Конспект открытого урока по психологии для студентов педагогических колледжей на тему "Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент". Занятие по психологии в начальной школе на тему: Город Радости и Веселья Темы занятий по психологии

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Онохойский Дом детского творчества»

План-конспект занятия по программе психопрофилактических занятий в начальной школе

«Путешествие в Мир Эмоций»

Тема: Город Радости и Веселья.

Составила: Ситникова Ксения Андреевна

Педагог дополнительного образования

п. Онохой 2015

Группа креативного продленного дня .

Возраст обучающихся : 7-9 лет.

Кол-во детей на занятии : 12.

Занятие № 3

Дата: 26.10.2015 г.

Тема: Город Радости и Веселья.

Цель: расширять представления детей об эмоции «радость»; показать ее значение в жизни человека.

Образовательные задачи:

Расширять представления детей об различных чувствах, дать понятие эмоции «радость»;

Учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Развивающие задачи:

- развивать психические процессы: внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познаватель ный интерес;

- развивать положительные эмоции;

Развивать творческие способности.

Воспитательные задачи:

Учить выражать положительные чувства эмоции через улыбку;

Воспитание основ доброжелательного отношения друг к другу.

Психологические задачи:

Учет индивидуальных, психофизиологических особенностей каждого ребенка;

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

Форма занятия: групповой психологический тренинг

Форма подведения итогов занятия: рисование

Методы: вербальные и невербальные игры, арттерапевтический метод (рисование), групповое обсуждение, релаксация.

Тип: занятие сообщения и усвоения новых знаний

Оборудование: маленький мячик, пиктограмма «радость» и изображение веселой девочки; карточки с человечками, изображающими различные чувства; альбомы; цветные карандаши, «орден Улыбка»; клей; бумага, ручка.

Ход занятия

1.Ритуал приветствия.(1 мин.)

Приветствуем друг друга (кулачок в центр, при соприкосновении быстро отводим руку назад).

2. Психологическая разминка. (8мин.)

Игра «Веселые животные». Каждый ребенок превращается в какое-нибудь веселое и радостное животное, изображает его, а остальные отгадывают, что это за животное. Обсуждение с детьми того, как они отгадали (по мимике и жестам). Вспоминаем, что такое Мимика и жесты.

Мимика - это выражение лица, отражающее настроение человека, а жесты - движения тела, рук, ног, с помощью которых он что-то сообщает кому-то.

Упражнение “ Превращения”

Педагог предлагает детям:

нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;

позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; ребёнок, у которого отняли мяч;

испугаться как … заяц, увидевший волка;

улыбнуться как … кот на солнышке; хитрая лиса.

III . Основное содержание занятия. (35 мин.)

Дети сели в круг на коврике.

Педагог: - Ребята, первая остановка в путешествии по удивительному Миру Эмоций - это Город Радости и Веселья, послушайте следующее стихотворение.

Про пана Трулялинского

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка

Трулялетка,

И дочурка

Трулялюрка,

И сынишка

Трулялишка,

И собачка

Трулялячка.

Есть у них еще котенок,

По прозванью Труляленок,

И вдобавок попугай

Развеселый Труляляй!..

( пер, Б. Заходера)

Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение?

Посмотрите на эту картинку (демонстрируется изображение веселой

девочки). Какое настроение у этой девочки?

Дети - Радостное.

Педагог- А теперь попробуйте изобразить радость на своем лице. Что для

этого нужно сделать?.. Как вы догадались, что это радость?.. (Ответы детей.) Конечно, глаза чуть прищурены, на лице улыбка. А вот как можно нарисовать схему изображения радости? (демонстрируется пиктограмма «радость»).

Поговорим о том, что же такое радость для вас?

Игра «Волшебный мячик».

Передавая друг другу «волшебный мячик», дети заканчивают предложение "Я радуюсь, когда...".

Скажите мне ребята, а как можно доставить радость другому человеку?

Сейчас давайте разогреем и расслабим все мышцы лица... Сядем поудобнее: ноги твердо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук "У". Растянули губы в стороны. Произнесли звук "Ы". Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга.

Спасибо! Отлично!

Ребята, вот мы знаем, что радоваться могут все: и дети, и взрослые - мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры, вы думаете, животные умеют радоваться?.. У вас же есть дома животные? Когда вы приходите из Дома творчества домой, они вас встречают? Как вы думаете они вам радуются? У меня есть собака. Когда я прихожу с работы, она выбегает мне навстречу и виляет хвостом. Я думаю, что так она выражает свою радость. Моя собака радуется, когда все возвращаются домой с работы и когда она идет гулять.

А знаете ли вы, что смех и улыбка также влияют на здоровье человека?
-Как вы думаете, каким образом? (Человек становится жизнерадостным, энергичным, даже есть такое выражение: «Смех продлевает жизнь»)
- Правильно, смех сам по себе - неплохой массаж, ведь он встряхивает кровеносные сосуды и мышцы нашего лица и тела, в том числе и внутренние, которые управляют работой внутренних органов. Также в кровь поступают вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. Учёные даже заметили, что жизнерадостные люди реже болеют, а дети, которые не грустят, быстрее выздоравливают.
- Итак, смех - это определённая реакция организма, при которой мышцы лица непроизвольно сокращаются, учащается сердцебиение, меняется давление крови.

Правила улыбки:

1.Улыбка поможет в общении.

2.Старайся чаше улыбаться друзьям, родителям, учителю.

3.Смейся заразительно, но знай, где и как смеяться.

4.Умей смеяться над собой.

5.Не смейся над чужим горем или физическим недостатком.


-А когда, ребята, нельзя смеяться?

Сейчас мы с вами немного поиграем:

Сначала я задам вам несколько вопросов, а ответы запишу на отдельных листочках. А потом все ответы перепутаем.

1. Что вы носите в своем портфеле?

2. Какой герой из мультфильма вам нравится?

3. Что выбрасывают в урну?

4. Что обычно берут с собой в баню?

5. Кто умеет ходить по потолку?

Понравилось?

Когда вам будет грустно или вы устанете, постарайтесь вспомнить, какую-нибудь весёлую историю, посмеяться с родными, друзьями.

Рисунок «Гости из Мира Эмоций».

Педагог говорит, что к нам в Город Радости и Веселья приехали гости из других городов. Все они представляют собой разные эмоции. Педагог показывает детям карточки с человечками, изображающими различные чувства (для этого можно использовать персонажей из методики Т.В. Громовой «Страна Эмоций»). Затем дети тянут наугад 1 картинку с человечком и пытаются определить, откуда он «приехал», что за чувство он собой символизирует. Далее каждый ребенок наклеивает человечка в свой альбом и должен доставить ему радость, подарить веселье (рисует ему подарок, подрисовывает улыбку и т.д.).

Итак, ребята, что же мы узнали о смехе, улыбке?
-Как повысить себе настроение?
-Вы сегодня очень хорошо работали, и вы все получаете «орден УЛЫБКИ»!
-Спасибо за занятие!

IV . Ритуал прощания. (1мин.)

Игра «Салют»,

Список литературы

    Громова. Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.: ил.

    Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4―6 лет: Пособие для практических работников детских садов / Автор-составитель И. А. Пазухина ― СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 272 с, ил.

    Крюкова. С.В., Слободяник. Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002. - 208 с., илл.

    Семенака. С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Вид занятия – практическое.

Тип занятия – комбинированное.

Цели занятия:

1. Образовательные:

  • Закрепить и систематизировать знания студентов по теме “Психология общения”.
  • Закрепить навыки управления беседой через построение вопросов.
  • Ориентировать студентов на использование приобретённых знаний и навыков эффективного общения в своей профессиональной деятельности.

2. Развивающие:

  • Продолжить формирование представлений о процессе передачи информации.
  • Продолжить формирование умений делового общения.

3. Воспитывающие:

  • Способствовать формированию познавательной активности студентов.
  • Способствовать формированию представлений о психическом, психологическом здоровье как жизненно важной ценности.
  • Прививать умение работать в коллективе.

Средства обучения

1. Литература:

  • Е. Мелибруда “Я – Ты – Мы” Москва “Прогресс” 2009 г.

2. Наглядные пособия:

  • Схема “Восприятие информации через личные интерпретации”.
  • Схема “Процесс передачи информации”.

3. Дидактические материалы:

  • Практические задания и задачи.
  • Контрольные вопросы.
  • Карточки с заданиями.

Внеаудиторная работа– домашнее задание (Приложение №9)

Время проведения: 90мин.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ХРОНОКАРТА

Время проведения 90 минут.

П/П Структурный этап занятия Время Конкретные цели Действия преподавателя (содержание) Действия студента (планируемый результат)
1. Организационный момент. 2 Создание рабочей обстановки. Приветствие студентов.

Проверка присутствующих и готовность к занятию.

Приветствие преподавателю.

Психологическая готовность студентов к занятию.

2. Целеполагание и мотивация учебной деятельности. 5 Целенаправленное восприятие содержания занятия.

Акцентирование внимания на значимости изучаемой темы.

Сообщение темы, цели, значения занятия.

Мотивация значимости закрепления темы для будущей профессиональной деятельности.

Воспринимают информацию.

Включаются в учебную деятельность. Проявляют заинтересованность в повторении темы, данной на теоретическом занятии.

3. Активизация и закрепление теоретических знаний. 15 Повторение базисных знаний, полученных на теоретических занятиях по теме “Общение”. Тестовый опрос по вариантам – тема: “Общение”

Фронтальный опрос по теме “Деловое общение”

Отвечают на контрольные вопросы преподавателя

(конкретизация теоретической базы знаний).

4. Рефлексивно-оценочный этап. 5 Выявление уровня знаний студентов и их оценка Обсуждение самостоятельной работы студентов. Контроль и оценка ранее изученного материала. Корректируют свои знания.

Качественный показатель результативности не менее 80%

5. 3 Наглядная демонстрация негативного влияния интерпретаций Объяснение происхождения интерпретаций по схеме. Более полное усвоение ранее полученных знаний.
6. Закрепление изученного материала. 15 Помочь студентам увидеть “рождение” интерпретаций
7. Самостоятельная работа студентов. 15 Тренировка навыков эффективного слушания.

Воспитание доверительных отношений.

Организация самостоятельной практической работы студентов.

Обсуждение пройденного упражнения.

Выполнение упражнения, предлагаемого преподавателем.

Пропускают через личный опыт теоретические знания.

8. Закрепление изученного материала. 15 Тренировка навыков эффективного общения.

Работа с уверенностью, развитие спонтанности, воспитание доверительных отношений.

Организация и проведение упражнения.

Обсуждение пройденного упражнения.

Выполнение упражнения, предлагаемого преподавателем.

Пропускают через личный опыт теоретические знания.

9. Подведение итогов занятия, рефлексия. 10 Выявить соответствия поставленных и достигнутых целей, оценить знания студентов. Преподаватель обобщает и оценивает работу студентов, акцентируя внимание на результатах учебной деятельности и достижении целей занятия, выставляет общую оценку. Корректируют свои знания.

Участвуют в подведении итогов, анализируют занятие.

10 Домашнее задание. 5 Организация подготовки студентов к следующему занятию. Развитие самостоятельности мышления. Сообщает домашнее задание. Записывают домашнее задание.

«№ 26 мектеп – балабақша» КММ

КГУ «Школа- детский сад №26»

Занятие по психологии

в подготовительной группе

Тема: « Путешествие в страну эмоций

и настроений »

Психолог: Қ.Ж. Кусаинова

Психолог: Кусаинова К.Ж.

Петропавл қаласы 2016ж.

Тема: «Путешествие в Страну Эмоций и Настроений»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх)

Тренировать выразительность мимики и пантомимики.

Закрепить и знания о чувствах, настроении и эмоциях.

Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Развивающие:

Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.

Развивать эмпатию (умение сочувствовать и сопереживать) .

Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля.

Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка

Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.

Воспитывать умение вежливо общаться с окружающими.

Ожидаемый результат: дети приобретут уверенность в выражении разных эмоций; смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, а именно терпимее относиться друг к другу, регулировать свое эмоциональное состояние; учитывать эмоциональное состояние окружающих.

Предварительная работа с детьми: реализация цикла психологических занятий по теме «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хватаюсь и радуюсь»;программа развития мелкой моторики.

Оборудование: фотографии детей, сюжетные карточки с названиями эмоций и чувств, карточки «Ситуации», раздаточный материал «Эмоции», «Названия эмоций и чувств», карточки для макет «Дерево настроения»; домино;

Ход занятия

Дети проходят в зал и встают вместе с психологом в круг

Приветствие. Педагог: Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас всех видеть! Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к Сказочную Страну Эмоций, Но в гости в эту страну можно попасть лишь тем, кто умеет говорить добрые, ласковые слова другим людям. Вы умеете? (Ответы детей)

Нам поможет волшебная свеча. Передавайте ее друг другу по кругу? Говоря добрые слова своему соседу.

(Зажигается свеча, звучит музыка)

(Дети передают свечу друг за другом по кругу и говорят ласковые слова)

Педагог: - Теперь заройте ваши глазки, я произнесу слова которые нам помогут оказаться в Стране Эмоций и Настроений

«Волшебная свеча гори

В Страну Эмоций унеси».

Вот мы и в Волшебной стране.

(Горящая свеча ставится на стол. Дети садятся на стульчики)

Смотрите кто же нас встречает тут? Это гномик Весельчак. Он нам поможет вспомнить какие же у нас бывают эмоции. И приготовил для нас задания. А какие мы сейчас с вами узнаем.(Дети садятся за столы)

Задание № 1

1. «Определи эмоцию».

В первом задании Гномик Весельчак приготовил для нас фотографии детей. Скажите пожалуйста, фотографии разные или одинаковые (ответы детей: разные, а почему как вы думаете? (ответы детей: потому что они выражают разные эмоции) .

Давайте посмотрим на фотографии и определим, какие эмоции они выражают. (радость, грусть, удивление, злость, страх)

Ребята, как вы определили, что это радость (ответы детей: улыбается, брови приподняты, широко открыты глаза) и так далее по каждой эмоции.

2.«Изобрази».

Педагог: - Ребята, а теперь давайте попробуем изобразить разные эмоции:

*Представьте, что вы в цирке и вас рассмешил клоун (изображают радость) ;

*Вы разбили мамину любимую вазу (изображают грусть) ;

*Вы остались одни в темной комнате (изображают страх) ;

* У вас сломали игрушку (изображают злость)

* На поляне вы увидели необычайной красоты цветок (изображают удивление)

Ребята, а какие эмоции вам легче было всего выполнять. (ответы детей) .

3. Дети читают стихи об Эмоциях

Дети давайте порадуем гномика Весельчика стихами об Эмоциях!(Радость, грусть, удивление, страх, злость)

Лера читает стихотворение «Радость»

Радуются дети солнцу,

Радуются звери теплу.

Весна заглянула в оконце,

И рады мы все потому.

Руслан читает стихотворение «Удивление»

Удивился я тогда,

Увидав в реке сома.

Удивительный такой,

Этот сом большой, большой.

Данил читает стихотворение «Злость»

Разозлили меня пчелы,

Как летают увлеченно

И жужжат, жужжат, жужжат.

Ведь они меня так злят.

Даша читает стихотворение «Страх»

Заглянул я в свой чулан,

Страх там темный проживал.

Но когда, я свет включил

Страх пропал - он отступил.

Настя читает стихотворение «Грусть»

Грустинка попала ко мне,

А ведь сидел я на окне,

И грустно мне стало потом,

Что нет никого под окном.

После каждого прочтения, обсуждается эмоция.

Задание №2

4.«Подбери верно» (Работа с карточками)

На ваших столах лежат листочки с разными ситуациями и напротив них эмоции и чувства. Соедините чертой ситуации на карточках с подходящими им названиями эмоций и чувств.

Дети должны определить к какой эмоции подходит данная картинка и объяснить свой выбор.

5 «Разминка».

Предложить детям потанцевать под веселую музыку.

Дети становятся в круг, произносят слова и выполняют движения:

Мы попрыгаем немножко (дети прыгают) .

И похлопаем в ладоши (хлопают в ладоши) .

А теперь мы покружились (кружатся) .

И на землю опустились (садятся на пол близко друг к другу) .

Потянулись, потянулись (потягиваются) .

И друг другу улыбнулись (поворачивают голову друг к другу и улыбаются) .

Здесь мы вместе: ты и я (показывают сначала на соседа, потом на себя) .

Потому что мы - друзья! (встают, берутся за руки)

Молодцы ребята! Сейчас нас ждет следующее задание гномика.

Вы отлично справились с заданием, и гномик Весельчак вам предлагает рассказать ему ваши жизненные ситуации и какие эмоции вы при этом испытывали.А поможет нам в это его волшебный кубик.

5.«Кубик с эмоциями»

Дети передают друг другу кубик с эмоциями (на каждой стороне кубика изображена эмоция радость, грусть и.т.д.)

*Я радуюсь тогда когда…

*Я удивляюсь тогда когда…

*Я злюсь тогда когда…

*Я грущу тогда когда…

*Мне страшно тогда когда…

Задание №3

Ребята Гномик Весельчак выслушал каждого из вас! И хочет рассказать вам одну историю про мальчика.

6.Этюд

«Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить.И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», - подумал мальчик и пошел дальше»

Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).

Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?

7.Игра «У-у-у-х»

Ребята, вы хотите избавиться от своей обиды и злости? Давайте попробуем сделать так же, как этот мальчик. Представьте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух.

У всех получилось?

Что вы сейчас чувствуете?

Можем ли мы сами управлять своими эмоциями?

Что можно сделать, чтобы улучшить настроение? (Почитать, поиграть, оказать помощь, подарить комплимент и т. д.).

От чего зависит наше настроение?

А теперь ребята чтобы закрепить наши с вами знания о наших эмоциях. Я вам предлагаю сыграть со мной игру «Домино», но это домино не то, в которое вы обычно играете, а «Домино Эмоций»

9.Игра «Домино Эмоций»

«Домино эмоций» - это домино, где картинками служат пиктограммы. Эмоции: радость, грусть, страх, удивление, злость.Дети также называют в ходе игры эмоцию, сопоставляют разные эмоции. Игра начинаем с картинок «радость-радость».

Ребята наше путешествие в страну Эмоций и Настроений заканчивается. И гномик Весельчак предлагает нам вернутся в д/с на волшебных ковриках

10.Релаксация «Тихое озеро»

А теперь лягте поудобнее. Вытянетесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Упражнение выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера.Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце светит ярко, и это заставляет вас чувствовать, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика.

Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем теплом тепло солнца. Вы спокойны и не подвижны как это тихое утро.

Вы чувствуйте себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете….

А теперь открывайте глаза. Мы снова в д/с, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течении дня.

Заключительная часть.

Вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы дети: да)

Дети, сейчас у вас какое настроение, пусть оно останется на целый день!

(ответы детей: хорошее)

А что мы сегодня с вами делали?

Какое задание гномика вам больше понравилось

(ответы детей: перечисляют игры и упражнения в которые они играли)

Молодцы ребята! Давайте себе похлопаем за хорошее занятие!

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2301 .
Все разделы | Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Конспект занятия педагога-психолога «В гостях у солнышка» Развивающее занятие для детей 3-4 лет . Задачи : Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; Развитие общей и мелкой моторики, координации движений; Развитие речи, восприятия, внимания, памяти, воображения. Развитие пространственных представлений;...

Конспект психолого-логопедического занятия «Поможем Ежику» Цель занятия : развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов : памяти, внимания, воображения, мышления, формирование коммуникативных навыков. Интеграция образовательных областей : социализация, коммуникация, познание, физическая культура....

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья»

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного...» Цель: Воспитывать любовь и уважение к семье, формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Задачи: 1. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику;...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект психологического занятия «Путешествие в страну песков» для старших дошкольников с использованием песочной терапии Конспект психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием песочной терапии «Путешествие в страну песков». Подготовила и провела: Кочеткова Е.В. педагог-психолог «Армавирский реабилитационный центр для детей и подростков с ОВ» Цель: коррекция и...

Конспект коррекционно-развивающей организованной деятельности педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии Конспект коррекционно-развивающей организованной деятельности педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные готовятся к зиме» Цель: Обогащение представлений о временах года – осени и зиме и жизни диких животных....

Психологическое занятие с элементами тренинга «Детский мир эмоций» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Успенская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики Психологическое занятие с элементами тренинга «Детский мир эмоций» подготовила практический психолог Брыжак Ю.В. Успенка, 2019г. Конспект занятия «Детский мир...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - «Сказ о том, как клоун Ах «веселинки» собирал». Фотоотчет о занятии «Что такое Доброта? Эмоции»

Утро сегодня выдалось пасмурным и серым. И чтобы не грустить клоун Ах отправился навестить своих друзей ежика и белочку. Здравствуй ежик, давно мы с тобой не виделись. Давай поиграем с тобой в прятки. "Не могу", - ответил своему другу еж. "Я заготавливаю яблоки на зиму"....

Мы с ребятами решили выяснить, что такое Доброта? И отправились для этого в чудесную страну "Эмоций". В стране "Эмоций" мы встретили веселого клоуна Ах. Он рассказал, что зовут его так потому, что он всему удивляется:"Ах, какое небо голубое! Ах, какой быстрый у меня конь!" Ах...

преподаватель спец. дисциплин

ГБОУ СПО "Городецкий Губернский колледж"

Чернонебова Т.К.

Конспект открытого урока по психологии для студентов педагогических колледжей

Тема: «Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент»

Цель: познакомить с понятием «темперамент

Задачи:

    Познакомить с понятием «темперамент», типами темперамента

    Составить сводную таблицу типов темперамента

    Обобщить представления об учете темперамента в общении и деятельности

План

    Понятие о темпераменте

    Учения о темпераменте

    Физиологические основы темперамента

    Учёт темперамента детей в учебно-воспитательном процессе

Ход урока

    Орг. Момент

    Проверка д/з

На слайдах вопросы:

    Дайте определение понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность»

    Может ли существовать индивид, не являющийся личностью?

    Может ли существовать личность, которая не будет являться индивидом?

    В чём проявляется индивидуальность?

    Сегодня мы и поговорим об одной из индивидуально-психологических особенностей – темпераменте.

Что вам уже известно о темпераменте?

Что хотелось бы узнать?

    Понятие о темпераменте

Известный отечественный психолог B.C. Мерлин дает образное сравнениероли темперамента в динамике психической деятельности: “Представьте себе 2 реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...

Темперамент относится к числу таких психологических понятий, о которых «все знают». Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - одного именуем «типичным холериком», другого «сангвиником», «флегматиком» или «меланхоликом».

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия: одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны; другие медлительны, спокойны, невозмутимы; одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны; другие замкнуты, скрытны.

Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом.

Temperamentum (лат.) – соразмерность, правильная мера.

Темперамент – индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. (Крутецкий В.А.)

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз обусловлен биологической организацией индивида , Поэтому и обнаруживается довольно рано и чётко у детей в игре, общении, на занятиях. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида.

От темперамента зависит:

    Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

    Темп и ритм деятельности и поведения;

    Интенсивность психических процессов.

Но от темперамента не зависят:

    Интересы и увлечения;

    Социальные установки;

    Моральная воспитанность личности.

    Учения о темпераменте

    Гиппократ

Деление людей на темпераменты возникло еще в античные времена. Первое упоминание о темпераментах мы встретим в Древней Греции. Замечательный древнегреческий врач Гиппократ (5–4 век до нашей эры) говорил, что у людей есть четыре главных сока: кровь, лимфа, желтая и черная желчь. У разных людей они смешаны по-разному: верное сочетание соков приносит здоровье, а неверное - болезнь.

На слайд вынести слова Гиппократа «…Люди различаются соотношением четырёх основных соков организма – крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи».

Само понятие темперамент, в переводе с древнего латинского языка, значит «соразмерность», правильная мера. При нормальном, не чрезмерном слияние соков, считали древние, любой темперамент хорош и здоров.

    Клавдий Гален

Опираясь па учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате « De temperamentum ». Согласно его учению, тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента вам хорошо известны:

сангвиник (от лат. sanguis - кровь),

флегматик (от греч. phlegma - слизь, мокрота),

холерик (от греч. chole - желчь) и

меланхолик (от греч. melas chole - черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых па протяжении уже многих столетий. Подтверждением этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными.

4.Эрнст Кречмер Конституционная типология

В последующие века исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающее с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались упорядочить и каким-то образом сгруппировать эти различия. В результате возникли многочисленные концепции и типологии темпераментов.

В ряде концепций свойства темперамента понимались как наследственные или врожденные и связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Такие типологии получили название конституционных типологий. Среди них наибольшее распространение получила типология, предложенная Эрнстом Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная его идея заключается в том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер провел множество измерений частей тела людей, что позволило ему выделить четыре конституциональных типа: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик (рис. 24.1).

1. Диспластик - человек с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерны высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Лептосоматик характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой, узкими плечами, длинными и худыми нижними конечностями.

С названными типами строения тела Кречмер соотносит три выделенных им типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, подвержен колебаниям настроения, упрям, не склонен к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Теория Кречмера получила наибольшее распространение в Европе.

Такое понимание темпераментов просуществовало до начала двадцатого века, т.е. многие тысячелетия. Только в начале 20 века ученые пришли к выводу, что темпераменты зависят не от «соков», а от энергетики организма, от того, как он накапливает и расходует нервную и гормональную энергию.

3. Физиологические основы темперамента

И. П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись прежде всего в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т. е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Говоря об уравновешенности нервных процессов, Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения. Человек является неуравновешенным, когда сила одного из этих процессов превосходит силу другого.

Четвертое свойство нервной системы - подвижность нервных процессов - проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Это свойство проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Принято считать, что нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы перейти от одного процесса к другому.

Выделенные Павловым свойства нервных процессов могут образовывать определенные комбинации, которые определяют так называемый тин нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Этот тип складывается из характерной для индивида совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности, соотношения процессов возбуждения и торможения. По мнению Павлова, существует четыре основных типа нервной системы, которые близки к типам темперамента, выделенным Гиппократом. Из-за различий в проявлении силы нервных процессов различаются сильные и слабые типы, которые, в свою очередь, могут подразделяться на уравновешенные и неуравновешенные. При этом неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. И наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик; слабый тип - меланхолик.

Таким образом , под типом нервной системы Павлов понимал врожденные и относительно слабо подверженные изменениям под воздействием окружения и воспитания свойства нервной системы. Эти свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы.

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий, проявляющихся в деятельности.

Ролик

Я думаю, что вам непременно захотелось узнать свой тип темперамента.

Тест на выявление типа темперамента (Приложение №1)

4. Психологическая характеристика типов темперамента

Заполнить таблицу

Психологическая характеристика типов темперамента

Линии сравнения

1.Физиологическая основа (тип нервной системы)

2.Познавательная деятельность

3.Движения и речь

4.Эмоции и чувства

5.Личностные качества а)положительные

Вывести после сказки

Б)отрицательные

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Чтение с остановками»

Сейчас я расскажу вам сказку о типах темперамента, буду останавливать в некоторых местах. Ваша задача будет продолжить и придумать конец у сказки. (Преподаватель делает остановки в местах, где необходимо дать характеристику темпераментов принцев, предлагая студентам продолжить. В конце организует дискуссию о том, принца какого темперамента выбрала принцесса и почему.)

Итоги: «плюсы» и «минусы» проявлений каждого типа темперамента

5.Учёт темперамента детей в учебно-воспитательном процессе


Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм»

Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

1. Выбирается секретарь в каждой группе (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом)

2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопросы 1. , 2 (ниже)

3. Выбираются наиболее подходящие ответы, корректируются.

4. Презентация итогов работы каждой группы по этим вопросам

Вопросы:

1. По каким внешним признакам – вербальным и невербальным можно определить представителя данного темперамента среди учащихся в школе.

2. Как учесть особенности проявлений темперамента в учебном процессе и воспитании детей. Приложение №3

    Фаза рефлексии.


Прием технологии «Развитие критического мышления» «Синквейн»

В группах составьте синквейн по типу темперамента.

Правила составления синквейна:

в первой строке: одно слово- тему стихотворения

вторая строка: опишите это слово - тему двумя прилагательными

в третьей строке опишите действие этой темы тремя словами, глаголами

в четвёртой напишите фразу из четырёх слов, которая будет выражать ваше отношение к теме

в пятой строке напишите слово, похожее на первое, но яркое, образное (синоним).

Презентации синквейнов

Обобщение. Итоги урока. Оцените себя по технологической карте урока (Приложение 2)..

Домашнее задание:

Сделать коллаж-стенгазету, в котором отражены существенные характеристики данного темперамента - отразить и положительные и отрицательные стороны. Подготовить презентацию творческой работы.

    1. Орг. конец

Список литературы:

    Вачков И.В. Психология для малышей.-М.: «Педагогика-Пресс», 1996.-216 с.

    Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически.-СПб: «Альянс», «Речь», 2003.-192с.

Приложение №1

Тест «Определи свой темперамент»

Итак, если вы:

1. неусидчивы, суетливы;

2. не выдержаны, вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми,

5. решительны и инициативны,

6. упрямы:

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, страстной со сбивчивыми интонациями речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивный забияка,

14. нетерпимы к недостаткам;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими и порывистыми движениями;

19. настойчивы в достижении поставленной цели;

20.склонны к резким сменам настроения,

то вы чистый холерик

Если вы:

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое дело до конца,

4. склонны переоценивать себя,

5. способны быстро схватывать новое;

6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12. тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

16. сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь; несобранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться,

то вы, конечно, чистый сангвиник .

Если вы:

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны и обстоятельны в делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, размеренной речью, с остановками без резко выраженных эмоций;

7, сдержанны и терпеливы;

8. доводите начатое дело до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11. легко сдерживаете порывы;

12, мало восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих отношениях и интересах;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. обладаете выдержкой;

20. чувствуете скованность в общении с новыми людьми,

то вы, вне сомнения, чистый флегматик .

Если вы:

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4.не верите в свои силы,

5. легко переносите одиночество,

6. склонны уходить в себя;

7. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете слабой, тихой речью;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11, впечатлительны до слезливости;

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и к окружающим;

14. склонны к подозрительности, мнительности;

15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

16. скрытны и необщительны

17 чрезмерно обидчивы;

18. малоактивны и робки.

19, безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих,

то вы, конечно, чистый меланхолик .

Приложение 2.

Я могу сформулировать определение «темперамент»

Я могу составить характеристику каждого типа темперамента

Я могу составить рекомендации по учету темперамента в учебном процессе

Я могу учитывать особенности темпераментов в общении

Я принял активное и результативное участие в уроке

Мои баллы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: