Учебная мотивация старшеклассника и процесс ее формирования. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности Список использованной литературы

Учителя нередко сталкиваются с проблемой отсутствия у старших школьников желания учиться, нестойкостью их интересов к различным учебным предметам. Подобного рода трудности в работе с учащимися связаны с рядом обстоятельств стилем работы учителя, отсутствием индивидуального подхода к учащимся и т. д. Важный аспект данной проблемы - мотивация учения, непосредственно связанная с формированием внутренней заинтересованности учащихся в учении, познании. Сложившаяся у старшеклассников мотивация учения в будущем может способствовать или препятствовать дальнейшему само развитию, самообразованию человека.

Психологами выделены два основных плана мотивов, побуждающих учебную деятельность школьников: широкие социальные мотивы, связанные с много образными отношениями школьника к окружающей его действительности, и так называемые познавательные интересы, порождаемые непосредственно самой учебной деятельностью, ее содержанием и процессом выполнения. Под мотивом понимается то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена. Конкретное содержание мотивов учения и их роли в учебной деятельности школьника на протяжении всего периода обучения в школе изменяется в зависимости от возраста детей. В данном разделе представлены новые данные, полученные при изучении мотивов учения современных старшеклассников.

В качестве основного методического приема нами использовалась проективная методика неоконченных предложений, содержание которых отражает отношение учащихся к различным сторонам учебной деятельности (в целом к школе, к учению к отметке, познавательные интересы). Методика включает в себя 23 предложения, 6 из которых по содержанию прямо направлены на выявление у учащихся знаемых мотивов учения (Я учусь для того, чтобы…), а остальные - косвенные (Если бы уроки передавались по ТВ и можно было бы учиться дома, я…) Завершение косвенных предложений помогает обнаруживать действительное отношение учащихся к различным аспектам школьной жизни. Кроме того, для изучения имеющихся у старшеклассников представлений об их ближайшем будущем, еле дующем сразу за окончанием средней школы, было проведено сочинение на тему «Я в выпускном классе: проблемы, поиски решения».

Все названные старшеклассниками мотивы учения были распределены по двум основным направлениям.

I. Познавательные мотивы, отражающие наличие интереса к содержанию конкретных предметов, к самому процессу учебной работы, которые в старшем школьном возрасте в значительной степени опосредуются направленностью учащихся на продолжение образования после окончания средней школы, овладение выбранной профессией (В старших классах надо ввести разделение на «технарей» и «гуманитариев», и каждый мог бы выбирать себе те предметы, которые ему интересны и нужны в будущем).

II. Социальные мотивы учения, которые подразделяются на несколько категорий:

1) мотивы самоопределения, связанные с представлениями о будущей профессии, учебе, жизни в целом (Я учусь для того, чтобы в будущем стать хорошим специалистом и приносить пользу людям. Учусь, чтобы стать полноценным членом общества);

2) мотивы саморазвития; сюда мы относили высказывания учащихся, связанные с осознанием ими необходимости выработки в ходе учебной деятельности определенных личностных качеств, таких, как воля, собранность, целеустремленность, расширение кругозора (Я получаю отметки ниже тех, которые бы мне хотелось иметь, но не хватает воли заставить себя регулярно заниматься; Отвечая у доски, я стараюсь не растеряться и ответить как можно четче);

3) узкопрактические мотивы, т. е. прямые указания старшеклассников на значимость для них тех аспектов учебы в школе, которые являются формальными основаниями для поступления в вуз или приобретения какой-либо специальности (Хочу получить хороший аттестат; С плохими отметками в аттестате я не смогу поступить в тот институт, который я выбрал; Для будущей жизни в любом случае надо хорошо кончить школу);

4) мотивы общения со взрослыми в школе (с учителем) (На уроке для меня самое интересное - это живой рассказ учителя; Учитель должен уметь увлечь своим предметом; Никакой телевизор не заменит живого учителя, который всегда может объяснить, если ты чего-то не понял);

5) мотивы общения со сверстниками в школе (В школу мы приходим не только учиться, но и общаться. Один я бы вообще не смог бы учиться);

6) мотивы самоутверждения, связанные с наличием у старшеклассников потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности. Сюда мы отнесли высказывания учащихся, касающиеся их представлений о себе, о своих способностях в глазах одноклассников и учителей, а также высказывания, связанные с самооценкой (Чем выше отметки, тем увереннее себя чувствуешь; Чем лучше учишься, тем лучше к тебе относятся учителя; Больше всего я переживаю из-за плохих отметок, так как из-за них теряю уверенность в своих силах);

7) мотивы, отражающие ситуативное отношение к учебе, к школе, к одноклассникам и учителям, связанные главным образом со стремлением избежать неприятностей, которые могут возникнуть в случае плохой успеваемости (Когда приходишь в школу с невыученными уроками, все время смотришь на часы: скорей бы звонок, лишь бы не вызвали отвечать; Стараюсь не получать плохих отметок, чтобы дома не ругали). Иногда это называется отрицательной мотивацией или мотивацией избегания неприятностей.

Содержательный анализ выделенных категорий мотивов учения показал, что в старшем школьном возрасте мотивы самоопределения, познавательные, узкопрактические и мотивы саморазвития отражают устремленность старшеклассников в будущее, наличие у них тех или иных жизненных планов, связанных с окончанием школы и выбором дальнейшего жизненного пути. Мотивы общения со взрослыми и сверстниками в школе, самоутверждения и избегания неприятностей в большей степени связаны с сегодняшним днем старшеклассников, ролью школы в их повседневной жизни. Половые различия в содержании учебных мотивов не были выявлены.

В зависимости от представленности в высказываниях учащихся мотивов учения, связанных с настоящим и будущим, мы выделили три группы старшеклассников: I - учащиеся, в высказываниях которых преобладают мотивы учения, обращенные к настоящему (43,8%); II - учащиеся, в высказываниях которых преобладают мотивы учения, связанные с планами на будущее (18,7%); III - учащиеся, в высказываниях которых мотивы учения, связанные с настоящим или будущим, представлены практически поровну (37,5%). Различия между I и II группами старшеклассников статистически достоверны при р<0,1, а III группа - как бы промежуточная между двумя первыми (различия в обе стороны недостоверны). Полученные данные свидетельствуют, что значительная часть старшеклассников воспринимают свою учебу в школе с позиции настоящего, либо побудительная сила настоящего и будущего одинакова, и лишь небольшая часть старшеклассников рассматривают свой? сегодняшний день в школе с точки зрения будущего.

Конечно, старшеклассник, особенно девятиклассник, не может игнорировать роль школы в повседневной жизни, подчинив, все свои учебные интересы только целям будущего. Хотя в старшем школьном возрасте мера включенности в различные сферы социальной действительности неуклонно возрастает, учеба в школе по-прежнему составляет основное содержание жизни учащихся. Об этом свидетельствуют приведенные выше данные об особенностях временного профиля старшеклассников, полученные при помощи методики Ж. Нюттена: самая многочисленная категория высказываний учащихся приходится на период, непосредственно связанный с обучением в старших классах школы. И несмотря на то что в 15-16 лет резко увеличивается интерес к своему будущему, а представления о нем становятся более конкретными и реалистичными, это будущее лишь в небольшой степени связывается школьниками с их сегодняшним днем в школе.

Старший школьный возраст неоднороден: статус ученика IX класса и выпускника школы весьма разнятся, что не может не отразиться на восприятии ими роли школы в плане подготовки к взрослой жизни. Для более детального анализа этого вопроса мы рассмотрели выделенные нами группы учащихся отдельно по IX и X классам. Данные о временной отнесенности изучаемых мотивов учения приведены в табл. 8. Из таблицы следует, что к X классу число учащихся, чья учеба в школе мотивируется преимущественно интересами сегодняшнего дня, не только не уменьшается по сравнению с IX классом, но, наоборот, резко возрастает (различия достоверны при р<0,1) при одновременном уменьшении количества учащихся, для которых роль на стоящего и будущего в их учебе в школе практически одинакова (различия достоверны при р<0,1). Трудно поверить в то, что для десятиклассников связь их учебы в школе с перспективами ее окончания менее актуальна, чем для девятиклассников.

Можно предположить, что в основе этого явления лежат несколько причин. Анализ высказываний и сочинений десятиклассников выявил, что частью из них (35,8%) выбор своего дальнейшего жизненного пути уже сделан, но роль школы в этом выборе была минимальной, и поэтому подготовка к достижению поставленной цели осуществляется ими в основном не через школу, а другими путями; школа выступает лишь как «неминуемый» этап жизненного пути. Если школьник предполагает после окончания средней школы поступать в вуз, то готовится он к вступительным экзаменам на подготовительных курсах, с репетитором, в различных школах «Юных» при вузах и т. п.; отсюда и многочисленные высказывания старшеклассников о необходимости специализации обучения в старших классах - только при этом условии, с их точки зрения, школа реально будет готовить к будущей жизни. Такая позиция отражает некоторую односторонность имеющихся у выпускников планов на будущее, связанных главным образом с поступлением в институт, что хорошо иллюстрирует высказывание десятиклассника (У меня сейчас одна проблема - поступить в вуз. Остальное меня не волнует).

Значительная часть учащихся X класса (64,2%) еще не пришли к какому-либо ясному решению стоящей перед ними проблемы: что делать после окончания школы? Одни (30,2%) намерены поступать в вуз, но так и не могут выбрать, в какой именно (Что делать дальше? Хочу попробовать поступать « институт; По окончании X класса я собираюсь поступать в институт, к сожалению, пока не решил в какой). Другие (11,3%) колеблются между желанием учиться в институте, быть «как все» и опасением, что им это не удастся и придется сразу пойти работать (Конечно, я попробую поступить в институт, но, если провалюсь, сильно расстраиваться не буду, а пойду работать и попробую сдать экзамены на следующий год). Некоторые юноши (7,6%) откладывают решение этого вопроса на 2-3 года (Хотелось бы скорее в армию, чтобы многое понять и определиться). Несколько человек (15,1%) вообще ничего не решили (Искать пока нечего, некогда и неохота. Решить эту проблему очень трудно в X классе).

Молодой человек, по сути дела, впервые в жизни должен принять серьезное и зрелое решение, но совершенно не готов, к этому. Переживаемое им чувство неуверенности заставляет его спрятаться за проблемами школьной повседневности от обдумывания тягостного вопроса. Акцентируя внимание на различных сторонах школьной жизни, десятиклассник подчеркивает свое положение школьника, как бы пытается вернуться в тот период жизни, когда реализацию возникающих у него планов на будущее можно отложить на неопределенно далекий срок.

Можно предположить, что стремление выпускника школы «продлить сегодняшний день» является защитной реакцией в ситуации конфликта между необходимостью принять ответственное решение в плане жизненного самоопределения и осознанием своей неготовности к этому. Несомненно, выбор дальнейшего жизненного пути - задача сложная и ее решение требует немалых усилий. Как показали наши данные, у значительной части старшеклассников профессиональный выбор сводится в основном к желанию поступить в тот или иной вуз, и только немногие имеют представление о том, кем они станут после окончания института.

Проанализируем выделенные нами мотивы учения старшеклассников как в целом по выборке, так и отдельно по IX и IX класса. Для получения сопоставимых значений по каждой категории мотивов учения мы пользовались условным индексом: отношением суммы рангов конкретного мотива к числу испытуемых в группе. Данные о значимости рассматриваемых, мотивов учения приведены в табл. 9. Рассмотрим сначала данные по выборке старшеклассников в целом. Максимальное значение для учащихся старших классов имеет мотив самоутверждения, связанный со стремлением к завоеванию через учебные достижения устойчивого положения в коллективе сверстников (Не хочу быть хуже всех) к созданию у учителей определенного мнения о себе, своих способностях (Чем лучше учишься, тем лучше к тебе относятся учителя; Стыдно не ответить по предмету, который нравится), а также к сохранению достаточно высокого уровня самооценки (Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь). Возможные причины такой высокой значимости данного мотива учения для старшеклассников будут рассмотрены нами ниже.

Второе по значимости место (различия достоверны при р<0,1) принадлежит мотиву саморазвития, связанному со стремлением учащихся к развитию у себя в процессе учебы в школе таких личностных качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кругозора в различных отраслях знаний (Самое трудное в учебе - держать взятый темп, не расслабляться; Мне недостает организованности).

Стремление усовершенствовать себя - естественная потребность юношеского возраста; она порождается неудовлетворенностью подростка и юноши собою сегодняшним и предполагает большую работу для вступления во взрослую жизнь. По-видимому, и рассмотренный выше мотив самоутверждения связан с той же неудовлетворенностью собой, высокой потребностью в самоуважении, но реализуется он более простыми путями, чем мотив личностного развития. Работа над собой требует от человека значительных усилий и сопряжена с рядом глубоких переживаний, в то же время достижения частного характера, позволяющие утвердиться в глазах окружающих и в своих собственных, нуждаются в значительно меньших душевных затратах и осуществляются более простыми средствами.

Можно предположить, что столь высокая значимость данных двух категорий учебных мотивов для учащихся старших классов связана с потребностью изменить что-то в себе и в мнении о себе со стороны окружающих. Эти переживания, как правило, являются следствием гипертрофированного внимания к себе, эгоцентризма, озабоченности собой, что очень часто бывает в ранней юности.

Образ Я старшеклассников и самоуважение прежде всего зависят от успешности их деятельности и от характера взаимоотношения с окружающими. Основная сфера их деятельности по-прежнему - учеба в школе, и в рамках школы удовлетворение этой потребности осуществляется легче за счет достижения очевидных для окружающих успехов в различных областях школьной действительности, нежели путем трудной, мучительной работы над собой, результаты которой еще и не сразу заметны со стороны, хотя, безусловно, имеют большую ценность для формирования личности старшеклассника, чем отдельные частные успехи. По-видимому, именно этим объясняется столь высокая значимость мотива самоутверждения в старшем школьном возрасте.

На третьем по значимости месте для старшеклассников находятся два мотива: познавательный и мотив общения со взрослыми. Познавательная мотивация учащихся старших классов характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после окончания средней школы. В этой связи учебные интересы школьников начинают опосредоваться профилем выбранного вуза: нужными они считают лишь те учебные предметы, которые соответствуют их личным интересам, а остальные расценивают как пустую трату сил и времени (Мне интересны только те предметы, которые пригодятся практически. Остальные нужны для общего развития. Было бы лучше, если бы в старших классах уделялось большее внимание наукам, которые понадобятся в будущем).

Концентрируя свое внимание на определенных предметах, старшеклассники начинают придавать значение не только их содержательной стороне, но и качеству преподавания и личности учителя. Возникает желание поговорить с учителем по поводу различных проблем, выходящих за рамки школьной программы, более ценной становится и получаемая от учителя информация на уроке (Интересно, когда объясняют не по учебнику, это и так можно прочитать дома, а привлекают дополнительный материал; Мне нравится, когда учитель заставляет «шевелить мозгами»). По-видимому, в этом кроется причина равной значимости рассматриваемых двух категорий мотивов учения.

Следующее по значению место занимают так называемые узкопрактические мотивы и мотивы общения со сверстниками в школе. Узкопрактическими мы условно назвали категорию мотивов, связанных с отношением старшеклассников к школе как к средству перехода во взрослую жизнь (Надо получить хороший аттестат; Без аттестата никуда не поступишь; Не кончив 10 классов, не устроишься на хорошую работу). Их побудительная сила проявляется в том, что, по мнению учащихся, для будущей жизни надо в любом случае хорошо окончить школу, иметь более или менее высокие оценки по профильным предметам и т. п.

Мотив общения со сверстниками в школе более значим в подростковом возрасте, а для старшеклассников, загруженных подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам, отступает на задний план. Это не означает, что для школьников 16-17 лет общение со сверстниками становится несущественным; скорее, речь идет об общении именно с одноклассниками, а не с друзьями вообще. Включенность большинства школьников, а старшеклассников в особенности, во внешкольные коллективы, расширение с возрастом диапазона интересов учащихся, выходящих за пределы школьной жизни, приводит к некоторому снижению общения с одноклассниками. В то же время старшеклассники часто мотивируют свое нежелание переходить в другие школу или класс привязанностью к товарищам. Однако можно предположить, что большую роль в этой привязанности играют наличие уже сложившихся отношений с классом, общий эмоциональный комфорт в привычном окружении и нежелание оказаться в неуютном положении новичка (Если бы мне предложили перейти в другую школу, я бы подумала, но вряд ли другой класс будет лучше этого; Я бы не перешел, мне и здесь неплохо).

Очень невысока в старших классах роль мотивов «избегания неприятностей». Эта группа мотивов, достаточно действенных среди учащихся младших классов, для большинства старшеклассников утрачивает свое значение, что связано с их растущей социальной и личностной зрелостью. Старшеклассники уже_осознают, что их хорошие отметки важны не сами по себе и нужны не для спокойствия родителей, а являются показателем уровня знаний, способностей и в известной степени гарантией поступления в институт. Конечно, получение «случайной» пятерки приносит некоторое удовлетворение и в старшем школьном возрасте, но в целом не играет существенной роли даже в плане самоутверждения, поскольку, как считают сами старшеклассники, и без отметок видно, кто чего стоит.

Наименьшее значение для учебы в школе имеет мотив самоопределения. Такое положение ни в коей мере не связано с отсутствием у старшеклассников планов на будущее; об этом свидетельствуют сочинения учащихся, посвященные обсуждению проблем, стоящих перед выпускниками школы. Однако, по-видимому, выбор дальнейшего жизненного пути практически осуществляется учащимися независимо от их учебы в школе, скорее, наоборот, качество учебы старшеклассников определяется намеченной направленностью на какую-либо профессию и на способ овладения ею. Склонность к тем или иным учебным предметам, проявившаяся за годы учебы в школе, в большей степени определяет лишь общее направление будущего профессионального выбора. Реально школа не участвует в конкретизации жизненных планов старшеклассников, и именно поэтому учащиеся не связывают свой профессиональный выбор с учебой в ней. Высказывания старшеклассников, отнесенные нами к этой категории учебных мотивов, носят формальный характер: мотивы выступают как знаемые, но не действенные.

Рассмотрим отдельно учебные мотивы учащихся IX и X классов. На рис. 4 показана динамика выделенных нами мотивов учения по каждой возрастной группе. Как видно на рис. 4, кривая значимости мотивов учения девятиклассников очень близка к общевозрастной; об этом свидетельствует и иерархия мотивов учения в IX классе, повторяющая общевозрастные соотношения. Поэтому нет смысла подробно останавливаться на характеристике IX класса. Большой интерес представляют мотивы учения десятиклассников. На рис. 4 кривая значимости мотивов учения этой группы учащихся выглядит несколько сглаженнее, нежели у девятиклассников, что связано (как будет показано ниже) со сближением значимости для учащихся нескольких категорий учебных мотивов.

В X классе, так же как и в IX, на первом по значимости месте находятся мотивы самоутверждения, а на втором - мотивы саморазвития. Возможные причины высокой значимости этих двух категорий мотивов уже рассматривались нами при анализе учебной мотивации всей группы старшеклассников.

В X классе познавательные мотивы и мотивы общения со взрослыми в школе приближаются по своему значению к мотивам саморазвития (различия между ними статистически недостоверны). Взаимосвязь мотивов общения с учителем и познавательных мотивов наблюдается и в IX классе, но там они занимали третье место вслед за мотивами саморазвития и самоутверждения. Для десятиклассников мотивы саморазвития, познавательные и общения со взрослыми становятся одинаково ценными. Рассмотрим их более подробно.

В старшем школьном возрасте познавательные мотивы, связанные с наличием интереса к учебным предметам, к самому процессу учебной работы, начинают опосредоваться формирующимися у школьников представлениями о своей будущей профессии, выбором пути овладения этой профессией и в конечном итоге спецификой того или иного учебного заведения, в которое выпускник школы предполагает поступить. С этой точки зрения учитель начинает оцениваться старшеклассниками не просто как хороший или плохой (как это бывает в младших и средних классах), а как человек, способный или не способный дать своим ученикам знания, необходимые для достижения поставленной ими цели. Возрастает ценность общения с учителем, важными для учеников становятся и используемые им способы подачи учебного материала.

Таким образом, познавательные мотивы и мотивы общения с учителем оказываются взаимосвязанными. В X классе в этот узел вплетаются и мотивы саморазвития. Стремление старшеклассников к выработке у себя тех или иных личностных качеств также начинает опосредоваться имеющимися у них планами на будущее. По высказываниям учащихся, наибольшее значение приобретают такие качества, как воля, собранность, способность мобилизоваться в нужный момент, умение не теряться в трудной ситуации и т. п.,- важные, с их точки зрения, условия успешного преодоления стоящих перед ними трудностей именно учебного порядка. Роль этих качеств личности для любых других жизненных ситуаций практически не рассматривается школьниками.

Распределение по значимости остальных категорий мотивов учения, одинаковое как в IX, так и в X классе, уже было рассмотрено нами при анализе общевозрастных особенностей учебной мотивации. Отличие состоит лишь в том, что в X классе по сравнению с IX заметно возрастает роль мотивов избегания неприятностей, в большей степени отражающих ситуативное отношение к учебе. Вероятно, это объясняется тем, что основная масса десятиклассников уже примерно определили свои жизненные планы и значимыми для них становятся лишь, те аспекты учебы, которые в наибольшей степени соответствуют этим планам, в остальном школьная жизнь воспринимается как временная, имеющая ограниченную ценность.

Исходя из сказанного можно отметить, что в старшем школьном возрасте наибольшее значение среди всех выделенных нами мотивов учения имеют мотивы самоутверждения и саморазвития. Это связано с высокой потребностью учащихся данного возраста в самоуважении, с испытываемой ими неуверенностью в себе, стремлением утвердиться в глазах окружающих и своих собственных и приобрести определенные личностные качества, имеющие ценность не только для сегодняшнего дня, но и для формирования личности в целом.

Познавательная мотивация и мотивация общения учащихся старших классов со взрослыми в школе опосредованы складывающимися у них планами на будущее, главным образом намерением продолжить образование в вузе после окончания десятилетки. Общение с одноклассниками как мотив учения не имеет в старшем школьном возрасте большого значения, так как учащиеся этого возраста включены в широкий круг внешкольных интересов.

Саморазвитие, самоутверждение - что за этим стоит, на чем они основываются? Очевидно, речь может идти о самосознании старшеклассника, о мере осознания себя, своих особенностей, возможностей, достоинств, недостатков, о самооценке и определенных притязаниях личности.

(Visited 739 times, 1 visits today)

Л.И. Божович, рассматривая строение в целом, большое внимание уделяет именно мотивам учения. Она выделяет две большие категории учебных мотивов. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в и овладении новыми умениями, навыками и знаниями (познавательные мотивы). Вторая связана с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений (широкие социальные мотивы). Было показано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления . Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, в то время как социальные мотивы учения могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к деятельности.

М.В. Матюхина, основываясь на классификации, предложенной Л.И. Божович и П.М. Якобсоном, выделила следующие группы и подгруппы мотивов.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом . В этой группе учебно-познавательных мотивов выделяются две подгруппы мотивов.

  • Мотивы, связанные с содержанием учения. Учащегося побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений. Такую мотивацию можно условно назвать мотивацией содержанием.
  • Мотивы, связанные с самим процессом . Учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания, в процессе решения трудных задач; ребенка увлекает сам процесс решения, а не только полученные результаты. Такую мотивацию можно условно назвать мотивацией процессом.

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности . В эту группу входят следующие подгруппы мотивов.

  • Широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.; мотивы (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к предстоящей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
  • Узко-личностные мотивы - стремление получить одобрение со стороны учитедей, родителей, одноклассников; стремление получать хорошие отметки. Такая мотивация условно названа мотивацией благополучия. Сюда же относится желание быть в числе первых учеников, желание быть лучшим, желание занять достойное место среди товарищей. Такая мотивация условно названа престижной мотивацией. В эту категорию мотивов входят отрицательные мотивы, стремление избежать неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться. Подобную мотивацию можно условно назвать мотивацией избегания неприятностей.

Существуют и другие классификации мотивов учения.

Возрастное развитие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень. Мотивационная сфера маленького ребенка отличается одноуровневым строением и рядоположенностью отдельных побуждений, ситуационностью и импульсивностью поведения. Для школьного возраста характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Необходимо подчеркнуть, что особенности мотивов и познавательных интересов учащихся разных возрастов не являются «фатально неизбежными» и необходимо присущими этим возрастам. Современная возрастная психология, демонстрирующая наличие больших резервов развития в каждом возрасте, утверждает возможность создания нового типа отношения к учению (например, формирования интереса к способам добывания знаний) уже в (В.В. Давыдов, В.В. Репкин). Вместе с тем имеются качественные отличия мотивов учения в разные возрастные периоды.

В младшем школьном возрасте отмечаются как позитивные, так и негативные (в плане учебной деятельности) особенности мотивации. Позитивные особенности: общее положительное отношение к к школе, повышенная любознательность; широта, интенсивность познавательной потребности; открытость, доверчивость, вера в авторитет учителя, готовность выполнять задания. Негативные особенности: неустойчивость интересов (они быстро угасают и не возобновляются, требуют постоянной поддержки); слабая осознанность мотивов.

Общая линия развития мотивации: от интереса к внешней стороне пребывания в школе, к первым результатам своей деятельности и далее - к самим способам добывания знания. Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания значимости школы к пониманию реальных причин необходимости школьного обучения. В целом к концу младшего школьного возраста положительное отношение к учению снижается, возникает «мотивационный вакуум».

В среднем школьном возрасте также имеются положительные и негативные особенности мотивации, не совпадающие с особенностями . Позитивные особенности: потребность во взрослости, стремление занять новую социальную позицию, что определяет повышенную восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослых; общая повышенная активность, желание включиться в различные формы деятельности; потребность в самооценке; стремление к самостоятельности, что требует освоения способов, знаний; возрастание меры устойчивости и определенности мотивов. Негативные особенности: незрелость самооценки и оценок других людей затрудняет контакты, они, в свою очередь, блокируют и развитие социальных мотивов, приводят к конфликтам; противоречие между стремлением как независимости от мнения взрослых и чувствительностью к их оценкам; резко отрицательное отношение к готовым знаниям; отсутствие понимания связи изучения учебных предметов с возможностью их использования в будущем; широта интересов, приводящая к их разбросанности.

Общая линия развития мотивов заключается в доминировании социальных мотивов.

Развитие познавательных мотивов: интерес к фактам сменяется интересом к общим закономерностям.
В старшем школьном возрасте познавательная мотивация усиливается, что связано с необходимостью получения знаний в аспекте подготовки к прогнозируемой профессии. Происходит осознание личностной значимости учения. Позитивные особенности мотивации в этом возрасте следующие: относительно сформированная потребность в профессиональном самоопределении, осознание необходимости получения новых знаний и умений; становление социальных мотивов долга; сформировавшийся интерес к самообразованию; устойчивость и определенность мотивов и интересов по сравнению со всеми иными возрастами. Негативные особенности: устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим; отрицательное отношение к жесткому контролю со стороны учителей, несформированность мотивации долженствования.

Вопрос индивидуальной обусловленности мотивов является недостаточно исследованным в психологии. Однако некоторые материалы, позволяющие прояснить его, все же получены. Так, выявлены различия мотивов в зависимости от типа темперамента. Сангвиники характеризуются относительно высокой интенсивностью мотивационных проявлений, средней степенью устойчивости и широты мотивов, преобладанием социальных мотивов. У холериков обнаруживается быстрое возникновение мотивов, их нестойкость, быстрая смена и лабильность мотивационных проявлений. Отмечается также большая широта и неструктурированность мотивов, относительное преобладание социальных мотивов. Для флегматиков типичным является медленное формирование мотивов, их большая стабильность, наличие одного доминирующего мотива, а также их резистентность к негативным внешним воздействиям. У меланхоликов прослеживается сходство особенностей мотивации с таковыми у флегматиков. Однако их мотивы менее стабильны и преобладают, как правило, отрицательные мотивационные установки (так называемая мотивация избегания неудачи).

По параметру экстраверсии - интраверсии также существуют определенные различия мотивации. У экстравертов преобладают социальные мотивы, а у интровертов - познавательные. Мотивы различаются и в зависимости от половой принадлежности. У мальчиков наблюдается более медленное развитие всех аспектов мотивационной сферы, чем у девочек. К концу школьного обучения широта, структурированность и содержание мотивов более выражены у мальчиков по сравнению с девочками. Существуют различия и в содержании познавательных мотивов, что проявляется, в первую очередь, в предпочитаемых учебных предметах.

Методика изучения мотивации учения старшеклассников

Анкета

Ф. И.___________________Класс __________

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

I. 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а) дальнейшей жизни;

б) поступления в вуз, дальнейшего образования;

в) моего общего развития, совершенствования;

г) будущей профессии;

д) ориентировки в обществе (вообще в жизни);

е) создания карьеры;

ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.

2. Я бы не учился, если бы...

а) не было школы;

б) не было необходимости в этом;

в) не поступление в вуз и будущая жизнь;

г) не чувствовал, что это надо;

3. Мне нравится, когда меня хвалят за...

а) знания;

б) успехи в учебе;

в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;

г) способности и ум;

д) трудолюбие и работоспособность;

е) хорошие отметки.

II. 4. Мне кажется, что цель моей жизни – ...

а) получить образование;

б) создать семью;

в) сделать карьеру;

г) развитие и совершенствование;

д) быть счастливым;

е) быть полезным;

ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;

з) пока не определена.

5. Моя цель на уроке – ...

а) получение информации;

б) получение знаний;

в) попытаться понять и усвоить как можно больше;

г) выбрать для себя необходимое;

д) внимательно слушать учителя;

е) получить хорошую отметку;

ж) пообщаться с друзьями.

6. При планировании своей работы я...

а) обдумываю ее, вникаю в условия;

б) сначала отдыхаю;

в) стараюсь сделать все прилежно;

г) выполняю самое сложное сначала;

д) стараюсь сделать ее побыстрей.

III. 7. Самое интересное на уроке – ...

а) обсуждение интересного мне вопроса;

б) малоизвестные факты;

в) практика, выполнение заданий;

г) интересное сообщение учителя;

д) диалог, обсуждение, дискуссия;

е) получить отметку «5»;

ж) общение с друзьями.

8. Я изучаю материал добросовестно, если...

а) он мне очень интересен;

б) он мне нужен;

в) мне нужна хорошая отметка;

г) стараюсь всегда;

д) меня заставляют;

е) у меня хорошее настроение.

9. Мне нравится делать уроки, когда...

а) их мало и они нетрудные;

б) я знаю, как их делать, и у меня все получается;

в) они мне потребуются;

г) они требуют усердия;

д) отдохну после уроков в школе и дополнительных занятий;

е) у меня есть настроение;

ж) материал или задание интересны;

з) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV. 10. Учиться лучше меня побуждают...

а) мысль о будущем;

б) конкуренция и мысли об аттестате;

в) совесть, чувство долга;

г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;

д) ответственность;

е) родители (друзья) или учителя.

11. Я более активно работаю на уроках, если...

а) ожидаю одобрения окружающих;

б) мне интересна выполняемая работа;

в) мне нужна отметка;

г) хочу больше узнать;

д) хочу, чтобы меня заметили;

е) изучаемый материал мне нужен.

12. Хорошие отметки – это результат...

а) моего напряженного труда;

б) труда учителя;

в) подготовленности и понимания темы;

г) везения;

д) добросовестного отношения к учебе;

е) таланта или способностей.

V. 13. Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а) настроения и самочувствия;

б) понимания материала;

в) везения;

г) подготовки, прилагаемых усилий;

д) заинтересованности в хороших отметках;

е) внимания к объяснению учителя.

14. Я буду активным на уроке, если...

а) хорошо знаю тему и понимаю материал;

б) смогу справиться;

в) почти всегда;

г) не будут ругать за ошибку;

д) твердо уверен в своих успехах;

е) довольно часто.

15. Если какой-либо учебный материал мне непонятен (труден для меня), то я...

а) ничего не предпринимаю;

б) прибегаю к помощи других;

в) мирюсь с ситуацией;

г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д) надеюсь, что пойму потом;

е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи на уроке.

VI. 16. Ошибившись в выполнении задания, я...

а) делаю его снова, исправляя ошибки;

б) теряюсь;

в) прошу помощи;

г) приношу извинения;

д) продолжаю думать над заданием;

е) бросаю это задание.

17. Если я не знаю, как выполнить какое-либо действие, то я...

а) обращаюсь за помощью;

б) бросаю его;

в) думаю и рассуждаю;

г) не выполняю его, потом списываю;

д) обращаюсь к учебнику;

е) огорчаюсь и откладываю его.

18. Мне не нравится выполнять задания, если они...

а) требуют большого умственного напряжения;

б) слишком легкие, не требуют усилий;

в) требуют заучивания и выполнения по «шаблону»;

г) не требуют сообразительности (смекалки);

д) сложные и большие;

е) неинтересные, не требуют логического мышления.

Спасибо за ответы!

Обработка результатов.

Вопросы 1, 2, 3, входящие в I содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Вопросы 4, 5, 6 входят во II содержательный блок методики и характеризуют способность к целеполаганию.

Ключ к анкете для I, II, III блоков показателей мотивации учащихся 11-го класса.

Варианты ответов

Номера предложений и баллы, им соответствующие

Показатели мотивации

Чтобы исключить случайность выбора и получить более объективные результаты, учащимся предлагается называть два варианта ответов. Баллы выбранных вариантов суммируются, показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый ее уровень. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Сумма баллов итогового уровня мотивации.

Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников:

– очень высокий уровень мотивации учения (72–85);

– высокий уровень мотивации учения (55–71);

– нормальный (средний) уровень мотивации учения (42–54);

– сниженный уровень мотивации учения (30–41);

– низкий уровень мотивации учения (до 29).

Уровень мотивации по I блоку показывает, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровень мотивации по II блоку свидетельствует о способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической деятельности в аспекте формирования личностного смысла учения, способности к целеполаганию, поможет предпринять коррекционные действия.

Поскольку III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферу, в поэлементном анализе можно отметить, какие мотивы характерны для ребят. Для этого необходимо подсчитать частоту представленности определенных видов мотивов по всей выборке школьников. После этого – подсчитать процентное соотношение между видами мотивов и сделать вывод о преобладающих.

Условные обозначения видов мотивов:

у – учебный мотив;

с – социальный мотив;

п – позиционный мотив;

о – оценочный мотив;

и – игровой мотив;

в – внешний мотив.

Вопросы 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют такой показатель мотивации, как стремление подростка к достижению успеха в учебе или избегание неудачи. Реализуются ли все эти мотивы в поведении школьников, позволят определить вопросы VI содержательного блока анкеты (16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV, V, VI), оцениваются с помощью полярной шкалы измерения в баллах: +5; –5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, реализация в поведении, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к избеганию неудачи и о в пассивности поведении, то они оцениваются в –5 баллов.


Как известно, мотивы могут быть познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки. Поговорим сначала о внешней мотивации учения школьников. Если рассматривать внешнюю мотивацию с точки зрения онтогенеза аффективно-эмоциональной сферы, то станет ясно: для каждого возрастного периода наиболее эффективна какая-то определенная мотивация. Если рассмотреть модель развития аффективно-эмоциональной сферы в виде четырехуровневой структуры, предложенной К.С. Лебединской и О.С. Никольской (аффективной пластичности, аффективных стереотипов, аффективной экспансии, эмоционального контроля),то можно увидеть, что в каждом возрастном диапазоне следует опираться на тот уровень аффективной регуляции (и, соответственно, тип внешних мотиваторов), который является приоритетным для этого возраста, решающим задачи адаптации ребенка именно этого возрастного диапазона. Имеется ввиду то, что каждый уровень аффективной регуляции отличается разными уровнями адаптации, саморегуляции детей, качеством их контактов с окружающим миром и так далее. На 1-м уровне - уровне аффективной пластичности мотивация создается, в первую очередь, за счет комфортности среды занятия, то есть приятного для ребенка окружения, желания приходить сюда еще и еще. Фактически это создание образовательного пространства. Сюда входят и освещение, и интерьер стен и окон и т.п. Но комфортными должны быть не только внешние условия. Это касается и непосредственно игровых и дидактических материалов: «приятности» канцелярских товаров (если речь идет о рисовании, письме, аппликации), мягкости (а в некоторых случаях, в соответствии с задачами работы, - и жесткости, твердости) игрушек. Особое внимание следует уделять цвету игровых и дидактических материалов . К этому же «уровню» мотивации относится и атмосфера занятий (но не его организация). Это и мягкость движений психолога, его голос, интонация и мелодика. Здесь же следует говорить (и это может быть одним из основных мотиваторов работы) о своего рода «энергетизме» психолога, проводящего занятие. От настроения специалиста, от его способности к «куражу» в хорошем смысле этого слова многое зависит. Психолог должен уметь вступить с детьми в эмоциональный контакт, начиная уже с первых моментов занятия. Впрочем, этот вид мотивации, опирающийся на механизмы тонизации первого уровня аффективной регуляции, важен при работе с детьми любого возраста. Уже в самом построении занятия можно использовать механизмы эмоциональной тонизации, специфичные для 2-го уровня - уровня аффективных стереотипов. Это ритуализация занятия, его постоянно существующие компоненты, знание ребенком того, что будет происходить на занятии. В данном случае мы говорим о стереотипном построении рисунка занятия, определенных, жестко заданных его компонентах (ритуалах приветствия и прощания, оценки прошедшего занятия и т.п.). Сюда же относится повторяемость отдельных упражнений, заданий. Во многих случаях в качестве поощрения могут выступать наиболее запомнившиеся и приятные детям задания - любимые игры и упражнения. Таким образом, дети и материал повторяют и удовольствие получают. Основным мотиватором, опирающимся на механизмы 3-го уровня аффективной регуляции - уровня аффективной экспансии, следует считать включение соревновательной мотивации, иногда перерастающей в азарт, - от новизны, от ощущения собственных возможностей сделать что-то новое, трудное. У некоторых детей к этим же мотиваторам следует отнести создание познавательной мотивации - как преодоления собственных границ. Кроме того, здесь уже на более высоком уровне используется мотивация «новизной». Примером может стать следующий реализуемый психологом тезис: «После того как сделаешь это упражнение, мы будем играть в очень интересную игру». Естественно, что одновременно может реализоваться и соревновательная мотивация: «Ну-ка посмотрим, у кого лучше получится новое задание?». Причем соревновательные мотиваторы могут быть двух видов - соревнование с самим собой (по принципу: «Сегодня ты сделал лучше, чем вчера, а завтра у тебя еще лучше получится») и непосредственное соревнование между детьми в группе. Таким образом начинает включаться и социальный, межличностный компонент деятельности, который характеризует уже опору на механизмы 4-го уровня - эмоционального контроля. Следует отметить, что механизмы этого уровня включаются практически с самого рождения ребенка. Но если в раннем возрасте они подразумевают лишь необходимость эмоционального одобрения (своего рода тот же контроль) со стороны взрослого, то после 4,5-5 лет к этому уже подключается оценка себя со стороны сверстников, а далее и социально одобряемое поведение (по типу: «положено учиться», «быть как взрослый»). То есть подключается рефлексия второго и третьего порядка - оценка себя через отношение сверстников, референтных взрослых, социальных норм. Уровни аффективной регуляции вступают в действие в процессе развития постепенно (по крайней мере, не одновременно), в различные возрастные периоды: Теперь поговорим о внутренней мотивации. Лишь очень небольшое число учеников ориентировано на получение знания - именно их в педагогической среде и называют мотивированными. Они хотят и, как правило, могут хорошо учиться.

Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):

· широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;

· учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;

· мотив самообразования.

В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний . В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы - мотивы самообразования. А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем - уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х-8-х классов. Мотивированные 5-6-классники хорошо учатся, аккуратно выполняют все задания учителя. Они всегда знают, какая тема изучается и когда ожидается контрольная работа. У них есть любимые учебные предметы, что, как правило, определяется отношением к учителю. Познавательный мотив отличается большой широтой: им равно интересно и почему нельзя делить на ноль, и почему в русском и английском языке разное число букв . Уже к концу 6-го класса картина меняется. Во-первых, становится очевидной тенденция определения круга интересов, хотя первоначально и весьма расплывчатых. Дети еще не в состоянии конкретно обозначить наиболее привлекательную для них предметную область, но уже могут точно сказать, что им неинтересно. Во-вторых, мотивированные дети подчас стремятся к самим знаниям, а не к оценке за демонстрируемые результаты. Они могут владеть большим объемом информации по тому или иному предмету и при этом иметь удовлетворительные отметки. При переходе в старшую школу подростки вынуждены профессионально определиться. Мотивированные старшеклассники нередко оказываются в более выгодном положении по сравнению с неопределившимися одноклассниками, не имеющими выраженного интереса. Наиболее продуктивным с точки зрения развития внутренней мотивации школьников является обучение, в котором соблюдаются следующие условия: Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. Например, при обучении азам математики вводятся понятия меры и единицы, на которые ученик будет опираться при любом измерении. Единица всегда условна: ложка, стакан, банка риса, а результат измерения будет зависеть от того, что взято в качестве единицы. На вопрос «Сколько?» ребенок спросит: «Сколько чего - ложек или стаканов?» При таком обучении дети не испытывают трудности при переходе от единиц к десяткам, сотням и т.д. Они понимают, что один десяток и одна сотня - вещи разные, что сотня - самостоятельная единица, но состоит из 10 десятков и 100 единиц. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. Что касается математики, то здесь ученик усваивает основные принципы подхода к любой задаче: определить, к какому типу относится задача, отделить известное от неизвестного и т.д. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса характеризуется наложением одного, более близкого к цели учения мотива на другой, более удалённый от неё. Поэтому в мотивационном развитии учащихся следует учитывать зону ближайшего развития. Для того, чтобы учащиеся по-настоящему включились в работу, надо, чтобы задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты ими, то есть, чтобы они стали значимыми для учащихся . Таким образом, мотивы учения школьников можно разделить на внешние и внутренние. Для разных уровней развития аффективно - эмоциональной сферы учащихся наиболее приемлема какая-то определённая внешняя мотивация. Внутренняя мотивация формирует устойчивые научные представления, она изменяется в течение всей школьной жизни ученика. Для её формирования необходимо сообщать ученикам базовые знания, знакомить со способами работы с этими знаниями, и учить применять их на практике; это вселит в детей уверенность и сформирует дальнейший познавательный интерес, а значит сделает процесс обучения более эффективным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: