Использование мнемотехники в развитии речи детей. Презентация "использование мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей" Презентация использование мнемотехники в развитии речи дошкольников

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Презентацию на тему "Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 28 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Тема: «Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Выполнила: Абдулова Н.В., воспитатель Структурного подразделения «Детский сад «Радуга» ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика

Самара 2017

Слайд 2

Слайд 3

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто наши дети испытывают затруднения у доски. Понимают материал, но не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, неправильно строят предложения, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно, чтобы будущий школьник самостоятельно умел высказываться на различные темы.

Слайд 4

Слайд 5

На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В.Эльконина - является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Взяв за основу мнение великих педагогов, с большой уверенностью можно предположить, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему развития связной речи дошкольников.

Слайд 6

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них - мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания».

Слайд 7

Слайд 8

2. Перекодирование информации У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. 3. Воспроизведение рассказа детьми по мнемотаблице

Слайд 9

Вторник. Заучивание стихотворения П.Воронько «Пирог»

Падал снег на порог, Кот слепил себе пирог, А пока лепил и пёк Ручейком пирог утёк. Пироги себе пеки Не из снега – из муки.

Слайд 10

Среда. Отгадывание мнемозагадки 1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Подробное объяснение воспитателем каждого пункта Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы. 3. Отгадывание загадки детьми

Слайд 11

4. Игра «Снежная куча» Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово «снег».

Есть слово ласковое, маленькое – снежок. Есть слово длинное – снегопад. Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком). Есть слово – человек, сказочный персонаж – снегурочка. Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик. Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка. Есть слово – цветок – подснежник. Есть слово – птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их. Дети называют слова и складывают снежинки в кучу.

Слайд 12

Четверг. Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!» 1.Чтение текста и демонстрация опорных картинок

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Слайд 13

2. Ответы детей на вопросы по содержанию Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой? 3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ 4. Пересказ текста ребёнком своими словами

Слайд 14

Слайд 17

2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах. В домах зимой топят печи. В небо идёт дым. Люди зимой делают кормушки для птиц. Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик. Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки. В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

Слайд 18

Слайд 19

4. Составление рассказа о зиме

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словнов белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

Слайд 20

Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с опорой на мнемотаблицу

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

Слайд 21

За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали, что нет. Ваня покраснел как рак и сказал тоже: - Нет, я не ел. Тогда отец сказал: - Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: - Нет, я косточку бросил за окошко. Все засмеялись, а Ваня заплакал.

Слайд 23

Для реализации поставленной цели была проведена диагностика речевого развития, включающая несколько заданий. Изучив диагностические методики О.С.Ушаковой, Т.Б.Филичёвой, Г.В. Чиркиной, В.П. Глухова были отобраны задания наиболее подходящие для детей данной группы. В результате обследования делается вывод об уровне развития связной речи у детей.

Слайд 24

Результаты диагностики развития связной речи детей на начало учебного года

Было обследовано 10 детей старшей группы Высокий уровень – 1ребенок Средний уровень – 5 детей Низкий уровень – 4 ребенка В среднем по группе – средний уровень

Слайд 26

Проведенная работа и анализ результатов, полученных в ходе диагностики, позволяет сделать вывод: подобранная методика оказалась достаточно информативна и удобна для практического использования; диагностика развития связной речи показала, что у большинства детей под влиянием разработанной системы произошли позитивные сдвиги – уровень развития связной речи повысился на 76%. Таким образом, налицо положительная динамика. Подводя итог всему вышесказанному можно утверждать, что эффект педагогической деятельности, направленный на формирование связной речи позволяет использовать данную систему в работе с дошкольниками.

Слайд 27

Библиография

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с. Козырева, Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.М.Козырева. – Я.: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 103 с. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Книга для воспитателей детского сада и родителей / А.И.Максаков – М.: Омега-Л, 2003. – 49 с. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.Б.Полянская. – СПб.: ООО «Детство-Пресс», 2009. – 64 с. Ушакова, О. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста / О.Ушакова // Дошкольное воспитание – 2010. – №9. – С.71-78.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

    К.Д.Ушинский.

    Воспитатель ГБДОУ № 105 Науменко Л.П.

    Слайд 2

    Понятие «мнемотехника»

    Мнемотехника-технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

    Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:

    Каждый Охотник
    Желает Знать
    Где Сидит Фазан

    Слайд 3

    Мнемотехника-это искусство запоминания, история которого насчитывает более 2500 лет.

    Слайд 4

    Мнемотаблица

    Это схема в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию.

    Слайд 5

    Цели обучения мнемотехнике


    • формирование ассоциативного мышления;

    • развитие зрительной и слуховой памяти;

    • развитие зрительного и слухового внимания;

    • развитие воображения.
  • Слайд 6

    Задачи и методы мнемотехники


    • совершенствование восприятия,зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

    • формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

    • стимулирование интеллектуального развития ребенка;

    • учить запоминанию любой информации.

    Методы мнемотехники:


    • Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);

    • Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);

    • Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

    • Метод трансформации (превращения);

    • Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);

    • Метод опор (числобуквенный метод)
  • Слайд 7

    Общие задачи для всех видов мнемотаблиц


    • Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания)

    • Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, умение систематизировать

    • Развитие логики

    • Развитие образного мышления

    • Формирование умения связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию

    • решение дидактических, образовательных задач

    • Развитие смекалки

    • Тренировка внимания

    • Формирование навыка правильного графического изображения
  • Слайд 8

    Структура мнемотехники

  • Слайд 9

    Виды мнемотаблиц


    • Развивающие

    • Обучающие
  • Слайд 10

    Этапы работы с мнемотаблицами:


    • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

    • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

    В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.

    Слайд 11

    Развивающие мнемотаблицы

  • Слайд 12

    Обучающие мнемотаблицы

  • Слайд 14

    Заучивание стихов и потешек с использованием мнемотехники

    Для того, чтобы пробудить у детей интерес я использую прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Например учим с детьми стихотворение про весну А Н Плещеева.

    Использование мнемотехники в развитии речевой среды Учитель-логопед Клочнева С.С. К. Д. Ушинский писал: К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». С целью создания эффективно развивающей предметно- пространственной среды, мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются: - для обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах произведений художественной литературы; - при отгадывании и загадывании загадок; - при заучивании стихов. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи : Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи : 1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи. 2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. 3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. 4. Развитие творческих способностей, фантазий. 5. Совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Составить рассказ - описание по теме "Фрукты":

    Составить рассказ - описание по теме "Домашние птицы":

    Используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах, фруктах, птицах: Используются мнемодорожки для составления описательного рассказа об игрушках, овощах, фруктах, птицах: Мнемотаблицы при отгадывании загадок: «Яблоко» «Трактор» «Трактор»

    Использование предлогов (символы)

    Составление предложений с использованием предлогов

    Пересказ по схеме Пересказ по схеме

    Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

    Составь описательный рассказ: Пересказ рассказа «Зима» по схеме: -рассмотри картинку; -рассмотри картинки-символы; -послушай рассказ, а потом перескажи его по картинкам-символам.

    Заучивание стихотворений:

    АЛИСА В САДУ

    Вот идёт Алиса в сад,

    Скоро будет листопад.

    Слива там и абрикос,

    На скамейке – сонный пёс.

    Там краса и чудеса:

    Солнце киска и роса,

    У скамейки стол стоит,

    Самовар на нём свистит.

    Вот в песочнице песок,

    Самосвал там и совок,

    Рядом с ними самокат.

    Ах, какой прекрасный сад!

    Практическое задание Практическое задание Составьте зарисовки на загадки: 1. «Без окон, без дверей полна горница людей.» 2. «Без рук, без топорёнка построена избёнка.» 3. «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает.» СПАСИБО СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    Главный инструмент нашего разума это память. Память это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для эффективного использования и развития памяти существует множество. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники с детьми старшего и младшего возраста. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


    Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания Предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» - наклонившееся дерево.


    Опыт моей работы при использовании и изготовлении мнемотаблиц показал, что целесообразно давать обозначения, которые наиболее ярко символизируют характерные признаки предметов. Это что? (вопрос) Какого цвета фрукт? (Цвета) Круг, овал. (Какой он формы?) Большой круг, маленький круг. (Какого он размера?) Лимон, конфета, соль, мед. (Витамины) (Какой он по вкусу?) Дерево, грядка. (Где фрукт вырос?) Рука, кастрюля, банка. (Что можно приготовить из данного фрукта?)




    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое маленькое словосочетание придумывается изображение таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение полностью. Использование графических изображений для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу, подбираю изображения на каждую строчку. Таким образом создается мнемотаблица. С помощью мнемотаблицы дети выразительно воспроизводят текст, стихотворения.



    «Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников». “Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский 2 слайд. Актуальность проблемы заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста. 3 слайд. Цель проекта: Изменение системы обучения детей связной речи. 4 слайд. Задачи проектной деятельности: 1. Изучить методы эффективного обучения детей связной речи. 2. Апробировать методы мнемотехники в организованной учебной деятельности в образовательной области "Коммуникация". 3. Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников. 4. Организовать обучение родителей. 5 слайд. Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2. Изучить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. II этап - основной. 1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники. 2.Разработка серии технологических карт в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций для родителей. III этап - заключительный. Оформление результатов проекта. Продукт проекта: 1. Картотека игр и упражнений по развитии речи с применением методов мнемотехники. 2. Перспективное планирование по развитию речи для старших дошкольников. 6 слайд. Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы. Мнемотехника - в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно - образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. 7 слайд-8 слайд. Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. 9 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. 10 слайд. Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. 11 слайд. Ожидаемые результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. 3. Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми. 4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи. 12 слайд. Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников. Показатель связности речи - использование языковых средств связи; Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения Диагностика в начале учебного года выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% - с III (средним) уровнем, 60% - с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи. 13 слайд. К концу учебного года не выявлено детей с I -II уровнями развития связной речи, 10% -с III уровнем развития связной речи (средним), 20% -с IV уровнем развития связной речи (выше среднего), 70% -с V (высоким) уровнем развития связной речи. 14 слайд. Таким образом, мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом является использование мнемотехнических приёмов. 15 слайд. Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией«Использование приёмов мнемотехники в развитии речи старших дошкольников». “Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский 2 слайд. Актуальность проблемы заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста. 3 слайд. Цель проекта: Изменение системы обучения детей связной речи. 4 слайд. Задачи проектной деятельности: 1. Изучить методы эффективного обучения детей связной речи. 2. Апробировать методы мнемотехники в организованной учебной деятельности в образовательной области "Коммуникация". 3. Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников. 4. Организовать обучение родителей. 5 слайд. Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2. Изучить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. II этап - основной. 1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники. 2.Разработка серии технологических карт в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций для родителей. III этап - заключительный. Оформление результатов проекта. Продукт проекта: 1. Картотека игр и упражнений по развитии речи с применением методов мнемотехники. 2. Перспективное планирование по развитию речи для старших дошкольников. 6 слайд. Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы. Мнемотехника - в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно - образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. 7 слайд-8 слайд. Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. 9 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. 10 слайд. Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. 11 слайд. Ожидаемые результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. 3. Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми. 4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи. 12 слайд. Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников. Показатель связности речи - использование языковых средств связи; Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения Диагностика в начале учебного года выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% - с III (средним) уровнем, 60% - с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи. 13 слайд. К концу учебного года не выявлено детей с I -II уровнями развития связной речи, 10% -с III уровнем развития связной речи (средним), 20% -с IV уровнем развития связной речи (выше среднего), 70% -с V (высоким) уровнем развития связной речи. 14 слайд. Таким образом, мы доказали эффективность использования мнемотехники на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. При анализе данных очевидны существенные изменения в формировании связной речи у детей, прошедших обучение по методике, в которой основным аспектом является использование мнемотехнических приёмов. 15 слайд. Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

    Презентация мнемотехника.ppt

    PPT Текстом

    PPT Картинками

    Проект на тему «Использование приёмов дошкольников» мнемотехники в развитии речи старших “Учите ребёнка каким ­ нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский

    Актуальность проблемы Заключается в поиске и реализации новых оптимальных методов формирования связной речи дошкольников, способствующих наиболее эффективным результатам в развитии речи детей дошкольного возраста

    Цель проекта Изменение системы обучения детей связной речи Цель проекта

    Задачи Изучить методы эффективного обучения детей связной речи Апробировать методы мнемотехники в организованной учебной деятельности в образовательной области «Коммуникация» Разработать перспективный план по развитию связной речи дошкольников Организовать обучение родителей

    Этапы реализации проекта: I этап ­ подготовительный 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников. 2. Изучить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 3. Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста II этап ­ основной. 1.Составление перспективного плана работы по развитию связной речи средствами мнемотехники. 2.Разработка серии технологических карт в соответствии с лексическими темами. 3.Организация консультаций для родителей III этап ­ заключительный. Оформление результатов проекта Продукт проекта: 1. Картотека игр и упражнений по развитии речи с применением методов мнемотехники. 2. Перспективное планирование по развитию речи для старших дошкольников Этапы реализации проекта:

    Истомина З.И. в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей­дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы У детей старшего дошкольного возраста особенно важно развивать наглядно ­ образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

    Структура мнемотехники

    Мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам

    Мнемотаблицы ­ схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию речи детей Обогащение словарного запаса Мнемотаблицы ­ схемы Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов Обогащение словарного запасаОбучение составлению рассказов Пересказхудожественной литературыОтгадывание и загадываниезагадокЗаучиваниестихов

    ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

    ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

    ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА О ЗИМЕ Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

    Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

    Ожидаемые результаты 1. Повышение собственной профессиональной компетентности; формирование практических умений по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. 2. Отслеживание динамики речевого развития: определение уровня развития связной речи, соответствие его возрастной норме. 3.Информационная готовность педагогов и родителей к коррекционной работе с детьми. 4. Наличие разнообразного наглядного материала по развитию связной речи.

    Диагностика уровня развития связной речи старших дошкольников В качестве оценки эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста на начало года были взяты такие критерии: 1. Показатель связности речи ­ использование языковых средств связи; 2. Показатель последовательности ­ соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; 3. Логичность ­ соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения. Диагностика в начале учебного года выявила 20% детей с I (низким) уровнем развития связной речи, 20% ­ с III (средним) уровнем, 60% ­ с IV (выше среднего) уровнем развития связной речи.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: