Имеет ли право учитель занизить оценку. Учитель занижает оценки

Эти слова - «учителя мне занижают оценки» - родители слышат нередко. Да что там говорить, многие родители и сами так считают. При этом одни полагают, что их долг - всеми мерами поддерживать авторитет школы и учителя. Они допускают, что учитель может ошибаться, но все равно считают, что у школьника такая мысль и появляться не должна, и стремятся всеми доступными средствами искоренить ее. Другие, напротив, легко принимают на веру такое заявление. Если у родителей к тому же вспыльчивый и не очень сдержанным характер, то рано или поздно они отправляются в школу «объясняться». А поскольку цель объяснения - не вникнуть, в чем дело, а «защитить несчастного ребенка от несправедливости», то, естественно, найти общий язык с учителем не удается. Возникают разговоры о переводе в другом класс, в другую школу. А хуже от всего этого становится только школьнику.

Конечно, и полное недоверие к заявлениям о заниженной оценке, и безоговорочная уверенность, что так оно и есть, - крайности. Чаще всего взрослые просто не находят, что сказать. Может быть, сын или дочь заблуждаются, говоря о несправедливой оценке, а может, учитель ошибся; кто знает, что там было в классе.

Отчего же возникает у школьника мысль, что оценку ему занизили?

Было бы грубой ошибкой считать, будто подобного рода жалобы - не более чем стремление «выкрутиться», свалить на кого-то свою вину. Конечно, может быть и такое; в подобном случае родителям не составляет труда установить истину. Обычно же подобное мнение школьника вызвано вовсе не какими-то злостными побуждениями, а имеет реальные психологические обоснования. Какие же?

Когда виноват сам ребенок…

Причина первая: чрезмерные притязания

Школьнику хочется добиться успеха в учебе, получить одобрение коллектива и родителей. Но для этого необходимы постоянные и
долгие усилия. А похвалу хочется получить быстрее. И вот в памяти учащегося начинают фиксироваться все случаи занижения оценки. Он отмечает про себя, что сегодня ему поставили «четыре», хотя в общем-то можно было поставить и пятерку. И что подобный случай был два месяца назад. А те случаи, когда учитель поставил ему отметку даже выше, чем он заслужил, в сознании не задерживаются. Он запоминает только «несправедливости», и, естественно, через некоторое время у него накапливается целый набор обвинений против учителя.

…другие причины

Далеко не всегда такая односторонность связана с повышенным уровнем притязаний, как мы только что говорили. К этому же могут приводить и совсем другие вещи - например, чрезмерная мнительность или привычка останавливать внимание на отрицательных переживаниях, которую дети иногда перенимают у взрослых.

Кстати, порою у некоторых заботливых, но не очень рассудительных родителей существует прямо-таки болезненная чувствительность к оценкам. Они убеждены, что их ребенок должен учиться только на «пять». И любая другая оценка вызывает нотации, расспросы с пристрастием, а то и наказания. А между тем (об этом еще пойдет речь сегодня) в учении, как и в любом деле, неизбежны и неудачи, и задержки, и трудности, причем вполне закономерные. И ребенок, живущий под страхом «не той» отметки, невольно начинает искать оправдания, а не объяснения своим неудачам.

Словом, причины могут быть совершенно разные. Важно подчеркнуть, что в этих случаях не следует подозревать школьника в сознательном обмане. Он, как правило, искренне убежден, что ему занижают оценки. Поэтому не упреки, не наказания, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей, если они столкнутся с подобными случаями,

Как узнать, в чем дело

Прежде всего нужно пойти в школу. Конечно, нельзя начинать с претензий. Не надо забывать, сколько сил, труда и здоровья отдает детям учитель и какой обидой может оказаться для него даже одно только предположение о том, что он несправедливо ставит отметки. Лучше сначала выяснить мнение учителя о вашем сыне или дочери - как ему дается учеба; способный он или не очень; усидчив ли, умеет ли заниматься; чего ему не хватает, чтобы лучше учиться. Отсюда уже нетрудно перекинуть мостик к разговору о том, чем же был недоволен в каждом отдельном случае учитель, почему он поставил данную отметку, а не более высокую. Может быть, специального разговора об оценках и вообще не будет, а вы просто попросите учителя, чтобы он указывал школьнику недостатки его ответа, когда ставит отметку в журнал.

Не торопитесь с выводами!

Наконец, известный материал для выводов может вам дать выборочная проверка уроков. Конечно, вряд ли можно проверить дома, насколько соответствует полученная отметка реальным знаниям, если ученик решал у доски математическую задачу. Но, скажем, знание урока по истории или иностранному языку обычно поддается домашней проверке.

Важно только при этом не торопиться с выводами, не делать поспешных заключений на основе одного разговора с учителем, либо проверки знаний дома. Не следует ожидать, что ваш разъяснительный разговор вмиг ослепит светом истины душу ребенка. Терпеливо и настойчиво напоминайте ему и о тех случаях, когда отметки, по его собственному мнению, были ему поставлены правильно или даже чуть завышены. Не бойтесь, что испортите дело, если признаете, что учитель тоже человек, что он может изредка ошибиться, - все разно школьник рано или поздно придет к этой мысли. В любом случае это лучше, чем убеждение, что учитель - злое существо, неизвестно почему невзлюбившее бедное дитя.

Кто прав: мама или учительница?

Мы говорили пока о тех случаях, когда мнение «мне занижают оценки» порождается особенностями характера школьника. Но причиной такого мнения может быть и отсутствие некоторых навыков учебной деятельности. Каких же?

У учащихся начальной школы это обычно бывает связано с неумением осуществлять контроль и самооценку. Родители - и это естественно - всеми силами стараются помочь малышу с первых дней учебы. Во время приготовления домашних заданий мама или бабушка сидит рядом и наблюдает, все ли он делает правильно. Когда он приготовит уроки, старшие спрашивают его, просматривают тетрадки с письменными упражнениями, И уже они решают, достаточно ли хорошо выучен урок или надо пойти позаниматься еще.

Конечно, на первых порах ребенку нужна такая помощь. Ошибку делают не те родители, которые эту помощь оказывают, а те, кто стремится как можно дольше сохранить функцию контроля за собой. Естественно, умение контролировать себя у школьника не вырабатывается. По существу, он не знает, выучил урок или нет. А если выучил, то на какую оценку. Мама считает, что на «пять». И вдруг в классе - тройка! Малыш делает вывод: либо неправа мама, либо неправа учительница. В первом случае он, придя домой, говорит матери: «Из-за тебя получил тройку». Во втором заявляет: «Мне занижают оценки!» И не надо думать, что здесь какую-то роль играет желание школьника оправдаться, свалить свою вину на другого. Нам, взрослым, зачастую кажется невероятным, что, плохо отвечая урок, первоклассник или второклассник может не понимать этого и искренне думать, что его ответ хороший потому, что мама вчера проверяла и была им довольна. Почему-то мы понимаем, что если мы, например, не научим ребенка складывать в уме двузначные числа, то нельзя ожидать, что он сможет сосчитать, сколько будет, если к 11 прибавить 25. Что же касается гораздо более сложного процесса - самооценки, то здесь мы часто придерживаемся другой логики и требуем от ребенка того, что он заведомо не может сделать.

«Я отвечал то же самое…»

Но не надо думать, что ошибочное мнение о заниженных отметках может появиться только у младшего школьника. Пожалуй, не раже мы встречаем его и у старшеклассника. В этом возрасте причиной, которая приводит в конце концов к появлению такого безрадостного мнения, нередко бывает неумение выделять в материале предмет усвоения.

Особенностью этого дефекта учебной деятельности является то, что очень часто ученик считает, будто материал он знает хорошо.

Например, слушая ответы одноклассников, он убеждается, что они не сообщают ничего такого, чего бы и он не знал. Между тем им - пятерки, а ему - тройка. А тот факт, что они выделили в материале один предмет, а он сам - совершенно другой, от школьника ускользает. Он не может понять, что его одноклассник отвечал точно на предложенную учителем тему, а он сам плавал где-то около, не понимая вопроса. И поэтому, естественно, он не понимает, почему же однокласснику поставлена оценка выше, чем ему самому. Повторится такое раз, другой, третий - и вот уже школьник, пытаясь осмыслить сложившуюся ситуацию, приходит к мысли: «Мне занижают оценки».

Или такой случай: школьник выполняет упражнения по русскому языку или по математике. И весь смысл работы для него-выполнить задание. Но ведь само задание дается для того, чтобы усвоить тот или иной навык. И бывает, что упражнение выполнено, а нужный навык усвоен нетвердо. И вот за задание, которое ученик считает хорошо приготовленным, учитель ставит тройку. «Ясное дело: придирается, чтобы снизить оценку». Дефекты в учебной деятельности вообще опасны еще тем, что школьник плохо понимает, что от него хотят, какими недостатками страдает его ответ. А отсюда широкие возможности для убеждения: «Мне занижают оценки».

Когда виноваты родители…

Оценки и воспитание

Наконец, третья группа причин, когда школьник начинает считать, что ему занижают оценки, связана с неправильным воспитанием. Корни его обычно лежат еще в дошкольном детстве.

…Мама купила шестилетнему сынишке барабан. И вот по квартире покатился барабанный грохот. А когда старушка соседка говорит, что у нее от шума болит голова, мама впадает в амбицию. Как это так? Ребенку хочется бить в барабан, а ему не велят. «Играй, маленький, стучи».

Вечером этот инцидент обсуждается за семейным столом. Мама горячо отстаивает правильность своей позиции. Ребенок на то и ребенок, чтобы ему хотелось играть. Что же касается беспокойства, которое шум причиняет соседям, то они могут и потерпеть. К тому же у старухи, конечно, голова вовсе не болит, просто она притворяется.

И постепенно ребенок усваивает мысль, что он - хороший и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это - лишь необоснованные придирки.

Нетрудно представить, к чему это приводит, когда ребенок становится школьником. Все сделанное им раньше всегда вызывало только восторги. Учительница первая начала выражать недовольство его работой - ну, значит, она и виновата. И вот по возвращении домой звучит пресловутое: «Мне занижают оценки!»

Дальше все зависит от родителей. Хорошо, если мама сумеет отказаться от своего слепого покровительства ребенку. Тогда она сообразит, что надо пойти в школу, поговорить с учителем, выяснить систему учебных требований, договориться о единстве действий. Хуже, если мама заражена той же болезнью, что и ребенок. Тогда она идет в школу защищать свое дитя от жестокого и несправедливого учителя. И каким бы опытным, тактичным, знающим и мягким этот учитель ни оказался, для нее он все равно будет воплощением всего самого дурного, ибо он ставит плохие отметки ее ребенку.

Одним словом, если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают оценки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе вопрос: а не является ли это мнение результатом ошибок в воспитании?

Когда виноват учитель…

Вероятность ошибки

А теперь поставим другой, гораздо более острый вопрос: а разве не бывает, что учителя действительно ошибаются, выставляя отметки?

Да, случается и такое. Но случается гораздо реже, чем принято думать и говорить. Это видно, во-первых, из всего сказанного сегодня: ведь все рассмотренные случаи неопытный человек отнес бы к числу занижений оценок, тогда как в действительности учитель выставлял отметки вполне объективно.

Во-вторых, ведь успехами ребят учитель проверяет и себя, он прямо заинтересован в том, чтобы оценить их работу возможно точнее. Нелепо думать поэтому, что он вдруг просто так, «из вредности» начнет ставить тройки вместо четверок и пятерок.

И все-таки бывает, что учитель именно занижает ребенку оценку. Речь пойдет не о случайных ошибках, которые могут быть в обе стороны - один раз занизил отметку, другой раз завысил, - а в целом уровень знаний школьника оценивается весьма точно. Речь пойдет о том, что действительно заслуживает названия педагогической ошибки.

Эта часть статьи будет, таким образом, адресована преимущественно к начинающим педагогам.

За что ставится оценка?

Нередко приходится сталкиваться с убеждением молодого учителя, что, выставляя отметки, он должен оценивать но данный ответ учащегося, а общий уровень знаний, о котором у педагога уже сложилось определенное мнение.

Конечно, Беляев отвечал сегодня на четверку,- рассуждает такой педагог. - Но если бы я поставил ему четверку за ответ, то пришлось бы выводить «четыре» в четверти. А больше чем на тройку он, конечно, не знает.

Такое рассуждение совершенно ошибочно, несмотря на то что оно кажется довольно справедливым.

Прежде всего, отметка ставится именно за сегодняшний ответ ученика. В противном случае вообще не нужен был бы опрос: выведи отметку сообразно сложившемуся мнению - и все тут.

Надо учесть, кроме того, что наши мнения и суждения о человеке всегда несколько отстают от действительности, фиксируют ее с известным запозданием. Как говорится, сначала человек работает на репутацию, а потом сложившаяся репутация начинает работать на него. Точно так же и в школе. Способные, но ленивые школьники умело пользуются этим. Сначала усердно работают, дабы снискать в глазах учителя репутацию сильного ученика, а потом на какое-то время расслабляются и снижают усилия. Но не этот случай нас сейчас волнует, а нечто другое.

Секреты успеха

У огромного большинства ребят учеба протекает не как плавне идущий по восходящей процесс, а как ряд успехов чередующихся с топтанием на месте. Освоение нового более эффективного приема умственной работы может дать неожиданный для учителя и для ученика взлет. Бывает, что у школьника внезапно просыпается интерес к какому-то предмету, который он раньше изучал лишь по обязанности. Иногда подросток с какого-то дня решает заняться самовоспитанием и начинает с того, что готовит уроки с особым рвением. Бывает, что не блиставший раньше ученик за счет постоянной и вдумчивой работы накопил знания, позволяющие ему выйти в число сильнейших в классе.

Естественно, что все эти и многие другие подобные обстоятельства самым непосредственным образом отражаются на учебных успехах. Отметка, выставляемая только за данный ответ, отражает происходящие изменения. Отметка, выставляемая с поправкой на сложившееся мнение учителя, отражает эти изменения с большим запозданием. Между тем все отмеченные сдвиги - сдвиги важные и положительные - нуждаются в немедленном подкреплении. Школьник открыл какой-то новый прием учения. Ему кажется, что сегодня он лучше знает урок, чем неделю назад. Если учитель поставит более высокую оценку, чем раньше, то это и подтвердит правильность найденного приема, и подтолкнет на систематические поиски других, более совершенных приемов. Если учитель поставит ту же оценку, что и неделю назад, это зачеркивает в глазах школьника все предпринятые им усилия. Я уж не говорю о том, что заниженная оценка очень часто наносит детям тяжелую моральную травму, отбивает охоту заниматься, вселяет убежденность в собственном бессилии.

Двойка … за пререкания

Иногда приходится сталкиваться и с тем, что педагоги используют снижение оценки как дисциплинарную меру. Не будучи в состоянии поддержать в классе порядок, они прибегают к этому последнему способу воздействия на учащихся: «А ну, кто там шумит? Сейчас к доске - и двойку!»

Бывает, что двойку ставят за подсказки. Причем одни учителя - тем, кто подсказывает, а другие - тем, кому подсказка адресуется. Самое интересное при этом, пожалуй, что двойка в таких случаях ставится как-то импульсивно: на десять подсказок учитель не обратил внимания или ограничился замечанием, а затем вдруг вышел из себя, нашумел, поставил двойку.

Иногда отметку снижают за пререкания, споры с учителем. И опять-таки это неверно.

Преподаватель должен хорошо усвоить, что перенесение своего эмоционального отношения с личности человека на уровень его знаний является педагогической ошибкой.

Есть ли у учителя «право на ошибку»

Да, конечно, случается ошибиться врачу, случается ошибиться судье. Случается ошибиться и педагогу, и родителям. Но пусть это не
звучит парадоксом: ошибаться имеет право только тот, кто не признает за собой этого права. Только тот, кто прилагает постоянные усилия, чтобы избежать ошибки, кто, допустив ее, принимает все меры к исправлению - только за таким человеком признается право на отдельные промахи.

Когда ученик говорит: «Мне занижают оценки» - это уже сигнал тревоги. Это значит, что появился брак в работе - может, в профессиональной работе учителя, может, в воспитательной работе родителей. Долг тех и других - совместными усилиями сделать все возможное, чтобы исправить допущенные ошибки.

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Вы не согласны с выставленной оценкой - что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ - переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке . Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Свобода преподавания

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

См. дополнительно ответ на вопрос

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Дата публикации:

четверг, февраля 2, 2017

В постсоветском пространстве, к сожалению, отсутствует школьная этика. В сеть то и дело сливают видео жестокого обращения с детьми учителей или же наоборот неуважительное отношение, а иногда и нецензурную брань со стороны учащихся в сторону взрослых людей. Зачастую камнем преткновения этих конфликтов становятся такие факторы, как несоблюдение школьной формы, неподобающий внешний вид, материальное положение ученика, менторский тон учителя и отсутствие какого-либо взаимного контакта. Мы решили задать распространенные вопросы читателей клиническому и семейному психологу, кандидату психологических наук, PhD, профессору кафедры психологии и коррекционной педагогики Ирине Мацкевич касательно тех конфликтных ситуаций, с которыми ежедневно сталкиваются современные школьники.

Ирина Константиновна Мацкевич

Моего ребенка унижают в школе за любую оплошность. В прошлом году он вернулся домой с предпоследнего занятия из-за того, что завуч увидела отсутствие у него галстука. Разве нормально так делать? Мы живем не рядом со школой. Лишний раз ребенок испытывает стресс. Почему взрослые люди позволяют себе такое? Это ведь всего лишь галстук…

Очень плохо, когда ребенка унижают. Конечно, ребенку требуется защита. Родитель должен поддержать ребенка и потребовать извинений от педагога. Рассмотрим позицию завуча. Она может требовать порядка и организованности. И это ее способы организации порядка: выгнать ребенка с урока, обвинить ребенка или его родителей в том, что они не организованы, унизить ребенка перед всеми… Возможно, все было не так. Завуч пригласила ребенка для индивидуального разговора, поговорила с ребенком, и они вместе решили, что сегодня он пойдет домой, а завтра не забудет галстук.

Но если все-таки унижение было, то надо восстановить справедливость: прийти, поговорить с глазу на глаз, попросить извиниться перед ребенком.

Моя дочь – очень творческая личность. Я не хочу подавлять в ней эти качества, поэтому максимально стараюсь во всем ей помогать. Очередной ее задумкой стало окрашивание концов волос в розовый цвет. Мы сделали временное окрашивание, но в школу она ходит с собранными волосами. Школа на казахском языке обучения, дети там очень скромные и послушные. Ее классная руководительница сто раз сделала ей замечание за эти волосы. Пришлось снова закрасить уже на третий день. Дочь была сильно расстроена. Я промолчала, но чувствую вину, что не смогла защитить интересы дочери. Подскажите, права ли учительница?

Конечно, у меня есть несколько вопросов к маме:

1) Окрашивание волос – это проявление творчества? Скорее, нет… Скорее, проявление стремления к внешнему самовыражению. А ведь его можно реализовать и через другое.

2) Послушная ли Ваша дочь? И хотите ли Вы чтобы она была послушной? И как Вы относитесь к тому, что в ее социуме (школе) принято быть послушным? Это важно. Послушание хорошо, но если оно происходит, потому что ребенок чего-то боится, то это плохое послушание, и не послушание вовсе, а страх. Хотим ли мы, чтобы ребенок был как все, удобный для учителей, удобный для нас? И «да», потому что это удобно. И «нет», потому что он будет большим и тоже послушным.

3) Действительно ли Вы поддерживаете эксперименты дочери? Или не хотите подавлять? Это разные вещи. Если поддерживать окрашивание, то поддерживать и право носить это окрашивание. Если поддержать это право, то это бунт в школе. Ведь там принято быть послушными….

Поэтому, или другая школа, с другими требованиями…. Или разговор с дочерью о том, что мы должны соблюдать правила социальной группы…. Или протест, конфликт со школой, отстаивание своих прав.

Учитель не прав, если сделал «сто замечаний», а не поговорил; если сделано это было при всех, а не наедине; если форма замечания была не деликатной, а грубой.

Наша школа считается одной из престижных в городе. Соответственно в ней учатся дети не последних людей в этой стране. К сожалению, многие дети чересчур избалованы. Особенно мальчики. Моя дочь постоянно жалуется на них. Она говорит, что они издеваются над пожилыми учителями. Могут во время урока игнорировать учителя, смотреть фильмы на телефоне и громко смеяться. Учитель молчит, потому что боится за свое место. Я пыталась разговаривать с классным руководителем, но она сказала, что такие дети есть в каждом классе. И что с ними работают детские психологи. Дочь говорит, что мальчики с каждым годом становятся наглее, а учителей все еще некому защитить. Что мне делать в этой ситуации, как вы думаете?

Очень важно поддержать своего ребенка. Обсудить, высказать свое мнение, согласие. Чтобы дочь понимала, что она чувствует и думает также. Другое дело мальчики и учителя, которых унижают.

Учитель. Учителя унижают, а он боится и терпит. Это плохо. Это плохой учитель. Дети очень чувствительны к неправде. И «наказывают» за нее.

Мальчики. Возможно, следует сказать свое мнение на родительском собрании о том, что Вы считаете неприемлемым. Не обвиняя, а обращая внимание. Предложить родителями поговорить с детьми.

В классе моего племянника учится ребенок с физическим отклонением – у него нет половины ноги. Он хромает и немного нарушена речь. Я забираю каждый день со школы и вижу этого мальчика. Со стороны видно, что никто его не обижает, но как-то сторонятся, что ли. Как ни увижу, рядом одни девочки ходят с класса помладше. Скажите, правильно ли отдавать такого ребенка в обычную школу, если он будет чувствовать, что он другой?

Школа – это модель социальной жизни. Если бы с Вами работал человек, который хромает и который имеет дефект речи…. Вы бы хотели, чтобы он ушел с работы, потому что Вам его жалко? Или он хотел бы уйти в работы, потому что другим его жалко. Здесь выбор между одиночеством полным, отсутствием общения, дальнейшей стигматизацией и изоляцией ребенка и комфортом (возможным) в закрытой системе.

Правильно и очень правильно, что ребенок учиться с другими детьми.

Не правильна его изоляция. Учителя, психологи, социальные педагоги должны помочь ребенку «войти» в класс, а детям «принять» ребенка. Это может быть рассказ о том, чем любит заниматься мальчик…. история о том, как он может на футболе классно стоять в воротах, или помогать вести счет, следить за правилами… секретная информация о книгах, которые прочел ребенок…

Может с этом помочь и семья ребенка. Пригласить детей в гости, парк. Сходить с ними вместе и «показать» своего ребенка.

А вообще, надо гордиться тем, что ты другой! Вспомните сказку «Гадкий утенок»! Вспомните Стивена Хокинга! Именно «другие» очень даже молодцы, но когда они могут быть с другими, когда они не изолированы.

Если учитель из-за личной неприязни занижает оценки ребенку, то как на это реагировать? Стоит ли родителю делать разбор полетов? Ведь все равно ничего не докажешь...

Конечно, это недопустимо.

Но проблема-то есть. Наверное, личная неприязнь мешает учителю. Важно, чтобы ребенок понимал, что есть вещи, которые влияют на результат. Это относится и к оценкам. Мы формируем представление людей о себе. И ребенку важно научиться располагать людей к себе, а не вызывать неприязнь.

Поэтому разбор полетов может произойти дома: работа над имиджем человека, располагающего к себе других людей.

В школе последние годы запретили дарить подарки учителям, но это ведь приятный жест в сторону тех, кто вкладывал в тебя знания. Как вы думаете, можно ли дарить подарки, несмотря на государственный запрет?

Я бы не стала акцентировать внимание на государственном запрете. Наверное, это перекосы (введение запрета), но продиктовано это тем, что дети видят «подарочные отношения» и переносят их во взрослую жизнь. «Нулевая терпимость» предполагает такие усиленные запреты.

Теперь о благодарности. Она может быть выражена многими способами. Это память об учителе, поздравление по телефону, открыткой, в сети…. Подарок может быть в форме творческой работы: коллаж из фотографий учеников, панно….

Но дарить микроволновки, сапоги, фены (!реальные примеры) – это унизительно для Учителя (с большой буквы).

Классный руководитель дочери сделала из нее подругу. Постоянно рассказывает про свои проблемы в семье, во время уроков может попросить ее сходить в магазин за колготками. За эти услуги ее она часто выручает, но можно ли детям вести такие неформальные отношения с учителями. Что мне предпринять, как родителю?

Можно ли вести такие неформальные отношения? Это, конечно, не желательно. Но иногда взрослый учитель может почувствовать, что для ребенка это важно и нужно.

У нас как и у всех есть свой классный чат. Родители встречаются разные там, но много неадекватных людей, которые в час ночи шлют какие-то странные картинки. Я не раз пыталась просить всех придерживаться каких-то негласных правил, но в итоге оказываюсь всегда крайней. Многие считают меня скандалисткой. Выйти из чата не могу, потому что туда скидывают и полезную информацию по школе, но что делать со спамерами…

«Понять и простить» спамеров.

Моя дочь является яркой девушкой. Я не запрещаю ей общаться с ровесниками. В прошлом году на собрании ко мне подошла мама одноклассника дочери. В прямом смысле просила мою дочь держаться подальше от ее сына. Сказала, что он идет на алтын белги, а моя дочь якобы вертит перед ним хвостом и отвлекает от учебы. Конечно, я поговорила после этого с дочерью, но она все отрицает и уверяет, что он сам от нее не отстает. Скажите, что мне отвечать на выпады со стороны таких родителей?

Уточнить просьбу мамы одноклассника!

Очень уж не конкретная просьба у мамы мальчика! А точнее. Даже не просьба, а указание. «Не вертеть перед ним хвостом и не отвлекать от учебы»!

Если допускает ситуация общения с мамой, то можно уточнить каким именно хвостом вертела девочка (лисьим, тигриным, мышиным), сообщить маме, что Вы не видели хвоста у дочери… Иногда, юмор помогает.

Однако, если мама не склонна понимать юмор, то следует решать вопрос серьезно.

Уточните, что именно мама хочет от Вас? Что именно сделать она предлагает сделать? Абсурдность предложений, если они будут, станет явной.

Если ребенок сосредоточен на учебе, имеет цель, идет к ней, то никакие «хвосты» не смогут этому помешать. «Отвлекает!»… скорее, сын мамы отвлекается! Но если есть желание получить «Алтын Белги», то отвлечься невозможно. Его ли эта цель? Или цель мамы?

Ваш личный совет родителям школьников.

Очень хочу пожелать родителям и детям добрых школ, где учителя уверены в себе, хотят учить детей, уважают и любят детей и их родителей, мирных родительских собраний, информативных чатов, понимания, решения ситуаций, чуткости.

Конфликты – это не плохо! Плохо – неразрешенные конфликты!

Защищайте своих детей в любой ситуации. Шутите над любой ситуацией, несите ответственность за свое состояние и состояние своего ребенка, уважайте права других детей и родителей. Доброй школы!

Текст: Айдана Токтаркызы

Любой труд человека заслуживает справедливой оценки, даже если его трудовая деятельность нацелена на получение знаний, а рабочее место - школа. Но если трудовую деятельность взрослого можно оценить в соответствии с трудовым законодательством, отработанными часами, трудовым окладом, то школьные оценки могут выставляться субъективно по усмотрению учителя.


Многие родители понимают, что получение знаний в школе – это основная цель учеников, а отметки в дневнике – это формальные цифры. Однако для детей младших классов плохие оценки могут отрицательно сказаться на дальнейшей мотивации к обучению, а также на формирование умственной самооценки. Если в старших классах плохие отметки, наоборот, могут стимулировать к получению более высокого балла, который в дальнейшем поможет получить хороший аттестат, золотую медаль, поступить в ВУЗ, то у малышей такие оценки могут напрочь отбить стремление к учебе.

Учитель занижает оценки намеренно или чаду не хватает знаний?

Если вам кажется, что учитель занижает вашему ребенку оценку в школе, для начала попробуйте рассеять свою субъективность. Любому родителю кажется, что его ребенок самый умный и способный и получить неудовлетворительную оценку в школе он просто не мог, и учитель делает это намеренно. Но учителю невыгодно занижать баллы своим ученикам, так как они тем самым портят свой собственный имидж перед другими учителями и перед директором школы. Мало того, каждую учебную четверть учителя делают отчеты по качеству успеваемости.


Если ребенок учится в начальной школе, родители должны обязательно познакомиться с классным руководителем, получить рекомендацию о поведении и умственных способностях своего ребенка, уточнить какие науки даются ему с трудом и узнать общую успеваемость. Или наоборот, ребенок всерьез заинтересовался каким-либо предметом и тогда можно будет подумать о дополнительных курсах для развития знаний. Также можно договориться с преподавателем о возможности поприсутствовать на уроках под предлогом изучения и ознакомления с методикой преподавания, техникой оценки учащихся, а также с целью сравнительного анализа успеваемости своего ребенка с другими учениками.

Задача родителя – узнать сильную и слабую область знаний ребенка и выяснить, что об этом думает преподаватель. Субъективность мнения педагогов легко узнать по письменным заданиям, где они могут видеть и исправлять ошибки некорректно. А вот с устными ответами намного сложнее. Многие учителя предъявляют очень жесткие требования к самому ответу, т.е. к презентации домашнего задания. У детей очень часто можно наблюдать страх выступления перед одноклассниками. Ученики не могут внятно выложить материал, путаются и даже забывают его перед самым выступлением. И все это происходит из-за волнения и страха, а не потому, что ребенок плохо выучил домашнее задание или плохо готовился.

Боязнь публики – это страх, который может сопровождать человека на протяжении всей жизни, тем более на протяжении десяти лет обучения. Поэтому если вы выявили у своего ребенка подобную проблему, поговорите об этом с учителем. Объясните, что ребенок не может ответить, потому что волнуется, а не потому, что не знает, что нужно отвечать. и в таких случаях нужно помочь ребенку с ответом, а не занижать оценки.

Что делать, если учитель занижает оценки специально?

Но если вы все-же уверенны, что преподаватель занижает оценку намеренно и уже решили пойти на крайние меры, вы можете решить такой вопрос законным путем. В ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ» описана процедура урегулирования различным ситуаций, в том числе споров, которые возникают между участниками обучения.

Самым оптимальным решением доказательства знаний учащихся – это участие во Всероссийской олимпиаде школьников по спорному предмету.

Любой человеческий труд должен быть оценен по достоинству, даже если он заключается в получении знаний, а рабочим местом является школа. Но в то время как работа зрелого человека оценивается в соответствии с Трудовым кодексом, проработанным временем и установленной заработной платой, то школьные отметки проставляются индивидуально по решению преподавателя.

Для большинства родителей основной целью обучения является приобретение знаний, а отметки в дневнике это лишь формальность. Но на детях, особенно тех, кто учится в начальных классах, низкие отметки могут не наилучшим образом сказаться в плане последующей мотивации к учебе и на развитии интеллектуальной оценки в целом. Если в выпускных классах низкие отметки, как правило, стимулируют на получение высшего балла, потому как это, несомненно, поможет получить аттестат с хорошими оценками, медаль, поступить в высшее учебное заведение, то у малышей низкие показатели могут навсегда отбить желание учиться.

В этой ситуации главное - разобраться в причине, не понимает ли что-то ребенок или учитель занижает отметки? В первом случае все проще - нужно просто больше заниматься, а как поступить во втором случае, что делать, если учитель занижает оценки?

Учитель намеренно занижает отметки или ребенок недостаточно знает материал

Если вы думаете, что преподаватель намеренно оценивает знания вашего ребенка ниже, сначала стоит попытаться объективно оценить ситуацию. Любой родитель считает своего ребенка самым умным, по этой причине он не может получать неудовлетворительные оценки в школе, соответственно дело в учителе. Стоит понимать, что просто так занижать баллы учителю невыгодно, поскольку это портит его имидж перед коллегами, к тому же по итогам каждой четверти он сдает отчет по успеваемости.

Не знаете, как поступить, если учитель занижает оценки? Если ребенок учится в начальных классах, то родителям непременно нужно познакомиться с классным руководителем, узнать его мнение о поведении и умственных способностях ученика, а также понять, какие предметы даются ему сложно и что сделать для повышения успеваемости. Или, напротив, ребенок мог серьезно увлечься каким-то отдельным предметам, и тогда следует задуматься о дополнительных занятиях для углубления познаний. Кроме того, можно условиться с учителем о возможности посетить некоторые уроки под предлогом знакомства с методикой обучения и сравнительного исследования успеваемости своего чада с остальными детками.

Не знаете, как понять, что учитель занижает оценки? Цель родителя заключается в том, чтобы распознать слабые и сильные стороны ребенка, а также узнать, что о нем думает учитель. Личную точку зрения преподавателя легко можно понять по проверке письменных заданий, где будут отображаться исправленные некорректно ошибки. Гораздо сложнее с устными ответами. Дело в том, что многие учителя предъявляют слишком высокие требования к устным ответам, то есть к презентации домашних работ. У некоторых учеников существует страх перед публичными выступлениями. Дети не могут внятно изложить материал, путаются, а иногда вовсе забывают перед выступлением. В результате ребенок получает низкий балл, но происходит это не из-за незнания урока, а по причине волнения.

Боязнь выступлений - это страх, который может сопутствовать человеку в течение всей жизни, не только в детстве. Поэтому если вы обнаружили у ребенка эту проблему, предупредите о ней преподавателя. Объясните ему, что ученик не может ответить не из-за отсутствия знаний, он просто волнуется, и в таких ситуациях ему необходима помощь, а не занижение оценок.

Что делать родителям, если учитель занижает оценки намеренно

Заниженные баллы за успеваемость приносят не только нравственные страдания, но и влияют на итоговые результаты, а соответственно, на возможность получения дальнейшего образования в средних и высших учебных заведениях. Следовательно, у родителя или учащегося появляется право защищать собственные интересы как на административном, так и на судебном уровне.

Административный порядок предполагает право обжаловать выставленную оценку как самому лицу, принявшему это решение, так и вышестоящим лицам, то есть директору школы, но как доказать что учитель занижает оценки? Отметку за письменную работу оспорит довольно легко, это заметно по некорректным придиркам. Но если дело касается устного ответа, то решить проблему становиться сложнее, необходимо заранее зафиксировать ответ, а также выдвинутые по нему замечания.

Текущая оценка знаний учеников регулируется исключительно актами определенного образовательного учреждения. В каждом учебном заведении существует положение о текущей аттестации и оценке достижений. Этот документ должен содержать четкие параметры оценивания знаний учеников по всем предметам, а также описание критериев не прохождения аттестации. Документ подлежит ознакомлению родителями и учащимися.

Лучшее решение доказательства знаний учащихся - это участие во Всероссийской олимпиаде школьников по спорному предмету.

При выставлении отметок преподаватель, как правило, руководствуется не только установленными нормами оценивания знаний, но и различными педагогическими соображениями. На свое усмотрение он может поставить оценку на балл выше тому, кто в первый раз что-то сделал, и, напротив, занизить ее отличнику, начавшему лениться. В обоих случаях это должен послужить стимулом, с педагогической точки зрения. Это довольно спорный метод, поскольку все дети разные, но на практике он применяется повсюду. Поэтому в первую очередь, необходимо спокойно выяснить, какими соображениями руководствовался учитель при выставлении отметки.

Вот, что отвечает психолог на вопрос о том, как поговорить с учителем, который занижает оценки.

Разговор с преподавателем изначально должен строиться на волне «презумпции невиновности», то есть с точки зрения того, что он желает ученику только добра, просто вы его понимаете по-разному. К примеру, вы уверены, что хорошо учиться вашему ребенку мешает неуверенность в себе, и соответственно, всеми силами стараетесь его поддерживать. Преподаватель же придерживается другой точки зрения - он считает, что четкая и строгая обстановка гораздо эффективнее отражается на выработке таких качеств, как добросовестность и организованность. Поэтому очень важно понимать, чем руководствуется учитель, и какие требования предъявляет. Соглашаться с ними или нет, решает родитель, но обладая информацией, требования можно обсудить. Попросите учителя дать четкую формулировку, какие действия должен выполнить мой ребенок, чтобы получить пятерку, запишите все в присутствие учителя и договоритесь с ребенком проделать это хоть раз. Если и в этом случае оценка не будет удовлетворительной, то можно смело жаловаться по инстанциям.

Куда обращаться с претензией

Итак, куда жаловаться, если учитель занижает оценки? Ваше терпение лопнуло от слез ребенка, встречи с преподавателем не приносят никакого результата, а на все вопросы преподаватель решительно и без объяснений заявляет, что он так решил, и прочих вариантов быть не может? Выход один - писать жалобу! Не знаете, как написать жалобу на учителя? Читайте далее.

Первое, что нужно сделать, - просмотреть нормативные документы учебного заведения и изучить в них раздел о критериях оценивания знаний. Это необходимо для того, чтобы не попросту размахивать руками, а задавать аргументированные вопросы и знать когда можно возразить. Ознакомиться с документом можно только в школе, поскольку критерии оценок не устанавливаются на законодательном уровне.

Кстати говоря, отметки ученикам могут проставляться и за поведение, но они проставляются отдельно от оценки за предмет и не должны отражаться на оценивании знаний.

Для пересмотра итоговых результатов, как правило, собирается комиссия из трех человек и в присутствии родителей осуществляется тестирование фактических знаний ребенка.

На что нужно обратить внимание

Не знаете, что делать, если учитель занижает оценки? Тут важно понимать, на каждое действие преподавателя можно пожаловаться и доказать факт занижения, а сделать это бывает очень непросто. Дело в том, что преподавательская деятельность осуществляется в рамках Закона об образовании, где прописано о его праве свободно выражать собственное мнение и противостоять вмешательству в его деятельность. Простыми словами, педагог самостоятельно выбирает методы и средства обучения, а также воспитания. Поэтому придется очень постараться, чтобы доказать, что учитель действует непедагогично.

Однако и с этим можно бороться. Если родитель не согласен с методом преподавания, то он имеет право обратиться к директору школы либо в департамент образования по месту расположения школы с просьбой проведения переаттестации либо замены определенного учителя, соответственно, указав весомые для этого причины.

Визит в школу

Итак, вы подготовились, изучили критерии оценок, значит, пришла пора отправиться в школу.

Куда обращаться, если учитель занижает оценки? Как поступить, когда администрация учебного заведения отстаивает интересы коллектива и не собирается предпринимать никаких действий? В этом случае придется начинать «военные действия» путем обращения в департамент образования либо направлением жалобы на администрацию школы за бездействие в Рособлнадзор, отвечающий за образовательную деятельность вашего региона.

Может, оставить все как есть?

Не каждый родитель готов идти к директору школы и отстаивать права ребенка, чаще всего это связано со стереотипом, что станет еще хуже. Доля истины в этом, конечно же, есть, но очень неприятно мириться с тем, что кто-то неправ и продолжает делать, так как ему хочется, пользуясь своим служебным положением. К тому же, задумайтесь, какой пример вы подаете ребенку: у него войдет в привычку молча сидеть в сторонке и кивать тому, кто смелее и авторитетнее его.

Не знаете, как повлиять на учителя, который занижает оценки? Если вы не из тех, кто будет доказывать собственную правоту и выяснять отношения, тогда у вас есть всего один выход - дать совет ребенку быть лучшим! То есть ему придется зубрить все так, чтобы ни один педагог не смог найти к чему придраться.

Это означает, что все письменные работы должны быть сделаны идеально не только по теме, но и по оформлению и грамотности. Вся школьная программа должна быть освоена на 100%. Только в этом случае ни один преподаватель не сможет найти слабое место. Такой подход стоит невероятных усилий, но заложит хороший фундамент - ребенок сможет сдать любые экзамены и получить наивысший балл даже если все будут против него

Некоторые предпочитают вовсе не замечать, что им занижают оценки, и просто смиряются с этим. По большому счету, красивые «пятерки» и «четверки» нужны только родителям. Поэтому если ваш ребенок совершенно не беспокоится о том, что учителя занижают оценки в выпускном классе, ему не нужны грамоты и медали, но при этом он уверен, что хорошо напишет ЕГЭ, результаты которого откроют все дороги в высшие учебные заведения, то стоит ли тратить нервы?

Если же это принципиальный вопрос, то утереть нос всему педагогическому составу помогут победы в олимпиадах. Докажите преподавателю, что вы лучший, заняв одно из призовых мест по спорному предмету. В этом случае педагога непременно вызовут к начальству и, глядя в глаза, поинтересуются, как у победителя олимпиады могут быть низкие баллы по предмету?

Что делать, если учитель занижает оценки, вы знаете. Решение стоит принимать исходя из собственного характера, а также настроя и желания самого ребенка. Может быть, для него это не так уж и важно?

Залогом успеха является примерное поведение

В некоторых случаях занижение оценок может быть связано с неподобающим поведением ребенка. Как бы хорошо он ни был знаком с программой, огромную роль при выставлении отметок играют взаимоотношения ученика с учителем. Иногда даже незначительная дерзость со стороны ученика может расцениваться педагогом как посягательство на его авторитет. Ребенок в течение занятия делает следующие вещи:

  1. Дерзко себя ведет.
  2. Перебивает преподавателя.
  3. Не слушает учителя.
  4. Не выполняет задания и прочее.

Естественно, педагог любыми способами старается поставить ученика на место. Поэтому при отличных знаниях, но низких баллах стоит задуматься о поведении ребенка. Лучшим решением в этом случае станет извинение перед преподавателем и изменение поведения во время урока.

Обратная ситуация

Бывает так, что преподаватель всеми силами старается помочь ученику, но это не приносит результатов. В этом случае никак не обойтись без помощи родителей, которые совместными с педагогом усилиями смогут повлиять. Душевная беседа может прояснить причины и позволит найти решение для улучшения успеваемости ученика.

В заключение

Итак, что делать, если учитель занижает оценки? При явном занижении отметок ученик, а также его родители должны предпринять все возможные шаги для восстановления справедливости. Иначе ребенок может лишиться возможности продолжать обучение в средне специальных и высших учебных заведениях. Можно использовать все варианты, как активное доказывание с фактами перед комиссией либо победы на олимпиадах с демонстрацией собственных достижений. Кто-то изберет другой путь и спустит все на тормозах. Главное - вы должны показать ребенку, что свои права всегда нужно отстаивать, подбирая для этого наиболее подходящий способ и стать для него надежным плечом, на которое он всегда сможет опереться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: