательских интересов у детей только формируется, восприятие произведения и интерес к творчеству его создателя зависят от того, насколько эмоциональным и личностно мотивированным было первое знакомство с произведением. Мы считаем, что знакомство с большинством произведений, включенных в учебную программу, должно начинаться на уроке при эмоциональном подъеме. Хорошее чтение учителя увлечет детей и побудит их к дальнейшему активному чтению программного и других произведений.
Чтение первых трех глав произведения занимает (в зависимости от темпа чтения) 25-30 минут. С помощью интонации учитель сможет передать неприятие Васей сцены изгнания неугодных из замка, сложность отношений Васи с отцом. Сцена первого знакомства Васи с Валеком и Марусей в часовне, являющаяся завязкой произведения, заинтересует детей и побудит их дочитать дома повесть до конца.

Урок 61
Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

I. Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»
Начиная урок, спросим детей об их впечатлениях от повести. Выслушав высказывания детей, спросим:
- Как вы думаете, прочитанное нами произведение - рассказ или повесть? Почему?
Прочитаем определение повести в учебнике (с. 48) и выпишем его к себе в тетрадь. Затем сравним повесть с рассказом и романом.

Повесть - один из видов эпического произведения.

Виды эпических произведений

Рассказ - малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть - средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
Роман - большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев.
- Почему произведение В. Г. Короленко «В дурном обществе» мы можем назвать повестью? Сколько в нем главных героев? Назовите их.
- Что такое сюжет?
Сюжет - это ряд событий, положенных в основу произведения.
- Как вы понимаете, что такое сюжетная линия?
Сюжетная линия - ряд событий, происходящих с одним героем.
- Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко?
Ответ на этот вопрос будет достаточно сложным для детей. Выделим линию жизни Васи (отметим проблему отношений Васи с отцом) и линию жизни семьи Тыбурция. Пересечение этих линий приводит к изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.

Составление плана
Для дальнейшей работы нам понадобится хорошее знание содержания, поэтому предлагаем составить сложный план повести, выделяя границы эпизодов. В ходе работы учитель прокомментирует непонятные для учеников места, выяснит, какие проблемы оказались для детей актуальными.

Вариант плана
I. Развалины. (Экспозиция.)
1. Смерть матери.
2. Княж-городок.
3. Замок на острове.
4. Изгнание жильцов из замка.
5. Новый приют изгнанников.
6. Тыбурций Драб.
7. Дети Тыбурция.
II. Я и мой отец. (Экспозиция.)
1. Жизнь Васи после смерти матери.
2. Отношение отца к сыну.
3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества».
4. Переживания отца.
5. Вася и его сестра Соня.
6. Вася исследует жизнь города.
III. Я приобретаю новое знакомство. (Завязка.)
1. Начало экскурсии.
2. Исследование часовни.
3. Бегство мальчишек.
4. Таинственный шепот.
5. Появление мальчика и девочки.
6. Первый разговор.
7. Знакомство.
8. Новые приятели провожают Васю домой.
9. Возвращение домой. Разговор с беглецом.
IV. Знакомство продолжается. (Развитие действия.)
1. Подарки для Валека и Сони.
2. Сравнение Маруси и Сони.
3. Попытка Васи устроить игру.
4. Разговор о сером камне.
5. Беседа Валека и Васи о Тыбурции и об отце Васи.
6. Новый взгляд на отца.
V. Среди серых камней. (Развитие действия.)
1. Встреча Васи с Валеком в городе.
2. Ожидание на кладбище.
3. Спуск в подземелье. Маруся.
4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете.
5. Новые чувства Васи.
VI. На сцену является пан Тыбурций. (Развитие действия.)
1. Вася снова приходит в гости к друзьям.
2. Игра в жмурки.
3. Тыбурций ловит и расспрашивает Васю.
4. Тыбурций приказывает Васе молчать об увиденном.
5. Мясо на обед.
6. Встреча Васи с отцом в саду. Первая ложь.
VII. Осенью. (Развитие действия.)
1. Болезнь Маруси.
2. Приход старого Януша к отцу.
3. Размышления Тыбурция о судье и законе.
VIII. Кукла. (Кульминация. Развязка.)
1. Сонина кукла.
2. Маруся словно ожила.
3. Опасения и неприятности Васи.
4. Попытка забрать куклу у Маруси.
5. Приказ отца не отлучаться из дому.
6. Расспросы отца о кукле.
7. Появление Тыбурция. Возвращение куклы.
8. Примирение отца с сыном.
9. Деньги для Тыбурция.
10. Прощание с Марусей.
Заключение. (Эпилог.)
1. Исчезновение Тыбурция и Валека.
2. Марусина могилка.

II. Образ серого, сонного города. Отношения Васи с отцом
Беседа
- От чьего имени ведется рассказ?
Вася - сын судьи. Судья - едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, «местечке», находящемся на юго-западе Российской империи.
- Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создает автор?
«Сонные, заплесневевшие пруды», «серые заборы», «подслеповатые, ушедшие в землю хатки» - все это создает образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
- Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
«Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках». Будочник - полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции.
- Как складывались отношения Васи с отцом?
Будем осторожны, обсуждая этот вопрос: у многих учеников в семьях есть проблемы, и нужно быть внимательными к чувствам детей, чтобы не травмировать их. Обратим внимание на желание Васи сблизиться с отцом, на глубокое горе отца после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего счастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына «с досадой и болью». Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
- Почему мальчик начал бродяжить?
Герой «не встречал привета и ласки» дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нем жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: «Мне все казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».

III. Характеристика героя
В конце урока учитель разделит класс на несколько групп и объяснит, как выполнять домашнее задание (составить рассказ о герое), предложит план рассказа:
1. Как выглядит герой?
2. Из какой он семьи? Из какого общества?
3. Какие поступки он совершает?
4. Какие качества героя проявляются в этих поступках?

Домашнее задание
Составить рассказы о героях повести:
1) о Васе;
2) о Валеке;
3) о Марусе (сравнить с Соней);
4) о Тыбурции.

Урок 62
Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

I. Артикуляционная разминка
На этом уроке дети будут много говорить, поэтому стимулируем их внимание и подготовим к выступлениям с помощью разучивания новой скороговорки.

II. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру
Семинар
На уроке беседуем о главных героях повести, слушаем подготовленные дома рассказы учеников о героях повести: Васе, Валеке, Марусе, Тыбурции. Просим учеников подтверждать свои высказывания цитатами, пересказывать соответствующие эпизоды повести. После выступления одного человека другие, готовившие эту же тему, дополняют его ответ. Делаем выводы, кратко записываем их на доске и в тетрадях. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какие эпизоды изобразил художник.
- Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?
Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. «Дурным обществом» называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.
Рассказ ведется от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами». Валек вел себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. - Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
- Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
- Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушел домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась «острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли».
- Как Вася познакомился с Тыбурцием?
Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не рассказывать о новом знакомстве Вася увидел в Тыбурции другого человека: «Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.
- Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
Прочитаем с учениками разговор Валека и Васи (глава четвертая) , высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая) .
Мальчик думал, что отец его не любит, и считал его нехорошим. Слова Валека и Тыбурция, что судья - лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.
- Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) по необходимости. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

Тыбурций Драб

Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришел в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом «некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!» Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя «старым беззубым зверем в его последней берлоге», не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и то, как он живет, ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего «родового гнезда». Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продает свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет арестовать его, когда узнает о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

Литература и изобразительное искусство
Рассказ Короленко «В дурном обществе» иллюстрировал художник Г. Фитингоф. Он изобразил эпизод первой встречи Валека с Васей в часовне (с. 23 учебника) . К этой иллюстрации подходит такая фраза Короленко: «Подойдя вплоть, она крепко ухватилась за него и, прижавшись к нему, поглядела на меня удивленным и отчасти испуганным взглядом».
На второй иллюстрации (с. 41) мы видим, как больной Марусе Вася приносит куклу, маленькую девочку под одеялом, темные своды подземелья и свечу, которая стоит в бутылке на каком-то ящике. Вася сидит сбоку и показывает Марусе куклу.
На последней иллюстрации (с. 43) мы видим Васю в кабинете судьи. Отец сидит в кресле, мрачный, с тяжелым, неподвижным взглядом. На стене висит портрет матери. Вася нахмурился и приготовился защищать свою тайну.
Рисунки Фитингофа хорошо соответствуют содержанию повести. Художник с помощью рисунка передал нам то, что сказал писатель с помощью слов.

Домашнее задание
Выполнить письменно задание 12 (с. 48 учебника) : объяснить с помощью подбора синонимов и толкования значения перечисленные слова и выражения.

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение главы «Кукла» и «Заключение».

Урок 63
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.
Подготовка к сочинению

Урок развития речи

I. Артикуляционная разминка
Детям предстоит чтение вслух, поэтому обязательно повторим одну-две скороговорки.

II. Глава «Кукла» - кульминация повести
Выразительное чтение
Главу «Кукла» и «Заключение» дети обязательно читают вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:
- Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
- О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
- Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик.

Беседа
- Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим пристанищем на горе, хотя понимал, что отец Васи - судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»
- Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?
Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.
- Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьей. Сопоставим фразы:
«Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».
«- Отпустите мальчика, - повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».
«Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребенка:
«Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».
- Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

III. Простота и выразительность языка повести
- Было ли сложно вам читать эту повесть?
Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.

Словарная работа
Проверяя выполнение домашнего задания (12-е задание, с. 48) , обратим внимание на то, пользовались ли ученики словарями при подготовке к уроку.
Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.
Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах, пустырях с кучами всякого хлама . Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.
Убежище - это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.
Ютиться - помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.
Кров - слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.
Потомок - человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.
Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».
Суровое лицо - угрюмое, сердитое лицо.
Раздоры - разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек - мрачный, неприветливый человек.
Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.
Серый камень - это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.
Призраки старого замка - это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.
Дурное общество - общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.

IV. Подготовка к сочинению
Тема сочинения: «Путь Васи к правде и добру».
Подобную тему сочинения - «Васина дорога к правде и добру» - предлагает авторский коллектив: О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева 2 . Они пишут:
«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:
- Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?
Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .

Домашнее задание
Подготовиться к сочинению (или написать сочинение дома).

Урок 64
Путь Васи к правде и добру

Урок развития речи

Учитель в зависимости от ресурсов времени и уровня класса определит, будет ли сочинение классным (что предпочтительнее) или домашним. Если сочинение будет задано на дом, то урок развития речи посвятим подробной работе над ошибками и обучению детей редактированию собственных текстов, уделяя особое внимание различным категориям ошибок: фактическим, лексическим, стилистическим, речевым. Как правило, большинство ошибок в постановке знаков препинания возникает там, где имеются речевые ошибки. Работа над умением выражать грамотно свою мысль - хорошая профилактика пунктуационных ошибок.

Домашнее задание
Задание сформулируем в зависимости от содержания урока.

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

2 часа

В переработанный учебник, в отличие от прежнего издания, включено три стихотворения С. А. Есенина, причем два из них даны в разделе, предусматривающем адаптированное для пятиклассников монографическое изучение, и одно дано - на нахзаце учебника.
Для описанной ниже организации урока желательно, чтобы учитель сделал ксерокопии стихотворения «Я покинул родимый дом...» и раздал их детям для детальной работы с текстом.

Урок 65
Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии.
Стихотворения «Я покинул родимый дом...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

I. Артикуляционная разминка
Учим и коллективно проговариваем одну из скороговорок, которая может настроить на яркое, образное мышление, например:
Ал лал,
Бел алмаз,
Зелен изумруд.
Лал - рубин (драгоценный камень алого цвета).

II. Особенности поэзии Сергея Есенина. Страницы биографии
Слово учителя
Русская литература знает много поэтических имен. Есть у нас поэты талантливые, известные, выдающиеся, а есть великие. Чем же выделяются великие поэты? Как правило, их стихи невозможно не узнать, невозможно перепутать со стихами других поэтов.
У каждого великого поэта есть, как говорят, своей голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звездным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня, Блока - окружает нас предчувствием тайны.
Сегодня мы с вами будем читать стихи Сергея Есенина. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте понять, какая особенность их объединяет.

Мини-концерт

Учитель читает детям (желательно наизусть) несколько стихотворений Есенина (не вошедших в учебник). Цель - дать детям почувствовать музыкальность, напевность, задушевность, лиричность есенинских строк. Лучше всего это получится, если учитель сам любит стихи Есенина, знает их наизусть и вкладывает в чтение душу. В таком случае педагог сможет вдохнуть в сердца детей любовь к прекрасному русскому поэту.
Многие стихи Есенина знакомы детям по начальной школе. Хорошо, если они сумеют их вспомнить. Перечислить эти стихотворения сложно, так как сейчас в начальной школе действуют несколько различных учебных комплектов, в которые включены разные тексты.
Дети называют особенности стихов Есенина, вместе записываем их на доске и в тетрадях.
Коллективно читаем с детьми вступительную статью учебника (с. 49-50) . Учитель сделает необходимые комментарии. Хорошо, если есть возможность показать иллюстративный материал, связанный с детством Есенина. Можно обратиться к справочному материалу учебника, где помещен очерк «Село Константиново» (с. 289-291) с фотографией дома родителей Есенина.
Четвертый абзац начинается словами: «После окончания школы поэт отправился в Москву». Запишем с детьми дату переезда: 1912 год.

III. «Я покинул родимый дом...»
Анализ текста
- Прочитайте стихотворение «Я покинул родимый дом...» про себя, приготовьтесь читать его вслух. Продумайте паузы, логические ударения, интонацию.
Дадим ученикам три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Затем несколько человек представляют свое видение этого текста, после прочтения объясняя особенности своей интерпретации. Учитель поможет ученикам осознать ее с помощью вопросов, например:
- Почему вы поставили логическое ударение именно на это слово? Почему вы сделали именно эти паузы? Как вы объясните свои интонации, что вы хотели ими выразить?
- Теперь давайте вчитаемся в это стихотворение поглубже. Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год. Сколько лет было в этом году Есенину? Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
В 1918 году Есенину 23 года. 6 лет прошло с тех пор, как он уехал из Константинова.
- Какие события за это время произошли в России?
На этот вопрос детям ответить будет трудно: они еще плохо знают историю нашей страны. Напишем несколько дат и расскажем о значимости происходивших событий.
1914 год - начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 год - отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 год - международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран-участников Первой мировой войны.
- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?
Поможем детям понять, что мысли о родной рязанской земле давали Есенину силы, питали его энергией. В буре событий, захвативших молодого поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.
После этого прочитаем стихотворение построчно - с карандашом.

Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый ! Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый !
Родной - прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи.
- Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду?
В 1918 г. поэт не уезжал из России. Русь для него - это древняя рязанская земля. (Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, под 1095 годом.)
- Почему поэт называет Русь голубой ? Какой образ возникает благодаря этому эпитету ?
Образ голубых небес над просторами полей.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?
Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Перед нами сложная метафора.

Яркая, праздничная метафора : отражение луны в воде пруда сравнивается с золотой лягушкой (словно бы лягушкой-царевной), которая «распласталась на тихой воде».
- Почему вода названа тихой?
Нет ветра, вода неподвижна.

Поэт сравнивает седину у отца в бороде с яблонным цветом. Это очень необычное сравнение , которое помогает нам представить одновременно и весну, и отца, ждущего сына в деревне.
Обратим внимание детей на звукопись во второй строфе: в ней всего три раза используется звук [р] и один - [к]. Зато сонорные звуки звучат очень часто: [л] и [л’] в сумме - девять раз, [н] - пять раз. Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. Перечитаем строфу вслух, чтобы убедиться в этом.
По контрасту в третьей строфе идет резкое усиление жесткости с помощью [р]:

Здесь же можем обратить внимание детей на богатые мужские рифмы при перекрестной рифмовке . Все строки оканчиваются ударными слогами, и это создает ощущение звучности и законченности, твердости и ясности звучания.
- Какое время года мы видим, читая первую и вторую строфы?
Цветущие яблони, отражение луны в тихой воде пруда, березняк, голубые небеса - перед нами встает картина конца весны - начала лета.
- Как вы понимаете строку: «Долго петь и звенеть пурге»? Почему поэт создает перед нами образ пурги?
Здесь нам придется вспомнить стихотворение А. А. Фета «Задрожали листы, облетая...», где образ мятущегося мира создается с помощью строк.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: