Открытый урок логопеда в начальной школе. Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи в начальной школе с презентацией

Лексические

  • активизация и обогащение словаря по теме «Наземный транспорт»;
  • уточнение и закрепление знаний об основных назначениях транспорта (пассажирский, грузовой, специальный);
  • повторение значения сигналов светофора;
  • актуализация слов, обозначающих составные части грузовой машины.

Грамматические

  • развитие навыков построения высказываний-рассуждений;
  • упражнение в образовании существительных множественного числа, закрепление умения согласовывать числительное с существительным.

2. Коррекционно — развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности детей;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие у детей смекалки и сообразительности;
  • развитие памяти и внимания;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие диалогической речи (умение отвечать на вопросы учителя).

3. Воспитательные:

воспитание самостоятельности и активность на занятии.

Оборудование:

  • демонстрационный материал - рисунки с изображением наземного транспорта;
  • круги из цветного картона: ЖЁЛТЫЙ, КРАСНЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ;
  • грузовичок из картона для повторения «Шутки» с использованием плаката;
  • плакат с изображением составных частей грузовой машины;
  • фломастеры.

Лексический материал:

Наземный транспорт: легковая машина, автобус, троллейбус, трамвай, электричка, грузовик, экскаватор, пожарная машина, машина скорой помощи

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»

Ожидаемый результат (для учителя-логопеда): Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний о наземном транспорте.

Ожидаемый результат (для обучающихся): Закрепить знания о наземном транспорте, совершенствовать грамматическую сторону речи на материале данной темы.

Время занятия – 30 минут

Ход занятия:

I. Организационный момент

Цель: Активизировать субстантивный словарь по теме «Транспорт».

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а чему оно посвящено, вы скоро поймёте сами. Сегодня вы будете не просто учениками, вы водители автомобилей! Возьмите по одной перевёрнутой карточке и садитесь в свои машины (садятся за парты, сзади на стульях изображения наземного транспорта).

Логопед: Теперь по очереди будем называть у кого что изображено на картинке. Я начну. У меня грузовик…(Дети продолжают по цепочке.) Как же называется всё это, одним словом?
Дети: Машины, транспорт.

Логопед: Верно, вот вы и назвали сами тему занятия, это транспорт! Именно о нём мы и поговорим.

II. Основная часть

Беседа с детьми по теме «Виды транспорта»

Цель беседы: Повторить основные виды транспорта.

Логопед: На прошлом занятии я рассказала вам о видах транспорта. Какие из них вы запомнили? Я помогу: транспорт, который передвигается под землёй какой? — подземный; транспорт, который передвигается по воде какой?, по небу? — воздушный, по земле? – наземный.
Дети: Наземный, воздушный, водный и подземный.

Логопед: Молодцы, вы постарались вспомнить все виды транспорта, но мы сегодня поговорим об одном из них, который окружает нас каждый день — о наземном транспорте.

Логопед: Итак, ребята, транспорт, который передвигается по земле — наземный. Назовите наземный транспорт, который вы видите каждый день на улицах нашего посёлка.

Дети: Легковые и грузовые машины, автобусы и т.п. Какой ещё наземный транспорт вы знаете? Те, кто затрудняются ответить, посмотрите на ваши стульчики, там находятся подсказки!

Дети: троллейбусы, трамваи и т.п. (при затруднении демонстрируются изображения).

Логопед: Молодцы, ребята, вы были внимательны и точны. Итак, мы с вами назвали: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус.

Физкультминутка «Машина»

Цель: Упражнять в координации речи и движения.

Логопед: Давайте встанем у своих мест и повторяйте за мной.

Не летает, не жужжит, (Два раз руки выдвигаем вперёд, затем ставим на пояс.)
Жук по улице бежит. (Дважды руки выдвигаем в стороны, затем ставим на пояс.)
И горят в глазах жука (Два раза выдвигаем руки вверх и ставим на пояс.)
Два блестящих огонька (Присесть.)

Логопед: Подумайте и скажите, для чего нужен транспорт?
Дети: Он перевозит людей и грузы.

Логопед: Молодцы, мы каждый день встречаем на улицах разный транспорт, который перевозит грузы и людей. Но машины создаются не только для того, чтобы на них ездили или перевозили грузы. Есть автомобили, которые созданы для оказания помощи в различных ситуациях. Их называют специальным, или служебным транспортом. Мусоровозы убирают мусор, снегоуборочные и поливальные машины чистят дороги, «скорая помощь» помогает людям, попавшим в аварию, или тем, кому требуется помощь врача и т.д. Чтобы нам вспомнить некоторые такие машины, я предлагаю угадать транспорт, который я зашифровала для вас. Двум желающим нужно будет переставить буквы на доске в обратном порядке, а остальные проверяют!

Специальная техника:

ЪЩОМОП ЯАРОКС Скорая помощь
АНИШАМ ЯАНРАЖОП Пожарная машина

Сигналы светофора

Логопед: Вы отлично справляетесь с заданиями. А сейчас мы с вами повторим сигналы светофора. Вы знаете, что обозначает красный сигнал? Дети (…) А жёлтый, зелёный? (Дети отвечают).
Логопед: Правильно. Красный свет нам говорит: — Стой! Опасно! Путь закрыт! Жёлтый: Жди сигнала для движенья. Зеленый свет нам путь открыт.

Логопед: Ребята, представьте себя на несколько минут шофёрами. Вращая руками воображаемый руль, мы будем быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то налево, то направо. И вы, как шофёры, должны правильно реагировать на зелёный, красный, жёлтый сигналы. Когда я показываю красный кружок — вы «застываете» (можно вызвать ведущего)

А в конце нашего занятия для того чтобы лучше запомнить транспорт, я предлагаю вам соединить нарисованную машину и её контур (предлагаются индивидуальные карточки, на которых предлагается соединить рисунки транспорта и их силуэты линиями)

III. Итог

Логопед: О чем мы говорили сегодня?
Дети: О наземном транспорте.

Логопед: На какие еще группы по назначению можно разделить транспорт?
Дети: На пассажирский, грузовой и специальный.

, Смирнова Наталия Львовна

Представлен логопедический конкурс для учеников 3-го класса.

  • Занятие по лексической теме «Одежда. Обувь» 2019

    Цель занятия: формирование представлений об одежде, её назначении.

  • Животные севера 2019

    Задачи занятия: познакомить детей с животными Севера; обогащать словарный запас; учить образовывать относительные прилагательные; совершенствовать умение делить слова на слоги; тренировать в образовании мн.ч. им сущ.; учить работать с деформированным предложением; развивать связную речь; развивать внимание, память, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие; развивать умение работать в коллективе, слушать друг друга.

  • Путешествие в страну звуков. Звук [А], и буква А (знакомство) 2019

    В материале представлено логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (с ОНР). В ходе занятия реализуются следующие цели: закрепить правильное произношение звука [А]; познакомить с буквой А.

  • Инновационные образовательные технологии речевого развития в работе учителя-логопеда в ДОУ 2019

    Статья даёт представление о возможностях использования инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Внедрение инновационных технологий в деятельности логопеда сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Эти технологии, несомненно, оптимизируют процесс коррекции речи детей и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении речевых нарушений у детей школьного возраста, вдохновляют логопеда к поиску и применению всё более и более эффективных технологий.

  • Технологическая карта НОД "Звуки [м]–[м’]. Буква М " 2019

    Цель занятия: познакомить детей со звуками [м]–[м’] и буквой "м"; упражнять в правильном, отчетливом произношении звуков (в словах и фразой речи) и их различении.

  • Логопедическая викторина "Путешествие в страну Мышление". 2-й класс 2019

    Представлена логопедическая викторина для 2-го класса.


  • Конспект открытого логопедического занятия по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе “Ох уж эта буква “Р” 2019

    Цели и задачи занятия: автоматизировать звук “р” в самостоятельной речи изолированно, в слогах, в словах, в стихах; развивать фонематический слух (твердость, мягкость, позиция звука в слове, придумывание слов с данным звуком); закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями; работать над словообразованием; развивать просодическую сторону речи (темп, ритм, интонационную выразительность речи).

  • Звук и буква "О" 2019

    Представлена презентация по теме «Звук и буква "О"».

  • Взаимодействие учителя-логопеда с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения посредством интернет-сайта специалиста 2019

    Представлен опыт организации взаимодействия учителя-логопеда ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий.

  • И выходным субботним днём мы в планетарий наш идём... (19 сентября 2019 г. исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию) 2019

    19 сентября 2019 года исполнится 65 лет Волгоградскому Планетарию. И его прекрасное здание, и его уникальное оборудование являлись подарком трудящихся ГДР к 70-летию И.В.Сталина. За эти годы Планетарий стал любимым местом проведения досуга для многих поколений взрослых и детей Сталинграда-Волгограда. В содружестве с музыкантами и артистами объединения “Волгоградконцерт”, лекторы Планетария ищут и успешно находят новые формы работы: концерты, спектакли и др. Мы поздравляем наш Планетарий!

  • Развитие словарного запаса на материале антонимов. Логопедическое занятие с учащимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи 2019

    Цели занятия: развитие словаря антонимов, работа над семантикой слов: имён существительных, прилагательных и глаголов, совершенствование и закрепление навыков подбора антонимов и способов их употребления; закрепление понятий “грамматическая основа предложения”, “определение”; развитие зрительного восприятия и слухового восприятия.

  • Из опыта создания мультфильма для детей с ОВЗ на логопедическом занятии в школе 2019

    В статье описывается опыт создания методического пособия – мультфильма на логопедическом занятии для обучающихся с ОВЗ младших школьников. Использование ИКТ-технологий – один из ведущих методов с учётом требований ФГОС НОО ОВЗ к созданию и обеспечению поддерживающего и стимулирующего процесса обучения.

  • Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного образования ДОУ 2019

    В статье раскрыта специфика коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ на логопункте ДОУ и предложена система работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.


  • Фрукты. Составление слов 2019

    Цель занятия: активизировать и обогатить словарь по теме; научить составлять рассказ-описание по плану-схеме; развивать непроизвольную память, мышление, мелкую и общую моторику, воспитывать бережное отношение к природе.

  • 2019

    Цели занятия: расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела, детёнышах и местах зимовки.

  • 2019

    Цель занятия: расширение и активизация словаря; вспомнить названия различных фруктов.

  • Методические аспекты логопедической работы с детьми в условиях дома ребенка, использование здоровьесберегающих технологий 2019

    В материале представлена структура комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, определено содержание логопедической работы, которое основывается на структуре ведущего нарушения, вторично связанных с ним отклонений в развитии, времени возникновения и характере дефекта, медицинском диагнозе и индивидуальных особенностях ребенка. В статье рассматриваются различные здоровьесберегающие технологии.

  • Опыт учителя-логопеда по работе с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, с РАС, множественными нарушениями развития 2019

    В статье рассматриваются особенности логопедической работы с обучающимися с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальной недостаточностью, множественными нарушениями развития. Описан опыт работы с обучающимися, у которых отмечается системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени, мутизм.

  • 2019

    Цель занятия: уточнить произношение звука [p]; учить интонировать звук [p]; выделять звук [p] из состава слова; обучать анализу звукового ряда согласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.

  • Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: Звук [ы]" 2019

    Цель занятия: уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.


  • Интегрированное психолого-логопедическое занятие с учащимися начальных классов «Путешествие в мир книг» 2019

    Цели и задачи занятия: совершенствовать звуковую сторону речи и ее выразительность; развивать фонематическое восприятие; формировать лексико-грамматические категории; развивать слуховое и зрительное внимание; развивать вербально-логическое мышление; закреплять знания о названиях книг, авторах и литературных героях; формировать умение сочинять небольшие стихи, используя рифмующиеся слова; воспитывать положительное отношение к книге, интерес к чтению; формировать навыки коллективной работы.

  • 2019

    Цель занятия: формировать языковой анализ и синтез на материале лексики по теме «Живая природа».

  • Невербальные компоненты коммуникации, значение невербального общения в младенческом и раннем возрасте 2019

    В статье рассматриваются типы и группы невербальной коммуникации, ее средства и способы. Представлен список методик, используемых по развитию невербального общения. Использование разнообразных способов невербального общения в младенчестве и раннем возрасте одновременно подготавливает последующую дифференциацию в удовлетворении потребностей ребенка в области эмоций и чувств. Материал будет полезен в работе логопедов, дефектологов, психологов, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

  • Долгосрочный логопедический проект «Волшебный фонарик» по использованию игровых приёмов и дидактических игр (по авторской разработке Коняхиной Н.А.) в коррекционной работе с дошкольниками 2019

    В своей работе в этом году активно используем «Игры с фонариком». Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

  • Виктория Майгурова
    Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

    Конспект НОД учителя -логопеда Майгуровой В. В.

    Тема: «Путешествие в страну звуков»

    Цели: Познакомить детей с понятием «звуки», их разновидностью, способах образования; дать понятие «буква», формировать фонематическое восприятие, развивать навыки звукового анализа и синтеза, обогатить и уточнить словарный запас детей по темам: «Транспорт», «Органы речи», упражнять детей в подборе слов – антонимов, формировать навыки правильного речевого дыхания, совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, координацию движений с речевым проговариванием, развивать просодические компоненты речи. Развивать психологическую речи базу (внимание, память. логическое мышление, воображение, воспитывать доброжелательное отношение со сверстниками в совместной деятельности, активировать познавательный интерес детей.

    Материал: мультимедийное оборудование, экран, кукла Звуковичок, индивидуальные зеркала, по количеству детей. колокольчик, набор карточек с гласными буквами, символы гласных звуков, ковер, кружочки с номерами от 1 до 10

    Ход деятельности:

    Логопед: - Ребята, в гости к нам пришел Звуковичок. Дети, а вы любите путешествовать? А вы хотели бы отправиться путешествие? Приглашаю вас в волшебную страну.

    Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

    Ответы детей: наземный, воздушный, водный, волшебный.

    Логопед: - А мы отправимся на ковре самолете.

    Дети, возьмите билеты, с номерами посадочных мест. Проходите и занимайте места согласно номеру вашего билета.

    Звучит музыка ветра.

    Логопед: - Чтобы нам быстро добраться до волшебной страны. а во время полета нам не было страшно, мы выполним релаксационные дыхательные упражнения.

    «Глубокий вдох через нос» (Левой рукой контроль на животе)

    «Долгий выдох через рот» (Правой рукой контроль у рта)

    Дети, глаза закрываем, открываем. Когда услышим звук колокольчика.

    Физкультурная минутка «Любопытная Варвара»

    Логопед: - Дети, вот мы и прилетели в волшебную страну. Давайте посмотрим, где же мы оказались.

    Любопытная Варвара

    Смотрит влево

    Смотрит вправо

    Смотрит вверх

    И смотрит вниз

    Мышцы шеи напряглись

    Возвращаемся обратно

    Расслабляться так приятно.

    (Возвращаемся в исходное положение).

    Логопед: - Дети. а во время пути было тихо или вы что-то слышали? А с помощью чего мы различаем звуки?

    Ответы детей: - Мы различаем звуки с помощью ушей – органов слуха.

    Экспериментальная работа

    Дети, посмотрите на экран (на экране появляются буквы).

    А теперь подойдем ко мне, закроем глазки (в этот момент звучат речевые звуки).

    Логопед: - Что же вы видели на экране?

    Ответы детей:- На экране мы видели буквы. Но не слышали. Буквы это видимое изображение.

    Логопед: - А, что вы слышали?

    Ответы детей: - Мы слышали звуки, но не видели.

    Логопед: - Дети, мы отправляемся в город Звукоград. Там живут звуки нашей речи.

    «Мы в город звуков речи

    Идем и ждем мы встречи

    Со звуками родными

    Они ведь там живут

    И есть у нас желанье

    Красиво говорить

    И всех без исключения

    Сегодня удивить»

    Ребята, люди обладают бесценным даром – Речью. Животные умеют издавать звуки, но это не речь, они не могут разговаривать друг с другом.

    Работа с зеркалами (знакомство с органами речи)

    С помощью чего мы произносим звуки? Отгадайте загадки.

    Можно их тянуть трубой

    Или просто их открой

    Просят даже наши зубки

    Шире открывайтесь – (губки)

    Когда мы едем – они работают,

    Когда мы не едим – они отдыхают,

    Не будем их чистить. Они заболят –(зубы).

    Он скакать во рту привык

    Шаловливый наш (язык).

    Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов)

    Звуки бывают:

    высокими – низкими,

    тихими - громкими,

    грубыми – нежными

    долгими – короткими,

    А еще звуки бывают:

    теплыми - холодными

    Поднесите тыльную сторону руки ко рту и подуйте на нее, пропев песенку «Змеи»:

    ШШШШШШШШШШШШШ….

    Дети, какая воздушная струя?

    Ответ детей: Воздушная струя теплая

    А теперь поднесите ладошку и пропойте песенку «Насоса».

    Какая воздушная струя?

    Ответы детей: Воздушная струя холодная.

    Пальчиковая гимнастика.

    Разотру ладошки сильно,

    Каждый пальчик покручу,

    (Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

    Поздороваюсь с ним сильно,

    И вытягивать начну.

    Руки я затем помою,

    (Потереть ладошкой о ладошку.)

    Пальчик в пальчик я вложу,

    На замочек их закрою

    (Пальцы в «замок».)

    И тепло поберегу.

    Выпущу я пальчики,

    (Пальцы расцепить и перебирать ими.)

    Пусть бегут, как зайчики.

    Логопед: - Дети. чтобы красиво и четко говорить, нужно тренировать наши органы речи. Давайте, проведем артикуляционную гимнастику (гимнастика проводиться за столом перед зеркалом)

    1) – Назовите первый звук в словах:

    «Широко рот открываю, звук веселый напеваю» - ааааааааа.

    2) – Назовите первый звук в словах:

    «Губы наши колесо звук получиться» - оооооо.

    3) – Назовите первый звук в словах:

    «Губы я трубой тяну и пою звук» - ууууууу

    4) – Назовите первый звук в словах:

    И – И – И

    «Губы к ушкам потяни и получишь звук» - ииииии

    5) – Назовите первый звук в словах:

    Э – Э – Э

    «Эге – гей! Звуковичок кричит, изо рта язык торчит» - ээээээ

    6) – Назовите последний звук в словах: коты, столы,

    Ы – Ы – Ы

    «Ну –ка зубки покажите и пропой скорее» - ыыыыы

    Логопед; - Звуки были все разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко.

    Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).

    Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и подарили им красные рубашки. Если звуки надевали эти рубашки, то они становились видимыми и превращались в буквы. Но стоило только снять рубашки, то звуки вновь становились невидимыми.

    Подберите каждому символы – звуку, его букву.

    Дети подбирают буквы к символам-звукам.

    Логопед: - Ребята, путешествие наше заканчивается. Что мы узнали о звуках?

    Ответы детей: - Звуки слышим и произносим, но не видим.

    Логопед: - Что мы узнали о буквах?

    Ответы детей: - Буквы видим и пишем, но не слышим.

    Логопед: - Дети, давайте скажем спасибо Звуковичку за познавательное путешествие. А теперь занимаем наши места, закрываем глаза, считаем до 10 и обратно.

    Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие?

    Ответы детей.

    Публикации по теме:

    Использование музыкальных упражнений и песен в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда на логопункте Автоматизация поставленных звуков является одной из актуальных задач в работе логопеда по звуковой культуре речи. На своих занятиях я активно.

    Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 "Вертикаль" СП ДО "Теремок" КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

    Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в страну звуков» Конспект открытого интегрированного занятия. Старшая группа. (Составила Мельниченко О. В.) Тема: «Путешествие в страну звуков» Цель: Закреплять.

    Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие Маши в Страну звуков» Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Задачи: Образовательные: - познакомить с гласными звуками; - закрепить.

    Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР «Путешествие в осенний лес» Коррекционно-образовательные цели: знакомить со звуком «И». Правильная артикуляция звука «И». Уметь определять место звука в словах. Расширять.

    ГКОУ школа № 10 г. Белореченска

    Конспект

    Открытого логопедического занятия с Применением интегрированных методов в работе с учащимися с овз.

    Подготовила: Романова Н,А. учитель-логопед,

    «Лесная школа»

    Тема : Дифференциация Ш-Ж

    Цели : 1) Развитие фонематического анализа и синтеза слов со звуками ш, ж.

    2) Формирование грамматического строя.

    3) Уточнение и расширение словаря по теме «Животный мир».

      Орг. момент .

    Логопед

    Хотите побывать в лесной школе? Тогда закройте глаза. Сейчас зазвучит музыка и каждый из вас превратится ученика лесной школы. (На головах у детей появляются шапочки жуков, шмелей).

    Дети делятся на две команды: жуки, шмели.

    Логопед

    Какой первый звук в слове «жуки»? (Ж)

    А в слове «шмели»? (Ш)

    Составьте своих звуковичков и расскажите о них.

    (Дети подбирают шапочки для звуковичков в виде наушников - для глухих согласных, колокольчиков – для звонких согласных. Башмачки по твердости-мягкости звуков. Дают характеристику данных звуков: Ш – согласный, глухой, всегда твёрдый, Ж – согласный, звонкий, всегда твёрдый).

    Звучит звонок на урок.

    В лесной школе два класса: Ш и Ж.

    Дети садятся за парты.

      Развитие фонематического восприятия .

    Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут:

    В моем названии есть слог ЖУ, кто я? (журавль)

    В нашем названии есть слог ЖИ (ужи)

    Первый звук – Ж, последний – Ф (жираф)

    В слове 5 звуков, звук Ш стоит на третьем месте (кошка)

      Дифференциация звуков и букв в словах, предложениях .

    1.Составление букв Ш, Ж по образцу из наборов элементов букв.

    Составь буквы по образцу.

    2. Работа по карточкам

    Вставь пропущенные буквы Ш, Ж в слово, подчеркни на каждой строчке лишнее слово.

    УК __АБА

    ИПОВНИК ДРУ__БА

    КУВ__ИН __АПКА

    МА__ИНА ПРЫ__ОК

    КОЛА БАКЛА__АН

    ЛЕПЁ__КА __ИВОТ

    КУКУ__КА ХУДО__ НИК

    ПИД__АК КАРАНДА__

    3. Игра «Ситуации»

    Подбери рифму.

    Раздаются картинки и рифмованный текст к ним (например: «Мишка на пенёк присел – пирожки с малиной съел»; «Белочка искала шишку – а нашла ежа и мышку»). Дети подбирают и выразительно читают.

      Физминутка.

    Медвежата в чаще жили,

    Головой своей крутили

    Вот так и вот так,

    Еще эдак, еще так

    Медвежата мед искали

    Дружно дерево качали

    Вот так и вот так

    Дружно дерево качали

    Вперевалочку ходили

    И из речки воду пили

    Вот так и вот так

    Они из речки воду пили

    А потом они плясали

    Дружно лапы поднимали.

    Вот так и вот так

    Дружно лапы поднимали

      Согласование числительных с существительными

    1.Работа по карточкам.

    Закончи предложение нужным словом. Покажи правильный вариант линией.

    У ежихи 5 лягушат

    У ужа верблюжонок

    У медведя 2 моржат

    У лошади 1 ежат

    У верблюда 1 черепашонка

    У моржей 7 кукушонок

    У лягушки 6 медвежонка

    У кошки 3 жеребёнок

    У мышки 5 ужонка

    У кукушки 1 котёнка

    У черепашки 3 мышат

    2. Выставляются картинки с разным количеством животных.

    Сколько мышат, медвежат?

      Запись пропущенных предлогов в предложениях .

    Работа по карточкам.

    Прочитай предложения, вставь пропущенные предлоги.

    Кто-то шипит ___ камышах. в

    Мышка бежит ___ кошки. от

    Ежиха побежала ___ ежатам. к

    Жирафа желтые пятна. у

      Произношение звуков Ш, Ж в предложениях, скороговорках .

    1.Работа по карточкам.

    Измени предложения по образцу:

    Карточка 1. Карточка 2.

    Я вижу маленького лягушонка. Я слышу жужжание жука

    Она… Она …

    Мы… Мы …

    Вы… Вы …

    Они… Они …

    2. Повтори скороговорку.

    а) Слишком много ножек у сороконожек.

    б) Змея шипит, а жук жужжит.

      Итог занятия .

    За каждое правильное выполнение задания команда Жуков получала - желуди, команда Шмелей – шишки. В конце занятия проводится подсчет и определяется команда победитель, оценивается результат работы.

    Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.

    Задачи:

    1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
    2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
    3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

    Оборудование:

    • магнитные буквы,
    • слоги,
    • зеркала,
    • наборное полотно,
    • слоговые таблицы,
    • наклейки с изображением овощей и фруктов,
    • картинки с изображением прилавка,
    • «ценники»,
    • карточки - «деньги» - слоговые схемы,
    • игрушки,
    • фишки для выполнения звукового анализа,
    • наклейки с изображением животных.

    Организационный момент.

    Игра «Давайте познакомимся».

    Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.

    Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

    Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.

    Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:

    • заМ ечательные
    • стА рательные
    • доГ адливые
    • прА вдивые
    • раЗ витые
    • прИ лежные
    • поН ятливые

    Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.

    Слоговой анализ.

    Что возьмем с собой в магазин?

    У вас под столешницами есть карточки. Что это? (Слоги).

    Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).

    Составьте из этих слогов слова:

    • сум-ка
    • ко-ше-лёк

    (Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)

    Зачем нам нужны эти предметы?

    Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.

    Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.

    Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка») , зубы («заборчик») , язык («чистим зубы») , воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку») (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)

    Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко») , зубы («сближены») , язык («чашечка») , воздушная струя (сильная, теплая, широкая) . Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)

    В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)

    За правильные ответы: карточки – «деньги» <Приложение 1 >.

    Сообщение темы занятия.

    Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?

    Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».

    Развитие фонематического слуха.

    А для этого немного поработаем со слоговой таблицей <Приложение 2 >. Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.

    Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.

    Развитие зрительно-пространственного восприятия.

    Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива) <Приложение 3 >. В какой магазин мы пришли?

    Продавец не успела выложить продукты на полки <Приложение 4 >. Поможем ей?

    • положите грушу на верхнюю полку слева;
    • справа от груши – картошку;
    • под картошкой – капусту;
    • на вторую полку справа положите редиску;
    • над редиской – персик;
    • между картошкой и персиком – сливу;
    • под грушей – свеклу;
    • слева от редиски – петрушку.

    Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик) ; на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).

    Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.

    За правильные ответы: карточки – «деньги».

    Развитие аналогического мышления.

    Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)

    Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).

    Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)

    Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).

    За правильные ответы: карточки – «деньги».

    Дифференциация букв «с-ш».

    Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники <Приложение 5 >. Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).

    Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».

    Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».

    Вы справились с заданием. (карточки – «деньги» )

    Развитие слогового анализа.

    Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).

    У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, название которой соответствует схеме на вашей карточке – «денежке», т.е. в названии игрушки должно быть столько же слогов, сколько и на схеме. Обратите внимание, на схеме показано, в каком слоге стоит звук «с» или «ш». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.

    Развитие звукового анализа.

    Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Выполните звуковой анализ этого слова.

    Итог занятия.

    В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?

    Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?

    Рефлексия.

    В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!

    Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: