Сообщение об усадьбе тютчева овстуг. Экскурсия по дому

Музей-заповедник Тютчева в селе Овстуг (Брянская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тютчевы приехали в село Овстуг Брянской области в 18 веке и построили усадьбу, ставшую их родовым гнездом. Здесь в 1803 г. родился знаменитый русский поэт Ф. И. Тютчев, эти места вдохновляли его и нашли отражение во многих стихах.

После смерти Федора Ивановича усадьба пришла в запустение. Дом разобрали - потребовался кирпич для строительства волостной управы. В 1957 г. в здании школы, основанной дочерью поэта М. Ф. Бирилевой, открылся небольшой мемориальный музей. В 80-е гг. усадьбу восстановили, разместили в ней Краеведческий музей, а затем перенесли в дом и существующую в школе экспозицию.

Что посмотреть

Сейчас вся территория старинной усадьбы стала музеем-заповедником. Он включает парк, Дом-музей Ф. М. Тютчева, Художественно-краеведческий музей, школу М. Ф. Бирилевой.

В ходе прогулки по парку можно осмотреть отреставрированные церковь, водяную и ветряную мельницы, беседку на острове, памятник поэту, колодец, пройтись по липовым аллеям и большой поляне перед усадьбой.

Дом-музей Тютчева - это восстановленная усадьба с флигелем, внутри нее - несколько залов. Экспозиция первого рассказывает о детстве и юности поэта, здесь висят портреты его родителей, стоит рояль, подаренный поэтом его учителю Раич. Второй зал посвящен заграничному периоду жизни Тютчева, а третий - петербургскому. Кабинет и гостиная - мемориальные, в них максимально полно воссоздана обстановка, есть личные вещи поэта. Это же можно сказать и о мезонине, где в своих комнатах жили дочь поэта и его супруга.

Воссоздана обстановка 19 века и в школе М. Ф. Бирилевой. С 2015 г. здесь проходят занятия, на которых ученикам рассказывают об истории края, старинных обычаях. Это настоящая воскресная школа для взрослых и детей. Экспозиция Художественно-краеведческого музея рассказывает об истории Овстуга с древних времен, о том, как отразились на нем революция и Великая Отечественная война.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Жуковский район, с. Овстуг, ул. Тютчева, 30. Веб-сайт .

От брянского автовокзала и бежицкой автостанции ходят автобусы до Овстуга (маршрут Брянск - Новоселки). Цена билета - 103 RUB, время в пути - около часа. На машине до Овстуга нужно ехать по трассе А-141.

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Часы работы в субботу - с 9:00 до 18:00, остальные дни - с 9:00 до 17:00. Цена входного билета на территорию парка - 100 RUB, с возможностью осмотра музея - 150 RUB. Дети до 16 лет, инвалиды и военнослужащие могут посещать музей бесплатно. Экскурсионное обслуживание, участие в развлекательных мероприятиях, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно. Для детей по предварительным заявкам проводятся тематические и театрализованные экскурсии, мастер-классы. Цены на странице указаны на август 2018 г.

Если совершать путешествие по литературным местам, то обязательно надо приехать в Овстуг, что находится в Брянской области в селе Жуковское.

В XVIII веке имение Овстуг было передано во владение предкам великого русского поэта, Федора Ивановича Тютчева (1803 -1873).

Отец Тютчева начал реконструкцию усадьбы в 1840 году, а через шесть лет тут был построен огромный барский дом в стиле классицизма. Этот каменный дом производил впечатление на всех, кто оказывался рядом. Он был большим, в несколько этажей, с широкими терассами, мезонином, с куполом-фонарем.

В годы революции, а потом Великой Отечественной войны усадьба была разрушена, и только в 1957 году тут начались реставрационные работы и была открыта первая экспозиция в здании сельской школы. В 1986 году после долгого труда над коллекцией была открыта дворянская усадьба. Сейчас тут хранится несколько тысяч уникальных экспонатов, связанных с родом Тютчевых и дворянской провинциальной жизнью XIX столетия. Попасть в музей можно через центральный вход с южной стороны. Стены украшают картины, которые отражают историю усадебной и столичной жизни Фёдора Ивановича. Кстати, одна из них написана Семёном Раучем, который был первым учителем поэта (он же был и воспитателем Михаила Юрьевича Лермонтова). Комнаты идут одна за другой, по кругу. Обстановка лишь отчасти соответствует той, что была при поэте, но некоторые вещи действительно принадлежали ему и его родственникам. Одним из самых ценных экспонатов является рояль фирмы «Велениус», который Тютчев подарил Раучу. Сохранился и письменный стол поэта, который был подарен ему братом. Есть в экспозиции и портрет первой любви поэта – светской дамы, баронессы Амалии фон Крюденер, которой он посвятил знаменитые строки: «Я встретил Вас и всё былое…». В соседнем зале висят портреты жён и дочерей Тютчева, женщин невероятной красоты. Хранится в музее и первый том стихов, который был издан в 1854 году. И ещё… В одном из залов, в маленькой застеклённой раме, хранится автотроф Тютчева. Своей рукой он написал о том, что умом его Родину не понять, в неё можно только верить.

Сама усадьба располагается в красивейшем месте, на правобережье, рядом находится большой пруд, с беседкой на небольшом островке в центре. В пруду плавают лебеди. Рядом с усадьбой находится очень красивая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Кстати, если уж приехать в Овстуг, то стоит совершить обзорную экскурсию по близлежащим достопримечательностям: Чашин курган, курган Бессмертия, урочище «Лесные сараи», Партизанская поляна, Озеро Ломпадь, заповедник «Брянский лес», заповедник «Калужские засеки», Орловское полесье, пирамида, Свенский монастырь, церковь Дмитрия Солунского, Оптина пустынь, Сабурская крепость, Злынский конезавод, усадьбы Сапожникова и Румянцева-Задунайского и, конечно, Новосспаское – дом-музей М. Глинки. Брянск тоже не должен быть обойден вниманием. Вообще, можно провести целый отпуск, колеся по этим местам. Впечатлений будет останутся в вашей жизни надолго. Возможно, об этом маршруте когда-нибудь стоит рассказать поподробнее.

Возможно, после поездки у кого-нибудь появиться желание попробовать сочинять стихи. А если сложно подбирать слова в рифму, то тогда на помощь придёт помощник поэта.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,

Душою чистой иль греховной

Ты вдруг почувствуешь живей,

Что есть мир лучший, мир духовный

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочу вствие дается,

Как нам дается благодать…

Дом-музей Тютчева Ф.И. в Мураново располагается в деревне Мураново Пушкинского района Московской области, недалеко от платформы Ашукинская Ярославской железной дороги (посёлок Ашукино).

Дом-музей поэта (1803 - 1873) представляет собой бывшую усадьбу 19 века.

На автомобиле до Мураново нужно ехать по Ярославскому шоссе. Расстояние от Москвы - примерно 30 км.

В доме-музее проводятся экскурсии, выставляются постоянная и временные тематические экспозиции. В постоянной экспозиции можно посмотреть личные вещи и фотографии поэта.

Так, в доме-музее находится рабочий стол Тютчева, с личными вещами.

В музее хранится копия оригинала знаменитого стихотворения , которое было написано Тютчевым Ф.И. в 1866 году на клочке бумаги.

Здесь же есть фотографии царской семьи, подаренные Тютчевым. Во времена первых советских лет эти фотографии были спрятаны в стенах дома и найдены они были в конце 20 века во время проводившейся реконструкции.

Семейная церковь

На территории усадьбы сохранилась церковь семьи Тютчевых (церковь реконструирована - во времена СССР ее использовали как амбар). Церковь именуется как Храм Спаса Нерукотворного и была построена И.Ф. Тютчевым (сыном поэта) в 1878 году.

В церкви находится сохранившаяся икона семьи Тютчевых.

Рядом с церковью находится часовня.

Здесь есть небольшой парк и пруд, где можно погулять. Пруд, на самом деле представляет собой запруженную реку Талицу.

В самом Мураново гостиниц нет. Ближайшие города - Софрино и Сергиев Посад. Кафе или ресторана в Мураново также нет.

В июле 2006 года главный дом усадьбы серьёзно повреждён пожаром, вызванным попаданием молнии. В то же время удалось спасти все его экспонаты. Сейчас здание восстановлено.

Здесь можно купить сувениры с символикой усадьбы (магнитики, календари и т.д.).

Историческая справка

Усадьба принадлежала семействам Энгельгардтов, Боратынских, Путятов и Тютчевых. Главный дом усадьбы построен Е. А. Боратынским в 1842 году. Среди гостей усадьбы был писатель (1809 - 1852). С 1870-х там жила семья Ивана Федоровича, сына поэта, сохранявшая рукописи, книги и личные вещи.

После революции Мураново стало одним из первых литературно-мемориальных музеев. Тютчевы не захотели эмигрировать из России и обратились к новому советскому правительству с просьбой открыть музей Тютчева Ф.И. Советские правительство приняло это предложение. Директорами музея при СССР были потомки Тютчева - Николай Иванович Тютчев, а после его смерти Кирилл Васильевич Пигарев.


Над средней частью дома был поставлен мезонин с куполом-фонарем и шпилем для флагштока, на котором поднимался флаг с фамильным гербом. Со стороны парка к балкончику-террасе примыкал пандус. Ф.Тютчев в письме матери от 31 августа 1846 года писал: "…Что до нового дома, то он, право, весьма хорош, и вид со стороны сада очень красив…".

В 1949 году в парижском журнале "Возрождение" (1949-1974) русский писатель и переводчик Борис Константинович Зайцев (1881-1972) - один из последних представителей литературы Серебряного века, опубликовал эссе "Тютчев: жизнь и судьба: (к 75-летию кончины)". Он замечательно и как-то проникновенно написал о судьбе Ф.И Тютчева, в том числе и о его детских годах, проведённых в Овстуге:

«...Как звезды ясные в ночи». Это стихи Тютчева. Да, звезды. «Любуйся ими - и молчи». Но стихи рождены жизнью. Тютчевские стихи и особенно изошли из его жизни и судьбы. Может быть, сама жизнь эта есть некое художественное произведение?
Ее начало озарено почти волшебно; роскошный дом имения Овстуг (Брянского уезда, Орловской губернии). Изящный, ласковый мальчик, очень одаренный, баловень матери. В доме смесь духа православного с французскими влияниями. - Так и всегда было в барстве русском. Говорили в семье по-французски, а у себя в комнате Екатерина Львовна, мать поэта (урожденная графиня Толстая), читала церковно-славянские часословы, молитвенники, псалтыри.
«Юный принц» возрастал привольно. Учился, но нельзя сказать, чтобы умучивался трудом - навсегда осталось широкое, вольготное отношение к работе.
В 1821 году Университет окончен, в феврале 22-го он уже в Петербурге, служит в Коллегии Иностранных Дел, а в июне граф Остерман-Толстой, родственник матери, увозит его в своей карете за границу. Устраивает сверхштатным чиновником нашей миссии в Мюнхене.

Сейчас, так же как и прежде, в барском доме комнаты располагаются вокруг узкого центрального помещения с лестницей, ведущей в мезонин и цокольный полуэтаж. Между собой комнаты связаны анфиладно, в мезонине имеют выходы на балконы. Обстановка мемориальных комнат приобретена у коллекционеров в соответствии с описью имущества. В экспозиции находится ряд подлинных вещей Ф.И. Тютчева и его родственников.
Внутренняя планировка залов первого этажа только частично соответствует той, которая была при жизни поэта. Через центральный вход с южной стороны попадаем в вестибюль дома-музея.

На противоположных стенах этой комнаты висят картины, иллюстрирующие петербургскую и провинциальную жизнь Тютчева. Слева на стене рядом с картиной, на которой Фёдор Иванович в окружении обитателей усадьбы на фоне всех усадебных строений, - портрет первого учителя и воспитателя Ф.И. Тютчева Семёна Егорыча Раича - педагога, поэта, знатока и переводчика античной и итальянской поэзии. Он был и учителем Михаила Лермонтова.

На другой стене - картина художника С. Литвинова "Тютчев в Петербурге".

Следующий зал музея посвящен детским и юношеским годам в жизни Тютчева. В этом зале - портреты родителей, виды Овстуга и Москвы, книги тютчевской библиотеки, старинная мебель.

В центре зала размещен музейный экспонат особой ценности - рояль фирмы "Велениус", подаренный Ф.Тютчевым своему первому учителю С.Е. Раичу.

Отец Фёдора Тютчева, гвардии поручик Иван Николаевич, в 1798 году женился на московской дворянке Екатерине Львовне Толстой. Молодая семья была счастлива в родовом имении, которое славилось своим гостеприимством.
Екатерина Львовна была дочерью Льва Васильевича Толстого и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой. Родная сестра её отца, Анна Васильевна Остерман, и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи.

Панорама Брянска XIX века художника Г. Хлудова.

В кабинете хранится письменный стол-бюро, подаренный Ф.Тютчеву старшим братом. На столе чернильница, гусиное перо, а над столом барометр немецкой работы, изготовленный в 1843 году. Он показывает изменение атмосферного давления и сегодня.

Один из музейных залов посвящен зарубежным годам Тютчева. Более 20 лет Тютчев провёл в Европе. Служба в Государственной Коллегии Иностранных Дел не принесла Тютчеву чинов и наград, но позволила объехать всю Европу, приобщиться к основам германской поэзии, встретить первую любовь и познать первую боль невосполнимых утрат. Портреты, на стенах этого зала, знакомят нас с родными и друзьями Ф.Тютчева.
Баронесса Амалия фон Крюденер - известная красавица высшего света XIX века, первая любовь поэта, адресат его знаменитого стихотворения "Я встретил Вас и все былое..." и других, носящих название "мюнхенского цикла".

Снова обращаемся к тексту Бориса Зайцева:

Роман с Амалией Лерхенфельд, от которого в литературе осталась драгоценность, в жизни Тютчева крупно не отозвался, ни Амалию Максимилиановну (которой было шестнадцать лет), ни его самого не сломил. Все это было очень юно и невинно. Ничего решительного не случилось, все само собою растаяло и испарилось, добрые же отношения остались навсегда. Амалия Максимилиановна вышла замуж, сначала за барона Крюднера, потом за графа Адлерберга. Жила в России, всегда Тютчеву была союзною державой. Это она привезла стихи его в Петербург в 36 году, она же хлопотала за него позже перед правительством - через Бенкендорфа. А совсем поздно, за три года до своей кончины, встретив ее в Карлсбаде уже немолодой женщиной, Тютчев написал ей нежные, не столь прославленные, как ранние, все же хорошие стихи. («...И то же в вас очарованье, и та ж в душе моей любовь»).
В 1826 году он женился в Мюнхене на г-же Петерсон, урожденной графине Ботмер, «представительнице старейшей баварской аристократии». Это уже судьба - двенадцать лет жизни вместе, три дочери, радость и горе, драмы и ревность (ревновали всегда Тютчева, его, а не он - участь в этом иная, чем Пушкина). Как и Амалия Максимилиановна, Эмилия Элеонора была красавица, видимо, и вообще очаровательная женщина, пылкого характера и сильных чувств. Его же, кроме нее, привлекали и другие. Он вообще, по природе своей, не мог быть верен - в разных обликах являлось ему «вечно-женственное» и прельщало. Привело же это в мюнхенской жизни к тому, что однажды Эмилия Элеонора пыталась на улице заколоться кинжалом. (Он сам признавался, что любит она его так, как «ни один человек не был любим другим».)

Портреты Элеоноры - первой жены поэта, и трех дочерей от этого брака висят в этом же зале. В лице Элеоноры Тютчев обрел любящую жену, преданного друга и неизменную опору в трудные минуты жизни.

Портрет Екатерины Фёдоровны Тютчевой художника И.К. Макарова - дочери Тютчева от первого брака. Она воспитывалась в Смольном институте, была фрейлиной императрицы Марии Александровны, писательница и переводчица.

Здесь же представлен графический портрет второй жены Тютчева - Эрнестины, женщины замечательной красоты и ума, как писал о ней писатель И.С. Аксаков.

И снова - текст Бориса Зайцева:

Удивительна и в самом Тютчеве сила чувства и переживания, несмотря на рассеянный, как бы веерообразный эрос: когда в 1838 году Эмилия Элеонора умерла, он поседел в одну ночь от потрясения. Но в это же время любил и другую, будущую свою вторую жену, тоже любовью трудной и драматической.
Эта другая была тоже германского происхождения, тоже аристократка, тоже вдова и тоже на четыре года старше его - баронесса Эрнестина Федоровна Дёрнберг-Пфеффель. В 1837 г. Тютчев получил повышение по службе - его назначили в Турин, старшим секретарем посольства нашего при Сардинском дворе. Жена, Эмилия Элеонора, уезжала в Россию, он оставался один. Весной 1838 года она возвращалась из Петербурга на том самом «Николае I», на котором плыл юный Тургенев. Близ Любека на пароходе начался ночью пожар, недалеко от берега он и затонул. Эмилия Тютчева с тремя детьми мужественно вела себя на палубе, успокаивала детей, стоя у трапа, где внизу, сбоку бушевало пламя - они дожидались очереди спуститься в лодку. В этом показала себя много выше Тургенева. Но была уже здоровьем надломлена, возвращалась домой на новые тягости с мужем, потрясение нервное на море все-таки было большое - это ее и скосило. Тою же осенью Жуковский, тогда сопровождавший наследника, встретился в Комо с Тютчевым (позже - и на генуэзской Ривьере, в Киавари). Отозвался о нем так: «необыкновенно гениальный и весьма добродушный человек, мне по сердцу» - их пути всегда сходились, - но был удивлен, что вот так убивается он по умершей, «а говорят, любит другую». Не только «говорят», но на Эрнестине Федоровне Дёрнберг Тютчев довольно скоро и женился. По службе это обошлось ему дорого.
Он тогда жил в Турине. Венчаться приходилось в Швейцарии. Посланник отсутствовал, по летнему времени дел никаких, с браком по определенной причине надо спешить - Тютчев поступил решительно: не дожидаясь отпуска, запер посольство и самовольно уехал в Швейцарию.
Обвенчался благополучно и вовремя. Но службы лишился. Его просто уволили
.

Летом из гостиной можно было выйти на террасу и пандус, спуститься в парк, погулять по аллеям. О былом великолепии этой комнаты напоминает лишь старый рояль в углу да шкаф-секретер у стены. В центре на стене висит ещё один портрет второй жены Тютчева баронессы Эрнестины фон Пфеффель. От первого брака у поэта уже было три дочери, которых Эрнестина фактически удочерила. Она была богатой женщиной, и Тютчев не делал секрета из того, что долгое время жил на её деньги.

Не надо думать, что его мюнхенская жизнь только и заключалась в делах любви. Этот блестящий, высокообразованный молодой человек, по портрету нечто вроде юного Гёте, в тогдашнего покроя сюртуке, высоких воротничках и галстуке, с огромным лбом, прекрасными глазами и правильно вьющимися кудрями много сил отдавал и другому: литературе, философии. Общение его - с людьми высокой марки. Шеллинг считал его «достойным собеседником» («...etn sehr ausgezeichneter Mensch, ein sehr unterrichteter Mensch, mit dem man sich immer gerne unterhalt») - Шеллинг был тогда профессором Мюнхенского Университета и Тютчев, хорошо осведомленный в германской философии, не только с ним беседовал, но и спорил - обладая, очевидно, равносильным вооружением - нападал в особенности по православной линии.
В поэзии Гёте и Шиллер были близки ему, лично сошелся он с Гейне - по сближающей черте романтизма. И не только встречался, но и переводил из него - первые переводы Гейне на русский принадлежат Тютчеву. (Тютчев более зрелый и Гейне поздний мало, конечно, совместимы, но в мюнхенские времена это не удивляет.)
Главное же, начинал писать сам, и как следует.


Загадочна его художественная судьба.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои...

Вот заповедь, от которой не отступил он ни на шаг. Так скрывать, так таить все свое самое драгоценное уж не знаю кто мог бы. Всматриваясь в его жизнь, поражаешься: ко как же сам он относился к своему делу? Да, писал, в великой непосредственности, почти сомнамбулической, всегда в дыхании поэзии, волшебно преображая чувства, мысли... Что тут высокое творчество, сомнений нет. Но почему такая уж предельная от всех замкнутость? Себе и Богу? Художнику это чувство знакомо:
Ты, Всевышний, судья мой. В Твоей вечности слабый мой голос, Твоего создания, войдет, может быть, некоей искрой в нетленный мир и сохранится, хотя я и писал это для себя.
Это понятно. Но не все в этом. Художник ведь человек. Он живет среди братьев, своих, и другой своей стороной, обращенной к людям, стремится внедрить в них создание свое. Кто из писателей не желает распространения своего слова? Сколько драм из-за трудности дойти до читателя! Не одно тут тщеславие: всякий, кто отдал жизнь литературе, считает свое дело важным, а, значит, ждущим ответного восприятия.
Поэт тютчевского размера неужто не сознавал, что его дело, хоть тихо и уединенно, но огромнейшей важности? Следя за днями его, получаешь впечатление: дипломат, философ, даже политик, утонченно трепетный человек, отзывающийся и на мир, на природу, на женское обаяние, блестящий острословный собеседник... - и между прочим пишет стихи... Так, будто бы для забавы, и значения им не придает. Где Пушкин, где профессия, труд невидимый, но упорный?
Вот возвращается он домой, в дождливый вечер, весь промокший. Дочь снимает с него пальто. Он говорит небрежно: «J"ai fait quelques rimes» - и читает их. Она записывает. Это знаменитые «Слезы людские, о слезы людские...» Бог знает, не записала бы Анна Федоровна, может, они бы и не сохранились?
До 1836 года никто почти и понятия не имел, что вот есть такой поэт Тютчев. Мелочи появлялись в малоизвестных альманахах («Урания», «Галатея») и журналах (вроде «Молвы»). Камергер Федор Иванович Тютчев пописывал стишки. Но для службы это не важно, для жизни тоже. Надо было, чтоб сослуживец, князь Иван Гагарин заинтересовался писанием его. Амалия Максимилиановна отвезла стихи его в Петербург - через Жуковского и Вяземского они попали к Пушкину, издававшему тогда «Современник». Он напечатал их в своем журнале. Подпись: Ф. Т. - «Стихотворения, присланные из Германии».
Для чего давать свое полное имя? Пусть будет какой-то Ф. Т. «из Германии». Так продолжалось и дальше. Автор никакого внимания не обращал на свое детище. Оно жило подпольно, само по себе, и до времени мало известно. Кое-кто его ценил. Но за годы - ни одного печатного отзыва.
Дальше идет и совсем странное: с 1840 по 1854 г., за четырнадцать лет ни одного стиха вовсе в печати нет. А писал он теперь как раз больше всего и едва ли не лучше всего.

Музейный зал рассказывает о 50-70-х годах жизни Ф.Тютчева. Первый томик стихов поэта, изданный в 1854 году, масса портретов друзей и современников, виды Петербурга и Москвы наполняют этот зал сегодня. На стене среди множества портретов висит и портрет Елены Александровны Денисьевой.

Но в его собственной судьбе, в начале пятидесятых годов, как и в звуке писаний его, связанных с любовью, не все было закончено. Даже, пожалуй, сильнейшее и наступало. В Смольном Институте учились две дочери Тютчева (от первого брака) Дарья и Екатерина. Тютчев бывал там. У инспектрисы Института, Анны Дмитриевны Денисьевой он познакомился с ее племянницей и воспитанницей Еленой Александровной - девушкой двадцати четырех лет.
До сих пор в списке тютчевских странствий сердечных имена иностранок: Амалия, Эмилия-Элеонора, Эрнестина - теперь появляется русская Елена. С ней входит и иной мир. Раньше были великолепные графини в бриллиантах декольте, с гладкими буклями над ушами. Елена Александровна Денисьева, хоть и дворянка, но из мелких, отец ее служил даже в провинции исправником. Достаточно взглянуть на фотографию Елены Александровны: скромно одетая, в накидочке, причесанная, как причесывались в шестидесятых годах наши матери, интеллигентка с тяжким, нервным взглядом, болезненная, вспыхивающая, очаровательная в своей возбудимости и несущая уже в себе драму.
Тютчев встретился с миром Достоевского. Так могла чувствовать, действовать Настасья Филипповна, или первая жена Достоевского. Ее взгляд соответствовал участи. Горе принесла ей эта любовь, быстро перешедшая в связь. Горе Эрнестине Федоровне, жене законной, с которой продолжал он жить - женщине холодноватой, выдержанной и сильной, крест свой несшей с достоинством. Горе взрослым дочерям его от первого брака, горе девочке Леле, дочери Елены Александровны. Ему самому тоже. Но это рок, ничего нельзя сделать. В его судьбу входило заклание молодой жизни, его грех, породивший высокие звуки поэзии. За поэзию эту заплачено кровью.
Общество не прощало Тютчеву, а особенно Елене Александровне «незаконности» их связи. Да еще у нее появились дети! Многие просто с ней раззнакомились, презрение и отчуждение над ней висели. А по Институту она была знакома с дочерьми Тютчева - вот и пришлось встретиться, например, при раздаче шифров. Как она чувствовала себя при этом!

Стихи его мало она понимала. Больше всего хотелось, чтобы в новом издании все и открыто было посвящено ей. На это он не пошел, вышла ужасная сцена, вполне из Достоевского.
Она была туберкулезная. Бурная жизнь, страдания сердца ускорили все, и в июле 1864 года, после четырнадцати лет связи с ним, она скончалась.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали -
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она -
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала, - увлечена,
Погружена в сознательную думу.
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила:
(Я был при ней, убитый, но живой)
«О как все это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось.
О Господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось.

Если бы из гроба видела она, как принял он смерть ее, может быть, больше поверила бы в его любовь - хотя ей вообще нужна была беспредельность: все или ничего. Вот что говорит об отце и его положении в это время Анна Федоровна Тютчева, его дочь, жившая тогда в Германии. «Я причащалась в Швальбахе. В день причастия я проснулась в шесть часов и встала, чтобы помолиться. Я чувствовала потребность молиться с особенным усердием за моего отца и за Елену Д. Во время обедни также мысль о них с большою живостью снова явилась у меня. Несколько недель спустя я узнала, что как раз в этот день и в этот час Елена Д. умерла. Я виделась снова с отцом в Германии. Он был в состоянии, близком к помешательству...» И дальше: «Он всеми силами души был прикован к той земной страсти, предмета которой не стало».
Сама она дошла до горестной, страшной мысли, что Бог не придет на помощь его душе, «жизнь которой была растрачена в земной и незаконной страсти». А трагедия продолжалась: приносился в жертву еще новый агнец. Леля, дочь Тютчева и Денисьевой, девочка лет пятнадцати, училась в известном петербургском пансионе Труба (она носила фамилию Тютчева, он узаконил ее). Однажды дама, мать сверстницы Лели по пансиону, спросила ее, как поживает ее мама - разумея Эрнестину Федоровну. Леля не поняла и ответила о своей матери. Недоразумение тут же выяснилось. На девочку это произвело такое впечатление, что она убежала из пансиона и сказала Анне Дмитриевне, что никогда больше туда не вернется. Заболела нервным расстройством. А за ним скоротечная чахотка, и она скончалась - в один день с полуторагодовалым братцем своим Колей.
Это прошло мимо литературы. Смерть матери прославлена в стихах. О гибели дочери нет ничего.
Так заканчивал свою жизнь удивительный человек Федор Иванович Тютчев, некогда юный принц Овстуга, баловень матери, мечтатель, не вмещавшийся ни в какие рамки, музыкант стиха, нарушавший современные ему каноны его, предвосхищая будущий, юный дипломат и великий победитель сердец женских. Silentium и кипение страстей, созерцатель величья мира и душа непримиренная, душа Чистилища, человек верующий, но владеемый страстями, великий художник, как бы нехотя разбрасывающий богатства свои.


Но пришла слава - поздняя и посмертная, благородная, настоящая золотая слава. В искусстве, к которому он относился как будто бы так равнодушно-небрежно, он оказался победителем - поздним, но прочным. Жизнь, которая будто волшебно улыбалась ему с раннего детства, несла за успехом успех, за одним женским сердцем другое, и третье... - и еще мы не знаем какое! - вот она-то и поднесла поражение. Кажется, это вроде закона: лирики побеждаются жизнью. Они слишком лунатичны и сомнамбуличны. Слишком стихиям подвержены, являясь верными арфами их. Жизнь Тютчева можно рассматривать как художественное произведение: имя ему драма.
Никитенко записал у себя в дневнике, в июне 1873 года: «Неделя прошла в борьбе со смертью. Тютчев сам вспомнил о священнике, но исповедываться не мог - язык ему не повиновался». Умирал он на руках Эрнестины Федоровны, сознавая всю тягость и трудность прожитого, всю ответственность души своей, «болезненно греховной », и в самые страшные минуты, уже разбитый параличом, видя смерть, держался за давнюю подругу - последнее утешение.

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог


Автограф Ф.И. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Использованная литература: Зайцев Б.К. Тютчев. Жизнь и судьба (К 75-летию кончины) // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: Т. 9 (доп.). - М.: Русская книга, 2000. - С. 256-269.

Как мы видим, достопримечательностей, связанных с Тютчевым, в Овстуге немало, и каждое здание на территории усадьбы и за ее пределами достойно внимания. Однако главной среди них является дом поэта, построенный в стиле позднего ампира. Особое очарование придают ему мезонин, портики, пандус и балконы.

Дом поэта

Федор Иванович Тютчев писал о доме: «Он, право, весьма хорош, и вид его со стороны сада очень красив. Я буду чрезвычайно счастлив, уверяю вас, видеть здесь всех будущим летом».

Восстановлению внутренних интерьеров дома очень помог интересный документ 1874 года - «Охранительная опись движимому имуществу...» тайного советника Ф.И. Тютчева. В документе зафиксировано убранство каждой комнаты, что позволяет сегодня говорить о детальной мемориализации залов дома-музея поэта.

Жилые интерьеры всегда являются средоточием, местом действия каждодневного бытия. В них отражаются как личные вкусы владельцев, так и сановные установки эпохи, например, понятие о комфорте. Соприкоснуться с правилами и традициями давно ушедших дней позволяет прогулка по дому поэта.


Выставочный зал

Анфилада реальных, тщательно воссозданных в стиле первой половины XIX века комнат проведет нас от вестибюля до бального зала, позволит заглянуть в рабочий кабинет поэта и уютную гостиную, увидеть парадные комнаты и будуар хозяйки. На стенах живопись, графика, на столиках книги, вещи, которыми мог пользоваться поэт. Висящие на стенах многочисленные семейные портреты создают эффект постоянного присутствия прежних владельцев усадьбы. С помощью такого очевидного оформительского приема зримо воплощается непрерывная связь поколений. Ушедшие продолжают жить не только в воспоминаниях, но и в семейных альбомах, переписке, реликвиях, памятных вещицах, вышивках, гербариях. В усадебном доме дружелюбно уживаются разноплановые вещи: крупные портреты и камерные произведения, первоклассные произведения профессиональных художников и тут же - что невозможно в картинной галерее, но допустимо в жилом доме - вещи любительские, тяготеющие к примитиву, отчего образуется эффект полноты и многоликости жилого дома.


Славянский уголок. Литературная экспозиция

Войдя в дом, посетители попадают в выставочный зал , где их встречает новая экспозиция - «Поэты - дипломаты России». Здесь представлены портреты Кантемира, Фонвизина, Грибоедова, Полонского, Батюшкова, Майкова, Тютчева, Перовского, Толстого, Чичерина, Лаврова и других, показаны листы дипломатических депеш, личные вещи и прижизненные издания книг дипломатов XVIII-XIX веков. В течение последующих веков сохранилась преемственность тесного единения дипломатии и поэзии: среди современных дипломатов есть поэты, пишущие «для себя», и лауреаты национальных и международных поэтических конкурсов; поэты-дипломаты пишут стихи на иностранном языке и переводят стихи иностранных поэтов на русский язык. Строгая чиновная профессия дипломата, требующая жесткого самоконтроля и вольнолюбивая поэзия, признающая только порывы души и настроения, неожиданно нашли точку соприкосновения - взвешенное, точное, информативное Слово.


Общий вид второго зала

  «Оформляя зал, мы пытались представить историю развития дипломатии от Захария Тютчева (XIV) до наших дней, - рассказывают сотрудники музея. - В экспозиции представлена карта России XIX века, копии важнейших документов, портреты и прижизненные издания книг поэтов-дипломатов России. В центре музейного комплекса размещен строгий, официальный стол государственного чиновника со всеми атрибутами ».

Следующий зал - вестибюль дома-музея Ф.И. Тютчева. Напротив парадного входа установлено скульптурное изображение Ф.И. Тютчева работы Г.Н. Ястребенецкого. По обе стороны от него на стене размещены копии портретов императора Николая Павловича и его наследника Александра-освободителя, правивших во времена государственной службы Ф.И. Тютчева.


Вестибюль

Боковые стены зала украшают большие живописные полотна московских художников Б.М. Бельтюкова и В. А. Литвинова, представляющие Тютчева в кругу семьи на фоне овстугского имения и с друзьями-литераторами в Летнем саду Санкт-Петербурга. Далее гости могут пройти в зал, рассказывающий о детских годах жизни Федора Ивановича Тютчева. Здесь представлены портреты родителей: добрейшего Ивана Николаевича и эмоциональной Екатерины Львовны; портреты старшего брата Николая и сестры Дарьи; портреты современников, определявших культурно-исторический фон той поры: Жуковского, Карамзина, Остермана, Вяземского, Мерзлякова. Особую мемориальную ценность в этом зале имеет рояль фирмы «Велениус», подаренный благодарным учеником Ф.И. Тютчевым первому учителю С.Е. Раичу. Наследники учителя бережно хранили семейную реликвию и передали инструмент в музей в 1990-е годы.

Свернув направо, гости входят в так называемый Мюнхенский зал музея, рассказывающий о зарубежном периоде в жизни Тютчева. В 1822 году начинающий дипломат Федор Иванович выехал из России в столицу баварского княжества - Мюнхен, вернулся он в 1844 году в чине статского советника. Для Тютчева это были годы насыщенной культурной жизни, знакомства с талантливыми людьми, постижения глубин философской и дипломатических наук, приобщения к школе романтической немецкой поэзии...


Мюнхенский зал


Мюнхенский уголок. Литературная экспозиция

Зал украшают портреты немецких красавиц: Амалии Лерхенфельд (первая любовь поэта), Элеоноры Ботмер (первая жена Тютчева), Эрнестины Дернберг (вторая жена поэта). Предметы мебели в стиле рококо позволили воссоздать «голубой уголок» мюнхенской гостиной в доме Тютчевых. Этот зал начинает парадную анфиладу дома поэта, которая, как и положено, заканчивается большим окном, своеобразным выходом в бесконечность.

Следующий зал позволяет увидеть рабочий кабинет , украшенный семейными портретами предков. Особый интерес здесь представляет письменный стол, переданный музею наследниками поэта. У стены стоят напольные часы в стиле ампир, которые, согласно семейной легенде, выбрал и приобрел для дома отец поэта, Иван Николаевич Тютчев.


Мемориальный кабинет. Фрагмент экспозиции

Первое, на что мы обращаем внимание, зайдя в кабинет, - письменный стол поэта, рядом с которым - немного отставленное кресло, в нем - небрежно брошенные перчатки и плед. На стене у окна укреплена старинная икона «Утоли болей» (исцели от болезней). На столе в беспорядке лежат книги, рукописи, письменный прибор, перо, стоит свеча в подсвечнике. Россыпь бытовых мелочей - именно она удовлетворяет такую характерную для наших дней жажду достоверности. Такой расстановкой сотрудникам музея хотелось показать частичку мира, который видел поэт, увидеть это окружение его глазами, услышать его слухом и помочь посетителям перенестись в давно минувшие годы, погрузиться в прошлое, взглянуть на окружающий нас мир со стороны. После посещения кабинета Федора Ивановича ощущается потребность в тютчевском слове, в его поэзии.


Мемориальный кабинет

В интерьере кабинета наше внимание привлекает раскрытое окно, приотворенная дверь, за ними - склоненные ветви березы, заросли сирени, дуновение ветерка... Мир за окном завораживает, воспринимается как поэтическая метафора.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...


Кабинет Ф.И. Тютчева

Согласно семейной легенде, именно в кабинете 31 декабря 1852 года Федор Иванович Тютчев написал стихотворение:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит...

Следующая комната анфилады - Зеленая гостиная . В ней присутствуют портреты всех детей Тютчева и прелестный портрет 1840-х годов второй жены поэта - Эрнестины, выполненный художником Дюрком. Из гостиной можно выйти на балкон, откуда открывается вид на парк и где семья Тютчевых проводила чаепития летними вечерами. Парадная анфилада комнат завершается Алой гостиной - большим залом для проведения раутов, приемов и музыкальных вечеров. Комната оформлена в том неповторимом оттенке, который нравился хозяйке дома - Эрнестине Тютчевой. Это позволило создать особую атмосферу уюта, тепла и доброжелательности, несомненно, присущую ее характеру. Письменный стол Эрнестины, диван, книжный шкаф с любимыми книгами, лампа и прочие подлинные вещи удачно вписались в воссозданный интерьер.


Зеленая гостиная


Зеленая гостиная


Зеленая гостиная с портретом и рисунками Я.П. Полонского


Зеленая гостиная с портретом Э.Ф. Тютчевой

Выйдя из этого зала, мы попадаем в небольшой коридор и оказываемся перед выбором: повернуть налево и пройти все комнаты дома по кругу, или идти прямо, на лестницу, ведущую в комнаты второго этажа. Мы выбираем последний вариант и продолжаем путешествие по дому.

На уровне второго этажа в тютчевские годы располагалось пять комнат, однако ремонтно-реставрационные мероприятия, проводящиеся в музее, не завершены, и гостям пока открыты только три помещения: комната дочерей, будуар хозяйки и музейный зал, объединивший библиотеку, детскую и гостевую.

В комнате дочерей убранство составляют предметы разных эпох и стилей: комод с зеркалом, мягкие, комфортные стулья, столик для рукоделия, подаренный Ф.И. Тютчевым, кровать под покрывалом ручной работы... Мебель расставлена свободно, как бы небрежно, образуя «уголки», создавая непринужденность, уют и теплоту. Особую ценность в этой экспозиции имеет скатерть, вышитая младшей дочерью поэта - Марией Федоровной, и шкатулка для письменных принадлежностей - подарок Ф.И. Тютчева.


Комната младшей дочери поэта М.Ф. Тютчевой


Мемориальный столик и скатерть, вышитая М.Ф. Тютчевой

Из комнаты дочерей можно пройти в будуар хозяйки - Эрнестины Федоровны .


Общий вид комнаты Эрнестины, жены Ф.И. Тютчева


Комната Э.Ф. Тютчевой с мемориальным диваном и книгами

Здесь всегда находился шкаф с любимыми книгами, низкие, уютные кресла, кровать, прикрытая от нескромных глаз высокой ширмой, письменный стол и бюро с запасом чернил, гусиных перышек и бумаги. Особенно интересен мебельный гарнитур, который, как утверждают наследники, Эрнестина увидела в московском магазине, приобрела и сразу же отправила в Овстуг. В состав комплекта входят прекрасно сохранившиеся предметы: изящная этажерка, ломберный стол, тумбочка-подставка и комфортный диван.

Из будуара Эрнестины можно вернуться на лестничную площадку и оттуда пройти в зал, условно называющийся «Наследники поэта». Рассказ о жизни села, родового поместья после смерти поэта, о судьбе родных и близких помогают вести вещи и документы, переданные в музей наследниками Ф.И. Тютчева.

Особый интерес представляют документы Ф.Ф. Тютчева - внебрачного сына поэта от Е.А. Денисьевой: фотографии, альбомы, книги, портсигар и письменные принадлежности.


Экспозиция в Алой гостиной посвящена
петербургскому периоду жизни Ф.И. Тютчева


Экспозиция, посвященная М.Ф. и Н.А. Бирилевым

Внучатая племянница поэта, Ирина Вячеславовна Калитаева, передала в дар музею уникальную коллекцию керамики: панно, вазы, изразцы.


Кабинет цензора.
Фрагмент литературной экспозиции в "Красном зале"


Рояль фирмы "Велениус" - подарок Ф.И. Тютчева своему учителю С.Е. Раичу

Осмотрев экспозицию и получив истинное наслаждение от прикосновения к прекрасному, посетители спускаются по лестнице на первый этаж, выходят в вестибюль и покидают дом-музей поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: