Конспект беседа по сказке "серебряное копытце". Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: П

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА

Урок по литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Урок разработан

учителем начальных классов

Пеньковой

Оксаной Борисовной


Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цели : познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова;

отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление;

учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/

Планируемые результаты (целевые установки урока):

Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/

Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.

Технологии, используемые на данном уроке:

Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)

Проблемного, поискового обучения

Диалогические

ИКТ

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальный опрос;

работа в парах;

тестирование;

индивидуальный опрос

Методы обучения:

анализ художественного текста в единстве содержания и формы;

частично - поисковый;

словесный;

наглядно- иллюстративный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?

    Введение в тему

Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.

Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.

Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.

    Работа над темой урока.

А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.

Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)

У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…

Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.

По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

    Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

    Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»

а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)

Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.

б) Работа с учебником

В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.

Словарно – лексическая работа.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ

ВЗЪЕСТЬСЯ

ГОЛБЧИК

ПОЖИТКИ

ПОХЛЁБКА

НЕСПОДРУЧНО

ПОСОБНИК

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ

СТАТОЧНОЕ ДЕЛО

В) Знакомство со второй частью сказки.

Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.

(Читают хорошо читающие дети)

    Беседа после прочтения и подведение итогов урока

Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.

Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?

Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?

    Домашнее задание:

Найдите пояснение к словам:

БАЛАГАН

УГРУЗНЕШЬ

СОЛОНИНА

ПОТЕШАТЬ

  • Познакомить с содержанием произведения П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
  • Познакомить с богатствами Уральского края, с его традициях, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
  • Выполнить аппликацию к произведению

Оборудование, используемое на уроке:

  1. Коллекция уральских самоцветов.
  2. Фотографии изделий из самоцветов.
  3. Фотографии уральской природы.
  4. Портрет П.П.Бажова.
  5. Детали для аппликации (дом, деревья, девочка Дарёнка, олень Серебряное копытце, кошка Мурёнка).
  6. Иллюстрации к сказке.
  7. Рисунки Серебряного копытца на отдельном листке по количеству уч-ся.
  8. Книги П.П.Бажова для выставки.
  1. Орг. момент.
  2. Беседа о родном крае.
  3. Рассказ о П.П. Бажове.
  4. Выставка книг (краткий обзор по книгам). (Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Сами ученики кратко рассказывают об уже прочитанных произведениях, а учитель коротко делает аннотацию к другим произведениям, заинтересовывая тем самым детей узнать об этом сказе).
  5. Сообщение цели.
  6. Словарная работа. (Объясняются сложные слова, которые встречаются в тексте. Все слова печатаются на карточках, чтобы дети могли их зрительно воспринять. Хоть дети и читают по слогам, зрительное восприятие слов будет стимулом к быстрому чтению).
  7. Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие дети приходят в 1 класс не читающие, поэтому сказ читает учитель. Сказ довольно большой по объёму, поэтому заранее учитель продумывает, какие отрывки из произведения можно не читать, чтобы не потерялся смысл сказа, и была достигнута цель, поставленная на уроке.)
  8. Беседа по содержанию
  9. Творческая работа. (Для детей заранее заготовлены листы с фигуркой молодого оленя, и кусочки цветной бумаги, а их задача доделать работу до конца. Для закрепления понятия самоцветы используются элементы работы с бумагой. Дети из кусочков цветной бумаги вырезают цветные “камешки”. На этом этапе урока идёт закрепление навыка работы с ножницами, развивается мелкая моторика у учащихся и пополняется их словарный запас).
  10. Выставка работ.
  11. Итог урока.
  12. Дом.задание

Основные вопросы:

  • Что такое самоцветы?
  • Кто такой П.П.Бажов?
  • Кто главные герои этого сказа?
  • Что обозначают старорусские слова?
  • Как звали кошку девочки?
  • Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
  • Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
  • Где жили Кокованя и Дарёнка?
  • Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
  • Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника?
  • Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?

Практическая работа. Работа с цветной бумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.

Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Беседа о родном крае.

– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)

Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (вывешиваются иллюстрации).

Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

– А кто знает, что такое самоцветы?

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показ камней из коллекции). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показ фотографий)

3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)

Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

Выставка книг (краткий обзор по книгам).

4. Сообщение цели

.

А мы сегодня познакомимся ещё с одним знаменитым произведением – “Серебряное копытце”.

5. Словарная работа

.

Артель – бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик – начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки – место, где косят траву.

Ф И З М И Н У Т К А.

6. Чтение сказа учителем в сокращении.

Цель перед чтением: Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

6. Беседа по содержанию.

(За правильный ответ ученик получает “самоцвет”, которые потом используют для аппликации). Соберем свою коллекцию камней.

  1. Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
  2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
  3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
  4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).
  5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
  6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
  7. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
  8. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).

Посмотрите, какая получилась картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику)

(По ходу ответов на доске появляется картина-аппликация, составленная из отдельных деталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, дети приклеивают под копытце козлика).

Ф И З М И Н У Т К А.

7. Творческая работа.

Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:

– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).

У вас на столе заготовлены кусочки цветной бумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Вы сейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.

(самостоятельная работа учащихся)

А учитель в это время помогает.

8.Выставка работ.

Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляется на доске)

9. Итог урока.

К какому сказу у нас иллюстрация на доске? Понравилась, ребята вам произведение? Кто его автор? А как называются драгоценные камни, которые добывают у нас в Уральских горах?

10. Дом.задание

А дома расскажите о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке и Серебряном копытце своим родителям.

Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)

Программное содержание.

1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой . Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.

2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.

Обогащение словаря : пожитки, балаган, душной.

3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки .

Методические приёмы.

1. Какие рассказы вы знаете ?

2. Какие сказки вы знаете ?

3. Чем отличается рассказ от сказки ?

Ход о. о. д.

Воспитатель : сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова «Серебряное копытце » , в которой рас-

сказывается о добром старике , который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце .

Словарная работа. (душной)

Воспитатель : Как у нас-то козёл

Что за умница был

Сам по воду ходил,

Сам и кашу варил

Деда с бабкой кормил…

Чтение сказки воспитателем .

Беседа по воспроизведению текста :

1. Расскажите, что увидел старик . (Кокованя в избе, где жила сиротка.)

2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье . (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)

3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем ) . Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный) . Если дети не ответят, зачитать.

4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце .

5. Какой был старик (старый , добрый, трудолюбивый) . В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?

6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?

7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной)

Закончить сказку тем , что надо рассказать о том , что эта сказка называется-бытовой , волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани , который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том , что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной .

Примечание :

К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.

Пожитки-одежда

Балаган-избушка.

Пособник-помощник.

Ворочайся-возвращайся.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Асбестовского городского округа

Урок литературного чтения

(внеклассное чтение)

1 -в класс

Исполнитель:

Зубова Римма

Александровна

Должность:

учитель

начальных классов

Асбест

2014 г

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс: 1

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология : технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.

Цель: формирование у учащихся УУД.

Задачи:

Образовательные:

    прививать интерес школьников к книге, литературе;

    раскрыть понятие сказа как жанра литературы;

    познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;

Развивающие:

    развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

    расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;

    развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;

Воспитательные:

    способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.

Формирование УУД:

Предметные:

    воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

    самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

    участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

Личностные:

    мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

    эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

    принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

    слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

    принимать участие в обсуждении прочитанного;

    принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

    работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Познавательные УУД:

    определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.

Основные понятия: сказ

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа

Дидактический материал и оборудование:

    компьютер, проектор, экран;

    презентация;

    книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

    карточки для самостоятельной работы;

    коллекция уральских самоцветов.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Беседа о родном крае (работа с презентацией).

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове.

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

Y . Сообщение темы и цели урока.

YI . Словарная работа.

VII . Чтение сказа учителем .

YIII . Беседа по содержанию произведения.

IX . Физминутка.

    Выполнение заданий по прочитанному произведению.

а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;

б) Работа в парах: составление картинного плана;

в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.

XI . Итог урока.

XII . Рефлексия.

XIII . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент ( слайд 1).

Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живёт в горе. Вижу я Дарёнушку – сразу Ящерки мелькнули на заре… И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло… В дальний домик дедушки Бажова, На Урал меня перенесло!

II . Беседа о родном крае.

Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3).

Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове ( слайд 5).

В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому

его произведения называют сказами, а не сказками.

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки – 75 лет.

Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).

Y .Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).

YI . Словарная работа (слайд 8).

(слова записаны на доску). Артель – бригада, коллектив с одной целью работы. Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей. Приказчик – начальник. Козлик – молодой олень. Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу. Солонина – солёное мясо. Покосные ложки – место, где косят траву.

YII . Чтение сказа учителем

Цель перед чтением :

Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

(Чтение сопровождается показом иллюстраций).

YIII . Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).

Соберем свою коллекцию камней.

Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа?
(Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)

2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)

3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)

4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).

5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)

6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).

6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)

7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).

IX . Физминутка

Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так: - Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце .

X . Выполнение заданий по прочитанному произведению.

А) Работа в группах (под руководством учителя)

- Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9).

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.

1 группа (девочки) – составляют характеристику Дарёнке;

2 группа (мальчики) – составляют характеристику Коковане.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

- Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

Проверка задания (слайд 10 – 11).

Б) Работа в парах: составление картинного плана

Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.

Проверка задания (слайд 12).

В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.

1 М

2 Х

3 Д

4 С

5 К

6 Б

По горизонтали:

2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа?

По вертикали:

1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?

- Проверка задания

XI . Итог урока.

Наше сказочное путешествие заканчивается.

    Понравилось, ребята, вам произведение?

    Что в сказе было реально, а что вымысел?
    - Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
    Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).

XII . Рефлексия.

- Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке.

(На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета).

- Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию.

- Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек.

- Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый .

- Если испытывали трудности – приклейте красный камушек.

/ заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/

XIII . Домашнее задание.

- Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце.

Если хотите – нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок окончен.

Используемые ресурсы:

Учитель: Серебрякова Татьяна Алексеевна

ЦО Первая Европейская гимназия Петра Великого

Технологическая карта урока – по литературному чтению

по теме: «П. П. Бажов «Серебряное копытце» в рамках ФГОС

Класс: 4 класс

УМК " Школа России"

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение»

4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце

Цель: обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте,

1.Учебные задачи , направленные на достижение личностных результатов обучения:

Воспитание чувства гордости за свою Родину.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные:

- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока

Познавательные:

Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,

Поиск необходимой информации в книге,

Умение ориентироваться в учебной и художественной книге,

Развивать умения учащихся составлять характеристику героев,

Умение составлять синквейн

Коммуникативные:

Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника

Осмысление правил взаимодействия в паре

Личностные:

Формирование системы нравственных отношений (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни,

Проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Развитие речи, мышления, воображения школьников

Знать биографию писателя

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015

Интерактивная доска, компьютер;

Выставка книг по теме урока,

Костюмы для инсценировки

Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);

    Организационный (1минута)

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Позвенел звонок, начинается урок.

На уроке не зевать думать, слышать, отвечать.

    Речевая разминка (2 минуты)

Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути. (Гимнастика проводится стоя.)

А) Дыхательная гимнастика

На доске на листке написаны буквы, которые дети произносят сначала очень тихо, а потом усиливая звук - громко, и наоборот.

Игра «Горка»

аааааааа, ууууууу.

Учитель: Посмотрите на доску и произнесите гласные звуки, взбираясь на горку сначала очень тихо, а потом громче.

Б) Развитие артикуляционного аппарата и умение читать про себя.

Учитель: подойдите ко мне и выберете листочек с заданием.

Дети берут из рук учителя листок, на котором написано скороговорка с индивидуальным зданием.

    Прочитай про себя, потом вслух медленно.

    Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией

    Прочитай про себя, потом с раздражением

    Прочитай про себя, потом с радостью

    Прочитай про себя, потом выразительно

    Прочитай про себя, потом скороговоркой

В зимний холод всякий молод,

Всякий молод в зимний холод.

3. Проверка домашнего задания.(5 минут)

Цель: проверить знания о биографии писателя и содержания сказа

А) Учитель: С жизнью и творчеством, какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? (Слайд №1)

(Мы знакомились с творчеством П.П.Бажова)

Показать портрет П.П.Бажова.

Учитель: - Где и в какой семье родился П.П.Бажов?

(Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера.)

Что привлекало Павла Петровича с детства?

(Его интересовали люди, работающие на горном заводе, местные предания, сказки и песни родного Урала.)

Кто был Бажов по профессии?

(Школьный учитель, журналист, писатель)

Чем занимался Бажов в свободное от работы время?

(Он бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал в тетрадь все, что они ему рассказывали- были и небылицы, подлинные истории народные предания, песни сложенные столетия назад,)

С какими людьми ему было интересно общаться? (С простыми уральскими мастерами, которые лили сталь, делали оружие. Павла Петровича влекли душевная красота и достоинство трудового народа)

Какие произведения Павла Петровича вы знаете?

(Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Каменный цветок, Горный мастер, Две ящерки, Голубая змейка…)

Учитель: А какое произведение вы читали на прошлом уроке?

(Серебряное копытце) (Слайд №2)

Учитель: Можете назвать идею произведения? (заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)

Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.

Учитель: А как вы хорошо читали, я проверю следующим способом. (Открываем учебник по закладке)

На слайде вы увидите иллюстрацию. Необходимо найти в тексте и зачитать отрывок, подходящий к слайду.

4.Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Поработаем в парах. Вы получаете один тест на двоих и обводите в кружок верный ответ.

ТЕСТ

1. Как звали отца Дарёнки?

А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

3.Кошка Мурёнка была…

А) серой Б) белой В) бурой

4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

А) 1 Б) 2 В) 3

5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?

А) голубого Б) розового В) зелёного.

6.Как назывались камни- самоцветы, о которых рассказывается в сказе Бажова?

А) горный хрусталь Б) хризолит В) малахит

В) -Какое это произведение по жанру?

А) Сказка Б) Рассказ в) Сказ

Что такое сказ? Определите тему урока.

Учитель: Как вы думаете, эти слова однокоренные? (да)

Докажите.

Что такое сказка? Вспомните признаки сказки.

Набрасывает определение сказки на листке.

Вымысел, волшебные предметы, герои, троекратный повтор, добро побеждает зло.

Рассказ- повествование о случае, эпизод, реальные события, герои обычные люди.

А во сказе- элементы вымысла, главные герои – рабочий завода, сиротка,

Учитель включает интерактивную доску. Таким образом, распределите определение сказки, рассказа и сказа.

А сам П.П.Бажов говорил о сказе….(Слайд №

Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.

Есть волшебные предметы.

Есть сказочные герои и события.

Рассказчик.

5. Физминутка

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)

На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)

Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

    Работа над характеристикой главных героев.

Учитель: Прекрасное и забавное время года- зима!

Может потому все чудеса зимой происходят…

Какое чудо произошло в сказе Бажова?

(Что из под ног серебряного копытца выскакивали камешки.)

1. Характеристика главных героев.

Почему оно произошло именно с Даренкой и Кокованей?

Давайте охарактеризуем героев по плану.

Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»

Почему Кокованя решил взять Даренку себе в дом?

(Чтобы веселее жилось).

А Кокованя это его имя? Почему его так могли его назвать?

Учитель: Если исходить из этимологии, то слово "коко" в диалекте Вологодской области означает слово "крестный". Следовательно, у Бажова в сказке имелось в виду "коко Ваня" - крестный Ваня.

Охарактеризуйте Кокованю.

Опишите героя по плану.

План. (каждого на листке)

    Семейное положение. (Одинокий)

    Опишите его внешность. (Старик большой да бородатый)

    Какой характер у героя? (Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту)

    Чем занимается герой? (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, мастер сказки сказывать)

    Какие поступки совершает? (Добрые, например, взял сироту и ее кошку. Комил, поил, веселил, сказки сказывал, взял с собой на козлика посмотреть)

Учитель: Охарактеризуйте главную героиню. Как ее звали? Даренка – какое это имя? Даренка –мужественная, храбрая, а наша Даренка такая? Докажи.

    Семейное положение. (Сирота)

    Внешность (Маленькая, по шестому году, носишко пуговкой)

    Характер (Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту)

    Чем занимается герой? (В избе прибирается, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любит сказки слушать)

    Какие поступки совершает? (Подобрала кошку брошенную, не побоялась остаться одна в балагане, не собирала камешки драгоценные, а лишь любовалась ими..)

    Как вы относитесь к герою? (Суважением)

    Рефлексия.

    Подведение итогов.

Синквейн Главный герой.

    Домашнее задание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: