Психология базовый уровень. Основы психологического консультирования

В ситуациях противостояния, когда на вас давят высказывания, затрагивающие ваше достоинство, на первое место выдвигается умение проявить выдержку, самообладание. Сделать это бывает вовсе непросто. Но крайне важно. Здесь вам помогут упражнения по релаксации. Приведем несколько способов достижения этого состояния.

Метод 1 (Отстранение). При беседе с людьми, которые могут оказывать на вас негативное влияние, первым делом мысленно отделите их экраном из плотного стекла, визуализируйте этот экран до ощущения полной реальности. Вы видите и слышите собеседника, но его злоба и ненависть не проходит к вам. Создайте между вами экран. Вообразите непробиваемую стену. Из чего Вы ее соорудите - дело Вашего воображения. Из бронированного стекла, просто плотного воздуха, магнитного поля... И Вы вдруг увидите, как ваши «благожелатели» станут Вам абсолютно безразличны. В этом случае перемена бывает разительна. Они вдруг становятся вежливыми и спокойными. Даже доброжелательными. Чаще всего у них возникает неподвластное им чувство уважения к человеку, которого они не могут «пробить». По отношению к человеку, который выводит вас из душевного равновесия, но не присутствует рядом с вами, используется психотехника мысленного отделения от него стеной со следующей словесной формулировкой: «Ты просто не существуешь. Я не могу ни видеть, ни слышать тебя, тебя вообще нет».

Метод 2 (Разглядывание). Негативная информация больше всего воздействует на слух. Поэтому в напряженных ситуациях следует фиксировать внимание не на слуховых ощущениях, а на зрительно воспринимаемых объектах. Оппонент, раздражающий вас, продолжает говорить что-то, а вы, чтобы отгородиться от действия его речи, постарайтесь увидеть его лицо - как можно отчетливее, во всех деталях, как если бы вы собирались затем по памяти нарисовать его портрет. Смотреть следует молча, очень внимательно, но не «пялиться», а именно рассматривать. Во время этой умышленной паузы постарайтесь увидеть как можно больше деталей обстановки рядом с разгоряченным собеседником. Кто бы ни был противником - случайный прохожий, начальник, коллега или подчиненный, ваше внезапное, неожиданное молчание непременно вызовет ослабление его напора.

Метод 3 (Визуализация). Беспокоящая вас ситуация проигрывается в воображении как бы на внутреннем экране и тем самым гасит гнев. За развитием ситуации вы наблюдаете как бы со стороны. Представьте себя зрителем, смотрящим художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Для визуализации надо расслабиться, сосредоточиться на внутренних ощущениях и привести в норму дыхание. Далее можно рекомендовать следующие варианты:

1) уменьшите в росте человека, вызвавшего ваш гнев, пусть он будет карликом, гномом или букашкой;

2) постарайтесь увидеть этого человека в смешном виде (например, в трусах и в каске);

3) представьте гнев в виде пучка энергии, который уходит через вас в обидчика;

4) придумайте сцену воображаемого реванша по отношению к вашему обидчику и насладитесь «мщением».

Лиц, от которых исходит угроза психологического или физического насилия, можно классифицировать по трем большим группам.

1) психически нормальные люди без видимых отклонений в поведении;

2) психически нормальные люди, но находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

3) люди с патологическими отклонениями в психике.

Сосредоточим свое внимание на первой категории. Вообще, следует отметить, что правильная оценка ситуации - первый шаг к решению проблемы. Оценка человека, от которого исходит угроза, может быть очень поверхностной, а может быть и довольно глубокой. В зависимости от сложившейся ситуации вы сами решаете, какой уровень анализа необходим для принятия решения. Вряд ли целесообразно выяснять уровень интеллекта или наличие чувства юмора у трамвайного хама или человека, который уже замахнулся для нанесения удара. А вот при выяснении отношений с начальником-садистом, который ежедневно третирует вас, уже необходим глубокий психологический анализ его личности.

Вступая в контакт с человеком, который вам угрожает или оскорбляет вас, прежде всего, обратите внимание на степень его агрессивности. Направлена ли она против вас лично или это агрессивность общего характера. Последняя обычно свойственна людям, живущим по принципу «Я обижен на весь мир». Они любят причину собственных неудач видеть в окружающих. В этом случае вы выступаете просто как объект, случайно попавший им под руку, на которого они с удовольствием выливают свою желчь и недовольство жизнью. Такие субъекты сплошь и рядом встречаются, например, в городском транспорте.

Если вам встретится подобная личность , важно определить эмоциональное состояние вашего «благожелателя». От состояния зависит быстрота его действий, степень агрессивности, возможность ведения диалога с ним, возможность избежать наступления нежелательных для вас последствий.

От эмоционального состояния противника выбирается тактика вашего поведения. Вы можете выбрать тактику поведения человека, который не боится драки. В этом случае следует продемонстрировать противнику свое спокойствие и уверенность в себе . Если вы замечаете у противника гнев, то ваше спокойствие может несколько снизить степень его гнева. Если вы наблюдаете у противника презрение, то лучшим способом воздействия на него будет сохранение чувства собственного достоинства. Если же вы заметите у него страх , то продемонстрируйте ему не только спокойствие, но и уверенность в себе, собственную силу, а иногда даже и агрессивное поведение по отношению к нему.

2. Формирование умений замечать и понимать агрессивный язык тела и высказывания.

Ниже описание некоторых эмоциональных состояний, характерных для разбираемых нами ситуаций, и покажем, как по внешним признакам можно определить, какие эмоции испытывает человек, атакующий вас грубостью или насмешками.

СТРАХ
Чаще всего человек, атакующий вас грубостью или насмешкой, сам испытывает страх. Это не так уж парадоксально, как может показаться на первый взгляд. Страх может быть совершенно разного свойства.

При страхе, как правило, происходит резкое сокращение мышц, появляется скованность в движениях, да и сами движения становятся несколько раскоординированы, наблюдается дрожание рук, особенно кончиков пальцев, ног. Брови почти прямые, несколько приподняты, их внутренние уголки сдвинуты друг к другу, лоб покрывают горизонтальные морщины. Глаза раскрыты широко, нередко это сопровождается и расширением зрачков, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот открыт, глаза напряжены и немного растянуты. Взгляд не фиксируется на одном объекте а воспринимается как бегающий. Происходит активное потоотделение, несмотря на то, что в помещении или на улице может быть довольно прохладно. Пот можно увидеть на лбу, над верхней и под нижней губой. Потеет шея, ладони, подмышки. Человек, испытывая дискомфорт от того, что потеет, начинает его вытирать. На лице появляется бледность.

ГНЕВ
Нередко при агрессивном поведении можно наблюдать именно эту эмоцию. Степень ее внешнего проявления может послужить для вас своеобразным индикатором агрессивности нападающего.

Поза принимает угрожающий характер , человек выглядит так, будто готовится к броску. Мышцы напряжены, но нет дрожания, характерного для страха. Выражение лица нахмуренное, глаза могут продолжительное время фиксироваться на источнике гнева, взгляд угрожающий. Ноздри расширяются, крылья ноздрей как бы вздрагивают, губы оттягиваются назад, иногда так сильно, что обнажают стиснутые зубы (оскал). Лицо бледнеет, но чаще краснеет. Иногда можно заметить, как по лицу пробегают судороги. Резко повышается громкость голоса, иногда разгневанный человек переходит на крик. Кулаки сжаты, на переносице появляются резкие вертикальные складки, глаза как бы превращаются в щели. При сильном гневе человек выглядит так, будто вот-вот взорвется. Речь с нотками угрозы, сквозь зубы, может перемежаться матом.

Следует отметить, что при гневе человек ощущает прилив сил, становится гораздо более энергичным и импульсивным в своем поведении. Особенностью гнева является то, что в таком состоянии человек испытывает потребность в физическом действии, и, чем сильнее гнев, тем выше эта потребность. Самоконтроль снижен или отсутствует.

Нелегко общаться с разгневанным человеком. В этом случае особенно важно сохранять спокойствие и продемонстрировать его вашему визави. Будьте с ним весьма осторожны, тем более, если вы видите и слышите его впервые в жизни, и одно неосторожное слово может дорого стоить. Разгневанный человек находится в крайней степени возбуждения, к его логике, если она у него есть, весьма тяжело пробиться. Именно поэтому надо попытаться выяснить, что именно разгневало его. Если у него имеются какие-то основания вас ненавидеть, постарайтесь выяснить истинную причину. Может быть, он претендует на ваше место под солнцем, а может, просто завидует вам. Причины могут быть самые разные (см. начало главы).

Уже само обсуждение причины может оказать на разгневанного человека успокаивающее действие: вы даете ему возможность, пусть даже в оскорбительных для вас выражениях, «выпустить пар». Если вы видите нарастание гнева, если его лицо стало еще более красным, а вены на шее и руках вздулись, если громкость голоса нарастает и он перешел на крик, кулаки сжались, тело наклонилось вперед, следовательно, он на грани физического нападения на вас. Если мышцы расслабляются, сходит краснота, разжимаются кулаки, голос становится нормальной громкости и в нем исчезает угроза, то вряд ли он начнет агрессивные действия.

Если вы хотите снизить уровень конфронтации, не стоит вступать в спор с человеком, находящимся в таком состоянии, а тем более вести его в жесткой форме. В порыве гнева он может заорать, что убьет вас. Ответить можно примерно так: «Да вы это запросто можете сделать, но что я сделал вам плохого?» Подобные вопросы, задаваемые в спокойном тоне, могут до некоторой степени снизить степень агрессивности нападающего, а возможно, с этого и начнется конструктивный диалог с ним. Постарайтесь сами быть не просто спокойным, но даже демонстративно расслабленным.

Практическое упражнение. Ваше внутренне напряжение всегда непроизвольно вызывает ответное напряжение у того, с кем вы говорите. Попробуйте, например, постепенно нагнетать нервозность в разговоре, говоря все громче и громче, и даже переходя на крик. Вы заметите, как ваш собеседник последует за вами и начнет разговаривать на повышенных тонах. Напротив, если вы будете говорить все тише и тише, ваш собеседник также постепенно «сбавит обороты». Говоря с разгневанным человеком, подстройтесь к его гневу, но немного ниже его уровня. А затем постепенно, успокаивая свое собственное состояние, успокойте и собеседника.

ПРЕЗРЕНИЕ
Ревность, жадность или соперничество может вызвать у человека чувство презрения к вам. В отличие от гнева презрение редко вызывает импульсивное поведение угрожающего вам человека, но, именно поэтому он более опасен. Внешне это выглядит примерно так: голова поднята вверх, и, даже если он ниже вас ростом, создается впечатление, что он смотрит на вас сверху вниз. Можно наблюдать позу «отстраненности», он как бы отдаляется от источника, вызывающего презрение. В позе, мимике, речи наблюдается превосходство. Особая опасность этого состояния заключается в том, что это - «холодная» эмоция и презирающий вас человек может совершить любое действие против вас спокойно и хладнокровно. Как правило, действия таких людей расчетливы, но если что-то из задуманного не получается, то может появиться еще и эмоция гнева. Соединение этих двух эмоций воедино несет еще большую опасность.

Когда сталкиваетесь с человеком, который демонстрирует вам свое презрение, держите ухо востро. От него можно ожидать любой пакости, причем он может сделать ее совершенно спокойно, испытывая при этом чувство превосходства над вами. Если он заметит хоть каплю страха или подобострастия с вашей стороны, то вам придется еще хуже. Вежливое и корректное отношение с вашей стороны такой человек воспримет как признак вашей слабости.

В этом случае первым делом с него надо сбить спесь. Это - агрессивные действия с вашей стороны, демонстрация ему уверенности в себе, сохранение чувства собственного достоинства, а возможно и своего превосходства над ним. Здесь вам поможет рационализация ситуации, своеобразное изменение правил игры. Прекрасное применение этого приема полвека назад показал Аркадий Райкин в своем бессмертном фильме «Мы с вами где-то встречались». Вокзальный начальник, презрительно «отбривающий» публику и выказывающий свою власть над ней, вдруг преображается, как только артист начинает разыгрывать перед ним усталого и пресыщенного властью большого босса. Артист видит в нем мошку - и начальник вокзала мгновенно превращается в эту мошку, начиная «летать» и исполнять приказы, даже не поинтересовавшись реальными полномочиями оказавшегося в его кресле «хозяина». Искреннее осознание своего превосходства, снисходительная доброжелательность, спокойная уверенность в себе оказывают необходимое действие в 99 случаях из 100. Существует единственное условие такого воздействия - ваша абсолютная внутренняя уверенность именно в таком соотношении личностных статусов - вашего и визави.

Правда, может наступить момент, когда на презрение накладывается гнев, и тогда такой человек для вас станет еще более опасным. Тогда трудно начать диалог, а вести его еще труднее: ведь он цедит слова сквозь зубы, как бы делая одолжение, что вообще говорит с вами. Надо попытаться «разговорить» его и показать, что то, чем он занимается в данный момент, настолько низко, что подрывает его достоинство. Если вам удастся заставить такого человека посмотреть вам в глаза, да еще без презрения, а хотя бы для начала с удивлением, считайте, что вы на верном пути.

ОТВРАЩЕНИЕ
Отвращение, как гнев или презрение, также является чувством враждебности. Это также негативная эмоция, способная стимулировать агрессивные действия. Человек, испытывающий отвращение, выглядит так, будто ему в рот попало что-то отвратительное на вкус или он почувствовал крайне неприятный для него запах. Нос наморщивается, верхняя губа задирается наверх. Иногда создается впечатление, что у него косят глаза. Так же как и при презрении, возникает поза «отстраненности», но без выражения превосходства. При крайнем выражении отвращения человек выглядит так, как будто он подавился или сплевывает.

В сочетании с гневом отвращение может вызвать весьма агрессивное поведение, поскольку гнев мотивирует нападение, а отвращение - потребность избавиться от чего-то неприятного.

Человек, причиняющий вам боль, может также демонстрировать внешние признаки эмоции РАДОСТИ. Это означает, что вам крупно «повезло» и вы наткнулись на типичного социального психопата, в просторечии - скрытого садиста. Грубые и злые, они очень рано, с детства обнаруживают себя, - сначала своей склонностью к мучительству животных и поразительным отсутствием привязанности к самым близким людям, а затем своим умышленно бесцеремонным нежеланием считаться с самыми минимальными удобствами окружающих. Некоторые из них способны из-за пустяка плюнуть человеку в лицо, начать за столом громко браниться площадной бранью, бить окна, посуду, мебель при самой незначительной ссоре, и все это - не столько вследствие чрезмерного гнева, сколько из желания досадить окружающим. Но гораздо чаще встречаются т.н. скрытые садисты, желающие причинять боль и страдания людям как бы исподтишка, незаметно.

Практическое упражнение. Пожалуйста, потратьте некоторое время, чтобы применить описание эмоциональных состояний на практике - понаблюдайте за людьми, с которыми вы контактируете на работе или в быту. Фиксируйте их внешние реакции и движения. После двух-трех недель подобных занятий вы разовьете свою наблюдательность до необходимого уровня и легко будете замечать у людей наличие тех или иных эмоций.

3. Основы психологической защиты.
Основное правило психологической защиты гласит: Никогда не упускаем противника из виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями. Всегда осуществляем визуальный контакт, т.е. смотрим ему в глаза.

При общении с атакующим вас субъектом всегда старайтесь смотреть ему в глаза и не поворачиваться спиной. Волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям. Поэтому, если вы будете смотреть на противника мельком и сразу же отводить взгляд, такое поведение он примет за признак слабости. Противник будет считать вас неуверенным и стеснительным человеком, на которого не страшно напасть, унизить, оскорбить. Установлено, что именно неуверенный взгляд больше всего провоцирует атаку психопатов и преступников.

Напротив, спокойный, холодный и уверенный взгляд часто дезориентирует противника и выбивает его из колеи.

В ситуациях психологического противоборства важно следить за своим физическим состоянием и видом. Если у вас прямая спина, ровное дыхание и твердый взгляд в переносицу оппонента, мало кому придет в голову воспользоваться ситуацией и попытаться оскорбить вас. Наоборот, проявление растерянности является указанием на вашу беззащитность и провоцирует нападение. В процессе психологической борьбы уверенный и пристальный взгляд имеет решающее значение.

© Немов Р. С, 2004

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

* * *

Предисловие

Настоящее издание является учебником по психологии для высших педагогических учебных заведений. Оно состоит из трех книг, включающих в себя полный основной курс психологических знаний, необходимых преподавателю, воспитателю и руководителю, работающему в системе образования. В этот курс входят сведения из разных областей психологической науки, имеющие прямое или косвенное отношение к обучению и воспитанию детей: общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, психодиагностики, психологии управления и некоторых других психологических дисциплин.

Данная, первая книга учебника содержит в себе общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью.

Текст учебника снабжен необходимым методическим аппаратом, который может понадобиться как преподавателю, так и студентам. Этот аппарат включает в себя фрагменты программы курса, изложенные в виде резюме в начале каждой главы учебника. Эта часть текста выделена словами «краткое содержание», которые следуют сразу после названия главы. Наименования отдельных параграфов, соответствующие вопросам, рассматриваемым на лекционных и семинарских занятиях, в кратком содержании выделены. В конце каждой главы имеются темы и вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, вопросы к экзаменам и зачетам, а также темы, рекомендуемые для написания рефератов и проведения самостоятельной исследовательской работы студентов.

Каждая глава завершается списком литературы по теме. Он включает в основном работы, опубликованные в течение последних двадцати лет. Список литературы разделен на три группы: I – литература, предназначенная для подготовки к семинарским занятиям.

Предполагается, что студент, работающий над рефератом, докладом или занимающийся самообразованием, уже знаком с первоисточниками, включенными в группу I, используемыми на семинарских занятиях. Соответственно подразумевается, что человек, приступающий к проведению самостоятельных научных исследований на заданную тему и обращающийся к литературе из группы III, уже знаком с первоисточниками, отнесенными к группам I и П. Иными словами, в списке использован кумулятивный принцип представления рекомендуемой литературы.

Схема расположения литературных первоисточников и связанных с ними отсылок следующая. Сначала в списке дается название произведения с соответствующими библиографическими данными. Затем в скобках – наименование проблем и вопросов, по которым можно найти информацию в данном первоисточнике с указанием страниц. Иногда формулировки проблем и вопросов соответствуют наименованиям разделов, глав и параграфов цитируемых книг, иногда отличаются от них. Отличающееся от имеющегося в первоисточнике название дается в том случае, если книжный заголовок не вполне точно отражает тематическое содержание текста с точки зрения его соответствия изучаемой теме программы курса.

В конце учебника имеется словарь основных психологических понятий . Его задача – ввести полные и емкие определения основных научных понятий курса.

Раздел I. Введение в психологию

Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания детей. Психодиагностические проблемы и психологическое консультирование в педагогической практике. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, которые изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.

Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.

Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике. Значение математики для получения достоверных психологических знаний. Внедрение вычислительной и другой техники в психологический эксперимент.

Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным, органически обусловленным и что – приобретенным, социально обусловленным. Такое знание предполагает проведение психодиагностики, выполнение психолого-педагогического эксперимента по формированию соответствующих качеств и свойств человека. Если в ходе эксперимента будет доказано, что интересующие исследователя качества в обучении и воспитании сформировать нельзя, а также будет установлено, что они появляются и развиваются по мере биологического созревания организма, то эти качества можно считать биологически обусловленными – задатками.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знания психологии нельзя. В структуру задатков и способностей входят многие процессы, свойства и состояния человека. По мере их развития совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры развитых способностей, законов их формирования необходимо для правильного выбора методов обучения и воспитания.

Довольно рано, еще в дошкольном возрасте, обнаруживаются существенные индивидуальные различия между детьми. С их учетом должна строиться практика педагогического воздействия. Достоверную информацию об этих различиях позволяет получить дифференциальная психодиагностика. И здесь опять требуется участие профессионального психолога.

Обучение и воспитание ценны тогда, когда ведут к повышению уровня психологического развития детей. Надо уметь определять этот уровень и сопоставлять его с некоторой нормой для того, чтобы судить о том, правильно или неправильно идет развитие. Такая научно обоснованная норма устанавливается психологами, они же разрабатывают и проверяют, предлагая школе, методы психологического тестирования уровня развития детей. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается ребенок, и своевременно предпринимать необходимые педагогические меры, направленные на исправление имеющихся недостатков.

Одна из частных задач педагогической практики, которая ставится и решается в ходе такой работы, – выявление нормально развивающихся детей (находящихся в пределах возрастной нормы), детей с задержками развития (отстающих) и ускоренно развивающихся (одаренных). Две последние категории детей требуют особого внимания к себе: отстающие – потому, что плохо усваивают школьный материал, а одаренные – по причине неполного использования своих возможностей для развития.

Психолого-педагогическая проблема особой сложности, которая не может быть правильно решена без участия психолога, – это определение причин отставания ребенка от своих сверстников в учебе и развитии. Другая проблема, – пожалуй, не менее важная и не менее ответственная, особенно в наши дни, – создание благоприятных условий для развития одаренных детей. И здесь учителю требуется квалифицированная психологическая помощь.

В педагогике давно и много говорится о необходимости индивидуализации обучения, т. е. построении его с учетом уровня психологического развития, достигнутого ребенком, и его индивидуальных возможностей. Точно определить уровень развития и возможности ребенка без участия психолога также практически невозможно. Только с помощью научно проверенных приемов психодиагностики устанавливается индивидуальность ребенка в тех ее проявлениях, которые скрыты от внешнего наблюдения, от учителей, родителей и самого ребенка. Такие индивидуальные различия могут касаться любых психических процессов, свойств и состояний.

Практика обучения и воспитания чаще всего имеет дело не с отдельными детьми, а с группами детей. Между членами таких групп обычно складываются довольно сложные человеческие взаимоотношения, и педагогические воздействия, в конечном счете адресованные отдельным детям, преломляются (опосредствуются) этими отношениями. Следовательно, для того чтобы разумно организовать воспитательный процесс, педагог должен знать, какие взаимоотношения сложились между детьми в группе. Здесь нужны социально-психологические теоретические и методические познания.

В настоящее время в нашей стране создана и развивается психологическая служба в системе образования. Работающие в ней специалисты призваны заниматься этими проблемами профессионально, в тесном сотрудничестве с педагогами. Но для того чтобы такое сотрудничество было продуктивным, сам педагог должен владеть элементарными основами психологических знаний. Их представление и усвоение – задача данного курса.

Психология как наука

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека .

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой – в его индивидуальном опыте, с третьей – в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях – больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология (рис. 1, табл. 1).

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления .

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии


Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.


Таблица 1. Примеры общих понятий и частных явлений, изучаемых в современной психологии



Большая часть перечисленных в табл. 1 понятий и явлений раскрывается в учебнике. Однако для самого общего предварительного знакомства с ними можно обратиться к имеющемуся в конце книги словарю-указателю психологических терминов.

Основные отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.


Рис. 2. Структура общей психологии


Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию


Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

В словаре второй книги наиболее трудные психологические понятия повторяются для их лучшего усвоения, а также для устранения необходимости повторного обращения читателя к первой книге с целью припоминания содержания того или иного понятия.

Понятия, приведенные в правой части таблицы, заимствованы из двух психологических словарей, опубликованных за последние годы на русском языке: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. – М., 1983; Психологический словарь. 2-е изд., доп. и испр. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – М., 1990.

Психология человека - это наука, которая изучает людей, их поведение, мышление, причины поступков. Зная мотивы, согласно которым индивид действует в той или иной ситуации, можно добиться желаемого, например, положительного разрешения своего вопроса или просто наладить отношения с окружающими. Психология аккумулирует все важнейшие знания о человеке. Люди, которые хотят достичь высот в обществе, должны не только их знать, но и уметь применять на практике. Ведь наша жизнь - это постоянная борьба со сложившимися обстоятельствами ради победы личных интересов. Люди борются за более высокооплачиваемую должность, за то, чтобы создать семью с понравившимся человеком, привлечь к себе внимание, добиться популярности, узнаваемости, заработать больше денег. Именно психологические знания и помогают индивиду достичь желаемых результатов.

Что такое психология человека, основные её направления

Психология изучает психику индивида, особенности её проявления и функционирования, а также закономерности развития. В переводе с греческого - это наука о душе человека. Это учение прошло длинный путь становления, впитав в себя много полезных знаний. В 19 веке психология стала самостоятельной дисциплиной. Благодаря этой науке, люди научились понимать природу психических явлений. Существуют различные направления психологии человека, которые изучают разнообразные поведенческие, нравственные, мыслительные, бессознательные, личностные вопросы. Подобная систематизация позволяет более детально рассмотреть и понять природу психических явлений.

Основные направления психологии человека:

  1. Когнитивное - изучает форму и содержание познавательной деятельности. Мышление и интеллект определяет поведение индивидуума. Данный раздел выясняет, каким образом приобретаются, сохраняются и используются различные знания.
  2. Ассоциативное - изучает психику на основе ассоциаций. Согласно этому учению сознание формируется под влиянием ощущений и чувств. Сложные понятия легче воспринимаются благодаря их отождествлению с более простыми. На закрепление ассоциаций влияет частота их повторения.
  3. - попытка объяснить психические процессы благодаря существованию неких целостных образований - «гештальтов». Посредством восприятия и мышления окружающие предметы воспринимаются органами чувств как целые формы.
  4. Гуманистическая - изучает личность человека и его возможности. Люди живут в мире своих переживаний, и в зависимости от ситуаций исполняют различные ролевые функции. Основная задача жизни индивидуума - самосовершенствование. Человек задумывается о высоком, только удовлетворив свои низшие потребности.
  5. Глубинная - изучает бессознательные процессы. Эта наука считает неосознанные явления движущими силами человеческого поведения. Основателем психоанализа является З. Фрейд. Психика индивидуума включает бессознательные и вытесненные из сознания формы. Основу личности составляют иррациональные, эмоциональные, инстинктивные процессы. Благодаря психоанализу учёным удаётся выяснить причины психических явлений.

Какие книги по психологии помогут новичку?

Значение психологии в жизни человека

Уже в раннем детстве происходит формирование личности. Каждый человек впитывает в себя информацию из окружающего мира. Под влиянием этих знаний формируется характер человека. На жизненном пути каждый индивидуум встречает немало проблем. В зависимости от характера и желания человек может справиться с трудностями или, наоборот, покориться судьбе.

Большое значение во всевозможных проблемных ситуациях имеет самоконтроль. Если индивид умеет контролировать свои эмоции, его тяжело вывести из равновесия. Такая личность знает, как вести себя в обществе, как нравиться людям, добиваться желаемого результата.

Существуют простые правила, соблюдая которые можно легко добиться успеха:

  • необходимо научиться разбираться в людях;
  • со всеми окружающими нужно сохранять хорошие отношения;
  • всегда необходимо уважать интересы других членов общества;
  • нельзя опускать руки перед трудностями;
  • бороться за свои интересы нужно в любой ситуации;
  • не стоит постоянно винить себя за ошибки и часто вспоминать свои неудачи;
  • чтобы добиться успеха, нужно постоянно что-то делать;
  • нельзя и брать на себя ответственность.

Люди по-разному себя ведут, попадая в незнакомую ситуацию. Некоторые начинают предпринимать активные действия. Более робкие и мнительные индивиды, наоборот, могут упасть духом. Разная реакция на одинаковую ситуацию объясняется индивидуальными особенностями личности, воспитанием, образованием, моральной закалкой.

Морально неподготовленный индивид не знает как правильно себя вести, встретившись с опасностью. Вместо того, чтобы действовать или, спасаясь, убегать, он может потерять ясность мысли, стать полностью неподвижным и уязвимым.

Для того чтобы индивидуум смог справиться с различными бедами, которые с высокой долей вероятности попадутся ему на жизненном пути, нужно подготовиться к негативным ситуациям, закалить психику и волю. Выполнить эту задачу можно с помощью знаний из области психологии. Если человек психологически готов к любым неприятностям, его ничем не испугать, он может адекватно среагировать на опасность и правильно действовать в любой ситуации.

Знания о психологии человека , помогают наладить хорошие отношения с окружающими людьми, добиться успехов в профессиональной сфере. Научные достижения в этой области приоткрывают дверь в мир нового и непознанного, позволяют понять причины, побудившие индивидуумов поступать так, а не иначе.

Подборка интересных психологических фактов:

  1. Человек чувствует себя счастливым, если его мозг постоянно чем-то занят. Ничто так не удручает, как отсутствие новой информации и возможности переключать своё внимание с одной темы на другую.
  2. Мозг работает даже во время сна. Проснувшись утром, человек помнит лишь то, что для него действительно важно.
  3. Серое вещество всегда сигнализирует о возможной опасности. Правда, некоторые сигналы люди склонны игнорировать, полагаясь на везение.
  4. Если человек хочет заняться чем-то новым, ему нужно около двух месяцев, чтобы привыкнуть. Спустя 60 дней любое новшество будет доведено до автоматизма и не вызывать дискомфорта.
  5. Люди, которые по ночам видят страшные сновидения, как правило, во сне мёрзнут.
  6. Для того чтобы , рекомендуется почитать новую книгу. Она поможет переключить внимание лучше, чем музыка, спорт, алкоголь или просмотр кинофильмов.
  7. Если человек надеется получить слишком много, то он очень болезненно воспринимает неудачу. Чем скромнее планы, тем спокойнее реакция на поражение.
  8. В незнакомом месте люди держатся правой стороны. Очередь слева всегда короче той, что справа.
  9. Люди более охотно нарушают порядок, если видят признаки царящего вокруг беспорядка.
  10. Индивиды неохотно вступают в спор со спокойным человеком. Их больше привлекают слишком эмоциональные противники.
  11. Чем дольше люди спят, тем меньше они подвержены риску психического расстройства.
  12. Для того чтобы установить с кем-либо хорошие отношения, нужно назвать его имя.
  13. Что сделать, чтобы быстро заснуть: нужно лечь на спину, закрыть глаза, закатить зрачки вверх. Именно в таком положении людей одолевает сон.
  14. В дискуссии часто побеждает тот, кто кричит громче остальных. Хотя зачастую слишком эмоциональный спорщик бывает неправ.
  15. Малокомпетентные люди чаще добиваются высот, потому что неспособны оценить масштаб и последствия своих ошибок. Они отличаются твёрдолобостью, их не мучает совесть, они ведут себя слишком самоуверенно - опять же в силу своего непрофессионализма.
  16. Преступниками редко становятся красивые люди. Они и так получают всё, чего хотят от жизни - за счёт своего обаяния или просто за чужой счёт.
  17. Люди, которые заняты разрешением какой-то проблемы, часто не видят, что у них происходит под носом.
  18. Собеседники могут смотреть друг другу в глаза лишь пару секунд. Пристальный взгляд свидетельствует о влюблённости или о скрытой агрессии.

Психология памяти человека

Особое значение в психологии человека занимает память. Благодаря запоминанию информации, каждый индивид развивается, обучается, становится личностью. В основе памяти лежит свойство нервных клеток изменяться под влиянием раздражителей и надолго сохранять следы нервного возбуждения. В нейронах происходят различные биохимические изменения. Когда память оживляется, происходит возбуждение нервных клеток даже при отсутствии раздражителя.

Психология памяти тесно связана со свойствами воды. Ведь человеческий организм на 80 процентов состоит из жидкости. Вода может помнить состояния, в которых ранее пребывала. Подобный процесс возможен, благодаря способности жидкости поглощать, а также трансформировать и перераспределять энергию.

Методы психологического воздействия на людей

Социум состоит из людей, которые постоянно между собой общаются. Осознанно или нет, но все они воздействуют друг на друга. Существуют различные способы влияния на окружение.

Методы воздействия на человека:

  1. Заражение - способ основан на передаче эмоций от одного индивидуума другому. Если кто-то паникует или плачет, то у всех портится настроение. «Заразиться» можно как негативными, так и позитивными эмоциями, например, смехом, радостью, весельем.
  2. Внушение - так, как кто-то хочет. Внушение происходит с помощью слов, жестов, действий. У каждого индивидуума разная внушаемость. Мнительные люди и дети до 13 лет легче поддаются внушению, чем независимые личности.
  3. Убеждение - индивида убеждают поступать так, а не иначе с помощью логических размышлений. Чем выше интеллект человека, тем тяжелее его переубедить. В процессе убеждения важно вызвать доверие. Если собеседник сомневается в правдивости доводов, убедить его в чём-либо невозможно.
  4. Подражание - осознанно или бессознательно индивид старается скопировать манеру поведения другого человека. Обычно примером для подражания являются успешные, знаменитые и богатые личности.

Многими людьми используется ещё один способ воздействия на индивидуума. Его название – манипуляция. С помощью этого метода манипулятор получает желаемое, а у оппонента сохраняется иллюзия самостоятельно принятых решений. Ещё Аристотель говорил, что успех воздействия зависит от того, кто, кому и что говорит.

Психология личности - это увлекательная наука. Понять её основы может любой. Правда, применить на практике знания удаётся далеко не всем. Помочь разобраться во всех нюансах психологической дисциплины поможет опытный психолог.

Модуль 1. Общая психология

Психология как научная дисциплина. Объект и предмет психологического познания. Методы психологического познания. Задачи психологии. Структура психологического знания и задачи психологии. Основные представления о наличии психического. Стадии развития психического. Классификация психических явлений. Основные понятие и направления психологической науки. Античные представления о психологии. Психология Нового времени. Предпосылки возникновения научной психологии. Экспериментальная психология сознания. Психоанализ и проблема бессознательного. Бихевиоризм. Гештальт-психология. Первый кризис в психологии. Французская социологическая школа. Описательная психология. Гуманистическая психология. Когнитивная психология. Российское направление экспериментальной психологии сознания. Культурно - исторический подход к исследованию психики. Деятельностный подход в психологии. Системный подход в психологии.

Модуль 2. Общепсихологический практикум

Эмпирические методы исследования в психологии. Классификация методов исследова-

ния в психологии. Устный опрос. Наблюдение. Анкетирование. Интервьюирование. Экспертное оценивание. Методы исследования познавательных процессов.Ощущения и восприятие. Память. Внимание. Мышление. Воображение. Методы исследования личности. Темперамент и характерологические особенности личности. Направленность личности. Самооценка. Эмоции. Тревожность. Агрессия. Ценностные ориентации. Защитные механизмы личности. Методики изучения активности. Индивидный уровень активности. Личностный уровень активности. Активность личности как показатель

эффективности совладания с трудными жизненными ситуациями. Активность личности как адаптационный ресурс. Природные основы психических явлений.

Модуль 3. Природные основы психических явлений

Главные направления эволюции психики в контексте онтологического и дифференционно-интеграционного подходов. Основные пути филогенеза психики: ароморфоз – повышение уровня психической организации организмов, качественный скачок в их развитии; идиоадаптация – частное приспособление организмов к определенному образу жизни в конкретной среде, достигаемое путем перестройки структуры психики без качественного повышения уровня ее организации; дегенерация – понижение уровня психической организации. Специфика живых материальных тел в сравнении с неживыми. Специфика высокоорганизованных живых систем, обладающих психикой. Отличительные особенности субъективного психического отражения в сравнении с другими формами отражения, специфика психического отражения.

Модуль 4. Психология развития

Основные этапы человеческой жизни. Целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических. Стадии и основные закономерности развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности: особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Развитие как процесс высокой индивидуальной вариативности. Этические проблемы психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.

Модуль 5. Дифференциальная психология

Предмет дифференциальной психологии. Методы эмпирического исследования и диагностики типов в дифференциальной психологии. Психологические типы по характеристикам мотивационно-волевой сферы и характер. Темпераментальные свойства

психики и типологии темперамента. Психологические типы по характеристикам познавательных процессов. Учет индивидуально-типологических особенностей при работе с людьми в разных областях практики.

Модуль 6. Социальная психология

История и современное состояние социальной психологии. Социальная психология больших и малых групп. Лидерство. Социальные установки. Восприятие и понимание людьми друг друга. Социальная психология личности.

Методы современной социальной психологии. Причины возникновения и способы решения разнообразных социально-психологических проблем. Техника ведения психологического консультирования по социально-психологическим вопросам. Виды

социально-психологических психодиагностических методик и их применение в

научно-исследовательской и в практически-направленной работе.

Модуль 7. Психология личности

Личность как предмет психологического исследования. Теории личности в зарубежной психологии. Теории личности в отечественной психологии. Движущие силы и условия развития личности. Индивидные свойства как безличная предпосылка развития личности.

Общественно-исторический образ жизни как источник развития личности. Инструментальные проявления индивидуальности. Мотивационно-смысловые отношения личности. Самосознание личности. Методические приёмы практической психологии личности

Модуль 8. Психодиагностика

Введение в психодиагностику. Функции психодиагностики. Психометрический, клинический и каузальный подход к психодиагностике. Структурные компоненты

психодиагностики. Психодиагностический процесс. Этапы развития психодиагностики.

Становление психодиагностики в России. Методы и методики психологической диагностики. Проективные методы психологической диагностики. Основы психометрии.

Понятие психометрия. Обеспечение качества психодиагностических методик. Проблемы

измерения в психологии. Основные этапы разработки психодиагностических методик. Основы практической деятельности психолога-диагноста. Психодиагностические задача и ситуация. Психодиагностический диагноз и его виды. Написание психодиагностического заключения. Этические нормы работы психолога-диагноста.

Модуль 9. Экспериментальная психология

Введение в психологическое исследование. Экспериментальная психология как самостоятельная наука. Общие вопросы методологического обеспечения психологических исследований. Классификация методов психологического исследования. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях. Вербально-коммуникативные методы. Метод эксперимента. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Обработка данных психологических исследований. Интерпретация и представление результатов психологических исследований.

Модуль 10. Клиническая психология

История развития клинической психологии. Введение в клиническую психологию. Теоретико-методологические основы клинической психологии. Методы исследования в клинической психологии. Основные направления клинической психологии. Основы нейропсихологии. Основы патопсихологии. Теоретические основы психосоматики. Психотерапия и психологическое консультирование. Прикладные и практические задачи клинической психологии в разных сферах профессиональной деятельности психологов.

Клинико-психологическая помощь при отдельных видах психических расстройств. Работа клинических психологов с семьями, с дисгармониями в супружеских и детско-родительских отношениях. Клинико-психологическая помощь лицам пожилого возраста.

Модуль 11. Педагогическая психология

Педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного познания. Развитие образования на современном этапе. Общая характеристика учебной деятельности. Социализация и воспитание. Субъекты образования и их взаимодействие.

Модуль 12. Организационная психология

Предмет и методы организационной психологии. Психологический подход в описании социальной организации. Человек в социальной организации. Среда жизнедеятельности человека в социальной организации. Психолог в социальной организации: направления и формы работы.

Человеческая психика существует как нечто целостное, живой и неделимый субъективный образ (см. гл. I). Это личностная, субъектная, неразложимая системность, нерасторжимая интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек – личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его органы, части или аспекты. При разнице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обобщенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии, хотя его трактовка, конечно, далеко не однозначна. К тому же личность динамична, переменчива, имеет свою гипотетическую эволюцию.

Эволюция, или развитие, – это не линейный процесс постепенного количественного приращения свойств или признаков (см. гл. 3), а обязательное наличие скачкообразных, качественных изменений, подобных самостоятельным ответвлениям (или "кустам") от общего, к тому же спиралевидного "древа жизни".

Расхождение, "отстояние", различия между современным человеком и животными являются непереходимыми. Сообразно таким представлениям человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей , качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле. Эти отличия вовсе нс означают биологической, природной изолированности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют основу жизни, задают специфику самой человеческой психики.

Главной особенностью человека как вида является его первозданная социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления неотделимы, не существуют вне своего единства. Последнее, конечно, не означает, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере социально обусловлены, точнее, объединены в некое жизненное, биосоциальное очеловеченное единство.

Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной, общественной. Его психику "производит" не только мозг и нервная система, но и социальные взаимодействия с другими людьми, отношения людей.

Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них выступает как результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности, называемые социально-психологическими.

Л. С. Выготский образно писал, что для индивида всякая психическая функция появляется и проявляется дважды. Для новорожденного ребенка она существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически ). Носителями речи, мышления, переживаний, сознания выступают окружающие люди. И только по мерс развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внутреннее, интрапсихическое существование, т.е. становятся принадлежащими конкретному субъекту.

У человека формируется особый вид социогенных психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле "отрываются", освобождаются от исконной биологической привязанности к жизни, переходя на уровень более широкой и многомерной социальной категории человеческого существования как субъективного бытия.

Известно, что человек зачастую совершает поступки, которые никак не связаны с поддержанием, сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации каких-то социальных, этических или нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает с трудом работать ради исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей , которые не имеют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологическими (см. гл. 5).

Человек освобождается от неукоснительно строгого следования многим своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение существенно перестраивается, становится по-особому свободным , избыточным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего в образе отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого, базового значения выжить. Отражаемый, создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Появляются психологические предпосылки для возникновения творчества, науки и культуры, искусства и религии, всей человеческой духовности.

  • Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни, бытии и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику, а активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, образа и мира. Выделяют два средства, две формы такой передачи опыта:
    • 1) предметы и орудия труда, деятельности в целом;
    • 2) знаки, языки и речь.

Орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок, компьютер) всегда несут в себе обучающую функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающего мира.

Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезьяной для доставания плода, выступает лишь "биологическим удлинением руки" (Л. С. Выготский); эта палка перестает существовать для животного вне конкретной биологически значимой ситуации. Животные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок. Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания, которого у современных животных, по нашим представлениям, нет.

Предметы внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной степени создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы – все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду. Это немалая, порой ведущая часть его собственно психологического окружения, которое несет в себе людской опыт, т.е. обязательно обучает и воспитывает индивида. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное практическое назначение. Они опосредствуют, вооружают, качественно видоизменяют все поведение и психику человека.

Знаки , языки и речь , искусственно созданные человечеством, являются психологически центральным, основным средством сохранения и передачи опыта.

Знак (в самом универсальном и массовом виде – слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое "удвоение" мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, создан столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого вольного обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения (см. гл. 17).

Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована, по аналогии с инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л. С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, например, восприятия, памяти, мышления, воображения.

Развитие высших психических функций личности – не столько количественное увеличение, "созревание" их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, а также развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Наличие сознания делает человеческую психику управляемой.

Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной степени комплексными, знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.

Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики", наличие возможности, способности и готовности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих в нем связей и закономерностей. Человек отражает, воссоздает в психическом образе то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта.

Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство Солнечной системы, почувствовать температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, понять и сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей, с которыми он реально и постоянно живет и работает. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения (см. гл. 15, 16). Это свобода познания мира и себя, своего места в нем. Потому для личности доступны и характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление, культура, наука, искусство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: