Большая заслуга в совершенствовании системы образования. Управление образованием: проблемы и основные направления совершенствования

Изменения в системе образования происходят под воздействием определенных факторов – причин или движущих сил определенного процесса. К основным факторам, влияющим на становление и развитие отечественной системы образования, можно отнести:

а) политико-экономическую трансформацию страны , изменившую требования рынка труда, обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре, а участников образовательного процесса к авторитарным формам и методам управления образованием. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РФ "Об образовании" и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ

"О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В современных условиях образование больше не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В период кризисного развития страна должна решить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее России, в котором участвуют заинтересованные в качественном образовании граждане, государство и общество, предприятия и организации. В этой связи как фактор, тормозящий развитие образования, следует отметить хроническое его недофинансирование, требующее коренного изменения подходов к поиску путей повышения эффективности затрат на образование;

б) социальную политику государства, в той или иной мере призванную учитывать интересы отдельных граждан и их групп, слоев, этносов. Развитие сети образовательных учреждений и системы образования в целом в той или иной стране происходит в ходе реализации государственной политики в социальной сфере. В обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому состоянию классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер: одни учебные учреждения предназначены для представителей более обеспеченной части общества, другие – для сравнительно бедной.

В ближайшее будущее в условиях реально существующего демографического спада контингент обучающихся сократится практически на одну треть, что создаст ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работников образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. В настоящее время произошел переход на новую систему оплаты труда педагогов: к основной базовой части зарплаты педагога, определяемой образовательным цензом работника и его педагогическим стажем, добавляются компенсирующие и стимулирующие надбавки, существенно дифференцирующие работников по их отношению к своей трудовой деятельности.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения;

  • в) исторический опыт и национальные особенности в сфере образования . Система образования каждой страны формируется под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, различной ступенчатости средней школы (в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса) и т.д. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в области образования. В частности, в нашей стране существует уникальная система дополнительного образования детей, призванная удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности будущих взрослых;
  • г) общие тенденции мирового развития – ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, как:
    • – переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • – возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
    • – динамичное, но не всегда поступательное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности ;
    • – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;
  • д) педагогические факторы . Их влияние на развитие системы образования довольно многообразно. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональное образование целесообразно осуществлять в специальных учебных заведениях, однако на базе соответствующей общеобразовательной подготовки.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неодинаковым доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 5 ноября 2008 г. были сформулированы базовые параметры модернизации школы . Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений подготовлена Национальная образовательная стратегия – инициатива "Наша новая школа" . Ее составляющими стали пять направлений .

  • 1. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования, поэтому в сжатые сроки необходимо разработать новое поколение образовательных стандартов.
  • 2. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
  • 3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю, в этой связи возникает необходимость разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Причем новые кадры совсем не обязательно должны иметь только педагогическое образование.
  • 4. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно; если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

Особое внимание Президент РФ обратил на то, что российская школа не имеет права быть "ветхой" – как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе должно быть комфортно и психологически, и физически.

5. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе: к каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Активными субъектами образовательной политики должны стать не только профессионально-педагогическое сообщество, но и все социально ответственные граждане России, семья, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения этой цели в первую очередь будут решаться следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

  • – обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • – достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • – формирование в системе образования нормативноправовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • – повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • – развитие образования как открытой государственно- общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является ориентация на социальную адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации и дальнейшего развития образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению. Результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

Важнейшая задача и одно из приоритетных направлений модернизации системы образования – модернизация самой модели управления этой системой. В современных условиях управление образованием – это прежде всего управление процессом его развития. В этой связи необходимо создать единую систему образовательной статистики и показателей качества образования, а также систему мониторинга образования. Ближайшая цель – формирование такой модели управления, в которой будут четко определены компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, прежде всего образовательных учреждений и органов местного самоуправления, региональных и федеральных управленческих структур.

В современных условиях все более значительную часть информации обучающиеся получают самостоятельно – в первую очередь через средства массовой информации. В этой связи необходимо разработать и осуществить меры активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за допущение фактов демонстрации и пропаганды насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.

В рамках модернизации российского образования осуществляются меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы :

  • – разрабатывается механизм введения государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической);
  • – создастся нормативно-правовая база для обеспечения широкого развития договорных отношений в сфере образования (например, между гражданами и образовательным учреждением);
  • – отрабатываются механизмы соучредительства и софинансирования образовательных учреждений;
  • – обеспечивается расширение публичности деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием;
  • – осуществляется поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений;
  • – развивается система негосударственных образовательных организаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качеством реализации ими образовательных программ;
  • – обеспечивается повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнение своих уставных функций, нормативных условий образовательного процесса, государственного образовательного стандарта.

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

  • Под профессиональной мобильностью понимается переход индивида или профессиональной группы из одной профессиональной позиции в другую, осуществляемый двумя путями: но горизонтали – переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии, и по вертикали перемещение индивида из одного профессионального пласта в другой.

Лекция 6.

2. Пути совершенствования системы школьного образования.

3. Совершенствование системы высшего образования

1. Пути развития дошкольного образования.

Государство в сфере образования выполняет три основных функции управления:

1) регулирование всей сферы образования;

2) выступает как учредитель;

3) руководит через региональные министерства сферой образования в субъектах РФ.

Какова главная цель органов власти в сфере образования? Для федеральных органов власти – сделать эту сферу конкурентоспособной на мировм рынке образования. Для региональных– сделать сферу образования конкурентоспособной на российском рынке образования. Для муниципальных– сделать сферу образования конкурентоспособной на региональном рынке образования.

Критерии эффективности: Степень соответствия индикаторов образовательных услуг России, региона, мунициипального образования показателям доступности и качества на мировом образовательном рынке.

Рассмотрим деятельность органов власти в сфере образования на примере системы дошкольного воспитания . В марте 1992 г. Европейский совет разработал рекомендации для стран - членов ЕС, согласно которым они должны были создавать и поощрять инициативы, позволяющие мужчинам и женщинам за счет доступности услуг по уходу за детьми сочетать занятость на рынке труда и воспитание детей. В 2002 г., 10 лет спустя, во время Барселонского саммита были сформулированы более четкие цели в сфере услуг по уходу за детьми. Учитывая особенности спроса на уход за детьми в каждой отдельной стране, страны ЕС поставили целью ликвидировать причины, тормозящие женскую активность на рынке труда. К 2010 г. была поставлена задача обеспечить охват домохозяйств услугами по уходу за детьми на уровне 90% для детей от 3-х лет до школьного возраста и 33% для детей младше 3-х лет.

(для сравнения в России – 60 и 20 %) .

Что несет в обобщенном виде опыт ЕС по развитию дошкольного воспитания?

2. Признание равенства всех форм ухода за детьми (ясли; детские сады; группы продленного дня; групп, организовааных родителями; института нянь);

3. Активное субсидирование всех форм дошкольного образования из государственного, регионального и муниципального бюджетов;

4. Сочетание бесплатности дошкольного воспитания детей 3-6 лет в ряде стран (Голандия, Франция), с системой субсидий для малоимущих семей при оплате стоимости всех форм ухода за детьми; оплата услуг исходя из принципа социальной справедливости ;

5. Невысокий норматив наполняемости групп либо максимально допустимого количества детей на одного воспитателя;

6. Высокие требования к квалификации работников дошкольного воспитания: как правило, профильное высшее образование; наличие сертификатов различных курсов о повышении профессионального уровня;

7. Унификация образовательных и развивающих программ;

8. Признание системы дошкольного воспитания самостоятельной формой общего образования (а не стадией подготовки к школе);

9. Обязательность проверок со стороны независимых специализированных служб.

10. Постоянная связь населения и органов власти по вопросам работы системы дошкольного воспитания. Формы связи: социологические опросы, наличие специальных электронных сайтов обратной связи в муниципальных администрациях, законодательное право обращений граждан в органы власти всех уровней.

Необходимость использования позитивного социального опыта стран ЕС в нашей стране нашло отражение в Концепции -2020.

Вышеприведенный материал позволяет ввести следующую систему индикаторов эффективности развития дошкольного воспитания:

1. Для органов власти :

Процент охвата детей до 3-х лет и от 3 до 6 лет институциональными услугами всех видов дошкольного воспитания;

Средняя стоимость одного места в водимых в строй учреждениях дошкольного воспитания;

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Отзывы родителей о работе учреждений дошкольного воспитания - степень удовлетворения родителей оказываемой социальной услугой.

2. Для индивида, общества:

Средний срок ожидания места в яслях или детских садах,

Цена вопроса-стоимость подобной социальной услуги,

Прозрачность очереди,

Уровень заболеваемости детей, посещающих д/у,

Соответствие дошкольных учреждений нормативным стандартам (наполняемость, площадь на одного ребенка и т.п.)

Качество питания детей,

Уровень безопасности детей,

Оценка качества образовательных программ

Возможность выбора любого вида ухода за детьми (ясли, детские сады, группы продленного дня, групп, организованных родителями, института нянь),

Возможность свободного обмена места в дошкольных учреждениях в связи с переменой места жительства.

Анализ динамики изменений вышеприведенных критериев позволяет сделать вывод о тенденциях развития системы дошкольного воспитания.



В общей сумме расходов государства в РФ на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, школы-интернаты - 8%, среднее специальное образование - 10,5%, высшее образование - 11,5%.

Как же конкретно обстоит дело с состоянием учреждений дошкольного воспитания в Свердловской области? В целях решения проблемы нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области и обеспечения общедоступного дошкольного образования Постановлением Правительства Свердловской области от 09.06.2010 г. № 894–ПП была принята областная государственная целевая программа «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 годы.

Основной задачей реализации Программы было поставлено полное удовлетворение потребности детей Свердловской области (в возрасте от 1,5 до 7 лет) в местах в дошкольных образовательных учреждениях. Всего за период реализации Программы планировалось ввести дополнительно 49,2 тыс. мест в дошкольных учреждениях Свердловской области. По итогам реализации первого года программы (2010 г.) было введено 14 602 дополнительных места в дошкольных образовательных учреждениях в Свердловской области. Из них за счет регулирования предельной наполняемости в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области введено 13 432 дополнительных места;за счет строительства новых 8 дошкольных образовательных учреждений – 1 170 дополнительных места. Анализ приведенного документа позволяет выделить еще один критерий эффективности развития системы дошкольных учреждений: сотношение четырех основных форм роста мест в дошкольных образовательных учреждениях: строительство новых дошкольных учреждений; реконструкция старых; ; возвращение дошкольных учреждений отданных в аренду . К сожалению, по итогам 2010 г. 92% прироста мест в дошкольных образовательных учреждениях Свердловской области пришлось на регулирование предельной наполняемости , т.е. на увеличение числа детей в группах и только 8 % – на новые дошкольные учреждения.

Обратим внимание крайне нерациональное сотношение затрат на строительство новых дошкольных учреждений и полученных результатов. По оценке министра экономики Свердловской области Е.Сафрыгина затраты на одно место в детских садах в области в четыре раза выше (!) , чем в соседней Челябинской области. (Российская газета.2012 .22 марта. с.16). Результатом анализа выявленных проблем стало принятие Постановления Свердловской области от 14 декабря 2011 г. N 1708-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 09.06.2010 N 894-ПП «Об областной государственной целевой программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Свердловской области» на 2010-2014 гг.». В Постановлении сделан акцент на увеличение прироста мест в ДОУ за 2010-2014 гг. с 49, 2 тыс. до 52 063, в том числе: 20073 – за счет строительства новых д/у и реконструкции старых; 17238 – за счет возвращения д/у отданных в аренду, 14042- за счет регулирования наполняемости групп, 710 - за счет создания дошкольных групп при общеобразовательные учреждениях.

При этом стоимость строительства одного места не должна превышать 650 тысяч рублей . В случае превышения этой стоимости, разница оплачивается за счет средств местного бюджета или внебюджетных средств.

Подведем итог: меры, принятые органами региональной власти, позволяют всем муниципальным образованиям (а не только бездефицитным) приступить к решению задачи удовлетворения потребности детей в возрасте от 1,5 до 7 лет в местах в детских дошкольных образовательных учреждениях. Однако, во-первых, показатели охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (65 % в 2011 г.) существенно ниже и европейских стандартов, и планки недавнего советского прошлого. Во-вторых, речь идет только о количественных показателях. Проблемы качества дошкольного воспитания, системы ДОУ вцелом вынесены за рамки существующих областных программ.

Качество образования в школе - важнейший показатель успеха школы и важнейшая задача внутришкольного управления.

Данное понятие в настоящее время трактуется по разному, неоднозначно, т.к. управляемый объект (качество образования) еще недостаточно изучен и описан, а сама его сущность вызывает споры и дискуссии.

Одни сводят качество образования к качеству обучения (когда под качеством образования понимается % учащихся, закончивших отчетный период на “4” и “5”)

Другие под качеством образования понимают качество обучения и всего воспитания , а потому буквально за все спрашивают со школы. Директору часто приходится оправдываться за те или иные вещи (пьянство, наркомания,
воровство). Хотя всем ясно, что ребенок формируется не только школой, но и семьей, социумом, СМИ. И школа, хоть и значима, но не всесильна и за отрицательное воздействие на школьников всех факторов воспитания не может нести ответственность.

Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности . Правда никто точно не знает, как эту развитость измерить, описать, охарактеризовать.

Четвертые под качеством образования понимают количество выпускников, поступивших в вузы . Это застарелая ошибка и школьных педагогов, и управленцев, и родителей. Дело в том, что у нас в стране ежегодно в вузы поступают около 30% выпускников школ. А что остальные - отбросы общества? Они не смогут создать хорошей семьи или производить материальные блага?

В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании “Качество образования выпускников” трактуется как определенный уровень знаний, умений и навыков; умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательных учреждений в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Качество образования увязано с планируемыми целями, т.е. под “определенным уровнем” всех этих показателей понимаются показатели, спрогнозированные в зоне потенциального развития конкретного выпускника.

Другое определение: “Под качеством образования понимается определенный уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и планируемыми целями воспитания и обучения”.

Какие же задачи призвано решать каждое образовательное учреждение в связи с качеством образования?

  1. Моделирование (на основе анализа существующих достижений, проблем, прогноза перспектив) желаемого уровня качества образования. Что фактически означает построение моделей выпускников школы.
  2. Обеспечение такого функционирования и таких инноваций, которые бы обеспечивали заданный, смоделированный вами уровень качества.
  3. Постепенное обеспечение повышения качества (смена требований к результатам образования, перевод их в новое качество с изменением требований внешних заказчиков)
  4. Диагностику, мониторинг имеющегося уровня качества образования.

Современный период развития России четко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с мировыми тенденциями. Главный приоритет качества образования нашел свое выражение в национальной доктрине российского образования. Одна из задач модернизации образования: достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому образовательными учреждениями и ограниченностью применяемых методик и технологий в процессе управления. Чтобы проанализировать вопрос об условиях управления качеством образования, необходимо, прежде всего, рассмотреть сам управляемый объект. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс, протекающий как на учебных занятиях, так и в системе воспитательной работы. Анализируя этапы развития школы, мы попытались ответить на три основных вопроса. Чего от нас хотят? Кто мы и что можем сделать? Как мы это будем делать? /Из опроса и соответствующей литературы./

Государство - хочет, чтобы мы создали условия для развития свободной,мыслящей, деятельной, социально-адаптированной личности, получившей качественное общее образование /концепция модернизации Российского образования/.

Макросоциум - хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами и правилами поведения, сложившимися в обществе.

Микросоциум - хочет, видеть в нас школу, основанную на порядке и дисциплине, разумной требовательности к детям, где обеспечивается комфорт не только физический, но и душевный /100% опрошенных/.

Родители - хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в ВУЗ /65% опрошенных/

  • чтобы ребенок получил образование в профильном классе /60% опрошенных/
  • чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до16 лет, потому что куда ему еще деваться /26% опрошенных/
  • чтобы ребенок занимался в кружках, секциях именно в школе /52% опрошенных/ в связи с отдаленностью школы от центра досуговой деятельности; а то, что есть в микрорайоне, не полностью их удовлетворяет.

Ученики - хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, иметь учебный успех, получить качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показывает:

  • недостаточно высокий уровень образованности,
  • достаточно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка,
  • вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям.

Картина довольно пестрая: от детей с высоким уровнем развития, обладающими интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием. Этот широкий спектр уровня способности нашего ученического контингента определил приоритеты нашей школы.

Приоритетные направления работы школы.

1. Усиление личностной направленности образования /новые технологии/.

2. Обновление содержания образования /введение пропедевтических курсов, предметов углубленного изучения, элективных курсов/.

3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни /медико-психологическая служба, программа “Здоровье”/.

Школа находится в состоянии функционирования и развития. Создана нормативно-правовая база в школе: программа развития, образовательные программы, сквозные программы по предметам, локальные акты школы, приказы, распоряжения муниципальных и региональных органов власти, соответствующий учебный план.

Для учащихся начальной школы введены уроки информатики, иностранного языка, курсы “Математика и жизнь”, “Математика для всех”, “Флора и здоровье”, “Экология для младших школьников”, “Развивающие игры”. В среднем звене - пропедевтические курсы “Наглядная геометрия” (5- 6 класс, Шарыгин), “Физика, химия” (5-6 класс, Гуревич), “Химия” (7 класс), “География родного города”, практикум по решению задач и дидактическая система развивающего обучения Занкова в среднем звене. В старшей школе наряду с традиционной системой обучения открыты классы углубленного изучения математики, физики, химии, биологии и практические курсы повышенной сложности, которые ведут преподаватели Анжерского филиала Кемеровского университета.

Серьезной вехой в развитии школы стало участие в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержание общего образования, где отрабатывается модель профильной школы. Для учащихся нашей школы осуществляется программа “Школа в школе” - это экологическая школа и летняя естественно-математическая школа на базе загородного лагеря “Арчекас”. Все это дает возможность поднять на новый качественный уровень наши воспитательно-образовательные возможности, преподавательское мастерство и увидеть педагогические перспективы.

Школа получила признание в общероссийском масштабе: она трижды лауреат премии “Школа года” - 2001, 2002, 2003 г., является “Школой высшей категории – 2004”, “Академической школой-2004”, “Академической школой-2006”, “Школой России-2006” и входит в состав Академии творческой педагогики под руководством Рувинского Л.И.. В 2006 году удостоена гранта 10000 лучших школ России.

Качество образование учащихся есть результат воспитательно-образовательного процесса, который зависит от таких условий, как кадровая, научно-методическая, материально-техническая, мотивационная, финансовое обеспечение школы. И в этих условиях на первом месте стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качества преподавания. Область кадровой политики - основа основ школы. Это не только создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя, и внедрение инновационных технологий в учебный процесс. Способность учителей работать с новыми технологиями.

Педагогов школы отличает творчество и высокий профессионализм, благодаря которым они являются постоянными участниками и дипломантами различных конкурсов и фестивалей российского, областного и районного уровней. 4 педагога занесены в российскую энциклопедию “Одаренные дети”. В 2006 году 15 педагогов школы получили грант “50 лучших учителей города и района”, 1 педагог - грант “100 лучших учителей Кузбасса” и 8 педагогов - грант “10 000 лучших учителей России”.

Школьные педагоги-исследователи возглавили кафедры, творческие лаборатории, научное общество учащихся. Они ведут постоянно действующие семинары, которые являются научно-методической мастерской. Наша школа, строя идею образовательного пространства, реализует личностно-ориентированную технологию. По Кларину мы применяем в воспитательно-образовательном процессе более эффективные подходы - это проблемно-поисковый, деятельностный, коммуникативный, игровой.

Важную роль в профессиональном становлении педагога играет методическая служба, которой руководит методический совет. Это важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива. Для повышения профессионального роста учителя используются следующие формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, получение второго образования, постоянно действующие семинары, школа молодого учителя, педсоветы, работа в методических объединениях, кафедрах, творческих лабораториях. Более подробно с методической работой школы вы познакомитесь на секциях. Какова роль руководителя в профессиональном становлении педагога? Как отследить эффективность управленческой деятельности в этом направлении? Для этого проводим отслеживание, как идет процесс творческого развития коллектива, как члены коллектива оценивают себя и каковы их проблемы, как их решить, каков морально-психологический климат, т.е. мониторинг управленческой деятельности.

Показателями эффективности системы управления являются:

  1. Результативность обучения, воспитания, развития.
  2. Рациональные затраты времени учителя.
  3. Появление потребности в самообразовании, в творческом поиске
    учителя.

Чем выше профессионализм учителя, тем значительнее изменения в основных результатах воспитательно-образовательного процесса. Это один из важных показателей эффективности управления качеством образования. Одним из условий эффективного и грамотного управления является умение простроить оптимальную структуру управления. Административно-управленческая работа школы обеспечивается следующим кадровым составом:

  • директор,
  • зам. директора по контрольно-инспекционной деятельности,
  • зам. директора по научно-методической работе,
  • зам. директора по организационной работе,
  • зам. директора по воспитательной работе,
  • зам. директора по БЖ,
  • зам. директора по административно-хозяйственной деятельности.

Высшим органом управления в школе является педагогический совет, при необходимости созываются малые педсоветы. Важным элементом демократизации школы является делегирование функций управления членам педагогического коллектива, т.е. переход от вертикального управления к горизонтальному. Коллегиальное управление коллективом выражается в активных функциональных и общественных помощников администрации школы, заинтересованных в общем деле, в сотрудничестве:

  • научно-методический совет,
  • аттестационная комиссия,
  • руководители методических объединений,
  • зав.кафедрами и лабораториями,
  • родительский совет,
  • медико-психологическая служба школы,
  • совет школьного музея,
  • кураторы вузов, с которыми школа сотрудничает по договорам /ТУСУР, СМГУ, АФ КемГУ/.

Делегирование ряда прав и полномочий учителю превращает школу в самоуправляющуюся систему. Делегирование прав и полномочий в каждом звене управления - это рациональное использование сил и времени руководства. В летний период исполняющим обязанности директора традиционно назначается педагог, кроме того, учителя руководят пришкольным лагерем, летней естественно-математической школой, учебной практикой, методобъединениями, экологической школой, заведуют кафедрами, творческими лабораториями, руководят проектами и программами. Это очень дисциплинирует педагогический коллектив, повышает ответственность и стимулирует профессиональный рост.

Центральное место в процессе решения вопросов принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Итак, чтобы грамотно и оперативно управлять, необходимо владеть точной информацией о деятельности школы. Для этого необходимо внедрять систему педагогического мониторинга в управление школой. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования должен выступать психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Нашей аналитической группой разработана структура педагогического мониторинга, которая есть в ваших папках, и вы с ней познакомитесь на секции.

Проанализировав ресурсное обеспечение школы пришли к выводу, что школа готова принять социальный заказ, обеспечив успешность обучения и качественность образования, максимально способствовать социальной адаптации учащихся.

Во всем мире идет поступательное движение от общества индустриального к обществу информационному. Будет ли это достигнуто, зависит, прежде всего, от образования, которое формирует общество: его ценности, цели, духовного и творческого потенциала. Для этого принципиально должен измениться взгляд на образование: не овладение учащимися Зунами, а становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности .

И это может быть обеспечено школой, если ее сущностью станет качество образования. Необходимыми условиями для освоения системы качества образования является:

  • осознание педагогическим коллективом новой парадигмы образования - личностно-ориентированного подхода;
  • изменение отношения к процессу и результатам своего труда всех членов педагогического коллектива /мерой оценки деятельности педагога становится развитие конкретного ученика; результаты измеряются не относительно других учеников, а в сравнении с предыдущим результатом/;
  • эффективная система информационного обеспечения /мониторинг требует компьютеризации управления/.

Качество преподавания, качество знаний, качество развития, качество воспитания личности - ключевые понятия внутришкольного менеджмента. В его основе заложено: “Качество знаний, воспитания и развития личности - это не проблема. Это результат разрешения всех проблем школьной жизни!”.

Обеспечение устойчивого развития Республики Беларусь во многом зависит от уровня и качества образования граждан, от их знания правовых и этических норм, регулирующих отношение человека к природе и обществу, и умения учитывать эти знания в повседневной и профессиональной деятельности, от их способности понимать сущность происходящих социально-экономических преобразований.

Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигнет 7% от ВВП (1990г. – 4,4%, 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910).

Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи:

    создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека;

    обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;

    повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования;

    обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.

В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования является повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по:

    завершению реформы общеобразовательной школы;

    последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования;

    научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования;

    внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию;

    обновлению и расширению материально-технической базы;

    обеспечению широкою выбора образовательных программ и услуг;

    рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования.

Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010г. до 0,960, а к 2020 г. – до 0,980, против 0,950 в 2002 г.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны одним из ключевых вопросов на этом этапе должно стать повышение социального статуса учителя и его роли в обществе.

В 2011–2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда.

Предстоит реализовать ряд организационных мер:

    оптимизировать сеть учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации, не нарушая права граждан на получение образования;

    развивать сеть учреждений образования нового типа, создавать университетские комплексы, реализующие образовательные программы различных уровней;

    сформировать эффективный механизм трансфера научно-технических разработок в производство по отраслям экономики и регионам;

    разработать системы дистанционного обучения на всех уровнях образования, мониторинга качества обучения и воспитания учащейся молодежи;

    повысить квалификационный уровень преподавательского состава и эффективность использования кадров.

Особую значимость для Беларуси в этот период приобретает опережающий характер развития образования, нацеленность его на запросы и ценности будущей постиндустриальной цивилизации. В этой связи содержание и методики обучения должны быть направлены на развитие творческих качеств личности, его способностей к самостоятельным действиям и решениям, к непрерывному обновлению знаний и совершенствованию профессиональной компетенции.

Для решения поставленных перед образованием целей и задач необходимо довести уровень общих расходов на его развитие к 2006 г. до 10% от ВВП, сохранив его и на период до 2020 г., создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Беларуси в мировой образовательный процесс.

Отечественные ученые-экономисты обращают внимание на то, что государство невозможно представить себе без власти, с помощью которой оно обеспечивает реализацию интересов всего общества в развитии социальной инфраструктуры. Финансируя учреждения образования, науки и другие в нематериальной сфере, государство создает условия для их нормального функционирования.

Особенно велика роль государства в формировании человеческого капитала и передаче технологий, являющихся важным фактором экономического роста, воспроизводства рабочей силы. Осуществляет эти функции государство через сеть собственных учебных заведений либо посредством обеспечения единства требований к учебному процессу в негосударственных образовательных структурах.

В научной литературе понятие «управление» определяется как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (например, государства) на объект управления (например, систему образования) для достижения определенных результатов.

Чтобы обеспечивать устойчивую связь между управляющей и управляемой подсистемами, необходимо налаживать обратную связь, которая дает информацию о фактическом выполнении управленческих решений и достижении намечаемых результатов.

Одной из главных целей государственного управления является обеспечение: целостности и упорядоченности экономической системы (включая систему образования); эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь каждого гражданина, получение им конституционно гарантированного общедоступного и бесплатного качественного образования; адекватного реагирования на постоянно изменяющиеся требования российского и мирового рынка труда.

Сущность управления заключается в деятельности управляющих органов по выработке управляющего воздействия и организации его осуществления.

В современных условиях управленческая деятельность достаточно многообразна и направлена на решение большого круга целей и задач, осуществление многочисленных и весьма сложных мероприятий, включая федеральные целевые программы в сфере образования.

Управление целесообразно рассматривать одновременно и как управленческую деятельность, и как механизм управления.

Проводимые в стране научные исследования анализируют достоинство и недостатки государственного управления, вскрывают тенденции и перспективы его развития. Разрабатываются предложения по совершенствованию государственного управления.

Общеизвестно, что в России наибольший управленческий потенциал в разветвленной управляющей системе сосредоточен у государства. Реальные импульсы организационного воздействия на систему образования идут от структур законодательной и исполнительной власти государства.

Государственное управление системой образования - это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений в сфере образования путем деятельности всех ветвей государственной власти, их органов, государственных служащих.

Следует иметь в виду, что существуют определенные пределы государственного управления. Хотя волевая составляющая государственного управления имеет большое значение, однако возможности регулятивной деятельности государства имеют определенные границы. И на разных этапах развития страны роль государственного регулирования видоизменялась.

Так, действующее законодательство в сфере образования предусматривает, что: образовательное учреждение является юридическим лицом; государственная политика в сфере образования основывается на таких принципах, как свобода и плюрализм, закреплен демократический государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений; самостоятельность учреждений в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной деятельности. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебников и учебных пособий в соответствии с образовательной программой; образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

В действующем федеральном законодательстве специально выделяются статьи об управлении системой образования:

В Законе РФ «Об образовании» - это статьи 28-38;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статьи 24, 26.

В законодательстве четко определена компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в сфере образования. При этом на федеральном уровне можно проследить компетенцию Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов управления образованием. Указан порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием.

Вопросам системы образования посвящены:

В Законе РФ «Об образовании» - статья 8 «Понятие системы образования»;

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - статья 4 «Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования».

Для того чтобы рассмотреть вопрос о совершенствовании управления системой образования, надо прежде всего выяснить, что же является объектом управления в данном случае.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

Взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

Органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

Объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В статье 9 Закона РФ «Об образовании» установлено, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные общеобразовательные и профессиональные. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

В статье 7 Закона РФ «Об образовании» указано, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

Ранее мы уже упоминали, что одной из целей государственного управления является обеспечение целостности и упорядоченности системы образования. В то же время вызывает удивление, что в Законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты» почему-то не включены в перечень государственных образовательных стандартов, устанавливаемых федеральным законом, государственные стандарты дошкольного и всех уровней профессионального образования.

Тем самым не обеспечивается принцип целостности и упорядоченности системы образования в части устанавливаемых федеральным законом государственных образовательных стандартов всех действующих в России уровней образования.

Также полагаю целесообразным уточнить запись пункта 5 статьи 7, указав, что государственные образовательные стандарты обновляются в соответствии с изменяющимися условиями и требованиями мирового рынка образовательных услуг, не дожидаясь десятилетнего срока их действия. Иначе они устаревают, и подготовка учащихся по ним будет плестись в хвосте мирового развития сферы знаний.

Следующим вопросом совершенствования управления будет модернизация сети образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Работа органов управления образованием в этом направлении проводится постоянно. Но вызывает удивление ее некомплексность, замедленность темпов, нечеткость сроков осуществления и значительный разброс показателей по отдельным регионам.

В целях достижения в России целостности и упорядоченности данного процесса следовало бы конкретизировать виды проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях и обязательно сроки завершения каждого из них с указанием, какие результаты намечается достичь по итогам модернизации сети образовательных учреждений.

Проводя, например, работу по строительству и введению современных образовательных учреждений, созданию разного рода образовательных комплексов (школа - колледж - вуз, национальный университет и т.п.), необходимо наметить достижение таких результатов, как повышение качества образования, подготовка конкурентоспособных выпускников. В этих целях требуется ликвидровать вторые смены обучения в школах, уменьшить число обучаемых в классах, оснастить учебный процесс современными компьютерами, применять новейшие технологии обучения, осуществлять подготовку и переподготовку педагогов с учетом требований будущего периода.

Другим вопросам совершенствования управления системой образования является внесение существенных изменений во взаимоотношения органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первым шагом в этом направлении должно быть прекращение многолетних разговоров, обсуждений и экспериментов и наконец-то установление конкретных нормативов финансирования образовательных учреждений с учетом специфики каждого типа, вида, категории, включая особенности действующих в сельской местности, малокомплектных, для особо одаренных детей и молодежи.

Безотлагательного решения требует установление педагогам достаточной оплаты их труда.

В связи с расширением международного сотрудничества острым становится вопрос об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах.

Из-за перегруженности сейчас книжного рынка учебниками и учебными пособиями для учебных заведений профессионального образования целесообразно законодательно установить ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий для всех уровней профессионального обучения.

Действие приоритетного национального проекта «Образование» следует определить на длительный период и постоянно значительно увеличивать в нем размеры бюджетного финансирования, как это было определено в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Переход образовательных учреждений из федерального подчинения в регионы и из подчиненности субъектам РФ - органам местного самоуправления должен в обязательном порядке сопровождаться передачей необходимого финансирования, собственности и запрещением их перепрофилирования.

Необходимо, чтобы Федеральное агентство по образованию было единственным федеральным органом управления образованием. Это позволит устранить действующие сегодня значительные согласования и координирующие действия с федеральными отраслевыми системами образования. Таким путем будет сделан существенный вклад в реализацию проводимой в стране административной реформы.

Еще одним вопросом совершенствования управления образованием является тщательное регламентирование деятельности юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования. Эти организации включены в систему образования Федеральным законом в 2005 году и требуют четкого формулирования их роли и значения на всех уровнях управления образованием.

Также необходимо иметь в виду, что в условиях происходящих в стране изменений постепенно уточняется роль государства в управлении и контроле с тем, чтобы она отвечала социально-экономическим реалиям, потребностям в образовании общества в целом и каждого его гражданина.

Полагаю необходимым, чтобы законами субъектов РФ по управлению образованием предусматривалось обязательное условие - обеспечение эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других видов ресурсов для достижения намечаемых в регионах результатов системы образования. Для этого в региональных органах управления образованием следует вводить структурное подразделение с наделением его контролирующими функциями и выделять соответствующие средства на их содержание.

Считаю целесообразным в Законе РФ «Об образовании»:

В ст. 7 предусмотреть установление федеральным законом основных положений государственных образовательных стандартов дошкольного и всех уровней профессионального образования;

В ст. 30 указать о модернизации сети образовательных учреждений с упоминанием конкретных ее направлений;

В ст. 27 записать об установлении эквивалентности российских документов об образовании в иностранных государствах;

В ст. 28 установить для всех уровней профессионального образования ежегодное утверждение на основе экспертизы перечней рекомендованных (допущенных) к использованию учебников и учебных пособий;

В ст. 41 предусмотреть финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

В ст. 37 определить Федеральное агентство по образованию единственным федеральным органом управления образованием;

В ст. 29 записать о создании в субъектах РФ в органах управления образованием структурных подразделений, осуществляющих контрольные функции.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: