Взгляды герберта спенсера. Герберт Спенсер - английский философ и социолог: основные идеи, цитаты

Биография

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии , в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (Social Statics , ) и «Социологические исследования» (The Study of Sociology , ) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология» (Descriptive Sociology , -). Спенсер - основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию laissez-faire . Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма ясно изложен в «Принципах этики»:

Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (Autobiography , 2 vol., 1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишённый чувства юмора и романтических устремлений. Выступал против революций и резко отрицательно относился к социалистическим идеям. Считал, что человеческое общество, как и органический мир, развивается постепенно, эволюционно. Был открытым противником образования для малоимущих слоёв населения, считал демократизацию образования вредной.

Предложил изящное разрешение парадокса курицы и яйца : «Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо», - редуцировав таким образом один из объектов. Это вполне согласно современной эволюционной биологии , популяризированной, в частности, «Эгоистичным геном » Ричарда Докинза .

Концепция социальных институтов

Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов») :

  • поддерживающая - производство необходимых продуктов
  • дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)
  • регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целому.

Типы обществ

Военный тип общества - военные конфликты и истребление или порабощение побеждённого победителем; централизованный контроль. Государство вмешивается в промышленность, торговлю и духовную жизнь, насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды . Правительственное вмешательство не только не приносит никакой пользы, но даже прямо вредно.

Личные права

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

Спенсер защищал «право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других». Политические права - нужны для того, чтобы защищать личные права. «Политические права должны быть так распределены, чтобы не только индивиды, но и классы не могли угнетать друг друга». Однако, несмотря на всю свою либеральность, Спенсер был против предоставления политических прав женщинам .

Критика

Критики утверждают, что взгляды Спенсера послужили «научным» прикрытием расовых предубеждений . Дарвиновская теория эволюции неверно трактовалась Спенсером как описание интеллектуального и нравственного прогресса. На основе своей доктрины социального дарвинизма Спенсер пришел к выводу, что небелые расы стоят на эволюционной лестнице ниже европейцев. Взгляды Спенсера способствовали развитию таких антигуманных практик как принудительная стерилизация преступников и «слабоумных». Идеология «низших рас» использовалась нацистами для оправдания убийства славян, евреев, цыган и

Английский философ и социолог, основоположник органической школы социологии.

Как и Конт , он был широко образованным ученым, одним из выдающихся умов своего времени и создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. На Спенсера оказал глубокое влияние теория эволюции Чарльза Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества.

Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами , а отдельные части общества (государство, семья, система образования и т.д.) с частями организма (сердце, нервная система), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что об­щество, подобно биологическим организмам, развивается от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» проходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, способствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся все более специализированными.

Таким образом, общество развивается от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы; в направлении сложной структуры совершенно не схожими между собой элементами.

В сложном обществе одну часть (институт) нельзя заменить другой, все части должны функционировать на благо целого, в противном случае в обществе наступит кризис. Соглас­но Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции. Он считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естест­венного отбора. Суть органической теории общества заключается в том, что общество рас­сматривается как единая система взаимодействия природных и социальных факторов, кото­рые развиваются по биологическим законам. Такая философия получила название социаль­ный дарвинизм. Представляет интерес теория эволюции Спенсера, в том числе социальной. В эволюции он выделяет следующие основные моменты:

1. Переход от простого к сложному (интеграция).

2. Переход от однородного к разнородному (дифференциация).

3. Переход от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Спенсер считал эту теорию приемлемой также для коммерческих предприятий и эконо­мических институтов, и полагал, что при невмешательстве права в социальный процесс на основе свободного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнут естественней устойчивое равновесие интересов

В политических взглядах Спенсер был приверженцем либерализма. Использование методов аналогии между биологическими и социальными организмами позволило ввести в на­учный оборот категории структура и функция, а также выработать концепцию усложнения строения общества в процессе дифференциации и интеграции его элементов.

Герберт Спенсер основные идеи английского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Спенсер основные идеи кратко

Герберт Спенсер является основоположником органического направления в социологии. Он рассматривал общество как живой, биологический организм. Главные труды мыслителя — «Политические учреждения», «Основные начала» и «Система синтетической философии» в 3-ех томах.

  • Социальный мир является прямым продолжением мира природы. Сам же мир эволюционирует в 3-ех стадиях – доорганическая, органическая, недорганическая.
  • Создал теорию общества. Согласно ей существует научная пирамида: математика – биология – психология – социология – развитие человеческой психики. На пике пирамиды происходит формирование абстрактного мышления и представление про абстрактные сущности. Общество по Спенсеру – это сущность, тотальность по отношению к индивиду, реальность, которая не сводится к людям и является самодостаточной сама по себе. Общество – это организм подобный живому. Основные его характеристики: прогрессивная дифференциация структуры и строения, непрерывный рост, увеличение внутренней связанности и массы (прогрессивная интеграция), прогрессивная дифференциация отправления функций. Общество прогрессирует в направлении роста определенности и многообразия, объема и связанности.
  • Выделил базисные подсистемы общества, функционально едины. Это:
  1. Пищеварительная система – это промышленная организация общества, производительная деятельность. Она обусловлена геологией, экологией, географией, демографией.
  2. Распределительная система – это коммуникативные средства общества (дороги, пути сообщения, агенты, региональные связи) и система разделения труда.
  3. Регулятивная система – это тратящая и правящая система, которая основана на кооперации. Данная система возникает в результате общественных войн. Компоненты регулятивной системы: армия, финансы, правительство, банки. Со временем система усложняется.
  • По Спенсеру существуют базисные институты: церковные учреждения, обряд, семья, политика. Функция церковного учреждения – это сплочение общества путем осуществления правил поведения и обрядов поклонения. Когда ритуальный контроль заменяется нравственным, то церковь утрачивает свое значение. Обряд – это первичная форма политического и военного контроля, более древняя, чем церковная или политическая. Возникает для сплоченности общества. Формы семьи — эндогамия и экзогамия. Формы брака — полигамия (в военном обществе), полиандрия, моногамия (в промышленном обществе). Политические учреждения и организации – это организации, которые связаны с формой политического контроля на отдельной территории.
  • Выделил 2 типа общества – военное и промышленное. Военное общество занимается завоеванием территорий и новой рабочей силы. Его экономика построена на принудительной рабочей силе. В нем главным политическим институтом является государство. Промышленное общество характеризуется свободной кооперацией на базе взаимовыгодного контракта. Основу его экономики составляет система разделения труда на основе торговых и промышленных взаимодействий. Основные черты промышленного общества — свобода совести, географическая свобода политических взглядов и индивида, армия для народа.
  • Философия изучает феномены чувственного характера, поддающиеся систематизации.
  • Главная задача философской науки – примирение религии и науки.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер (годы жизни - 1820-1903) - философ из Англии, главный представитель получившего широко распространение во 2 половине 19 века эволюционизма. Он понимал под философией целостное, однородное знание, основанное на конкретных науках и достигшее в своем развитии универсальной общности. То есть, по его мнению, это высшая ступень познания, охватывающего весь мир закона. По Спенсеру, он заключается в эволюционизме, то есть развитии. Главные сочинения этого автора: "Психология" (1855 год), "Система синтетической философии" (1862-1896), "Социальная статистика" (1848 год).

Юные годы Спенсера

Родился Герберт Спенсер в 1820 году, 27 апреля, в Дерби. Дядя, отец и дед его были учителями. Настолько плохое здоровье имел Герберт, что родители его даже теряли несколько раз надежду на то, что мальчик выживет. В детстве он не проявлял каких-либо феноменальных способностей, научился читать лишь в 8 лет, правда, книги не сильно его интересовали. Герберт Спенсер в школе был ленив и рассеян, к тому же упрям и непослушен. Его воспитанием дома занимался отец, который хотел, чтобы сын приобрел неординарное и самостоятельное мышление. Герберт благодаря физическим упражнениям поправил свое здоровье.

Образование Герберта Спенсера

Его отправили в 13 лет, согласно английскому обычаю, к дяде на воспитание. Томас, дядя Спенсера, был в Бате священником. Это был "университетский человек". Герберт по его настоянию продолжил в Кембриджском университете образование. Однако после окончания подготовительного трехлетнего курса отправился домой. Он решил продолжить обучение самостоятельно.

Никогда не раскаивался Герберт Спенсер в том, что академического образования не получил. Он прошел хорошую школу жизни, которая впоследствии помогла преодолеть множество трудностей, возникающих при решении тех или иных задач.

Спенсер - инженер

Отец Спенсера хотел, чтобы сын стал педагогом, то есть пошел по его стопам. Получив среднее образование, он действительно помогал в течение нескольких месяцев в школе, где учился сам когда-то, одному преподавателю. У Спенсера обнаружился педагогический талант. Но он интересовался больше естествознанием и математикой, чем филологией и историей. Поэтому, когда при строительстве железной дороги освободилось место инженера, принял без колебаний Герберт Спенсер. Биография его в это время отмечена тем, что он, исполняя свою должность, набрасывал планы, чертил карты. Интересующий нас мыслитель изобрел даже специальный инструмент ("велосиметр"), предназначенный для измерения скорости поездов.

Особенности Спенсера как философа

От большинства философов-предшественников Герберт Спенсер, биография которого описана в этой статье, отличается практическим Это сближает его с Контом, основателем позитивизма, а также Ренувье, новокантианцем, которые тоже не закончили курса в университете. Данная особенность сыграла важную роль при формировании оригинального Спенсера. Но были в этом и свои недостатки. Например, он, подобно Конту, не знал совершенно немецкого языка, поэтому труды философов, писавших на нем, в оригинале читать не мог. К тому же в течение первой половины 19 века в Англии оставались неизвестными немецкие мыслители (Шеллинг, Фихте, Кант и др.). Только с конца 1820-х годов начинают англичане знакомиться с авторами из Германии. Первые переводы при этом были очень низкого качества.

Самообразование, первые философские сочинения

В руки Спенсера в 1839 году попадают "Принципы геологии" Лайелля. Он знакомится по этому сочинению с теорией эволюции жизни. По-прежнему Спенсер увлечен инженерными проектами, однако становится ясно теперь, что профессия эта прочного материального положения ему не гарантирует. Герберт в 1841 году возвращается домой и занимается в течение двух лет самообразованием. Он знакомится с трудами классиков философии и публикует в это же время первые свои сочинения - статьи, написанные для "Нонконформиста", посвященные вопросам истинных границ государственной деятельности.

Герберт в 1843-1846 годах снова работает в качестве инженера, возглавив бюро. Он интересуется все больше политическими вопросами. Большое влияние оказал на него в этой области дядя Томас, священник, который придерживался, в отличие от других членов семьи Спенсера, консервативных взглядов, участвовал в демократическом движении чартистов, а также в агитации за отмену хлебных законов.

"Социальная статистика"

Спенсер в 1846 году становится помощником редактора "Экономиста" (еженедельника). Он зарабатывает неплохо, посвящая свободное время собственным работам. Герберт пишет "Социальную статистику", в которой развитие жизни рассматривал как осуществляющее постепенно божественную идею. Он нашел впоследствии это понятие чересчур теологичным. Однако уже в данной работе Спенсер применял к социальной жизни теорию эволюции.

Не осталось незамеченным данное сочинение специалистами. Завязываются знакомства у Спенсера с Эллистом, Льюисом, Гексли. Также принесло ему таких почитателей и друзей, как Гукер, Георг Грот, Стюарт Милл. Лишь с Карлейлем отношения не сложились. Рассудительный и хладнокровный Спенсер не мог выносить его желчного пессимизма.

"Психология"

Философа окрылил успех его первой работы. Он публикует в период с 1848 по 1858 год целый ряд других и обдумывает план дела, выполнению которого хотел посвятить всю жизнь. Спенсер применяет в "Психологии" (второй работе, опубликованной в 1855 году) по отношению к психологии гипотезу естественного происхождения видов и указывает на то, что родовым опытом может быть объяснено необъяснимое индивидуальным. Поэтому Дарвин считает этого философа одним из своих предшественников.

"Синтетическая философия"

Постепенно у Спенсера начинает складываться собственная система. На нее оказали влияние эмпиризм его предшественников, главным образом Милля и Юма, критицизм Канта, преломленный через призму Гамильтона (представителя школы так называемого "здравого смысла"), а также позитивизм Конта и натурфилософия Шеллинга. Однако главной идеей его философской системы являлась идея развития.

"Синтетической философии", своему главному труду, Герберт посвятил 36 лет жизни. Данная работа прославила Спенсера, которого объявили самым гениальным философом из живших в то время.

Герберт Спенсер в 1858 году решил объявить на издание сочинения подписку. Первый выпуск он публикует в 1860. В период с 1860 по 1863 год вышли "Основные начала". Однако из-за материальных трудностей издание с трудом продвигалось.

Материальные трудности

Спенсер терпит нужду и убытки, находится на грани нищеты. Следует добавить к этому мешавшее работать нервное переутомление. В 1865 году философ сообщает с горечью читателям, что вынужден приостановить выход данной серии. Через два года после того, как отец Герберта умер, он получил небольшое наследство, что несколько улучшило его материальное положение.

Знакомство с Юмансом, публикация в США

Герберт Спенсер в это время знакомится с Юмансом, американцем, который в США издал его труды. В этой стране широкую популярность Герберт приобретает раньше, чем в Англии. Материальную поддержку ему оказывают Юманс и американские поклонники, что позволяет философу возобновить издание своих книг. 27 лет продолжается дружба Юманса и Спенсера, до самой смерти первого. Имя Герберта постепенно становится известным. Возрастает спрос на его книги. Он покрывает в 1875 году финансовые убытки, получает прибыль.

Спенсер совершает в последующие годы 2 путешествия на юг Европы и основном в Лондоне. В 1886 году философ из-за плохого здоровья вынужден был на 4 года прервать свой труд. Последний том был издан в 1896 году, осенью.

Герберт Спенсер: основные идеи

Огромная работа его ("Синтетическая философия") состоит из 10 томов. Она включает в себя "Основные начала", "Основания психологии", "Основания биологии", "Основания социологии". Философ считает, что в основе развития всего мира, включая также различные общества, лежит эволюционный закон. Материя из "бессвязной однородности" переходит в состояние "связной разнородности", то есть дифференцируется. Данный закон является универсальным, считает Герберт Спенсер. Краткое описание его не учитывает всех нюансов, однако для первого знакомства с данным философом этого достаточно. Спенсер его действие прослеживает на конкретном материале в разных сферах, включая историю общества. Отказывается от теологических объяснений Герберт Спенсер. Социология его лишена связи с божественным. Его понимание функционирования общества как единого живого организма со взаимосвязанными частями расширяет круг исследования истории и наталкивает философа на ее изучение. По мнению Герберта Спенсера, закон равновесия лежит в основе эволюции. Природа при любом нарушении его стремится неизменно вернуться к прежнему состоянию. Таков органицизм Герберта Спенсера. Так как основное значение принадлежит воспитанию характеров, эволюция происходит медленно. По отношению к будущему настроен не так оптимистично, как Милль и Конт, Герберт Спенсер. Основные идеи его были нами кратко рассмотрены.

Умер философ в 1903 году, 8 декабря, в Брайтоне. Он прожил, несмотря на свое слабое здоровье, более 83 лет.

Теория Герберта Спенсера стала достоянием образованных людей. Сегодня мы уже не думаем или забываем о том, кому обязаны открытием той или иной идеи. Герберт Спенсер, социология и философия которого сыграли огромную роль в развитии мировой мысли, является одним из величайших умов в истории.

Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Плодовитый и разнообразный ученый он глубоко был знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании, работал техником и инженером на железной дороге. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня ученого-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке. Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно- эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции - определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера - одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:

    эволюционной теории,

    органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

    учении о социальной организации - структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:

    рост, увеличение в объеме,

    усложнение структуры,

    дифференциация функций,

    рост взаимодействия структуры и функций,

    возможность временного существования частей при расстройстве жизни целого.

В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в первом - части соединены неразрывно, вторые же - дискретное целое, в котором части - люди - свободны и рассеяны. В первом - способность чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе же благо общества существует для его членов - людей. По Спенсер, социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы-это государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы - производящей средства для жизни, и распределительной системы - связь органов.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

    интеграция - в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

    дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество - простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы - это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза - это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза - возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая - возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции. Так первобытное общество - продукт неорганических, биологических и психологических факторов эволюции, возникает вследствие процессов интеграции и дифференциации. Каждый последующий этап эволюции словно «снимает» самые существенные черты предыдущего в измененной форме, сохраняет в себе. Спенсер считал, что в истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип). Главное занятие примитивного типа государства - война. Поэтому там господствует деспотизм, всепроникающее око правительства, дотошная регламентация всей жизни общества. Люди здесь низведены до уровня рабов, служителей правительства. Высший тип государства основан на мире, свободе, равноправии. Здесь цель государства - благо индивида, а государство лишь средство. Невмешательство государства в соц.-экон. жизнь, свободная конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру условиями и источниками общественного прогресса.

В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс - «Возможны случаи постепенного упадка, который может перейти в вымирание. Возможны случаи завоевания другими народами, которые не обессилили себя выращиванием слабейших, - народами, перед которыми социалистическая организация распадется, как карточный домик, как пало древнее Перу перед горстью испанцев. Но если процесс эволюции, не прекращавшийся в прошлые века и вознесший жизнь на ее настоящую высоту, будет продолжаться и в будущем, - а этого обязательно следует ожидать, - через все критические перевороты в общественной жизни, через жизнь и смерть наций и вытеснение одной нации другою, человеческая природа будет постепенно совершенствоваться».

Но с другой стороны - «Что относится к типам организмов, должно относится и к типам обществ. Социальная эволюция шаг за шагом вырабатывая высшие общественные формы, непременно будет оставлять нетронутыми многие низшие. Но между тем, все общества, взятые в совокупности, будут таким образом выполнять закон эволюции посредством увеличения разнородности».

Вероятно, аналогия с природными преобразованиями повлияло на идеи Спенсера о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс. А также объясняет склонность Спенсера к эволюционным переменам и на его скепсис по отношению к искусственным преобразованиям общества. Хотя аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила огромный и плодотворный методологический потенциал.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

    Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.

    Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.

    Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.

    Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальные системы сохраняют стабильность потому, что содержат в себе элементы социального контроля. Это полит. управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: