Укротитель «союза». как герой войны спас космическую программу ссср

Ко второму десятилетию XXI века к космонавтике стали относиться как к обыденному явлению. Прежнего энтузиазма и восхищения покорителями космоса нет и в помине, куда больше разговоров о космическом туризме да об очередных неудачах российской космической отрасли.

В этих реалиях имена тех, кто прокладывал дорогу в космос, постепенно стираются из памяти большинства.

Из «пионеров Вселенной» помнят Гагарина, Леонова, Терешкову, Титова , с трудом назовут ещё пару-тройку фамилий... Среди них наверняка не будет Георгия Берегового .

Этот человек не был в числе самых первых, но в критический для истории советской космонавтики момент именно он взял на себя, возможно, самую сложную миссию. Он взял ответственность на себя, будучи самым старшим в отряде, единственным, кто пришёл в него со звездой Героя Советского Союза на груди, имея за плечами военный опыт и опыт лётчика-испытателя.

Мечта и война

Родился Георгий Береговой на Полтавщине, в селе Фёдоровка, в апреле 1921 года. Вскоре родители перебрались на Донбасс, в город Енакиево, где и прошло детство будущего космонавта.

Курсант Луганской школы военных лётчиков Георгий Береговой. 1939 год. Фото: РИА Новости

Впрочем, в юности Жоры мальчишки о космосе и слыхом не слыхивали, зато мечтали стать лётчиками. Мечтал и Жора — начинал с авиамоделизма, став постарше, записался в аэроклуб. Одновременно получал и более приземлённую профессию, работая учеником слесаря на металлургическом заводе.

Перед армией Георгий Береговой закончил обучение в аэроклубе, поэтому призывнику была прямая дорога в военные лётчики.

Он окончил Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса в 1941 году, когда началась война.

Берегового, как и многих его товарищей, распределили в разведывательную авиацию. После тяжелейших потерь в начале войны пилотов оказалось больше, чем исправных машин. В результате Береговой проводил время в ожидании очереди на боевой вылет, изнывая от того, что не может приносить Родине больше пользы.

Выпускникам лётного училища, в том числе и Береговому, присвоили звания сержантов, офицерские погоны давали только после начала боевых вылетов. Но на вылетах лётчик должен был быть в сапогах, а не в обмотках, в каких ходили сержанты. Замкнутый круг — чтобы были сапоги, нужно стать офицером, а чтобы стать офицером, нужно летать, а летать нельзя, если нет сапог.

Береговой проблему решил, тайком выбравшись в «самоволку» и сшив себе у местного мастера некое подобие сапог из ботинок и остатков рваных голенищ. Выглядело это ужасно, зато к полётам его допустили.

Как комэск Береговой поставил немцев в тупик

На фронт, в самое пекло, Георгий Береговой попал в августе 1942 года в качестве пилота штурмовика Ил-2.

Этот самолёт не зря получил прозвище «Летающий танк» — надёжная и грозная машина поддерживала атаки советских войск, уничтожая гитлеровскую живую силу и технику.

Но именно среди пилотов штурмовиков были самые большие потери в годы войны. Объяснялось это просто — атаковал Ил-2 на низкой высоте, и обстреливали его из всех возможных видов оружия.

Не только нанести урон врагу, но и вернуться живым самому — вот какая задача стояла перед лётчиками штурмовой авиации.

Георгия Берегового за войну сбивали трижды. Один раз он больше четырёх суток пробирался к своим, а когда пришёл на аэродром, изрядно удивил товарищей — к тому времени все были уверены, что он погиб.

Но лётчик Береговой умел выжимать из машины максимум, находить выход из самых сложных ситуаций.

Однажды эскадрилью Ил-2, которой командовал Георгий Береговой, при возвращении на аэродром атаковали немецкие истребители. В таком бою у штурмовиков мало шансов на успех.

Береговой среагировал моментально — он увёл своих подчинённых на минимальную высоту. Ил-2 неслись над полями подсолнечника буквально в полутора метрах над землёй, струями воздуха срубая лепестки, которые образовали целое облако. Преследовать русских безумцев, летающих «не по правилам», немецкие истребители не смогли. Эскадрилья вернулась на базу благодаря своему командиру.

От болта до «штопора»

За годы войны Георгий Береговой совершил 186 боевых вылетов на Ил-2, что для штурмовика очень высокий показатель. За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны 26 октября 1944 года Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза.

Наступало мирное время, многие герои прошедшей войны мечтали о покое. Но Георгию Береговому покой не снился, а снилось совсем другое — профессия лётчика-испытателя.

В 1948 году, окончив курсы лётчиков-испытателей, он начинает осваивать новую технику. За карьеру лётчика-испытателя через его руки прошли 60 различных типов самолётов.

Он первым в СССР осваивал полёты в гермошлеме, первым на практике доказал, что попадание реактивного самолёта в «штопор» — не верная смерть, а рабочий момент.

В октябре 1959 года во время испытаний высотного истребителя-перехватчика Су-9 у Берегового заклинило ручку управления самолётом. Неуправляемую машину нужно было покидать, но пилот боролся до конца, сумев вернуть контроль. Когда истребитель вернулся на аэродром, инженеры установили, что причиной ЧП был не какой-то кардинальный недостаток конструкции, а один-единственный болт, который мешал движению ручки управления. Этот дефект устранили в кратчайшие сроки, и самолёт продолжил испытания. А покинь Береговой машину, вопрос о том, в чём причина отказа, будоражил бы умы конструкторов недели и месяцы.

Георгий Береговой умел рисковать разумно, преследуя важную цель, но никогда не переходил за тонкую грань, где умный риск превращается в пустую удаль и гусарство.

Инженеров и конструкторов порой выводила из себя въедливость Берегового, но они же признавали, что его профессионализм в полной мере позволял выявить все достоинства и недостатки машины. Береговой всегда ставил задачу довести новый самолёт до такого состояния, чтобы строевым лётчикам было легко и удобно на нём летать.

В 1961 году Георгий Береговой был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В Кремле его награждал будущий советский лидер, а тогда Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Брежнев . И сам политик, и окружающие обратили внимание на портретное сходство между Брежневым и Береговым. Пройдёт восемь лет, и Брежневу это сходство спасёт жизнь...

Космический «блат»

Герой войны, блестящий лётчик-испытатель — к началу 1960-х годов Георгий Береговой совершил подвигов, которых хватило бы на пять жизней, полных приключений.

Но Береговой о покое не мечтает — в 1963 году он становится одним из тех, кто зачислен в отряд советских космонавтов в так называемой «группе ВВС номер 2».

В «космическом отряде» Георгий Береговой выглядел настоящей «белой вороной». Он на тринадцать лет старше первого космонавта Земли Юрия Гагарина. Среди молодых пилотов по отношению к опытному коллеге проснулась ревность. Звучит смешно, но Героя Советского Союза и заслуженного лётчика-испытателя считали «блатным». Дело в том, что командир первого отряда космонавтов Николай Каманин в годы войны командовал подразделением, в состав которого входила и эскадрилья Берегового. На этом основании многие полагали, что Каманин протащил в космонавты своего любимчика.

Легенда гласит, что Юрий Гагарин в запале как-то бросил: «Пока я жив, Береговой в космос не полетит». По воле рока именно так и произошло — Георгий Береговой отправился в космос уже после гибели первого космонавта Земли.

Подготовка в отряде космонавтов давалась Береговому непросто. Он привык контролировать самолёты, а в первых космических кораблях пилот в большей степени оставался наблюдателем. Береговой, привыкший бороться за машину до конца, не любил парашютные прыжки, являвшиеся обязательной частью подготовки космонавтов.

Но он не привык отступать, продолжая упорно работать над собой, догоняя более молодых товарищей-конкурентов.

Полёт всей жизни

Между тем, у советской космонавтики началась «чёрная полоса». В 1966 году умер Сергей Королёв . Работы над новым кораблём «Союз» шли туго, конкуренты-американцы стремительно уходили вперёд.

Правительство поторапливало конструкторов, не имевших авторитета, которым пользовался Королёв. Те начинали торопиться, что приводило всё к новым и новым ошибкам. Три первых беспилотных корабля «Союз» завершали полеты аварийно. Было очевидно, что «сырой» корабль к полётам не готов, однако в апреле 1967 года в полёт на «Союзе-1» отправился Владимир Комаров . Итогом спешки стала гибель космонавта и фактическая приостановка пилотируемой программы СССР.

Инженеры продолжали работы с «Союзом», но на Земле «научить летать» космический корабль было невозможно. Нужен был новый полёт, «добро» на который никто не решался давать.

Неудачи подкосили решимость и уверенность, царившую в отечественной космонавтике в начале 1960-х.

Но бояться до бесконечности было невозможно. В октябре 1968 года в космос должны были отправиться беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с пилотом на борту, который должен был провести стыковку кораблей в космосе.

Пилотом «Союза-3» был назначен Георгий Береговой — самый возрастной, самый опытный, единственный, кто имел богатейший опыт лётчика-испытателя.

Георгий Береговой в космическом скафандре выходит из специально оборудованной комнаты после тренировки. 1969 год. Фото: РИА Новости

Вверх ногами

«Союз-3» стартовал с космодрома Байконур 26 октября 1968 года. 47-летний Береговой на тот момент был самым возрастным покорителем космоса. Более того, Береговой родился раньше всех людей, когда-либо побывавших на орбите, 15 апреля 1921 года, и это достижение абсолютно точно останется за ним навечно.

Старт прошёл успешно, а вот на орбите всё пошло не так. В самом начале полёта Береговой должен был провести стыковку с «Союзом-2», причём пройти она должна была в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров стыковки. Береговой предпринял несколько попыток, истратив практически всё отведённое на операцию топливо, но успеха не добился.

Причина выяснилась позднее — как оказалось, космонавт заводил «Союз-3» на стыковку в «перевёрнутом состоянии». В сущности, это была ошибка не Берегового, а медиков, не имевших к тому моменту достаточных сведений о воздействии невесомости. На первых витках у космонавтов происходит привыкание вестибулярного аппарата к условиям невесомости, потому стыковка в ручном режиме представляет чрезвычайно сложную задачу. Береговой, блестящий пилот, в условиях наличия земного притяжения не мог столкнуться с той проблемой, что возникла у него на орбите.

Но даже эта неудача оказалась полезной — врачи и инженеры учли этот фактор, выявленный Береговым, в будущем.

30 октября 1968 года «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи.

Лётчик-испытатель сумел усмирить нрав «Союза», на котором кое-кто уже поспешил поставить крест. И по сей день многократно модифицированная версия «Союза» доставляет космонавтов на МКС.

1 ноября 1968 года Георгий Береговой стал дважды Героем Советского Союза — единственным, кто получил первую «Золотую Звезду» за Великую Отечественную, а вторую — за полёт в космос.

Покушение

22 января 1969 года Береговой вновь рисковал жизнью, но на сей раз не по своей воле. В этот день в Кремле чествовали экипажи «Союза-4» и «Союза-5», успешно состыковавшиеся на орбите и благополучно вернувшиеся на Землю. Героев космоса, по традиции, провезли по улицам Москвы, где их приветствовал народ, а затем повезли на торжественные мероприятия в Кремле.

Помимо участников последнего полёта, в кортеже следовали также другие космонавты, а также руководители Советского государства.

На въезде в Кремль кортеж поджидал террорист Виктор Ильин , задумавший убить Леонида Брежнева. Увидев генсека на переднем сидении одной из машин, Ильин открыл огонь.

Но террорист ошибся. В машине сидел не Брежнев, а внешне похожий на него Георгий Береговой.

Осколками стекла Береговому рассекло лицо, но он не растерялся и здесь. Перехватив руль у смертельно раненого водителя, он сумел благополучно остановить машину.

Об этой истории в Советском Союзе не говорили два десятилетия, храня её под грифом «секретно».

Слово и дело

В 1972 году Георгий Береговой возглавил Центр подготовки космонавтов и руководил им на протяжении долгих 15 лет, возможно, самых удачных лет в истории советской космонавтики.

Он оставил после себя множество научных работ в области прикладной космонавтики, несколько книг воспоминаний и добрую память, которую хранят друзья, коллеги, ученики.

Герой войны, испытатель, космонавт, учёный, писатель, общественный деятель — Георгий Береговой прожил ярчайшую жизнь, не гоняясь за славой и популярностью. В его жизни слово всегда подкреплялось делом.

    Георгий Тимофеевич Береговой 15 апреля 1921(19210415) 30 июня 1995 Г. Т. Береговой Место рождения сел … Википедия

    - (13.04.1921 30.06.1995) летчик космонавт СССР, заслуженный летчик испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лауреат Государственной премии, генерал лейтенант авиации. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года.… … Большая биографическая энциклопедия

    Береговой Георгий Тимофеевич Энциклопедия «Авиация»

    Береговой Георгий Тимофеевич - Г. Т. Береговой Береговой Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975),… … Энциклопедия «Авиация»

    Береговой Георгий Тимофеевич - Г. Т. Береговой Береговой Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975),… … Энциклопедия «Авиация»

    Береговой Георгий Тимофеевич - Г. Т. Береговой Береговой Георгий Тимофеевич (р. 1921) — советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975),… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1921 1995) космонавт. Летчик космонавт СССР (1968), генерал лейтенант авиации (1977), участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), кандидат психологических наук, заслуженный летчик испытатель СССР (1961).… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 15.4.1921, с. Фёдоровка Карловского района Полтавской области), лётчик космонавт СССР, генерал майор авиации (1968), дважды Герой Советского Союза (26 октября 1944 и 1 ноября 1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1961). Член КПСС с 1943 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1921) советский лётчик испытатель, генерал лейтенант авиации (1977), дважды Герой Советского Союза (1944, 1968), лётчик космонавт СССР (1968), кандидат психологических наук (1975), заслуженный лётчик испытатель СССР (1961), заслуженный мастер … Энциклопедия техники

    - (1921 1995), лётчик, космонавт, генерал лейтенант авиации (1977), Герой Советского Союза (1944, 1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1961). Участник Великой Отечественной войны (совершил 185 боевых вылетов). Испытания самолётов МиГ, Ла, Як … Энциклопедический словарь

Георгий Береговой родился 15 апреля 1921 года в селе Фёдоровка ныне Карловского района Полтавской области Украины. В 1937 году окончил восемь классов средней школы в городе Енакиево. В 1937 году занимался в аэроклубе в городе Енакиево.

С 12 декабря 1938 года ­ в Красной Армии. 13 июня 1941 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу имени пролетариата Донбасса. С 13 июня 1941 года ­ пилот 314­-го разведывательного авиационного полка 28­-й авиационной дивизии Центрального фронта. С 3 октября 1941 года ­ пилот 15­-го запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С февраля 1942 года ­ пилот 150-­го ближнебомбардировочного авиационного полка Приволжского военного округа. Этот авиационный полк позднее был переименован в 451-­й штурмовой авиационный полк. До направления в действующую армию Георгий Береговой летал на самолётах "Як­-4" и "Р-­6".

Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. С 15 августа 1942 года служил командиром звена 451-­го штурмового авиационного полка. С 18 ноября 1942 года Георгий Береговой ­ командир звена 235-­го штурмового авиационного полка. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. С декабря 1942 года по 25 марта 1943 года проходил подготовку в 5-­м учебном авиационном полку.

К июлю 1944 года гвардии капитан Береговой совершил 108 боевых вылетов на самолётах "По-­2", "Р-­5", "СБ", "Ил­-2", из них 75 ­ ведущим группы штурмовиков. В одном из боёв получил лёгкое пулевое ранение в голень левой ноги.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Береговому Георгию Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К Победе выполнил 185 боевых вылетов. Участник Ржевско-­Сычевской и Ржевско­Вяземской операций, Курской битвы и битвы за Днепр, Белгородско-­Харьковской, Житомирско­-Бердичевской, Проскуровско­ Черновицкой, Львовско-­Сандомирской, Дебреценской, Бухарестской и Венской наступательных операций.

В январе 1964 года решением Главкома ВВС Береговой был зачислен в отряд космонавтов. С 25 января 1964 по 23 января 1965 года проходил общекосмическую подготовку. С марта 1965 года занимался боевым применением космических летательных аппаратов. С 3 мая 1965 по январь 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по научной программе длительностью 10 - 15 суток. В январе 1966 года программа полета корабля «Восход-­3» и состав экипажей были изменены. С января по май 1966 года проходил подготовку в качестве командира второго экипажа корабля «Восход­-3» для полета по военной программе длительностью до 20 суток.

Программа подготовки была завершена, комплексные тренировки сданы успешно, но в мае 1966 полет был отменен в связи с закрытием программы «Восход». C декабря 1966 по май 1968 года проходил подготовку в качестве командира активного КК «Союз» по программе стыковки на орбите, сначала в составе третьего экипажа, а с июня 1967 года ­ в первом экипаже. Полёт со стыковкой 2-­х пилотируемых кораблей был отложен. С августа по октябрь 1968 года проходил подготовку в качестве командира-­пилота корабля «Союз-­3», по программе стыковки с беспилотным кораблём «Союз­-2».

С 26 по 30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полёт на космическом корабле "Союз-­3", во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите и его двукратное сближение с беспилотным космическим кораблём "Союз­-2", произведён ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования космического корабля "Союз", а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства. Продолжительность полёта: 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.

За успешное выполнение орбитального полёта и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1968 года генерал-майор авиации Береговой Георгий Тимофеевич награждён орденом Ленина и второй медалью "Золотая Звезда".

С 9 апреля 1969 года Г.Т. Береговой ­ заместитель начальника, а с 26 июня 1972 года ­ начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. 3 января 1987 года уволен в отставку.

Жил в посёлке Чкаловский Московской области, затем ­ в Звёздном городке. Скончался 30 июня 1995 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-­й степени, Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, 2 орденами Отечественной войны 1-­й степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-­й степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и 11-­ю юбилейными медалями, иностранными наградами: «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда, орденом Георгия Димитрова, медалью «25 лет народной власти», медалью «100-­летие падения Османского ига», орденом Красного Знамени с бриллиантами, Золотой медалью «За боевое содружество», «Народный Герой Югославии» 2-й степени.

Награждён также золотой медалью имени Ю.А.Гагарина, медалью де Лаво, удостоен премии имени К.Э.Циолковского АН СССР. Лауреат Государственной премии СССР за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос». Почётный гражданин городов Калуга, Луганск, Енакиево, Винница, Плевен, Сливен.

В школе-­гимназии № 37 города Енакиево в музее народного образования открыт отдел, посвящённый Герою. Там же, в Енакиево, ему установлены бронзовый бюст и памятная стела на аллее Героев. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. В 2011 году Южная железная дорога присвоила имя Г.Т.Берегового поезду № 91/92 "Полтава­-Москва".

Г.Т.Береговой

Дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 1.11.1968), Летчик-космонавт СССР (01.11.1968), Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.04.1961), генерал-лейтенант авиации (14.02.1977).
Лауреат Государственной премии за подготовку экипажей для полетов по программе «Интеркосмос» (29.12.1981), Герой Социалистического труда НРБ (1970).
Родился 15 апреля 1921 г. в с. Федоровка Полтавской области. Окончил Ворошиловоградскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса в июне 1941 г. Через год он освоил пилотирование штурмовика Ил-2 и начал воевать командиром эскадрильи 90-го гвардейского штурмового авиационного полка.
Участник Великой Отечественной войны. За время участия в боевых действиях с мая 1942 г. совершил 186 боевых вылетов, бомбил и штурмовал вражеские танки, артиллерийские батареи, речные переправы и эшелоны, 3 раза был сбит, 3 раза горел в самолете, но всегда возвращался в строй.
В ходе боев за Сандомирский плацдарм гвардии капитан Береговой был участником легендарного «звездного» налета советской авиации на фашистский аэродром под Львовом. А служил он в 5-м штурмовом авиационном корпусе, которым командовал один из первых семерых Героев Советского Союза генерал-майор Н.П.Каманин. В октябре 1944 г. Береговому тоже присвоили звание Героя Советского Союза.
С 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года был слушателем командного факультета Краснознамённой Военно-воздушной академии (КВВА). Затем перевёлся на заочное отделение, которое окончил 25 декабря 1956 года, получив специальность «офицер ВВС с высшим командно-штабным образованием».
С 23 августа 1948 года служил летчиком-испытателем, а с 30 июня 1949 года – старшим летчиком-испытателем отдела летных испытаний Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
19 января 1951 года был переведен в 3-е отделения отдела летных испытаний истребительных самолетов. 5 апреля 1952 года был переведен во 2-е отделение этого отдела на должность заместителя начальника отделения по летной части. 29 октября 1953 года был освобожден от должности зам.начальника отделения с сохранением должности летчика-испытателя. 8 июля 1957 года был назначен заместителем начальника 1-го отдела по летной работе с сохранением должности старшего летчика-испытателя.
С 8 августа 1959 года был назначен главным летчиком-испытателем 1-й испытательной авиационной эскадрильи Управления испытаний комплексов перехвата и самолетов-истребителей.
С 25 февраля 1961 года служил старшим летчиком-испытателем, с 23 марта 1962 года служил заместителем командира эскадрильи, с 13 апреля 1963 года до зачисления в отряд космонавтов служил командиром 1-й авиационной испытательной эскадрильи, старшим летчиком-испытателем службы летных испытаний 1-го управления ГКНИИ ВВС, в/ч 15650.
Поднял в первый полет (в качестве 2 летчика) и выполнил испытания Р-2 (И-320; 9.09.1949). Участвовал в испытаниях МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9 (1958), Ту-128 (1962), ведущий летчик-испытатель по гос.испытаниям Як-25.
Однажды в полете на Су-9 Береговой ощутил частичное заклинивание в системе управления — ручка не шла «на себя». Такая неисправность, как правило требует катапультироваться. После нескольких попыток преодолеть упор, Береговой с силой рванул на себя ручку, и она пошла! Оказалось, что в элемент проводки системы управления (до бустера) попал какой-то болт, а при сильном рывке он выскочил. за проявленную выдержку и спасение самолета П.О.Сухой наградил Георгия Тимофеевича кинокамерой.
Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. Им было испытано более 60 типов самолётов.
В 1964 г. был зачислен в отряд советских космонавтов. Помощь бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда советских космонавтов, помогла 43-летнему испытателю преодолеть возрастной ценз (35 лет).
В 1968 в Центр управления полетами в Евпатории приехала группа новых будущих космонавтов, среди которых были Герой Советского Союза, 47-летний полковник Георгий Береговой и 41-летний подполковник Владимир Шаталов. Не проявив привычного почтения к техническому руководству полетами, эти офицеры заявили, что опытных летчиков, как это принято в авиации и на флоте, необходимо привлекать не только к тренировкам к полету на готовом космическом корабле, но и к самой разработке пилотируемой космической техники.
Береговой смело заявил, что члены Госкомиссии, техническое руководство и прочие руководители проявляют излишнюю осторожность, на годы растягивают беспилотные пуски (после смерти В.М.Комарова). Если форсировать запуски космических кораблей с человеком на борту, то и новые пилотируемые конструкции будут создаваться гораздо быстрее.
28 августа 1968 г. был запущен еще один космический корабль 7К-ОК под названием «Космос-238», благополучно вернувшийся на Землю. Все 5 беспилотных полетов кораблей этой серии прошли успешно, и правительственная комиссия приняла решение о подготовке пилотируемого полета. Необходимо было не только повторить полет, который выполнял В. Комаров, но и пойти дальше — осуществить стыковку двух космических кораблей, что позволило бы начать подготовку к запуску долговременных космических станций.
25 октября без замечаний был произведен запуск беспилотного корабля-мишени 7К-ОК N 10 «Союз-2». Его бортовые системы работали нормально. Было решено, что дальнее сближение с беспилотным кораблем будет производиться в автоматическом режиме с помощью поисковой системы «Игла», а с расстояния 150 метров пилот «активного корабля «Союз-3» начнет сближение вручную. Так как баллистики рассчитали проведение стыковки на затемненной, ночной части орбиты, то для визуального ориентира на «Союзе-2» в виде пирамиды засветятся сигнальные огни. Многие не соглашались с проведением стыковки на неосвещенной части орбиты. Многие понимали, что без определенного периода адаптации к невесомости и привыкания к ощущениям реального полета поставленную задачу с ходу будет выполнить очень сложно…
Ракета-носитель стартовала 26 октября в 11 часов 34 минуты 18,1 секунды.
Космонавт доложил: «Дальность — 40». То есть шеститонные космические корабли друг от друга отделяло всего 40 метров, и в это время они ушли из зоны радиовидимости наземных пунктов слежения. Как только корабли вновь появились в зоне связи, все поняли, что «слепая» стыковка не состоялась…
Когда у Берегового спросили о самочувствии, он ответил:
— Самочувствие отличное, настроение паршивое.
А произошло вот что, «Союз-2» при приближении к нему пилотируемого аппарата оказался перевернутым по продольной оси на 180 градусов. Только что перенеся стартовые перегрузки и волнение, не имея времени, чтобы привыкнуть к необычному состоянию невесомости, неприятным ощущениям тошноты, космонавт обязан был осуществить стыковку вручную, хотя до него с этой задачей прекрасно справлялась автоматика. Береговой с трудом адаптировался к быстро наступившей темноте и «погнался» за четырьмя трапециевидными огнями на приближающемся «Союзе-2». Когда он на дальности 30 метров затормозил, то сообразил, что надо перевернуть свой «Союз», иначе штырь его «активного» корабля не состыкуется с конусом «пассивного» двойника. Потом решил выйти в световую зону и нечаянно зацепил одну из ручек управления. Его «Союз-3» завертело. В течение 3 минут космонавт выправлял крен, расходовал около 40 кг топлива и понял, что продолжать сближение космических объектов уже опасно.
Многое, что пришлось испытать Береговому в том героическом полете, на Земле никто не предусмотрел, многому не обучили на тренажерах, а кто-то еще вдобавок ошибся в расчетах и предположениях. В тот раз конструкторы-проектировщики, баллистики и специалисты по автоматике невольно создали такие условия для космического рейда отважного человека, что он в сложной цепи управления орбитальным полетом стал самым «напряженным» звеном.
И все же космонавт вернулся на Землю с огромным числом ценных замечаний, которые помогли устранить ошибки и недоработки в подготовке новой смены космонавтов и проектировании более совершенных космических кораблей.
«За успешное выполнение орбитального полета и проявленные при этом мужество и героизм» Береговой был награжден второй медалью «Золотая Звезда» и удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
22 января 1969 в Кремле во время торжественной встречи космонавтов офицер Виктор Ильин обстрелял автомашину, в которой ехал Береговой, приняв её за автомобиль Брежнева (ошибке способствовало и лёгкое внешнее сходство Берегового с Брежневым). Сидевший рядом с Береговым шофёр был смертельно ранен; сам Береговой был легко ранен осколками лобового стекла.
9 апреля 1969 года был назначен старшим инструктором-космонавтом, заместителем начальника 1 НИИ ЦПК.
С 26 июня 1972 по 3 января 1987 года служил начальником 1 НИИ ЦПК им.Ю.А.Гагарина.
Отчислен из отряда космонавтов 25 февраля 1982 года. Продолжил службу в НИИ ЦПК.
3 января 1987 г. в звании генерал-лейтенанта уволен в запас по возрасту. Работал в ВИЦ «Лидар» АН СССР, а затем в совместном предприятии.
Имел труды в области космонавтики и инженерной психологии. Кандидат психологических наук. Являлся соавтором научных открытий в области физики верхней атмосферы.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 8-10 созывов (1974-1989); был командующим Всесоюзной комсомольской военно-спортивной игры «Орленок», командующим Всесоюзным юнармейским движением; являлся заместителем председателя Общества советско-венгерской дружбы, членом Президентского совета общества «СССР-Франция», председателем Общества советско-польской дружбы; избирался председателем совета Межреспубликанского союза ветеранов и воинов запаса. Автор книг «Угол атаки» (1971), «Небо начинается на Земле» (1976), «О времени и о себе» (1982), «Три высоты» (1986), «Земля — стратосфера — космос», «Космос — землянам», «Грань мужества», «По зову сердца». Соавтор книг «Оптические явления в атмосфере по наблюдениям с пилотируемых космических кораблей» (1972), «Космическая академия». М.: Машиностроение, 1987
Умер 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Лауреат Государственной премии СССР (1981); награждён двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и двумя орденами Ленина (26 октября 1944 года, 1 ноября 1968 года), двумя орденами Боевого Красного Знамени (1942, 1943), орденом Богдана Хмельницкого III степени (1944). орденом Александра Невского (1943), двумя орденами Отечественной Войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1954, 1955), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» Ш степени (1975). Медалями «За боевые заслуги» (1949), «За победу над Германией» (1945), «За взятие Будапешта» (1945), «За взятие Вены» (1945) и 11-ю юбилейными медалями.
Награды иностранных государств:
Был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического труда НРБ и орденом Георгия Димитрова (НРБ, 1970), медалью «25 лет народной власти» (НРБ), медалью «100-летие падения Османского ига» (НРБ, 1979), медалью «100 лет со дня рождения Георгия Димитрова» (НРБ, 1983), орденом Государственного Знамени (ВНР, 1985), орденом Красного Знамени с бриллиантами (ВНР), Золотой медалью «За боевое содружество» (ВНР, 1980), Крестом Грюнвальда III степени (ПНР), орденом Тудора Владимиреску V степени (СРР), орденом «Народный Герой Югославии» II степени.

Береговой Георгий Тимофеевич - космонавт, генерал-лейтенант авиации, Он стал единственным человеком, получившим одну Звезду Героя за боевые заслуги, а другую - за освоение космоса.

Детские и юношеские годы

15 апреля 1921 в небольшой деревне Федоровка Украина) родился Береговой Георгий Тимофеевич. Семья вскоре после его рождения переехала в Енакиево (Донецкая область).

Обучаясь в средней школе, мальчик уже проявлял серьезное стремление к небу. Сначала был инструктором, а после занял должность руководителя секции авиамоделирования, которая находилась в Енакиевской Детской станции юных техников. Также принимал участие в работе местного аэроклуба.

Окончив среднюю школу, Береговой начал работать на местном металлургическом комбинате, оттуда же и был призван в армию.

Боевой путь

В 1941 году Береговой Георгий Тимофеевич стал выпускником Ворошиловградской школы военных летчиков. Брал активное участие в боевых действиях, начиная с лета 1942 года вплоть до победы. Был простым летчиком, потом командиром звена, а впоследствии и командиром эскадрильи.

За годы войны 186 раз поднимал самолет на боевые вылеты. Трижды его сбивали противники, столько же раз его самолет горел, но Береговой каждый раз бесстрашно возвращался в небо.

За проявленную в летных боях отвагу в 1944 году был удостоен наивысшей награды - Золотой

Летчик-испытатель

После завершения войны будущий космонавт не оставил небо. В 1948 году, окончив высшие офицерские курсы, Береговой Георгий Тимофеевич приступил к испытаниям новейших разработок реактивных самолетов. Был вторым пилотом при первом вылете и испытаниях модели Р-2. Среди самолетов, испытанных Береговым, такие как МиГ-19, Су-9, Ту-128, Як-27К и многие другие - всего более 60 моделей. Также Георгий Тимофеевич являлся ведущим летчиком-испытателем реактивного самолета Як-25.

Один из полетов на Су-9 чуть не стоил Береговому жизни. Впоследствии частичного заклинивания системы управления самолет не мог набирать высоту. Как правило, в таких случаях пилот должен немедленно катапультироваться. Но летчик отказался это делать, и после нескольких неудачных попыток сумел взять самолет под свое управление. За такое мужество и спасение боевой машины генеральный авиаконструктор Сухой подарил Береговому кинокамеру.

1956 году, не отрываясь от полетов, летчик-испытатель стал выпускником Военно-воздушной академии. Впоследствии он взят на должность заместителем начальника Первого испытательного управления ГКНДИ ВВС, а в 1961 году стал Заслуженным летчиком-испытателем.

Подготовка к полету в космос

1964 год стал переломным для известного летчика: его приняли в отряд, готовящийся к полету в космос. Несмотря на то что 43-летний Береговой по возрасту уже не подходил (максимально допустимый возраст тогда был 35 лет), он был допущен к подготовительной программе.

Спустя 4 года будущие космонавты посетили в Евпатории где потребовали привлекать их не только к полетам на готовых аппаратах, но и к их разработкам. По мнению Берегового, из-за лишних предосторожностей государственной комиссии и конструкторов, слишком надолго оттягивались пилотируемые запуски космических аппаратов. После того как пять тренировочных беспилотных кораблей успешно вернулись на Землю, было принято решение о проведении эксперимента - стыковке двух аппаратов в открытом космосе.

25 октября был успешно запущен беспилотный корабль 7К-ОК N10 "Союз-2", служащий мишенью. Предполагалось, что два корабля сначала сблизятся, используя поисковую систему "Игла", а на расстоянии в 150 метров пилот начнет сближать аппараты вручную. Поскольку стыковка должна была произойти на темной стороне орбиты, на "Союзе-2" были предусмотрены сигнальные огни. Некоторые конструкторы были против такого эксперимента, но запуск все же состоялся.

Космический опыт

26 октября с помощью ракеты-носителя стартовал "Союз-3" с Береговым на борту. Эксперимент шел по плану, и вскоре от космонавта услышали "Дальность - 40". Это значило, что расстояние между громадными кораблями было равно 40 метров. В это же время аппараты покинули зону радиовидимости наземных наблюдательных пунктов. Когда связь возобновилась, стало ясно, что эксперимент не удался: из-за неправильных расчетов Береговой не сумел совершить "слепую" стыковку. Когда его спросили о самочувствии, в ответ услышали раздражительную фразу: "Самочувствие в норме, а настроение - паршивое".

В этом полете Береговой Георгий Тимофеевич во многих аспектах выступил первопроходцем, ведь перенесенное им не учитывалось при подготовке космонавта и при проведении технических расчетов. После возвращения на Землю пилот сделал массу ценных замечаний конструкторам и техникам. Благодаря им значительно улучшилась подготовка будущих космонавтов, а космические аппараты начали проектировать более тщательно. За этот полет Береговой был во второй раз награжден Звездой Героя.

В период с 1972 г. по 1987 г. - руководитель Центра подготовки космонавтов им. Гагарина. По окончании этого периода (в 1987 г.), будучи на тот момент генералом-лейтенантом авиации, предпочел уйти в отставку по возрасту.

Научная и политическая деятельность

Помимо летной и учебной деятельности, Береговой Георгий Тимофеевич писал научные работы, касающиеся космонавтики и инженерной психологии. Также этот великий человек - соавтор нескольких открытий в области физики атмосферы. Также Береговой был председателем Общества польско-советской дружбы и Межреспубликанского союза ветеранов. Писал Георгий Тимофеевич и художественные произведения.

Береговой Георгий Тимофеевич, фото которого вы видите в статье, трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Перечень наград

Среди множества наград, полученных Береговым, следует отметить:

  • две Золотые Звезды Героя;
  • два ордена Ленина;
  • два ордена Красного Знамени;
  • два ;
  • два ордена Отечественной войны 1 степени.

Также Береговой Георгий Тимофеевич, биография которого представлена вашему вниманию в статье, являлся почетным гражданином Калуги и других городов.

Георгия Тимофеевича не стало 30 июня 1995 года. Был упокоен со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище (Москва).

Обладая огромным количеством всевозможных наград и званий, Береговой всегда о себе говорил очень скромно: "Таких ребят, как я - тысячи, возможно, сотни тысяч". Но в истории советской авиации и космонавтики он навсегда остался единственным космонавтом, прошедшим войну.

Береговой Георгий Тимофеевич, биография которого может служить примером для многих поколений, прожил долгую и интересную жизнь. Никому не известный парень стал героем, имя которого знал и знает почти весь мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: