Икона ченстоховская божья матерь в православном изображении. Ченстоховская икона божией матери

Христианство является одной из трёх мировых религий и самой многочисленной из них, число верующих составляет порядка двух с половиной миллиардов человек.

Для православной религии характерно наличие ряда святых образов, которые обладают особыми силой и значением. Чаще всего молящийся и просящий о помощи человек обращается к Богу именно перед образом святого – иконой. Ченстоховская икона Божией Матери – одно из чудотворных изображений Божией Матери .

Вконтакте

Одноклассники

Описание Ченстоховской иконы

Святыня представляет собой изображение Матери Божией с младенцем, лицо Богоматери пересекают раны , оставленные вражескими нападениями, Сын Божий же поднимает правую руку для благословения, а левой придерживает книжицу.

Размеры иконы: 122,2*82,2*3,5 сантиметров.

Некоторые названия иконы: «Ясногурская» (по месту обитания – паулинский орден, основанный Павлом Фивейским, находится образ в Санктуарии Пресвятой Девы Марии, Богородицы), «Непобедимая Победа», «Чёрная Мадонна» (из-за тёмных оттенков образа), польские верующие нередко называют Богородицу Королевой Польши .

Ченстоховская икона является особо почитаемой в Европе, особенно в Польше, там находится и сейчас.

Согласно преданию, написал икону пророк божий Лука, наряду с другими 70 иконами этого евангелиста. Икона считается не только символом Паулинского ордена, но и символом Римской Католической Церкви страны. Кроме того, Ченстоховский лик признаёт в качестве священного изображения и Православная Мать-Церковь Российской Федерации.

Раз в 15 минут 36 колоколов колокольни звенят, повторяя звуки Матери Божией. Скачать звон колоколов можно на просторах интернета.

В обитель святыни периодически совершают паломничество массы людей. Существует традиция, по которой одиночки примыкают к небольшим группам из населённых пунктов, расположенных неподалёку от города Ченстохова.

Самыми многочисленными были паломничества, приуроченные к памятным датам, таким, как принятие религии страной либо юбилейный день рождения монастыря.

Каждый год к иконе приходит молиться порядка 100 тысяч прихожан, а в день празднования Успения Божией Матери – около 200 тысяч человек.

При этом справочный центр позволяет узнать нужную информацию носителям практически любого языка, для верующих из дальних мест, подготовлен дом паломников на 800 человек.

Вся необходимая информация транслируется центральной радиопередачей «Ясна Гура», также нужные сведения можно скачать из интернета. Когда стрелки часов достигают 21:00 все паломники и местные прихожане призываются на чтение молитвы, осуществляется открытие лика Богородицы, перед которой верующие исполняют три раза гимн (акафист).

Увидеть святыню можно и посредством интернета, для этого можно просто посмотреть фото на различных ресурсах. Также есть возможность скачать через интернет скачать фотографии и видеозаписи паломничеств.

О чем молятся иконе Ченстоховской Божией Матери?

Почтительное отношение к святыне распространяется на верующих католической и православной ветвей христианства.

Однако празднество осуществляется в разные числа разных месяцев: католицизм – 26 августа, православие – 19 марта .

На территории Польши Ченстоховская икона является главным святым достоянием христианской церкви. Поэтому широко распространено такое явление, которое называют паломничеством, его обычно совершают во время празднования 15 августа. Паломничество совершают с целью молиться святыне. Людям, совершающим паломничество, местные христиане предоставляют бесплатный ночлег.

Все чудесные исцеления , осуществленные иконой, в обязательном порядке вносятся в определённую книгу. Также каждый, кто собирается молиться либо уже получивший у образа помощь, может как благодарность оставить подвеску в виде исцелённого органа.

Молитва обычно включает просьбу:

  • об исцелении от тяжёлых болезней;
  • о благополучии во время путешествия;
  • о примирении конфликтующих.

Можно просить о ниспослании милосердия, просьбу спасти попавших в беду или просьбу ниспослать мудрость. Но самым распространённым прошением возле иконы является просьба о женском счастье — найти любовь или родить ребёнка.

Частью молитвы будет исполнение акафиста.

Историческая справка

Происхождение святыни уходит корнями вглубь времён. Документального подтверждения автора священного изображения нет, однако, согласно устному народному творчеству, таковым являлся живописец Лука , написавший множество священных изображений Божьей Матери в местечке, которое именуется Си­он­ской гор­ни­цей, в Иерусалиме.

Многие икону относят к типу (иконы Пресвятой Богородицы).

66-67 года ознаменовались нападением римлян, возглавляемых Веспасианом и Титом, во время которого монахи были вынуждены бежать и прятаться в пещерах подле Пеллу. Через какое-то время, при визите святой царицы Елены по священным местам Иерусалима в 326 г., святыню преподнесли ей как дар.

Здесь Елена обретает и Крест Христа. Так, образ Богоматери попал в Константинополь и был установлен по указанию царицы в часовне рядом с дворцом.

Византия довольно-таки долгий срок хранила икону – целых пять веков.

После Византии икона посетила такие страны, как:

  • Болгария;
  • Моравия;
  • Чехию.

Период Галицкой Руси

Затем образ Богоматери перевезли и стали хранить на землях Галицкой Руси. Князь, основатель города Львов, Лев Данилович Галицко-Волынский, отцом которого был князь Данила Галицкий, в XIII столетии привозит икону в город Белз. Здесь многие верующие обращались к иконе с молитвами и просьбами , и здесь совершаются одни из первых чудесных исцелений.

Позднее, а именно, в 1935 году, в этом городе произойдёт установление мемориального комплекса, посвящённого чудотворному образу.

Нашествие татар на российские территории достигло и города Белза. Враги задумали осаждать крепость. Владислав, бывший в нём князем, просил и надеялся на Божью помощь и вынес святой лик на городскую стену. Икона была проткнута стрелой и сохранила на себе следы крови, которая вытекала из иконки. На войска татар опустилась мгла, и осада была снята.

Существует и такой вариант развития событий. Из Византии в Киев якобы святыню привезла Анна , византийская царевна. Именно она стала впоследствии женой князя Владимира, крестителя Руси. Его распоряжением икону поместили в Десятинную Мать-церковь, где она хранилась до монголо-татарского нашествия. Через некоторый промежуток времени святыня якобы и была перевезена в город Белз.

Пребывание в Польше

Нападение Польши (главой государства был король Казимир III Великий) на Западную Украину (Галиция) привело к тому, что священное изображение было перевезено польским князем Владиславом Опольским в город Ченстохов (Ясная Гора). По поверьям, Матерь Божья явилась ему во сне и показала что нужно расположить её образ на Ченстоховской горе . Там расположили свой монастырь члены Паулинского ордена. Он и стал местом обитания Ченстоховской иконы, которая получает от этого места своё современное название.

Сотворение иконой чудес исцеления стало поводом дать наименование горе «гора свидения». Монахи должны были бережно хранить святыню.

Итак, после польской оккупации священный лик попадает в Польшу, где находится сегодня.

Осветим немного историю Ясной Горы. Данное название получает первое упоминание в 1382 году, его выдумали паулины из ордена Святого Павла. Прибыли монахи этого ордена из государства Венгрия. Главный их Божий храм был возведён в венгерском городе Буда (на тот момент столица) на Ясной Горе.

Интересным является и появление наименования города Ченстохов. Городок был выстроен по берегам реки Варта Верхней Силезии . Своё наименование он получил от одного имени славянского происхождения: «Ченстох – основатель осады».

Изначально поселение было рыцарским, первые упоминания относятся к 1220-м. Историю Ченстохова связывают с Кириллом и Мефодием, которые с проповедью Божьего слова перемещались по берегам реки Варта. Одна из версий того, как священное изображение было доставлено на Ясную Гору – принесение святыми братьями, поскольку они работали и на территории Польши.

XV столетие характеризуется обострением отношений с гуситами (в этот печальный период истории были разрушены и разграблены многие церкви и монастыри, в том числе Ченстоховский монастырь). Ясная Гора была их основной целью, точнее, целью была икона. Но, чудесным образом, икону удалось сохранить. Лошади врагов якобы удержались неведомой силой, воз, на котором хотели увозить святыню, так и не удалось сдвинуть с места.

Нападение радикалов позволило появиться легенде, согласно которой раны на лице, Богородица получила после того, как икону пытались изрубить саблями неудачливые воры.

Предание гласит:

  • у врагов отсыхали руки;
  • их разрывало на части ;
  • некоторые падали замертво или теряли зрение;
  • многие принимали долгую и мучительную смерть.

По мнению некоторых специалистов, в XV столетии, оригинала Ченстоховской иконы не стало, так как образ Божий нужно было срочно отреставрировать.

Однако вместо реставрации была просто сделана копия, потому что художники никак не могли наложить темперную краску сверху на восковую. Данные об этом содержит повествование «Истории пульхра», автор - Петер Рисинус. Материал об этом можно скачать с некоторых интернет-сайтов.

1655 год – осада шведами, завоевавшими большую часть Польши, Ясной Горы. Руководил захватчиками король Швеции Карл Х Гу­став. Шведы взяли такие города, как Варшава и Краков, однако, возле монастыря встретили героическое сопротивление, несмотря на численный перевес так и не смогли добиться своего. Икону удалось спасти, и это вызвало волну патриотизма по всей стране. Возможно, именно это и привело к освобождению польской территории от шведских захватчиков. Эти события получили художественное оформление, оно было реализовано Генриком Сенкевичем в его романе «Потоп».

После освобождения от шведов, 1 апреля 1656 года, королём Яном Казимиром в городе Львове, Ченстоховская икона была провозглашена королевой и покровительницей Польши, был объявлен соответствующий манифест . Текст манифеста можно найти в интернете и скачать.

Таким образом, с согласия понтифика Климента ХI состоялась коронация, которая была обусловлена тем, что Ченстоховская икона Богоматери имела значение в истории страны, а также чудотворностью святыни. Лик Божий на коронации привлёк порядка 200 тысяч зрителей.

Один летописец, который был, по преданию, московским путешественником XVII века, характеризовал икону как подобие святой иконы Богоматери в Москве. Икона в Ясной Горе стояла высоко над алтарём, закрывалась выдвигающейся сверху доской из серебра.

Путешественник описывал икону, как:

  • результат великой и тонкой работы мастера;
  • отмечал красивое убранство святыни из серебра, бархата, золота и жемчуга, яхонта и изумруда.

Информация, которой располагают некоторые источники, состоит в том, что поклониться Ченстоховскому священному изображению приезжали Российские императоры: Петр I, Александр I, Николай I.

1813 год был ознаменован взятием русской армией, во время борьбы с наполеоновской агрессией, монастыря Ясной Горы. Настоятелем церкви и братией Лавры, список с чудотворными явлениями, которые сотворял облик Божий, переданы на сохранение полководцам российской армии. Длительный период, список и сама чудотворящая икона Божией Матери находились в городе Санкт-Петербурге (Казанский собор). В 1932 году собор закрыли и список со священным изображением отдали Государственному музею истории религии.

Во время военных действий, 1939-1945 года, территория Ясной Горы вошла в занятую фашистами территорию, поэтому паломничества были временно прерваны . На завершающем этапе территория была отвоёвана армией Советского Союза.

1910 год – папа Римский Пий Х приносит в дар священному лику бриллиантовый оклад и золотую корону. В 1926 году святыню украшают скипетром и яблоком (сделаны на деньги пожертвований). Папа Римский Иоанн Павел II в 1979 и 1982 годах приносит в дар облику Богоматери розу и сердце из золота.

Пожертвований и даров очень большое количество, поэтому в качестве их хранилища выступает всё здание часовни. Много среди них вещей, снятых верующими с себя, немало денег и различных мелочей (например, медальонов).

Август 1991 года – проведение католической церковью Всемирного Дня молодёжи, сопровождаемое паломничеством к Ченстоховской святыне папы римского Иоанна Павла II, наряду с чуть более чем миллионом верующих (официальный источник). В паломничестве участвовали и молодые люди Советского Союза, что означало, что железный занавес постепенно сходит на нет .

Есть и придание о том, что рядом с Турковицей произошло явление чудотворного образа – сияния, которое исходило от иконы. Мать Божья, лик которой был копией Ченстоховской иконы, источала слезы.

Детальнее информацию о таких явлениях можно скачать в интернете.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой

Акафист – это пение гимнов, посвящённых священной тематике, точнее, конкретной священной реликвии Богородице. Про гимны о Ченстохонском образе Божьей Матери уже упоминалось. Далее, можно просмотреть выдержки из акафиста для Богородицы.

Икос 1

Ангельский собор на Небесах воспевает Тебя, Богородица, и мы, на земле находящиеся, приходящие к иконе Твоей чудотворной, поем Тебе: Возрадуйся, Мать Света Невечернего; Возрадуйся, Духа Святого Обитель Священная; Возрадуйся, пресветлая благодать Познания; Возрадуйся, Господа Бога Сил всегда видящая; Возрадуйся, Неувядаемый Цвет нетленный; Возрадуйся, Образ Воскрешения Христа; Возрадуйся, Заступница Усердная, защити нас от любого злодеяния и сверши чудо спасения.

Икос 2

Разумная пресвятая Елена, так как лик этот являет собой благословенье Божье граду царствующему, состоящему в церкви соборной, принявшее от него исцеление, поющее Матери Божьей похвалы: Возрадуйся вечно; Возрадуйся , изливая сладость; Возрадуйся, Рай прекраснейший; Возрадуйся, Духа Святого Селение; Возрадуйся, врагов Божией Правды Посрамление; Возрадуйся, духовной радостью Утешающая; Возрадуйся, с верою Тебя призывающих, не посрамляющая; Возрадуйся, Заступница Усердная, защити нас от любого злодеяния и сверши чудо спасения.

Законченный вариант акафиста Ченстоховской иконе Божьей Матери можно скачать в интернете.





Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука (память 18 октября). Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66-67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита, христиане бежали в местечко Неллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена (память 21 мая) ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга - 1268-1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз. Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе (горе «свидения» - так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена. Через несколько лет обитель была ограблена гуситами. Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику. Тут же справедливая кара постигла всех: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, остальные упали замертво или поражены были слепотою.

В середине ХVII века шведский король Карл Х Густав, взяв Варшаву и Краков, потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе. Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир, возвратясь во Львов, обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ «Польской Королевой». Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.

Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков как для католических, так и для православных храмов.

В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую крепость, настоятель и братия Лавры поднесли генералу Сакену список с чудотворного образа. Впоследствии Чудотворная икона была поставлена в Санкт-Петербурге в Казанском соборе.


Я с детства, проведенного в Польше, помню сочетание: "Матка боска Ченстоховска, Езус Мария..."
Прочитал сегодня в инете кучу информации об иконе.
Она признана святыней и в католической и в православной церквях.
История ее удивительна.
Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано мною списков как для католических, так и для православных храмов.
Но мало кто знает, что величайшая Польская святыня, "Королева Польши", могла исчезнуть безвозвратно, если бы не доблесть русского солдата.
Борис Полевой в своей книге "До Берлина - 896 километров" подробно описал те события
второй половины января 1945 года:
"Наши танковые соединения, освободив Ченстохову, понеслись дальше. Стрелковые части за ними, естественно, не поспевают. Между двумя слоями наступающих войск образовалась незаполненная пустота, и вот в этом-то промежутке и движутся, отступая, остатки разбитых немецких частей. И надо сказать, организованно движутся, правда сторонясь шоссейных дорог и больших населенных пунктов. Словом, образовалось то, что на военном языке называется "слоеный пирог".
А тут разведчики принесли известие о коварной провокации, замысленной гитлеровским командованием и осуществленной какой-то эсэсовской частью. В Ченстохове существует знаменитый Ясногурский монастырь, а в нем вот уже много столетий хранится чтимая всеми католиками мира икона божьей матери, считающаяся чудотворной. Поляки с гордостью говорят даже, что это вторая по значимости святыня после раки святого Петра, хранимой в римском соборе.
И вот разведчики сообщили, что эсэсовцы заминировали монастырскую церковь, заложив под нее огромный заряд взрывчатки с дистанционным взрывателем. Расчет такой. Когда город будет занят Красной Армией, взрыв разворотит церковь и погребет икону. Вина падет на наши части, и против них обратится проклятье всего многочисленного католического мира. "
Я не буду полностью цитировать книгу. Ее можно прочитать, например, здесь lib.rus.ec/b/160349/read .
Но еще цитату приведу:
"Мы вышли из храма. Снег совсем прекратился, и луна, светя в полную силу, заливала все подворье. В фиолетовом ее свете как-то особенно красиво выделялись пухлые белые подушки, покрывавшие с подветренной стороны сучья, стены храма, штабель пузатых мин. Сержант Корольков сидел на этом штабеле и курил. При виде нас он вскочил, лихо откозырял.
— Разрешите доложить, разминирование закончено. Тридцать шесть авиабомб извлечены и разряжены. Отысканы два взрывателя: один ударный — ловушка в лазе, другой, химический, с дистанцией дней на десять. Вот они. — Он показал на два каких-то прибора, лежавших в сторонке на доске.
— Задание выполнил. Разрешите продолжать следование? — продолжал сержант. — Неохота от наших далеко отрываться. — Глаза сапера смотрели устало, но весело.
— Ну что ж, Корольков, спасибо от лица службы, а потом… командование вас поблагодарит. Ступайте.
— Вы бы, товарищ подполковник, замполиту записочку написали, а то ведь я вдруг собрался-то, по устному приказу, без аттестата. Аттестат — шут с ним, харчей они мне на дорогу под завяз отвалили, а вот спрашивал табаку, табаку у них нет.
Солдат выполнил приказ, и какой приказ! Совершил свое чрезвычайно опасное дело, которое в некотором роде было уникальным. Но явно не видел в этом ничего особенного. Спас своей храбростью, своим умением величайшую католическую реликвию, а озабочен, видите ли, только отсутствием табака...

— На целую команду харчей дали, — весело сказал он. — И еще вот это мне главный-то ихний отвалил, за особые заслуги.
Он достал из внутреннего кармана шипели маленькую живописную копию с иконы. Матка боска Ченстоховска. Довольно хорошая копия. А сзади к ней был прикреплен кусок старого шелка.
— Это, он сказал, от фаты ее, что ли. Вон те ребята говорят. — Он показал на братьев-паулинов, закапывающих возле собора яму, из которой были вытащены бомбы. — Они говорят, грехи теперь мне отпустились. А какие у солдата грехи? Дома еще иной раз к какой-нибудь вдове чай попить пожалуешь, а тут иностранные бабы, как с ними договоришься?"

Русский солдат Константин Корольков.
Молитесь, братья поляки, за раба Божьего Константина.

Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука. Она была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице.

Забота Божией Матери о роде людском избрала иконы как средство постоянного и близкого общения Ее с нами. Богоматерь - величайшее утешение и отрада для современных Ей христиан - знала, как пусто и холодно будет людям без Нее по уходе Ее из мира. И вот Она решилась в изображениях лика Своего оставить христианам залог Своего непрекращающегося общения с ними. Святая Дева дала списать с Себя апостолу Луке, искусному живописцу, несколько изображений Своих. Увидев Свое изображение на иконах, Она повторила Свое пророческое слово: «Отныне ублажат Мя ecu роди». И присовокупила: «Благодать Рождшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет». Первоначально иконы Богородицы, написанные святым евангелистом Лукой, находились в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Спасителя и усыновленного сына Богородицы, святого евангелиста Иоанна Богослова. После Успения Богоматери иконы соблюдались верующими как особая драгоценность.

В 66 г перед нашествием римских войск под предводительством Веспасиана и Тита на Иерусалим, христиане ввиду приближающегося разрушения города, ушли в горы, в местечко Пеллу и взяли с собой святыни, какие могли унести. В числе священных предметов вынесен был из Иерусалима в это время и святой образ Богородицы и поставлен в Пелле, городке, расположенном между горами в одной пещере, где верующие собирались для совершения богослужений. Там в горах, в пещере вместе с другими святынями, и хранилась чудотворная икона до IV столетия.

В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов. В этом году иерусалимские христиане поднесли икону святой равноапостольной царице Елене по обретении ею Животворящего Креста Господня. Благочестивая царица приняла эту святую икону как драгоценный дар Самой Пречистой, и привезла ее в Константинополь - новую христианскую столицу она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

Во времена иконоборчества супруга императора Льва IV Исаврянина-иконоборца взяла св. икону из храма к себе в царские палаты и там хранила ее, завещав своим приближенным благочестивым христианам неприкосновенно беречь святыню и на последующие времена. В наиболее опасное время иконоборческого периода святую икону увозили в Антиохию, по минованию опасности святая икона снова возвращалась в Царьград.

О появлении иконы в землях Червонной Руси существуют разные сказания. Одно, описывая историю Ченстоховской иконы Божией Матери, говорит о том, что святой образ принесли в Славянские земли святые спустя 5 веков равноапостольные просветители славян Кирилл и Мефодий, как драгоценное благословение себе в просветительских подвигах и всему своему делу и всем тем странам и народам, которым они несли свет Евангельской истины.

В других источниках высказывается предположение, что в X веке этой святой иконой благословили на брак с князем Владимиром греческую царевну Анну, которая увезла ее в Киев; потом же святыня была перенесена в церковь княжеского замка в городе Белзе. Все сторонники этой версии склоняются к одному мнению, что икона могла перейти в Белз путем браков дочерей древнерусских князей с князьями Галицкими и Польскими. История свидетельствует, что многие польские князья и короли вступали в брак с княгинями из Руси и последние получали в благословение фамильные иконы. Многие из удельных князей тоже женились на православных княжнах.

По другим источникам эта икона была принесена князем Львом из Константинополя в Белз (надо сказать, что в летописях нет подтверждения, что князь Лев бывал в Константинополе - сост.)

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому. Впоследствии польский князь Владислав перенес икону в Польшу. На Русь чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга - 1268 - 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем, и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

Древнерусские летописи не упоминают о чудотворной иконе в Белзе. Сказания о Ченстоховской иконе Божией Матери сохранили до нашего времени только одно чудо, бывшее от святого образа во время нахождения ее в Белзе. Было это во время осады татаро-монголами этого города. Осажденные, Уповая на заступничество Пресвятой Богородицы, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене крепости. Одна из стрел, выпущенных татарами, вонзилась в лик Царицы Небесной. Из раны на иконе истекла кровь, а татар окутала полная мгла. Ими овладело помрачение: оказавшись во тьме, татары подняли оружие друг на друга и гибли во множестве у стен замка. Оставшиеся в живых в ужасе бежали от города. С того времени на святой иконе остался знак в виде язвы треугольной формы, который сохранился и поныне. В Белзе чудотворный образ находился в храме княжеского замка до 1377 года, переходя вместе с дворцом к князьям, наследовавшим Белз.

Во второй половине XIV века Галиция перешла под власть польского короля Казимира III. В 1370 году после смерти бездетного Казимира III, король Венгрии Людовик, будучи его племянником, наследовал Польшу. Наместником в Червонной Руси он назначил своего вельможу и близкого друга и родственника князя Владислава Опольского. Не добрую память оставил по себе на Руси этот князь. Прозванный «апостолом латинства», он не пользовался любовью и расположением у православного населения подвластного ему княжества, так как усиленно насаждал на Галиц-кой земле католицизм. В1375 году последовала папская булла, учреждавшая митрополию в Галиче, перенесенную потом во Львов. Но не вся Галицко-Волынская земля была подвластна князю Владиславу. Часть этих земель была захвачена Литвой, а в Белзе и Холме правил последний в этих краях русский князь Юрий Данилович. Летом 1377 года под видом наказания Литвы, постоянно нападавшей на польские земли, Людовик с большим войском появился в Червонной Руси. Но, вместо того, чтобы ударить на литовские владения, королевские войска окружили Холм и Белз. Князь Юрий Данилович сдался, но что очень странно, побежденный, он получил от Людовика большой выкуп, а через два года по грамоте князя Опольского Белзу были даны торговые привилегии. И в том же 1377 году князь Владислав перевез чудотворную икону Божией Матери в свою столицу - город Львов. Сохранилось предание, что когда забирали святую икону из Белзкого храма, овладел исполнителями княжеского приказа какой-то великий страх и боязнь чего-то, взять икону смогли только после долгой коленопреклоненной молитвы перед нею. Получив святыню, князь Владислав вскоре отказывается от наместничества в Русской земле, получив от польско-венгерского короля Людовика обширные владения в Польше. В 1379 году он обнародовал грамоту, по которой освобождал себя от правления и передавал Галицию Людовику. Но еще три года он не мог вывести православную святыню в свои польские владения. Можно предположить, что Пресвятая Богородица не хотела уходить в Польшу из города Львова. Только в 1382 году ему удалось вывезти чудотворную икону в Велюньское княжество - в свои западные владения. Древние хроники свидетельствуют, что жители Львова оплакивали взятие у них иконы так долго и неутешно, как древние христиане - Успение Богородицы. Вскоре умер Людовик. Но Пресвятая Богородица, уходя на другие земли по неведомому Божиему Промыслу, не хотела оставлять Свой народ без духовной поддержки. В дороге, которая проходила через Турковицы, вблизи рощи от иконы начало исходить сияние, и Божия Матерь явила там еще один чудотворный образ, который позднее стал называться Турковицким - Ченстоховским. На этом месте был основан женский Турковический монастырь. Так гласит предание белорусского народа.Находясь уже в своих владениях, князь Опольский, в сумерки, на 9 августа 1382 года остановился на ночлег у бедной тогда деревушки Частоховы (ныне город Ченсто-хов - сост.), на берегу реки Варты. Святая икона Богородицы была помещена на ночь в Честоховскую приходскую церковь Успения Божией Матери, которая стояла на Ясной горе - на месте древнего капища. Когда же на другой день хотели взять святой образ Божией Матери из храма, то никак невозможно было стронуть его с места. При этом князю Владиславу сообщили, что еще прежде некоторые видели особенно светлые лучи на том месте, где ночью стояла святыня. Пресвятой Богородице угодно было избрать Ясную гору местом нового пребывания Своего чудотворного образа.

Примечательно, что история местности Ченстохово связана с именами святых равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. Ченстохов - - первое селение на реке Варте от ее истока. По этой реке, как единственном пути на север, простирались в IX веке проповеднические путешествия первых равноапостольных просветителей славян и их учеников. В Малой Польше, в составе которой был Ченстохов, в прежние времена, до победы латинства, было 12 монастырей, то есть, сильное состояние восточного православного исповедания. По течению реки Варты было много древних храмов Греко-Восточной Церкви.

Князь Владислав вынужден был оставить чудотворную икону на Ясной горе, а сам решил поселиться неподалеку, в Олыптинском замке. 9 сентября был написан документ, составляющий доныне главную основу существования Ясно-горского монастыря. В этом документе князь Опольский объявил, что отдает свою приходскую церковку на Ясной горе, близ Ченстохова, монашествующей братии ордена павликан. Князь Опольский особенно благоволил к ордену святого Павла-пустынника, возникшему за несколько десятков лет до этого события при отце короля Людовика - - Карле Роберте Анжуйском в Венгрии. Князь Владислав учредил орден павликан в Польше.

Деревянная церковь вскоре была разобрана, на ее месте князем Владиславом построен небольшой каменный храм, обращенный прямо на восток, и при нем большие каменные здания для монастыря. Это тот самый храм, в котором икона помещается и доныне. Когда все строение было готово, из Венгрии прибыли 16 монахов ордена павликан, поэтому с тех пор над монастырем на колокольне вместо креста установлено изображение летящего ворона - герб Ордена. Так святая икона Богородицы поступила в ведение латинян. По сведениям источника начала XX века павликаны подчинялись непосредственно одному Риму. Посредниками между Ченстоховским монастырем и римской курией были иезуиты.

В монастыре святая икона Богородицы и доныне помещается в храме, выстроенном князем Владиславом, в старом, дальнем костеле-каплице - так называются у поляков-латинян отдельно устроенные небольшие часовни и малые костелы при больших, считающихся главными.

Здесь она находится на восточной стороне, прямо над главным престолом вверху, на высоте около трех метров. Обыкновенно святая икона бывает закрыта, по обычаю латинян, особой отдельной серебряной доской с изображением Богородицы.

В силу того же обычая к ней никто никогда не прикладывается, да и не может приложиться, потому что и доступа к ней надлежащего нет. Открывают же ее обыкновенно на время богослужений: в 9 часов утра на время совершения утренней службы и в 3 часа пополудни на время вечерней службы. Каждый раз при звуках огромного органа.

Кроме этого времени она открывается лишь в особенных случаях, например, при посещениях каких-либо именитых лиц. Так называемый киот, где она помещается, с престолом под ним отстоит далеко от стены, так что можно свободно обходить вокруг него. К слову сказать, чтобы поставить и зажечь свечу перед образом, латиняне, не смущаясь, встают на престол ногами как на табуретку. Храм отделяется от основного костела решеткой, чтоб обезопасить иконы и ценности на ней.

Видеть же святыню вблизи и всю, как она есть, доступно только для некоторых ближайших к монастырскому начальству лиц в то время, когда бывает мена риз на ней. Как это отличается от православной церкви, где святые иконы не только на виду у всех, но и Настолько близки всем, что каждый может свободно видеть и прикладываться к ним.

С приездом королевы Ядвиги на поклон святой иконе, скрытой в стенах обители, слава о чудесах от этого образа разнеслась по соседним христианским государствам, и все спешили на Ясную гору на поклонение ей. Всего более посещали ее русичи из Галицкой Руси, которые до сих пор считают икону своею святынею.

Почти все монархи Польши почитали чудотворную икону, приезжали к ней на поклонение, обустраивали обитель, делали богатые вклады.

В 1430 году противники латинства из Богемии, Моравии и Силезии в союзе с не признавшими правоты римского католического исповедания местными жителями, вступив силой в Ясногорский монастырь и разогнав отцов-паулинов, захватили с разными драгоценностями святую икону Богородицы. Только увезти ее им не удалось.

Невдалеке от монастыря воз, на котором находилась святая икона с разной утварью, погряз в болотной тине, и четверо возничих никак не могли вызволить ее. Тогда один из них, спеша освободить воз из болота облегчением клади, наскоро скинул лежавший поверх всего образ Богоматери. Доска иконы ударилась при этом обо что-то твердое и распалась на три части, однако же так, что святые лики Спасителя и Пречистой остались целы. Другой из них, имевший при себе оружие, ударил по образу саблей и нанес царапины всечестному лику Владычицы, которые с того времени так и остались на правой щеке священного Ее лика. И тут несчастные заметили, что тело одного из них вдруг стало распухать, у другого одеревенела рука, иные почувствовали омрачение в зрении, боль в лице - поэтому все предпочли оставить воз и икону и просто бежать. Из ран Божией Матери истекла кровь, и на этом месте образовался святой источник, освященный кровью Самой Богородицы.

Паулины, следившие за происходящим, извлекли из грязи и тины священные доски святой иконы и, там же обмыв их из ключа свежей чистой воды, бившего в той же ложбинке, с подобающим благоговением и честью взяли благодатную святыню снова в свой монастырь, где, соединив доски, поставили икону на прежнее место.

Через тридцать шесть лет чехи снова взяли монастырь, святая икона Богородицы хотя и не была тронута, но монастырю был нанесен большой урон, со многими драгоценностями утрачены были разные древние документы, имевшие отношение к истории святой иконы Богородицы до XV века. После этого погрома храм был обновлен, а икону пришлось увозить в Краков, где ее тщательно склеили и оправили.

При короле Сизигмунде III, около Ченстоховского монастыря возведено было большое укрепление, и монастырь превратился в крепость.

В 1644-1650 годах к храму, где находилась святая икона Богородицы, пристроен был громадный костел, которой совсем изменил облик храма Владислава Опольского.

В середине XVII века, когда поляки воевали со шведами, нападение которых угрожало кроме всего прочего Ченстоховскому монастырю, паулины в 1655 году увезли святую икону Богородицы в Силезию, хранили ее там в Глоговском монастыре того же ордена. Ченстоховская крепость, несмотря на почти десятикратное превосходство сил противника, устояла, и шведы, занявшие почти всю Польшу, должны были удалиться от Ченстохова без успеха. С тех пор в польском народе появилось выражение «трудно, как Ченстохову боронить».

По миновании опасности, в 1656 году, святую икону Богородицы снова привезли в Ченстохов и поставили на прежнее место, благодарно отнеся успешную оборону крепости и монастыря к высшей защите самой Пречистой Bee-мощной Владычицы мира. Причем, в манифесте короля Иоанна Казимира по поводу окончания войны со шведами Богоматерь прямо была наименована «Польскою Королевою». В 1702 и 1704 годах шведы также безуспешно осаждали Ченстоховский монастырь.

Большой пожар, случившийся в Ченстоховском монастыре в 1690 году, нанес большой урон обители. Святую икону успели вынести, но все же она оказалась поврежденной гарью и оцарапанной, и поэтому ее в некоторой степени «подреставрировали». Католические реставраторы несколько раз пытались отреставрировать икону так, чтобы шрамов на щеке не было видно, но кровавые рубцы проступали вновь. Возможно именно тогда святую икону «окатоличили», то есть, первозданному облику, написанному в греческой манере, придали готические черты - неканонические цвета в одеяниях Богомладенца и Божией Матери, расшитые золотыми лилиями. Также «обновили» Остробрамскую икону Божией Матери и другие святые образы, находящиеся у латинян.

В 1717 году Ченстоховская икона Богородицы была «коронована», то есть окончательно и торжественно было произведено признание особенной важности святой иконы, выражающейся в чудодейственной Божественной силе, через нее проявляющейся, и на святой иконе на главы Богомладенца и Матери Божьей были возложены короны, присланные из Рима папой Климентом XI. После чего икона была официально признана у латинян чудотворной.

В 1793 году, 6 марта, монастырь заняли прусские войска. А 28 ноября того же года, на поклон святому образу приезжал прусский король Фридрих Вильгельм II. В этом же 1793 году произошел второй раздел Польши между Пруссией и Россией.

В 1813 году русская армия оттесняла наполеоновские войска в глубь Европы. После взятия Варшавы, главнокомандующий М. И. Кутузов специально отправил корпус барона Остен-Сакена для взятия «положительно враждебной Российскому царству Ченстоховской примонастырской крепости». После начала бомбардировки, комендант крепости сдался со всем гарнизоном, а монахи-паулины вынесли навстречу победителям святую икону Богородицы - список с находящейся у них чудотворной иконы. По повелению Государя императора Александра I эта икона вместе с ключами от Ченстоховской крепости, а также с ключами еще от 28 городов и крепостей, была помещена в Петербурге в Казанском соборе, где перед иконой зажгли неугасимую лампаду. Государь Александр I украсил этот образ богатым серебряным окладом с драгоценными камнями. Эту икону стали называть символом победы русского оружия.

Примечательно, что в Казанский Собор заезжал молиться фельдмаршал М. И. Кутузов перед отъездом в армию. После молебна на Кутузова, отличавшегося всегда набожностью, была возложена Казанская икона Божией Матери. Именно от Казанской иконы было явленно чудо освобождения Москвы от поляков в 1612 году. И в этом же Казанском соборе, где ныне гробница фельдмаршала Кутузова, в 1990 году состоялось второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского. В этом же соборе в 1991 году были заново обретены мощи святителя Иоасафа Белгородского, которому Пресвятая Богородица открыла Свой Песчанский образ, через который обещала спасти Россию в начале XX века. В этом же Казанском соборе, был отслужен первый особый молебен, в память о победе над армией Наполеона, который служили в первый день Рождества Христова-25 декабря/7 января 1814 года (Именно 7 января наполеоновские войска оставили Россию). И ныне, именно на вечер 7 января, на Собор Пресвятой Богородицы, было указано рабе Божией Валентине Сизовой как на срок проведения во главе с Патриархом Соборного молебна о спасении России пред Ченстоховским образом Божией Матери.

С чудотворной иконой Ченстоховской Божией Матери связаны имена пяти императоров России. Император Петр I посещал Ченстоховский монастырь, молился перед иконой Богородицы и слушал молебен, совершенный бывшим в его свите священником, причем, сам пел. 6 марта 1711 года (в этот день совершается празднование Ченстоховской иконе Божией Матери) состоялось официальное бракосочетание царя Петра I с Мартой Самуиловной Скавронской (в православии Екатерина Алексеевна). С этого времени невесты русским царям больше не избирались из русских знатных родов, а выбирались только из западных принцесс. В 1813 году Государь Император Александр I посетил монастырь и молился перед чудотворной иконой Божией Матери. С того же года наша Православная Церковь установила празднество в честь Ченстоховской иконы Божией Матери в 6 день марта. В 1845 году по повелению Императора Николая I крепость Ченстоховская была срыта в связи с новыми мятежами, поскольку Ченстоховский монастырь укрывал у себя мятежников и хранил оружие для повстанцев. На месте срытых валов на средства, пожертвованные Государем императором Николаем I, был разбит прекрасный парк, и поныне служащий местом отдыха множества паломников. С тех пор вместо крепости с пушками и другим вооружением Ченстоховский монастырь представляет собой обычный большой монастырь латинской формы. А 17 апреля 1889 года, в самом центре парка, прямо против монастырского костела с копией Ченстоховской иконы на стене, был установлен памятник «Царю Освободителю» Государю императору Александру II, сооруженный на пожертвования сельского населения Польши. И сейчас можно видеть этот прекрасный памятник Государю, над головой же его виден большой образ Богородицы на стене-каплице с фонарем пред ним и светящейся пред ним лампадой. В Ченстохове в 1870-1872 годах был построен первый православный приходской храм, поводом послужила чудесное сохранение жизни Государя Императора Александра III от злодейской руки поляка Березовского в Париже. Этот храм, посвященный святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, сооружен на средства русских полков, стоящих в той местности.

Еще хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что за все время, сколько Ченстоховская икона Царицы Небесной находится на Ясной горе, верующими было замечено, что после молитвы к Матери Божьей перед образом Ее Ченстоховским у молящихся каким-то чудесным образом воспламенялся патриотический дух.

В России, кроме списка Ченстоховской иконы в Казанском соборе Санкт-Петербурга, было известно не менее одиннадцати чтимых копий чудотворного образа. Один из этих списков - Ченстоховская-Сокольская - славен тем, что образ по изволению Царицы Небесной сам изобразился на чистом холсте у художника безуспешно пытавшегося написать точную копию святой иконы.

Ченстоховская икона Божией Матери (первообраз)

В 1711 году в России появляется одно из первых изображений Ченстоховской иконы, прообразом которого послужила польская гравюра, выпущенная в связи с коронованием образа латинянами. В таком варианте --с коронами, голубем в медальоне, привесами, изображением стены внизу иконы - Ченстоховский образ Богородицы был широко распространен в XVIII-XIX веках. После 1813 года, когда в Казанском соборе Петербурга был помещен точный список чудотворной иконы, в России стали появляться иконы соответствующие прославленному первообразу, с кровоточащей раной на щеке, а вариант русских списков Ченстоховской иконы XVIII - начала XIX веков стали часто именовать «Умягчение злых сердец» (хотя типологически это совершенно другой извод).

В 40-х годах XIX века в Киево-Печерской лавре среди хлама в кладовой хлебни был чудесно обретен список Ченстоховской иконы Божией Матери, прославившийся исцелением больных, молившихся перед этим образом. К этой иконе каждую субботу, незадолго перед своей кончиной, приезжал блаженный старец Китаевской пустыни, принявший на себя подвиг юродства, иеросхимонах Феофил, чтобы отслужить акафист перед Ченстоховской иконой Царицы Небесной. Совершал он его совершенно оригинально: ухватит у пономарей Великой церкви первую, попавшуюся под руку ризу, облачится в нее - и ну по братским кельям поспешно бегать да клирошан на акафист собирать; кто же противился из них --тех беспощадно подгонял палкой. Поэтому и служение отца Феофила бывало торжественным, и множество народа присутствовало в хлебной на этих акафистах.

Преподобный отче Феофиле, собери ныне и нас на Соборный молебен перед Ченстоховским образом Пресвятой Богородицы!

Царица Небесная кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. К ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Оэерянская, Рудненская, Браиловская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.

В XX веке история Ченстоховской иконы Матери Божией в России имела свое продолжение. В 1914 году в Москву попечением Государыни императрицы Александры Федоровны, в виду угрозы наступления немецких войск, были переведены из Польши монахини Красностокского монастыря. С собой они привезли две чудотворные иконы: Красностокские иконы Царицы Небесной. Одна, небольшая, древняя - список чудотворной Ченстоховской иконы, другая - поздняя копия первой, прославленная не менее, чем оригинал. Красностокская древняя икона из Москвы попала в Петроград, в храм Красностокского подворья. После закрытия этого подворья одна монахиня увезла икону в Новгород, затем в Псков. После кончины монахини святую икону хранила вдова священника Вельского до 1954, когда святыня была перенесена в храм Гродненского женского монастыря, благодаря заботам игуменьи Гавриилы. Вторая икона в 1918 году принесена в подмосковную Екатерининскую пустынь, переданную монахиням Красностокского монастыря. В 1922 году монахинь разогнали, а монастырь превратили в «Сухановку» - один из самых страшных застенков НКВД. Монахини сумели сохранить святыню и впоследствии передали ее Свято-Николаевскому Ермолинскому храму в городе Видное, где она находится и поныне. Знаменательно, что это один из семи храмов в Видном, который никогда не был закрыт. А в самой возрождаемой ныне Екатерининской пустыни так же был явлен список чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери. В 1993-1994 годах, на Духов День, пришел в обитель какой-то человек (имени не назвал), положил мешок и сказал только: «Возьмите, это вам» - и ушел. В мешке были три большие доски, когда их сложили -получилась икона Божией Матери, на которой было написано «Ченстоховская». Долго, всем городом собирали средства на позолоту для реставрации иконы. Освятить икону смогли только 15 февраля 2000 на Сретение, после того как в обитель была принесена икона Царя-Мученика Николая II, копия мироточивого образа. С тех пор на Духов День в обители установлено местное празднование этой иконе Божией Матери, каждое воскресение служится молебен перед Ченстоховской иконой Царицы Небесной, если кто закажет его накануне. О появлении Ченстоховской иконы Божией Матери в Казанском храме города Иваново было рассказано выше иереем Петром Влащенко.

От православных паломников, по пути из Дивеево посещающих Арзамас, стало известно о явлении в Николаевском монастыре образа Ченстоховской Божией Матери, после чего дела в обители стали чудесно устраиваться. А в сентябре-декабре 2001 года замироточили самые обычные копии Ченстоховской иконы Божией Матери в домах православных христиан - две в Подмосковье, одна в Краснодарском крае. Возможно, ныне и еще где-то в нашей Дорогой России (так называл свою державу Государь Николай II) Царица Небесная подтверждает, что Ей угодны наши молитвы перед этим образом. Время соборного молебна перед Ченстоховским образом Матери Божией приближается. Сможем ли мы стряхнуть оцепенение и ответить покаянной молитвой на желание Пресвятой Богородицы еще раз спасти нас, переданное нам батюшкой Серафимом?

Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков как для католических, так и для православных храмов.

Рудненская икона была списком Ченстоховской. В России все списки строго именовались по оригиналу, но на Украине и в Белоруссии, если список прославлялся как чудотворный, он получал особое название. Так и появились иконы "Умягчение злых сердец" - копии с Рудненской-Ченстоховской.

"...именование иконы в "Умягчение злых сердец", хотя точно такое же название использовалось для другой иконы - Богоматерь без младенца с семью мечами, пронзающими её сердце. Причина - в стихотворении св. Димитрия Ростовского, написанного по случаю обретения чудотворной иконы Рудненской Богоматери. Эта икона была найдена в 1687 г. в местечке Рудня Могилёвской епархии. Тут были рудники, тут выплавляли из руды железо. Св. Димитрий тогда был игуменом Николаевского монастыря в Батурине и написал посвящение:

"Идеже творяшеся железо от блата,

Тамо Дева вселися, дражайшая злата,

Да людем жестокие нравы умягчает

И железные к Богу сердца обращает".

Икона - "Божьей Матери Ченстоховская", считающейся чудодейственной. Сегодня один из списов известной иконы Божией Матери хранится в Хмелевском монастыре и находится в Спасо-Преображенской церкви в Брестской области. Написанная 300 лет назад на холсте икона пережила пожар в часовне. Именно с этой иконой связана легенда. Согласно ей икона хранилась у помещика в часовне. Однажды часовня сгорела, а икона осталось целой и невредимой. А после помещику было откровение. После этого события он заложил Спасо-Преображенскую церковь в Хмелево Брестской области, которая стоит и сегодня. С ее помощью местный помещик выбрал место для строительства нового храма. Потемнев со временем, икона проявилась сама, без вмешательства людей.. Прихожане утверждают, что она исцеляет от разных недугов. Поклониться ей приезжают православные верующие за тысячи километров

В 20 веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место.

Сегодня Ченстоховская икона Божией Матери особо почитается у православных белорусов.

Существует множество свидетельств о заступничестве, помощи и исцелениях по молитвам у чудотворного образа Ченстоховской Божией Матери от рака, бесплодия, наркомании и пьянства.

Молитва Божией Матери пред образом Ея «Ченстоховским»

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящиеся Тебе и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего упования своего тощ и посрамлен в надежде своей; но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужди и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердая Мати, Благочестивейшего грядущаго Государя Императора нашего и весь царствующий дом его; отжени от Него молитвами Твоими всякаго врага и супостата, утверди житие его в мире и тишине, да и мы вси тихое и безмолвное житие поживем во всяком благе, благочестии и чистоте; удержави царство Его во еже быти ему Царству Христову; управи пути и советы Его, да возсияет во днех Его правда и множество мира, да возрадуется сердце его и сущих в державе Его, яко сердце отца о чадех своих веселящегося; на сопротивныя же и лукавнующия в сердцах своих поели пред лицеем Его трепет, да поне страхом вразумятся и престанут от лукавств своих и противлении, творяще волю Его, яко пред Богом, от души и совести благия. Моли, Милосердая Владычице, пренебеснаго Бога, да присно церковь свою святую соблюдет, вышним своим благословением архиереев наших православных укрепит, миром оградит и святей своей церкви целых, здравых, честных, долгодействующих и право правящих слово своея истины дарует, от всех же видимых и невидимых врагов со всеми православными Христианы милостивно избавит и во Православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохранит. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением; милостиваго Твоего заступления на все царство наше Всероссийское, царствующия грады наша, град сей и святой храм сей, - и излей на ня богатыя Твоя милости, Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей сей, услыши воздыхания и гласы, ими же раби Твои молятся во святем храме сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, идя и проходя зде, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбие и милостивно соделаи, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави. Отпадшия от благочестивый веры обрати и паки сопричти святей Твоей Православней кафолической церкви. В семействах людей всех и во братии нашей мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отрочество настави, мужество умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждая ны выну от всякаго зла благостию Твоею и утеши милостивным Твоим посещением и всех благодеющих нам. Даруй же, Благая, земли плодоносив, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и бла-гопотребныя, всемощным своим предста-тельством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, купно со святыми избранными угодниками Ея Кириллом и Мефодием. Прежде отшедшия отцы и матери, братия и сестры наша, и вся от лет древних припадавшия ко святей иконе Твоей сей упокой сел ениих святых, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, и деже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагоеловенная Дево, и даруй христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Тропарь, глас 4

Непобедимая Победо, Владычице Ченстоховская, древняго иже о нас благоволения Самозрительнице, будущаго спасения Хранительнице, покаянием соделай ны достойныя Грядушему Царю.

Акафист Ченстоховской иконе Божьей Матери

Ответ:

Разделение молитвенных прошений перед разными чудотворными иконами Богоматери - условность. По вере молящегося, Господь может подать ему помощь в ответ на молитву перед ЛЮБОЙ иконой.

Что касается Ченстоховской иконы Божьей Матери, вот некоторые материалы о ней.

Ченстоховская икона Божьей матери – одна из самых почитаемых святынь не только в Польше, но и во всём мире. Она находится в Ясной Гуре в городе Ченстохова. Каждый год поклониться иконе и попросить об исцелении и об избавлении от несчастья приходят десятки тысяч людей…

Черная Мадонна, Ченстоховска Матка Боска, Божия Матерь Ченстоховская или, как она названа в тропаре, «Непобедимая победа» - эта чудотворная икона почитается равно католиками и православными. По преданию, написал её евангелист Лука в Иерусалиме на доске из стола, за которым собиралось Святое Семейство. Во времена гонений на ранних христиан, те прятали икону в пещерах, где скрывались сами, подвергая смертельной опасности свои жизни. Святая Елена, которая обрела Крест Христов, при поездке в святые места спустя два с половиной века, получила эту икону в дар и привезла её в Константинополь, где установила икону в часовне в царском дворце. Там святой лик простоял пять веков. Впоследствии в конце XIII века с великими почестями образ был перевезен на Русь двоюродным братом Александра Невского, князем Перемышльским, Холмским, Галицким и Волынским - Львом Даниловичем. Святыня уже тогда славилась великими чудесами.

После того как земли западной части Украины отошли Польше, князь Владислав Опольский обратился за помощью к чудесному образу во время осады замка Белз татарами. Князь вынес образ на стену замка и на татар спустилось густое неведомое облако. Те, перепугавшись, вынуждены были ретироваться.

Во сне Владислав увидел образ Богородицы, которая просила его перенести икону в окрестности Ченстохова и поместить на Ясную гору. Следуя указанию Девы Марии, князь вывез икону в указанное ему свыше место в 1382 году. С тех пор и до сего дня Ченстоховская икона Божьей Матери находится там.

Ученые высказывают разные мнения на счет происхождения иконы и её возраста. Некоторые специалисты утверждают даже, что икона переписана, а оригинального слоя вовсе не осталось: таким образом, это копия, а не оригинал. Сам факт обновления иконы в средние века никто не отрицает, в специальной книге монастыря паулинов сохранилось подробное описание этого процесса. Оттуда же черпаются и сомнения: во время реставрации темперная краска никак не могла лечь на ту, которой была написана икона. Из-за неудач предыдущий слой пришлось снять. Но все сомнения развеивает тот факт, что многовековая череда чудес, происходящих от иконы, не прервалась ни разу. Снятие слоя краски было не столь существенным по сравнению с действиями гуситов, напавших на монастырь в средние века. Они разбили монастырь и начали вывозить из него все имевшиеся ценности, в том числе и Ченстоховскую Богоматерь. Однако повозка с награбленным не тронулась с места. Лошади встали как вкопанные. И тогда один из захватчиков, поняв, что это чудо творимое иконой, бросил её оземь и нанес по ней удары саблей. Наказание не заставило себя ждать. Злодей и его соратники попадали замертво. С тех пор на лике Богородицы видны два глубоких пореза. Их оставили в память о чуде и в назидание тем, кто попробует повторить действия грабителей.

Неиссякаемый поток

Монастырь на Ясной Гуре по своей значимости для Польши по значимости можно, наверное, сравнить с Троице-Сергиевой Лаврой – величайшим православным храмом России. Так велик поток верующих, ищущих чуда от Ченстховской Божьей Матери, и так велико число тех, кто это чудо получает. Поэтому паломнические поездки, а иногда и пешие путешествия через всю Польшу на Ясную Гуру, - это почитаемая в Польше традиция. «MatkoBoskoCzęstochowsko!» - можно услышать по всей Польше, не взирая на пол и возраст. Имя Ченстоховской Богоматери на устах у всех.

В 1991 году, чтобы увидеть Иоанна Павла II, сюда приехали тысячи католиков и православных из СССР. Это стало одним из символов падения «Железного занавеса».

Ченстоховская икона притягивает к себе не только католиков и православных, но и представителей других конфессий. Монахов-паулинов это ничуть не удивляет. Так происходит уже давно. Люди получают то, что просят у Божьей Матери, а путь к ней всегда и для всех открыт. Есть случаи, когда убежденный атеист, наркоман, вор и распутник вставал на путь веры, увидев икону. Известно, что однажды один такой человек приехал с друзьями совершенно по другому поводу – просто погулять и повеселиться. Кто-то предложил «просто пойти посмотреть». Они попали как раз к тому моменту, когда начиналась традиционная торжественная церемония открытия иконы для обозрения верующих. И в момент того, как молодой человек увидел образ Богоматери, он не смог сдержать слез. Он плакал. После церемонии он со страхом, но все же пошел на исповедь, а когда вышел, позвонил своей матери и попросил прощения за всё горе, которое он ей причинил своим поведением (до этого женщина даже хотела уйти из дома из-за асоциального поведения сына!) Этот парень теперь нормальный человек. Воровство сменилось на работу, наркотики сами собой ушли из жизни.

Чудеса

Таких чудес – великое множество. Люди записывают их в специальную книгу, посвященную деяниям чудотворной иконы. Пополняемая уже 6 веков книга содержит тысячи свидетельств. Запись в ней производится под крестным целованием и является свидетельством перед Богом и людьми.

Вот только несколько примеров чудес:

Одна молодая пара безуспешно лечилась от бесплодия в различных медучреждениях Польши. Но ребенка зачать им не удавалось. Врачи сказали, что надежды нет. Видя их страдания, их бабушка посоветовала съездить к Ченстоховской иконе. Каково же было удивление врачей, когда женщина пришла на обследование, имея несколько недель беременности. Зузя родилась на свет 4 января 2012 года, а её прабабушка написала об этой истории в книге.

«Богоматерь часто поддерживает семьи, заслужила титул Королевы Семей», - говорит монах-паулин отец МельхеорКрулик. Уже много лет он отвечает за ведение вышеупомянутой книги чудес.

2010 год. 7 марта в книге появилась запись Эвелины Цесляр. Американские врачи давали женщине максимум две недели жизни после того, как её организм, съедаемый болезнью, перестал воспринимать пищу и даже воду. Она находилась в состоянии критического истощения, но ни её парень БарекМахник, ни её друзья не оставили её и продолжали молиться, хоть надежда была угасающей.

- «Я обычный человек и девушка далекая от экзальтированности, но там, в Америке, когда священник пришел по сути на мою последнюю исповедь, я вдруг услышала голос, который сказал: «Теперь не бойся, дитя, все образуется!» Я почему-то решила, что это голос Богоматери Ясногурской и Она зовет меня к себе,» - пересказывает рассказ девушки монах. Девушку срочно отправили в Польшу. Перед иконой Богородицы произошло полное излечение. Есть соответствующие материалы обследования, подтверждающие это. А годом позже, 5 мая 2011 года, Эвелина приехала уже с мужем и с их ребенком под сердцем, как раз чтобы засвидетельствовать это происшествие.

Одному из наиболее известных случаев уже 35 лет. Янина Лях, тогда 29-ти летняя мать двоих детей в течение вот уже 5-ти лет не могла перемещаться без помощи костылей. Ей присвоили 1-ю группу инвалидности с правом опеки над ней. Более 60 страниц медицинского заключения подтверждали плачевное состояние пани Янины. После многолетнего обследования ей был поставлен страшный диагноз - рассеянный склероз, который грозил женщине слепотой и полным параличом. Муж спился и ушел из дома. Женщина отчаялась, она в молитве к Ченстоховской Божьей Матери просила смерти для себя, чтобы не мучить детей, чтобы Богородица позаботилась о них. Во сне Дева Мария сказала ей, чтобы та приехала на Ясную гуру 28 января 1979 года. Янина поехала, как обычно, с костылями, с трудом перемещая ноги. Подойдя к Ченстоховской иконе, она вдруг почувствовала, что стоит. Попробовала сделать шаг – получилось... Костыли пани Янины так и остались в монастыре среди прочих других оставленных в разное время свидетельств исцелений. Трое разных врачей обследовало пани Ядвигу. Их удивлению не было предела. Пять раз после этого она ходила в пешее паломничество из Варшавы на Ясную гуру. Была она тут и в этом году – 28 января…

Мельхеор Крулик подчеркивает: интересным является тот факт, что не сама Ясная гура как намоленное место творит чудеса, а именно икона. Ведь масса свидетельств привезена людьми со всех концов света. Люди с верой обращались к Ченстоховской Богородице и с ними происходили вещи, объяснимые только чудом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: