Внеклассное занятие «Наш дом – планета Земля. Наш дом – планета Земля

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Специализированная школа-интернат «Дарын» г.Кентау

Классный час на тему:

«Наш Дом – Земля»

Подготовила и провела Бертаева Г.М.

Тема: «Наш Дом - Земля».

Смарт цель: Обратить внимание учащихся на хрупкость экосистемы Земли, и побудить их быть внимательнее к ней. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, развивать чувство гражданственности и патриотизма.

Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие.

Оформление: презентации, компьютер, проектор.

Подготовительная работа: Подготовка материала, индивидуальные задания для учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.

2.Изложение темы, применяемая методика

    Показ презентации «Наш Дом – Земля!». В это время – вступительные слова ведущих.

    Показ презентации должен закончиться. Исполняется песня «Земля в иллюминаторе».

    Показ презентации «Земля моя, Планета голубая!». Во время показа презентации ведущий читает стихотворение «Земля моя, планета голубая!»

  1. Происхождение земли. Физические свойства земли. Строение земли. Образование и состав земной коры.

3.Подведение итога классного час: Предложение от классного руководителя

Вступительное слово классного руководителя. Добрый день, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, пусть ваше сердце почувствует доброту и радость сегодняшнего дня.

Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе все взаимосвязано, все зависит друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.

Показ презентации «Наш Дом – Земля!». В это время – вступительное слово ведущим.

Ведущий 1. Добрый день! Сегодня мы поговорим о нашей планете Земля – это наши Воды, Земли и Воздух. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Ведущий 2. « Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко.

Ведущий 1. Планета Земля, единственная в Солнечной системе звезда с благоприятной средой для жизни. 22 апреля – Международный День Земли. Этот памятный день зародился в 1970 году, ровно 40 лет назад.

Именно 22 апреля в США известный политик и активист – сенатор Гайлорд Нельсон из штата Висконсия организовал беспрецедентную акцию, создав группу из студентов под руководством Денниса Хайеса (студента Гарварда), которые призвали мир к защите окружающей среды и сохранении благоприятного климата. Поскольку это было время активных студенческих движений, инициатива привлекла к себе много внимания.

Ведущий 2. «Сейчас от каждого из нас зависит счастье всей планеты.

Когда мы любим, мы спасаем всех и светом озаряем небо.

Нам надо очень всем стараться, плохое мы отбросим прочь.

Пусть доброта, как майский ветер, тебе сопутствует мой друг.

Родными станем друг для друга и больше нет у нас врагов.

Свободным, светлым, добрым духом мы наполняемся с тобой!

Мы братья все и все мы сёстры, уйдут обиды из тебя,

И ссоры сразу позабудешь – впусти скорей любовь в себя!»

Ведущий 1. Изначально День Земли празднуется во многих странах в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна (в Северном полушарии) или осень (в Южном). ООН празднует День Земли обычно 20-21 марта.

Ведущий 2. 26 февраля 1971 года У Тан, Генеральный секретарь ООН, подписал специальную прокламацию, посвященную этому событию. Каждый год 20-21 марта в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке звонит колокол мира.

Показ презентации должен закончиться.

Исполняется песня «Земля в иллюминаторе» (в исполнении Ю.Антонова, в записи).

Ведущий 2: Природу берегите, она – родная Мать,

Ненужными делами Её не надо засорять.

Не нужно строить здания, на чудища похожие,

В них - нету счастья, радости, а значит нет хорошего.

Любите Землю – Матушку любовью бескорыстною!

Она стерпела ужасы, но больше ей не выдержать.

И в недрах её вечных копаться перестаньте!

Она устала мучиться, вы отдых ей представьте.

Засадим Землю – Матушку цветущими садами,

Чтобы цветы весенние всех счастьем наполняли!

Увидят люди разные плоды своих творений,

И станет наша Матушка планетой вдохновенья!

Ведущий 1 : Какая же она, наша Земля? Подсчитано, что планете Земля примерно 4 с половиной миллиарда лет. Если вы захотите обойти вокруг Земли, шагая по экватору, то предстоит проделать путь длиной почти в 40010 километров.

Ведущий 2 : Расстояние от поверхности до центра равно 6378 километров. Причем, действительно твердые породы (литосфера) формируют слой всего около 70 километров, а, продвигаясь далее вклубь, мы наблюдаем полужидкие и жидкие состояния.

Ведущий 1 : Долина Смерти в Калифорнии и место в Ливии, называемое Эль Азизия, удерживают рекорды самых горячих мест на Земле. Рекорд Эль Азизии - 57.8 градусов по Цельсию (13 сентября 1922 года), рекорд Долины Смерти - 55.8 градусов по Цельсию (10 июля 1913 года).

Ведущий 2 : А самым холодным местом на Земле признана Антарктика - 21 июля 1983 года на исследовательской станции «Восток» в Антарктикевсе было зарегистрировано -89 градусов по Цельсию.

Ведущий 1 : Наша Земля невероятно богата минералами - ученые классифицировали уже около 4000 видов минералов, примерно 200 из них имеют практическое значение. Ежегодно открываются 50-100 видов минералов

Ведущий 2 : У Земли один естественный спутник - видимая невооруженным глазом Луна.

Показ презентации «Земля моя, Планета голубая!». Во время показа презентации ведущий читает стихотворение одноименное стихотворение.

Ведущий 2 :

Ты даришь жизнь или приносишь смерть,

А человечество живет не понимая,

Что это все рождает твоя твердь.

Беречь тебя, лишь ныне начинаем.

Вести потерям в Красной книге счет,

И, как всегда, при этом забываем,

С сердец своих убрать намерзший лед.

Нам всем с обледеневшими сердцами

Во век родную Землю не понять:

Так кто она, что носит нас веками,

Где нам ответ на это разыскать?

Она, возможно, существо живое,

Спешащее в космическую даль?

И бьется сердце в глубине земное,

Познавшее и радость и печаль?

Или корабль плывущий по вселенной,

Который запустил когда-то Бог?

Корабль космический с командою отменной:

Всего живого, что создать он смог.

А что же в будущем ждет каждого из нас?

Еду и топливо пока дает Земля.

Какой у нас есть жизненный запас,

Известно ли команде корабля?

Земля моя, планета голубая!

Тебя мы начинаем лишь ценить.

Простишь ли человечество, не знаю,

Поможешь ли лед сердца растопить?...

Происхождение земли

Земля представляет собой одну из девяти планет Солнечной си­стемы, входящей в состав Млечного Пути, или Галактики. Впервые гипотезы о происхождении Земли были высказаны немецким филосо­фом И. Кантом (1724-1804 гг.) и французским математиком П. Лап­ласом (1749 - 1827 гг.). Согласно их гипотезе, вся солнечная система образовалась из огромной раскаленной непрерывно вращающейся газовой туманности. Постепенно остывая, туманность уплотнялась, ее вращение ускорялось, и наконец наступил момент, когда под влия­нием увеличивающейся центробежной силы от туманности отделился ряд газовых колец.

Физические свойства земли

По своей форме Земля представляет собой шар, сплющенный у полюсов. Длина экваториальной оси этого шара составляет 12 756 км, вертикальной - 12 714 км, длина окружности Земли по экватору равна 40 тыс. км. Наличие на поверхности Земли больших неровностей в виде высоких гор и глубоких океанических впадин дало основа­ние ученым нашим, Землю геоидом, под которым подразумевается истинная форма Земли. Основными физическими свойствами ее являются плотность, давление и тепловое состояние.

Ведущий 2 :

Уничтожает свою Землю человек

По плану и без плана, методично, точно

И каратает свой недолгий век

В желаньях глупых жизнь свою прожив заочно

Не думая о детях, внуках

И своих перерожденьях тоже

Костьми ложится, напрягаясь весь

На кладбище себе готовя ложе

Остановись, одумайся, очнись

Ему господь твердит, с восходом солнца

Напейся поутру водою родниковой

Бездонна знаний глубина у моего колодца

Всё создал для тебя я

Господь нам мудрый говорит

За каждую минуту жизни

Поклонись ему душа твоя тебе твердит

Травинкой будь и будь ты океаном

Врасти во всё живое и переродись

Ведь цель твоя прекрасна человече

Иди же к ней ведь это – Жизнь

Ведущий 1: И закончить мы хотим стихотворением «Земля – жемчужина Вселенной ».

Ведущий 2: Лесов и рек немало, их много на Земле,

Они любовь и счастье подарят друг тебе.

Они очистят воздух и жажду утолят,

И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Леса ты береги и не руби так зря.

И знай, что вся Земля – родная мать твоя.

Прекрасней не найти нигде гармонии такой.

Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Рефлексия Заключительное слово классного руководителя.

Сейчас каждый ученик примет решения в проблеме планете Земля.

Что нужно сделать:

    Прописать пациенту планете Земля средство, которое поможет в решение этой проблемы, иначе говоря, что лично я могу сделать? (Приложение 2 )

    Сочинить девиз, который услышат все и он заставит помнить, что от нас многое зависит. (Приложение 3 )

Таким образом, я считаю, что окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.

Если же мы будем стараться, как можно больше положительного делать для окружающей среды этим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем свой организм.

И нельзя не согласиться со словами, что все в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не появляется ниоткуда.

Наш окружающий мир – это наш организм, оберегая окружающую среду – мы оберегаем свое здоровье.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека.

  • Формировать представление о нашем доме- планета Земля;
  • Формировать познавательный интерес детей к природе
  • Уточнять,расширять и углублять знания детей о природе;
  • Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к Земле и к ее обитателям.
  • Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
  • Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
  • Уточнять представление детей о растительном и животном мире, развивать логическое мышление детей через решения проблемных ситуаций, загадки и вопросы. Поощрять независимую обоснованную позицию.
  • Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.

Оборудование: Эмблема «Земли», изготовленная из ватмана, грамоты, жетоны в виде планеты, реквизиты команд.

В: Добрый день, дорогие друзья!

В этот прекрасный весенний день люди всех стран отмечают международный День земли.

Все мы - жители одного большого дома под названием Планета Земля.

Р: В этот день мы обещаем беречь этот большой дом, заботится о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того чтобы наша планета земля становилась красивее.

Р: Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг,

В лесу дремучем не пройдешь!

А где то жарко и зимой

Чудес нам всех не перечесть

Одно у них названье есть

Лиса и горы и моря

Все называется земля.

В: Ребята, сегодняшний праздник я решила построить в виде викторины «Знатоки природы». Вам нужно показать знания о жизни растений, животных, птиц, насекомых.

В викторине примут участие 2 команды «Экологи» и «Юннаты» .

Оценивать викторину будет жюри (Представляю жюри).

Итак, начинаем нашу викторину с приветствия команд (название, девиз)

А теперь команды приветствуют наше уважаемое жюри.

  1. Назови какие ты знаешь лекарственные растения? (клевер, репейник, мать и мачеха, алое, шиповник, крапива).
  2. Какие грибы называются так же как деревья, под которыми они растут (подберезовик, подосиновик)
  3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев иголки, хвоя, они не боятся морозов)
  4. Какое дерево остается зеленым и летом и зимой? (ель, сосна)
  5. Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух чистым кислородом)
  6. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей)
  1. Какие животные являются санитарами леса? (волки)
  2. Почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? (Белый бывает зимой, а весной и летом он серый)
  3. Хожу в пушистой шубе,

Хожу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Посмотри- ка какая

Вся горит как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой (Лиса)

Назови домашних животных? (Лошадь,корова, кошка, овца, коза, собака)

Назови диких животных (Волк, кабан, медведь, лиса, заяц, белка)

  1. Для чего птице нужен хвост? (с помощью хвоста птица управляет полетом)
  2. Какие птицы предсказывают погоду? (Ласточки, стрижи, низко летаю перед грозой)
  3. Назови хищных птиц (Орел, сокол, ястреб, сова)
  4. Назови домашних птиц (Гуси, куры, утки, петух, индюк)
  5. Назови перелетных птиц (Журавль, ласточка,грач, скворец, кукушка, соловей)
  6. Назовите зимующих птиц (Голуби, воробьи, синицы, вороны)

«Птица, рыба, зверь»

Давайте все вместе встанем в круг, выберем водящего.

Водящий, поворачиваясь вокруг себя с вытянутой вперед рукой, говорит такие слова «Рыба, птица, зверь». По сигналу «Стоп» останавливается и на кого показывает рука должен назвать рыбу, птицу и зверя. (проводится несколько раз, меняя водящего).

  1. Какую пользу приносят муравьи? (очищают лес от мусора, вычесывают птиц и опрыскивают их полезной смесью пахнущей кислотой)
  2. Из чего муравьи строят дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек)
  3. Расскажите, как появляется бабочка? (Из личинки появляется гусеница, гусеница становится куколкой, из куколки появляется бабочка)
  4. Какую пользу приносит червяк? (Рыхлит почву чтобы корни растений получали больше влаги и воздуха)
  5. Куда зимой пропадают насекомые?(прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю и в подаю в спячку)
  6. Муха -Цокотуха: Вот один из моих гостей:

Черен, да не ворог, рогат да не бык,

Шесть ног без копыт, летит -воет.

На землю сядет - роет.

Назван по одному из весенних месяцев (Майский жук)

  1. Еще на полях лежит снег, еще упрямится зима, посылая на землю снег, метель, холод. Но уже становится длиннее день, звенят капели, бегут ручьи, от тепла осел снег, почернел и стал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает? (В начале Весны)
  2. Почему в народе говорят: Весна да осень - на дню по год восемь? (Весной очень переменчивая погода, с утра холодно- как зимой, днем солнце греет все тает, а может и снег посыпать и опять выглянет солнце и все в один день)
  3. Какой снег быстрее тает грязный или чистый? (грязный потому что солнце к темному припекает сильнее)
  4. Назовите признаки времен года Осень (Листопад), Зима (снегопад) ,весна (проталины, бегут ручьи), Лето (солнце светит, все зелено)
  1. Ребята! Береза плачет не добрые люди сделали у нее Весной и пили березовый сок, а этот живительный сок корни из земли вытягивают, пока не напьются им все веточки его и почки, листья не развернуться надо помочь дереву, как остановить сок? (Замазать ранки смолой, сырым песком, глиной, забинтовать, завязать)
  2. Ребята нашли в лесу птичье гнездо с яичками: Вот здорово! Возьмем эти яички с собой домой, из них вылупятся, птенчики и будут жить у нас дома, мы будем заботиться о птенцах - решили ребята и взяли гнездо с собой. Правильно ли они поступили? (нет, птенцы погибнут, им нужно материнское тепло)
  3. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились Весенние ландыши, они были такие красивые с белыми головками на тонком стебельке. Их было видимо не видимо, целая поляна. Оля собрала большой, красивый букет ландышей. Скажите можно ли рвать большие букеты? (Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу как лекарственное растение).
  4. Борис с Лешей решили посмотреть, как муравьи откладывают яички в муравейнике. Взяли большую палку и стали разгребать муравейник. Муравьи засуетились, пытаясь спасти яички, перенести их в безопасное место. Как вы думаете, что этим мальчикам сказала мама? (Что нельзя разорять муравейник, так как на постройку нового уйдет много времени, яички могут погибнуть)
  5. Ребята в лесу поймали ежика, он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочкам, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес. А вы взяли бы ежика домой?Можно ли это делать?(Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть)
  6. Ребята на прогулке набрали в банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили и забыли про них. Что случилось с червяком? И как бы поступили вы? (Без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезные- рыхлят землю, чтобы корням растений проходила влага и воздух)

Земля – третья от Солнца планета, уникальная в нашей Солнечной системе и очень красивая.

Недаром первый землянин-космонавт, наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин после своего космического полета вспоминал:
«Вид Земли зачаровывал, отвлекал от работы, притягивал, как магнит. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё в нежной кисее облаков».

На фотографии – вид на Землю с окололунной орбиты.

«Земля – пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти – по крайней мере, в ближайшем будущем. Земля сейчас наш дом. …наш единственный дом.» – так говорил Карл Саган, американский астроном, видный популяризатор науки.

Земля – пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Земля сейчас наш дом. …наш единственный дом.

Будучи пятой по размеру среди всех планет Солнечной системы, Земля в то же время является крупнейшей по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.

Сопоставление размеров планет земной группы:
Меркурий, Венера, Земля, Марс (слева направо)

Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиарда лет назад. Весь процесс формирования планеты занял примерно 10-20 миллионов лет.

Несколько позднее сформировалась Луна, примерно 4,53 млрд лет назад, хотя её происхождение до сих пор точно не установлено. Основная гипотеза гласит, что она образовалась путём аккреции из вещества, оставшегося после касательного столкновения Земли с объектом, по размерам близким Марсу и массой 10-12% от земной (иногда этот объект называют «Тейя»).

Жизнь предположительно появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад, то есть в течение первого миллиарда после её возникновения.

Большую часть поверхности планеты, приблизительно 70,8%, занимает Мировой океан, остальную часть занимают континенты и острова. На материках расположены реки, озёра, подземные воды и льды, вместе с Мировым океаном они составляют гидросферу.

Жидкая вода, необходимая для всех известных жизненных форм, не существует на поверхности какой-либо из известных планет и планетоидов Солнечной системы, кроме Земли. Полюсы Земли покрыты ледяным панцирем, который включает в себя морской лёд Арктики и антарктический ледяной щит.

Недра Земли делятся на слои по химическим и физическим свойствам, но в отличие от других планет земной группы, Земля имеет ярко выраженное внешнее и внутреннее ядро. Наружный слой Земли представляет собой твёрдую оболочку, состоящую главным образом из силикатов.

Внутренние области Земли достаточно активны и состоят из толстого, очень вязкого слоя, называемого мантией, которая покрывает жидкое внешнее ядро, являющееся источником магнитного поля Земли, и внутреннее твёрдое ядро, предположительно, состоящее из железа и никеля.

Форма Земли (геоид) близка к сплюснутому эллипсоиду. Расхождение геоида с аппроксимирующим его эллипсоидом достигает 100 метров.

Средний диаметр планеты составляет примерно 12742 км, а окружность – 40000 км.

Вращение Земли создаёт экваториальную выпуклость, поэтому экваториальный диаметр на 43 км больше, чем полярный.

Высочайшей точкой поверхности Земли является гора Эверест (8848 м над уровнем моря), а глубочайшей – Марианская впадина (10994 м под уровнем моря).

Из-за выпуклости экватора самыми удалёнными точками поверхности от центра Земли являются вершина вулкана Чимборасо в Эквадоре и гора Уаскаран в Перу.

Вулкан Чимборасо в Эквадоре, одна из наиболее удалённых от центра Земли точек на поверхности

Земля, как и другие планеты земной группы, имеет слоистое внутреннее строение.

Она состоит из твёрдых силикатных оболочек (коры, крайне вязкой мантии), и металлического ядра. Внешняя часть ядра жидкая (значительно менее вязкая, чем мантия), а внутренняя – твёрдая.

Внутреннее строение Земли (схематично)

Слои, глубина в км

Температура в центре ядра Земли достигает 6000°С.

Земля взаимодействует (притягивается гравитационными силами) с другими объектами в космосе, включая Солнце и Луну.

Период обращения Земли вокруг Солнца примерно 365,26 солнечных суток – сидерический год.

Ось вращения Земли наклонена на 23,44° относительно перпендикуляра к её орбитальной плоскости, это вызывает сезонные изменения на поверхности планеты с периодом в один тропический год – 365,24 солнечных суток.

Сутки сейчас составляют примерно 24 часа.

Луна начала своё обращение на орбите вокруг Земли примерно 4,53 миллиарда лет назад. Гравитационное воздействие Луны на Землю является причиной возникновения океанских приливов. Также Луна стабилизирует наклон земной оси и постепенно замедляет вращение Земли.

Некоторые теории полагают, что падения астероидов приводили к существенным изменениям в окружающей среде и поверхности Земли, вызывая, в частности, массовые вымирания различных видов живых существ.

Физические характеристики Земли и её орбитального движения позволили жизни сохраниться на протяжении последних 3,5 млрд лет.

По различным оценкам, Земля будет сохранять условия для существования живых организмов ещё в течение 0,5 – 2,3 млрд лет.

Планета является домом для миллионов видов живых существ, включая человека. Территория Земли разделена на 195 взаимодействующих между собой независимых государств.

По материалам Википедии

НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Мы живем на прекрасной планете Земля. Если смотреть на нее из космоса, она - голубая, если лететь самолетом, можно видеть внизу бескрайние просторы зелени и красивые разноцветные мигающие огни ночных городов. Пожалуй, только любуясь с высоты или находясь на просторах дикой природы, начинаешь так остро любить свою матушку Землю, наш общий дом.

Занимаясь своими привычными делами мы совсем не думаем о том, что наша планета - это живой организм. Мы загрязняем ее воды, подвергаем огню ее леса, терзаем ее недра, заливаем химикатами ее поля. Загрязняется атмосфера , уничтожаются звери, птицы и даже растения. Так было не всегда. Развитие индустрии, сельского хозяйства, быстрый рост численности населения привели к значительным изменениям в облике планеты. Давайте же беречь нашу родну Землю!

Можно просто удивляться как она, словно заботливая мама нянчится с человечеством. Кормит нас, поит водой, дает нам для души изумительные земные красоты.

НАШ ДОМ-ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у учащихся экологическое сознание, чувство ответственности за окружающую среду.
  • Воспитание нравственно-экологической позиции личности.
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.

ЦЕЛИ: Учащиеся должны знать:

    • основные экологические проблемы мира, республики;
    • особенности и пути решения данных проблем.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать экологическую ситуацию;
  • разбираться в сущности экологических проблем;
  • излагать правильность решения той или иной проблемы.

Формы проведения: устный журнал; открытый микрофон.
Оснащение: экологическая эмблема - земной шар в руках ребенка, под ним стихи Д. Родовича

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,

Высказывание: «Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания»;
(Академик И. Петрянов - Соколов)

  • эпидиаскоп, фотографии с изображением экологических бедствий;
  • магнитофон, запись голоса Земли;
  • карта «Природа Беларуси».

План устного журнала
1 страница - «Планета людей».
«Земля без нас сможет существовать, а мы без нее - нет».
2 страница - экологические проблемы.
«Ничего не дается даром».
«В больной природе нельзя оставаться здоровым».
3 страница - решение экологических проблем (открытый микрофон).
«Взял у природы - компенсируй второе, срубил дерево - посади три».
4 страница - «Экология и дошкольник».
Эпиграф «Экологическое сознание - это лестница, соединяющая в единый союз землю, небо и человека».
На стене экологическая эмблема: «Земной шар в руках ребенка», под ним стихи Р. Родовича.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
«Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение природы, надо остановить загрязнение сознания».
(Академик И. Петрянов - Соколов).
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездумный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Страница первая «Планета людей».
Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок, или деревня. Малая родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о доброте и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее… Природа родного края отчеканивается в наших душах навечно. Не убей, посади дерево, помоги слабому - все это воспитание доброты, тонкой душевной отзывчивости, без которой нет истинного чувства любви к Родине.
Стихи читаются на фоне музыки.
Лепей за ўсе мне на свеце мясціна
Тая, дзе нарадзіўся і ўзрос.
Бэз пад акном, і на полі каліна,
Ціхае сонца, блакітных нябес.
Колькі мне маці тут песен спявала,
Колькі радзілася ў сэрцы тут мар,
Колькі тут ласкі жыцце даравала,
Позіркам шчасця мне гледзячы ў твар!

Белыя бярозы беларускія
Люба так аздобілі наш край.
Мы ідзем лясной сцяжынкай вузкаю,
Закаханыя ў зялены чай,
А над намі ціха шэпча голейка,
Вецер лашчыць, трэпле валасы.
Ты свяці, свяці пяшчотна, сонейка,
Сагравай бярозкі верасы.

Наш дом в опасности. Наука бьёт в набат. Планета земля медленно погибает.

Страница вторая «Экологические проблемы».

Просмотр видеозаписи «Экологические проблемы Гродненщины».

Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
Так человек - природы сын -
Завоевал успех.
В начале слаб он был и глуп,
Ему был нужен острый зуб
И крепкий коготь, как у льва,
Была же только голова
И к ней пять пальцев на руке,
Но обошелся он вполне.
Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
И. В лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.

А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснемся, ребятки!

Очистка воздуха нам тоже
Всегда обходится дороже
Чем серый ядовитый дым
Но ведь дышать - то нужно им.
Где засыхают сосны, если,
И нам не долго до постели
Так что дешевле заплатить,
Чем всем в больницу угодить.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?

Но люди! Стойте, стойте!
Смотрите, до чего вы довели родную Землю.
Ведь она, как веточка березы
Хрупка и беззащитна!
Но нет, не слышат
Директора заводов,
И продолжают тучи ядерных отходов
Валить, неважно, где -
Им все равно!
Хоть это лес иль поле
Река иль море -
Им все равно.

Пора бы человечеству понять,
Богатства у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же - живая!
Сейчас то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж Земля - обязана терпеть?
А сколько выбросов мы дарим ей -
Дымы заводов, грязь от теплоходов
У нас прекрасная Земля Людей,
Боюсь, не стала бы она Землей Отходов!

Включая запись, воспроизводящую биение сердца: вначале тихо,
Затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается стонущий голос Земли.

Я - Земля. Я - Земля. Я - Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моем не взыщите.
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?

Пауза. Стук сердца продолжается.
Земля.
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лед, меняя рек теченье,
Твердите Вы, что дел невпроворот,
Что Вы еще попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но Вам об этом думать неохота,
Сейчас Вам не до этого пока.
Аэродромы, террасы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы,
Все больше - окружающей среды.
Пауза.
Земляне! Вы слышите меня?!
Придите на помощь! (Под музыку).
«По секрету всему свету вы раздайте песню эту…»
Выходят 3 девушки.

Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит. Дымит, автомобиль.

А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.

А чтоб построить нам заводы -
Рубят лес и губят воды.

Стала грязной наша вода,
От растений нет следа
Отнят дом у наших зверей.
Птицам, рыбам плохо теперь.

Страница третья. «Разрешение экологических проблем».

Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой. Задача не легкая. А как это можно сделать?
Что делать, как беду предотвратить?
Быть может, способ есть болезнь предупредить?
Давайте, мы попробуем природу излечить!
Рецепт лекарства прост -
Беречь среду, вопрос о ней не ставить в хвост,
И вот тогда разгонишь ты беду,
И в небе ты увидишь радугу-дугу.
(Проводится в форме «Открытый микрофон»)
Вопросы охраны окружающей среды - одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь. Свидетельством этого явилась Международная конференция по устойчивому развитию, прошедшая в 1997 году, которая одобрила разработанную в республике «Национальную стратегию устойчивого развития». За последних два года в стране появились два новых закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха».
Основной формой охраны генетического фонда животных является организация заповедников, биологических заказников и других, особо охраняемых природных территорий, в пределах которых полностью или частично запрещается использование тех или иных видов животных.
Первый заповедник на территории Беларуси - Березинский - был организован в 1925 году. На начало 1997 года в республике уже имелось 1344 особо охраняемые природные территории и объекты, которые занимали площадь 1392 тысячи гектаров, что составляло 6,5% от общей территории. Но это еще мало. Для Беларуси оптимальной принята площадь около 3 млн. гектаров, т. е. 10% от общей территории.
В течение 1997 года к Березинскому заповеднику добавились еще два: Поллесский радиационно-экологический и Купаловский мемориальный. Среди национальных парков следует назвать: Беловежскую пущу, Браславские озера, Припятский национальный парк. До 2000 года предусмотрена организация заповедника «Ельня» в Витебской области и национальных парков «Налибский « в Минской и Гродненской областях; «Нарочанский» в Минской области и «Свислочско-Березинский» в Могилевской области. До 2005 года предстоит организовать национальные парки «Суражский», «Туровщина» и «Белая Русь».
Вызывает тревогу массовое усыхание ельников, сокращение площадей дубов. Исчезли из учета лесного фонда кленовые и липовые леса.
Для сохранения лесов необходимо решать три крупные задачи: оздоровление природной среды (атмосферного воздуха и поверхностных вод) в целом путем улучшения очистки выбросов в атмосферу и сбора в речные экосистемы; снижение непосредственного негативного влияния человека по размерам природных комплексов, объединяющих лесные, болотные, луговые и водные экосистемы.
Мы так же можем принять участие в следующих видах работ: начали проводить в городе акцию «Зеленые легкие города». Составляем карту-схему зеленых насаждений - видов и возрастной состав деревьев. Выявляем больные, старые деревья и вместе с архитектором города и земноустроительной организацией примем участие в посадке новых деревьев; изучаем состояния атмосферного воздуха на основе вида и количества лишайников.
Лес - это капитал, принадлежащий всем.
Мы, живущие сегодня, обязаны заботиться об этом капитале и имеем моральное право использовать для себя лишь незначительную его долю - спелую часть леса. Вторую - приспевающую - смогут использовать наши дети, лес среднего возраста - нашим внукам, самый молодой лес - это лес правнуков.
Только при соблюдении этого укоснительного лесохозяйственного правила леса хранит всем.
Как же научить полюбить дом родной, охранять родную землю и дружить с красотой!
Экологическое воспитание и образование - это воспитание и образование нашим общим Домом-Природой, и еще лучше - в Природе. Сначала Природой, ее красотой, ее целесообразностью, ее мудростью, ее законами и только потом ее проблемами, ее бедами. Природа! Восхищение ею, сострадание к ней, сохранение ее - вот концепция экологического воспитания. Экологическое воспитание начинается с дошкольного возраста.
Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения ноогенез из мечты станет прекрасной реальностью, а будущее человечества окажется в серьезных руках.
Мы можем сколько угодно проводить классные часы и уроки, рассказывать со знанием дела, как нужно относиться к природе. Но подумайте, чего будут стоить все эти усилия, если каждый день своими собственными глазами дошкольники видят, что на самом деле происходит с его речкой, родным полем, с ближайшим лесом.
Мы, раньше в свое время с восторгом, дети, распевали песенку «У дороги Чибис».
Не кричи, крылатый
Не тревожься зря ты,
Не войдем мы в твой зеленый сад.
Видишь мы - ребята,
Мы друзья пернатых, Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
А сегодня детям предлагается «… а мы тебя по морде чайником и … научим танцевать». Не правда ли очень забавная песенка? Детская песенка. И главное, учит любить и беречь животных! Сначала животное чайником по морде, затем человека по голове кирпичом из-за угла, а потом уже из автомата, гранатомета можно... Все экологически верно. «Что посеем, то и пожнем».

Страница четвертая. «Экология дошкольника»
(Дети дошкольного учреждения).
1. Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
2. Горы, леса и поля -
Дом наш родимый, ребята!
3. Давайте будем беречь планету -
Другой такой на свете нету.
4. Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
5. Беречь будем птиц, насекомых, зверей
От этого станем мы только добрей.
6. Украсим всю Землю садами, цветами .
Такая планета нужна нам с вами.
Затем дети поют песню Е. Птичкина «Не дразните собак».
Исполнение танца «Дикие лебеди», вручение сувениров.
Ведущая:
Земля - общий для всех большой дом.
Живя в этом доме, человек должен
Быть добрым, должен заботиться о
Других живых существах.
Рыбы, птицы и звери
В душу людям смотрят
Как будто просят нас:
«Люди, не убивайте зря,
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц - не небо,
Земля без зверей - не Земля,
А нам без Земли - нельзя!
(Н. Добронравов )
Ведущая:
Как красива наша Земля весной,
Когда вся природа оживает.
Давайте будем беречь красоту Земли.
Ребенок читает стихотворение «Цветы».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и мы и вы
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты.
Ведущая читает стихотворение М. Дудина «Берегите землю»
Берегите Землю!
Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите.
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого держалась.
Берегите будущего ради,
Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю.
Только берегите эту Землю.

Звучит песня «Спасите наши души».
Музыка В. Вайтика слова М. Ясеня

Описание видеоурока

Звездочёт. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Звездочёт. У ночного звездочёта Очень трудная работа,- Чтобы звёзды сосчитать, Нужно очень много знать. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Мы отправимся на пла-нету, где есть жизнь. Это планета на которой мы живём. Планета Земля. Диктор. Земля - третья от Солнца планета. Землю называют голубой планетой, потому что из космоса она выглядит голубой: ведь вОды морей и океанов покрывают большую часть ее поверхности. Нашу планету назвали в честь греческой богини Геи, матери гор, долин, ручьёв, лесов и полей. Планета Земля имеет форму шара, немного сплюснутого с полюсов. Земля вращается вокруг звезды, дающей жизнь - Солнца. Она движется по орбите, похожей на сплюснутый круг. Чтобы пройти вокруг Солнца, Земле требуется 365 суток и 6 часов. Это один год. Так весна сменяет зиму, за ле-том наступает осень. Также Земля вращается вокруг своей оси. Полный обо-рот вокруг своей оси - это сутки (24 часа). Они включают светлые часы - день и темные часы - ночь. Звездочёт. Как же происходит смена дня и ночи? Проведем опыт. Диктор Возьмем лампу - это будет наше Солнце и глобус - это Земля. Прикре-пим на одну половину шара мальчика, а на другую девочку. Сейчас у нас освещена только та часть, на которой расположен мальчик - там день, а на той части, где расположена девочка - ночь. Так как Земля вращается вокруг своей оси, то вращаем наш глобус. Мальчик перемещается на неосвещен-ную часть шара, а девочка - на освещенную часть. Таким образом, там, где находится девочка - день, а где находится мальчик - ночь. Делаем вывод: В каждый момент времени Солнце освещает только по-ловину Земли - тогда на ней царит день, а на противоположной стороне - ночь. Там, где встречаются свет и тень, наступает утро или вечер. Продолжительность дня и ночи в различных точках Земли разные. Так, например, на Северном полюсе день может длиться от двух до шести ме-сяцев. Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг: Тут речка. Там - зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь, Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса и горы, и моря - Все называется Земля! Посмотрите на глобус. Это макет нашей Земли. Какими красками он разукрашен? Больше всего синего цвета — это вода: моря, океаны, озера, реки. Жёлтый, коричневый, зеленый - обозначают сушу. Белый - снег или лёд. Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, назы-вают материками. На глобусе материки раскрашены в зелёный и коричне-вый цвета На Земле всего 6 материков — Африка, Северная Америка, Юж-ная Америка, Австралия, Евразия, Антарктида. Почти на каждом материке много стран. Каждая страна имеет свое название. Наша страна называется Россия, и расположена она на материке Евразия. Это единственный материк на Земле, который омывают четыре океана: Индийский, Северный Ледови-тый, Атлантический, Тихий. В Евразии находится самое крупное озеро — Каспийское море, омы-вающее берега России, и самое глубокое озеро — Байкал, которое находится в горах Южной Сибири, самая большая географическая область — Сибирь. Это всё самое-самое принадлежит нашей стране, России…. Земля - общий для всех большой дом. Живя в этом доме, человек должен быть добрым, должен заботиться о других живых существах. Звездочёт. Земля! Желаем, чтобы над тобой всегда светило яркое солнце, а на тебе росли густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы! Диктор Я люблю тебя, Земля, и хочу, чтоб ты жила, Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела. Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна. Защитим её все вместе мы как дружная семья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: