Георгий петрович щедровицкий путеводитель по методологии организации, руководства и управления. Георгий Щедровицкий - Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология Cтатьи и главы в книгах

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ЩЕДРОВИЦКИЙ

3 февраля 1994 г. скончался Георгий Петрович Щедровицкий, создатель новой профессии "методолог " и основатель современной школы методологии. Скончался Ученый, внесший существенный вклад во многие области гуманитарной науки и социальной практики. Скончался Учитель, воспитавший несколько поколений настоящей элиты представителей гуманитарной культуры. Со смертью Г.П. Щедровицкого человеческий дух, устремленный к поиску правды, добра и красоты, понес невосполнимую утрату.

Георгий Петрович Щедровицкий родился 23 февраля 1929 г. в Москве. Он учился в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и, перейдя с физического факультета на философский, закончил его в 1953 г. Еще будучи студентом, он работал учителем в школе и преподавал физику, логику и психологию. В 1963 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по философии.

В течение своей профессиональной жизни Георгий Петрович накопил поистине богатейший послужной список мест работы и должностей, но где бы он ни находился, везде он обращал на себя внимание новизной своих идей и мощностью своего ума. Там, где он появлялся, тут же возникал центр полипрофессиональной коммуникации, центр жарких дискуссий по самым актуальным проблемам философии, логики, психологии, лингвистики и методологии науки. Каждый раз человеческий талант и выбранная им самим судьба методолога выдвигали его на место руководителя, организатора, исследователя, учителя, преподавателя.

В последние годы Г.П. Щедровицкий являлся председателем Комитета по системомыследеятельностной методологии и организационнодеятельностным играм правления Союза научных и инженерных обществ, главным редактором журнала "Вопросы методологии ".

На протяжении 40 лет Г.П. Щедровицкий был бессменным руководителем Московского методологического кружка. В течение уже первых 10 лет деятельности ММК (1953- 1963 гг.) методологи первого поколения, как они вошли в историю кружка,- А.А. Зиновьев, А.М. Пятигорский, М.К. Мамардашвили, Э.Г. Юдин, В.А. Костеловский, В.Н. Садовский, В.А. Лекторский, Н.Г. Алексеев и Г.П. Щедровицкий - создали основной корпус методологических дисциплин: содержательногенетическую логику, системноструктурную методологию, теорию языкового мышления, общую теорию деятельности, эпистемологию, теорию семантики, методологию психологии. Ими были заложены основы современной культурологии и антропологии, сформулированы основные методологические принципы макросоциологии анализа развития социальнопроизводственных систем. Мы говорим "ими ", так как Георгий Петрович был одним из первых, кто во весь голос заявлял, что время гениальных одиночек прошло и наступает время коллективной мыслительной деятельности. Он всю жизнь без остатка отдал этому делу - делу свободного объединения свободных творческих сил. Вместе с тем его незаурядность вносила в любое коллективное действие столь мощный заряд, что о многих результатах работ его коллег и учеников можно сказать: это либо влияние, либо реализация идей Г.П. Щедровицкого.

Собственные научные труды Георгия Петровича по проблемам методологии и антропологии невозможно переоценить. Из его

печатных работ опубликовано 7 монографий и более 200 статей. Кроме того, его перу принадлежат десятки тысяч страниц текстов, хранящихся в библиотеке Московского методологического кружка, к содержанию которых обращаются все новые и новые Поколения методологов. Широта проблем, обсуждавшихся в кружке, позволяла Г.П. Щедровицкому откликаться на самые острые и кризисные ситуации развития методологии, философии и науки. Его статьи публиковались в журналах Академии наук СССР, периодических изданиях Академии педагогических наук, в других научных и научнопопулярных журналах, сборниках трудов и материалах бесчисленного количества семинаров и конференций. Многие из его работ переведены на иностранные языки и опубликованы в зарубежных изданиях. В 1990 г. Георгий Петрович создал журнал "Вопросы методологии " как трибуну для современной методологии.

Многие работы Г.П. Щедровицкого посвящены актуальным проблемам психологии, некоторые из них были опубликованы в журнале "Вопросы психологии ". Среди этих работ отметим лишь те, которые оказали существенное воздействие на развитие психологической науки в целом: это, прежде всего, методология исследования мышления как деятельности, содержательногенетический анализ структуры способа и процесса решения задач, методология педагогического исследования игры дошкольника, общая теория деятельности и анализ кооперации, изучение структуры смысла и процессов понимания в коммуникации, исследования взаимоотношений детей в совместной деятельности, проблемы психологических методов в педагогике. Многие его идеи по разработкам психологических проблем нашли воплощение в фундаментальных и прикладных исследованиях его коллег и учеников, но значительно большее количество его идей еще окажут свое мощное влияние на развитие психологической науки в будущем.

Так, в 1966 г. при непосредственном участии и под руководством Георгия Петровича была написана коллективная монография "Педагогика и логика ", определившая на принципиально иных основах - основах антинатуралистической, деятельностной доктрины - программу построения новой психологии и педагогики. Непреходящее значение для психологии имеет сборник "Обучение и развитие ", опубликованный в 1966 г. по материалам симпозиума, где Георгий Петрович изложил основные принципы анализа проблемы обучения и развития в парадигме общей теории деятельности, создав тем самым фундамент нового подхода к определению места психологии в сфере образования.

Г.П. Щедровицкий обладал безгранично широким кругозором и стремился передать свое видение горизонтов мысли большому количеству слушателей, людей, искренне заинтересованных проблемами науки. Стремясь расширить круг участников дискуссий, в 1979 г. он вместе со своими друзьями и единомышленниками пришел к идее создания организационнодеятельностной игры как формы и метода исследования, социального проектирования, техники социальных инноваций и способа практического решения крупных народнохозяйственных проблем. Этот метод за короткое время принял форму постоянно расширяющегося социального движения, включающего в свою орбиту все новые области общественной практики и охватывающего все новые регионы в нашей стране и за ее пределами. Все 15 лет Георгий Петрович оставался неизменным лидером этого движения, проявляя при этом незаурядный организаторский и просветительский талант.

Щедровицкий Георгий Петрович (23 февраля 1929, Москва - 3 февраля 1994, Москва) - философ и методолог, профессор. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы, лидер Московского методологического кружка (ММК). В 1958 организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике Общества психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, развивая теорию деятельности . Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить три основных этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952-61), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-71), системомыследеятельного подхода (с 1971). Были разработаны категориальные и операциональные средства онтологической схемы мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала новая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил разработать представление о различных пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-91 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру социально и культурно значимых проблем. В 1988 создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе его идей созданы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», рук. П. Г. Щедровицкий и др.). Обширный архив в настоящее время публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 405.

Щедровицкий Георгий Петрович (23. 02. 1929 - 03. 02. 1994, Москва) - философ и методолог, проф. Окончил философский факультет МГУ (1953). Создатель научной школы по проблемам содержательно-генетической логики, общей теории деятельности и исследования мыследеятельности. Лидер Московского методологического кружка (с 1952; ученики и последователи Щедровицкого ведут работу в этой области и в настоящее время). В 1958 году организовал (совместно с П. А. Шеваревым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления и логике. Отстаивал деятельностный подход в исследовании мышления в противоположность натуралистическому. Разрабатывал идею методологии как основы всех форм мыследеятельности. В его философском развитии можно выделить 3 этапа: содержательно-генетической логики (1952-1961), деятельностного подхода к общей теории мышления (1961-1971) и концепции системомыследеятельности (СМД, с 1971). В последние годы творчества Щедровицкого были разработаны категориальные и операциональные средства построения онтологии мыследеятельности. Воплощением этих разработок стала построенная им особая форма организации мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ). Опыт их проведения позволил построить представление о различных пространствах мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. За период 1979-1991 годов Щедровицким и его учениками проведено более 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек) для широкого спектра социально и культурно значимых проблем. В 1988 году Щедровицкий создал при Союзе научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе выдвинутых Щедровицким идей были образованы консультативные, экспертные фирмы по различным отраслям деятельности (школа «Культурной политики», руководитель П. Г. Щедровицкий и др.). После кончины Щедровицкого проведено около 20 чтений, посвященных анализу разработанных им идей с участием до 200 человек в каждых.

А. А. Пископпель, В. Н. Садовский

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 786-787.

Сочинения: Языковое мышление и его анализ. М., 1957; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики. М., 1962; Два понятия системы. М., 1974; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1981; Избр. труды, М., 1995; Философия. Наука. Методология. М., 1997; Знак и деятельность. Кн. 1-3. М., 2005-2007; Я всегда был идеалистом. М., 2012.

Литература: Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010; Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

«Языковое мышление» и его анализ - «Вопросы языкознания», 1957, № 1; О возможных путях исследования мышления как деятельности,- Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3; 1958, № 1, 4; 1959, № 1, 2, 4; 1960, № 2, 4, 5, 6; 1961, № 4, 5; 1962, № 2-6; О строении атрибутивного знания.-Доклады АПН РСФСР, 1958, № 1-4; 1959, №2, 4; I960, № 6; Принцип «параллелизма» формы и содержания мышления и его значение для традиционных логических и психологических исследований (в соавт.) - Доклады АПН РСФСР, 1960, № 2, 4; 1961, № 4, 5; О различении исходных понятий формальной и содержательной логики.- В кн.: Проблемы методологии и логики науки. Томск, 1962; Система педагогических исследований (методологический анализ).- В кн.: Педагогика и логика. М., 1968; Смысл и значение,- В кн.: Проблемы семантики. М., 1974; Два понятия системы,- В кн.: Труды Международного конгресса по истории науки и техники. М., 1974; Проблемы построения теории сложного «по- пулятивного» объекта,- В кн.: Системные исследования-1975. М., 1976; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок.- В кн.: Системные исследования-1981. М., 1981; Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности (в соавт.).- В кн.: Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983; Синтез знаний: проблемы и методы,- В кн.: На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание,- В кн.: Системные исследования - 1986. М., 1987; Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера,- «Вопросы методологии», 1991, № 2; Рефлексия деятельности,- Там же, 1994, № 3-4; Избр. труды. М., 1995; Философия-Наука-Методология. М., 1997; Организация-Руководство-Управление. М., 1999; Программирование научных исследований и разработок. М., 1999; «Я всегда был идеалистом». М., 1999; Знак и деятельность. М., 1999.

Литература:

Садовский В. Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е,- «ВФ», 1993, № 7;

Биография Г. П. Щедровицкого,- «Вопросы методологии», 1994, № 1-2.

Георгий Петрович Щедровицкий (Сер. «Философия России второй половины XX века») / Под ред. П. Г. Щедровицкого, В. Л. Даниловой. М., 2010;

Литвинов В. П. Гуманитарная философия Г. П. Щедровицкого. М., 2008.

Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк.Культ.Полит., 1995. - 800 с.
ISBN 5-88969-001-9

Настоящее издание есть первое (и пока единственное) собрание трудов выдающегося мыслителя XX века - философа и методолога Георгия Петровича Щедровицкого (1929-1994), основателя методологического движения в нашей стране. И в качестве такового это издание преследует весьма скромную цель - лишь в самых общих чертах отобразить размах его творчества, представив работы разных лет и разной проблемно-тематической направленности.

Книга адресована широкому кругу читателей - всем тем, кто рефлексивно относится к своей деятельности и придает значение собственным мыслительным средствам.

  • Предисловие
  • К творческой биографии Г.П.Щедровицкого (1929 - 1994)
  • ПРОГРАММЫ. ПОДХОДЫ. КОНЦЕПЦИИ
  • Принцип «параллелизма формы и содержания мышления» и его значение для традиционных логических и психологических исследований
  • О различии исходных понятий «формальной» и «содержательной» логик
  • «Естественное» и «искусственное» в семиотических системах
  • Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии
  • Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок
  • Организационно -деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности
  • Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов
  • КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
  • Проблемы методологии системного исследования
  • Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности
  • Два понятия системы
  • Исходные представления и категориальные средства теории деятельности
  • Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание
  • НАУКА. ИНЖЕНЕРИЯ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ
  • Методологические замечания к проблеме происхождения языка
  • Методологическая картина дизайна
  • Дизайн: проблемы исследований
  • Дизайн и его наука: «художественное конструирование» - сегодня, что дальше?
  • Педагогика и социология
  • О специфических характеристиках логико-методологического исследования науки
  • Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности
  • «Человек» как предмет исследований
  • Проблема объекта в системном проектировании
  • Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности
  • «Естественное» и «искусственное» в социотехнических системах
  • МЫШЛЕНИЕ. ПОНИМАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ
  • «Языковое мышление» и его анализ
  • О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики
  • Заметки о мышлении по схемам двойного знания
  • Системно-структурный подход в анализе и описании эволюции мышления
  • Заметки к определению понятий «мышление» и «понимание»
  • Рефлексия
  • Проблема исторического развития мышления
  • ЗНАК. ЗНАЧЕНИЕ. СМЫСЛ
  • К характеристике основных направлений исследования знака в логике, психологии и языкознании
  • Что значит рассматривать «язык» как знаковую систему?
  • Смысл и значение
  • ПОНЯТИЕ. ЗНАНИЕ. МОДЕЛЬ
  • О некоторых моментах в развитии понятий
  • О строении атрибутивного знания
  • О различных планах изучения моделей и моделирования
  • Синтез знаний: проблемы и методы
  • РАЗВИТИЕ. УЧЕНИЕ. ИГРА
  • К анализу процессов решения задач
  • Игра и «детское общество»
  • Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания
  • Методологические замечания к педагогическому исследованию игры
  • Литература
  • I. Работы Г.П.Щедровицкого
  • II. Работы других авторов
  • Указатель имен

Георгий Петрович Щедровицкий (23 февраля 1929, Москва — 3 февраля 1994, Болшево, Московская область) — советский и российский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системо-мыследеятельностной методологии, основатель и лидер Московского методологического кружка, идейный вдохновитель «методологического движения». Кандидат философских наук.

Родился в Москве в семье инженера и организатора советской авиационной промышленности Петра Георгиевича Щедровицкого (1899-1972) и врача-микробиолога Капитолины Николаевны Щедровицкой (урождённой Баюковой, 1904-1994).

В 1937 году поступил во второй класс московской средней школы № 2, в которой учился до эвакуации семьи в г. Куйбышев. Там, параллельно с учёбой в местной школе, работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Г. П. Щедровицкий продолжил учёбу в средней школе № 150, которую окончил в 1946 году с серебряной медалью.

С 1946 года учился на физическом, а с 1949 года — на философском факультете Московского государственного университета (МГУ), который окончил с отличием в 1953 году. Во время учёбы подружился с А.А. Зиновьевым, в лице которого обрёл единомышленника.

В 1951-1958 годах работал школьным учителем. В 1957 году опубликовал свою первую научную статью.

Являлся членом КПСС с 1956 года по 1968 год, был исключён из партии после того, как подписал т. н. «письмо 170-ти» в защиту А.И. Гинзбурга и Ю.Т. Галанскова.

Работал в различных научно-исследовательских организациях и учреждениях образования.

1988-1992 годах — заведующим лабораторией организации проектно-строительного дела Всесоюзного научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства (ВНИИТАГ).

В 1990-1994 годах являлся главным редактором журнала «Вопросы методологии»; с 1988 года — председателем Комитета по системо-мыследеятельностной методологии и организационно-деятельностным играм при Правлении Союза научных и инженерных обществ СССР (Союза НИО СССР).

В последние годы жизни работал в Международной академии бизнеса и банковского дела (МАБиБД, ныне — Тольяттинская академия управления).

Книги (15)

Психология и методология. Том 2. Часть 1

Второй том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» формируется из текстов, так или иначе связанных с психологией, и по замыслу будет включать по меньшей мере два выпуска.

В первый выпуск этого тома вошли тексты девяти докладов-обсуждений на «Комиссии по логике и методологии мышления» в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (январь-апрель 1980). Название серии докладов Г.П.Щедровицкого, вокруг которых организовано обсуждение - «Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий», - точно отражает их содержание. Эти девять докладов-обсуждений - первая часть большого проекта; в этой части обсуждаются работы Л.С.Славиной.

Организация. Руководство. Управление. Том 4

Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций.

Г.П. Щедровицкий (1929-1994) - выдающийся мыслитель XX века, организатор и идейный лидер ММК (Московского Методологического Кружка) и развившегося на его основе широкого методологического движения, создатель мощнейшей интеллектуальной культуры - СМД-методологии.

В серии «Из архива Г.П. Щедровицкого» - фрагменты обширного и многообразного текстового наследия ММК, осуществившего уникальный прорыв в области философии и методологии.

Серия адресована тем, кто заинтересован в совершенствовании своих мыслительных средств и действительно нацелен на профессиональный и личностный рост.

Организация. Руководство. Управление. Том 5

Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы.

Культовая книга отечественного гуру методологии Г. П. Щедровицкого. Дает взгляд на организацию и управление с общенаучных, общеметодологических позиций: в частности, взгляд Щедровицкого на стратегическое управление, его понимание системного подхода (два понятия системы: структурный и процессуальный) и ряд других полезных моделей.

Процессы и структуры в мышлении. Том 6

Этот текст - изложение последних семи лекций, прочитанных для студентов Московского инженерно-физического института на семинаре по логике науки и инженерии в феврале-марте 1965 года.

Задачей этого цикла лекций было ввести их в систему исходных средств и современных проблем теории мышления. Изложение носило исторический характер - оно соответствовало этапам и направлениям развития взглядов в Московском логическом кружке, разрабатывавшем так называемую содержательно-генетическую логику.

Вместе с тем это не история взглядов и разработок, проведенных в рамках содержательно-генетической логики. Изложение носило скорее проблемный и резонерский характер и не содержало никаких попыток проследить механизм и последовательность развертывания различных представлений.

Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. Том 7

Тема седьмого тома серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» - развитие идей содержательно-генетической логики и теории мышления в Московском Методологическом Кружке (ММК).

Это цикл докладов, сделанных Г.П.Щедровицким на семинарах ММК в 1965 году и являющихся непосредственным продолжением обсуждения этой темы на лекциях в МИФИ, опубликованных в шестом томе.

Московский методологический кружок. Развитие идей и подходов. Том 8

Восьмой том серии «Из архива Г.П.Щедровицкого» издатели решили посвятить истории Московского Методологического Кружка (ММК) - формам организации его работы, появлению новых программ и направлений исследований и разработок, постановке и обсуждению общих проблем и задач и т.п.

Выпуск содержит разновременные тексты - полные и в извлечениях - докладов и лекций Г.П.Щедровицкого, содержащих ретроспективное обсуждение опыта работы ММК.

Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов. Том 9. Часть 2

Тексты обращены к разным аудиториям, их проблемно-тематическое содержание и форма подачи этого содержания ситуационно обусловлены и весьма разнообразны, но они дополняют друг друга и в целом дают достаточно полное представление об ОДИ как действительности особого рода.

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии

Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого.

Составитель: Зинченко А.П.

Путеводитель-хрестоматия содержит фрагменты работ советского российского методолога Г.П.Щедровицкого (1929-1994), представляющих основные средства и инструменты управленческого мышления.

Книга предназначена для использования в качестве учебного пособия в циклах тренировок и практических занятий в рамках элементарной, начальной, обшей и высшей управленческой подготовки.

Я вырос в архиве ММК

В сборнике опубликованы пять интервью (первое 1991 года, пятое — 2005 года) с известным философом, методологом, культурологом П.Г. Щедровицким, который предъявляет свое видение уже полувековой истории Московского методологического кружка, раскрывает смысл и содержание методологии в версии ММК, а также рассказывает о своей в этой рамке жизни и деятельности.

Расспрашивали П.Г. Щедровицкого коллеги, подготовленные ими тексты (четыре первых) были опубликованы в альманахе «Кентавр» и журнале «Вопросы методологии» (пятое интервью публикуется впервые), их первыми читателями были члены методологического сообщества и участники методологического и игрового движения.

Избранные труды

Издание преследует цель — лишь в самых общих чертах отобразить размах творчества автора, представив работы разных лет и разной проблемно-тематической направленности.

Книга адресована широкому кругу читателей — всем тем, кто рефлексивно относится к своей деятельности и придает значение собственным мыслительным средствам.

Георгий Петрович Щедровицкий

Дата рождения:

Место рождения:

Дата смерти:

Место смерти:

Болшево Московской области

Научная сфера:

СМД-методология, философия, логика, языкознание

Альма-матер:

Московский государственный университет

Научный руководитель:

А. А. Зиновьев, П. А. Шеварев

Известные ученики:

Н. Г. Алексеев, О. И. Генисаретский, Н. И. Кузнецова, В. А. Лефевр, В. П. Литвинов, С. В. Наумов, С. В. Попов, Ю. В. Громыко, А. П. Зинченко, А. Г. Реус, А. А. Тюков, Р. Г. Шайхутдинов, В. С. Швырёв, П. Г. Щедровицкий

http://www.fondgp.ru

Биография

Георгий Петрович Щедровицкий родился в семьеинженераи хозяйственного руководителяП. Г. Щедровицкого (старшего)иврача-микробиологаК. Н. Щедровицкой(урождённойБаюковой;1904-1994).

В 1937 годуон поступил во второй класс 2-й средней школы и учился в ней до эвакуации семьи в г.Куйбышев. В Куйбышеве параллельно с учёбой в школе работал санитаром в госпитале и шлифовальщиком на военном заводе. В1943 годувместе семьёй возвратился в Москву и продолжил учёбу в 150-й школе. В 1946 году закончил эту школу с серебряной медалью.

С 1946по1949 годучился нафизическом, а с 1949 года - нафилософском факультете МГУ, который закончил с отличием в1953 году. В1964 годузащитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Член КПССс1956по1968 год(исключён за подписание так называемого «Письма 170-ти» в защитуАлександра ГинзбургаиЮрия Галанскова ).

В 1951-1958 годахработал школьным учителем; в 1958-1960 годах-редакторомиздательстваАПН РСФСР. В 1960-1965 годы-научный сотрудникНИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР; в 1965-1974 годы- научный сотрудник научно-исследовательских и проектных организаций; в 1974-1980 годы- преподавательМОГИФК; в 1980-1983 годы- научный сотрудникНИИОПАПН. С 1983 по1992 год- заведующий лабораториями в проектно-исследовательских организациях.

В период 1990-1994 годов- главный редакторжурнала«Вопросы методологии»; с1988 года- председатель Комитета по системомыследеятельностной методологии и ОДИ ПравленияСоюза научных и инженерных обществ СССР.

Последние годы Щедровицкий прожил и провёл в кругу молодых «банкиров» в Международной Академии Бизнеса и Банковского Дела(МАБиБД, г.Тольятти, Ягодинский лес). С 2000 года проект МАБиБД был переименован вТольяттинскую Академию Управления(ТАУ, «Русская школа управления»), ректором которой с2008 годаявляется ученик Щедровицкого Н.Ф. Андрейченко. Предыдущий ректорА. Е. Волковзанимается проектомМШУ «Сколково».

Был трижды женат: на Н. П. Мостовенко, И. А. Щедровицкой (Кривоконевой) иГ. А. Давыдовой. От первого брака родилась дочь, от второго - сынПётр.

Скончался в посёлке БолшевоМосковской областизимой1994 года .

Деятельность

Щедровицкий - один из основателей Московского логического кружка(с1952 года; в Кружок также входилиБ. А. Грушин,А. А. ЗиновьевиМ. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения -Московского методологического кружка (ММК).

Отстаивал идею приоритета деятельностного подхода над натуралистическим как в гносеологическом так и в онтологическом планах. Разрабатывал идею самоопределения методологии«как общей рамки всей жизнедеятельности людей». Предложил и развивал оригинальную логико-методологическую программу, прошедшую этапы:

    деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961-1971),

    системомыследеятельностного подхода и общей методологии (с 1971).

В развитие и социально-практическое воплощение своих философско-методологических идей предложил новую форму организации коллективных мышления и деятельности - организационно-деятельностные игры (ОДИ), соединяющие в себе свойстваучебно-деловых игри интеллектуального методологическогодискурса(с1979по1993 годыорганизовал и провел 93 игры).

Круг интересов и размах научного творчества Щедровицкого был чрезвычайно широк и разнообразен: педагогикаилогика, общая теория деятельности и логика и методология системно-структурных исследований и разработок,философия наукиитехники, проектирования и организации,психологияисоциология,языкознаниеисемиотика- везде он оставил свой оригинальный след.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: