Методические рекомендации по организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на региональном рынке труда. Способы повышения эффективности технол

Процесс выбора профессии требует к себе большого внимания, потому что работа оказывает на состояние и самочувствие человека огромное влияние. Адекватное представление о выбираемой профессии влияет на исход выбора, от которого зависит карьера, и это особенно сложно сделать тем, кто хочет жить и работать в сельской местности. Исследование для дипломной работы проводилось в Республике Алтай (далее - РА), где 75% населения - сельские жители. А, как известно, жизнь и деятельность в сельской местности существенно отличается от городской жизнедеятельности. Как показал опрос экспертов Турочакского района, то в настоящее время из-за отсутствия как такового рынка труда в большинстве населенных пунктов РА, происходит либо отток молодежи в другие населенные пункты, либо увеличивается количество безработных, многие из которых даже не хотят вставать в службу занятости на учет и получать пособие или переучиваться. Только малая часть молодых специалистов может трудоустроиться по полученной специальности (см. Рисунок 6).

Рисунок 6 - Молодые специалисты, уроженцы сельской местности Турочакского района РА

Все эксперты убеждены, что профориентация молодежи в настоящее время особенно актуальна. Многие уверены в том, что молодые люди неосознанно подходят к выбору профессии, считая, что неважно какую профессию получать, лишь бы это приносило хороший финансовый доход. Тогда как сами эксперты считают, что профессиональная ориентация только положительным образом может сказаться на становлении личности как профессионала, может подготовить молодого человека к жесткой конкуренции на рынке труда села.

Что касается вопроса о такой функции специалиста по социальной работе как профориентация молодежи, то многие из экспертов готовы признать, что это должно быть не только функцией, но и основной обязанностью отдельно взятого специалиста. Но осложняется это все теми, же вопросами финансирования.

Специалисты-эксперты единогласно ответили, что мероприятия, проводимые в интернате, детском доме или приюте ничем не отличаются от элективных курсов, проводящихся в средних общеобразовательных школах. Но осложняется это тем, что у социальных педагогов очень большая нагрузка и без профориентации, а дополнительные ставки только в проекте.

Кроме того, многие сошлись в ответе и на вопрос о применении методов социальной работы при профориентации: профориентационные технологии уже содержат ряд методов социальной работы, таких как психологические, педагогические, экономические, консультирование, целеполагание и т.п. Но если, проанализировать остальные методы социальной работы - то можно сделать вывод, что и они принимают опосредованное участие в профориентации.

Мнение экспертов разделилось по вопросу о том, кто должен заниматься проблемой профориентации. Некоторые считают, что это должны быть образовательные учреждения, т.к. одной из задач психологов и социальных педагогов этих учреждений является формирование правильных взглядов на профессиональное становление личности. Другие убеждены, что Комитет по делам молодежи совместно с Центром занятости населения - т.к. осознанный правильный выбор профессии поможет сократить число социальных патологий и уменьшить количество безработных. Третья точка зрения, что профориентацией должен заниматься Комплексный центр социального обслуживания семьи и детей, т.к. в благополучных семьях уделяют больше внимания вопросам развития ребенка, а молодежь из семей группы риска остается в стороне от профессионального становления, полагаясь на собственный опыт и знания. Кто-то уверен - что эта функция должна принадлежать непременно Центру занятости населения.

Все эксперты ответили однозначно: необходимо создание профориентационного центра, т.к. потребность в профессиональной ориентации с каждым годом возрастает. Но, при открытии центра профориентации можно будет столкнуться с трудностями не только финансового характера, а также и проблемой оснащения центра материально-технической базой, начиная с помещения, и заканчивая научно-методическим обеспечением. Также большой проблемой будет подбор кадров, т.к. профориентация - это специфический вид профессиональной деятельности, включающий в себя знания и по психологии, по педагогике, медицине, экономике и т.д.

В апреле 2009 в РА состоялся I Республиканский молодежный парламентский форум, проходящий при Государственном Собрании - Эл Курултай РА. На одной из диспут-площадок форума поднимался вопрос и о профориентации, где все единогласно пришли к выводу, что профориентация в городе находится на высоком уровне, тогда как на селе необходимо менять технологии, с учетом особенностей жизни на селе и его рынка труда.

Таким образом, мнение специалистов в большинстве случаев совпадают: кто бы ни занимался профориентацией, это делать необходимо. Но для большей эффективности профориентации молодежи, желательно, чтобы это был специалист, владеющий многими знаниями (по психологии, педагогике, экономике и т.п.) - а таким единственным универсальным специалистом является только специалист по социальной работе.

Что касается наблюдения, то оно также совпадает с мнением экспертов: современная молодежь вопросы выбора профессии отодвигает на второй план. И как итог - большое количество выпускников профессиональных учебных заведений не хотят работать по полученной специальности. Для них важен был сам факт получения диплома.

Так же важно отметить тот факт, что современная молодежь, которая работает не по призванию, очень часто меняет место работы и виды деятельности, т.е. профессиональное самоопределение продолжается, но уже после того, как потрачено время и деньги на получение ненужного образования.

Кроме того, был проведен анкетный опрос молодых учащихся в возрасте от 14 до 18 лет (см. Рисунок 7). Всего было опрошено 200 респондентов, учащихся различных учебных заведений (см. Рисунок 8).

профориентация молодежь самоопределение социальный

Рисунок 7 - Возраст респондентов

Рисунок 8 - Учреждения, в которых обучаются опрашиваемые респонденты

При анализе анкет были выявлены следующие факты. Большинство из респондентов хотят быть специалистами в области юриспруденции, экономики или педагогики, а также в области автомеханики (см. Рисунок 9). Но в тоже время анализ данных показал, что у некоторых респондентов желаемый вид деятельности расходится с реальным выбором профессии.


Рисунок 9 - Желаемая профессия для респондентов

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: профессиональные предпочтения сельской молодежи не совпадают с предложениями рынка труда села, что в будущем может привести к увеличению числа безработных либо к числу лиц, работающих не по призванию, либо к оттоку молодежи в другие населенные пункты.

Анализируя полученные данные о мотивах выбора профессии, можно увидеть достаточно предсказуемые результаты (см. Рисунок 10). Из чего мы можем сделать вывод, что современную учащуюся молодежь, независимо от возраста волнует два вопроса: престижность профессии и материальная выгода.

Ответы на вопрос об обращении за помощью профконсультанта в случае необходимости достаточно интересны: 23% респондентов вообще не слышали о таком специалисте. 26% - возможно обратятся за помощью. Интересным показателем является и то, что 35% уже сделали свой выбор и менять его не собираются, и 16% - затрудняются ответить на этот вопрос.

Рисунок 10 - Мотив выбора профессиональной деятельности

Таким образом, и гипотеза об уровне информированности сельской молодежи о деятельности профконсультантов подтвердилась: уровень низкий, а это значит, что необходимо применять меры по повышению эффективности профориентационных мероприятий.

Профориентационные мероприятия регулярно проводятся лишь в одной средней общеобразовательной школе (школе с. Турочак), в то время как в вечерней школе и других средних общеобразовательных школах района проводятся редко, все респонденты - учащиеся школы-интерната ответили однозначно: ни разу не проводились. Следовательно, качество профориентации молодежи на селе низкое. Но в тоже время основная часть респондентов (68%) считает, что профориентационные мероприятия позволят лучше ориентироваться в мире профессий и рынке труда (см. Рисунок 11). На рисунке 12 представлены результаты ответов респондентов на вопрос о формах профориентации, которые им более предпочтительны.

Анализируя ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что современной сельской молодежи более важны индивидуальные консультации - беседы, на втором месте стоят такие формы профориентации, как семинары, лекции, круглые столы. А для более эффективной профориентации необходимо использование различных методов, которые объединяются в методы социальной работы.

Рисунок 11 - Мнение респондентов о значимости профориентационных мероприятий

Рисунок 12 - Наиболее предпочтительные формы профориентации для респондентов

Ответы респондентов на вопрос о выборе единственной профессии на всю жизнь разделились примерно поровну: чуть больше половины опрошенных считает, что человек может менять направление трудовой деятельности, чтобы лучше познать себя (56%). Меньшая часть респондентов (43%) убеждена, что, выбрав одну профессию, и занимаясь ею всю жизнь, можно легко подняться по карьерной лестнице, став профессионалом своего дела.

Основываясь на выше изложенном материале, можно утверждать, что профориентация - необходимое условие для профессионального становления современной молодежи, которой необходима помощь социальных работников: психологов, педагогов, специалистов по социальной работе, специалистов центров занятости и т.п.

Неотъемлемой частью профориентационной работы с молодежью является взаимодействие различных социальных служб с ведомствами и учреждениями, имеющими непосредственное отношение к профессиональному становлению личности, использование различных технологий, в том числе технологий социальной работы, а также дифференцированное, точное знание проблем выбора профессии, личностных характеристик молодежи, и особенностей рынка труда сельской местности, что, собственно, и составляет основу содержания профориентационной работы.

В результате поставленная цель исследования достигнута, выдвинутые гипотезы подтверждены.

по организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на региональном рынке труда

1.Введение

На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Каждый обучающийся должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны и своего региона.

Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося, связанной: с формированием профессиональной направленности личности, адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями, достаточной информированностью о профессиях. Следует отметить некоторые общие ошибки, которые допускают обучающиеся при выборе будущей профессиональной сферы деятельности:


  • Ориентация на профессию, требующую высшей квалификации (юрист, экономист, специалист банковской сферы и т.д.).

  • Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни (каменщик, слесарь, работник сферы общественного питания, фельдшер и т.д.).

  • Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.

  • Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.

  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.

  • Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.

  • Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;

  • Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого обучающегося.
Одним из существенных факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение обучающихся, является недостаточная сформированность устойчивых мотивов к овладению обучающимися типичными видами деятельности, соответствующими наиболее востребованным в регионе профессиям; выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности и построения своей профессиональной карьеры.

Анализ проведенных лабораторией Института профессионально-технического образования РАО (Санкт-Петербург) социологических исследований процесса формирования положительной мотивации при выборе рабочей профессии учащимися 9-11 классов показывает следующее. Число учащихся, решивших выбрать рабочие профессии, сравнительно невелико, хотя оно существенно зависит от типа школы и социально-экономического профиля региона. Больше всего желающих выбрать рабочую профессию приходится на учащихся (в основном, мальчиков) из неполных средних школ сел и небольших городов. У большинства обучающихся интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев, нежели так называемые побочные основания: желание поскорее стать материально самостоятельными и освободиться из-под опеки школы и родителей, «за компанию с друзьями», нежелание «долбить науку в школе», стремление окончить профессиональное училище с отличными оценками и получить привилегии для поступления в вуз (1,21-22).

Результаты социологического исследования, направленного на выявление профессиональных приоритетов молодежи Вологодской области, и сравнение этих данных с потребностями современного рынка труда, наглядно показывают существующее противоречие между потребностями рационального распределения трудовых ресурсов и сложившимися профессиональными предпочтениями молодежи.

Изучение доминирующих мотивов профессиональных предпочтений показывает, что у подавляющего большинства молодых людей срабатывает стереотип получения модной, престижной профессии. По результатам исследования только 24% учащихся общеобразовательных учреждений области , выбирая профессию, интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда, и ориентировались на этот критерий. Более половины будущих выпускников школ выбирают специальности экономического, управленческого и социально-гуманитарного профиля. Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание.

Молодежь отдает предпочтение получению высшего профессионального образования. Результаты опроса показывают, что примерно для 70-85% выпускников, делающих профессиональный выбор, значимым фактором является учеба в высшем учебном заведении наряду с тем, что на рынке труда области существует спрос в основном на профессии, получаемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Ежегодная потребность экономики региона составляет порядка 23 тыс. новых рабочих и специалистов, в том числе выпускников образовательных учреждений, из них 7,2 тыс. человек - потребность в специалистах с высшим образованием, 8,5 тыс. человек - со средним профессиональным образованием, 7,3 тыс. человек – с начальным профессиональным образованием.

Наибольшую ежегодную потребность в рабочих и специалистах испытывают организации в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорта (4 тыс. чел.), сельского хозяйства (2,5 тыс. чел.), транспорта и связи (2,2 тыс. чел.), образования (1,9 тыс. человек), строительства (1,4 тыс. чел.).В специалистах со средним профессиональным образованием наибольшую потребность испытывают организации оптовой и розничной торговли (1,6 тыс. чел.), транспорта и связи (0,9 тыс. чел.), здравоохранения (0,8 тыс. чел.). В специалистах с начальным профессиональным образованием наибольшую потребность испытывают организации в сфере сельского хозяйства (1,5 тыс. чел.), оптовой и розничной торговли (1,5 тыс. чел.), транспорта и связи (1 тыс. чел.).

Наблюдается значительный рост прагматической ориентации молодежи, стремление получить профессии, максимально обеспечивающие материальный достаток. Такой выбор не всегда соответствует интересам работодателей и общества. Рабочие профессии молодежь оценивает как непрестижные - всего 5% молодых людей связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии. В то же время в структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, около 80% составляют именно рабочие профессии. Это свидетельствует об отсутствии рыночно ориентированной профориентации в системе образования.

За последние годы выпуск специалистов в области экономики и управления увеличился в 2 раза, специалистов гуманитарно-социальных специальностей – в 1,5 раза, что не соответствует реальным потребностям рынка труда области. Следствием избытка специалистов в отдельных отраслях экономики явилось то, что выпускники с трудом устраиваются на работу. В 2009-2011 годах процент трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней в среднем составил 55%. Общая занятость, включая выпускников учреждений профессионального образования, продолживших обучение и призванных в армию, составила 91%.

Значительное количество выпускников учреждений профессионального образования не могут найти работу по полученной специальности. В 2011 году трудоустроились на постоянную работу, не соответствующую полученной специальности, 46% выпускников высшего профессионального образования, 35% выпускников среднего профессионального образования и 56% выпускников начального профессионального образования.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре приводят к дефициту квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста области.

К факторам, отрицательно действующим на выбор рабочей профессии, следует отнести: низкий престиж среди родителей и школьников рабочих профессий; незнание школьниками перспектив профессионального и социального продвижения в рабочих профессиях; непопулярность уроков трудового обучения в школе, неадекватная оценка обучающимися своих склонностей и способностей.

К факторам, положительно действующим на выбор рабочей профессии, относятся: положительная позиция родителей; тесная связь школы, предприятия и учреждений системы начального и среднего профессионального образования; адекватная самооценка учащимися склонностей и способностей; успех в учебно-производственной и трудовой деятельности (в ученических бригадах, в шефской работе, в школьных мастерских, на школьных участках) при условии, что все эти виды деятельности хорошо организованы, а достижения замечаются и гласно отмечаются.

Названные факторы остро ставят вопрос о более целенаправленной подготовке учащихся к выбору будущей профессии, связанной с рабочими специальностями, востребованными на региональном рынке труда, где задача формирования устойчивых учебно-профессиональных мотивов будет одной из важнейших. На уровне образовательного учреждения работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности обучающегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.

Настоящие рекомендации освещают организационно-методическую составляющую целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников с опорой на систему основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и реальных возможностей обучающихся с направленностью на рабочие профессии. Они адресованы муниципальным органам управления образованием, руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений системы общего, начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования непосредственно организующим предпрофильную и профессиональную подготовку обучающихся, педагогической и родительской общественности.

2. Основные идеи системы профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей

Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей сферы деятельности.

Целью профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях является формирование у учащихся способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую своим способностям, интересам и психологическим особенностям личности с учетом конъюнктуры рынка труда. Успешное решение этой проблемы невозможно без активного участия органов образования, местных администраций, работодателей, средств массовой информации, а также самих обучающихся и их родителей.

В рамках общей цели профориентационная работа с обучающимися, направленная на повышение престижа рабочих профессий призвана решить определенный круг задач :


  • Содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда; осознанию нравственного значения будущего профессионального выбора в соответствии с интересами и способностями каждого и с учетом потребности региона ;

  • Подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие специальности;

  • Познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности;

  • Создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении обучающихся, формирование у них устойчивых учебно-профессиональных мотивов, способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
В основу профориентационной деятельности, направленной на решение указанных выше задач, положены следующие идеи.

Информирование о положительных сторонах рабочих профессий

Результаты социологических исследований (2,14) доказывают, чем менее обучающиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальный доход, престижность профессии и др.) В этой связи необходимо последовательно раскрывать обучающимся положительные стороны выбора рабочих профессий, возможности построения собственной карьеры и ее развития в этом направлении. К «плюсам» выбора рабочей профессии можно отнести:


  • получение востребованной на рынке труда профессии за меньший срок подготовки;

  • получение профессии на бесплатной основе или за доступную плату;

  • гарантированное трудоустройство в силу нехватки специалистов рабочих профессий, особенно в условиях кризиса;

  • ранняя экономическая самостоятельность;

  • сформированность базовых умений и навыков трудовой деятельности, значимых в практике повседневной жизни;

  • возможность заниматься предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг населению;

  • повышение требований к специалистам рабочих профессий (новые технологии, новое оборудование требуют высокой квалификации);

  • улучшение качества образования в связи с усилением тенденции к заключению трехсторонних договоров: между учреждениями начального и среднего профессионального образования, обучающимися и предприятием, которое предоставляет новейшее оборудование и места для прохождения практики;

  • повышение престижа работодателей из реального сектора.
Множественность индивидуальных перспектив построения своей профессиональной карьеры

Данная идея определяет «горизонтальное» и «вертикальное» построение возможных профессионально-карьерных траекторий профессионального развития обучающихся.

Готовность к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор частных готовностей (компетенций), предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:


  • после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования в профильном Ввузе; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;

  • на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования; продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования.
Единство профессионального, образовательного и общего самоопределения

Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения. В связи с этим в системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально-профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

Другой важный аспект единства общего и профессионального самоопределения заключается в рассмотрении профессиональной деятельности как преимущественно практической, практико-преобразовательной деятельности, существенно отличающейся от учебной деятельности, преимущественно (а в ряде случаев и исключительно) реализуемой в общеобразовательных учреждениях. В свете сказанного , включение учащихся общеобразовательных школ в систему практико-ориентированной (проектной, исследовательской, трудовой) деятельности выступает важным предварительным условием формирования их готовности к профессиональному самоопределению.

Непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования

В системе непрерывного образования процесс сопровождения профессионального самоопределения теряет вид одномоментного акта «выбора профессии» и также приобретает черты непрерывности, сопровождая всю жизнь человека от дошкольного до пенсионного возраста. Каждая ступень образования требует решения своих особых задач сопровождения профессионального самоопределения с использованием специфического набора средств (см. Приложение 1). Вместе с тем, могут быть обозначены некоторые сквозные тенденции, характеризующие изменение задач сопровождения профессионального образования по возрастным ступеням:


  • по мере взросления школьника должны постепенно расширяться его представления о возможностях выбора, что требует постепенного расширения содержания информационной работы в системе сопровождения профессионального самоопределения;

  • по мере развития субъекта самоопределения возрастает степень его самостоятельности, что требует постепенного перехода от «воздействующих» и «направляющих» отношений к «помогающим»;

  • потребность в профориентационных услугах и профдиагностических консультациях, по мере взросления человека, снижается и, напротив, возрастает потребность в психологической поддержке.
Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на планомерную и систематичную работу, основанную на идее развития субъекта самоопределения. При этом особого внимания требуют точки институционального перехода субъекта: из общеобразовательной школы – в учреждение профессионального образования; из учреждения профессионального образования – в сферу профессиональной деятельности.

Идея осмысленности выбора

Образовательный и профессиональный выбор субъекта должен быть осмысленным; при этом должно быть достигнуто по возможности полное понимание как того, что даёт та или иная профессия обществу, так и того, что она сможет дать самому субъекту самоопределения (и его семье). Это требует специальной работы по преодолению распространенных мифов и предрассудков о различных видах профессиональной деятельности. В рамках такой работы необходимо выводить ряд острых проблем из «зон умолчания» и превращать их в предмет открытого обсуждения с обучающимися и их семьями. Речь идет, в том числе, о таких проблемах, как: элитарные ориентации обучающихся и их родителей как фактор образовательного и профессионального выбора; восприятие высшего образования как «камеры хранения и дозревания»; давление на абитуриента со стороны учреждений профессионального образования; низкое качество и имитация профессионального образования; ситуации ограниченного образовательного и профессионального выбора; деформации в сфере труда, связанные с несоответствием между трудом и его оплатой и др.

Идея самоопределения как пробы

В современных условиях нормой становится неоднократное образовательное и профессиональное самоопределение, происходящее в различных формах. Обучающийся должен быть готов к такому повторяющемуся самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества.

Идея возможного несовпадения цели и средств

Субъект самоопределения может сознательно использовать различные социальные институты для своих целей, отличающихся от тех целей, для которых эти институты были предназначены (например, получение высшего профессионального образования может быть изначально запланировано не для того, чтобы впоследствии работать по данной специальности, а для достижения иных целей, например, для накопления «социального капитала» и т.д.). Обозначенные моменты также необходимо рассматривать как социокультурную норму современного общества, а не как показатели неэффективности профориентационной работы.

Опора на активизирующие методики (профессиональные пробы, учебно-исследовательские проекты профориентационной направленности, ролевые и деловые игры и т. д.)Это обеспечит постепенный переход от работы с пассивным субъектом к деятельности, в которой формируется субъект самоопределения, развивается система его ценностей и мотивов, обеспечивающая адекватность и устойчивость образовательного и профессионального выбора.

Комплексность профориентационной работы должна не ограничиваться одной или несколькими функциями, а включать в себя весь комплекс таковых: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация (см. Приложение 2).

Все перечисленные идеи взаимодополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа с обучающимися. Основные направления и механизмы профессиональной ориентации исходя из целей, задач и особенностей функционирования основных типов и видов образовательных учреждений, а также общественных объединений и организаций, заинтересованных социальных институтов и партнеров, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство молодежи, соответственно наполняются своим качественным содержанием и конкретизируются с учетом потребностей регионального рынка труда.



Целью системы профориентации на уровне общего среднего образования является формирование у выбирающего профессию человека способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда, повышение его конкурентоспособности в условиях рынка труда, т.е. субъект профориентации должен быть способен к планированию и реализации карьерных целей.

Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:


  • организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

  • допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;

  • установление и реализации взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;

  • комплексная профориентационная поддержка учащихся;

  • использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;

  • проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;

  • профориентационная работа с родителями;

  • оформление кабинета (уголка) профориентации.
Профориентационная работа должна иметь дифференцированный подход в деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса и строиться по следующим направлениям:

  • организация профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, профессиональное самоопределение, осознанное отношение к профессии;

  • информирование учащихся учреждений общего среднего образования о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда c целью формирования мотивации к профессиональному саморазвитию как средству повышения конкурентоспособности;

  • ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с профессионально-квалификационными характеристиками профессий, требованиями, предъявляемыми к профессии, о профессиональных возможностях в выбранных областях;

  • организация и проведение акций, встреч с выпускниками учреждений начального и среднего профессионального образования, направленных на создание положительного имиджа рабочего и специалиста;

  • организация и проведение элективных курсов на базе учреждений общего среднего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся;

  • проведение дней открытых дверей с целью профориентации на рабочие профессии (не менее 4 раз в учебном году);

  • организация экскурсий на производство с целью ознакомления учащихся учреждений общего среднего со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой (не менее 3 раз в году);

  • организация недель по специальностям, месячников профессионального мастерства, профессиональных декад;

  • организация встреч с передовиками и новаторами производства с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышения престижа рабочих профессий.
Для того, чтобы профессиональная деятельность стала смыслом всей жизни, необходимо развивать профессиональные представления, которые заключаются в осознании учащимися содержания будущей профессии и требований, предъявляемых профессией к личности специалиста, а также возможностей собственного профессионального развития. Развитие представлений о профессии можно осуществлять посредством:

  • привлечения обучающихся учреждений общего среднего образования во внеурочное время к техническому и художественному творчеству на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с целью пропаганды профессий и массовый приток обучающихся к дальнейшему обучению;

  • организации работы клубов творческих объединений, молодежных научных сообществ;

  • организация участия обучающихся в производительном труде ученических производственных бригад, учебно-производственных мастерских, кооперативных объединений и подрядных бригад;

  • организации выставок технического творчества, лучших работ учащихся учреждений общего среднего образования, учреждений НПО и СПО, учреждений дополнительного образования.

Профориентационная работа на І ступени общего среднего образования (1-4 классы)

Целью профориентационных воздействий на данном образовательном этапе считается формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества , установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности.
К задачам профориентации в начальной школе относятся:


  • разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;

  • знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры района, города;

  • привитие элементарных трудовых навыков;

  • формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
У учащихся младших классов с помощью активных средств профориентационной деятельности необходимо сформировать положительное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.

На данной ступени целесообразно применять методы, носящие характер профессионального просвещения. К ним относятся:


  • изучение и формирование социально и личностно значимых мотивов выбора профессии;

  • индивидуальная работа с учащимися по вопросам выбора профессии;

  • кружки технического и художественного творчества;

  • формирование познавательных интересов, организация общественно полезного труда, экскурсии на предприятия и в организации;

  • формирование социально-профессиональной направленности к трудовой деятельности, система профориентационной работы с родителями и педагогами;

  • встречи с мастерами своего дела;

  • проведение встреч, классных часов, выставки детских работ, конкурсы рисунков;

  • мини-конференции: «Люди, каких профессий живут в нашем доме, районе?», «Мои любимые герои книг и кинофильмов».
На II ступени общего среднего образования (5-8 классы) сохраняется преемственность психолого-педагогического сопровождения профориентации. Учитывая возрастные и психологические особенности личности подростка в педагогическом сопровождении самоопределения, важно особое внимание уделять дальнейшему формированию и осознанию интересов, способностей, ценностей, связанных с продолжением обучения, определением своего места в жизни, обществе.

Задачами профориентации на данном этапе является актуализация у младших подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, способностей, социальных ценностей с ориентацией на будущую профессиональную деятельность; развитие у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить собственные приоритеты с общественными.

Достижению целей способствует вовлечение учащихся в специально организованную деятельность, ориентированную на актуализацию самоопределения подростков в своем будущем: это могут быть учебные курсы, практикумы, тренинги, комплексная диагностика и самодиагностика, составление портфолио достижений и самопрезентация, профориентационная игра. Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс профессионального самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников учебной группы, работающей в режиме «погружения».

Кроме того, в образовательном процессе необходимо установить взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой, что предусматривает:


  • выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал;

  • определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы;

  • изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям региона);

  • изучение интересов и склонностей учащихся;

  • регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому учебному предмету и профессиям, связанным с этим учебным предметом ;

  • обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.
На III ступени общего среднего образования (9-11 классы) профессиональные интересы обучающихся более дифференцированны, осознанны.

Целью профориентации на данном этапе является продолжение формирования способности учащихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, развитие профессионально важных качеств.

Основными целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся являются: организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного применения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность и др.

На этом этапе профильной ориентации в ходе презентации образовательной карты территории, учащиеся знакомятся с типами учреждений профессионального образования. Эта работа может включать следующие информационные блоки:


  • характеристика уровней и перспектив профессионального образования;

  • ограничения и риски, связанные с приобретением профессионального образования в учреждениях профессионального образования различных типов и уровней;

  • презентация учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда региона;

  • знакомство с наиболее яркими и типичными примерами, свидетельствующими о путях достижения профессионального успеха бывшими выпускниками школ региона.
Школьники изучают возможности и пути предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных школах, межшкольных учебных комбинатах и учреждениях дополнительного образования. Желательно, чтобы знакомство с возможностями профильного обучения в условиях муниципалитета, региона было согласовано с информацией о типах и уровнях профессионального образования, а также с перспективами дальнейшего профессионального становления выпускников школы.

На основном этапе желательно реализовать специальный ориентационный курс занятий, который будет содержать:


  • обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности (осуществляется по возможности специалистом-психологом средствами мини-тренинга или фокус-группы);

  • анализ образовательных ситуаций, позволяющих выявить основные ограничители (затруднения, проблемы) свободы выбора профиля обучения;

  • пробы выбора профиля обучения (серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личной заинтересованности школьника в обучении по данному профилю его возможностям).
Пробы выбора профиля обучения проектируются в соответствии с профильными и элективными курсами, имеющимися в различных учебных заведениях общего, дополнительного и профессионального образования. Эвристическая ориентация проб помогает конкретизировать запрос учащегося о связи содержания избираемого профиля обучения с содержанием послешкольного образования и будущей профессиональной деятельностью. Например, если проба соответствует гуманитарному направлению, то она может предполагать выполнение серии заданий, в которых учащийся выступает в роли эксперта книжной, журнальной продукции, видеофильма по предложенному алгоритму. Если проба соответствует естественно-научному направлению, то ее эвристические задания направлены на изучение особенностей субкультуры и профессиональной компетентности, например, работников сферы общественного питания.

Профессиональные пробы

При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы необходимо учитывать не только академические достижения и сертифицированный «портфолио», но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения (условно – «я могу»).

На заключительном этапе профильной ориентации предусматриваются работа со схемой альтернативного выбора профиля обучения, которая позволяет формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнения родителей; сертифицированные и несертифицированные личные достижения ученика в основном и дополнительном образовании; советы учителей; рекомендации психологов; перспективность или престижность выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.). Важно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и родители. Это может обнаружить отличия приоритетных мотивов профильной ориентации, а также выделить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на выбор.

По результатам проведенной работы массив учащихся может быть дифференцирован по следующим, например, признакам:


  • способны ли подростки к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;

  • связывают ли профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;

  • достигает ли необходимого уровня сформированность общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных в профиле обучения и соответствующих ему вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.
Для эффективной организации профильной ориентации необходимо использовать ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.

Профильная ориентация может осуществляться в системе предпрофильной подготовки в виде профориентационных курсов, например: курс «Твой выбор» (Н.В. Афанасьева, Н.В. Малухина). Данный учебный курс направлен на формирование у школьников представлений о требованиях общества к выпускникам школы, будущим специалистам в той или иной сфере профессиональной деятельности, на развитие у них отношения к себе как субъекту будущего профессионального образования. Содержание этого курса включает применение средств уточняющей диагностики готовности к выбору профессионально-образовательного маршрута; информацию о мире профессий, профессиональные интересах и склонностях обучающихся; обучение планированию профессионально-образовательного маршрута; специальные задания-упражнения, ориентированные на уточнение сделанного выбора и приобретение дополнительного практического опыта в других сферах профессиональной деятельности, помогающих оценить себя, проверить готовность к запасным вариантам.

Итогом основного этапа профессионального ориентирования школьников является наличие обдуманного, реально обоснованного личного профессионального плана выпускника, позволяющего ответить на вопросы: «представителем какой профессии я хочу стать; в каком учебном заведении приобрету эту профессию; где я буду работать через несколько лет», и на всякий случай, подобрать запасной вариант профессионального образования: «если не поступлю, то…».

Таким образом, профориентационная деятельность с обучающимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на региональном рынке труда рассматривается как процесс активный, многоступенчатый. В его реализации необходимо опираться на формы и методы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы учащимся «примерить» на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств (ролевые игры, социально-психологические тренинги и т.п.), тесное сотрудничество общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного и профессионального образования, отраслевыми предприятиями и организациями, сферой малого, среднего и крупного бизнеса.


Профориентационная работа на каждом возрастном этапе должна способствовать:

  • к окончанию начальной школы – формированию положительного отношения к ценности труда, его общественной значимости;

  • к окончанию 8-го класса – развитию учебно-профессиональных интересов и склонностей;

  • к окончанию 9-го класса – готовности к выбору профиля обучения, обоснованному формированию профессиональных намерений, вариантов получения общего полного образования;

  • к окончанию 11-го класса – к осознанному выбору профессии, формированию индивидуальной траектории профессионального образования;

  • к моменту окончания учебного заведения профессионального образования – формированию профессиональной компетентности, готовности к самостоятельному трудоустройству и профессиональной самореализации.
Литература:

  1. Батарщев А.В. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии учащейся молодежью: практико-ориентированная монография».- М.:Академия, 2011.

  2. Батарщев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. Пособие. – М.: Академия, 2009.

  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Из-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1996.

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение,1990.

  6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. – М.: Просвещение, 1995.

  7. Костюк Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования конкурентноспособности учащихся //Новые педагогические исследования: Альманах: прилож. К журн. «Профессиональное образование». – №3. – 2004. – С.102-109.

  8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию! – М.: Просвещение, 1992.

  9. Пряжников Н.С. Профессиональное личностное самоопределение. – М.: Просвещение, 1996.

  10. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Академия, 2001.

  11. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Владос, 2003.

  12. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2006.

  13. Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности к профессиональному самоопределению. – М.: Институт общего среднего образования РАО, 1997.

  14. Ярошенко В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 2004.
Интернет-ресурсы по профориентации в Вологодской области

  1. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения -http://www.depzan.info
Раздел: «Государственные услуги» - Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения :

  • информация о предоставлении государственной услуги по профессиональной ориентации; реестр образовательных учреждений, организаций;

  • рейтинг профессий (специальностей);

  • информационные материалы к областному Уроку занятости
Раздел «Работа для выпускников» содержит информацию о:

  • профессиях, востребованных на рынке труда области;

  • прогнозе потребностей экономики в квалифицированных кадрах в России на период до 2015 года;

  • 10 самых востребованных профессий будущего;

  • стажировках для выпускников образовательных учреждений;

  • обращаемости выпускников профессиональных учебных заведений в органы службы занятости в целях поиска работы ;


  • престижности профессий;

  • секретах правильного выбора профессии;

  • о подготовке кадров для туристской отрасли.
Для повышения шансов трудоустройства выпускники могут разместить на сайте свое резюме – рубрика «Резюме» ; выпускники, проходящие обучение в других регионах могут заполнить анкету в целях содействия им в поиске подходящей работы – рубрика «Уроженцам Вологодской области»

  1. Информационном портал службы занятости населения Вологодской области - http://vologda.regiontrud.ru
Раздел «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) »

  1. Официальный сайт Департамент образования области - http://www.edu35.ru
На сайте Департамента образования ссылка на сайт «Начальное и среднее профессиональное образование» - http://www.npospo.edu35.ru

Разделы:


  • «Перечень профессий (специальностей) на 2011-2012 учебный год »;

  • «Учреждения профессионального образования»;

  • «Региональный центр содействия трудоустройству» (рубрика - «Профориентация выпускников Вологодской области »);

  • «Абитуриенту» (рубрика «Перечень профессий», «Перечень специальностей», «Правила приема»)
Страничка по профориентации на сайте общеобразовательных школ

ФГБОУ «Вологодский государственный технический университет» отдел подготовки молодых специалистов - http://www.market.vstu.edu.ru

ФГБОУ «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина» - http://molochnoe.ru (раздел «Трудоустройство выпускников», «Дополнительное образование», «Приемная комиссия»)


  1. Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области
http://muscollege.ru/

http://www.cultinfo.ru/education/uchilkulture/index.htm

http://www.cultinfo.ru/education/cherepovets-college/index.html

http://depcult.cultinfo.ru/index.php?id=95


  1. Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова -http://www.tendryakovka.ru:
Разделы:

«Куда пойти учиться?» (Презентации учебных заведений Вологодской области);


«Виртуальная книжная выставка по профориентации»


  1. Комитет по физкультуре, спорту и молодежной политике

Бюджетное учреждение молодежной политики Вологодской области «Содружество» - http://upinfo.ru на данном сайте находится ссылка на Портал для абитуриентов - http://www.moeobrazovanie.ru

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЕДУЩИЕ СРЕДСТВА СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(ПО СТУПЕНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ)


Ступень образования

Задачи

Средства

Начальное общее образование

    1. кл.)

- Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения.

Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.



- Постепенная выработка первоначальных трудовых навыков.

Общее знакомство с миром профессионального труда, включая экскурсии на предприятия.

Практико-ориентированные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности.


Основное общее образование

- Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.

Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.



- Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов.

Образовательная область «Самоопределение».

Система практико-ориентированных учебных и социальных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности.

Экскурсии на предприятия


Основное общее образование

- Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов.

Формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры.

Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами.

Построение учащимися личной профессиональной перспективы.

Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе.


- Знакомство с перечнями рабочих профессий, специальностей СПО и ВПО.

Обсуждение потребительских профилей интересующих профессий.

Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности и профессиональные пробы.

Информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города, района.

Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование).

Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных областях.



Среднее (полное) общее образование

- Уточнение профильного выбора в условиях вариативного обучения; проектирование после-школьного образовательно-профессионального маршрута (с учетом введения в вузах бакалавриата); знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки.

Формирование ценности самообразования и саморазвития.



- Использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов.

Система профильных элективных курсов.

Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование).

Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).



Среднее профессио-нальное образование

- Уточнение личностного смысла выбранной специальности или рабочей профессии.

Обеспечение перехода из социальной роли и личностной позиции «обучающегося» (потребителя, иждивенца) в позицию «работника», формирование профессионально-трудовой самостоятельности.

Формирование ценности профессионального самообразования и саморазвития.


- Насыщение образовательного процесса (образовательной среды) профессиональным контекстом.

Курс «введение в специальность» (на первом году обучения).

Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.

Знакомство с корпоративной культурой предприятий-партнеров, введение ее элементов в образовательную среду.

Обеспечение возможностей для оплачиваемой профессиональной деятельности в процессе обучения.



Высшее образование

- Сопровождение локальных выборов в процессе обучения (специализации, тем курсовых и дипломной работ, места прохождения практики и т.п.); выбора места будущей работы по специальности.

Содействие формированию индивидуального стиля деятельности.

Формирование готовности к профессиональной самореализации


- Курс «введение в специальность» (на первом году обучения).

Система индивидуальных и групповых консультаций.


Дополнительное профессиональное образование

- Выявление индивидуальных профессиональных затруднений и определение стратегии работы с ними.

Определение путей и способов достижения «акмэ» в профессии.

Определение мотивации к продолжению трудовой деятельности по своей специальности (профессии) или к освоению новых специальностей (профессий).

Содействие развитию индивидуального стиля деятельности.



- Диагностическая работа.

Система индивидуальных и групповых консультаций.

Знакомство с опытом успешных профессионалов в сфере, соответствующей профилю получаемого образования.

Приложение 2

Основные направления и механизмы профориентационной деятельности в системе образования
Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности.

Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности . Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости.

Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.

Профессиография – одно из направлений профориентации, связанное с описанием профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.

Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраиваетсятаким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению обучающихся. Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.
С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику.

Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов

Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний.

Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

Профессиональные пробы ориентированы на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности в реальной практике, выход на которые имеют различные профили обучения на старшей ступени образования. Они помогают старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Н.В. Маслова

ОБОУ СПО «Дмитриевский

сельскохозяйственный техникум»,

г. Дмитриев

Проблема исследования профессиональной самореализации личности студента является актуальной, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей. Студенты не могут осуществить адекватную профессиональную самоидентификацию, что бы понять, соответствуют ли их личные качества и психологические данные требованиям выбранной специализации. Такая самоидентификация во многом основывается лишь на интуитивной самооценке.

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимой категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:

Недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

Совмещение значительной частью студентов работы с учебой;

Инфантилизм части студентов, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.)

Как показывают многочисленные исследования, студенты не получают достаточных знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Студенты не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у выпускников СПО преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психологических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющие на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущение безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявление более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями обострившими конкурентоспособность на профессиональном рынке труда.

Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся напрямую зависит от степени заинтересованности потенциальных абитуриентов в получении профессии или специальности, связанной с приоритетной отраслью. В профессиональных образовательных организациях происходят значительные изменения в содержании и технологии обучения. Возникла необходимость к формированию у обучающихся умений и навыков самостоятельного и творческого переноса приобретенных знаний в изменяющиеся социально-экономические и производственно-технические ситуации.

Чтобы каждый выпускник общеобразовательных организаций выбрал дело по своему сердцу, был востребован на рынке труда, стал успешным, педагоги должны много потрудиться.

Ежегодно в Дмитриевском районе проводятся ярмарки вакансий, в том числе для обучающихся школ, организуется трудоустройство подростков на каникулярное время. В Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме ежегодно проводится «День открытых дверей» для выпускников общеобразовательных организаций.

Для построения системы и создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в учебном заведении «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» реализуются следующие мероприятия:

Проводятся тематические конкурсы и олимпиады в системе профессионального образования;

Разрабатываются организационные документы (положения) по проведению тематических бесед с абитуриентами и обучающимися, определяется экскурсионный маршрут специалистами ведущих предприятий отрасли;

Проводятся совместные с предприятиями конференции, конкурсы научного, технического творчества и профессионального мастерства, олимпиады по специальным дисциплинам;

Проводятся студенческие советы по приоритетному направлению;

Развивается научно-творческая и рационализаторская деятельность студентов.

Реализация данных мероприятий позволяет увеличить: долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по способам поиска работы, трудоустройства, планированию карьеры, адаптации на рабочем месте, от 84% в 2014 году до 100% к 2020 году;

Долю выпускников освоивших модули вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ по специальным дисциплинам, собственного дела, способствующих «самозанятости» выпускника на современном рынке труда, от 65,0% в 2013 году до 80,0% к 2020 году;

Удельный вес выпускников, освоивших программы учебного заведения, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в течение 3 лет после окончания обучения, от 8,0% в 2013 году до 3,0% к 2020 году.

В ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» проводится систематическая работа по созданию условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения в профессиональном образовании (обучении).

С целью развития системы профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодежи в ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» создан Центр профориентации, подготовлены учебно-программные и методические материалы по планированию, организации и проведению профориентационной работы с различными категориями населения.

Администрация ОБОУ СПО «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум» рассматривают создание благоприятных условий для социализации и самореализации, студентов как важнейшее условие:

1) включение в реализуемые учреждением профессиональные образовательные программы учебных дисциплин и спецкурсов по эффективному поведению на рынке труда и основам предпринимательства, а также профессиональных дисциплин (модулей), направленных на формирование и развитие обучающихся дополнительных, востребованных работодателями региона прикладных квалификаций;

2) создание и функционирования в учреждении «ДСХТ» службы содействия трудоустройству и поддержки занятости выпускников, которые активно взаимодействуют с территориальными органами и учреждениями областной государственной службы по труду и занятости населения;

3) развития практики выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения престижа рабочих профессий, формирования дополнительных знаний, умений и навыков посредством расширения молодежного конкурсного движения (проведение конкурсов профессионального мастерства и научно-технического творчества, олимпиад и т.д.) в том числе в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развития образования на 2013-2020 гг.»

Для реализации поставленных задач в учебном заведении разработан План мероприятий «Дорожная карта» программы развития техникума. Часть программы, касающаяся, данного вопроса представлена в работе(приложение 1).

В заключении хочется отметить, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно-предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Подготовка такого конкурентоспособного на рынке труда, профессионально мобильного работника в значительной степени зависит от социализации и педагогического обеспечения профессиональной ориентации молодежи.

Библиографический список:

  1. Акбердина А.Р.Мотивация получения образования, как фактор профессиональной социализации студентов вузов /Акбердина А.Р. - Технологии совершенствования педагогических кадров: теория и практика: Казань. Тат. кн. изд. - во -2005. С. 75-77.

2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника/ Голомшток А.Е. М: Педагогика, 2009. - 160 с.

3. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность: Уч. пос. 2-е изд. /Ковальчук А.С. Орел, 2012 - 172 с.

4. Научно-методологические основы модернизации содержания социокультурного образования //Сост. Е.В. Кулагина Казань, 2013 - 350 с.

5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий /Никандров Н.Д. - М., 2008 - 304 с.

«Эффективность урока» - Результативность урока – уровень усвоения знаний и способов деятельности учащихся. Эффективность урока зависит от: Расскажи – и я забуду Покажи – и я запомню Дай мне действовать самому – и я научусь. Урок всему начало, всему и итог. Эффективный – дающий определен-ный эффект, действенный. Оценить пути повышения эффективности урока в условиях школы.

«Факультет повышения квалификации» - Профессиональная переподготовка. Государственный экзамен и защита дипломной работы. Предназначено для лиц, имеющих диплом специалиста, бакалавра или магистра. На факультете реализуется более 60 наименований программ повышения квалификации по направлениям: Занятия по мере комплектования групп. С 1 октября по 30 июня.

«Профориентационная деятельность» - What are your relatives? II ступень общего среднего образования II.1. Основная школа (5-7 классы). Впервые знакомство с профессиями на уроках английского языка происходит во втром классе. What is your dad? К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Три этапа профориентации.

«Повышение качества образования» - Создание круглогодичной образовательной среды. Объемы и источники финансирования Программы осуществляется: - за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального – 80 %; - за счет внебюджетных источников (спонсорской и благотворительной помощи) – 20 %. Материально-техническая база. Сроки реализации программы: 2009 – 2013 годы.

«Роль классного руководителя в школе» - Взаимодействия классного руководителя. Регулирование межличностных отношений. Организация в классе образовательного процесса. Цель деятельности классного руководителя. Педагог, который не сковывает, а освобождает. Защита прав и интересов обучающихся; организация системной работы. Формы работы классного руководителя.

«Обязанности классного руководителя» - Совершенствование мастерства классного руководителя. Строгий контроль за посещаемостью. Организация внеучебной жизни классного коллектива. Отчётная документация. Тесная взаимосвязь с медперсоналом. Забота о внешнем виде воспитанников. Классный руководитель. Должностные обязанности классного руководителя.

УДК 37.048.45 ББК 74.200.526

Сардушкина Юлия Анатольевна

заместитель руководителя Учебно-методического управления Автономного муниципального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарская академия государственного и муниципального управления»

г. Самара Sardushkina Yulia Anatolievna Deputy Administrator of Instruction and Methodological Department Autonomous Municipal Educational Establishment of Higher Professional Education “Samara Academy of State and Municipal Management”

Повышение эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов в системе профилизации школы Senior School Students’ Professional Guidance Effectivization in the School

Streaming System

Рассмотрена связь профильного обучения и профессиональной ориентации. Представлены результаты исследования, направленного на изучение сформированности у учащихся старших классов умения делать выбор, а также условий образовательного процесса, способствующих развитию умения выбирать. На примере выстроенного взаимодействия вуза и школы предложен возможный способ повышения эффективности профориентационной работы среди учащихся старших классов.

The article surveys a connection between school streaming and professional guidance. A research which studies the ability to make a professional choice among senior school students and conditions of educational process are described. A possible way of effective professional guidance among senior school students is offered on the basis of well-structured coordination between school and university.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профильное обучение, умение делать выбор, взаимодействие вуза и школы.

Key words: professional guidance, streaming, ability to make a choice, coordination between school and university.

Проблема профессиональной ориентации учащихся всегда остаётся привлекательной своей актуальностью для специалистов различных сфер деятельности. Это связано с тем, что научное и практическое решение вопросов профориентации является ответом на социальный заказ государства правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии.

Профориентация - это «...система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда.» , включающая в себя и профессиональное просвещение, и профессиональное консультирование, и психологическую поддержку учащихся. Работа по этим направлениям проводится в областных или городских центрах профессиональной ориентации, в различных кружках и секциях, дающих возможность учащимся развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки. Но более лучшие условия для плановой, системной профориентационной работы возможно создать на базе профильной школы. Это связано с тем, что именно профильное обучение позволяет «более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» . Через профилизацию старшей школы учащимся

предоставляется возможность «спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора» .

Соответственно, одним из результатов эффективного профильного обучения должно являться - «умение делать выбор» , т.е.:

Умение анализировать мотивы выбора;

Умение анализировать внешние условия;

Умение прогнозировать и оценивать результаты выбора.

Это умение является одним из основных необходимых ресурсов для осуществления осознанного выбора профессии.

С целью изучения сформированности у учащихся старших классов умения делать выбор, а также условий образовательного процесса, способствующих развитию умения выбирать, нами проведено эмпирическое исследование.

Среди методов, которые мы используем в исследовании, в том числе есть и интервью, и контент-анализ.

«Интервью (от англ. Interview - беседа) - один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой» . Их ответы и служат материалом для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами.

Контент-анализ - это «метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Под документом при этом понимается официальный текст (типа инструкции или правового закона), а также всё написанное или произнесённое, всё, что стало коммуникацией» .

Исследование проходит в течение всего учебного года, на базе заранее определённых образовательных учреждений (ряда школ и гимназии) г. о. Самара.

В начале учебного года было проведено интервьюирование завучей этих образовательных учреждений. Все завучи признали, что в школе необходимо реализовывать профориентационную программу, направленную на развитие умения учащихся делать самостоятельный выбор. Это связано с тем, что, по их наблюдениям, оказываясь в ситуации выбора, у старшеклассников возникают сложности, относящиеся к умению этот выбор совершать.

Большинство завучей считают целесообразным начинать профориентационную работу с 9 класса, объясняя это тем, что в конце 9 класса учащиеся должны определиться с дальнейшим профилем обучения либо принять решение о продолжении образования в учреждениях, дающих среднее профессиональное образование. А их опыт работы показывает, что, на сегодняшний день, к концу обучения в 9 классе учащиеся не готовы делать осознанный самостоятельный выбор. И, соответственно, уже в 9 классе завучи видят необходимость в реализации программы, развивающей это умение, с обязательным продолжением в 10, 11 классах, но уже на более углубленном уровне. Часть завучей, опираясь на огромный опыт работы в школе, предлагает начинать реализовывать задачи профориентации с 1 класса через программу «Знакомство с миром профессий», а, начиная с 8 класса, в течение 4 лет на

более углубленном уровне - профориентационную программу, способствующую развитию умения делать выбор. Остальные завучи считают, что оптимальный вариант для начала реализации профориентационной программы - это 10 класс, объясняя это тем, что у учащихся к этому возрасту есть представление о том, что им интересно/неинтересно, к чему есть способности, занятие в какой сфере деятельности приносит удовлетворение. Полученная информация позволяет нам сделать вывод о том, что у старшей школы есть необходимость в проведении профориентационной программы, направленной на развитие умения у учащихся делать самостоятельный выбор, и оптимальный вариант, реально осуществимый в современных условиях, для начала её реализации - это или 9 или 10 класс.

Отвечая на вопрос: «Достаточно ли в школе соответствующего кадрового ресурса для реализации профориентационной программы?», - все завучи ответили, что, на сегодняшний день, школьного кадрового ресурса недостаточно. Поможет решить этот вопрос сотрудничество с высшей школой. Завучи отмечают, что именно вузовские преподаватели, через непосредственное взаимодействие со специалистами-практиками, смогут наилучшим образом разработать и реализовать профориентационную программу. Таким образом, мы видим, что в настоящее время старшая школа заинтересована в выстраивании взаимодействия с высшей школой, в результате которого будет решён как кадровый вопрос (по соответствующему направлению работы), так и вопрос, касающийся разработки и реализации профориентационной программы.

Результаты исследования, полученные нами вследствие проведённого контент-анализа, подтвердили высказывания завучей о том, что у учащихся к концу 9 класса, а также при дальнейшем обучении в 10 классе, попадая в ситуацию выбора (в данном случае речь идёт о профессии), возникают сложности, связанные с умением этот выбор делать.

Мы проводили исследование среди учащихся 10 классов. Из всех испытуемых только 32% с меньшими сомнениями могут сказать какую профессиональную сферу они выбирают. 40% учащихся выбрали для себя

несколько приоритетных сфер деятельности, но не знают какой из них отдать предпочтение, какие критерии при выборе использовать. 28% - вообще не знают, какую профессию выбрать, в своих работах они говорят о том, что возникают большие трудности с тем, как выбирать; они не знают чем руководствоваться, совершая выбор профессии. Некоторые из них открыто признают, что, несмотря на возникшие затруднения с выбором профессии, задумываться об этом вопросе будут только после окончания 10 класса, либо полагаются на то, что им их выбор помогут совершить родители. Полученные результаты говорят о том, что у учащихся возникают сложности с проектированием своей дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности, с умением анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений, с умением прогнозировать результат выбора и последствий совершаемого выбора.

Находясь в ситуации выбора профессии, только 28% испытуемых задумываются о внешних условиях, под которыми мы, в том числе, подразумеваем: умение анализировать ситуацию на рынке труда и учитывать то, какие специальности востребованы на сегодняшний день и будут востребованы через несколько лет. Умение анализировать внешние условия, учитывать их, совершая выбор, является одним из необходимых условий, позволяющих сделать выбор наиболее осознанным. По полученным данным видно, что по этому направлению, в рамках реализации профориентационной программы, также необходимо проводить работу.

Изучение суждений завучей и контент-анализ работ школьников показывают нам, что старшей школе, необходима помощь, направленная на повышение эффективности профориентационной работы, одним из аспектов которой является разработка и реализация профориентационной программы, способствующей развитию у учащихся умения делать осознанный самостоятельный выбор. И, по мнению завучей, оптимальным вариантом для решения этого вопроса является - выстроенное взаимодействие с высшей школой.

Так как для выбора профессии, у учащихся, должно быть развито умение делать осознанный самостоятельный выбор и, соответственно, проводимые

мероприятия, в первую очередь, должны быть направлены на формирование этого умения, создать необходимые условия для повышения эффективности профориентационной работы возможно в рамках профильного обучения: оно по сути своей нацелено «на удовлетворение индивидуальных запросов старшеклассников (при условии освоения обязательного образовательного минимума) и на формирование у них умения делать ответственный выбор» . Но, поскольку, как отмечалось выше, для школы в данной ситуации затруднительно автономно успешно проводить профориентационную работу, а необходимость в специально организованных профориентационных мероприятиях острая, помочь разрешить эту проблему может выстроенное взаимодействие между вузом и школой.

У школы есть потребность в высокопрофессиональных специалистах, которые на должном уровне смогут провести профориентационную работу, в т.ч. будут способствовать развитию у учащихся старших классов умения делать осознанный самостоятельный выбор; в профориентационной программе, предоставляющей старшеклассникам широкие возможности выбора.

Потребность вуза во взаимодействии с общеобразовательным учреждением - привлечение учащихся старших классов к поступлению в данный конкретный вуз. Любому высшему учебному заведению нужны ориентированные на это заведение школьники, самостоятельно осознающие чего они хотят, понимающие почему хотят поступать именно в этот вуз, и почему выбирают именно это направление подготовки. Только благодаря взаимодействию с такими абитуриентами вуз будет получать ответственного студента, а в дальнейшем, удовлетворять потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

Поэтому возможным путём повышения эффективности профориентационной работы является такое построение взаимодействия вуза и школы, где вуз разрабатывает соответствующую модульную профориентационную программу, обеспечивающую для старшеклассников достаточную широту выбора, способствующую развитию умения делать

осознанный самостоятельный выбор, что, в свою очередь, является необходимым условием для успешной профориентационной работы, а также направляет в школу для реализации этой программы квалифицированных преподавателей; а школа предоставляет возможность вузу заниматься с аудиторией старшеклассников, с целью ориентации их на профессии, к работе по которым готовят в данном вузе. При выстраивании взаимодействия таким образом, повышается качество предоставляемой образовательной услуги. И именно в рамках согласованного взаимодействия вуза и школы удовлетворяются интересы этих двух сторон, а также повышается эффективность профориентационной работы.

Библиографический список

1. Федеральный портал «Российское образование». URL:

http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php

2. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 2783. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/2783.html

3. Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования: метод. рекомендации / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман, О.В. Чуракова; под ред. Е.А. Когана. - Самара: ООО «Офорт», 2007. 93 с.

4. Методы и методика педагогического исследования. URL: http://paidagogos.com/

5. Гудзовская А. А. Контент-анализ как метод эмпирических и прикладных исследований в психологии: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский муниципальный институт управления», 2007. 48с.

6. Голуб Г.Б. Элективные курсы в системе профильного обучения // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 6.

1. Golub, G.B. Elective Courses in the Streaming System / G.B. Golub // An Assistant Headmaster’s Guide. - 2010. - №6.

2. Gudzovskaya, A.A. Content-Analysis as a Method of Empirical and Practical Research in Psychology: Study Guide / A.A. Gudzovskaya. - Samara: “Samara Municipal Institute of Management” Publishing House, 2007. - 48 p.

3. Methods and Methodology of Pedagogical Research . - Access Mode: http://paidagogos.com/

4. On the Streaming Conception Adoption on the Senior Level of General Education. Order of the Russian Federation Ministry of Education dated July, 18, 2002, № 2783 . - Access Mode: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 02/2783.html

5. Streaming Organization in the Individual Educational Frame Form on the Senior Level of General Education: Guidelines / G.B. Golub, E.A. Perelygina, I.S. Fishman, O.V. Churakova; ed. by E.A. Kogan. - Samara: “Ofort” Ltd., 2007. - 93 p.

6. “The Russian Education” Federal Portal . - Access Mode: http://www.edu.ru/abitur/act.15/index.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: