Сообщение тема любви в лирике есенина. "любовная лирика есенина" - сочинение

Урок № 38

Тема: Любовная тема в лирике С. А. Есенина

Дата:

Цель:

Обучающая: проанализировать любовную лирику С. Есенина, показать динамику развития любовной лирики, динамику развития чувств и переживаний лирического героя; исследовать цветоизображения в лирике Есенина на разных этапах творчества;

Развивающая: совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитательная: воспитывать интерес к произведениям русской литературы, уважение к культуре народа.

Тип урока: поисково-исследовательский

Формы работы учащихся: работа исследовательских групп

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Ход урока

1. Вхождение в тему урока (2 мин)

На доске - эпиграф: «Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют»

С.Есенин

Учитель читает стихотворение:

В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы и синь рассвет.
Что-то есть и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…

Дорогие ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с лирикой Сергея Есенина. Творчество каждого поэта - многогранно, и тематика его разнообразна. На прошлом уроке мы говорили о том, как отразилась в стихах Есенина тема Родины. Сегодняшняя наша тема - это любовная лирика С. Есенина. Запишите в тетрадь тему урока.

Давайте подумаем и решим, какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

2. Создания условий для осознанного восприятия нового материала (3 мин)

2.1. Мотивация учебной деятельности

Ученики по очереди читают высказывания о любви великих поэтов.

Учитель: Так что же общего у этих великих строк?

(Ответы учащихся)

Безусловно, тема любви во все века, во все времена интересовала людей, не оставляла равнодушным практически никого. Да и как иначе, без любви не было бы и жизни.

2.2. Работа над проблемным вопросом

Учитель: Теперь, когда мы проанализировали высказывания поэтов и писателей о любви, давайте попробуем ответить: любовь - это награда или наказание?

(Ответы учащихся)

Предлагаю в процессе урока решить, чем же она являлась для Сергея Есенина.

«Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.

3. Вхождение в текст (2 мин)

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы с вами сформировали три экспертные группы, каждая из которых должна была исследовать свой этап развития любовной лирики Сергея Есенина. Исследователи разделили творчество Есенина по временам года. Итак, какие четыре периода мы можем выделить? Запишите в тетрадь:

1.1914-1917г.г. - весна

2.1917-1919г.г.- лето

3.1919-середина1925г - осень

4.вторая половина 1925г.- зима.

4. Работа исследовательских групп (25 мин)

Учитель: Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово первой экспертной группе, которая анализировала творчество Есенина 1914-1917 годов.

Доклад 1 экспертной группы:

Ученик 1: С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики. Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают, как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна. Приехав из Москвы, Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та, отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала: ”Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя хватит сил”.

Ученик 2: За горами, за желтыми долами...

За горами , за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Ученик 3: Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом, спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В 1916 году они были напечатаны. Характерная черта этого стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с пережитым чувством. Героиня стихотворения - бедная странница, которую лирический герой призывает помолиться за его погибшую душу. Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.

Ученик 1: В 1912 году семнадцатилетний деревенский парень Сережа Есенин приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но в редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына». Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве по обвинению в подготовке покушения на Сталина.

Ученик 3: Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).

Гаснут красные крылья заката ,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

Не пошел я за ней и не вышел

Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережет.

Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня...

И спокойно и ласково скажет,

Что ребенок похож на меня.

Учитель: Спасибо первой исследовательской группе. Ребята, давайте проанализируем, что мы можем сказать о настроении ранней лирики Есенина? Какова его любовь? Какие образы вас особенно затронули? Какие цвета преобладают в стихотворениях?

(Ответы учащихся)

Учитель: Слово предоставляется второй экспертной группе, которая анализировала любовную лирику Есенина 1917-1919 годов.

Доклад второй экспертной группы:

Ученик 1: Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел. Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?! Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества. Есенин был ревнив. Порой он становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы.

Ученик 2: В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи… Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин. Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда. Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане. Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь - ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Всё это нашло отражение в стихотворении «Письмо к женщине»

Ученик 1: Прошу обратить внимание на экран. Стихотворение «Письмо к женщине» читает Сергей Безруков.

(видеофрагмент)

Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта.

Учитель: Спасибо второй группе. Ребята, теперь давайте ответим на вопрос: что отличает лирику Есенина второго периода? Какие цвета преобладают? Что можем сказать об образах произведения?

Слово предоставляется третьей экспертной группе, которая анализировала «осенний» и «зимний» периоды творчества Есенина.

Доклад третьей экспертной группы:

Ученик 1: Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Она родилась в Сан-Франциско, мать её преподавала музыку, отец - древние языки. Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер. Именно здесь она и встретила Сергея Есенина. Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны. В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку. Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви. В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».

Ученик 2: Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве
Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме
«Черный человек»:
«И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны.

Вдруг Есенину улыбнулось счастье. Летом 1923 г. Есенин и его друзья отпраздновали помолвку с артисткой камерного театра Августиной Миклашевской — красивой и талантливой актрисой Московского Камерного театра. И действительно Есенин снова начал творить. Он много произведений посвятил Миклашевской. Но брак не удался. Ей посвящено 7 стихотворений из цикла «Любовь хулигана».

Ученик 3: Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

Был я весь как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь лёгкая, нежный стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цвета в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Ученик 4: На Кавказе, в 1924 году Есенин знакомится с Шаганэ Тальян. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.

Шаганэ ты моя , Шаганэ !

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Ученик 1: Вторая половина 1925 года - период черно-белой зимы в любовной лирике Сергея Есенина. Рядом с поэтом его друг и любящая женщина Галина Бениславская. Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…»

Ученик 2: Последние стихи любовной лирики посвящены Софье Андреевна Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого. В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Галины Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной. Она была человеком незаурядным, многое унаследовала от своего великого деда.
В июне 1925 года Есенин женился на С.А.Толстой и переехал к ней на Остроженку, в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью. Там было много портретов и музейных реликвий. Но и в этом браке он не был счастлив, а квартира просто тяготила его.

Ученик 3: В последний период в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другой стороны, мечта о чистой, возвышающей любви,
Чтоб глазами она васильковыми
Только мне-
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Так писал он в стихотворении «Листья падают, листья падают…» Любовь в последних стихах поэта представлена как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы.

Ученик 1: Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Вот опять петухи кукарекнули
В обосененную тишину.

Предрассветное. Синее. Раннее.
И летающих звезд благодать.
Загадать бы какое желание,
Да не знаю, чего пожелать.

Что желать под житейскою ношею,
Проклиная удел свой и дом?
Я хотел бы теперь хорошую
Видеть девушку под окном.

Чтоб с глазами она васильковыми
Только мне —
Не кому-нибудь —
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Чтоб под этою белою лунностью,
Принимая счастливый удел,
Я над песней не таял, не млел
И с чужою веселою юностью
О своей никогда не жалел.

Учитель: Скажите, как изменилось творчество Есенина в период «зимы» и «осени»? Что можем сказать об изменениях в цветовой гамме?

5. Проверка полученных результатов (5 мин)

5.1. Слово учителя

«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», — писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне».

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли мертвым. Его последнее стихотворение, по преданию, было написано кровью…

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах.

5.2. Работа в парах

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с пронзительными, волшебными, чуткими стихотворениями Сергея Есенина, посвященными теме любви. Думаю, за эти несколько уроков вы достаточно узнали и прониклись легким, понятным, образным стилем поэта. Предлагаю вам небольшое задание. Перед вами - карточки с отрывками из стихотворений о любви поэтов Серебряного века. Постарайтесь по стилю узнать, какие из них принадлежат перу Есенина. Аргументируйте ваш ответ.

Ключ: 1. Анна Ахматова «Божий ангел, зимним утром» 2,5,7 Есенин «Ты плакала в вечерней тишине», «Письмо матери», «Несказанное, синее, нежное» 3. Блок «Ты твердишь, что я холоден» 4. Гумилев «Однообразные, мелькают…» 6. Брюсов «Да, можно любить, ненавидя»

6. Рефлексия (5 мин)

Так давайте же ответим на вопрос, поставленный в начале нашего урока. Чем стала любовь для Сергея Есенина, наградой или наказанием?

(Ответы учащихся)

Женщин, любивших Есенина, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»
А современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал…
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Предлагаю в заключение нашего урока послушать романс на стихи Сергея Есенина из цикла «Москва кабацкая».

(В исполнении Александра Малинина).

7. Оценка и самооценка (2 мин)

Ребята, вы сегодня отлично поработали. Каждая группа подготовила интересный материал. Давайте оценим работу друг друга. Первая группа оценивает работу второй, вторая - третьей, а третья - первой. Какие баллы вы бы друг другу поставили?

8. Домашнее задание (1 мин)

Мы сегодня много узнали о любовной лирике Сергея Есенина. Предлагаю вам дома написать эссе на тему: «О чем я думаю, читая стихотворения Есенина о любви?» Спасибо за урок!

Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям. Его чувства, переживания, раздумья близки каждому читателю. Именно поэтому лирика Сергея Есенина по сей день остается горячо любимой и почитаемой среди представителей разных поколений.

С самого начала творческого пути в лирике поэта прочно закрепился образ родного края: любимого и незаменимого, согревающего сердце в самые тяжелые времена. Сельская жизнь, русский фольклор, девичий смех и красота российской природы – все это вдохновляло поэта, благодаря чему на свет появилось множество чудесных сочинений.

Любовь к родному краю стала основной темой творчества поэта. В стихотворении «Запели тесаные дроги» теплая искренняя любовь носит немного печальный оттенок, а вот в знаменитом «Гой ты, Русь моя родная» Есенин выражает восторг, радость и преданность Родине. Сергей Александрович не любил городскую жизнь, а воспевал лишь то, что близко к природе, к истокам культуры народа. В позднем творчестве такая любовь выражается в сожалении об ушедшем, а также в презрении к безбожию и нежелании жить по новым законам общества («Возвращение на Родину», «Русь советская»).

Любовь к России тесно перекликается в лирике Есенина с любовью к матери. Знаменитое стихотворение «Письмо матери» является напряженным лирическим монологом. В этом письме-послании, используя разговорную лексику, просторечья, жаргонизмы, метафоры в сочетании с высоким книжным стилем, автор выражает множество чувств, переполняющих его ранимое сердце: тревогу, боль, нежность, доверие, тоску. И это неудивительно, ведь порой только матери можно довериться и открыться.

В философской лирике Есенина прослеживается любовь к животному миру. Трагическое стихотворение «Лисица» показывает, как безжалостны люди к беззащитным животным. В произведениях «Корова», «Песнь о собаке» автор передает трагизм через восприятие самих животных. Для поэта животный мир – это важная часть природы, часть родного края, а значит его невозможно не любить.

Любовная лирика Сергея Есенина наполнена как радостными, так и печальными чувствами. Многие стихи посвящены конкретной женщине. Несмотря на то, что прекрасный пол не обделял вниманием талантливого поэта, а сам он трижды был женат, любовные стихотворения Есенина в большинстве своем носят трагический характер. Таковы «Письмо к женщине», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ну целуй меня, целуй» и другие.

Любовь для поэта становится не просто источником вдохновения, но и смыслом жизни. Это проявляется во всех сферах его творчества, наполненного гаммой истинно человеческих чувств, которые переживал сам Сергей Есенин и которые переживает каждый человек, познакомившись с его лирикой. Поэт воспевал искреннюю, чистую, возвышенную любовь, и, наверняка, верил, что именно она победит все печали и невзгоды.

Сочинение Любовь в творчестве и лирике Есенина

Великий поэт, который родился в России того времени, был очень талантливым. Есенин, так как это был он, с того самого момента, как стал писать свои прекрасные произведения, вкладывал в них всю свою душу. Он любил свой край, любил родных людей, а также, часто питал возвышенные чувства просто ко всем людям на земле, так как он был немного гуманист. Когда он писал о чем либо, о своих чувствах, или о чем-либо другом, все свои эмоции, которые он передавал в строках, он адресовывал к своим читателям.

Любовь – это была самая главная тема во всех произведениях Есенина. Потому что,как было сказано выше, он был очень гуманным, то есть любил людей, природу и все вокруг, и не питал ненависти ко всему миру, как иногда преследуется это у некоторых поэтов и писателей. Но больше всего наверно, он любил собственный край – такой красивый, такой процветающий, всю природу вокруг, такую романтичную и таинственную.

Родной край для Есенина был очень важным фактором в жизни, именно потому он часто упоминает в своих стихотворениях природу вокруг, описывая все ее красоты, а также, те эмоции и чувства, которые он питает по отношению к ней. Именно потому, читая его произведения, на душе становиться как-то более радостно, намного милее. Начинаешь представлять этот, как будто бы неземной край – такой родной поэту. Природа – всегда была родной поэту Есенину. Ведь даже она была –как оживленный герой в его стихотворениях. Она жила, чувствовала боль, радость и спокойствие.

Иногда в произведениях Есенина преследуется такие эмоции, как печаль, горесть по отношению к природе Руси. Не всегда, как оказалось, Есенин выражал восторг и радость, иногда в его строках в стихотворениях проскальзывает печаль, и даже иногда – боль.

Кроме темы любви по отношению к природе, Есенин высказывал в своих произведениях любовь и к Руси, такой величественной, и вместе с тем – простой. Россия для чувствительного поэта была отождествлена с образом матери, нежной и любящей. Именно потому Есенин иногда печалиться о том, что прошлое ушло, и не вернется никогда.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Гробовщика Андриана Прохорова в рассказе Пушкина Гробовщик

    Андриан Прохоров является единственным главным героем произведения, вошедшего в цикл «Повести Белкина».

  • Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

    Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.

  • Характеристика Тибальта в Ромео и Джульетте Шекспира сочинение

    Тибальт является одним из второстепенных персонажей всемирно известной классической пьесы Уильяма Шекспира, трагедии под названием «Ромео и Джульетта».

  • Особенности языка и стиля Лескова

    Творчество писателя отличается своеобразной манерой изложения с использованием собственного стиля повествования, позволяющего с величайшей точностью передавать народные речевые мотивы.

  • Сочинение Образ Лели и ее характеристика в рассказе Елка Зощенко

    Одним из основных персонажей произведения является семилетняя девочка по имени Леля, представленная писателем в образе старшей сестры Миньки, мальчика пяти лет.

Тема любви в лирике Есенина занимает особое место. Настоящих ценителей русской литературы никак не могут оставить равнодушными эти проникновенные строки, наполненные живым светлым чувством. Читаешь их и, кажется, прикасаешься к вечности, поскольку они пробуждают в душе самые сокровенные чувства. Адресаты любовной лирики Есенина - это женщины, которыми он восхищался и которых боготворил. Надо заметить, с какой искренней нежностью он обращается к ним, насколько чарующие эпитеты подбирает. Стихи Есенина про любовь невероятно мелодичны и красивы. Их хочется читать вслух, вдумываясь в каждое слово.

Никто не может остаться равнодушным к этим потрясающим строкам. В данной статье мы рассмотрим тему любви в лирике Есенина. Чем она отличается? Что в ней можно найти по-настоящему удивительного обычному человеку?

Особенности любовной лирики Есенина

Когда знакомишься с этими завораживающими стихами, создается впечатление, что они затрагивают каждую струну вашей души. Происходит полное погружение в процесс созерцания этих проникновенных строк. Читаешь их и наполняешься какой-то величественной красотой, приносящей радость и моральное удовлетворение. Особенности любовной лирики Есенина заключаются в том, что она очень легко ложится на музыку.

Вот почему так много прекрасных и душевных песен появилось на стихи этого замечательного поэта. Сергея Есенина литературоведы справедливо называют «стихотворным певцом», который умел сказать многое, выразив свои чувства в рифме.

«Заметался пожар голубой»

Одно из самых красивых лирических произведений. Стихотворение проникнуто нежными чувствами и отражает переоценку ценностей, которая происходит в душе лирического героя. Кажется, он готов безраздельно покориться судьбе, отказаться от вредных привычек и даже «перестать скандалить». Сердце лирического героя наполнено светлыми эмоциями, он чувствует в себе возможность многое изменить в жизни, исправить ошибки прошлого.

Сергей Есенин использует очень красивые средства художественной выразительности для выражения своего состояния: «пожар голубой», «злато-карий омут», «волос цветом в осень». По всему видно, что переживание чувства пробуждает в его душе чувства, ведущие к изменению. Стихотворение оставляет приятное ощущение нежной грусти по нереализованным мечтам и помогает вспомнить настоящие цели.

«Ты меня не любишь, не жалеешь»

Стихотворение достаточно известное и красивое. Эти строки пленяют воображение, заставляют душу сжиматься от восторга. Лирический герой находится в состоянии смятения. Ключевой здесь является строка «Кто любил, уж тот любить не может». Сердце лирического героя еще не готово к переживанию новой любви. Слишком много рубцов в душе, которые не дают возможность почувствовать себя по-настоящему счастливым. Может показаться, что он слишком замкнут и опасается наступления дополнительных переживаний. Моральные терзания доставляют много душевной боли, от которой иногда невозможно найти избавления. Лирический герой в какой-то степени разочарован в жизни.

Он одновременно и хочет что-то изменить, и боится принять в свою судьбу значимые события, вот почему в стихотворении появляются слова: «Кто любил, уж тот любить не может». Ведь всегда есть вероятность того, что окажешься обманутым и покинутым. Именно такие чувства испытывает лирический герой, боясь наступления нового разочарования.

«Руки милой - пара лебедей»

Стихотворение невероятно нежное, трепетное и исполненное душевной теплоты. Лирический герой Сергея Есенина восторгается женской красотой, оказывается пленен ею. Он хочет обрести свое истинное счастье, однако конфликт неизбежен: в его душе слишком много сожалений, которые препятствуют счастливому самоощущению. Велика сосредоточенность на проживании субъективного чувства.

«Я не знаю, как мне жизнь прожить» - это выражение растерянности, тревоги и незримого одиночества. Лирического героя беспокоит мысль о том, что большая часть жизни прожита напрасно. Ему трудно определиться с выбором направления, в котором ему нужно следовать. Чувство любви манит его покорять неизведанные вершины, однако он опасается испытать разочарование, боится оказаться обманутым. Лирический герой часто обращается к своему прежнему опыту для того, чтобы сопоставить некоторые вещи, понять, как следует поступить.

«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»

Стихотворение невероятно чувственное и посвящено проживанию страстного чувства. Лирический герой ощущает себя безоружным рыцарем, который пустился в захватывающее приключение. Его манят прекрасные порывы и в то же время настораживают. Это одно из самых проникновенных произведений Сергея Есенина.

«Я не знал, что любовь - зараза» - эта строка показывает, насколько мы иногда оказываемся не готовы к проживанию чувства любви. Многих оно страшит, потому что приходится сталкиваться с чем-то доселе неизведанным, отправляться в непознанные дали. Лирический герой понимает любовь как «погибель», которая неизбежно наступает, когда речь идет о красивой женщине. Он уже внутренне готов к разочарованию.

«Глупое сердце, не бейся»

Стихотворение отражает состояние лирического героя, переживающего экзистенциальный кризис. Лирический герой не верит в любовь, называет ее обманом, потому что само чувство всегда заставляет его страдать. Он уже прошел через многочисленные испытания в результате прошлых отношений и не желает повторять совершенные когда-то ошибки. Произведение окутано нотой печали, однако в ней не чувствуется безысходность. Тема любви в лирике Есенина занимает центральное место.

«Я помню, любимая, помню»

Стихотворение проникнуто нотой ностальгии. Лирический герой тоскует по тому времени, когда он был другим: не задумываясь ни о чем, заводил отношения, при этом не накладывал на себя определенных обязательств. Он тоскует по прошлому и, кажется, на мгновение хочет в него вернуться. Вместе с тем какие-то обстоятельства жизни не позволяют туда возвратиться.

Герой сожалеет о каких-то ошибках прошлого, но в то же время понимает, что уже не остается дополнительного времени для того, чтобы попытаться их исправить. Стихи Есенина про любовь проникнуты небывалой нежностью, воодушевлением и светлой печалью. Сильные чувства охватывают душу читателя и долго не отпускают. Эти лирические произведения хочется перечитывать вновь, чтобы ощутить всю их прелесть и величие.

Вместо заключения

Таким образом, тема любви в лирике Есенина - это особенное направление в творчестве поэта. Здесь большое значение имеют чувства и их развитие. Лирический герой раскрывается с неожиданной и прекрасной стороны. Ему предстоит многое узнать о самом себе, научиться принимать собственное эмоциональное состояние.

Тема урока:Тема любви в лирике С.А.Есенина

Цель урока: познакомить учащихся с любовной лирикой поэта, помочь разобраться в противоречивости любовной лирики С.Есенина на разных этапах его творчества.

Ход урока.

Дорогие гости, ребята, здравствуйте!

Сегодня у нас необычный урок-урок литературное кафе. Общей творческой фантазией наш кабинет преобразился в литературное кафе Сергея Александровича Есенина

Безусловно, тема любви во все века, во все времена интересовала людей, не оставляла равнодушным практически никого. Да и как иначе, без любви не было бы и жизни.

Тема нашего урока на доске. В качестве эпиграфа я предлагаю вам слова Сергея Есенина.

« Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, « ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станут стихотворения Есенина о любви.

В своем развитии любовная лирика Есенина проходит четыре времени года:

1.весна (1914-1917)

2.лето (1917-1919)

3.осень (1919-середина 1025г.)

4.зима (вторая половини 1925г.):

Соответственно класс разделен на четыре группы. Первая группа изучала любовную лирику Есенина 1914-1917 годов–периодо “весны”, каждый приготовил чтение наизусть и письменный анализ одного стихотворения поэта этого периода. Вторая группа представляет “лето” любовной лирики, третья группа–”осень”, а четвертая–”зиму”.

Давайте откроем тетради запишем число и тему. И будем отмечать этапы развития любовной лирики, а также их особенности.

Любовная лирика затрагивает наиболее сокровенные, интимные стороны жизни человека. Многие темы неразрывно связаны с темой любви. Это значит, что в любовной лирике поэт может выразить и себя, и своих современников, и окружающий мир. По природе своей лирическая поэзия автобиографична.В октябре1925г. , рассказывая о себе, поэт заметил:”Что касается остальных автобиографических сведений,-они в моих стихах”.Поэтому,раскрывая тему любви, мы будем обращаться к биографии поэта.

Любовные мотивы возникли еще в ученических дебютах поэта, на втором году его пребывания в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. А вдохновила Есенина Анна Сардановская, сестра его друга. Итак, слово 1 группе.

1 группа

С Анной Сардановской Есенин подружился еще до отъезда в Спас-Клепики.Приезжая летом в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают,как “однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их,говоря:”Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”. Первой нарушила “договор” Анна.Приехав из Москвы.Есенин написал письмо, попросив все ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Та,отдавая письмо, спросила:”Что Сережа пишет?” Анна с грустью в голосе сказала:”Он,матушка,просит тебя взять пук хвороста и бить меня,сколько у тебя хватит сил”.

Анне Сардановской Есенин посвятил стихотворение “За горами, за желтыми долами…”

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Анна Сардановская ненадолго заняла место в сердце поэта, но память об этом увлечении осталась на годы. Уже зрелым поэтом, спустя 4 года после расставания, Есенин посвятил ей эти стихи. В 1916 году они были напечатаны. Характерная черта этого стихотворения, как и других стихов о любви этих лет, - полное отсутствие реалий, связанных с прошедшими встречами и с пережитым чувством. Героиня стихотворения - бедная странница, которую лирический герой призывает помолиться за его погибшую душу. .

Эти стихи проникнуты светлой грустью о несбывшемся. Здесь и предчувствие трагической судьбы поэта: Помолись пред ликом спасителя За погибшую душу мою.
Лексика стихотворения глубоко религиозна. Здесь земное сливается с небесным: «над церковными главами», «на высокой горе монастырь», «кроток дух монастырского жителя».
Чувство нежной грусти создается метким эпитетом: «полюбил я тоской жудавлиною», яркой метафорой «голубеет небесный пес3 ученик. - -

Анна Сардановская познакомила Сергея Есенина со своей подругой, тоже слушательницей Рязанского епархиального женского училища, отдыхавшей летом 1912 года у своего родственника в селе Константинове. Это была Мария Бальзамова . Мария Бальзамова ненадолго заняла место в сердце юноши. Семнадцатилетний поэт в письме девушке писал: «Я не знаю, что делать с собой. Подавить все чувства? Убить тоску в распутном веселии?.. Или жить, или не жить? Не фальшивы ли во мне чувства? Можно ли их огонь погасить? И так становится больно-больно, что даже можно рискнуть на существование на земле…»
В письмах Марии Бальзамовой поэт посылал посвященные ей стихи, но ни одно из них не опубликовал. В этот период Есенин создает стихи, лирический герой которых отдален от личности автора. Мы не будем на них останавливаться.

Новое любовное увлечение приходит к поэту в трудный период его жизни. Жизнь в Москве и ненавистная работа в конторе. Разлад с отцом. Затем разрыв. Работа в типографии И.Д.Сытина. Итак, в жизнь Есенина вошла Анна Изряднова.
Вскоре после того, как Есенин устроился в типографию, он познакомился с молодой москвичкой Анной Изрядновой и ее сестрами Серафимой и Надеждой. Сестры были прогрессивными девушками той эпохи. Сами зарабатывали себе на жизнь, бегали на лекции и митинги, увлекались модными поэтами–Бальмонтом, Северяниным,Ахматовой. Сергей Есенин при первой же встрече взволновал сердце Анны: «Пришел он кроткий, застенчивый, стесняющийся всех и всего… По внешнему виду на деревенского парня похож не был… На нем был надет коричневый костюм, высокий крахмальный воротничок и ярко-зеленый галстук … копна золотистых кудрей». В 1914 году Сергей Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой. Молодые сняли комнатку и начали семейную жизнь. Изряднова стала матерью первого сына поэта, Юрия, который родился в Москве 21 января 1915 года. В марте Есенин уехал в Петроград за славой. Они расстались. В последний раз Анна Изряднова видела его перед роковой поездкой в Ленинград осенью 1925 года. «Сказал, что пришел проститься, просил не баловать, беречь сына.» Не уберегла. Есенин Юрий Сергеевич, техник-авиаконструктор, был расстрелян 27 июня 1937 года в Москве, где и родился, по обвинению в подготовке покушения на Сталина.
Анне Изрядновой поэт посвятил стихотворение «Гаснут красные крылья заката…» (1916 год).

Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймленные синью рога.
Не пошел я за ней и не вышел
Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.

И уста, и невинную душу
Для другого она бережет.


Только гордые в силе живут.
А другой изомнет и забросит,
Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,
Будет злобно крутить пороша.
И придет она к нашему краю
Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,
Примостится со мной у огня.
И спокойно и ласково скажет,
Что ребенок похож на меня.

Это стихотворение о любви. Оно прочитывается как лирическая исповедь того героя, с которым пришел в поэзию Сергей Есенин. В нем - боль души, ощущение скудости окружающей жизни:
Не тоскуй, моя белая хата, \
Что опять мы одни и одни. :>
Герой тревожится за судьбу любимой женщины:

Знаю, годы тревогу заглушат.
Эта боль, как и годы, пройдет.
В стихотворении надежда на ее возвращение:
И придет она к нашему краю
Обогреть своего малыша. Колорит стихотворению придают многозначные слова: «крылья заката», сравнения: «как изъеденный сырью хомут», олицетворения: «тихо дремлют в тумане плетни», метафоры: «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные синью рога». Читая стихи, грустишь вместе с лирическим героем и веришь ему:
Не силен тот, кто радости просит,
Только гордые в силе живут

Давйте запишем в тетрадях 1 этап весна (1914-1917) о что для него характерно Ранняя любовная лирика Есенина опирается на народные традиции, в стихах поэт стремится к олицетворению образов. Характер лирического героя только складывается. Отличительной особенностью стихов первого периода является религиозная символика.
а теперь перейдем к следующему этапу
.

2 группа

В 1917-18 годах Сергей Александрович публикует стихи, сопроводив их подзаголовком «Из книги «Стихи о любви», которой не суждено было выйти. В этой связи нужно назвать прежде всего стихотворение «Зеленая прическа…», содержащее в опубликованных текстах посвящение Л.И.Кашиной . «Девушка в белом» или в «белой накидке» у поэта одно и то же лицо - Лидия Кашина. Она была односельчанкой Есенина, дочерью помещика, жившего в Константинове. Юноша питал к ней нежное чувство, и они многократно встречались. Кульминацией этого странного и таинственного романа была встреча Сергея Есенина с Лидией Кашиной летом 1917 года, после того, как хозяйка усадьбы уже _ отдала свой двухэтажный дом в Константинове деревенскому миру, а _ сама переехала жить на другую усадьбу - в Белый Яр, на луговую. сторону Оки, что в нескольких верстах от Константинова. В память о том лете, о встрече в Белом Яре Есенин написал стихотворение, посвященное Лидии Кашиной, которое было опубликовано в 1918 году.


Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".


Вернувшись из деревни в Петроград, Есенин в июле 1917 года отправляется с сотрудниками газеты «Дело народа» в этнографическую экспедицию. Его сопровождала сотрудница газеты Зинаида Райх.
Поездка на Север Есенина с Зинаидой Райх и поэтом Алексеем Ганиным, который тоже был влюблен в нее, - одна из самых малоизученных страниц жизни поэта. Известно лишь то, что на обратном пути с Соловков Есенин сделал Зинаиде Райх предложение. Венчались они 4 августа 1917 года в Кирико-Улитовской церкви возле Вологды. Первая официальная жена поэта была личностью незаурядной. Период их совместной жизни в Петрограде, а потом в Москве бь/л единственным периодом его семейного счастья. Это была любовь столь ясная, умиротворенная, цельная, что даже нелюбовь вступила в фазу горестных драматических переживаний, она хлынула в стихи.Зинаиде Райх, не называя имени, поэт посвятил «Письмо к женщине».

Запись аудио «Письмо к женьщине»

Это стихотворение было написано в 1924 году, хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 году. Разрыв с женой положил начало новому периоду любовной лирики поэта.

Давйте запишем в тетрадях 2 этап лето (1917-1919) что для него характерно

Стихи Есенина этого периода восторженные, целомудренные. В них поэзия чувства сливается с поэзией природы, отсюда часто в стихах встречаются восклицательные предложения, обращения. Присутствует религиозная символика. Итак, здесь герой иной, он вовлечен в « бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.После расставания с Зинаидой Райх в 1918г. Есенин перебирается в Москву, которая к этому времени стала литературным центром.

Итак, в любовной лирике поэта начинается новый период -«желтая» осень (1919 - середина 1925 года).

3 группа

Итак, в любовной лирике поэта начинается новый период -«желтая» осень (1919 - середина 1925 года). В 1921 году судьба связывает С.Есенина с другой женщиной Айседорой Дункан.

Не гляди на её запястья

И с плечей её льющийся шёлк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашёл..."

Ирландка по происхождению, имевшая американское подданство, приехавшая в Россию обучать детей танцам, перёд талантом которой преклонялся даже великий Станиславский, покорила сердце молодого поэта несмотря на то, что была старше Есенина в два раза. Встреча Есенина и Дункан произошла у художника Якулова. В этом же 1921 году они регистрируют брак и едут путешествовать по Европе.

Почти полгода пробыл Есенин за границей, вдали от родины мало писал, огромна была тоска по России. Осенью 1923 года распадается брак с Дункан, и Есенин возвращается на родину. По возвращении пишет цикл стихов "Москва кабацкая". Правда, первые стихи этого цикла написаны еще за границей. Любовь к Айседоре Дункан не нашла отражения в творчестве Есенина, если не считать беглого упоминания в последней поэме «Черный человек»:

И какую-то женщину,

Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой

И своею милою.

Стихи же «Москвы кабацкой» не имели прямых адресатов. Женщины, к которым обращался в них поэт, были безымянны. В этих стихах прозвучала вульгарная лексика и озлобленный цинизм «Москвы кабацкой», обращенных к женщине. А ответом на вопрос, что же произошло с поэтом и почему, прозвучат стихи из сборника «Стихи скандалиста» - «Мне осталась одна забава…».


Послушаем песню на эти стихи и попробуем найти строки, которые послужили бы ответом на вопрос, почему так противоречив мир есенинской поэзии.

Слашание грам записи.

На мой взгляд, ответом на этот вопрос могут служить слова:
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Эволюция построена на единстве и борьбе противоположностей. Где плюс, там обязательно рядом минус. Ведь «ангелы» уже жили, а «черти» в душе только гнездились. Поэт сопротивлялся, стремился к гармонии:

Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Поэт пытается вырваться из порочного омута кабаков. Жизнь сама помогает ему. В его судьбе появляется Августа Миклашевская.

Возвращение на родину и знакомство с актрисой Московского Камерного театра Августой Миклашевской сыграли огромную роль в духовной жизни поэта. Он создает цикл стихов под названием «Любовь хулигана», который стал второй частью книги «Москва кабацкая». Любовь в этих стихах выглядит неземной, сказочной, напоминающей любовные мотивы есенинских стихов рубежа 1915-1916 годов… Через много лет Августа Миклашевская вспоминала, с какой удивительной нежностью и благородством относился к ней Есенин.

Просмотр видео о Миклашевской


Он надевал крылатку и цилиндр на свидание и, мягко улыбаясь, произносил: «Это очень смешно? Но мне так хотелось хоть чем-нибудь быть на него похожим…» Есенин имел в виду Пушкина, которого очень любил и у которого постоянно учился.мастерству. Это был платонический роман, он был овеян дымкой начала XIX века. Есенин посвятил Миклашевской целый цикл стихов под названием "Любовь хулигана". Он состоял из семи стихотворений: "Заметался пожар голубой...", "Пускай ты выпита другим...", "Ты такая ж простая, как все...", "Дорогая, сядем рядом...", "Мне грустно на тебя смотреть...", "Ты прохладой меня не мучай...", "Вечер черные брови насопил..."

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осенье,

Эта прядь волос белесых -

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень...

Клен и липы, в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.

Месяц на простом погосте

На крестах лучами метит,

Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,

Перейдем под эти кущи.

Все волнистые дороги

Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

"Дорогая, сядем рядам..." (1923)). Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошённой души поэта. Одухотворенное чувство к Миклашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства.

По свидетельству самой Августы Леонидовны Миклашевской, Есенину более всего из семи стихотворений этого цикла нравилось это - «Ты такая ж простая, как все…»посвященное учительнице из Батуми Шаганэ Тальян , с которой поэт встречался,будучи на Кавказе, в декабре 1924 года.
В «Персидских мотивах» воспета чистая, радостная, молчаливая и неподкупная любовь.
Такой была и Шаганэ Тальян, которую Сергей Есенин часто посещал в Батуми, дарил цветы, читал стихи. Девушке в ту пору было 24 года, по происхождению она ахалцихская армянка. Шаганэ отличалась необыкновенной красотой, и с нее писал поэт свою персиянку. Расставаясь с ней, Есенин преподнес ей книгу своих стихов с надписью: «Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне». _В «Персидских мотивах» поэт создал образ поэтический, изображая поэтическую влюбленность.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи -

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Записываем в тетрадях 3 этап осень (1919-середина 1025г.) что для него характерно

Особенность третьего периода - исчезновение библейских образов, религиозной символики. Значительно выросло мастерство поэта.

Слово предостовляется 4 группе

4 группа

Вторая половина 1925 года - период черно-белой зимы в любовной лирике Сергея Есенина. Рядом с поэтом его друг и любящая женщина Галина Бениславская. Её родословная: по матери- грузинка, по отцу- француженка. Если она унаследовала материнские черты лица (восточные), то, возможно, она была чем-то внешне похожа на Шаганэ. Галина Бениславская рано осталась без родителей, воспитывалась в семье врачей Бениславских, образование получила в гимназии. Она глубоко интересова- лась литературой, любила поэзию, особенно Блока, часто бывала в в литературном кафе «Стоило Пегаса», в котором в начале 20-х годов собирались лучшие московские поэты читать свои стихи, спорить, дискутировать, оглашать поэтические манифесты. На одном из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как он вдохновенно читает свои стихотворения. Так произошло их знакомство.

Есенин многим был обязан Бениславской. В трудное для него время, в 1923 году, когда он, возвратившись из зарубежной поездки, решил разорвать брачные узы с американской танцовщицей Айседорой Дункан, когда образовалась глубокая пропасть между ним и имажинистами и поэту угрожал духовный вакуум, Галина Бениславская протянула ему руку дружбы. Есенин поселился в Брюсовском переулке, в её квартире, где вскоре стали собираться друзья Есенина: поэты и писатели – Пётр Орешин, Всеволод Иванов, Борис Пильняк, Василий Наседкин, частыми гостями были Вольф Эрлих и Николай Клюев. Это скрашивало будни есенинской жизни, позволяло общаться с собратьями по перу. Позже писатель находясь в Батуми писал ей:

Галя милая! Очень болен и поэтому не могу Вам написать и рассказать, как живу в Батуме. Только просьбы и просьбы. Перечитайте эти стихи и сдайте куда хотите… Продавать мои стихи можете, не спрашивая меня. Надеюсь на Ваш вкус в составлении…»

Галя, голубушка! Спасибо за письмо, оно меня обрадовало… Дорогая, делайте всё так, как найдёте сами. Я слишком ушёл в себя и ничего не знаю, что я написал вчера и что напишу завтра. Только одно во мне сейчас живёт. Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… »

Галя милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень мне дороги. Да и сами Вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного… Это гораздо лучше

Есенин посвятил Бениславской несколько стихотворений, одно из самых ярких – это “Собаке Качалова”.

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.


Через год после гибели Сергея Есенина на его могиле на Ваганьковском кладбище, 3 декабря 1926 года, прозвучал выстрел. Застрелилась Галина Бениславская, она не мыслила своей жизни без Сергея Есенина. Она оставила предсмертную записку. По ее просьбе Галину Бениславскую похоронили рядом с Есениным. Нет, она не пользовалась взаимностью. Для поэта Бениславская была лишь другом, в его душе нет ничего похожего на любовь.

Последние стихи любовной лирики посвящены Софье Андреевна Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого.
В начале марта 1925 года на домашней вечеринке у Галины Бениславской поэт познакомился с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Льва Николаевича Толстого. Она была человеком незаурядным, многое унаследовала от своего великого деда. В июне 1925 года Есенин женился на С.А.Толстой и переехал к ней на Остроженку, в большую мрачноватую квартиру со старинной, громоздкой мебелью. Там было много портретов и музейных реликвий.Но и в этом браке он не был счастлив, а квартира просто тяготила его. Опять же, здесь не было виноватых - так сложилась жизнь.

Видно, так заведено навеки -

К тридцати годам перебесясь,

Все сильней, прожженные калеки,

С жизнью мы удерживаем связь.

Милая, мне скоро стукнет тридцать,

И земля милей мне с каждым днем,

Оттого и сердцу стало сниться,

Что горю я розовым огнем.

Коль гореть, так уж гореть сгорая,

И недаром в липовую цветь

Вынул я кольцо у попугая -

Знак, что вместе нам сгореть.

То кольцо надела мне цыганка,

Сняв с руки, я дал его тебе,

И теперь, когда грустит шарманка,

Не могу не думать, не робеть.

В голове болотной бродит омут

И на сердце изморозь и мгла:

Может быть, кому-нибудь другому

Ты его со смехом отдала?

Может быть, целуясь до рассвета,

Он тебя расспрашивает сам,

Как смешного, глупого поэта

Привела ты к чувственным стихам.

Ну и что ж! Пройдет и эта рана.

Только горько видеть жизни край.

В первый раз такого хулигана

Обманул проклятый попугай.

Записываем в тетрадях 4 этап 4.зима (вторая половини 1925г.) что для него характерно

Четвертый период самый непродолжительный и самый мрачный особенности этого периода втом что в любовной лирике присутствуют черно-белые цвета. С одной стороны, предчувствие трагического конца, с другойстороны, мечта о чистой, возвышающей любви,

Чтоб глазами она васильковыми
Только мне-
Не кому-нибудь -
И словами и чувствами новыми
Успокоила сердце и грудь.

Так писал он в стихотворении «Листья падают, листья падают…» Любовь в последних стихах поэта представлена как убежище от метелей и бед, как подарок судьбы.

Стихи Есенина о любви различны по степени совершенства. Но они безгранично искренни, предельно чисты и задушевны. «Я сердцем никогда не лгу…,» - писал о себе Есенин. Поэтому его стихи волнуют сердца читателей, ибо во все времена они звучат истинной музыкой и истинной поэзией.

д/з написать сочинение о наиболее понравившемся стихотворении.

Творчество С. А. Есенина неразрывно связано с те­мой любви, оно как бы и не существует без этого высо­кого чувства. Душа поэта не может не любить, не восхищаться, не пылать страстью. Она дышит любовью, живет ею, что и находит свое отражение в лирике.

Первая любовь поэта рождается на его родине, в «стране березового ситца». Стихотворения, относя­щиеся к этому периоду (начало десятых годов XX века), схожи по своему настроению с народными пес­нями, полны деревенской мелодичности и напевно­сти. В них отчетливо слышны фольклорные мотивы («Подражанье песне», 1910г.). С ранних лет в душу С. А. Есенина запали народные сказания, поговорки, загадки. Поэтому первые его стихи отличаются пол­нотой красок, звуков, запахов. В его стихах - мягкая зелень полей, алый свет зари, белый дым черемухи, голубой песок неба.

Любовная лирика занимает значительное место в поэзии С. А. Есенина. В его стихотворениях нашли свое отражение разнообразные переживания поэта - радость встреч с любимой, тоска в разлуке, грусть, от­чаяние. Но тема любви в его стихах тесно переплета­ется с главной есенинской темой - темой любви к Ро­дине. Любовь к женщине раскрывается у него через любовь к родной земле. Он с поразительной способно­стью одушевляет природу отчего края:

Зеленая прическа,

Девическая грудь.

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Березка - его любимый образ, становится берез­кой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; горящая своими плодами рябина; осины, смотрящие в розовую воду; рожь с ле­бединой шеей и множество других удивительных ме­тафор и образов создают в творчестве С. А. Есенина свой особый мир - мир живой и одухотворенной при­роды, в котором жил он сам.

Поэзия любви, сливаясь воедино с поэзией приро­ды, черпает из нее целомудренность весеннего цвете­ния, чувственность летнего зноя.

Возлюбленная поэта - это воплощение красоты окружающего мира, красоты родного деревенского пейзажа. Она предстает перед нами «со снопом во­лос... овсяных», «с алым соком ягоды на коже», а ее «гибкий стан и плечи» придумала сама природа. Так С А. Есенин описывает свою любимую в стихотворе­нии «Не ходить, не мять в кустах багряных...», напи­санном в 1916 году.



В стихотворении «Зеленая прячется...» девушка предстает перед нами в любимом образе поэта - в об­разе тонкой березки, что «загляделась в пруд». Сама березка нам рассказывает, как «ночью звездной» «за голые колени... обнимал» ее пастух и «слезы лил», прощаясь с ней «до новых журавлей ».

В начале двадцатых годов происходит резкая сме­на настроения поэта в стихотворениях о любви. Есе­нин, став свидетелем событий революции, видя изме­нения, происходящие в стране, глубоко почувствовал внутреннее настроение народа. Оно отразилось в цик­ле стихотворений «Москва кабацкая», где деревен­ский песенный лиризм заменяется отчетливым рез­ким ритмом. Поэт, переживая вместе с народом тяже­лые перемены в России, не может определить своего места в жизни, глубоко страдает от сознания душев­ной раздвоенности. Он ждал от революции осуществ­ления мечты о «мужицком рае», вольной, сытой, сча­стливой жизни на земле. Но на самом деле произошло разорение деревенской «голубой Руси». С. А. Есенин почувствовал, что происходит разрушение гармонии с природой. В одном из своих писем этого времени он писал: «Трогает меня... только грусть за уходящее ми­лое, родное звериное и незыблемая сила мертвого, ме­ханического... Мне грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о ко­тором я думал». Это тяжелое настроение выражается и в любовной лирике. Здесь мы уже не встретим слов о возвышенной любви, нет того любования природой, что всегда присутствовало в ранних стихах. Поэт «без возврата» покидает «родные поля». «Да! Теперь ре­шено. Без возврата...», - пишет он в 1922 году. Чувст­ва попраны, на первый план выходят сиюминутные влечения: «Когда... светит месяц... черт знает как», он идет «переулком в знакомый кабак». Нет красоты розового заката, есть только «шум и гам в этом логове жутком».

Отношение к женщине резко изменяется: она уже не стройная березка-девушка, а «паршивая» прости­тутка, которую «излюбили», и «замызгали». Она грязна, глупа, а вместо любви вызывает только нена­висть. Такое настроение поэта выражается в стихо­творении «Сыпь, гармоника. Скука... Скука...», напи­санном в 1923 году. Однако подобные образы являют­ся демонстративным выражением подавленного состояния внутреннего мира поэта. Порочная «кабац­кая » любовь - это отчаянный поэтический крик о гу­бительной страсти кабаков. И все же через тягостный душевный настрой поэтических произведений проби­вается присущий С. А. Есенину лиризм, вырывается на страницы стихотворений задушевность, которые еще больше подчеркивают глубокую трагичность со­стояния души поэта: Дорогая, я плачу, Прости... прости...

В 1923 году поэт возвращается из большого зару­бежного путешествия, которое сыграло значитель­ную роль в его творчестве. Он разочаровывается в бур­жуазно-демократических началах западного мира, разочаровывается и в прошлых идеалах. С. А. Есенин убеждается, «до чего прекрасна и богата Россия. Ка­жется, нет еще такой страны и быть не может». Он не пишет стихотворений о заграничных впечатлениях, ничто не вдохновляет его на творчество вдали от род­ной земли. В его лирике звучит мотив грусти, сожале­ние об ушедшей молодости, о прожитых впустую го­дах, растраченных силах и времени в кабаках среди бродяг и проституток. Теперь поэт снова «запел про любовь», зарекаясь скандалить. В стихотворении «Заметался пожар голубой...» он пишет: Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Лирический герой снова окутан «голубым пожа­ром», его разжигает «поступь нежная, легкий стан» и, конечно же, волосы «цветом в осень». Любовь, как спасительная сила, приводит поэта к возрождению, к желанию жить и творить. В стихотворении «Дорогая, сядем рядом...» он пишет:

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых –

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

В стихотворении «Сукин сын», написанном в 1924 году, С. А. Есенин вспоминает забытую «девуш­ку в белом», и душа его снова оживает: Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе... В памяти возрождаются мысли о светлой, чистой деревенской юности. Но разгульная кабацкая жизнь уже успела наложить свой отпечаток на судьбу поэта и вернуть «песню былую» уже невозможно: Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. В этот же период Есенин создает цикл стихотворе­ний «Персидские мотивы», наиболее известным из которых является «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». В нем говорится о том, как, находясь вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о несравненной красоте рязанских раздолий, наполнивших его жизнь яркими, незабываемыми впечатлениями:

... Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне...

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий...

Как и весь цикл стихов, оно наполнено романтиче­ским настроением и светлой грустью:

Там на севере, девушка тоже,

Может, думает обо мне...

«Видно, так заведено навеки...» - в этом стихотво­рении, написанном в 1925 году, изливается грусть не­сбывшихся надежд на счастье «к тридцати годам». Лирический герой был готов гореть «розовым огнем», «сгорая» вместе с любимой. И хотя она сердце «со сме­хом» другому отдала, но, тем не менее, эта любовь, безответная и трагичная, «глупого поэта привела... к чувственным стихам». Будучи отвергнутым, лириче­ский герой остается верен прежнему чувству. Он на­ходит снова верного посланника - это «милый Джим»:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Стихи С. А. Есенина продолжают нас волновать своим драматизмом лирических переживаний спустя много лет со времени их написания. Это связано с тем, что есенинский лиризм, трагичный и возвышено-романтический, вызывает в читателе чувства, которые близки и понятны каждому.

«Анна Снегина» (1925 г)

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» - произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.

Центральным, организующим началом поэмы являет­ся речь самого Есенина, Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Приме­чательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.

Поэт определил свое произведение как лиро-эпичес­кое. Главная его тема - личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и глав­ной героини.

Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как-то особенно поэтично и много­значно. Снегина - символ чистоты белого снега - пере­кликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, - это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».

В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. И хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) - это рязанская земля 1917 года; в питой главе - набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.

Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки... Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи-мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны -

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны, являющиеся про­образом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея...» Осужде­ние войны - империалистической и братоубийственной - одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами - мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Сне­гиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни - выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я - игрушка,

В тылу же купцы да знать...

И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погордившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:

«Нет!» Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Эпилог был очень важен для Есенина - поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотдели­мость от судеб родной земли.

Широта исторического пространства поэмы, ее откры­тость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэ­тического сердца России» Сергея Есенина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: