Профилактическая работа социального педагога. Понятие профилактики, виды и уровни социально-педагогической профилактики

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика – научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой.

Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем . Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых . Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий - к специальной.

Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности . Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка . Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

17. Педагогическая поддержка: сущность, способы поддержки, клиенты поддержки.

Функции социального педагога (диагностическая, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитаци­онная, охранно-защитная, предупредительно-профилактичес­кая, эвристическая) могут быть реализованы социальным педагогом посред­ством оказания человеку различных видов помощи.

Виды социально-педагогической поддержки .

§ Социально-информационная поддержка - обеспечение подростков и их родителей информацией по вопросам социаль­ной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности соци­альных служб и спектра оказываемых ими услуг.

§ Социально-правовая поддержка - соблюдение прав, содей­ствие в реализации правовых гарантий подростков, правовое воспитание по жилищным, трудовым, гражданским и другим вопросам.

§ Социально-реабилитационная поддержка - содействие подросткам, родителям в оказании реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по вос­становлению их психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья.

§ Социально-бытовая поддержка - содействие подросткам, проживающим в семьях группы риска, в улучшении бытовых условий.

§ Социально-экономическая поддержка - содействие под­росткам в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи и материальной поддержке.

§ Медико-социальная помощь - профилактика алкоголиз­ма, наркомании и других социально-негативных проявлений в подростковой среде, медико-социальный патронаж подростков из семей группы риска.

§ Социально-психологическая помощь - содействие подро­сткам в создании благоприятного микроклимата в семье, бли­жайшем окружении, в устранении негативных влияний соци­альной среды, затруднений во взаимоотношениях с окружаю­щими, в профессиональном и личностном самоопределении.

§ Социально-педагогическая помощь состоит в создании под­росткам условий для преодоления и предупреждения конфлик­тных ситуаций во взаимоотношениях с родителями, сверстни­ками, учителями, в сопровождении подростков в семьях груп­пы риска.

В деятельности социального педагога в условиях образова­тельного учреждения выделяют функцию моде­лирования, консультативную функцию и функцию вспомоще­ствования. Функция моделирования осуществляется через уча­стие социального педагога в разработке новых образовательно-воспитательных систем. Консультативная функция обусловле­на необходимостью проведения консультаций для детей груп­пы риска и взрослых по различным педагогическим проблемам, вопросам разрешения конфликтных ситуаций, материальной и иных форм помощи. Функция вспомоществования направлена на оказание своевременной социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам (в том числе и попавшим в сложную жизненную ситуацию) и их родителям, а также педа­гогам и лицам, вовлеченным в педагогический процесс.

Реализуя фун­кцию социально-педагогической поддержки воспитан­никам , социальный педагог:

§ устанавливает доверительные отношения с воспитанником;

§ предупреждает и разрешает конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;

§ прогнозирует сопровождение подростка с учетом соци­ального развития личности, социального окружения;

§ закрепляет положительное состояние ребенка (жизне­радостность, уверенность, стабильность, самообладание, реши­тельность, активность);

§ создает ситуацию успеха в различных видах деятельно­сти учащегося.

Перечень функций и конкретное их содержание совершен­ствуется, расширяется в зависимости от задач социально-педа­гогической деятельности, специализации социального педагога.

В специальном образовании основными функциями соци­ального педагога являются: функция социально-правовой под­держки (направлена на оказание помощи и реализацию закон­ных прав и интересов инвалидов и их семей, а при необходимо­сти и на восстановление этих прав через судебные и другие меры, не противоречащие законодательству); функция социаль­но-трудовой поддержки (предусматривает взаимодействие с администрацией, психологами, педагогами и другими сотруд­никами специализированных образовательных учреждений по профориентации будущих выпускников школ, налаживанию контактов с предприятиями и производственными коллектива­ми для их дальнейшего трудоустройства).

Социально-педагогическая поддержка ребенка включает разнообразные формы совместной творческой деятельности (игры, праздники), оказание помощи в познание мира и себя. Большое внимание уделяется психоэмоциональной реабилита­ции, где на первом месте - комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также специ­альные психотерапевтические методы, прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр.

В числе реабилитационных мероприятий важное место от­водится социально-педагогической работе с семьей ребенка. Необходимо научить родителей адекватно относится к подрос­тку: оказывать помощь в решении его проблем, развивать гу­манные отношения. Если родители ведут антисоциальный об­раз жизни и не желают его менять, то необходимо оказать со­действие в подборе приемной семьи или семьи усыновителя.

Индивидуально-коррекционные занятия с учащимися по­могают решить следующие задачи: создание заинтересованно­сти в своей деятельности, стойких мотивов к выполнению зада­ний; ликвидация пробелов в развитии подростков, подготовка к усвоению учебного материала; актуализация имеющихся у ре­бенка знаний, представлений и умений с последующим их рас­ширением и обогащением; коррекция недостатков имеющихся навыков и умений; дополнительное обучение приемам выполнения отдельных учебных действий и способам работы с учеб­ными пособиями; обучение построению программы деятельно­сти и способам контроля за ее выполнением на каждом этапе, сличению промежуточных и конечного результатов с предпо­лагаемыми; восстановление функции до активного, саморегули­рующегося состояния, т. е. обучение использованию выработанных умений и навыков не только в знакомых, отработанных условиях, но и в других ситуациях; самостоятельное добывание знаний и на их основе самостоятельное качественно иное применение имеющихся возможностей.

Специальная организация режима коррекционной работы : чередование заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, прежде всего снижение умственной работоспособности, концентрации и ус­тойчивости внимания.

Общие дидактические принципы: наглядность; закрепле­ние знаний и навыков; доступность; научность; индивидуаль­ный и дифференцированный подход, учет возрастных особен­ностей.

Необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Подростки, которые считают свою семью более сплоченной и теплой, обнаруживают меньше депрессий и тревожности.

Коррекционная работа с подростками и с его семьей строго индивидуализирована и должна строится с учетом их психоло­гических и биологических особенностей, а также необходимо принимать во внимание психологические особенности подрост­кового возраста.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка - это комплекс разнообразных видов социально-педагогической деятельности: диагностическая, психоэмоциональная реабили­тация, групповая и индивидуальная коррекционная работа, организация коллективной творческой деятельности, работа с неблагополучными семьями.

Клиенты социально-педагогической поддержки:

§ дезадаптированные дети (частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды)

§ дети с ограниченными возможностями

§ дети, оставшихся без попечения родителей

§ неблагополучные семьи

§ дети-мигранты

§ дети с девиантным и делинквентным поведением

§ дети с временными проблемами

Введение

Заключение

Литература

Введение

Любая научная отрасль должна вырабатывать свои, специфические инструментальные механизмы взаимосвязи с практикой, оказывать влияние на развитие практики. Социальную педагогику мы относим к ряду наук, имеющих Деятельностный характер такого механизма. Опираясь на знания ряда других наук, отечественная социальная педагогика владеет достаточно отработанным на практике механизмом влияния на социальные отношения, к качестве которого выступает социально-педагогическая деятельность (СПД), имеющая свою специфику, характерную именно для социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания.

Под СПД понимают деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты.

Социальный педагог — кто он такой? Попробуем разобраться. В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе. Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития.

Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

Целью данной работы является изучение особенностей профилактической деятельности социального педагога.

1. Технология социально-педагогической профилактики и коррекции

Технология - основная задача - разработка и реализация устойчивых алгоритмов деятельности, способов той деятельности, относительно независимых от соответствующей деятельностной ситуации. Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или социо-культурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика — это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана прежде всего со всеми субъектами педагогического процесса. Однако довольно часто нарушаются элементарные права ребенка, что предусматривает включение в" профилактическую работу систему мер по социальной защите детства. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Например, многие родители и учителя стремятся развивать активность ребенка, предоставляют ему свободу выбора, поощряют инициативу и самостоятельность, предупреждая тем самым социальный инфантилизм и пассивность. Другие профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем. Так, при возникновении у ученика пробелов в знаниях, умениях и навыках по конкретному предмету учитель дает ему индивидуальные задания, дополнительно разъясняет материал, дает советы по организации домашнего учебного труда, предупреждая таким образом педагогическую запущенность или неуспеваемость ребенка. Третья группа профилактических мер принимается в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, профилактируя развитие негативных личностных свойств. Первые два подхода можно отнести к общей профилактике, а третий — к специальной. Специальной профилактикой можно называть систему мер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика школьных страхов и т. п. Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности. Исходя из понимания социальной ситуации развития, ее объективного (какой она реально является) и субъективного (какой она воспринимается и переживается) аспектов, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия. Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).

2. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра образования Филиппова В. М. на всероссийской конференции "Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью").

Определяя проблему злоупотребления ПАВ как имеющую эпидемический характер, специалисты, занимающиеся вопросами построения профилактических антинаркотических программ, указывают на необходимость комплексного подхода в решении данного вопроса. Одним из звеньев этой цепи является подготовка соответствующих педагогических кадров, которые способны предотвратить проявление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.

Однако, несмотря на все имеющиеся предпосылки для того, чтобы первичная профилактическая деятельность осуществлялась педагогами, на данный момент существуют следующие данные о готовности педагогов к реализации профилактической работы:

В ходе опросов (Ларионов В. Н., Салямова З. Р., г. Уфа) большинство педагогов внесли антинаркотическую пропаганду в число элементов здорового образа жизни. При анализе конкретного содержания отдельных вопросов по антинаркотической тематике выяснилось, что данная проблема понимается учителями на популярном уровне: весь спектр объяснений сводился к эмоциональной оценке ситуации в понятиях "хорошо - плохо".

Анализ отзывов педагогов, прошедших обучающие семинары по профилактике на базе ЦППМСП Индустриального района г. Перми (2006-2008уч. г.) позволяет говорить о том, что к ведущим мотивам специалистов относятся познавательные (более чем у 50% участников), внешние (получение удостоверения участника семинара для повышения квалификационной категории, приказ администрации и т. д.). Остается спорным вопрос о формировании у педагогов собственной активной позиции в осуществлении профилактической работы.

По данным опроса педагогов Московской области (Копочкина О. В.) проводить профилактические занятия с подростками в первую очередь, по их мнению, должны сотрудники специализированного центра и психологи, прошедшие специальную подготовку, себя педагоги поставили лишь на 4-е место.

Таким образом, можно говорить о расхождении между представлениями педагогов о своих возможностях и реальным воплощением элементов антинаркотической пропаганды в учебно-воспитательном процессе. При этом нельзя не учитывать тот факт, что возможность реализации эффективной профилактической деятельности в школе зависит, прежде всего, от уровня подготовленности к этой деятельности педагогов.

Согласно требованиям проекта отраслевого стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде по отношению к работе с целевой группой педагогов и специалистов ОУ деятельность должна выстраиваться по следующим направлениям:

Просвещение.

Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде.

Разработка комплексной проектно - организованной программы профилактической деятельности в образовательной среде.

Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики.

Формирование актива и волонтерская деятельность.

Мониторинг ситуации и мониторинг реализации профилактических мероприятий.

В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профилактическую деятельность, работа с педагогами школы в рамках губернаторского проекта "Думая о будущем" (март - май 2006г.) строилась следующим образом:

Овладение специфическими знаниями - обучающий семинар-практикум для педагогов "Современные методы профилактики СОЗ среди учащихся", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Лекция врача-нарколога "Признаки злоупотребления ПАВ. Действия педагога в случае обнаружения злоупотребления учащимися ПАВ";

Психологический семинар-практикум "Способы вовлечения родителей в совместную деятельность по профилактике социально обусловленных заболеваний";

Семинар-практикум "Формы и методы работы с группами учащихся разного возраста по профилактике СОЗ";

Психологический семинар-практикум "Психологические механизмы формирования зависимости".

Повышение профессиональной компетентности педагогов - тренинг профессиональной компетентности для педагогов "Ассертивность, профессиональное общение, эмоциональная саморегуляция", рассчитанный на 8 часов.

Тематика занятий:

Психологический семинар-практикум "Учитель и проблемы дисциплины";

Семинар-тренинг "Целеполагание, планирование, эмоциональная саморегуляция педагога".

Подготовка специалистов для педагогического профилактического актива осуществлялась в ходе областного фестиваля профилактических программ "Поколение плюс", семинара "Раннее выявление подростков, употребляющих наркотические вещества", "Социальная педагогика: проблемы и перспективы", конференции "Социально-педагогическая работа в школе: проблемы, возможности, перспективы".

В результате работы по подготовке педагогов к осуществлению профилактики употребления ПАВ были получены следующие результаты:

Возросла информированность педагогов по вопросам злоупотребления ПАВ и способам выявления учащихся, употребляющих психоактивные вещества. В начале обучения информированность педагогов составляла 79%, по окончании обучения этот показатель составил 87%.

В ходе наблюдения в процессе обучения педагоги осознали актуальность и необходимость осуществления профилактической деятельности.

Педагоги освоили некоторые групповые формы работы с детьми и родителями, получили разработки профилактических занятий с учащимися и методические материалы для родительских собраний, проявили готовность внедрения их в практическую деятельность по классному руководству.

Педагоги осознали, что для достижения результатов необходима не только работа узких специалистов, а системная работа всех заинтересованных специалистов школы со всеми субъектами профилактики.

С 83% до 78% снизилась оценка педагогами уровня своей готовности к осуществлению профилактической работы в школе. На наш взгляд, можно считать, что в ходе обучения произошла более реальная оценка специалистами своих знаний, умений, намерений в отношении профилактической деятельности. Педагоги осознали, что деятельность по профилактике употребления ПАВ должна быть системно организована, включать мониторинг эффективности, предполагает временные и интеллектуальные затраты.

После обучения педагоги в меньшей степени стали использовать такую причину оправдания, почему они не занимаются профилактикой СОЗ, как нехватка времени; осознали, что многое в осуществлении профилактики зависит от их желания заниматься данным видом деятельности.

Выводы по итогам работы по подготовке педагогов:

Для формирования установок и выработки профессиональной позиции педагогов к проблеме профилактики необходима регулярная работа в течение как минимум одного года. Из-за ограниченности во времени реализации проекта, слитности мотивационного и деятельностного этапов не удалось в полной мере эффективно организовать деятельность в этом направлении. На наш взгляд, то содержание профилактической работы, которое предлагалось педагогам в ходе обучения, и сыграло роль мотивирующего фактора, хотя изначально предполагалось как обучающий материал.

Анализ эффективности деятельности по обучению педагогов свидетельствует о необходимости разработки специальных мер по мотивированию, привлечению педагогов к сознательному сотрудничеству в области профилактики СОЗ. С целью повышения степени готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, нами предлагается алгоритм деятельности, разработанный в рамках экспериментальной работы ЦППМСП.

В соответствии со стандартом существует ряд тем, не освещенных в процессе обучающего семинара и тренинга, в частности: организация и проведение индивидуальной профилактической работы с учащимися и родителями, разработка профилактического мероприятия в рамках учебного предмета, продолжение изучения современных технологий профилактической работы и освоение технологии проведения профилактической дискуссии, проектирование социально-значимого культурного проекта, отслеживание эффективности профилактических мероприятий. Кроме этого, существует необходимость проведения педагогических советов по разработке раздела воспитательной программы ОУ по первичной профилактике злоупотребления ПАВ и оценке результатов профилактической работы в ОУ.

Алгоритм деятельности по повышению готовности педагогов к осуществлению профилактической деятельности:

I этап: до начала семинара (получение информации о семинаре потенциальными участниками до его проведения). Цель данного этапа - привлечение интереса будущих участников семинара, повышение уровня личной ответственности в предстоящей деятельности.

II этап: во время проведения семинара (начальная и итоговая диагностика мотивации, знакомство с результатами диагностики, использование приемов формирования мотивации у участников семинара, участие в организации рефлексии). Цель - получение информации о структуре и динамике мотивации участников обучения, создание условий для осознанного выбора и обозначения роли педагогов в реализации профилактической деятельности.

III этап: после проведения семинара (приглашение участников семинара на последующие мероприятия, организация совместных встреч участников семинара и обсуждение опыта работы; работа с администрацией ОУ - знакомство с данными диагностики мотивов работы педагогов по профилактике СОЗ, рекомендации по выработке и внедрению системы стимулов для дальнейшей работы участников семинара в профилактике СОЗ). Цель - создание условий для оказания поддержки и профессионального роста специалистов, занимающихся профилактической деятельностью, а также для практической реализации новых знаний и умений обучившихся специалистов.

Данный алгоритм деятельности не может использоваться как самостоятельный, но, будучи встроенным, в общую систему обучения специалистов методам первичной профилактики в образовательной среде, способствует повышению готовности специалистов ОУ к осуществлению профилактической деятельности, а, следовательно, и общей эффективности деятельности.

Заключение

На современном этапе формирования и развития социальной работы приоритет закономерно отдан проблемам становления профессионализма социальных работников, расширения целостной сущности кадрового потенциала социальных служб и путей его усиления, подготовки и переподготовки различных категорий специалистов по социальной работе, социальных педагогов и практических психологов, социально-медицинских работников, реабилитологов и трудотерапевтов, социальных юристов и других специалистов.

Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля — это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения нашей страны.

Востребованность такого подхода очевидна. В стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. В отечественной и зарубежной литературе постоянно предпринимается попытка углубить представления о профессионально-этических качествах социальных работников, дать типологию личности специалиста. Требования к профессионально-этическим качествам социальных работников могут варьировать в зависимости от сферы реализации задач социальной работы и особенностей объектов социальной защиты населения.

Совершенно очевидно, что такие социальные явления, как бедность, безработица, бездомность, бродяжничество, асоциальное поведение детей и подростков, девиантное поведение взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм, инвалидность и др., являются важнейшими факторами, влияющими на характер деятельности специалиста и предопределяющими формирование необходимых профессиональных качеств.

Литература

1.Профессиональное мастерство работников социальных служб. Материалы 11-й Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб. — М.: Социальная работа, 1998.

2.Семенов Г.С. Методика работы социального педагога. — М.: Школьная пресса, 2007.

3.Социальная педагогика / Под ред. В.Г. Бочаровой. — М.: Владос, 2008.

4.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв. ред. д. и. н., проф. Е. И. Холостова, д. и. н., проф. А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2005.

5.Топчий Л. В. Проблемы эффективности деятельности специалиста по социальной работе// Семья в России. — 1998. —N" 2. —С. 100-112.

6.Хавкина А. Л. Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ

Основные направления профилактической работы в деятельности социального педагога. Первичная профилактика как совершенствование социальной жизни людей, устранение социальных факторов и воспитание социально полезной ориентации. Нравственно-правовое воспитание, противоалкогольное воспитание.

Вторичная профилактика девиантного поведения. Факторы риска. Выявление лиц с нервно-психическими расстройствами.

Основные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение; организация альтернативной деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения. Формы социально-педагогической работы с родителями по профилактике отклонений в поведении детей.

Третичная профилактика девиантного поведения. Предотвращение рецидивных отклонений в поведении, восстановление личностного и социального статуса несовершеннолетнего.

Социально-педагогическая профилактическая деятельность с детьми девиантного поведения. Службы реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних группы социального риска. Особенности взаимодействия социального педагога с другими участниками педагогического процесса в работе по профилактике девиантного поведения детей и подростков. Особенности работы образовательных учреждений по профилактике девиантного поведения детей и подростков.

Социально-педагогическая профилактика - это процесс устранения из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении подрастающего человека, а также создание социально-педагогических условий формирования высоконравственной личности.

Профилактика девиантных форм поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Опыт показывает, что перенос центра тяжести в цепи профилактических мероприятий на какие-то отдельные звенья заранее обречен на неуспех, и только при гармоничном использовании всего комплекса мероприятий (государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических, психогигиенических и др.) можно надеяться на положительные результаты.

В работе с развивающейся личностью Всемирная организация здравоохранения предлагает выделить: первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования). Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.

Вторичная профилактика-комплекс социально-педагогических, медицинских и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем.

В настоящее время сформировалось несколько подходов к организации профилактики девиантного поведения, в основе которых лежит различное понимание ключевых факторов девиации, что, в свою очередь, предопределяет направление профилактических действий, выбор средств, форм и методов их осуществления.

Информационно–просветительский подход основывается на представлении, что отклонение от социальных норм в поведении людей происходит от незнания границ нормативного поведения. Поэтому основной акцент здесь делается на информировании детей и подростков о нормативных требованиях с целью повышения их морально–нравственной устойчивости, общего уровня культуры.

Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным учебным учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Среди основных направлений проведения профилактики девиантного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

Следующий подход – социально-педагогический , заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Современная профилактика девиантного поведения подростков включает следующие формы:

Первая форма - организация социальной среды . В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность.

Вторая форма работы - информирование . Это наиболее обычное направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или средств визуализации. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность.

Третья форма профилактической работы - активное обучение социально-важным навыкам. Данная модель является одной из наиболее эффективных в работе с подростками.

Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния своего здоровья и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.


Похожая информация.


Разделы: Школьная психологическая служба

Роль семьи в профилактике социально- отклоняющегося поведения у детей.

Это одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем несемейного и внутрисемейного характера.
Прежде всего, и это, во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей включает изучение следующих разделов:

  • основы взаимоотношения в семье;
  • внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности их
    предупреждения и пути преодоления;
  • основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
  • основы семейного воспитания на различных этапах возрастного
    развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через
    школу либо центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.;

Во- вторых, не мало важное значение имеет создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье - это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в этой обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которое в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейномвоспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересовано относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам. Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным из них можно отнести:

  • антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания. Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С.Макаренко. Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа;
  • утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальное взаимоотношение между детьми и родителями удается, к сожалению, далеко не всем родителям. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно наиболее важно;
  • типичные ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания:
    попустительски - снисходительный тон; позиция круговой обороны: «наш ребенок всегда прав»;
  • демонстративность - активное утверждение «достоинств чада» в его присутствии; педантичная подозрительность;
  • жестко-авторитарный стиль; постоянное увещевание; равнодушие; воспитание по типу «кумир семьи», непоследовательность, несогласованность воспитателей и др.

В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества.
Волевые качества - это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать следующее:

  • не применять физическое наказание детей младше 3 лет, так как это
    влияет на проявление их активности;
  • воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в
    присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует
    психику;
  • наказать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей;
  • наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода
    экзекуции как какую-то работу.

Следует помнить, что на воспитании ребенка отрицательно сказывается также, постоянная угроза родителей наказанием, считая, что этого достаточно. Ребенок в этом случае привыкает к угрозам и не реагирует на них.
Применяя наказание, важно ни в коем случае не допускать унижения достоинства ребенка. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок не совершил действий и поступков, за которые бы следовало его наказать. К. Венцель, известный отечественный педагог конца прошлого - начала нынешнего века, рекомендовал не применять наказаний, в случае нарушения норм поведения со стороны ребенка, ставить его в такие условия, когда бы он сам убеждался в пагубности своих действий.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградация, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев и сестер, старших товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучению его методике работы над собой.
Авторы предлагают цикл занятий с учащимися различных возрастных групп, направленных на профилактику школьной и социальной дезадаптации, формирование навыка здорового образа жизни. Занятия включают психологические игры, беседы, тренинги, описание необходимого методического оснащения См. Приложение № 2).

Список литературы:

1. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. - М., 1982.
2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.
3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.,1978.
4. Левин Б.М., Наркомания и наркотики. - М.,1991.
5. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А.Г.)-М.,1999.
6. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. Сборник научных трудов - М.,1990.
7. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А.Г.) - М.,Сентябрь, 1999.
8. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие – Я, 2001.
9. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. (Под ред. Керимова Д.А.) – М., Юрид. Литература,1989.
10. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних (Под ред. Пирожкова В.Ф.) – М.,1980.

Методическая разработка

«Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете»

Из опыта работы социального педагога.

Выполнила: Софонова Т.С.

Социальный педагог,

МБОУ СШ №7 г. Павлово

    Пояснительная записка ………………………………………………………….. 3

    Задачи направления ………………………………………………………………. 5

    Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете ………………………….6

    План основных мероприятий ……………………………………………………10

    Ожидаемые результаты реализации направления ……………………...............14

    Разработка мероприятия …....................................................................................15

    Список литературы ……………………………………………………................ 16

    Приложение ……………………………………………………………………….1 7

1. Пояснительная записка

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Последние годы государственная образовательная политика провозглашает воспитание как важнейшую составляющую духовной жизни общества.

С 2010 года в школе реализуется программа воспитания «Личность – достойная человека», которая была разработана на основе анализа работы школы по программе воспитания «Синяя птица» и основных положений национального проекта «Наша новая школа».

Актуальность программы определяется важностью развития так необходимых в современном мире духовно-нравственных качеств школьника . Решая задачи по формированию заданных качеств, воспитание направлено на усвоение учащимися общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов, что уже изначально предполагает предупреждение отклонений в поведении.

Развитие духовно-нравственных качеств осуществляется в программе через разделы: Нравственность, Культура, Семья, Здоровье, Гражданственность и Экология.

В разделе Нравственность большое внимание уделяется профилактической работе с учащимися, так как школа заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но люди самостоятельные, хорошо ориентированные в условиях социальной реальности, законопослушные. И важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике отклонений в поведении учащихся. А, как известно лучшая профилактика отклонений в поведении - целенаправленно организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательное воздействие.

С учащимися школы проводится как общая, так и специальная профилактика (профилактика, которая применяется в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых). В своей разработке мне подробнее хотелось бы рассмотреть специальную профилактику, т. е. профилактическую работу с учащимися, состоящими на всех видах учета.

2. Задачи направления деятельности с учащимися,

состоящими на профилактическом учете:

    Ф ормирование законопослушного поведения несовершеннолетних

    Воспитание чувства уважения к нормам коллективной жизни

    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

    Привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности

3. Воспитательные технологии, формы и методы организации деятельности с учащимися, состоящими на профилактическом учете.

Воспитательная технология - это совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющих достигать поставленные воспитательные цели.

В науке и практике широкое распространение получила следующая технология работы с подростками, с отклонениями в поведении – технология социально-педагогической профилактики. Это одна из разновидностей социально-педагогической технологии.

Социально-педагогическая технология - совокупность методов, воздействующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации, в новых социальных условиях и в социально-ориентированных видах деятельности.

Любая социально-педагогическая технология имеет цель, задачи и соответствующее им содержание. Именно целевая установка определяет назначение технологии (технология педагогической коррекции, педагогической реабилитации, профилактики и пр .).

Социально-педагогическая профилактика - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

Занимаясь этим видом профилактики, социальный педагог направляет свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Воздействует на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними. Способствует изменению позиции ребенка по отношению к социуму.

В технологии социально-педагогическ ой профилактики следует выделить основные подходы:

и нформационный подход , где основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом, к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм;

с оциально-профилактический подход - выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления (сущностью этого подхода является система правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся для устранения или минимизации причин отклонений в поведении) ;

м едико-биологический подход - предупреждени е возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне (очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, в этом случае он должен быть обследован психиатром);

с оциально-педагогический - восстановлени е или коррекци я качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

В зависимости от типа социально-педагогической технологии деятельность социального педагога включает в себя определенные формы и методы работы.

Ф ормы работы можно подразделить индивидуальные и групповые . Ф ормы воспитательно - профилактической работы можно подразделить на :

познавательные , позволяющие овладеть различными знаниями, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции ; практические - призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям.

Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка.

В деятельности по профилактике отклонений в поведении учащихся социальный педагог применяет следующие методы:

Методы исследования (диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики) - метод наблюдения, анкетирования, тестирование, анализ (аналитические отчеты, справки и прочая документация).

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение несовершеннолетнего с целью выработки у него заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание.

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает развитие общечеловеческих морально-этических качеств.

Метод побуждения – применяется с целью нацелить подростка на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями.

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности несовершеннолетнего .

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение.

Также социальным педагогом используются м етоды социально-психологической помощи: к онсультирование, тренинги, с оциальный патронаж .

С оциально - педагогическая профилактик а, проводимая в нашей школе, рассчитан а как на взрослых – родителей и учителей, так и на подростков.

Для педагогов это прежде всего социально-психологические тренинги, обучающие занятия , позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке подростков, установки на доминантность, затруднения в общении.

Для родителей - индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов медицинских учреждений и сотрудников учреждений системы профилактики, социальный патронаж (посещение на дому с целью контроля за ребенком).

Для подростков, наряду с групповыми занятиями , эффективно использование индивидуальных занятий по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, различных нарушений во взаимоотношениях со взрослы ми и сверстниками.

С учащимися, кроме индивидуальных бесед, я использую следующие формы и методы работы:

1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияния социума (источников положительного и отрицательного влияния на несовершеннолетнего).

Применяются методы исследования: метод наблюдения, анкетирование, тестирование, анализ.

2. Профилактическая работа: определение путей и выработка мер по предупреждению и своевременному выявлению, «сдерживанию» отклонений в поведении, состоянии подростка. Осуществляется контроль за посещением занятий, поведением, успеваемостью, занятостью в свободное от учебы время (применяется метод наблюдения, контроля).

3. Просветительская работа: консультации, беседы, лекции с привлечением специалистов учреждений системы профилактики. На этом этапе используется метод воспитания, убеждения, поощрения, порицания.

4. Воспитательная работа: вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности, привлечения к занятиям в кружках и секциях.

4. План основных мероприятий

п/п

Поставленная цель

Формы работы

Сверка учащихся, состоящих на учете в учреждениях системы профилактики;

Изучение личностных особенностей учащихся, выявление причин дезадаптации, изучение семейных взаимоотношений, социального окружения

Составление банка данных

1.Составление психолого-педагогических характеристик 2.Оформление личных дел учащихся

Планирование работы с учащимися

Социально-медико-психолого-педагогическое сопровождение

1.Индивидуальные и групповые беседы с учащимися;

2.Занятия по адаптации, коррекции поведения

Контроль за посещением занятий, успеваемостью, соблюдением правил поведения в школе

Принятие мер по профилактике правонарушений

1.Ведение журнала учета пропусков занятий, работа с классными журналами;

2.Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета по профилактике

Профилактика совершения обучающимися правонарушений (просветительская работа)

Формирование законопослушного поведения

Организация циклов бесед с инспекторами ОДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики

Профилактика вредных привычек

Формирование ответственного отношения к здоровому образу жизни

1.Организация циклов лекций и бесед с врачами детской поликлиники, врачами-наркологами, специалистами центра «Здравомыслие»;

2. Проведение и анализ анкет по наркоситуации

Вовлечение учащихся в различные виды социально-значимой деятельности

Развитие творческих способностей учащихся

1.Организация занятости в кружках и секциях, контроль за их посещением;

2. Привлечение к участию в классных и общешкольных мероприятиях

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

Ответственный

Сентябрь

Составление общих списков,

состоящих на учете

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Согласно плану работы

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Школьный

фельдшер

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Предупреждение правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Инспектор ОДН

В течение учебного года

Формирование законопослушного поведения учащихся,

формирование чувства ответственности за свои действия

Социальный педагог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно совместному плану с Павловской наркологией

Привитие навыков самоконтроля, умения сделать правильный выбор

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

В течение учебного года

Организация досуга учащихся через дополнительное образование

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

Организация каникулярного времени, в том числе летнего отдыха (трудоустройства) обучающихся

1.Организация занятости учащихся в каникулярное время;

2.Привитие навыков трудовой деятельности

1.И нформирование родителей о формах летнего отдыха;

2.П редоставление путевок в школьный лагерь;

3.Т рудоустройство через ЦЗН, занятость в трудовой бригаде

Работа с родителями учащихся;

с учителями-предметниками

Согласованность действий по проведению профилактической работы с учащимися

1.Индивидуальные беседы с родителями и учителями по вопросам взаимоотношений с детьми;

2. Обучающие занятия с целью выработки единого подхода к воспитанию подростков

Анализ работы

Сравнительный анализ по годам

Списочный учет и корректировка

Организация занятости учащихся как профилактика правонарушений

Социальный педагог

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

В течение учебного года согласно плану работы

Создание условий для взаимопонимания; разработка методов разрешения конфликтных ситуаций

Социальный педагог

Педагог-психолог

Зам. директора по ВР

Аналитические отчеты, справки;

Задачи по дальнейшей работе с учащимися

Социальный педагог

5. Ожидаемый результат:

    Повышение активности участия учащихся в жизнедеятельности школы

    Увеличение количества участников в мероприятиях и конкурсах

    Уменьшение числа учащихся, состоящих на всех видах учета

    Повышение уровня воспитанности школьников

7. Литература

1. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. - Волгоград: Учитель, 2008. - 187 с.

2. Галагузова М.А. и др. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. - 192 с.

3. Галагузова М.А. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию «социальный педагог», основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности). Учебное пособие для высших учебных заведений - М., Гуманит. издание ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. с. 480

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: