Доу конспект беседы по развитию речи. Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к Колобку

Программные задачи:

— формировать умение правильно произносить звук [ц], упражнять в отчётливом произношении звуков [с], [з] изолированно, в слоге, в словах, в нахождении слов со звуками [с], [з] во фразовой речи, в умении образовывать уменьшительно-ласкательные существительные;

— развивать правильное речевое дыхание, фонематический слух, интонационную выразительность; , прилагательными и глаголами; совершенствовать умение поддерживать диалог, .

Кошка царапка

Материал и оборудование: магнитная доска, магниты, шкатулка, письмо, карточки с изображениями синички, цыплят, кошки, по количеству детей - сюжетные карточки.

Ход занятия

Дети становятся в круг.

В . Ребята, возьмитесь за руки и дружно улыбнитесь друг другу.

Улыбки сделали нас радостными. Давайте скажем, какие мы ещё? (Весёлые, добрые, ласковые, умные, красивые, нежные.)

Молодцы! Ребята, а чем вы любите заниматься? (Петь, танцевать, рисовать, играть.) Любите играть - давайте поиграем.

Игра «Составь предложение»

Дети рассматривают шкатулку с сюжетными карточками, затем по очереди достают по одной и рассказывают о том, что на них изображено. Например, девочка подметает пол, мальчик катается на качелях и т.п.

В. Молодцы, ребята, вы рассказали о том, что увидели ваши глаза. А что нам с вами помогает говорить? (Язычок.) Верно, язычок ещё умеет петь. Давайте вспомним, как язычок поёт песенку воды: с-с-с. Сейчас споём вместе. (С-с-с, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Теперь давайте вспомним песенку комара: з-з-з. Споём её все вместе. (З-з-з, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.)

Молодцы! Ребята, нам сегодня пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (читает):

«Здравствуйте, ребята! Это я - Весёлый Язычок. Помогите мне, пожалуйста, отыскать песенки воды и комара, которые спрятались в предложениях».

Поможем Весёлому Язычку? (Да.) Послушайте предложения и скажите, чья песенка спряталась в них. (Читает предложение: «Спит гусёнок сладким сном у гусыни под крылом», интонационно выделяя звук [с], затем предложение: «Заболели зубы у зайки Бубы», выделяя звук [з], дети отвечают.)

Молодцы, ребята! Вы правильно отыскали песенки воды и комара. Весёлый Язычок в письме просит познакомить вас с ещё одной песенкой. Послушайте: ц-ц-ц. Помогите мне негромко спеть её. (Ц-ц-ц, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) Эта песенка хорошо слышна, когда поёт синичка: цинь-цинь-цинь. Давайте вместе споём.

(Цинь-цинь-цинь, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А вот и синичка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением синички.) Весело распевает синичка. Услышали её песню цыплята, выглядывают, а выйти не решаются. Позовите их: цып-цып-цып. (Цып-цып-цып.) Не идут. Позови цыплят, Вика (Саша, Артём). (Индивидуальные ответы детей.)

Девочки, позовите цыплят. (Ответы девочек.) Мальчики, позовите цыплят. (Ответы мальчиков.) Давайте вместе позовём. (Цып-цып-цып.) Вышли цыплята. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением цыплят.) Цыплята какие? (Маленькие, пушистые, жёлтые.)

Игра «Ты - моя частичка»

В. Я начну, а вы продолжите. Я - цыплёнок, а ты - моя частичка. Ты кто? Скажи ласково. (Пёрышко, клювик, глазик, лапка.)

Теперь вы - маленькие цыплята, я вас зову: цып-цып-цып.

Физкультминутка «Цыплята »

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Цыплята побежали,

Зёрнышки отыскали.

Поклевали, поклевали,

Опять побежали.

Червячка поймали,

Поклевали, поклевали,

Опять побежали.

Корытце с водицей увидели,

Подбежали, наклонились,

Набрали воды, напились.

Ещё наклонились, набрали воды,

Напились, клювом потрясли,

Пёрышки почистили и домой пошли.

В. Вышли цыплята посмотреть на синичку, и их заметила кошка Царапка. (С помощью магнитов прикрепляет на доске карточку с изображением кошки.) Как зовут кошку? (Царапка.) Царапка говорит: «Сейчас я цыплят цап-цап-цап». Что сказала Царапка? (Индивидуальные ответы 2-3 детей.)

Вика, погрози кошке пальцем и скажи строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответ девочки, потом индивидуальные ответы 2-3 детей.) А теперь вместе погрозим кошке и скажем строго: «Царапка, не цапай цыплят». (Ответы детей.) Ушла Царапка, испугалась нас. И цыплята убежали. Только синичка продолжает петь. Как поёт синичка? (Цинь-цинь-цинь.)

Вам понравилась история про кошку Царапку? (Да.) Давайте вспомним её вместе, я начну, а вы продолжите. Весело распевает… (синичка). Песенку синички услышали… (цыплята). Вышли цыплята посмотреть на… (синичку), и их заметила… (кошка). Кошку звали… (Царапка). Царапка сказала:… (сейчас я цыплят цап-цап-цап). Кого испугалась Царапка? (Нас.) Кого мы спасли от кошки Царапки? (Цыплят.) Какую песенку научился петь ваш язычок? (Ц-ц-ц.)

Замечательно, что ваши язычки умеют петь разные песенки, а вы умеете внимательно слушать друг друга. Молодцы! Теперь давайте возьмёмся за руки и вместе скажем: «Спасибо!».

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые "пап" и "мама". К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) - недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза - способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость - мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи - ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки - ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики - бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком - пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее - стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

В этом разделе представлены уроки и занятия , помогающие детям научиться правильно и красиво говорить. Уроки развития речи стимулируют речевую активность детей, способствуют развитию речи ребенка.

На сайте сайт представлено 23 занятия по развитию речи детей.

Преподаватели начальных классов отмечают, что многие дети с трудом строят фразы, часто не умеют грамматически правильно оформить предложение, имеют бедный словарный запас. Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на уроках в школе. Это связано с недостаточным уровнем развития речи.

Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте. В наших уроках по развитию речи вы можете найти задания разной степени сложности. Если у ребенка что-то не получается, помогайте ему, подсказывайте.

Все занятия по развитию речи написаны доступным языком, задания даются в игровой форме, сопровождаются красивыми иллюстрациями, которые заинтересуют любого малыша.

Все занятия были проверены и одобрены практикующим педагогом по дошкольному образованию О.А.Воловской.

Ребенок знакомится с живыми и неживыми предметами (одушевленными и неодушевленными), учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кто?" или "Что?".


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос "Чего?". Он еще пока не знает, что такое родительный падеж, но правильно склонять слова уже может.


Ребенок учится составлять предложения со словами, отвечающими на вопрос: "Кого?". Урок сопровождается большим количеством красочных фотографий животных.


Ребенку в игровой форме предлагается составить множество предложений со словами, отвечающими на вопросы дательного падежа: "Кому, чему?"


Составляем множество предложений со словами, отвечающими на вопросы творительного падежа: "Кем, чем?", вспоминаем сказку про Колобка


Составление предложений со словами, отвечающими на вопросы: "О ком, о чем, в чем, на чем?", использование предлогов "на" и "в" в зависимости от ситуации.


Животные и их детеныши - как правильно называть животных в мужском роде, женском, и их детенышей. Множество очень интересных фотографий зверей с их детками.


Подбираем уменьшительные и ласковые слова к одушевленным и неодушевленным предметам: различным животным, вещам, фруктам, ягодам.


Изучаем множество разных прилагательных и овощей, подбираем слова-описания к овощам и овощи к прилагательным. Ищем сходства и различия предметов.


Еще множество прилагательных к самым различным предметам: животным, фруктам, ягодам, посуде.


Ребенку в игровой форме предлагается составить сначала предложения, а потом небольшие рассказы по картинкам. Усложнение идет постепенно, объясняется разница между рассказом и коротким предложением


Начинаем изучать глаголы, правильно подбирать окончания глаголов к женскому, мужскому, среднему роду, словам во множественном числе. Придумываем действия животным и животных к действиям.


Изучение различных предлогов: "на, под, в" и т.д. Определение по картинкам что было вначале, что потом, что в конце, составление рассказа по нескольким картинкам


Множество длинных и коротких слов, ребенок учится определять - длинное слово или короткое, придумывать свои слова.



Повторение геометрических фигур, цветов, составление рассказа по картинке



Изучаются животные Африки, Австралии, составляются небольшие рассказы про них.



Составление рассказов по картинкам с кошками. Много интересных забавных фотографий кошек.



Учимся рассказывать какая на улице погода, какая погода была вчера и какая будет завтра. Рассматриваются варианты: светит солнце, идет дождь, на улице гроза, на улице идет снег.

АКТИВНАЯ ПРАКТИКА

Тема недели «Жители леса»

Тема НОД : «Рассказывание по набору игрушек».

Цель НОД : Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.

Задачи НОД:

Образовательные:

    учить понимать смысл загадок;

    закрепить обобщающее понятие дикие животные;

    тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Развивающие:

    укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно.

Воспитательные:

    воспитывать дружеские взаимоотношения.

: игрушечные животные леса: ежик, лиса, медведь, белка, заяц, мышь.

План НОД :

Предварительный этап

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

    Загадки о животных леса.

    Поиск игрушек.

    Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем» (Динамическая пауза).

    Физкультминутка.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Ход НОД :

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях игрушечный зайчонок. И он предлагает нам отгадать загадки. Попробуем?

(Ответы детей).

Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и искать глазками игрушку – это животное.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами… (Ёж)

В курятник повадилась – ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы… (Лиса) Зимой спит,
Летом ульи ворошит… (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится… (Заяц)

Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки… (Мышь)

Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей).

Правильно, мы сегодня поговорим о животных. А о каких животных?

(Ответы детей).

Учить понимать смысл загадок.

Закрепить обобщающее понятие дикие животные.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Ребята, отгадывая загадки, мы с вами искали игрушки. Мы сейчас с зайчиком посмотрим, кто из вас был самый внимательный?

    Где был игрушечный ежик? (под стульчиком)

    Где был игрушечный лисенок? (в шкафу)

    Где был игрушечный медвежонок? (между машинами)

    Где была игрушечная белка? (под нарисованным деревом)

    Где был игрушечный зайчик? (в кукольной кроватке)

    Где была игрушечная мышка? (между цветами, на подоконнике)

Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Динамическая пауза.

Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Дети встают в хоровод. Говорят слова «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Мы были в лесу, под кустом ….. (на дереве, в норе, в берлоге, на полянке).

Кого видели? Дети отвечают и показывают (изображают животное).

Зайца …. (белку, лису, медведя, мышку)

Установка на громкую, четкую речь, правильное произношение звуков.

Укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно

Составление рассказа по игрушкам.

Воспитатель обращает внимание на схему составления рассказа.

При необходимости дает образец.

Физкультминутка
Вышел зайчик погулять. (Ходьба на месте)
Начал ветер утихать.
Зайка маленький устал –
Хочет спрятаться в кустах. (Приседание)
Вот он скачет вниз по склону,

(Прыжки на месте)
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Заключительный этап

Дети анализируют чей рассказ им понравился больше всего, почему?

Всем спасибо! А зайчику пора домой в лес.

Список литературы:

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.52

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Рассказывание по набору игрушек» проведено 18 января 2017г.

На основном этапе НОД были использованы: загадки о животных леса, поиск игрушек, игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем», составление рассказа по игрушкам.

Формы организации: ответы на вопросы, загадки, игры, беседа. Средства: игрушки.

Путем устранения перегрузки на занятии служили динамическая пауза и физкультминутка.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :В. Бианки «Первая охота»

Цель НОД : Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Оборудование (наглядные материалы) : текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Чтение сказки.

    Беседа и обсуждение.

    Физкультминутка.

    Рисование птицы.

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с произведением Виталия Бианки «Первая охота».

Целевая установка.

    Деятельностный (основной)

Чтение сказки В. Бианки «Первая охота».

Знакомство с произведением.

Чтение сопровождается показом иллюстраций на фланелеграфе.

Беседа и обсуждение сказки.

Вопросы детям:

    Какие звери попадались Щенку на охоте?

    С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

    Почему Щенок не узнал Выпь?

    Где она спряталась? (в камышах)

    Почему Щенок не увидел Удота?

    Как выглядит Удот?

    На что он похож? (на пестрый лоскут)

    Куда спряталась Вертишейка?

    Почему испугался Щенок?

Учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы

Физкультминутка:

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой

Рисование птиц, которых встречал щенок (по желанию и на выбор детей).

    Заключительный этап

Подведение итогов.

Вопросы к детям:

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто главный герой сказки?

Понравилась вам сказка?

Рефлексия.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки В. Бианки «Первая охота» проведено 20 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: чтение сказки, работа с фланелеграфом, беседа и обсуждение, физкультминутка, рисование птицы.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, художественная деятельность.

Средства: текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

Тема недели «Мир предметов

«Предметы вокруг нас (посуда, мебель, бытовые предметы)»

План-конспект НОД по развитию речи,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :

Цели и задачи НОД :

Образовательные:

    учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами;

    учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины;

    продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка;

    закрепить названия зимней одежды;

    закреплять умение отгадывать загадки;

    активизировать словарь.

Развивающие:

    развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;

    развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Оборудование (наглядные материалы) : картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Беседа о зимней одежде

    Рассматривание и беседа по картине

    Составление рассказа

    Физкультминутка

    Дидактическая игра «Зимние загадки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие»

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Дети, сегодня к нам в группу пришла гостья, а кто она такая вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Организация внимания детей.

Сюрпризный момент.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Наша Таня собирается на улицу. Что ей нужно надеть, чтобы не замерзнуть?

(Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы).

Вопросы к детям:

    Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое).

    Какого цвета?

    Какая шапочка?

    Какая кофта (свитер)?

    Какой шарф? и т.д.

    Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

    Зимнее теплое…(пальто).

    Желтая вязаная…(шапочка).

    Красная вязаная теплая шерстяная…(кофта).

    Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

Активизация и обогащение словаря.

Закрепить названия зимней одежды.

Воспитатель:

Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу гулять.

Воспитатель выставляет картину.

Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.
Вопросы:

    Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня).

    Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей).

    Какое время года изображено на картине?

    Почему вы думаете, что это зима?

    Посмотрите на снег, и скажите, какой он? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый).

    А как можно сказать про зиму, какая она? (снежная, морозная, холодная).

    А как Таня одета? (тепло).

    На ней…(пальто, шапка, шарф, варежки, валенки).

Дети описывают одежду.

Воспитатель:

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет? (Ответы детей).

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитатель:

Давайте еще раз расскажем о Тане.

В морозный зимний день Таня …(вышла гулять). Взяла она с собой…(ведерки). Оделась Таня тепло. На ней…(меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня…(не боится мороза).

А сейчас расскажите о Тане без моей помощи. Кто хочет рассказать?

(Ответы детей).

Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

Воспитатель:

А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети

Ручки потирают,

Ручки согревают

Чтоб не зябли ножки,

немножко
Нам мороз не страшен,

Весело мы пляшем.

Дидактическая игра «Зимние загадки» (слайд-презентация)
Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам.

(Воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Закреплять умение отгадывать загадки.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

    Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая).

    Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

    Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

    Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия»

    Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

    Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

    Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

    Заключительный этап

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и пока тать ее на санках.

Оценка за работу на занятии, похвала.

Список литературы:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами,2008

    Александрова З. «Таня и волчок»

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С.50.

    Лысаков В.Г. 1000 загадок, 2006г.

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.55.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» проведено 25 января 2017г.

Тема НОД:Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: беседа о зимней одежде; рассматривание и беседа по картине; составление рассказа, физкультминутка; дидактическая игра «Зимние загадки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие».

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, рассматривание картины, загадки.

Средства: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

по ознакомлению с художественной литературой,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :К. Чуковский «Федорино горе».

Цель НОД :

    Помочь вспомнить детям названия и содержание сказок К. Чуковского.

Задачи НОД:

Оборудование (наглядные материалы) : текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата,и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Знакомство со сказкой (чтение)

    Обмен впечатлениями об услышанном

    Игра «Посуда»

    Физкультминутка

    Загадки о посуде

    Беседа по сказке

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Загадки по названиям сказок:

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко».

(«Краденое солнце»)

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили…

(«Путаница»)

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки –

То-то стало весело,

То-то хорошо!

(«Муха-Цокотуха»)

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстраций к сказкам Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель напоминает детям, что все эти сказки написал К.И. Чуковский.

И сказку «Федорино горе» тоже написал дедушка Корней.

Воспитатель читает сказку.

Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Дает детям возможность обменяться впечатлениями.

Воспитатель:

Ребята, а кому что в сказке показалось особенно смешным.

Воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся педагогу.

Учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Игра «Посуда»

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу картинки и просит убрать те, которые к посуде не относятся.

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе),

Очень важный, как начальник.

(другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(приседать) .

Очень хрупкие, бедняжки.

(руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться),

Только стукни - разобьются.

(рисуя руками круг) .

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг).

Психоэмоциональная и физическая разгрузка.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадки.

Мы компот в нее нальем,

чая из нее попьем,

сока, простокваши,

что же это ….. (чашка).

Под чашкой я всегда стою,

Чайку пролиться не даю.

По моей тарелке лодочка плывет,

Лодочку с едой отправляю в рот.

Беседа по сказке:

    О ком говорится в сказке?

    Как звали главную героиню? (Федора Егоровна).

    Какое животное испугалось и растопырило глаза? (Коза).

    Как скакали тарелки? (Как белки).

    Какие предметы посуды ушли от Федоры?

    Как вы думаете, почему они ушли?

    Что в конце сказки сделала Федора?

    Вернулась ли к Федоре посуда?

    Как мы должны относиться к посуде и вещам?

Активизировать в речи глаголы.

    Заключительный этап

Какое произведение мы сегодня читали?

Вам понравилась сказка?

Что в сказке вам понравилось больше всего?

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей.

Список литературы:

    Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – С.109.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 53.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» проведено 27 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: знакомство со сказкой (чтение), обмен впечатлениями об услышанном, игра «Посуда» (работа с фланелеграфом), физкультминутка, загадки о посуде, беседа по сказке.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, игра.

Средства: текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Лесная посылка». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект познавательного занятия для дошкольников 4-5 лет, направленный на обобщение и закрепление темы «Дикие животные».
Цель: Расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников.
Задачи:
1. Закрепление в речи названий диких животных, и их детёнышей, частей тела, жилищ.
2. Развитие мышления на материале описательных загадок.
3. Закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Материалы для работы:
- посылка с замочками, письмо;
- карточки с изображением жилищ диких животных;
- дидактическая игра: “Чей хвост? ”;
- предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная работа: Знакомство с дикими животными на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных. Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок. Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня утром к нам в группу принесли посылку и письмо. Давайте прочитаем письмо.
Здравствуйте ребята!
Отправляем Вам посылку с гостинцами для Вас. Но чтобы открыть ее и узнать от кого она, надо пройти испытания. За каждое пройденное испытание, Вы будете получать ключик от замочка. Желаем Вам удачи!

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы к испытаниям? (ответы детей)
Воспитатель : Для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить, нам с Вами надо сделать разминку для язычка.
1. «Улыбка», «Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.

2. «Трубочка»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок,
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.

3. «Улыбка» / «Трубочка»
Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.

4. «Часики»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,

Как стрелки ходят, покажи.

5. «Маятник»
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?

6. «Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.

Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку. Итак, 1-е испытание отгадывание загадок (при правильном ответе выставляется изображение животного).
Это что за зверь лесной.
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Ответ: заяц
Кто осенью холодной.
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Эта славная рыжуха,
Пышный хвост, белое брюхо,
Очень страшная хитрюга,
Курей в клетке посчитает,
И хозяев испугает,
Вмиг сбежит и прямо в лес.
Ответ (лиса)

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется …
Ответ (Медведь)

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)

Молодцы ребята. Все загадки отгадали. Вот и первый ключ от замочка. Скажите, а про каких животных мы с вами отгадывали загадки? (ответы детей). Почему они так называются? (ответы детей). Верно, дикие животные живут в лесу, и у каждого есть свой домик. Следующее испытание называется «Кто, где живет?»

На столах лежат карточки с изображением животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище. При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)

Воспитатель: Отлично, и с этим испытанием справились. Вот и второй ключ от замочка. А наше следующее испытание называется «Назови правильно».
Ребенок выбирает картинку из серии «животные и их детеныши» и называет:
Лис – лиса - лисенок (лисята)
Волк – волчица – волчонок (волчата)
Медведь – медведица – медвежонок (медвежата)
Заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата)
Белка – белка – бельчонок (бельчата)

Воспитатель : Хорошо поработали. И за это мы получаем еще один ключик. А теперь предлагаю немного отдохнуть. (физминутка)
Озорные зверята.

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несет бельчатам-деткам.
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ежик. Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.

Прыгают, согнув руки перед грудью.

Идут вперевалку.

Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.

Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но есть еще испытание, а называется оно “Составь рассказ”.
Ребенку предлагается выбрать изображение одного животного и с помощью мнемотаблицы составить рассказ. Заслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Еще одно испытание позади, и еще один ключик у нас. Осталось последнее испытание «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята, все испытания пройдены, давайте же посмотрим, что внутри посылки (открывают, там угощение).
Воспитатель: Как вы думаете, кто отправил вам посылку? (ответы детей). Правильно это лесные жители прислали вам гостинцы.
Детям раздаются угощенья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: