Преемственность между доу и школой. Доклад "преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации фгос" Преемственность доу и школы с учетом фгос

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»

ПРОБЛЕМНАЯ ГРУППА

«Школа + детский сад»

ДОКЛАД

Преемственность

детского сада и начальной школы

в условиях реализации

Федерального государственного образовательного стандарта

Подготовила:

руководитель ПГ

учитель начальных классов

Меньшикова Т.М.

п. Янгель, 2016-17 уч. г.

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 2.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Л. С. Выготский

Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием.

Слайд 3.

Дошкольное развитие и обучение детей, как и первые годы начального образования в школе - это важный период для ребенка, когда закладываются основы знаний.

Школа и детский сад делают все возможное, чтобы обучение детей было построено не только правильно, но и интересно.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Слайд 4.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход , который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 5.

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы.

Пять образовательных областей , обозначенных в проекте ФГОС ДО имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы НОО.

Слайд 6.

Одна из важнейших задач - создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др

3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Слайд 7.

ОТЛИЧИЯ ФГОСов ДО и НОО

    Результаты освоения ООП ДО – целевые ориентиры, не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей.

    Разработка специальных вариантов стандарта для детей с ОВЗ не предусмотрена.

    Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень.

    Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке), метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.

    Ведется разработка СФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести нарушений).

Слайд 8.

Преемственность результатов ДО и НОО: от целевых ориентиров
к универсальным учебным действиям (УУД)

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

Результаты освоения ООП НОО : личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке, метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Освоение Программы в ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Слайд 9.

Слайд10.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Чтобы решить проблему преемственности образована ПГ «Школа + детский сад»

Работу по преемственности детского сада со школой будем осуществлять по трем основным направлениям:

методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Слайд 17

Вывод:

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Слайд 18

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.
Выиграют от этого все, особенно дети.
Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Слайд 19

Ожидаемые результаты:

Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения.

Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.

Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком.

Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей.

Мотивационная готовность детей к обучению в школе.

    Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:

  • уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;
  • начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

МБДОУ “ДС №7” уже много лет сотрудничает с МБОУ “СОШ №12”. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.

Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. Работа включает совместное обсуждениемнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. Проведение родительских собраний по вопросу подготовки детей к школе, открытых уроков и занятий с целью демонстрации педагогических подходов в работе с первоклассниками и обмена опытом, открытых занятий в подготовительной группе детского сада для учителей начальных классов с последующим совместным анализом и обсуждением, совместных праздников, спортивных развлечений “Богатырские потешки”, “Зимние забавы” и т.д. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп по школе. Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОО.

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.

К созданию Проекта наш коллектив побудил поиск точек соприкосновения ДОО и школы в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС ДО и НОО.

Целью инновационного проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи инновационного проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Задачи первого этапа:

1. Провести анализ ресурсных возможностей ОУ (кадровых, методических, материально-технических, финансовых) для реализации задач инновационной деятельности.

2. Разработать программу инновационного проекта, определить его участников.

3.Разработать нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность ДОО (“дорожная карта” введения ФГОС), формы договоров с родителями, должностные инструкции педагогов и сотрудников и т.д.).

4. Организовать положительную мотивацию участников инновационного проекта к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности.

5. Провести информационную работу, связанную с ознакомлением педагогической общественности с целями, ходом и результатами первого этапа инновационного проекта.

6. Разработать модель выпускника ДОО в соответствии с ФГОС ДО и НОО.

Задачи второго этапа:

1. Провести рефлексивный анализ хода первого этапа реализации инновационного проекта, семинары, круглые столы, конференции по обмену опытом работы для выявления затруднений, своевременной коррекции.

2. Внести коррективы в документацию, регламентирующую деятельность ДОО по введению ФГОС ДО.

4. Провести городской семинар с демонстрацией опыта работы ДОО по данному направлению.

Задачи третьего этапа:

1. Обобщить опыт работы по обеспечению преемственности между ДОО и начальной школой (презентации, мастер-классы, доклады, публикации) на муниципальном и региональном уровнях.

Программа преемственности между ДОО и начальной школой.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Преемственность между ДОО и начальной школой

в условиях введения ФГОС

Процессы модернизации образования требуют переосмысления его содержания и реализации в контексте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Сегодня очень важно, чтобы эти документы работали, и преемственность дошкольного и начального образования осуществлялась в соответствии с теми идеями, которые отражены во ФГОС дошкольного и начального общего образования.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.

На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования .

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:

    уже в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;

    начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.

МБОУ СОШ с Чишма уже много лет сотрудничает с филиалом ДОУ. Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни. На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей.

Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. С 2012 года МО воспитателей ДОУ объединилась с ШМО начальных классов. Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. На заседаниях МО рассматриваются вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Свое творческое мастерство члены МО повышают через открытые занятия. Занятия подготавливаются учителями и воспитателями по интересующим областям, происходит обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителями и воспитателями, фиксируются всеми преподавателями и берутся на заметку в рамках одного из заседаний МО.

Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к прохождению ПМПК. Организация таких занятий решает ряд задач:

    облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.

    Развивать интерес к обучению в школе;

    В игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.

    Выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей

    Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.

Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОО. Организуются родительские собрания по вопросу подготовки детей к школе, знакомству с УМК «Планета знаний»

В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.

Приложение

План работы по преемственности МБОУ СОШ с Чишма и филиала ДГ на 2015-2016уч.г.

Стратегическая идея:

    обеспечить высокий уровень развития личности;

Приоритетные направления для начальной школы:

    формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;

Приоритетные направления для дошкольного учреждения:

    раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;

Главная цель:

    реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.

Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.

Задачи детского сада и школы

    Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

    Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.

    Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.

    Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.

План преемственности д/с и школы на 2015-2016 учебный год.

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Методическая работа

День знаний;

Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч

Зам. по УВР

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Зам. по УВР

Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;

- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь

ноябрь

воспитатели

воспитатели

Подведение итогов адаптации первоклассников;

Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май

зам. директора по УВР,

учителя

Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. директора по УВР

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

Во второй половине года:

цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.

Апрель

Зам. директора по УВР

Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.

Педагогические совещания.

Вопросы для обсуждения:

Актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Руководитель ШМО начальных классов и воспитателей ДОУ

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Учитель физкультуры, воспитатели

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2015 – 2016 г.

Май

Зам. зав. УВР

Работа с родителями

Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»

Родительское собрание для будущих первоклассников

Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Воспитатели

Воспитатели

Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Председатель ПМПк

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.

Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.

Работа с детьми

Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Воспитатели

Экскурсии в школу:

    Знакомство со спортивным залом;

    Знакомство с созданием школы;

    Знакомство с классами (кабинетами);

    Знакомство с библиотекой.

В течение года

Воспитатели

Подготовительные занятия с будущими первоклассниками

Ноябрь-декабрь

Учитель нач. классов

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Воспитатели

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»

Февраль

воспитатели

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»

Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь

апрель

Воспитатели,

уч. нач.классов

Участие первоклассников в празднике

«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,

муз руководители

Наталья Иванова

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Целью проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Основные формы работы со школой в ДОУ:

Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

Проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т. д.);

Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Работа с детьми:

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки, школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.







Публикации по теме:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Анализ развивающей предметно - пространственной среды детского сада Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации.

Карты индивидуального развития детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Карты индивидуального развития детей 5–6 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.

Портфолио воспитателя детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Арсланова Людмила Филипповна 07.01.1968г. р. Образование: среднее специальное, окончила Абаканское педагогическое училище, по специальности.

В рамках преемственности детского сада со школой дошкольники подготовительной группы «Г» «Весёлые леопардики» в гости пригласили ученицу.

Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Преемственность ДОУ и школы - это особая, сложная связь. Она подразумевает переход от одной ступени образования к другой, который осуществляется с сохранением и последующим постепенным изменением содержания, методов, форм, а также технологий воспитания и обучения.

Специфика

Преемственность ДОУ и школы осуществляется по определённым принципам. Соблюдение их крайне важно, ведь речь идёт о процессе, направленном на сохранение у юных учащихся ценности детства и параллельное формирование фундаментальных личностных качеств.

В наше время вопросы, касающиеся данной темы, особенно актуальны. Поскольку к теперь предъявляются более современные, изменённые государственные требования (ФГОС). Им в обязательном порядке должна соответствовать преемственность между ДОУ и школой.

ФГОС современности акцентирует внимание не на интеллектуальной готовности детей к получению начального и среднего образования, а на личностной. Она определяется способностью ребёнка принять на себя новую для него роль ученика. Если он готов перейти на новую, качественно более высокую ступень своего развития, значит, у него уже сформировалась так называемая внутренняя позиция школьника. Определить наличие этого «стержня» просто. Если ребёнок испытывает сознательное желание учиться, узнавать нечто новое - он у него имеется.

Подготовка к школе

Это основная задача каждого ДОУ. Главной целью каждого учреждения, предоставляющего является подготовка их воспитанников к поступлению в школу. Педагоги обязаны обеспечить детей равными стартовыми возможностями для последующего обучения. Это прописано в ФГОС. Детский сад должен повлиять на начальное формирование личности ребёнка и дать ему навыки, которые помогут в дальнейшем со сравнительной легкостью осваивать школьные программы.

Это обычно достигается методом внедрения моделей дошкольного образования, которые по своей специфике очень схожи с программами, реализуемыми в 1-2 классах. И это не случайно. Ведь преемственность ДОУ и школы - это непрерывный процесс развития, обучения и воспитания ребёнка. Дети, придя из детского сада в первый класс, не должны почувствовать резкой смены так называемого микроклимата и предъявляемых к ним требований. Впрочем, воспитанники хороших ДОУ и их родители с такой проблемой не сталкиваются. Поскольку в современных детских задах преподаватели и занимаются формированием предпосылок учебной деятельности у детей.

Процесс развития

Рассматривая проблему, затрагивающую преемственность ДОУ и школы, нельзя не отметить вниманием и то, как именно осуществляется комплексная подготовка детей к их дальнейшему обучению.

Высококвалифицированные педагоги детского сада уделяют больше всего внимания развитию активности ребёнка и его интеллектуальному развитию. Используются преимущественно продуктивные методы обучения: знания не передаются в готовом виде, воспитанники осваивают их сами, в процессе организуемой преподавателем деятельности. Это не только учит их мыслить, размышлять и добывать информацию, но ещё и развивает коммуникативные способности. Умение общаться, строить диалог, высказывать свои догадки и обосновывать их - одни из важнейших

Также преподаватели ДОУ уделяют немало времени развитию внимания детей, памяти, наглядно-действенного, логического и образного мышления. В дальнейшем это поможет им легче освоить методы сравнения, анализа, обобщения и синтеза.

Помимо перечисленного, программа преемственности ДОУ и школы в обязательном порядке включает в себя занятия по формированию у детей мотивов обучения. На раннем этапе будущие ученики должны осознать, что учёба - это важное, общественно значимое дело. Преподаватель обязан помочь им убедиться в необходимости получения образования. Обычно это осуществляется пробуждением в них интереса к определённым предметам и к обретению знаний в целом. Это не только формирует желание детей пойти в школу, но ещё и развивает любознательность и умственную активность.

Сотрудничество учреждений

Преемственность ДОУ и школы в условиях ФГОС невозможна без сотрудничества образовательных учреждений. Обычно точки их соприкосновений опираются на три основных направления.

Первое заключается в согласовании задач и целей осуществления преемственности. Второе направление подразумевает отбор содержания образования для детей. Он в обязательном порядке учитывает принципы непрерывности обучения и психолого-педагогические условия их реализации в соответствии с ФГОС. Третий аспект, в свою очередь, заключается в обогащении организационных методов и форм образования как в ДОУ, так и в школе.

Эта взаимосвязь учреждений очень важна. Преемственность ДОУ и начальной школы может осуществляться в различных формах. Один их самых популярных способов заключается в проведении экскурсий для воспитанников детского сада. Будущие ученики получают возможность окунуться в школьную атмосферу, посидеть за партами, ознакомиться с библиотекой, спортивным и актовым залом, столовой, кабинетами труда. Но больше всего впечатлений и радости им приносит посещение «линеек» по случаю Дня Знаний.

Кроме этого, план преемственности ДОУ и школы подразумевает сотрудничество воспитателей и учителей. Педагогам полезно посещать открытые уроки друг друга. Ведь в их процессе устанавливаются не только аспекты преемственности, но ещё и определяются единые требования к выпускникам детского сада.

Цели

Главная задача преемственности заключается в реализации единой линии развития ребёнка. Начинается процесс в детском саду, после чего он продолжается в начальной школе.

Перед педагогами ДОУ стоит несколько основных задач. Им предстоит приобщить воспитанников к ценностям здорового образа жизни, а также обеспечить их эмоциональное благополучие, поспособствовав развитию его положительного самоощущения. Ещё учителя ДОУ обязаны развить у детей любознательность, инициативность, произвольность и способность к творческому самовыражению.

Также важно сделать максимально плодотворным процесс формирования знаний об окружающем мире и стимулирования игровой, познавательной и коммуникативной активности. И, конечно, воспитатели обязаны поспособствовать развитию компетентности в детях по отношению к себе, к миру и остальным людям. Уже на этапе дошкольного обучения будущие школьники должны познать основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В дальнейшем педагоги образовательного учреждения работают с детьми в этих же направлениях. В чём и проявляется преемственность ДОУ и начальной школы. Дети уже осознанно принимают ценности здорового образа жизни, начинают предпринимать первые попытки по регуляции своего поведения в соответствии с ними. Педагоги помогают реализовать их готовность активно взаимодействовать с окружающим миром, умение и желание учиться, совершенствоваться. Продолжается совершенствование и развитие таких качеств, как самостоятельность и инициативность. И всё это, конечно же, сопровождается предоставлением знаний по изучаемым предметам и установленной образовательной программе.

Другие методы реализации преемственности

Их, как уже было сказано выше, довольно много. Но если посетить семинар по преемственности ДОУ и школы, то можно понять, что лучшие формы её осуществления касаются работы с детьми. Помимо экскурсий в образовательное учреждение, помогает знакомство воспитанников с его учителями и учащимися. А ещё посещение детьми адаптационных курсов занятий, которые организуются при школе. Обычно их проводят психологи, логопеды, социальные работники, музыкальные руководители и т. д.

Ещё нередко устраиваются тематические выставки поделок и рисунков. Процесс их создания не только развивает творческие способности и воображение, но и вдохновляет воспитанников на фантазии об их школьном будущем. То же самое можно сказать об организации представлений и тематических сценок.

Также крайне важно Без него преемственность в работе ДОУ и школы не представляется возможной. Ведь именно родители знают особенности своего ребёнка, которые могут очень помочь воспитателям в процессе организации образовательного процесса. Именно поэтому проводятся собрания, в которых принимают участие родители, педагоги детского сада и учителя школы. Нередко организуются вечера вопросов и ответов, конференции, дни открытых дверей. Практикуется тестирование и анкетирование для родителей, помогающее изучить самочувствие семьи в преддверии школьного будущего их ребёнка.

Физическая подготовка

Это важнейший аспект, который включает в себя преемственность ДОУ и школы. ФГОС и 29-я статья «Конвенции о правах ребёнка» говорят о том, что образование детей обязано быть направлено на укрепление их здоровья и на развитие физических способностей в максимальном объёме. И это действительно важно. На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения является одним из острых вопросов в обществе и государстве. Согласно статистике НИИ гигиены и охраны здоровья, за последние несколько лет количество физически полноценных детей уменьшилось в 5 раз.

В данном контексте принцип преемственности реализуется в создании среды, являющейся благоприятной для социально-психологического, эмоционального, умственного и физического развития здоровья. Одна из важнейших задач ДОУ заключается в развитии спортивных возможностей детей. Воспитанники, поступая в первый класс, обязаны обладать базовой физической подготовкой, а также уметь выполнять основные движения (лазать, прыгать, бегать, приседать и т. д.). Преподаватели должны привить детям элементарное представление о физкультурной деятельности. В противном случае воспитанникам после поступления в школу будет сложно справиться с требованиями спортивной программы.

Эмоциональное развитие

Без него также невозможна преемственность в работе ДОУ и школы. Всем известно, насколько важно эстетическое, этическое и культурное развитие. Без него невозможно становление нравственной, обладающей ценностями личности. С ранних лет дети должны получать представления о себе, своей семье и её важности, об обществе и государстве, природе и мире. Педагоги дошкольного образования должны ознакомить их с традициями, обычаями, праздниками. Важно донести до них смысл семейных обязанностей, а также таких понятий, как взаимоуважение, взаимопомощь, любовь, милосердие.

Также воспитатели должны поспособствовать развитию творческих способностей, которое будет активно продолжаться в школе. Обязательны занятия музыкой, хореографией, изобразительным искусством, поэзией. Именно в этих видах деятельности у ребёнка начинают проявляться собственные идеи и замыслы, которые он впоследствии реализует в рассказах, рисунках, движениях, песнях. К тому же творчество помогает проявить себя даже в возрасте 5-6 лет.

Проблемы

Выше были перечислены важнейшие условия преемственности ДОУ и школы. Также хотелось бы отметить вниманием некоторые проблемы, которые возникают в процессе осуществления упомянутой программы.

Главная из них заключается в предъявлении завышенных требований к детям. Воспитатели и родители желают их видеть читающими, умеющими решать задачи, составлять рассказы, рисовать, петь, танцевать и т. д. Стремление научить всему перечисленному превращает для малышей поход в детский сад в самую настоящую работу.

Более того, многие ДОУ в угоду родителям начинают следовать программе не дошкольного образования, а начального. Но так делают лишь непрофессионалы. Настоящие высококвалифицированные педагоги занимаются реализацией программы, соответствующей возрасту и развитию детей. И они способны донести до родителей необходимость этого. Детей надо учить тому, что те в состоянии усвоить в силу своего возраста и навыков. Только в этом случае будет польза.

Каким должен быть выпускник детского сада?

Об этом тоже стоит вкратце рассказать. Как уже можно было понять, преемственность со школой в ДОУ - процесс сложный и многогранный. Всё, что он в себя включает, направлено на развитие ребёнка. Неудивительно, что существует стандартный «портрет» выпускника детского сада.

Ребёнок, заканчивая дошкольную подготовку, должен быть физически и интеллектуально развитым. Он обязан обладать базовыми культурно-гигиеническими навыками и испытывать потребность в двигательной активности, являющуюся нормальной для этого возраста. Он должен проявлять любознательность, интересоваться неизвестным, задавать вопросы взрослым и любить экспериментировать.

Также ребёнок отличается эмоциональностью и отзывчивостью, умеет сопереживать, оценивает на своём уровне музыкальные и художественные произведения, интересуется миром природы и животными. И, конечно же, выпускник детского сада должен владеть средствами вербального и невербального общения. Построение диалогов не вызывает у него проблем, а ещё он умеет договариваться и взаимодействовать. Также он довольно уравновешен и умеет контролировать своё поведение.

Если ребёнок соответствует этому описанию - значит, он полностью готов к поступлению в школу, и привыкание к новой обстановке и режиму не вызовет у него особых проблем. Процесс адаптации, благодаря программе преемственности, пройдет гладко.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: