Особенности работы учителя-предметника с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида. Из опыта работы "Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в классе VIII вида" Работа с учащимися 8 вида

Внеклассная работа по истории при работе с учащимися, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII ВИДА в общеобразовательной школе. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Статья 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Учитель должен создать условия для формирования у школьников обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их возможностей, в рамках своего предмета и способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации. История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью 1 общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. Для себя я нашла способ решения данной задачи. Обучение истории через внеклассную деятельность по предмету. Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает им непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства, во время внеклассной деятельности. Почему именно внеклассная деятельность? Особенности внеклассной деятельности: 1. Добровольный характер внеклассной работы по истории (дает возможность организовать деятельность учащихся специальной (коррекционной) школы не только по интересам, но и с учетом их познавательных возможностей, способствует развитию их индивидуальных наклонностей, инициативы и самостоятельности в познании прошлого и настоящего Родины). 2. Относительная свобода в выборе содержания материала (тогда как содержание уроков определяется государственной программой по истории для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 2 3. Создаются благоприятные условия для учета психологических и возрастных особенностей школьников с нарушением интеллекта за счет использования разнообразных форм работы. 4. Шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность школьников (привлекаются к оформлению тематических выставок и выпуску исторических стенгазет, проведению праздников, посвященных историческим датам и т. п.). Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на существующие различия, внеклассная работа и работа на уроках истории тесно связаны между собой и составляют целостный процесс. В современных условиях внеклассная работа становится органической частью обучения. Содержание внеклассной работы определяется общими задачами, стоящими перед специальной (коррекционной) школой VIII вида. Для реализации намеченных задач учителю истории важно определить содержание и доступные формы внеклассной работы по предмету. Чаще всего содержание внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе направлено на комплексное изучение исторического прошлого параллельно с программными темами курса истории. Возможна и более узкая направленность содержания внеклассной работы по истории: 1. Изучение военного прошлого нашей Родины; 2. Изучение истории культуры: обычаев, традиций, народных промыслов, архитектуры, живописи, музыкального и театрализованного искусства народов нашей страны; 3. Изучение современности, что актуально для выпускников специальной (коррекционной) школы, готовящихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Интерес к проблемам современной действительности, внутренней и внешней политике государства помогает лучшей ориентировке школьников с нарушением интеллекта 3 в происходящих событиях, вырабатывает активное отношение к общественной жизни, способствует их социальной адаптации; 4. Изучение прошлого и настоящего своего края, города. Для меня именно четвертое направление является наиболее предпочтительней. Краеведческая работа позволяет расширить кругозор учащихся, приобщить их к культурному достоянию, привить любовь и бережное отношение к своей малой Родине, научить ориентироваться в окружающей действительности. Кроме того, знания, приобретенные в процессе краеведческой работы, помогают школьникам лучше осмыслить исторический материал, изучаемый на уроках, конкретизировав его фактами, цифрами, именами участников событий, происходивших в этих местах. Формы и виды внеклассной работы по истории для детей, обучающихся по специальной (коррекционной) программе многообразны. Они различаются по охвату количества учащихся и в связи с этим могут быть массовыми или фронтальными (вечер, конкурс), групповыми или кружковыми (работа кружка, секции), индивидуальными (оказание помощи в написании доклада отдельному ученику, индивидуальная беседа). По длительности формы внеклассной работы по истории делятся на систематические, которые проводятся в течение всего учебного года или даже на протяжении нескольких лет (кружки, внеклассные чтения) и эпизодические (встречи с интересными людьми, экскурсии, выпуск исторической газеты). При выборе формы внеклассной работы по истории в специальной (коррекционной) школе учитель должен учитывать не только возраст учащихся, но и особенности их познавательной деятельности, эмоциональноволевой сферы, личностные качества каждого ученика. Механизм реализации: 4 В этом учебном году я обобщила и систематизировала двухлетний опыт работы с ребенком, с которым начала работать еще в 5 классе, совместно с классным руководителем. Результатом стала программа внеклассной работы по предмету. Программа внеурочной деятельности по краеведению для учащегося 7 класса обучающегося по специально – коррекционной программе VIII вида Данная программа состоит из следующих разделов:  Пояснительная записка (обоснование, цель, задачи, направления, формы работы, сроки реализации, литература);  Содержание программы;  Календарно – тематическое планирование;  Основные требования к знаниям и умениям;  Ожидаемые результаты. Программа рассчитана в среднем на один час в неделю, но распределение часов идет в соответствии с выбранной формой работы. Если это экскурсия, то на нее отводится 3 часа, значит, мы встречаемся с ребенка два раза в месяц на вводное занятие по теме и саму экскурсию. Формы работы: внеклассное чтение по истории, экскурсии в музейную комнату, библиотеку, районный музей, по поселку, на предприятия, встречи с интересными людьми, поездки по краю. 5 Календарно – тематическое планирование. № п/п Тема занятия Форма работы 1 Введение. Что изучает краеведение. Посещение дата детской сентябрь библиотеки. Знакомство с многообразием книг по истории. 2 Мой край на карте Родины Работа с картой. контурной Внеклассное чтение. 3-5 Я и моя семья. Изучение фотографий из Сентябрь семейного альбома. октябрь Составление родословного древа. Изучение литературы, устного народного творчества. 6-8 Моя улица Просмотр слайд – Октябрь презентации. Прогулка по улицам поселка. Составления перечня названий улиц поселка. 9 -10 Наша школа Работа в комнате, музейной ноябрь изучение материалов выпускникам. по Слад – презентация из истории школы. 6 11 - 12 Моя малая Родина Экскурсия в декабрь краеведческий музей. 13 - 17 Природа нашего края Просмотр слайд презентаций по – Январь - теме. февраль Экскурсия на метеостанцию. 18 - 19 Что дает наше село стране Слайд – презентация, Февраль - экскурсия на предприятие март МИС 20 - 21 Наш край богат талантами Изучение материалов музейной комнаты, экскурсия на выставку творческую в районный музей. 22 - 26 Из бабушкина сундука Посещение экспозиций в Март музейной - комнаты апрель школы. 27 - 31 Наш край в годы Отечественной войны Великой Внеклассное чтение, Апрель экскурсия, участие - в май поздравлении ветеранов и составлении школьной экспозиции. 32 - 34 Красная книга родного края Внеклассное чтение. Составление Май - июнь Красной Книги района. Совместно с классным руководителем поход или поездка по родному району, краю. 7 Реализация данной программы идет совместно с реализацией системы воспитательной работы классного руководителя данного ребенка. В начале этого года мы запланировали ряд совместных мероприятий. Для отслеживания результатов реализации программы я использую, разработанную Опариной Татьяной Юрьевной, директором Березовской специально – коррекционной школы, методику отслеживания динамики общеучебных навыков. Внеклассная работа по истории сложна и многообразна и поэтому требует четкой организации и определенной системы. Во всех рассмотренных формах внеклассной работы, проводимых в специальной (коррекционной) школе VIII вида огромная роль принадлежит учителю истории. Его умелое руководство, заинтересованное отношение делают эту работу познавательной, увлекательной и плодотворной для учащихся с нарушением интеллекта. Учитель истории и обществознания: А.С. Слизова 8

Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения , имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии , имеющих нарушения . В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

Коррекционные школы 5-го вида предназначены , имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Коррекционные школы 8-го вида

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

Совет 2: Как определить, в хороший ли класс попал учиться ребенок

Нет точного определения «хороший класс». Для одних – это специализированный класс с углубленным изучением предметов, для других – индивидуальный подход к ребенку, а для третьих – строгая дисциплина. Определять критерии хорошего класса следует из своих предпочтений. Хотя дружеская атмосфера, психологический комфорт и получение глубоких знаний – неотъемлемые черты хорошего класса.

Прежде всего, хороший должен быть ориентирован на учебный процесс. При этом важно, чтобы дети получали глубокие и прочные знания в комфортной для себя обстановке. Чтобы узнать, в хороший ли класс попал ребенок, можно обратиться к общественному мнению. Для этого следует выяснить техническую оснащенность , преподавательский состав, успеваемость учеников класса в целом, а также их участие и победы на всевозможных олимпиадах. При этом надо помнить, что не всегда регалии учителей свидетельствуют об их человеческих качествах, а победы на олимпиадах отдельных учеников – о высоком образовательном уровне всего класса.

Обязательно следует поинтересоваться мнением о учеников и их родителей. Поговорив с большим количеством людей, можно узнать о плюсах и минусах в организации учебного процесса, достоинствах и недостатках педагогов.

Во многом обстановка и атмосфера в классе зависят от учителя. Поэтому необходимо познакомиться с преподавателями и классным руководителем лично. Очень важно, какой стиль воспитания проповедуется в семье (строгий или демократичный). У учителя с похожим подходом к воспитательной работе ребенок будет чувствовать себя комфортнее.

Стоит побывать в классе на школьной перемене и посмотреть, чем занимаются дети. Возможно, в классе приветствуется самоуправление или принято шефство старшеклассников над младшими школьниками. Все это дисциплинирует и положительно влияет на ребенка.

Многое может рассказать оформление класса, наличие стендов, наглядных пособий, стенгазет. О сплоченности учеников говорят классные традиции, проведение совместных мероприятий (походы, чествование именинников и т.д.).

Сейчас в школах внедряются различные обучающие программы. Следует узнать, по какой из них преподают в классе, где . Это может быть развивающее обучение системы Занкова, программа «Росток» или обычная традиционная программа. Ребенок должен обучаться по той системе, предпочтение которой отдают родители.

Совет 3: Какие речевые проблемы можно избежать перед поступлением ребенка в школу

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября.

Во-первых, это нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет.

А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и связная речь.


Что должен уметь ребенок?

В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования. В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом.

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать звук "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Нужно научить надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Что значит - развивать мелкую моторику. Это значит - малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не нужно оставлять малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.


Пальчиковые игры для детей

Помощник

Посуду моет наш помощник

(потирают ладошки друг о друга - «моют посуду».

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

(разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

И закрыл покрепче кран.

(выполняют имитирующее движение).

Хлеб

Муку в тесто замесили,

(сжимают и разжимают пальчики).

А из теста мы слепили:

(прихлопывают ладошками, «лепят»).

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

(поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх).

Очень вкусно!

Из опыта работы учителя начальных классов коррекционной школы

Особенности работы с детьми в классах коррекции

Класс коррекции – это отнюдь не страшный приговор, которого так боятся большинство родителей, наоборот - это возможность получать ребенком знания в том количестве, в котором он способен воспринимать. Ведь наполняемость класса коррекции практически в 2 раза меньше, чем в обычном классе. Именно здесь у учителя есть больше времени для того, чтобы досконально выяснить ту или иную причину отставания ребенка, использовать индивидуальный подход к каждому ученику.
Педагог в классе коррекции выполняет две роли: роль учителя и роль психолога. Роль учителя заключается в создании рабочей программы с учетом всех особенностей своих учеников, а также в построении урока таким образом, чтобы материал был доступен каждому. Роль же психолога заключается в создании благоприятного эмоционального микроклимата для обучения в данном классе.
Как писал В.А. Сухомлинский, «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю». В классе коррекции мы должны соблюдать эту осторожность с большей силой. Ведь, в силу тех или иных обстоятельств, дети, обучающиеся здесь еще более нежные и тонкие натуры, нежели в обычных классах.
Обучая детей в классе коррекции, мы не должны прибегать к определенным стереотипам и штампам, учитель должен руководствоваться методом выбора, решая и подбирая, что будет более эффективно и результативно.
Обучение должно строиться на обще-дидактических принципах:
1. Систематичность
2. Преемственность
3. Перспективность

4. Последовательность
Но также мы в должной мере используем:
1. Доступность материала
2. Наглядность при его преподнесении
3. Связь обучения с жизнью
4. Сознательность освоения материала.
В своей работе учитель класса коррекции должен опираться на общепризнанные программы, но и также прибегать к коррекционно- развивающим программам для общеобразовательных учреждений автора С. Г. Шевченко, что позволит конкретно распределить учителю часы по той или иной теме для достижения более существенных результатов.
Гибкость мыслительных процессов и развитие речи у детей класса коррекции на низком уровне. Переключение от одной мыслительной операции к другой им дается с трудом, необходим отдых. Без определенной наглядности, шаблонов детям тяжело воспринимать материал. Каждый урок должен быть сопровожден наглядным материалом для более результативного освоения учеником новой темы. Для наглядности могут в работу включаться как презентации содержащие в себе основные тезисы новой темы, так и печатные схемы.
Речь детей в классах коррекции не развита. Как правило, они не могут самостоятельно высказать свою мысль. Здесь работа учителя заключается в том, что он должен выслушивать доводы и ответы детей, даже если они неверны и давать возможность другим детям корректировать ответы одноклассников. Работа по развитию речи должна проходить не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на других предметах.
Контрольное списывание является неотъемлемой частью на уроках в классе коррекции. Оно позволяет детям формировать орфографическую зоркость, а также исправлять недостатки в каллиграфии. Прекрасная находка для грамотного письма - это тетрадь для списывания, в которую дети выписывают понравившиеся стихотворения из литературного чтения, важные правила из русского языка, наиболее интересные факты из окружающего мира. Это позволяет формировать внимательность, зрительную память, вырабатывать навык грамотного письма.
Новую тему нужно начинать с повторения. Мы кратко повторяем правила по разделу, тем самым, давая возможность ученику накопить определенную базу из которой будут выходить новые положения.
В своей работе учитель класса коррекции должен уделять большое внимание самостоятельной работе на уроках учащихся. Сейчас очень популярен стал метод обучения, учитывающий уровневый подход. Ученик должен получать задания, которые ему по силам. Потому что основной причиной нежелания учиться у детей является то, что ученику со слабыми способностями предлагаются задания, к которым он еще не готов, в то время как более сильный, выполнив задание, уже скучает. Отсюда следует, что детям необходимо давать задания разной степени трудности. Для этого очень хорошо использовать карточки. Рациональность поуровневого обучения обусловлена стремлением учителя создать более благоприятные условия для творческого развития каждого ученика, с индивидуальным подходом к каждому.
Благоприятный эмоциональный климат в классе определяется в первую очередь продуктивным общением, взаимодействием ребенка с учителем, а также со сверстниками.
Именно доброжелательное общение с учителем в классах коррекции позволяет ребенку формировать положительное отношение к своей личности. Исключительное доверие к учителю вызывает у ученика желание заниматься учебной деятельностью.
Также учителю необходимо следить за взаимоотношениями каждого ребенка со сверстниками. Ведь конфликты с одноклассниками нередко являются причиной нежелания учиться. Боязнь насмешек дают сбой в желании отвечать на уроках. Отсюда идет снижение в успеваемости. Учитель должен уметь вовремя предотвратить все конфликты.
Работа в классе коррекции – это довольно сложный и кропотливый труд, который требует от учителя большой выдержки, а также знаний и умений. Но она очень интересна тем, что это постоянный поиск действенных приемов обучения, умение понять все тонкости и особенности любого детского характера и поведения.
Самое главное , что должен уяснить для себя учитель, работающий в классе коррекции, что здесь основой работы является гуманное отношение к ребенку, умение видеть в нем личность, уважительное отношение к его проблемам и индивидуальным особенностям его поведения и характера.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Ленская средняя общеобразовательная школа»

«Педагогические технологии, применяемые при работе с детьми, обучающимися в классе VIII вида»

Выполнил:

Арапова Н. Н.,

учитель технологии.

Ленск - 2015

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное место в учебном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Мы считаем, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии мы применяем в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили.Ш.А.) в школе направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет нам формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе можно разработать программу факультативных занятий «Основы компьютерной грамотности», адаптированную для обучения детей ограниченными возможностями здоровья. На уроках активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе: старшеклассников вовлечь в подготовку мероприятий и уроков с использованием Интернет - ресурсов. Активно использовать компьютерные приложения, которые позволят сделать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В учебно- воспитательном процессе можно успешно использовать:

Компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

Использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;

Тестовые технологии (презентации);

Аудиовизуальные технологии;

Компьютерные тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применить технологии

Арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Применение данной технологии имеет следующие преимущества:

исключается уравниловка и усреднение детей;

повышается уровень мотивации учения в сильных группах;

в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;

создаются щадящие условия для слабых;

у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;

отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;

появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Мы считаем, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

дополнительные упражнения;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые нами, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Список литературы

1. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.

Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

2. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся - Волгоград: Учитель,2009- 138 с.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд, испр. и доп.-М.;Аркти.2006 г 80с..

6. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

7. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе разработана рабочая программа факультативных занятий «Основы компьютерной грамотности», адаптированная для обучения детей ограниченными возможностями здоровья. На своих уроках я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе: старшеклассников вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе я использую:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
- компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арттерапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.
Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
создаются щадящие условия для слабых;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: