Профессионально общественная. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: СПО, ВО, ДПО

В рамках XI Международного конгресса – выставке «Global Education - Образование без границ – 2017» состоялась экспертная дискуссия «От профессионального стандарта до профессионального экзамена», организованная Национальным агентством развития квалификаций. Участники - представители отраслевых объединений работодателей, руководители образовательных организаций, исследователи образования -обсудили различные аспекты взаимодействия Национальной системы квалификаций и системы образования.

Открывая экспертную дискуссию, ее модератор - первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова напомнила, что приказами Минтруда России утверждены более 1 тысячи 100 профессиональных стандартов, более 1 тысячи квалификаций, оценка квалификаций идет в 150 центрах.

Система образования, наряду с другими отраслями, должна научиться применять профессиональные стандарты, причем не только стандарты, описывающие собственно педагогическую деятельность, но и, как это называется в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», деятельность «иных работников» образовательных организаций. В качестве примера Юлия Смирнова привела систему здравоохранения, в которой наряду с 20 профессиональными стандартами, непосредственно связанными с оказанием медпомощи населению и обращением лекарственных средств, применяются 67 других стандартов (сварщик, повар, бухгалтер, специалист по управлению персоналом и т.д.).

Ценность и востребованность образования в глазах людей высока, и это подтверждается социологическими опросами. Однако более половины опрошенных считают, что прямой корреляции между уровнем образования и профессиональными достижениями, материальным благополучия человека нет, рассказал руководитель отдела мониторинговых исследований ВЦИОМ Олег Чернозуб. При этом почти каждый третий работодатель считает, что современное образование не соответствует запросам рынка труда.

Выпускник вуза не готов в полной мере к трудовым действиям, отметила заместитель проректора по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве России и одновременно генеральный директор Ассоциации «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка» Диана Маштакаева. Но это не означает, что его подготовить нельзя. Студенты бакалавриата и магистратуры могли бы осваивать дисциплины дополнительного профессионального образования: им бы их зачитывали в рамках соответствующих программ. А затем, на этапе промежуточной аттестации или государственной итоговой аттестации, проходили бы независимую оценку квалификации.

«Университет готовит специалиста для рынка труда, а рынок труда присваивает ему квалификацию по окончании образовательной программы. Такой подход уже используется в Финансовом университете», - подчеркнула Диана Маштакаева.

Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова рассказала о подходах к оценке работодателями образовательных программ. Статья 96 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает три вида аккредитации – международную, общественную и профессионально-общественную, причем последняя должна проводиться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

На данный момент профессионально-общественную аккредитацию могут проводить 76 организаций – именно столько Минобрнауки России включило в перечень аккредитаторов. При этом никто не проверил, представляют ли они работодателей, сказала Юлия Смирнова.

По ее словам, уже подготовлены изменения в статью 96, чтобы четко зафиксировать статус советов по профессиональным квалификациям как организаторов профессионально-общественной аккредитации, эта функций определена им Указом Президента Российской Федерации. Советы по профессиональным квалификациям должны сами отбирать аккредитаторов по видам профессиональной деятельности, закрепленных за советами, проверяя наличие у потенциальных аккредитаторов необходимого экспертного потенциала. Важно, чтобы аккредитация проходила по единым требованиям, установленным Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Такие требования были утверждены 3 июля текущего года.

Потенциал процедуры профессионально-общественной аккредитации очень высок, констатировала Юлия Смирнова. Она уже сегодня учитывается при распределении контрольных цифр приема в вузы, в ряде субъектов это учитывается и при распределении КЦП для СПО. Эта аккредитация важна для работодателей как показатель качества образовательных организаций, куда они могли бы направлять своих работников для повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В свою очередь для образовательной организации наличие такой аккредитации – показатель ее успешности.

«Одно из условий получения профессионально-общественной аккредитации - успешность прохождения выпускниками программы процедуры независимой оценки квалификации, и этот подход уже начал применяться на практике», - подчеркнула в завершение Юлия Смирнова.

Мария Иванова, заместитель председателя СПК химического и биотехнологического комплекса, генеральный директор Российского союза химиков, отметила, что СПК формулируют запрос системе образования от имени работодателей, что особенно важно для малого и среднего бизнеса. «Не раз приходилось слышать вопрос: зачем вы проводите независимую оценку квалификаций, если существует государственная итоговая аттестация? Но у этих форм оценки разные задачи. ГИА оценивает весь процесс обучения, а НОК – конкретную квалификацию. При этом один сотрудник может обладать целым набором различных квалификаций», - подчеркнула она. Национальная система квалификаций в нашей стране находится в процессе становления, она создается совместными усилиями разных стейкхолдеров, так что работодатели, система образования и профсоюзы должны слышать друг друга и говорить на одном языке.

Надежда Прокофьева, ответственный секретарь СПК в строительстве, директор Департамента профессионального образования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) отметила, что Национальная система квалификаций приходит на смену прежней консервативной системе, выстроенной на основе квалификационных справочников. Между потребностями работодателя и квалификацией кадров в строительстве на сегодняшний день имеется существенный разрыв, и его необходимо преодолевать.

Независимая оценка проводится на соответствие не профессиональному стандарту в целом, а конкретным квалификациям. Например, в 2014 году появился профессиональный стандарт «Штукатур», из него было выделено несколько квалификаций, в том числе «Специалист по устройству наливных полов», который также считается штукатуром. Оценочные средства разработаны специально для каждой квалификации. Важно, что на специалиста по устройству наливных полов нигде не учат, но если человек владеет этой квалификацией, он может пойти в центр оценки квалификации, подтвердить ее и попасть в государственный реестр. Квалификация и специальность, записанная в дипломе об образовании, - это тоже разные понятия. Непонятно, что умеет делать выпускник профессионального колледжа с дипломом мастера сухого строительства, а вот если у него есть конкретная квалификация, работодатель сразу понимает, где и кем он может работать.

По мнению Надежды Прокофьевой, образовательные учреждения могут быть партнерами центров независимой оценки квалификации – в частности, предоставляя им площадки для проведения экзаменов. Особенно это актуально для рабочих профессий – например, для оценки квалификации штукатуров нужны полигоны, которые есть в соответствующих профессиональных колледжах.

По мнению Федора Дудырева, директора Центра исследования среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, за последние пять лет выстроена система, которая позволяет отражать изменения профессиональных стандартов в образовательных стандартах СПО. Однако развитие системы СПО в соответствии с требованиями рынка труда осложняется тем, что она недостаточно финансируется. С 2013 года объемы финансирования в расчете на одного студента падают, а вложения семей в этот сектор образования (платное обучение) в 3 раза превышают вложения со стороны бизнеса. В этих условиях сложно отвечать на все более комплексные и изменяющиеся «квалификационные вызовы».

Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров Национального агентства развития квалификаций, отметила, что профессиональные стандарты как основной элемент Национальной системы квалификаций активно влияют на систему образования, и это закономерно. Особенность российских профессиональных стандартов в том, что они одновременно применяются в системе образования и действуют на рынке труда. А за рубежом профессиональные стандарты обязательны лишь для системы образования.

По мнению Ольги Клинк, путь от создания профессионального стандарта до его применения в образовательной организации можно сократить, используя профессиональные стандарты непосредственно при разработке образовательных программ. Наряду с ФГОС, профессиональные стандарты должны применяться при разработке и примерной образовательной программы и основной образовательной программы образовательной организации. Соответствующие предложения уже подготовлены в рамках работы экспертного совета по среднему профессиональному образованию Комитета по образованию и науке Госдумы, и они будут рассмотрены в декабре.

Ольга Клинк отметила, что внедрение профессиональных стандартов требует серьезного кадрового обеспечения – прежде всего, повышения квалификации педагогических работников СПО и ДПО. Национальным агентством развития квалификаций была разработана и согласована с Минтрудом России 21 программа для преподавателей организаций СПО, мастеров производственного обучения и наставников на производстве. Каждая программа включает в себя три модуля – методический, связанный с внедрением профстандартов, технологический и обучение работе в цифровой образовательной среде. В перспективе состав модулей будет расширяться. Обучение по этим программам уже прошли 630 педагогов.


СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Обеспечивает основанную на единых принципах оценку ОК и ПК обучающихся, эффективности деятельности ОО; качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг ЦЕЛЬ


ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАЧЕСТВА Определение степени эффективности работы ОО Информирование заинтересованных сторон качество подготовки выпускников; гарантии качества образования; соответствие ПС; конкурентоспособность образовательных программ и ОО в целом руководство ОО; потребители образовательных услуг; работодатели; органы власти и управления; общественные и профессиональные организации; СМИ


Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ - признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Сертификация квалификаций – внешняя оценка квалификации соискателя, проводимая на основании профессиональных стандартов, в случае их отсутствия – иных квалификационных требований, утвержденных в установленном порядке ИНСТРУМЕНТЫ


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АККРЕДИТАЦИИ СУБЪЕКТЫ отраслевые и (или) региональные агентства ПРОЦЕДУРА Проверка документации, непосредственная оценка образовательной среды ОО ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ПОКАЗАТЕЛИ учет тенденций развития науки и производства, потребностей общества и личности; эффективное использование государственных ресурсов; удовлетворенность образовательным процессом преподавателей и студентов; обеспечение образовательной среды, мотивирующей на высокое качество деятельности ТИП общественная; профессиональная


Требования к программам Комитета по аккредитации и валидации Королевского Химического Общества Великобритании способность обеспечить широту понимания химических закономерностей; глубокие знания в области химии, решение проблем на высоком уровне сложности наличие широкого диапазона практических занятий связь итоговой работы со специализацией студента; реальными проблемами отрасли; время на ее подготовку, - не менее трети от всего учебного времени на последний учебный год ориентацию на проверку квалификации в процессе оценки итоговых результатов подготовленность студентов к последующей аттестации со стороны профессионального сообщества ориентацию программы на процессы, происходящие в секторе реальной экономики ПРОГРАММА ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ


ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА: ОПЫТ АВСТРАЛИИ ВХОДВЫХОД -кадры, МТБ, эффективность системы управления, финансовые возможности; - требования к абитуриентам; - механизмы изучения и учета требований рынка труда, запросов работодателей; -соотношение набора студентов и плановых заданий; - характеристика студенческого набора; - инвестиции поставщиками в профессиональное развитие, модернизацию средств, системы гарантии качества - результаты студенческой деятельности и студенческие оценки; - процент окончивших, уровни удовлетворенности и места назначения (трудоустройства) - использование навыков в пределах рабочего места; (подтвержденная удовлетворенность результатами работы выпускника); - идентификация потребностей уязвимых и/или других социальных групп.




Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от Государственная программа развития образования до 2020 года Поручения Президента РФ от Постановление Правительства РФ от «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» Распоряжение Правительства РФ от р об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на годы Нормативная база развития системы независимой оценки качества образования


ОБЩЕСТВЕНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ (СТ. 96 ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»)ОБЩЕСТВЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (РОССИЙСКИЕ, ИНОСТРАННЫЕ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ) В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ИМИ КРИТЕРИЯМИ И ПРОЦЕДУРАМИ ПРОФЕСИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТОДАТЕЛИ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ИМИ ПРОЦЕДУРЕ, НА СООТВЕТСТВИЕ ПС, ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА ПРОВОДЯТ программная институциональная


ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ ТИП АККРЕДИТАЦИИ БЫЛОСТАЛО РАСШИРЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ Работодатели, их объединения, уполномоченные ими организации + СРО УТОЧНЕНИЕ ПРЕДМЕТА Профессиональные образовательные программы Основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы


ПРОЕКТ ИЗМЕНЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩИЕ ОБЩЕСТВЕННУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННУЮ АККРЕДИТАЦИЮ РАСШИРЕНИЕ КРУГА ЗАДАЧ БЫЛОСТАЛО Разрабатывают порядок проведения аккредитации, формы и методы оценок, критерии и требования + Правила обращения организаций, заинтересованных в получении аккредитации, срок действия аккредитации, основания лишения аккредитации, правила апелляции, права, предоставляемые получившей аккредитацию организации Формируют перечни и рейтинги аккредитованных программ (с указанием реализующих организаций), аккредитованных организаций Обеспечивают открытость и доступность информации Размещение на сайтах в сети «Интернет»: копии устава, местонахождения, порядка проведения аккредитации, перечни и рейтинги аккредитованных организаций или программ, РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ, А УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСАККРЕДИТАЦИИ


МОДЕЛЬ РСПП И ОПОРЫ РОССИИ ПОЛОЖЕНИЕ о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность (одобрено ОГС) КОМПЛЕКТ нормативных и организационно-методических документов


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬПРИМЕРНЫЕ ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ЭКСПЕРТАМ ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АККРЕДИТАЦИОННОГО ЛОГОТИПА ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ К АККРЕДИТАЦИОННОМУ ЛОГОТИПУ ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОРЯДОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛАНКОВ АККРЕДИТАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕБОВАНИЯ К БЛАНКУ АККРЕДИТАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К ЗАЯВКЕ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОТРАСЛЕВОГО (МЕЖОТРАСЛЕВОГО) ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ О ВХОЖДЕНИИ В СИСТЕМУ ПОА ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБОТАННЫХ ДОКУМЕНТОВ


СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ Национальное агентство развития квалификаций РСПП, Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, НИИ труда и социального страхования Минтруда России, Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России, Агентство контроля качества образования и развития карьеры, Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО», Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Центр профессионального образования Самарской области, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники. Национальное агентство развития квалификаций РСПП, Федеральный институт развития образования Минобрнауки России, НИИ труда и социального страхования Минтруда России, Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России, Агентство контроля качества образования и развития карьеры, Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО «РОСНАНО», Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, Центр профессионального образования Самарской области, Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники.


СТРУКТУРА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККРЕДИТУЮЩИХ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ АККРЕДИТУЮЩИХ И УПОЛНОМОЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМА ПОА ПРОЦЕДУРА ПОА ГЛОССАРИЙ АННОТАЦИЯ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОА ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СТРУКТУРА ОТЧЕТА ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ СИСТЕМЫ ПОА


Профессионально-общественная аккредитация Система профессионально-общественной аккредитации Общероссийские объединения работодателей Общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) Уполномоченные организации (объединения работодателей, работодатели, иные организации) КООРДИНАЦИОННЫЙ ОРГАН И ЕГО БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Рассмотрение заявок Решение о включении в реестры АККРЕДИТУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Действуют самостоятельно или передают полномочия эксперты Экспертные организации


ДОКУМЕНТАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ Правила апелляции Рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы Методика проведения аккредитационной экспертизы, в том числе уточненные показатели и критерии оценка программ Методика проведения аккредитационной экспертизы, в том числе уточненные показатели и критерии оценка программ Правила обращения организаций, желающих получить аккредитацию образовательных программ Права, предоставляемые реализующей аккредитованные программы организации Требования к аккредитующим организациям (перечень документов к заявке) Типовая программа подготовки экспертов Примерные требования к экспертам и экспертным организациям ДОКУМЕНТЫ КООРДИНАЦИОННОГО ОРГАНА Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации ДОКУМЕНТЫ АККРЕДИТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ


ТРЕБОВАНИЯ К АККРЕДИТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Н АЛИЧИЕ: необходимых кадровых, методических, материальных и информационных ресурсов экспертных организаций и (или) экспертов, которые могут быть привлечены к проведению аккредитационной экспертизы опыта проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ или иной деятельности по оценке качества образовательных программ заключений (отзывов) иных организаций, характеризующих деятельность по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, иную деятельность по оценке качества образовательных программ (представляются по усмотрению заявителя)


Использование результатов профессионально-общественной аккредитации Общедоступный реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, в сети «Интернет» Указание сведений о профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании Размещение сведений о профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте организации, на информационных стендах, на учебных изданиях Учет сведений о профессионально-общественной аккредитации при проведении государственной аккредитации Учет результатов профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема Использование результатов профессионально-общественной аккредитации при формировании рейтингов


Соответствие компетенций выпускников требованиям ПС и иным квалификационным требованиям Востребованность выпускников на рынке труда Доля выпускников образовательной программы, успешно прошедших независимую оценку квалификации, от общего числа выпускников образовательной программы, не менее 25% И (ИЛИ) Соответствие внутренних процедур оценки результатов выпускников образовательных программ требованиям профессиональных стандартов, иным квалификационным требованиям Доля выпускников - трудоустроившихся в соответствии с освоенными компетенциями в течение года, не менее 70%; - обучавшихся на основании договоров об обучении за счет средств юридических лиц, не менее 20%; -Доля обучающихся, получивших приглашение на работу по итогам прохождения практики, стажировки, не менее 20%; - Наличие информации о закрепляемости на рабочем месте в соответствии с полученной квалификацией и карьерном росте выпускников (за установленный период времени) АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Качество материально-технических, информационно- телекоммуникационных, учебно-методических, кадровых и иных ресурсов АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ о соответствии оборудования и иных МТ- и ИТ-ресурсов современному уровню развития конкретной области проф. деятельности о качестве учебно-методических условий (библиотек, в том числе цифровых (электронных) библиотек, обеспечивающих доступ к профессиональным базам данных, инф. справочным и поисковым системам) Доля преподавателей, мастеров производственного обучения: -прошедших стажировку в профильных организациях в течение последних 3 лет, не менее 30 % - имеющих опыт работы в отрасли по профилю образовательной программы, не менее 50%; - совмещающих работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность, с профессиональной деятельностью по профилю программы, не менее 20%; - Наличие преподавателей-совместителей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций. Информация:


Обеспеченность интеграции научной и образовательной деятельности в соответствии с содержанием образовательных программ Вовлеченность организации, осуществляющей образовательную деятельность, в международное сотрудничество, связанное с образовательной деятельностью Признание качества образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность АККРЕДИТАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ информация об участии организации в международном сотрудничестве по вопросам образовательной деятельности, о наличии договоров об образовании и иных договоров, заключенных между организацией и иностранными организациями (физическими лицами), об участии организации в международных проектах, в том числе об участии обучающихся в реализации этих проектов Информация, подтверждающая признание указанного качества российскими, иностранными и международными организациями информация о результатах научной (научно-творческой) деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, об участии педагогических работников и обучающихся в указанной деятельности


Организация, осуществляющая образовательную деятельность заявление Аккредитующая организация: формирование комиссии, принятие решения по итогам работы комиссии Аккредитующая организация: формирование комиссии, принятие решения по итогам работы комиссии Камеральная проверка Выездная экспертиза Подготовка экспертного заключения Камеральная проверка Выездная экспертиза Подготовка экспертного заключения Эксперты, экспертные организации свидетельство Информационный ресурс: перечни, рейтинги Представление информации в базовую организацию Информационный ресурс: перечни, рейтинги Представление информации в базовую организацию ПРОЦЕДУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ


Требования к экспертам Образование в соответствии с уровнем и профилем аккредитуемой программы; Опыт работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующего уровню и профилю аккредитуемой программы; Повышение квалификации по программам подготовки экспертов, подтверждение квалификации эксперта Образование и опыт Требования к экспертным организациям репутация в области профессиональной деятельности, соответствующей профилю аккредитуемой программы независимость принятия решений и подготовки экспертных заключений ресурсы, достаточные для проведения аккредитационной экспертизы


Решение о профессионально-общественной аккредитации Выдача организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельства о профессионально- общественной аккредитации Предоставление организации, осуществляющей образовательную деятельность, электронного изображения логотипа профессионально- общественной аккредитации АККРЕДИТАЦИОННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО АККРЕДИТАЦИОННЫЙ ЛОГОТИП


БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АККРЕДИТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АККРЕДИТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОТИПА размещать логотип -на своем официальном сайте, информационных стендах, учебных изданиях организации по соответствующим образовательным программам; -на бланках документов об образовании и (или) о квалификации и (или) иных документов, выдаваемых выпускникам включать логотип в рекламные сообщения о своей деятельности, предоставлять его иным лицам для размещения в информационных сообщениях ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛУЧАЕТ ПРАВО Передается в электронной форме в формате растровой графики (Jpg, Jpeg)
Номер и наименование разделов профессионального модуля Обязательная аудиторная учебной нагрузки Самостоя- тельная работа обучающегося Зачет всегов т.ч. лабораторных и практических занятий Тема 1. Нормативно-правовая база профессионально-общественной аккредитации программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность Тема 2. Образовательные программы как предмет профессионально- общественной аккредитации. Требования профессиональных стандартов как основание для аккредитационной экспертизы образовательных программ 24 Тема 3. Методика аккредитационной экспертизы образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность -4 Всего:4844 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ


По решению аккредитующей организации может использоваться двухступенчатая модель подготовки экспертов: обучение по программе повышения квалификации и стажировка. Во время стажировки кандидат в эксперты принимает участие в реальном проекте в качестве стажера. По окончании проекта стажер участвует в написании итогового отчета эксперта и только после этого (при положительном отзыве основного эксперта и т.д.) считается закончившим обучение. Кандидат в эксперты на основании заявления может быть допущен к итоговой аттестации без прохождения курсов повышения квалификации. В случае успешного прохождения итоговой аттестации он получает удостоверение о повышении квалификации ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПК


Информационная система профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность Общий информационный модуль Модуль внесения данных Информационно- аналитический модуль Объединения работодателей Предприятия и организация Граждане, планирующих свои образовательные траектории, Органы государственной власти


Состав данных информационной системы профессионально- общественной аккредитации образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность* Реестр аккредитующих организаций Реестр аккредитованных программ Перечень профессиональных стандартов, используемых в процедурах профессионально-общественной аккредитации Реестр экспертов по профессионально-общественной аккредитации Методика профессионально-общественной аккредитации; Примерный перечень показателей оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации * Состав полей каждого из перечисленных реестров может быть уточнен в процессе формирования нормативной правовой базы, регламентирующей профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию организаций.




Результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ; способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СООТВЕТСТВИЕ


Показатели профессионально-общественной аккредитации программ ДПО (АККОРК) 1. Инвариантные: цели программы (актуальность, значимость и востребованность рынком труда, отраслью). формализованные результаты обучения (соответствие ПС), система оценки качества образования, учебный и (или) учебно-тематический план, виды и формы обучения 2. Вариативные: требования к поступающему для обучения на программу, учебно-методические материалы, технологии и методики образовательной деятельности, профессорско-преподавательский состав, образовательные и материально-технические ресурсы программы, участие работодателей в реализации программы. НЕОБХОДИМЫ КРИТЕРИИ ПО КАЖДОМУ ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Поворотным в становлении независимого аудита качества образования и независимой аккредитации образовательных программ стал 2013 год, когда вступил в силу закон «Об образовании в РФ», многие положения которого закрепляют позитивный опыт, накопленный образовательным сообществом в области независимой оценки и общественной аккредитации.

Общественная оценка качества образования хотя и существовала прежде, но не признавалась государством в должной мере. Например, Ассоциация инженерного образования России (АИОР), созданная в 2002 году, с момента основания занималась общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ технических вузов. Независимая оценка качества образования не находила отражения в нормативных документах - вплоть до принятия федерального закона № 293 в 2010 году, который среди прочего установил, что свидетельство об общественно-профессиональной аккредитации можно прикладывать к заявлению на прохождение процедуры государственной аккредитации. Однако реального эффекта это не дало - факт независимой аккредитации образовательных программ не принимался во внимание при государственной аккредитации.

Новый федеральный закон об образовании впервые определяет государственно-общественный характер управления системой образования. Впервые к этой системе отнесена независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ст. 89, ч. 2). Таким образом, инструменты независимой оценки и аккредитации получили государственное признание наравне с государственной системой управления и мониторингом эффективности деятельности образовательных организаций.

Закон уточняет использовавшуюся ранее терминологию: предлагается понятие «профессионально-общественная аккредитация образовательных программ» - по сути, синоним широко используемого термина «общественно-профессиональная аккредитация». Предложенный в документе вариант - для однозначности понимания - следует признать более предпочтительным. Таким образом, понятия «общественная» и «профессионально-общественная аккредитация» разделены. Разницу между ними определяет ст. 96 закона:

  • «общественную» аккредитацию могут проводить общественные организации - например, российские и зарубежные аккредитационные агентства - на основании собственных критериев;
  • «профессионально-общественную» аккредитацию могут проводить работодатели, их объединения и уполномоченные ими организации на основании профессиональных стандартов и требований рынка труда.

Институт аккредитации в системе российского образования имеет почти двадцатилетнюю историю, и на сегодняшний день можно выделить несколько направлений аккредитации.

Государственная аккредитация образовательных организаций (с 2013 года - аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам), изначально задуманная как добровольная процедура признания государством уровня соответствия качества деятельности образовательного учреждения установленным показателям и соответствия реализуемых им образовательных программ государственным образовательным стандартам, с 2005 года носит обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать документ об образовании государственного образца. Согласно действующему Положению о государственной аккредитации образовательной деятельности она проводится относительно образовательных программ на предмет соответствия образовательным стандартам. Другими словами, государство через механизм госаккредитации контролирует соблюдение задаваемого стандартом минимального уровня требований к реализации образовательной программы. Об измерении качества подготовки специалистов (бакалавров, магистров) речь не идет, в существующей методике оно представлено номинально - в виде оценок текущей успеваемости, остаточных знаний, выпускных квалификационных работ.

Общественная аккредитация образовательных организаций общественными организациями в свете нового закона выступает как признание соответствия условий образовательной организации стандартам качества общественной или экспертной организации, профессионального сообщества. Таким образом, аккредитующая организация признает, что условия, определяющие образовательный процесс, достаточны, чтобы обеспечить неизменчивость достижения заданного уровня результата образовательной деятельности. При этом повышение качества процессов может регламентироваться соответствующей системой качества в организации.

Профессионально-общественная аккредитация проводится в отношении конкретных образовательных программ соответствующими профессиональными организациями или их объединениями. Основополагающим критерием являются требования аккредитующей организации в отношении качества подготовки выпускников и соответствие профстандартам (при их наличии).

На сегодняшний день на рынке уже сложились различные объединения работодателей, представляющие интересы как бизнеса крупного (Российский союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей России) и среднего («Опора России»), так и отдельных профессиональных сообществ (ассоциации менеджеров, юристов, Федерация рестораторов и отельеров и другие).

Эти объединения заявляют о необходимости консолидации российского образования и бизнеса, поскольку уже сегодня испытывают серьезный кадровый голод. А такой инструмент как профессионально-общественная аккредитация является оптимальным подходом к решению имеющихся проблем. При этом профессиональные объединения, не дожидаясь нормативной регламентации профессионально-общественной аккредитации со стороны государства, самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями разрабатывают перечни профессиональных компетенций, профессиональные стандарты и обращаются к образовательному сообществу с предложением корректировки образовательных программ. В этом отношении показателен опыт сотрудничества Федерации рестораторов и отельеров России с ссузами.

Представляется, что при должном развитии профстандартов с обязательным включением в этот процесс как образовательных организаций, так и работодателей в недалеком будущем профессиональные сообщества смогут прийти к системе сертификации специалистов и присвоения им соответствующих квалификаций. Подобный положительный опыт уже есть у АИОР, которая на протяжении нескольких последних лет успешно проводит сертификацию инженеров с привлечением иностранных аккредитационных агентств.

Международная аккредитация образовательных программ зарубежными экспертными сообществами (или с привлечением иностранных экспертов) - явление относительно новое в российской образовательной среде, однако набирающее обороты. Возрастающее число аккредитованных зарубежными организациями образовательных программ свидетельствует, с одной стороны, о стремлении образовательных организаций выйти на международный рынок услуг, с другой - о желании соответствовать международным стандартам. В условиях всеобщей глобализации и интеграции образовательных систем сложно переоценить изучение и внедрение передового опыта ведущих мировых вузов. Аккредитация зарубежными агентствами или российскими, но с привлечением зарубежных экспертов - это не только констатация факта соответствия международным стандартам, но и консалтинг экспертного сообщества и погружение в лучшие мировые практики.

Все направления независимой оценки качества образовательных организаций и образовательных программ достаточно представлены сегодня на рынке образовательных услуг, но тем не менее развитие профессионально-общественной аккредитации сдерживается в силу нескольких причин.

Главным фактором, на наш взгляд, является непроработанная нормативно-правовая база в сфере независимой оценки качества образования и как следствие - недопонимание необходимости прохождения независимой аккредитации. Казалось бы, закон «Об образовании в РФ» признает существование независимой оценки, но для многих образовательных организаций вопрос о ее необходимости остается открытым, ведь обязательность государственной аккредитации никто не отменял. Процедура проведения последней для каждой организации является своего рода испытанием, которое нужно пройти раз в шесть лет. К ней начинают готовиться за год, а то и раньше, что требует привлечения дополнительных человеческих, материальных, финансовых ресурсов - вряд ли найдутся вузы, желающие повторять эту процедуру по своей воле.

Процедуры независимой оценки качества образования во многом пересекаются с государственной аккредитацией, но в первом случае больший акцент делается на качестве подготовки специалистов, которое анализируется через качество образовательных программ, образовательных технологий, анкетирование студентов и работодателей, изучение особенностей рынка труда и прочее. В целом можно отметить, что с организационной точки зрения профессионально-общественная аккредитация во многом более трудоемка и для образовательной, и для аккредитующей организации. Результат экспертизы (отчет) в бóльшей степени информативен и имеет более широкую целевую аудиторию.

Однако, несмотря на это, результаты независимой аккредитации не учитываются ни во время процедуры госаккредитации, ни при вынесении решения о ней. Несомненно, государственная и независимая аккредитация преследуют разные цели, но признание факта общественной (профессионально-общественной) аккредитации при прохождении процедуры государственной послужило бы серьезным мотивирующим фактором для многих образовательных организаций и сэкономило бы человеческие и материальные ресурсы.

Минобрнауки РФ неоднократно заявлялось, что государственные органы власти при принятии решений не могут опираться на выводы общественных организаций. Однако государство может создать условия для развития такой экспертной среды, которой можно доверять. В частности, введение единого государственного реестра аккредитующих организаций, имеющих право проводить независимую оценку качества образования, благоприятно скажется на развитии института независимого образовательного аудита. С одной стороны, государство объявляет критерии, соответствие которым гарантирует качество проводимых процедур оценки общественными организациями. С другой - образовательному сообществу будут предъявлены те организации, которые проводят независимую оценку. Более того, введение такого реестра разрешит многие вопросы ценообразования, стандартов, методики и алгоритмов работы общественных организаций, сделает их работу более прозрачной.

Следующим фактором, сдерживающим развитие профессионально-общественной аккредитации, является слабая вовлеченность в этот процесс профессионального сообщества - работодатели до сих пор проявляют слабую заинтересованность в развитии образования и оценке его качества.

Стоит еще раз подчеркнуть, что ряд крупных объединений работодателей, представляющих интересы крупного и среднего бизнеса, уже озадачился формированием механизмов влияния на образование через независимую аккредитацию, разработкой профстандартов, систем квалификаций. Профильные объединения работодателей - такие как Ассоциация российских банков, Гильдия маркетологов, АИОР и другие - уже сформулировали свои критерии оценки образовательных организаций, требования к сформированности компетенций выпускников и готовы включиться в процесс совершенствования образования.

Но на данном этапе развития независимой оценки качества образования образовательные организации и работодатели трудно находят общий язык, что объясняется разными причинами. Во-первых, у образовательных организаций основным заказчиком и работодателем является государство, которое выделяет целевые субсидии на подготовку специалистов и контролирует выполнение госзаказа (лицензирование и аккредитация образовательных программ, мониторинг эффективности), оно же и определяет качество подготовки выпускников (ФГОС, компетенции).

Во взаимоотношениях государства и образовательной организации в таком формате нет места работодателю. Все заявления о практикоориентированности образовательных программ и включении в их проектирование работодателей носят декларативный характер и выполняются «соответственно». Во-вторых, работодателя интересует только конечный результат образовательного процесса - сформированность необходимых профессиональных компетенций. При этом такие «священные» для каждого образовательного учреждения факторы, как организация учебного процесса, научно-исследовательской работы студента, индикаторы и показатели развития науки, представителей бизнеса не волнуют - вплоть до непонимания значимости общекультурных компетенций у выпускника.

Найти компромисс между требованиями работодателей и предложением образовательных организаций могут помочь общественные аккредитующие организации (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР и другие). Опираясь на требования работодателя, хорошо разбираясь в специфике образовательного процесса и понимая, какие условия необходимы для формирования тех или иных компетенций у выпускника, они могут провести качественную независимую экспертизу образовательной организации (образовательной программы) и представить работодателю отчет соответствии его требований возможностям учебного заведения обеспечить надлежащее качество подготовки выпускников. Образовательные организации и работодатели нуждаются в такого рода посредниках. У различных заинтересованных сторон - образовательных организаций, работодателей, абитуриентов, общества - существует потребность в независимой оценке деятельности организаций в сфере образования. Кроме того, соответствующие общественные структуры могли бы взять на себя функции анализа рынков труда и образовательных услуг и ориентации образовательных организаций на развитие перспективных направлений подготовки с учетом экономических условий и региональной специфики.

Необходимо учитывать, что в последнее время ассоциации образовательных организаций России - классических и технических университетов, юридического образования и другие - берут на себя роль навигатора в развитии современного образования (заменяя тем самым устаревающие УМО), определяя стратегию развития образования, в том числе через независимую аккредитацию образовательных программ.

Таким образом, можно выделить трех основных игроков, определяющих векторы развития образования:

  • государство, представленное Минобрнауки РФ;
  • образовательные организации (их ассоциации),
  • работодатели и их объединения.

Каждая сторона имеет свое представление о том, как должно развиваться образование, какие тренды будут востребованы в будущем. В этой связи очень важно соблюдать паритет интересов, чтобы избежать явных перекосов в чью-либо сторону. Немалую роль в таком регулировании могли бы сыграть общественные организации, экспертные сообщества (Нацаккредцентр, АККОРК, АИОР).

Третьим фактором, сдерживающим развитие независимой оценки качества образования, является слабо развитая мотивация образовательных организаций в прохождении соответствующих процедур. Выше уже упоминалось об отсутствии преемственности между процедурами государственной и общественной аккредитации, а это могло сыграть решающую роль в принятии решений об участии в независимой оценке качества образования.

Бóльшая часть региональных вузов находится в монопольном, доминирующем положении в своем регионе, и дополнительные аргументы «за качество образования» для них не очевидны. Например, Алтайский государственный университет, являющийся единственным классическим вузом в регионе, по праву называют флагманом высшего образования на Алтае.

АлтГУ имеет опыт общественной аккредитации образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования с 2011 года, ряд реализуемых программ признан лучшими образовательными программами инновационной России. При ближайшем рассмотрении фактор общественной аккредитации не обеспечивает выраженных преимуществ для вуза: ни при наборе студентов - абитуриенты не обращают на это внимание, ни при трудоустройстве специалистов - подготовку по аккредитованным направлениям ведет только АлтГУ. Для работодателей факт наличия общественной аккредитации вторичен: более важно, какая образовательная организация выдала документ об образовании - есть вузы, которые котируются на рынке труда, а есть нежелательные.

Но Алтайский государственный университет развивается, открываются новые направления, до этого не представленные на рынке образовательных услуг (например, медицинская физика, биотехнологии), укрепляются международные связи с приграничными государствами.

И при среднесрочном планировании становится очевидным позитивное влияние фактора наличия общественной оценки образовательных программ. Профессионально-общественная аккредитация вновь открываемых программ поможет убедить работодателей в качестве подготовки выпускников, а абитуриентов - в актуальности и востребованности этих направлений. Сегодня стало также понятно, что международная аккредитация определенных образовательных программ - это неотъемлемый атрибут работы с иностранными студентами. Учитывая азиатскую ориентацию АлтГУ, за такой аккредитацией - будущее.

Независимая оценка качества образования, общественная и профессионально-общественная аккредитация становятся важнейшими механизмами формирования и поддержания добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг, развития системы гарантии качества образования как на российском, так и международном уровнях.

Помимо этого, с каждым днем все более очевидно движение самих работодателей навстречу образовательным организациям. С целью участия в подготовке специалистов они все чаще обращаются с просьбами подготовить специалистов с определенными компетенциями. Причем и сами работодатели готовы участвовать в этом процессе, предоставляя свою материально-техническую базу. Важно, что и общественные организации, понимая, что независимая оценка является серьезным испытанием для образовательной организации, идут им навстречу. В частности, Нацаккредцентр предлагает сегодня кластерную аккредитацию образовательных программ, которая более привлекательна для вузов за счет оптимизации трудозатрат.

Остается надеяться, что при должном регулировании со стороны государства и поступательном движении навстречу друг другу образовательных и экспертных организаций и работодателей, наше общество придет к цивилизованному регулированию качества образования через независимую оценку и систему сертификации специалистов.

1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.

2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов , требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: