Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ. Применение оздоровительной фитбол-гимнастики на уроках лфк для детей с овз видео Двигательные упражнения для детей с овз

Чудненко Оксана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дворец творчества детей и молодежи
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Графомоторные упражнения для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Графомоторные упражнения для работы с

детьми с ограниченными возможностями

г. Воронеж - 2016 г.

Чудненко Оксана Владимировна – педагог дополнительного

образования биологического отдела Дворца творчества детей и молодежи

Чудненко О.В. Графомоторные упражнения для работы с детьми с

ограниченными возможностями здоровья – Воронеж: МБУДО ДТДиМ,

Под редакцией Глущенко

замдиректора

предложены

практических

упражнений, которые позволят методически грамотно организовать работу по

формированию

графомоторного

ограниченными

возможностями

здоровья,

расстройствами

аутичного

адресовано

педагогам

дополнительного

образования

специалистам реабилитационного профиля.

2016 г. Протокол № 3.

©Чудненко О.В., 2016 г

Введение……………………………………………………………………..…….3

1. Основные принципы формирования графомоторных навыков……………..5

2. Актуальность и специфика использования графомоторных упражнений у

детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………..6

3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях………..…..8

4.Некоторые примеры графомоторных упражнений………………………….13

5.Особенности применения графомоторных упражнений у детей с

расстройствами аутичного спектра…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и

движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их

соединения.

Овладение

графомоторным

представляет

предполагает

сформированность

предпосылок:

зрительно-пространственных

операций,

зрительно-моторной

координации

моторики.

Несформированность

оказывать

негативное

дальнейшее

усвоение

орфографических

самостоятельную

письменно-речевую

деятельность в целом.

Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на

зрение, а не на слух. Формирование графических навыков у детей с ОВЗ

осуществляется

специфическими

трудностями,

обусловленными

интеллектуальными

нарушениями

отклонениями

психического

физического

развития.

познавательной

активности,

недостаточность

моторных

замедленность

процесса

переработки

сенсорной

информации,

несовершенство

межанализаторной

интеграции

ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют

овладение графическими навыками таких детей. У таких детей отмечаются

значительные

нарушения

моторики

снижение

двигательной

памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз

отличаясь

неточной

координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в

состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения

пределами строки, чертить ровные линии.

Поэтому для развития этих навыков графические упражнения для детей

являются

приоритетными,

они способствуют

формированию

глазомера,

зрительной

развитию

воображения,

зрительного

кинестетического

восприятия,

зрительно-двигательной

координации,

произвольности,

ритмичности

точности

движений;

воспитанию

трудолюбия, усидчивости.

1. Основные принципы формирования графомоторных навыков

Согласно

представлениям

психологической

структуре

графической

деятельности,

формируется

зависимости

зрительного восприятия, произвольной графической активности и зрительно-

моторной координации (схема).

Формирование

графомоторики

происходит

нескольких

уровнях развития личности: биологическом, психологическом и социальном.

Биологический уровень подразумевает коррекцию недостатков биологической

интеллектуального

развития

активизацию

физиологических

процессов в коре больших полушарий. При реализации любой деятельности

нервная система и, в частности, головной мозг активно включается в его

реализацию. И чем более сложная по организации эта деятельность, тем

более сложная она и по мозговой регуляции.

Психологический уровень подразумевает активизацию и коррекцию общего

развития

способствуя

интеллектуальному

развитию. При

графомоторной

включаются

психосоматические

развития

Графическая

деятельность

Зрительное

восприятие

Зрительно-

моторная

координация

Графическая

активность

этом происходит

развитие

двигательных

познавательных

способностей

возрастных

психофизиологических

особенностей, а именно:

1. Двигательной области коры головного мозга, отвечающей за:

формирование

совершенствование

моторики

двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами

(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

Умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер, выполнять игры и

упражнения с ними (обводка, закрашивание предметов, рисование на заранее

заготовленных листах);

Формирование зрительно-моторной координации.

2. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

3. Координация крупных движений и умения владеть своим телом,

совершенствования двигательных умений и навыков.

5. Ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.

6. Формирования навыков образовательной деятельности: умения слушать,

понимать и выполнять словесные установки педагога.

Социальный уровень подразумевает социальную реабилитацию детей с ОВЗ.

Владение

графомоторикой

человеческое

умение, которое востребовано и реализуется только в социуме.

2. Актуальность использования графо-моторных упражнений для детей с

Применение графомоторных упражнений для детей с ОВЗ является

актуальным , чему и посвящено данное пособие, благодаря:

Возможности их применения в процессе обучение детей с ограниченными

возможностями здоровья с разным уровнем интеллектуального развития.

Высокому коррекционно-развивающему потенциалу упражнений.

Интересу детей к процессу копирования образцов.

является

расширение

практического

инструментария

педагога

интенсивным

развитием мелкой моторики детей с ОВЗ.

З а д ач и применения

графомоторных

упражнений

направлены

повышение

коррекционного

потенциала

формирования

детей с ОВЗ перцептивных действий и сенсорных эталонов обобщенных

представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.

Требования

о р г а н и з а ц и и

п р о в е д е н и ю

г р а ф о -

моторных упражнений:

Систематическое проведение;

Только индивидуальное проведение;

Соблюдение правил рисования;

Поддержание интереса у детей;

Игровая мотивация;

Качество работы ребенка.

Графомоторные упражнениядля детей с ОВЗ направлены на:

Совершенствование зрительного и слухового восприятия;

Развитие зрительно-моторной координации;

Формирование плавности, ритмичности и точности движений;

Развитие мелкой моторики и воображения;

Совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков

связной речи.

модифицируется,

усложняется

упрощается

зависимости

развития

подготовленности

восприятию

материала.

В работе с детьми с ОВЗ используются следующие методы работы :

Словесный (беседа, пояснение) - четкое изложение своего запроса. Например,

«соедини точки красным карандашом» (рис.1) или «сделай штриховку, как на

образце» (рис.3).

Практический

(непосредственная

раскрашивание

цветными

карандашами,

акварелью,

нанесение

пластилина,

салфеточный

оттиск трафаретом, аппликации природным материалом, работа в технике

обрыва, скатывания и т.д. (рис. 2, 4, 6,7).

Чувственно-наглядный – это непосредственное соприкосновение с фактурой

природного

искусственного

материала,

сравнение

окружающими предметами и природой, получение различных оттенков – все,

что помогает развитию восприятия (рис. 7, 8, 9).

3. Основные виды графических работ, применяемых на занятиях

Арсенал графических упражнений, предлагаемый для выполнения детям с

ОВЗ - стандартный, соответствует уровню младшей начальной школы.

1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений (в работе

использовать

карандаши,

требующие

фломастеры и маркеры использовать нежелательно) (рис. 1,3, 6, 7)

2. Зрительный анализ и синтез.

Упражнения на определение правых и левых частей тела (симметричное,

зеркальное отображение части изображения) (рис. 9)

ориентировку

пространстве

отношению

предметам

(показать

нарисовать

требуемого предмета) (рис. 5, 9).

условиями

направлений

(трафареты,

лабиринты) (рис. 1,2, 5, 8).

3. Рисование.

Занятия по штриховке по контуру, обводка, раскрашивание: «Волшебная

клеточка»,

«Проведи

«Повтори

«Дорисуй картинки», «Повтори рисунок», «Обведи и раскрась» (рис.2, 3, 4, 7)

Срисовывание геометрических фигур (рис. 1, 8).

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры (рис. 5).

Воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них

Дорисовывание

незаконченных

рисунков,

принципам

симметрии (рис. 9).

Дополнение

рисунков

недостающими

деталями

законченные

изображения, но с недостающими деталями) (рис. 8).

С а м о с т о я т е л ь н о е

рисование простых

рисунков

рисунку-образцу

последующим

раскрашиванием, штриховкой или

дорисовыванием (рис. 6,7).

воспроизведение

фигур и их сочетаний по памяти

(рис. 1, 3, 5).

4.Графическая символика:

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию

предметов (изображение их с помощью символов).

трафаретами,

пластилином,

аппликации,

вырезание

ножницами, поэтапное рисование.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и

точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться

терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения

невозможно

сосредоточиться

зрительно.

Регулярные

занятия с графическими диктантами развивают у детей с ОВЗ произвольное

внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук,

координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для

развития

пространственного

воображения,

моторики

координации

движений,

усидчивости

качестве

«пальчиковых»

упражнений

предложить детям графический диктант «Курочка» (рис. 10)

Вначале диктуем загадку:

Наша добрая подружка

Даст нам перьев на подушку,

Даст яичек для блинов,

Куличей и пирогов. (Ответ: Курица).

Диктант: от начальной точки 1 клетка

вверх на уголок вправо, 2 клетки вверх,

1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1

вниз, 1 вверх на уголок вправо, 3 вниз, 1

вниз на уголок вправо, 6 вправо, 1 вверх

вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1

вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1 вниз на уголок влево, 1 вправо, 1

вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз, 3 вниз на уголок влево, 2 влево, 2 вниз,

1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 3 влево, 1 вверх на

уголок влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 влево, 1 вверх, 1 влево,

соединяем в начальной точке.

Некоторые примеры графо-моторных упражнений

«Дорисуй фигурки»

в о з ь м и

карандаш и веди по стрелочке

соединяя

и с п ол ь зу й

карандаши разного цвета.

в ы п о л н е н и и

безотрывность

использованием

карандашей разного цвета.

«Рисование по точкам»

к а р а н д а ш а м и

с о е д и н и

изображенные

получившиеся

забор, солнышко, облака и т.д.)

цветным карандашом.

точность

соединения,

аккуратность закрашивания.

«Салфеточный декупаж»

Задание: возьми и скатай пальцами кусочки салфетки (2*2 см) в шарики.

клеем-карандашом

пунктирные

соответственно их цветам (солнышко – желтый, море – синий, фонтанчик –

голубой). После раскрась рисунок (можно акварелью)

Важно: плотность скатывания кусочков, аккуратность приклеивания

«Раскрашивание

по цветным точкам»

Задание: раскрась элементы рисунка цветным карандашом соответственно

цвету нанесенных на него точек.

Важно: самостоятельно узнавать цвет и подбирать цветные карандаши

«Обвести картинки»

Задание: обведи картинки

Важно: не отрывать карандаш от бумаги

«Раскрашивание по цифрам»

раскрась рисунок по цифрам, п

одбери цвет карандаша

соответственно указанному номеру на картинке.

Важно: не заходить за границы

Особенности применения графомоторных упражнений у детей с

расстройствами аутичного спектра

Исходя из имеющегося опыта по работе с детьми с РАС, предлагается

использование

некоторых

элементов

поведенческих

программ,

наиболее

приемлемых для занятий графомоторикой в условиях УДО.

Выстраивание первичных отношений с ребенком-аутистом

Здесь необходимо учитывать общее понятие «поведенческий момент». Он

означает

создание

построение

удачного

осуществления

ребенком

требуемого

действия

посредством

первоначального

предоставления

простейших

инструкций,

вероятность

выполнения

которых очень высока. За сложной формулировкой следует вполне простое

правило: подходим к ребенку не с теми требованиями, выполнения которых в

настоящий момент хочет педагог, а с требованиями, которые ребенок, скорее

всего, с удовольствием согласится выполнить. Аутичные дети, которые часто

характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в

координации движений, мелкой моторике и др., затрудняются в выполнении

заданий, и избегают их либо развивают зависимость от подсказок взрослого,

и требуют поддержки руки, либо полностью расслабляют руку, как только

взрослый прекращает давать подсказку.

Установление

зрительного контакта

Не каждый ребенок с РАС может с легкостью установить

зрительный

с другими людьми. Если педагог знает (из общения с родителями),

что ребенок испытывает сложности в установлении зрительного контакта,

необходимо использовать другие действия, например, помахать рукой или

обняться. Эта техника должна быть индивидуализирована и адаптирована по

потребностям

Поведение,

является

невероятно

простым для одного ребенка, может представлять серьезные сложности для

Формирование положительных стимулов

Для некоторых аутичных детей задания на графомоторику являются

дискомфортными (например, у детей с затруднением моторных функций). В

этом случае нельзя допускать, чтобы этот элемент занятий стал для них

аверсивным, неприятным стимулом. В любом случае начало работы над

графомоторными упражнениями должны ассоциироваться у ребенка с чем-то

комплиментом,

похвалой,

рукопожатием

поощрение ребенка, лучше заранее обсудить с родителями. Очень важно

хвалить ребенка за выполнение простых действий. Нужно, чтобы ребенок

чувствовал

предъявите ему свое истинное требование.

Последовательность действий педагога в работе с ребенком с РАС

Часто педагог, подходя к аутичному ребенку, «выдает» ему целый ряд

требований, ни одно из которых не предполагает занятие интересным для

деятельности.

демонстрирует

сотрудничества (вербальный или невербальный), а затем начинается «борьба

за власть», истерики и т.п. Кроме того, педагогу надо знать, что есть негибкие

дети, которые по привычке думают, что вы подходите к ним для того, чтобы

заставить их прекратить выполнять какие-то забавные и занимательные для

них действия. Существует способ предотвратить или разорвать замкнутую

цепь этих событий еще до их возникновения.

научиться

предоставлять

несколько

обдумывания

действий,

избежать

ненужных

усилий и разочарования в долгосрочной перспективе, особенно в случае, если

ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества и негибкость поведения. Не

каждый обычный ребенок, не говоря уже об аутисте, будет проявлять бурный

предложенного

развитию

моторики.

Шаг 1. Постарайтесь оказаться в непосредственной близости от ребенка и

уст ановить

зрительный

конт акт,

в о з м ож н о.

Дождитесь

получения

внимания

Шаг 3. Предоставьте свое требование, используя четкую и понятную речь

(«Давай рисовать», а не «Если ты не будешь отвлекаться. я дам тебе

к р а с к и

с м о ж е ш ь

р а с к р а с и т ь

р ы б к у»).

Шаг 4. Подумайте о том действии, которого вы хотите добиться от ребенка,

как о своей реальной цели. «Оберните» эту цель в несколько «обложек»

прежде, чем озвучить ее.

Таким образом, если, к примеру, вы хотите, чтобы ребенок (назовем его

пластилин

дальнейшей

«Посмотри на меня, Олег!» (ребенок переводит на вас взгляд). «Отличный

свитер, дай «пять»!» (Олег «дает пять»). «Молодец! Разомни пластилин»

То есть, первоначально ребенку предоставляется несколько простых

требований,

легкостью

выполнить,

прошлом он уже имел неоднократный и успешный опыт их выполнения.

поведения

педагога

– сначала

требования, потом истинные.

5.Работа над формированием навыков графомоторики

формированием

графомоторных

использовать такие упражнения, как раскрашивание (не выходя из границ

рисунков),

имитация

проведения

проведение

пунктиру,

проведение линий между точками, копирование рисунков, добавление линий

в рисунки и т.п.

Для работы с ребенком-аутистом педагогу важно определить конечный

вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру не выходя

за контуры), и поощрить те реакции, которые наиболее близки к требуемому

виду. Например, на первом этапе, если ребенок выходит за контуры на 3 см.,

то поощряется такое раскрашивание. Если ребенок вышел за контуры на 2

см., то это раскрашивание поощряется, а предыдущий вид (на 3 см.) не

поощряется. На следующем этапе, если ребенок не выходил за границы

рисунка более чем на 1 см, то такое раскрашивание поощряется, а на 2 см - не

за контуры.

Использование

потребовать

продолжительное

обучения

ускорить

процесс, при обучении используются подсказки. Чаще всего, это физические

подсказки (направление руки обучающегося).

Также, для того чтобы ребенок выполнял продолжительное действие,

можно использовать счет. Например, начинаем раскрашивать круг с полной

физической подсказкой и вслух считаем "Один, два, три, четыре, пять". На

счет "пять" прекращаем раскрашивать. В дальнейшем сначала уменьшаем

физическое сопровождение руки ребенка, но продолжаем считать. И после

того, как ребенок научился раскрашивать самостоятельно, без физической

помощи - начинаем удалять словесную подсказку.

Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать

рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение

имитацию.

ребенком

Произносим четко "сделай так" - и проводим одну линию. Ребенок на своем

листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, можно

использовать физическую подсказку. Таким образом, можно обучить ребенка

проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные),

диагонали,

сочетания

последнем

простые фигуры.

В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются

увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно

потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять

одинаковые

тактильно

связующий предмет и, таким образом, обучается находить две точки, которые

нужно соединить. После этого нужно постепенно увеличивать количество

парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык.

Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у

ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением.

Прежде всего, важно, чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным

(жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и

прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру

самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать

изогнутой.

Некоторые

затрудняются

проводить

когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать

дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на

визуальное

восприятие,

тактильные

ощущения.

маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет

проводить линии, он будет "ощущать" пунктир.

Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных

предпочтительно

аутичному

успешной

инклюзии.

обучение

графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде

всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но,

если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием

навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.

Укрепить здоровье ребенка при помощи дыхания? Это реально! Регулярная дыхательная гимнастика стимулирует работу органов и систем организма, а также помогает расслабиться и успокоиться. О том, как правильно проводить дыхательную гимнастику с ребенком в домашних условиях, рассказал педагог-психолог центра «Здоровье» Максим Брюхов.

Правильное дыхание имеет важное значение: улучшает работу сердца, головного мозга и дыхательной и нервной систем, способствует улучшению пищеварения. Это отличный способ укрепления здоровья для деток, которые часто страдают простудными заболеваниями. При помощи дыхательной гимнастики можно добиться расслабления, медленный выдох помогает, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это особенно актуально при работе с агрессивными детьми и детьми-аутистами, которые непрерывно находятся в состоянии психоэмоционального напряжения.

Тренировать дыхание несложно – можно надувать с ребенком мыльные пузыри, сдувать бумажки со стола, дуть на одуванчики или горячий чай… Все это помогает развивать легкие ребенка, увеличивать их жизненную емкость и объем.

Существует и специально разработанные упражнения. Приступая к их выполнению, помните, что проводить гимнастику нужно в хорошо проветренном помещении, а также на свежем воздухе (если нет противопоказаний) при температуре выше 10 градусов и ветре до 3 м/с. Сначала достаточно заниматься по 2 минуты дважды в день. Затем продолжительность занятий можно увеличивать до 3-4 минут три раза в день. Перед началом занятий, если это необходимо, проведите гигиену носовой полости ребенка.

Есть и противопоказания: дыхательную гимнастику не стоит проводить при повышенной температуре тела, сильной слабости и сонливости. Внимательно нужно следить за самочувствием ребенка во время гимнастики – если он сильно закашлялся, жалуется на головокружение или общее недомогание, то нужно немедленно прекратить занятия и проконсультироваться с врачом.

Комплекс дыхательной гимнастики

«Свечка»

Предложите ребенку задуть настоящую свечу насколько раз. Для безопасного выполнения упражнения можно вместо свечей взять крышки от фломастеров. Кто сдует больше – тот и победил.

«Насос»

Ребенок должен положить руку себе на живот. При вдохе нужно надуть живот как можно больше, на выдохе плавно вернуть его в исходное положение.

«Пёрышко»

Положите на стол перышко (шарик для пинг-понга). Ребенок должен сдуть перо от одного края стола к другому. Можно играть напротив друг друга, устроив соревнование.

«Жучок»

Ребенок сидит на стуле, делает поворот туловищем вправо, отводя руку и делая вдох. Возвращаясь в исходное положение, нужно делать выдох и одновременно произносить звук «жжжжж». То же самое сделать и в другую сторону.

«Собака»

Попросите ребенка высунуть язык наружу и дышать часто-часто, как это делают собаки, когда им жарко. После этого можно сделать глубокий вдох и на выдохе протяжно завыть «уууу».

Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ. Статья.

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Березка", г. Тамбов.

Ритмическая гимнастика - средство оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, логопедам для работы с детьми ОВЗ. Его можно использовать для педагогов в качестве консультаций на семинарах и на педсоветах.
С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания. сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития и профилактики заболеваний. Одним из таких путей являются занятия по ритмической гимнастике.
По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку благотворно влиять на состояние всего организма. Его идея основана на том, что человеку свойственна природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку.
Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки: прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются отработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, - они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой, переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы (равновесие «ласточка»). Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия. Но это не значит, что, развивая физические качества, мы обязательно формируем у детей и культуру движений. В системе специальных методик постановки правильных красивых движений ведущее место отводится ритмической гимнастики во всех ее видах.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его частей. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напрягается при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать движениями необходимый образ. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку, которая, в свою очередь, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность.
У таких детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики. Занятия по ритмике, вызывая у дошкольников непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определённым правилам. Максимальное использование нами игровой деятельности на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся.
Ритмическая гимнастика позволяет приобщать к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных. Таким детям нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что подтверждают исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза. Главное – это помочь ребенку почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующую силу.
В то же время движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии здоровья и воспитании.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией, способствуют повышению жизненного тонуса. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» - ритмической гимнастики!

Комплексы упражнений для детей с ОВЗ

Физическое воспитание слабовидящих детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии. Поэтому одними из основных задач физического воспитания в школе для таких детей являются:

1) коррекция недостатков физического развития, направленная на их
предупреждение и устранение;

2) содействие всестороннему гармоническому развитию личности.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и

коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Отсюда коррекционно-педагогический процесс по физическому воспитанию для слабовидящих детей осуществляется с учетом специфики их дефекта, возраста, пола, физического развития и физической подготовленности. Регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы; норма­лизуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия фи­зическими упражнениями делают движения детей более уверенны, четкими, согласованными. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

а) их глубокая «биологичность» и адекватность;

б) универсальность (нет ни одного органа, который бы не реагировал на
движения);

в) отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании
оптимальных физических нагрузок);

г) возможность длительного применения.

Физическое воспитание способствует выработке правильной осанки, являю­щейся одним из важных условий нормальной деятельности внутренних органов. Для того чтобы осанка была правильной, необходимо равномерно укреплять все мышцы туловища, особенно мышцы спины, плечевого пояса и живота.

Допустимая для каждого конкретного учащегося физическая нагрузка определяется врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года. Детям с высокой близорукостью (с изменением глазного дна), глаукомой, афакией, подвывихом хрусталиков, с дистрофическими изменениями сетчатки, хореоретинитом, ретинитом и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемами тяжестей, сотрясением тела, а также противопоказаны выраженные физиче­ские напряжения, силовые приемы. Такие дети, как правило, осво­бождаются от выполнения многих упражнений (толкание ядра, соскоки и т. п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например, когда толкаемое ядро весит не более одного килограмма, упражнения в равновесии выполняются на пониженной опоре. Все это отражается в программе по физическому воспитанию для слепых и слабовидящих детей.

Программа по физическому воспитанию для детей с нарушениями зрения решает следующие задачи:

укрепление здоровья, закаливание и содействие нормальному физи­ческому развитию организма;

формирование у школьников жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений и совершенствование их, обучение новым видам движений и двигательным действиям;

повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воз­действиям и расширение его функциональных возможностей (улучшение регуляторных функций центральной нервной системы, укрепление опорно-двигатедьного аппарата, увеличение дееспособности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);

КОМПЛЕКСЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения для выработки устойчивости к утомлению

И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть их на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

И. п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

И. п. - стоя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз; в) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек.; г) опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. - сидя: а) смотреть прямо перед собой 2-3 сек.; б) перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение раз­вивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И. п. - сидя: а) закрыть веки; б) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

И. п. - стоя: а) отвести правую руку в сторону; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз гори­зонтального действия и совершенствует их координацию.

И. п. - стоя: а) поднять правую руку вверх; б) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы вертикального действия и совершенствует их координацию.

И. п. сидя: а) тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; б) спустя 1-2 сек. снять пальцы с век. Повторить 3 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Частные методики адаптивной физической культуры

И. п. - сидя, голова неподвижна: а) вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; б) производить рукой на расстоянии 40-50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом за кончиком пальца; в) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение улучшает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3-6 раз.

И. п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5-10 сек., положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность - 20 се­кунд. Упражнение на расслабление.

Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражне­ния.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости

И. п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один, два» поднять руки через стороны вверх, потянуться - вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить - выдох. Смотреть на мяч, не повора­чивая головы. Повторить 6-8 раз.

И. п. - стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения рука­ми. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторите 6-8 раз в каждом направлении.

И. п. - стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коле­ном ударить по мячу. Повторить 8-30 раз каждой ногой.

И. п. - стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три, четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.

И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8-10 раз в каждом направлении.

И. п. - лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два, три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8-10 раз.

И. п. - лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать сто­пами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8-10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс разработал комплекс упражнений (после ознакомления с методикой совер­шенствования зоркости индейцев). Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилием увидеть, разглядеть удаленные предметы.

По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать расслаблением и с помощью следующих упражнений.

Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассмат­ривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы.

Повторить 15 раз.

Этот комплекс рекомендуется выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2-3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.

Дети с нарушением зрения нуждаются в осторожном подходе к занятиям физическими упражнениями. При регулировании физической нагрузки це­лесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

использовать как стандартные (одинаковые по скорости, темпу и весу), так и переменные (изменяющиеся в ходе урока) виды нагрузки;

варьировать формы и условия выполнения двигательных действий;

варьировать объем нагрузки в зависимости от состояния здоровья за­нимающихся, уровня их физической подготовленности;

варьировать физическую нагрузку, чередуя ее с паузами для отдыха, заполняемыми упражнениями для зрительного тренинга, на релаксацию, на регуляцию дыхания, пальчиковую гимнастику и пр.;

воздерживаться от длительной статической нагрузки с поднятием тяжес­ти, упражнений высокой интенсивности, которые могут вызвать повышение внутриглазного давления, ухудшение работоспособности цилиарной мышцы, особенно у детей с глаукомой, высокой миопией и другими заболеваниями;

Учитывать сенситивные периоды развития физических качеств; - для улучшения психосоматического состояния использовать психо­гимнастику;

наблюдать за самочувствием занимающимся; умеренное утомление не является противопоказанием, однако в результате нерациональной орга­низации труда (физического, умственного, зрительного) может наступить переутомление;

при наличии синдрома эпилепсии исключать упражнения на стимули­рование дыхательной системы, на повышенной опоре, игры высокой интен­сивности, все то, что может спровоцировать приступ;

Учитывать, что нарушения эмоционально-волевой сферы, гиперак­тивность компенсируются упражнениями на релаксацию, на регуляцию дыхательной системы, на снятие зрительного и эмоционального утомления, упражнением для глаз - «пальмингом».

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

Физкультура для детей с ОВЗ

Физкультура для детей с ОВЗ в школе - важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дифицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура - это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы - физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом.

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность:

    многообразие упражнений и условий их выполнения

    разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

    разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

    развитие речи (подвижные игры с речетативами)

    развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)

    развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, - и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет - самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет - тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: - как реагировать на детские фантазии и истерики; - как хвалить и поощрять ребенка; - как выбрать детский сад и школу; - как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; - как решить проблему нарушения пищевого поведения; - как помочь ребенку адаптироваться в школе; - как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.

4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.

    в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

    в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».

6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).

7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

Метод предполагает «Большое планирование» - стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская - известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские - по правилам, а русские - до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

« Игра-эстафета «Двойная мотивация»

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

    перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

    после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:

    проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

    бег с перепрыгиванием препятствий

    ползанье - ходьба - бег с сохранением равновесия на различных снарядах

    ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

    бег с ведением мяча

    передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

    бег змейкой между предетами

    ходьба с перешагиванием предметов

    передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

Протвопоказаны:

    акробатические кувырки вперед и назад

    бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

    лазанье по канату

    бег до стены и ее касание (опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

    Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

    Сердечно-сосудистые заболевания

    Легочная недостаточность

    Заболевания крови

    Нарушения спинального кровообращения

    Злокачественные образования

    Почечная недостаточность

    Хронический гепатит

    Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

    Осложненный сахарный диабет

    Эпилепсия

    Остеохондроз позвоночника с осложнениями

    Психические заболевания

В целом физическая культура для детей с ОВЗ - это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

Еще не было такой книги Михаила Литвака, которая показалась бы заурядной. Бойкий стиль автора не оставит равнодушными никого! В этой книге собраны общие, порой парадоксальные принципы воспитания, которые должны знать все родители. Оказывается, дети нередко страдают не столько от недостатка внимания родителей, сколько от его переизбытка! Так что, если Вы хотите счастливого будущего своим детям, оставьте их в покое как можно раньше! «Хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 30 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей», - так начинает свой очередной психологический бестселлер известный «инженер душ». А, действительно, почему? «Цель моих статей о воспитании - привлечь к проблеме заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами. Полагаю, что стоит меня выслушать».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: